Е 75 гайд от сантехника. «Серия Е»: Танк, так и не ставший основным. Положительные и отрицательные стороны машины

Официальное обозначение: E-75
Альтернативное обозначение: “Tiger III”
Год постройки первого прототипа: не строился
Стадия завершения работ: остался на уровне проекта.

Одним из ключевых элементов программы Entwicklung были средние танки Е-50 и Е-75. При их проектировании планировалось, что к началу 1945 года он полностью смогут заменить в производстве Pz.Kpfw.V “Panther”, обладавшей большим количеством конструктивных недоработок и высокой сложностью при серийном выпуске. Оба танка категории “E” конструктивно были практически идентичны, но Е-75 должен был отличаться более толстым бронированием. В дальнейшем оба проекта претерпели ряд изменений став, по сути, различными направлениями развития одной базовой версии.

Проект Е-75, на финальной стадии проектирования, представлял собой уже не средний, а скорее тяжелый танк. Его бронирование и вооружение находились на уровне Pz.Kpfw.VI “Tiger” (в ряде зарубежных источников его иногда именуют как “Tiger III”, но никаких официальных названий машинам проектного ряда Entwicklung на самом деле не присваивалось), так что Panzerwaffe вполне могли получить достойную замену и этому танку. Конструктивно Е-75 состоял из следующих компонентов.
Ходовая часть танка, применительно на один борт, включала в себя четыре двухкатковые опорные тележки с торсионной подвеской, переднее ведущее и заднее направляющее колесо. Сравнительно с Е-50 тележки с опорными катками были расставлены более широко, что увеличивало длину опорной поверхности гусеницы с 3850 до 4095 мм. В то же время общая длина траков и Е-50 и Е-75 была одинаковой. Гусеница оставалась мелкозвенчатой, со стальными траками шириной (предположительно) 650 мм. Не исключено, что в целях снижения давления на опорную поверхность могли использоваться траки двух типов: боевые и транспортные. Предусматривалась защита бортов и движущихся элементов шасси бронированными секционными панелями.

Корпус имел почти классическую компоновку, с передним размещением элементов трансмиссии и отделения управления, боевым отделением в средней части и моторным отделением в задней. За основу проекта брался “Tiger II”, с сильно наклоненным лобовым листом и полностью вертикальными бортами. Основу силовой установки составлял двигатель Maybach HL 234 с турбонагнетателем, способный развивать номинальную мощность до 900 л.с., а в форсированном варианте ожидалось увеличение до 1200 л.с. Учитывая массу порядка 75-80 тонн максимальная скорость танка должна была составить около 40 км\ч при движении по дороге с твердым покрытием.

К вопросу вооружения танков немцы всегда относились очень серьёзно, поэтому Е-75 получил 88-мм или 100-мм орудие с длиной ствола 100 калибров. Огромная длина компенсировалась высокой начальной скоростью снаряда, превышавшей 1000 м\с. Сами снаряды были бы уже нового типа, уменьшенные по длине. Это позволило бы получить следующие выгоды: облегчить работу заряжающего, улучшить укладку выстрелов и увеличить скорострельность. Что касается башни, то планировавшаяся вначале стандартизированная Smalturm (как на Е-50) оказалась неподходящей под установку более тяжелых артсистем и вместо неё пришлось проектировать более объёмную, под форме и габаритам схожей с башней от серийного “Koenigtiger”.

Кроме того, танки предполагалось оснащать прибором ночного видения. При использовании их во взаимодействии с транспортерами SdKfz 251 «Uhu», оснащенными инфракрасным прожекторами, эффективность танков Е-75 в ночное время существенно возрастала. Таким образом, ночью танки могли отслеживать цели на расстоянии до 800 метров, а поражать — на дистанции до 400 метров.

Несмотря на детальную проработку проекта Е-75 его реализация постоянно откладывалась по различными причинам. Вначале немецким специалистам пришлось преодолевать трудности технического характера, после чего выяснилось, что программа Entwicklung уже не полностью отвечает изменившемся требованиям. Многократные попытки довести проект “до ума” лишь оттянули время и в апрелю 1945 года у немцев не было ничего, кроме чертежей и эскизов.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны», АСТ, Астрель, Москва, 2004
Entwicklung Series (Standard Series)
WW2Drqwings — WW2 German Armored Vehicles

ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНЕГО ТАНКА
E-75 образца 1945 г.

БОЕВАЯ МАССА ~70000 — 80000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм ~7000 (по корпусу)
Ширина, мм ~3000
Высота, мм ~4000
Клиренс, мм ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 88-мм или 100-мм пушка, один курсовой 7,92-мм пулемет MG42 и один-два автомата МР43 или StG44 в укладке
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический шарнирный прицел TZF9d или TZF9d/1 для пушки;
1,8-кратный телескопический прицел KZF 2 для пулемета
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса (верх) — 150 мм
лоб корпуса (низ) — 120 мм
борт и корма корпуса — 80 мм
маска орудия — 65-100 мм
лоб башни — 180 мм
борт и корма башни — 80 мм
крыша — 40 мм
днище — 25-40 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maibach HL235, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения, максимальной мощностью 900 л.с. и форсажной 1200 л.с.
ТРАНСМИССИЯ механическая, с 2-ступенчатой коробкой передач (8 скоростей вперед и 4 назад), главным и бортовыми фрикционами
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница
СКОРОСТЬ ~40 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ ~200 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м ?
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м ?
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5 и внутреннее переговорное устройство Bordsprechanlage 8

К великому сожалению, этот проект среднего танка никогда не строился, тем не менее, немцы придавали ему огромное значение, и если бы они решили реализовать проект среднего танка Е-75 на два-три года пораньше, ход войны был бы непредсказуем (стоит заметить, сколько «шума» делал танк «Тигр», и какой панический страх он вызывал у пехотинцев!). Так вот, существовала так называемая программа Entwicklung, которая подразумевала создание перспективных средних танков E-50 и Е-75, которые в будущем должны были заменить танк Pz V «Пантера», который к тому времени был признан сложным и конструктивно не доработан, а при его серийном производстве возникала масса трудностей. По сути, танк Е-75 был по конструкции похож на Е-50, однако Е-75 предполагалось наделить более толстой броней. Таким образом, два проекта средних танков получили небольшие изменения, но в целом, это были изменения одной базовой версии среднего танка.

