Великая пятница. Страстная седмица. утреня . Снятие с креста и погребение Спасителя

Великая Пятница, Великий Пяток - по-славянски. Крестная Пасха. С неимоверной поспешностью успевают книжники и фарисеи в продолжении ночи провести два собрания, найти и выслушать лжесвидетелей, произнести осуждение, предать Господа Пилату на распятие. В продолжении нескольких часов Спаситель выдержал истязание от трех различных властей - иудейской (синедрион), галилейской (Ирод) и римской (Пилат). К каким только средствам не прибегают старейшины иудейские, чтобы достигнуть свой цели! Некоторое замедление в суде Пилата, долго не решавшегося осудить Невиновного, давало им шанс увидеть свою ошибку, опомниться. Но они используют это время, чтобы настроить народ против Христа.

Вначале Господа привели к Анне (по-еврейски, Ханан или Анан), который ранее был первосвященником и приходился тестем Каиафе - первосвященнику правящему. Анна произвел первый допрос, на что он не имел никакого юридического права, поскольку уже не был первосвященником. Кроме того, древнееврейское право запрещало производить судебные заседания ночью. Но иудейские начальники, на словах защищавшие закон, многажды нарушили его в стремлении во что бы то ни стало осудить Иисуса Христа. От Анны Христа повели к Каиафе (настоящее имя его было Иосиф, а Каиафа - прозвище). Судя по всему, дома Анны и Каиафы находились рядом и имели общий двор. Таким образом, Господа провели только через внутренний двор того же самого дома. В этом дворе и был разложен огонь, у которого грелся Петр. Здесь же произошло и предсказанное Господом троекратное отречение Петра (такой вывод можно сделать, если сопоставить повествования разных евангелистов). До нашего времени частично сохранился дом первосвященника и его внутренний двор. Находится он на склоне Сиона, ближе к вершине. Здесь сохранилась темница, имеющая форму глубокого колодца, а также рядом с домом лестница, ведущая от Кедронского потока на гору Сион. Лестнице этой, по данным исследователей, более двух тысяч лет, и очевидно, по этим ступеням ходил и Господь.

Дождавшись утра, иудейские старейшины повели Спасителя на суд к Пилату, в Преторию, поскольку для утверждения смертного приговора требовалась резолюция римского прокуратора. Претория (от латинского "претор" - "наместник, главный судья") - официальная резиденция римского прокуратора в Иерусалиме.

Не желая осуждать Узника, которого считал невиновным, но стремясь уйти от ответственности, Пилат послал Спасителя на суд к Ироду Антипе - правителю Галилеи, приехавшему в Иерусалим на праздник Пасхи. Останавливался Ирод Антипа в Иерусалиме, по всей вероятности, во дворце Асмонеев (или Хасмонеев, так называли род Маккавеев), который находился недалеко от претории между западной стеной Храма и дворцом Ирода Великого у Яффских ворот. Но Ирод только посмеялся над Спасителем и отправил обратно к прокуратору, дав понять, что не считает Иисуса серьезным преступником.

Часть плит открытого внутреннего двора крепости, на котором римляне производили суд и оглашали приговор - Лифостротон - сохранилась. Еврейское название этого места - Гаввафа ("мостовая"). Некоторые из рисунков, сохранившихся на камне, напоминают о жестокой игре, бывшей в обычае у римских воинов, так называемой, игре "в царя". При внимательном рассмотрении на рисунке можно рассмотреть корону, меч или греческую букву «бетта» - начальную от слова «Василевс» - царь. Солдаты в шутку выбирали одного из заключенных в "цари", одевали его в багряницу - одежду, напоминающую царскую порфиру, на голову ему надевали шутовскую корону, а в руки вместо скипетра давали палку. Такому "царю" оказывались всяческие насмешливые почести, а затем его убивали. Эта игра напоминает издевательства воинов над Господом Иисусом Христом.

"Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие". (Мф. 27: 27-31).

Спаситель мира был осмеян, поруган, претерпел мучительные издевательства. Страшные следы этих страданий запечатлела на себе Плащаница Спасителя (погребальное полотно, в которое было обернуто тело Господа при погребении), хранящаяся ныне в итальянском городе Турине. На полотне Плащаницы остались следы крови от множества ран, нанесенных Господу Иисусу Христу. Римляне производили бичевание веревками или ремнями, в которые по местам ввивались острые металлические или костятные палочки. Каждый бич имел от одного до пяти концов, к которым были привязаны грузила - свинцовые шипы или кости, чтобы плети крепче охватывали тело и рвали кожные покровы. Это наказание причиняло такое страдание, что нередко осужденные умирали под бичами. Страшными разрывами, следами бичевания усыпано все тело Божественного Страдальца. Как свидетельствует Плащаница, били два воина - один высокого роста, другой более низкого. Как считают судебные эксперты, изучавшие Плащаницу, Христа за вздернутые руки привязали к столбу и били сначала по спине, а потом по груди и животу. По закону иудеев не разрешалось наносить подсудимому более 40 ударов. В Риме такого ограничения не было. Спасителю было нанесено 98 ударов плетью! На Плащанице проступают следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 - с двумя концами, 21 - с одним концом. Каждый ушиб с рваной раной имеет примерно 3,7 см в длину. На голову Христа надели терновый венец, который имел форму шапочки, а не обруча, как принято считать. Особенно болезненно ранили шипы, когда воины били Господа по голове тростью. От каждого такого удара образовывались глубокие раны. На голове Страдальца - около 30 подтеков крови от проколов, сделанных шипами. Многочисленные повреждения на лице: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, ушиб на правой щеке, травма на левой щеке и на подбородке. На руках и ногах - следы ран от гвоздей. На теле - овальный след от удара копьем. Плащаница запечатлела на себе также глубокий след от тяжелого бруса креста на правом плече Спасителя и следы того, что Христос неоднократно падал под тяжестью этой ноши. При падении было разбито колено, а тяжелая балка креста ударяла по спине и по ногам, нанося повреждения.

Иисус Христос среди всех этих пыток и страданий являл удивительное величие духа. Как изрек некогда пророк Исаия: "Яко агнец на заколение ведеся, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его..." (Ис.52,7), "Плещи Моя вдах на раны и ланиты Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний" (Ис.8), "Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен быть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом". Немногочисленные ответы Господа судьям выражают высшую мудрость. Иудеям он дважды подтвердил, что Он - ожидаемый ими Мессия. Но, ослепленные злобой и завистью, они не вняли.

Из Римской Претории начинается Крестный путь Господа на Голгофу. Рассказ о нем у Евангелистов предельно краток. На Божественного Страдальца возложили Крест и повели по улицам Иерусалима за городскую стену на место, где распинали преступников.


Во времена Спасителя в городе существовали ворота, именуемые Судными. Связано это было с тем, что перед ними римляне провозглашали осужденному на казнь окончательный приговор. До этого момента за осужденного еще мог поручиться любой гражданин Иерусалима или Рима, принести новые оправдательные свидетельства в пользу осужденного, и приговор мог быть пересмотрен. Если же такого человека не находилось, то у порога Судных врат процессия останавливалась, осужденному еще раз оглашали приговор, вешали на шею табличку с указанием его вины и вели на казнь. Через этот порог переступил Спаситель, восходя на Голгофу. Это место сохранилось до наших дней и находится на территории Русского Александровского подвыорья в Иерусалиме.

