Абубакаров Сайидмухаммад-хаджи (Abubakarov Sayidmuhammad-Haji). Черный август. Саййидмухаммад-хаджи Абубакаров Работа в Духовном Управлении Мусульман Дагестана. Избрание на пост муфтия

17 лет назад в результате теракта погиб муфтий Дагестана Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров . 21 августа 1998 года - день убийства выдающегося общественно-религиозного деятеля стал одной из самых трагических дат в новейшей истории республики.

Сайидмухаммад-хаджи родился в 1959 году в селе Цилитль Гумбетовского района. С раннего возраста благодаря стараниям своего отца Хасмухаммад Абубакарова он изучал религиозные дисциплины, в частности, таджвид (правила чтения Корана). После окончания Махачкалинского мединститута Абубакаров многие годы работал стоматологом. В 1993 году стал заместителем муфтия Дагестана, а в 1996-м – муфтием. До самой смерти он занимал твердую позицию по многим вопросам, сделал многое для религиозного возрождения Дагестана. Муфтий активно противодействовал экстремистам, которые в то время сильно дискредитировали образ мусульман.

В день трагедии Абубакаров вместе со своим братом Ахмадом и водителем Хайдаром Омаргаджиевым въехали на территорию махачкалинской джума-мечети, чтобы совершить пятничную коллективную молитву. В этот момент в их "Волге" сработало взрывное устройство. В результате теракта погибли все, кто находился в автомобиле. Заказчики и исполнители убийства не найдены до сих пор.

Источник: Реальный Дагестан

Сайидмухаммад Хасмухаммадович Абубакаров (15 сентября 1959, Цилитль, Гумбетовский район - 21 августа 1998, Махачкала) - муфтий, председатель Духовного управления мусульман Дагестана. Погиб в результате теракта.

Биография

Родился 23 сентября 1959 года в селении Цилитль Гумбетовского района. Ещё будучи в малом возрасте выучил арабский алфавит. Родители, по достоинству оценив способности ребёнка, отдали его в школу когда ему было лишь пять лет. Благодаря занятиям с учителем, нанятым отцом, Сайидмухаммад-хаджи в десятилетнем возрасте в совершенстве овладел таджвидом.

В 1975 году Сайидмухаммад-хаджи поступил на стоматологический факультет Махачкалинского мединститута, после окончания института 3 года работал по специальности в Горагорске, затем в одной из поликлиник Махачкалы, после этого занимался частной практикой.

С 1993 года являлся заместителем муфтия Духовного управления мусульман Дагестана. В 1993-94 годах учился в сирийском университете «Абу-Нур».

1 июля 1996 года в связи с болезнью Алихаджи Алиева, являвшегося на тот момент муфтием, Сайидмухаммад-хаджи был назначен исполняющим обязанности муфтия. 26 августа 1996 года Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров был единогласно утверждён муфтием Дагестана членами Совета алимов Дагестана.

Гибель

21 августа 1998 года когда Абубакаров на служебной машине ГАЗ-3110 въезжал на территорию центральной мечети Махачкалы для пятничной молитвы, неизвестные преступники взорвали радиоуправляемую бомбу, заложенную на дороге. Вместе с Сайидмухаммадом-хаджи погибли его брат Ахмед и водитель.

Реакция

Сергей Степашин, возглавлявший на тот момент МВД, взял дело под личный контроль.

Равиль Гайнутдин заявил: «Убийство муфтия Дагестана - трагедия для всех мусульман России. В последний раз мы встретились с ним 24 июля на совещании муфтиев в Москве. Абубакаров сказал, что вынужден постоянно менять машины. Значит, уже тогда ему угрожала опасность».

Память

22 августа 2003 года в память о пятой годовщине смерти Сайидмухаммада-хаджи в Махачкале прошла научно-практическая конференция «Ислам в современном мире: жизнь и деятельность Сайидмухаммад-хаджи Абубакарова».

Деятельность

Сайидмухаммад-хаджи был активным борцом с ваххабитами. По его словам, если с ними не бороться, «религиозные фанатики превратят нашу страну в Афганистан».

Стал одним из инициаторов закона Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятого 30 декабря 1997 года.

Сайидмухамма́д Хасмухамма́дович Абубака́ров (15 сентября , Цилитль , Гумбетовский район - 21 августа , Махачкала) - муфтий , председатель Духовного управления мусульман Дагестана . Погиб в результате теракта.

