Гм 352 тунгуска. Зенитный пушечно-ракетный комплекс (зпрк) «тунгуска. Разновидности, модификации и названия


После почти семи лет проектных и опытно-конструкторских работ было решено отказаться от модернизации «Шилки» и создать принципиально новый комплекс.

8 июня 1970 года вышло постановление СМ N° 427-151 о создании новой ЗСУ «Тунгуска». Головным разработчиком «Тунгуски» назначили КБП, а главным конструктором - А.Г.Шипу- нова. Конкретно КБП занималось ра- кетно-артиллерийской частью установки - 2К22. Проектирование РПК вел Ульяновский механический завод Минрадиопрома, позже ставший головным и по его производству. Разработчик счетно-решающего прибора - Научно-исследовательский электромеханический институт Минрадиопрома. Гусеничное шасси ГМ-352 изготавливал Минский тракторный завод. Зенитный комплекс 2С6 «Тунгуска» был принят на вооружение постановлением СМ от 8 сентября 1982 года, а модернизированный комплекс «Тунгуска-М» - приказом министра обороны от 11 апреля 1990 года.

Принципиальной особенностью комплекса 2С6 является совмещение в одной боевой машине пушечного и ракетного вооружения, радиолокационных и оптических средств управления огнем с использованием общих систем: РЛС обнаружения, РЛС сопровождения, цифровой вычислительной системы и гидравлических приводов наведения. «Тунгуска» предназначена для ПВО мотострелковых и танковых частей на марше и на всех стадиях боя. Она имеет сплошную зону поражения (без «мертвой» зоны, характерной для ЗРК), что достигается последовательным обстрелом цели сначала ракетами, а затем пушками. Огонь из автоматов 2А38 может вестись как с места, так и с хода, а пуск ракет - только с места, в крайнем случае - с коротких остановок.


Пушка 2А38. На конце правого ствола - определитель скорости, на конце левого - компенсатор.



«Тунгуска» на авиасалоне в г.Жуков- ском (Московская обл.), август 1992 года.




«Тунгуска» перед парадом в Самаре 9 мая 1995 года. Колонка РЛС обнаружения - в положении по-походному, установлены пусковые контейнеры ракет только внешнего ряда.



«Тунгуска» на авиасалоне в г.Жуковском. Стволы зенитных автоматов подняты на максимальный угол возвышения. Колонка РЛС обнаружения в положении по-боевому. Пусковые контейнеры ракет не установлены.



Башня РПК 2С6. В кормовой части башни - антенна РЛС обнаружения, в передней - РЛС сопровождения. Пушки и пусковые контейнеры ракет могут занимать боевое положение независимо друг от друга. Контейнеры серебристого цвета - габаритные макеты.





Командирская башенка и броневой колпак оптического прицела (справа).


ЗУР 9М311 представляет собой твердотопливную бикалиберную (76/ 152-мм) двухступенчатую ракету, выполненную по схеме «утка». Наведение ее на цель - радиокомандное. РЛС сопровождения по синхронной связи выдает точное целеуказание на оптический прицел и выводит его на линию визирования. Наводчик обнаруживает цель в поле зрения прицела, берет на сопровождение, а в процессе наведения удерживает марку прицела на цели. Ракета имеет хорошую маневренность (максимально допустимая перегрузка - 32 д). Взрыватель ракеты неконтактный, с радиусом действия 5 м. Боевая часть - ос- колочно-стержневая. Длина стержней около 600 мм, диаметр 4 - 9 мм. Поверх стержней имеется «рубашка», содержащая готовые осколки - кубики весом 2 - 3 г. При разрыве боеголовки стержни образуют кольцо радиусом 5 м в плоскости, перпендикулярной оси ракеты. На дистанции свыше 5 м действие стержней и осколков малоэффективно.

Гусеничное шасси ГМ-352 имеет высокую проходимость, маневренность, плавность хода. Возможность ведения стрельбы без снижения скорости обеспечивается применением гидромеханической трансмиссии с гидрообъемным механизмом поворота, гидропневматической подвеской с изменяемым клиренсом и гидравлическим механизмом натяжения гусениц.

Таким образом, «Тунгуска» представляет собой высокомобильную ЗСУ с эффективным ракетным и артиллерийским вооружением. К недостаткам ее можно отнести малую дальность обнаружения цели бортовой РЛС и невозможность действовать ЗУР в условиях плохой видимости (задымление, туман и т.д.).

Автор не располагает данными о боевом применении «Тунгуски» в борьбе с воздушными целями. В новогоднем штурме Грозного в 1994 году в составе Майкопской 131-й бригады Российской армии участвовало шесть «Тунгусок», которые были уничтожены в первые минуты боя.



Макетный образец гусеничного шасси ГМ-5975 для РПК2С6М2. Выставка, пос- " вященная 100-летию Мытищинского машиностроительного завода, май 1997 года.



Разработку комплекса "Тунгуска" поручили КБП (Конструкторское бюро приборостроения) МОП под руководством главного конструктора Шипунова А.Г. в кооперации с другими организациями оборонпрома в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 08.06.1970 г. Первоначально предусматривалось создание новой пушечной ЗСУ (зенитная самоходная установка) которая должна была сменить известную "Шилку" (ЗСУ-23-4).

Несмотря на успешное использование "Шилки" в ближневосточных войнах, в ходе боевых действий были выявлены и ее недостатки – небольшая досягаемость по целям (по дальности не более 2 тыс. м), неудовлетворительная мощность снарядов, а также пропуски целей необстрелянными в связи с невозможностью своевременного обнаружения.

Проработали целесообразность увеличения калибра зенитных автоматических пушек. В ходе экспериментальных исследований выяснилось, что переход от 23-миллиметрового снаряда на 30-миллиметровый снаряд с двух-трехкратным увеличением веса взрывчатого вещества дает возможность в 2-3 раза снизить необходимое количество попаданий для уничтожения самолета. Сравнительные расчеты боевой эффективности ЗСУ-23-4 и ЗСУ-30-4 при ведении огня по истребителю МиГ-17, который летит со скоростью 300 метров в секунду, показали, что при одинаковом весе расходуемого боекомплекта вероятность уничтожения увеличивается примерно в 1,5 раза, досягаемость по высоте при этом увеличивается с 2 до 4 километров. При увеличении калибра пушек возрастает и эффективность огня по наземным целям, расширяются возможности применения в зенитной самоходной установке снарядов кумулятивного действия для уничтожения легкобронированных целей типа БМП и др.

Переход автоматических зенитных пушек с калибра 23 миллиметра на калибр 30 миллиметров практически не сказывался на темпе ведения огня, однако при его дальнейшем увеличении обеспечить высокую скорострельность было невозможно технически.

Зенитная самоходная установка "Шилка" обладала весьма ограниченными поисковыми возможностями, которые обеспечивались ее радиолокационной станцией сопровождения целей в секторе от 15 до 40 градусов по азимуту с одновременным изменением угла места в пределах 7 градусов от установленного направления оси антенны.

Высокая эффективность огня ЗСУ-23-4 достигалась только при получении предварительных целеуказаний от батарейного КП ПУ-12(М), который использовал данные, которые поступали от пункта управления начальника противовоздушной обороны дивизии, имевшего радиолокационную станция кругового обзора П-15 или П-19. Лишь после этого радиолокационной станцией ЗСУ-23-4 производился успешный поиск целей. При отсутствии целеуказаний радиолокационной станции зенитная самоходная установка могла осуществлять самостоятельный круговой поиск, однако эффективность обнаружения воздушных целей оказывалась менее 20 процентов.

В НИИ Министерства обороны определили, что для обеспечения автономной работы перспективной зенитной самоходной установки и высокой эффективности ведения огня в ее состав должна входить собственная радиолокационная станция кругового обзора с дальностью действия до 16-18 километров (при СКО измерения дальности до 30 метров), а сектор обзора данной станции в вертикальной плоскости должен составлять не менее 20 градусов.

Однако, на разработку данной станции, которая являлась новым дополнительным элементом зенитной самоходной установки, КБП МОП согласилось лишь после тщательного рассмотрения материалов спец. исследований, проведенных в 3 НИИ Минобороны. Для расширения зоны обстрела до рубежа применения противником бортового , а также для повышения боевого могущества зенитной самоходной установки "Тунгуска" по инициативе 3 НИИ МО и КБП МОП было признано целесообразным дополнить установку ракетным вооружением с системой оптического визирования и радиотелеуправления зенитными управляемыми ракетами, обеспечивающей поражение целей на дальностях до 8 тыс. м и высотах до 3,5 тыс. м.

Но, целесообразность создания зенитного пушечно-ракетного комплекса в аппарате Гречко А.А., министра обороны СССР, вызвала большие сомнения. Основанием для сомнений и даже для прекращения финансирования дальнейшего проектирования зенитной самоходной установки "Тунгуска" (в период с 1975 по 1977 годы) было то, что ЗРК "Оса-АК", принятый на вооружение в 1975 году, имел близкую зону поражения самолетов по дальности (10 тыс. м) и большие, чем у "Тунгуски", размеры зоны поражения по высоте (от 25 до 5000 м). Кроме того, характеристики эффективности поражения самолетов были примерно одинаковыми.

