Курбан-байрам (Ид аль-Адха) – главный праздник мусульман. Окончание Рамадана. Ид аль-фитр — первый день месяца Шавваль

После завершения священного месяца Рамадан в первый день месяца Шавваль отмечают Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам, Ураза-Айт). Этим днем завершается священный пост . Ид аль-Фитр называется малым праздником в противоположность большому празднику – празднику жертвоприношения Курбан-Байрам , или Ид-аль-Адха .

Праздник разговения для мусульманина – это, в первую очередь, прощание с благословенными днями месяца Рамадан, когда можно было вырасти духовно, оказывать помощь нуждающимся и больше стремиться к благочестию.

Поклонение

Ночь накануне Ураза-Байрам проводят в служении Аллаху. Желательно совершить ночной и утренний намазы в мечети джамаатом . В эту ночь читают Священный Коран, зикр , салават , дуа и т.д. С наступлением полуночи и до ид-намаза желательно заняться личной гигиеной (купание в честь праздника, стрижка волос и ногтей, чистка зубов и т.д.).

Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам, Ураза-Айт) начинается с наступлением вечернего намаза накануне. До праздничного суннат-намаза (ид-намаз) желательно читать такбир , возвеличивая Аллаха, и вечером, и утром, и при перемене состояния и т.д. В день Ураза-Байрам мусульмане, совершив омовение, надевают праздничную одежду и спешат в мечеть на ид-намаз.

После праздничного намаза обмениваются поздравлениями, посещают родственников, соседей, знакомых, других мусульман, принимают гостей, угощают традиционными блюдами, дарят другу подарки и желают, чтобы их пост и молитвы были приняты Всевышним, а также – здоровья родным и близким, мира семьям.

В праздник разговения ходят в мечеть, в усыпальницы местных святых и на кладбище к могилам родных. В честь родных, которые умерли в течение данного года, устраивают поминки, приглашая домой муллу . Также в этот день принято навещать родителей, старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших, читать над их могилами Священный Коран и просить Всевышнего о Милости к ним.

Садака и сах . В этот день раздают милостыню бедным. Важно к этому времени снять обязательный для каждого мусульманина Закят уль-фитр (сах) и отдать его строго по назначению.

Пост Месяц Шавваль благодатен для дополнительного поклонения Аллаху, желательный пост – 6 дней. Пост в благословенный день Ураза-Байрам шариат запрещает. Лучше начать пост сразу после праздничного дня, подряд шесть дней соблюдать пост не обязательно. В Шавваль возмещают пропущенные дни поста Рамадан .




Связан с окончанием месяца поста Рамадан

Ураза́-байра́м , известен также как Пра́здник разгове́ния и Ид аль-Фитр (араб. عيد الفطر ‎) - исламский праздник , отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан . Отмечается первые три дня месяца Шавваль .

История праздника

Ритуал празднования

Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак !» (благословенного праздника!). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят аль-фитр). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и др.) в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов (в ханафитском мазхабе).

В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.

В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.

Дни празднования

Праздничным днём считается первый день месяца шавваль , но по традиции школы, учреждения и магазины в мусульманских странах обычно не работают ещё на протяжении двух или трёх дней .

Дни празднования по григорианскому календарю

Начало празднования в различные годы:

Цитаты о празднике

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Кто выстаивал ночную молитву в ночь на ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам) и в ночь на ‘Идуль-адха (Курбан-байрам), веря в воздаяние от Всевышнего, сердце того не умрёт в день, когда сердца [многих] умрут»

Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8903

Рассказал нам Муса ибн Исмаил, рассказал нам Хаммад ибн Хумейд от Анаса, что он сказал: «Когда прибыл посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Медину, у её жителей было два (праздничных) дня, которые они отмечали играми. Он спросил их: „Что это за два дня?“ Ему ответили: „Эти два дня мы отмечали играми ещё во времена язычества“. Тогда сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: „Поистине, Аллах заменил их двумя лучшими днями: днём Жертвоприношения и днём Разговения“» .