Крестная казнь, на которую осужден был Иисус Христос, принадлежит к изобретениям бесчеловечной жестокости и была самой ужасной, самой мучительной и позорной из казней. Распятый в течение многих часов испытывал нарастающую острую боль в запястьях и ступнях, пронзенных гвоздями, неестественное положение грудной клетки вызывало удушье, все тело словно пылало и разрывалось на части. Человек испытывал сильную жажду. Малейшее движение причиняло нестерпимую боль. Кровь приливала к голове и к сердцу, вызывая головокружение и сердечное томление. Умирали на кресте долго и мучительно. У римлян этой казни подвергались только рабы. У иудеев она означала проклятие: "Проклят всяк, висящий на древе" (Втор. 21:23). "В ветхозаветное время крест означал совершенное отвержение и полную гибель. Если у ада есть дно, то крест знаменовал собой дно ада. Поэтому Христос избрал распятие как вид страдания, совмещающего все душевные и телесные муки. Кровь Христа, обагрившая Крест, искупила грехи человечества" (архимандрит Рафаил (Карелин) ).

Перед распятием осужденным давали пить одурманивающий напиток, но Господь отказался от него, желая претерпеть все в полном сознании. Согласно церковному преданию, Крест Спасителя состоял из трех пород дерева: кипариса, певга (сосны) и кедра. По обычаю, распинаемого обнажали, а одежда его доставалась воинам, производившим казнь. К прочим мукам добавлялось крайнее унижение, стыд наготы. Над головами осужденных прибивались дощечки с указаним имени и преступления.


Икона "Не рыдай Мене, Мати"
Храм Всех святых
При всей лютости страданий, Спаситель до последней минуты являет удивительное достоинство и величие. Вместо стонов от страшной боли - молчание, любовь, молитва. Нам открывается непостижимая человеческому сознанию мера любви и долготерпения Господа, Который ради любви к нам претерпевал жесточайшие телесные и душевные страдания и посреди самых страданий вмещал в Себе полноту любви даже к тем, кто глумился над Ним и истязал Его. "Отче, прости им! Не ведят бо, что творят", - так молился Христос за Своих врагов и распинателей.

Крест Христов состоял не только из телесных страданий. Спаситель на Кресте испытал тяжесть грехов всего мира, возмездие за них, страдания всего человечества, слитые воедино. Христос на Кресте "... вкусил адского пламени, возжженного грехами и преступлениями людей. Творец вечности и времени сжал на Кресте вечность в пределы времени. Вечные муки и боль Вселенной собрались в единую чашу, и эту чашу черного пламени выпила до дна душа Богочеловека. ...Тот адский огонь, который был уготован навечно всему человечеству за его грехи, те страшные страдания Господь должен был претерпеть на Кресте. ...Грешник испытывает оставленность Богом. И эта богооставленность, совершенная потеря Бога, она, как говорят святые Отцы, страшнее всех остальных мук. И ее испытал Христос. Поэтому Он воскликнул: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мк.15,34). ...Только вечность откроет тайну того, что свершилось на Голгофе" (архимандрит Рафаил (Карелин) ).

Сама природа не могла выносить свершающагося беззакония, поругания Творца своего. Солнце померкло, наступил мрак. Едва Господь предал дух Свой в руки Отца, произошло землетрясение, настолько сильное, что треснули многие скалы и гробницы. В самом храме Иерусалимском явилось удивительное знамение - завеса, отделявшая Святое Святых (последняя из трех частей храма, куда запрещалось входить даже священникам) от Святилища, внезапно разорвалась сверху донизу. Этим указывалось, что Мессия пришел, что на Голгофе принесен в жертву за весь мир Агнец Божий, вземлющий грехи мира. И теперь престол благодати, ранее сокрытый за этой завесой, доступен для всякого.

Все богослужение этого дня посвящено воспоминанию страданий и крестной смерти Спасителя. На Утрени Великого пятка читается 12 Евангельских чтений, повествующие о событиях этих дней, начиная с Тайной Вечери, затем о предательстве и страданиях Спасителя, Его крестной смерти и погребении. Эти Евангельские чтения молящиеся в храме слушают с зажженными свечами. Принято после последнего чтения не гасить свечу и приносить этот огонь домой. Также на Утрени этого дня поются особые антифоны и Блаженны. Первый час не соединяется с Утреней, но служится отдельно, вместе с другими часами.

Литургия в Великий Пяток не служится, потому что в этот день Жертва принесена на Голгофе. В этот день положен строгий пост.

Утром совершаются Царские Часы - 1-й,3-й,6-й,9-й с пением особых тропарей и чтением ветхозаветных пророчеств, апостола и Евангелия об искупительном подвиге Христа Спасителя.

На вечерне, которая совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. На вечерне, при пении тропаря "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое..." священнослужители поднимают Плащаницу (плат с изображением Господа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносится на середиеу храма. Плащаница находится на середине храма до вечера Великой субботы.

Та величественная скорбь, которой проникнуты песнопения Великого Пятка, вряд ли может оставить кого-то равнодушным. Хотя в ней нет ничего чувственного (как, например в произведениях знаменитых композиторов, посвященных Страстям Господним), эта скорбь трогает до глубины души.

Повечерие служится малое. На нем читается удивительный канон "Плач Богоматери при Кресте".

Проповеди и слова:

Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Это последование совершается обычно в Великий Четверг вечером. По Уставу оно должно начинаться во 2-м часу ночи, то есть по соврееменному счету в 8-м часу вечера. Иногда оно совершается и утром в Великую Пятницу.

После возгласа иерея обычное начало. Псалмы 19 и 20-й. Шестопсалмие и великая ектения. "Аллилуиа", глас 8-й, и тропарь "Егда славнии ученицы" (трижды) .

Хотя Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре, у нас твердо установился обычай читать Евангелие на средине храма. Посему при начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на средину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия. Во время пения тропаря предстоятель совершает полное каждение. По окончании тропаря и каждения - малая ектения. Возглас "Яко Твоя держава и Твое есть Царство". Посем "И о сподобитися нам", "Премудрость, про́сти", "Мир всем" и прочее.

Пред каждым Евангелием ударяют в большой колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По окончании двенадцатого Евангелия - краткий трезвон.

После первых пяти Евангелий положены нарочитые антифоны, всего 15. Если будет затруднительно все их пропеть, то должно прочитать, повторяя каждый стих дважды, как положено. Чтение их рекомендуется совершать самому настоятелю антифонно с диаконом или псаломщиком, а при соборном служении - с сослужа́щими иереями.

После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны, во время которых совершается малое каждение, ввиду чего на этих седальнах не сидим. После того, как седален будет пропет, поется "Слава" и конец седальна, затем "И ныне" - и весь седален вторично.

1-е Евангелие - Ин., зач. 46. Возглас по ектении - "Яко подобает".

2-е Евангелие - Ин., зач. 58. Возглас - "Яко благословися и прославися".

3-е Евангелие - Мф., зач. 109. Возглас - "Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем".

4-е Евангелие - Ин., зач. 59. Возглас - "Буди держава Царствия Твоего".

5-е Евангелие - Мф., зач. 111. Возглас - "Яко благословися Всесвятое Имя Твое и прославися Царство Твое".

5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны.

6-е Евангелие - Мк., зач. 67.

