Начало реставрационных работ. Реставрация храма: все необходимые виды работ

Наше предприятие предоставляет и выполняет полный спектр работ и услуг в сфере храмового строительства. Помимо этого мы также выполняем полный спектр реставрационных работ любой сложности. Оба этих процесса являются ключевыми в сфере храмового строительства и требуют к себе мастерства и профессионализма на самом высоком уровне. Строительство храма как и его реставрация — это чрезвычайно ответственный объем работ, поскольку тут важно все до мелочей. Конечно, оба процесса кардинально отличны друг от друга, поскольку к примеру при строительстве храма все происходит поэтапно, а при реставрации храма приходится работать только с тем что есть. Начиная строительство храма с нуля достаточно легко и удобно распланировать все необходимые виды работ поэтапно, что совершенно исключено при реставрации храма. Реставрационные работы достаточно сложная и многоступенчатая процедура. Сложные они еще и потому, что порой даже не известно, что нужно будет делать и с чем работать. Древние храмы в сравнении с современными имеют множество конструкционных особенностей и моментов, которые сейчас могут уже и не применяется. Так же это касается материалов, если говорить о храмах и церквях прошлого. Но и это далеко не все. представляет собой по сути двойной процесс — то есть сначала необходимо произвести демонтаж, а потом монтаж и вот тут то порой и возникают всякого рода «неприятные сюрпризы» от того, что планировалось делать одно, а вышло совсем другое. Старое здание, даже если это храм или церковь также как и любое другое строение, изнашивается и проходит в негодность со временем, поэтому ничего фантастического в этом нет, за исключением того, что довольно часто видимый участок коррозии тянет за собой большой фронт работ, скрытых под этим участком. Порой незначительное повреждение кровельного покрытия которое не было исправлено вовремя, может потянуть за собой ремонт чуть ли не всей крыши, а это безусловно значительно повышает стоимость реставрационных или ремонтных работ в целом. Большинство наших клиентов по всей территории Российской Федерации осведомлены нами о подобных последствиях невнимательности, поэтому реставрационные или ремонтные работы можно существенно удешевить, если сообщить о проблеме заранее, что и происходит с нашими клиентами. Вообще реставрационные работы — это огромный раздел работ которые можно условно разделить как минимум на несколько подразделов — к примеру реставрация наружных частей храма (фасад, кровля, купола), наружных декораций (художественная наружная лепка), реставрация внутреннего храмового декора (настенного, напольного, потолочного), реставрация алтарных принадлежностей и еще множество различных мелочей, которые критически важные в данном направлении. Занимаясь реставрационными работами специалисты нашего предприятия очень детально изучают историю и постоянно повышают свои знания в этом направлении. Кто-то может спросить зачем это нужно? Но все очень просто. Иногда храм который необходимо отреставрировать, может быть значительно поврежден, как внешне, так и внутри. Присутствующие ранее исторические барельефы осыпятся и придут в негодность, а вот как раз в подобном случае исторические знания помогут безошибочно восстановить внешний вид и знать наверняка что должно быть расположено и где ему место в соответствии с хронологией. Так же важны и знания относительно состава материалов, применяемые нашими предками. Наши специалисты в полной мере осведомлены относительно материалов прошлого, а также знают как и чем при необходимости заменить их современными материалами и все это для того, чтобы подлежащий реставрации храм был бы после проведенных реставрационных работ таким же как и ранее. И это далеко не все. Есть еще огромное множество мелочей, которые необходимы в реставрации любого храма или церкви и мы о них достаточным образом осведомлены. В архиве наших работ можно ознакомиться с храмами и церквями, которые наша компания строила и реставрировала, а их действительно достаточно много. Поэтому если вам необходимы реставрационные работы любого профиля, то вы попали по адресу. По всем интересующим вас вопросам звоните нам по указанным телефонам или пишите на странице «Контакты» .


