Экологический паспорт промышленного предприятия. Экологический паспорт предприятия и паспортизация опасных отходов

Экологический паспорт предприятия2004 г. Похожие работы на тему "Экологический паспорт предприятия":
Другие работы:

Год: 2004 г.

Введение

Экологический паспорт промышленного предприятия — нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием природных и вторичных ресурсов и определению влияния производства на окружающую среду. В экологическом паспорте отражаются данные о влиянии на окружающую среду всех элементов предприятия:

* сведения о применяемых предприятием технологиях;

* количественные и качественные характеристики используемых ресурсов: сырья, топлива, энергии;

* количественные характеристики выпускаемой продукции;

* количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ от предприятия.

Указывается взаимное расположение данного предприятия с граничащими объектами, приводится карта-схема с нанесенными на неё источниками загрязнения атмосферы и поверхностных вод, местами забора воды (водозаборами), складирования отходов; указываются границы санитарно-защитной зоны, жилых массивов, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей, зон отдыха, рекреаций, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха и сбросом сточных вод в водные объекты, стационарных постов природоохранных органов России; даётся краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия: метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере.

В паспорте приводится характеристика источников водоснабжения и приемников сточных вод, местоположение водного объекта, минимальный среднемесячный расход воды в реке, показатели качества воды выше и ниже выпуска или забора воды.

Сведения об использовании земельных ресурсов включают характеристику использования земли под здания и сооружения, склады, дороги, хранилища и свалки твердых отходов, накопители сточных вод, санитарно-защитные зоны.

В экологическом паспорте приводятся данные о составе и расходе сырья, вспомогательных материалов и энергоресурсов по видам продукции. Данные по расходу материала должны быть увязаны с балансовой схемой материальных потоков.

Данные экологического паспорта увязаны с другими видами отчетности, в частности, в нем приводятся сведения статистической отчетности по всем загрязняющим веществам: их наименование, количество, направляются ли они на очистку или выбрасываются в окружающую среду, объём уловленных и обезвреженных веществ, количество загрязняющих соединений, возвращенных в производство или используемых для получения товарного продукта, значения разрешенного выброса или сброса и сравнение его с количествами выбрасываемых загрязняющих веществ.

В экологическом паспорте находит отражение характеристика отходов, образующихся на предприятии: их количество, состав, свойства, места их складирования, методы утилизации и обезвреживания.

Каждое предприятие имеет свой транспорт, в экологическом паспорте отражается его влияние на окружающую среду.

В заключительной части должен присутствовать расчет платы за выбросы, сбросы, размещение отходов загрязняющих веществ отдельно в пределах установленных лимитов допустимых выбросов и превышающих их.

В 1990 г., когда был утвержден стандарт, предприятия активно включились в работу по составлению экологического паспорта. Полезной эта работа оказалась уже в том плане, что в результате была проведена инвентаризация всей природоохранной деятельности предприятия. В ходе работы по составлению экологического паспорта сотрудники служб охраны природы повысили свою квалификацию. Органы власти и Комитет по охране природы получили большую информацию об источниках загрязнений.

Основой для разработки экологического паспорта являются основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на природопользование, паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, формы государственной статистической отчетности и другие нормативные и нормативно-технические документы.

Экологический паспорт предприятия состоит из разделов, расположенных в следующей последовательности:

1) титульный лист;

2) общие сведения о предприятии и его реквизиты;

3) краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;

4) краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков;

5) сведения об использовании земельных ресурсов;

6) характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов;

7) характеристика выбросов в атмосферу;

8) характеристика водопотребления и водоотведения;

9) характеристика отходов;

10) сведения о рекультивации нарушенных земель;

11) сведения о транспорте предприятия;

12) сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

Экологический паспорт предприятия на примере ООО «Гравий»

1. Характеристика физико-географических и климатических условий района

Площадка для размещения сортировочного производства на базе месторождения песчано-гравийного сырья находится в поселке Ухтомское Люберецкого района, Московской области

Площадка строительства объекта расположена в пределах карьера N в выработанной его части. Природный рельеф изменен в результате выработки карьера.

С севера карьерное пространство, где располагается площадка, ограничено охранной полосой газопровода, с востока и юго-востока естественной границей карьера и месторождения служит резкое понижение рельефа местности к долине безымянного ручья и выклинивающие толщи песчано-гравийного ископаемого и песка. Южной и юго-западной своей частью месторождение примыкает к деревням Малаховка и Косино, которые являются ближайшими населенными пунктами, находящимися на расстоянии до 750 м от границ карьерного пространства.

Рельеф окружающей местности спокойный, с плавными очертаниями, в основном представлен слабо вытянутыми холмами с неглубокими водоразделами (ложбинами) между ними.

Климат района - умеренно-континентальный.

Среднегодовая температура воздуха +5,2 0 С. Средняя температура самого холодного месяца - января -7,5 0 С, самого теплого - июля +18 0 С. Среднегодовое количество выпадающих атмосферных осадков - 730 мм.

Преобладающим направлением ветра зимой является северное и северо-западное, летом - западное и юго-западное.

2. Характеристика состояния воздушного бассейна

Существующие уровни загрязнения атмосферного воздуха (фоновые концентрации) составляют по ингредиентам в мг/м 3:

Пыль (взвешенные вещества) - 0,20

Диоксид серы - 0,008

Оксид углерода - 0,9

Диоксид азота - 0,020

3. Характеристика источников водозабора и приемников сточных вод

Водозаборных сооружений на производстве нет. В качестве источника водоснабжения хозяйственно-питьевого назначения используются существующие сети ДСЗ «В». Производственного источника водоснабжения нет.

В результате производства сточные воды не образуются, поэтому на производстве не предусмотрены приемники сточных вод.

Для внутриплощадной очистки сточных вод, на участке сортировочного песчано-гравийного производства устраивается выгреб по ТН 284-9-26 «Уборная на 2 очка с водонепроницаемым выгребом» с объемом 3,25м 3 . Вывоз объемом 8м 3 осуществляется в место согласованное с санинспекцией.

Сооружений по внеплощадной очистки сточных вод и очистке ливневых вод нет.

4. Краткая характеристика производства

Данным проектом предусмотрено строительство сортировочной установки с целью обогащения сырья и попутного получения товарного гравия и песка.

Технологический процесс сортировки песчано-гравийной смеси включает следующие технологические этапы:

Грохочение (сухое);

Транспортирование;

Хранение готовой продукции.

Исходный продукт для сортировки - песчано-гравийная смесь (ПГС) фракции 0-300мм.

Песчано-гравийная смесь с места добычи автосамосвалами КрАЗ-256Б доставляется к сортировочной установке и выгружается в приемный бункер. Из приемного бункера питателем и ленточным конвейером ПГС подается на узел грохочения. Узел грохочения состоит из двух пар грохотов последовательно установленных.

