Томск. Кто же он такой, Николай Клюев? Клюев николай алексеевич - биография

Отец, Алексей Тимофеевич Клюев (1842-1918) - урядник, сиделец в винной лавке. Мать, Прасковья Дмитриевна (1851-1913), была сказительницей и плачеёй. Клюев учился в городских училищах Вытегры и Петрозаводска. Среди предков были староверы, хотя его родители и он сам (вопреки многим его рассказам) не исповедовали старообрядчества.

Участвовал в революционных событиях 1905-1907 годов, неоднократно арестовывался за агитацию крестьян и за отказ от армейской присяги по убеждениям. Отбывал наказание сначала в Вытегорской, затем в Петрозаводской тюрьме.

В автобиографических заметках Клюева «Гагарья судьбина» упоминается, что в молодости он много путешествовал по России. Конкретные рассказы не могут быть подтверждены источниками, и такие многочисленные автобиографические мифы - часть его литературного образа.

Клюев рассказывает как послушничал в монастырях на Соловках; как был «царём Давидом… белых голубей - христов», но сбежал, когда его хотели оскопить; как на Кавказе познакомился с красавцем Али, который, по словам Клюева, «полюбил меня так, как учит Кадра-ночь, которая стоит больше, чем тысячи месяцев. Это скрытное восточное учение о браке с ангелом, что в русском белом христовстве обозначается словами: обретение Адама…», затем же Али покончил с собой от безнадёжной любви к нему; как в Ясной Поляне беседовал с Толстым; как встречался с Распутиным; как трижды сидел в тюрьме; как стал известным поэтом, и «литературные собрания, вечера, художественные пирушки, палаты московской знати две зимы подряд мололи меня пёстрыми жерновами моды, любопытства и сытой скуки».

Впервые стихи Клюева появились в печати в 1904 году. На рубеже 1900-х и 1910-х годов Клюев выступает в литературе, причём не продолжает стандартную для «поэтов из народа» традицию описательной минорной поэзии в духе И. З. Сурикова , а смело использует приёмы символизма, насыщает стихи религиозной образностью и диалектной лексикой. Первый сборник - «Сосен перезвон» - вышел в 1911 году. Творчество Клюева было с большим интересом воспринято русскими модернистами, о нём как о «провозвестнике народной культуры» высказывались Александр Блок , Валерий Брюсов и Николай Гумилёв .

Николая Клюева связывали сложные отношения (временами дружеские, временами напряжённые) с Сергеем Есениным , который считал его своим учителем. В 1915-1916 годах Клюев и Есенин часто вместе выступали со стихами на публике, в дальнейшем их пути (личные и поэтические) несколько раз сходились и расходились.

Стихи Клюева рубежа 1910-х и 1920-х годов отражают «мужицкое» и «религиозное» приятие революционных событий, он посылал свои стихи Ленину (хотя несколькими годами раньше, вместе с Есениным , выступал перед императрицей), сблизился с левоэсеровской литературной группировкой «Скифы». В берлинском издательстве «Скифы» в 1920-1922 годах вышли три сборника стихов Клюева.

После нескольких лет голодных странствий около 1922 года Клюев снова появился в Петрограде и Москве, его новые книги были подвергнуты резкой критике и изъяты из обращения.

С 1923 года Клюев жил в Ленинграде (в начале 1930-х переехал в Москву). Катастрофическое положение Клюева, в том числе и материальное, не улучшилось после выхода в свет его сборника стихов о Ленине (1924).

Вскоре Николай Клюев, как и многие новокрестьянские поэты, дистанцировался от советской действительности, разрушавшей традиционный крестьянский мир; в свою очередь, советская критика громила его как «идеолога кулачества». После гибели Есенина он написал «Плач о Есенине» (1926), который был вскоре изъят из свободной продажи. В 1928 году выходит последний сборник «Изба и поле».

В 1929 году Клюев познакомился с молодым художником Анатолием Кравченко, к которому обращены его любовные стихотворения и письма этого времени (насчитывается 42 письма Клюева). Преобладание воспевания мужской красоты над женской в поэзии Клюева всех периодов подробно исследовано филологом А. И. Михайловым.