  • Монтажные работы на храме по установке купола

  • Реставрация декора храма

  • Освящение и установка купола

  • Изготовление куполов

  • Установка накупольных крестов

  • Освящение накупольного креста

На проведение реставрационных работ на храме Рождества Богородицы в Бутырской слободе.


Без преувеличения, этот храм можно назвать самым несчастным храмом XVII века в Москве. В последние 25 лет десятки изуродованных московских церквей были восстановлены и реставрированы, а этот незаурядный памятник, объект культурного наследия федерального значения, один из лучших образцов русского «узорочья», до сих пор пребывает в состоянии обезображенного обрубка, со снесенными завершениями и разрушающимся декором фасадов. Огромное большинство москвичей и вовсе не подозревает о существовании памятника, отгороженного от Бутырской улицы заводским корпусом 1970-х гг. Былая красота буквально погребена под грудами битого кирпича, поздними пристройками и наслоениями.


Но вот, похоже, и для храма Рождества в Бутырках наступают светлые времена. Согласно условиям конкурса, работы должны быть проведены до 30 сентября 2015 года. Начальная цена контракта – чуть менее 20 млн рублей. Итоги конкурса будут подведены 11 августа 2015 года.

Финансироваться эта реставрация будет из федерального бюджета, поскольку она была включена в организационно-финансовый план федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)» на 2015 год.



Согласно конкурсной документации, руководителем авторского коллектива проекта реставрации храма, разработанного в реставрационно-строительной компании «Архитектурное наследие», является Е.Н. Киселева.

Работы августа – сентября 2015 года, судя по техническому заданию, станут начальным этапом возрождения церкви Рождества в Бутырках. В перечень работ по данному госконтракту входят «усиление существующих фундаментов буроинъекционными сваями», «цементация фундаментов и контакта "фундамент-грунт"», «инъектирование и косвенное армирование кирпичной кладки стен и сводов».


В проектной документации приводятся подробности, небезынтересные специалистам: укрепление стен в местах образования вертикальных трещин будет произведено «методом косвенного армирования углепластиковой арматурой (типа sika CarboDur BC Ø6 мм) с инъектированием отверстий современными высокопрочными ремонтными смесями специализированного назначения (типа sika Rock Fill 10). Усиление кирпичных стен, в местах образования вертикальных трещин, производится косвенным армированием углепластиковой арматурой (типа sika CarboDur BC Ø6 мм) с инъектированием отверстий современными высокопрочными ремонтными смесями специализированного назначения (типа sika Rock Fill 10)».



Как поясняют авторы, применение углепластиковой арматуры вместо стальной вызвано «необходимостью предотвращения коррозии арматуры в теле кирпичной кладки»; к тому же «высокие прочностные характеристики» позволяют применять арматуру меньшего диаметра и за счет этого уменьшить количество и диаметр отверстий в кирпичной кладке.

Первоочередным реставрационным работам предшествовало изучение состояния храма (силами ОАО «ИНЖГЕОТОП»). Общее состояние кирпичных несущих стен XVII столетия признано работоспособным, в отдельных местах - «ограниченно работоспособным». Надежность и монолитность кладки признаны удовлетворительными. Однако «эксплуатация поврежденного здания недопус­тима и представляет угрозу, так как существует опасность обрушения от­дельных деревянных перекрытий».


Поскольку проект предусматривает восстановление мощного пятиглавия храма, необходимо усилить фундаменты и стены, в которых встречаются многочисленные «биопоражения» и трещины. Наружные фасады страдают выветриванием кладки – до 8 см в глубину. Также наблюдается «повсеместное разрушение кладки стен корневой системой растений», «обширные участки разрушения кирпичного и белокаменного декора», «биопоражение карнизных участков стен по всему периметру храма». Облик фасадов церкви искажен также многочисленными оконными проемами советского времени. Сохранились основания барабанов глав храма, фрагменты живописных композиций в интерьерах.