На первой паре грохотов происходит первичное грохочение, материал делится на песок фракции 0-5 мм и обогащенную смесь. Песок из подгрохотовых бункеров поступает на ленточный реверсивный конвейер, который подает песок либо в автотранспорт, либо на ленточный конвейер, транспортирующий его на открытый склад.

Обогащенная смесь поступает на вторую пару грохотов, где происходит вторичное грохочение. Обогащенная смесь разделяется на три продукта. Песок фракции 0-5 мм из-под грохотов ленточным конвейером подается на открытый склад. Гравий фракции 5-20 мм с нижних сит ссыпается на ленточный конвейер и далее поступает на открытый склад. Надгрохотный материал с верхнего сита, обогащенная смесь фракции 20-300 мм, по течкам ссыпается к подпорной стенке. Склады готовой продукции предусмотрены с запасом 2,5 суток.

Отгрузка готовой продукции (песка, гравия и обогащенной смеси фракции 20-300 мм) осуществляется автомобильным транспортом.

Полученный песок и гравий отпускаются потребителем, а каменная продукция фракции свыше 20 мм вывозится на дробление и дальнейшую переработку на ДСЗ.

5. Ресурсы, используемые предприятием

Полезное ископаемое - песчано-гравийная смесь на участке отработки 2001 года залегает в виде пласта мощностью от 7,7 до 16,8 м. Средняя мощность - 12,2 м. Объем полезного ископаемого в плотном теле - 405,0 тыс.м 3 . В разрыхленном состоянии - 469,8 тыс.м 3 . Объем переработки песчано-гравийной смеси в год составляет 209554-349955 м 3 /год.

По трудности экскавации полезное ископаемое относится ко II группе. Добыча полезного ископаемого в 2001 году будет производится двумя уступами экскаватором Э-2503. Экскаватором полезное ископаемое грузится в автосамосвалы КрАЗ-256Б грузоподъемностью 12 тонн. Дальность транспортировки полезного ископаемого из добычного забоя до дробильно-сортировочного завода 4,2 км, а до сортировочной установки 0,7 км.

6. Использование земельных ресурсов

Вскрышные породы на месторождении «N» представлены почвенно-растительным грунтом, тонкозернистыми глинистыми песками и лессовидными супесями с включениями гравия и валунов. Мощность вскрышных пород изменяется от 0,7 до 4,3 м и составляет (на площади отработки 2001 года) в среднем 1,7 метра. Объем вскрышных работ определен из расчета обеспечения готовыми к выемке запасами работы карьера в 2001 году и обеспечения не менее трехмесячного запаса готовых к выемке запасов на начало сезона 2002 года. Общий объем вскрышных пород, подлежащих разработке составит - 122760 м 3 .

На территории размещения сортировочной установки отсутствуют охраняемые природные территории, такие как заповедники, заказники, национальные парки, места произрастания редких видов растений, места обитания редких видов животных. Под строительство данной установки не изымаются лесные и сельскохозяйственные угодия.

7. Характеристика выбросов в атмосферу

Источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются:

Узлы пересыпок пылящих материалов (пыль неорганическая);

Хранение готовой продукции в открытых складах (пыль неорганическая);

Погрузка готовой продукции в автотранспорт (пыль неорганическая);

Движение автотранспорта в пределах карьера (пыль неорганическая);

Выбросы при выемочно-погрузочных работах (пыль неорганическая);

Выбросы токсичных газов при работе карьерных машин (окись углерода, диоксид азота, альдегиды, углеводороды, сажа, бенз(а)пирен, свинец);

Выбросы при сварочных работах (сварочная аэрозоль, двуокись марганца).

Продукты сгорания, образующиеся при сжигании дизельного топлива и бензина и подлежащие выбросу в атмосферу содержат вредные вещества (окись углерода, диоксид азота, альдегиды, углеводороды, сажа, бенз(а)пирен, свинец).

Выброс продуктов сгорания в атмосферу осуществляется через выхлопную трубу.

Движение транспорта по территории карьера (доставка сырья ПГС, вывоз готовой продукции: песка, гравия, обогащенной смеси).

Выемочно-погрузочные работы, штабелирование готовой продукции, пересыпки пылящих материалов создают неорганизованные источники.

Аварийные и залповые выбросы отсутствуют.

Данные по характеристике загрязняющих веществ представлены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика загрязняющих веществ

Наименование

Агрегат

Класс

ПДК, мг/м 3

ОБУВ,

Кол-во

Выброс

загрязняющего вещества

состояние

опасности

мг/м 3

выделяющихся вредных веществ, т/год

в атмосферу, т/год

Пыль неорганическая SiO 2 >70%

аэрозоль

Окись углерода

Азота диоксид

Железа оксид

Сварочная аэрозоль

аэрозоль

Марганец и его соединения

аэрозоль

Свинец и его неорганические соединения

Альдегиды

Углеводороды

Бенз(а)пирен

Диоксид серы

Итого:

8. Транспорт

Рассматриваемую сортировочной песчано-гравийной установку обслуживают следующие механизмы: бульдозер ДЭТ-250, обслуживает погрузочные механизмы и обеспечивает содержание подъездных путей; экскаватор с электроприводом Э-2503, производит отгрузку товарного песка в автотранспорт потребителя; погрузчик Л-34, который осуществляет погрузку гравия потребителям и отгрузку обогащенной массы для дальнейшей переработки на ДСЗ. Технологический автотранспорт представлен 10 автосамосвалами КрАЗ-256 и Татра-815, из которых два автосамосвала КрАЗ-256Б подвозят сырье на проектируемую установку, а четыре КрАЗ-256 и четыре Татры-815 - на дробильно-сортировочный завод. Данные получены из справки, выданной ведущим инженером УП от 7.02.2001г., приложенной к рассматриваемой документации проекта сортировочной установки на месторождении.

Представленный транспорт используется следующим образом в производстве: бульдозером ДЭТ-250 производится зачистка кровли полезного ископаемого от вскрышных работ с последующей погрузкой экскаватором в автосамосвалы и выводом во внутренние отвалы. Породы основной вскрышки (глинистые пески и супеси) разрабатываются бульдозером частично в бурты с последующей погрузкой экскаватором Э-2503 в автосамосвалы КрАЗ-256Б и вывозом во внутренние отвалы. Расстояние перевозки вскрышных пород во внутренний отвал 0,5 км.

Складирование вскрышных грунтов производится во временном отвале на специально отведенной площадке в отработанном карьере.

Планировка отвальных пород и их перемещение производится бульдозером на базе трактора Т-170.

Добыча полезного ископаемого производится двумя уступами экскаватором Э-2503. Экскаватором полезное ископаемое грузится в автосамосвалы КрАЗ-256Б грузоподъемностью 12 тонн. Дальность транспортировки полезного ископаемого из добычного забоя до дробильно-сортировочной установки 4,2 км, а до сортировочной установки 0,7 км.