По 6-м Евангелии - Блаженна на 8. Евангельские стихи следует петь, а тропари к ним можно читать. Малое каждение. Малая ектения. Возглас - "Яко Тя хвалят вся Силы Небесныя". "Вонмем". "Премудрость". Прокимен, глас 4-й - "Раздели΄ша ризы Моя себе и о одежди Моей мета́ша жребий". Стих "Боже, Боже мой, вонми΄ Ми, вску́ю оставил Мя еси".

7-е Евангелие - Мф., зач. 113.

Псалом 50-й и 8-е Евангелие - Лк., зач. 111.

Трипеснец, глас 6-й. Ирмосы - по дважды, тропари - на 12. Катавасия - тот же ирмос. По 5-й песни - ектения малая. Возглас "Ты бо еси Царь мира". Кондак, глас 8-й:

"Нас ради Распятаго прииди΄те вси воспоим, Того бо ви΄де Мария на Древе и глаго́лаше: аще и распятие терпи΄ши, Ты еси Сын и Бог Мой", и икос. "Честнейшую" не поем. По 9-й песни - малая ектения. Возглас "Яко Тя хвалят". Ексапостиларий - "Разбойника благоразумнаго". На "Слава" и на "И ныне" - тот же ексапостиларий.

9-е Евангелие - Ин., зач. 61.

"Всякое дыхание", и поются стихиры на "Хвалите".

10-е Евангелие - Мк., зач. 69.

"Тебе слава подобает" не глаголем, но сразу чтец - "Слава Тебе, показавшему нам свет", и читается вседневное славословие. Ектения "Исполним утреннюю".

11-е Евангелие - Ин., зач. 62.

Стихиры на стиховне с их припевами. Во время пения стихир совершается полное каждение храма.

12-е Евангелие - Мф., зач. 114.

После прочтения Евангелие уносится иереем в алтарь. Царские врата закрываются. Чтец - "Благо есть". Трисвятое. По "Отче наш" певцы поют тропарь, глас 4-й:

"Искупи΄л ны еси от клятвы законныя Честно́ю Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием пробо́дся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе". Ектения "Помилуй нас, Боже", "Премудрость", "Сый благословен". "Утверди, Боже". Отпуст в отверстых царских вратах - "Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпе́вый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых". Многолетны "Великаго Господина и Отца нашего".

1-й час к утрени не присоединяется, так как входит в службу часов Великой Пятницы и изобразительных.

В Великую Пятницу часы совершаются по тому же чину, как и в навечерие Рождества Христова и Богоявления.

По окончании изобразительных - отпуст "Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых". Многолетны "Великаго Господина и Отца нашего".

См.: Литургию в Великий Пяток совершать не положено. "Подобает же и сие ведати: яко прияхом в Палестине в сей день Великаго Пятка не творити Преждеосвященную, ниже́ паки совершенную Литургию, но ниже́ трапе́зу поставляем, ниже́ ядим в сей день Распятия. Аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не моги΄й пребыти по́стен, дается ему хлеб и вода, по захождении солнца" (Тип. Последование часов Великого Пятка, "зри").

Вечерня Великой Пятницы

До начала вечерни на престоле полагается Плащаница на евангельское место, Евангелие же поставляется горе́, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов, и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на Плащаницу венки из искусственных цветов или намащать ее духами или одеколоном, изготовленным на спирту, не полагается. На Плащаницу полагается Евангелие (небольшого размера).

Служа́щий иерей, а при соборном служении один предстоятель, облачается во все священнические одежды. "Благословен Бог наш". "Слава Тебе, Боже наш", "Царю Небесный" и прочее. На "Господи, воззвах", стихиры на 6. Вход с Евангелием. "Свете Тихий". Прокимен, глас 4-й - "Раздели΄ша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий". После прокимна царские врата закрываются. Чтут паримии по чину их. По окончании паримий отверзаются царские врата. "Вонмем". Прокимен, глас 6-й - "Положи΄ша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней". Апостол - Кор., зач. 125. "Премудрость, про́сти, услышим Святаго Евангелия", "Мир всем". Евангелие - Мф., зач. 110. Ектения "Рцем вси", "Сподоби, Господи". Ектения просительная. Стихиры на стиховне, глас 2-й. "Слава, и ныне", глас 5-й - "Тебе, одеющагося светом, яко ризою". Во время пения сей стихиры отверзаются царские врата, и предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей. "Ныне отпущаеши". Трисвятое - по "Отче наш". Тропари, глас 2-й - "Благообразный Иосиф", "Слава, и ныне" - "Мироносицам жена́м".

Во время пения тропарей предстоятель подъемлет с престола Плащаницу, возлагает ее на главу и северною дверью в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом износит ее на средину храма, полагает на уготованную гробницу, и совершается троекратное каждение окрест Плащаницы. По тропаре "Премудрость" и прочее. Отпуст - "Иже нас ради человек и нашего ради спасения, страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует".

Повечерие малое

На нем умилительный канон о Распятии Господнем и плач Пресвятой Богородицы. Ирмосы по дважды, тропари на 4. Канон рекомендуется читать самому настоятелю пред Плащаницей. После каждой песни катавасия, тот же ирмос. По 6-й песни - кондак и икос. По "Отче наш" - кондак "Нас ради Распятаго" и прочее малого повечерия. Отпуст малый обычный: "Христос, Истинный Бог".

По отпусте повечерия совершается поклонение и целование святой Плащаницы. Во время целования Плащаницы принято петь "Прииди΄те, ублажи΄м Иосифа приснопамятного".

Священникам, стоящим у Плащаницы во время ее целования, не следует благословлять прикладывающихся.


Страстна́я седмица. Великий Пято́к. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Мцц. Ага́пии, Ири́ны и Хиони́и.

Календарные заметки:

Строгий пост .
Обычно в четверг вечером совершается утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. 1-й час к утрене не присоединяется. Отпуст в конце утрени: «Иже оплевания, и биения, и заушения…».
Утром в пятницу совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой во время пения тропарей по «Ныне отпущаеши» из алтаря через северные двери износится Святая Плащаница. Отпуст часов с изобразительными и вечерни: «Иже нас ради, человеков…». После отпуста вечерни - малое повечерие с каноном «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы». Отпуст повечерия малый.
Во время целования Плащаницы принято петь стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…».

Порядок чтений, согласно календарю:

Полунощницу «пое́м в ке́ллиях» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»).

Утреня Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), именуемая Уставом «После́дование Святы́х и спаси́тельных Страсте́й Го́спода на́шего Иису́са Христа́», совершается обычно в Великий Четверток вечером. По Типикону, она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е., по нашему счету, в 8-м часу вечера в Великий Четверг.

Примечание. «Во 2-й час н о́́щи кл е́́плет параекклиси а́́рх. И собр а́́вшимся нам во храм, благослов и́́вшу иер е́́ю с кад и́́лом, глаг о́́лем по об ы́́чаю, я́́коже предпис а́́ся в четверт о́́к 5 нед е́́ли» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́́тра»).

Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и двупсалмие (во время псалмов – обычное каждение).

Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуиа», глас 8-й (со стихами: «От но́щи у́тренюет...»), и тропарь «ко́сно и со сладкопе́нием», глас тот же: «Егда́ сла́внии ученицы́…». «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

Примечание. «По тропар е́́ же вх о́́дит насто я́́тель со ди а́́коном во свят ы́́й олт а́́рь, и облач а́́ся во свящ е́́нныя од е́́жды, кад и́́т свят у́́ю трап е́́зу крестообр а́́зно, и весь свят ы́́й олт а́́рь, и л и́́ки, и бр а́́тию по ч и́́ну» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́́тра»).

