Основы маршевой подготовки автомобильных подразделений литература. Подготовка отделения к маршу и управление дозорным отделением на марше. Руководитель занятия _______________

При подготовке к маршу командир взвода (отделения, танка) обязан проверить исправность ма­шин, вооружения приборов ночного видения, средств защиты и пожаротушения, средств связи и свето­маскировки, заправку горючим, наличие и правильность укладки боеприпасов, средств специальной обра­ботки, шанцевого инструмента, возимого комплекта разминирования и средств повышения проходимо­сти. О готовности к маршу он докладывает командиру роты.

Боевое обеспечение взвода при подготовке к маршу включает:

Организацию разведки на марше;

Организацию походного охранения;

Организацию защиты от ОМП и химического обеспечения на марше;

Организацию противовоздушной обороны;

Организацию маскировки на марше;

Организацию инженерного обеспечения марша.

Разведка на марше ведется в целях своевременного добывания разведывательных данных о противнике и местности. Основным способом ведения разведки является наблюдение. Дан­ные о местности командир взвода получает при оценке местности по карте, а о возможных ее изменениях в ходе совершения марша - от старшего командира. Главным источником получения данных о противнике является информация, получаемая от вышестоящего командира и органов разведки, а при действиях в походном охранении - и от дозорного отделения (танка), удаление которого от головы колонны главных сил дозора должно обеспечивать непрерывное наблюдение за ним и поддержку огнем его действий.

Походное охранение организуется на марше с целью обеспечить беспрепятственное дви­жение главных сил, оградить их от внезапною нападения противника, обеспечить им выгодные условия для вступления в бой, а также не допустить проникновение наземной разведки против­ника к охраняемой колонне.

Защита от ОМП и химическое обеспечение на марше организуется с целью сохранения боеспособ­ности личного состава и обеспечения выполнения взводом поставленных задач. Это достигается свое­временным обнаружением радиоактивного, химического и биологического (бактериологического) зараже­ния и оповещением о нем подразделений, умелым использованием индивидуальных и коллективных средств защиты, защитных свойств местности.

Противовоздушная оборона организуется в целях своевременного обнаружения воздушного про­тивника, оповещения личного состава о появлении его самолетов и вертолетов. Для этого в ходе всего марша во взводе ведется круговое и непрерывное наблюдение за воздушным противником заранее назначенными наблюдателями.

Маскировка на марше является одним из важных путей уменьшения потерь от ударов воздушного и наземного противника и достигается главным образом использованием маскирующих свойств местно­сти, условий ограниченной видимости, строгим соблюдением дисциплины марша и сохранения военной тайны. Она организуется командиром взвода в соответствии с полученной задачей и условиями обста­новки в целях скрытия своих подразделений от всех видов и средств разведки противника как в районах расположения, так и при совершении марша.

Инженерное обеспечение организуется и проводится в целях создания взводу необходимых условий для успешного совершения марша и повышения защиты личного состава и боевой техники от всех средств поражения. Для выполнения задач инженерного обеспечения марша взвод использует навесное бульдозер­ное оборудование, минные тралы, табельные средства маскировки, местные материалы и шанцевый ин­струмент.

Тыловое обеспечение заключается в пополнении до норм запасов всех материальных средств, эва­куации раненых и больных на медицинские пункты до начала марша. В ходе подготовки к маршу прово­дятся ремонт и техническое обслуживание боевых машин, их вооружения, приборов прицеливания и на­блюдения, уточняются место и время пополнения запасов горючего, боеприпасов, продовольствия, меди­цинского и иного имущества.

Командир взвода на марше обязан строго соблюдать установленный порядок движения и маскировки, не допускать задержек на переправах, в теснинах, тоннелях и населенных пунк­тах, вести непрерывное круговое наблюдение за наземным, воздушным противником и сигналами команди­ра роты, своевременно оповещать личный состав о противнике, а также о радиоактивном, химиче­ском, биологическом (бактериологическом) заражении.

Машины на марше двигаются только по правой стороне дороги, соблюдая установленную скорость движения, дистанции и меры безопасности. Для защиты от высокоточного оружия про­тивника максимально используются поля радиолокационной невидимости, образуемые складками местно­сти и местными предметами, а также придорожная растительность. На открытых участках маршру­та не допускаются скучиванье и остановка машин, скорость движения и дистанции между машинами увеличиваются.

При вынужденной остановке машина отводится на правую обочину или в сторону от дороги, где устраняется неисправность. После того как неисправность устранена, машина присоединяется к прохо­дящей колонне, свое место во взводе она занимает на привале. Остановившаяся неисправная машина объ­езжается только слева. Обгон колонн в движении запрещается. Ночью машины двигаются с использова­нием приборов ночного видения или светомаскировочных устройств, а при движении по участкам мест­ности, просматриваемым противником, и в светлую ночь - с полностью выключенными светом и прибо­рами ночного видения.

Управление взводом на марше осуществляется установленными сигналами. Радиосредства рабо­тают только на прием.

По сигналу оповещения о воздушном противнике взвод продолжает движение. Огневые средства, выделенные для ведения огня по низко летящим самолетам, вертолетам и другим воздушным целям, изго­тавливаются для открытия огня, люки боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков, кроме лю­ков, из которых будет вестись огонь, закрываются. Личный состав переводит противогазы в положение «наготове». Нападение воздушного противника отражается огнем по команде командира взвода. При движении в пешем порядке мотострелковый взвод по команде командира занимает ближайшее укрытие и открывает огонь из стрелкового оружия по воздушным целям противника.

Минное поле, установленное средствами дистанционного минирования, взвод обходит или преодо­левает в составе ротной колонны за головной машиной по проделанному ею проходу. Мины, оказавшиеся перед машинами взвода, уничтожаются с использованием возимого комплекта разминирования (ВКР-1 или ВКР-2) или другими способами.

По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) за­ражении взвод продолжает движение. В боевых машинах пехоты (бронетранспортерах) и танках перед преодолением зон заражения люки, двери, бойницы и жалюзи закрываются, включается система защиты от оружия массового поражения. Личный состав, следующий в пешем порядке и на открытых машинах, надевает средства индивидуальной защиты. Зоны с высокими уровнями радиации, районы разрушений, пожаров и затоплений на маршруте движения взвод, как правило, обходит, при невозможности обхода зоны заражения преодолеваются с максимальной скоростью, с использованием имеющейся на машинах системы защиты от ОМП и средств индивидуальной защиты.

Частичная специальная и санитарная обработка проводится после выхода из зоны заражения по указанию командира роты, а при заражении личного состава отравляющими веществами - немедленно. Полная специальная и санитарная обработка проводится, как правило, в районе дневного (ночного) от­дыха или по прибытии в назначенный район.

В случае применения противником зажигательного оружия, а также при вынужденном преодоле­нии района пожаров люки, двери, бойницы и жалюзи боевых машин пехоты (бронетранспортеров), тан­ков закрываются. После выхода из района пожаров командир взвода организует тушение очагов огня на машинах, спасение личного состава и оказание пострадавшим первой медицинской помощи, после чего взвод продолжает движение. Раненые и больные после оказания им первой медицинской помощи на месте доставляются в медицинский пункт батальона.