Для выполнения вспомогательных работ у добычного экскаватора (планировка и подчистка рабочих площадок и прочих работ) применяется имеющийся на карьере бульдозер ДЭТ-250.

В соответствии с технологической схемой горных работ, транспортировка полезного ископаемого из забоя на сортировочную установку и дробильно-сортировочный завод осуществляется автосамосвалами типа КрАЗ-256Б грузоподъемностью 12 т.

9. Уровень технологии

Представленная технология обработки сырья на сортировочной песчано-гравийной установке является безотходной, это и определяет ее прогрессивность. Но, характеристикой совершенства используемых технологий и рационального природопользования являются удельные показатели как расхода сырья, топлива и энергии, так и выбросов (сбросов) в окружающую среду загрязняющих веществ на единицу продукции. Так как в ходе производства в атмосферу выделяются различные вредные вещества (пыль, альдегиды, сажа и др.), а также уровень шума производимый рабочими устройствами превышает допустимый (85 ДБа против 80 ДБа), то представленная технология не является совершенной. И требуется вложение дополнительных финансовых средств и инженерно-технологических решений для устранения негативного влияния на окружающую среду.

10. Методы очистки воздуха

Традиционными методами очистки газов от загрязняющих веществ являются: электростатический, химический, биологический, сорбционный, каталитический.

Химические, сорбционные, биологические методы всегда должны предусматривать стадию утилизации продуктов реакции и возмещение затраченных реагентов. Для осуществления плазмокаталитических реакций разложения вредных веществ требуется лишь подача электроэнергии.

Электростатические методы применяются в основном для очистки газовых выбросов от взвешенных частиц (пыль,аэрозоли). Применение этих методов для очистки выбросов от газообразных загрязнителей требует дорогостоящих высокочастотных агрегатов питания и подачи в зону реакции дополнительных газов-реагентов, при этом эффективность очистки составляет не более 80%. Установки "ПЛАЗКАТ" работают, в основном, на промышленной частоте питающего напряжения и степень очистки в них достигает 99,9%

Каталитичекие методы очистки требуют дорогостоящих катализаторов, высоких температур в зоне катализа, малых объемов газов, проходящих через зону реакции для эффективной очистки. Установки "ПЛАЗКАТ" работают на дешевых катализаторах, в широком диапазоне температур и с любыми объемами очищаемых газов.

Наряду с существующими методами очистки воздуха (газов) от загрязняющих веществ - электростатическими, биологическими, сорбционными, каталитическими, химическими, в последние годы распространение получили плазмокаталитические технологии (ПКТ) очистки водуха (газов).

Плазмокаталитическая технология первоначально разработанная для очистки воздуха на космических кораблях, является наиболее эффективной и экономичной современной технологией газоочистки. Данная технология и разработанные на ее основе приборы защищены патентами.

В основе ПКТ лежат два способа разложения газообразных загрязняющих веществ до элементарных соединений (CO2, H2O) : плазмохимический и каталитический.

Заключение

Проведенный анализ данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу для установки сортировочной на месторождении позволяют сделать следующие выводы:

В режиме работы сортировочной установки автотранспорт выбрасывает в атмосферу вредные вещества (такие как пыль, окись углерода, альдегиды, сажу, бенз(а)пирен, диоксид азота, углеводороды). Поэтому без проведения природоохранных мероприятий данный факт может неблагоприятно сказаться на качестве атмосферного воздуха.

Использование методов очистки позволяют существенно сократить негативное влияние на окружающую среду.

Список литературы

    Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды. - М.: Гидрометеоиздат, 1984.

    Беспамятнов Г. П., Кротов Ю. А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде. - Л.: Химия, 1985.

    Никаноров А. Н. Справочник гидрохимика. - М.: Химия, 1990.

    Бертокс П., Радд Д. Стратегия защиты окружающей среды от загрязнения. М.: Мир, 1980;

    Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД - 86 - Л.: Гидрометеоиздат, 1987;

    Допустимые выбросы радиоактивных и химических веществ в атмосферу/Е. Н. Теверовский и др. - М.: Энергоатомиздат, 1986;

    Шаприцкий В. Н. Разработка нормативов ПДВ для защиты атмосферы. Справочник - М.: Металлургия, 1990;

    Родзиллер И. Д.. Прогноз качества воды водоемов - приемников сточных вод. - М.: Стройиздат, 1984;

    Правила охраны поверхностных вод. Введены с 1.03.91. - М.: Госкомприрода СССР, 1991;

    ГОСТ 17.0.0.04 - 90. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения;

    ГОСТ Р 50587 - 93. Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации.

Приложение. Перечень условных обозначений

ПДВ - предельно-допустимый выброс.

ПДК - предельно-допустимая концентрация.

ПГС - песчано-гравийная смесь.

СУ - сортировочная установка.

ДСЗ - дробильно-сортировочный завод.

СЗЗ - санитарно-защитная зона.

Экологическая паспортизация предназначена для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности, к которым относятся территории и хозяйствующие субъекты. Учитывая потребность упорядочения информации, необходимые для управления природоохранными и средозащитными функциями объекта, были разработаны формы экологического паспорта промышленного предприятия, а также методические рекомендации по его заполнению и ведению.

Цель и разработки экологического паспорта является определение влияния предприятия на окружающую среду и контроль соблюдения им природоохранных норм и правил в процессе хозяйственной деятельности. Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет его средств и утверждается руководителем предприятия по согласованию с природоохранными органами.

Структура и содержание экологического паспорта природопользователя

Экопаспорт содержит следующие структурные элементы:

Титульный лист;

Сведения о разработчике экопаспорта;

Общие сведения о природопользователе;

Эколого-экономические показатели;

Сведения о выпускаемой продукции;

Краткую характеристику производств;

Сведения о потреблении энергоносителей;

Эколого-производственные показатели;

Сведения о землепользовании;

Сведения о разрешениях (лицензиях) на природопользование и природоохранную деятельность;

План природоохранных мероприятий;

Список использованных источников информации.

Сведения о разработчике экопаспорта включают в себя наименование, адрес и наличие лицензий на разработку экопаспорта. В содержании приводят наименования разделов и приложений экопаспорта. В общих сведениях о природопользователе указывают его наименование, местонахождение, классификационные признаки и т.д.

К эколого-экономическим показателям относят капитальные и текущие затраты на охрану окружающей природной среды, источники финансирования, плату за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей природной среды.

Сведения о выпускаемой природопользователем продукции включают в себя наименование продукции, ее плановый и фактический объемы выпуска по годам. В раздел экопаспорта «Характеристика производств» входят данные по производствам, технологическим операциям, применяемому оборудованию, сырью, материалам с признаком загрязнения окружающей природной среды. В разделе экопаспорта «Потребление энергоносителей» приводят характеристику топливно-энергетических ресурсов.

