Сколько жертв «сталинских репрессий» было на самом деле. Реабилитация жертв массовых политических репрессий

28 лет назад - 13 августа 1990 года - Михаил Горбачев подписал указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920–1950‑х годов».

Этот указ стал окончательным признанием вины государства перед гражданами, репрессированными в период сталинизма. В указе впервые необоснованные репрессии были названы "политическими преступлениями на почве злоупотребления властью".

В соответствии с указом, были признаны незаконными, противоречащими основным гражданским и социально‑экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 1920‑1950‑х годах, права которых должны быть полностью восстановлены.

«Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми... Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и, по существу, прекратилось во второй половине 60-х годов», - говорилось в тексте президентского указа.

При этом Горбачев определенно был не готов реабилитировать предателей типа генерала Власова и иже с ними: реабилитация не распространялась на изменников Родины и карателей периода Великой Отечественной войны, нацистских преступников, участников бандформирований и их пособников, работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также лиц, совершивших умышленные убийства и другие уголовные преступления.

«Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы. Должны быть реабилитированы представители духовенства и граждане, преследовавшиеся по религиозным мотивам», - говорилось в тексте указа.

Процесс был запущен, и началась массовая реабилитация граждан СССР. Причем не только партийных деятелей, но и рядовых граждан Советского Союза.
Согласно предварительным данным «Мемориала», с 1921 по 1953 год в СССР было репрессировано по политическим мотивам примерно 11–12 млн человек. Причем из них 4,5–5 млн были осуждены по политическим мотивам, еще около 6,5 млн человек были наказаны в административном порядке - речь идет о депортированных народах, раскулаченных крестьянах и других категориях населения.

30 октября 1990 года на Лубянской площади в Москве напротив памятника Феликсу Дзержинскому установили Соловецкий камень - памятник жертвам политических репрессий, сделанный из валуна, многие годы пролежавшего на Соловках в районе Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), который с 1937 по 1939 год именовался Соловецкой тюрьмой особого назначения (СТОН). Спустя год «железного Феликса» демонтировали, а 30 октября стало Днем политзаключенных СССР.

====================

ПРЕЗИДЕНТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

О ВОССТАНОВЛЕНИИ ПРАВ ВСЕХ ЖЕРТВ

ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ 20 - 50-Х ГОДОВ

Тяжелым наследием прошлого явились массовые репрессии, произвол и беззаконие, которые совершались сталинским руководством от имени революции, партии, народа. Начатое с середины 20-х годов надругательство над честью и самой жизнью соотечественников продолжалось с жесточайшей последовательностью несколько десятилетий. Тысячи людей были подвергнуты моральным и физическим истязаниям, многие из них истреблены. Жизнь их семей и близких была превращена в беспросветную полосу унижений и страданий.

Сталин и его окружение присвоили практически неограниченную власть, лишив советский народ свобод, которые в демократическом обществе считаются естественными и неотъемлемыми.

Массовые репрессии осуществлялись большей частью путем внесудебных расправ через так называемые особые совещания, коллегии, "тройки" и "двойки". Однако и в судах попирались элементарные нормы судопроизводства.

Восстановление справедливости, начатое XX съездом КПСС, велось непоследовательно и по существу прекратилось во второй половине 60-х годов.

Специальной Комиссией по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, реабилитированы тысячи безвинно осужденных; отменены незаконные акты против народов, подвергшихся переселению из родных мест; признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ - НКВД - МГБ в 30 - 50-е годы по политическим делам; приняты и другие акты по восстановлению в правах жертв произвола.

Но и сегодня еще не подняты тысячи судебных дел. Пятно несправедливости до сих пор не снято с советских людей, невинно пострадавших во время насильственной коллективизации, подвергнутых заключению, выселенных с семьями в отдаленные районы без средств к существованию, без права голоса, даже без объявления срока лишения свободы. Должны быть реабилитированы представители духовенства и граждане, преследовавшиеся по религиозным мотивам.

Скорейшее преодоление последствий беззаконий, политических преступлений на почве злоупотреблений властью необходимо всем нам, всему обществу, вставшему на путь морального возрождения, демократии и законности.

