Русская культура в период монголо-татарского ига. Татаро-монгольское иго на Руси. Справка

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В 14-16 вв. ВЛИЯНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий. Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел. За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились. Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные. С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси. ЛЕТОПИСАНИЕ Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь. Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси. В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире. Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе. Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов. Главные герои — Садко, Василий Буслаевич. Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды. ЛИТЕРАТУРА РУСИ В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского». Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси. Воинская повесть Задонщина, составленная как полагают, Сафонием Рязанцем, по образцу слово о полку Игореве. Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы. Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком. В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник. НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности. Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект. С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях. Кроме того, необходимо было укрепить авторитет церкви и ввести единообразие в церковных книгах. И с этой целью митрополит Макарий при поддержке Ивана IV инициировал книгопечатание. В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. Первая изданная книга — Апостол. Типография работала в основном на нужду церкви. В 1574 году во Львове издается первая русская азбука. ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА. Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой. Иван Пересветов (русский дворянин) был в составе посольского приказа. В своих челобитных он высказывал свою программу действий. В иносказательной форме он показал, что опора государства — служилые люди. Их положение на службе должно определяться не происхождением, а личными заслугами. Основные пороки, приведшие к гибели государства — засилье вельмож, их неправедный суд и равнодушие к делам государства. В его иносказательной форме активно мелькает тема, связанная с падением Византии. Иван Пересветов призывал оттеснить от власти бояр и приблизить к царю тех людей, которые действительно были заинтересованы в военной службе. Другую позицию высказывал князь Курбский (один из деятелей Избранной Рады). Он отстаивал точку зрения, что лучшие люди Руси должны помогать ей. Полоса гонений бояр совпала с полосой неудач Руси. Именно поэтому Курбский покинул страну, так как здесь неправильно относились к боярам. Иван Грозный очень любил и уважал этого человека, поэтому болезненно перенес его отъезд. Они долго переписывались. Иван Грозный писал Курбскому, что боярское правление негативно, так как в детстве он сам на себе это испытал. Царь писал так же что в своих действиях он подчиняется божественной воле. Отъезд Курбского Иван 4 приравнял к государственной измене (впервые). Иван Грозный ДОМОСТРОЙ В связи с тем, что необходимо было поднять престиж нового государства создается литература официального характера, где регламентируется духовная, правовая и повседневная жизнь людей. Крупнейшее произведение того века было написано митрополитом Макарием — Великие Минеи Четьи Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82—31.XII. 1563 г.) — это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в. Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру. Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи. ЖИВОПИСЬ РУСИ Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев. В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399). Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев. Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный колорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи — икона Троица. «Икона Троица». «Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. — «гостеприимство») Авраама. Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия — Иисуса Христа, левый — Бога-Отца, правый Бога — Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица - единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша - символ жертвы Христа за наши грехи. В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий. Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля. К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах. Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции. АРХИТЕКТУРА РУСИ В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство). При Дмитрии Донском впервые возведен белокаменный Кремль. Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будущем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века. По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Фиораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена грановитая палата для приема иностранных посольств. Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси. Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.

Монголо-татарское нашествие нанесло большой урон русскому государству. Был нанесен громадный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Массовому разорению подверглись русские города. Упростилось, а порой и исчезли многие ремесла. Десятки тысяч людей были убиты или угнаны в рабство. Разоренные монголо-татарами русские земли были вынуждены признать вассальскую зависимость от Золотой Орды. Постоянная борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставило Монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации, а также более низкий уровень культурно-исторического развития татар. Кроме того, русские земли были непригодны для разведения кочевого скотоводства. Основной смыслом порабощения было получения дани с покоренного народа.

Относительно легкое завоевание Руси монголо-татарами объясняется раздробленностью и разобщенностью русских княжеств, а также превосходством боевого искусства монголов.

