Тенденции развития межэтнических отношений. Конституционные основы государственнойнациональной политики российскойфедерации. Попробуйте привести примеры национальной интеграции

1. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Ответ: могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие тенденции в развитии современных межнациональных отношений: интеграция; экономическое, культурное и политическое сближение наций, разрушение национальных перегородок (например, Европейское сообщество); стремление ряда народов сохранить или обрести культурно-национальную самостоятельность, автономию (например, корейское меньшинство в Японии).

2. Раскройте на двух примерах связь социальных статуса и роли.

Ответ: связь социальных статуса и роли следующая: в соответствии с занимаемым статусом человеку предписываются (от него ожидаются) определённые модели (типы) поведения.

В качестве примеров, раскрывающих эту связь, могут быть приведены: от ученика ожидают освоения учебных предметов, предусмотренных учебной программой; деятельность руководителя предприятия связывается с ответственными решениями, заботой о членах коллектива и др.

3. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп.

Ответ: в качестве примеров, раскрывающих многообразие критериев выделения социальных групп, могут быть приведены: демографический критерий: распределение населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодёжь, люди среднего и пожилого возраста), пол (мужчины, женщины), состояние в браке (женатые/замужние, разведённые, вдовые), семейное положение (одинокие, семейные) и др.; этнический критерий: определение принадлежности человека к этносу (племени, народности, нации); расовый критерий: определение единства происхождения и области расселения, общности наследственных физических особенностей людей (три основные группы: негроидная, европеоидная и монголоидная расы); поселенческий критерий: выделение социальных групп в зависимости от места их жительства (горожане, сельские жители и т. п.); профессиональный критерий: в соответствии с родом трудовой деятельности людей (врачи, юристы, учителя, инженеры и т. п.)

С7 – задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?

1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части.
2. Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию.
3. Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться.
4.Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа.
5. Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием.

Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности:

Отношения между разными национальностями внутри одного государства;

Отношения между разными нациями-государствами.

Формы межнациональных отношений следующие:

Мирное сотрудничество.

Этнический конфликт (от лат. conflictus - столкновение).

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны.

Способы мирного сотрудничества:

1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка - пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом - сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации.

Самый цивилизованный путь объединения разных народов - создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии - французский, датский и немецкий, в Швейцарии - немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis - множественный).

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.

Культурный плюрализм - это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной.

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций.

1) Основные тенденции развития наций:

Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах.

Самоизоляция в целом;

Протекционизм в экономике;

Национализм в различных формах в политике и культуре;

Религиозный фанатизм, экстремизм.

2) Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.

Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))

Транснациональные корпорации (ТНК)

Международные культурные и народные центры

Взаимопроникновение религий, культур, ценностей

3) Глобализация - это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему

4) Межнациональный конфликт

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира).

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой.

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда.

Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов.

Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, - не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией.

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание, «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды.

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, - «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело».

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации - либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм.

Этноцентризм - это совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой.

Этноцентризм - это уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы.

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов.

Причины межнациональных конфликтов:

Социально-экономические - неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти.

Культурно-языковые - недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни.

Этнодемографические - быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Экологические - ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы.

Экстерриториальные - несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов.

Исторические - прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.).

Конфессиональные - из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения.

Культурные - от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа.

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов.

Типы межнациональных конфликтов:

Государственно-правовой;

Этнотерриториальный;

Этнодемографический;

Социально-психологический.

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания.

Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутриг-руппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне-групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих».

Эти процессы могут привести к национализму.

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio - народ) - идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Виды национализма:

Этнический - борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности.

Державно-государственный - стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов.

Бытовой - проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. xenos - чужой и phobos - страх).

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму - шовинизм.

Шовинизм (фр. chauvinisme - термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) - политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм.

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид.

Геноцид (от лат. genos - род и caedere - убивать) - преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост - массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны.

