Типы проектов. К вопросу о классификации проектов в проектном управлении

Вашему вниманию предлагается подробная классификация проектов по различным основаниям. Вы узнаете, какие существуют их виды, чем они отличаются друг от друга. Прежде всего, дадим необходимое определение, чтобы иметь представление, о чем идет речь.

Проект - это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных областей жизни человека. В развитых странах и в государствах бывшего СССР существенно различается это понятие, и классификация проектов порой имеет свои особенности (см. раздел "Инвестиционные проекты").

В традиционном смысле слова проект обозначает:

1) Намерение, идею, замысел.

2) Описание, представление, изображение некоторого объекта (нематериального или материального) на бумаге или иных носителях информации.

Что включает в себя проект?

Понятие его в развитых государствах Запада шире, чем оно принято у нас. Так, например, американский Институт управления проектами обозначает его как некоторую задачу с исходными данными, а также требуемыми целями (результатами), которые обуславливают способ ее решения. Здесь, однако, не сказано о том, какие средства существуют для реализации проекта. К тому же способ решения той или иной задачи определяется не всегда и не только целями (результатами) ее решения. Поэтому можно сказать, что проект включает в себя:

Замысел (задачу, проблему);

Средства решения (реализации);

Цели (результаты).

Результаты проекта

Проект в широком смысле - это то, что может изменить что-либо в мире, в жизни. Результаты его с подобной точки зрения могут быть как конкретными (организация, сооружение, здание, продукция и т. д.), так и абстрактными (опыт, знания, методы, планы и т. д.). Если же рассматривать его как динамическую систему, можно выделить:

Текущие (технология, документация и т. д.);

Конечные (прибыль, продукт и т. д.).

Зачастую проект и результаты его бывают представлены в виде системы целей, а значит, проект является системой. Иными словами, это совокупность различных элементов и возникающих между ними связей, которая обеспечивает достижение определенных целей.

Основания, по которым можно классифицировать проекты

Классификация проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и претворения в жизнь, месту реализации, размерам используемых ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности. Классификация проектов имеет следующие основания:

Структура, состав проекта и предметная область, определяющие его класс;

Производственные помещения;

Производственные объекты;

Технологию работ и производства;

Технологическое оборудование;

Услуги, работы, продукт, которые производятся.

В зависимости от того, какой характер имеет проект, возможны и другие, а также более детальное деление вышеприведенных.

Обеспечивающими элементами проекта являются: финансы, сырьевые ресурсы, кадры (персонал), помещение и территория месторасположения, договоры, соглашения, контракты, а также другие элементы, которые способствуют его реализации и разработке.

Инвестиционные проекты

Инвестиционными являются практически все проекты, поскольку подавляющее большинство из них требует вложения денежных средств, то есть инвестирования. В специальной литературе по проектному анализу и инвестиционному планированию под ним подразумевается комплекс взаимосвязанных предприятий, которые направлены на достижение конкретных целей в течение некоторого ограниченного периода времени. Классификация инвестиционных проектов может быть осуществлена по различным основаниям: по масштабу вложенных инвестиций, целям, степени риска, степени взаимосвязанности, срокам. В частности, по масштабу инвестиций выделяются мелкие, традиционные, крупные и мегапроекты.

В странах США и Западной Европы подразумеваются под мелкими проектами те, стоимость которых составляет менее 300 тыс. долларов. Средние (иначе называемые традиционными) обладают стоимостью от 300 тыс. до 2 млн. долларов. Проекты крупные - это те, которые имеют стратегический характер и стоимость более 2 млн, долларов. И, наконец, мегапроекты - международные или государственные целевые программы, объединяющие целый ряд инвестиционных проектов, имеющих единое целевое назначение. Их стоимость составляет от 1 млрд, долларов.

В российской практике сложилась несколько иная классификация инвестиционных проектов. Например, в случае, когда на конкурсной основе выделяются централизованные инвестиционные ресурсы, проекты стоимостью более 50 млн, долларов считаются крупными.

Классификация учебных проектов

Они могут быть персональными и групповыми. При этом каждый из них обладает неоспоримыми достоинствами. Существует также особый классификация которых представлена ниже. Это система обучения, знания и умения при которой приобретаются в процессе самостоятельного планирования и осуществления учащимися проектов - практических заданий, постепенно усложняющихся.