До нашествия Развитие русской культуры в XI - начале XIII века представляет собой непрерывный поступательный процесс, который накануне татаро-монгольского нашествия достиг своего наивысшего уровня: в живописи - новгородские фрески, в архитектуре - владимиро-суздальское зодчество, в литературе - летописи и «Слово о полку Игореве».

В период татаро-монгольского ига возникло новое психологическое состояние народа, которое можно было бы назвать «национальной депрессией». Это национальное настроение породило довольно обширную литературу - «татарские» эпизоды летописи, сказания о различных событиях татарского нашествия, частью также вошедшие в летопись особыми статьями, - из времен Батыя, потом Мамая, Тохтамыша, Тамерлана. Эпоха татарского владычества породила и народный эпос с новым былинным персонажем - «собакой-татарином». Это время стало порой всеобщего упадка на Руси, временем узких чувств и мелких интересов, мелких, ничтожных характеров. Среди внешних и внутренних бедствий люди становились робки и малодушны, впадали в уныние, покидали высокие помыслы и стремления... Люди замыкались в кругу своих частных интересов и выходили оттуда только для того, чтобы попользоваться в счет других

10. Предпосылки объединения русских земель под началом Москвы. Процесс централизации русских земель.

Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII-XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос - вокруг какого центра объединятся русские земли.

Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада - Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Первым "старшим князем", получившим ярлык от Батыя, стал Александр Невский. Несмотря на свои заслуги в прошлом, Александр Невский умело проводил политику монголо-татар, особенно в вопросах сбора дани, подавляя силой выступления других удельных князей, недовольных его политикой и новой системой власти. В то же время Батый, вплоть до своей смерти в 1255 г., всячески способствовал укреплению единоличной власти Александра Невского в качестве единого великого князя Руси и ставленника Золотой Орды.

После смерти Александра Невского в 1263 г. процесс централи­зации русских земель шел путем:

Превращения ярлыка на великое княжение из выборного в наследственный и его постепенного закрепления за потомками Александра Невского;

Возвышения Москвы, где княжили потомки Александра Невского;

Постепенной экспансии Москвы, включения в состав Московского княжества во главе с потомками Александра Невского других удельных княжеств;

Превращения удельного Московского княжества в Московское государство, доминирующее над всеми княжествами северо-восточной Руси.

Завоевав русскую землю, полчища Батыя расположились по всей степи между Днепром и Волгой до Черного и Каспийского морей. У устья реки Волги (около Астрахани) ханом был построен город Сарай, ставший столицей Золотой Орды – нового царства завоевателей. Так началось на Руси монголо-татарское иго.

Русские князья получили от Батыя приказ явиться всем к нему на поклон. Не посмевши его ослушаться (в памяти еще была страшная резня) и придя в его ставку, князья подверглись большому унижению. Они должны были кланяться идолам, проходя между священными огнями, а затем становиться на колени перед ханом. Не пожелавшие для себя такого позора черниговский князь Михаил и его верный боярин Федор были зверски замучены.

С тех пор на долгие времена вся Русь оказалась в полной воле хана. Он мог по своему усмотрению назначить великого князя (невзирая на сложившийся на Руси способ выборов на великое княжение), раздать уделы (например, у одного князя часть земель отобрать в пользу другого или, наоборот, вернуть отобранное хозяину), решал княжеские споры. Но во внутренние дела Киевской Руси он, как и его последователи, не вмешивался, оставляя за русскими старые порядки и обычаи, благодаря чему русский народ и смог сохранить свою народность и вероисповедание.

Главная зависимость от Золотой Орды состояла в платеже дани. Все жители (поголовно), кроме духовных, облагались податью, для сбора которой хан посылал своих наместников (баскаков), нещадно подвергавших народ угнетению. Людей, которые были не в состоянии заплатить подать, мучили, затем уводили в рабство.

Состояние русских земель во время монгольского ига было тяжелым во всех отношениях. Особенно это отражалось на простом населении, которое совсем обнищало. Зачастую людям жилось даже намного хуже, чем до их порабощения. Собиралось много податей с населения: для дани в Орду, для содержания князей и его наместников.