Биография

Родился 23 сентября 1959 года в селении Цилитль Гумбетовского района . Ещё будучи в малом возрасте выучил арабский алфавит . Родители, по достоинству оценив способности ребёнка, отдали его в школу когда ему было лишь пять лет. Благодаря занятиям с учителем, нанятым отцом, Сайидмухаммад-хаджи в десятилетнем возрасте в совершенстве овладел таджвидом .

В 1975 году Сайидмухаммад-хаджи поступил на стоматологический факультет , после окончания института 3 года работал по специальности в Горагорске , затем в одной из поликлиник Махачкалы, после этого занимался частной практикой .

С 1993 года являлся заместителем муфтия Духовного управления мусульман Дагестана. В 1993-94 годах учился в сирийском университете «Абу-Нур» .

1 июля 1996 года в связи с болезнью Алихаджи Алиева, являвшегося на тот момент муфтием, Сайидмухаммад-хаджи был назначен исполняющим обязанности муфтия. 26 августа 1996 года Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров был единогласно утверждён муфтием Дагестана членами Совета алимов Дагестана .

Гибель

21 августа 1998 года когда Абубакаров на служебной машине ГАЗ-3110 въезжал на территорию центральной мечети Махачкалы для пятничной молитвы, неизвестные преступники взорвали радиоуправляемую бомбу, заложенную на дороге. Вместе с Сайидмухаммадом-хаджи погибли его брат Ахмед и водитель .

Реакция

Память

7 декабря 1998 года улица Чернышевского в Махачкале была переименована в улицу Абубакарова .

22 августа 2003 года в память о пятой годовщине смерти Сайидмухаммада-хаджи в Махачкале прошла научно-практическая конференция «Ислам в современном мире: жизнь и деятельность Сайидмухаммад-хаджи Абубакарова» .

Деятельность

Сайидмухаммад-хаджи был активным борцом с ваххабитами. По его словам, если с ними не бороться, «религиозные фанатики превратят нашу страну в Афганистан» .

Стал одним из инициаторов закона Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятого 30 декабря 1997 года .

Напишите отзыв о статье "Абубакаров, Сайидмухаммад Хасмухаммадович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Абубакаров, Сайидмухаммад Хасмухаммадович

– Слава богу, что могу ехать, – сказал князь Андрей, – очень жалею, что ты не можешь.
– Зачем ты это говоришь! – сказала княжна Марья. – Зачем ты это говоришь теперь, когда ты едешь на эту страшную войну и он так стар! M lle Bourienne говорила, что он спрашивал про тебя… – Как только она начала говорить об этом, губы ее задрожали и слезы закапали. Князь Андрей отвернулся от нее и стал ходить по комнате.
– Ах, боже мой! Боже мой! – сказал он. – И как подумаешь, что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! – сказал он со злобою, испугавшею княжну Марью.
Она поняла, что, говоря про людей, которых он называл ничтожеством, он разумел не только m lle Bourienne, делавшую его несчастие, но и того человека, который погубил его счастие.
– Andre, об одном я прошу, я умоляю тебя, – сказала она, дотрогиваясь до его локтя и сияющими сквозь слезы глазами глядя на него. – Я понимаю тебя (княжна Марья опустила глаза). Не думай, что горе сделали люди. Люди – орудие его. – Она взглянула немного повыше головы князя Андрея тем уверенным, привычным взглядом, с которым смотрят на знакомое место портрета. – Горе послано им, а не людьми. Люди – его орудия, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймешь счастье прощать.
– Ежели бы я был женщина, я бы это делал, Marie. Это добродетель женщины. Но мужчина не должен и не может забывать и прощать, – сказал он, и, хотя он до этой минуты не думал о Курагине, вся невымещенная злоба вдруг поднялась в его сердце. «Ежели княжна Марья уже уговаривает меня простить, то, значит, давно мне надо было наказать», – подумал он. И, не отвечая более княжне Марье, он стал думать теперь о той радостной, злобной минуте, когда он встретит Курагина, который (он знал) находится в армии.
Княжна Марья умоляла брата подождать еще день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним; но князь Андрей отвечал, что он, вероятно, скоро приедет опять из армии, что непременно напишет отцу и что теперь чем дольше оставаться, тем больше растравится этот раздор.
– Adieu, Andre! Rappelez vous que les malheurs viennent de Dieu, et que les hommes ne sont jamais coupables, [Прощай, Андрей! Помни, что несчастия происходят от бога и что люди никогда не бывают виноваты.] – были последние слова, которые он слышал от сестры, когда прощался с нею.
«Так это должно быть! – думал князь Андрей, выезжая из аллеи лысогорского дома. – Она, жалкое невинное существо, остается на съедение выжившему из ума старику. Старик чувствует, что виноват, но не может изменить себя. Мальчик мой растет и радуется жизни, в которой он будет таким же, как и все, обманутым или обманывающим. Я еду в армию, зачем? – сам не знаю, и желаю встретить того человека, которого презираю, для того чтобы дать ему случай убить меня и посмеяться надо мной!И прежде были все те же условия жизни, но прежде они все вязались между собой, а теперь все рассыпалось. Одни бессмысленные явления, без всякой связи, одно за другим представлялись князю Андрею.