Возможна классификация учебных проектов по:

Масштабам деятельности;

Тематическим областям;

Количеству исполнителей;

Срокам реализации;

Важности результатов.

Все они, независимо от типа, уникальны и неповторимы, направлены на достижение определенных целей, предполагают координацию взаимосвязанных действий, ограничены во времени.

Проекты по комплексности могут быть межпредметными и монопроектами. Последние осуществляются в рамках только одной области или одного учебного предмета. Межпредметные же выполняются под руководством специалистов, представляющих различные области знания, во внеурочное время.

По характеру контактов их можно разделить на международные, региональные, внутришкольные и внутриклассные. Как правило, два первых осуществляются как проекты телекоммуникационные, с использованием различных средств современных технологий и Интернета.

Если брать за основу преобладающую деятельность учащихся, то можно выделить следующие виды:

Проект практико-ориентированный;

Исследовательский;

Информационный;

Творческий;

Ролевой.

Что касается продолжительности, можно выделить:

Мини-проекты, которые укладываются в 1 урок или его часть;

Краткосрочные, рассчитанные на 4-6 уроков;

Проекты недельные, которые требуют 30-40 часов и предполагают сочетание внеклассных и классных форм работы, а также глубокое погружение в них, что делает их оптимальной формой организации работы над проектами;

Долгосрочные (годичные) как групповые, так и индивидуальные (как правило, они выполняются во внеурочное время).

Разнообразие проектов

Классификация как вы видите, осуществляются не только менеджерами и учеными. Многие из нас сталкиваются с ними в своей профессиональной деятельности, в частности, преподаватели. Студенты, кстати говоря, тоже часто получают задание выполнить "Проект на тему...". Это поможет им в будущей профессиональной деятельности. Проект на тему, предложенную преподавателем или выбранную самостоятельно, часто расценивается как выпускная или экзаменационная работа.

Термин «проект» употребляется в самых различных значениях. В переводе с латинского «proektus » означает «брошенный вперёд ».

В настоящее время под проектом понимают:

    Проект – это то, что планируется или разрабатывается, большое начинание;

    Замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта, события и т.п., отображенный различными способами, методами;

    Совокупность документов, расчетов, чертежей и других документов по созданию какого-либо сооружения, машины и т.д. (строительные, технические, технологические проекты);

    Предварительный текст какого-либо документа.

Слово проект очень часто встречается в нашей жизни. Примеры современных проектов: разработка средств борьбы со СПИДом, закрытие Чернобыльской АЭС, проведение выборной компании, взятие в аренду и ремонт офиса, внедрение новой технологической линии или подготовка к пикнику имеют ряд общих признаков , характеризующих их как проекты.

К отличительным признакам проектов относят следующие:

    направленность на достижение конкретной цели ;

    ограниченность во времени выполнения, наличие конкретной даты начала и завершения;

    наличие жизненного цикла проекта;

    координированное исполнение взаимосвязанных между собой действий ;

    наличие определенного бюджета (финансового, материального и т.п.);

    в определенной степени неповторимость , уникальность .

В целом эти пять признаков отличают проект от других мероприятий, планов, программ, инициатив. Каждый из перечисленных признаков имеет важное содержание.

    Направленность на достижение цели. Проекты направлены на достижение конкретных результатов – другими словами, на достижение цели. Именно эта цель является движущей силой проекта, и все усилия, которые прикладываются при его планировании и реализации, направлены на её достижение.

Проекты имеют множественные иерархические цели. Ориентация проектов на достижение цели придает огромный внутренний потенциал для управления ими. В первую очередь это предусматривает необходимость точного определения и формулирования целей , от высшего уровня – до низшего.

2) Ограниченность во времени выполнения, наличие конкретной даты начала и завершения . Ни один проект не может существовать без ограничений во времени. Проекты выполняются на протяжении определенного промежутка времени и имеют более-менее четко очерченные начало и завершение. Проект считается завершенным, когда достигнуты его основные цели. В процессе выполнения проекта значительные усилия направлены именно на то, чтобы он был завершен в намеченный срок.

Необходимо обратить внимание на то, как срок осуществления проекта отличается от циклов производства продукции. Выпуск товаров не ограничен во времени и зависит только от наличия и уровня спроса. Когда спрос исчезает, заканчивается и производственный цикл, поэтому традиционные процессы производства продукции не могут быть отнесены к проектам.