На различные предметы городской и сельской промышленности были заведены пошлины. Для их сбора в каждом населенном пункте сооружались специальные заставы. В результате нередких пожаров люди оставались без крова, а голод и мор сокращали численность русского населения.

Обстановка в домах была весьма убогой. Избы простых жителей были по-прежнему деревянными, а добра в них почти не имелось. Более зажиточные слои населения старались прятать свое добро в церквях или монастырях, чтобы сберечь его от разбойников и частых пожаров. Жилища князей не намного отличались от жилищ простых обывателей. Хоромы княжеские были также деревянными, а спали князья нередко на соломе. Убранство княжеских домов было небогатое. Если князь составлял завещание, то в нем указывался каждый предмет утвари, вплоть до каждого кожуха, каждой чаши или лошадиного седла.

Сильно пострадали образование и культура русского народа. Книжное учение распространялось мало, грамотность сильно упала. Это коснулось и княжеских родов. Зачастую князья были малограмотные, а некоторые и совсем безграмотные. Большое количество народа заботило лишь собственное выживание в суровых условиях ига. Поэтому многие духовные ценности, прививаемые в период расцвета Киевского государства, были позабыты или утеряны совсем.

Нравы русских людей постепенно становились грубее и жестче. Случавшиеся жестокие (вплоть до убийства) драки приобретали вид обычной потехи. Сквернословие, ставшее в большом употреблении, вливалось в русский язык и становилось неотъемлемой его частью.

Что касается судопроизводства, то пагубное влияние ига сказалось и здесь. За малейшую провинность люди подвергались суровым наказаниям. Так, были введены в обычай телесные наказания с применением пыток, порка кнутом и смертная казнь. Преступникам могли отсечь руки, отрезать нос и уши, выколоть глаза.

Претерпел изменения и порядок государственного управления. В период ига развился процесс собирания уделов, а княжеская власть постепенно усиливалась. Князья назначались ханом, становясь тем самым его наместниками на русской земле. В обязанность ханского наместника входили различные сборы, усмирение недовольных. Страх перед бесчинствами завоевателей гнал русских людей под защиту князя. В ответ от народа требовались покорность княжеской воле, уплата пошлин с какого-либо имущества и т. д. На подавление волнений князь мог призвать на помощь ханские войска, что иногда и происходило. Князья добились того, что теперь они получали княжество не во временное пользование, как раньше, когда они переходили из удела в удел по старшинству. Теперь они владели своей вотчиной навечно и могли ее передавать по наследству от отца к сыну. Князья стали полновластными правителями своих земель, а на вече или на дружину не обращалось больше никакого внимания.

Вече, имевшее раньше большое влияние в старинных городах Киевской Руси, больше не собирается. В XII–XIV вв. в результате освоения северных земель были построены города, которые не знали вече совсем. Соответственно князья, правящие там, а также их наместники никаких помех в управлении не испытывали. Постепенно исчезает сначала влияние дружины на князя, а затем и она сама. У князя теперь нет дружинников, и он становится полностью единовластным правителем, не считаясь ни с чьим мнением. Даже в самой Московской земле боярство переходит из товарищей (дружинников) князя в его слуги. Если раньше дружинники могли переходить на службу к другому князю, то теперь это становится все сложнее, так как уделы уничтожались (одни княжества поглощались другими, т. е. объединялись). А под конец ига совсем некуда стало переходить, когда произошло объединение северо-восточной Руси Москвой.

В период татарского ига на Русь не раз нападали другие государства, полагая, вероятно, что русские княжества, раздробленные между собой и подвергающиеся экономической зависимости от своих захватчиков, могут стать легкой добычей. Это были шведы, ливонские немцы и литовцы. В тяжелой борьбе с иноплеменниками выделяется русский князь Александр Невский, прозванный так после битвы за освобождение Новгородской области от шведов, произошедшей на берегах Невы. Одерживает он и блестящую победу на Чудском озере над ливонскими рыцарями, прогоняет с русской земли литовцев. Это позволяет Руси сохранить имеющуюся торговлю со странами Западной Европы.