Сам Клюев в письмах поэту Сергею Клычкову и В. Я. Шишкову называл главной причиной ссылки свою поэму «Погорельщина» , в которой усмотрели памфлет на коллективизацию и негативное отношение к политике компартии и советской власти. Аналогичные обвинения (в «антисоветской агитации» и «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений») были предъявлены Клюеву и в связи с другими его произведениями - и , входящими в неоконченный цикл . Во втором стихотворении цикла, например, упоминается Беломоро-Балтийский канал, построенный с участием большого числа раскулаченных и заключённых:

То Беломорский смерть-канал, Его Акимушка копал, С Ветлуги Пров да тётка Фёкла. Великороссия промокла Под красным ливнем до костей И слёзы скрыла от людей, От глаз чужих в глухие топи…

Стихотворения из цикла хранятся в уголовном деле Н. Клюева как приложение к протоколу допроса.

По воспоминаниям И. М. Гронского (редактора «Известий ВЦИК» и главного редактора журнала «Новый мир»), Клюев всё более переходил «на антисоветские позиции» (несмотря на выделенное ему государственное пособие). Когда Клюев прислал в газету «любовный гимн», предметом которого являлась «не „девушка“, а „мальчик“», Гронский изложил своё возмущение в личной беседе с поэтом, но тот отказался писать «нормальные» стихи. После этого Гронский позвонил Ягоде и попросил выслать Клюева из Москвы (это распоряжение было санкционировано Сталиным). Мнение, что причиной ареста Клюева стала именно его гомосексуальность, высказывал также позднее в частных беседах М. М. Бахтин.

2 февраля 1934 года Клюев был арестован по обвинению в «составлении и распространении контрреволюционных литературных произведений» (статья 58, часть 10 УК РСФСР). Следствие по делу вел Н. Х. Шиваров. 5 марта после суда Особого совещания выслан в Нарымский край, в Колпашево. Осенью того же года по ходатайству артистки Н. А. Обуховой, С. А. Клычкова и, возможно, Горького переведён в Томск, где 23 марта 1936 арестован как участник церковной контрреволюционной группировки, однако 4 июля освобождён «ввиду его болезни - паралича левой половины тела и старческого слабоумия».

5 июня 1937 года в Томске Клюев был снова арестован и 13 октября того же года на заседании тройки управления НКВД Новосибирской области приговорён к расстрелу по делу о никогда не существовавшей «кадетско-монархической повстанческой организации „Союз спасения России“». В конце октября был расстрелян. Как сказано в справке о посмертной реабилитации Клюева, он был расстрелян в Томске 23-25 октября 1937 года. Размытая дата расстрела, возможно, объясняется тем, что с 01:00 23 октября до 08:00 25 октября в Томске не было света ввиду ремонта местной ТЭЦ. В подобных случаях сотрудники НКВД, приводившие приговоры в исполнение в течение двух ночей (23 и 24 октября) с использованием фонаря «летучая мышь», могли оформить документы задним числом для всей партии только после того, как в городе появился электрический свет (25 октября). Вероятно, местом расстрела и братской могилы, где упокоился поэт, стал один из пустырей в овраге (так называемом Страшном рве) между Каштачной горой, и пересыльной тюрьмой (ныне - СИЗО-1 по улице Пушкина, 48).

Следователем по делу Клюева был оперуполномоченный 3-го отдела Томского горотдела НКВД младший лейтенант госбезопасности Георгий Иванович Горбенко.

Николай Клюев был реабилитирован в 1957 году, однако первая посмертная книга в СССР вышла только в 1977 году.

Статья из «Википедии»

Из крестьян-сектантов. Мать была сказительницей. В юности жил в Соловецком монастыре, ездил по поручению секты хлыстов в Индию, Персию.