К эколого-производственным показателям относят:

Основные производственные фонды, используемые для охраны окружающей природной среды;

Затраты на окружающую природную среду, заложенные в себестоимость выпускаемой продукции и в балансовую прибыль природопользователя;

Сведения по использованию природных ресурсов;

Количество источников выбросов, количество и качественную характеристику выбрасываемых ЗВ, наличие ГОУ;

Водопотребление и водоотведение, наличие очистных сооружений, объемы ливневых и сточных вод, качественную и количественную характеристику ЗВ;

Характеристику промышленных и бытовых отходов, сведения по их образованию, движению и размещению.

План природоохранных мероприятий с указанием сроков их проведения, объемов затрат по сметной и фактической стоимости, экологического эффекта от внедрения направлен на улучшение состояния окружающей природной среды.

Список использованных источников информации должен содержать перечень источников информации, использованных при разработке экопаспорта, с указанием авторов, издательства и года издания источника информации.

Экологический паспорт не заменяют и не отменяют действующие формы государственной статистической отчетности, дополняются (корректируются) при изменении технологии производства, замене оборудования в течение месяца со дня изменений, хранятся на предприятии и в природоохранных органах.

Экологический паспорт предприятия - это комплексный документ, содержащий характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой. Экологический паспорт содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и аэровыбросов, их характеристики после очистки, данные о твердых и других отходах, а также сведения о наличии в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы. Вторая часть паспорта содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия.

Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.

Работа по составлению экологического паспорта оплачивается предприятием по договоренности с коммерческой организацией. При выдаче разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ региональное отделение Госкомэкологии получает от предприятия сумму в размере 10% договорной стоимости составления экологического паспорта коммерческой организацией.

Экологический паспорт подписывается руководителем предприятия и руководителем районной организации охраны окружающей среды и природных ресурсов. В последующем этот документ уточняется, в него вносятся необходимые изменения.

Размер: 23.39 KB Раздел: ЭПП Дата: 02.06.2015 Скачали: 179

Экологический паспорт промышленного предприятия (ЭПП). Пример.

Скачать паспорт можно после регистрации

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. Наименование проектной организации, её адрес: ООО «Рога и копыта»

2. Стадия проектирования: С

3. Дата составления проекта: 2015г

4. Общая сметная стоимость проекта в ценах:

в том числе затраты на мероприятия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов

5. Сроки начала и окончания строительства: 2015гг.

6. Объём выпускаемой продукции (основной): Благоустройство территории

завода

7. Наименование органов государственного управления и контроля, согласовавших проект, дата согласования:

8. Разрешение на проведение проектных работ :

Решение

Экологические условия на проектирование №

Согласование разработки проекта «центр гигиены и эпидемиологии» от 31.08.2015г № ХХ;

ДАННЫЕ О ПЛОЩАДКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТА

9. Площадь участка, необходимая для размещения площадки под

Строительство проектируемого объекта : существующая промплощадка

площадь участка в границах производства работ -1,7 га;

10. Наличие особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники, национальные парки, места произрастания редких видов растений, места обитания редких видов животных) и влияние проектируемого объекта на их состояние: НЕТ

11. Мероприятия по восстановлению (рекультивации) нарушенных земельных участков и использование плодородного слоя почвы :

Перед началом проектных работ предусматривается срезка плодородного грунта в количестве 250,0м 3 , используется для озеленения 177,0м 3 , избыток плодородного грунта в количестве 73м 3 передается на благоустройство прилегающей территории города.

12. Площадь лесных и сельскохозяйственных угодий (в том числе пашни), подлежащих изъятию: (гектаров) НЕТ

13. Санитарная классификация объекта - раздел 8 п.337 с базовой

санитарно-защитной зоной 50м

13.1. Нормативный размер санитарной зоны (метров) : - 50

13.2. Принятый в проекте размер санитарной зоны (метров): - 50м

14. Мероприятия по организации санитарно-защитной зоны (снос

Строений, озеленение)

На проектируемой территории произрастает всего 29 деревьев, проектом предусматривается срезка 8 деревьев лиственной породы, сохраняется 8 деревьев хвойной породы, пересадке подлежит 13 деревьев хвойной породы.

Проектом предусмотрены компенсационные мероприятия за удаляемые объекты растительного мира (постановление ХХХХХХ) .

Таксационная характеристика древесной растительности представлена.

На период строительных работ предусматривается ограждение деревянными щитами сохраняемых деревьев и кустарников, находящихся в зоне производства работ.

ОХРАНА И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

15. Водоснабжение: не требуется

15.1. Наименование источника водоснабжения: не требуется

а) хозяйственно-питьевого - не требуется

б) производственного - не требуется

15.2. Удельный расход воды по проекту (на одного жителя, на единицу основной продукции) нет данных

15.3. Водозаборные сооружения (технологическая схема подачи воды, состав сооружений по очередям строительства с указанием их производительности)

15.4. Объём водопотребления, всего отс

в том числе:

а) на хозяйственно питьевые нужды - отс

б) на производственные нужды:

Воды питьевого качества - отс

- воды технического качества - НЕТ

15.5. Объём оборотного и повторного использования воды: отс.

а) в системе оборотного водоснабжения - отс.

б) повторное использование воды - нет

15.6. Наименование технологических циклов, где используются сис темы оборотного и повторного водоснабжения:отс.

15.7. Процент экономии свежей воды за счёт применения оборотного и повторного водоснабжения: нет

16. Канализация и очистка сточных вод объекта:

16.1. Удельный расход сточных вод на одного жителя, на единицу

Продукции: нет данных

16.2. Общий объём сточных вод - отс.

в том числе:

а) бытовых - отс.

б) производственных - отс.

из них не требующих очистки - отс.

16.3. Сооружения по внутриплощадочной очистке бытовых и произ водственных сточных вод (состав сооружений, их производительность, куда осуществляется сброс очищенных сточных вод) нет

16.4. Сооружения по внеплощадочной очистке бытовых и производственных сточных вод (технологическая схема очистки, состав и производительность сооружений по очередям строительства, наличие и местоположение выпуска очищенных сточных вод в открытый водоприемник) Нет

16.5. Сооружения по очистки дождевых сточных вод (технологичес кая схема очистки, состав и производительность сооружений по очередям строительства): нет

16.6. Наименование водоприемника очищенных дождевых сточных вод, не требующих очистки, их качественная характеристика:

16.7. Физико-химический состав и свойства сточных вод:

16.8. Среднесуточное количество реагентов, применяемых для очистки, дезинфекции или нейтрализации сточных вод: Не используется

16.9. Использование очищенных сточных вод на производственные нужды или для других целей: не используются

16.10. Наименование, физико-химические и бактериологические показатели водоёма, куда сбрасываются очищенные сточные воды (Максимальный, среднегодовой и минимальный среднемесячныйрасход для года 95 % обеспеченности в м 3 /с; глубина, ширина, скорость течения. Для озёр и водохранилищ - объём в тыс.м 3)