Однако при этом не учитывали специфику вооружения полкового звена противовоздушной обороны, для которого предназначалась установка, а также тот факт, что при борьбе с вертолетами зенитный ракетный комплекс "Оса-АК" значительно уступал "Тунгуске", поскольку имел большее работное время - 30 секунд против 10 секунд у зенитной установки "Тунгуска". Малое время реакции "Тунгуски" обеспечивало успешную борьбу с "подскакивающими" (кратковременно появляющимися) или внезапно вылетающими из-за укрытий вертолетами и другими целями летящими на малых высотах. ЗРК "Оса-АК" этого обеспечить не мог.

Американцы во вьетнамской войне впервые применили вертолеты, которые были вооружены ПТУР (противотанковая управляемая ракета). Стало известно, что из 91 захода вертолетов вооруженных ПТУР 89 оказались успешными. Вертолетами атаковались огневые позиции артиллерии, объекты бронетехники и др. наземные цели.

Исходя из данного боевого опыта, в каждой американской дивизии были созданы вертолетные спецподразделения, основной целью которых была борьба с бронетехникой. Группа вертолетов огневой поддержки и вертолет-разведчик занимали укрытую в складках местности позицию на расстоянии 3-5 тыс. м от линии боевого соприкосновения. При подходе танков к ней вертолеты "подскакивали" на 15-25 метров вверх, поражали технику противника при помощи ПТУР, после чего быстро скрывались. Танки в таких условиях оказывались беззащитными, а американские вертолеты - безнаказанными.

В 1973 г. решением правительства была поставлена специальная комплексная научно-исследовательская работа "Запруда" по поиску путей защиты СВ, а особенно – танков и другой бронетехники от вертолетных ударов противника. Головным исполнителем этой сложной и большой исследовательской работы определили 3 НИИ Министерства обороны (научный руководитель – Петухов С.И.). На территории Донгузского полигона (руководитель полигона Дмитриев О.К.) в ходе выполнения данной работы провели опытное учение под руководством Гацолаева В.А. с боевыми стрельбами разными видов оружия СВ по вертолетам-мишеням.

В результате проведенной работы определили, что средства разведки и поражения, которые имеются у современных танков, а также вооружение, используемое для уничтожения наземных целей в танковых, мотострелковых и артиллерийских формированиях, поражать вертолеты в воздухе не способно. Зенитные ракетные комплексы "Оса" способны осуществлять надежное прикрытие танков от ударов самолетов, однако не могут обеспечить защиту от вертолетов. Позиции данных комплексов будут находиться в 5-7 километрах от позиций вертолетов, которые во время атаки будут "подскакивать" и зависать в воздухе на 20-30 секунд. По суммарному времени реакции ЗРК и полета управляемой ракеты до рубежа расположения вертолетов комплексы "Оса" и "Оса-АК" поразить вертолеты не смогут. Комплексы "Стрела-1", "Стрела-2" и установки "Шилка" по боевым возможностям также неспособны бороться с вертолетами огневой поддержки, использующими подобную тактику.

Единственным зенитным средством, эффективно борющимся с зависающими вертолетами, могла быть зенитная самоходная установка "Тунгуска", которая обладала возможностью сопровождать танки, входя в состав их боевых порядков. ЗСУ имела малое работное время (10 секунд) а также достаточную дальнюю границу своей зоны поражения (от 4 до 8 км).

Результаты научно-исследовательской работы "Запруда" и других доп. исследований, которые были проведены в 3 НИИ Минобороны по данной проблеме, позволили добиться возобновления финансирования разработки ЗСУ "Тунгуска".

Разработку комплекса "Тунгуска" в целом проводили в КБП МОП под руководством главного конструктора Шипунова А.Г. Главными конструкторами ракеты и пушек соответственно являлись Кузнецов В.М. и Грязев В.П.

К разработке основных средств комплекса привлекались и другие организации: Ульяновский механический завод МРП (разрабатывал радиоприборный комплекс, главный конструктор Иванов Ю.Е.); Минский тракторный завод МСХМ (разрабатывал гусеничное шасси ГМ-352 и систему электропитания); ВНИИ "Сигнал" МОП (системы наведения, стабилизации оптического прицела и линии выстрела, аппаратура навигации); ЛОМО МОП (прицельно-оптическое оборудование) и др.

Совместные (гос.) испытания комплекса "Тунгуска" проводились в сентябре 1980 года - декабре 1981 года на Донгузском полигоне (руководитель полигона Кулешов В.И.) под руководством комиссии, возглавляемой Беляковым Ю.П. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 08.09.1982 комплекс приняли на вооружение.

В состав боевой машины 2С6 зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска" (2К22) входили следующие основные средства, размещенные на гусеничной самоходе, имеющей высокую проходимость:
- пушечное вооружение, включающее два автомата 2А38 калибра 30 мм с системой охлаждения, боекомплект патронов;
- ракетное вооружение, включающее 8 пусковых установок с направляющими, боекомплект зенитных управляемых ракет 9М311 в ТПК, аппаратуру выделения координат, шифратор;
- силовые гидравлические приводы наведения пусковых установок ЗУР и пушек;
- радиолокационная система, состоящая из радиолокационной станции обнаружения цели, станции сопровождения цели, наземного радиозапросчика;
- цифровой счетно-решающий прибор 1А26;
- прицельно-оптическое оборудование с системой стабилизации и наведения;
- система измерения курса и качек;
- аппаратура навигации;
- аппаратура встроенного контроля;
- система связи;
- система жизнеобеспечения;
- система автоблокировок и автоматики;
- система противоатомной, противобиологической и противохимической защиты.

Двуствольный 30-миллиметровый зенитный автомат 2А38 обеспечивал огонь патронами, подаваемыми из общей для обоих стволов патронной ленты с помощью единого механизма подачи. Автомат имел стреляющий механизм ударного действия, который обслуживал поочередно оба ствола. Управление стрельбой – дистанционное при помощи электроспуска. В жидкостном охлаждении стволов использовалась вода или антифриз (при отрицательных температурах). Углы возвышения автомата - от -9 до +85 градусов. Патронную ленту составляли звенья и патроны, имеющие снаряды осколочно-трассирующего и осколочно-фугасно-зажигательного действия (в соотношении 1:4). Боекомплект – 1936 снарядов. Общий темп стрельбы – 4060-4810 выстрелов в минуту. Автоматами обеспечивалась надежная работа во всех условиях эксплуатации, включая работу при температурах от -50 до +50°С, при обледенении, дожде, запылении, стрельбе без смазки и чистки в течение 6 суток с отстрелом 200 снарядов на автомат в течении суток, с обезжиренными (сухими) деталями автоматики. Живучесть без смены стволов – минимум 8 тыс. выстрелов (режим стрельбы при этом – 100 выстрелов на каждый автомат с последующим охлаждением). Начальная скорость снарядов составляла 960-980 метров в секунду.

Компоновка ЗУР 9М311 комплекса "Тунгуска". 1. Неконтактный взрыватель 2. Рулевая машинка 3. Блок автопилота 4. Гироприбор автопилота 5. Блок питания 6. Боевая часть 7. Аппаратура радиоуправления 8. Устройство разделения ступеней 9. РДТТ

42-килограммовая ЗУР 9М311 (масса ракеты и транспортно-пускового контейнера - 57 килограмм) была построена по бикалиберной схеме и имела отделяемый двигатель. Однорежимная двигательная установка ракеты состояла из облегченного стартового двигателя в 152-миллиметровом пластмассовом корпусе. Двигатель сообщал ракете скорость в 900 м/с и через 2,6 секунды после старта, по завершении работы, отделялся. Чтобы исключить влияние задымления от двигателя на процесс оптического визирования ЗУР на стартовом участке применялась дугообразная программная (по радиокомандам) траектория вывода ракеты.

После вывода управляемой ракеты на линию визирования цели маршевая ступень ЗУР (диаметр - 76 мм, вес - 18,5 кг) по инерции продолжала полет. Средняя скорость ракеты – 600 м/с, при этом средняя располагаемая перегрузка составляла 18 единиц. Это обеспечивало поражение на догонных и встречных курсах целей, движущихся со скоростью 500 м/с и маневрирующих с перегрузками до 5-7 ед. Отсутствием маршевого двигателя исключалось задымление линии оптического визирования, что обеспечивало точное и надежное наведение управляемой ракеты, снижало ее габариты и массу, упрощало компоновку боевого снаряжения и бортовой аппаратуры. Использование двухступенчатой схемы ЗУР с соотношением диаметров 2:1 стартовой и маршевой ступеней позволило почти в два раза уменьшить вес ракеты в сравнении с одноступенчатой управляемой ракетой с теми же ЛТХ, поскольку отделение двигателя значительно снижало аэродинамическое сопротивление на основном участке траектории ракеты.

В состав боевого снаряжения ракеты входили боевая часть, неконтактный датчик цели и контактный взрыватель. 9-килограммовая боевая часть, занимавшая практически всю длину маршевой ступени, выполнялась в виде отсека со стержневыми поражающими элементами, которые для повышения эффективности были окружены осколочной рубашкой. БЧ по элементам конструкции цели обеспечивала режущее действие и зажигательное действие по элементам топливной системы цели. В случае малых промахов (до 1,5 метров) также обеспечивалось фугасное действие. Подрыв БЧ осуществлялся по сигналу неконтактного датчика на удалении 5 метров от цели, а при прямом попадании в цель (вероятность около 60 процентов) осуществлялся контактным взрывателем.