Церковный Устав указывает читать Евангелия Святых Страстей в алтаре (причем Евангелие остается на престоле), но уже твердо установился обычай читать их на середине храма. В начале пения тропаря отверзаются царские врата, и предстоятель в фелони износит Евангелие на середину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Свечи по прочтении каждого Евангелия погашаются и возжигаются к началу следующего Евангелия . Далее, во время продолжающегося пения тропаря, предстоятель совершает полное каждение всего храма. По окончании тропаря и каждения – малая ектения , возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство…». Посем: «И о сподо́битися нам…» , «Премудрость, про́сти…», «Мир всем» и прочее по обычаю.

Примечание. По традиции, перед чтением каждого Евангелия ударяют в большой колокол в соответствии со счетом чтений (1 раз – перед первым, 2 раза – перед вторым и т. д.). По окончании 12-го Евангелия – краткий трезвон.

Перед чтением Евангелия, по традиции, певцы поют: «Слава Страсте́м Твоим, Господи» (хотя Типикон не дает такого указания).

По прочтении Евангелия певцы: «Слава долготерпе́нию Твоему, Господи» (этот припев указывается Типиконом).

После каждого из пяти первых Евангелий положены умилительные антифоны, которые дополняют евангельское чтение, раскрывая глубокий духовный смысл воспоминаемого события. Если будет затруднительно все их пропеть, то необходимо прочитать, причем каждый тропарь этих антифонов поется или читается по дважды; особенность такого исполнения специально оговорена Уставом (см. Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́тра»).

После 3-го, 6-го, 9-го, 12-го и 15-го антифонов следуют малые ектении, затем поются седальны , во время которых, по установившейся традиции, совершаются малые каждения (начиная с Евангелия, лежащего на аналое). Типикон же предписывает диакону или иерею кадить только святую трапе́зу, т. е. престол, но так бывает лишь в тех случаях, когда Евангелие читается не на середине храма, как ныне, а в алтаре. После того, как седален будет пропет, поется: «Слава», и конец седальна, затем: «И ныне», и весь седален вторично.

1-е Евангелие – Ин., зач. 46. Антифоны 1-й, 2-й, 3-й. Возглас по ектении: «Яко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва…». Седален, глас 7-й: «На ве́чери ученики́ пита́я…».

Примечание. «Чтет же си е́́ 1-е Ев а́́нгелие насто я́́тель, пр о́́чия же – иер е́́и, ед и́́н по ед и́́ному к и́́йждо» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́́тра»). О 12-м Евангелии Типикон также говорит, что его «насто я́́тель чтет».

2-е Евангелие – Ин., зач. 58. Антифоны 4-й, 5-й, 6-й. Возглас по ектении: «Яко благослови́ся и просла́вися Всечестно́е и Великоле́пое И́мя Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 7-й: «Ки́й тя о́браз…».

3-е Евангелие – Мф., зач. 109. Антифоны 7-й, 8-й, 9-й. Возглас по ектении: «Яко Ты еси Бог наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем…» . Седален, глас 8-й: «О, ка́ко Иуда…».

4-е Евангелие – Ин., зач. 59. Антифоны 10-й, 11-й, 12-й. Возглас по ектении: «Бу́ди держа́ва Ца́рствия Твоего́ благослове́на, и препросла́влена, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 8-й: «Егда́ предста́л еси…».

5-е Евангелие – Мф., зач. 111. Антифоны 13-й, 14-й, 15-й. Возглас по ектении: «Яко благослови́ся Всесвято́е И́мя Твое́, и просла́вися Ца́рство Твое́, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в». Седален, глас 4-й: «Искупи́л ны еси…».

6-е Евангелие – Мк., зач. 67.

По 6-м Евангелии – поются блаженны Триоди (с тропарями) . На блаженнах – малое каждение. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хва́лят вся Силы Небесныя…». «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4-й: «Раздели́ша ризы Моя себе и о оде́жди Моей мета́ша жребий»; стих: «Боже, Боже Мой, вонми́ Ми! Вску́ю оставил Мя еси?».

7-е Евангелие – Мф., зач. 113.

8-е Евангелие – Лк., зач. 111.

Трипеснец Триоди, творение прп. Космы, глас 6-й, ирмосы по дважды, тропари на 12, с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Библейские песни не стихословятся.)

Катавасия – тот же ирмос.

По 5-й песни – ектения малая. Возглас: «Ты бо еси Царь мира…». Кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…», и икос, глас тот же: «Своего́ А́гнца…».

«Честнейшую» не поем. На 9-й песни – обычное каждение храма (начинается, как обычно, в алтаре в конце 8-й песни канона и заканчивается у престола).

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения . Возглас: «Яко Тя хва́лят…». Ексапостиларий Триоди: «Разбойника благоразу́мнаго…», «Слава» – тот же, «И ныне» – тот же.

9-е Евангелие – Ин., зач. 61.

11-е Евангелие – Ин., зач. 62.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й – 4 (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Го́споди, восходя́щу Ти на Крест…», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Уже́ омака́ется трость…».

Примечание. Во время пения стиховных стихир (перед 12-м Евангелием) совершается полное каждение всего храма, как и в начале (перед 1-м Евангелием): «Т а́́же ди а́́кон кад и́́т, я́́коже и в нач а́́ле, храм весь» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей...», «Во Святый и Великий Пяток у́́тра»).

12-е Евангелие – Мф., зач. 114.

Иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата затворяются.

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – поется тропарь, глас 4-й: «Искупи́л ны еси от кля́твы зако́нныя…». Ектения: «Помилуй нас, Боже…». Возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Певцы: «Аминь». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Аминь», «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже оплева́ния, и бие́ния, и зауше́ния, и Крест, и смерть претерпе́вый за спасе́ние ми́ра, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец» (святые храма и дня не поминаются). Поются многолетны.

1-й час к утрене не присоединяется, так как входит в службу часов Великого Пятка.

В Великий Пяток царские часы (см. в Постной Триоди на ряду) и изобразительны совершаются по тому же чину, что и в на́вечерия Рождества Христова и Богоявления .

Примечание. По Уставу, царские часы начинаются «при час е́́ 2-м дне», т. е. по-нашему – около 8-ми часов утра: «При час е́́ 2-м дне, [звон в дв о́́и, ед и́́н д о́́лгий.] И собр а́́вшеся в ц е́́рковь. Облач и́́тся иер е́́й во свящ е́́нныя р и́́зы, ди а́́кон же в стих а́́рь. По е́́м час ы́́ вк у́́пе, час 1, 3, 6 и 9» (ср.: Типикон, гл. 49, «Последование часов святаго Великаго Пятк а́́»).

На царских часах полагаются особые псалмы, паримии, Апостолы и Евангелия.

Примечание. На 3-м часе читается повествование о Страстях Христовых по Евангелию от Марка. Согласно Богослужебному Евангелию, чтение начинается с 67-го зачала (Мк., 67–68 зач., XV, 16–41): «Во вр е́́мя о́́но, в о́́ини вед о́́ша Иис у́́са внутрь двор а́́, е́́же есть прет о́́р...» ; Типикон и Триодь Постная указывают начало чтения с 66-го зачала (Мк., 66–68 зач., XV, 1–41): «Во вр е́́мя о́́но, сов е́́т сотвор и́́ша...».