КЛЮЕВ, Николай Алексеевич (1887, Олонецкая губерния, - 1937, Сиб. ж. д.) - русский советский поэт. Родился в крестьянской семье. Получил домашнее образование. Странствовал по России, принимал участие в движении сектантов. Первые книги Клюева - «Сосен перезвон» (1912, с предисловием В. Брюсова ), «Братские песни» (1912) и другие - выдержаны в стиле раскольничьих песнопений, духовных стихов, апокрифов. Вскоре Клюев сближается с кругом символистов и становится во главе т. н. ново-крестьянского направления (С. Есенин , С. Клычков , П. Орешин и др). В 1917-18 поэзия Клюева поддерживалась литературной группой «Скифы». В творчестве Клюева сказались приверженность к «избяной» старине, острая неприязнь к городу, к западной культуре, реакционно-утопические представления о будущем России («Не хочу Коммуны без лежанки…» ). Клюев приветствовал некоторые завоевания революции и в то же время выступал охранителем «дедовской веры», консервативных порядков. Своей поэзией он пытался вмешаться в ход исторической жизни и преобразить на старинный, патриархально-религиозный лад явления революционной эпохи. Его художественная система, питавшаяся формами богослужебной обрядности, древнерусской книжности, фольклора, в условиях Октября насыщалась злободневной политической фразеологией, что приводило к стилевому эклектизму («Господи! Да будет воля Твоя лесная, фабричная, пулемётная…» ). Для поэзии Клюева характерны пламенная проповедь и сентиментальная слащавость, сусальность, пристрастие к архаике, цветистая «изукрашенность» речи, словесная «вязь» и «пестрядь». Его образы зачастую превращались в широкие метафизические и космогонические построения, совмещающие мистическую символику с «земляным», «кондовым» бытом, «дремучую Русь» с Древним Востоком. Поэтика Клюева оказала влияние на раннее творчество Есенина и других крестьянских поэтов, в большинстве своём преодолевших воздействие «клюевщины», которая в истории советской поэзии стала синонимом идейной и эстетической реакционности. В начале 30-х годов Клюев был выслан в Нарым.

Соч.: Песнослов, кн. 1-2, П., 1919; Медный кит, П., 1919; Львиный хлеб, М., 1922; Четвёртый Рим, П., 1922; Ленин, 3 изд., П., 1924; Изба и поле, Л., 1928.

Лит.: Иванов-Разумник, Поэты и революция, в кн.: Скифы. Сб. 2-й, СПБ, 1918; Львов-Рогачевский В., Поэзия новой России. Поэты полей и гор. окраин, М., 1919; Абрамович Н. Я., Совр. лирика. Клюев. Кусиков. Ивнев. Шершеневич, [Рига], 1921; Гумилёв Н. , Письма о рус. поэзии, П., 1923; Князев В., Ржаные апостолы (Клюев и клюевщина), П., 1924; Хомчук Н., Есенин и Клюев (по неопубл. материалам), «Рус. лит-ра», 1958, № 2; История рус. лит-ры конца XIX - нач. XX века. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л., 1963.

А. П. Ковалёв

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 3. - М.: Советская энциклопедия, 1966

КЛЮЕВ Николай Алексеевич - поэт. Родился в крестьянской семье; литературную деятельность начал в 1912. Клюев является одним из виднейших представителей кулацкого стиля в русской литературе, оформившегося перед войной 1914 на основе форсированного выделения «хозяйственных мужичков» (столыпинские отруба и хутора). Поэтические черты этого стиля - стремление отрицать классовую борьбу в деревне, представив её как патриархально-идиллическое единство; резкая вражда к городу, разрушающему эту идиллию, рисуемую в религиозно-мистических и фантастических тонах, и стремление конфликтом города и деревни (взятых вне их социального расслоения) подменить те классовые конфликты, которые развёртываются в подлинной деревне (это и ведёт к отрыву от реальности и фантастико-мистическому изображению несуществующей деревни); наконец заострённо-враждебное отношение к социалистической революции и социальной перестройке, которое она с собой принесла. В ряде стихотворений Клюев с особенным пафосом развёртывает идиллические сусальные картины своей деревни, поэтизируя каждую мелочь в ней и превращая её в совершенно особый мир: «В селе Красный Волок пригожий народ, / Лебёдушки-девки, а парни, как мёд, / В молённых рубахах, в белёных портах, / С малиновой речью на крепких губах».

Эта «Избяная Индия» и является единственной носительницей творческого начала для Клюева: «Осеняет словесное дерево, / Избяную дремучую Русь». В ней для Клюева заключается всё подлинное, ценное:

«Олений гусак сладкозвучнее Глинки, Стерляжьи молоки Верлена нежней, А бабкина пряжа, печные тропинки Лучистее славы и неба святей».

Понятно, что изменение этого уклада, те новые моменты в жизни деревни, которые связаны в деревне с процессами, протекающими в городе, вызывают у Клюева резкую вражду: город он трактует как носителя бесовского начала в противовес божественному началу деревни; город для Клюева - «ад электрический». «Книги-трупы, сердца папиросные, ненавистный творцу фимиам», «Город-дьявол копытами бил, устрашая нас каменным зевом».