На привалах машины останавливаются на правой обочине дороги не ближе 10 м одна от другой или на дистанциях, установленных командиром взвода. Боевые машины пехоты (бронетранспортеры), танки размещаются по возможности под кронами деревьев, в радиолокационной тени местных предме­тов, а на открытой местности маскируются штатными маскировочными покрытиями и местными ма­териалами. Высадка из машин осуществляется только по команде (сигналу) своих командиров. Для отды­ха личный состав располагается справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели и дежурные пуле­метчики (наводчики орудий), а в командирских машинах и дежурные на радиосредствах. Огневые средст­ва, назначенные для отражения воздушного противника, находятся в готовности к ведению огня.

Экипажи машин (водители) проводят контрольный осмотр вооружения и техники, выполняют техническое обслуживание и совместно с назначенным в помощь личным составом устраняют выявленные неисправности. При вынужденных остановках на маршруте движения и устранении неисправности на боевой машине пехоты, танке поворот башни в сторону проезжей части категорически запрещается.

В горах при подготовке к маршу командир взвода уделяет особое внимание проверке исправно­сти ходовой части и механизмов управления машин. На каждой машине необходимо иметь специ­альные приспособления для предотвращения скатывания машин при остановках на подъемах и спусках. При преодолении опасных мест личный состав мотострелкового взвода обычно спешива­ется. При движении в пешем порядке скальные участки, осыпи и перевалы преодолеваются обычно по­взводно или по отделениям с соблюдением мер безопасности с обязательной страховкой друг друга или самостраховкой. На привалах и при расположении на отдых в горной местности личный состав и тех­ника располагаются в местах, безопасных от обвалов, камнепадов, осыпей, снежных лавин и затоплений.

В пустыне при подготовке к маршу осуществляется тщательная подготовка вооруже­ния и техники к движению в условиях высоких температур, бездорожья и песков, машины оснащаются средствами повышения проходимости, создаются дополнительные запасы воды, горючего и продовольст­вия. В жаркое время для предохранения личного состава от тепловых и солнечных ударов командир взвода должен следить за строгим соблюдением питьевого режима и исправной работой систем вентиляции боевых машин пехоты (бронетранспортеров) и танков. При движении в пешем порядке, особенно в зной и по пыльной дороге, дистанции и интервалы между военнослужащими в колонне взвода увеличиваются. На марше взвод строго придерживается маршрута или установленного азимута направления движения. Оставлять в пути одиночные машины запрещается.

Зимой перед маршем командир взвода обязан: принять меры к обеспечению личного состава сред­ствами против обморожения; убедиться в наличии зимнего дизельного топлива и специальных жидкостей в машинах и при необходимости принять меры к их дозаправке; проверить исправность средств подогре­ва двигателей машин; готовность вооружения к применению в условиях низких температур, а если пред­стоит движение по участкам с глубоким снежным покровом - и натяжение гусениц, а также оснащение машин средствами повышения проходимости; дать указания механикам-водителям о мерах предотвра­щения размораживания систем охлаждения двигателей; организовать просушивание обмундирования и обуви.

3. Последовательность и содержание работы командира взвода назначенного в походное охранение, средства усиления, походный порядок, удаление от охраняемой колонны.

Походное охранение батальона должно обеспечить беспрепятственное движение главных сил, ис­ключить внезапное нападение противника, обеспечить выгодные условия для вступления в бой, а также не допустить проникновения к ним наземной разведки противника. На подразделения охранения на марше возлагается также задача ведения разведки.

Походный порядок и походное охранение усиленного ТБ

Взвод на марше может назначаться в головную (ГПЗ), боковую (БПЗ), тыльную (ТПЗ) походную, а иногда и в неподвижную боковую (НБЗ) заставы или головной (тыльный) дозоры с задачей исключить внезапное нападение наземного противника на охраняемую колонну, обеспечить ей выгодные условия для вступления в бой и не допустить проникновения к ней наземной разведки противника. На подразделения охранения на марше возлагается также задача ведения разведки противника и местности.

Для охранения колонны на марше от батальона, следующего в передовом отряде или авангарде, высылаются: в направлении движения на удалении 5-10 км - головная походная застава в составе уси­ленных взвода или роты; на фланги и в тыл при необходимости - дозорные отделения (танки). Головная походная застава силой до роты высылает головной дозор в составе взвода на удаление 3-5 км, головная походная застава силой до взвода - дозорное отделение (танк) на удаление, обеспечивающее наблюдение за ним и поддержку его огнем. Боковая (тыльная) походная застава высылается на угрожаемое направле­ние в случае необходимости на удаление до 5 км, причем боковая походная застава движется по парал­лельному маршруту своей головой колонны главных сил на уровне головы колонны главных сил охраняемого подразделения. Неподвижная боковая застава назначается для прикрытия колонн подразделения в мес­тах, позволяющих противнику скрытно приблизиться к маршруту движения и внезапно напасть, а также в местах, где невозможно движение по параллельному маршруту боковой походной заставы. Ее удаление может быть до 10 км.

При угрозе нападения наземного противника в зависимости от характера местности от батальонов, со­вершающих марш в составе главных сил бригады, в качестве непосредственного охранения высылаются головные дозо­ры, а от замыкающего батальона - и тыльный дозор или дозорные отделения (танки) на удаление, обеспечивающее наблюдение за ними, поддержку их огнем и исключающее внезапность нападения наземного противника на охраняе­мую колонну.

Командир взвода, назначенного в походное охранение, при уяснении полученной задачи и оценки обстановки должен:

Уяснить задачу охраняемой колонны, свою задачу и время готовности к её выполнению;

Изучить по карте маршрут движения и характер местности;

Определить места вероятной встречи с противником и его возможных засад, а также порядок действий при встрече с противником дозорного отделения (танка) и главных сил взвода;

Определить состав дежурных огневых средств и наблюдателей, а также порядок подготовки взвода к маршу.

В боевом приказе командир взвода указывает:

Сведения о противнике;

После слова «приказываю» ставит задачу взводу (маршрут и скорость движения), построение колонны, дистанцию между машинами, исходный пункт и время его прохождения, задачи отделениям (танкам) и порядок действия при встрече с про­тивником);

Дозорное отделение (танк), его задачу и удаление;

Время готовности к маршу;

Свое место и заместителя.

При организации взаимодействия командир взвода указывает:

Порядок наблюдения, связи, открытия и ведения огня по воздушным целям;

Места вероятной встречи с противником дозорного отделения (танка), взвода и средств усиления;

Порядок соблюдения мер маскировки и пользования приборами ночного видения (светомаскировоч­ными устройствами), сигналы оповещения, управления и взаимодействия и порядок действий по ним.

После отдачи боевого приказа и организации взаимодействия командир взвода дает указания по обеспечению марша, защите от высокоточного, зажигательного оружия и оружия массового поражения противника, организует пополнение ракет, боеприпасов, горючего и продовольствия до установленных норм и проверяет готовность взвода к выполнению боевой задачи и докладывает командиру роты (батальона).