Неконтактный датчик весом 800 гр. состоял из четырех полупроводниковых лазеров, которые образуют восьмилучевую диаграмму направленности перпендикулярную продольной оси ракеты. Прием отраженного от цели сигнал лазера осуществлялся фотоприемниками. Дальность уверенного срабатывания - 5 метров, надежного несрабатывания - 15 метров. Взведение неконтактного датчика происходило по радиокомандам за 1000 м до встречи управляемой ракеты с целью, при стрельбе по наземным целям перед стартом датчик отключался. Система управления ЗУР не имела ограничений по высоте.

Бортовая аппаратура управляемой ракеты включала: антенно-волноводную систему, гироскопический координатор, электронный блок, блок рулевого привода, блок питания, трассер.

В ЗУР применили пассивное аэродинамическое демпфирование планера ракеты в полете, обеспечивающееся коррекцией контура управления передачей команд от вычислительной системы БМ на ракету. Это дало возможность получить достаточную точность наведения, снизить габариты и массу бортовой аппаратуры и зенитной управляемой ракеты в целом.

Длина ракеты – 2562 миллиметра, диаметр – 152 миллиметра.

Станция обнаружения целей БМ комплекса "Тунгуска" – когерентно-импульсная радиолокационная станция кругового обзора дециметрового диапазона. Высокая стабильность частоты передатчика, который был выполнен в виде задающего генератора с усилительной цепочкой, использование фильтровой схемы селекции целей обеспечивали высокий коэффициент подавления отраженных сигналов от местных предметов (30...40 дБ). Это позволило производить обнаружение цели на фоне интенсивных отражений от подстилающих поверхностей и в пассивных помехах. Подбором значений частоты повторения импульсов и несущей частоты достигалось однозначное определение радиальной скорости и дальности, что дало возможность реализовать сопровождение цели по азимуту и дальности, автоматическое целеуказание станции сопровождения цели, а также выдачу в цифровую вычислительную систему текущей дальности при постановке интенсивных помех противником в диапазоне станции сопровождения. Чтобы обеспечить работу в движении антенну стабилизировали электромеханическим методом с использованием сигналов от датчиков системы измерения курса и качек самохода.

При импульсной мощности передатчика от 7 до 10 кВт, чувствительности приемника около 2x10-14 Вт, ширине диаграммы направленности антенны 15° по углу места и 5° по азимуту станция с вероятностью 90% обеспечивала обнаружение истребителя, который летит на высотах от 25 до 3500 метров, на дальности 16-19 километров. Разрешающая способность станции: по дальности 500 м, по азимуту 5-6°, по углу места в пределах 15°. СКО определения координат цели: по дальности 20 м, по азимуту 1°, по углу места 5°.

Станция сопровождения цели – когерентно-импульсная радиолокационная станция сантиметрового диапазона с двухканальной системой сопровождения по угловым координатам и фильтровыми схемами выбора движущихся целей в каналах углового автосопровождения и автодальномера. Коэффициент отражений от местных предметов и подавления пассивных помех – 20-25 дБ. Станцией осуществлялся переход на автоматические сопровождение в режимах секторного поиска цели и целеуказания. Сектор поиска: по азимуту 120°, по углу места 0-15°.

При чувствительности приемника 3х10-13 ватт, импульсной мощности передатчика 150 киловатт, ширине диаграммы направленности антенны 2 градуса (по углу места и по азимуту) станция с вероятностью 90% обеспечивала переход на автоматическое сопровождение по трем координатам истребителя летящего на высотах от 25 до 1000 метров с дальностей 10-13 тыс. м (при получении целеуказании от станции обнаружения) и с 7,5-8 тыс. м (при автономном секторном поиске). Разрешающая способность станции: по дальности 75 м, по угловым координатам 2°. СКО сопровождения цели: 2 м по дальности, 2 д.у. по угловым координатам.

Обе станции с большой долей вероятности обнаруживали и сопровождали зависающие и низколетящие вертолеты. Дальность обнаружения вертолета, летящего на высоте 15 метров со скоростью 50 метров в секунду, с вероятностью 50% составляла 16-17 километров, дальность перехода на автоматическое сопровождение - 11-16 километров. Зависающий вертолет обнаруживался станцией обнаружения за счет доплеровского смещения частоты от вращающегося винта, на автосопровождение вертолет брался станцией сопровождения целей по трем координатам.

Станции оснащались схемными средствами защиты от активных помех, а также были способны сопровождать цели при помехах за счет комбинации использования оптических и радиолокационных средств БМ. За счет данных комбинаций, разноса рабочих частот, одновременной или регламентированной по времени работы на близких частотах нескольких (находящихся друг от друга на дальности более 200 метров) БМ в составе батареи обеспечивалась надежная защита от ракет типа "Стандарт АРМ" или "Шрайк".

Боевая машина 2С6 в основном работала автономно, однако не исключалась работа в системе управления средствами противовоздушной обороны Сухопутных войск.

Во время автономной работы обеспечивались:
- поиск цели (круговой поиск – с использованием станции обнаружения, секторный поиск – при помощи оптического прицела или станции сопровождения);
- опознавание госпринадлежности обнаруженных вертолетов и самолетов при помощи встроенного запросчика;
- сопровождение целей по угловым координатам (инерционное – по данным от цифровой вычислительной системы, полуавтоматическое – при помощи оптического прицела, автоматическое – при помощи станции сопровождения);
- сопровождение целей по дальности (ручное или автоматическое – с использованием станции сопровождения, автоматическое – при помощи станции обнаружения, инерционное - с применением цифровой вычислительной системы, по установленной скорости, определяемой командиром визуально по типу цели выбранной для обстрела).

Сочетание разных способов сопровождения цели по дальности и угловым координатам обеспечивало следующие режимы работы БМ:
1 - по трем координатам, получаемым от радиолокационной системы;
2 - по дальности, полученной от радиолокационной системы, и полученным от оптического прицела угловым координатам;
3 – инерционное сопровождение по трем координатам, получаемым от вычислительной системы;
4 - по угловым координатам, получаемым от оптического прицела и скорости цели установленной командиром.

При стрельбе по движущимся наземным целям использовался режим ручного или полуавтоматического наведения вооружения по дистанционной сетке прицела в упрежденную точку.

После поиска, обнаружения и распознавания цели станция сопровождения цели переходила на ее автоматическое сопровождение по всем координатам.

Цифровой вычислительной системой при стрельбе зенитными пушками решалась задача встречи снаряда и цели, а также определяла зону поражения по информации, поступающей с выходных валов антенны станции сопровождения цели, с дальномера и из блока выделения сигнала ошибок по угловым координатам, а также системы измерения курса и углов качек БМ. При постановке противником интенсивных помех станция сопровождения цели по каналу измерения дальности переходила на ручное сопровождение по дальности, а в случае невозможности ручного сопровождения – на инерционное сопровождение цели или на сопровождение по дальности от станции обнаружения. В случае постановки интенсивных помех сопровождение осуществлялось оптическим прицелом, а в случае плохой видимости - от цифровой вычислительной системы (инерционно).

При огне ракетами использовалось сопровождение целей по угловым координатам при помощи оптического прицела. После пуска зенитная управляемая ракета попадала в поле оптического пеленгатора аппаратуры выделения координат ЗУР. В аппаратуре по световому сигналу трассера вырабатывались угловые координаты управляемой ракеты относительно линии визирования цели, поступающие в вычислительную систему. Система вырабатывала команды управления ракетой, которые поступали в шифратор, где кодировались в импульсные посылки и передавались на ракету через передатчик станции сопровождения. Движение ракеты почти на всей траектории происходило с отклонением на 1,5 д.у. от линии визирования цели для уменьшения вероятности попадания в поле зрения пеленгатора отстреливаемой целью тепловой (оптической) помехи-ловушки. Ввод ЗУР на линию визирования начинался примерно за 2-3 секунды до встречи с целью, заканчивался около нее. При приближении зенитной управляемой ракеты к цели на расстояние 1 км на ЗУР передавалась радиокоманда взведения неконтактного датчика. По истечении времени, которое соответствовало пролету ракетой 1 км от цели, БМ автоматически переводилась в готовность к запуску следующей управляемой ракеты по цели.

В случае отсутствия в вычислительной системе данных о дальности до цели от станции обнаружения или станции сопровождения использовался дополнительный режим наведения зенитной управляемой ракеты. В этом режиме ЗУР на линию визирования цели выводилась сразу, неконтактный датчик взводился по истечении 3,2 секунд после старта ракеты, а БМ приводилась в готовность к запуску следующей ракеты после истечения времени полета управляемой ракеты на максимальную дальность.