Немецкий средний танк E-75

После всех расчетов на финальной стадии проектировки, немецкие конструкторы пришли к выводу, что Е-75 превращается из среднего танка в тяжелый, его уровень брони и вес был на уровне танка Pz VI «Тигр». Кстати говоря, некоторые западные источники обозначают танк Е-75 как «Tiger III», однако это не соответствует действительности, так как танкам проекта Entwicklung официально никогда не присваивалось данное обозначение.

Конструкция танка Е-70.

Подвеска танка (на борт) состояла из 4-х 2-х катковых опорных тележек с торсионной подвеской, сзади располагалось направляющее колесо, спереди устанавливалось ведущее колесо. В отличие от E-50 опорные катки тележки у танка Е-75 были расположены более широко, так как этого требовала увеличенная масса танка. Поверхность гусеницы была более широкой (предположительно трак был более широкий до 650 мм) и длинной – 4095 мм. В документах указывается на наличие транспортной и боевой гусеницы, которые могли меняться в зависимости от условий. Как и с предыдущими проектами, гусеницы танка Е-75 оставались мелкозвенчатыми. Проектом также предусматривалось установка защиты движущихся элементов подвески и защита бортов бронированными панелями, состоящими из секций.


Немецкий средний танк E-75

Компоновка танка Е-75 была практически классической и традиционной для немецких танков. Спереди размещались отделение управление, элементы трансмиссии, в задней части располагалось моторное отделение, посередине находилось боевое отделение. Что касается корпуса танка, то немцы в отношении конструкции танка не питали иллюзий, тем более они по достоинству оценили наклонную броню советских танков, поэтому планировали сделать лобовой лист с большим углом наклона, по аналогии с танком «Tiger II» (Королевский Тигр). А вот бортовые части корпуса по чертежам получались полностью вертикальные, хотя и с хорошей броней. В качестве двигательной установки ожидалось установить новейший турбированный двигатель Майбах HL 234, который при определенных оборотах развивал 900 л.с., существовал также форсированный вариант этого мотора, который увеличивал мощность до 1200 лс. При весе в 70-80 тонн, по планам максимальная скорость танка Е-75 должна быть порядка 40 км/час по хорошей дороге, по грунтовой дороге скорость падала примерно в два раза.

Относительно вооружения, танк Е-75 должен был получить высокоэффективную 88-мм пушку, с длинной ствола в 100 калибров, которая в то время являлась венцом инженерной мысли в области вооружения. Плюсом в этой пушке была высокая скорость снаряда, которая была выше 1000 м/секунду, а минусом была ее длина. Кстати говоря, для нового орудия были разработаны укороченные снаряды (но не менее эффективные), благодаря которым можно было увеличить скорострельность танка, увеличить (и грамотней разместить) боеукладку, да и в целом облегчить работу заряжающего. Для новой, тяжелой пушки прежняя башня Smalturm не подходила по размерам, поэтому, конструкторам танка Е-75 пришлось проектировать более просторную башню. Кстати, она по габаритам и форме очень напоминала башню от серийного танка «Королевский тигр».

К концу войны немецкими инженерами была разработана система для ведения боя в ночное время, то есть, на танк Е-75 планировалось установить прибор ночного видения, который при взаимодействии с броневиками SdKfz 251 «Уху», (на которые ставили инфракрасные прожекторы подсветки) мог эффективно вести бой даже ночью. Новая система ночного видения помогала отслеживать вражеские танки на расстоянии до 800 метров, а в свою очередь танки могли уничтожить эти цели на расстоянии до 400 метров. Это было несомненным новшеством.


Тактико-технические характеристики среднего танка Е-75

Как это обычно бывает, реализация проекта танка Е-75 в металле, по различным причинам постоянно откладывалась, хотя проект был детально проработан. В то момент, когда немецкие конструкторы, создававшие танк Е-75 пытались преодолевать трудности технического характера и «шлифовали» проект, драгоценное время было упущено и как потом выяснилось, программа Entwicklung уже не соответствовала требованиям Вермахта, к тому же, в апреле 1945 года было уже не до новых проектов, Красная Армия начала битву за Берлин. Ввиду этого, проект танка Е-75 так и не был реализован в металле, остались только эскизы и чертежи машины.

Производство немецких танков PzKpfw V «Пантера», начавшееся в январе 1943 года, показало, что немецким конструкторам удалось создать отличный танк – возможно, лучший за всю Вторую мировую войну (далее – ВМВ). Однако у этого танка был огромный недостаток – низкая технологичность и, следовательно, высокая цена. Хотя «Пантера» и была более чем на 12 тонн тяжелее, чем Т-34-85, немецкие конструкторы считали ее средним танком и сравнивали именно с этой советской машиной (возможно, ещё и потому, что многие реализованные в «Пантере» конструктивные решения были подсмотрены немецкими инженерами у «русских» при изучении трофейных «тридцатьчетвёрок»). По советской же классификации «Пантеры» попадали в разряд тяжёлых танков. При возможностях Советского Союза выпускать до 1200-1300 единиц Т-34/Т-34-85 в месяц (показатели 1943-44 годов) немецкая промышленность на пике своей возможности могла произвести только 400 «Пантер» за тот же период. Если прибавить к этому количеству 250 единиц PzKpfw IV, собираемых ежемесячно, получалось, что Третий Рейх в два раза проигрывал СССР по выпуску средних танков. Кроме того, практика показала, что «Пантеры» имеют ненадёжную ходовую часть.

