Основные категории педагогической науки. Основные категории педагогики. Основные категории и понятия педагогики

Предмет педагогики - определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

В педагогической литературе выделяют функции педагогики, которые отображают основные задачи педагогической науки:

· теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания;

· анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта.

· обеспечение научно обоснованного целеполагания и планирования развития системы воспитания;

· обеспечение эффективного управления образовательной политикой;

· разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности;

· внедрение результатов педагогических исследований в практику;

· научно-методическое обеспечение управления образовательными структурами.

Главная задача педагогики - накопление и систематизация знаний о воспитании человека.

Основные категории педагогики

Педагогика, как и любая наука, имеет понятийный и категориальный аппараты.

Понятие - это мысль, которая фиксирует в обобщенной форме предметы и явления действительности. Понятия необходимы в педагогике для точного обозначения элементов и явлений учебно-воспитательного процесса.

Категории - это общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности. Понятия и категории составляют костяк науки педагогики. Они выражаются в терминах. Единая терминология нужна в науке как общий язык. К основным категориям педагогики относят в первую очередь «воспитание», «образование», «обучение», «педагогический процесс», «воспитательная система», а также такие общенаучные категории, как «развитие», «формирование», «социализация» и др.

Воспитание в широком социальном смысле - это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.

Воспитание в узком социальном смысле - направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентаций.

Воспитание в широком педагогическом смысле - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.

Воспитание в узком педагогическом смысле - это процесс и результат воспитательной работы, направленный на решение конкретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспитание). Это специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Образование как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.

Образование как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.

Образование как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

По объему знаний образование может быть начальное, среднее, высшее. По характеру и направленности - общее, профессиональное, политехническое.

Обучение - заранее запланированное, целенаправленное, специально организованное общение, в результате чего происходит воспитание, образование и развитие личности. Его цель - усвоение ЗУНов, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и возможностей ученика. Обучение носит воспитывающий характер.

Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Воспитательная система - комплекс, включающий в себя: цели, субъектов, реализующих эти цели, деятельность, отношения, возникающие между его участниками; освоенную субъектами воспитания среду и управление, обеспечивающее единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера), а также духовное развитие (внутренний мир человека).

Формирование - некоторый этап относительной завершенности процесса развития; это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

Социализация личности - процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение им умениями и навыками практической и теоретической деятельности, преобразование реально существующих отношений в качества личности. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.

Педагогическая терминология постоянно пополняется, обновляется и совершенствуется.

Таким образом, педагогика - это наука о сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания и обучения как специально организованного процесса. (Современный словарь по педагогике)

Вопросы экзамена по педагогике.

1. Общее понятие о педагогике. Её предмет, цели и задачи, функции.

Педагогика-наука о воспитании и образовании человека на разных ступенях его возрастного развития.

Педагогика-наука, изучающая сущность, законы, принципы, методы и формы организации педагогического процесса.

Педагогика- с греч.яз «пайдос»-дитя, и «аго»-вести. «детоводитель»

Педагогика изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения к младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее лёгкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения

Предмет педагогики как особый вид взаимоотношений людей.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие старшего и младшего, целью которого является передача старшим и усвоение младшим социального опыта. Необходимого для жизни и труда в обществе.

Задачи педагогики.

1. разработка теоретических проблем воспитания и образования

2. изучение и обобщение практического опыта педагогической деятельности

3. прогнозирование образования

Педагогика в отличии от других дисциплин, которые изучают отдельные стороны развития человека, занимается человеком в целом и ищет наиболее действенные пути формирования целостной личности.

Возникновение и развитие педагогики как науки. Источники педагогики.

Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшие тысячелетия зазвучало на разных языках, заняв прочное место в общеупотребительной лексике. Им пользуются не только специалисты, но и люди, далёкие от педагогической профессии. Такому широкому распространению слово «педагогика» обязано своей неоднозначностью. За ним закрепилось два значения:

Педагогика-область практической деятельности, искусство, ремесло;

Педагогика-область научного знания, наука.

В первом значении слово «педагогика» стало употребляться значительно раньше, чем во втором. Педагогика как наука возникла много веков спустя. Поэтому педагогика- сравнительно молодая отрасль среди таких древних наук, как, например, философия, медицина, геометрия, астрономия.

Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно-экономической жизни, вызванными переходом к рабовладельческой формации. Возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и воспитания подрастающего поколения.

Источники педагогики.

1) Народная педагогика (педагогический опыт, сложившийся в истории существования того или иного народа)

2) Религия (изучение путей использования положительного ядра, религиозных учений для блага воспитания и обучения)

3) Педагогическая практика (опыт воспитания и обучения детей и молодёжи, который сложился ранее и формируется по сей день)

4) Экспериментальные исследования (научные знания, добытые в ходе экспериментальной работы в научных институтах)

5) Данные смежных наук (междисциплинарный подход)

Педагогика как любая наука оперирует своими понятиями – категориями.

Основные понятия:

1) Воспитание

Воспитание в социальном смысле – это социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Воспитание в педагогическом смысле – это специально-организуемый педагогический процесс, содействующий развитию личности.

Воспитание – это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное целенаправленное действие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия его развития, подготовку к общественной жизни и труду.

2) Обучение – специально-организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение ЗУНов.

Знания – это результат усвоения фактов, закономерностей, понятий, законов развития природы и общества.

Умения – это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемые быстро, точно, сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Навыки – действия, доведенные до автоматизма, выполняемые без особых усилий со стороны воли и сознательного самоконтроля; формируется путем многократного повторения.

3) Образование – процесс овладения системой ЗУНов, выработанных человечеством; формирование на этой основе целостного мировоззрения, познавательных способностей, сознания и поведения.

4) Педагогический процесс - сознательно-организованное целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних.

Развитие – это происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе (процесс движения, изменения, переход от старого к новому).

Формирование – изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые происходят под влиянием совокупности внешних и внутренних, природных и социальных, объективных и субъективных.

Среда – это совокупность условий окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью.

Проанализируем данные определения и покажем взаимосвязь между ними. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно также мы должны признавать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая – воспитываем, воспитывая – обучаем. Области понятий «воспитание» и «обучение» частично перекрываются. Образование является продуктом процессов воспитания и обучения. Так как эти процессы взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, следовательно данные понятия воспитание, обучение и образование имеют воспитательный характер. Это подтверждает определение краткого, общего и вместе с тем относительно точного определения современной педагогики - это наука о воспитании человека. Рассматривая понятия формирование и развитие с точки зрения различных авторов, можно прийти к выводу, что эти междунаучные понятия являются еще не установившимися педагогическими категориями. Анализируя эти понятия хорошо видно, что воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор влияющий на формирование и развитие. Границы понятия «формирование» еще не определены, они могут чрезмерно сузиться, либо расшириться до безграничных пределов. Формирование подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение уровня зрелости, устойчивости. Но наука постепенно развивается, происходят изменения в различных направлениях формирования жизни. Соответственно, сложно определенно сказать что должно стать целью формирования личности. Так же не определены границы применения в педагогике понятия – развитие. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Каждая наука вырабатывает свой категориальный аппарат, соответствующий ее предмету. Совокупность понятий любой науки есть самая ценная часть се содержания, по выражению Гегеля, ее алмазная сеть.

  • социализация;

Социализация является самым широким из указанных понятий. Под социализацией понимается неизбежно переживаемый каждым человеком разностороний и многоэтапный процесс изменения и развития своих физических и психических качеств под воздействием окружающей социальной среды. Первоначально, в первобытном обществе, этот процесс приобщения человека к накопленным социальным ценностям был стихийным, неорганизованным, неуправляемым. В значительной степени он остается таковым и в современных обществах, о чем свидетельствует сохранение даже в развитых странах значительных групп людей с теми или иными формами девиантного, отклоняющегося от социальных норм поведения в виде преступности, алкоголизма, наркомании и т.п. Однако в развитом цивилизованном обществе процесс социализации становится все более упорядоченным, организованным, управляемым. Решающую роль в нем приобретает образовательная деятельность.

Образование есть организованная, упорядоченная, целенаправленная форма социализации , которая осуществляется через систему специализированных учреждений. Причем сегодня под образованием понимается не только процесс социализации подрастающего поколения, но и целостный процесс целенаправленного формирования людей на всех этапах их жизни, включая среднее и высшее профессиональное образование. Причем в условиях, когда тот иди иной результат образования стал «скоропортящимся продуктом», процесс образования стал включать и непрерывно продолжающееся самообразование, саморазвитие.

