Хрущевская оттепель. Хрущевская оттепель и ее результаты

Оттепель в СССР – это условное неофициальное название периода, который длился с середины 50- и по середину 60-х годов. Характеризуется значительными переменами, в частности, развенчиванием культа личности Сталина, либерализацией свободы слова, уменьшением цензуры. В большей степени стала доступна западная литература. В отношении политической и общественной жизни той эпохи тоже наблюдались определённые послабления, чего советская действительность не видела с 20-х годов.

А некоторые моменты в истории СССР вообще происходили впервые: осуждение собственных ошибок, прошлого, репрессий. К сожалению, это не стало глубоким процессом, не изменило сути происходящих событий: всеобщий контроль, централизация власти и многое другое оставались в СССР, как минимум, до перестройки, а кое-что исчезло только с распадом Советского Союза. Но влияние хрущевской оттепели сказывалось ещё долго. Власти продемонстрировали, что диктатура – необязательна.

Довольно интересно преобразовалась и духовная жизнь. В СССР стали больше внимание проявлять ко всему западному, демонстрировать большую открытость. Меньшей цензуре подвергалось творчество. К этому же периоду относятся и попытки добиться определённых изменений в управлении народным хозяйством. Они характеризуются некоторой наивностью, поскольку для успешной реализации требовали более серьёзной и более глубокой проработки. Однако позитивные результаты у этих изменений всё-таки были.

Период оттепели большинство в СССР поразил критикой культа личности Сталина. Однако он также показал, что многие были не согласны с проводившейся политикой. Ярким примером стало сближение с Югославией, отношения с которой диктатор разорвал. Кроме того, не стоит забывать о том, какое событие произошло в СССР в период оттепели: ликвидация ГУЛАГа. Это было также непосредственно связано с осуждением репрессий, со вспыхивавшими бунтами. Некоторые историк отмечают, что со временем данную систему становилось всё более невыгодно содержать, поэтому, возможно, в разрушении структуры изнутри имелась и коммерческая подоплёка.

Тем не менее к периоду оттепели относится также провозглашение курса на мирное сосуществование с западными странами. Делался акцент на том, что очень важно уметь уживаться в одном большом мире. Необходимо отметить, что номенклатура радовалась этим переменам и довольно охотно их поддерживала, потому что при Сталине опасность угрожала практически каждому. Теперь же не приходилось постоянно бояться за свою жизнь. Так что для многих у периода оттепели были одни только положительные моменты.

Вполне лояльной оказалась хрущёвская политика и для военнопленных: многих японцев и немцев просто отправили домой, в свои страны. Стоит отметить, что речь идёт о десятках тысяч людей. Большей части депортированных народов разрешили вернуться на места их прежнего проживания. Заметно смягчилось трудовое законодательство: отменили уголовную ответственность за прогул, кроме того, пошли разговоры о декриминализации других статей. Из УК было убрано также понятие «врага народа».

Существовали и определённые подвижки на международной арене. С СССР договорились о выводе оккупационных войск из Австрии и о том, что государство будет сохранять политическую нейтральность. В этом отношении оттепели период дал Западу больше, чем те вначале рассчитывали. Он показал, что с Советским Союзом сложно, но можно договариваться. А этого после Второй мировой войны хотели больше всего.

Противоречия

В то же время в период оттепели в СССР был арестован Иосиф Бродский, преследовали Пастернака за публикацию своего произведения в Италии, подавлялось восстание в Грозном, в Новочеркасске (последнее – с применением оружия). Помимо перечисленного, были расстреляны с нарушением фундаментальных принципов права валютчики (дело Рокотова), которым трижды пересматривали дело. Смертный приговор назначили после того, как вступил в силу закон, дающий соответствующее право. Как известно, уголовный закон не имеет и не может иметь обратную силу, за исключением отдельных ситуаций амнистии. Однако здесь этот принцип просто проигнорировали. Такое решение вызвало протесты даже у следователей, которые вели это дело. Но повлиять на ситуацию не удалось: приговор был приведён в исполнение.

Довольно скандальным и неприятным для СССР оказался эпизод с Бродским, характеризовавшийся попытками привлечь внимание советской интеллигенции и мировой общественности. В итоге удалось добиться того, чтобы поэту сократили срок. А активная деятельность по освобождению стала фундаментом для зарождения в СССР правозащитного движения, которое развивается и сегодня. К вопросу прав человека в Советском Союзе оказалось приковано внимание, об этом начали говорить, что во время жизни Стали было просто невозможно себе представить. Это уже показывало определённые подвижки в общественном сознании, но не делало социум полностью здоровым.

Изменения в искусстве

Тема десталинизации, необходимости и важности перемен поднималась в фильме «Чистое небо». Пастернак смог опубликовать «Доктора Живаго» в Милане, хотя и столкнулся впоследствии со связанными с этим проблемами. Напечатали Солженицына, что раньше, опять же, невозможно было вообразить. Леонид Гайдай и Эльдар Рязанов начали реализовываться как режиссёры. В настоящее культурное событие превратилась кинокартина «Карнавальная ночь», были и другие интересные произведения.

Негативные перемены

Нельзя сказать, что все перемены без исключения были однозначно позитивными. Довольно негативными для СССР оказались изменения в архитектуре. В стремлении быстро всех обеспечить жильём было решено отказаться от «ненужного украшательства», лишь бы оно не мешало функциональности домов. В итоге здания оказались типовыми, однообразными, они начали представлять собой шаблонные коробки, потеряли индивидуальность. Значительно урезали площадь на каждого человека. Ухудшился вопрос со слышимостью: появились дома, в которых то, что говорят на одном этаже, можно было без проблем разобрать через несколько этажей. К сожалению, такие стандарты в строительстве оставались до распада СССР, изменяясь в большинстве своём только в худшую сторону.

Позитивный отклик

Появление оттепели породило другое явление – шестидесятников, то есть молодых людей, которые прошли войну (или их родственники), разочаровались в Сталине. Однако при этом решили, что коммунистическая власть здесь ни при чём, услышав о развенчивании культа личности. Они активно противопоставляли образу диктатора – Ленина, романтизировали революцию и существующие идеалы.

В итоге, как отмечают многие исследователи, появление такого смягчения выглядит несколько двояко. Безусловно, либерализация режима, большая творческая свобода – это позитивно. Однако у народа появилось ощущение, что советская власть действительно умеет признавать свои ошибки, делать выводы, что к прежнему возврата не будет, что что-то движется на пути к улучшению и к исправлению.

Между тем расстрел вопреки действовавшему тогда законодательству валютчиков очень красноречиво показал, что все перемены скорее касаются формы, а не сути происходящего. ГУЛАГ был расформирован, но одновременно с этим лиц, имевших непосредственное отношение к происходившим там преступлениям, не осудили. Публично не заявили о недопустимости подобных методов по отношению к людям. Советская власть не признала ответственности за то, что она в действительности допускала.

Подобное изобличение оказалось бы слишком опасной для самой номенклатуры, которая так или иначе была частью сталинской репрессивной машины. Кто-то исполнял преступные указы, а кто-то даже проявлял инициативу. В итоге осуждение Сталина было осторожным. Он всё равно признавался выдающимся деятелем своей эпохи. Осуществлённый им геноцид назывался «ошибками», которые имели место, по словам советских деятелей, «ближе к концу».

Подводя итоги, можно отметить, что определённые позитивные изменения, безусловно, были. Но их оказалось намного меньше, к тому же многие имели временный характер. А некоторые достижения на пути к либерализации были отменены в связи с приходом Брежнева. Поэтому, говоря о позитивных моментах, нельзя забывать и о негативных.

2 года назад я подробно останавливался непосредственно на самой личности Никиты Сергеевича Хрущева по случаю 120-летия со дня его рождения. Первый после Сталина вождь Советского государства, генсек ЦК КПСС, умер ровно 45 лет назад, 11 сентября 1971 г. У руля Страны Советов он пробыл 11 лет вплоть до своего 70-летия, после чего в результате внутриправительственного заговора был смещен со своей должности. Последние 7 лет он провел в опале. Как жил СССР при Хрущеве и каким его оставил после себя третий (а точнее 4-ый; врио главы государства после смерти Сталина был назначен Г.М. Маленков) советский руководитель - к этому мы сейчас и обратимся.

Повторять в очередной раз биографию Хрущева я отнюдь не собираюсь. Достаточно сказать, что он был одним из самых преданных слуг Сталина и одним из его последователей. Горячий характер Никиты Сергеича объясняется во многом тем, что в его жилах текла южная кровь, и во многом поэтому Сталин назначил его одним из руководителей компартии Украинской ССР. Когда Сталин умер, временно исполняющим обязанности главы государства был назначен Георгий Маленков. Ему же было поручено разработать экономическую программу развития страны. Хрущев же являлся главным претендентом на пост генсека партии, и соответственно главы Страны Советов.

Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела («Ленинградское дело», «Дело врачей»), прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. В эти годы в системе ГУЛага вспыхивают восстания заключённых: Норильское восстание, Воркутинское восстание, Кенгирское восстание и др.
С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. Вместе с тем, в 1953-1956 годах Сталин ещё продолжал официально почитаться в СССР как великий лидер; в тот период на портретах они часто изображались вдвоём с Лениным. На XX съезде КПСС в 1956 году Н. С. Хрущёв сделал доклад «О культе личности и его последствиях», в котором были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были разорваны при Сталине.

В целом новый курс был поддержан в верхах партии и соответствовал интересам номенклатуры, так как ранее даже самым видным партийным деятелям, попавшим в опалу, приходилось бояться за свою жизнь. Многие выжившие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. С 1953 года были образованы комиссии по проверке дел и реабилитации. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е-1940-е годы.

Либерализовано трудовое законодательство (в 1956 году отменена уголовная ответственность за прогул).


Слева направо: Н.А. Булганин (разинул рот), Н.С. Хрущев (улыбается), М.А. Суслов (ржет)
На родину были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных. В некоторых странах к власти пришли относительно либеральные руководители, такие как Имре Надь в Венгрии. Была достигнута договорённость о государственном нейтралитете Австрии и выводе из неё всех оккупационных войск. В 1955 году Хрущёв встретился в Женеве с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром и главами правительств Великобритании и Франции.

Вместе с тем, десталинизация чрезвычайно негативно повлияла на отношения с маоистским Китаем. КПК осудила десталинизацию как ревизионизм.

В 1957 году Президиум Верховного Совета СССР запретил присвоение городам и заводам имён партийных деятелей при их жизни.

В ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года тело Сталина было вынесено из Мавзолея и перезахоронено у Кремлевской стены.

При Хрущеве к Сталину относились нейтрально. Во всех советских изданиях хрущевской оттепели Сталина называли видным деятелем партии, стойким революционером и крупным теоретиком партии, сплотившим партию в период тяжёлых испытаний. Но в то же время во всех изданиях того времени писали, что Сталин имел свои недостатки и, что в последние годы своей жизни он совершил крупные ошибки и перегибы.

Период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Партийное руководство было напугано тем, что либерализация режима в Венгрии привела к открытым антикоммунистическим выступлениям и насилию, соответственно, либерализация режима в СССР может привести к тем же последствиям. Президиум ЦК КПСС 19 декабря 1956 г. утвердил текст Письма ЦК КПСС «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов». В нём говорилось: «Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза считает необходимым обратиться ко всем парторганизациям… для того, чтобы привлечь внимание партии и мобилизовать коммунистов на усиление политической работы в массах, на решительную борьбу по пресечению вылазок антисоветских элементов, которые в последнее время, в связи с некоторым обострением международной обстановки, активизировали свою враждебную деятельность против Коммунистической партии и Советского государства». Далее говорилось об имеющей место за последнее время «активизации деятельности антисоветских и враждебных элементов». Прежде всего, это «контрреволюционный заговор против венгерского народа», задуманный под вывеской «фальшивых лозунгов свободы и демократии» с использованием «недовольства значительной части населения, вызванного тяжёлыми ошибками, допущенными бывшим государственным и партийным руководством Венгрии». Также указывалось: «За последнее время среди отдельных работников литературы и искусства, сползающих с партийных позиций, политически незрелых и настроенных обывательски, появились попытки подвергнуть сомнению правильность линии партии в развитии советской литературы и искусства, отойти от принципов социалистического реализма на позиции безыдейного искусства, выдвигаются требования „освободить“ литературу и искусство от партийного руководства, обеспечить „свободу творчества“, понимаемую в буржуазно-анархистском, индивидуалистическом духе». В письме содержалось указание коммунистам, работающим в органах государственной безопасности, «зорко стоять на страже интересов нашего социалистического государства, быть бдительным к проискам враждебных элементов и, в соответствии с законами Советской власти, своевременно пресекать преступные действия». Прямым следствием этого письма стало значительное увеличение в 1957 г. числа осуждённых за «контрреволюционные преступления» (2948 человек, что в 4 раза больше, чем в 1956 г.). Студенты за критические высказывания исключались из институтов.

Хрущёв, уделявший огромное внимание комсомолу и делавший ставку «на молодёжь», в 1958 г. назначил на пост председателя КГБ молодого 40-летнего Шелепина, нечекиста, ранее занимавшего руководящие должности в комсомоле. Этот выбор соответствовал новому образу КГБ, отвечал стремлению создать прочную ассоциацию с силами обновления и возрождения. Во время кадровых изменений, начавшихся в 1959 г., общая численность кадров КГБ сокращалась, но происходил и набор новых чекистов, привлекаемых главным образом из комсомола. Менялся и образ чекиста в кино: вместо людей в кожанках с начала 1960-х гг. на экранах стали появляться молодые опрятные герои в строгих костюмах; теперь это были уважаемые члены общества, полностью интегрированные в советскую государственную систему, представители одного из государственных институтов. Подчёркивался возросший уровень образования чекистов; так, в газете «Ленинградская правда» отмечалось: «сегодня абсолютное большинство сотрудников Комитета государственной безопасности имеют высшее образование, многие владеют одним или несколькими иностранными языками», в то время как в 1921 г. высшее образование имели 1,3 % чекистов

В 1956 году началась активизация антирелигиозной борьбы. Секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам „О недостатках научно-атеистической пропаганды“» от 4 октября 1958 года обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки»; государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин. 16 октября 1958 года Совет Министров СССР принял Постановления «О монастырях в СССР» и «О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей»

Секретная инструкция по применению законодательства о культах в марте 1961 года обращала особое внимание на то, что служители культа не имеют права вмешиваться в распорядительную и финансово-хозяйственную деятельность религиозных общин. В инструкции впервые были определены не подлежавшие регистрации «секты, вероучение и характер деятельности которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты, пятидесятники, адвентисты-реформисты».

В массовом сознании сохранилось приписываемое Хрущёву высказывание того периода, в котором он обещает показать последнего попа по телевизору в 1980 году.

Сколько еще осталось живущих поколений, кто может лично вспомнить оттепель в СССР. Многие из тех, кто видели Хрущева в 1960-м - стучащего ботинком в ООН, до сих пор задают себе вопрос: куда хотел достучаться лидер СССР? Согласитесь, до того времени ни один российский и советский правитель себе такого не позволял.

Еще прекрасней иллюстрирует период оттепели в СССР испуганные лица трех осужденных на казнь валютчиков в 1962. Файбышенко, Рокотов, Яковлев - расстреляны по личному приказу Хрущева. Он не смог перенести фразы задиры Никсона о том, что СССР планомерно поднимает экономику США - ведь огромное количество американской валюты гуляет в нашей стране.

СССР в годы оттепели - это своеобразный театр абсурда одного Хрущева. Крым, отданный Украине отреагировал мгновенно - рядом с русскими названиями стали привинчиваться украинские. Это веселило местных жителей, да и только. Отец рассказывал - единственно чего боялись, что в школах обяжут учить украинский, но этого не случилось при Никите Сергеевиче. Тот же Крым в СССР, только в украинской рубахе.

Советское государство в годы оттепели приковало взоры всей планеты. Полеты собак, спутников, людей - дало всему миру понять - кто уже вышел за пределы земных влияний и устремился в бесконечность.

Советский Союз в период оттепели продолжал усиливать свое идеологическое влияние, как на своем континенте (Восточная Европа, Азия) так и за его пределами (Куба), подобравшись вплотную к США. Молодой президент Джон Кеннеди хотел с легкостью решить вопрос влияния в Европе - но в ответ получил знаменитую Берлинскую стену.

Советский союз в годы оттепели вообще часто огорчал США, то атомными подлодками, то мощнейшими ледоколами. То и вовсе - кузькиной матерью - термоядерной бомбой. В общем, все в русском духе.

