Главный смысл сказки спящая красавица. Чему учит сказка Жуковского «Спящая царевна»? Несостоятельная языческая подоплека сказки

Сейчас вы узнаете, так ли далеки от реальности эти кадры.

Люди напридумывали около 600 версий предназначения пирамид: от зернохранилища до атомного бункера. Версий так много, потому что официальная версия пирамид как гробниц фараонов не выдерживает никакой критики, хотя бы потому, что в пирамидах ни разу не была найдена мумия фараонов.

Все мумии фараонов находили в так называемой долине царей. Что ж, давайте посмотрим, зачем же на самом деле были созданы эти устройства.

Но прежде, чем перейти к самому вкусному, хотим вас порадовать: Всё это великолепие вы можете увидеть лично, в рамках потрясающего научно-познавательного круиза с Лабораторией Альтернативной Истории.

Про легендарный коллектив ЛАИ и уже ушедшего от нас Андрея Склярова знают все, кто хоть чуть-чуть интересовался альтернативными исследованиями. Уникальные объекты и артефакты, следы высокотехнологичной обработки, которые можно потрогать и убедится в их реальности, общение со специалистами и исследователями ЛАИ, секретные помещения Пирамид, Каирский музей, Лускор, Карнак, и всё это на роскошном современном круизном лайнере с панорамными окнами, откуда открывается прекрасный вид на Нил и живописные пейзажи...

Такое путешествие вы точно будете помнить всю жизнь. И с этим лучше поторопиться, ведь мест осталось совсем не много. И вот ещё что - обязательно укажите промокод Крамола, это очень важно, тогда помимо путешествия вы получите... нет, не скидку, а кое-что гораздо более интересное.

И пока вы думаете, стоит ехать или нет, давайте рассмотрим такую версию. Достоверность документов проекта Ромб-Орион, которому приписывают изучение наследия Аненербе, проверить сложно. Многие считают это новоделом и подделкой. Но даже если это и так, она создавалась на основе каких-то первоисточников, ведь нельзя придумать абсолютно всё с нуля.

В этих документах написано, что до третьего Потопа Бог Птах построил комплекс пирамид по всему миру для того, чтобы спасти Землю в период грядущего Армагеддона. Им выстраивается сеть пирамид, которая возводилась на геотермально опасных разломах земной коры для того, чтобы в последующем избежать апокалипсического изменения электромагнитных и географических полюсов Земли.

И когда волны Потопа покрывают Землю, выстроенная по всему миру система пирамид, не позволяет Земле нарушить электромагнитные и орбитальные характеристики. Однако волны Потопа уничтожили созданные города и цивилизацию людей. После того, как воды сошли в Землю, Боги дали выжившим орудия труда и семена.

По всей Земле начало развиваться земледелие и животноводство. Пирамиды являлись мощным резонансным принимающим устройством постоянно поступающей высокочастотной энергии из космического пространства, которая, проходя через них, рассеивалась в широком спектре диапазона, оказывая мощное низкочастотное воздействие на ядро Земли. В результате чего восстанавливалась его ритмичность и стабильность.

Вот такое описание. Но давайте посмотрим не на напечатанный непонятно когда и непонятно кем текст, а на сами артефакты. Маленькие камеры в большинстве пирамид были отделаны гранитом. Этот материал хорошо известен своими изолирующими свойствами. Некоторые исследователи предполагают, что в этих камерах хранилось оборудование, представляющее опасность, или которому требовался покой.

В современном мире такие камеры тоже строят глубоко под землей, чтобы размещать внутри нейтрино, атомные часы, в общем, приборы, которые нужно изолировать от любых внешних факторов воздействия. Стены рядом с шахтами, ведущими в загадочные камеры, украшались фризами с изображением змей. Очевидно, что это был своеобразный знак предостережения. Ведь ядовитые змеи ассоциируются у людей с опасностью.

А ещё змея - это, по сути - символ синусоиды. Но об этом - чуть позже. Группа физиков и математиков под руководством Дмитрия Павлова, члена правления Лаборатории Альтернативной Истории, проводили ряд уникальных экспериментов. Например, на вершине пирамиды амплитуда сейсмошумов не уменьшалась, как должно быть, а наоборот увеличились в 10, иногда в 20 раз.

