Как правильно провести поминальный день — Радоницу. Родительский день в православии: традиции и суеверия

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

9 день от Пасхи - родительский день, принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.


День особого поминовения усопших

Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) - имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово "тризна" стало обозначать поминки, а "радоница" - весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.


Обычаи

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»


«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.


История праздника Радоница

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), праздник Радоница отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".


По традиции "на Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут", то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы.


Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Мы сердечно поздравляем всех христиан с праздником Радоницы!

У христиан православной веры каждому из семи дней недели отводится особое место, поскольку он имеет определенное отношение к конкретному святому, оставившему весомый след в деле служения Христу. Такие дни связаны с какими-то великими событиями и приурочены к значимым праздникам. Взять хотя бы шестой день. Именно в субботу христиане восточного обряда молятся о тех своих единоверцах, которые уже покинули этот мир. Родительский день - так называется день памяти усопших.

Дань предкам

Иными словами, это день покоя и умиротворения. Однако, кроме субботы, существуют так называемые родительские дни, когда принято поминать всех усопших родственников. Дело в том, что много веков назад населявшие древнерусскую державу славяне употребляли термин «родители» и в отношении предков, которые отошли в мир иной.

Сегодня многие христиане не знают, какого числа родительский день. Но нужно с почтением относиться к своим предкам и традициям.

Когда проходят поминальные дни в России?

В году имеется семь дней, которые православные причисляют к поминальным родительским дням.

  1. Суббота, предшествующая самому большому по продолжительности посту, Великому. День, в который еще дозволено наслаждаться вкусом мясных блюд, называется субботой "вселенской мясопустной". Обычно от Великого поста её отделяют семь дней.
  2. Великий пост, который обычно длится 40 дней, предполагает три родительских дня: первый приходится на вторую, второй - на третью, третий - на четвертую неделю.
  3. После празднования Воскресения Господнего (или Пасхи), спустя чуть больше недели, во вторник, православные отмечают Радоницу. Термин происходит от слова «радость», так как именно в этот день души усопших имеют возможность побыть вместе со своими живыми родственниками.
  4. Праздник «со слезами на глазах» - День Победы, отмечаемый 9 мая, тоже считается днем памяти погибших соотечественников в 1941-1945 гг.
  5. Суббота, предшествующая Пятидесятнице, или празднику Святой Троицы, называется Троицкой родительской субботой. Она предваряет вхождение в Апостольский пост. Родительский день предполагает хождение в церковь и на кладбище.
  6. День 11 сентября для православных верующих означает Усекновение главы Ионна Крестителя, или Предтечи. В 1769 году, когда Россия вынуждена была вести войну с Польшей и османской Турцией, императрица Екатерина своим указом назначила именно эту дату для того, чтобы каждый год поминать всех воинов, отдавших свои жизни во имя Православной веры и Отечества.
  7. Неделя перед днем памяти небесного покровителя русского князя Дмитрия Донского. Он прославился тем, что выиграл Куликовскую битву. Его небесным покровителем был Дмитрий Солунский. В его честь был установлен соответствующий праздник, а за неделю до него поминают павших на Куликовом поле воинов. Это Дмитриевская родительская суббота, и в 2015 году она приходится на 7 ноября.

Многочисленные службы

Во все родительские дни в православных храмах проводятся службы за упокой. В качестве милости за усопших накрывают так называемый панихидный стол, на который верующие ставят хлеб, печенье, конфеты, фрукты и т.п., за исключением мяса. Хорошей традицией стало раздавать продукты с панихидного стола всем нуждающимся, голодающим, а также воспитанникам детских домов, пожилым и больным людям в домах престарелых.

Нужно почитать родительский день. Какого числа он был и будет в 2015 году? Ответы на этот вопрос знает каждый, кто ходит в церковь. Первый день памяти был 14 февраля, а последний будет 7 ноября. Между ними тоже были родительские дни.

Наиболее почитаемый родительский день

Чаще всего в качестве родительского дня православные отмечают Радоницу. Из всех вышеупомянутых семи родительских дней этот не вписывается в общепринятое правило. Радоница приходится не на субботу или воскресенье, а на вторник.