Но была и другая сторона оттепели. Как это парадоксально ни звучит, но именно с началом эпохи Хрущева СССР превращается в ведущую спортивную державу. Советские спортсмены дебютировали на Олимпийских играх лишь в 1952 г. еще при Сталине, когда первую золотую олимпийскую медаль принесла Нина Пономарева (Ромашкова). Тогда же состоялся и дебют футбольной сборной на Хельсинской Олимпиаде. Начав олимпийскую футбольную летопись с победы над болгарами, советская сборная, в составе которой играли Всеволод Бобров, Анатолий Ильин и др. в двух последующих матчах уступила сборной СФРЮ, сыграв один из матчей в героическую ничью 5:5. В переигровке Советы уступили 1:3, во многом из-за усталости. Для сборной СССР это был вообще всего 3-ий официальный матч в истории, в то время как для балканской союзной сборной 153-ий! После провала в Хельсинки, футбольная сборная СССР была расформирована и не собиралась в течение двух лет.

Но уже с 1954 г. начинается взлет советского футбола. Несмотря на ничью с финалистами ЧМ-54 венграми, в составе которых играл Ференц Пушкаш, в другом товарищеском матче с чемпионом мира сборной ФРГ Советы добились победы 3:2. Победой сборная СССР начала и олимпийский футбольный турнир в Мельбурне в 1956 г., где западные немцы стали первой жертвой советской команды. Задуманный как матч-реванш за поражение в Москве, он выбил сборную ФРГ уже на стадии 1/8 финала. А сборная СССР в итоге стала олимпийским чемпионом, взяв в финале реванш за поражение в Хельсинки у югославов. Спустя 1,5 года после "золотого Мельбурна" "красная футбольная машина" успешно дебютировала на чемпионатах мира, а в 1960-ом стала победителем первопроходцем на I Кубке Европы по футболу.


Не только футболом одним жила страна. С момента своего дебюта на крупных соревнованиях в 1952 г. и вплоть до своего распада советский спорт безраздельно господствовал над миром, оставляя далеко позади себя главного конкурента - США. Лишь однажды американцам удалось нарушить гегемонию Советов в далеком 84-ом, но все это было следствием политических интриг, которые вынудили советское руководство бойкотировать игры в Лос-Анджелесе.
Также стоит отметить, что запуск первого искусственного спутника Земли, первый полет человека в космос, а затем женщины и животных также состоялись при Хрущеве.


СССР в годы оттепели - это привкус кукурузы во всех продуктах и даже напитках, но страна реально победила голод. Это годы открытий и свершений. Это надежда миллионов людей на то, что ночной страх ожидания арестов, потери близких, обвиненных в измене родине уже никогда не вернется.


Это была еще не свобода. А только ее привкус. Но те, кто помнят то время, кто жил в нем, говорят - даже последующие годы застоя, затем перестройки, а уж тем более нынешние дни, не вызывали в наших соотечественниках такого энтузиазма.

Источники в основе материала: Википедия, 22-91.ru

Десятилетие 1954-1964 гг. вошло в нашу историю как время «оттепели». Она началась еще в 1953 г., вскоре после смерти И. В. Сталина. «Эпоха зрелищ кончилась, идет эпоха хлеба...». Эти строки поэта Б. Слуцкого верно отражали настроения в о б т ществе. Народ давно ждал перемен к лучшему. Все послевоенные годы Советский Союз жил в постоянном перенапряжении. Советская экономика задыхалась под бременем военных расходов, гонки вооружений с Западом. Промышленность и сельское хозяйство требовали технического перевооружения. Люди остро нуждались в жилье, полноценном питании. В тяжелом положении находились узники сталинских лагерей (ГУЛАГ), которых к началу 50-х гг. насчитывалось в общей сложности около 5,5 млн. человек (см. Советское общество в 1945-1953 гг.). Крайности сталинского режима: репрессии, беззаконие, обожествление личности «вождя» - были настолько очевидны для ближайшего окружения Сталина, что без их преодоления пути вперед не было. Лишь три человека из властной элиты - Г. М. Маленков, Л. П. Берия и Н. С. Хрущев могли реально претендовать на то, чтобы возглавить Советское государство после смерти «отца народов». Каждый из них осознавал невозможность сохранения тоталитарной системы (см. Тоталитарный режим в СССР). Для сталинских наследников непреложной истиной была необходимость продолжить курс на построение коммунистического общества, на укрепление военной и индустриальной мощи страны, на поддержку коммунистических режимов в других странах. Поэтому никто из претендентов на власть не был готов к серьезной «ревизии» коммунистической идеи. В жесткой закулисной борьбе за власть победил Хрущев. Летом 1953 г. «лубянский маршал» Берия был арестован по обвинению в заговоре с целью захвата власти и в декабре того же года расстрелян вместе с шестью ближайшими сотрудниками. Устранение Берия положило конец массовому террору в стране. Из тюрем и лагерей стали возвращаться политические заключенные. Их рассказы, а также слухи о забастовках и восстаниях узников ГУЛАГа оказали сильное воздействие на общество. Нараставшее «снизу» давление способствовало развертыванию критики сталинского режима и самого Сталина. У экс первая робкая критика «культа личности Сталина» разбудила советское общество, породила надежды на изменение жизни к лучшему. В руководство страны пошел мощный поток писем, предложений, просьб.

Н. С. Хрущев стал инициатором многочисленных, порой плохо продуманных и непоследовательных реформ по демократизации и либерализации советского общества. Первые преобразования начались уже в 1953 г. с ликвидации советского «крепостного права» в деревне. Колхозам и совхозам была дана относительная самостоятельность. С личных хозяйств были «списаны» все долги, накопившиеся с военных лет, вдвое уменьшен сельхозналог, снижены нормы обязательных натуральных поставок, введенные при Сталине и державшие деревню в полуголодном состоянии. Даже эти частичные меры позволили обеспечить рост сельскохозяйственного производства. К 1958 г. его валовая продукция выросла вдвое, сельское хозяйство впервые стало рентабельным.

В 1956 г. была ликвидирована система принудительного труда, закреплявшая людей на их рабочих местах, отменены суровые наказания на предприятиях, жители деревни обрели гражданские права, профсоюзы - право контроля за увольнением работников, нормами выработки, тарифными ставками.

В это время позиция Хрущева в руководстве настолько укрепилась, что он мог сделать новый шаг. На XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 г., на закрытом заседании Хрущев заявил о личной причастности Сталина к массовым репрессиям, жестоким пыткам заключенных, о гибели по вине «вождя» выдающихся полководцев. На него докладчик возложил вину за развал сельского хозяйства, за поражение Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны, за грубые просчеты и извращения в национальной политике. «Секретный» доклад на XX съезде, приведший в шок большинство его делегатов, не стал достоянием широкой общественности и был опубликован в печати лишь в 1989 г.

Осуждая преступления Сталина, Хрущев не затронул природы советской тоталитарной системы. Он не был готов к демократизации общественных институтов, к тому, чтобы включить в борьбу за реформы либерально настроенные слои интеллигенции - писателей, публицистов, ученых, чьими усилиями в начале 50-х гг. создавались идейные предпосылки «оттепели». По этой причине хрущевская «оттепель» так и не стала настоящей весной. Частые «заморозки» после XX съезда отбрасывали общество назад. В начале 1957 г. более 100 человек были привлечены к уголовной ответственности за «клевету на советскую действительность». От 6 до 10 лет заключения получили члены группы аспиранта МГУ Л. Краснопевцева. Они выпустили листовку, в которой содержались призыв к борьбе со сталинской системой угнетения, требование суда над всеми сообщниками Сталина. Противоречивыми были и действия Хрущева в экономическом и внешнеполитическом курсах. Жестокое подавление восстания венгерского народа в 1956 г. оказало огромное воздействие на судьбу реформ, положило предел дальнейшей либерализации. Тем не менее XX съезд ускорил развитие многих новых процессов в экономике, политике, духовной жизни. Прежде всего ускорилась реабилитация узников ГУЛАГа. Чрезвычайные комиссии с широкими полномочиями непосредственно в местах заключений и ссылок решали многие вопросы, началось массовое освобождение заключенных. Была восстановлена национальная автономия 5 народов, несправедливо депортированных в Среднюю Азию и Казахстан. В феврале 1957 г. Верховный Совет РСФСР восстановил Чечено-Ингушскую АССР в составе России, образовал Калмыцкую автономную область (с 1958 г. - автономная республика). Кабардинская АССР была преобразована в Кабардино-Балкарскую АССР, а Черкесская автономная область - в Карачаево-Черкесскую. Крымские татары, турки-месхетины, немцы реабилитированы не были. Тем не менее практически ликвидировалась вся система политических репрессий.