Характерно, что в дни империалистической войны Клюев мотивировал патриотизм своих оборонческих стихов тем, что в лице Германии на Русь ополчился мир машинной техники и городской культуры.

Вся эта система отношений к действительности, чётко намечающаяся ещё до Октября, это прославление богатой, сытой, «божеской», деревни естественно определяет и его отношение к революции. Первоначально, поскольку окончательная ликвидация дворянства совпадала с интересами кулачества, Клюев приемлет революцию, но уже здесь у Клюева выступает совершенно специфическое её понимание:

«Обожимся же, братья, на яростной свадьбе Всенародного сердца с Октябрьской грозой, Пусть на полке Тургенев грустит об усадьбе, Исходя потихоньку бумажной слезой».

Революция с самого начала трактуется Клюевым в тех же религиозных и даже монархических тонах («Боже, свободу храни, Красного государя коммуны»), понимается только как революция мужицкая: , «ставьте свечи мужицкому спасу» и т. д.

Даже образ Ленина даётся в религиозно-народнических тонах (, игуменский окрик в декретах»).

Пролетарская революция и её вождь гримируются под кулака, происходит сусально-националистическое и византийски-церковное искажение лица революции, выраженное в максимально-реакционной форме.

Это своеобразное кулацкое «приятие» буржуазно-демократических завоеваний революции органически связано ещё со стихами Клюева о революции 1905, резко враждебными помещичьему строю, но расплывчатыми и религиозными, стилизованными под старинку.

Однако по мере развития революции Клюев резко начинает от неё отталкиваться, снова развивая мотивы той же «особой» деревни, идущей по своим, «высшими силами» начертанным путям. Революция идентифицируется с тем же дьявольским городом, она разрушает клюевскую сусальную деревню:

«Древо песни бурею разбито, Не триодь, а Каутский в углу». «Облетел цветок купальской веры, Китеж-град - ужалил лютый гад».

И Клюеву остаётся только обращаться с мольбой к «Егорью» - «страстотерпец, вызволь, цветик маков». Революция разрушает старый уклад и поэтому яростно «разоблачается»:

«Вы обещали нам сады В краю улыбчиво далёком. На зов пошли - чума, увечье, Убийство, голод и разврат… За ними следом страх тлетворный С дырявой бедностью пошли, - И облетел ваш сад узорный, Ручьи отравой потекли». «Не глухим бездушным словом Мир связать в снопы овинные». «И цвести над Русью новою Будут гречневые гении».

Эта враждебность к пролетарской революции, постепенно разрушающей базу кулачества в деревне и наконец ликвидирующей его как класс, и является доминантой послеоктябрьского творчества Клюева, она же и вызывает весь тот культ старой, красочной, патриархальной деревни, которую он даёт в своих исключительно изощрённых в изобразительном отношении стихах. Эту свою установку на «старину» он демонстративно подчёркивает например в своём предисловии к сборнику «Изба в поле» , завляя, что «знак истинной поэзии - бирюза. Чем старее она, тем глубже её зелёно-голубые омуты…»

Поэмы «Деревня» и «Плач по Есенину» - совершенно откровенные антисоветские декларации озверелого кулака. Клюев открыто проклинает революцию за разоблачение мощей и т. д. и предрекает, что «мужик сметёт бородою» новое татарское иго. Так развёртывается социальная сущность клюевской «старорусской» эстетики.

Мироощущение вымирающего кулачества, цепляющегося за прошлое и отталкивающегося от революции, и выражено в творчестве Клюева как одного из наиболее ярких представителей кулацкого стиля, среди которых следует назвать Клычкова , Орешина , раннего Есенина и др.

Библиография: I. Песнослов, кн. I, изд. ЛИТО НКП, П., 1919; То же, кн. II, П., 1919; Медный Кит, изд. Петр. совдепа, П., 1919; Песнь солнценосца, Земля и железо, изд. «Скифы», Берлин, 1920; Избяные песни, изд. «Скифы», Берлин, 1920; Львиный хлеб, изд. «Наш путь», М., 1922; То же в изд. «Скифы», Берлин, 1922; Четвёртый Рим, изд. «Эпоха», П., 1923; Мать суббота, изд. «Полярная звезда», П., 1923; Ленин, Гиз, П., 1924; Изба и поле, М., 1928.