Верующие не скорбят в этот день, а радуются победе Иисуса Христа над смертью и тому, что каждый из верующих все-таки пришел в наш мир, чтобы в конце пути выбрать вечную жизнь. Все ныне здравствующие в родительский день пребывают в хорошем настроении.

Традиции и обычаи

Родительский день - это повод наведаться к могилкам своих усопших родственников. На кладбище надо навести порядок. Также перед проведением церковной службы рекомендуется пойти в церковь и подать записку с именами усопшего/усопших. Во время службы они будут зачитываться батюшкой на алтаре. Неплохо бы поминающим родственникам пройти процедуру причащения в конце литургии. Свадьба в родительский день не играется, такого пышного торжества не одобряют служители церкви. Лучше перенести мероприятие на другие дни.

Православная церковь не приветствует традицию ставить на могилки среди прочей еды рюмку, наполненную водкой, а сверху ломоть хлеба. Намного больше принесет пользы для души покойного искренняя молитва, а еду надо раздать тем, кто в ней нуждается. Кладбище - не место для распития спиртных напитков.

Дни поминовения усопших, известные также как Родительские субботы, занимают особое место в православной традиции. Согласно христианскому вероучению смерть человека не прекращает тех отношений, которые связывали его с живыми. Продолжение их выражается и осуществляется в молитвенном поминовении усопших.

Любая суббота является для православных особым днем, временем отдыха и размышлений. В этот день Господь создал мир и отдыхал от дел. Во всех церквях в субботу идут богослужения. Но самые особые для православных — вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Они призваны пробудить в нас особую тягу к воспоминаниям о близких. Потому что, когда в нашей жизни происходит трагедия и мы расстаемся с дорогими нам людьми, нам кажется, что мы никогда не забудем их лица и всегда будем о них скорбеть. Но проходит время, и человек постепенно начинает забывать, а память бледнеет. А значит, человек нуждается в особом напоминании, и помогает в этом Церковь.

Именно для этого установлены особые родительские дни — Радоница и Димитриевская суббота. Также 9 мая мы поминаем усопших воинов. Это сравнительно новая традиция, но уже воспринятая Церковью.

Родительская суббота начинается с богослужения

Лучше прийти пораньше, на литургию, и помолиться. Хорошо также передать записку с именами своих близких (крещеных), чтобы священник в своей молитве прочел их имена. Конечно, ввиду их большого количества эти имена не читаются вслух, но это не отменяет главного — самой молитвы. Такая записка называется «об упокоении». В любом храме даже новичок легко разберется, где можно взять этот чистый листок. На нем достаточно написать только имена. Неплохо поставить свечу на панихидный стол. Обычно он находится в храме слева, это большой стол, на нем всегда много свечей, над ним находится распятие. В затруднительном случае всегда можно обратиться за подсказкой к священнику.

Поездка на кладбище

В Родительскую субботу издревле принято посещать кладбища. Для наших предков кладбище было местом, куда они регулярно приходили, чтобы помолиться о своих усопших родственниках, местом, которое наводило на размышления, где принимались важные решения о своей жизни.

Как правильно вести себя там, а чего делать не стоит, рассказывает священник Григорий Мансуров:

— Сама по себе традиция совершать поминальную трапезу на могилах родных очень древняя. И христианство не выступает против этого обычая. Церковь не благословляет, но и не запрещает традицию трапезы на кладбище. Но для православного оскорбительно быть суеверным, а суеверия прочно закрепились в сознании русских людей. Одно из самых распространенных суеверий — оставлять на могилке еду, думая, что душа каким-то образом будет «угощаться». Обычно это объясняют так: для птичек. Но птиц можно покормить и в другом месте, не стоит делать это на могиле, а лучше сделать кормушку своими руками. А вот что Церковь не одобряет и запрещает — это употребление спиртного, потому что пьянство само по себе большой грех. Можно подумать о причинах таких устоявшихся заблуждений. У человека есть потребность сделать что-то для души умершего близкого. Но мы все так или иначе материалисты, и нам нужно осязаемое подтверждение нашего дела. И вот человек думает: если мне хорошо, когда я выпью, значит, надо «налить» и умершему. Отсюда недопустимая традиция выливать немного алкоголя на могилку.