С середины 50-х гг. более демократичным стало руководство культурой. Читатель наконец получил доступ к произведениям, незаслуженно забытым или ранее неизвестным. Публиковались запрещенные стихи С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, рассказы М. Зощенко. Начали выходить 28 журналов, 7 альманахов, 4 литературно-художественные газеты. Историкам стало легче изучать прошлое. Важное значение имели постановления ЦК КПСС от 28 мая 1958 г. «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца». Впервые КПСС пыталась публично признать свои ошибочные решения по вопросам искусства. Публикация в журнале «Новый мир» повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» открыла запретную для советской литературы тему сталинских лагерей, массового террора. Вместе с тем Б. Пастернака несправедливо исключили из Союза писателей СССР за напечатание за рубежом романа «Доктор Живаго» (запретили ему выехать в Швецию за получением Нобелевской премии в области литературы). «Дело» Пастернака четко определило границы «оттепели» в духовной жизни. Попытки партийного руководства в начале 60-х гг. вернуться к жесткой регламентации художественного процесса оттолкнули от реформаторов творческую интеллигенцию.

Во второй половине 50-х - начале 60-х гг. руководство страны, достигнув определенных успехов в десталинизации общества, приступило к новой серии реформ в хозяйственной и культурной сферах. Н. С. Хрущев хотел добиться реальных результатов в повышении материального уровня жизни народа. Для этого необходимо было реорганизовать и децентрализовать управление экономикой. В мае 1957 г. Хрущев, ликвидировав отраслевые министерства, создал совнархозы. Теперь многие экономические проблемы решались на местах, влияние бюрократии ослабло. Но реформа не изменила самих принципов управления и планирования, а лишь заменила отраслевую организацию территориальной. Качественные показатели выпускаемой промышленностью продукции падали, система управления стала еще более сложной и ненадежной. Реформа потерпела крах. Не были доведены до конца реформы в сельском хозяйстве, народном образовании. Но социальные последствия даже таких половинчатых преобразований оказались значительно шире, чем предполагало руководство страны. Либерализация духовной жизни породила свободомыслие, появление инакомыслящих, самиздата. Расширение местной инициативы лишало власти и привилегий столичную номенклатуру(см. Чиновничество). Нарастание экономических трудностей поставило руководство страны перед выбором: либо коренные изменения основ существующего строя, либо очередные административные реорганизации. В конечном счете был выбран третий путь - в октябре 1964 г. Н. С. Хрущев был смещен со своих постов. Эпоха «оттепели» закончилась.


Кандидаты в члены Политбюро
ВЛКСМ
Правда
Ленинская гвардия
Оппозиции в ВКП(б)
Большой террор
Антипартийная группа
Мирное сосуществование
Генеральная линия партии

Хрущёвская оттепель - неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х - середина 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти , появлением некоторой свободы слова , относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью западному миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущёва ( -).

Слово «оттепель» связано с одноимённой повестью Ильи Эренбурга .

История

Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году . К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела («Ленинградское дело », «Дело врачей »), прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. В эти годы в системе ГУЛАГа вспыхивают восстания заключённых: Норильское восстание , Воркутинское восстание , Кенгирское восстание и др.

Десталинизация

С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина . Вместе с тем, в 1953-55 годах Сталин ещё продолжал официально почитаться в СССР как великий лидер; в тот период на портретах они часто изображались вдвоём с Лениным. На XX съезде КПСС в 1956 году Н. С. Хрущёв сделал доклад «О культе личности и его последствиях », в котором были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии , а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование » с капиталистическим миром. Хрущёв также начал сближение с Югославией , отношения с которой были разорваны при Сталине.

В целом, новый курс был поддержан в верхах партии и соответствовал интересам номенклатуры, так как ранее даже самым видным партийным деятелям, попавшим в опалу, приходилось бояться за свою жизнь. Многие выжившие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы . С 1953 года были образованы комиссии по проверке дел и реабилитации. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е -1940-е гг.

На родину были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных. В некоторых странах к власти пришли относительно либеральные руководители, такие как Имре Надь в Венгрии . Была достигнута договорённость о государственном нейтралитете Австрии и выводе из нее всех оккупационных войск. В г. Хрущёв встретился в Женеве с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром и главами правительств Великобритании и Франции .

Вместе с тем, десталинизация чрезвычайно негативно повлияла на отношения с маоистским Китаем. КПК осудила десталинизацию, как ревизионизм.

В 1957 году Президиум Верховного Совета СССР запретил присвоение городам и заводам имён партийных деятелей при их жизни.

Пределы и противоречия оттепели

Период оттепели продлился недолго. Уже с подавлением Венгерского восстания 1956 года проявились чёткие границы политики открытости. Партийное руководство было напугано тем, что либерализация режима в Венгрии привела к открытым антикоммунистическим выступлениям и насилию, соответственно, либерализация режима в СССР может привести к тем же последствиям. Президиум ЦК КПСС 19 декабря 1956 г. утвердил текст Письма ЦК КПСС «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов». В нём говорилось: «Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза считает необходимым обратиться ко всем парторганизациям… для того, чтобы привлечь внимание партии и мобилизовать коммунистов на усиление политической работы в массах, на решительную борьбу по пресечению вылазок антисоветских элементов, которые в последнее время, в связи с некоторым обострением международной обстановки, активизировали свою враждебную деятельность против Коммунистической партии и Советского государства». Далее говорилось об имеющей место за последнее время «активизации деятельности антисоветских и враждебных элементов». Прежде всего, это «контрреволюционный заговор против венгерского народа», задуманный под вывеской «фальшивых лозунгов свободы и демократии» с использованием «недовольства значительной части населения, вызванного тяжёлыми ошибками, допущенными бывшим государственным и партийным руководством Венгрии». Также указывалось: «За последнее время среди отдельных работников литературы и искусства, сползающих с партийных позиций, политически незрелых и настроенных обывательски, появились попытки подвергнуть сомнению правильность линии партии в развитии советской литературы и искусства, отойти от принципов социалистического реализма на позиции безыдейного искусства, выдвигаются требования „освободить“ литературу и искусство от партийного руководства, обеспечить „свободу творчества“, понимаемую в буржуазно-анархистском, индивидуалистическом духе». В письме содержалось указание коммунистам, работающим в органах государственной безопасности, «зорко стоять на страже интересов нашего социалистического государства, быть бдительным к проискам враждебных элементов и, в соответствии с законами Советской власти, своевременно пресекать преступные действия» . Прямым следствием этого письма стало значительное увеличение в 1957 г. числа осуждённых за «контрреволюционные преступления» (2 948 человек, что в 4 раза больше, чем в 1956 г.) . Студенты за критические высказывания исключались из институтов .

Оттепель в искусстве

Оттепель в архитектуре

Шаблон:Section stub

Усиление давления на религиозные объединения

В 1956 г. началась активизация антирелигиозной борьбы. Секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам „О недостатках научно-атеистической пропаганды“» от 4 октября 1958 года обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на «религиозные пережитки»; государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин. 16 октября 1958 года Совет Министров СССР принял Постановления «О монастырях в СССР» и «О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей» .

21 апреля 1960 года назначенный в феврале того же года новый председатель Совета по делам РПЦ Куроедов в своём докладе на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета так характеризовал работу прежнего его руководства: «Главная ошибка Совета по делам православной церкви заключалась в том, что он непоследовательно проводил линию партии и государства в отношении церкви и скатывался зачастую на позиции обслуживания церковных организаций. Занимая защитнические позиции по отношению к церкви, совет вёл линию не на борьбу с нарушениями духовенством законодательства о культах, а на ограждение церковных интересов.»

Секретная инструкция по применению законодательства о культах в марте 1961 года обращала особое внимание на то, что служители культа не имеют права вмешиваться в распорядительную и финансово-хозяйственную деятельность религиозных общин . В инструкции впервые были определены не подлежавшие регистрации «секты, вероучение и характер деятельности которых носит антигосударственный и изуверский характер: иеговисты , пятидесятники , адвентисты -реформисты» .

В массовом сознании сохранилось приписываемое Хрущёву высказывание того периода, в котором он обещает показать последнего попа по телевизору в 1980 году .

Конец оттепели

Завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в году. Впрочем, ужесточение внутриполитического режима и идеологического контроля было начато ещё во время правления Хрущёва после окончания Карибского кризиса. Десталинизация была остановлена, а в связи с празднованием 20-й годовщины победы в Великой Отечественной войне начался процесс возвеличивания роли победы советского народа в войне. Личность Сталина старались как можно больше обходить стороной, он так и не был реабилитирован. В БСЭ о нём осталась нейтральная статья. В 1979 году по случаю 100-летия Сталина вышло несколько статей, но особых торжеств не устраивали.

Массовые политические репрессии, однако, не были возобновлены, а лишённый власти Хрущёв ушёл на пенсию и даже оставался членом партии. Незадолго перед этим сам Хрущев раскритиковал понятие "оттепель" и даже назвал придумавшего его Эренбурга "жуликом".