Сборники хадисов Абу Дауда (1134), ан-Насаи (1556), Ахмада (3/178), Абдурраззака (15566)

От Укбы ибн Амира сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «День Арафа, день Жертвоприношения и три дня ташрика - это наши дни Ида (праздники), о мусульмане» .

Сборники хадисов Абу Дауда (2419), ат-Тирмизи (773), ан-Насаи (5/252)

Ураза-байрам в России

Ураза-байрам официально является нерабочим днём в республиках (кроме федеральных органов): Адыгея , Башкортостан , Дагестан , Ингушетия , Кабардино-Балкария , Карачаево-Черкесия , Татарстан , Чеченская республика , Крым .

Напишите отзыв о статье "Ураза-байрам"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Резван Е.А. // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров . - М . : Наука , 1991 . - С. 89.
  • А. Мец. Мусульманский ренессанс. 2-е изд., М., 1977. - С.186.
  • Э. У. Лэйн. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М., 1982. - С.373-379.
  • G. E. Griinebaum. Muhammadan Festivals. N.Y., 195. - pp. 62-65.
  • Е. М. Mittwoch. "Id al-Fitr // The Encyclopaedia of Islam . New ed. Leiden-London. -3, 1008.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Ураза-байрам

– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.

Ураза байрам - радостный, светлый

Праздник сердца и души.

Лишь засияет луч рассветный

Слова торжества зазвучат в тиши:

“Ид мубарак! Всех вам благ!

Да примется наше поклонение!

Да вознаградит нас Аллах

И дарует свое прощение!”

Рамадан - месяц поста и усиленного поклонения Всевышнему Аллаху. Он сплачивает исламскую общину, собирая их за совместными молитвами и вечерними разговлениями. Чем ближе к концу Рамадан , тем усерднее старания верующих. Мусульмане собираются вместе в поисках Ночи предопределения, оживляя ночные бдения чтением Корана и выстаиванием молитв. Но с каждым днем истончается лунный серп, возвещая о завершении поста и наступлении нового месяца - шавваля.

Шавваль - это 10 месяц по мусульманскому календарю, знаменующийся празднованием великого исламского торжества Ид аль Фитр. В переводе с арабского, Ид аль Фитр означает “праздник разговения”, или Ураза байрам по-тюркски. Он был узаконен в 624 году пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха). С тех пор и по сей день, Ид аль Фитр - это праздник служения Творцу, праздник благодарности, надежды и единения.

Чтобы каждый член общины смог радоваться и накрыть стол, мусульманам положено до наступления Уразы байрам выплатить Закят аль Фитр в пользу бедных и неимущих. Закят аль Фитр дается от каждого члена семьи сухими продуктами или их денежным эквивалентом. Это благое предписание также способствует искуплению грехов и упущений, которые верующие могли допустить в течение поста.

Согласно исламской традиции, утром праздничного дня мусульмане совершают гусль - полное омовение, надевают лучшую одежду и умащаются благовониями. Если в Рамадане было необходимо воздерживаться от приема еды и питья после утреннего намаза, то сейчас наоборот: символизируя окончание поста, мусульманам предписано что-нибудь поесть (желательно, финики).

Совершение Ид намаза

Со словами праздничного такбира правоверные направляются в мечеть, где ждут восхода солнца. Когда светило поднимется на высоту копья, наступает время праздничной молитвы. Такбир, не смолкавший ни на минуту, утихает с появлением имама. Молящиеся выстраиваются в ряды для совершения Ид-намаза, плечом к плечу, ступня к ступне, впереди всех имам. Он произносит: - Аллаху акбар!

Ид намаз читается в 2 раката. Он отличается от обычного намаза в 2 раката тем, что в 1-м ракате возвещают 7 такбиров до чтения суры Фатиха, а во втором - 5. Чаще всего в праздничной молитве читают суры Аль-Къаф, Аль-А’ля, Аль-Камар и Аль-Гашия. Затем имам произносит проповедь, разделенную на две части, как в пятничной хутбе и поздравляет верующих с праздником .