Князь Андрей приехал в главную квартиру армии в конце июня. Войска первой армии, той, при которой находился государь, были расположены в укрепленном лагере у Дриссы; войска второй армии отступали, стремясь соединиться с первой армией, от которой – как говорили – они были отрезаны большими силами французов. Все были недовольны общим ходом военных дел в русской армии; но об опасности нашествия в русские губернии никто и не думал, никто и не предполагал, чтобы война могла быть перенесена далее западных польских губерний.
Князь Андрей нашел Барклая де Толли, к которому он был назначен, на берегу Дриссы. Так как не было ни одного большого села или местечка в окрестностях лагеря, то все огромное количество генералов и придворных, бывших при армии, располагалось в окружности десяти верст по лучшим домам деревень, по сю и по ту сторону реки. Барклай де Толли стоял в четырех верстах от государя. Он сухо и холодно принял Болконского и сказал своим немецким выговором, что он доложит о нем государю для определения ему назначения, а покамест просит его состоять при его штабе. Анатоля Курагина, которого князь Андрей надеялся найти в армии, не было здесь: он был в Петербурге, и это известие было приятно Болконскому. Интерес центра производящейся огромной войны занял князя Андрея, и он рад был на некоторое время освободиться от раздражения, которое производила в нем мысль о Курагине. В продолжение первых четырех дней, во время которых он не был никуда требуем, князь Андрей объездил весь укрепленный лагерь и с помощью своих знаний и разговоров с сведущими людьми старался составить себе о нем определенное понятие. Но вопрос о том, выгоден или невыгоден этот лагерь, остался нерешенным для князя Андрея. Он уже успел вывести из своего военного опыта то убеждение, что в военном деле ничего не значат самые глубокомысленно обдуманные планы (как он видел это в Аустерлицком походе), что все зависит от того, как отвечают на неожиданные и не могущие быть предвиденными действия неприятеля, что все зависит от того, как и кем ведется все дело. Для того чтобы уяснить себе этот последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном, и вывел для себя следующее понятие о положении дел.


Убит духовный лидер Дагестана
Вчера днем в центре Махачкалы была взорвана машина, в которой находились муфтий Дагестана Саид Мухаммад-хаджи Абубакаров, его брат и водитель. Все трое погибли на месте. В республике уверены, что теракт совершен сторонниками радикального исламизма — ваххабитами. В Махачкале начались митинги, которые обещают вылиться в массовые беспорядки. Дагестанская милиция и расположенные в республике войска приведены в состояние повышенной боеготовности.