Ряд исследователей полагает, что окончательно оттепель закончилась в 1968 году после подавления "Пражской весны" С завершением «оттепели» критика советской действительности стала распространяться лишь по неофициальным каналам, таким как Самиздат .

Массовые беспорядки в СССР

  • 10-11 июня 1957 года чрезвычайное происшествие в городе Подольске Московской области. Действия группы граждан, распространявших слухи о том, что работники милиции убили задержанного шофёра. Численность «группы пьяных граждан» - 3 тысячи человек. Привлечено к уголовной ответственности 9 зачинщиков.
  • 15 января 1961 года, город Краснодар . Причины: действия группы пьяных граждан, распространявших слухи об избиении военнослужащего при его задержании патрулём за нарушение ношения формы. Количество участников - 1300 человек. Применялось огнестрельное оружие, убит один человек. Привлечены к уголовной ответственности 24 человека. См. Антисоветский мятеж в Краснодаре (1961).
  • 21 июня 1961 года в городе Бийске Алтайского края в массовых беспорядках участвовали 500 человек. Они вступились за пьяного, которого милиция хотела арестовать на центральном рынке. Выпивший гражданин при задержании оказал сопротивление сотрудникам охраны общественного порядка. Возникла потасовка с применением оружия. Один человек был убит, один ранен, 15 привлечены к уголовной ответственности.
  • 30 июня 1961 года в городе Муроме Владимирской области свыше 1,5 тысячи рабочих местного завода имени Орджоникидзе едва не разгромили сооружение мед вытрезвителя, в котором скончался доставленный туда милицией один из работников предприятия. Стражи порядка применили оружие, двое рабочих получили ранения, 12 мужчин отданы под суд.
  • 23 июля 1961 года 1200 человек вышли на улицы города Александрова Владимирской области и двинулись к горотделу милиции на выручку двоим своим задержанным товарищам. Милиция применила оружие, в результате чего четверо были убиты, 11 ранены, на скамью подсудимых посажены 20 человек.
  • 15-16 сентября 1961 года, уличные беспорядки в северо-осетинском городе Беслане . Количество бунтовавших - 700 человек. Бунт возник из-за попытки милиции задержать пятерых человек, находившихся в нетрезвом состоянии в общественном месте. Стражам порядка было оказано вооружённое сопротивление. Один убит. Семеро отданы под суд.
  • 1-3 июля 1962 года, Новочеркасск Ростовской области, 4 тысячи рабочих электровозостроительного завода недовольные действиями администрации при разъяснении причин повышения розничных цен на мясо и молоко, вышли на манифестацию протеста. Протестующих рабочих разгоняли с помощью войск. Погибли 23 человека, ранены 70. К уголовной ответственности привлечены 132 зачинщика, из которых семеро позднее расстреляны (См. Новочеркасский расстрел)
  • 16-18 июня 1963 год, город Кривой Рог Днепропетровской области. В выступлении участвовали около 600 человек. Причина - оказание сопротивления сотрудникам милиции со стороны военнослужащего, находившегося в нетрезвом состоянии, при его задержании и действия группы людей. Четверо убитых, 15 раненых, 41 отдан под суд.
  • 7 ноября 1963 года, город Сумгаит , более 800 человек встали на защиту демонстрантов, которые шли с фотографиями Сталина. Милиция и дружинники пытались отнять несанкционированные портреты. Было применено оружие. Один демонстрант получил ранение, шестеро сели на скамью подсудимых (См. Массовые беспорядки в Сумгаите (1963)).
  • 16 апреля 1964 года в подмосковных Бронницах около 300 человек разгромили КПЗ , где от побоев скончался житель города. Милиция своими неправомочными действиями спровоцировала народное возмущение. Оружие не применялось, убитых и раненых не было. К уголовной ответственности привлечены 8 человек.

См. также

Примечания

Сноски

Ссылки

  • Рудольф Пихоя. Медленно тающий лёд (март 1953 - конец 1957 гг.)
  • А.Шубин Диссиденты, неформалы и свобода в СССР
  • И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом...

Wikimedia Foundation . 2010 .

24 декабря 1953 года известный советский сатирик Александр Борисович Раскин написал эпиграмму. По цензурным соображениям она не могла быть опубликована, но очень быстро разошлась по московским литературным кругам:

Не день сегодня, а феерия!
Ликует публика московская.
Открылся ГУМ, закрылся Берия,
И напечатана Чуковская.

Описанные здесь события одного дня нуждаются в расшифровке. Накануне, 23 декабря, был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян бывший всесильный глава НКВД — МГБ — МВД СССР Лаврентий Павлович Берия — информацию об этом советские газеты размещали 24 декабря даже не на пер-вой, а на второй или третьей полосе, да и то внизу, в подвале.

Непосредственно в этот день после реконструкции открылся Главный уни-версальный магазин, или ГУМ. Построенный еще в 1893 году и воплощавший лучшие достижения российской раннемодернистской архитектуры, в 1920-е ГУМ стал одним из сим---волов нэпа, а в 1930-м был надолго закрыт как торговая точка: в тече-ние более чем 20 лет там располагались помещения различных советских мини-стерств и ведомств. День 24 декабря 1953 года обозначил новый рубеж в исто-рии ГУМа: он снова стал общедоступным и широко посещаемым мага-зином.

И в этот же день на первой полосе «Литературной газеты», органа Союза писа-телей СССР, появилась статья критика, редактора и литературоведа Лидии Корнеевны Чуковской «О чувстве жизненной правды». Это была первая пуб-ликация Чуковской в этой газете с 1934 года. С конца войны советская печать и издательства вообще не баловали ее вниманием: дочь опального поэта Кор-нея Чуковского, в 1949-м она и сама попала под каток кампании по борьбе с космополитизмом. Ее обвинили в «незаслуженной и огульной критике» про-из-ведений советской детской литературы. Однако важно было не только то, что Чуковскую напечатали, но и то, что статья ее вновь резко полемизировала с господствующими течениями и центральными авторами советской детской литературы 1950-х.

Эпиграмма Александра Раскина отмечает важный хронологический рубеж — начало новой эпохи в политической и культурной истории Советского Союза. Эту эпоху позже назовут «оттепелью» (по заглавию одноименной повести Ильи Эренбурга, опубликованной в 1954 году). Но эта же эпиграмма размечает и ос-нов-ные направления развития советской культуры в первое десятилетие после смерти Сталина. Совпадение, хронологическое совмещение трех заме-ченных Раскиным событий было, по-видимому, неслучайным. И те руководи-тели Ком-мунистической партии, которые в этот момент были полномочны принимать решения, и самые чуткие представители культурной элиты, которые наблю-дали за развитием страны, очень остро ощущали глубокий политический, соци-альный и экономический кризис, в котором оказался Советский Союз к концу правления Сталина.

Никто из думающих людей, по-видимому, не поверил в обвинения, которые были предъявлены Лаврентию Берии на следствии и в суде: в лучших тради-циях процессов 1930-х годов его обвинили в шпионаже в пользу английской разведки. Однако арест и расстрел бывшего руководителя тайной полиции был воспринят совершенно однозначно — как устранение одного из главных источ-ников страха, который на протяжении десятилетий советские люди испыты-вали перед органами НКВД, и как конец всевластия этих органов.

Следующим шагом в установлении контроля партии над деятельностью КГБ стало распоря-жение о пересмотре дел руководителей и рядовых членов партии. Сперва этот пересмотр коснулся процессов конца 1940-х, а затем и репрессий 1937-1938 го-дов, которые уже много позже получили в западной историо-гра-фии название «Большой террор». Так готовилась доказательная и идеологиче-ская база для ра-з-облачения культа личности Сталина, которое Никита Хрущев произ-ведет под занавес ХХ съезда партии в феврале 1956 года. Уже начиная с лета 1954-го из лагерей начнут возвращаться первые реабилитированные. Мас-совая реабилитация жертв репрессий наберет силу по окончании ХХ съезда.

Освобождение сотен тысяч заключенных дало новые надежды самым разным людям. Даже Анна Ахматова тогда говорила: «Я — хрущевка». Однако полити-ческий режим, несмотря на заметное смягчение, по-прежнему оставался ре-прес-сивным. После смерти Сталина и еще до начала массового освобождения из лагерей по ГУЛАГу прокатилась волна восстаний: люди устали ждать. Эти вос-стания были утоплены в крови: в Кенгирском лагере, например, против заключенных были выдвинуты танки.