Закончился священный месяц, полный милости и благодати. День за днем мусульмане склонялись вместе в поясных и земных поклонах, ища довольства Аллаха. Раздавали милостыню, кормили постящихся, стремились делать больше добрых дел. И теперь, когда Рамадан остался позади, они от всей души желают друг другу:

“Ид мубарак! Благословенного праздника вам! Такабаль Аллах Минни ва минкум! Да примет Аллах от нас и от вас!”

Праздник Рамазан-байрам

Праздник Ураза-байрам

Ид аль-фитр и закят аль-фитр

Когда завершается благословенный месяц Рамадан, а вместе с ним и благочестивый пост, наступает один из двух крупных праздников Ислама, называющийся «Ид аль-Фитр», или же Праздник разговения (российским верующим этот праздничный день известен больше под названием «Рамазан-Байрам» или «Ураза-байрам»).

Праздничное богослужение в первый день Ид аль-фитр начинается в мечетях и специально отведенных для этого местах примерно через 30-40 минут после восхода солнца (окончание времени утреннего намаза). В зависимости от региона это время может различаться, поэтому время начала праздничной проповеди и намаза в каждом населенном пункте лучше уточнить заранее.
Для каждого верующего праздник — это причастность к общей радости единоверцев и хорошая возможность для пополнения духовного опыта.

Праздник разговения для мусульманина — это прощание с благословенными днями месяца Рамадана. И, оглядываясь назад, он задумывается о духовных приобретениях этого времени. Как провел он дни лучшего из всех месяцев года? Не растратил ли их на ссоры, неблаговидные поступки, скверные помыслы?

Или же, помня об особой почетности этого месяца, когда, как передали мусульманские богословы, за каждое совершенное верующим благодеяние Всевышний Аллах одаривает его высоким вознаграждением, стремился к благочестию и в мыслях,и в деяниях? И потому Рамазан-Байрам — это подведение итогов ушедшего месяца, когда для каждого мусульманина предоставлялась хорошая возможность усовершенствовать себя посредством соблюдения строгого поста, большего стремления к благочестию, оказания благотворительной помощи нуждающимся,а также — приобретения полезных человеку знаний.

Согласно Шариату в Рамазан-Байрам мусульманам предписывается предаваться настроению праздника, вкушая пищу и питье, поститься же в этот благословенный день нельзя. Отмечают Праздник разговения, собираясь в храмах Божьих — мечетях, чтобы всем миром постигнуть радость великого праздника. Главный ритуал, совершаемый верующими в мечети, — это праздничная коллективная молитва-намаз. Руководит общим молением имам — предстоятель на намазе, как правило, самый образованный и богобоязненный верующий. Он во весь голос произносит слова восхваления Всевышнего Бога, читает нараспев отрывки из последнего Священного Писания — Корана, и по окончании молитвы, воздев руки, обращается от имени исполнивших молитву мусульман к Господу с мольбой о принятии Всевышним их поста, о прощении грехов, испрашивает у Бога благоденствия в этой и успеха в последующей жизни,о даровании Истинного пути заблудшим и стойкости духа праведникам. После этого мусульмане, перебирая четки («тасбих»),коллективно читают зикр — слова воспоминания о Всевышнем (это определенные фразы или же отдельные слова на арабском языке, произнося которые, верующий выражает свою любовь к Создателю). Когда будут исполнены эти обряды поклонения Всевышнему,многие мусульмане задержатся в мечети, чтобы завершить праздничный день в благословенном месте и услышать чтение Священного Корана.

В этот день принято также посещать кладбища, поминая усопших, читать над могилами отрывки из Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи. В таком посещении мусульмане находят еще одну пользу: «Посещайте кладбища — это вам напомнит о Судном Дне», — сказано в одном из хадисов (изречений) Пророка Мухаммада, мир ему.