На всех часах конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны...».

Окончание изобразительных: на «И ныне» – Символ веры. «Осла́би, оста́ви…». «Отче наш…». Возглас: «Яко Твое есть Царство…». «Аминь». Кондак Триоди, глас 8-й: «Нас ра́ди Распя́таго…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице…». «Бу́ди имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю́ Го́спода…». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси́ нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди спасе́ния стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец». Поются многолетны.

Литургию в Великий Пяток совершать не положено.

Примечание. «Подоб а́́ет же и си е́́ в е́́дати, я́́ко при я́́хом в Палест и́́не, в сей день Вел и́́каго Пятк а́́, не твор и́́ти Преждеосвящ е́́нную, ниж е́́ п а́́ки соверш е́́нную Литургию, но ниж е́́ трап е́́зу поставл я́́ем, ниж е́́ яд и́́м в сей день Расп я́́тия. А́́ще же кто б у́́дет многон е́́мощен ил и́́ престар е́́лся, и не мог и́́й преб ы́́ти п о́́стен, да е́́тся ем у́́ хлеб и вод а́́, по захожд е́́нии с о́́лнца» (Типикон, гл. 49, «Последование часов Святаго Великаго Пятк а́́»).

Вечерня Великого Пятка.

Вечерня совершается обычно во второй половине дня.

Примечание. По Уставу, вечерня начинается «при часе 10-м дне», т. е. по-нашему – около 4-х часов пополудни: «При час е́́ 10-м дне кл е́́плет в вел и́́кое, и собр а́́вшеся в ц е́́рковь, начин а́́ем веч е́́рню» (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Пяток вечера»).

До начала вечерни святая Плащани́ца с изображением положения Господа во гроб полагается на святом престоле на место Евангелия, а само Евангелие поставляется горе́ престола, как на Литургии. Плащаница полагается так, чтобы Глава Спасителя была к северной стороне. Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов , и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на Плащаницу венки из искусственных цветов, намащать ее духами или одеколоном, изготовленным на спирту, не следует. Закрывать лик Спасителя на Плащанице покровцом также не следует . На Плащаницу полагается требное Евангелие (желательно небольшого размера). На середине храма устанавливается специальная подставка (в виде гробницы) или столец для Плащаницы.

Служа́щий иерей, а при соборном служении один предстоятель, облачается во все священнические одежды (без чтения соответствующих молитв) – ради выноса Плащаницы (впрочем, предстоятель может облачиться на стиховных стихирах или во время чтения паримий).

Возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец (по Уставу, «предстоятель глаголет»): «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». «Аминь», «Господи, помилуй» (12), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся» (трижды), и читается предначинательный псалом: «Благослови́, душе́ моя́, Го́спода…» (священник читает светильничные молитвы перед царскими вратами). Великая ектения. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 2-й и глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «О, ка́ко беззако́нное со́нмище…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Стра́шное и пресла́вное та́инство…».

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен паримии Триоди, глас 4-й: «Раздели́ша ри́зы Моя́ себе́ и о оде́жди Моей мета́ша жребий»; стих: «Боже, Боже мой, вонми́ Ми! Вску́ю оставил Мя еси?» .

После прокимна, по обычаю, царские врата затворяются. Читаются три паримии Триоди (Исхода, Иова и Исаии). По окончании 1-й паримии Триоди (Исхода) – прокимен Триоди, глас 4-й: «Суди́, Го́споди, оби́дящия мя, побори́ борю́щия мя» ; стих: «Приими́ ору́жие и щит, и воста́ни в по́мощь мою», затем – 2-я паримия Триоди (Иова).

По окончании 3-й паримии Триоди (Исаии) царские врата отверзаются. «Вонмем», «Мир всем», и прочее (как на Литургии). Прокимен Апостола, глас 6-й: «Положи́ша Мя в ро́ве преиспо́днем, в те́мных и се́ни смертней»; стих: «Господи Боже спасе́ния моего́, во дни воззва́х и в нощи́ пред Тобою».

Примечание. По обычаю, перед чтением Евангелия совершается каждение, как на полной Литургии.

Апостол – 1 Кор., зач. 125. Аллилуиарий, глас 1-й (по Типикону – глас 5-й): «Спаси́ мя, Боже, яко внидо́ша во́ды до души́ моея́»; стих: «Поноше́ние ча́яше душа́ моя и страсть»; стих: «Да помрача́тся о́чи их, е́же не ви́дети».

Евангелие (составное) – Мф., зач. 110. (По обычаю, Евангелие читается диаконом на амвоне.) После чтения Евангелия царские врата затворяются.

Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й – 4 (со своими припевами: «Господь воцари́ся...», «Ибо утверди́ вселе́нную...», До́му Твоему подоба́ет...»). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 5-й: «Тебе, оде́ющагося светом, яко ризою…» (по обычаю, во время пения этой стихиры отверзаются царские врата, и предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей).

«Ныне отпущаеши». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...», и поются тропари, глас 2-й: «Благообра́зный Иосиф…». «Слава, и ныне» – «Мироно́сицам жена́м...».

Во время пения тропарей предстоятель, сотворив три земных поклона, подъемлет с престола Плащаницу и через северные врата (в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом) износит ее на главе на середину храма и полагает на угото́ванную гробницу. При соборном служении настоятель идет под Плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, Евангелие благоговейно несет в левой руке диакон, держа в правой кадило. Если нет диакона, священник благословляет кому-либо из благочестивых мирян нести Евангелие обернутым в плат. Евангелие в этих случаях несут впереди Плащаницы. Затем Евангелие полагается на Плащаницу. Далее совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы, после чего священнослужители совершают поклонение и целование Плащаницы.

Примечание. В тех храмах, где малое повечерие в Великую Пятницу после вечерни не совершается, существует практика пения канона Триоди «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы» (см. на малом повечерии) после выноса Плащаницы на вечерне (после тропарей перед отпустом). По катавасии 9-й песни канона – «Премудрость» и окончание вечерни (см. ниже).

По тропарях – «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благослове́н…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси́ нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст: «Иже нас ра́ди челове́ков и на́шего ра́ди спасе́ния стра́шныя Стра́сти, и Животворя́щий Крест, и во́льное погребе́ние Пло́тию изво́ливый, Христо́с, И́стинный Бог наш, моли́твами Пречи́стыя Своея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́лует и спасе́т нас, яко Благ и Человеколю́бец». Певцы – многолетны

В предыдущем очерке мы говорили о том, что богослужение Великого четверга подводит нас вплотную к непостижимой тайне того умаления Богом Самого Себя, о котором пелось в одном из самых древних христианских гимнов, запечатленном апостолом Павлом (Флп 2. 6-10), и которое восточные Отцы Церкви называли греческим словом «кенозис»- «истощание». Для того чтобы обновить падшее человеческое естество, чтобы избавить его от порабощения диаволом, от власти зла и смерти, Самому Богу - в лице предвечно рожденного Слова Божия, равного Отцу и могуществом, и величием, - надлежало умалиться, истощить Себя, приняв образ раба. Воплотиться, восприняв нашу плоть. Родиться среди людей, став одним из нас, во всем подобным нам, людям, кроме греха. И принять на Себя все, кроме греха, последствия человеческого грехопадения - вплоть до самых мучительных душевных и телесных страданий, вплоть до ужаса богооставленности и даже вплоть до самого тяжкого следствия грехопадения - телесной смерти. И именно Страстная пятница во всех существующих литургических традициях особым образом посвящена воспоминанию этих страданий Богочеловека Иисуса.