Приводить могилы родных в порядок лучше заранее. Но, учитывая то, что мы занятые люди, Церковь не осуждает, если это будет сделано и в сам Родительский день. Не у всех есть время съездить на кладбище дважды. Кстати, если следовать канонам, наводить порядок на могиле лучше перед Радоницей, в апреле, когда уже сойдет снег. Но самым правильным поступком будет помолиться и зажечь на могиле свечу или лампадку.

Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2019 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения.

Родительские субботы в 2019 году

Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой).

Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть.

Родительские субботы в 2019 году выпадают на следующие даты:

  • – 2 марта 2019 года.
  • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 23 марта 2019 года.
  • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 30 марта 2019 года.
  • В субботу 4-й седмицы Великого поста – 6 апреля 2019 года – предпразднство Благовещения, поэтому заупокойная служба не совершается.
  • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2019 года.
  • Радоница – 7 мая 2019 года.
  • – 15 июня 2019 года.
  • – 2 ноября 2019 года.
  • Родительские субботы в 2020 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 22 февраля 2020 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14 марта 2020 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21 марта 2020 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта 2020 года.
    • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2020 года.
    • Радоница – 28 апреля 2020 года.
    • – 6 июня 2020 года.
    • – 31 октября 2020 года.
  • Родительские субботы в 2021 году выпадают на следующие даты:

    • Вселенская родительская суббота (мясопустная) – 8 марта 2021 года.
    • Суббота 2-й седмицы Великого поста – 27 марта 2021 года.
    • Суббота 3-й седмицы Великого поста – 3 апреля 2021 года.
    • Суббота 4-й седмицы Великого поста – 10 апреля 2021 года.
    • Поминовение усопших воинов – 9 мая 2021 года.
    • Радоница – 11 мая 2021 года.
    • – 19 июня 2021 года.
    • – 6 ноября 2021 года.

Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем.

Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней».

Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

Помина́льные дни у славян - славянские календарные дни поминовения умерших , посвящённые всем умершим предкам; они включают, как правило, церковное поминовение, посещение кладбищ и поминальную трапезу у могил и дома (прежде всего у православных славян); в эти дни «кормили души»: готовили особую поминальную пищу (коливо, кутья , блины, хлеб и др.), варили пиво и соблюдали многочисленные запреты. Состав поминальных дней и ритуал поминовения неодинаковы в разных этнических, конфессиональных и локальных традициях; различны по своему содержанию и разные поминальные дни.

В народных обычаях было принято поминать «родителей» накануне больших праздников: перед масленой неделей , перед Троицей , перед Покровом и перед Дмитровым днём . В Полесье этот список дополнялся Михайловской субботой и поминальными пятницами. Народный календарь поминовения усопших несколько отличается от христианского: так, в народе не отмечаются некоторые «родительские субботы » богослужебного круга .

Типология

Кроме специально предназначенных для поминовения дней (Деды , Задушки , Задушницы , Радоница , Проводы), поминальные обряды и мотивы у всех славян присутствовали в большинстве годовых праздников (чаще всего предкам посвящались кануны праздников, особенно Рождества, Троицы, Масленицы), нередко также и в местных, храмовых праздниках. Большая часть поминальных дней приходится на субботу или пятницу и субботу .

У русских к поминальным дням (родительские дни, с.-зап. также урочные дни ) относятся прежде всего Радуница и «родительские субботы », а также вторник или четверг в период Зелёных святок , когда поминали в основном безымянных и умерших не своей смертью (см. Заложные покойники), кроме погибших в бою. В Русской православной церкви к поминальным дням также относятся субботы на 2-й, 3-й, 4-й неделе Великого поста .