Стены и перекрытия ХХ века, разделяющие историческое пространство здания, устроенные для производственных нужд, по проекту подлежат - в дальнейшем - демонтажу.


Одновременно Минкультуры объявило конкурс на осуществление технического надзора за реставрацией

В 2012-2013 гг. была проведена по проекту Н.И. Даниленко реставрация (с воссозданием утраченного шатра) колокольни храма Рождества Богородицы в Бутырках. Эти работы были впоследствии отмечены дипломом конкурса «Московская реставрация-2013». В 2013 г. были выделены бюджетные средства на разработку проектной документации по восстановлению самого храма.


Досье . Пятиглавый храм Рождества Богородицы в столичной Бутырской слободе был построен в 1682-1684 гг. на средства расквартированного в ней Бутырского полка. У пятиглавой церкви было два придела - Сергия Радонежского и Николая Чудотворца. С основной частью соединялась обширная трапезная, в которую вели три крыльца–паперти. Отдельно была поставлена шатровая колокольня, одна из лучших в городе, как, впрочем, и сама церковь.

В 1935 г. храм был закрыт и передан заводу Глававиапрома. Внутреннее пространство оказалось разделено на 3-5 этажей. Храм был превращён сначала в склад, а затем в заводской цех: на первом этаже стояло оборудование для термических, компрессорных и литейных цехов, на втором – для сборки, на третьем – под куполом - размещались библиотека и архив. В начале Великой Отечественной войны были снесены завершение колокольни, пятиглавие храма и трапезная, а также здания приходской школы и богадельни, выходившие на Бутырскую улицу. В 1970 г. между храмом и колокольней был построен новый заводской корпус.

В 2000 году было издано правительственное распоряжение о возвращении храма верующим, но выполнялось оно более чем неспешно. Поначалу прихожане получили в свое распоряжение остаток колокольни (и обратили его в храмик, пристроив апсиду). Затем верующие получили несколько помещений в здании самой церкви, вход в которые вел через проем, прорубленный в древней апсиде храма.



Общество с Ограниченной Ответственностью «СПЕЦРЕСТАВРАЦИЯ»
Год основания — 1975-й.
Лауреат конкурса Правительства Москвы «Реставрация 99».
Лауреат Золотой медали SPI (Франция) 2003год.

ООО «Спецреставрация» реорганизовалось в 1995 году из Специальной научно-реставрационной производственной мастерской № 3 объединения «Росреставрация», основанной в 1975 году. С 1985 года фирмой руководит Николай Андреевич Бодянский, прошедший в реставрации путь от прораба до Генерального директора, удостоенный в 1998 году звания Заслуженный строитель России, в 2001 — звания Почетный строитель Москвы.

Основные направления нашей деятельности — реставрация памятников архитектуры, реставрация храмов, реконструкция жилых и общественных зданий, участие в новом строительстве и в отделке интерьеров и фасадов.

Эксклюзивным направлением в нашей работе являются технологии усиления оснований фундаментов стен (усиление стен, усиление фундаментов) методом буроинъектирования. Практика показывает, что усиление фундаментов с точки зрения проектирования зачастую намного сложнее проектирования новых конструкций. Это объясняется тем, что в каждом случае приходится считаться с условиями эксплуатации объекта, со стесненными условиями работы, с разнообразием проявления деформации зданий и сооружений. Само выполнение работ по усилению фундаментов — всегда крайне трудоемкий, тяжелый и ответственный процесс. Так же стоит отметить такую неординарную разновидность работ по усилению фундаментов, которую мы проводим — гидроизоляционное усиление фундаментов.

Наша деятельность лицензирована Министерством культуры РФ (реставрация), Госкомитетом РФ по строительству (проектирование, производство работ) и Минтранспортом РФ.

