Как называется кукла для колдовства. Как сделать куклу Вуду на человека? Самостоятельный ритуал. Заклинание нужно произнести ровно семь раз

(Воронеж: НПО "МОДЭК" 2002)

Что такое кладбище?

Итак, для верующего христианина нет мрака смерти, нет в сущности и смерти, а лишь упокоение, или успение в надежде прекрасного утра воскресения.

Для православных христиан, в отличие от многих других религий, тело не является «темницей для души». Христиане верят в воскресение всего человека, а не только такой его составной части, как душа. Именно поэтому и появились на Руси кладбища как Божье поле всеобщего воскресения, а тела не сжигаются и не отдаются на растерзание животным.

Порядок погребения на кладбище

Погребение на кладбище православного христианина совершается по истечении трех дней после смерти, если смерть не наступила в результате заразной болезни. В таких случаях, с разрешения врача и по требованию обстоятельств, можно хоронить ранее трех положенных дней.

В первый день Пасхи, Рождества Христова и в другие высокоторжественные церковные дни погребение можно совершать не ранее начала вечерней службы или на 2-й день праздника.

На кладбище тело усопшего несется после отпевания в храме. Святая Церковь в знак примирения и единения с душою усопшего на краю могилы предает его тело земле. Для этого перед закрытием гроба и положением его в могилу родные и близкие подходят проститься с покойным, дать ему последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и лоб, где лежит венчик, после чего возвращаются на места, где стояли прежде. После этого с груди усопшего забирается икона, которая должна быть оставлена в храме до сорока дней или сразу отнесена в дом покойного, и с усопшим прощаются женщины, у которых на этот день приходятся месячные.

После этого покойного полностью закрывают покрывалом и священник крестовидно бросает землю на тело усопшего «предает его земле» со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Затем на усопшего возливается елей в знаменование того, что умерший уже окончил и совершил священные подвиги, к которым был призван, и теперь его душе предстоит пройти мытарства и достигнуть Царства Славы. Наконец, на тело усопшего посыпается пепел из кадильницы в знаменование того, что смерть благочестивого христианина, подобная благоухающему фимиаму, угасла для земли, но не для неба. Если кладбище находится далеко от храма, то этот последний обряд совершается в храме. При этом поется тропарь: «Со духи праведных...» Теперь гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями. После этого при пении литии гроб с телом на веревках или на длинных широких полотенцах опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со духи праведных...» могила засыпается землей. Затем по чину литии положена сугубая ектения (усердная молитва верующих к Богу об усопшем), и после того, как могила совсем засыпана, произносится отпуст: «Слава Богу, сице устроившему».

Когда могила засыпана, над ней устраивается могильный холм. На засыпанной могиле сразу делают крест, хотя бы маленький, временный, пока не поставят новый, в рост человека. Крест может быть как начертан на надгробной плите, так и быть поставленным над надгробием. Крест устанавливается в ногах погребенного так, чтобы Распятие было обращено к лицу усопшего. Крест символизирует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа на небе. У русских в прошлые века был распространен обычай ставить на могилах кресты с двускатным покрытием, под которым устанавливалась иконка. Такие кресты назывались «часовенка».

О могиле православного христианина

Могила для православного христианина является земляной постелью, где он ожидает всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Поэтому во время опускания гроба с телом в могилу пришедшие трижды поют: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Все пришедшие на погребение перед закрытием могилы бросают в нее по комку земли. Это действие символизирует слова Бога: «Земля еси - и в землю отыдеши» (Быт. 3,19).

Правила поведения на кладбище

Могилы на кладбище считаются местом, которое нельзя осквернить: разорить, распахать, а тем более раскопать, чтобы украсть из нее сохранившиеся вещи. Так, по правилу Василия Великого: «Раскапывающий гробы для хищения, отлучается от причастия святых Христовых Тайн на десять лет». Запрещается также забирать венки, лампады оставленные на могиле. Не допустимо также превращать могилы в мусорные свалки, в том числе бросать на них землю при выкапывании новой могилы.