Тема кенозиса, присутствующая во всех богослужениях последних дней Страстной седмицы, достигает в пятницу наиболее разительного звучания. Вот, к примеру, текст одной из стихир византийской Вечерни этого дня, которая по-церковнославянски начинается словами Страшное и преславное таинство [православные богослужебные тексты, кроме отдельно оговоренных случаев, приводятся в русских переводах иеромонаха Амвросия (Тимрота) ]:

Страшное и необычайное таинство

в сей день пред нашими глазами совершается:

Неосязаемый удерживается,

связывается Освобождающий Адама от проклятия;

Испытывающий сердца и внутренности неправедно допрашивается;

в темницу заключается Замкнувший бездну;

стоит перед Пилатом

Тот, Кому с трепетом предстоят Силы Небесные;

рукою создания ударяется Создатель;

на Древо осуждается Судия живых и мертвых;

гробу предается Разрушитель ада.

Все переносящий по состраданию

и всех спасший от проклятия,

беззлобный Господи, слава Тебе!

В греческом оригинале первая строка звучит даже сильнее: «Страшная и неимоверная (παράδοξον) тайна». Человеческий разум недоумевает перед парадоксом происходящего в этот день, и подобным недоумением полнятся многие другие гимнографические тексты пятницы (как, впрочем, и субботы) Страстной седмицы.

В разных литургических традициях богослужение помогает верующим ощутить тайну кенозиса не только при помощи текстов, но и иными средствами. В конце предшествующего очерка я говорил о том, как в богослужении римского обряда знаменуется истощение природных стихий. Наиболее же впечатляющим это было в дореформенной римской традиции трех последних дней Страстной седмицы, в которые - либо поздним вечером накануне, либо ночью, либо совсем ранним утром - совершались особые службы, именовавшиеся Темными утренями (по-латыни Tenebrae). Хотя литургическая реформа заменила эти службы на другие, всё же модификации Темной утрени по-прежнему служатся в католических приходах и монастырях многих стран мира. Название Темная утреня обусловлено тем, что по ходу службы внутреннее пространство храма постепенно погружается во тьму, так что заключительная ее часть происходит в полной темноте. Мрак, в который погружается храм, символизирует тот мрак, который охватывает весь мир и готов поглотить не только творение, но и Самого Творца. Наступает час «власти тьмы», которая на какое-то время торжествует зримую победу, - ведь с приближением смерти Иисуса Христа меркнет и тварный свет (ср. Мф 27. 45).

Во время Темной утрени читался нараспев ветхозаветный Плач Иеремии - один из самых трагичных, душераздирающих образцов древнееврейской поэзии. В Плаче изливается скорбь праведника о разрушении Иерусалима и главной святыни народа Божия - храма, являвшегося местом присутствия Бога. Христианское сознание спроецировало эту скорбь на события Страстной седмицы. Рефрен «Иерусалим, Иерусалим, обратись ко Господу Богу Твоему» напоминает о словах Спасителя: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф 23. 37).

Между прочим, музыку к текстам из Плача Иеремии для этих богослужений сочиняли многие западные композиторы. Предлагаю на некоторое время прервать чтение и послушать начало Плача пророка Иеремии григорианского распева , а также английского композитора XVI в. Томаса Таллиса .

И всё-таки важнейшими библейскими чтениями богослужений Страстной пятницы являются Страсти - евангельские повествования о страданиях и смерти Христа. В византийской традиции наиболее полно они прочитываются на Утрене Страстной пятницы, которая так и называется: Последование святых и спасительных СтрастейГоспода нашего Иисуса Христа. Обычно в русских православных приходах она служится в четверг вечером, но в некоторых - в пятницу ранним утром или даже в ночь с четверга на пятницу. На этой службе история Страстей, предваряемая долгой прощальной беседой Иисуса из Евангелия от Иоанна (той самой, которую чеховский Архиерей «читал сам» и «знал наизусть»), прочитывается на утрени Страстной Пятницы в виде 12 фрагментов. Помимо этого, на Великих царских часах (службе, которая несмотря на столь величественное название в русской православной богослужебной практике совершается, как правило, совсем скромно и, в отличие от остальных служб этого дня, не особо посещается верующими), объединяющих канонические малые Часы (Первый, Третий, Шестой и Девятый), на каждом из которых прочитывается история Страстей по одному из Евангелистов. Кроме того, история Страстей в виде компиляции из разных Евангелий начинает читаться еще на Вечерне Великого четверга, а завершается на Вечерне Страстной пятницы.

В римской литургической традиции на основном богослужении Страстной пятницы - службе Воспоминания страстей Христовых, которая со времени литургической реформы стала совершаться вечером (а в тех странах, где Страстная пятница является выходным днем - в послеполуденные часы, наиболее соответствующие времени голгофских страданий Спасителя) читаются Страсти по Иоанну. В Средние Века на Западе сложилась практика чтения Страстей не просто нараспев, но еще и по ролям. Это тот редкий случай, когда Евангелие на богослужении не обязательно должны читать рукоположенные служители. Как правило, один из чтецов или певчих произносит слова повествователя, а другие делят между собой реплики персонажей. Что до священника, то ему принадлежат только слова Христа. После слов о кончине Иисуса все участники богослужения опускаются на колени и некоторое время пребывают в молитвенном молчании. В последние десятилетия в некоторых католических приходах Страсти читаются не нараспев, а декламационно, при этом слова, принадлежащие в евангельском рассказе народу, произносит всё собрание: так появляется возможность в большей степени ощутить «распни, распни Его» не только как слова тех, кто выкрикивал их где-то далеко двадцать веков назад.

Но вернемся к многовековому обычаю чтения страстей по ролям нараспев. Именно на его основе в Новое время в лютеранском богослужении развился особый музыкальный жанр страстей, или пассионов. Сухой речитатив повествования Евангелиста (теперь уже не по-латыни, а на живом национальном языке) перемежается молитвенными размышлениями над прочитанным в виде хоралов, арий и других вокальных номеров. Именно таковы знаменитые страстиГ.Ф.Телемана и И.С.Баха, как и многих других менее известных композиторов Северной Европы. Мои читатели могут в очередной раз дать отдых своим глазам и послушать, как звучит фрагмент Страстей по Иоанну (Ин 18.28 - 19.12а) на традиционный григорианский распев в исполнении монахов Солемского аббатства во Франции (а при желании и все Страсти по Иоанну целиком, от начала гл. 18); а затем услышать, во что превратился тот же фрагмент у И.С.Баха в его Страстях по Иоанну (русский текст параллельно немецкому оригиналу можно найти в переводе игумена Петра (Мещеринова) или в переводе Николая Эппле ; см. №№ 16a-21g).

Стоит заметить, что упомянутая выше византийская служба Страстей построена в сущности по тому же принципу: гимнографические вставки представляют собой молитвенные размышления над прочитанными фрагментами. Таков, в частности, ексапостиларий, поющийся трижды (его полагали на музыку многие русские композиторы: С.И.Танеев , П.Г.Чесноков и др.) после чтения из Евангелия от Луки о благоразумном разбойнике.