Уделяя огромное внимание развитию духовности в России, фирма активно занимается реставрацией храмов различных конфессий. Мы участвовали в реставрации таких памятников духовной культуры как церкви Николы на Ордынке, Иоанна Воина на Полянке, Марона Пустынника на Якиманке, Петра и Павла в Марфино, Казанской Божьей Матери на Красной площади, Николы в Голутвино и Георгия Победоносца на Поклонной горе, Мартина Исповедника на Таганке, Церкви Знамения на Шереметевом дворе, Троицкого собора б. Князе-Владимирского женского монастыря в селе Филимонки, а также в реставрации других храмов. Работы отмечены памятными медалями и Грамотами Святейшего Патриарха Алексия II, а генеральный директор Нашей фирмы Н. А. Бодянский награжден Орденом Преподобного Сергия Радонежского. Участие в строительстве Мечети на Поклонной горе отмечено Грамотами и медалью «За духовное единение» Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России.

Расширение круга деловых контактов повлекло расширение сферы деятельности: за десять последних лет нами реконструированы и реставрированы Представительства и офисы отечественных и зарубежных фирм (от фасадов посольства Италии до Торгового дома Дингленгера на Унтер ден Линден в Берлине). Наши зарубежные партнеры: Rinako, Dina, Borini Costruzioni, SMT, Geroc INT, «Экинджилер Лтд», фирма стала инвестором реконструкции виллы «Якиманка» для консульства Италии, Б. Полянка, 2/10. В 2004 году выполнена реставрация Собора святого Николая в Серпухове, отреставрированы экспозиционные залы Галереи А. М. Шилова с VIP зоной в подземном пространстве, сделан капитальный ремонт детского кинотеатра «Салют» и Медицинского центра искусственной почки. Выполнены работы по усилению фундаментов, усилению стен и отдельных помещений административного здания по Моховой, 13 и ряд других объектов. На нашем счету ряд эксклюзивных приватных проектов на базе высококачественных импортных материалов и «хай тэк» — квартиры, коттеджи, офисы. Широкий спектр деятельности (Генподрядчик, Заказчик, Проектировщик) и высококлассные мастера позволяют нам увереннее смотреть вперед и надеяться на успешное сотрудничество с отечественными и зарубежными партнерами.

06.03.2017

Какая главная проблема у батюшки, который реставрирует храм в глубинке? Где найти средства. Однако если ограничить все заботы поиском денег, восстановительные работы могут сделать состояние храма еще более плачевным, а то и вовсе превратить историческое здание в непонятный новодел. Да и при строительстве церкви встречается столько подводных камней, что порой это ставит в тупик не сведущего в архитектуре священника. Что это за подводные камни, как их обойти? Рассказывает архитектор-реставратор Андрей Сергеевич Тутунов.

Цементный ликбез

Так сложилась жизнь, что я в основном опекаю епархии, которые расположены далеко от Москвы, не самый ближний край. Есть четкая закономерность: чем дальше от столицы, тем больше произвола в вопросах реставрации.

Первое, против чего воюют все реставраторы: наши провинциальные батюшки предпочитают штукатурить храмы цементом. Однако это просто гибель для строения: оштукатуренный снаружи цементом храм простоит еще максимум 50 лет, потом он будет просто разваливаться в труху. Категорически нельзя использовать при реставрации чистый цемент. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что, например, выкладывается на цементном растворе часть храма, а через четыре-пять лет она просто вся отпадает, потому что у цемента нет связи с молекулами извести.

Необходим своего рода ликбез, минимальный набор правил для «выживания» храма при ведении реставрации. И первые из этих правил – нельзя использовать цемент на фасады, нельзя использовать цемент в кладке.