Совершив утреннюю пятничную молитву — джуму — в центральной мечети Махачкалы, муфтий Дагестана Саид Мухаммад-хаджи Абубакаров, выйдя на улицу, сел в свой служебный автомобиль ГАЗ-3110. В машине уже находились его брат Ахмед и водитель Гайдар Омаргаджиев. Когда "Волга" подъехала к воротам мечети, прогремел мощный взрыв. Машину разорвало на несколько частей. Все трое погибли на месте. Их тела даже не смогли опознать.
Бомба, закопанная на дороге, была радиоуправляемой. Специалисты-взрывники считают, что ее изготовили из 125-миллиметрового осколочно-фугасного снаряда. По мощности она была эквивалентна 6 кг тротила.
Сотрудники правоохранительных органов считают, что теракт совершили ваххабиты. Этой же версии придерживается Союз мусульман России, называющий муфтия самым непримиримым борцом с этим течением ислама.
На днях на расширенном заседании госсовета, правительства и народного собрания муфтий призвал покончить с ваххабизмом: "В противном случае религиозные фанатики превратят нашу страну в Афганистан". На заседании было принято обращение к дагестанцам, в котором говорилось, что если проблему религиозного экстремизма не удастся решить мирным путем, то будет применена сила.
Как раз вчера, после утреннего намаза, жители республики должны были на референдуме вынести приговор ваххабизму, к которому их призывал Абубакаров. Но ваххабиты первыми нанесли удар.
Кто из лидеров экстремистов организовал теракт, пока неизвестно. Среди ваххабитов у муфтия были не только идейные, но и личные враги. Одним из них считают некоего Баудина. По требованию муфтия в 1996 году власти выдворили его из республики. Баудин поселился в чеченском городе Гудермесе, став духовным лидером местных ваххабитов. Тогда Абубакаров произнес пророческую фразу: "Приняв Баудина, Яндарбиев (тогдашний президент Чечни.— Ъ) заложил мину замедленного действия".
В июле этого года в Гудермесе произошли крупномасштабные столкновения между ваххабитами и сторонниками власти. Десятки человек были убиты и ранены. После этого ваххабизм был объявлен в Чечне вне закона. Если Баудин будет задержан, ему придется не только клясться на Коране в верности чеченскому режиму, но и отвечать на вопросы следователей из Дагестана.
Расследование преступления находится под личным контролем главы МВД России Сергея Степашина. По его поручению в Дагестан вылетела оперативно-следственная бригада во главе с начальником Главного управления уголовного розыска Иваном Храповым.
"Убийство муфтия Дагестана — трагедия для всех мусульман России,— заявил муфтий Московский и Центрально-Европейский Равиль Гайнутдин.— В последний раз мы встретились с ним 24 июля на совещании муфтиев в Москве. Абубакаров сказал, что вынужден постоянно менять машины. Значит, уже тогда ему угрожала опасность".

ОТДЕЛ ПРЕСТУПНОСТИ

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайидмухамма́д Хасмухамма́дович Абубака́ров (15 сентября , Цилитль , Гумбетовский район - 21 августа , Махачкала) - муфтий , председатель Духовного управления мусульман Дагестана . Погиб в результате теракта.

Биография

Родился 23 сентября 1959 года в селении Цилитль Гумбетовского района . Ещё будучи в малом возрасте выучил арабский алфавит . Родители, по достоинству оценив способности ребёнка, отдали его в школу когда ему было лишь пять лет. Благодаря занятиям с учителем, нанятым отцом, Сайидмухаммад-хаджи в десятилетнем возрасте в совершенстве овладел таджвидом .

В 1975 году Сайидмухаммад-хаджи поступил на стоматологический факультет , после окончания института 3 года работал по специальности в Горагорске , затем в одной из поликлиник Махачкалы, после этого занимался частной практикой .

С 1993 года являлся заместителем муфтия Духовного управления мусульман Дагестана. В 1993-94 годах учился в сирийском университете «Абу-Нур» .

1 июля 1996 года в связи с болезнью Алихаджи Алиева, являвшегося на тот момент муфтием, Сайидмухаммад-хаджи был назначен исполняющим обязанности муфтия. 26 августа 1996 года Сайидмухаммад-хаджи Абубакаров был единогласно утверждён муфтием Дагестана членами Совета алимов Дагестана .

Гибель

21 августа 1998 года когда Абубакаров на служебной машине ГАЗ-3110 въезжал на территорию центральной мечети Махачкалы для пятничной молитвы, неизвестные преступники взорвали радиоуправляемую бомбу, заложенную на дороге. Вместе с Сайидмухаммадом-хаджи погибли его брат Ахмед и водитель .

Реакция

Память

7 декабря 1998 года улица Чернышевского в Махачкале была переименована в улицу Абубакарова .

22 августа 2003 года в память о пятой годовщине смерти Сайидмухаммада-хаджи в Махачкале прошла научно-практическая конференция «Ислам в современном мире: жизнь и деятельность Сайидмухаммад-хаджи Абубакарова» .

Деятельность

Сайидмухаммад-хаджи был активным борцом с ваххабитами. По его словам, если с ними не бороться, «религиозные фанатики превратят нашу страну в Афганистан» .

Стал одним из инициаторов закона Республики Дагестан «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятого 30 декабря 1997 года .