УДАЛЕНИЕ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ И УТИЛИЗАЦИЯ

ЖИВОТНОВОДЧЕСКИХ СТОКОВ

17. Система удаления навозных стоков: НЕТ

18. Выход навозных стоков НЕТ

в том числе твёрдой фракции НЕТ

19. Описание системы обеззараживания и утилизации твёрдой фракции:

НЕТ

20. Мероприятия по предотвращению загрязнения природных ресурсов животноводческими стоками: НЕТ

ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

21. Характеристика категории опасности предприятия (параметр П, определяемый в соответствии с ОНД 1-84):

22. Количество вредных веществ, отходящих в воздушный бассейн от всех проектируемых источников: Стационарные источники отсутствуют

Количество уловленных и обезвреженных на объекте вредных веществ: НЕТ

23. Источник теплоснабжения объекта и вид потребляемого топлива:

Теплоснабжение не предусматривается данным проектом

24. Существующее фоновое загрязнение в районе строительства предприятия (с разбивкой по ингредиентам): не требуется

Данные по фону приняты на основании письма не требуется

25. Ожидаемые значения максимальных концентраций вредных веществ, в приземном слое атмосферы, после ввода в эксплуатацию проектируемого объекта (указываются в соответствии с расчётом рассеивания вредных веществ, в приземном слое атмосферы, с учётом фоновых концентраций)

26. Величина существующего в объекте валового выброса вредных веществ в воздушный бассейн (после очистки) до разработки новых проектных решений : 7,55661т/год

27.Предлагаемый в проекте норматив ПДВ по валовому выбросу (с учётом существующего выброса): Стационарные источники -7,55661т/год

28. Нормативы выбросов загрязняющих веществ с разбивкой по ин гредиентам в целом по объекту (при количестве ингредиентов более таблица оформляется отдельным приложением):

Выбросы в атмосферу отсутствуют

29. Таблица параметров выбросов вредных веществ в атмосферу, выполненная в соответствии с требованиями ГОСТ 172.3.02-78, представляется для предприятия при наличии не более 200 источников выбросов.

УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ

30. Виды и объёмы отходов производства, коммунальных и твёрдых бытовых отходов:

Производственные отходы подобные отходам жизнедеятельности населения (код -9120400) остаются без изменений

31. Проектные решения по утилизации и использованию образующихся отходов, включая токсичные: токсичные отходы отсутствуют.

Код материала

Наименование материала

Кл. опасности

Ед. измерения

Кол-во

Способ утилизации

Производственные отходы

9120800

Отходы (смет) от уборки территорий промышленных
предприятий и организаций

43.7

Сбор и вывоз на полигон ТБО

Строительные отходы

3141004

Асфальтобетон от разборки асфальтовых покрытий

Неопас

323,2

Сбор и передача на пере-работку предприятию «Линия сноса» по отдель-ным договорам

3142707

Бой бетонных изделий

Неопас

6,36

Сбор и передача на пере-работку предприятию «Линия сноса» по отдельным договорам

3991300

Смешанные строительные отходы

Сбор и вывоз на полигон ТБО

1730300

Отходы корчевания пней

неопас

шт

1730200

Сучья, ветки, вершины

неопас

м з

Передается на котельные, использующие в качестве топлива МВТ

32. Принятые прогрессивные технические решения по внедрению малоотходных технологий: типовые технические решения.

33. Мероприятия, направленные на улучшения природного состояния местности, где размещается проектируемый объект (посадка зелёных насаждений, создание водоёмов, противоэрозионные работы и пр.):

Проектом предусматривается выполнение следующих мероприятий:

- сохранение рельефа, восстановление существующего благоустройства с внесением нового благоустройства,

- устройство проектируемого подъезда с твердым покрытием,

- устройство проектируемых покрытий тротуаров

- создание газона, площадью 884,8кв.м.

Приложение: - план-схема источников выбросов - ситуационный план

ВВЕДЕНИЕ


Хорошее предприятие должно заботиться о состоянии окружающей среды на своей территории, так как если антропогенное воздействие превысит допустимую экологическую возможность этой территории, то могут возникнуть экологические проблемы. Это приведёт к нарушению функционирования предприятия и нанесёт ущерб как тем людям, которые на нём работают, так и жителям близлежащих территорий. Именно поэтому для того чтобы снизить ущерб окружающей среде, а также улучшить её состояние, нужно проводить экологическую паспортизацию объектов природопользования предприятия, то есть выполнять паспортизацию опасности, которая может возникнуть в результате работы предприятия.

Паспортизация - это составление документов с основными его сведениями и описанием, т.е. составление паспорта объекта. Значимыми объектами паспортизации являются предприятия и опасные отходы.

Паспортизация экологических объектов включает в себя информацию об экономических и технологических характеристиках предприятия и информацию о ресурсах, которые потребляет и использует предприятие для производства своей продукции, а также воздействие предприятия на окружающую среду. Основная цель составления экологического паспорта предприятия - получение информации, которая поможет решить задачи, направленные на рациональное природопользование объектов предприятия. Ещё одной целью является составление прогноза экологического состояния на предприятии и примыкающей к нему территории. Эти факторы помогают контролировать выполнение необходимых природоохранных мер. Экологический паспорт периодически должен корректироваться и обновляться.

В ходе деятельности предприятия образуются отходы с первого по четвертый класс опасности, то юридические лица и индивидуальные предприниматели должны документально подтверждать факт того, что отходы относятся к тому или иному классу опасности. Паспортизация отходов проводится в отношении каждого отхода, образующегося на предприятии.

Актуальность

Деятельность любого предприятия ведёт к тем или иным изменениям в окружающей среде. Любое производство имеет своё влияние на окружающую среду и на человека, как на непосредственную часть природы. Поэтому важно составление паспорта опасности, который поможет отследить то, как это влияние происходит и, исходя из этого, скорректировать деятельность предприятия.

Цель: доказать важность составления экологического паспорта предприятия и паспортизации опасных отходов.

Изучить научный материал и правовые акты по теме.

Охарактеризовать экологическую паспортизацию предприятий.

Охарактеризовать паспортизацию опасных отходов.

Сделать вывод о важности составления экологического паспорта предприятия и паспортизации опасных отходов.


1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ


.1 Экологический паспорт


Для стабилизации и улучшения состояния окружающей природной среды важным является создание системы экологической паспортизации объектов природопользования, являющихся источниками загрязнения окружающей природной среды.

Экологическая паспортизация служит для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности: территорий, территориально-производственных комплексов и хозяйственных объектов. Для этих целей разработаны формы экологического паспорта предприятия (производственного объединения), территории и методики проведения экологической паспортизации

Экологический паспорт предприятия разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и сравнительного анализа различных производственных процессов в общую природоемкость. Он содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства.

В экологический паспорт вносится, периодически корректируется и обновляется информация об исходных данных для расчета материально-энергетических балансов, нормативы ресурсопотребления, производственных циклов.

Важными разделами паспорта являются результаты инвентаризации отходов производства, где дается описание условий образования и характеристики всех источников газовых выбросов, сточных вод, твердых и жидких отходов, приводятся сведения о текущей экономике предприятия, о планируемых и фактических затратах на мероприятия по достижению нормативных ПДВ и ПДС, а также и о других природоохранных мерах.

Паспорт дает возможность осуществить экологическую аттестацию того или иного хозяйственного объекта по признакам его соответствия требованиям предельно допустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории.

Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.

Все виды экологических паспортов разрабатываются предприятием и утверждаются руководителем по согласованию с территориальным органом Госкомэкологии России, где он регистрируется. При отсутствии экологического паспорта предприятие лишается права на природопользование и хозяйственную деятельность, либо подвергается крупному штрафу.


1.2 Экологическая паспортизация в России


Экологическая паспортизация в Российской Федерации проводится с 1990 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 16 марта 1990 г. № 93 «О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990-1995 гг. и основных направлениях охраны природы в XIII пятилетке и на период до 2005 года» .

Современная экологическая ситуация в стране требует ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать интегральную оценку экологического состояния всего города, или любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения.

Методической основой проведения экологической паспортизации являются ГОСТ 17.0.04-90 «Паспорт промышленного предприятия» (Госкомприроды СССР. - М., 1990). Этот нормативно-технический документ ориентирован разработчиками на решение четырех главных задач, с точки зрения:

оценки экологичности производства (рационального использования природных ресурсов - расход сырья, энергии), и выброса загрязняющих веществ на единицу продукции;

оценки негативного воздействия предприятия на окружающую среду в части определения валового количества выбросов, сбросов и твердых отходов за учетный период времени и объема производства;

наличия и эффективности работы очистных сооружений и контроля над выполнением мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

управления взаимоотношениями «предприятие - окружающая природная среда» путем взимания с предприятия платежей за загрязнение.

Макет «Паспорта промышленного предприятия» (ГОСТ 17.0.0.04-90) разрабатывается на основе информации, содержащейся в двух блоках нормативных документов.

документы, лимитирующие загрязнение воздушной среды (ПДВ, разрешение на выброс загрязняющих веществ), водной среды (ПДС, разрешение на сброс в промканализацию), разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов. Они служат основой для инспекций, контролирующих природоохранную деятельность предприятий.

документы по вопросам рационального использования природных ресурсов. Это разрешение на водопользование (определяется объем используемой воды различного качества), разрешение на землепользование и землеустройство, лесопользование и др. .

Система экологической паспортизации России необходима для получения объективной информации о действительном экологическом состоянии различных производственных объектов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных регионов и страны в целом, для регулирования сложившихся и прогнозируемых социально-экономических отношений в области природопользования и принятия решений по стимулированию усилий в области совершенствования среды обитания человека. Система экологической паспортизации должна строиться по территориально-иерархическому принципу применительно к административному делению, принятому в Российской Федерации. Принцип имеет в своей структуре четыре уровня иерархии по вертикали: локальный, районный, региональный и федеральный. При этом основные задачи сосредоточиваются на региональном уровне:

экологический паспорт России (национальный доклад);

экологический паспорт региона (республика в составе РФ, край, область);

экологический паспорт территории (административный район, в отдельных случаях может составляться паспорт промышленного района);

муниципальный экологический паспорт (город, поселок городского типа);

экологический паспорт производственного объекта (промышленного, сельскохозяйственного, транспортного, добывающего и др.).

Экологические паспорта различного территориально-иерархического уровня должны быть согласованы так, чтобы паспорта низшего ранга служили основанием для составления паспорта следующего, более высокого ранга.

Основу системы составляют экологические паспорта, разработанные на единой методической и организационной базе, являющиеся нормативными и юридическими документами, характеризующие современное (фактическое) экологическое состояние народнохозяйственных объектов и территорий.

На каждом территориальном уровне могут быть свои собственные особенности функционирования производства, сочетания социальных и природных особенностей. Они должны быть соответствующим образом отражены в паспорте. .


1.3 Основная цель и принципы экологической паспортизации


В подсистемном блоке экопаспортизации обобщаются данные предприятия по всем видам природопользования, в том числе:

сведения об оснащенности, техническом состоянии очистного оборудования предприятия; данных по выбросам, сбросам и размещению отходов по региону, о наличии разрешений о природопользовании;

по автоматизированному составлению отчетов предприятий по охране природы;

по обмену информации по вопросам природопользования на машинных носителях; внедрению компьютерных программ на предприятиях для обобщения данных, по автоматизации работ службы охраны природы.

Основная цель и назначение экологического паспорта - создание информационной базы данных рационального природопользования, сети регулярной отчетной информации, формирование и упорядочение первичных экологических данных предприятий, получение информации для определения экономичности используемых технологий с целью дальнейшей сертификации, обязательного экологического страхования, регулирования налогообложения и т. д.

Схематически подсистемный блок экопаспортизации организован четырьмя иерархическими уровнями связанными потоками информации:

банк первичных экологических данных предприятий (экопаспорт природопользователей);

банк городов,

административных районов, промышленных зон (экопаспорт производственных и административно-производственных конгломератов);

банк первичных экологических данных областей (экопаспорт области). Промежуточную и связующую роль выполняет банк первичных экологических данных паспортизации (сертификации) природопользования Облкомприроды.

Экологический паспорт как таковой построен на принципах, включая единый системный подход к проблеме охраны окружающей среды. Он является первичной базой данных по воздуху, воде, почве, отходам и т. д. и обязателен для всех природопользователей.

В форму экологического паспорта как нормативно-технического документа заложены технологические планировки природопользователя, операционные карты, технологические инструкции, ГОСТы, ТУ на основные и вспомогательные материалы.

При заполнении форм составляются балансовые схемы материальных потоков, рассчитываются расходы энерго- и материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, эффективность производства.

Индивидуальный экологический паспорт природопользователя реализован по блочному принципу - обобщенные сведения, база данных по воде, воздуху, отходам, по состоянию окружающей среды. При этом стратегия экологического паспорта рассчитана на любого природопользователя, независимо от формы собственности, любую специфику производства - химическую, сельскохозяйственную, оборонную, лесоперерабатывающую и др. .

Использованные принципы объектно-ориентированного программирования позволили состыковать базы данных ресурсных природопользователей, периодически их обновлять, выявлять «узкие места», грязные производства, вводить экономические методы управления, связывать кадастры природных ресурсов с влиянием технологии переработки конкретного материала у природопользователя, создавать банк данных по природоохранным и ресурсосберегающим технологиям.

Заполненный экологический паспорт дает возможность разработать формы государственной отчетности для любого уровня управления, а также тома ПДВ, ПДС предприятия, города, территории, иметь информацию по полигонам, отходам производства и динамики их влияния на окружающую среду. Кроме того, предлагаемая схема построения экологического паспорта позволяет прогнозировать создание аварийных ситуаций, рассчитывать зоны поражения.

Итак, цель паспортизации - прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.


2. ПАСПОРТИЗАЦИЯ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ


Отходами производства и потребления (отходы) принято называть остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Опасными отходами называются отходы, содержащие вредные вещества, которые обладают опасными свойствами (токсичностью, пожаровзрывоопасностью, высокой радиационной активностью) или содержат возбудителей инфекционных болезней, а также представляющие потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.


2.1 Правовые основы паспортизации опасных отходов


Вопросы права, связанные с паспортизацией опасных отходов, в законодательстве РФ рассмотрены в Федеральном Законе №89. Помимо этого закона правовое регулирование в отношении отходов также может регулироваться другими нормативно правовыми актами федерального, субъектного и муниципального уровней (ст.2 п.1 в этой главе ссылки в скобках обозначают ссылки на соответствующую статью в ФЗ№89).

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами (ст.3).

Собственник сырья, материалов, товаров…, в результате использования которых образовались рассматриваемые отходы по умолчанию становится собственником этих отходов, до тех пор, пока не будет заключена какая-либо сделка по отчуждению отходов (купля-продажа, мена, дарение…) в пользу другого лица (ст.4).

Для работы с отходами в юридическом пространстве для них вводится понятие «паспорта».

Согласно определению, данному в «основных понятиях» ФЗ№89, паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст.1).

По степени негативного влияния на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности (ст.4.1):класс - чрезвычайно опасные отходы;класс - высокоопасные отходы;класс - умеренно опасные отходы;класс - малоопасные отходы;класс - практически неопасные отходы.

Очевидно, что «опасными отходами» являются отходы классов I-IV из приведённых выше.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (ст.14 п.2).

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (ст.14 п.3).

Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности (ст.14 п.4).

Помимо того, что отсутствие паспорта опасных отходов для опасных отходов является нарушением действующего законодательства (ст.14 п.3), оно также делает невозможным транспорт отходов (ст.16 п.1).


2.2 Государственный кадастр отходов. Федеральный классификационный каталог отходов


Согласно статье 20 ФЗ№89, государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отходы, для которых проводится паспортизация, могут быть внесёнными или невнесёнными в федеральный классификационный каталог отходов, далее ФККО.

ФККО представляет собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду. ФККО включает в себя различные виды отходов, обобщённые по классифицирующим признакам, например, «отходы кожи», «отходы при добыче нефти и газа», «гальванические шламы», «отходы оксидов и гидроксидов», «отходы солей», «текстиль загрязненный», «отходы взрывчатых веществ» и т.д.

Каждый вид отходов характеризуется тринадцатизначным кодом, в котором первые восемь цифр используются для кодирования происхождения отхода; девятая и десятая цифры используется для кодирования агрегатного состояния и физической формы; одиннадцатая и двенадцатая цифры используются для кодирования опасных свойств и их комбинаций; тринадцатая цифра используется для кодирования класса опасности для окружающей природной среды. Например, код ФККО 97100000 12 11 3, который я сгенерировала с помощью таблицы случайных чисел в ходе написания этого реферата, будет обозначать медицинские отходы в виде волокна, взрывоопасные и содержащие возбудителей инфекционных болезней, третьего класса опасности.


2.3 Порядок паспортизации опасных отходов


В соответствии со статьей 14. Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны установить класс опасности отхода для окружающей среды и подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности. Документом, удостоверяющим класс опасности отходов для окружающей среды, является «Паспорт опасного отхода».

Паспортизация опасных отходов проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000г. № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

Специально уполномоченные органы РФ на основании представленной индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с опасными отходами о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, организовывают работу по паспортизации опасных отходов и ведут государственный классификационный каталог отходов.

Таким образом, разработка паспортов опасных отходов входит в обязанность природопользователей.

Форма паспорта утверждена приказом МПР РФ от 02.12.2002г. № 785 и составляется отдельно на каждый вид отходов. Коды и наименования отходов указываются в соответствии с ФККО.

Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года N 511 (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 24 июля 2001 года N 07/7483-ЮД).

Паспортизация опасных отходов осуществляется уполномоченными территориальными органами на основании информации, представляемой индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (далее - заявители) и включающей сведения о происхождении, составе, свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, а также материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

Деятельность по паспортизации опасных отходов включает:

подготовку заявителями сведений о происхождении, составе, свойствах отходов, конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания и материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

рассмотрение уполномоченными территориальными органами материалов, представляемых заявителями, о происхождении, составе и свойствах отходов, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использовании и обезвреживания, отнесении отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, и подготовка документов о подтверждении (неподтверждении) отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды;

оформление и выдачу уполномоченными территориальными органами документов, подтверждающих отнесение опасного отхода к классу опасности отхода для окружающей природной среды (далее - свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды) согласно образцу (приложение N 2 к настоящему порядку);

согласование паспортов опасных отходов.

Информация, включающая сведения о происхождении, составе, свойствах, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях их использования и обезвреживания, готовится заявителем, и заносится в "Исходные сведения об отходе" согласно образцу (приложение N 3 к настоящему Порядку) на каждый вид отхода:

сведения об агрегатном состоянии и физической форме указываются на основании визуального осмотра и/или результатов обследований, исследований и измерений, выполненных аккредитованной на проведение количественных химических анализов лабораторией;

Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.

Паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов России от 2 декабря 2002 года N 785 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 января 2003 года, регистрационный N 4128).

Срок действия паспорта опасного отхода:

для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года N 786 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 января 2003 года, регистрационный N 4107), не устанавливается;

для отходов, не включенных в ФККО, - ограничивается на период регистрации данного отхода в ФККО.

В качестве примера паспорта опасного отхода приведен пример образца паспорта, предложенный Управлением по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области.


УТВЕРЖДАЮ Руководитель организации (индивидуальный предприниматель) ______________________ (подпись) «___»______200__г. М.П.СОГЛАСОВАНО Руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области ________________________ (подпись) «___»______200__г. М.П.ПАСПОРТ ОПАСНОГО ОТХОДА

Составлен на отход ____________________________________________________________

(код и наименование по федеральному классификационному каталогу отходов)

(агрегатное состояние и физическая форма отхода: твердый, жидкий, пастообразный, шлам, гель, эмульсия, суспензия, сыпучий, гранулят, порошкообразный, пылеобразный, волокно, готовое изделие, потерявшее свои потребительские свойства, иное)

состоящий из ________________________________________________

(компонентный состав отхода в процентах)

образованный в результате _____________________________________

(наименование технологического процесса, в результате которого

____________________________________________________________

образовался отход, или процесса, в результате которого товар (продукция) утратил свои потребительские свойства, с указанием наименования исходного товара) имеющий класс опасности для окружающей природной среды, обладающий опасными свойствами __________________

(токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая

_____________________________________________________________

реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней).