4. Действия головной (боковой, тыльной) походной заставы и головного дозора в охра­нении, при ведении разведки и при встрече с противником.

В установленное время командир взвода, назначенного в ГПЗ, вытягивает колонну на маршрут. Дозорное отделение занимает свое место в походном порядке ГПЗ. Исходный пункт взвод проходит точ­но в назначенное время и движется по указанному маршруту с заданной скоростью на удалении, которое зависит от полученной задачи и состава ГПЗ. Командир взвода, находясь в голове колонны главных сил ГПЗ лично ведет разведку противника и местности на маршруте, а также на рубежах вероятной встре­чи с противником. Разрушенные мосты, заминированные или поврежденные участки дороги, зараженные участки местности на маршруте движения головная походная застава (головной дозор) обходит, обозна­чая направления обхода указками. Командир взвода организует разведку и отыскание путей обхода, а при невозможности обхода организует и определяет порядок преодоления препятствий, заграждений. Тесни­ны, тоннели, мосты и другие узкие места головная походная застава (головной дозор) проходит безоста­новочно.

Головная походная застава (головной дозор) до встречи с противником движется с установленной скоростью. Мелкие группы противника (органы разведки и охранения) головная походная застава, как пра­вило, уничтожает атакой с ходу или огнем с места (из засады), а топографические карты, образцы ору­жия и другие документы захватывает и продолжает выполнять задачу. При встрече с превосходящим по силе противником она действует в зависимости от обстановки. Внезапным огнем с выгодной позиции и решительной атакой уничтожает его, а если решительной атакой уничтожить его не удалось, ГПЗ (ГД) упорно удерживает занимаемый рубеж и обеспечивает развертывание и вступление в бой главных сил ох­раняемой колонны.

Дозорное отделение (танк) продвигается скачками от укрытия к укрытию в указанном ему на­правлении и ведет наблюдение за местностью и противником. Закрытые участки местности, опушки ле­са, отдельные строения, ущелья и тоннели, узкие проходы, мосты и другие объекты оно осматривает и при необходимости выставляет знаки. Обо всем обнаруженном командир дозорного отделения (танка) немедленно докладывает выславшему его командиру.

С завязкой боя дозорным отделениям (танком) командир головной походной заставы выдвигается к позиции дозорного отделения (танка), или на пункт местности вблизи нее, откуда виден противник, бы­стро оценивает обстановку, принимает решение и ставит задачи короткими распоряжениями лично, по радио или связными. Данные о противнике и принятом решении командир головной походной заставы не­медленно предает старшему командиру (начальнику) по радио.

В ходе боя с походным охранением противника командир головной походной заставы ведет наблю­дение, управляет действиями подчиненных, стремясь упредить противника в открытии огня или совер­шении маневра, навязать ему свою волю и заставить вести бой в невыгодных условиях. Командир головной походной заставы постоянно докладывает старшему командиру (начальнику) обо всех изменениях обста­новки, действует согласно его распоряжения, обеспечивая развертывание и вступление в бой охраняемой колонны.

Взвод, назначенный в боковую походную заставу, следует на уровне головы охраняемой колонны по параллельному маршруту на удалении, установленном командиром, с задачей не допустить внезапного нападения противника с фланга. При встрече с мелкими группами противника боковая походная застава уничтожает его и продолжает выполнять поставленную задачу. При угрозе нападения превосходящих сил противника она занимает выгодную позицию и не допускает внезапного нападения его на охраняемую ко­лонну.

Взвод, назначенный на неподвижную боковую заставу, для прикрытия фланга охраняемой колонны к указанному времени выходит на определенный ему рубеж, развертывается в боевой порядок и организу­ет оборону в готовности к отражению возможной атаки противника. После прохождения охраняемой колонны взвод присоединяется к главным силам. Оставление позиций разрешается только после получения приказа командира, выславшего заставу.

Взвод, назначенный в тыльную походную заставу, совершает марш за охраняемой колонной на ус­тановленной командиром дистанции с задачей не допустить внезапного нападения противника с тыла. Мелкие группы противника тыльная походная застава уничтожает огнем из засад. При угрозе выхода превосходящих сил противника к охраняемой колонне она занимает выгодную позицию, огнем всех средств наносит поражение противнику, задерживает его и не допускает нападения на охраняемую колонну. Ко­мандир взвода, по приказу командира, выславшего заставу, организует разрушение мостов, переправ и до­рог. Для охраны колонны главных сил тыльной походной заставы от внезапного нападения противника ее командир на угрожаемое направление (в конец колонны ТПЗ) выделяет дозорное отделение (танк).

Подготовка техники к маршу включает в себя комплекс мероприятий по проверке технического состояния автомобильной техники и проведения необходимых регламентных работ.

При выполнении работ по подготовке техники к маршу и погрузке материальных средств всеми военнослужащими должны соблюдаться правила техники безопасности.

При подготовке техники запрещается:

Использовать для подсветки источники открытого огня;

Выполнять работы по ремонту и обслуживанию деталей днища автомобиля без противооткатных приспособлений и дополнительных упоров под днище автомобиля, в дополнение к домкратам;

Заводить технику и начинать движение без разрешения начальника или командира отделения;

Техническое обслуживание можно проводить только после затормаживания автомобиля стояночной тормозной системой, установки упоров под его колеса и включения понижающей передачи в трансмиссии;

Не допускается работа в порванных комбинезонах и с не застегнутыми обшлагами. Обувь должна быть прочной, исключающей скольжение;

Не допускается проводить операции по техническому обслуживанию агрегатов, систем или узлов автомобиля при работающем двигателе;

Не допускается использование изношенных ключей или другого инструмента с неисправной рабочей частью, со сломанными или ненадежно крепящимися ручками;

Запрещается удлинение ключей и удары по ним при завертывании (отвертывании) болта или гайки;

При использовании сжатым воздухом для обдува деталей необходимо направлять струю сжатого воздуха от себя.

Перед началом движения с поста необходимо убедиться в отсутствии под автомобилем людей, инструмента, оборудования и других предметов.

Необходимо исключить все случаи травматизма при выполнении работ, проверить исправность машин, вооружения, средств пожаротушения, средств связи и светомаскировки, заправку горючим, наличие и правильность укладки боеприпасов и имущества.

Подготовка кузова-фургона АШТ к эксплуатации:

1.Разгермитизировать двери, окна, багажный и аккумуляторный ящики, окно подачи наружного воздуха, патрубки отопителя и ФВУ, внешнее навесное оборудование кузова-фургона.

2.Очистить вышеперечисленное оборудование от смазки.

3.Осмотреть кузов-фургон При этом проверить нет ли наружных повреждений, проверить надежность действия замков дверей, окон, ящиков и трапа в транспортном положении.

4.Проверить и при необходимости подтянуть элементы крепления кузова к шасси автомобиля.

5.Проверить и при необходимости подтянуть болты и гайки крепления внешнего навесного оборудования кузова (отопителя, ФВУ, запосного колеса).

6.Проверить состояние резиновых уплотнителей дверей, открывающихся окон, крышек ящиков и клапана избыточного давления.