3) Наличие жизненного цикла проекта . Каждый проект в своем развитии проходит определенные стадии: идентификация проекта (зарождение его идеи, определение целей, отсев худших вариантов, предварительный анализ осуществимости проекта); разработка; экспертиза; переговоры, заключение контрактов; реализация; завершающая оценка.

4) Координированное исполнение взаимосвязанных между собой действий . Сама сущность проектов определяет сложность их внедрения в жизнь. Проекты требуют выполнения многочисленных заданий, жестко или гибко взаимосвязанных между собой: некоторые промежуточные задания не могут реализовываться, пока не закончены другие задания, другие задания должны выполняться параллельно и т.п. Если нарушается синхронизация заданий, весь проект может оказаться под угрозой срыва.

5) Наличие бюджета . Проектная деятельность, направленная на получение определенного результата в заданный промежуток времени, не может осуществляться без использования соответствующих ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Поэтому неотъемлемой чертой проекта является наличие бюджета.

6) Уникальность . Проекты – это в определенной степени неповторимые и одноразовые мероприятия. Вместе с тем, уровень уникальности может значительно колебаться в зависимости от особенностей проекта. Например, если речь идет о возведении пятидесятого дома в стиле «стандарт» по программе жилищного строительства, то уровень уникальности такого проекта достаточно скромный. Базовые элементы такого дома идентичны элементам тех сорока девяти домов, которые были построены раньше. Однако элементы уникальности могут выражаться в специфике земельного участка, где будет расположен дом, в решении использовать новую систему отопления и вентиляции или в необходимости работать с новой бригадой специалистов и т.д.

С другой стороны, если специалисты разрабатывают операционную систему компьютера нового поколения, они, естественно, имеют дело с достаточно уникальным заданием, т.к. работают над тем, что никогда раньше не делалось.

Проект – это особый способ организации деятельности. Для выявления его специфики (преимуществ и недостатков) необходимо сопоставить проект с другими организационными образованиями – «отдельным заданием», отделом, предприятием. Для этого рассмотрим схему, которая позволяет определить специфику каждого из указанных объектов.

В процессе описания характеристик и способов организации деятельности по указанным размерам и параметрам выделяют наиболее типовые проблемы и предназначение каждой из них.

Так, для задания такой проблемой является подбор сотрудников с необходимой квалификацией и распределение этапов задания между ними. Для отдела главной проблемой выступает обеспечение стабильности в работе и благоприятного микроклимата. Для предприятия проблемой становится обеспечение условий и возможностей его развития. При управлении разработкой и осуществлением проекта возникают проблемы, связанные с установлением приоритетности решения задач и сохранением баланса между ориентацией на качество, затраты и время.

Кроме того, необходимо различать деятельность предприятия, например, по производству продукции, и проектную деятельность.

Таблица 1

Разница в функционировании предприятия и проекта

Аспект деятельности

Предприятие

1. Характер деятельности

Деятельность, которая постоянно повторяется

Разовое выполнение конкретного комплекса работ

2. Степень интенсивности использования ресурсов

Относительно низкая интенсивность использования ресурсов

Высокая интенсивность ресурсопотребления

3. Тип решаемых проблем

Рутинные проблемы, часто встречающиеся в практической работе

Уникальные проблемы, которые требуют исключительного решения, не имеющего аналогов

4. Персонал, привлеченный к работе

Устоявшийся коллектив, настроенные связи между участниками

Временный коллектив, возможна ротация кадрового состава

5. Цена допущенных ошибок

Достаточно низкая цена допущенных ошибок

Высокая плата за допущенные ошибки

6. Использование

накопленного опыта

Постоянная возможность возврата к прошлому опыту

Необходимость поиска оригинальных методов решения проблем

Таким образом, наиболее важными составляющими понятия проекта является четкая ориентация на результативность мероприятия, необходимость достижения результата в определенный промежуток времени в условиях ограниченности ресурсного обеспечения.

Т.е. проект – это одноразовый комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на удовлетворение определенной потребности путем достижения конкретных результатов при установленном ресурсном обеспечении в течение заданного периода времени.

Таким образом, можно дать следующее итоговое определение проекта:

Проект – это деятельность, при которой материальные, финансовые и трудовые ресурсы организованы определенным способом для выполнения уникальной работы при ограничении во времени и затратах, с целью достижения позитивных изменений, определенных количественными и качественными параметрами.