Через восемь месяцев после XX съезда партии, 4 ноября 1956 года, советские войска вторглись в Венгрию, где ранее началось восстание против советского контроля над страной и было сформировано новое, революционное прави-тельство Имре Надя. В ходе военной операции погибло 669 советских солдат и более двух с половиной тысяч граждан Венгрии, больше половины из них — рабочие, участники добровольческих отрядов сопротивления.

С 1954 года в СССР прекратились массовые аресты, но отдельных людей по-преж-нему сажали по политическим обвинениям, особенно много — в 1957 го-ду, после венгерских событий. В 1962 году силами внутренних войск были подавлены массовые — но мирные — протесты рабочих в Ново-черкасске.

Открытие ГУМа было знаменательно как минимум в двух отношениях: совет-ская экономика и культура повернулись лицом к простому человеку, в гораздо большей степени ориентируясь на его нужды и запросы. Кроме того, новые функции и значения приобрели публичные городские пространства: так, в 1955 году для посещения и экскурсий был открыт Московский Кремль, а на месте снесенного храма Христа Спасителя и так и не достроенного Дворца Советов в 1958 году стали строить не памятник или государственное учрежде-ние, но общедоступный открытый бассейн «Москва». Уже в 1954 году в круп-ных городах начинают открываться новые кафе и рестораны; в Москве, непо-далеку от здания НКВД — МГБ — КГБ на Лубянке, появляется первое кафе-авто-мат, где любой посетитель, опустив монету, мог, минуя продавца, полу-чить напиток или закуску. Сходным образом преобразовали и так называемые пром-товарные магазины, обеспечив прямой контакт покупателя с товаром. В 1955 году Центральный универсальный магазин в Москве открыл для поку-пателей доступ в торговые залы, где товары были развешаны и размещены в непо-сред-ственной досягаемости: их можно было снять с полки или с ве-шалки, рас-смотреть, пощупать.

Одним из новых «пространств публичности» стал Политехнический музей — сотни людей, особенно молодых, собирались там на вечера и специально организованные дискуссии. Открывались новые кафе (их называли «молодеж-ными»), там проходили поэтические чтения и небольшие художественные выставки. Именно в это время в Советском Союзе появились джаз-клубы. В 1958 году в Москве был открыт памятник Владимиру Маяковскому, и возле него по вечерам начались открытые поэтические чтения, а вокруг чтений моментально завязывались дискуссии по политическим и культурным про-блемам, которые никогда не обсуждались раньше в СМИ.

Последняя стро-ка эпиграмы Раскина — «И напечатана Чуковская» — нуждается в дополнительном комментарии. Разумеется, Лидия Чуковская была не един-ственным автором, получившим в 1953-1956 годах возможность печата-ться в СССР после длительного перерыва. В 1956-м — начале 1957 года в свет вышли два тома альманаха «Литературная Москва», подготовленного москов-скими писателями; инициатором и мотором издания был прозаик и поэт Эммануил Казакевич. В этом альманахе увидели свет первые после более чем десяти-лет-него перерыва стихи Анны Ахматовой. Здесь же обрела голос и право на суще-ст-вование в советской культуре Марина Цветаева. Ее подборка появилась в аль-ма-нахе с предисловием Ильи Эренбурга. В том же 1956 году выходит пер-вая после расправ 1946 и 1954 годов книга Михаила Зощенко. В 1958 году после длительных дискуссий в ЦК на экраны выпустили запрещен-ную к показу в 1946-м вторую серию фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

Начинается возвращение в культуру не только тех авторов, которым был запрещен доступ в печать, на сцену, в выставочные залы, но и тех, кто умер в ГУЛАГе или был расстрелян. После юридической реабилитации в 1955 году разрешенной к упоминанию, а затем и все более авторитетной становится фи-гура Всеволода Мейерхольда. В 1957 году впервые после более чем 20-лет-него перерыва в советской печати появляются прозаические произведения Артема Веселого и Исаака Бабеля. Но, пожалуй, самое важное изменение свя-зано не столько с возвращением запрещенных прежде имен, сколько с возмож-но-стью обсуждать темы, которые раньше были нежелательны или вовсе табу-ированы.

Термин «оттепель» появился почти одновременно с тем, как началась сама эпоха, которую стали обозначать этим словом. Он широко использовался современниками и функционирует до сих пор. Этот термин был метафорой наступления весны после долгих политических заморозков, а значит, обещал и скорый приход жаркого лета, то есть свободы. Но сама идея смены времен года указывала на то, что для тех, кто использовал этот термин, новый пери-од — лишь короткая фаза в циклическом движении российской и совет-ской истории и на смену «оттепели» рано или поздно придут «заморозки».

Ограниченность и неудобство термина «оттепель» связаны с тем, что он заве-домо провоцирует на поиски других, аналогичных «оттепельных» эпох. Соот-ветственно, он заставляет искать и многочисленные аналогии между различ-ными периодами либерализации — и, наоборот, не дает возможности увидеть сходства между периодами, которые традиционно кажутся полярно противо-положными: например, между оттепелью и застоем. Не менее важно и то, что термин «оттепель» не дает возможности говорить о разноплановости, неодно-значности самой этой эпохи, как и последующих «заморозков».

Много позже в западной историографии и политологии был предложен термин «десталинизация» (по-видимому, по аналогии с термином «денацификация», использовавшимся для обозначения политики союзных держав в западных секторах послевоенной Германии, а затем и в ФРГ). С его помощью, как пред-ставляется, можно описать некоторые процессы в культуре 1953-1964 годов (от смерти Сталина до отставки Хрущева). Эти процессы плохо или неточно фикси-руются с помощью понятий, которые стоят за метафорой «оттепель».

Самое первое и узкое понимание процесса десталинизации описывается с помощью бытовавшего в 1950-60-е годы выражения «борьба с культом лично-сти». Само по себе словосочетание «культ личности» пришло из 1930-х: с его помо-щью руководители партии и лично Сталин критиковали декадент-ские и ниц-ше-анские увлечения начала века и апофатически (то есть с помощью отрица-ний) описывали демократический, недиктаторский характер советской верхов-ной власти. Однако уже на следующий день после похорон Сталина председа-тель Совета министров СССР Георгий Маленков говорил о необходи-мости «прекратить политику культа личности» — он имел в виду отнюдь не ка-пи-тали-стические страны, а сам СССР. К февралю 1956 года, когда на ХХ съезде КПСС Хрущев произнес свой знаменитый доклад «О культе личности и его по-след-ствиях», термин получил совершенно отчетливое смысловое наполне-ние: под «культом личности» стали понимать политику единовласт-ного, жесто-кого руководства Сталиным партией и страной с середины 1930-х годов и до са-мой его смерти.

После февраля 1956 года в соответствии с лозунгом «борьба с культом лично-сти» имя Сталина стало вычеркиваться из стихотворений и песен, а его изобра-жения — замазываться на фотографиях и картинах. Так, в знаменитой песне на стихи Павла Шубина «Волховская застольная» строчку «Выпьем за родину, выпьем за Сталина» заменили на «Выпьем за родину нашу привольную», а в песне на слова Виктора Гусева «Марш артиллеристов» еще в 1954 году вместо «Артиллеристы, Сталин дал приказ!» стали петь «Артиллеристы, сроч-ный дан приказ!». В 1955 году один из главных столпов соцреализма в живо-писи Владимир Серов пишет новый вариант картины «В. И. Ленин провозгла-шает советскую власть». В новой версии хрестоматийного полотна позади Ленина виднелся не Сталин, а «представители трудового народа».

В конце 1950-х — начале 1960-х были переименованы города и поселки, названные в честь Сталина, его имя было изъято из названий заводов и кораблей, а вместо Сталинской премии, ликвидированной в 1954 году, в 1956-м была учреждена Ленинская премия. Осенью 1961 года набальза-ми-рованный труп Сталина был вынесен из Мавзолея на Красной площади и за-хоронен у кремлевской стены. Все эти меры принимались в той же логике, в какой в 1930-40-е го-ды уничтожались изображения и упоминания рас-стрелянных «врагов народа».