7.Проверить заправку топлива в баке отопителя, чистоту отверстия в щупе, отсутствие подтекания топлива в трубопроводах системы отопления, очистить свечу накаливания отопителя.

8.Протереть влажной ветошью, а затем насухо внутренние поверхности и оборудование кузова-фургона

9.Произвести осмотр электрооборудования (при необходимости подтянуть крепление его приборов), клемные соединения, ввода и вывода внешнего источника тока.

10.Проверить на работоспособность щит электропитания и электрозащиты.

11.Проверить техническое состояние ФВУ (работоспособность вентилятора и нагнетателя воздуха).

12.Проверить работоспособность отопителя.

При расконсервации оборудования защитную смазку с наружных поверхностей удаляют чистой ветошью, смоченной бензином или уайт-спиритом. Небольшие изделия (съемные детали, запасные части), покрытые консистентной смазкой, погружают в ванну с минеральным маслом при температуре 100-120 С и протирают ветошью. На протертые поверхности направляющих и сочленений движущихся частей наносят тонкий слой рабочей смазки. В масляные системы и маслопроводы, законсервированные

Жидкой смазкой (К-17,НГ-203), заливают штатные рабочие масла(как указано в паспортах изделий), не удаляя с внутренних поверхностей защитную смазку.

При расконсервации оборудования должны соблюдаться следующие меры безопасности.

До начала работ включают вентиляцию. В теплое время года следует открывать окна и двери. В кузове не должно выполняться другие работы, запрещается разводить огонь и пользоваться им, курить и принимать пищу. Лица имеющие ссадины, порезы, кожные раздражения и другие поражения на открытых частях тела, к работе не допускаются. Предельно допустимая концентрация бензина в воздухе 300 мг/ м3.

Общие положения
Марш - это организованное передвижение подразделений и частей на штатных средствах (БМП, БТР, танк, автомобиль) или в пешем порядке (на лыжах) в колоннах по дорогам и колонным путям. Подразделения всегда должны быть готовы к маршу на большие расстояния в условиях угрозы применения противником оружия массового поражения, воздействия его авиации, воздушных десантов и разведывательно-диверсионных групп, радиоактивного, химического и бактериологического заражения, разрушения дорог и переправ. Марш может совершаться в предвидении встречного боя с противником или вне угрозы столкновения с ним, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости.
В любых условиях подразделения, совершающие марш, должны прибыть в указанный район своевременно и в полной боевой готовности. Марш, совершаемый в пешем порядке, требует от личного состава подразделений большого физического и морально-психологического напряжения. При совершении марша на БМП, БТР, танках и автомобилях наибольшую нагрузку получают механики-водители (водители).
Мотострелковые подразделения чаще всего совершают марши на БМП, БТР и автомобилях. Продолжительность марша может достигать нескольких суток. Величина суточного перехода зависит от проходимости дорог, рельефа местности, средней скорости движения и физических возможностей водителей боевых и транспортных машин, их способности выдерживать напряжение марша, сохраняя полную боеготовность, и других условий. Марш в пешем порядке (на лыжах) подразделения совершают на небольшие расстояния со средней скоростью движения 4-5 (5-7) км/ч.
Дистанция между подразделениями и машинами на марше может быть 25-50 м. При движении по пыльным дорогам, в гололед, по дорогам, имеющим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при движении на повышенных скоростях дистанция между машинами увеличивается. V
Для своевременного начала марша подразделениям назначается исходный рубеж (пункт). Чтобы обеспечить организованность передвижения подразделений и иметь возможность регулировать скорость движения колонн и таким образом добиться своевременного их прибытия в указанный район, назначаются рубежи (пункты) регулирования.
Для сохранения сил личного состава, проверки состояния материальной части, технического обслуживания и дозаправки машин в ходе марша назначаются привалы, а при совершении марша на большие расстояния (более одного суточного перехода), кроме того, дневной (ночной) отдых. Если марш совершается в пешем порядке, привалы назначаются продолжительностью 10 минут через каждые 50 минут движения. Привал продолжительностью до двух часов назначается в начале второй половины пути. Дневной (ночной) отдых обычно назначается после дневного (ночного) перехода.
Подготовка личного состава и техники взвода (отделения) к маршу
Мотострелковый взвод (отделение) обычно совершает марш на БМП, БТР, автомобиле, а на небольшие расстояния - в пешем порядке или на лыжах.
Подготовка личного состава и техники к маршу начинается с получением распоряжения на марш. Боевой приказ на марш командир взвода отдает всему взводу, В приказе он указывает сведения о противнике, задачу взвода, маршрут движения, построение колонны, дистанцию между машинами, скорость движения; организацию противовоздушной обороны; время готовности к маршу и заместителя. При организации взаимодействия определяются порядок наблюдения, места возможной встречи с противником и порядок действий при встрече с ним, при налете авиации, применении противником зажигательного оружия; сигналы оповещения, управления и взаимодействия.
Командир отделения, организовав подготовку личного состава и машины к маршу, проверяет знание солдатами полученной задачи, сигналов оповещения, управления, взаимодействия и порядок действия по ним, назначает наблюдателя. Затем он, проверив выполнение работ механиком-водителем (водителем) и наводчиком-оператором (наводчиком) и убедившись в готовности БМП (БТР) и личного состава к маршу, докладывает командиру взвода.
Порядок совершения марша
Время прохождения взводом (отделением) исходного рубежа (пункта) считается началом его марша. На марше соблюдается порядок и ведется непрерывное наблюдение за сигналами командира, за местностью, за впереди и позади двигающимися машинами, за воздушным противником. Обо всем замеченном наблюдатели докладывают своему командиру.
Движение осуществляется по правой стороне дороги. Левая ее сторона остается свободной для встречного, движения. Ночью машины двигаются с использованием приборов ночного видения и светомаскировочных устройств.
При вынужденной остановке машины отводятся на правую обочину дороги. После устранения неисправности они пристраиваются к проходящей колонне. Место в колонне своего подразделения машины занимают на очередном привале. Обгон колонн в движении запрещается.
По сигналу оповещения о воздушном противнике взвод (отделение) продолжает движение. Люки БМП (БТР) закрываются, а личный состав переводит противогазы в положение «наготове». Огневые средства, предназначенные для ведения огня по низко летящим самолетам, приводятся в готовность. В этом случае люк БМП (БТР) не закрывается. Нападение воздушного противника отражается огнем по команде командира.
По сигналам оповещения о радиоактивном, химическом или бактериологическом заражении личный состав взвода (отделения) надевает респираторы (противогазы) и продолжает движение. Зоны заражения взвод (отделение) преодолевает на максимальной скорости. При этом в БМП (БТР) закрываются люки, бойницы и жалюзи. После выхода из зоны заражения, обычно на\" привале, проводится частичная специальная обработка.
При применении противником зажигательного оружия в БМП (БТР) закрываются люки и жалюзи. После выхода из района пожара во взводе (отделении) организуется тушение очагов огня на машинах и оказывается помощь пострадавшим.
На привале построение колонн подразделений не нарушается. Машины останавливаются на правой обочине дороги на установленной дистанции, но не ближе 10 м одна от другой. Личный состав взвода (отделения) по команде командира выходит из машины и располагается для отдыха справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели и дежурные пулеметчики. Огневые средства, предназначенные для отражения воздушного противника, находятся в готовности к ведению огня. На привале осматриваются машины и устраняются неисправности.
В районе дневного (ночного) отдыха взвод (отделение) сходит с дороги и располагается в указанном месте вдоль маршрута движения, используя местность для маскировки и укрытия. Здесь. командир взвода (отделения) организует обслуживание машин, обеспечение горячей пищей и отдых личного состава, а при необходимости и просушку обмундирования и обуви.
Марш в пешем порядке взвод (отделение) совершает по дороге или по обочине. При этом каждый солдат занимает в. строю определенное место, соблюдая установленные дистанцию и интервал. С разрешения командира можно идти вольно, а в летнее время расстегнуть воротник, обшлага и периодически снимать головной убор. В движении необходимо строго соблюдать питьевой режим. Зимой при сильном морозе и встречном ветре впереди идущие солдаты сменяются через 20-30 минут. По сигналу оповещения о воздушном противнике взвод (отделение) занимает ближайшее укрытие и по команде командира огнем из стрелкового оружия уничтожает воздушные цели. На привале устраняются недостатки в подгонке снаряжения и проверяется исправность обуви.
Взвод (отделение) в походном охранении
Мотострелковый взвод на марше может назначаться в головную (боковую, тыльную) походную заставу с задачей предупредить охраняемую колонну от внезапного нападения противника, проникновения его наземной разведки и обеспечить ей выгодные условия для вступления в бой.
Для непосредственного охранения, а также в целях осмотра местности от походной заставы может высылаться вперед дозорное отделение на удаление, обеспечивающее наблюдение за ним и поддержку огнем. При движении в пешем порядке для непосредственного охранения от- дозорного отделения высылаются дозорные. В походной заставе (дозорном отделении) организуется наблюдение за наземным и воздушным противником и назначается наблюдатель для приема сигналов от дозорного отделения (дозорных).
Командир взвода, назначенного в походную заставу, перед началом движения отдает боевой приказ всему личному составу взвода, в котором он указывает сведения о противнике; задачу взвода, маршрут движения, построение колонны, дистанцию между машинами, скорость движения, исходный пункт и время его прохождения; дозорное отделение, его задачу и удаление; организацию противовоздушной обороны; время готовности к движению и заместителя. Отдав приказ, командир взвода организует взаимодействие - порядок наблюдения, места возможной встречи с противником и действия взвода при встрече с ним, действия взвода при налете авиации, по сигналам оповещения, управления и взаимодействия.
Командир дозорного отделения назначает наблюдателей и ставит задачу дозорным, если они высылаются. Затем он, проверив готовность БМП (БТР) и личного состава к выполнению боевой задачи, докладывает командиру взвода.
Походная застава (дозорное отделение) начинает движение по сигналу командира охраняемого подразделения и двигается \"с установленной скоростью.
Командир взвода находится в голове колонны и установленными сигналами докладывает командиру, выславшему походную заставу, о заграждениях, зараженных участках и о встрече с противником.
На пути движения дозорное отделение (дозорные) осматривает местность и местные предметы, обращая внимание на все признаки, по которым можно обнаружить противника. Не обнаружив противника, дозорное отделение (дозорные) подает сигнал «Путь свободен» и продолжает выполнять задачу. Местность и местные предметы дозорное отделение (дозорные) осматривает в той же последовательности, как и при ведении разведки.
Разрушенные мосты, заминированные и зараженные участки на маршруте движения походная застава и дозорное отделение (дозорные) обходят. Направление обхода обозначается указками.
Встретив мелкие группы противника, походная застава (дозорное отделение), как правило, уничтожает их и продолжает выполнять задачу. При встрече с превосходящим по силе противником походная застава действует в зависимости от обстановки. Она может внезапным огнем с выгодной позиции и решительной атакой уничтожить противника. Если своими силами походная застава не может уничтожить противника, она упорно удерживает занимаемую позицию и обеспечивает развертывание и вступление в бой охраняемого подразделения.
Во время привалов походная застава занимает выгодную позицию и продолжает охранять остановившееся подразделение. Дозорное отделение также останавливается и продолжает вести наблюдение. При этом походная застава и дозорное отделение располагаются скрытно, в готовности к отражению нападения противника.