Кроме того, у нас батюшки очень любят ставить при ремонте в храме пластиковые окна. Делать это противопоказано, поскольку пластиковое окно работает как термос, и это губит храм. Переплеты окон должны быть только деревянные. Тут, кстати, есть маленькая ловушка: не слишком добросовестный подрядчик нередко говорит священнику, что рамы нужно обязательно делать из дуба. Это неправда. В императорской России, по нашему опыту, примерно 85-90% окон и дверей были изготовлены из сосны. Так что если вам говорят, что обязательно нужно делать только из дуба, что ничего другого нельзя, не верьте. Если у вас есть хорошая сосна и это дешевле, можете изготавливать из нее.

Еще одна регулярно встречающаяся ошибка. Когда батюшка получает храм, которому требуется ремонт или реставрация, он, пытаясь собственными силами сделать необходимые работы, прежде всего, начинает с выбрасывания остатков старой кровли, окон, дверей и так далее. Однако ничего выбрасывать нельзя – следует все аккуратно под навесом складывать. Особенно это относится к окнам, дверям и, если кровля была криволинейная, к криволинейным стропилам. Потому что в 95 процентах случаев это или тут же сжигается рядом с храмом, или вывозится на помойку, а потом реставратору или, если нет реставратора, самому батюшке приходится изобретать форму кровли храма.

Модные цвета

Следующая проблема – у нас обожают красить храмы в непонятные цвета. Еще государь император Александр I утвердил определенные цвета окраски фасадов зданий в Российской империи. При реставрации старинных храмов надо соблюдать эти правила, а не творить все, что угодно.

Кроме того, у нас обожают делать синие крыши. Говорю вам со всей ответственностью как реставратор: в императорской России все крыши были или зеленые, или красно-кирпичного цвета. Других цветов не было. Поэтому покрывать храм ярко-синей крышей – это грубейшее реставрационное нарушение, как и покраска в синий цвет всего храма. Между тем в одной из епархий мне довелось увидеть, что практически все храмы имеют этот «модный» цвет.

Также хотел бы остановиться на ошибке, которую можно встретить повсеместно, – покраске куполов в голубой цвет. Это, можно сказать, чисто советское явление. В императорской России не красили главы храмов в светло-голубой цвет никогда.

При реставрации церкви надо искать подлинные цвета, в которые она была окрашена изначально. Подскажу: их, скорее всего, можно найти в «складках» – скажем, под подоконником, в углах здания. И уже на основании полученных таким образом сведений можно будет принимать решение о выборе краски.

Продолжая «цветную» тему, можно упомянуть о стремлении некоторых батюшек покрывать деревянные рамы бесцветным или тонированным лаком. Это абсолютно неверно – переплеты окон и двери практически всегда красили в белый или светло-серый цвет.

Неправославный купол?

«Человеческий фактор», с которым приходится сталкиваться реставраторам: у нас среди провинциального духовенства господствует убеждение, что существует только одна правильная форма креста. Будь храм в стиле ампир или барокко – нет, все равно ставьте только восьмиконечный крест. Пытаешься доказать, что крест был другой формы, характерной, скажем, для ампира, но в ответ слышишь: «Нет, я не позволю, этот крест не православный». Однако Русская Православная Церковь признает любую форму креста равновеликой, поэтому, если архитектор-реставратор говорит, что нужно поставить четырехконечный, а не восьмиконечный крест, значит, нужно ставить именно такой.

Порой доходит до абсурда. Однажды ко мне приехала представительница одного из монастырей и сказала, что она хочет на храме «православную форму» главы. Вы когда-нибудь слышали о православной форме главы? Я никогда не слышал, честно говоря. Оказывается, имеется в виду купол в форме луковицы. Проект храма в этом монастыре утверждал митрополит Филарет Московский, вот теперь я на ампирный храм должен был поставить по пожеланию этой монахини луковичную главу в стиле XVII века?

Во всех этих вопросах, полагаю, важную роль могли бы играть епархиальные древлехранители.