4 БМ комплекса "Тунгуска" организационно сводились в зенитный ракетно-артиллерийский взвод ракетно-артиллерийской батареи, которые состояли из взвода зенитных ракетных комплексов "Стрела-10СВ" и взвода "Тунгуска". Батарея в свою очередь входила в зенитный дивизион танкового (мотострелкового) полка. Батарейным командирским пунктом служи пункт управления ПУ-12М, связанный с КП командира зенитного дивизиона - начальника противовоздушной обороны полка. КП командира зенитного дивизиона служил пункт управления подразделениями противовоздушной обороны полка "Овод-М-СВ" (ППРУ-1, подвижный пункт разведки и управления) или "Сборка" (ППРУ-1М) – его модернизированный вариант. В дальнейшем БМ комплекса "Тунгуска" сопрягались с унифицированным батарейным КП "Ранжир" (9С737). При сопряжении ПУ-12М и комплекса "Тунгуска" команды управления и целеуказания с ПУ на боевые машины комплекса передавались голосом по средствам штатных радиостанций. При сопряжении с КП 9С737 команды передавались при помощи кодограмм, формируемых аппаратурой передачи данных, имеющихся на них. При управлении комплексами "Тунгуска" от батарейного КП анализ воздушной обстановки, а также выбор целей для обстрела каждым комплексом должны были производиться на данном пункте. На боевые машины в этом случае должны были передаваться целеуказания и распоряжения, а с комплексов на батарейный КП – информация о состоянии и результатах работы комплекса. В дальнейшем предполагалось обеспечить прямое соединение зенитного пушечно-ракетного комплекса с командным пунктом начальника противовоздушной обороны полка при помощи телекодовой линии передачи данных.

Работа боевых машин комплекса "Тунгуска" обеспечивалась использованием следующих машин: транспортно-заряжающих 2Ф77М (на базе КамАЗ-43101, возили 8 ЗУР и 2 боекомплекта патронов); ремонта и технического обслуживания 2Ф55-1 (Урал-43203, имеющий прицеп) и 1Р10-1М (Урал-43203, обслуживание радиоэлектронной аппаратуры); технического обслуживания 2В110-1 (Урал-43203, обслуживание артиллерийской части); контрольно-испытательных автоматизированных подвижных станций 93921 (ГАЗ-66); мастерских технического обслуживания МТО-АТГ-М1 (ЗиЛ-131).

Комплекс "Тунгуска" к середине 1990 года был модернизирован и получил название "Тунгуска-М" (2К22М). Основные доработки комплекса касались введения состав новых приемника и радиостанций для связи с батарейным КП "Ранжир" (ПУ-12М) и КП ППРУ-1М (ППРУ-1), замены газотурбинного двигателя агрегата электрического питания комплекса на новый имеющий повышенный ресурс работы (600 часов вместо 300).

В августе – октябре 1990 года комплекс 2К22М испытывался на Эмбенском полигоне (руководитель полигона Унучко В.Р.) под руководством комиссии возглавляемой Белоцерковским А.Я. В том же году комплекс был принят на вооружение.

Серийное производство "Тунгуска" и "Тунгуска-М", а также его радиолокационных средств организовали на Ульяновском механическом заводе Минрадиопрома, пушечного вооружения организовали на ТМЗ (Тульский механический завод), ракетного вооружения – на КМЗ (Кировский машиностроительный завод) "Маяк" Миноборонпрома, прицельно-оптического оборудования - в ЛОМО Миноборонпрома. Гусеничные самоходы и их системы обеспечения поставлялись МТЗ МСХМ.

Лауреатами Ленинской премии стали Головин А.Г., Комонов П.С., Кузнецов В.М., Русьянов А.Д., Шипунов А.Г., Государственной премии – Брызгалов Н.П., Внуков В.Г., Зыков И.П., Коробкин В.А. и др.

В модификации "Тунгуска-М1" были автоматизированы процессы наведения зенитной управляемой ракеты и обмена данными с батарейным КП. Лазерный неконтактный датчик цели в ракете 9М311-М был заменен на радиолокационный, что увеличило вероятность поражения ракеты типа ALCM. Вместо трассера установили импульсную лампу – эффективность увеличилась в 1,3-1,5 раза, а дальность управляемой ракеты достигла 10 тыс. м.

Исходя из распада Советского Союза, проводятся работы по замене шасси ГМ-352, выпускавшегося в Белоруссии, на шасси ГМ-5975, разработанное мытищинским производственным объединением "Метровагонмаш".

Дальнейшее развитие основных тех. решений по комплексам "Тунгуска" осуществили в зенитном пушечно-ракетном комплексе "Панцирь-С", имеющем более мощную зенитную управляемую ракету 57Э6. Дальность пусков увеличилась до 18 тыс. м, высота поражаемых целей – до 10 тыс. м. В управляемой ракете данного комплекса использован более мощный двигатель, масса боевой части повышена до 20 килограмм, ее калибр при этом увеличился до 90 миллиметров. Диаметр приборного отсека не изменился и составлял 76 миллиметров. Длина управляемой ракеты увеличилась до 3,2 метров, а масса - до 71 килограмм.

Зенитный ракетный комплекс обеспечивает одновременный обстрел 2 целей в секторе 90х90 градусов. Высокая помехозащищенность достигается за счет совместного применения в инфракрасном и радиолокационном каналах комплекса средств, которые работают в широком диапазоне длин волн (инфракрасном, миллиметровом, сантиметровом, дециметровом). Зенитный ракетный комплекс предусматривает использование колесного шасси (для войск противовоздушной обороны Страны), стационарного модуля или гусеничного самохода, а также корабельного варианта.

Другим направлением создания новейших средств противовоздушной обороны стала осуществляемая конструкторским бюро точного машиностроения им. Нудельмана разработка буксируемого ЗРПК "Сосна".

В соответствии со статьей начальника - главного конструктора конструкторского бюро Смирнова Б. и зам. главного конструктора Кокурина В. в журнале "Военный парад" №3, 1998 года, в состав комплекса размещенного на прицепе-шасси входят: двуствольный зенитный автомат 2А38М (скорострельность - 2400 выстрелов в минуту) с магазином на 300 выстрелов; кабина оператора; оптико-электронный модуль, разработанный производственным объединением "Уральский оптико-механический завод" (с лазерными, инфракрасными и телевизионными средствами); механизмы наведения; цифровая вычислительная система, созданная на базе ЭВМ 1В563-36-10; автономная система электропитания, имеющая аккумуляторную батарею и газотурбинный агрегат питания АП18Д.

Артиллерийский базовый вариант системы (вес комплекса – 6300 кг; высота – 2,7 м; длина – 4,99 м) может дополняться 4 зенитными управляемыми ракетами "Игла" или 4 перспективными управляемыми ракетами.

По данным издательства "Janes defence weekly" от 11.11.1999 25-килограммовая ракета "Сосна-Р" 9М337 оснащена 12-канальным лазерным взрывателем и БЧ массой 5 килограмм. Дальность зоны поражения ракеты 1,3-8 км, высота - до 3,5 км. Время полета на максимальную дальность – 11 секунд. Максимальная скорость полета в 1200 м/с на треть превышает соответствующий показатель "Тунгуски".

Функциональная и компоновочная схема ракеты аналогична ракете зенитного ракетного комплекса "Тунгуска". Диаметр двигателя – 130 миллиметров, маршевой ступени – 70 миллиметров. Радиокомандная система управления заменена более помехоустойчивой аппаратурой наведения по лазерному лучу, разработанной с учетом опыта применения систем танковых управляемых снарядах, созданных тульским КБП.

Масса транспортно-пускового контейнера с ракетой – 36 кг.

Зенитный ракетно-пушечный комплекс 2К22 "Тунгуска" предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых частей и подразделений на марше и во всех видах боя, обеспечивает поражение низколетящих воздушных целей, в том числе "зависших" вертолетов. Принят на вооружение в середине восьмидесятых годов. Боевая машина имеет башенную установку с двумя двухствольными 30-мм автоматическими пушками и восемью пусковыми установками с зенитными управляемыми ракетами.

Разработка комплекса "Тунгуска" была поручена Конструкторскому бюро приборостроения (КБП) МОП (главный конструктор А.Г. Шипунов) в кооперации с другими организациями оборонных отраслей промышленности Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 июня 1970 г. и первоначально предусматривала создание новой пушечной зенитной самоходной установки (ЗСУ) на смену известной "Шилке" (ЗСУ-23-4).

Несмотря на успешное применение "Шилки" в войнах на Ближнем Востоке, в ходе этих боевых действий выявились и ее недостатки - малая досягаемость по целям (не более 2 км по дальности), неудовлетворительное могущество снарядов, а также пропуски воздушных целей необстрелянными из-за невозможности своевременного обнаружения. Была проработана целесообразность увеличения калибра автоматических зенитных пушек. Проведенные экспериментальные исследования показали, что переход от снаряда калибра 23 мм на снаряд калибра 30 мм с двух-трехкратным увеличением массы взрывчатого вещества позволяет в 2-3 раза уменьшить необходимое число попаданий для поражения самолета. Сравнительные расчеты боевой эффективности ЗСУ-23-4 и гипотетической ЗСУ-30-4 при стрельбе по истребителю МиГ-17, летящему со скоростью 300 м/с, показали, что при одинаковой массе расходуемого боекомплекта вероятность поражения возрастает примерно в полтора раза, досягаемость по высоте - с 2000 до 4000 м. С увеличением калибра пушек увеличивается и эффективность стрельбы по наземным целям, расширяются возможности использования в ЗСУ снарядов кумулятивного действия для поражения легкобронированных целей типа боевых машин пехоты и др. Переход с калибра автоматических зенитных пушек 23 мм на 30 мм практически не сказывался на обеспечиваемом темпе стрельбы, но при дальнейшем увеличении калибра обеспечить высокую скорострельность было технически невозможно.