Выражая принципиальное осуждение массовых репрессий, считая их несовместимыми с нормами цивилизации и на основании статей 127.7 и 114 Конституции СССР постановляю:

1. Признать незаконными, противоречащими основным гражданским и социально - экономическим правам человека репрессии, проводившиеся в отношении крестьян в период коллективизации, а также в отношении всех других граждан по политическим, социальным, национальным, религиозным и иным мотивам в 20 - 50-х годах, и полностью восстановить права этих граждан.

Совету Министров СССР, правительствам союзных республик, в соответствии с данным Указом, внести в законодательные органы до 1 октября 1990 года предложения о порядке восстановления прав граждан, пострадавших от репрессий.

2. Настоящий Указ не распространяется на лиц, обоснованно осужденных за совершение преступлений против Родины и советских людей во время Великой Отечественной войны, в предвоенные и послевоенные годы.

Совету Министров СССР внести в Верховный Совет СССР проект законодательного акта, определяющего перечень этих преступлений и порядок признания по суду лиц, осужденных за их совершение, не подлежащими реабилитации по основаниям, предусмотренным настоящим Указом.

3. Учитывая политическое и социальное значение полного решения всех вопросов, связанных с восстановлением прав граждан, необоснованно репрессированных в 20 - 50-е годы, возложить наблюдение за этим процессом на Президентский Совет СССР.

Президент Союза Советских

Социалистических Республик

М.ГОРБАЧЕВ

Москва, Кремль

==========================================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

Оценки количества жертв сталинских репрессий кардинально разнятся. Одни называют цифры в десятки миллионов человек, другие ограничиваются сотнями тысяч. Кто же из них ближе к истине?

Кто виновен?

Сегодня наше общество практически поровну поделилось на сталинистов и антисталинистов. Первые обращают внимание на положительные преобразования, произошедшие в стране в сталинскую эпоху, вторые призывают не забывать об огромных количествах жертв репрессий сталинского режима.
Впрочем, практически все сталинисты признают факт репрессий, однако отмечают их ограниченный характер и даже оправдывают политической необходимостью. Более того, репрессии они зачастую не связывают с именем Сталина.
Историк Николай Копесов пишет, что в большинстве следственных дел на репрессированных в 1937--1938 годы не было резолюций Сталина – всюду были приговоры Ягоды, Ежова и Берии. По мнению сталинистов это является доказательством того, что главы карательных органов занимались самоуправством и в подтверждение приводят цитату Ежова: «Кого хотим -- казним, кого хотим – милуем».
Для той части российской общественности, которая именно в Сталине видит идеолога репрессий, это всего лишь частности, подтверждающие правило. Ягода, Ежов и многие другие вершители людских судеб сами оказались жертвами террора. Кто как не Сталин стоял за всем этим? – задают они риторический вопрос.
Доктор исторических наук, главный специалист Госархива РФ Олег Хлевнюк отмечает, что несмотря на то, что подписи Сталина не было во многих расстрельных списках, именно он санкционировал почти все массовые политические репрессии.

Кто пострадал?

Еще более весомое значение в полемике вокруг сталинских репрессий приобрел вопрос о жертвах. Кто и в каком качестве пострадал в период сталинизма? Многие исследователи отмечают, что само понятие «пострадавшие от репрессий» достаточно размыто. Историография так и не выработала по этому поводу четких определений.
Безусловно, осужденные, заключенные в тюрьмы и лагеря, расстрелянные, депортированные, лишенные имущества должны быть причислены к пострадавшим от действий властей. Но как быть, к примеру, с теми, кто был подвергнут «допросам с пристрастием», а затем выпущен на свободу? Следует ли разделять уголовных и политических заключенных? К какой категории причислить «несунов», уличенных в мелких единичных кражах и приравненных к государственным преступникам?
Отдельного внимания заслуживают депортированные. К какой категории их отнести – репрессированных или административно высланных? Еще сложнее определиться с теми, кто, не дожидаясь раскулачивания или депортации бежал. Их иногда ловили, но кому-то посчастливилось начать новую жизнь.