Мечтал Александр избавить свою страну и от татар, но понимал, что, к сожалению, сделать это пока невозможно. Русь, еще слишком слабая от бесконечных войн и поборов, была изолирована от внешнего мира. Помощи ждать было неоткуда, а княжеские усобицы не прекращались. Поэтому на тот момент лучшим способом сохранить собственную государственность была покорность Золотой Орде, куда Александр несколько раз ездил с богатыми подношениями и даже заслужил милость хана. Батый ценил князя не только за дары, но и за мудрость, поэтому принимал его с большими (насколько это было приемлемо для правителя покоренного народа) почестями.

После смерти в 1263 г. Александра Невского феодальная раздробленность разрастается с новой силой. Вновь затеваются смуты и споры о великом княжении. В итоге начинается важный этап собирания русских земель воедино, который завершается победой Московского княжества.

Сергеева Ольга Евгеньевна

студент 3 курса, кафедра музееведения, ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск

Шинкарова Наталья Владимировна

научный руководитель, канд. филол. наук, доцент кафедры музееведения, ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск

Введение

Данная работа посвящена изучению влияния культуры Золотой Орды на культуру Древней Руси.

Изучением Истории Золотой Орды занимались многие ученые XIX-XX веков, такие как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, П.Н. Савицкий, А.Н. Насонов и др. При этом тема культурного наследия татаро-монгольского государства практически осталась без внимания.

Актуальность работы : в силу многонациональности нашей страны и культуры, неубывающей остроты национального вопроса, проблем толерантности, а также возрождения религий - ислама и христианства в России, после атеизма советского периода, возникает потребность в изучении двух культур. В современной общественной мысли всё острее становится понимание того, что живя рядом сотни лет, наши культуры (культура предков татаро-монгол и культура славян) хоть и остались очень различными, но все же имели взаимовлияния друг на друга. В частности, в этой работе рассматривается влияние татаро-монгол на культуру Древней Руси.

§ 1. К вопросу изучения истории Золотой Орды. (Улус Джучи)

К числу земель Золотой Орды относились: земли юго-восточной Европы от Днепра на восток, считая Крым и Булгар, Среднее и Нижнее Поволжье, Южный Урал, Северный Кавказ до Дербенда, Северный Хорезм, Западная Сибирь. Город Сарай («дворец»), расположенный в низовьях Волги, был столицей Золотой Орды.

Древняя Русь не входила в состав Золотой орды, а попала в вассальную зависимость - население государства платило дань и подчинялось распоряжениям ханов.

В середине XIV в. Золотая Орда была одним из самых больших государств в Европе и Азии. Исторически это колоссальное полугосударство-полукочевье просуществовало недолго - около 200 лет . Самым простым было государственное устройство Золотой Орды. Единство Орды держалось на системе жестокого террора .

Падение Золотой Орды было предрешено следующими признаками: огромная территория, населенная народами с непохожими культурой, вероисповеданием и обычаями, сепаратистские тенденции и бесконечные смуты (так, в 1361 г. на золотоордынском престоле сменилось шесть ханов, а после 1362 г. Золотая Орда фактически распалась на две части, границей которых стала Волга), свирепым походом Тамерлана в 1395 году, Куликовской битвой и др.

§ 2. Проявления влияния Золотой Орды в разных областях современной русской культуры.

Негативные последствия монголо-татарского нашествия известны всем, поэтому в этой работе не будем останавливаться на данном вопросе. А сразу перейдём к положительным следствиям влияния культуры Золотой Орды.

2.1. Элементы русской бытовой культуры, сформировавшиеся под золотоордынским влиянием.

За 200 с лишним лет монгольское иго внесло преобразования во все сферы жизни русского общества. Привнося свои изменения в быт, одежду, украшения, в сферу строительства и сферу торговых отношений. Во всю культуру в целом.