ЗСУ "Шилка" обладала очень ограниченными поисковыми возможностями, обеспечиваемыми ее РЛС сопровождения целей в секторе 15:40° по азимуту с одновременным изменением угла места в пределах 7° от установленного направления оси антенны. Высокая эффективность стрельбы ЗСУ-23-4 достигалась лишь при получении предварительного целеуказания от батарейного командирского пункта ПУ-12 (ПУ-12М), который, в свою очередь, использовал данные, поступающие от пункта управления начальника ПВО дивизии, имевшего РЛС кругового обзора типа П-15 (П-19). Только после этого РЛС ЗСУ-23-4 успешно производила поиск целей. При отсутствии целеуказаний РЛС ЗСУ могла осуществлять автономный круговой поиск, но эффективность обнаружения воздушных целей при этом оказывалась менее 20%. В НИИ-3 МО было определено, что для обеспечения боевой автономной работы перспективной ЗСУ и высокой эффективности стрельбы в ее составе должна быть собственная РЛС кругового обзора с дальностью действия 16-18 км (при среднеквадратической ошибке измерения дальности не более 30 м), а сектор обзора этой РЛС в вертикальной плоскости должен быть не менее 20°.

Однако, целесообразность разработки зенитного пушечно-ракетного комплекса вызвала большие сомнения в аппарате министра обороны СССР А.А. Гречко. Основанием для таких сомнений и даже прекращения финансирования дальнейшей разработки ЗСУ "Тунгуска" (в период 1975-1977 гг.) было то, что принятый на вооружение в 1975г. ЗРК "Оса-АК" имел близкую по размерам зону поражения самолетов по дальности (до 10 км) и большие, чем у ЗСУ "Тунгуска", размеры зоны поражения самолетов высоте (0,025-5 км), а также примерно одинаковые характеристики эффективности поражения самолетов. Но при этом не учитывалась специфика вооружения полкового дивизиона ПВО, для которого предназначалась ЗСУ, а также то, что при борьбе с вертолетами ЗРК "Оса-АК" существенно уступал ЗСУ "Тунгуска", так как имел значительно большее работное время - более 30с против 8-10с у ЗСУ "Тунгуска". Малое время реакции ЗСУ "Тунгуска" обеспечивало успешную борьбу с кратковременно появляющимися ("подскакивающими") или с внезапно вылетающими из-за складок местности вертолетами и другими низколетящими целями, чего не мог обеспечить ЗРК "Оса-АК" .

В войне во Вьетнаме американцы впервые применили вертолеты, вооруженные противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР). Стало известно, что оказались успешными 89 из 91 захода вертолетов с ПТУР в атаки на объекты бронетехники, огневые позиции артиллерии и другие наземные цели. Исходя из этого боевого опыта в каждой дивизии США были созданы специальные вертолетные подразделения для борьбы с бронетанковой техникой. Группа вертолетов огневой поддержки совместно с вертолетом-разведчиком занимала укрытую в складках местности позиции в 3-5 км от линии боевого соприкосновения войск. При подходе к ней танков вертолеты "подскакивали" вверх на 15-25 м, поражали танки с помощью ПТУР, а затем быстро скрывались. В результате проведенных исследований было определено, что средства разведки и поражения, имеющиеся у современных танков, как и в целом вооружение, используемое для поражения наземных целей в мотострелковых, танковых и артиллерийских формированиях, не способно поражать вертолеты в воздухе. ЗРК "Оса" могут осуществлять надежное прикрытие наступающих танковых подразделений от ударов самолетов, но они не способны обеспечить защиту танков от вертолетов. Позиции этих ЗРК будут находится на удалении до 5-7 км от позиций вертолетов, которые при атаке танков будут "подскакивать", зависая в воздухе не более 20-30 с. По суммарному времени реакции комплекса и полета ЗУР до рубежа расположения вертолетов ЗРК "Оса" и "Оса-АК" не могли поразить вертолет. ЗРК "Стрела-2", "Стрела-1" и ЗСУ "Шилка" по своим боевым возможностям также были не способны вести борьбу с вертолетами огневой поддержки при подобной тактике их боевого применения. Единственным зенитным средством, способным вести эффективную борьбу с зависающими вертолетами, могла быть ЗСУ "Тунгуска", обладающая возможностью сопровождать танки в составе их боевых порядков, имевшая достаточную дальнюю границу зоны поражения (4-8 км) и малое работное время (8-10 с).

Разработка комплекса "Тунгуска" в целом проводилась КБП МОП (главный конструктор А.Г. Шипунов). Главными конструкторами пушек и ракеты соответственно являлись В.П. Грязев и В.М. Кузнецов. В разработке основных средств комплекса участвовали Ульяновский механический завод МРП (по радиоприборному комплексу, главный конструктор Ю.Е. Иванов), Минский тракторный завод МСХМ (по гусеничному шасси ГМ-352 с системой электропитания), ВНИИ "Сигнал" МОП (по системам наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппаратуре навигации), ЛОМО МОП (по прицельно-оптическому оборудованию) и другие организации.

Совместные (государственные) испытания комплекса "Тунгуска" проводились с сентября 1980 г. по декабрь 1981 г. на Донгузском полигоне. Комплекс был принят на вооружение Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 8 сентября 1982 г. Серийное производство комплексов "Тунгуска" и их модификаций было организовано на Ульяновском механическом заводе МРП, пушечного вооружения - на Тульском механическом заводе МОП, ракетного - на Кировском машиностроительном заводе "Маяк" МОП, прицельно-оптического оборудования - в ЛОМО МОП. Гусеничные самоходы (с системами обеспечения) поставлял Минский тракторный завод МСХМ.

К середине 1990 г. комплекс "Тунгуска" был модернизирован и получил обозначение "Тунгуска-М" (2К22М). Комплекс 2К22М с августа по октябрь 1990 г. проходил испытания на Эмбенском полигоне под руководством комиссии, которую возглавлял А.Я. Белоцерковский и был принят на вооружение в том же году.

ЗРПК "Тунгуска" и его модификации находятся на вооружении вооруженных сил России, Белоруссии. В 1999 году Россия начала поставки в Индию ЗРПК "Тунгуска-М1" в общем количестве 60 штук. Ранее Индия приобрела 20 комплексов "Тунгуска". По некоторым данным комплекс в единичном количестве через ГК "Воентех" в середине 90-х годов был поставлен в Великобританию.

На западе комплекс получил обозначение SA-19 "Grison".

Состав

Зенитный пушечно-ракетный комплекс 2К22 состоит из боевых средств, средств технического обслуживания и учебно-тренировочных средств, размещаемых в изделиях 1Р10-1 и 2В110-1.

Боевые средства ЗПРК 2К22 включают в себя батарею зенитных самоходных установок ЗСУ 2С6, состоящую из шести боевых машин.

Средства технического обслуживания ЗПРК 2К22 включают в себя:

  • машину ремонта и технического обслуживания 1Р10-1,
  • машину технического обслуживания 2В110-1,
  • машину ремонта и технического обслуживания 2Ф55-1,
  • транспортно-заряжающие машины 2Ф77М (см. фото ),
  • дизельную электростанцию ЭСД2-12,
  • для проведения технического обслуживания привлекаются также мастерская МТО-АГ-1М (для обслуживания гусеничных шасси ЗСУ 2С6), автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция АКИПС 9В921 (для обслуживания ракет 9М311).

Учебно-тренировочные средства состоят из:

  • тренировочного устройства 1РЛ912, предназначенного для обучения и тренировки командира ЗСУ и оператора,
  • тренажера 9Ф810, предназначенного для обучения и тренировки наводчика ЗСУ.

Зенитная самоходная установка ЗСУ 2С6 состоит из гусеничного шасси ГМ 352, на котором установлена башня 2А40. В башне смонтирован радиоприборный комплекс РЦК 1А27, в состав которого входят радиолокационная система 1РЛ144 (см. описание ), цифровая вычислительная система 1А26 и система измерения углов качек 1Г30.

Кроме того в башне установлен оптический прицел с системой наведения и стабилизации 1А29, навигационная аппаратура, аппаратура внешней и внутренней связи, включающая в себя радиостанцию Р-173 и аппаратуру внутренней телефонной связи 1В116, средства защиты от оружия массового поражения, противопожарное оборудование, часть которого установлена в гусеничном шасси ГМ-352, средства наблюдения, система вентиляции и обеспечения микроклимата. Бронированный корпус защищает аппаратуру и расчет ЗСУ от поражения пулями калибра 7,62 мм и осколками.

Снаружи башни, в передней ее части установлена антенная колонка станции сопровождения цели, с внешней стороны по бортам корпуса башни расположены направляющие для установки ракет 9М311 (см. описание , проекции ) и зенитные автоматы 2А38 . На крыше башни, в кормовой части, расположена антенная колонка станции обнаружения и целеуказания.

Внутренняя часть башни, по расположению и назначению оборудования, делится на отделение управления, артиллерийский и кормовой отсеки. Отделение управления находится в передней части башни, артиллерийский отсек занимает объем по периметру башни и среднюю часть колпака башни.

Взаимодействие составных частей ЗСУ представлено на рисунке .