Такие разные цифры

Неопределенности в вопросе ответственного за репрессии, в выявлении категорий пострадавших лиц и периода за который должен вестись подсчет жертв репрессий приводят к абсолютно разным цифрам. Самые впечатляющие цифры называл экономист Иван Курганов (на эти данные ссылался Солженицын в романе Архипелаг ГУЛАГ), который подсчитал, что с 1917 по 1959 годы жертвами внутренней войны советского режима против своего народа стали 110 миллионов человек.
В это число Курганов включает жертвы голода, коллективизации, крестьянской ссылки, лагерей, расстрелов, гражданской войны, а также «пренебрежительного и неряшливого ведения Второй мировой войны».
Даже если такие подсчеты верны, можно ли считать эти цифры отражением сталинских репрессий? Экономист, по сути, сам и отвечает на это вопрос, употребляя выражение «жертвы внутренней войны советского режима». Стоит обратить внимание, что Курганов подсчитал только погибших. Трудно представить какая цифра могла появиться, если бы экономист учел всех пострадавших от советской власти в указанный период.
Цифры, приводимые главой правозащитного общества «Мемориал» Арсением Рогинским более реалистичны. Он пишет: «В масштабах всего Советского Союза жертвами политических репрессий считаются 12,5 миллиона человек», но при этом добавляет, что в широком смысле репрессированными можно считать до 30 миллионов человек.
Лидеры движения «Яблоко» Елена Кривень и Олег Наумов подсчитали все категории жертв сталинского режима, в том числе, погибших в лагерях от болезней и тяжелых условий труда, лишенцев, жертв голода, пострадавших от неоправданно жестоких указов и получивших чрезмерно суровое наказание за мелкие правонарушения в силу репрессивного характера законодательства. Итоговая цифра – 39 миллионов.
Исследователь Иван Гладилин замечает по этому поводу, что, если подсчет жертв репрессий ведется с 1921 года, это значит, что за существенную часть преступлений несет ответственность уж никак не Сталин, а «ленинская гвардия», которая сразу же после Октябрьской революции развернула террор против белогвардейцев, священнослужителей и кулаков.

Как считать?

Оценки числа жертв репрессий сильно разнятся в зависимости от методики подсчета. Если учитывать осужденных только по политическим статьям, то согласно данным областных управлений КГБ СССР, приведенным в 1988 году, советскими органами (ВЧК, ГПУ, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ) были арестованы 4 308 487 человек, из них 835 194 были расстреляны.
Сотрудники общества «Мемориал» при подсчете жертв политических процессов близки к этим цифрам, хотя их данные все равно заметно выше – 4,5-4,8 млн. осуждено, из них 1,1 млн. расстреляно. Если в качестве жертв сталинского режима рассматривать всех, кто прошел через систему ГУЛАГа, то эта цифра, по разным подсчетам, будет колебаться от 15 до 18 млн. человек.
Очень часто сталинские репрессии связывают исключительно с понятием «Большого террора», пик которого пришелся на 1937-1938 годы. По данным комиссии под руководством академика Петра Поспелова по установлению причин массовых репрессий были озвучены следующие цифры: по обвинению в антисоветской деятельности арестовано 1 548 366 человек, из них приговорено к высшей мере наказания 681 692 тысячи.
Один из наиболее авторитетных специалистов по демографическим аспектам политических репрессий в СССР историк Виктор Земсков называет меньшее число осужденных в годы «Большого террора» – 1 344 923 человека, хотя с цифрой расстрелянных его данные совпадают.
Если в число подвергнувшихся репрессиям в сталинское время включать раскулаченных, то цифра вырастет, по крайней мере, на 4 млн. человек. Такое число раскулаченных приводит тот же Земсков. С этим согласны и в партии «Яблоко», отмечая, что около 600 тыс. из них погибло в ссылке.
Жертвами сталинских репрессий оказались и представители некоторых народов, подвергнувшихся насильственной депортации – немцы, поляки, финны, карачаевцы, калмыки, армяне, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары. Многие историки сходятся во мнении, что общее число депортированных составляет порядка 6 млн. человек, при этом около 1,2 млн. человек не дожило до конца пути.

Доверять или нет?