Чтобы исправить ситуацию, руководство Управления по вооружениям немецкой армии (Heereswaffenamt, далее – Управление), а именно конструкторская служба Департамента бронетехники и моторизации (Waffenprufamt 6, далее – Департамент), озаботилась вопросом унификации немецких танков и повышения их технологичности. Руководителем Департамента был талантливый инженер, изобретатель и организатор Генрих Эрнст Книпкамп. К концу войны у него уже было около пятидесяти запатентованных изобретений в сфере конструирования гусеничных машин. Книпкамп разработал концепцию дальнейшего развития танковой промышленности Германии, воплощением которой в жизнь должна была заняться созданная им инициативная исследовательская группа. К работе в ней привлекались инженеры-конструкторы целого ряда немецких предприятий, работа которых была тесно связана с деятельностью Управления. Хоть она и не была полностью реализована, дойдя, в лучшем случае, до стадии создания корпусов или шасси прототипов, её заслуженно считают венцом немецкой технической мысли периода Третьего Рейха.

Здание, в котором размещалось Управление вооружений, Берлин
Источник - wikipedia.org

Концепция заключалась в создании серии абсолютно новых танков, детали и узлы которых были бы максимально технологичны и унифицированы (взаимозаменяемы). Для того чтобы не срывать планы регулярных поставок бронетанковой техники Вермахту, к созданию новых танков старались привлекать конструкторов компаний, не задействованных в их поточном производстве.


3D-модель танка Е-50
Источник - market4game.ru

Танк PzKpfw V «Пантера» Ausf. G, а также находившиеся в разработке его модификации Ausf. F и «Пантера II» должны были быть заменены средним (по немецкой классификации) танком Е-50. Его индекс происходил от названия всей серии, предложенной Книпкампом (нем. Entwicklung – «развитие, разработка»), а также от его нижнего предела веса в 50 тонн.

Заказ на разработку проектной документации и прототипов танка получили сразу две компании: Daimler-Benz (Штутгарт) и MAN (Аугсбург/Нюрнберг). Их машины должны были конкурировать между собой, в результате чего управление смогло бы выбрать наиболее удачную из двух машин, на которой можно было бы реализовать интересные конструкторские решения «проигравшего» танка.


Один из первых серийных вариантов башни Schmalturm с установленной в ней 75-мм пушкой, 1944 год
Источник - super-arsenal.ru

В Штутгарте решили установить на будущий танк башню совместной разработки компаний Daimler-Benz и Skoda (Чехия), носившую название Schmalturm (нем. – «узкая башня») и изначально предназначавшуюся для танков «Пантера» Ausf. F и «Пантера II». Однако от дальнейшей разработки этих машин отказались в силу их низкой технологичности, и в Управлении рассчитывали заменить их более перспективным танком Е-50. В качестве силовой установки на Daimler-Benz предложили использовать дизельный двигатель Daimler-Benz MB 507 мощностью 850 л.с. (сказывалось влияние советских танков, у подавляющего числа которых в качестве силовой установки использовались дизели). Кроме того, они почти полностью позаимствовали у Т-34 идею компоновки танка – размещение трансмиссии и двигателя в кормовом моторно-трансмиссионном отсеке, угол наклона плит, широкие катки и сдвиг башни ближе к лобовой части танка. Получившийся проект очень напоминал разработанный ранее танк VK3002 (DB).


Башня Schmalturm с результатами полигонных обстрелов на броне в экспозиции
Бовингтонского танкового музея (Великобритания)
Источник - com-central.net

Разработка Е-50 компании MAN оказалась менее удачной, чем у их конкурентов из Штутгарта. В Аугсбурге решили установить на свой вариант нового танка башню проекта компании Rheinmetall-Borsig, которую она разрабатывала для PzKpfw VI «Тигр» компании Henschel-Werke под 75-мм танковую пушку. Машина получилась перетяжелённой, слишком габаритной, неэкономной и нетехнологичной. При испытаниях изготовленного прототипа выяснилось, что при передаче вращательного момента на трансмиссию танка теряется значительная часть мощности двигателя – в том числе, и по этой причине в процессе испытаний двигатель перегревался, из-за чего возрастала пожароопасность машины. Во время испытаний танк постоянно ломался, и в результате проект не был принят, а компания была отстранена от участия в конкурсе.


Прототип Е-50 разработки компании MAN, 1944 год
Источник - valka.cz

Для дальнейшей работы было принято решение создать сводную конструкторскую группу, в которой приняли бы участие конструкторы обеих компаний и конструкторской службы Управления вооружений. Работы над Е-50 начались довольно поздно – в 1944 году. В процессе разработки танка конструкторы отталкивались от компоновки «Пантеры» – у Е-50, так же, как и у PzKpfw V, трансмиссию традиционно для немецких танков разместили в отделении управления (спереди), двигатель – в моторном отделении (сзади), а боевое отделение – посередине.

Было принято решение использовать башню проекта компании Daimler-Benz, так как она была технологичнее башни, устанавливавшейся на серийной «Пантере» Ausf.G, и при этом дешевле ее на 30%. Кроме того, передний бронелист башни был толще (180 против 110 мм), и при этом Schmalturm весила на 100 кг меньше – 7,5 тонны. Башня давала лучший обзор экипажу, могла быстрее поворачиваться и была снабжена большим количеством приборов наблюдения за полем боя. В заднем бронелисте башни был сделан люк для эвакуации экипажа, изготавливавшийся из этого же бронелиста, что было важно с точки зрения экономии металла. Через этот же люк проводился демонтаж орудия при его ремонте и загрузка в танк боеприпасов. Рядом с ним располагалась амбразура для ведения огня из стрелкового оружия.


Башня Schmalturm из Бовингтонского танкового музея. Хорошо видно отверстие заднего люка
и стрелковая амбразура
Источник - c1.staticflickr.com

Командирская башенка была смещена влево, имела низкий силуэт и по конструкции почти полностью повторяла башенку «Пантеры II», (отличие состояло в том, что люк у Е-50 должен был открываться вверх, а не сдвигаться в сторону, как у «Пантеры II»).