Рамазан-Байрам отмечен еще одним важным предписанием религии: в этот день мусульмане выплачивают нуждающимся людям пожертвование, называющееся закят уль-фитр или садакат уль-фитр.

  • День спасения мусульман от Ада
  • День вознаграждения
  • День рукопожатия мусульман с ангелами (малаиками).

Наш Пророк Мухаммад (да благословит и приветствует его Аллах) говорил: «Когда совершилась праздничная молитва, один из ангелов произнес: «Пусть все знают, что Господь вас простил. Так возвращайтесь же в свои дома с радостью. Сегодня день вознаграждения. И об этом также провозглашается на небесах».

Великий праздник Ислама Ид аль-Фитр это:

  • День примирения обиженных друг на друга людей.
  • День посещения старших, день, в который одаривают и делают счастливыми и светлыми лица сирот, обездоленных, одиноких людей, вдов и детей.
  • День угощения мусульманами друг друга.

В этот день 1,5 млрд. мусульман независимо от их языка, цвета кожи и места проживания радуются вместе с ангелами.

С заходом солнца последнего дня Рамадана начинается праздник Ид аль-Фитр. В это время желательно начинать произносить праздничный такбир:

«Аллаху акбар (З раза), Ля иляха иляЛлах ва Ллаху акбар ва лиЛляхи ль-хамд».

Этот такбир читается до намаза ид (праздничного). Информацию об этой молитве можно найти здесь http://www.islam.ru/e-namaz/unreg/.

Ночь накануне праздника разговения желательно провести в поклонении Аллаху. В хадисе сказано, что мольбы, прочитанные в это время принимаются Всевышним. Тем, кому это затруднительно, надо постараться посвятить поминанию Аллаха, хотя бы часть ночи. Также желательно в день Ид аль-Фитр ночной (аль-иша) и утренний (аль-фаджр) намазы прочитать в мечети.

Кроме того, накануне праздничной молитвы рекомендуется:

  • пораньше подняться с постели
  • совершить полное омовение тела (гусль)
  • подстричь ногти
  • надеть самую лучшую и красивую одежду
  • почистить зубы мисваком
  • подушиться благовониями
  • надеть на палец серебряное кольцо
  • позавтракать до праздничного намаза, поев что-нибудь сладкое
  • приветствовать мусульман
  • проявлять радость и веселье
  • ходить в гости
  • поздравлять верующих с праздником, желая им того, чтобы Аллах принял их пост
  • посетить кладбище, могилы близких
  • раздавать милостыню
  • приглашать родственников, близких и знакомых к себе домой.

Ид аль-Фитр наступает первого числа месяца Шавваля, тем не менее, второй и третий дни этого месяца также являются праздничными.

Также важно напомнить, что в месяц Шавваль желательно соблюдать пост в течение шести дней.

В хадисе сказано:

«Тот, кто постился в Рамадан, а затем соблюдал пост шесть дней Шавваля, получит вознаграждение равное годовому посту». Необязательно говеть сразу все дни, можно делать перерывы, но все-таки рекомендуется соблюдать пост шесть дней подряд, начиная со второго дня праздника Ид аль-Фитр.

Пожертвование аль-фитр

Это — милостыня прекращения поста. В этом году размер закят уль-фитр составляет для малоимущих граждан – 50 рублей; для людей среднего достатка – 150 рублей; для состоятельных – 250 рублей.

В отличие от закята, который должен выделять состоятельный мусульманин за свое имущество, закят уль-фитр является обязательной милостыней за тело верующего, встретившего часть месяца рамадан и месяца шавваль, следующего за ним. Нищие и нуждающиеся освобождаются от выплаты закят уль-фитр, более того — хорошо именно им вручить данную милостыню.