Разбойника благоразумного

в тот же день Ты рая удостоил, Господи.

И меня древом Крестным просвети

и спаси меня.

Но зачастую это и размышления обо всей тайне спасительных страстей Христовых, как, например, звучащий в самом завершении Последования Страстей тропарь Страстной пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя:

Искупил Ты нас от проклятия закона

драгоценною Своею Кровию:

ко Кресту пригвожденный и копьем пронзенный,

Ты людям источил бессмертие.

Спаситель наш, слава Тебе!

В римской традиции за чтением Страстей по Иоанну следует обряд выставления Креста и поклонения ему верующих. Среди звучащих в это время песнопений особое место принадлежит латинскому гимну, Pange, lingua, gloriosi proelium certaminis , текст которого написан в VI-VII вв. Венанцием Фортунатом [аудио григорианского распева ]. В нем прославляется победа над злом и смертью - победа Креста, одержанная распятым на Нем (перевод мой):

Возвеличим велегласно

Cлавное сражение!

Возвестим Креста победу -

Торжество предивное:

одержал ее Спаситель,

Претерпев заклание.

Сожалея о паденье

Наших прародителей,

когда смерти приобщились

От плода вкусившие,

Древом Бог спасти замыслил

Ради древа проклятых.

Таково предначертанье

Нашего спасения,

чтоб губителя искусность

Погубить искусностью

и целительным соделать

Средство порчи вражие.

Посему, когда настало

Исполненье времени,

послан был Зиждитель мира

Сам из недра Отчего;

ставший плотью, Он родился

В роде человеческом. […]

Он, прожив с людьми во плоти

Три десятилетия,

принимает добровольно

Горькие страдания,

ради нас, подобно агнцу,

На Кресте заколотый.

Там приемлет желчь и уксус,

К древу пригвождаемый,

и, копьем пронзенный в сердце,

Истекает кровию,

омывая землю, море,

Звезды, мироздание…

Гимнограф возвращает мысленный взор верующего к тому моменту, когда искупление только еще должно свершиться. Древо Креста, как мы уже видели в предшествующих строфах, отождествляется здесь с райским деревом жизни, и к нему обращается призыв:

Преклони тугие ветви,

Древо преблаженное!

Размягчи оцепененье,

Весь твой ствол сковавшее,

и прими Царя вселенной

В жертву принесенного.

Только ты принять достойно

Дивное Сокровище,

миру - тонущему судну -

Предложить пристанище,

где ворота кровью Агнца

Жертвенной помазаны.

Предел кенозиса, умаления Спасителя - Его крестная смерть. Но в богослужении Страстной пятницы совершается также воспоминание Его снятия с Креста и погребения. Именно с памятью о положении тела Иисуса во гроб связано в византийской традиции почитание плащаницы - большого плата с изображением погребения Христа, напоминающего о той плащанице, в которой Он был погребен. В последние века в русском православии утвердился обычай торжественного выноса плащаницы на Вечерне Страстной пятницы на середину храма для благоговейного поклонения.

Описанные обряды Страстной пятницы в западном и восточном богослужении свидетельствуют о том, что службы этого дня становятся подлинными действами, в которые активно вовлечены все их участники. Впрочем, это свойственно всей Страстной седмице - и не только уставным службам, но и практикам народного благочестия, притом у различных народов они приобретают великое многообразие проявлений. Не имея возможности рассказать об этом подробно здесь, хочу порекомендовать читателям мою о литургических и паралитургических обрядах и обычаях христианского Запада, которая к тому же обильно снабжена видеоматериалами.

Завершая рассмотрение богослужений этого совершенно исключительного дня, я хотел бы вернуться к парадоксу Креста. События Страстной пятницы видятся верующими уже через событие Воскресения. К примеру, на той же Вечерне мы слышим такие слова (перевод мой):

Прославляю страдания Твои,

воспеваю и Твое погребение,

с воскресением взывая:

"Господи, слава Тебе!"

В римском обряде одно из главных песнопений при поклонении Кресту в Страстную пятницу таково:

Кресту Твоему поклоняемся, Владыка,

и святое воскресение Твое поем и славим:

ибо Крестом пришла радость всему миру.

Но ведь именно этот же текст (почти дословно) в византийском богослужении фигурирует в известном пасхальном песнопении Воскресение Христово видевше. «Се бо прииде Крестом радость всему миру». Поэтому даже в пасхальное время в христианских храмах распятия по-прежнему находятся на самых видных местах. И, быть может, поэтому на кресте в наваррском замке Хавьер неизвестный испанский скульптор XV в. изобразил Распятого улыбающимся.