В новой башне можно было установить не только 75-м пушку KwK 44, под которую, собственно, эта башня изначально и разрабатывалась, но и 88-мм KwK 43 L/71, устанавливавшуюся на «Королевские Тигры», или 88-мм KwK 44/2 L/71 – орудие, разрабатывавшееся специально для Е-50. Особенностью башни был большой вынос орудия, из-за чего значительное место внутри неё оставалось свободным. На Е-50 планировалось использовать менее длинные боеприпасы с большим диаметром гильзы, поэтому каморы в казённиках орудий прототипов должны были растачиваться под унитарные патроны специальной формы. Малый размер башни вынудил конструкторов разместить внутри корпуса весь боезапас танка (84 снаряда).


Е-50, вид сверху
Источник - panzerw.narod.ru

Прорабатывался вопрос установки на орудие стабилизатора, что позволило бы танкистам вести огонь с хода. Рассматривался полуавтоматический вариант заряжания пушки кассетами на 4 снаряда, что позволило бы значительно увеличить скорострельность танка, но было ли такое решение реализовано на практике, достоверно неизвестно.

Помимо основного орудия, на танке устанавливался один курсовой 7,92-мм пулемет MG42. Кроме того, экипаж вооружался одним или двумя автоматами МР43 или StG44, хранившимися в укладке. Другим противопехотным оружием была гранатомётная мортирка Nahverteidigungswaffe (нем. – «оружие ближней обороны»), которая монтировалась в крыше башни с правой стороны. Выстреливание противопехотной гранаты из мортирки производилось сигнальным пистолетом (ракетницей), также хранившейся в укладке. Граната взлетала на высоту 3 метра, где взрывалась, усеивая периметр танка осколками.

Экипаж танка, как и у «Пантеры», должен был состоять из пяти человек – командира, механика-водителя, радиста, наводчика и заряжающего. Механик-водитель и радист должны были находиться спереди, в отделении управления (водитель – в левой, а радист – в правой его части), а командир, наводчик и заряжающий – в боевом отделении в башне.


Гранатомётная мортирка Nahverteidigungswaffe, смонтированная в башне танка «Пантера».
Источник - httppanzerfrontbis.narod.ru

Особое внимание уделялось подвеске танка, так как использовавшиеся на «Пантерах» двойные торсионы были очень нетехнологичными. Систему подвески, часто именуемую как «тихий блок», разработал конструктор доктор Лёр из фирмы MAN. Её применили на всех танках «Серии Е» тяжелее Е-50. Она представляла собой два сдвоенных в тележки опорных катка диаметром 800 мм (такие же катки использовались на «Пантере ІІ» и «Королевском Тигре), соединенные в общий блок и закрепленные на подпружиненных рычагах. В качестве упругих элементов использовались пружины с внутренним амортизатором, набранные из шайб Бельвилля и смонтированные в цилиндрические кожухи, расположенные параллельно днищу машины. Такой способ подвески, несмотря на свою технологичность и функциональность, так нигде в серию и не пошёл. Катки размещались по разные стороны однодгребневого трака. Специальные подшипники-распорки позволяли менять положение колеса относительно гребня трака при одинаковой длине валов. Это решение увеличивало технологичность изготовления и валов, и катков, а также позволило уменьшить количество опорных катков до шести (у «Пантеры» их было 8) – теперь в корпусе танка было необходимо сделать всего шесть отверстий вместо шестнадцати. В собранном виде эта подвеска получила название стандартизированной (нем. – Einheitslaufwerk). Она была дешевле и легче торсионной, занимала меньше внутреннего пространства в танке и позволяла сделать в днище эвакуационный люк. По сравнению с «Пантерой», такая подвеска была на 50% дешевле благодаря экономии в стоимости материалов и инструментов, на 40% легче и давала экономию затрат рабочего времени в 60%. Планировалось, что танк будет переднеприводным, хотя ряд авторов утверждает, что по некоторым проектам трансмиссию у Е-50 должны были разместить в кормовом отделении, и он должен был стать заднеприводным. Для установки предназначалась 2-ступенчатая механическая коробка передач с 8-ю скоростями вперед и 4-мя назад, а также главным и бортовыми фрикционами.


Размещение катков на танках Е-50 (сверху) и Е-75 (снизу)
Источник - topwar.ru

Двигатель на Е-50 планировалось установить более мощный, чем на «Пантеру» – модернизированный вариант Maybach HL230-HL234 мощностью 900 л.с. При работе в режиме форсажа мощность должна была увеличиваться до 1000-1200 л.с. В конструкции этой силовой установки был реализован принцип прямого впрыска топлива. При таком двигателе максимальная скорость машины должна была составлять 60 км/ч. До конца войны новый двигатель успел пройти только стендовое тестирование, а испытания его в полевых условиях провести не успели. В перспективе немецкие конструкторы рассчитывали перейти на силовую установку Maybach HL295 мощностью 1000 л.с., но в 1944 году она еще находилась в разработке.


Бензиновый двигатель Maybach HL295 мощностью 1000 л.с., планировавшийся к установке на танк Е-50
Источник - fahrzeuge-der-wehrmacht.de

Бронирование верхней лобовой детали планировалось на уровне 150 мм, нижней – 120 мм. Толщина брони бортов и кормы корпуса должна была достигать 80 мм, крыши – 40 мм, днища – 25-40 мм. Корпус Е-50 почти полностью копировал форму корпуса «Королевского Тигра» – была лишь уменьшена толщина брони и увеличен наклон лобовых бронеплит.

Корпус параллельно разрабатывавшегося танка Е-75, который должен был заменить «Королевский Тигр», в рамках концепции Entwicklung планировалось изготавливать практически идентичным корпусу Е-50. Он должен был нести более мощнее бронирование, а потому его дополнительный вес должны были компенсировать две дополнительные тележки подвески – по одной с каждой стороны. В связи с этим тележки на Е-50 проектировались более расставленными. Общая длина гусениц у Е-50 и Е-75 также планировалась одинаковой, а всё внутреннее оборудование обоих танков максимально унифицировалось.