Цель милостыни — оказание помощи нуждающимся мусульманам. К их числу относятся: нищие (факир), бедные (мискин), мусульмане, недавно принявшие Ислам, — чтобы поддержать их, а также люди, не имеющие возможности расплатиться с долгом, люди, находящиеся вдали от своего дома и не имеющие средств к передвижению, и некоторые другие категории людей. Закят не передается ни своим родным, ни членам своей семьи.

Предостережением от ошибочных шагов при выплате закята уль-фитр служат для нас слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Воистину, есть люди, употребляющие деньги закята без прав. Им — Огонь в Судный День» (хадис передал имам Аль-Бухари). При выделении милостыни необходимо намерение об исполнении данного обязательного предписания нашей религии, каковым является закят уль-Фитр. Это намерение совершается в момент уплаты милостыни.

Сегодня уже немало мусульман, следуя традиции своих благочестивых предков, проводят месяц рамадан в соблюдении поста. И потому Ид аль-фитр (Ураза-Байрам) для них — это подлинная радость, это праздник верующей души, которая с печалью прощается с рамаданом, прекраснейшим временем в году. Пусть для вас всегда ожидание его прихода будет радостным, соблюдение поста — желанным, а расставание с благочестивыми днями и ночами — светлым.

Правила выплаты милостыни фитр:

По ханифитскому мазхабу

Мусульманин, обладающий имуществом, достаточным для выплаты закята (нисаб), выплачивает также и милостыню аль-фитр. Обязанность мусульманина выплатить фитр в промежутке между рассветом первого дня Ид аль-фитр и началом праздничной совместной молитвы является очень близкой к обязательному предписанием – ваджиб. По мазхабу Ханафи можно выплатить фитр и до этого времени, и после. Но самое предпочтительное время, когда выплата милостыни аль-фитр является ваджиб, – от рассвета первого дня праздника до начала праздничной молитвы.

Надо отметить, что для исполнения этого долга мусульманину достаточно иметь определенное имущество на данное конкретное время (на момент начала времени утренней молитвы первого дня праздника), а не в течение года, как это необходимо при уплате ежегодного закята. Подсчет достатка в данном случае несколько иной, чем при уплате закята. Здесь в счет идут и те вещи, которые не предназначены для продажи, но имеются в наличии сверх того, что является самым необходимым.

Мусульманину, входящему в разряд «имеющий достаток», запрещено получать эту милостыню. Если ему предложат получить садакат уль-фитр, то он должен объяснить ситуацию и вежливо отказаться.
Глава семьи выплачивает эту милостыню (если он является обладателем имущества) за всех членов семьи, находящихся на его попечении, включая детей, родившихся до рассвета первого дня Ид аль-фитр. Путешественник (мусафир) также обязан выплачивать садакат уль-фитр. С имущества малолетних сирот и недееспособных выплачивается фитр их попечителями. Если же попечители не сделают этого, то опекаемые — первые после достижения совершеннолетия, а вторые после выздоровления — сами должны будут отчислить фитр за все прошедшие годы.

Садакат уль-фитр можно выплатить одному бедному мусульманину. Допустимо также распределить ее между несколькими бедняками. Точно также один бедный мусульманин может получить милостыню аль-фитр от нескольких человек. Получатель садакат уль-фитр по мазхабу Ханафи необязательно должен быть из числа мусульман. Но выплатить данную милостыню единоверцу гораздо предпочтительнее, так это, по воле Аллаха, принесет больше благодати дающему.

В качестве садакат уль-фитр по мазхабу Ханафи выплачивается в размере 0,5 саа (1750 граммов) пшеницы или пшеничной муки или 1 саа (3500 граммов) на выбор: ячменя, сушеного винограда или фиников.

По мазхабу Ханафи, 1 саа = 4 муд = 728 мискалей = 1040 дирхемов чечевицы, 1 муд = 875 г; цифры эти получаются в результате несложных подсчетов, исходя из следующих данных: 1 дирхем = 3,36 г, 1 муд = 2 рытл, 1 рытл = 130 дирхем = 91 мискалей. Таким образом, по мазхабу Ханафи, саа равен округленно 3500 граммам (1040 х 3,36 = 3494,4). На самом деле, 3500 граммов чуть больше одного саа, и это для нас лучше, так как соблюдена предосторожность. В случае отчисления 0,5 саа получаем 1747,2 гр. Стало быть, отдаем округленно 1750 граммов или, при желании, 2 кг пшеницы (или муки).