Стандарты и большемеры

Закон о размерах кирпича был принят только в 1847 году, до этого каждый делал кирпич, какой хотел. Есть много храмов XVII-XVIII вв., стены которых сложены из так называемого большемерного кирпича. Для сравнения: толщина современного кирпича – 65 мм, у большемера этот параметр может составлять 85 мм. Меня батюшки регулярно спрашивают: «А можно, мы современными кирпичами заменим вот эти большемеры?» Отвечаю совершенно официально: нет, этого делать нельзя, это нарушение всех реставрационных норм, это нарушение конструктивной прочности и нарушение эстетики.

Да, если у вас храм построен из крупного кирпича, вам будет очень тяжело и дорого проводить реставрацию, потому что сейчас кирпичные заводы берут за одну штуку большемерного кирпича 100-110 рублей, иначе им невыгодно их изготавливать. Но если ваш храм сложен из большемера, к сожалению, деваться некуда, вам придется обращаться на завод и заказывать под реставрацию кирпичи нужной толщины.

Ловушки строительства

Немало проблем возникает и во время строительства новых храмов. Тут очень часто неопытные батюшки попадают в ловушку недобросовестных архитекторов. Какие это ловушки? Например, современные архитекторы очень часто, чтобы продать вам проект, показывают вид храма с высоты птичьего полета, потому что это очень красиво. Сразу же от этого отказывайтесь. Ни у кого из нас крыльев никогда не вырастет, мы все ходим по земле, поэтому, если они хотят дать чертеж, пусть дают вид снизу, а не сверху. Я уже шесть или семь раз встречался с ситуацией, когда батюшки приносят бумаги: «Вы посмотрите, как он красиво выглядит сверху». Спасибо, не надо, тем более, что благодаря современной компьютерной графике сейчас можно создать любую картинку. Чтобы «впихнуть» проект, недобросовестный архитектор создаст красивое изображение, рядом деревья, кусты, какую-нибудь решеточку, и все это в перспективе. А вы потребуйте от него, как было в XIX веке, просто три фасада: восточный, западный, и, скажем, южный. Ортогональные чертежи. И тогда вы сразу же увидите реальную картину, как будет ваш храм выглядеть, а не как он смотрится на красивой картинке.

Что еще можно сказать касательно новых храмов? В ста процентах случаев (я построил немного, всего лишь шесть храмов и пять часовен, но все-таки это уже определенный опыт) священник при заказе проекта завышает площадь, которая ему нужна. Батюшки очень слабо ориентируются в этом вопросе, поэтому говорят, например: «Мне нужен храм площадью четыреста квадратных метров». Я отвечаю: «А Вы знаете, что четыреста квадратных метров – это храм на тысячу человек?» и вижу удивленные глаза собеседника.

Необходимая площадь храма рассчитывается таким образом: на квадратный метр – три человека. Вы берете количество прихожан, которые будут собираться в церкви, делите это число на три, добавляете примерно 20% на амвон, подсвечники и аналои, считаете необходимую площадь алтаря и в общем итоге получаете ту площадь храма, которая вам нужна.

Обычная ошибка, допускаемая неверующими архитекторами, которые слабо себе представляют, как происходит церковная служба, состоит в неправильном определении размера алтаря. По моим расчетам, минимальная необходимая площадь – пять метров шириной, четыре метра глубиной. Это минимум, в котором священнику более-менее удобно служить. Меньше – это уже теснота.

Хотел бы предостеречь при строительстве новых храмов от экономии на электрооборудовании. К сожалению, стало общим местом посылать условного дядю Васю на ближайший рынок, там покупать какие-то провода, какие-то штепсели, какие-то розетки, а потом все это взрывается.

Крестильня: не все так просто

Строительство крестильни – такая, вроде бы, малая деталь при возведении храма, однако и тут немало подводных камней. Прежде всего, основная ошибка при строительстве современных крестилен – купель обязательно хотят сделать в форме креста. При этом нельзя забывать о травмобезопасности, чтобы, если человек упадет в купель, он не рассек себе лоб или висок об острый угол.