Церковь не запрещает умеренного плача по усопшим, но она не допускает непристойных проявлений скорби на кладбище, свойственных язычникам. Громкие стенания, разрывание на себе одежды не свойственны православным христианам, возлагающим свое упование на Промысл Божий. Так, русский народ, хотя и воспринимал близко к сердцу все, что связано со смертью, но никогда не ассоциировал кладбище с мрачным местом, как это считается в наши дни. Кладбище для наших предков было местом, куда они регулярно приходили, чтобы помолиться о своих усопших родственниках, местом, которое наводило на полезные размышления, местом принятия многих душеспасительных решений в своей жизни.

Конечно, современные кладбища значительно отличаются от погостов исконно христианских. Сложно не заметить разницу между старым традиционно православным монастырским кладбищем и современным «остатком» советского времени. Если старые православные кладбища заставляют задуматься о вечности, о Боге, о почивших предках и духовной связи с ними, то современные гранитные аллеи «героев» бандитских разборок в полный рост заставляют задуматься о несколько иных вещах. Глядя на черный гранит, ничего, кроме чувства холода и мрака, не возникает. Даже внешний вид надгробий и памятников православных христиан разительно отличается. Если христианские надгробные надписи вселяют надежду и утешение, как то: «Ты будешь жить в Боге», «Душа возвратилась к Христу», «Здесь покоится в мире Александр, чтобы воскреснуть во Христе», то современные надписи часто не идут дальше расхожего: «От братков» или набившего оскомину советского образчика «Спи спокойно, дорогой товарищ», написанного под звездой. Кстати, по 9-му правилу Лаодикийского собора: «На кладбища всяких еретиков да не будет позволено ходить верным, а нарушающих это правило лишать общения церковного на некоторое время:». Нельзя превращать поминовение усопших на кладбище в обыкновенные попойки, а тем более лить водку на могильный холм. Родные могут помянуть покойного кутьей (отварными зернами пшеницы с медом или вареным рисом с изюмом), конфетами. Здесь зерна символизируют воскресение, а мед, изюм, конфеты - сладости, которыми наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Поминают умершего кутьей по обычаю в 3, 9, 40-й дни после его успения.

Кроме того, еще с древних времен Православной Церковью принято посещать могилы усопших родственников на Радоницу (или Радуницу). В этот день совершается общее поминовение умерших. Как правило, это понедельник или вторник после Фоминой недели (8-й или 9-й дни после Пасхи). В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда происходит и название праздника. К этому дню люди стараются подновить могилы, посыпать их песком. На Радоницу на могилах устраивают трапезу, поминают усопших. Живые христосуются с умершими, приносят с собою на могилы окрашенные яйца. В некоторых местах до наших дней сохранился обычай красить к этому дню яйца не в красный цвет, а в желтый или темносиний. Яйца отдают нищим, оставляют на могилах, крошат для птиц. На Радоницу на кладбищах служили молебны по усопшим. Здесь следует подчеркнуть, что именно на Радоницу, а не на Пасху Христову православные посещают кладбища.

Существует также вполне благочестивый обычай устраивать на могиле «сад»: сажать цветы, плодовые деревья.

Порядок поминовения усопших

Обычай поминать усопших был установлен уже в Ветхозаветной Церкви. О поминовении усопших говорится и в Апостольских Постановлениях. В них указаны молитвы за усопших при совершении Литургии, а также дни, в которые особенно необходимо поминать почивших православных христиан: третий, девятый, сороковой, годовщину.

Самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией является Литургия за усопших, принесение для их спасения Бескровной Жертвы.

Многие люди перед смертью не успели сподобиться Таинства Покаяния и святого Причащения, умерли неожиданно. Они уже не могут покаяться сами, подать за себя милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви могут облегчить их загробную участь.

Для того чтобы ваших усопших близких помянули на Литургии, вам надо подать в храм Церковную записку «О упокоении». В ней вы перечисляете имена всех тех умерших, кто вам дорог, но обязательно крещенных в Православной вере. Поминовение некрещенных на церковных службах не совершается. Не совершается также поминовение самоубийц, как отказавшихся от помощи Божией.

Записки на заказную Литургию лучше подавать после вечерней службы, но можно и с утра, если вы придете до начала службы. Имена пишутся в родительном падеже, в церковном написании. Например, Георгия, а не Юрия, Дионисия, а не Дениса. Втечение первых сорока дней с момента смерти делается приписка «новопреставленного», а при поминовении детей до семи лет «младенца».

Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания Литургии, подаются отдельно.