Если в местности, где производится выплата садакат уль-фитр, нет недостатка в пшенице, в ячмене или в муке, то лучше вместо них отчислить адекватную стоимость в деньгах. Причем более предпочтительной является выплата стоимости наиболее дорогого продукта на данный момент. В неурожайные годы более уместным является выплата милостыни фитр самими продуктами: пшеницей, ячменем или мукой.

По мазхабу Ханафи, рекомендуется отчислить фитр в виде того продукта, который на данный момент более всего ценится или же стоимость этого продукта в виде денег. Если затруднительно выдать фитр в виде пшеницы или муки, то можно выплатить хлебом или кукурузой. Эта замена производится не по весу, а в соответствии со стоимостью продукта.

Весь этот набор разновидностей и вариантов выплаты предполагает наибольший эффект и пользу, которую несет в себе обязанность отчисления милостыни фитр для бедных и нуждающихся, а следовательно, и на получение наибольшей благости для дающего.

По маликитскому, шафиитскому и ханбалитскому мазхабам

По мазхабу Шафии садакат уль-фитр не выплачивается раньше месяца рамадан, а по двум другим — раньше первого праздничного дня Ид аль-Фитр. Милостыня аль-фитр выплачивается и теми мусульманами, которые по какой-либо причине не постились.

Выплата милостыни аль-фитр обязательна для всех мусульман, имеющих средства, превышающие расходы на однодневное пропитание. Причем и пшеницу, и ячмень нужно выплачивать в размере одного саа.

В этих мазхабах один саа равен 694 дирхемам, а 1 дирхем = 2,42 г, следовательно, 1 саа = 694 х 2,42 = 1679,48 г или, округленно, 1680 граммам.

По мазхабам Малики и Ханбали предпочтительнее давать фитр в виде фиников, по Шафии – в виде пшеницы или пшеничной муки. Заменять пшеницу или ячмень деньгами, согласно мазхабу Шафии, нельзя.

Хвала Аллаху, Господу миров!

Источник www.islam.ru

У раза байрам или ‘Идуль-фитр, " Ид аль-Фитр (араб. عيد الفطر ) - праздник разговения, знаменующий завершение поста месяца Рамадан. Иногда его называют малым праздником в противоположность большому празднику - празднику жертвоприношения .

Праздник приходится на начало следующего за Рамаданом месяца, то есть 1-е Шавваля (10-го месяца мусульманского календаря) и длится обычно три дня, но канонически закреплено празднование Ураза-байрама именно в один первый день месяца Шавваль, соответственно, начиная со второго дня Шавваля уже можно держать дополнительный пост, о котором говорится в хадисе:

Кто постился [весь] месяц Рамадан, а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней в месяц Шавваль, тому Господь определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века.

Хадис от Абу Айюба;

св. хадисов Ахмада, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда

Праздник Ураза-Байрам был установлен заключительным Божьим посланником (да благословит его Аллах и приветствует) в 624 году. С тех пор каждый мусульманин в первый день Шавваля встречает другого мусульманина словами «’Ид муба́рак !».

’Ид муба́рак (араб. عيد مبارك - благословенный праздник) - исламская праздничная приветственная фраза в Курбан-байрам и в Ураза-байрам. Этим мусульмане по всему миру желают друг другу благословенного праздника

Ураза-байрам - один из самых значимых религиозных праздников для каждого мусульманина. Он напрямую связан с идеями духовного совершенствования и добрыми поступками. Этот праздник принято отмечать добрыми делами, проявляя заботу о ближних и сострадание к нуждающимся.

Перед праздником необходимо простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив у них прощения.