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе:

Предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности;

Защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы;

Требований о перераспределении дохода в пользу «своих»;

Игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими».

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия - наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп.

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности:

Уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения;

Искаженное восприятие информации друг о друге;

Выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е, исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей;

Формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны,

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта.

Юридизация конфликта предполагает:

Прекращение насилия

Организация диалога между сторонами конфликта

Обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего - государственных органов

Формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке

Юридическая фиксация итогов каждой из стадий переговоров

Максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание ему легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения

Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи - могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт.

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта.

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения.

Пути разрешения межнациональных проблем:

Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.

Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.

Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.

Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры - национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры.

Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.

Тема открытого урока:

Этнические общности и межнациональные отношения.

Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

ТИП урока: комбинированный

Оборудование: проектор, экран, компьютер, схемы, пакет документов, Конституция РФ. Выставка книг о национальных отношениях сотрудниками библиотеки техникума.

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

    Познакомиться с основными признаками этноса и нации, с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений.

    Раскрыть сущность и тенденции в развитии межнационального сотрудничества.

    Объяснить причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления.

    Охарактеризовать основные принципы национальной политики РФ.

Развивающие:

Развивать умения работать с документами, осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, осуществлять проектную деятельность.

Воспитывающие:

Формировать отношение к проблемам межнационального общения, к опасности проявления национализма, расизма, антисемитизма в межнациональных отношениях.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

    Приветствие.

    Определение отсутствующих.

    Проверка готовности обучающихся к уроку.

    Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

    Организация внимания.

    Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке, опирающаяся на достижение планируемого результата обучения.

    Создание доброжелательной атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель - ученик, ученик - ученик.

Целеполагание и мотивация.

Н.А. Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для неё уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть». Насколько прав был философ» мы узнаем о сложностях межэтнических отношений, тенденциях и проблемах национальной политики сегодня на уроке. Объявляется тема урока.

Актуализация.

Вопрос обучающимся: Какие примеры о сложностях в межэтнических отношениях они могут привести, делая экскурс либо в историю, либо современность?

"К сожалению, сейчас во многих регионах мира вновь поднимает голову и неофашизм, к власти рвутся радикальные националисты. Набирают силу и антисемитизм, мы видим и проявления русофобии. Нужно задаться вопросом, почему это происходит и что является этому причиной? - сказал президент России Путин В.В. на церемонии 100- летней годовщины в память о жертвах геноцида армян. - При любом действии в критически важных регионах мира нужно прежде всего подумать о том, что будет дальше, подумать о последствиях". Вспоминая трагические события минувших лет, президент отметил, что "мы должны с оптимизмом смотреть вперед, верить в идеалы дружбы, добрососедства и взаимовыручки, учиться доброте и согласию, умению уважать друг друга, уважать интересы друг друга". "Только так можно сделать мир лучше, стабильнее и безопаснее", - заключил он.

ПЛАН УРОКА

Первичное усвоение материала.

1. Этническая общность и её виды. Этническое многообразие.

Работа с понятиями: этнос, род, племя, народность, нация, социальная общность. Все понятия вводятся на экран, записываются в тетрадь студентами.

Социальная общность - это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Она представляет собой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый образ жизни, общность социальных норм и ценностей. Социальные общности складываются в ходе объективного общественного развития, совместной человеческой жизнедеятельности. Общности образуются на разной объективной основе: производственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая (национальная) принадлежность.

Этнос – это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Признаки этноса:

1. Общность территории,

2. Единый язык общения,

3. Культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.

СХЕМА

Четыре исторических типа этноса

Род

Племя

Народность

Нация

Род - это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Род (родовая община) - наиболее древняя этническая общность. Он возник в рамках первобытно-общинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятельности и противостоянии силам природы.

По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов они стали объединяться в племена.

Племя характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активизируются процессы формирования властных структур и классообразования.

Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует становлению народности.