Напишите отзыв о статье "Абубакаров, Сайидмухаммад Хасмухаммадович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Абубакаров, Сайидмухаммад Хасмухаммадович

На следующее утро появился Караффа. Он был свежим и очень довольным, что, к сожалению, не предвещало для меня ничего хорошего.
Усевшись в кресло прямо передо мной, но не испросив на это разрешения, Караффа ясно дал этим понять, что хозяин здесь он, а я являюсь всего лишь подсудимой в красивой клетке...
– Надеюсь, Вы легко перенесли дорогу, мадонна Изидора? – нарочито-вежливым тоном произнёс он. – Как Ваши покои? Вам что-нибудь нужно?
– О, да! Я бы хотела вернуться домой! – подыгрывая его тону, шутливо ответила я.
Я знала, что терять мне было практически нечего, так как свою жизнь я уже почти что потеряла. Поэтому, решив не давать Караффе удовольствия меня сломать, я старалась изо всех сил не показывать ему, насколько мне было страшно...
Это не смерть, чего я больше всего боялась. Я боялась даже мысли о том, что я уже никогда не увижу тех, кого так сильно и беззаветно любила – мою семью. Что, вероятнее всего, уже никогда больше не обниму свою маленькую Анну... Не научу её тому, чему учила меня моя мать, и что умела я сама... Что оставляю её полностью беззащитной против зла и боли... И что уже не скажу ей ничего из того, что хотела и что должна была сказать.
Я жалела своего чудесного мужа, которому, я знала, будет очень тяжело перенести потерю меня. Как холодно и пусто будет в его душе!.. А я даже никогда не смогу сказать ему последнее «прощай»...
И больше всего я жалела своего отца, для которого я была смыслом его жизни, его путеводной «звездой», освещавшей его нелёгкий тернистый путь... После «ухода» мамы, я стала для него всем, что ещё оставалось, чтобы учить и надеяться, что в один прекрасный день я стану тем, что он так упорно пытался из меня «слепить»...
Вот чего я боялась. Моя душа рыдала, думая обо всех, кого я так люблю. О тех, кого я теперь оставляла... Но этого было ещё мало. Я знала, что Караффа не даст мне так просто уйти. Я знала, что он непременно заставит меня сильно страдать... Только я ещё не представляла, насколько это страдание будет бесчеловечным...
– Это единственное, чего я не могу Вам предоставить, мадонна Изидора – забыв свой светский тон, резко ответил кардинал.
– Ну, что ж, тогда хотя бы разрешите мне увидеть мою маленькую дочь – холодея внутри от невозможной надежды, попросила я.
– А вот это мы вам обязательно организуем! Только чуточку позже, думаю – размышляя о чём-то своём, довольно произнёс Караффа.
Новость меня ошарашила! У него и насчёт моей маленькой Анны, видимо, был свой план!..
Я была готова переносить все ужасы сама, но я никак не была готова даже подумать о том, что могла бы пострадать моя семья.
– У меня к Вам вопрос, мадонна Изидора. И от того, как Вы на него ответите, будет зависеть, увидите ли Вы в скором времени свою дочь, или Вам придётся забыть о том, как она выглядит. Поэтому советую Вам хорошенько подумать, перед тем, как отвечать, – взгляд Караффы стал острым, как стальной клинок... – Я хочу знать, где находится знаменитая библиотека Вашего деда?
Так вот, что искал сумасшедший инквизитор!.. Как оказалось, не таким уж он был и сумасшедшим... Да, он был совершенно прав – старая библиотека моего дедушки хранила чудесное собрание душевного и умственного богатства! Она была одной из самых старых и самых редких во всей Европе, и ей завидовал сам великий Медичи, который, как известно, за редкие книги был готов продать даже свою душу. Но зачем такое понадобилось Караффе?!.
– Библиотека дедушки, как Вам известно, всегда находилась во Флоренции, но я не знаю, что с ней стало после его смерти, Ваше преосвященство, так как более не видела её.
Это была детская ложь, и я понимала, насколько наивно это звучало... Но другого ответа у меня просто так сразу не нашлось. Я не могла допустить, чтобы редчайшие в мире труды философов, учёных и поэтов, труды великих Учителей попали в грязные лапы церкви или Караффы. Я не имела права такого допускать! Но, пока что, не успев ничего лучшего придумать, чтобы всё это как-то защитить, я ответила ему первое, что в тот момент пришло в мою, воспалённую от дикого напряжения, голову. Требование Караффы было столь неожиданным, что мне нужно было время, чтобы сообразить, как поступать дальше. Как бы подслушав мои мысли, Караффа произнёс:
– Ну, что ж, мадонна, я оставляю вам время подумать. И очень советую не ошибиться...