II. Каменев Ю., Литературные беседы, Н. Клюев, «Звезда», 1912, № 10; Троцкий Л., Литература и революция, изд. 2-е, М., 1924; Шапирштейн-Лерс Я., Общественный смысл русского футуризма, М., 1922; Лелевич Г., Окулаченный Ленин, сб. «На литературном посту», М., 1924; Его же, Литературный стиль военного коммунизма, «Литература и марксизм», 1928, II; Князев В., Ржаные апостолы (Клюев и клюевщина), изд. «Прибой», П., 1924; Безыменский А., О чём они плачут, «Комсомольская правда», 5/IV; Бескин О., Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика, Изд. Комакадемии, 1930.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917-1927), т. I, Гиз, М. - Л., 1928.

Л. Тимофеев

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.

Начало 20 века, названное также Серебряным веком, стало временем расцвета русской литературы. Появлялись новые направления и течения, авторы не боялись экспериментировать и открывать для себя новые жанры и темы. Одним из таких поэтов был Клюев Николай Алексеевич. Он относился к новокрестьянскому поэтическому направлению.

Биография

Родился 10 октября 1884 года в деревеньке Коштуги Вытегорского уезда (Вологодская область) Николай Клюев. Биография писателя начинается в семье простого урядника Алексея Тимофеевича. Но больше всего Клюев любил свою мать, Прасковью Федоровну, которая была прекрасной сказительницей. Она занималась и обучением сына, благодаря ей Николай умел читать, писать и узнал основы народного песенного склада.

В 1895 году он окончил церковно-приходскую школу в Вытегре. Затем отправился в Петрозаводск, где учился в фельдшерской школе. После окончания учебы Клюев Николай Алексеевич вместе с земляками, которые занимались сбытом в столицу меха и рыбы, уезжает в Петербург на заработки.

В столице он начинает писать стихи в рамках направления новокрестьянской поэзии. В его произведениях поэтическая муза жалуется на муки и страдания землепашцев и проклинает их поработителей. Первые стихотворения Клюева были опубликованы в сборнике 1904 года «Новые поэты». Однако вскоре Клюев возвращается на малую родину.

Оказавшись под впечатлением от начавшихся революционных событий, поэт включается в 1905 году в активную политическую деятельность. Начинает распространять прокламации. За это в 1906 году Клюева арестовали.

Клюев и Блок

Знаменательным событием для поэта стало знакомство с Александром Блоком. Переписка писателей началась с 1907 года. Поначалу Николай Клюев довольно робок в своих посланиях к признанному поэту, но постепенно он убеждается, что Блок и сам заинтересован в их беседах. Постепенно Клюев начинает говорить о духе протеста, что зреет среди народа, о социальной несправедливости. Но не только о политике говорят литераторы. Николай Алексеевич отмечает силу поэтического духа, что заключен в простом народе, но из-за бытовых причин она не может раскрыться полностью.

Блока сильно впечатлили письма Клюева. Он неоднократно цитирует их в посланиях к друзьям и своих статьях. Благодаря содействию Блока стихи Клюва печатаются в «Новой Земле», «Золотом руне» и многих других литературных журналах. На произведения поэта из глубинки обращают внимание столичные писатели. Со многими из них Клюеву удается познакомиться. Среди них Валерий Брюсов.

Творческий успех

В 1911 году Николай Клюев публикует свой первый сборник «Сосен перезвон». Предисловие к изданию пишет Брюсов. Книга с одобрением и интересом была принята в поэтических и литературных кругах. О ней положительно отзывались такие поэты, как Николай Гумилев, и пр. Публику поразили в произведениях Клюева их необычность, отсутствие ярко выраженной индивидуальности, упорядоченность тропов, образов, ритмов.

Клюев воспевает природу, деревенский образ жизни, народ. При этом он считает, что безбожная культура, что главенствовала в 19 веке, умирает, и на смену ей приходит нечто новое, живое и народное.

Гумилев в своей рецензии на сборник предрекает будущее клюевской поэзии - он говорит, что это только начало нового движения в литературе. И он оказывается прав. Клюев становится одним из первых представителей новокрестьянской поэзии.

Клюев и Есенин

Николай Клюев долгое время один отстаивал право крестьянской поэзии на жизнь. Но в 1915 году он получает письмо от молодого поэта из Рязанской губернии. Письмо Есенина воодушевляет Клюева. Несмотря на то что знакомы они заочно, вокруг этих двух поэтов объединяются другие литераторы, пишущие в рамках крестьянской тематики.