Танки Е-50 (сверху) и Е-75 (снизу)
Источник - nast-sonderfahrzeuge.de

На танки Е-50 и Е-75 планировалось устанавливать приборы ночного видения FG 1250, которые хорошо зарекомендовали себя на стандартных «Пантерах». Для максимального увеличения эффективного действия танков, оборудованных такими приборами, в ночных боях они должны были использоваться совместно с бронемашинами SdKfz.251/20 «Uhu» (нем. – «сова») или бронетранспортёрами Sd. Kfz. 251/20 «Falke» (нем. – «сокол»), оснащёнными 600-мм инфракрасными прожекторами «АА». В таком случае, ночью танки могли бы отслеживать цели на расстоянии до 800 м, а вести прицельный огонь – на дистанции до 400 м. Расположение топливных баков, радиаторов и вентиляторов у Е-50 было такое же, как и у «Тигра II».


Бронетранспортер Sd. Kfz. 251/20 «Falke» с 600-мм инфракрасным прожектором
Источник - super-arsenal.ru

Танк Е-50 должен был стать основным средним танком Вермахта, полностью заменив собой PzKpfw IV и PzKpfw V «Пантера». Неповрежденные шасси «Пантер» в перспективе планировали использовать для производства различных САУ. Затем, по мере износа и выбывания старых шасси, для этой цели также планировалось использовать шасси танков Е-50. Планировалось создать 128-мм противотанковую САУ с длиной ствола в 100 калибров, орудие которой предполагалось разместить в закрытой рубке. Также рассматривалась возможность установки на корпусе Е-50 башни Флакпанцер V «Кёлиан» концерна Rheinmetall AG с двумя спаренными 37-мм автоматическими пушками FlaK 43 L/89, в результате чего появился бы новый вариант зенитной самоходной установки. Предполагалось и создание бронированной реактивной установки залпового огня с использованием шасси Е-50 и «Пантер».


Модель танка Е-50 в зенитном исполнении с башней концерна Rheinmetall AG «Кёлиан»
под две спаренные 37-мм автоматические пушки FlaK 43 L/89
Источник - super-arsenal.ru

Однако всему этому нагромождению планов и проектов не суждено было сбыться. Конструкция танка Е-50 была полностью проработана, но приступить даже к созданию прототипа немцы уже не успевали. Многие профильные предприятия были разрушены массированными бомбардировками союзников, а остальные заводы не успевали выполнять текущие военные заказы. Наконец, война закончилась, и разработки немецких конструкторов оказались в руках их европейских визави. А вскоре бывшие враги стали союзниками по блоку НАТО и начали совместно создавать новую бронированную технику.


Самоходные установки Panzerjäger Е-50 (сверху) и Panzerjäger Е-75 (снизу)

Так, французские конструкторы почерпнули у немецких коллег множество новых идей. Новая военная доктрина требовала создания современных тяжёлых танков, но французская инженерная мысль сильно отставала в этой сфере. Выпущенный в 1948 году небольшой серией танк ARL 44, созданный на базе танка Char B1-bis, устаревшего ещё до начала Второй мировой войны, не шёл ни в какое сравнение с современным ему советским Т-54. Поэтому при разработке экспериментального танка АМХ-50 французы активно применяли «подсмотренные» немецкие наработки по PzKpfw V «Пантера», PzKpfw VI «Королевский Тигр» и Е-50. Так, от танка Е-50 французы взяли созданный под него 1000-сильный двигатель Maybach HL295. Была изготовлена опытная партия в 10 единиц АМХ-50, но затем от них отказались в пользу более перспективного танка АМХ-30, который и стал основным боевым танком вооружённых сил Франции на период с 1966 по 1986 год. Девять АМХ-50 пошли на переплавку, а одна машина экспонируется в танковом музее в Сомюре.


Французский опытный тяжёлый танк AMX-50
Источник - ru-armor.livejournal.com

5 лет и 6 месяцев назад Комментарии: 5


Перед тем, как я расскажу о нем подробнее, посмотрим на его TTX

Прокачка модулей.

Вам следует прокачивать модули этому танку в такой последовательности:
1. В первую очередь устанавливаем уже исследованные на предшественниках нашего танка модули: топовую радиостанцию FuG 12 и орудие 10,5 cm KwK 46 L/68;
2. Далее исследуем и устанавливаем топовую ходовую E 75 verstärkteketten (она позволит установить другие топовые модули и улучшит подвижность нашего танка);
3. Затем топовая башня E 75 Ausf. B (в отличие от , топовая башня – непробиваема, к тому же, она прибавит немного единиц прочности, а так же позволит установить топовое орудие);
4. Следом исследуем и устанавливаем топовое орудие 12,8 cm KwK 44 L/55 (это орудие позволит вам стать «королем рандома» при попадании в топ);
5. И, наконец-то, топовый двигатель Maybach HL 295 Ausf. A (он значительно улучшит комфорт игры на вашем танке).
Поздравляю! Вы сделали ваш Е-75 топовым!

Переходим к тактике ведения боя.

1. Против средних танков воевать не трудно . У нас есть преимущество в бронировании, массе, запасе прочности, у нас есть мощное орудие, которое не оставит ни одному среднему танку никаких шансов. К тому же, врагу не удастся вскружить нас, благодаря отличной скорости поворота ходовой. В общем, любой средний танк пожалеет о том, что столкнулся с вами. Главное при схватке со средним танком – это держаться по направлению к нему лбом. Тогда врагу нужно будет только убегать или прятаться от вас, иначе ему придется сотворить чудо, чтобы победить вас.