Организация марша включает:

1. Принятие решения;

2. Постановку задач;

3. Организацию взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления;

4. Планирование марша.

1. Получив задачу на марш, командир подразделения ПВО, при уяснении задачи и оценке обстановки: изучает по карте маршрут движения, его протяженность и проходимость, условия совершения марша; возможные действия воздушного противника; места и время привалов, а также места, время и порядок дозаправки техники, приема пищи личным составом и пополнения запасов материальных средств, расходуемых в ходе марша; оценивает маршевые возможности подразделения, определяет допустимые скорости движения; оценивает характер местности, условия защиты и маскировки на маршруте, в районах привалов, отдыха и сосредоточения, определяет порядок разведки и управления на марше.

В решении на марш командир подразделения ПВО определяет:

Построение походного порядка;

Скорость движения по участкам маршрута и дистанции между машинами;

Необходимость высылки рекогносцировочной группы, ее состав и задачи;

Порядок ведения разведки и отражения ударов воздушного противника;

Организацию охранения и самообороны;

Мероприятия всестороннего обеспечения в ходе марша;

Порядок связи и управления на марше.

2. Задачи подразделениям ставит лично командир путем отдачи боевого приказа.

При совершении марша на большое расстояние задача ставится на один суточный переход. На каждый последующий переход задачи ставятся в районах отдыха.

В приказе на марш командир подразделения указывает (ст.210):

2. Положение и задачи соседей и взаимодействующих подразделений.

3. Замысел действий прикрываемых частей и своей части.

4. Задачу батареи, маршрут движения, место в походном порядке части, район сосредоточения, время прибытия в него и к каким действиям быть готовым, возможные районы развертывания в боевой порядок, исходный пункт, пункты регулирования и время их прохождения, места и время привалов.

5. После слова «Приказываю» определяются задачи подразделениям (взводам, расчетам, отделениям), место в походной колонне, скорость движения и дистанция между машинами, порядок ведения разведки воздушного противника и выдачи данных о нем, поддержания связи и получения оповещения, ведения огня на марше, возможные стартовые позиции на привалах и на маршруте движения.

6. Места и порядок дозаправки техники горючим в ходе марша, а в предвидении вступления в бой, кроме того, расход ракет, боеприпасов и горючего, порядок их пополнения, неснижаемый запас.

7. Время готовности, сигналы управления и оповещения, свое место и заместителя.


Командир боевой машины , получив приказ на марш, доводит его до личного состава, указывая при этом: задачу взвода; маршрут движения; порядок построения колонны; дистанцию между машинами и скорость движения; порядок действия при встрече с противником и отражении налетов его средств воздушного нападения; мероприятия по защите от высокоточного и зажигательного оружия; порядок пользования приборами ночного видения и маскировки; степени готовности; сигналы управления, оповещения и порядок действий по ним.