Приведенные выше цифры большей частью основаны на сводках ОГПУ, НКВД, МГБ. Однако далеко не все документы карательных ведомств сохранились, многие из них были целенаправленно уничтожены, многие до сих пор лежат в закрытом доступе.
Следует признать, что историки очень зависимы от статистики, собранной различными спецорганами. Но сложность в том, что даже доступная информация отражает только официально репрессированных, а поэтому по определению не может быть полной. Более того, проверить её по первоисточникам удается только в редчайших случаях.
Острый дефицит достоверной и полной информации зачастую провоцировал как сталинистов, так и их оппонентов называть кардинально разнящиеся друг от друга цифры в пользу своей позиции. «Если «правые» преувеличивали масштаб репрессий, то «левые», отчасти из сомнительного молодечества, найдя в архивах гораздо более скромные цифры, спешили придать их гласности и не всегда задавали себе вопрос, всё ли отразилось – и могло отразиться - в архивах», – отмечает историк Николай Копосов.
Можно констатировать, что оценки масштаба сталинских репрессий на основании доступных нам источников могут быть очень приблизительными. Хорошим подспорьем для современных исследователей стали бы документы, хранящиеся в федеральных архивах, однако многие из них были подвергнуты повторному засекречиванию. Страна с такой историей будет ревностно оберегать тайны своего прошлого.

Прошедший в феврале 1956 г. XX съезд правящей КПСС объявил курс на десталинизацию советского общества, но не смог довести процесс до конца. Реабилитация производилась в индивидуальном порядке по заявлениям самих жертв репрессий или их родственников, если первые погибли в сталинских застенках и лагерях.

Следующее за ним руководство страны спустило вопрос на тормозах и даже попыталось завуалировать его. Все сделали вид, что ничего подобного в стране не было.

Перестройка середины 80-х годов дала толчок новым попыткам общества и демократических сил возобновить процесс реабилитации жертв политических репрессий. И если во второй половине 50-х годов речь шла лишь об индивидуальных решениях о реабилитации жертв сталинизма, то в конце 80-х годов речь шла о реабилитации всех, кто безвинно попал в жернова государственного террора.

Первый проблеск появился 16 января 1989 г. с указом президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов».

14 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

13 августа 1990 г. Президент Советского Союза М. Горбачев издал Указ «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов».

Но сталинизм подвергал репрессиям не только по этническому признаку. Государственному террору подвергались по социальному, сословному, корпоративному и индивидуальному признакам. Реабилитации этих категорий советских граждан был посвящен и принятый 18 октября 1991 г. Закон Российской Федерации N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в который впоследствии был внесен ряд изменений.

«За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека»,- говорилось в преамбуле Закона. Целью Закона была объявлена «реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба».

Возможно, это и случайность, но на следующий день, 15 ноября, указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Государственный комитет по национальным вопросам (Госкомнац РСФСР), правда, претерпевший впоследствии неоднократные преобразования и ликвидации.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 октября 1991 года «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий» 30 октября официально был установлен днем памяти жертв политических репрессий. Выбор даты был связан с памятью о голодовке, которую 30 октября 1974 года начали политзаключенные мордовских и пермских лагерей в знак протеста против политических репрессий в СССР.

В том же 1991 г. было принято решение создать в составе информационных центров МВД республик, УВД краев и областей соответствующие подразделения, а в Главном информационном центре МВД России – Центр реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации. Как сообщал начальник Центра МВД России К. Никишин, за пять лет всего по стране поступило 2 млн. 600 тысяч заявлений и запросов о реабилитации и о признании пострадавшими. (См. «Юридический вестник», № 23, ноябрь 1996 г.)

16 декабря 1991 г. и 30 марта 1992 г. Президиум Верховного Совета РФ утвердил соответственно комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий и Положение о ней.

Впоследствии в продолжение и расширение первых документов по проблеме был принят целый ряд нормативных актов парламента и правительства России, предусматривающих денежную компенсацию за утерянное жилье и имущество или возвращение его (Федеральные Законы: №5698-1 от 3 сентября 1993 г. и №166-ФЗ от 4 ноября 1995 г.)

3 марта 1994 г. Правительство России приняло Постановление №419, утвердившее Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Минфину России было поручено предусмотреть в федеральном бюджете начиная с 1994 г. «необходимые средства для обеспечения предоставления льгот указанным категориям граждан.

16 марта 1992 г. правительство России приняло положение о порядке выплаты денежной компенсации лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РФ N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в которое 18 июля 1994 г. были внесены изменения и дополнения.

2 августа 1994 г. кабинет министров России принял Постановление №899 «Об утверждении Положения об условиях и порядке выплаты компенсаций лицам, подвергшимся нацистским преследованиям». Речь шла о компенсации за счет средств, выделяемых Федеративной Республикой Германия для этой категории российских граждан.

12 августа 1994 г. тот же кабинет министров принял Постановление №926, утвердившее положение о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации.

Учитывая, что репрессиям подверглись в том числе и по религиозным убеждениям, Президент Б. Ельцин издал Указ №378 от 14 марта 1996 г., который осудил «многолетний террор, развязанный большевистским партийно-советским режимом в отношении священнослужителей и верующих всех конфессий», поручил Генпрокуратуре, ФСБ и МВД России реабилитировать их, органам исполнительной власти всех уровней «оказывать помощь верующим в восстановлении культовых зданий, возврате имущества, изъятого из церквей, мечетей, синагог, других культовых учреждений».

23 апреля 1996 г. Президент России Б. Ельцин принял Указ №602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий», позволяющий признавать репрессированными и при отсутствии документов – на основании судебного решения.

Реабилитация была объявлена и репрессированным в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне

Указом Президента России №1509 от 2 декабря 1992 г. была образована Комиссия при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий. В 2004 г. новый Президент России В. Путин издал Указ №1113 от 25 августа

2004 г., которым утвердил Положение о Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.

Наравне с теми, кто действительно пострадал от сталинских репрессий, под этот процесс пытались подвести и другие категории российских граждан. Были попытки реабилитировать, например, вождя Белого движения А. Колчака, последнего российского императора Николая II и даже организатора самих массовых репрессий Л. Берия и других. Донские казаки выступили за реабилитацию атамана казачьих войск, генерала П. Краснова, который во время Великой Отечественной войны активно сотрудничал с гитлеровскими войсками и был казнен советским судом. Из них только Николай II со второго захода в 2008 году был реабилитирован вместе со своей семьёй. 28 марта 2009 г. в реабилитации Берии было отказано.

Если в целом по стране процесс реабилитации касался выборочно, то для титульного народа Республики Ингушетия проблема реабилитации касалась практически всех, кто родился до 1957 г.

Как известно, 26 апреля 1991 г. был принят судьбоносный для многих этносов, подвергнувшихся репрессиям по национальному признаку - Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов».

Постановлением Правительства Республики Ингушетия

№ 97 от 10 июня 1994 г. «О комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий» в целях реализации Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий», Закона Российской Федерации от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» при Правительстве Республики Ингушетия была создана комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий во главе с руководителем Правительства М.И. Дидиговым.

Постановлением №2 кабинета министров Ингушетии от 4 января 1995 г. «О дополнительных мерах по выполнению постановлений Правительства РФ по восстановлению прав жертв политических репрессий» Министерство финансов обязывалось «принять меры по бюджетному обеспечению затрат, связанных с возмещением ущерба и предоставлением льгот репрессированным гражданам». Начали работать правительственная комиссия и рабочая группа.

20 февраля 1995 г. Постановлением Правительства №26 было принято положение о порядке восстановления прав репрессированных граждан Республики Ингушетия и лиц без гражданства, проживающих на территории РИ.

31 декабря 1997 г. кабинет министров Ингушетии принял очередное Постановление №337 «О дальнейших мерах по реабилитации жертв политических репрессий в Республике Ингушетия», которым были утверждены Положения «О порядке возврата гражданам, проживавшим и проживающим в Республике Ингушетия, незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации», о республиканской комиссии по восстановлению прав репрессированных граждан, проживающих в Республике Ингушетия и сам состав комиссии во главе с министром юстиции Х.И. Яндиевым.

31 июля 1999 г. вышел новый нормативный акт Правительства РИ № 211«Об упорядочении нормативных актов Правительства Республики Ингушетия по реабилитации жертв политических репрессий».

В отличие от предыдущих нормативных актов, последний обеспечивал реабилитацию, выплату компенсации и восстановление прав репрессированных граждан Северной Осетии ингушской национальности. Была установлена очередность возмещения ущерба, причиненного в связи с применением репрессий в 1944 году. В первую очередь шли непосредственно подвергшиеся репрессиям и являвшиеся собственниками конфискованного имущества или жилья. Следом шли наследники первой очереди, затем супруги и дети, потом - внуки.

Дважды Распоряжением Президента Ингушетии №9-рп от 20 января 1998 г. и №14-рп от 18 февраля 2000 г. были утверждены Республиканские комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

Вначале репрессированные получали около 8 тысяч рублей, затем сумма была приближена к 10 тысячам рублей за один жилой дом на всех, кто проживал в нем. Сумма, конечно, была мизерной, но люди и её были рады получить.

В СССР особое распространение термин «реабилитация» получил при Н. С. Хрущёве в связи с реабилитацией сотен тысяч людей, репрессированных при И. В. Сталине, притом большинством - посмертно. Ниже перечислена лишь малая часть реабилитированных людей - известных как в России, так и за рубежом.

Процесс реабилитации репрессированных лиц в СССР начался в 1953 - 1954 гг. , были отменены незаконные акты против народов, подвергнувшихся переселению и высылке, признаны незаконными решения внесудебных органов ОГПУ-НКВД-МГБ, вынесенные по политическим делам. Однако, уже в начале 60-х гг. число реабилитированных постепенно сокращается, причиной чему становятся рецидивы тоталитарной политики государства, в числе которых имеются попытки вернуться к сталинским идеологическим установкам . Затем процесс реабилитации, всё же, был продолжен в конце 80-х гг. Постановлением Политбюро ЦК КПСС от 11 июля 1988 г. "О дополнительных мерах по завершению работы, связанной с реабилитацией необоснованно репрессированных в 30 - 40-е годы и начале 50-х годов" было дано поручение Прокуратуре СССР и КГБ СССР в связке с местными органами власти продолжить работу по пересмотру дел в отношении лиц, репрессированных в 30-40 гг. , без необходимости наличия заявлений о реабилитации и жалоб от репрессированных граждан. 16 января 1989 г. издаётся Указ Президиума Верховного Совета СССР, отмененяющий внесудебные решения, вынесенные в период 30-х - начала 50-х гг. внесудебными "тройками" НКВД-УНКВД, коллегиями ОГПУ и "особыми совещаниями" НКВД-МГБ-МВД СССР. Все граждане, которые подверглись репрессиям со стороны данных органов были реабилитированны, исключая изменников Родины, карателей, нацистских преступников, работников, занимавшихся фальсификацией уголовных дел, а также лиц, совершивших убийства.

По сведениям, предоставленным Генеральной прокуратурой РФ и МВД РФ, за весь период реабилитации на момент 1 января 2002 г. было реабилитировано свыше 4 миллиона граждан, включая 2438000 человек, которые были осуждены в судебном и несудебном порядке к мерам уголовного наказания.

Законность комиссий по реабилитации политических заключенных представляется, однако, весьма сомнительной. Так в первую комиссию, созданную Хрущевым, наряду с его личным назначенцем Шверником, были включены лица, осуждение за антисоветскую деятельность: О. Шатуновская, предоставившая заведомо ложные цифры числа заключенных и расстреляных. В последствии Комиссию возглавил ярый антисалинист А. Н Яковлев, также представлявший ложные данные, как о числе заклюбченнных, так и о числе реабилитированных. Чрезвычайно часто в пропаганлдистских целях, как западной. так и в российской антисталинской литературе отождествляется число заключеннных вообще и число "политических" заключенных. Даже если к числу политических заключенных относятся только осужденные по 58 статье (их число никогда не превышало 25% от общего числа заключенных), не учитывается что подавляющая часть этой статьи, вошла во все поздние версии УК СССР и современный УК РФ, ибо она де-факто, включала целые разделы современного УК.

Решения о реабилитации принимались внесудебными органами на основе волюнтристких представлений о законности руководителей и членов Комиссии, не имеющих не только судебных полномоший, но даже и юридического образования. Так, тов. Шверник вообще не имел высшего образования, а А. Н Яковлев имел историческое образование.

Еще по теме 30. Реабилитация жертв политических репрессий.:

  1. Социально-психологическая реабилитация инвалидов. Реабилитация детей и подростков с отклонениями в развитии. деятельность служб МСЭК и реабилитации инвалидов.