А ещё, в одной из пирамид, исследования анизотропии пространства на основе альфа распада дали неожиданный результат. Группа Физика и исследователя Виктора Панчелюги, исследуя этот эффект анизотропии, то есть изменения свойств пространства в зависимости от направления, который присутствует везде - на разных широтах, на разных высотах, столкнулась с тем, что этот эффект полностью пропадает в пирамиде.

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» – эта хрестоматийная фраза всплывает в памяти после прочтения сказки В. Жуковского . События, описанные в произведении русского писателя фантастические, но за ними скрывается поучительный смысл. Эта сказка собрала мудрость не только русского народа, но и мировой культуры, ведь источниками для ее написания стали сказки Ш. Перро и братьев Гримм. Найти тот самый «намек» может только тот, кто умеет читать между строк.

В начале произведения В. Жуковский показывает читателю, что добрые люди, которые искренне хотят чего-либо, обязательно дождутся помощи от высших сил. Так, добрый и его царица были услышаны, и судьба подарила им долгожданного ребенка.

Еще один урок дается, в описании того, как царь Матвей легкомысленно решает оставить злую колдунью без приглашения. Причиной такого решения становится пустяк, который можно было бы исправить. Царь мог бы попытаться найти золотое блюдо и избежать проклятия. Он же выбрал более легкий путь, в итоге ему пришлось придумывать, как спасти дочку. Так бывает и в настоящей жизни. Люди часто не думают о том, какие последствия будут иметь их поступки, а потом жалеют о содеянном. В. Жуковский показывает и то, что исправить свои ошибки нелегко, а иногда и невозможно. Царь Матвей запретил в своем царстве все, что связано с пряжей, но даже такие строгие меры не помогли спасти царевну.

На примере , автор показывает, что неосторожность и любопытство могут привести к большой беде. Молодая девушка увидела в покоях незнакомую старуху и даже не поинтересовалась, кто она такая. Царевна без тени сомнения взяла веретено из рук незнакомки и поплатилась за это.

Писатель также доказывает, что судьба человека предначертана заранее. В сказке жизнь предопределяется чарами. Читатель заранее знает, что царевна не проснется, пока не пройдет триста лет. Именно поэтому молодцы, которые пытаются спасти красавицу раньше указанного срока, терпят поражение и не возвращаются из дремучего леса. Удалому царевичу суждено найти царевну и снять проклятие, поэтому он с легкостью делает это. Счастье дается смелым, уверенным в своих силах людям, которые не обращают внимание на неудачи предшественников..Эта истина также имеет место в сказке «Спящая царевна». Если бы царевич струсил, он бы не упустил свое счастье.

Как и в других сказках, в «Спящей царевне» утверждается победа добра над злом. Чары оказались бессильными перед добром другой феи. И хоть злая старуха-чародейка не была наказана, добро все равно одержало верх. Возможно, упуская сцену наказания колдуньи, В. Жуковский хотел показать, что добро не идет дорогой смерти и наказаний.

Волшебный сюжет произведения «Спящая царевна» захватывает не только оригинальными образами и событиями. Он таит советы и подсказки, которые В. Жуковский хотел передать взрослым и маленьким читателем. Сказка остается популярной уже почти два столетия. Думаю, многие читатели нашли чему научиться у ее героев.

Написанная в Болдинскую осень 1833 года «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» - это одно из восьми произведений, созданных А. С. Пушкиным для детей. Всего несколько месяцев назад, в июле, родился первенец поэта - сын Александр. За полтора месяца в отцовском имении Пушкин пишет несколько больших произведений и две сказки, которые обязательно прочитает своим детям.

Сюжет и смысл сказки

Царь неведомого царства уехал по государственным делам, у него родилась в это время дочь. Жена царица вся извелась от тоски, ожидая возвращения любимого мужа, а когда он вернулся, умерла от сильных переживаний. Прошёл год траура, и во дворце появилась новая хозяйка – красивая, но жестокая и гордая царица. Её наибольшим сокровищем было волшебное зеркальце, которое умело говорить, и делать комплименты.

В сказке о спящей царевне и семи богатырях злая мачеха отравила царевну яблоком

Дочь царя тем временем росла тихо и незаметно, без материнской любви и ласки. Вскоре она превратилась в настоящую красавицу, и к ней посватался жених – королевич Елисей. Царица однажды, разговаривая с зеркальцем, услышала о него, что молодая царевна прекраснее всех на свете. Пылая ненавистью и злобой, мачеха решила погубить падчерицу. Она велела служанке отвести царевну в тёмный лес, и оставить связанной. Служанка сжалилась над девушкой, и отпустила её на волю.