Народность занимает большую, в отличие от племени, территорию. Государство, образуемое представителями той или иной этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представители и других этнических групп: финно-угорские племена, некоторые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рамках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с принятием христианства. Становление народности - важный этап развития этноса. В то же время, это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздробленности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется масса мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), население которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия. По мере преодоления раздробленности, объединения ранее самостоятельных земель вокруг единого центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса - нация.

Нация исторически складывается на определенной территории на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания. Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды. Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV-XVII вв. в рамках разных государств. Затем они объединяются в единое российское государство. А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. - после создания Германской империи и единого итальянского государства.

Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций. Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает - именно благодаря своей многочисленности - ведущее место в экономической и политической сферах. Однако современные демократические принципы, провозглашающие равенство наций, дают возможность самореализации и представителям национальных меньшинств.

Этническое многообразие

В мире насчитывается около 5000 этносов, 700 из них нации, в России – более 100 (наций – 30)

Географическая классификация

Языковая (языковые семьи)

Антропологическая классификация (расы)

Народы Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании

Афразийская

Картвельская (Грузия)

Индоевропейская

Дравидская (Юг Индии)

Уральская

Алтайская 

Европеоиды

Монголоиды

Негроиды

Австралоиды

Осознание и осмысление учебной информации.

2. Межэтнические отношения. Основные тенденции их развития:

а) межэтническое сотрудничество,

б) межнациональные конфликты.

В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства.

Два уровня межэтнических отношений

Первый уровень

Второй уровень

Взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре и т.д.

Межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения – трудовом, семейно-бытовом, образовательном

Эти 2 уровня изучают с Х I Х века этнология и конфликтология.

Межнациональные отношения:

1. Находят своё выражение в человеческих чувствах.

2. Зависят от индивидуального поведения и его мотивации: личного опыта, влияния семьи, овладения культурными нормами и т.д.

Ученые, исследовав природу развития межэтнических отношений, выявили 2 основные тенденции: 

СХЕМА

Основные тенденции развития межэтнических отношений

межнациональная дифференциация

межнациональная интеграция

Процесс разъединения, противостояния, разделения различных наций

1) Самоизоляция в целом

2) Протекционизм в экономике

3) Национализм в различных формах

4) Религиозный фанатизм

Процесс постепенного объединения этносов:

1) Экономические и политические союзы

2. ТНК

3. Межкультурные центры

4. Взаимопроникновение религий и культур

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Студенты приводят примеры межнациональной дифференциации и межнациональной интеграции.

Студенты работают с текстом учебника и выявляют причины межнациональных конфликтов.

По ходу проверки работы на доске выстраивается схема.

СХЕМА

Причины межнациональных конфликтов

Существование отсталости при усложнении социально-экономического развития стран мира

Непродуманная или намеренная экстремистская политика

Колониальное наследие

Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов

СХЕМА

Типы межнациональных конфликтов

Государственно-правовой

Этнотерриториальный

Этнодемографический

Социально-психологический

СХЕМА

Формы национальной идеологии

Национализм

Интернационализм

Космополитизм

3. Регулирование межэтнических отношений.

Мировой опыт «тушения» межнациональных «пожаров» различен: от организации переговорного процесса до физического разведения враждующих сторон посредством введения миротворческих сил.

Как вы считаете, в чем выражается позиция этнического превосходства?

Почему идеи превосходства одних народов над другими до сих пор являются популярными?

Каковы истоки фашистской идеологии и опасен ли фашизм в современную эпоху? Приведите примеры.

Применение знаний и умений.

Студентам предлагается для ознакомления документ «Этика межнациональных отношений» В.С. Соловьёва. После знакомства с документом проводится дискуссия.

Что означают слова «этическая любовь», «любовь одобрения»? Какой известный вам моральный закон лежит, согласно мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отношений?

Какие национальные конфликты в нашей стране вы считаете наиболее сложными и почему? Существуют ли, на ваш взгляд, пути их решения?

4. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.