Также сразу после кончины близкого вам человека о его упокоении следует заказать сорокоуст - ежедневный молебен в течение сорока дней, когда каждый день за новопреставленного происходит изъятие частицы из просфоры.

Безусловно, важным моментом поминовения усопших является и частная, домашняя молитва христиан. Особенно она важна, когда дело касается людей умерших некрещеными, самоубийц. Но совершать такие молитвы надо опять же с осторожностью, с благословения священника. В таких молитвах православные христиане уповают на безграничное милосердие Божие и дерзновенное предстательство пред ним Божией Матери и святых Угодников Божиих.

Относительно поминовения усопших христиан в третий, девятый, сороковой день и годовщину смерти следует сделать следующее пояснение.

Поминовение умершего в третий день после его смерти совершается в честь трехдневного воскресения Иисуса Христа и в образ Пресвятой Троицы. На третий день душа человека возносится на небо для поклонения Богу. В девятый - в честь девяти ангельских чинов, которые ходатайствуют о помиловании усопшего. От третьего до девятого дня душа в сопровождении ангелов созерцает райские обители. В девятый день душа снова предстает пред Богом, после чего ее отводят в ад, где до сорокового дня умершим созерцаются мучения нераскаявшихся грешников. В сороковой - в память Вознесения Иисуса Христа на небо. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Всеблагого. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по своим делам. Годовщина для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

Кроме этих дней Церковь установила особенные дни для торжественного, вселенского поминовения всех умерших. Это дни: суббота мясопустная (перед сырной неделей), три субботы Великого Поста (вторая, третья и четвертая), Радоница (вторник второй седмицы по Пасхе), Троицкая родительская суббота (перед праздником Троицы), Димитриевская родительская суббота (суббота перед Димитриевым днем 8 ноября по н. ст.).

Поминовение усопших воинов Православной Церковью совершается 9 мая по н. ст., 11 сентября, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Необходимо также поминать усопшего во все годовщины его смерти, рождения, дни ангела.

Поминовение православными христианами проводятся без возлияний спиртных напитков, чинно, благоговейно, в молитве. В эти дни желательно делать благотворения нищим и близким в память об усопшем.

Суеверия, связанные с усопшими близкими и поведением на кладбище

Таинство смерти всегда будоражило умы людей. Невозможность заглянуть до срока за границу земной жизни делала «тот свет» пугающим и притягивающим одновременно. В основном именно это обстоятельство породило у людей множество предрассудков и примет, связанных со смертью. Многие из них появились еще во времена язычества, но «благополучно» перкочевали в наши дни.

Так одним из суеверий являются такие действия, как помещение в гроб к умершему, различной пищи, графина с водкой. Оставление на могиле покойного перевернутого горшка, якобы для того, чтобы покойному «на том свете» было из чего пить. К тому же относится переворачивание на могиле горшка с тлеющими углями, для «согревания покойника». Также к вредному суеверию, имеющему свои корни в народной магии, относится закапывание на прекрестках, чужих полях предметов, связанных с покойником, - мыла, расчески и т.п. С этими действиями связано суеверие, что покойник не найдет дороги домой.

В древнерусском «Слове св. Григория» (по Чудовскому списку XVI в.) осуждаются сатанинские дела, как то, выметание со двора и сжигание мусора в Великий четверг для «согревания покойников».

К очень вредным суевериям относится мысль, что земля с могилы помогает побороть страх, тоску и болезнь. Для этого землю со свежей могилы сыплют родственникам усопшего за шиворот, натирают ею место около сердца, кладут в воду, которой обмываются. Дело в том, что могильная земля очень широко применяется во вредоносной магии и колдовстве. Часто приходится видеть в храмах на отчитках людей, жестоко пострадавших именно от могильной земли. Не разрешайте никому ставить над собой «опыты» с этой землей, дабы не потерять душевное и физическое здоровье. Здесь не говорится о песке с могил святых, который действительно воспринимается христианами и действует как святыня.

К следующему суеверию относится поверие, что в случае недостаточных размеров могилы, когда ее приходится расширять, вскоре за погребенным туда отправится новый покойник. Это же касается и тех случаев, когда могила оказывается велика. Не пугайтесь, если осыпаются края могилы или туда упадет кто-нибудь по неосторожности. Ничего страшного в этом православная Церковь не видит.

К суевериям относится и бросание денег в могилу, якобы для того, чтобы покойник выкупил себе место на кладбище.