Долго блуждала бедная царевна, и вышла к высокому терему. Это был дом семи богатырей. У них она нашла убежище, помогая по хозяйству, как младшая сестра. Злая мачеха узнала о том, что царевна жива от зеркальца, и послала служанку погубить её с помощью отравленного яблока. Семь богатырей опечалились, увидев свою названую сестру мёртвой. Но она была так прекрасна и свежа, точно спала, поэтому братья не стали её хоронить, а положили в хрустальный гроб, который повесили на цепях в пещере.

Отыскал царевну её жених, в отчаянии он разбил гроб, после чего девушка проснулась. Злая царица умерла от зависти, узнав о воскрешении падчерицы.

Чему учит сказка о спящей царевне

Сказка, созданная на основе народных преданий, учит доброте и смирению. Интересно, что царевна не стала просить братьев богатырей вернуть её домой к отцу, чтобы попросить у него помощи и защиты.

Наверное, она не хотела мешать счастью своего отца с новой женой или жалела царицу, которую ждало бы суровое наказание, узнай царь всю правду. Она предпочла труд прислуги в доме у братьев богатырей, чем власть и богатство, которое принадлежали ей по праву.

Её смирение было вознаграждено преданной любовью царевича Елисея. Он искал свою невесту по свету, обращался к силам природы – солнцу, ветру, месяцу, чтобы узнать, где его любимая. А когда нашёл, смог вернуть её к жизни. Зло было наказано, а добро и правда восторжествовали.

Урок № 24.

Тема . А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль. Нравственность.

Цели урока: 1.Переосмыслить содержание сказки А.С.Пушкина. 2. Раскрыть нравственный смысл сказки. 3. Развить речь и воображение учащихся.

Методические приемы: групповая работа, беседа, анализ эпизодов, составление мини-сочинений, работа над словом...

Оборудование урока: текст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», портрет А.С.Пушкина. Распечатки на столах для каждой группы.

Ход урока.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Все уроки начинаются с поэтической пятиминутки. 2 ученика прочитали наизусть стихотворения.

2 ученика отвечали на 5 вопросов. Вопросы задают учащиеся.(Примерные вопросы:

Назовите баснописцев

Виды сказок

Что такое оксюморон?

Жанры устного народного творчества?)

III. Изучение нового материала.

1.Одну из сказок А. Пушкин закончил строчками: "Сказка - ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок"... Как вы понимаете эти строчки? (Ответы учащихся: "Каждая сказка чему-то учит, мы должны внимательно читать, чтобы извлечь урок, мораль...")

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2 . Работа в группах.

Первое задание : докажите, что это произведение - сказка. (30 секунд для подготовки ответа). Каждая группа отвечает. (Есть зачин, волшебные предметы, повторы, борьба добра и зла. Добро побеждает зло. Концовка...)

Второе задание : на какие группы можно разделить героев? (30 секунд для подготовки ответа).

(на злые и добрые, помощники царевны и царицы...)

Третье задание : Какие пословицы могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие - к царевне? Обоснуйте ответ.

По одной пословице - каждой группе.

1. При солнышке тепло, а при матери добро.

2. Злой человек как уголь: если не жжет, то чернеет.

3. На языке мед, а на сердце лед.

4. Не все то золото, что блестит.

Четвертое задание : Кто и к кому обращается со словами?

По одному высказыванию - каждой группе.

1. "Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя".

2. "Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал.

Да хозяев поджидал"

3. "Ох ты, дитятко девица!

Пес проклятый одолел, Чуть до смерти не заел,"

4. "Не видал я девы красной,

На стороже я стою

Только в очередь мою" (Месяц к королевичу Елисею)

Пятое задание : восстановите полный текст. (30 секунд)

"Позвала к себе........(Чернавку)

И наказывает ей,

......(Сенной) девушке своей,

Весть царевну......(в глушь) лесную

И, связав ее, живую

.....(Под сосной) оставить там

На съедение......(волкам)"

Шестое задание : у каждой группы свой вопрос. (1минута - на подготовку)

1группа - Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует?