2. Против тяжелых танков на много сложнее воевать , я бы даже сказал, что это самые главные противники нашего танка. Но все-таки, у нас есть кое-какие преимущества: у нашего танка отличное лобовое бронирование, мощное орудие, неплохая динамика, и небольшое преимущество в запасе прочности. Поэтому, скорее всего, это врагу будет тяжелее воевать против вас, чем вам против него. Так же, при схватке с тяжелыми танками, вам стоит попробовать «войти в клинч»; в клинче вы становитесь трудно пробиваемым танком для любого врага, так как нижний бронелист он не видит, а верхний бронелист очень тяжело пробить. Но не стоит забывать, что враг может стрелять вам в люк, который расположен на левой части вашей башни. Тогда вам нужно стараться прикрыть люк своим орудием (поднять его вверх) или вертеть башню влево-вправо, так врагу будет очень тяжело попасть в ваш люк. А если вы воюете на дальней дистанции, то желательно найти укрытие, которое будет прятать ваш нижний бронелист. Так вы сможете спокойно вести огонь по врагу, а тому будет нереально сложно пробить «щучий нос» и башню. И так, как вы поняли, Е 75 может спокойно выйти из схватки с тяжелыми танками победителем.

3. Против воевать тоже не просто, так как у них есть мощные орудия, которым даже наша броня не страшна. Поэтому нужно стараться любым способом зайти ПТ в корму: например, сбить гусеницу, либо обойти ее вокруг здания (если вы в городе или около какого-нибудь дома), камня или какого-либо другого предмета. Но на ПТ самому не желательно лезть. Лучше дождаться помощи союзника. Вдвоем можно разобрать любую ПТ, не потеряв ни одной единицы прочности. В общем, против ПТ-САУ желательно воевать не на открытой местности, где можно придумать много способов, чтобы разобраться с ними.

4. Против самоходных артиллерийских установок воевать очень легко. Наше мощное орудие, обладающее огромным уроном, не оставит никаких шансов ни одной арте (вся арта для нашего орудия почти всегда ваншотная, а если стрелять , то вероятность уничтожения артиллерии с одного выстрела равна 100%!). Но, несмотря на это, вам не стоит вылезать навстречу арте (есть риск получить хорошую «плюху»), лучше действовать таким же образом, как и с ПТ, ведь малейшая единица прочности очень пригодится вам в бою. Еще можно воспользоваться неожиданным появлением (арта не успеет быстро свестись и попасть в вас), либо высунуть из-за бугра только башню и нанести сокрушительный выстрел по врагу (арте будет тяжело попасть в маленькую башню, торчащую из-за холма).

1. Благодаря неплохим углам вертикальной наводки вам можно попробовать . Это даст вам огромное преимущество в бою, так как ваша башня хорошо бронированная, и врагу очень тяжело будет пробить ее. Я уверен, что вам эта тактика понравится.

2. Благодаря неплохой бортовой броне , вы сможете . Вы показываете из-за здания (камня или какого-нибудь другого предмета) свой борт под большим углом к противнику (при этом прячете свой бронелист), отъезжаете немного назад, высовывая башню, наносите выстрел по противнику и примыкаете назад к зданию. В чем фишка этого приема? С одной стороны, вы просто вылезаете из-за здания, обмениваетесь выстрелами с противником и прячетесь обратно… Но принцип этого приема заключается в том, что противник не может пробить ваш борт под таки большим углом. Значит, получается, что вы вылезаете, наносите выстрел, не потеряв ни одной единицы прочности, и прячетесь назад.
Играть такой тактикой нужно примерно так:


3. Еще одна тактика, которая вам тоже должна понравиться – это . Вы подставляете свои части корпуса (лоб и борт) врагу под большими углами, поэтому ему будет намного тяжелее пробить вас. Эту тактику предпочитают большинство профессиональных игроков, так как она может быть очень эффективна в бою (конечно же, если ее правильно использовать). При постановке ромбом даже нижний бронелист становится очень тяжело пробить.

4. В ближнем бою вам очень пригодится следующая тактика: если вы не имеете никакого укрытия, то старайтесь вилять корпусом влево-вправо (ну или, как я это называю, «танцевать»). Это очень эффективный способ, так как врагу будет очень тяжело выцелить уязвимое место, попасть в него и пробить.

Теперь я расскажу вам о преимуществах и недостатках танка Е 75.

Начнем с преимуществ:
- отличный обзор;
- хорошая динамика;
- мощное орудие;
- отличное бронирование;
- большой запас прочности.
Теперь переходим к недостаткам:
- большая заметность;
- частые криты модулей и экипажа;
- большая башенка на люке (ее легко пробивать в клинче);
- низкая скорость поворота топовой башни;
- частые пожары при попадании снаряда в нижний бронелист (из-за расположения трансмиссии в лобовой части корпуса нашего танка).

Дополнительные модули

1) Так как у Е 75 долгое сведение, вам необходимо поставить стабилизатор вертикальной наводки . Стабилизатор уменьшает разброс при движении танка и время на сведение.

2) Так как у нашего танка длительный перезаряд орудия, то вам нужно установить орудийный досылатель . Он значительно снизит время заряжания снаряда.

3) Улучшенная вентиляция так же не помешает. Она добавляет +5% ко всем навыкам и умениям каждого члена экипажа, и самое главное - уменьшает перезаряд орудия и время сведения.
Дополнительные модули очень пригодятся вам в бою, и вы не будете жалеть, что приобрели их.

Снаряжение.

1) Обязательно вы должны иметь в бою автоматический или ручной огнетушитель , так как у танка слабые топливные баки, и вероятность возникновения пожара велика!

2) Большой или малый ремкомплект – для починки поврежденных модулей.

3) Большая или малая аптечка – чтобы вылечить контуженого члена экипажа.

Каждый опытный игрок знает, что без снаряжения выходить в бой рискованно. Так как с контуженым наводчиком, либо с поврежденной боеукладкой невозможно нормально играть. Ну а пожар может повредить много модулей. Поэтому каждый, уважающий себя танкист, обязан ставить снаряжение!

Боекомплект.