Недопустимо также разжигание костров на могиле мертворожденного ребенка.

Также суеверием является хождение до рассвета в первый день Пасхи на кладбище просить прощение у матери и отца тех, кто был проклят покойными родителями. Считалось, что если в это время в земле раздастся гул, то это означает, что отец или мать простили свое дитя, и потому их приняла земля, которая раньше не принимала их за грех проклятия.

Следующим суеверием является заглядывание в печку или в бочку по возвращении с кладбища, чтобы не бояться покойника.

Церковь также выступает против бросания на Фоминой недели пищи в воду семьями, где есть утопленники.

Еще одним суеверием является натапливание бани для мертвецов на Фоминой неделе, закапывание пасхальных яиц в могильный холм.

Заключение

Мы не знаем, когда завершится наш земной путь, но знаем, что все завершится во Христе, через Которого все стало быть. Во Христе мы и воскреснем. Как показал Бог через пророка Иезекиля: «Кость присоединится к кости, сустав к суставу, и образуются жилы, плоть и кожа, и так возстанут (совершенные тела)» (Иезек. 37, 7-8). И Апостол, зная, что мы возстанем с телами, научил нас, говоря: «Подобает тленному облечься в нетление, и умершему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53). Именно поэтому христиане относятся к кладбищам, как к местам будущего воскресения, берегут их и заботятся об их сохранности.

Жизнь и смерть - две неразрывные составляющие земного существования человеческой души. У разных народов сложились определенные правила погребения, бережно передаваемые из поколения в поколение. По христианским обычаям усопших предают земле, в день погребения на могиле ставится деревянный восьмиконечный крест, возлагаются цветы. Когда убирают венки с могилы после похорон и нужно ли это делать? Давайте попробуем ответить на эти вопросы, опираясь на церковные каноны и народные традиции.

Крест как символ нетленности души

По христианским обычаям крест следует ставить в ногах усопшего, чтобы лицо покойного было обращено к распятию. Этим правилом часто пренебрегают, устанавливая крест в головах. Нередко нарушается еще один церковный канон - прикручивание к кресту фотографии умершего родственника. Так делать не нужно, достаточно повесить табличку с именем и датами рождения/смерти.

У православных крест является традиционной формой надгробия, стремящаяся вверх макушка указывает на небеса - место пребывания освободившейся от бренного тела души. По сложившимся традициям, на могилу возлагают цветы и ставят похоронные венки в дань памяти и уважения к покойному.

Какие цветы лучше, живые или искусственные?

Поддержание порядка на кладбище - аспект не столько духовный, сколько социальный. Согласитесь, что умершему абсолютно неважно, как выглядит его могила. Это нужно живым - чтобы было куда прийти в минуты скорби или радости, попросить совета или получить благословение. Вопроса, когда убирают венки с могилы после похорон по церковным канонам, не должно было существовать в принципе. Во всяком случае, до середины прошлого века такой проблемы не возникало.

Всё дело в том, что по христианским обычаям могилы украшались живыми цветами, срок жизни которых недолог. Поэтому их убирали в течение первых нескольких дней. Очищать место погребения от ненужных деталей, приводить его в надлежащий вид можно и нужно в любое время. Так считает большинство священнослужителей. Более того, по канонам церкви, искусственные цветы, пришедшие сегодня на смену живым, - символ лжи и лицемерия.

Привязка к сороковому поминальному дню

В советское время, когда особо не соблюдались, появилась традиция возлагать на могилы цветы, изготовленные из легкой ткани или бумаги. Сегодня похоронные венки делают из пластика, что значительно продлевает срок их службы. Эти поминальные атрибуты могут находиться под открытым небом без ущерба своему внешнему виду несколько месяцев и даже лет.

Люди, глубоко верующие, на вопрос, когда убирают венки с могилы после похорон по церковным канонам, обычно отвечают: к сороковому дню после захоронения. В действительности, строгих церковных правил на этот счет не установлено.

Можно объяснить справедливость данного утверждения сложившимся в православии обычаем по истечении 40 дней после похорон приглашать священника на могилу усопшего для свершения заупокойной службы. Весьма желательно, чтобы к приходу батюшки здесь было красиво и чисто прибрано. Но повторимся: никаких запретов на наведение порядка в местах захоронения раньше этого срока не существует.