По мнению Хрущева, культ личности Сталина проявлялся в том, что он не мог и не умел действовать на своих оппонентов с помощью убеждения, и поэтому ему постоянно требовалось прибегать к репрессиям и насилию. Культ лично-сти, по мнению Хрущева, выражался и в том, что Сталин был неспособен выслушивать и воспринимать любую, даже самую конструктивную критику, поэтому ни члены Политбюро, ни тем более рядовые члены партии не могли оказывать существенного влияния на принимавшиеся политические решения. Наконец, как полагал Хрущев, последнее и самое заметное для постороннего глаза проявление культа личности состояло в том, что Сталин любил и поощ-рял преувеличенные и неуместные восхваления в свой адрес. Они находили вы-ражение в публичных речах, газетных статьях, песнях, романах и кинофиль-мах и, наконец, в бытовом поведении людей, для которых любое застолье должно было сопровождаться обязательным тостом в честь вождя. Хрущев обвинил Сталина в уничтожении старых кадров партии и попрании идеалов революции 1917 года, а также в серьезных стратегических ошибках во время планирования операций в период Великой Отечественной войны. За всеми этими обвине-ни-ями Хрущева стояла идея предельного антигуманизма Сталина и, соответст-венно, отождествления попранных им революционных идеалов с идеалами гуманистическими.

Хотя закрытый доклад на XX съезде не был публично обнародован в СССР до конца 1980-х годов, все эти линии критики подспудно размечали проблем-ные поля, которые могли начать разрабатываться в культуре под эгидой борьбы с культом личности Сталина.

Одной из ключевых тем советского искусства второй половины 1950-х стала критика бюрократических методов руководства, бездушия чиновников по от-но-шению к гражданам, чиновничьего хамства, круговой поруки и фор-мализма при решении проблем обычных людей. Бичевать эти пороки было принято и прежде, но они неизменно должны были описы-ваться как «от-дель-ные недо-статки». Теперь искоренение бюрократизма должно было пред-ставать как часть демонтажа сталинской системы управления, прямо на глазах чита-теля или зрителя уходящей в прошлое. Два самых известных произведения 1956 го-да, сфокусированных именно на таком типе критики, — роман Вла-ди-мира Ду-динцева «Не хлебом единым» (об изобретателе, который в одиноч-ку проти-во-стоит сговору директора завода и министерских чиновников) и фильм Эль-дара Рязанова «Карнаваль-ная ночь» (где новаторски настроенная молодежь раз--вен-чивает и осмеивает самоуверенного директора местного Дома культуры).

Хрущев и его сподвижники постоянно говорили о «возвращении к ленинским нормам». Насколько можно судить, во всех разоблачениях Сталина — и на ХХ, и на ХХII съезде КПСС — Хрущев стремился сохранить представление о Боль-шом терроре как о репрессиях прежде всего против «честных коммунистов» и «старой ленинской гвардии». Но даже и без этих лозунгов многие советские художники были, по-видимому, вполне искренне убеждены в том, что без воз-рождения революционных идеалов и без романтизации первых порево-люцион-ных лет и Гражданской войны совершенно невозможно будет по-строить буду-щее коммунистическое общество.

Возрожденный культ револю-ции вызвал к жизни целую серию произведений о первых годах существования Советского государства: фильм Юлия Райзмана «Коммунист» (1957), художест-венный трип-тих Гелия Коржева «Коммунисты» (1957-1960) и другие опусы. Однако многие поняли призывы Хрущева бук-вально и говорили о революции и Граж-данской войне как о событиях, проис-ходящих здесь и сейчас, в которых сами они, люди второй половины 1950-х — начала 1960-х, непосредственно прини-мают участие. Самый характерный пример такого рода буквальной интерпре-та-ции — знаменитая песня Булата Окуджавы «Сентиментальный марш» (1957), где лирический герой, совре-менный молодой человек, видит для себя единственный вариант завершения жизненного пути — гибель «на той един-ственной Гражданской», в окружении «комиссаров в пыльных шлемах». Речь, конечно, шла не о повторении Граж-дан-ской войны в современном ему СССР, но о том, что герой 1960-х может параллельно жить в двух эпохах, причем более давняя была для него и более подлинной и ценной.

Аналогичным образом устроен фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1961-1964). Он считается едва ли не главной кинокартиной оттепели. Ее полная режиссерская версия, восстановленная после цензурных вмеша-тельств в конце 1980-х, открывается и закрывается символическими сценами: в начале трое солдат военного патруля, одетых в форму конца 1910-х — начала 1920-х годов, проходят по улицам ночной предрассветной Москвы под музыку «Интернационала», а в финале точно так же по Москве идут солдаты Великой Отечественной, и их проход сменяется демонстрацией караула (тоже состоя-щего из трех человек) у Мавзолея Ленина. Никаких сюжетных пересечений с основным действием фильма у этих эпизодов нет. Однако они сразу задают очень важное измерение этого киноповествования: события, происходящие в СССР 1960-х годов с тремя молодыми людьми, едва достигшими двадца-ти лет, прямо и непосредственно связаны с событиями революции и Граждан-ской войны, поскольку революция и Гражданская война для этих героев — важ-ный ценностный ориентир. Характерно, что караульных в кадре сто-лько же, сколько и центральных персонажей, — трое.

Само название фильма говорит о той же ориентации на эпоху революции и Гражданской войны, на фигуру Ленина как основоположника Советского государства. В этом пункте и произо-шло расхождение между режиссером фильма Марленом Хуциевым и Никитой Хрущевым, который запретил выпу-скать на эк-раны «Заставу Ильича» в ее пер-во-начальном виде: для Хрущева молодой сомне-вающийся герой, который пытается найти смысл жизни и ответить на главные для себя вопросы, недо-стоин того, чтобы считаться наслед-ником революцион-ных иде-алов и охранять «Заставу Ильича». Поэтому в пере-монти-рованной версии кар-тину пришлось назвать «Мне двадцать лет». Для Ху-ци-ева же, напро-тив, то, что революция и «Интернационал» остаются для героя вы-сокими идеалами, слу-жит оправданием его душевных метаний, а также смены деву-шек, профессий и дружеских компаний. Не случайно в одном из клю-чевых эпизодов фильма Хуциева аудитория поэтического вечера в По-литехническом музее в полном составе подпевает Окуджаве, исполняющему финал того самого «Сенти-мен-тального марша».

Как еще советское искусство реагировало на призывы к борьбе с культом лич-ности? Начиная с 1956 года стало возможным прямо говорить о репрессиях и о трагедии людей, невинно брошенных в лагеря. Во второй половине 1950-х еще не разрешалось упоминать о людях физически уничтоженных (да и в более поздние времена в советской печати обычно использовали эвфемизмы вроде «был репрессирован и погиб», а не «был расстрелян»). Нельзя было и обсу-ждать масштабы государственного террора 1930-х — начала 1950-х годов, а на сообщения о бессудных арестах более раннего — «ленинского» — времени вообще было наложено цензурное табу. Поэтому до начала 1960-х почти един-ственный возможный путь изображения репрессий в художественном произве-дении — это появление героя, возвращающегося или вернувшегося из лагерей. Кажется, едва ли не первый такой персонаж в подцензурной литературе — ге-рой стихотворения Александра Твардовского «Друг детства»: текст был напи-сан в 1954-1955 годах, опубликован в первом выпуске «Лите-ратурной Москвы» и включен впоследствии в поэму «За далью — даль».

Табу на изобра-жение собственно лагерей было снято, когда в 11-м номере жур-нала «Новый мир» за 1962 год по прямой санкции Никиты Хрущева был опуб-ли--кован рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — о типичном дне одного заключенного в ГУЛАГе. В течение следующего года этот текст перепеча-ты-вался еще дважды. Однако уже в 1971-1972 годах все из-дания этого рассказа изымались из библиотек и уничтожались, его даже выры-вали из номеров жур-нала «Новый мир», а имя автора в оглавлении зама-зывали чернилами.

Люди, возвращавшиеся тогда из лагерей, испытывали большие проблемы с социальной адаптацией, поиском жилья и работы. Даже после официальной реабилитации для большинства их коллег и соседей они оставались лицами сомнительными и подозрительными — уже только потому, например, что про-шли через систему лагерей. Эта проблематика очень точно отражена в песне Александра Галича «Облака» (1962). Песня распространялась только в неофи-циальных магнитофонных записях. Ее главный герой, чудом выживший после двадцати лет заключения, патетически завершает свой монолог высказыва-нием о «половине страны», утоляющей, как и он сам, «в кабаках» тоску по навсегда потерянным годам жизни. Однако не упоминает о погибших — они появятся у Галича позже, в поэме «Размышления о бегунах на длинные дистанции» (1966-1969). Даже в «Одном дне» Солженицына гибель людей в лагерях и Большой террор почти не упоминаются. Произведения авторов, которые тогда, в конце 1950-х, гово-рили о бессудных казнях и о реальных масштабах смертности в ГУЛАГе (таких, например, как Варлам Шаламов или Георгий Демидов), не могли быть опублико-ваны в СССР ни под каким видом.