1) 30 ;
2) 3 бронебойных подкалиберных снаряда (на всякий случай);
3) И 3 осколочно-фугасных снаряда пригодятся для стрельбы по слабо бронированным противникам (легкие танки, арта).

Прокачка экипажа.

Всего у Е-75 пять членов экипажа:
1) командир;
2) механик-водитель;
3) наводчик;
4) заряжающий;
5) радист.

Первый перк.
1. Командиру вкачать «шестое чувство». Этот навык позволит вам знать видит вас противник или нет;
2. Остальным членам экипажа прокачать перк «ремонт». Это умение позволит быстро починить разрушенный модуль (например, сбитую гусеницу или поврежденное орудие). Для тяжелого танка это очень важно!

Второй перк.
1. Командиру изучить «ремонт», чтобы починка поврежденного модуля была очень быстрой;
2. Механику-водителю овладеть умением «король бездорожья». Благодаря ему танк станет немного маневреннее, что необходимо для нашего Е 75;
3. Наводчику нужно изучить навык «снайпер». Наводчик, обладающий этим умением, чаще будет наносить критические повреждения врагу;
4. Заряжающему можно вкачать «бесконтактную боеукладку». Этот навык позволит увеличить прочность боеукладки. Так у врага будет меньше шансов повредить вам ее;
5. Радист должен изучить «радиоперехват». Этот перк позволит ему увеличить дальность обзора.

Третий перк.
Всем членам экипажа вкачать «боевое братство». Этот навык уменьшит перезарядку орудия и увеличит скорость сведения.
Запомните:
Если вы хотите изучить навык «боевое братство», то обязаны поставить его всем членам экипажа. Изучение этого навыка несколькими членами экипажа не приведет к желаемым изменениям.

Четвертый перк.
1. Умение «мастер на все руки» позволит командиру заменить в бою раненых членов экипажа;
2. Механику-водителю нужно изучить навык «плавный ход». Этот навык уменьшит разброс при движении танка, что позволит вам стрелять на ходу;
3. Наводчику так же будет неплохо изучить перк «плавный поворот башни». Он уменьшит разброс при повороте башни;
4. В бою не помешает, если заряжающий будет владеть навыком «отчаянный». Этот перк позволит ускорить перезарядку орудия, если у танка будет меньше 10% прочности;
5. Радисту изучить навык «ретранслятор». Этот перк увеличит дальность связи союзных танков;

Пятый перк.
1. Командиру изучить перк «орлиный глаз», это опять же увеличит дальность обзора;
2. Механику-водителю можно изучить навык «виртуоз». Благодаря этому умению наш танк станет немного быстрее поворачиваться;
3. Наводчику можно изучить навык «злопамятный». Так вы сможете видеть врага в прицеле в течение дополнительных двух секунд;
4. Заряжающему не помешает овладеть навыком «интуиция». Это умение создает вероятность того, что, при смене вида снарядов, нужный уже заряжен. Этот перк пригодится вам, если вам, например, срочно нужно зарядить голдовый снаряд вместо бронебойного.
5. Радисту можно изучить умение «изобретатель». Этот перк может пригодиться, например, если у вас сломана рация.
Дальше я не буду говорить, какие перки качать. Так как вам нужно будет потратить очень много времени, чтобы вкачать пятый перк; а если вы все-таки прокачали и пятый перк, то дальше выбирайте умения на ваш взгляд, так как все самое важное уже прокачано.

Вывод.


Е-75 – это отличный танк, имеющий хорошее бронирование, мощное орудие и неплохую подвижность.Он значительно лучше своих одноклассников. Е-75 должен понравиться любителям тяжелых танков. У него очень много плюсов и совсем немного минусов. Для Е-75 разобраться даже с противником десятого уровня не проблема! Этот танк предназначен как для активного (благодаря отличному бронированию, мощному орудию и хорошей подвижности), так и для дефа (благодаря своей броне, большому запасу прочности и орудию).
На этом мой гайд подходит к концу. Спасибо за внимание. Удачи на полях сражений!

4-01-2015, 01:05

Привет всем приверженцам тяжелой техники и добро пожаловать на сайт! Сегодня у нас в центре внимания один из самых желанных, устрашающих, тяжелых и грозных аппаратов, тяжелый немецкий танк девятого уровня, перед вами E 75 гайд .

Этого исполина можно назвать настоящим стальным монстром и несмотря на то, что следующий топовый тяж Е 100 стоит на ступень выше, имеет еще больше авторитета брони и огневой мощи, наш E 75 World of Tanks не сильно ему уступает. На этом танке можно уверенно воевать даже в боях десятого уровня, а чтобы вы были увереннее в себе, рассмотрим его характеристики, основные плюсы, минусы и т.д.

ТТХ E 75

Первое, о чем должен знать каждый владелец данного произведения военного искусства, в вашем распоряжении есть внушительный запас прочности, а также стандартная, но в то же время хорошая дальность обзора в 400 метров.

Вся суть и главное преимущество данного аппарата заключается в живучести и у E 75 характеристики бронирования действительно более чем серьезные, однако, всем этим нужно уметь пользоваться.

Наше самое прочное место – это верхняя лобовая деталь, которая благодаря рациональному наклону имеет 341 миллиметр брони и является практически непробиваемой, конечно, пока какой-нибудь топовый враг не зарядить голду. При этом немецкий тяжелый танк E 75 имеет гораздо менее прочный НЛД, тут даже с учетом наклона, приведенка не превышает 227 миллиметров, этот участок нужно прятать.

Лоб башни в нашем случае тоже довольно толстый, передняя плита, выкрашенная на колижн модели в красный, имеет толщину 258 миллиметров, что тоже пробивается очень тяжело. Но по краям на башне E 75 World of Tanks красуются два фиолетовых бугорка (оптические приборы), тут толщина брони всего 80 миллиметров и попадая в них, враг будет наносить урон, то же касается уязвимой 171-миллиметровой командирской башенки.