В поэзии Клюева и Есенина действительно было очень много схожего, именно поэтому они быстро нашли общий язык и объединились. На 1915 год пришелся пик их совестных творческих успехов. Они вместе посещали литературные вечера, читали свои стихи.

Однако союз продлился недолго. Дар Есенина был намного шире новокрестьянской поэзии, и в 1917 году дружбе двух стихотворцев пришел конец.

Отношение к пролетарской поэзии

Николай Клюев, стихи которого воспевали простой русский народ, однако, не причислял себя к пролетарским поэтам. Революция застала литератора в родных местах. Ее приход Клюев воспринял с небывалым воодушевлением. Но представлял ее себе как наступление «рая для мужика».

В 1918 году Николай Клюев вступает в большевистскую партию. Занимается агитационной работой, читает стихи о революции. Однако при этом он остается религиозным человеком, что идет вразрез с новыми порядками. Становится понятно, что он пропагандирует совсем другую революцию. И в 1920 году Клюева исключают из партии. Прекращают печататься его стихи. Он начал раздражать новую власть своей религиозностью и несогласием с пролетарскими поэтами, называя их произведения агитационными подделками.

Началось тяжелое время для поэта. Он бедствовал, был подвержен гонениям, не мог найти работу. Несмотря на это, он продолжал открыто выступать против советской власти.

Борьба поэта окончилась 2 февраля 1934 года, когда он был арестован за «составление и распространение контрреволюционных произведений». Его приговорили к ссылке в Нарымский край. А в октябре 1937 года Клюева расстреляли по сфабрикованному делу.

Николай Алексеевич Клюев (1884-1937) родился в Олонецкой губернии в деревне на реке Вытегра; мать обучила его «грамоте, песенному складу и всякой словесной мудрости». Учился в Вытегре в церковно-приходской школе, затем в городском училище, фельдшерскую школу не закончил по болезни.

Печататься начал с 1904 г., в 1905 стихи появляются в московских коллективных сборниках «Прибой» и «Волна». В начале 1906 г. был арестован за «подстрекательство» крестьян и «агитацию противозаконных идей». Полгода сидел в Вытегорской, а затем Петрозаводской тюрьмах. Бунтарские идеи Клюева имели под собой религиозную (близкую к сектантству) основу: революция представлялась ему наступлением Царства Божьего, и эта тема - лейтмотив его раннего творчества.

После освобождения продолжал нелегальную деятельность, сблизился с революционной народнической интеллигенцией (в том числе познакомился с сестрой поэта А. Добролюбова - Марией Добролюбовой, «мадонной эсеров», и поэтом Л. Д. Семеновым). Новые знакомства привели его на страницы столичного журнала «Трудовой путь», вскоре запрещенного за антиправительственную направленность.

Осенью 1907 г. Клюев был призван на военную службу, но, следуя своим религиозным убеждениям, отказался брать в руки оружие; под арестом его привозят в Петербург и помещают в госпиталь, где врачи находят его негодным к военной службе, и он уезжает в деревню. В это время он завязывает переписку с А. Блоком (проблема отношений интеллигенции и народа - с разных полюсов - занимала обоих, и это общение было обоюдно важным и значимым).

Блок способствовал появлению стихотворений Клюева в журнале «Золотое руно», позже Клюев стал сотрудничать с другими изданиями - «Современником», «Нивой», «Заветами» и пр. Особенно часто в 1910-12 гг. печатается Клюев в журнале «Новая земля», где ему пытаются навязать роль выразителя «нового народного сознания», проповедника и пророка, чуть ли не мессии.

Осенью 1911 г. в Москве вышел первый сборник стихов Клюева «Сосен перезвон», на который откликнулись практически все влиятельные критики, единодушно расценивая книгу как событие в литературной жизни. В это время Клюев становится известен в писательских (и даже богемных) кругах, участвует в заседаниях «Цеха поэтов» и в изданиях акмеистов, посещает литературно-артистическое кафе «Бродячая собака»; вокруг его имени складывается атмосфера повышенного любопытства, ажиотажного интереса, и знакомства с ним ищут самые разные люди.

После выхода двух сборников - «Братские песни», 1912 (религиозные стихотворения, навеянные подлинными «братскими песнями» хлыстов), и «Лесные были» (стилизации фольклорных песен) Клюев возвращается в Олонецкую губернию. Его стихи продолжают появляться в столичных журналах и газетах, наездами он бывает в столице.