Как ухаживать за могилой

Уход за могилами, по мнению священнослужителей, должен осуществляться регулярно, по мере необходимости. Убирать увядшие цветы, заменять пришедшие в негодность венки, подправлять осыпавшуюся землю - это можно делать в любое время. Таким образом живущие отдают дань уважения умершим, показывают окружающим и в первую очередь себе, что в их сердцах не угасает память и любовь к ушедшим.

Когда убирают венки с могилы после похорон, в случае оседания почвы, ее подправляют лопатой, придавая холмику правильную форму. Поверхность можно обложить зеленым дерном, высадить вокруг многолетние цветы. Хорошо приживаются и не требуют постоянного ухода хризантемы, цинии, бархатцы, нарциссы, ландыши. В таком случае отпадает необходимость в использовании искусственной атрибутики.

Куда девать пришедшие в негодность венки

При каждом кладбище существуют специально отведенные места для складирования подобных предметов, являющихся в конечном итоге бытовыми отходами, подлежащими утилизации. Во многих странах постепенно отказываются от использования искусственных венков, так как переработка пластика требует дополнительных затрат и наносит вред экологии.

Представьте себе огромное городское кладбище, где ежедневно производятся сотни захоронений. Естественно, когда убирают венки с могилы после похорон, образуются целые завалы ненужных поминальных атрибутов, которые потом вывозятся на свалку. В сельской местности отслужившие свой срок венки попросту сжигают где-то поблизости. Выделяющийся при этом едкий запах пластика не только загрязняет окружающую среду, но и нарушает благостную атмосферу внутри деревенского погоста.

В какие дни нельзя убираться на кладбище

Согласно церковным уставам, запрещается делать уборку, красить ограды, сажать цветы и деревья на могилах во все воскресные дни, а тем более в православные праздники. Такие действия считаются грехом и высказыванием неуважения к церкви.

Кроме того, существуют определенные периоды, когда вообще не следует ходить на кладбище. К таким относятся:

  • Святочные дни (с 7 по 20 января).
  • Чистый четверг, Страстная пятница и Великая суббота.
  • Пасха и последующая за ней Светлая седмица.
  • Дни двунадесятых праздников.
  • Любые воскресные дни.

Навещать усопших обычно начинают с Радоницы (родительского дня), приходящейся на вторник спустя шестнадцать дней после Пасхи.

А нужен ли памятник?

Православная церковь осуждает любые излишества при обустройстве мест захоронения. Но поскольку многие из нас не относят себя к глубоко верующим, на протяжении последних нескольких десятилетий сложился обычай устанавливать на могилах памятники. Как правило, такие монументы изготавливают из мрамора или гранита, отливают из различных видов металла. Часто можно слышать в ответ на вопрос, когда ставить памятник после похорон, утверждение: не раньше, чем через двенадцать месяцев. Почему так?

Некоторые объясняют это необходимостью выдержать срок в 1 год, после которого любые манипуляции на могиле усопшего не смогут его потревожить. Согласно народным поверьям, через 12 месяцев душа покойного окончательно покидает наш мир. Вполне возможно, что в таких рассуждениях присутствует какое-то рациональное зерно. Заглянуть за грани вечной темноты еще никому не удавалось.

Что интересно, в мастерских по изготовлению тяжелых надгробий вам скажут то же самое. Только основание будет более приземленным, без привязки к загробной мифологии. Итак, когда ставить памятник после похорон? Только тогда, когда почва на могиле полностью уплотнится, даст окончательную усадку. На этот процесс в большинстве случаев требуется не менее одного года. В противном случае металлическая или каменная конструкция может встать неровно, перекоситься, упасть или деформироваться из-за движения почвенных слоев.

Крест памятнику не помеха

Теперь мы знаем, куда и когда убирают венки с могилы после похорон. Но вот с установленными при погребении крестами, согласно православным обычаям, следует обращаться бережно. Даже если вы решили увековечить память умершего родственника в мраморе или бронзе, крест нужно оставить на месте. Монумент в таком случае устанавливается либо рядом с крестом, или на противоположной от него стороне.

В отдельных случаях крест можно уложить рядом с могилой или, по согласованию со священнослужителем, сжечь в церковной печи. Думается, что при любом раскладе не так уж и важны внешние проявления уважения к усопшим. Главное - душевное родство и память, живущая в нашем сердце.