Желательным является в ночь на праздник помолиться и просить у Господа благ; наполнить эти ночи чтением Корана и восхвалениями Всевышнего. Безусловно, в меру, чтобы потом не проспать праздничную молитву и проповедь. Передается, что молитвы-ду‘а верующих, вознесенные именно в ночное время перед двумя знаменательными праздниками - Ураза-байрам и Курбан-байрам , будут непременно услышаны.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

Кто выстаивал ночную молитву в ночь на ‘Идуль-фитр (Ураза-байрам) и в ночь на ‘Идуль-адха (Курбан-байрам), веря в воздаяние от Всевышнего, сердце того не умрет в день, когда сердца [многих] умрут.

Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8903, «хасан»

Мусульмане стараются заранее приобрести продукты и подарки, украсить и обновить свои дома. Покупаются новые занавески, покрывала для мебели, праздничная одежда. В день праздника считается во благо встать спозаранку, совершить омовение, одеться опрятно и нарядно, воспользоваться благовониями и перед отправлением в мечеть съесть что-то сладкое, а лучше - нечетное количество фиников.

В этот день мусульмане приветствуют друг друга такими словами: «Да ниспошлет Аллах милость Свою и вам, и нам!», «Да примет Аллах наши и ваши молитвы!» .

В день, когда празднуется Ураза-Байрам, во всех мечетях по всему миру совершают Совершается ‘ид-намаз обычно спустя час, после восхода солнца.

Но перед совершением праздничного намаза каждому мусульманину предписано заплатить особую милостыню Закятуль-фитр . Это заключительный этап для принятия совершенного поста Всевышним. Она обязательна для каждого мусульманина, обладающего имуществом, превышающим его основные нужды.

Справочно:

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр) - это вид закята (налога), который выплачивается в месяц Рамадан до совершения праздничной молитвы.

Закятуль-фитр - налог разговения, выплачиваемый от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (‘Идуль-фитр, Ураза-байрам), а точнее - до праздничной молитвы. Он является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста. Выплачивается в первую очередь в пользу бедных и неимущих мусульман, используется и в иной благотворительной деятельности.

Данная разновидность закята стала обязательной на втором году хиджры.

Суть и смысл закятуль-фитр изложены в следующем хадисе, переданном Ибн ‘Аббасом: «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сделал обязательной выплату закятуль-фитр для очищения постящегося от лишних слов, сказанных им, и грубостей, а также чтобы она служила в качестве источника питания для неимущих [поддержкой, помощью для них]. Если человек выполнит эту обязанность [успеет передать, выплатить эту милостыню] до праздничной молитвы, то это - принятый от него закят [одна из разновидностей обязательной милостыни, которая, по воле Всевышнего, будет принята Им]. Если же выполнит эту обязанность после молитвы, то это - милостыня из числа милостыней » (Свод хадисов Абу Дауда)

В другом хадисе говорится: «Пост Рамадана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни ». Платит эту милостыню глава семьи за себя, супругу, детей и даже прислугу, если она есть. Разрешены и денежные выплаты нуждающимся. Милостыня передается бедным напрямую или через исламские благотворительные организации. После уплаты милостыни и совместной молитвы - взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества.

После праздничного намаза верующие отправляются на кладбище помянуть умерших, а затем мусульмане приглашают друг друга за праздничные столы, которые, как правило, просто изобилуют различными яствами, ведь это первый день после целого месяца поста, когда в дневное время можно есть из разрешенного все, что душе угодно.

В этот день в мусульманских странах не принято работать. В некоторых странах не работают и на следующий день после Ураза-Байрам. В эти дни народные гулянья разрастаются до невероятных масштабов. Люди приглашают друг друга в гости, а после, накормив и напоив своих гостей, сами отправляются в гости с ответным визитом. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году.

Дети тоже не остаются без дела. В течение всего праздника Ураза-Байрам детишки бегают по домам, где их обязательно угощают сладостями.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников