3 этап сестринского процесса включает. Второй этап сестринского процесса. Виды сестринских вмешательств
И развитие сестринского дела как науки, позволит сестринскому делу
Именно сестринский процесс обеспечит дальнейший рост
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА! ЗАПОМНИТЕ!
оформиться в качестве самостоятельной профессии, предоставит качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях
I. У пациента 65-ти лет, отмечается непроизвольное выделение мочи по каплям, эпизодически порцией без позыва на мочеиспускание. Он вдовец, живет со своим сыном и невесткой в 2-х комнатной квартире со всеми добствами. У него один внук 15 лет. который горячо любит деда.
Пациент обеспокоен возвращением домой, потому что не знает как семья отреагирует на его проолему. Сын и внук ежедневно навещают отца, но он отказывается встретиться с ними, целыми днями лежит, отвернувшись к стене, плохо спит.
1. Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено
у пациента?
2. Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы,
выделите приоритеты.
3. Сформулируйте цели и составьте план ухода по приоритетной проблеме.
Страдает уовлетворение потребностей: ВЫДЕЛЯТЬ. БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, БЫТЬ ЧИСТЫМ. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ОБЩАТЬСЯ, РАБОТАТЬ.
СЕСТРИНСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. недержание мочи;
2. тревога о своем состоянии;
3. нарушение сна;
4. отказ от встреч с близкими людьми:
5. высокий риск нарушения целостности кожных покровов: опрелости в паховой области.
ПРИОРИТЕТНАЯ СЕСТРИНСКАЯ ПРОБЛЕМА: недержание мочи Краткосрочные цели:
а) к концу недели пациент осознает, что при соответсппющсм лечении этоо тягостное явление уменьшится или пройти.
6) к концу недели пациент осознает, что при соответсвующей организации ухода это явление не будет создавать дискомфорта для окружающих:
Долгосрочные цели:
пациент будет псипсихологически подготовлен к жизни в семье к моменту выписки.
1. Медсестра обеспечит изоляцию пациента (отдельная палата, ширма).
2. Медсестра будет беседовать с пациентом о его проблеме ежедневно по 5-10 минут.
3. Медсестра даст совет пациенту не ограничивать количество потребляемой жидкости.
4. Медсестра обеспечит постоянное пользование мужским мочеприемником ночью и съемным мочеприемником в дневное время.
5. Медсестра обеспечит ежедневное обеззараживание мочеприемника и обработку его раствором перманганата калия, 1% раствором хлористоводородной кислоты или 0,5% осветленным раствором
хлорной извести для уничтожения амиачного запаха.
6. Медсестра будет следить за гигиеной постели: матрац будет обтянут клеенкой, постельное и нательное белье будет меняться после каждого случая мочеиспускания в кровать.
7. Медсестра обеспечит гигиену кожи паховой области (подмывания и обработка вазелином или детским кремом не реже трех раз в день).
8. Медсестра обеспечит проветривание помещения не реже
4-х раз в день по 20 минут, использование дезодораторов.
9. Медсестра обеспечит влажную уборку палаты не реже
2-х раз в сутки.
10. Медсестра будет наблюдать за цветом, прозрачностью и запахом мочи.
11. Медсестра обучит родственников пациента особенностям домашнего ухода.
ПРИОРИТЕТНАЯ СЕСТРИНСКАЯ ПРОБЛЕМА: тревога о своем состоянии.
Краткосрочная цель: пациент будет свободно обсуждать с медсестрой свои проблемы к концу недели.
Долгосрочная цель: при участии медсестры и семьи пациент адаптируется психологически к своему состоянию и выскажет желание продолжать жизнь.
1. Медсестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем пациента ежедневно, акцентируя его внимание на современных средствах ухода при недержании (съемные мочеприемники, впитывающие трусы и пеленки с дезодорирующим эффектом, средства для профилактики опрелостей). Сестра ознакомит пациента с литературой по этому вопросу.
2. Медсестра проведет беседу с родственниками о необходимости
психологической поддержки пациента.
3. Медсестра будет поощрять проявление внимания семьи пациента
по отношению к нему без личного контакта несколько дней (передачи, записки, цветы, сувениры).
4. Медсестра будет поощрять родственников навещать его после 7-го
дня и проинформирует их о должном поведении.
5. Медсестра обеспечит прием седативных препаратов и транквилиза
торов, по назначению врача.
6. Медсестра обеспечит знакомство с пациентом, страдающим недер
жанием мочи и адаптированным к своему состоянию.
II. Пациент 43-х лет, находящийся на стационарном лечении по поводу хронического бронхита, предъявляет жалобы на нарушение сна - с первых дней пребывания в больнице не может заснуть до 2-3 часов утра, оставшееся время дремлет с перерывами. Утром чувствует себя разбитым, раздраженным, болит голова. Раньше проблем со сном не было, связывает их появление с переменой обстановки (госпитализация). Просит у медсестры снотворное.
1. удовлетворение каких потребностей нарушено?
2. осуществите II и III этапы сестринского процесса.
Нарушено удовлетворение потребностей: СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ. Сестринские проблемы:
Нарушение сна,
Раздражительность,
Периодические головные боли,
Приоритетная проблема: - нарушение сна.
Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о способах улучшения сна к концу беседы с медсестрой.
Долгосрочная: пациент отметит улучшение сна и будет спать ночью не менее 6 часов все время пребывания в стационаре.
1. медсестра будет беседовать с пациентом о проблеме сна по 5 минут ежедневно;
2. медсестра обеспечит тишину, чистоту и свежий воздух в палате
(температура воздуха в палате 18-20 С), минимальное освещение
возле кровати);
3. медсестра будет следить за соблюдением "тихого часа" в отделении;
4. медсестра, с разрешения врача, посоветует пациенту прогулки в
больничном саду за полчаса-час до сна;
5. медсестра обеспечит пациенту постельный комфорт (удобный матрас, невысокая подушка, теплое легкое одеяло, свежее белье);
6. медсестра даст совет пациенту не переедать перед сном;
7. медсестра посоветует пациенту перед сном выпивать стакан теплого молока с медом или успокаивающего травяного чая;
8. медсестра обучит пациента специальным упражнениям на расслабление (релаксацию), облегчающим засыпание;
9. медсестра побеседует с семьей пациента и соседями по палате о необходимости избегать утомительных бесед, раздражающих известий во второй половине дня;
10. медсестра применит снотворное, по назначению врача;
11. с разрешения врача, медсестра не станет будить пациента для принятия пищи или лекарства, если он заснул;
12. медсестра постарается найти интересное дневное занятие для пациента, делающее его менее сонным и удерживающего его от сна в дневное время (шахматы, книги, телевидение, радио).
III. Пациентка Р., 44-х лет, жалуется на значительное увеличение массы тела за последние 5 лет (с 65 кг до 107 при росте 173 см). Хотела бы снизить вес, но, несмотря на рекомендации врача, диету не соблюдает. Аппетит повышен. В рационе преобладают углеводы. Беспокоит одышка при незначительной физической нагрузке, потливость, утомляемость. Отмечает склонность к запорам. Пять лет назад развелась с мужем. Детей не имеет. Работает бухгалтером. Проживает одна в благоустроенной 2-х комнатной квартире. Отец и мать страдают полнотой.
1. Идентифицируйте, удовлетворение каких потребностей нарушено у пациентки?
2. Определите настоящие и потенциальные сестринские проблемы, выделите приоритеты.
3. Сформулируйте цели и составьте план ухода по одной приоритетной проблеме.
Нарушено удовлетворение потребностей: ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ВЫДЕЛЯТЬ, ДЫШАТЬ, РАБОТАТЬ.
Сестринские проблемы:
Избыточное питание, превышающее потребность организма;
Высокая степень риска для сердечно-сосудистой системы в связи с ожирением;
Стул со склонностью к запорам;
Утомляемость;
Потливость.
Приоритетная проблема: избыточное питание, превышающее потребность организма.
Краткосрочная цель: пациентка продемонстрирует понимание необходимости снижения массы тела для улучшения своего самочувствия
Долгосрочная: пациентка снизит массу тела на 10% к моменту выписки (через месяц).
1. медсестра будет обсуждать с пациенткой пагубные последствия ожирения для здоровья по 10 минут в течение недели;
2. медсестра подберет популярную литературу по этому вопросу и ознакомит с ней пациентку;
3. медсестра ознакомит пациентку с требованиями лечебного стола, рекомендует частый прием пищи и разгрузочные дни 2 раза в неделю;
4. медсестра проведет беседу с родственниками и знакомыми пациентки о характере диетического стола и будет осуществлять контроль передач;
5. медсестра организует консультацию инструктора ЛФК и будет следить за регулярным выполнением рекомендованных гимнастических упражнений;
6. медсестра обеспечит консультацию физиотерапевта и выполнение его назначений;
7. медсестра организует досуг пациентки, стараясь отвлечь ее от мыслей о еде;
8. медсестра обеспечит прием жиромобилизующих и других лекарственных средств, в соответствии с назначением врача;
9. медсестра будет взвешивать пациентку 1 раз в 3 дня, поощряя ее успехи.
IV. Пациент длительное время получал после травмы лечение стрептомицином, в результате чего наступила полная глухота. Врачи и медсестра уверяли, что слух восстановится, считая, что это "ложь во спасение".
"Надежда спасения" длительное время поддерживалась окружающими, стала доминантной.
Пациент объездил все клиники, где занимались восстановлением слуха, но, самостоятельно ознакомившись со специальной литературой, постепенно пришел к выводу, что потеря слуха является необратимой. Во время беседы с медсестрой заявил, что решил покончить с собой, и это является взвешенным решением. Речь медленная и спокойная, тщательно подбирает слова. Ему 42 года, женат, имеет 2-х детей, 18-ти и 12-ти лет. Оказывает материальную поддержку престарелым родителям. Имеет педагогическое образование, преподавал физику в школе, последний год на инвалидности.
Нарушено удовлетворение потребностей: ОБЩАТЬСЯ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, РАБОТАТЬ.
Сестринские проблемы:
Не справляется с проблемами своей болезни (потеря слуха), риск суицидальной попытки.
Приоритетная проблема: - не справляется с проблемами своей болезни (потеря слуха).
Краткосрочная цель: пациент продемонстрирует знания о возможностях реабилитации лиц, потерявших слух в зрелом возрасте, через неделю.
Долгосрочная: через месяц пациент будет психологически адаптирован к своему заболеванию и выскажет желание продолжить жизнь.
Планирование:
1. медсестра обсудит ситуацию с врачом для выработки единой стратегии действий в отношении этого пациента,
2. медсестра будет обсуждать проблемы пациента 2 раза в день по 10 минут, поощряя проявления негодования и горя,
3. медсестра как можно быстрее познакомит пациента с человеком, глухим, но овладевшим методикой чтения с губ и ведущим социально активную жизнь. Она будет поощрять, чтобы было несколько встреч.
4. медсестра организует встречу пациента с представителем "Общества глухих",
5. медсестра подберет популярную литературу о людях, продолжающих активную и творческую жизнь после наступления инвалидности,
6. медсестра побеседует с родственниками пациента о необходимости психологической поддержки близкого им человека,
7. медсестра использует ценности пациента для того, чтобы мотивировать его продолжать жить (любовь к детям, необходимость поддержки родителей...),
8. медсестра будет обсуждать с пациентом возможность приобретения новой профессии,
10. медсестра обеспечит прием седативных средств по назначению врача;
11. медсестра обеспечит пациенту безопасное окружение;
12. медсестра организует досуг пациента.
V. Петр Сергеевич, 58 лет, находится на стационарном лечении с диагнозом рак желудка. Пациент пониженного питания (рост 175 см. масса
тела 50 кг;. Аппетит резко снижен, часто отказывается от еды. Потребляет менее литра жидкости в сутки. Любит горячий чай с лимоном, кофе. Трудности в самостоятельном приеме пищи из-за крайней обшей слабости (не удерживает и проливает пишу, устает уже после 3-4 ложек).
Слизистые полости рта обычной окраски, сухие. Язык обложен коричневым налетом с неприятным запахом. Глотание не нарушено. Зубы сохранены. Врач назначил общий стол.
Жена Петра Сергеевича обратилась к медсестре за советом в связи с отказом пациента от еды (последние 2 дня пьет только воду)
Физиологические отправления без отклонений от нормы.
1. Удовлетворениекаких потребностей нарушено у пациента?
2. Определите сестринские проблемы.
3. По приоритетной проблеме пациента сформулируйтецели и составьте план сестринского ухода.
Нарушено удовлетворение потребностей: ЕСТЬ, ПИТЬ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ, ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ.
Сестринскиепроблемы:
Снижение аппетита;
Риск обезвоживания:
Трудности при приеме пищи из-за обессиливания.
Приоритетная проблема: снижение аппетита.
Краткосрочная цель: пациент и его близкие осознают значение полноценного питания для улучшения самочувствия к концу беседы с медсестрой.
Долгосрочная цель: пациент будет получать адекватное количество пищи и питья все время пребывания в стационаре:
Масса тела пациента не снизится более чем на 10-15%,
У пациента не будет признаков обезвоживания.
1. медсестра будет беседовать с пациентом о необходимости приема пищи для улучшения самочувствия ежедневно,
2. медсестра побеседует с близкими пациента о составе передач,
3. медсестра будет как можно чаще привлекать близких к кормлению пациента,
4. медсестра и (или) близкие будут осуществлять кормление в постели, максимально поощряя самостоятельность пациента
5. медсестра будет кормить пациента часто, но небольшими порциями (6-7 раз в сутки по 100-150 г), мягкой влажной пищей,
6. медсестра позаботится:
О сервировке стола;
О чистоте посуды;
О внешнем виде пищи;
О необходимой температуре блюд (теплая, но не горячая пища).
7. медсестра разнообразит меню пациента, включая его любимые блюда (с помощью родственников),
8. медсестра обеспечит прием лекарственных препаратов, повышающих аппетит, по назначению врача,
9. медсестра обеспечит прием не менее 2-х литров жидкости в сутки (теплая кипяченая вода, некрепкий чай, щелочная минеральная вода)
10. медсестра будет тщательно следить за состоянием полости рта ее пациента (2 раза в день чистить зубы, очищать язык, полоскать рот после приема пищи настоем ромашки),
11. Медсестра будет учитывать количество съеденной пищи и выпитой жидкости ежедневно, раз в 10 дней взвешивать пациента.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Проблемные вопросы:
1. Как Вы понимаете смысл определения: сестринское дело есть способ удовлетворения основных жизненно-важных потребностей человека?
Приведите свои примеры связи сестринских проблем с нарушением удовлетворения потребностей пациента.
2. В чем заключается основная цель сестринской помощи?
3. Почему сестринский процесс называют круговым и циклическим
процессом?
4. Охарактеризуйте различия традиционного и современного сестрин
ского ухода за пациентом?
5. Приведите по пять примеров психологических и духовных проблем
пациента.
В чем, на Ваш взгляд, заключается различие между психологическими и духовными сестринскими проблемами?
6. Правильно ли сформулирована цель: "Медсестра обеспечит полноценный сон пациента"? Предложите свой вариант.
7. Охарактеризуйте значение сестринской документации в осуществлении сестринского процесса. Почему сестринскую историю болезни называют зеркалом, отражающим квалификацию и уровень мышления медсестры?
8. Прочитайте диалог из книги Н. Козлова:
- "Представляешь, ведь после больницы нужно диетическое питание, а жена специально для меня ничего не готовит! У меня от этого два месяца язва желудка кровоточит, не заживает!
А ты ей говорил, что тебе сейчас по-другому надо питаться?
Вот еще! Сама должна была догадаться".
Сформулируйте проблемы пациента.
9. Прочитайте выдержку из дневника Робинзона Крузо:
"18 июня. Весь день меня сильно знобит... 19 июня. Все еще нездоровится: дрожу от холода, точно зимой. 20 июня. Всю ночь не сомкнул глаз: головная боль, лихорадка. 25 июня. Сильная лихорадка. 7 часов подряд меня бросало то в холод, то в жар. Кончилось испариной и полуобморочным состоянием..
Выделите сестринские проблемы.
10. Прочитайте отрывок из рассказа Д.Пискателло "Убийца Гарри Д.":
"За завтраком, когда сорокалетний тучный Гарри обильно солил сваренные вкрутую яйца, подбирая остатки жирного бекона поджаренными на сливочном масле кусочками белого хлеба, жена гюдкладывала ему сочный бифштекс. При этом он уже смешивал сахар и замечательно свежие сливки в своей большой чашке утреннего кофе, а затем закурил еще одну за утро сигарету".
Назовите проблемы пациента.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Иерархия основных человеческих потребностей предложена психологом:
2. Каждый сестринский диагноз медсестра обязана согласовать с врачом:
а) да, верно
б)нет, неправильно
3. Во время пребывания пациента на стационарном лечении сестринские диагнозы могут многократно меняться:
а) да, верно
б) нет, неправильно
4. Цель сестринского процесса:
а) диагностика и лечение заболевания
б) обеспечение приемлемого качества жизни в болезни
в) решение вопроса об очередности мероприятий ухода
г) активное сотрудничество с пациентом
5. Сестринский диагноз - это:
а) отражение сущности патологического процесса, происходящего в организме
б) ответная реакция пациента на болезнь и свое состояние
в) фиксация нарушения той или иной потребности
г) клиническое суждение медсестры, характеризующее состояние здоровья пациента
6. Пример зависимого типа сестринского вмешательства:
б) промывание желудка
в) реанимационные мероприятия
г) профилактика пролежней
7. Пример независимого типа сестринского вмешательства:
а) постановка сифонной клизмы
б) организация досуга
в) назначение лечебного стола и режима двигательной активности
г) раздача лекарств
8. Установите соответствие.
виды диагностики: перечень диагнозов:
1) сестринский психологический А. грипп
диагноз Б. социальная изоляция
2) медицинский диагноз В. дефицит знаний о рациональной лечебной схеме
3) сестринский потенциальный Г. недержание кала
диагноз
9. Установите соответствие.
виды диагностики: предполагаемый перечень:
1) потенциальный А. перелом позвоночника
физиологический диагноз Б. недоверие медперсоналу
2)сестринский диагноз В. боль в спине
3)медицинский диагноз Г. страх смерти
Д. социальная изоляция
Е. риск ухудшения состояния из-за игнорирования своей болезни
Ж. риск усугубления отеков из-за погрешностей в диете
10. В конце II этапа медсестра:
а) формулирует цели ухода
б) устанавливает приоритетные сестринские проблемы
11. Понятие сестринского диагноза или проблемы пациента впервые
появилось в:
в) Голландии
г) Англии
12. Установите последовательность этапов сестринского процесса:
а)оценка
б) сестринская диагностика
в) выполнение
г) сбор данных
д)планирование
13. Установите соответствие.
14. этапы сестринского процесса: действия медсестры на этом
1) планирование А. формулирование целей ухода Б. интерпретация потребностей 2)диагностика удовлетворение которых
нарушено
В. формулирование сестринских
3) оценка Г.оказание непосредственной
помощи пациенту
Д. коррекция ухода
14. В центре любой сестринской проблемы всегда лежит нарушение удовлетворения одной или нескольких человеческих потребностей:
а) Да, верно
б) Нет, не верно
15. установите соответсвие:
Виды диагностики: Перечень диагнозов:
1) Медицинский диагноз А) стах перед операцией
2) Сестринский физиологически Б) Запоры диагноз В) Ангина
3) Потенциальная психологическая Г) Риск суицидальной проблема попытки Д) Дефицит общения
16. На III этапе сестринского процесса цели и план ухода формулируется отдельно для каждой приоритетной проблемы:
а) да, верно
б) нет, неправильно
17. Установите соответствие,
1) план сестринского А. письменное руководство по вмешательства индивидуальному уходу за пациентом
2) сестринская история Б. документ, отражающий все болезни пять этапов сестринского процесса В. перечень всех действий медсестры, обеспечивающих качественный уход по определенной сестринской проблеме
18. В конце III этапа медсестра:
а) формулирует цели ухода
б) устанавливает приоритетные проблемы
в) знакомится с медицинской историей болезни
г) согласовывает цели и план ухода с пациентом
19. Установите соответствие,
ступень пирамиды, по Маслоу: основные человеческие потребности:
1) выживание А. работать Б. быть здоровым 2) безопасность В. иметь жизненные ценности Г. выделять
20. Первые шаги реформы сестринского дела в России:
а) Москва, октябрь 1993 г.
б) Голицыно, август 1993 г.
в) Санкт-Петербург, май 1991 г.
г) Каменск-Подольск, январь 1995 г.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
УО “Пинский государственный медицинский колледж”
Реферат
На тему: “Сестринский процесс”
Кротков Д.А. 11Л/Д
Преподаватель:
Колушева А.В.
Введение
1. Понятие о сестринском процессе
2. Потребности пациента и задачи медсестры
3. Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме
Заключение
Список использованной литературы
Введение
До недавнего времени понятие «диагноз» относилось только к профессии врача. Но по мере того, как сестринское дело стало определяться в автономную профессию, возникла необходимость сформулировать, в чем сущность сестринской практики и ее отличие от деятельности специалистов других профессий здравоохранения. В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают «системный или прагматичный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента». Цель его заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы (трудности), возникающие у пациента.
Он раскрывает сестринскую деятельность на современном уровне. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать. Поэтому сестринский процесс - это все-таки образ мышления и действий медицинской сестры.
1. Понятие о сестринском процессе
Сестринский процесс - это метод организации деятельности медсестры, который применим к любой области ее работы и может быть использован в различных медицинских учреждениях.
Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.
Преимущества использования сестринского процесса.
1) системность;
2) индивидуальность;
3) возможность широкого использования научно обоснованных стандартов профессиональной деятельности;
4) соучастие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;
5) эффективное использование времени и ресурсов медсестры;
6) повышение престижа профессии;
7) универсальность метода.
Этапы сестринского процесса:
· сестринское обследование;
· сестринская диагностика, или определение проблем пациента;
· планирование ухода;
· выполнение плана ухода;
· коррекция ухода в случае необходимости и оценка эффективности.
2. Потребно сти пациента и задачи медсестры
Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.
Задача медсестры - обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей компетенции постараться облегчить его состояние.
Согласно модели В. Хендерсон, существует 14 видов повседневных жизненно важных потребностей, на которые влияют социальные, культурные и экономические условия жизни человека. Нарушение функций при заболевании внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей.
До недавнего времени понятие «диагноз» относилось только к профессии врача. Но по мере того, как сестринское дело стало определяться в автономную профессию, возникла необходимость сформулировать, в чем сущность сестринской практики и ее отличие от деятельности специалистов других профессий здравоохранения. В профессиональный лексикон вошло понятие «сестринский процесс», под которым понимают «системный или прагматичный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента». Цель его заключается в том, чтобы предупредить, облегчить, уменьшить или свести к минимуму проблемы (трудности), возникающие у пациента. Сам термин «сестринский процесс» только вводится у нас в стране.
Он раскрывает сестринскую деятельность на современном уровне. Медсестры должны быть компетентными, способными мыслить и анализировать. Поэтому сестринский процесс - это все-таки образ мышления и действий медицинской сестры. Имеются три основные характеристики сестринского процесса в терапии: цель, организация, уровень образования (творческие способности медицинской сестры).
Цель - сестринский процесс в работе медсестры должен включать:
1. Идентификацию проблем и потребностей больного человека в наблюдении и уходе.
2. Определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей и результатов ухода за больными.
3. Применение сестринской стратегии, направленной на удовлетворение различных нужд больного.
4. Оценка эффективности сестринского ухода.
Сестринский процесс состоит из пяти основных этапов:
1. Сестринское обследование. Сбор информации о состоянии здоровья пациента, который может носить субъективный и объективный характер. Субъективный метод - это физиологические, психологические, социальные данные о пациенте; релевантные данные об окружающей среде. Источником информации является опрос пациента, его физикальное обследование, изучение данных медицинской документации, беседа с врачом, родственниками пациента. Объективный метод - это физическое обследование пациента, включающее оценку и описание различных параметров (внешний вид, состояние сознания, положение в постели, степень зависимости от внешних факторов, окраска и влажность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие отека). В обследование также входит измерение роста пациента, определение массы его тела, измерение температуры, подсчет и оценка числа дыхательных движений, пульса, измерение и оценка артериального давления.
К основным методам обследования относятся:
* общий осмотр;
* пальпация;
* перкуссия;
* аускультация.
Аускультация - выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.
Пальпация - один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.
Перкуссия - постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.
Конечным результатом этого этапа сестринского процесса является документирование полученной информации создание сестринской истории болезни, которая является юридическим протоколом - документом самостоятельной профессиональной деятельности медсестры.
2. Установление проблем пациента и формулировка сестринского диагноза. Проблемы пациента подразделяются на существующие и потенциальные. Существующие проблемы - это те проблемы, которые беспокоят пациента в настоящее время. Потенциальные - те, которые еще не существуют, но могут возникнуть с течением времени. Установив оба вида проблем, сестра определяет факторы, способствующие или вызывающие развитие этих проблем, выявляет также сильные стороны пациента, которые он может противопоставить проблемам.
Поскольку у пациента всегда бывает несколько проблем, сестра должна определить систему приоритетов. Приоритеты классифицируются как первичные и вторичные. Первичным приоритетом обладают проблемы, которые в первую очередь могут оказать пагубное влияние на больного.
Второй этап завершается установлением сестринского диагноза. Между врачебным и сестринским диагнозом существует различие. Врачебный диагноз концентрируется на распознавании патологических состояний, а сестринский - основывается на описании реакций пациентов на проблемы, связанные со здоровьем. Американская ассоциация медицинских сестер, например в качестве основных проблем, связанных со здоровьем выделяет следующие: ограниченность самообслуживания, нарушение нормальной жизнедеятельности организма, психологические и коммуникативные нарушения, проблемы, связанные с жизненными циклами. В качестве сестринских диагнозов они используют такие, например, словосочетания, как «дефицит гигиенических навыков и санитарных условий», «снижение индивидуальной способности к преодолению стрессовых ситуаций», «беспокойство» и т. п.
Проблема пациента (сестринский диагноз) - это состояние здоровья пациента, установленное в результате проведенного сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны медицинской сестры.
3. Планирование сестринского вмешательства - третий этап сестринского процесса.
Цели третьего этапа сестринского процесса:
· исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные задачи;
· разработать стратегию достижения поставленных целей;
· обозначить срок достижения данных целей.
Потребность - это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный на восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни.
Неудовлетворенные потребности пациента - это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем, которые требуют вмешательства со стороны.
Эмоции - это индикаторы потребностей, которые являются положительными или отрицательными реакциями на удовлетворение потребностей.
Для каждой приоритетной проблемы записывается конкретная цель, а для каждой конкретной цели подбирается конкретное сестринское вмешательство.
Цели делят на:
* долгосрочные (стратегические);
* краткосрочные (тактические).
Структура цели:
* действие - исполнение цели;
* критерий - дата, время и т.д.;
* условие - с помощью кого или чего можно достигнуть результата.
План сестринского вмешательства - это письменное руководство к действиям медсестер. Составляющие плана: цели и задачи.
Для составления плана медсестре необходимо знать:
* жалобы пациента;
* проблемы и потребности пациента;
* общее состояние пациента;
* состояние сознания;
* положение пациента в постели;
* дефицит самообслуживания.
Из жалоб пациента медсестра узнает:
* что беспокоит пациента;
* составляет представление о личности пациента;
* составляет представление об отношении пациента к болезни;
* локализацию патологического процесса;
* характер заболевания;
* выделяет актуальные и потенциальные проблемы пациента и определяет его потребности в профессиональном уходе;
* составляет план по уходу за пациентом.
4. Реализация плана сестринских вмешательств - четвертый этап сестринского процесса
Этот этап включает меры, которые принимает медицинская сестра для профилактики заболев.аний, обследования, лечения, реабилитации пациентов. Существует три категории сестринского вмешательства. Выбор категории определяется нуждами пациентов.
Зависимое сестринское вмешательство осуществляется на основании предписаний врача и под его наблюдением. Независимое сестринское вмешательство предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями, без прямого требования со стороны врача. Например, обучение пациента гигиеническим навыкам, организация досуга пациента и др.
Взаимозависимое сестринское вмешательство предусматривает совместную деятельность сестры с врачом, а также с другими специалистами. При всех типах взаимодействия ответственность сестры исключительно велика.
Существуют три системы помощи пациенту:
1) Полностью-компенсирующая:
в ней нуждаются три типа пациентов:
* пациенты, которые не могут выполнить ни каких действий, находясь в бессознательном состоянии;
* пациенты, находящиеся в сознании, которые не могут или которым не разрешено двигаться;
* пациенты, которые не в состоянии принимать решения самостоятельно;
2) Частично-компенсирующая: распределение задач зависит от степени ограничения двигательных способностей, а также от готовности пациента усваивать и выполнять определенные действия;
3) Консультативная (поддерживающая): пациент может осуществлять само уход и обучаться соответствующим действиям, но при наличии помощи медсестры (амбулаторное обслуживание).
Виды сестринских вмешательств:
* Зависимые сестринские вмешательства - действия медсестры, выполняемые по назначению врача, но требующие знания и умения среднего медперсонала (забор биологических жидкостей);
* Независимое сестринское вмешательство - действия медсестры, осуществляемые в меру ее компетентности; медсестра руководствуется собственными соображениями (подача утки в постель);
* Взаимозависимые сестринские вмешательства - совместные действия медсестры с другими специалистами.
5. Оценка эффективности сестринского ухода. Этот этап основан на исследовании динамических реакций пациентов на вмешательства сестры. Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода служат следующие факторы: оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства; оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода; оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.
Важную роль в достоверности оценки результатов сестринского ухода играет сопоставление и анализ полученных результатов.
сестринский процесс пациент астма
3. Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме
1 этап. Сбор информации
- Субъективные методы обследования:
Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.
История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.
История (анамнез) жизни: наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников; сопутствующие аллергические заболевания у ребенка (дерматит, крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания, экспираторной одышки; кашель в ночные и утренние часы.
- Объективные методы обследования:
Осмотр во время приступа: самочувствие ребенка нарушено, испуган, вынужденная поза - сидит с приподнятым плечевым поясом, опираясь на край стула/постели; экспираторная одышка, дыхание шумное, дистанционные свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника. раздувание крыльев носа, набухание шейных вен; кашель приступообразный с тягучей, вязкой мокротой. При аускультации - сухие свистящие и влажные хрипы.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка
У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.
Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.
Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре
Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений
Сестринский процесс при бронхиальной астме.
План ухода
1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.
Мотивация:
Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.
2. Обеспечивать организацию и контроль питания.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства. Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты, необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.
Мотивация:
Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.
3. Организация досуга.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.
Мотивация:
Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.
Мотивация:
Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.
Реализация ухода:
Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.
Мотивация:
Удовлетворение потребности быть чистым.
6. Выполнять назначения врача.
Реализация ухода:
Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.
Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.
Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.
Мотивация:
Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.
Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.
Реализация ухода:
Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.
Мотивация:
Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
5 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.
Заключение
Целью сестринского процесса является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей организма.
В заключение можно сделать вывод, что современные представление о развитии сестринского дела в обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне вне зависимости от меняющихся условий проживания и работы.
Это требует от медсестры работы по укреплению и сохранению здоровья, а также по профилактике заболеваний.
Список использованной литературы
1. УИМ Колушевой А.В, С. А. Мухина, И. И. Тарковская «Теоретические основы сестринского дела» часть I - II 1996г
2. В. М. Кузнецов «Сестринское дело в хирургии», Феникс, 2000г.
3. Стандарты практической деятельности медсестры России том I - II
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сестринский_процесс
5. Иванова Л. Ф. с соавторами «Сестринский процесс в геронтологии и гериатрии» г. Чебоксары 1996-1999гг.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Сестринское дело. Сестринская теория и сестринский процесс. Организация сестринского процесса в реанимации. Задачи медсестры реанимационного отделения. Стандартизация в профессиональном деле медсестры. Выявление проблем пациента. Карта сестринского ухода.
контрольная работа , добавлен 11.12.2003
Этиология, диагностика и особенности лечения бронхиальной астмы. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса. Результаты обследования и лечения больных в стационаре, необходимые для заполнения листа сестринских вмешательств.
реферат , добавлен 30.10.2014
Сущность и основные положения изучения опыта организации сестринского дела в медицинском училище и на факультете высшего сестринского образования (ВСО). Факторы, влияющие на внедрение процесса сестринского ухода в практической деятельности медсестры.
курсовая работа , добавлен 16.09.2011
Понятие и общее описание бронхиальной астмы, причины и предпосылки ее развития, клиническая картина и симптоматика, принципы диагностирования и построения схемы лечения. Профилактика данного заболевания и порядок проведения сестринского процесса при нем.
курсовая работа , добавлен 21.11.2012
Задачи предоперационного периода, оценка операционно-анестезиологического риска. Необходимость в проведении дополнительных исследований. Коррекция систем гомеостаза. Специальная предоперационная подготовка пациента, осуществление сестринского процесса.
курсовая работа , добавлен 20.02.2012
Научная основа, теория и основные этапы сестринского процесса. Четыре модели сестринского ухода. Функциональный сестринский уход. Бригадная форма сестринского обслуживания. Полный сестринский и узкоспециализированный уход (при конкретном заболевании).
контрольная работа , добавлен 19.05.2010
Этиология и предрасполагающие факторы лейкозов. Клиническая картина и диагностика, лечение и профилактика. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с лейкозами.
курсовая работа , добавлен 21.11.2012
Этиология и предрасполагающие факторы холециститов. Клиническая картина и диагностика, лечение и профилактика. Принципы оказания первичной медицинской помощи. Тактика медицинской сестры при осуществлении сестринского процесса у пациентов с холециститами.
курсовая работа , добавлен 21.11.2012
Повышение роли среднего медицинского персонала в системе оказания качественной медицинской помощи населению. Определение проблемных мест в организации сестринского процесса учреждения и разработка предложений по повышению эффективности работы медсестер.
курсовая работа , добавлен 19.07.2012
Доктрина развития сестринского дела в Российской Федерации. Модернизация сестринского дела. Увеличение дифференцированной нагрузки сестринского персонала как одна из проблем, препятствующих внедрению сестринского процесса и качеству медицинской помощи.
План ухода
Постановка целей: Участие пациента Стандарты
1. Краткосрочные и его семьи сестринской практики
2. Долгосрочные
Письменное руководство по уходу
План ухода координирует работу сестринской бригады, сестринский уход, обеспечивает его преемственность, помогает поддерживать связи с другими специалистами и службами. Письменный план ухода за пациентом уменьшает риск некомпетентного ухода. Это не только юридический документ качества сестринской помощи, но и документ, позволяющий определить экономические затраты, поскольку в нем указываются материалы и оборудование, необходимые для выполнения сестринского ухода. Это позволяет определять потребность в тех ресурсах, которые используются наиболее часто и эффективно в конкретном лечебном отделении и учреждении. План обязательно предусматривает участие пациента и его семьи в процессе ухода. Он включает критерии оценки ухода и ожидаемых результатов.
Постановка целей сестринского ухода необходима по следующим причинам. Она дает направление при проведении индивидуального сестринского ухода, сестринских действий и используется для определения степени эффективности этих действий. Постановка целей ухода должна соответствовать определенным требованиям: цели и задачи должны быть реальными и достижимыми, должны иметь конкретные сроки для достижения каждой поставленной задачи (принцип «измеряемости»). Необходимо заметить, что в постановке целей ухода, так же как и в их реализации, участвует пациент (там, где может), его семья, а также другие специалисты.