Пасха – это самый главный праздник в году.

Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших. Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды.

Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели.

В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

ЭТО ВАЖНО! Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма. А сейчас, когда храмы открыты, поэтому эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»(Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18). Можно выпить, но нельзя напиваться. Усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

Как поминают усопших в дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких.

К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших. Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Когда можно ходить на кладбище:

    *в день похорон;

    *на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;

    *каждый год в день ухода человека из жизни;

    поминальные дни – понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;

    *Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;

    *2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;

    *Троицкая суббота – день перед праздником Святой Троицы;

    *Дмитровская суббота – первая суббота ноября.

    Когда нельзя ходить на кладбище:

    *православие не приветствует посещать могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;

    *Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;

    *считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;

    *женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола.

    Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.

    По приходе на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего. Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.

    Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них. Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека.

    В случае когда вы что-то обронили на мертвую землю, лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет для вас очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы).

    Уходя с кладбища, не оборачивайтесь и тем более не возвращайтесь. Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.

    По материалам ИА "Православие и Мир"

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Вопрос про частоту посещения кладбищ перед обываетлями встает довольно часто. Ведь у каждого свое понимание того, когда и как нужно посещать могилы: одни ходят строго в установленные дни, другие - почти как на работу. Церковь же дает свои рекомендации, когда необходимо ходить на погост.

Естественно, такие инструкции - это просто рекомендация: заставить человека строго придерживать установленных правил невозможно. Поэтому можно их просто взять за основу, а далее определить для себя удобный график.

Какие дни установлены для посещения кладбищ

Обычно рекомендуют посещать погост в дни поминовений , в день кончины того, кого собираются посещать на кладбище, в Радоницу, а также допускается посещение кладбища каждую субботу - она считается заупокойным днем. Ко дням поминовения усопших относят 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти.

В Радоницу совершается в или вторник недели, следуемой за пасхальной. Его чаще в просторечии называют родительским днем. Но несмотря на подобную градацию, многие переносят Радоницу на выходные перед ней. Это объясняется тем, что большая часть населения работает и в рабочий день не может найти достаточно времени для посещения погоста. Ведь мало просто приехать на могилку, на ней обязательно нужно убраться: выкинуть старые и выцветшие цветы, помыть те, что еще выглядят достойно, вырвать сорняки, на тарелочку специальное угощение.

Так как Радоница отмечается после Пасхи, в качестве угощения, как правило, используют крашеные яйца, куличи, конфеты и т.д. Однако это не ограничивает вас, и вы вполне можете привезти и что-нибудь другое.

Посещение кладбища на Радоницу относится к числу обязательно и ознаменовывает собой тот факт, что Христос сошел в ад и победил смерть. Такой день считается своеобразным праздником для усопших. Ведь родственники, собираясь на могилке, поздравляют их с воскресением Господним.

Что же касается церковных праздников - Рождества, Троицы, Благовещения и т.д. - крайне не рекомендуется ходить в эти дни на кладбища. Ведь покойные люди уже не относятся к этому миру, а находятся в Царстве небесном. Распространенной ошибкой считается и поход на кладбище в Пасху, так как это праздник живых.

Во все остальные дни, если появляется желание, рекомендуют посещать церковь и ставить свечки за упокой.

Правила посещения

Что касается цветов, которые берут с собой на кладбище, расхожий миф, что их должно быть четное количество. Для покойника совершенно неважно, сколько их будет - 4 или 5. Чаще всего берут с собой искусственные цветы, хотя рекомендуется от них воздерживаться. Лучше засадить землю различными растениями. А зимой что живые растения, что искусственные цветы из-под снега не видно.

Если вы хотите зажигать свечи на могилке, что сегодня совершенно не возбраняется, делать это нужно по определенным правилам. Необходимо приобрести специальные свечи в церкви и зажигать их непосредственно перед крестом (или, что чаще бывает, памятником).

Посещать кладбище нужно только трезвым. Быть под шофе и не прилично, и некрасиво. Кроме того, кладбище - не место для увеселений: въезжая на погост на машине, выключайте музыку.

И помните, что выносить с кладбища ничего нельзя. Вы вынесете отрицательную энергетику, которой на кладбище в избытке. Причем это касается любых предметов - будь то красивый цветок, ветка с дерева или мусор (для него есть на кладбищах специальные мусорки).