Дополнительные сведения ______________________________________

_____________________________________________________________

ФИО индивидуального предпринимателя или полное наименование юридического лица ___________________________________________

Сокращенное наименование юридического лица ___________________________________

ИНН _______________________ ОКАТО _________________________

ОКПО ___________________________

ОКВЭД __________________________

Адрес юридический __________________________________________

Адрес почтовый ______________________________________________

экологический паспортизация кадастр отходы

Ниже приведён готовый паспорт опасного отхода, составленный ЗАО «ЮНЭП» для отходов тары для ртутных ламп.

4 Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды и установление классов опасности для отходов


Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды разработаны в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3009).

Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблицах 1, 2, 3.


Таблица 1

N п/пСтепень вредного воздействия опасных отходов на ОПСКритерии отнесения опасных отходов к классу опасности для ОПСКласс опасности отхода для ОПС1.Очень высокаяЭкологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствуетI класс чрезвычайно опасные2.ВысокаяЭкологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного устранения источника вредного воздействияII класс высокоопасные3.СредняяЭкологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источникаIII класс умеренно опасные4.НизкаяЭкологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3-х летIV класс малоопасные5.Очень низкаяЭкологическая система практически не нарушенаV класс практически неопасные

Таблица 2

Класс опасности отходаСтепень опасности отхода для ОПС (k)I1Е6 >= K > 1Е4II1Е4 >= K > 1Е3III1Е3 >= K > 1Е2IV1Е2 >= K > 10VK <= 10

Таблица 3

Класс опасности отходаКратность разведения водной вытяжки из опасного отхода, при которой вредное воздействие на гидробионтов отсутствуетI> 10000IIОт 10000 до 1001IIIОт 1000 до 101IV< 100V1

Для каждого вида отхода его производитель и/или собственник определяет класс опасности для окружающей природной среды. Класс опасности данного вида отхода определяется расчетным и/или экспериментальным методом на основе Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом МПР России от 15 июня 2001 года N 511 (по заключению Минюста России от 24 июля 2001 года N 07/7483-ЮД не нуждается в государственной регистрации).

Собственник обязан предоставить соответствующему территориальному органу Ростехнадзора материалы, обосновывающие отнесение отхода к классу опасности для окружающей природны, вместе со следующей информацией:

сведения о производителе и (или) собственнике отхода, включая наименование организации, юридический адрес, фактический адрес, ИНН, коды ОКПО, ОКВЭД, ОКАТО, адрес электронной почты, номера телефонов и телефакса, фамилии и инициалы руководителя организации и ответственных исполнителей (с указанием должностей);

наименование технологического процесса и вид основной деятельности, в результате которой образовался данный отход, или процесса, в результате которого товар (продукция) утратил свои потребительские свойства, с указанием наименования исходного товара (продукции);

наименование отхода в соответствии с исходными сведениями и с федеральным классификационным каталогом отходов;

сведения о компонентном составе отхода, подписанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, установленным по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа компонентного состава отхода с протоколами результатов анализов, выполненных лабораторией, аккредитованной на проведение количественных химических анализов компонентов отходов, с приложением копии аттестата ее аккредитации в области аккредитации определения составов компонентов отходов, а для отходов, представленных товарами (продукцией), утратившими свои потребительские свойства, - сведения о компонентном составе исходного товара (продукции) согласно техническим условиям и др.;

заключение и протоколы результатов биотестирования (при определении класса опасности отхода для окружающей природной среды экспериментальным методом), выполненных аналитической лабораторией, аккредитованной на данный вид деятельности, с приложением копии аттестата ее аккредитации в области аккредитации:

расчет класса опасности на основе Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденных Приказом МПР России от 15 июня 2001 года N 511 (по заключению Минюста России от 24 июля 2001 года N 07/7483-ЮД не нуждается в государственной регистрации).

В случае несоответствия обосновывающих материалов установленным требованиям территориальный орган Ростехнадзора в течение 10 дней возвращает их на доработку с указанием причин отказа. В случае соответствия обосновывающих материалов установленным требованиям территориальный орган Ростехнадзора в 2-недельный срок выдает Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды по форме согласно приложению 3 настоящего Приказа.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий вслепую, потребительского отношения к природным богатствам.

С целью охраны окружающей природной среды разработана система контроля и надзора за ее состоянием. Она включает государственный, общественный и производственный контроль.

Паспортизация потенциально опасных объектов способствует выполнению основных стратегических целей экологической политики России, которыми являются:

последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

последовательное достижение на каждой территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;

восстановление и сохранения биосферного равновесия генетического фонда животного и растительного мира;

рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

Система паспортизации дает не только объективную информацию о действительном экологическом состоянии различных производственных объектов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных регионов и страны в целом, но и в конечном итоге регулирует сложившиеся и прогнозируемые социально-экономические отношения в области природопользования и принятия решений по стимулированию усилий в области совершенствования среды обитания человека, кроме того, позволяет прогнозировать создание аварийных ситуаций, рассчитывать зоны поражения.

Важность проведения паспортизации предприятий и опасных отходов очевидна. Если бы не существовало системы паспортизации, любая деятельность предприятия наносила бы вред окружающей среде и людям, работающим на этом предприятии и проживающим вблизи него.

Паспортизация опасных отходов имеет не менее важный характер. На данный момент она не осуществляется на должном уровне. Вследствие этого проводится неправильная утилизация. Например, ежегодно только на санкционированные свалки и полигоны твердых бытовых отходов в нарушение действующих норм и правил направляются десятки миллионов тонн промышленных отходов. Особенно этим грешат мелкие и средние предприятия, не имеющие достаточных средств и технологической оснащенности, необходимых для переработки и утилизации отходов. К сожалению, в большинстве регионов и городов РФ имеет место вывоз промышленных отходов на несанкционированные свалки, причем основную часть этих отходов составляют опасные отходы (до 80%).

Значимость данной работы заключается в том, что на основе теоретического обоснования важности паспортизации предприятий и опасных отходов, она станет выполняться на должном уровне, что приведет к улучшению экологической обстановки не только в России, но и по всему миру.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Авраменко И.М. Природопользование. Курс лекций для студентов вузов. - СПб: Издательство «Лань», 2003.-128с.

.Васильев С.А., Фомин С.А. Экологическая оценка и оценка воздействия на окружающую среду. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2003-226 с.

.Об охране окружающей среды: Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1

.Об экологической паспортизации хозяйственных объектов: приказ Минприроды от 16.03.93 № 53.

.Постановление правительства РФ от 26.10.2000 №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»

.Приказ МПР РФ от 15 июня 2001 г. №511 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».

.Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об отходах производства и потребления".

.Экологический мониторинг: шаг за шагом / Е.В. Веницианов и др., Под ред. Е.А. Заика. - М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2003. - 252 с.

.Экология и экономика природопользования. Учебник для вузов. / Под ред. Э.В. Гирусова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.