2группа - Ш. Руставели сказал: "Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет". Согласны ли вы с этим утверждением?

3 группа - А.С. Пушкин воспевает красоту, которая заключается во внутренней душевной красоте. Как вы это понимаете? Докажите на примере героев сказки.

4 группа - Красивым можно назвать какого человека?

Выступления представителей из групп.

Вывод: учитель читает предложения, учащиеся вставляют свои предложения, слова...

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчеркивает, что....

(красота души важнее всего). Изображая кривляние царицы, ее гнев, злобу, зависть, Пушкин показывает... (как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишен красоты внутренней). Доброта доверчива и наивна, она нуждается...(в защите); зло коварно, подло и жестоко, но... (изначально обречено).

Чтение учащимися домашнего задания: "На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи".

(Мальчики хотели бы походить на королевича Елисея, а девочки - на царевну молодую)

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Подготовить инсценировку любимых эпизодов.

  1. 1. Духовно-нравственный смысл сказок А. С. Пушкина Автор: Крючкова Анастасия Геннадьевна МОУ лицей №57, 9 «Б» Руководитель: Русецкая Надежда Михайловна, преподаватель русского языка и литературы, МОУ лицей №57.
  2. Введение
    • Цель исследов..." target="_blank"> 2. Содержание
      • Введение
      • Цель исследования
      • «Сказка о мёртвой царевне…»
      • «Сказка о попе…»
      • «Сказка о золотом петушке»
      Конец
      • «Сказка о рыбаке и рыбке»
      • «Сказка о царе Салтане…»
      • Заключение
      • Использованная литература
    • Вопрос о связи сказок А. С. Пушкина с трад..." target="_blank"> 3. Введение
      • Вопрос о связи сказок А. С. Пушкина с традициями фольклорной сказки и и духовным опытом народа был поставлен сразу после выхода сказок в свет. Как писал И. А. Ильин, Пушкин «творил из глубины национального духовного опыта, а не заимствовал и не подражал». Актуальность проблемы связи сказок Пушкина с русской фольклорной сказкой как выразительнице духовно-нравственного опыта народа является бесспорной. А. С. Пушкин глубоко чувствовал свой народ, его душу, его историю, он был живым сосредоточием русского духа, его проблем. Созерцая русскую простонародную жизнь, поэт ничего не идеализировал и не преувеличивал. Это он приравнял Россию к деревне. Современный исследователь творчества А. С. Пушкина В. С. Непомнящий считает, что сказки Пушкина – тайна, так как «они ошеломляют сочетанием бесшабашного, азартного простодушия, классической строгости и глубокой, почти скорбной серьёзности».
      Содержание
    • Выявление связи сказок А. С. Пушк..." target="_blank"> 4. Цель исследования
      • Выявление связи сказок А. С. Пушкина с духовно-нравственным опытом русского народа, с традициями русской сказки и «Домостроя»
      Содержание
    • 5. В детстве он слушал сказки от няни, от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от дворового Никиты Козлова, от крестьян подмосковного Захарова. Но настоящий талант у своей няни он открыл во время ссылки в селе Михайловском. Именно там мир устной поэзии наполнил Пушкина очень богатыми впечатлениями, и самым ярким среди них была сказка. Содержание
    • 6. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
    • Царевна воплощает в себе идеал женской красоты, кре..." target="_blank"> 7.
      • Царевна воплощает в себе идеал женской красоты, крестьянской жены. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала». Царевна очень скромна и благовоспитана. Всё это соответствует крестьянскому этикету, понятиям о приличиях. Хорошая невеста должна была уметь прясть, вышивать, испечь хлеб и стряпать. Крестьяне резко осуждали лень, неумелое отношение к труду.
    • Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренив..." target="_blank"> 8.
      • Духовной основой трудолюбия служило прочно укоренившееся представление, что труд благославлён Богом. В Домострое можно найти такой наказ: «В домашнем хозяйстве и всюду, всякому человеку… любое дело начать и рукодельничать… перекрестясь и молвить: «Господи, благослови, Отче!» - с тем и начать всяке дело, тогда ему ангелы незримо помогают, а бесы исчезнут, и дело такое Богу в честь, а душе на пользу.
    • Полной противоположностью скромной и трудолюбивой ц..." target="_blank"> 9.
      • Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является мачеха-царица, которая только и занята своей красотой и желает быть всех красивее. Она тщеславна, «горда, ломлива». Царица свою очень хорошую внешность противопоставляет не только красоте своей соперницы. Своей красотой она хочет исчерпать прекрасное содержание всего мира, свести это содержание к своей персоне, утвердить себя в качестве непререкаемой нормы прекрасного «всего на свете».
    • В Домострое сказано: «Надобно каждому человеку избе..." target="_blank"> 10.
      • В Домострое сказано: «Надобно каждому человеку избегать тщеславия, гордости и неправдою нажитого имущества». Царевна подлинно прекрасна потому, что она не подчиняет себе природу, а послушно подчиняется ей, через её поступки, движения, облик, красоту «говорит» как бы сама природа. Во всём поведении царевны – крестьянская благовоспитанность, скромная деревенская грация, милая обрядовая церемонность.
    • Лесной терем богатырей представляет собой зажиточны..." target="_blank"> 11.
      • Лесной терем богатырей представляет собой зажиточный крестьянский дом: просторное подворье с весёлым сытым псом, высокое крыльцо, дверь с железным кольцом, светлая горница, иконы, дубовый стол. Кругом лавки, крытые ковром, наверху полати для сна, русская печь с лежанкой изразцовой. Кроме горницы, изба имеет светлицу – верхнюю неотапливаемую комнату, где в тёплое время года жили девушки-невесты, готовили себе приданое.
      Содержание
    • 12. Сказка о попе и работнике его Балде
    • В сказке были объединены два типа героев русской са..." target="_blank"> 13.
      • В сказке были объединены два типа героев русской сатирической сказки: дурак и шут. Балда – простодушен, чистосердечен, он полностью подчиняется прихотям своего хозяина, служа «славно, усердно, исправно». Всякий порядочный крестьянин старается держать данное им слово, нарушить его он считает нечестным: «Моё слово – золото», «Не давши слово крепись, а давши – держись». Это соответствует наказу Домостроя: «Всякое дело править без волокиты и особенно оплате не обижать работника».
    • Лоб оказался для попа «ахиллесовой пятой», которую..." target="_blank"> 14.
      • Лоб оказался для попа «ахиллесовой пятой», которую сам опрометчиво дёшево оценил. Рифма «поп – лоб» предвещает читателю, как поп будет наказан:
      Бедный поп Подставил лоб: С первого щелчка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелчка Лишился поп языка, А с третьего щелчка Вышибло ум у старика, А Балда приговаривал с укоризной: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» Содержание
    • 15. Сказка о золотом петушке
    • Зачин в данной сказке, благодаря введению только од..." target="_blank"> 16.
      • Зачин в данной сказке, благодаря введению только одного слова «негде», наполняется особым смыслом и интонацией:
      • Негде, в тридевятом царстве,
      • В тридесятом государстве,
      • Жил-был славный царь Дадон.
      • Слово «дадон» употреблялось в народе в нарицательном смысле в значении «неуклюжий, нескладный, несуразный человек». Дадон – имя царя-тирана, которого Пушкин сравнивает с Наполеоном
    • 17. Дадон поставлен на закате жизни. Он испытывает только трусость и злобу: Он хочет покоя, но не в состоянии добиться его своими силами. Он щедр на пышные обещания, не задумываясь об их исполнении. Увидев мёртвых сыновей Дадон по ритуалу воет, но страстьк шамаханской царице сильнее всего.
    • 18. К царю должна прийти расплата за содеянное зло: «А кто многие непотребные дела совершит: блуд и распутство, и клятвопреступление, гнев и ярость и злопамятство… Во всех тех запретных делах не помилует Бог, люди же проклянут, а блаженные вопиют к Богу: и своей душе погибель, и дому разорение». Содержание
    • 19. Сказка о рыбаке и рыбке
    • В данной сказке «свой дом» становится не только пок..." target="_blank"> 20.
      • В данной сказке «свой дом» становится не только показателем социального статуса, но и проявлением страсти к богатству. Землянка – общая со стариком собственность, и только здесь присутствует домашняя обстановка. Сказка Пушкина задаёт проблему: нравственно ли благополучие старухи. И что лучше: быть «чёрной крестьянкой» или «столбовой дворянкой»?
    • Развитие действия в данной сказке связано с чудесно..." target="_blank"> 21.