В Законе РФ «Об образовании» сказано: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства».

Обучение трактуется этим законом, как следует из приведенного фрагмента, в качестве одной из важнейших составляющих образовательной деятельности. Его сущность состоит в совместной деятельности обучающих и обучаемых по овладению некоторой совокупностью знаний. Характер и объем этих знаний определяется в современных образовательных учреждениях учебными планами и программами, устанавливающими как перечень изучаемых дисциплин, так и содержание каждой из них. Обучение является фундаментальной основой воспитания.

Воспитание - есть сопутствующий обучению, тесно связанный с ним процесс превращения полученных входе обучения знаний в устойчивые формы деятельности и поведения, умения и навыки. Нельзя учить человека столярному делу, отмечал немецкий философ Гегель , и не учить его столярничать. Иначе говоря, образование может считаться целостным, лишь в том случае, если обучение сочетается в нем с воспитанием, т.е. если полученные в процессе обучения знания применяются в реальной деятельности, а не остаются мертвым грузом.

К этим главным понятиям, составляющим основные конструкции категориального аппарата педагогической науки, современная педагогика добавляет еще и некоторые другие, отражающие новейшие тенденции в развитии теории и практики образования. К ним можно отнести такую категорию, как «образовательный менеджмент », а также понятие «компьютеризация образования».

Образовательный менеджмент , или управление процессом предоставления образовательных услуг, - категория, отражающая процесс планирования, организации образовательных услуг и контроля их качества в условиях рыночной экономики на всех уровнях — от отдельных учебных заведений до общенационального и международного его уровней.

Возрастающая роль образовательного менеджмента обусловлена обострением конкуренции на рынке образовательных услуг между учебными заведениями различных форм как внутри отдельных стран, так и на международном уровне. Исход этой борьбы, выживание отдельных образовательных структур сегодня во все большей степени зависит и от эффективности образовательного менеджмента, и от степени компьютеризации образования.

Компьютеризация образования — широкое внедрение компьютеров в образовательный процесс. С его помощью обеспечивается переход от традиционно го образования с широким использованием живого общения и печатных носителей информации к современной его форме, основанной на опосредованном общении и широком использовании электронных носителей информации, включая Интернет.

Компьютеризация образования создаст предпосылки для неограниченного расширения пространственных и временных рамок педагогического общения, его доступности, открытости. Вместе с тем переход к компьютерному обучению обнаружил и ряд связанных с ним проблем, важнейшей из которых является проблема дефицита живого общения между преподавателем и обучающимся. Однако перспективы использования ЭВМ в качестве эффективного помощника преподавателя настолько велики, что появились даже предложения о переименовании педагогики в компью- тику.

Перечисленные ключевые понятия являются общими для всей системы педагогических наук и составляют главные конструкции ее категориального аппарата.

К категориям относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные явления. В любой науке категории выполняют ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в целостную систему.

Воспитание, обучение, образование, развитие.

Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Человечествообеспечивает развитие каждого человека через воспитание, передавая актуальный собственный опыт и опыт предшествующих поколений.

Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и производственному труду.

При этом воспитатель:

    передает воспитаннику опыт, накопленный человечеством; приобщает его к общечеловеческим ценностям;

    вводит воспитанников в мир культуры; формирует мировоззрение; отношения (к себе, окружающему миру, труду и т. д.);

    стимулирует самовоспитание;

    формирует способы поведения, коммуникативные умения, направленные на продуктивное общение, разрешение конфликтов и трудных жизненных ситуаций.

В свою очередь воспитанник:

    овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

    работает над собой (занимается самовоспитанием и самообразованием);

    обучается способам общения и манерам поведения.

Воспитание рассматривают также в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера, познавательной активности и т. д.). Таким образом, воспитание – целенаправленное формирование личности путем становления: 2) определенного отношения к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить следующие направления воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим культурным развитием общества и государства на каждом историческом этапе.

Другая категория педагогики обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.

При этом педагог:

    преподает – целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

    руководит процессом освоения знаний, навыков и умений; опыта творческой деятельности;

    создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления и др.).