В 1915 Клюев знакомится с Есениным, и между ними возникают близкие отношения: в течение полутора лет они выступают совместно и в прессе, и на чтениях, Клюев становится духовным наставником молодого поэта, всячески ему протежирует. Вокруг них собирается кружок «новокрестьянских» писателей, но попытки организационно закрепить содружество не приводят к созданию долговечного и прочного объединения (общества «Краса» и «Страда» просуществовали лишь несколько месяцев).

В 1916 выходит сборник Клюева «Мирские думы», на тематику которого наложили свой отпечаток военные события. Революцию Клюев приветствовал восторженно (это отразилось в многочисленных стихотворениях 1917-1918 гг.), расценивая все происходящее прежде всего как религиозно-мистическое событие, долженствующее привести к духовному обновлению России.

В 1919г. выходят книги «Медный кит», двухтомник «Песнеслов» (избранное за прежние годы и новые стихи) и в 1922 его лучший прижизненный сборник - «Львиный хлеб».

В лирике тех лет отражены сложные переживания поэта - мучительная вера в то, что все страдания искупятся наступлением «братства», «мужицкого рая», тоска по гибнущей Руси, плач по исчезающей, убитой деревне.

В 1928 г. выходит последний сборник Клюева «Изба в поле», составленный из уже печатавшихся стихов, все, что было написано им в 30-е гг., в печать не попадало.

В 1934 г. Клюев был арестован в Москве, выслан в Томск; в июне 1937 г. вторично арестован, заключен в Томскую тюрьму и расстрелян.

Конечно, делить писателей по месту жительства на «деревенских» и «городских» - махровая глупость. Куда, в таком случае «приткнуть» творчество и личность В.М.Шукшина, который метался и разрывался «меж городом и селом»? Разве что к маргиналам, людям с двойственной социальной ориентацией. И все-таки нам невозможно отрешиться от того обстоятельства, что Россия еще в начала прошлого века была сугубо крестьянской страной. И стоит ли удивляться тому, что время от времени в литературу входили настоящие самородки, подобные, например, Н.А.Клюеву.

Биография Николая Клюева

Родился 10(22) октября 1884 года в Олонецкой губернии в деревне Коштуги. Он принадлежит к тем, кого с полным основанием можно назвать мифотворцем собственной жизни. На современников он производил впечатление то юродивого, то Христа, то второго Григория Распутина. Клюев настолько запутал собственную биографию, что отделить в ней правду от поэтического вымысла сегодня уже практически невозможно.

Будучи из староверов, Клюев отказывался от армейской службы, за что не раз арестовывался и подвергался преследованиям со стороны властей. Много путешествовал по России. В столицах появился в начале ХХ века, быстро приобрел известность, выступал по литературным салонам, рядясь под простоватого мужичка, иногда вместе с С.Есениным. Подобно последнему, воспринял события Февральской революции и Октябрьского переворота в народнопоэтическом, религиозном ключе, мечтая о крестьянском рае.

Высоко оценивал личность , находя, что в нем есть «керженский дух» и «игуменский окрик». Тем не менее, критика смотрела на Клюева сперва как на подозрительного «попутчика», а затем как на «кулацкого подголоска». По сути, он оказался на периферии литературного процесса. Жил впроголодь, почти не печатался, но творчества не бросал. «Черные дни» наступили во второй половине 30-х гг. В 1934 году, еще до убийства Кирова и раскручивания маховика массовых репрессий Клюев был арестован и сослан в Сибирь. Там, в Томске, спустя три года, поэта расстреляли и реабилитировали посмертно только двадцать лет спустя, в 1957 году.

Творчество Николая Клюева

Поэтический дебют Клюева пришелся на 1904 год. Вплоть до 1928 года вышло несколько сборников стихов. Периодом наибольшей активности стали 1910-е годы, поскольку затем поэта стали «выдавливать» из литературы, даже несмотря на первоначальную лояльность большевистскому режиму. Рядом с Клюевым в плане поэтической оригинальности трудно поставить кого-либо из современников - преклоняясь перед , дружа с В. и Н. Гумилевым, он шел своей дорогой и никому не подражал. Скорее, подражали ему - тот же С. Есенин и младшие современники: С. Клычков, П. Орешин, А. Ширяевец. Впрочем, без особого успеха. Клюеву удалось соединить несоединимое: символистскую эстетику со стихией фольклора, литературную поэтическую лексику с густотой диалектизмов.