Обряды

В поминальные дни варили кутью, пекли пироги, блины, кисель, пиво, носили снедь на могилы, чтобы помянуть «родителей», часть еды относили в церковь и раздавали нищим. В Архангельской губернии поминовения совершались дома: прежде чем приступить к еде, следовало всем молча постоять у стола, не прикасаясь к кушаньям, по поверьям, в это время ели умершие. Во многих местах первый блин, испеченный на масленицу, предназначался предкам - его клали на слуховое окно, за икону, съедали за упокой души, отдавали птицам. В Заонежье главными поминальными днями считали мясопустную (на Масленицу), троицкую и дмитровскую субботы; в эти дни обязательно ходили в церковь и посещали кладбища; в некоторых местах в поминальные дни происходили массовые гулянья на кладбищах и даже конные состязания. На Рождество Христово и Крещение Господне предков поминали блинами на могилах; при этом запрещалось сметать снег с могил и крестов, иначе покойники приходили во сне и сердились: «Зачем одеяло (шубу) сняла, холод такой голове и ногам». В Смоленской области перед родительскими субботами и крупными праздниками топили баню, в которой мылись сами и оставляли для «родителей» воду, мыло, веники, чистое полотенце, белье со словами: «Ну, честные родители, приходите и вы, мойтесь» .

Пасха мёртвых

Поминовение умерших на Страстной и Светлой неделях противоречит церковному канону (как несовместимое с радостью по поводу Воскресения Христа) и сохранило статус сугубо народного обычая .

Родительские субботы

Народный календарь поминовения усопших не совпадает с христианским: в народе не отмечаются многие «родительские субботы» церковного цикла . В народных обычаях было принято поминать «родителей» накануне больших праздников: перед масленой неделей , перед Троицей , перед Покровом и перед Дмитровым днём . В Полесье этот список дополнялся Михайловской субботой и поминальными пятницами.

Радоница

Поминки на Радоницу. XIX век

Радоница - в России, на востоке Белоруссии и северо-востоке Украины поминальный день, приходящийся на вторник, реже - понедельник Фоминой недели .

Радоница была праздником всенародным: «Вся деревня выходила на кладбище к могилам своих близких. Женщины на могилах причитали... На могилы приносили еду и питье: кутья, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво, канун и т. д. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось мёртвым на еду . По могиле катали яйца» .

В иных местах Российской империи Радоница была днём домашнего и церковного поминовения, когда навещать усопших на кладбище было не принято. Так, на северо-востоке России, а также кое-где в Белоруссии на Радоницу готовили баню для мёртвых, оставляя для них воду с веником, чистое бельё, а сами при этом не мылись и даже не заходили в баню; наутро на золе, рассыпанной на полу, искали следы умерших. В Черниговской губернии вторник Фоминой недели назывался «Радульные деды»; считалось, что предки в этот день приходят домой, поэтому для них на окно выставляли воду и сыпали крошки; на стол выставляли три перемены блюд («завтрак», «обед» и «ужин»), после чего «диды шли да дому». На Украине и в Белоруссии сохранился обычай по завершении Радоницы мыться в бане (что может быть истолковано и как очистительный обычай, и как отмена запрета на мытьё в бане, соблюдаемого в некоторых местах со Страстного четверга до Радуницы) .

К Радонице специально красили яйца, причём кое-где уже не в красный, а в жёлтый или зелёный, то есть в «жалобные» цвета (полес.) .

Семик

Семи́к - седьмой четверг или седьмое воскресенье после Пасхи , откуда и название. Отличительной чертой Семика являлось поминовение «заложных» покойников , то есть погибших не своей смертью («кто не изжил своего века»). Поминки проводились обычно в четверг Семицкой недели, в некоторых местах - во вторник («Задушные поминки» ). Считалось, что души заложных покойников возвращаются в мир живых и продолжают своё существование на земле в качестве мифологических существ. Их запрещалось отпевать в церкви, и поминались они отдельно. По народным представлениям, умерших плохой смертью не принимает земля, поэтому они остаются неупокоенными и могут досаждать живым, зачастую находятся в услужении у нечистой силы, а иногда вообще обладают демоническими свойствами. Поминать заложных покойников разрешалось только в Семик, поэтому этот день считался «отрадой» для их душ. В городской традиции до конца XVIII века в Семик хоронили скопившихся за зиму в «скудельницах » заложных покойников, которых запрещали хоронить в другое время. Поминки в Семик проводились дома, на кладбищах, в часовнях, на местах сражений и массовых захоронений .

Обязательной была поминальная трапеза с обрядовой пищей (блины , пироги, кисель и др.) и пивом (позже - вином и водкой). Поминовение нередко принимало разгульный характер, сопровождалось весёлыми гуляниями и даже кулачными боями . Таким образом, поминовению заложных покойников уделялось очень большое внимание. Связано это с тем, что они, при отсутствии должного почтения, вполне могли наслать засуху или неурожай, тревожить своими посещениями или открыто вредить людям .