Командир боевой машины проверяет знание личным составом полученной задачи, сигналов, порядка действий по ним и назначает наблюдателя за воздушным и наземным противником, проверяет состояние техники, ее заправку и докладывает командиру о готовности к выполнению задачи.

3. Взаимодействие сил и средств на марше в предвидении встречного боя организуется командиром полка путем отдачи указаний. В них обычно определяются: порядок отражения воздушного противника, взаимодействие с соседями и средствами старшего начальника; действия при преодолении зон заражения, районов разрушений и затоплений; действия при применении противником ядерного, химического, высокоточного и зажигательного оружия; порядок взаимодействия с ИА.

Начальник расчета обязан довести до личного состава сигналы взаимодействия и порядок действия по ним.

4. Организация всестороннего обеспечения.

Разведка маршрутов движения организуется до начала марша в целях определения состояния дорог, мостов и переправ; обнаружения заграждений, зон заражений, районов разрушений, пожаров и затоплений и путей их обхода; установление характера местности в районах привалов. Для этих целей заблаговременно высылаются рекогносцировочные группы.

Для ведения визуальной разведки назначаются наблюдатели за воздушным и наземным противником, которые располагаются на местах, имеющих наилучший обзор воздушного пространства и местности.

Радиолокационную разведку в движении ведут назначенные боевые машины. При обнаружении цели командир боевой машины определяет параметры ее движения и докладывает командиру батареи.

Радиационная, химическая и биологическая разведка ведется расчетом ПУ-12 (УБКП) из состава которого назначается наблюдатель.

Защита войск от оружия массового поражения организуется в целях уменьшения степени его воздействия на подразделение при совершении марша, сохраняя его боеспособность и обеспечения своевременного прибытия в назначенный район.

Это достигается: соблюдением дистанций между машинами; предотвращением скопления подразделений перед исходным рубежом, на привалах, при преодолении теснин, водных преград, перевалов и в районах отдыха; умелым использованием средств коллективной и индивидуальной защиты; своевременным оповещением подразделения о РХБ заражении.

Организуя защиту войск от высокоточного оружия командир может указать: на каких участках маршрута сосредоточить основные усилия; мероприятия, направленные на снижение эффективности разведки и точности наведения средств ВТО, на скрытие войск в ходе марша и на привалах.

При организации радиоэлектронной борьбы необходимо предусмотреть: мероприятия по РЭЗ от самонаводящегося оружия и средств радиоэлектронного подавления, мероприятия по противодействию техническим средствам разведки противника.

Маскировка на марше организуется в целях скрытия от противника передвижения войск.

При организации маскировки обычно указываются: основные мероприятия по маскировке, объем, сроки и порядок их выполнения как в ходе марша, так и на привалах. При передвижении войск ночью следует устанавливать режим световой маскировки, а также предусматривать меры для скрытия войск от наблюдения средствами радиолокационной и инфракрасной разведки.

Инженерное обеспечение марша включает: инженерную разведку маршрутов движения; оборудование районов привалов, отдыха и сосредоточения войск, обеспечение преодоления подразделениями заграждений, районов разрушений, пожаров и естественных преград.

При организации химического обеспечения необходимо предусмотреть: получение данных о результатах засечки ядерных взрывов, непрерывное ведение РХБ разведки в районе привалов, отдыха и на маршрутах движения; проведение частичной специальной обработки; маскировку дымами и аэрозолями.

Техническое обеспечение марша организуется в соответствии с решением командира полка и его указаниями по техническому обеспечению. При подготовке к маршруту осуществляются следующие мероприятия: подготовка бронетанковой и автомобильной техники; восстановление вышедших из строя машин; подготовка средств технического обеспечения; обеспечение ракетами и боеприпасами; средствами для повышения проходимости машин.

В ходе марша проверка состояния вооружения боевой и другой техники и их техническое обслуживание должны проводиться на привалах, в районах отдыха и сосредоточения.

При организации тылового обеспечения командир указывает: размеры и сроки создания запасов материальных средств; нормы расхода горючего; порядок заправки техники в ходе марша, порядок эвакуации раненых и больных.

При подготовке к маршу все войсковые запасы материальных средств пополняются до установленных норм и принимаются меры к увеличению запаса хода машин путем установки на них дополнительных емкостей.

Организация управления. Управление подразделением ПВО осуществляется с БКП. Командир подразделения обязан указать: место БКП в колонне; порядок поддержания связи с подчиненными, взаимодействующими силами и со старшим начальником, порядок охраны БКП; довести до личного состава средства связи, основные и запасные частоты, порядок перехода на них, позывные должностных лиц, режимы работы средств радиосвязи.

Работа радиостанций до столкновения с противником запрещается. Радиосвязь организуется для приема данных оповещения и подачи коротких сигналов.

4. Планирование марша осуществляется на основе решения командира полка. Оно заключается в проведении расчета марша и разработки документов (боевой приказ на марш).

Совершение марша.

Марш зенитной ракетной батареи начинается с момента прохождения исходного пункта. При совершении марша следует обходить (по возможности) крупные населенные пункты или преодолевать их по прямолинейным улицам, не допуская скопления техники.

Разрушенные участки дорог и завалы обходятся.

При нападении воздушного противника БМ и зенитное отделение переводится в готовность (№1) к отражению его ударов и уничтожает его огнем в движении или с короткой остановки. Огонь по воздушной цели открывается по команде командира батареи.

Огонь из стрелкового оружия по воздушным целям, если это возможно ведется залпом по команде. По сигналу РХБ заражения личный состав надевает средства индивидуальной защиты (в БМ только противогазы), закрывает люки, жалюзи, включает средства СКЗ. Батарея продолжает движение. При вспышке ядерного взрыва - остановить машину, заглушить двигатель, закрыть люки и жалюзи.

При невозможности обхода зоны заражения преодолевать их на максимальной скорости и увеличенных дистанциях с использованием средств защиты. Частичная специальная обработка проводится после выхода из зон заражения, а при заражении ОВ - немедленно. Полная специальная обработка проводится, как правило, в районах отдыха или по прибытии в назначенный район. Районы специальной обработки (РСО ) и организацию работ в нем определяет старший начальник.

При нападении наземного противника (РДГ - разведывательно-диверсионные группы) в ходе марша увеличить скорость и дистанции между машинами. Если такой возможности нет, механики-водители отводят технику в укрытие, остальной личный состав отражает нападение огнем стрелкового оружия (АК, ПМ, РПГ, РГ).

На привалах построение колонны не нарушается. Личный состав выходит из машин только по команде командиров и располагается справа от дороги. В машинах остаются наблюдатели, дежурные расчеты и радиотелефонисты БКП.

Дежурные БМ занимают СП. Организуется разведка воздушного противника, РХБ разведка и охранение.

Расчеты (механики-водители) проводят контрольный осмотр, при необходимости дозаправляют горючее. В районах отдыха батарея, в зависимости от обстановки, может развертываться в боевой порядок.