Для обеспечения боевой работы ЗСУ приборный комплекс 1А27 выполняет следующие операции:

  • поиск, обнаружение и сопровождение воздушных целей;
  • выдачу сигналов наведения зенитных автоматов;
  • выдачу сигналов управления ракетой;
  • выработку текущих значений координат ЗСУ относительно реперной точки;
  • обеспечивает индикацию на пульте командира ЗСУ режимов работы радиолокационной системы.

Оптический прицел с ситемой наведения и стабилизации обеспечивает поиск, обнаружение, сопровождение воздушных и наземных целей и определение рассогласования между положением ракеты и оптической линией визирования прицельно оптического оборудования. Оптический прицел с системой наведения и стабилизации состоит из системы наведения и стабилизации оптического прицела, прицельно-оптического оборудования и аппаратуры выделения координат.

Наведение ПОО на цель осуществляется приводами СНС ОП по сигналам управления, поступающим с пульта наводчика или от ЦВС.

Средства внешней и внутренней связи обеспечивают связь с внешнем абонентом и между номерами расчета.

Башня 2А40 установлена на гусеничном шасси. По назначению систем и оборудования шасси разделено на отделение управления, отделение под установку башни, моторно-трансмиссионное отделение и отсеки для размешения средств жизнеобеспечения, противопожарного оборудования, силового следящего привода горизонтального наведения, газотурбинного двигателя.

Электропитание ЗСУ осуществляется от СЭП. Источником электроэнергии постоянного тока является генератор постоянного тока, ротор которого приводится во вращение от ГТД или от тягового двигателя. Преобразовательный блок преобразует электроэнергию постоянного тока в электроэнергию трехфазного переменного тока частотой 400 Гц напряжением 220 В, предназначенную для питания аппаратуры ЗСУ.

Силовой следящий привод (СПП) горизонтального наведения предназначен для автоматизированного наведения и стабилизации башни по сигналам ЦПССЮ а также полуавтоматического наведения по сигналам СНС ОП.

СПП представляет собой электрогидравлическую систему автоматического управления.

Машина ремонта и технического обслуживания (МРТО) 1Р10-1 . В состав МРТО 1Р10-1 входят специальная контрольно-проверочная аппаратура и оборудование, радиоизмерительные приборы, средства связи, первичные источники электропитания, оборудование, обеспечивающие нормальное функционирование изделия и микроклимат, средства ПАЗ, ПХЗ, ПБЗ, вспомогательное оборудование.

МРТО 1Р10-1 предназначена для проведения технического обслуживания ТО-1 и ТО-2 и восстановления работоспособности электрорадиоаппаратуры ЗСУ 2С6 путем замены неисправных составных частей исправными из состава группового комплекта ЗИП ЗСУ 2С6.

МРТО 1Р10-1 обеспечивает:

  • проведение технических обслуживаний изделий 1РЛ144, 1А26, 1А29, 2Э29ВМ, 1Г30, блока Ш1;
  • восстановление работоспособности изделий 1РЛ144, 1А26, 1А29, 2Э29ВН, 2Э29ГН, 1Г30, электрооборудования изделий 2А40 и блока Ш1 путем замены неисправных блоков, субблоков и элементов навесного монтажа исправными из состава группового комплекта ЗИП ЗСУ;
  • контроль работоспособности, проверку и настройку отдельных блоков и систем, входящих в состав ЗСУ 2С6.
  • транспортирование тренировочного устройства 1РЛ912.

Машина технического обслуживания (МТО) 2В110-1 . В состав МТО входят оборудование, инструменты и материалы, используемые при проведении технического обслуживания и текущего ремонта ЗСУ 2С6 и его составных частей, радиостанция Р-173, аппарат телефонной связи, приборы ПХЗ и ПАЗ, установка первичного электропитания и средства жизнеобеспечения и микроклимата. МТО предназначена для проведения технических обслуживаний ТО-1 и ТО-2 и восстановления работоспособности механических сборочных единиц ЗСУ 2С6, а также для транспортирования тренажера 9Ф810 и тренировок наводчика из расчета ЗСУ 2С6.

Машина ремонта и технического обслуживания (МРТО) 2Ф55-1 . В состав МРТО 2Ф55-1 входят стеллажи с кассетами, в которые уложены запасные части из состава группового комплекта ЗИП изделий 2С6, отдельные составные части одиночных комплексов ЗИП ЗСУ, приборы наблюдения и системы жизнеобеспечения расчета и создания микроклимата в кузове фургона, приборы ПАЗ и ПХЗ. МРТО 2Ф55-1 предназначена для размещения, хранения и перевозки части группового комплекта ЗИП ЗСУ 2С6, а также части номенклатуры одиночного комплекта ЗИП, не размещенной на ЗСУ 2С6. Элементы ЗИП расположены в выдвижных ящиках, закрепленных в каркасах вдоль бортов кузова-фургона.

Транспортно-заряжающая машина 2Ф77М . В ее состав входят электрический кран, маназины для размещения патронных коробов, ложементы для укладки ракет 9М311, машинка для снаряжения патронных лент, радиостанция Р-173, приборы ПАЗ и ПХЗ, приспособления для переноски коробов и приборов ночного видения. Она предназначена для транспортировки боекомплекта патронов в коробах и боекомплекта ракет 9М311; саморазгрузки с грунта или транспортных средств; участии в заряжании, разряжании и дозаряжания ЗСУ 2С6. Одна ТЗМ 2Ф77М обеспечивает обслуживание двух ЗСУ 2С6.

Автоматизированная контрольно-испытательная подвижная станция (АКИПС) 9В921 . В ее состав входят специальная контрольно-проверочная аппаратура для проверки ракет 9М311, стандартизованные контрольно-измерительные приборы, аппаратура жизнеобеспечения расчета, электроустановка переменного однофазного тока напряжения 220 В 50 Гц.

Мастерская технического обслуживания МТО-АГ-1М предназначена для текущего ремонта и технического обслуживания в полевых условиях гусеничного шасси ГМ-352 и автомобилей, входящих в состав комплекса 2К22. Оборудование мастерской позволяет производить диагностические, моечно-уборочные, смазочно-заправочные работы, регулировку агрегатов, зарядку аккумуляторных батарей, шиноремонтные, подъемно-транспортные, сварочные, столярные и другие работы по текущему ремонту.

Дизельная электростанция ЭСД2-12 предназначена для использования в качестве внешнего источника электропитания ЗСУ 2С6 при проведении регламентных работ. ЭСД2-12 обеспечивает подачу трехфазного переменного тока частотой 400 Гц напряжением 220 В и постоянного тока напряжением ±27 В (со средней точкой).

ЗСУ 2С6 смонтирована на шасси многоцелевого гусеничного тяжелого транспортера МТ-Т. Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом обеспечивают высокую проходимость и плавность хода по пересеченной местности.

Огонь из 30-мм пушек 2А38 может вестись с ходу или с места, а пуск ЗУР только с остановки. Система управления огнем - радиолокационно-оптическая. Обзорная РЛС с дальностью обнаружения целей 18км расположена в задней части башни. Перед башней находится РЛС сопровождения целей с дальностью действия 13км. Кроме РЛС в состав системы управления огнем входят цифровая ЭВМ, стабилизированный оптический прицел и углоизмерительные приборы. Время реакции комплекса 6-8с. Боевая машина имеет систему навигации, топопривязки и ориентирования для определения координат. Перезаряжание установки производится из специальной транспортно-заряжающей машины на шасси автомобиля КамАЗ-43101 контейнерным способом. Время перезаряжания ЗСУ ракетами и снарядами - 16мин. Корпус и башня машины изготовлены из цельносварной брони и обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков. Механик- водитель размещается в передней части корпуса машины. Оператор РЛС, командир и стрелок располагаются в башне.

Функционирование боевой машины 2С6 осуществлялось в основном автономно, но не исключалась и работа в системе управления средствами ПВО СВ.

При автономной работе обеспечивались:

  • поиск цели (круговой - с применением станции обнаружения, секторный - с помощью станции сопровождения или оптического прицела);
  • опознание государственной принадлежности обнаруженных самолетов и вертолетов с помощью встроенного запросчика;
  • сопровождение цели по угловым координатам (автоматическое с помощью станции сопровождения, полуавтоматическое - с использованием оптического прицела, инерционное - по данным цифровой вычислительной системы);
  • сопровождение цели по дальности (автоматическое или ручное - с применением станции сопровождения, автоматическое - с помощью станции обнаружения, инерционное - с использованием цифровой вычислительной системы, по установленной скорости, которая определялась командиром визуально по типу выбранной для обстрела цели).

Сочетание различных способов сопровождения цели по угловым координатам и по дальности обеспечивало следующие режимы работы боевой машины:

  • по трем координатам цели, полученным от радиолокационной системы;
  • по дальности до цели, полученной от радиолокационной системы, и по ее угловым координатам, полученным от оптического прицела;
  • инерционное сопровождение цели по трем координатам, полученным от вычислительной системы;
  • по угловым координатам, полученным от оптического прицела и установленной командиром скорости цели.

При стрельбе по наземным движущимся целям применялся режим полуавтоматического или ручного наведения вооружения в упрежденную точку по дистанционной сетке прицела. После поиска, обнаружения и опознавания цели станция сопровождения переходила на ее автосопровождение по всем координатам.