Деды

Деды, родительский день

Деды - поминальные дни в народном календаре белорусов и украинцев, которые отмечаются несколько (от трех до шести) раз в году; их число и значимость различны по регионам. Согласно верованиям, в эти дни умершие (деды, души, родители, мёртвые) приходят в свои дома на поминальный ужин (который тоже может называться Деды). Во многих случаях в число поминальных Дедов не входит Радуница, когда покойников, как правило, поминают на кладбище .

Задушницы

Число таких дней различно в разных регионах; среди них главными, отмечаемыми практически всюду, можно считать:

  1. субботу перед масленицей (болг. Голяма задушиица, Големи задуши, Голяма одуша ; пловдивск. алаяна, калаянска задушнииа ; серб. зимске задушнице, отварне задушнице );
  2. летние задушницы, приуроченные к Вознесению (серб. шумадийск. Спасовданске задушнице , болг. Спасовска задушница, душница , пловдивск . черешова задушнице, банско одуше ), к Троице (серб. троjичке, духовске, отворне задушнице , лесковац. пресветска задушница ; болг. русалска, русална задушница ), или Николе вешнему (серб. вранск. лети задушнице ) и
  3. осенние задушницы, приходящиеся на субботу перед Димитровым днём , 26 октября, реже после него (болг. Димитровска задушница, голяма задушница , страндж. Митровско одуше, есенско одуше ; серб. митровске задушнице, затворне задушнице ) или на субботу перед Михайловым днём , 7 ноября (серб. михољске задушнице , болг. Рангелова задушница, Рангелска душница, Архангелска одуша , капанск . душна събота ).

Каждые из этих трёх задушниц может быть главной, в зависимости от региона .

Ритуальная традиция этих празднований включала в себя зажигание свечей и иногда - разведение костров, которые символизировали освещение пути в земной мир для умерших душ. Помимо этого практиковалась раздача поминальной еды соседям и бедноте, символическое «кормление душ», украшение мест захоронения цветами и зеленью, обкладывание их дёрном и т. п. Как правило, главными исполнителями задушных обрядов становились женщины .

Задушки

«Душечки» в Словакии

Считалось, что во время осенних Задушков умершие родственники посещают свои дома, останавливаясь под окнами или слева от двери; попадая в дом они греются у печи и ищут оставленную для них поминальную трапезу. Ритуальная сторона Задушков включала в себя наведение порядка на кладбищах, чистку захоронений, организацию коллективных молений за умерших. Дома также готовились ко встрече с ушедшими: проводилась уборка, полы посыпались песком, двери и окна держались открытыми, у натопленной печи ставили лавочку, на которой размещались вода, мыло, гребень и полотенце. Домохозяйки пекли специальный хлеб «для душ», который относили на кладбище и раздавали беднякам, детям и священникам. В некоторых районах Словакии в ночь накануне на столе хозяин должен был оставить стакан вина на столе «для душ», а утром детей отправляли удостовериться, убавилось ли оно .

Поляки верили, что в Задушки души предков приходят погреться. В хлебной печи для них клали два полена крест-накрест, а на столе оставляли еду и питьё, чтобы их задобрить и заручиться покровительством. Считалось, что души умерших могли оказать большое влияние на судьбы живых. Пережитком угощения умерших были одаривание на кладбище «дедов» (в виде нищих) хлебом и другими продуктами, оставление пищи на могилах. День поминовения предков отмечается поляками торжественно. В этот день съезжаются вместе родственники, чтобы посидеть вместе и посетить могилы своих близких. Могилы убирают венками, букетами цветов, а затем зажигают на них свечи .

См. также

  • Поминальные праздники

Примечания

Литература

  • Пасха / Т. А. Агапкина // Славянские древности Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 2004. - Т. 3: К (Круг) - П (Перепёлка). - С. 641–646. - ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Радуница / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 2009. - Т. 4: П (Переправа через воду) - С (Сито). - С. 389-391. - ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
  • Семик / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; . - М. : Межд. отношения , 2009. - Т. 4: П (Переправа через воду) - С (Сито). - С. 612–613. - ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.