Бортовая проекция этого исполина защищена тоже очень внушительно. Разумеется, если вам будут стрелять в борт под прямым углом, избежать урона не получится, но при постановке ромбом борта E 75 WoT получают приведенку свыше 400 миллиметров, пробить это не получится даже голдой.

Подводя итог по бронированию, танковать вам лучше всегда выставляя хотя бы небольшой ромб, при этом всегда скрывайте НЛД, а еще пританцовывайте, дабы усложнить противнику выцеливание тех самых «шишек» и командирской башенки.

Касательно подвижности, все тоже очень относительно. Вы сами прекрасно понимаете, что E 75 танк очень большой и тяжелый, соответственно, динамика и маневренность у него очень посредственные. Но при этом максималку немец получил весьма достойную, хотя, набирает он ее только с горки.

Орудие

Если при правильном использовании бронирование вызывает неподдельный восторг, то о вооружении, к сожалению, такого не скажешь. Нет, пушка у нас грозная, но и тут найдется несколько существенных недостатков.

Главным и действительно очень приятным плюсом является то, что у E 75 орудие обладает очень мощным альафстрайком. Но тут же всплывает главный недостатков – скорострельность оставляет желать лучшего, из-за чего вы сможете наносить всего 1870 единиц чистого урона в минуту.

Пробитие в случае E 75 World of Tanks достойное, однако, у большинства одноклассников, принадлежащих другим нациям, этот показатель выше. В любом случае вам придется часто сталкиваться лбами с другими тяжами и потому не поленитесь купить 10-15 голдовых подкалиберов.

А вот точность нашей пушки, при такой-то альфе, как ни странно, радует. Разброс немецкий легкий танк E 75 получил комфортный, время сведения быстрое для такого калибра, да и стабилизация у нас весьма неплохая.

Завершим обсуждение вооружения мы комфортными углами вертикальной наводки. E 75 танк WoT способен опустить ствол на 8 градусов вниз, что позволяет неплохо играть от рельефа и чувствовать себя уверенно в большинстве ситуаций.

Преимущества и недостатки

Конечно, общие характеристики этого гиганта мы рассмотрели, с параметрами вооружения тоже разобрались, но чтобы вы могли полноценно раскрыть потенциал нашего немца, стоит выделить преимущества и недостатки E 75 World of Tanks отдельно, ведь так будет гораздо легче ориентироваться.
Плюсы:
Большой запас прочности;
Очень достойное бронирование;
Неплохая максимальная скорость;
Мощный разовый урон;
Хорошая точность для такого калибра;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Огромные габариты;
Плохая подвижность (динамика и маневренность);
Наличие слабых зон в лобовой броне;
Низкая скорострельность и ДПМ;
Недостаточно высокое пробитие.

Оборудование для E 75

Без правильно подобранных и установленных дополнительных модулей обойтись на девятом уровне нельзя, ведь они ощутимо увеличивают боевой потенциал машины и позволяют получить преимущество над противником. В нашем случае для достижения максимальной силы на танк Е 75 оборудование следует ставить такое:
1. – со скорострельностью у немца есть заметные трудности, так что это наилучший вариант, который к тому же повысит урон в минуту.
2. – имея при себе данный модуль вы даже сможете уверенно наносить урон в движении, так что его важность неоценима.
3. – сослужит вам хорошую службу в стремлении достичь максимальной дальности обзора, что не менее важно в бою.

Однако стоит отметить, что третьему пункту есть не одна, а целых две альтернативы. Во-первых, вы можете отдать предпочтение , дабы получить массовый буст характеристик и слегка проиграть в обзоре. Во-вторых, кто желает максимально повысить свою выживаемость, на E 75 WoT следует устанавливать , так вы будете менее уязвимы перед артиллерией и в случае необходимости сможете протаранить оппонента с наименьшим ущербом для себя.

Обучение экипажа

К полученным бонусам от оборудования можно и нужно добавлять прокачку умений для сидящего внутри танка экипажа. Это отличная возможность улучшить исходные показатели машины, а чтобы не сделать ошибок, для E 75 перки следует изучать в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для E 75

На этом тяжелом танке необходимо добиться максимальной выживаемости, однако, если ваши запасы серебра невелики, лучше иметь при себе , , . Однако выкарабкаться из действительно тяжелой ситуации, отремонтировать сразу несколько поврежденных внутренних модулей или вылечить нескольких членов экипажа можно, только если возить на E 75 снаряжение из , , . Заменить последний вариант на тоже можно, горит немец нечасто.

Тактика игры на Е 75

Как уже говорилось ранее, в наших руках очень сильный и по-настоящему тяжелый танк, бронирование которого при правильно использование способно сдерживать даже противников десятого уровня. По этой причине для E 75 тактика ведения боя практически не меняется в зависимости от того, попал он в топ, или в низ списка.

Изначально вашей главной задачей будет добраться до передовой и занять на первой линии выгодную позицию. Главное, помните, что немецкий тяжелый танк E 75 всегда должен прятать свой уязвимый НЛД, а чтобы вам не выцеливали командирскую башенку и выпирающие по бортам башни оптические приборы, необходимо слегка подтанцовывать.

Разница состоит лишь в том, что в сражениях только против 9 уровней и ниже, можно играть несколько увереннее. Внизу списка E 75 танк должен стараться больше танковать бортом, ведь выставив правильный ромб и спрятав лобовую часть танка, выкурить вас с насиженного места будет очень непросто.

Касательно нанесения урона, все более чем просто. Из-за низкой скорострельности игрок на E 75 World of Tanks должен играть от альфы. Другими словами, осторожно выкатываемся на врага, выбиваем из его несчастной тушки 500 единиц прочности и откатываемся назад в безопасность.

В остальном вы всегда должны помнить, что этот исполин боится артиллерии и кроме этого старайтесь не пускать врагов себе в борт. Если вас начнут крутить, отбиться будет очень тяжело. Надо сказать, что WoT E 75 является очень надежной машиной, он может сдерживать врага или продавливать направление, формируя своим присутствием мощный боевой кулак.