При стрельбе зенитными пушками цифровая вычислительная система решала задачу встречи снаряда с целью и определяла зону поражения по данным, поступающим с выходных валов антенны станции сопровождения, из блока выделения сигналов ошибок по угловым координатам и с дальномера, а также из системы измерения углов качек и курса боевой машины. В случае постановки противником интенсивных помех станции сопровождения по каналу измерения дальности (автодальномера) осуществлялся переход на ручное сопровождение цели по дальности, а при невозможности даже ручного сопровождения - на сопровождение цели по дальности от станции обнаружения или на ее инерционное сопровождении. При постановке интенсивных помех станции сопровождения по угловым координатам сопровождение цели по азимуту и углу места осуществлялось оптическим прицелом, а при отсутствии видимости - инерционно (от цифровой вычислительной системы).

При стрельбе ракетами применялось сопровождение цели по угловым координатам с помощью оптического прицела. После пуска ЗУР попадала в поле зрения оптического пеленгатора аппаратуры выделения координат ракеты. По световому сигналу от трассера ракеты в аппаратуре вырабатывались угловые координаты ЗУР относительно линии визирования цели, которые поступали в вычислительную систему. Она вырабатывала команды управления ЗУР, поступающие в шифратор, где они кодировались в импульсные посылки и через передатчик станции сопровождения передавались на ракету. Движение ракеты практически на всей траектории происходило с отклонением от линии визирования цели на 1,5 д. у. для снижения вероятности попадания отстреливаемой целью оптической (тепловой) помехи-ловушки в поле зрения пеленгатора. Ввод ракеты на линию визирования цели начинался за 2-3с до встречи с целью и заканчивался вблизи от нее. При приближении ЗУР к цели на расстояние 1000 м на ракету передавалась радиокоманда на взведение неконтактного датчика. По истечении времени, соответствующего пролету ракетой 1000м от цели, боевая машина автоматически переводилась в готовность к пуску следующей ЗУР по цели. При отсутствии в вычислительной системе информации о дальности до цели от станций сопровождения или обнаружения использовался дополнительный режим наведения ЗУР, при котором ракета сразу выводилась на линию визирования цели, неконтактный датчик взводился через 3,2с после старта ЗУР, а приведение боевой машины в готовность к пуску следующей ракеты осуществлялось по истечении времени полета ракеты на максимальную дальность.

Организационно 4 боевых машины комплекса "Тунгуска" сводились в зенитный ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоящей из взвода ЗРК "Стрела-10СВ" и взвода комплексов "Тунгуска". Батарея входит в состав зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. В качестве батарейного командирского пункта используется пункт управления ПУ-12М, который был связан с командным пунктом командира зенитного дивизиона - начальника ПВО полка. В качестве последнего использовался пункт управления подразделениями ПВО полка "Овод-М-СВ" (подвижной пункт разведки и управления ППРУ-1) или его модернизированный вариант - "Сборка-М" (ППРУ-1М). В дальнейшем боевые машины комплекса "Тунгуска" должны были сопрягаться с унифицированным батарейным командирским пунктом 9С737 "Ранжир" . При сопряжении с комплекса "Тунгуска" с ПУ-12М команды управления и ЦУ с последнего на боевые машины должны были передаваться голосом с помощью штатных радиостанций, а при сопряжении с командирским пунктом 9С737 - с помощью кодограмм, формируемых аппаратурой передачи данных, которой должны были быть оборудованы эти средства. В случае управления комплексами "Тунгуска" от батарейного командирского пункта анализ воздушной обстановки и выбор целей для обстрела каждым комплексом должны были производится на этом пункте. В этом случае на боевые машины должны были передаваться распоряжения и целеуказания, а с комплексов на батарейным пункт - данные о состоянии и результатах боевой работы комплекса. Предполагалось в дальнейшем обеспечить прямое сопряжение зенитного пушечно-ракетного комплекса и с КП начальника ПВО полка с помощью телекодовой линии передачи данных.

Модернизация

К середине 1990 г. комплекс "Тунгуска" был модернизирован и получил обозначение 2К22М "Тунгуска-М". Основными доработками комплекса были введение в его состав новых радиостанций и приемника для связи с батарейным командирским пунктом "Ранжир" (ПУ-12М) и командирским пунктом ППРУ-1М(ППРУ-1), а также замена газотурбинного двигателя агрегата электропитания комплекса на новый - с повышенным ресурсом работы (600 вместо 300 часов).

В модификации "Тунгуска-М1" автоматизированы процессы наведения ЗУР и обмена информацией с батарейным командирским пунктом. В ракете 9М311М лазерный неконтактный датчик цели заменен радиолокационным, что повысило вероятность поражения ракет типа АLСМ . Вместо трассера установлена импульсная лампа - эффективность повысилась в 1.3-1.5 раза, дальность ЗУР достигла 10 км. Проводятся работы по замене выпускавшегося в Белоруссии шасси ГМ-352 на разработанное мытищинским ПО "Метровагонмаш" ГМ-5975.

В комплексе 2K22M1 "Тунгуска-М1" (2003г.) реализован ряд технических решений, позволивших расширить его возможности:

  • В состав ЗСУ введена аппаратура приема и реализации автоматизированного внешнего целеуказания, которая по радиоканалу сопрягается с батарейным командным пунктом, что позволило автоматически распределять с батарейного КП "Ранжир" цели между ЗСУ батареи и значительно повысило эффективность боевого применения при массированном налете.
  • Введены схемы разгрузки, что позволило значительно облегчить работу наводчика при сопровождении подвижной воздушной цели оптическим прицелом, свело к работе как бы по неподвижной цели, что намного уменьшило ошибки при сопровождении (это очень важно при обстреле цели ракетой, так как величина промаха не должна превышать 5 м).
  • Усовершенствована аппаратура выделения координат в связи с применением нового типа ракеты, оснащенной, кроме непрерывного источника света, еще и импульсным. Это нововведение существенно повысило помехозащищенность аппаратуры и дало возможность с большей вероятностью поражать цели, оснащенные оптическими помехами. Применение нового типа ракеты увеличило дальность зоны поражения ракетным вооружением до 10 000 м.
  • Изменена система измерения углов качки и курса, что значительно уменьшило возмущающие воздействия на гироскопы, возникающие при движении, снизило ошибки измерения углов наклона и курса ЗСУ, повысило устойчивость контура управления зенитными автоматами и, следовательно, повысило вероятность поражения целей.
  • Увеличено время работы элементов ракеты, что повысило дальность стрельбы с 8 до 10 км, и введен радиолокационный неконтактный датчик цели (НДЦ) с круговой диаграммой направленности антенны и радиусом срабаывания до 5м, что обеспечило поражение малоразмерных целей (типа крылатой ракеты АLСМ ).

Модернизация системы управления оптическим прицелом, ЦВС и РЛС значительно упрощает процесс сопровождения цели наводчиком с одновременным повышением точности сопровождения и уменьшением зависимости эффективности боевого применения оптического канала от уровня профессиональной подготовленности наводчика. Проводятся работы по дальнейшей модернизации ЗСУ 2С6М1. Введение телетепловизионного канала с автоматом сопровождения обеспечивает наличие пассивного канала сопровождения цели и всесуточность применения ракетного вооружения.

В целом уровень боевой эффективности комплекса "Тунгуска-М1" в условиях помех в 1,3 - 1,5 раза выше по сравнению с комплексом "Тунгуска-М".

Тактико-технические характеристики

Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, м:
- длина
- ширина
- высота с поднятой РЛС
- высота с опущенной РЛС

7.93
0.46
4.021
3.356
Масса машины, тонн 36
Дальность обнаружения воздушных целей, км 16-18
Дальность сопровождения, км 10
Время реакции, с 10
Дальность стрельбы, км:
- пушечная
- ЗУР

0.2-4
2.5-8
Наклонная дальность стрельбы, км:
- пушечная
- ЗУР

до 4
до 8
Высота поражаемых целей, км:
- при стрельбе пушками
- при стрельбе ЗУР

0-3
0.015-3.5
Техническая скорострельность пушек, выстр./мин. 4000-5000
Начальная скорость снаряда, м/с 960
Максимальная скорость полета обстреливаемой цели, м/с 500
Угол вертикального обстрела из пушек, град:
- минимальный
- максимальный

-10
+87
Скорость хода, км/ч 65
Боекомплект:
- 30-мм снарядов
- ЗУР

1904
8

Зенитный пушечно-ракетный комплекс (ЗПРК) «Тунгуска-М1» был спроектирован во второй половине 1990-х годов и был принят на вооружение российской армией в 2003 году. Головным разработчиком ЗПРК «Тунгуска-М1» является ГУП «Конструкторское бюро приборостроения» (город Тула), выпуском машины занимается ОАО «Ульяновский механический завод». Главным боевым средством модернизированного комплекса является ЗСУ 2С6М1 «Тунгуска-М1». Основным ее предназначением является обеспечение противовоздушной обороны танковых и мотострелковых частей как на марше, так и во время боевых действий.

ЗСУ «Тунгуска-М1» обеспечивает обнаружение, опознавание, сопровождение и последующее уничтожение разнообразных типов воздушных целей (вертолетов, самолетов тактической авиации, крылатых ракет, беспилотников) при работе в движении, с коротких остановок и с места, а также уничтожение надводных и наземных целей, объектов, которые сбрасываются на парашютах. В данной зенитной самоходной установке впервые было достигнуто совмещение двух видов вооружения (пушечного и ракетного) с единым для них радиолокационно-приборным комплексом.

Пушечное вооружение ЗСУ «Тунгуска-М1» состоит из двух 30-мм зенитных двуствольных скорострельных автоматов. Высокий суммарный темп стрельбы - на уровне 5000 выстр./мин - гарантирует эффективное поражение даже скоростных воздушных целей, которые находятся в зоне обстрела комплекса сравнительно небольшое время. Высокая точность наведения (достигается за счет хорошей стабилизации линии выстрела) и высокий темп стрельбы позволяют вести огонь по воздушным целям, находясь в движении. Возимый боекомплект состоит из 1904 30-мм выстрелов, при этом каждый из автоматов установки обладает независимой системой питания.

Ракетное вооружение ЗПРК «Тунгуска-М1» состоит из 8 ЗУР 9М311. Данная ракета бикалиберная, твердотопливная, двухступенчатая, она обладает отделяемым стартовым двигателем. Наведение ЗУР на цель - радиокомандное с оптической линией связи. При этом ракета очень маневренна и устойчива к перегрузкам до 35 g, что позволяет поражать активно маневрирующие и скоростные воздушные цели. Средняя скорость полета ракеты на максимальную дальность равна 550 м/с.

Опыт, который был получен в процессе активной эксплуатации предыдущих версий ЗПРК «Тунгуска», продемонстрировал необходимость увеличения уровня помехозащищенности при стрельбе ЗУР по целям, которые имеют средства постановки оптических помех. Помимо этого, планировалось ввести в состав комплекса аппаратуру автоматизированного приема и реализации целеуказаний, получаемых от вышестоящих КП, для того чтобы увеличить эффективность боевой работы батареи ЗПРК «Тунгуска» при интенсивном авианалете.

Следствием всего этого и стала разработка нового ЗПРК «Тунгуска-М1», который отличается значительно повышенными боевыми характеристиками. Для вооружения данного комплекса была созданная новая зенитная управляемая ракета, оснащенная модернизированной системой управления и импульсным оптическим ответчиком, что позволило значительно увеличить помехозащищенность канала управления ЗУР и повысить вероятность уничтожения воздушных целей, которые действуют под прикрытием оптических помех. Помимо этого, новая ракета получила неконтактный радиолокационный взрыватель, который имеет радиус срабатывания до 5 метров. Такой ход позволил увеличить эффективность «Тунгуски» в борьбе с небольшими воздушными целями. Одновременно с этим увеличение времени работы двигателей позволило довести дальность воздушного поражения с 8 тысяч до 10 тысяч метров.


Введение в состав комплекса аппаратуры автоматизированной обработки и приема данных внешнего целеуказания от КП (по типу ППРУ - подвижной пункт разведки и управления) существенно увеличило эффективность боевого использования батарей комплекса во время массированного вражеского налета. Использование модернизированной цифровой вычислительной системы (ЦВС), построенной на современной элементной базе, позволило существенно расширить функциональные возможности ЗСУ 2С6М1 при решении контрольных и боевых задач, а также увеличить точность их выполнения.

Проведенная модернизация оптического прицельного оборудования комплекса позволила существенно упростить весь процесс сопровождения цели наводчиком, одновременно с этим увеличив точность сопровождения цели и уменьшив зависимость эффективности боевого использования оптического канала наведения от профессионального уровня подготовки наводчика. Проведенная модернизация радиолокационной системы ЗПРК «Тунгуска» позволила обеспечить работу системы «разгрузки» наводчика, прием и реализацию данных от внешних источников целеуказания. Помимо этого был повышен общий уровень надежности аппаратуры комплекса, улучшены эксплуатационные и технические характеристики.

Использование более совершенного и мощного газотурбинного двигателя, обладающего в 2 раза большим ресурсом работы (600 часов вместо 300), позволило повысить мощность всей энергосистемы установки, добившись уменьшения просадок по питанию во время работы с включенными гидроприводами систем вооружения.

Одновременно с эти велись работы по монтажу на ЗСУ 2С6М1 тепловизионного и телевизионного каналов, оснащенных автоматом сопровождения цели, помимо этого была модернизирована и сама станция обнаружения и целеуказания (СОЦ), для того чтобы повысить зоны обнаружения целей по высоте полета до 6 тысяч метров (вместо существующих 3,5 тысяч метров). Добиться этого удалось с помощью внедрения 2-х углов положения антенны СОЦ в вертикальной плоскости.


Заводские испытания модернизированного таким образом образца ЗСУ 2С6М1 подтвердили высокую эффективность введенных опций при работе комплекса по воздушным и наземным целям. Наличие на установке тепловизионного и телевизионного каналов с автоматом сопровождения цели гарантирует присутствие пассивного канала сопровождения цели и всесуточность использования имеющихся ракет. ЗСУ «Тунгуска-М1» в состоянии обеспечить боевую работу, находясь в движении, действуя в боевых порядках прикрываемых воинских частей. Данная система ПВО по совокупности качеств и эффективности защиты подразделений от средств воздушного нападения противника, совершаемых с малых высот, не имеет в мире аналогов.

Отличия ЗРПК «Тунгуска-М1» от предыдущей версии

Модификация комплекса «Тунгуска-М1» отличается полностью автоматизированным процессом наведения ракет на цель и обмена информацией с батарейным КП. В самой ракете лазерный неконтактный датчик цели был заменен на радиолокационный, что положительно сказалось на поражении крылатых ракет типа ALCM. Вместо трассера на установке была смонтирована импульсная лампа, эффективность которой выросла в 1,3-1,5 раза. Дальность действия зенитных управляемых ракет была доведена до 10 тысяч метров. Помимо этого, начались работы по замене выпускавшегося в Белоруссии шасси ГМ-352 на отечественное ГМ-5975, созданное в Мытищах на ПО «Метровагонмаш».

В целом в комплексе 2К22М1 «Тунгуска-М1», который был принят на вооружение в 2003 году, удалось реализовать ряд технических решений, расширивших его боевые возможности:

В состав комплекса была введена аппаратура приема и реализации внешнего автоматизированного целеуказания. Данная аппаратура с помощью радиоканала сопрягается с батарейным КП, а это в свою очередь позволяет автоматически распределять цели между ЗСУ батареи с батарейного КП «Ранжир» и существенно увеличивает эффективность боевого использования комплекса.


- В комплексе были реализованы схемы разгрузки, что существенно облегчило процесс работы наводчика «Тунгуски» при сопровождении подвижных воздушных целей с использованием оптического прицела. По сути, все было сведено к работе как бы с неподвижной целью, что значительно сократило количество ошибок при сопровождении цели (это имеет очень большое значение при обстреле цели ЗУР, так как максимальная величина промаха не должна превышать 5 метров).

Была изменена система измерения углов курса и качки, что существенно сократило возмущающие воздействия на установленные гироскопы, которые появлялись во время движения машины. Также удалось сократить количество ошибок измерения углов курса и наклона ЗСУ, увеличить устойчивость контура управления ЗА, а значит, увеличить вероятность поражения воздушных целей.

В связи с использованием нового типа ракеты, была модернизирована аппаратура выделения координат. Помимо непрерывного источника света ракета получила еще и импульсный источник. Такое решение увеличило помехозащищенность аппаратуры ЗУР и обеспечило возможность эффективного поражения воздушных целей, имеющих системы постановки оптических помех. Использование нового типа ракет также увеличило и дальность поражения воздушных целей - до 10 тысяч метров. Помимо этого в конструкцию ракеты был введен новый радиолокационный неконтактный датчик цели (НДЦ), обладающий радиусом срабатывания до 5 метров. Его использование положительным образом сказалось на поражении малоразмерных воздушных целей, например, крылатых ракет.

В целом в процессе работ по модернизации удалось достичь существенного роста эффективности. ЗПРК «Тунгуска-М1» в условиях постановки противником помех в 1,3-1,5 раза эффективнее, чем предыдущая версия комплекса «Тунгуска-М».

Тактико-технические характеристики «Тунгуска-М1»:
Зоны поражения по дальности: ЗУР - 2500-10000 м, ЗА - 200-4000 м.
Зоны поражения по высоте: ЗУР - 15-3500 м, ЗА - 0-3000 м.
Максимальная дальность стрельбы по наземным целям - 2000 м.
Дальность обнаружения цели - до 18 км.
Дальности сопровождения цели - до 16 км.
Максимальная скорость поражаемых воздушных целей - до 500 м/с.
Боекомплект: ЗУР - 8 в пусковых установках, ЗА - 1904 30-мм выстрелов.
Масса ЗУР в транспортно-пусковом контейнере - 45 кг.
Масса БЧ ЗУР - 9 кг., радиус поражения - 5 м.
Условия работы комплекса: ЗА - с места и в движении, ЗУР - с коротких остановок.

Источники информации:
http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-miss/buk-m2e-i-tunguska-m1
http://www.military-informant.com/index.php/army/pvo/air-defence/3603-1.html
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/tunguska/tunguska.shtml
http://www.kbptula.ru
http://www.ump.mv.ru/tung_ttx.htm