Работа с Конституций РФ. Статьи 2, 13, 19, 26, 29, 68.

Вопрос студентам:

Какие 2 установки политики в сфере межэтнических отношений содержит преамбула Конституции?

Проанализировать данные статьи и определить, как Основной закон гарантирует права и свободы независимо от национальности?

Какой язык общения, воспитания и творчества зафиксирован для граждан РФ?

Какой язык считается государственным на территории РФ?

Существуют ли ограничительные статьи в области национальных отношений? Какие?

Систематизация знаний и умений.

Совместно со студентами делается вывод:

В основе демократической национальной политики лежат:

1) принцип уважительного отношения к людям, представляющим любую этническую общность;

2) установка на сотрудничество и сближение народов, переключение с национально-территориального направления на культурно-просветительное.

Проверка уровня усвоения знаний и умений.

ТЕСТИРОВАНИЕ

1. К исторически сложившимся этническим общностям относятся

1 ) народности 2) классы 3) государства 4) сословия

2. Распад империй и образование национальных государств - это проявление

1) межнациональной интеграции

2 ) национальной дифференциации

3) социальной интеграции

4) имущественной дифференциации

3. Единство территории и языка играет значительную роль в формировании

1) элиты 2) сословия 3 ) этноса 4) класса

4. Основа успешного решения национальных проблем - это

1) использование вооруженных сил

2) специализация регионов на выпуске определенной продукции

3) уважение прав и свобод граждан

4) компактное расселение представителей одной национальности

5. Какая общность имеет следующие признаки: единый язык, общую историческую память, обычаи, традиции?

1) профессиональная

2) этносоциальная

3) демографическая

4) территориальная

6. Тенденция к межнациональной интеграции ведет к

1) сепаратизму

2) усилению национальных особенностей

3) сближению народов

4) национальной изоляции

7. По какому признаку выделены социальные группы: род, племя, народность?

1) демографическому

2) этническому

3) территориальному

4) классовому

8. Цивилизационный подход к решению национальных проблем предусматривает

1) отказ от национального насилия во всех его формах

2) оказание военной помощи сепаратистам

3) курс на ослабление многонациональных государств

4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопределение

Домашнее задание

1. Написать эссе по одной из предложенных тем:

- «Нация, которая боролась за человечество, погибнуть не может!» Шандор Петёфи.

- "Наиболее правы те, которые определяют нацию как единство исторической судьбы. Сознание этого единства и есть национальное сознание". Н.А. Бердяев, русский философ.

- "Фашизм - это ложь, изрекаемая бандитами". Э. Хемингуэй, американский писатель.

2. Выписать в тетрадь и объяснить следующие понятия: этноцентризм, фашизм, патриотизм, дискриминация, геноцид, национализм.

3. Проектная деятельность: Представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать, т.е. представить свое видение решения межнациональных проблем.

Рефлексия.

На интерактивной доске выведен слайд, где обучающимся предлагается устно закончить следующие предложения.

Варианты:

1. "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

    "Особенно мне понравилось…";

    "Сегодня мне удалось…";

    "Было интересно…";

    "Было трудно…".

    "Каким было общение на уроке?

Занимательным, - познавательным, - интересным, - игровым, - необычным,- скучным, -радостным

Дружелюбным.

Литература

    Конституция РФ.

    Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитраного профилей: учебник: Рекоменд. «ФИРО».- 8-изд.,2012, 432 с.

    Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений.- 9-е изд. - М.: Академия. 2013. - 208 с.

    Касьянов В.В. Обществознание: учеб. пособие для ссузов: допущено МО РФ / В.В. Касьянов.- Ростов н/Д.: Феникс, 2012.- 414 с.- (Среднее профессиональное образование).

    Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В. Махоткина. – М.: Эксмо, 2013. – 368 с.

    Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В. Вальчинская, А.В. Чагина. – изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 190 с.

    Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М., ВАКО, 2009. – 272 с.