Другая возможная и действительно существовавшая в ту пору интерпретация «борьбы с культом личности» не фокусировалась уже персонально на Сталине, но предполагала осуждение любого рода вождизма, единоначалия, утвержде-ния главенства одного исторического деятеля над другими. Выражению «культ личности» был противопоставлен во второй половине 1950-х — начале 1960-х термин «коллективное руководство». Он задавал и ту идеальную модель поли-тической системы, которая была якобы создана и завещана Лениным, а затем грубо разрушена Сталиным, и тот тип управления, который, как предполага-лось, был воссоздан сперва в триумвирате Берии, Маленкова и Хрущева, а затем в сотрудничестве Хрущева и Президиума ЦК партии (и ЦК в целом). Коллек-тив-ность и коллегиальность требовалось демонстрировать в ту пору на всех уров-нях. Не случайно одним из центральных идеологических мани-фестов се-редины и конца 1950-х становится «Педагогическая поэма» Мака-ренко, экра-ни-зи-ро-ванная в 1955 году Алексеем Маслюковым и Мечиславой Маевской: и ро-ман Макаренко, и фильм представляли утопию самоуправляю-щегося и самодисциплинирующегося коллектива.

Однако у термина «десталинизация» может быть и более широкая трактовка, которая позволяет связать воедино самые разные аспекты социальной, поли-тической и культурной действительности первого десятилетия после смерти Сталина. Никита Хрущев, политическая воля и решения которого во многом определяли жизнь страны в 1955-1964 годах, видел десталинизацию не только как критику Сталина и прекращение массовых политических репрес-сий, он пы-тался переформулировать советский проект и советскую идеологию в целом. В его понимании на место борьбы с внутренними и внешними вра-гами, на ме-сто прину-ждения и страха должны были прийти искренний энтузиазм совет-ских граждан, их добровольные самоотдача и самопожертвование в построении коммунистического общества. Вражда с внешним миром и постоянная готов-ность к военным конфликтам должны были смениться заинтересованностью в обыденной жизни и в дости-жениях других стран и даже иногда — увлека-тель-ным соревнованием с «капи-та-листами». Утопия «мирного сосуще-ство-ва-ния» то и дело нарушалась в это десятилетие разного рода внешне-полити-че-скими конфликтами, где Советский Союз зачастую прибегал к крайним, порой насиль-ственным мерам. Установки Хрущева самым откро-венным образом нару-шались по его же инициативе, однако на уровне куль-турной политики в этом отношении было гораздо больше последовательности.

Уже в 1953-1955 годах интенсифицируются международные культурные кон-такты. Например, в конце 1953 года (тогда же, когда «открылся ГУМ, закрылся Берия») в Москве проходят выставки современных художников Индии и Фин-ляндии и вновь открывается постоянная экспозиция Музея изобразительных искусств имени Пушкина (с 1949 года музей был оккупирован выставкой подар-ков «товарищу Сталину к его 70-летию»). В 1955 году в том же музее проходит выставка шедев-ров европейской живописи из Дрезденской галереи — перед возвращением этих произведений в ГДР. В 1956 году в Пушкинском (а позже — в Эрмитаже) была орга-низована экспозиция работ Пабло Пикассо, вызвавшая шок у посетителей: в основном они даже не знали о существовании подобного рода искусства. Наконец, в 1957 году Москва принимала гостей Все-мир-ного фести-валя моло-дежи и студентов — фестиваль также сопровождался многочисленными экспозициями зарубежного искусства.

Установка на массовый энтузиазм предполагала и поворот государства к массам. В 1955 году на одном из партийных заседаний Хрущев обращался к функцио-нерам:

«Народ говорит нам: „Мясо будет или нет? Молоко будет или нет? Штаны хорошие будут?“ Это, конечно, не идеология. Но нельзя же, чтобы все имели правильную идеологию, а без штанов ходили!»

31 июля 1956 года в новом московском районе Черемушки было начато стро-ительство первой серии пятиэтажных домов без лифтов. Их основой были железо-бетонные конструкции, изготовленные по новой, удешевленной техно-логии. Построенные из этих конструкций дома, позже прозванные «хрущев-ками», появились во многих городах СССР взамен деревянных бараков, в кото-рых до этого жили рабочие. Были увеличены тиражи периодики, хотя журна-лов и газет по-прежнему не хватало — из-за дефицита бумаги и из-за того, что под-писка на литературные издания, где обсуждались острые темы, лимитиро-валась искусственно по указаниям из ЦК.

Идеологи требовали уделять в искусстве больше внимания «простому чело-веку» — в противовес помпезным фильмам позднесталинской эпохи. Пока-за-тельным примером воплощения новой эстетической идеологии является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» (1956). Шолохов — автор очень чуткий к меняющейся конъюнктуре. Его герой, шофер Андрей Соколов, сам расска-зывает, как чудом выжил в нацистском плену, а вся его семья погибла. Он слу-чайно подбирает маленького мальчика-сироту и растит его, говоря ему, что он и есть его отец.

По уверениям самого Шолохова, с прототипом Соколова он познакомился еще в 1946 году. Однако выбор персонажа — заурядного вроде бы шофера с отча-янно-мрачной жизненной историей — был показателен именно для оттепель-ной эпохи. В это время радикально меняется изображение войны. Поскольку за Сталиным были признаны серьезные ошибки в руководстве Советской ар-мией, особенно на начальном этапе войны, после 1956 года стало возможным изображать войну как трагедию и говорить не только о победах, но и о пора-жениях, о том, как страдали от этих ошибок «простые люди», о том, что потери от войны не могут быть ни вполне исцелены, ни компенсированы победой. В этом ракурсе изображала войну, например, пьеса Виктора Розова «Вечно жи-вые», написанная еще в 1943 году и поставленная (в новой редакции) в мос-ков-ском театре «Современник» весной 1956 года, — собственно, премьера этого спектакля и стала первым представлением нового театра. Вскоре по этой пьесе был снят еще один ключевой фильм оттепели — «Летят журавли» Михаила Калатозова.

Функционеры ЦК и руководители творческих союзов поощряли художников обращаться к образам «простого человека», чтобы развить в обществе чув-ство коллективной солидарности и стремление к бескорыстному жерт-венному труду. Эта довольно четкая задача и обозначила пределы дестали-низации в изображении человеческой психологии, отношений человека и общества. Если те или иные сюжеты вызывали не подъем энтузиазма, а рефлексию, скепсис или сомнения, такие произведения запрещались или подвергались критическому разгрому. Недостаточно «простая» и «демокра-тическая» сти-листика тоже легко попадала под запрет как «формалистическая» и «чуж-дая советскому зрителю» — и возбуждающая ненужные дискуссии. Еще менее допустимыми для властей и для художественных элит были сомнения в спра-ведливости и правильности советского проекта, в оправданности жертв кол-лективизации и индустриализации, в адекватности марксистских догм. Поэтому вышедший в Италии в 1957 году роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», где все эти идеологические постулаты были поставлены под сомне-ние, вызвал возмущение не только у Хрущева, но и у целого ряда советских номенклатурных писателей — например, у Константина Федина.

Существовала, по-видимому, целая когорта руководящих работников и пред-ставителей творческой интеллигенции, которые придерживались того же, что и Хрущев, взгляда на миссию искусства и настроения, которые в принципе могли быть в нем выражены. Характерный пример такого миро-воззрения — эпизод из воспоминаний композитора Николая Каретникова. Осенью 1955 года Каретников пришел домой к известному дирижеру Алек-сандру Гауку, чтобы обсудить свою новую Вторую симфонию. Центральную часть симфонии со-став-лял длинный траурный марш. Прослушав эту часть, Гаук задал Каретни-кову серию вопросов:

«— Тебе сколько лет?
— Двадцать шесть, Александр Васильевич.
Пауза.
— Ты комсомолец?
— Да, я комсорг Московского союза композиторов.
— У тебя родители живы?
— Слава богу, Александр Васильевич, живы.
Без паузы.
— У тебя, говорят, жена красивая?
— Это правда, очень.
Пауза.
— Ты здоров?
— Бог миловал, вроде здоров.
Пауза.
Высоким и напряженным голосом:

— Ты сыт, обут, одет?
— Да все вроде бы в порядке…
Почти кричит:
— Так какого же черта ты хоронишь?!
<…>
— А право на трагедию?
— Нет у тебя такого права!»

Расшифровать последнюю реплику Гаука можно только одним-единственным образом: Каретников не был фронтовиком, никто из его семьи не погиб во вре-мя войны, а значит, в своей музыке молодой композитор обязан был демон-стри-ровать воодушевление и жизнерадостность. «Право на трагедию» в совет-ской культуре было столь же строго дозировано и нормировано, как дефицит-ные продукты и промтовары.