Классификация проектов

Все проекты могут классифицироваться по следующим основным признакам:

    По классу проекта:

а) монопроект – прост и ограничен объемами: строительство магазина, жилого дома, модернизация действующего производства, строительство небольшого промышленного предприятия и т.п.

б) мультипроект – это комплексный проект, который состоит из нескольких монопроектов (например, строительство линии метрополитена – мультипроект, состоящий из монопроектов по строительству нескольких станций и соединяющих их тоннелей);

в) мегапроект – комплекс отдельных взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенными на их выполнение временем. Такие проекты могут быть международными (создание зоны Единого экономического пространства), государственными (программа приватизации государственного имущества), региональными (развития свободных экономических зон или территорий приоритетного развития), межотраслевыми (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевыми (программа по возрождению угольной отрасли «Украинский уголь») и смешанными.

Наиболее характерными примерами мегапроектов являются проекты, выполняемые в топливно-энергетическом комплексе – и, в частности, нефтегазовой отрасли. Так, системы магистральных трубопроводов, связавших нефтегазоносные районы Крайнего Севера России с центром страны, западными границами и крупными промышленными районами, сооружались очередями («нитками») в течение 2-3 лет каждая. При этом продолжительность такого проекта составляла 5-7 лет, а стоимость 10-15 млрд.долл.

    По функциональной направленности:

а) инвестиционные (промышленные) проекты – это проекты, направленные на выпуск и продажу новых продуктов (оказание услуг) и связанные, как правило, со строительством новых предприятий, зданий, сооружений с целью расширения присутствия на рынке;

б) инновационные проекты – это проекты, связанные с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, усовершенствованием технологий, разработкой и внедрением в производство инноваций;

в) организационные проекты нацелены на реформирование систем управления, создание новой организации, проведение конференций, семинаров, выставок, спортивных соревнований, культурных мероприятий и т.п.

г) экономические проекты могут быть направлены на приватизацию государственных предприятий, реформирование системы налогообложения, развитие рынка капиталов и другие макроэкономические преобразования.

д) социальные проекты связаны с реформированием системы социальной защиты, охраны здоровья, снижением уровня безработицы, преодолением различных социальных потрясений и т.п.

е) экологические проекты – это проекты по установке различных очистных сооружений, рекультивации земель, ликвидации последствий и предупреждению природных катаклизмов.

    По сроку осуществления:

а) краткосрочные (до 1 года);

б) среднесрочные (от 1 года до 3 лет);

в) долгосрочные (свыше 3 лет).

    По стоимости:

а) мелкие (стоимость до 300 тыс.долл.);

б) средние (стоимость от 300 тыс. долл. до 2 млн.долл.);

в) крупные (от 2 млн.долл. до 100 млн.долл.);

г) сверхкрупные (свыше 100 млн.долл.).

    По сложности:

а) простые (аптека, магазин, парикмахерская, кафе);

б) сложные (крупное промышленное предприятие, шахта, стадион, метро);

в) очень сложные (АЭС, подводный туннель, космический корабль).

    По уровню качества:

а) проекты обычного качества ;

б) бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество. Обычно их стоимость весьма высока и измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов (например, атомные электростанции).

    По необходимости осуществления:

а) обязательные – эти проекты требуются для выполнения правил или норм. Они могут быть предназначены для критического обновления активов, для поддержания существующих активов в рабочем состоянии. К этому типу проектов относятся контрактные проекты;

б) необязательные – это проекты, которые можно не осуществлять.

    По срочности:

а) откладываемые – это проекты, которые можно отложить, но при этом они не потеряют свою привлекательность или она изменится незначительно;

б) неотложные – это проекты, которые либо вообще станут недоступны в будущем, либо потеряют свою привлекательность.

    По взаимосвязи между собой:

а) альтернативные проекты – это когда принятие одного проекта исключает принятие другого, они являются конкурентами за ресурсы фирмы, их оценка происходит одновременно, но осуществляться одновременно они не могут. Примерами могут служить проекты, которые полностью исчерпывают имеющиеся на данный момент ресурсы фирмы;

б) независимые – отклонение или принятие одного из таких проектов не влияет на принятие решения в отношении другого проекта; они могут осуществляться одновременно, их оценка происходит самостоятельно;

в) взаимосвязанные – принятие одного проекта зависит от принятия другого. Оцениваются одновременно друг с другом как один проект, и в результате принимается одно решение. Типичный пример в литературе: освоение нового нефтяного месторождения и комплекс мероприятий по рекультивации земли после его отработки.

Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.

По доминирующей деятельности

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.

Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).

Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.

По предметно-содержательной области

Монопредметный проект - проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект - проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект - внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

По характеру координации

Проект с открытой , явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.

Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.

По количеству участников

Личностные (индивидуальные) - один участник

Парные - два участника

Групповые (коллективные) - более двух участников

По продолжительности выполнения

Краткосрочные - до недели

Средней продолжительности - от недели до месяца

Долгосрочные - от одного до нескольких месяцев

По объекту проектирования

Морфологические - проектирование вещей

Социальные - проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов

Экзистенциальные - проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы

Поговорим о том, что представляют собой технические проекты, как правильно их создать, реализовать. Для начала рассмотрим теоретические вопросы, связанные с данной тематикой. Подробнее остановимся на классификации тех проектов, которые чаще всего встречаются в современном обществе.

Что такое проекты

Это системный комплексный процесс, который направлен на модернизацию определенных сфер жизни и деятельности человека. В настоящее время технические проекты являются максимально востребованными, так как они способствуют повышению качества жизни населения нашей планеты. В разных странах в этот термин вкладывают разный смысл, но чаще всего понятие проекта сходно, независимо от государственного языка и вероисповедания населения.

Составные части

Учитывая тот факт, что для реализации проектов требуются особые средства, а способы решения поставленной задачи могут зависеть от различных параметров, выделяют следующие составные части:

  • основной замысел (постановку цели и задач);
  • средства решения;
  • результаты.

Такое понятие проекта свидетельствует о сложности и многогранности его структуры. Он способен внести серьезные изменения в жизнь как отдельного человека, так и целого государства. Результаты от его внедрения могут быть абстрактными либо конкретными, необходимыми для определенного региона.

Особенности проектов

Классификация проектов зависит от многих факторов. Например, если рассматривать подобную деятельность в качестве динамической системы, то можно выделить следующие результаты:

  • текущие;
  • конечные.

Если рассматривается школьный проект, в таком случае в качестве конечного результата самостоятельной деятельности школьника можно рассматривать получение им новых теоретических и практических знаний и навыков.

Варианты проектов

Классификация проектов связана со сроками их реализации, масштабом, качеством разработки и внедрения, объемом применяемых средств, а также с местом их практической реализации. Есть множество факторов, которые предопределяют алгоритм действий.

Классификация проектов и их виды зависят от предметной области, состава, а также от структуры выполняемой работы.

Тип определяется сферой деятельности, для которой он предназначается. На масштаб влияет размер, число непосредственных участников, степень воздействия на окружающую среду. Сложность действий определяется организационной, технической, технологической, а также финансовой стороной проводимых мероприятий.

Критерии классификации проекта рассмотрены, теперь можно перейти к описанию определенных проектов:

  • организационных;
  • социальных;
  • экономических;
  • учебных;
  • инвестиционных.

Особенности организационных проектов

Они относятся к созданию и реформированию новых компаний, а также к проведению форумов, конференций, семинаров, симпозиумов. Организационные проекты обладают следующими отличительными характеристиками:

  • имеют определенные цели, они направлены на улучшение организации мероприятия;
  • обладают заданными сроками реализации;
  • характеризуются ресурсами;
  • предполагают контроль расходов с точки зрения экономичности.

Экономические проекты

Их целью является реструктуризация организаций, а также существование таможенной, налоговой систем. Отметим их характерные признаки:

  • предварительное выделение конечного результата, который можно корректировать по мере работы;
  • определение конкретных сроков реализации;
  • расчет расходов, которые потребуются для реализации намеченных планов.

Школьники и студенты часто используют экономические расчеты при продумывании индивидуальных или коллективных проектов.

Социальные проекты

В последнее время эту форму активно используют многие организации. К примеру, на базе общеобразовательной школы функционирует отряд добровольцев - волонтеров, которые занимаются благотворительной деятельностью: помогают пожилых людям, благоустраивают территорию около школы. Социальная деятельность характерна и для многих крупных компаний и промышленных предприятий. Например, компанией «Сименс» реализуется в нашей стране социальный проект, направленный на поддержку одаренных детей.

Ежегодно представители фирмы проводят конкурс научно-практических работ для старшеклассников, в рамках которого ребята создают свои работы в различных сферах: медицине, робототехнике, приборостроении, и т. д.

Победители получают не только отличные денежные призы, но и возможность стажировки в компании, а также шанс на обучение в престижных высших учебных заведениях нашей страны.

Социальные проекты помогают решать конкретные проблемы общества, к примеру, с их помощью можно ликвидировать последствия природных катаклизмов. Они предполагают постановку целей, которые могут варьироваться по мере продвижения проекта. Социальные проекты не предполагают конкретных сроков, отличаются ограниченными ресурсами.

Технические проекты

Они всегда связаны с разработкой нового продукта. Технические проекты имеют следующие отличительные характеристики:

  • отличаются конкретной целью;
  • обладают стабильными сроками реализации;
  • отличаются фиксированным бюджетом.

В качестве одного из примеров подобного проекта можно привести модернизацию оборудования на деревообрабатывающем комбинате. Срок проведения работ не должен превышать шести месяцев. Целью является разработка новой технологии, которая позволит сэкономить древесину, сделать процесс безотходным производством.

Учебные проекты

Современная классификация проектов выделяет и такую форму, которая подходит для образовательного процесса. После введения в отечественное образование новых стандартов, исследовательская и проектная деятельность стала обязательной формой получения универсальных учебных навыков в начальной, средней, а также старшей школе.

Прежде чем ребята будут заниматься самостоятельными исследованиями, педагогом рассматривается общая классификация проектов. Примеры работ, выполненных учениками, могут быть связаны с определенной научной дисциплиной. К примеру, ученик младших классов самостоятельно занимается выращиванием кристаллов поваренной соли, а старшеклассник создает проект по выращиванию шампиньонов на балконе. В зависимости от количества участников учебный проект может быть групповым либо индивидуальным. Для него характерны следующие факторы:

  • тематическая направленность;
  • число исполнителей;
  • сроки реализации;
  • важность получаемых результатов;
  • возможность трансляции полученного опыта

Инвестиционные проекты

По сути, к этому определению подходят все проекты, поскольку многие из них нуждаются в определенных финансовых вложениях.

Подобная форма предполагает совокупность связанных между собой инициатив, которые направлены на достижение четкого результата в отведенные сроки. Для них характерна масштабность инвестиций, а также некоторая степень риска.

Комплексный проект часто называют мультипроектом. Для него характерна совокупность нескольких отдельных работ, взаимно дополняющих друг друга.

Длительность работы

Определение и классификация проектов позволяют делить их на несколько групп:

  • краткосрочные (реализация предполагает менее двух лет);
  • среднесрочные (выполняются в диапазоне 2-5 лет);
  • долгосрочные (для полной реализации необходим срок больше пяти лет).

Элементы проекта

На их число напрямую влияет сложность предполагаемых действий. Например, если необходимо исполнение высокого качества, в таком случае проект состоит из множества отдельных элементов:

В зависимости от специфики проекта, в него могут включаться и иные элементы.

Среди параметров, обеспечивающих функционирование любого проекта, профессионалы выделяют:

  • финансовые ресурсы;
  • дополнительные соглашения;
  • контракты;
  • сырьевые ресурсы;
  • персонал;
  • помещения;
  • территориальное нахождение.

Основной задачей инновационных проектов является внедрение в практику принципиально новых разработок. Например, в социальной сфере инновации могут быть связаны с открытиями и новыми изобретениями в области техники и науки.

Поддерживающие проекты помогают человеку решать экологические задачи, включая и рамки экологической культуры.

Все социальные проекты нуждаются в определенном финансировании. Например, функционирование районной школы для одаренных детей может иметь смешанный вариант финансовых влияний. Часть ресурсов на поддержку направления работы с подрастающим поколением, названным правительство РФ одним из приоритетных видов работы с детьми, обеспечивает региональный бюджет. Вторая часть поступлений идет из местного бюджета. Недостающую часть для работы РШОД выделяют крупные предприятия, функционирующие в данном районе.

Благодаря подобной финансовой схеме можно аккумулировать средства из разных источников, в полной мере обеспечивая деятельность школы для талантливых и одаренных детей.

Заключение

В настоящее время проектная деятельность стала формой работы не только в крупных фирмах и промышленных компаниях, но и в медицинских и образовательных учреждениях. Ученики начальных классов вместе со своими наставниками придумывают интересные проекты, которые позволяют выявлять и развивать творческие возможности каждого ребенка, то есть в полной мере выполнять требования новых образовательных стандартов.

Уникальность любого проекта порождает определенные проблемы при его предварительном планировании. Часто автору (творческому коллективу) сложно сразу предположить, как именно они будут получать запланированные результаты. В связи с этим в качестве результатов деятельности могут выступать не только услуги или продукты, но и определенный опыт, который разработчики смогут использовать в последующей деятельности. Использовать такую форму работы могут любые организации, вовлекая в деятельность от 2-3 человек до нескольких тысяч исследователей.

Проекты все чаще встречаются не только в промышленных организациях, но и в образовательных и медицинских учреждениях. Например, интересным и своевременным элементом работы школ стало вовлечение ребят во внеурочную деятельность. Проект «Кадетское движение» стал прекрасным вариантом привития уважения подрастающему поколению россиян уважительного отношения к историческому и культурному наследию своего народа.

Классификация проектов может быть проведена по различным основаниям. Мы рассмотрим лишь наиболее распространенные ее варианты (рис. 3)

1. Классификация по сферам деятельности

Технический (строительство здания или сооружения, внедрение новой производственной линии, разработка программного обеспечения и т.д.).

Организационный (реформирование существующего или создание нового предприятия, внедрение новой системы управления, проведение международной конференции и т.д.).

Экономический (приватизация предприятия, внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, введение новой системы налогообложения и т.д.).

Социальный (реформирование системы социального обеспечения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений).

Смешанный (проекты, реализуемые сразу в нескольких областях деятельности, - к примеру, проект реформирования предприятия, включающий внедрение системы финансового планирования и бюджетирования, разработку и внедрение специального программного обеспечения и т.д.)

2. Классификация проектов по размерности

Монопроекты - отдельные проекты различного типа и назначения, имеющие определенную цель, четко очерченные рамки по финансам, ресурсам, времени, качеству и предполагающие создание единой проектной группы (инвестиционные, инновационные и другие проекты).

Мультипроект - комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления (реформирование существующих и создание новых предприятий, разработка и внедрение внутрифирменных систем многопроектного управления).

Мегапроект - целевые программы развития регионов, отраслей и др. образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов («План Маршалла», создание Общеевропейского рынка, развитие Южной Кореи и т.д.).

3.Классификация по объемам финансирования проекта

По объемам финансирования проекты можно разделить на малые, средние и крупные.

4.Классификация по целевому назначению проекта

Инвестиционный - главная цель - создание или обновление основных фондов организаций, требующие вложения инвестиций.

Инновационный - главная цель - разработка и применение новых технологий, организационных новаций, ноу-хау и других нововведений, обеспечивающих развитие организаций.

Научно-исследовательский.

Учебно-образовательный.

Смешанный.

Виды проектирования:

Организационное – изменение целей работы организации, кадровой политики. Вкл. В себя: анализ внешней среды и внешних факторов, посредничество, переориентацию внимания руководства на новые цели, задачи, проблемы.

Операционально – деятельностное – выделение операций, установление порядка, формирование алгоритмов.

Временное – размещение процессов в реальном времени.

Пространственное – размещение фрагментов объектов или процессов в пространстве.

Структурно – функциональное моделирование ориентировано на создание систем.

32. Методы и виды социального проектирования, их характеристика

1Метод деловой игры-предполагает совместную деятельность, направлен на обучение профессиональному общению,предполагает взаимодействие ее участников.Деловая игра-это имитация принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам.В игре обычно участвуюь 2конкурирующих команды и придумывают свои проекты.2Метод создания сценариев.Это представление соц проекта в виде описания последовательного развития событий,которые им предусматриваются или из него могут следовать.Это детальный план проекта,где проведена трудная работа по синхронизации событий и имеющихся ресурсов.Могут разрабатыватся несколько сценариев,с несколькими вариантами развития проекта.3Метод мозговой атаки.Представляет собой способ коллективной мыслительной работы,имеющей целью нахождения нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности участников.Разработка этого метода пренадлежит Алексу Осборну. Основная форма этого метода-коллективное обсуждение данной проблемы.Время атаки ограничено. 4метод вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект.5Метод ассоциации. Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Виды:проектирование новых городов;проектирование новых производств.