Цифровые образовательные ресурсы ttp://www.biblioklub.ru

WWW.Studentlabrary.ru

  1. Назовите уровни межэтнических отношений, покажите общее и различное в этих уровнях.
  2. Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций.
  3. В чем заключается сущность межнационального сотрудничества.
  4. Что такое межэтнические конфликты? Назовите их основные причины.
  1. Каковы пути предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов.
  2. Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность является моральным долгом, правовой и политической потребностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направлена на уважение и понимание многообразия культур; означает активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека. Опираясь на личный опыт, факты истории и современности, покажите, как принципы толерантности могут быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему сегодня особенно важно следовать принципам терпимости и уважения народов друг к другу, совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этнокультурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общественного развития ХХ и начала XXI в.; если не согласны - аргументируйте свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная деятельность историка, правоведа, экономиста может способствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной политики РФ в области межэтнических отношений, ученые полагают, что она состоит в переключении с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод ученых, разделяете ли вы эту точку зрения? Свой ответ аргументируйте.

Поработайте с источником

Прочитайте фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова. Зтнонационализм в постсоветских государствах Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР сыграли и продолжают играть важную роль в утверждении децентрализованных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличительности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесенные в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, в условиях социального кризиса, политической дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу представителей одной этнической группы, изменить демографический состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецессию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлагает внешне простые, но по сути нереальные решения, попытки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнонации. Экстремистские группы и лица все чаще пропагандируют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебрежения к меньшинствам.

Тишков В. А. Реквием по этносу. Исследования
по социально-культурной антропологии. - М. 2003. - С. 319 - 320.

Вопросы и задания к источнику

  1. Что такое этнонационализм?
  2. В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений?
  3. Проиллюстрируйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства.
  4. Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов?
  5. В чем состоит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического типа?
  6. Нередко высказывается мнение о том, что развитие демократии гражданской культуры, стабилизация социально- экономического положения положительно скажутся на преодолении этнонационализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет всего 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встречает возражения, ибо она не учитывает исторические условия развития России и приверженность многих народов к своим языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от­ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи­тельное отношение к людям, представляющим любую этни­ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:

Пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо­
та о сохранении исторически сложившегося государственно­
го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
земле;

Политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав­
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен­
ности России, незыблемости ее демократической основы.


Конституция гарантирует права и свободы человека неза­висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю­дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита­ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста­навливать свои государственные языки, употребляемые на­ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен­ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:

Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­
симо от его расы, национальности, языка;

Запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;

Сохранение исторически сложившейся целостности Рос­
сийской Федерации;

Равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен­
ной власти;

Гарантия прав коренных малочисленных народов;

Право каждого гражданина определять и указывать
свою национальную принадлежность без всякого принужде­
ния;

Содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;

Своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;

Запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

Защита прав и интересов граждан Российской Федера­
ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи­
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук­
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.

Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни­ческие конфликты, национальная политика.

ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант­ность.


Проверьте себя

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажи­те общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их ос­новные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодо­ления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность яв­
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб­
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ­
лена на уважение и понимание многообразия культур;
означает активное отношение к действительности, формиру­
емое на основе признания универсальных прав и свобод че­
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре­
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо­
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно­
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест­
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй­
те свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де­
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ­
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной полити­
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола­
гают, что она состоит в переключении с национально-терри­
ториального направления на культурно-образовательное и
культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.

Этнонационализм в постсоветских государствах

Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые


Национальные движения в мирных политических и куль­турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и про­должают играть важную роль в утверждении децентрализо­ванных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи­тельности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото­рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на­силие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на пере­несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус­ских культур, в условиях социального кризиса, политичес­кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред­ставителей одной этнической группы, изменить демографи­ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага­ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт­ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...

Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди­руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре­жения к меньшинствам.

Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.

НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри­руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-


Ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического ти­па? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демокра­тии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономиче­ского положения положительно скажутся на преодолении этнонаци­онализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встреча­ет возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к сво­им языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?