При движении через железнодорожный переезд командир выставляет регулировщика и 2-х наблюдателей (на удалении 1000 м от переезда по обе стороны от него), назначает дежурный тягач (двигатель работает, буксирный трос размотан) и лично пропускает колонну.

Каждая машина проходит переезд на пониженной передаче (переключение передач на переезде запрещено).

При подготовке марша зимой командир обязан: обеспечить личный состав средствами против обморожения; проверить исправность систем подогрева и обогрева машин; проверить готовность боевых машин к действиям при низких температурах (наличие охлаждающей жидкости А-40 (60) (антифриз), исправность подогрева приборов наблюдения, ветровых стекол и т.д.) и оснащение их средствами повышения проходимости.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ВОЙСК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ.

Перевозка войск ПВО СВ осуществляется железнодорожным, морским (речным) транспортом или комбинированным способом. В отдельных случаях перевозка частей на большие расстояния может осуществляться воздушным транспортом.

Перевозка войск ж/д транспортом осуществляется воинскими эшелонами .

Воинским эшелоном называется организованная для перевозки в одном поезде воинская часть (подразделение), команда или партия боевой и другой техники. Каждому воинскому эшелону планирующими органами военных сообщений на весь период перевозки присваивается номер, который, как правило, не изменяется до прибытия его в пункт выгрузки, в том числе и при перегрузке с одного вида транспорта на другой. Однако в одном поезде может перевозиться совместно и несколько эшелонов. В последнем случае каждый из них сохраняет свою организацию и присвоенный ему номер.

Воинским поездом считается поезд, имеющий в своем составе 20 и более вагонов (в двухосном исчислении), занятых воинскими подразделениями, командами или воинскими грузами. Воинский поезд формируется таким образом, чтобы крытые вагоны с людьми и действующими кухнями находились в средней части поезда, а платформы и полувагоны с боевой и другой техникой - в головной и хвостовой частях.

Для сокращения времени на организацию перевозки части (подразделения) должны иметь постоянно готовые варианты расчетов, которые должны уточняться по мере изменения обстановки.

Исходными данными для расчетов являются:

Боевой и численный состав перевозимых войск, масса техники и грузов;

Нормы размещения людей, техники и грузов на подвижном составе;

Допустимая длина и масса поезда с воинским эшелоном.

Расчеты составляются в следующей последовательности:

1. Уточнение данных о численности личного состава, количества боевых и других машин, вооружения, массе и объеме имущества и грузов;

2. На основе действующих норм определяется потребность вагонов (морские, крытые, платформы).

Длина поезда рассчитывается в условных вагонах. За условный вагон принят четырехосный полувагон длиной 14 метров.

Для перевода подвижного состава в условные вагоны используют следующие коэффициенты:

четырехосная платформа или крытый вагон 1.05

четырехосный пассажирский вагон 1.75

полувагон шестиосный 1.18

При расчете эшелона необходимо учитывать сохранение постоянной боевой готовности и организационной целостности перевозимых подразделений , их возможность своими силами осуществлять погрузку и выгрузку, совершать марш, а при необходимости вести боевые действия после выгрузки. Исходя из этих требований, в состав эшелона назначаются подразделения в их штатной организации.

Количество эшелонов для перевозки зенитного ракетного полка зависит от его укомплектованности и установленных длины и массы поезда на данном маршруте, например, зенитный ракетный полк вооруженный зрк 9к33 (зрс 9к331) при длине воинского эшелона в:

60 условных вагонов перевозиться 5-ю эшелонами,

75 условных вагонов перевозиться 6-ю эшелонами,

90 условных вагонов перевозиться 8-ю эшелонами,

До погрузки подразделение находится в районе ожидания , а после выгрузки выходит в район сбора (Приложение № 1).

Районы ожидания и сбора, исходя из условий местности, назначаются в 3-5 км от места погрузки и выгрузки.

В районе ожидания (сбора) подразделение ПВО может развертываться на стартовых позициях. Время пребывания в районе ожидания используется для подготовки к погрузке и последующим действиям (перевод БМ в транспортное положение, подготовка крепежного материала, шанцевого инструмента, изучение мер безопасности и функциональных обязанностей номеров расчетов при погрузке и т.д.)

Район ожидания может не назначаться, если район, в котором находится подразделение, расположен ближе 10 км от места погрузки.

Получив приказ на перевозку железнодорожным транспортом, командир подразделения: отдает распоряжение о подготовке личного состава и техники к перевозке; уточняет расчет на перевозку личного состава, вооружения и техники, ракет и боеприпасов; составляет план погрузки; устанавливает очередность погрузки; время начала и окончания ее; определяет порядок выдвижения подразделений к месту погрузки; проводит рекогносцировку района ожидания, маршрутов выдвижения и ставит задачи выдвижения.

С получением приказа на перевозку командир подразделения уточняет порядок выдвижения и погрузки.

В приказе на перевозку (ст. 239) командир подразделения указывает:

1. Краткие сведения о противнике.

2. Задачу полка.

3. Задачу батареи, номер воинского эшелона, станция погрузки, район ожидания и маршруты выдвижения к нему, время начала и окончания погрузки.

4. Замысел на перевозку: распределение подразделений, личного состава, вооружения и техники, ракет боеприпасов, материальных средств; очередность и порядок погрузки; порядок дежурства, открытия и ведения огня; количество наблюдателей и места для ведения наблюдения, состав суточного наряда и погрузочно-выгрузочной команд.

5. После слова приказываю : задачи подчиненным

Места для размещения личного состава, вооружения и техники, очерёдность и порядок погрузки;

Место в походной колонне батареи при выдвижении из района ожидания и порядок действия после выгрузки; задачи и время готовности команд;

От кого в каком составе назначить суточный наряд и порядок его подготовки.

6. Время готовности к выдвижению из района ожидания и к погрузке.

7. Место следования командного пункта, должностные лица воинского эшелона, старшие по вагонам, свое место, сигналы управления и оповещения.

Начальник расчёта (командир батареи) обязан:

Подготовить технику, вооружение и имущество к погрузке;

Проинструктировать личный состав по мерам безопасности;

Проверить знание личным составом правил погрузки, размещения и закрепления техники, ее выгрузки, правил поведения личного состава во время перевозки.

Для наблюдения за воздушным противником и прилегающей местностью в воинском эшелоне выставляется наблюдательный пост, в состав которого входит и наблюдатель за радиационной, химической и биологической обстановкой.

В пути следования данные о воздушной и РХБ обстановке начальник воинского эшелона получает от военных комендантов железнодорожных участков.

Для прикрытия воинских эшелонов на платформах развертываются стрелки-зенитчики в готовности к ведению огня.

Оповещение о воздушном противнике, РХБ заражении осуществляется сигналами, установленными начальником эшелона. По сигналу оповещения о воздушном противнике поезд обычно продолжает движение, стрелки-зенитчики переводятся в готовность №1.

Для управления подразделениями в эшелоне организуется проводная связь.

Связь устанавливается с начальником эшелона, ПВН, дежурными зенитными средствами, начальником караула и локомотивом.