Чтение стихов Клюева - чрезвычайно непростое занятие. Оно требует интеллектуальных усилий, определенного энциклопедизма, хорошего знания крестьянской жизни, а также исторического прошлого России, когда она еще называлась Русью. Когда до Клюева дошло, что большевики ведут курс на уничтожение крестьянства как класса, что Русь деревенская стремительно уходит в прошлое, он откликнулся, пожалуй, самым сильным и пронзительным произведением - поэмой «Погорельщина», отрывок из которой даже сохранился в фонографической записи. Во многом эта поэма и стала роковой в судьбе поэта.

  • Известно, что гомосексуализм и лесбиянство были обычным явлением в литературе Серебряного века.
  • Николай Клюев тоже принадлежал к приверженцам однополой любви. Во время последней встречи с другом-врагом , во разоблачение мнимой религиозности Клюева, решил незаметно погасить лампадку, уверяя, что хозяин ничего не заметит. Задумка полностью удалась.

    Клюев, Николай Алексеевич - Николай Алексеевич Клюев. КЛЮЕВ Николай Алексеевич (1887 1937), русский поэт. Поэзия крестьянской патриархальности, стремление открыть в избяной Руси древнюю духовную культуру, противостоящую Западу, мистико романтическая интерпретация русского… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Клюев, Николай Алексеевич - поэт. Родился в крестьянской семье; литературную деятельность начал в 1912. К. является одним из виднейших представителей кулацкого стиля в русской литературе, оформившегося перед войной 1914 на основе форсированного выделения… … Большая биографическая энциклопедия

    Клюев Николай Алексеевич - Клюев, Николай Алексеевич русский поэт Клюев, Николай Алексеевич генерал лейтенант, командир XIII армейского корпуса в армии Самсонова … Википедия

    Клюев Николай Алексеевич - (1887, Олонецкая губерния, ‒ август 1937, Сибирская железная дорога), русский советский поэт. Родился в крестьянской семье. Получил домашнее образование. Первые сборники ‒ «Сосен перезвон» (1912, с предисловием В. Брюсова), «Братские песни»… … Большая советская энциклопедия

    КЛЮЕВ Николай Алексеевич - (1887 1937) русский поэт. Поэзия крестьянской патриархальности, противостоящей индустриальному Западу, стремление открыть в избяной Руси древнюю духовную культуру, мистико романтическая интерпретация русского национального характера, народно… … Большой Энциклопедический словарь

    Клюев, Николай Алексеевич - Клюев Николай Алексеевич (1884–1937; репрессирован), пророк крестьянской поэзии, ходил по петербургским салонам в сапогах и косоворотке, декорировал свою комнату под олонецкую избу; от лица неисповедимого народа грозил А. Блоку; надписывал стихи … Русские поэты Серебряного века

    Клюев Николай Алексеевич - (1887 1937), русский поэт. Поэзия крестьянской патриархальности, противостоящей индустриальному Западу, стремление открыть в «избяной Руси» древнюю духовную культуру, мистико романтическая интерпретация русского национального характера,… … Энциклопедический словарь

    КЛЮЕВ Николай Алексеевич - (1884—1937), русский советский поэт. Кн. стихов «Сосен перезвон» (предисл. В. Брюсова), «Братские песни» (обе — 1912), «Мирские думы» (1916), «Песнослов» (кн. 1—2), «Медный кит» (обе — 1919), «Избяные песни» (1920), «Ленин»… … Литературный энциклопедический словарь

    Клюев, Николай Алексеевич (значения) - Клюев, Николай Алексеевич: Клюев, Николай Алексеевич (генерал) Клюев, Николай Алексеевич … Википедия

    Клюев, Николай Алексеевич (генерал) - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Клюев. Николай Алексеевич Клюев Дата рождения 5 мая 1859(1859 05 05) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя Дата смерти … Википедия

Книги

  • Купить за 596 грн (только Украина)
  • Эколого-аналитический мониторинг стойкости органических загрязнителей , Клюев Николай Алексеевич, Майстренко Валерий Николаевич. В учебном пособии обобщены данные по организации и проведению эколого-аналитического мониторинга стойких органических загрязнителей (СОЗ) - полихлорированных диоксинов, дибензофуранов,…