Изменилась одежда: длинные белые славянские рубахи и длинные штаны были заменены золотыми кафтанами , цветными шароварами и сафьяновыми сапогами . В обиход вошли такие женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д.

Они привнесли в русскую культуру счеты , которых и сейчас не знает Запад, валенки , пельмени , кофе , тождественность русского и азиатского плотничного и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина (Хан-Балыка) и Москвы и других городов - все это влияние Востока .

Благодаря монгольскому владычеству на огромной территории мусульманские науки и ремесла были перенесены на Дальний Восток, изобретение китайцев и их административное искусство стали достоянием Запада.

Влияние Востока на русскую культуру ярко сказывается в танцах . В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары - дамы и кавалера, в танцах русских и восточных народов это не важно. Движениям мужчины дается простор для импровизации. Аналогично восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела .

Отметив все выше сказанное, можно установить как исторический факт, что монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а в какой-то мере подъему культуры Руси.

2.2. Слова, пришедшие из Золотой Орды

Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с татаро-монголами не могло не повлиять на язык. Его, так же как и другие сферы жизни, коснулись существенные изменения. Под влиянием Золотой Орды в русский язык пришло множество тюркских слов.

Где-то пятая-шестая часть словарного запаса тюркского происхождения. Они давно уже стали неотъемлемой частью русского языка, и не расцениваются нами как заимствованные.

Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому (казна, тамга (откуда таможня), товар) устройству. Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). Некоторые другие заимствования этого периода: барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма .

Арбу́з (заимств. через кыпч. χarbuz, тур., крым.-тат. Karpuz, из перс. χarbūza, χarbuza - дыня) - большой, круглый, сочный, сладкий плод огородного растения из семейства тыквенных .

Кирпи́ч (заимств. из тюрк.: ср. тур. kirpiǯ, тат. kirpič "кирпич", азерб. Kärpχič) - искусственный камень, изготовляемый в виде брусков из обожженной глины и употребляемый для построек .

Таракан (тюрк. taraqan) - Прямокрылое всеядное насекомое, приносящее вред в домашнем хозяйстве .

Многие из этих слов настолько родны и знакомы, что нельзя и подумать,

что они не славянского происхождения. Тем не менее они уже давно вошли в обиход и не считаются иностранными.

2.3. Пословицы и поговорки о времени монголо-татарского ига

Длительный период взаимодействия Руси с Золотой Ордой не мог не оставить свой отпечаток и в фольклоре русского народа. Из иноземцев самый значительный блок пословиц посвящен татарам, которые у русского человека ассоциируются с монголо-татарским нашествием и последующим игом. В пословицах и поговорках народ жалуется на тяготы монгольского ига.

В качестве основного источника использовался следующий труд: Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в двух томах. - М. Художественная литература. 1984 .

«Бей сполох, татарин идет» (Поднять тревогу, обеспокоить, взбудоражить).

«Это сущая татарщина» (Воспоминание татарской власти; насилие, произвол).

«Рано татарам на Русь идти»

«Неволей только татары берут»

«Не пожелаю и злому татарину» (Так худо).

«Злее зла татарская честь» (В том смысле, что цена милости вражеской слишком велика, непомерна для благородного, порядочного человека)

«Незваный гость хуже татарина» (Говорится обычно с досадой о человеке, пришедшем в гости без приглашения или не вовремя; как правило, за глаза)

«Злее злого татарина» (Очень злой)

«Много нам бед наделали - хан крымский, да папа римский»

«Старших и в Орде почитают»

«Не учи белого лебедя плавать и боярского сына с татарами биться»

«Пусто, словно Мамай прошел» (Вариант: Здесь как будто Мамай воевал)

«Настоящее мамаево побоище»

«Остер меч, да некого сечь: татары в Крыму, а Папа в Литве»

«Отошла пора татарам (недругам) на Русь ходить»

«И сидячего татары берут» (Бесчестность)

2.4. Фамилии, пришедшие из Золотой Орды

Изрядная часть русских дворянских родов (около 15 %.) считала своими основателями выходцев из Золотой Орды . Большая их часть бежала под покровительство Московского государя во время Великой смуты (Великой Замятни) в Золотой Орде, которая длилась с 1359 по 1380 год.

Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить. Выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси. Например, царь Иван Грозный был татарином по матери, крещеной татарке Елене Глинской , и данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за казанский престол.

К проблеме возникновения татарских фамилий обращались многие исследователи, среди которых наиболее полно и детально два учёных: историк С.Б. Веселовский в своей книге «Ономастикой. Древнерусские имена, прозвища и фамилии» и Н.А. Баскаков в книге «Русские фамилии тюркского происхождения». Их работы и архивные документы использовали в Исследовательском Центре МГУ имени Ломоносова, не полный список Исследовательского Центра я использовала в своей работе.

Известнейшие фамилии русской истории, вышедшие из Золотой Орды:

1. БУНИНЫ (прим. русский писатель, поэт - Бунин Иван Алексеевич) От Бунина Прокуды Михайловича (умер в 1595 году), дед которого, вышедший из Орды к рязанским князьям, получил земли в Ряжском уезде

2. КАРАМЗИНЫ (прим. писатель, поэт, историк Николай Михайлович Карамзин) В официальном родословии отмечается происхождение фамилии от татарского мурзы по имени Кара Мурза. Этимология прозвища фамилии Карамза - Карамурза достаточно прозрачна: кара «чёрный», мурза ~ мирза «господин, князь» .

3. РАХМАНИНОВЫ (прим. российский композитор Сергей Васильевич Рахманинов) От Рахмана (от арабо-мусульм. рахман «милостивый») из Орды.

4. СКРЯБИНЫ (прим. русский композитор и пианист - Алекса́ндр Никола́евич Скря́бин) От Сокур бея из Орды. Этимология Сокур бея прозрачна тюркская - «слепой бей» .

5. ТУРГЕНЕВЫ (прим. русский писатель Иван Сергеевич Тургенев) От мурзы Тургеня Льва (Арслана), вышедшего около 1440 году из Орды к Вел. кн. Василию Ивановичу. Фамилия Тургенев имеет совершенно очевидную тюркско-монгольскую основу - качественное прилагательное turgen монгольск. "быстрый", "скорый", "спешный", "вспыльчивый" .

6. ЯЗЫКОВЫ (прим. известный поэт, друг Пушкина Николай Михайлович Языков) От Енгулая Языка из Золотой Орды. Время выхода, очевидно, следует отнести к рубежу XIV-XV вв., так как в XV веке Языковы, как российские дворяне, уже хорошо известны

И ещё многие другие учёные, военные, писатели были из родов, основатели которых, когда-то вышли из Золотой Орды.

Заключение

В ходе проведенных исследований удалось прийти к следующим выводам:

За 200 с лишним лет монгольское иго внесло изменения во все сферы жизни русского общества - социально-экономическую, политическую, культурную. Преобразования коснулись русской национальной одежды, украшений, сферы строительства и сферы торговых отношений.

В общем, был прерван процесс традиций Киевского государства. Но при всем трагизме эпоха монгольских завоеваний не была проста и однозначна. Ученые не пришли к одному мнению, так как каждое явление имеет и плюсы, и минусы. Поэтому абсолютно негативное отношение к монгольскому завоеванию и всему, что с ним связано, думается, не совсем правомерно. В какой-то мере монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а подъему культуры Руси.

Нашествие Золотой Орды принесло множество бед. Разрушались города, погибало население от голода, пожаров и стрел. Исчезали многие ремесла, техника некоторых из них утеряна навсегда. Погибли многие памятники культуры древности. Но страна, по историческим меркам, быстро восстановилась. И на месте старой культуры возникла новая, обновленная и дополненная притоками восточных культур.

Обновился язык, как история покажет, актуальными словами. Многие из которых не кажутся сейчас заимствованными.

Русская знать сильно дополнилась во времена владычества татаро-монгол. Около 15 % русских дворянских родов считала своими основателями выходцев из Золотой Орды. Их влияние на историю России трудно переоценить. Выходцами из той среды были знаменитые ученые, музыканты, писатели, государственные и военные деятели и т. д. Без них невозможно представить Россию.

Подводя итог данной работы, следует ещё раз подчеркнуть, что изучение данной темы не может быть односторонним, а оценка влияния Золотой Орды на русскую культуру - однозначной.

Список литературы:

  1. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. - М.: Наука, 1980. - 279 с.
  2. Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х кн. - Кн. I: История России с древнейших времен до конца XVII века. - М.: ACT,2001. - 325 с.
  3. Даль В.И. Пословицы русского народа. В 2 т. - М. Художественная литература. 1984. - 196 с.
  4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.Н. Ушакова. Репринтное издание. - М., 2000. - 424 с.
  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 3 / Под ред. Д.Н. Ушакова. Репринтное издание. - М., 2000. - 432 с.
  6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. О.Н. Трубачёва. - 4-е изд., стереотип. - М.: АСТ, 2004. - Т. 2. - 671 с.
  7. Эренжен Хара-Даван. Чингисхан как полководец и его наследие. 2-е изд. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991.
Отечественная история [Шпаргалка] Фортунатов Владимир Валентинович

Русская культура Ордынской Руси (1243–1480)

В сгоревших русских городах и храмах погибли летописные своды, иконы, рукописные книги, а главное – ушли в вечность создатели духовных и материальных ценностей. Культура кочевников была ниже, и монголо-татары «не подарили алгебры, как арабы Европе» (Пушкин).

Хранительницей русской культуры, духовности, языка, различных памятников стала православная церковь и особенно монастыри . В середине XIV в. был основан Троице-Сергиев монастырь . Его основатель и игумен Сергий Радонежский (ок. 1321–1391) активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику Дмитрия Донского . Монах псковского Елизарова монастыря Филофей считается автором государственной идеологии нарождавшегося Московского государства, которая в конце XV в. нашла выражение в формуле «Москва – третий Рим, второй Царьград ».

В условиях ига произошел упадок просвещения, снижение уровня грамотности. Для книг использовался очень дорогой пергамент , что делало их доступными лишь ограниченному кругу княжеско-боярской знати. Возобновившееся летописание освещало исторические события с московских позиций. Литература представлена житиями святых , другими церковными жанрами, некоторыми крупными произведениями, такими как «Сказание о Мамаевом побоище» и т. д.

В архитектуре постепенно вырабатывался самобытный московский стиль . При Дмитрии Донском был построен Кремль из белого камня (известняка), одной из характеристик столицы Московского княжества стало слово «белокаменная». При Иване III в Кремле были выстроены стены и башни из красного камня, сооружен ряд дворцов и соборов (Успенский, Благовещенский, Архангельский и др.). Для работы в России был приглашен итальянский зодчий Аристотель Фиораванти .

Украшением соборов были произведения выдающихся иконописцев Андрея Рублева («Троица» и др.), Феофана Грека и др.

После страшного опустошения страны монголо-татарами только со второй половины XIV в. вместе с хозяйственным восстановлением русских земель началось культурное возрождение Руси, единой русской культуры. Важную роль играли культурные контакты России с другими странами, особенно с Византией и Италией.

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Освобождение Руси от 1478 до 1480 года У великой княгини Софии уже было три дочери. Она и ее супруг желали иметь сына, и Бог исполнил их желание: в 1478 году у них родился сын Василий, который стал потом наследником престола. Но ни эти семейные радости, ни слава, ни беспрестанные

Из книги Континент Евразия автора Савицкий Петр Николаевич

IV Русская Церковь и русская культура Православие не признает рационалистического разъединения веры и дел, зная только веру, любовью споспешествуемую, "веру живую", т. е. с органической необходимостью выражающуюся во всей полноте жизнедеятельности. Поэтому ни богословие,

Из книги История России автора Иванушкина В В

15. Русская культура XVIII в В XVIII в. развитие русской культуры было обусловлено коренными социально-экономическими реформами Петра I.В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге, при ней университет и гимназия. В 1755 г. И. И. Шувалов и М. В. Ломоносов основали Московский

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

3.2. Завершение объединения русских земель. Освобождение Руси от ордынской зависимости К середине XIV в. имелись уже все предпосылки объединения русских земель в единое государство. Социально-экономические предпосылки заключаются в развитии феодального землевладения, в

автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 8. Русская культура XIII–XVI вв. Лишь постепенно русская культура оправлялась от последствий монгольского нашествия, нанесшего ей страшный урон. Но захватчики не могли уничтожить созидательные силы славянской души, которая, как птица Феникс, возродилась из пепла и стала

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 3. Русская культура в XVII в. XVII в. - своеобразный период в истории русской культуры. Он завершает собой развитие культуры на протяжении предшествующих столетий. Мы часто говорим: «древнерусская культура IX–XVII веков», но никогда не продлим это определение на следующий

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Раздел XV. Русская культура Культура Киевской Руси Для Киевской Руси был характерен высокий, по средневековым меркам, уровень развития культуры.Славянская письменность, алфавит, созданные Кириллом и Мефодием во второй половине IХ в., уже в Х в. распространяются на Руси.

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Из книги История [Шпаргалка] автора

43. Русская культура в XIX в. XIX век в русской культуре называют «золотым». А 1880–1920 гг. принято называть «серебряным веком».1. Происходила постепенная демократизация культуры. В 1802 г. было создано Министерство просвещения. Возрастал уровень грамотности населения. В годы

Из книги Иван III автора Андреев Александр Радьевич

Часть III. Государь Всея Руси. 1480–1506 годы 28 декабря 1480 года, после победы над Ахматом, Иван III вернулся из Боровска в Москву. За поддержку против орды по докончанию 1481 года он отдал своим братьем Андрею Большому – Можайск, Андрею Меньшому – Серпухов, Борису – несколько

автора Фортунатов Владимир Валентинович

Русь Ордынская (1243–1480) Ведущие тенденции исторического развития 1. Борьба за выживание русского народа, приспособление русских людей к жизни «под игом», в меняющихся в худшую сторону для русского населения условиях на польских, литовских и других территориях.2.

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Территория и внешняя политика Ордынской Руси (1243–1480) После катастрофического разгрома северо-восточные русские земли стали частью государства Золотая Орда, начался ордынский период в истории России (1243–1480). Часть земель на северо-западе и западе захватили крестоносцы

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Политическая история Ордынской Руси (1243–1480) С образованием Золотой Орды верховная власть над северо-восточными русскими землями была сосредоточена в руках хана, верховного сюзерена всех подчиненных ему русских князей. Местную власть первоначально осуществляли

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Социально-экономическая история Ордынской Руси (1243–1480) Монголо-татары разгромили Рязань, Владимир, Суздаль, Тверь, Торжок, Москву, Козельск, Киев, другие города. В этих центрах удельных княжеств погибли князья, их семьи, дружинники, много простых людей. Население пыталось

Из книги Отечественная история [Шпаргалка] автора Фортунатов Владимир Валентинович

Культура Московского царства (1480–1700) В XVI–XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций церкви. Происходит дифференциация культуры: возникают новые сферы, жанры, формы. Русская культура распространяется

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

ЛЕКЦИЯ № 11. Русская культура 20-30-х гг. XX в 1. Общая характеристика эпохи Культурная жизнь Советского Союза в 1920-30-е гг. противоречива: ликвидация неграмотности взрослого населения, приобщение к достижениям культуры, идеологический пресс, борьба с любыми проявлениями