В свою очередь учащийся:

    учится – овладевает предлагаемой информацией и выполняет учебные задания (с помощью педагога, в группе или самостоятельно);

    осуществляет самостоятельные наблюдения и совершает мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.);

    проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение – воспитание» направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавателя и ученика в педагогической науке и практике выделяют разные дидактические системы, например, проблемное, развивающее, программированное, модульное обучение.

Процесс обучения включает в себя две части: преподавание (деятельность педагога), в ходе которого осуществляется передача (трансформация) систем знаний, умений, опыта деятельности; и учение (деятельность ученика), как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Но человек – не сосуд, куда помещается опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить новое. Поэтому основными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

    ценность развивающегося человека и общества, средство развития личности, общественного сознания и общества в целом;

    единый процесс обучения и воспитания человека;

    как результат процесса обучения;

    как система.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания и обучения в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.

Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитательных, культурно-просветительных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии с целями, стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования.

Как соотносятся три основные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обучение» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

На современном этапе развития педагогической науки взаимосвязь образования, обучения и воспитания отражена в Законе «Об образовании». В Законе «Об образовании» образование трактуется как всеобщая категория и определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий (см. схему 1).

Педагогика как наука. Основные категории педагогики.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Педагогика как наука. Основные категории педагогики.
Рубрика (тематическая категория) Образование

Педагогика – от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости".

Постепенно слово ʼʼпедагогикаʼʼ стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства ʼʼвести ребёнка по жизниʼʼ, ᴛ.ᴇ. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телœесное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, по праву стоят и имена воспитавших их педагогов. Со временем накопление знаний привело к появлению особой науки о воспитании детей.

Педагогика становится наукой о воспитании и обучении детей.

Такое понимание педагогики сохранилось до середины ХХ в.

В последние десятилетия окончательно утвердилось мнение, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. В связи с этим всё чаще встречается новое название – андрогогика – и антропогогика – наука об образовании взрослых.

Главной задачей науки о воспитании является накопление и систематизация научных знаний о воспитании человека. Поскольку таких знаний много, они систематизированы и структурированы, то это позволяет называть педагогику наукой о закономерностях передачи вступающим в жизнь поколениям крайне важно го опыта.

Основная функция педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой базе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения целœей. Теория вооружает практиков профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей разных возрастных групп. Все новейшие технологии рождаются в педагогических лабораториях.

Предмет педагогики – воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, в т.ч. в семье.

Педагогика прикладная наука . Она оперативно решает возникающие в обществе проблемы воспитания, образования, обчения. Педагогика выполняет социальный заказ.

Учитывая зависимость отпотребностей и поддержки общества педагогика может развиваться быстрее или медленнее.

Источники развития педагогики : многовековой практический опыт воспитания; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная педагогическая практика; данные специи ально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов.

Основные педагогические понятия называют также педагогическими категориями.

ОБУЧЕНИЕ и ОБРАЗОВАНИЕ.

Воспитание – базис для более широких категорий, выходящих за рамки педагогики:

ФОРМИРОВАНИЕ

РАЗВИТИЕ

ВОСПИТАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

Воспитание – категория общая и вечная. В широком педагогическом смысле воспитание воспринимается как процесс и результат всœех влияний, изменяющих человека. Это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определœенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентаций, подготовки к жизни.

В узком педагогическом смысле воспитание - ϶ᴛᴏ специально организованное, целœенаправленное и управляемое воздействие коллектива воспитателœей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

ОБУЧЕНИЕ. Это работа над собой с целью приобретения знаний. Это непрерывный и постоянный процесс.

В более узком понимании - это специально организованный, целœенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителœей и учеников, направленный на усвоение знаний. Умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основа обучения – знания. Знания - ϶ᴛᴏ отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.

Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на базе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся в выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путём многократных упражнений.

Обучение всœегда имеет воспитывающий характер, как воспитание – обучающий.

ОБРАЗОВАНИЕ – результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Учитывая зависимость отполученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности образование подразделяется на основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское.

К числу педагогических категорий отдельные исследователи относят

Самовоспитание,

Педагогический процесс

Педагогическое взаимодействие

Педагогическая деятельность

Педагогические технологии и др.

Педагогика как наука. Основные категории педагогики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Педагогика как наука. Основные категории педагогики." 2017, 2018.