В пути следования подразделение должно быть всегда готово к выгрузке в неподготовленном месте и следованию маршем к месту назначения.

С прибытием на станцию подразделения быстро выгружаются и выходят в район сбора или на указанную позицию.

Перевод БМ в транспортное положение для перевозки ж/д транспортом. требования безопасности при погрузке и перевозке ж/д транспортом

Перед погрузкой производится подготовка машин. Проверяется давление в камерах шин, натяжение гусениц, проводятся другие мероприятия согласно инструкции по эксплуатации.

Машины, которые не вписываются в габариты 01-Т (при перевозке по железным дорогам России или 02-Т при перевозке по железным дорогам западноевропейских государств), должны быть переведены в транспортное положение.

Эта работа производится до заезда машин на подвижный состав или после заезда в зависимости от характера производимых работ.

За приведение боевой машины в состояние готовности к погрузке отвечает начальник расчета. При выполнении подготовительных работ вскрытые блоки, волноводы и другие элементы аппаратуры предохранять от попадания атмосферных осадков.

Перед погрузкой БМ 9А 331 необходимо:

1. Перевести АПУ в положение по-походному.

2. Снять штыри антенны радиостанции.

3. Перевести телевизионную оптическую головку (ТОГ) в транспортное положение, для чего отвинтить 4 болта крепления ТОГ, повернуть ТОГ на 90 градусов и закрепить болтами.

4. Перевести автономный канал захвата в транспортное положение, для чего:

Разъединить 2 волновода;

Раскрепить АКЗ и повернуть на 180 градусов, после чего поставить болты на место;

Фланцы волноводов заглушить.

5. Зачехлить БМ.

6. После установки БМ на платформу рычаг системы регулирования положения корпуса (СРПК) установить в положение «мин». При этом клиренс уменьшится на 9 см. относительно номинального значения.

Система обучения командиров, штабов и личного состава подразделений, частей и соединений организации и совершению марша. В РВСН организуется и проводится в ходе боевой подготовки в ракетных полках (рп), частях и подразделениях тыла [баз тылового обеспечения (бто), отдельных эксплуатационно-ремонтных групп (орэг) и др.] и специальных войск [технических ракетных баз (трб), ремонтно-технических баз (ртб), баз регламента средств связи (брсс) и др.] и штабов соединений.

М.п. командиров и офицеров штабов включает: изучение руководящих документов по организации и совершению марша, маршевых возможностей войск; тренировки в изучении полученной задачи, оценки обстановки и принятию решений на марш, планирование марша, доведение задач до войск, организации взаимодействия; морально-психологическую подготовку личного состава к маршу, всестороннее обеспечение и управление войсками при подготовке и в ходе марша и др. Обучение организации марша осуществляется в системе командирской подготовки, на штабных тренировках, командно-штабных и тактических учениях и др.

М.п. личного состава подразделений (частей и соединений) заключается в приобретении ими знаний, умений навыков по выполнению своих задач при подготовке и в ходе марша и включает: тренировку в погрузке (посадке) на боевые [автономные пусковые установки (АПУ) и др.] или транспортные [боевые машины дежурных сил (БМДС)] машины (агрегаты) и выгрузке (спешивании) с них; отработке порядка движения и дисциплины марша, мер безопасности в движении, ведении наблюдения и передачи команд (сигналов); действий при развертывании агрегатов (машин) на полевых боевых стартовых позиций (БСП) или (полевых позиций (ПП), учебных полевых боевых стартовых позиций (УПБСП) и др.) и приведении их в готовность к выполнению задач по предназначению; действий при нападении воздушного и наземного противника, террористических и экстремистских групп (формирований); действий при преодоления зон заражения, районов разрушений и пожаров, различных препятствий, минных полей и водных преград, а также в составе органов охранения, разведки и т.д.

Особое место в М.п. соединений и воинских частей РВСН занимает обучение механиков-водителей многоосных агрегатов. Она слагается из технической подготовки, вождения и тактической подготовки. На занятиях по технической подготовке изучают материальную часть машин, порядок подготовки их к движению, запуска двигателя, его прогрева для работы в эксплуатационных режимах, заправки топливом и маслом, охлаждающей жидкостью; порядок разворачивание (сворачивания) агрегатов в боевое (походное) положение; в правила пользования различными приборами управления; меры безопасности при эксплуатации машин, порядок проведения контрольного осмотра, выявления и устранения неисправностей и др. На занятиях по вождению в соответствии с требованиями курса вождения и программ боевой подготовки отрабатываются задачи и нормативы, рассчитанные на приобретение навыков вождения в различных условиях: основы и правила движения машин, преодоления сложных препятствий, вождение с приборами ночного видения, погрузка на переправочные транспортные средства и выгрузка с них, само вытаскивание и буксировка машин, выполнение нормативов по технической подготовке. Навыки практического вождения совершенствуются в ходе тактических занятий и учений, стрельб и др. мероприятий связанных с эксплуатацией боевых машин, в ходе которых механики-водители рп СПУ обучаются действиям при выполнении боевой задачи личным составом рп (рдн, гпп) в ходе совершения марша.

Для РВСН характерна значительная первичная подготовка механиков-водителей многоосных агрегатов на базе шасси МАЗ в учебных центрах. С вновь назначенными водителями после тренировок (отработки упражнений курса вождения) в вождении одиночных машин в составе подразделений проводятся 100- и 500 км. марши. На занятиях по тактической (тактико-специальной) подготовке механики-водители (водители) совершенствуют навыки вождения машин в колонне, выдерживания дистанции и заданной скорости, прохождения населенных пунктов, мостов, теснин и др. узких мест, преодоления различных препятствий и минных полей, развертывание из колонны в предбоевой и боевой порядок, действий на привалах, вынужденных остановках, при нападении воздушного противника и диверсионных групп и др. Важным условием высокой М.п. войск является повышение квалификации механиков-водителей (водителей), так для механиков водителей АПУ и др. многоосных агрегатов на базе шасси МАЗ, введено категорирование (1-5 категории). (См. рис.).

Значительное место в М.п. отводится занятиям с формированиями (отряд восстановления боевой готовности, аварийный отряд и др.) назначаемых от специальных войск и тыла при выводе последних в назначенные (полевые) районы. В ходе подготовки этих подвижных формирований совершенствуются навыки личного состава в согласованных действиях во время движения с решением тактических, огневых и специальных задач, а также их готовности выполнять задачи по предназначению в границах позиционного района соединения.

Первой ступенью слаживания подразделений, являются тактико-строевые занятия. На них отрабатываются техника выполнения приемов и способов действий в различных условиях совершения марша, а командиры и штабы приобретают практические навыки в управлении подчиненными подразделениями. Основной и наиболее эффективной формой М.п. являются тактические учения и маневры, на которых все вопросы подготовки и совершения марша решаются комплексно.

В ходе М.п. проводится обучение обеспечивающих подразделений, прежде всего выделяемых для несения комендантской службы.

Показателем высокой М.п. частей и подразделений соединений РВСН является прибытие совершающих марш формирований, подразделений, частей в назначенный район своевременно, в полном составе и готовности к немедленному выполнению боевой задачи.