      • Развитие действия в данной сказке связано с чудесной рыбкой. Для обозначения волшебства используется эпитет «золотой». К ней с просьбой обращается старик, которому она не может отказать, а одаривается старуха. Символический образ поставлен в сложную нравственную ситуацию – отсюда это изображение нарастающего гнева через картины меняющегося моря.
      • Пушкин также рисует психологический контраст доброго и кроткого, бескорыстного старика и злой, жадной, сварливой старухи. На протяжении сказки у старика, как и у рыбки, неуклонно нарастает возмущение, переходящее в гнев. Но старик вынужден подчиниться условиям общественного неравенства и вести себя со своей женой как холоп («Не садился не в свои сани!»).
      Содержание
    • 23. Сказка о царе Салтане
    • Царь Салтан добродушен, доверчив. Главное в характе..." target="_blank"> 24.
      • Царь Салтан добродушен, доверчив. Главное в характере этого героя – доброта и преданность. Обращаясь к гостям –корабельщикам с одним и тем же вопросом, он надеется услышать весть о жене. А найдя её на острове, он испытывает большой душевное потрясение.
      • Царь глядит – и узнаёт…
      • В нём взыграло ретивое.
      • «Что я вижу? Что такое?
      • Как?» - и дух в нём занялся,
      • Царь слезами залился…
    • Показательные отношения в семье. Гвидон, собираясь..." target="_blank"> 25.
      • Показательные отношения в семье. Гвидон, собираясь жениться, просит у матери благословления его брак. В основе взаимоотношений между поколениями в крестьянской среде лежало уважение к старикам в общине. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано ещё примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших» - писали из Тульской губернии в 19 в.
    • Сказки Пушкина – это и своего рода азбук..." target="_blank"> 26. Заключение
      • Сказки Пушкина – это и своего рода азбука национального характера, где уже содержатся коренные вопросы нравственной жизни; и – музыкальное произведение, поистине симфония русской души: по-медвежьи неуклюжий, на насыщенный четким ритмом скомороший речитатив «Сказки о попе…», скерцозное, порой почти плясовое рондо «Салтана», заунывный и протяжный напев «Сказки о рыбаке и рыбке», акварельное адажио «Сказки о мёртвой царевне…», сверкающий сарказмом грозный финал «Сказки о золотом петушке». Это целый мир. Здесь своя земля, на которой живут цари и мужики, сварливые бабы и удалые богатыри, повелители и холуи, да ещё целый животный мир – зайцы, волки, собаки серые утки.
      • Здесь и морская стихия тоже своя и тоже заселённая – то чертями, а то богатырями, и она изменчива от сказки к сказке, как от погоды к погоде: то безликое и пассивное поле деятельности человека, то синий простор, несущий на себе весёлые кораблики, то мугучая и высокая сила.
      • Здесь свои небеса, в которых живут Солнце и Месяц. Солнце вежливое и ласковое, Месяц – доброжелательный и учтивый, но, пожалуй, педантичный и холодоватый.
      • Здесь, наконец, своя вселенная: «В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идёт…». Наивное, грандиозное мироздание, похожее на Книгу Бытия («была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водой»). А в центре сферического мира, как на иконе, - мать и дитя.
    • Достоевский писал о Пушкине: «Значение его в русск..." target="_blank"> 28.
      • Достоевский писал о Пушкине: «Значение его в русском развитии глубоко знаменательно. Для всех русских он живое уяснение, во всей художественной полноте, что такое дух русский, куда стремятся все его силы и какой именно идеал русского человека». Сказки Пушкина помогают понять его творчество как одно из выдающихся проявлений духовной энергии России.
      Содержание
    • Азадовский М. К. Пушкин..." target="_blank"> 29. Использованная литература
      • Азадовский М. К. Пушкин и фольклор; Источники сказок Пушкина. – Л., 1986;
      • Гукасова А. Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина. – М., 1995.
      • Коровина В. Я. Изучение сказок Пушкина в школе. – М., 1994;
      • Леонова Т. Г. Фольклорно-литературный синтез в поэтических сказках А. С. ПушкинаРусская литературная сказка XIX века в её отношении к народной сказке. – Томск, 1999.
      • Лупанова И. П. Сказочник Александр Пушкин//Русская народная сказка в творчестве писателей первой половины 19 века. – Петрозаводск, 1988.
      Содержание