На каждую цель и ожидаемый результат должно быть отведено время для оценки. Его продолжительность зависит от природы проблемы, этиологии заболевания, общего состояния пациента и установленного лечения. Существуютдва вида целей: краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочными являются цели, которые должны быть выполнены за короткий период времени, обычно за 1-2 недели. Они ставятся, как правило, в острой фазе заболевания. Это цели для срочного сестринского ухода.
Долгосрочными являются цели, которые достигаются за более длительный период времени (более двух недель). Они обычно направлены на предотвращение рецидивов заболеваний, осложнений, их профилактику, реабилитацию и социальную адаптацию, приобретение знаний о здоровье. Выполнение этих целей чаще всего приходится на период после выписки пациента. Необходимо помнить, что если долгосрочные цели или задачи не определены, то пациент не имеет и по сути лишен планомерного сестринского ухода при выписке.
Во время формулирования целей необходимо учитывать: действие (исполнение), критерий (дата, время, расстояние, ожидаемый результат) и условия (с помощью чего или кого). Например: медицинская сестра должна обучить пациента в течение двух дней делать самому себе инъекции инсулина. Действие - делать инъекции; временной критерий - в течение двух дней; условие - с помощью медсестры. Для успешного выполнения целей, необходимо мотивировать пациента и создать благоприятную среду для их достижения.
Заметьте еще раз – цели ухода должны быть конретны и достижимы!
В частности, примерный индивидуальный план ухода за нашим пострадавшим может иметь следующий вид:
· решение существующих проблем : ввести обезболивающее средство, снять стрессовое состояние у пациента с помощью беседы, дать седативное средство, научить пациента максимально себя обслуживать, то есть помочь ему адаптироваться к вынужденному состоянию, чаще беседовать, разговаривать с пациентом;
· решение потенциальных проблем : усилить мероприятия по уходу за кожей с целью профилактики пролежней, Установить диету с преобладанием продуктов, богатых клетчаткой, блюда с пониженным содержанием соли и специй, проводить регулярное опорожнение кишечника, заниматься с пациентом физкультурой, проводить массаж мышц конечностей, заниматься с пациентом дыхательной гимнастикой, обучить членов семьи уходу за пострадавшим;
· определение возможных последствий: пациент должен быть вовлечен в процесс планирования.
Составление плана ухода предусматривает наличие стандартов сестринской практики, то есть выполнение того минимального качественного уровня обслуживания, который обеспечивает профессиональный уход за пациентом.
Следует отметить, что разработка стандартов сестринской практики, как и критериев оценки эффективности сестринской помощи, сестринской истории болезни, сестринских диагнозов для здравоохранения России дело новое, но крайне важное.
После определения целей и задач по уходу медицинская сестра составляет собственно план ухода за пациентом - письменное руководство по уходу. План ухода за пациентом представляет собой подробное перечисление специальных действий медицинской сестры, необходимых для достижения сестринского ухода, который записывается в сестринскую историю болезни.
Подводя итог содержанию третьего этапа сестринского процесса - планированию, медицинская сестра должна четко представлять ответы на следующие вопросы:
Какова цель ухода?
С кем я работаю, что представляет собой пациент как личность (его характер, культура, интересы и т. п.)?
Каково окружение пациента (семья, родственники), их отношение к больному, их возможности для оказания помощи, их отношение к медицине (в частности к деятельности медицинских сестер) и к лечебному учреждению, в котором проходит лечение пострадавший?
Каковы задачи медицинской сестры в достижении целей и задач по уходу за пациентом?
Каковы направления, способы и методы реализации целей и задач?
Каковы возможные последствия?
Спланировав мероприятия по уходу за пациентом, сестра их выполняет. Это будетчетвертый этап сестринского процесса - осуществление плана сестринских вмешательств .
На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме.
В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.
Четвертый этап – реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам – младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя.
Сестринские вмешательства бываю 3 видов:
1. Зависимое вмешательство – выполнение под наблюдением врача и по назначению врача;
2. Независимое вмешательство – действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д.
3. Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачами и другими специалистами.
Задача V этапа – определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости.
Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия сестры.
Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи.
Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.
Читайте больше >>>
Санаторно-курортное лечение
Естественные, или природные, лечебные факторы включают климат, минеральные воды
и лечебные грязи. В природе они распределены неравномерно. Местности,
располагающие природными лечебными факторами (минеральные...
Роль медсестры руководителя в организации лечения и ухода за больными с психическими расстройствами
Роль медицинской
сестры – руководителя в организации лечебного процесса и ухода за психическими
больными трудно переоценить, так как он включает в себя широкий круг вопросов,
без чего невозможно было бы само о...
Развивающийся мозг
Многие
закономерности функционирования нервной системы становятся понятными при
изучении истории развития нервной системы в процессе эволюции живой природы
(филогенез). Хотя можно говорить о ряде отличительных...
Эндокринология (болезни поджелудочной железы)
Внешнесекреторная
функция поджелудочной железы состоит в выработке панкреатического сока,
играющего большую роль в переваривании продуктов питания. Панкреатический сок
имеет щелочную реакцию (рН 8,3 – 8,6). В...