Пётр Сахаров

Распятие и смерть Иисуса Христа

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Мучения распятого человека невозможно описать. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела и страданий, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Даже исполнители казни, - обыкновенно, люди жестокие, - не могли хладнокровно смотреть на страдания распятых. Они приготовляли питье, которым старались или утолить невыносимую жажду их, или же примесью разных веществ временно притупить сознание и облегчить муки. По еврейскому закону, повешенный на реве считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти. Когда привели Иисуса Христа на Голгофу, то воины подали Ему пить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения страданий. Эти страдания Он принял на Себя добровольно за грехи людей; потому и желал перенести их до конца.
Когда все было приготовлено, воины распяли Иисуса Христа. Это было около полудня, по-еврейски в 6-м часу дня. Когда же распинали Его, Он молился за Своих мучителей, говоря: "Отче! прости им, потому что они не знают, что делают".
Рядом с Иисусом Христом распяли двух злодеев (разбойников), одного по правую, а другого по левую сторону от Него. Так исполнилось предсказание пророка Исаии, который сказал: "и к злодеям причтен был" (Ис. 53, 12). По приказанию Пилата, к кресту была прибита над головой Иисуса Христа надпись, означавшая вину Его. На ней было написано по-еврейски, по-гречески и по-римски: "Иисус Назорей Царь Иудейский", и многие ее читали. Такая надпись не нравилась врагам Христовым. Поэтому первосвященники пришли к Пилату и говорили: "не пиши: Царь Иудейский, но напиши, что Он говорил: я Царь Иудейский".
Но Пилат ответил: "что я написал, то написал".
Между тем воины, распявшие Иисуса Христа, взяли Его одежды и стали делить между собой. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части, каждому воину по части. Хитон же (нижняя одежда) был не сшитый, а весь тканый с верху до низу. Тогда они сказали друг другу: "не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, кому достанется". И бросив жребий, воины сидя, стерегли место казни. Так, и здесь сбылось древнее пророчество царя Давида: "разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий" (Псал. 21, 19).
Враги не перестали оскорблять Иисуса Христа и на кресте. Они, проходя, злословили и, кивая головами, говорили: "Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого. Если Ты Сын Божий, сойди с креста".
Также первосвященники, книжники, старейшины и фарисеи, насмехаясь, говорили: "Других спасал, а Самого Себя не может спасти. Если Он Христос, Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы видели, и тогда уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его Бог, если Он угоден Ему; ведь Он говорил: Я Божий Сын".
По их примеру и воины-язычники, которые сидели у крестов и стерегли распятых, издеваясь, говорили: "если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого". Даже один из распятых разбойников, который был слева от Спасителя, злословил Его и говорил: "если Ты Христос, спаси Себя и нас".
Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: "Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же (т.е. на такие же муки и смерть)? Но мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал". Сказав это, он обратился к Иисусу Христу с молитвой: "помяни мя (вспомни обо мне), Господи, когда приидешь во Царствии Твоем!"
Милосердный Спаситель принял сердечное раскаяние этого грешника, показавшего такую дивную веру в Него, и ответил благоразумному разбойнику: "истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю".
При кресте Спасителя стояли Матерь Его, апостол Иоанн, Мария Магдалина и еще несколько женщин, почитавших Его. Невозможно описать скорбь Божией матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего!
Иисус Христос, увидев Матерь Свою и Иоанна здесь стоящего, которого особенно любил, говорит Матери Своей: "Жено! вот, сын Твой". Потом говорит Иоанну: "вот, Матерь твоя". С этого времени Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и заботился о Ней до конца Ее жизни. Между тем, во время страданий Спасителя на Голгофе произошло великое знамение. С того часа, как Спаситель был распят, т. е. с шестого часа (а по нашему счету с двенадцатого часа дня), солнце померкло и наступила тьма по всей земле, и продолжалась до самой смерти Спасителя. Эта необычайная, всемирная тьма была отмечена языческими писателями-историками: римским астрономом Флегонтом, Фаллом и Юнием Африканом. Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в это время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, сказал: "или Творец страждет, или мир разрушается". Впоследствии Дионисий Ареопагит принял христианство и был первым афинским епископом.
Около девятого часа Иисус Христос громко воскликнул: "Или, Или! лима савахфани!" то есть "Боже Мой, Боже мой! Для чего Ты Меня оставил?" Это были начальные слова из 21-го псалма царя Давида, в котором Давид ясно предсказал о страданиях на кресте Спасителя. Этими словами Господь в последний раз напоминал людям, что Он есть истинный Христос, Спаситель мира. Некоторые из стоявших на Голгофе, услышав эти слова, сказанные Господом, говорили: "вот, Илию зовет Он". А другие говорили: "посмотрим, придет ли Илия спасти Его". Господь же Иисус Христос, зная, что уже все совершилось, произнес: "Жажду". Тогда один из воинов побежал, взял губку, намочил ее уксусом, надел ее на трость и поднес к иссохшим губам Спасителя.
Вкусив уксуса, Спаситель сказал: "Совершилось", то есть исполнилось обетование Божие, совершено спасение человеческого рода. После этого Он громким голосом произнес: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой". И, преклонив главу, предал дух, т. е. умер. И вот, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разодралась надвое, с верхнего края до нижнего, и земля потряслась, и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскрешении Его вошли в Иерусалим и явились многим.
Сотник же (начальник воинов) и воины с ним, которые стерегли распятого Спасителя, видя землетрясение и все происходившее перед ними, испугались и говорили: "истинно, человек этот был Сын Божий". А народ, бывший при распятии и все видевший, в страхе стал расходиться, ударяя себя в грудь. Наступил вечер пятницы. В этот вечер надлежало вкушать Пасху. Иудеям не хотелось оставлять на крестах тела распятых до субботы, потому что пасхальная суббота, считалась великим днем. Поэтому они просили у Пилата позволения перебить голени распятым, чтобы они скорее умерли и можно было их снять с крестов. Пилат позволил. Воины пришли и перебили голени разбойникам. Когда они подошли к Иисусу Христу, то увидели, что Он уже умер, и потому не перебили у Него голеней. Но один из воинов, чтобы не оставалось никакого сомнения в Его смерти, пронзил копьем Ему ребра, и из раны потекла кровь и вода.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 27, 33-56; от Марка, гл. 15, 22-41; от Луки, гл. 23, 33-49; от Иоанна, гл. 19, 18-37.

Снятие с креста и погребение Спасителя.

В тот же вечер, вскоре после всего совершившегося, приходит к Пилату знаменитый член синедриона, богатый человек Иосиф Аримафейский (из города Аримафеи). Иосиф был тайный ученик Иисуса Христа, тайный - из страха перед иудеями. Человек он был добрый и праведный, не участвовавший в совете, в осуждении Спасителя. Он просил у Пилата позволения снять тело Христово с креста и похоронить. Пилат удивился, что Иисус Христос так скоро умер. Он позвал сотника, стерегшего распятых, узнал от него, когда Иисус Христос умер, и позволил Иосифу взять тело Христово для погребения.
Иосиф, купив плащаницу (полотно для погребения), пришел на Голгофу. Пришел также и другой тайный ученик Иисуса Христа и член синедриона, Никодим. Он принес с собой для погребения драгоценную благовонную мазь - состав из смирны и алоэ.
Они сняли тело Спасителя с Креста, помазали Его благовониями, обвили плащаницей и положили Его в новом гробе, в саду, вблизи Голгофы. Гробом этим была пещера, которую Иосиф Аримафейский высек в скале для своего погребения, и в которой еще никто не был положен. Там они положили тело Христово, потому что гроб этот был близко от Голгофы, а времени было мало, так как наступал великий праздник Пасхи. Потом привалили огромный камень к двери гроба и удалились.
Мария же Магдалина, Мария Иосиева и другие женщины были там и смотрели, как полагали тело Христово. Возвращаясь домой, они купили драгоценного мира, чтобы потом помазать этим миром тело Христово, как только пройдет первый, великий день праздника, в который, по закону, следовало всем пребывать в покое.
Но враги Христовы не успокоились, несмотря на свой великий праздник. На другой день, в субботу, первосвященники и фарисеи (нарушая покой субботы и праздника) собрались, пришли к Пилату и стали просить его: "Господин! мы вспомнили, что этот обманщик (так осмелились они называть Иисуса Христа), еще будучи в живых, сказал: "после трех дней воскресну". Поэтому прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу, что Он воскрес из мертвых; и тогда будет последний обман хуже первого". Пилат сказал им: "у вас есть стража; пойдите, охраняйте, как знаете".
Тогда первосвященники с фарисеями пошли ко гробу Иисуса Христа и, осмотрев внимательно пещеру, к камню приложили свою (синедрионову) печать; и поставили у гроба Господня воинскую стражу.
Когда тело Спасителя лежало во гробе, душой Своей Он сошел в ад к душам людей, которые умерли до Его страданий и смерти. И все души праведных людей, которые ждали пришествия Спасителя, Он освободил из ада.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 27, 57-66; от Марка, гл. 15, 42-47; от Луки, гл. 23, 50-56; от Иоан., гл. 19, 38-42.

О Богослужении в Великую Пятницу.

Служба Великой Пятницы посвящена воспоминанию крестных страданий Спасителя, Его смерти и погребения. На утрени (которая служится вечером в Великий Четверг) посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелистов, повествующих о страданиях Спасителя, начиная с последней беседы Его с учениками на Тайной Вечери и кончая погребением Его в саду Иосифа Аримафейского и приставлением воинской стражи к Его гробу. Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны - горячую любовь к своему Спасителю.
В Великую Пятницу Литургии не бывает, т. к. в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы.
Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.
На вечерне, при пении тропаря: "Благообразный Иосиф с древа снем пречистое Тело Твое...", священнослужители поднимают Плащаницу (т. е. изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и при каждении фимиамом. Плащаница полагается на особо приготовленном столе (гробнице). Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницею и лобызают язвы изображенного на ней Господа - прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.