Тяжелый танк TOG. WoT Blitz. Танк TOG II* Сосиска Обучение экипажа TOG II

Британский тяжелый танк TOG
После многочисленных дискуссий, проходивших в британском министерстве снабжения после нападения Гитлера на Польшу (сентябрь 1939 года) относительно будущей войны с применением танков было принято решение поручить разработать Уильяму Триттону новейший тяжелый танк. Триттон имел большой опыт создания танков в Первую мировую войну(1916-1918 года). Позже Генштаб обнародовал свои требования к новой машине: танк с гусеницами, охватывающие весь корпус, для преодоления местности, изрытой воронками, с бронированием, защищающим от огня 37-мм и 45-мм противотанковых пушек и 105-мм гаубиц на дальности 100 ярдов. Танк должен был быть вооружен 40-мм пушку и пулеметы «Беза» с круговым обстрелом. Дальность хода танка должна составлять до 50 миль и средняя скорость 5 миль/час. Экипаж состоял из 8 человек. И в обязательном порядке танк должен был перевозиться по железной дороге.
К концу 1939 года, когда в Европе уже бушевала война, было готов эскизный проект компании «Фостер». Но к тому времени возникла масса сложностей с запчастями к двигателю нового танка. Имя новому танку дали «TOG» (the old gang – старая команда). Ввиду высокого веса танка TOG на него предложили установить электрическую трансмиссию. Первый танк TOG появился в октябре 1940 года. Танк оказался очень тяжелым-50 тонн веса и средняя скорость его составляла 8,5 миль/час. По всему виду танк напоминал танки Первой мировой войны.

Во время разработки танка TOG проект изменили и в его башню установили 2-х фунтовую пушку а в лобовом листе корпуса танка установили 75-мм гаубицу. Ходовая часть танка имела жесткую подвеску без амортизаторов и по своей компоновке напоминала ту подвеску, которая применялась на танках Первой мировой войны.
Первые испытания показали, что электрическая подвеска не выдержит нагрузки танка а двигательную установку перегрели и сломали. Дело в том, что на танке TOG 1 дизельный двигатель сам не вращал гусеницы, он вращал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, которые вращали гусеницы. Эта, инновационная идея оказалась слишком сложной для британских конструкторов и приводила с деформации гусениц и колес. Позже на танк TOG1 была установлена гидравлическая трансмиссия, которая так же оказалась ненадежной.


В ходе постройки танка TOG 1 создавалась доработанная модель с понижением верхних ветвей гусениц для уменьшения высоты силуэта танка. Танк TOG 2 был создан в марте 1941 года в единственном экземпляре и в башне его была установлена 57-мм пушка, хотя, дальше макета с деревянной башней и пушкой не дошло.
Чуть позже появился танка TOG 2 R – доработанный вариант танка с торсионной подвеской опорных катков. В то время, когда танка TOG2 проходил полевые испытания, в производство запустили танк . И интерес к танку TOG исчез, но в январе 1942 года на этот танк установили 76-мм пушку для испытаний. Это был первый британский танк с 76-мм пушкой. После некоторых доработок башню танка и созданный для нее электропривод поворота «Метадайн» установили на танке .


Тактико-технические характеристики:
Обозначение ……………….. Британский тяжелый танк TOG;
Экипаж танка………………….. 6-8 человек (командир танка, механик-водитель, наводчик, два заряжающих, помощник механика-водителя);
Вес танка……………………………. 179 200-142 320 фунтов;
Длина………………………. 33 футов дюйма;
Высота………………….. 10 футов;
Ширина………………… 10 футов 3 дюйма;
Вооружение танка………………… одна 17-фунтовая пушка (76-мм пушка у TOG2*), одна 6-фунтовая пушка (57-мм пушка у TOG2)
Дальность хода………………………… 50 миль;
Глубина преодолеваемого брода………………….
Максимальная скорость……………………….. 8,5 миль/час;
Тип подвески………………….. жеская;
Двигательная установка……………………… дизель «Пакерман-Рикардо».;
Бронирование……………… 50 мм + 25-мм накладки.

С появлением танков у многих конструкторов возникла вполне логичная мысль, что значительные размеры танка позволят максимально бронировать его и сделать неуязвимым для огня противника, а большая грузоподъемность – усилить его вооружение. Такие танки фактически могли бы стать подвижными фортами, поддерживающими пехоту при прорыве оборонительных порядков противника. В условиях Первой мировой войны (далее – ПМВ), когда правительства стран мира направляли многомиллионные средства на снабжение стремительно растущих армий, росло и финансирование самых фантастических проектов, суливших скорую победу.

Начиная с ПМВ и до самого окончания Второй мировой войны (далее – ВМВ) были разработаны сотни самых невообразимых бронированных монстров, из которых до воплощения в металле дошли лишь единицы. В этой статье дан обзор десяти самых тяжелых, самых больших и самых невероятных бронемашин различных стран мира, которые были частично или полностью воплощены в жизнь.

«Царь-танк»

Самым крупным по своим габаритам был российский «Царь-танк». Его разработчик Николай Лебеденко (в честь него машину также иногда называют «танком Лебеденко» или «машиной Лебеденко») неизвестными нам путями добился аудиенции императора Николая ІІ, которая состоялась 8 января (по новому стилю – 21 января) 1915 года. На аудиенцию инженер принес искусно сделанную деревянную самоходную модель своего детища, которая заводилась и двигалась благодаря патефонной пружине. По воспоминаниям придворных конструктор и царь несколько часов возились с этой игрушкой «аки дети малыя», создавая ей искусственные препятствия из подручных средств – томов «Свода законов Российской империи». Царь был настолько поражен моделью, которую Лебеденко, в конце концов, ему подарил, что одобрил финансирование проекта. Своей конструкцией танк напоминал огромный артиллерийский лафет с двумя большими передними колесами. Если модель держали за заднюю часть «лафета» колесами вниз, то она была похожа на спящего под потолком нетопыря, из-за чего машина получила прозвища «Летучая мышь» и «Нетопырь».

Изначально было понятно, что проект нежизнеспособен. Самым большим и уязвимым элементом нового танка были огромные 9-метровые колеса, несущей конструкцией которых были спицы. Их создали такими, чтобы повысить проходимость танка, но они легко выводились из строя даже артиллерийской шрапнелью, не говоря уже о фугасных или бронебойных снарядах. Возникли проблемы и с проходимостью машины. Тем не менее, благодаря царскому протежированию танк был быстро построен. Уже в августе 1915 года он был собран на импровизированном полигоне в районе города Дмитрова Московской области, однако по причине неудовлетворительной проходимости так и остался ржаветь под открытым небом до начала 20-х годов, пока не был разобран на металлолом. В итоге тысячи рублей государственных средств были потрачены впустую.

Боевые отделения танка размещались в корпусе, расположенном между его гигантскими колесами. Вооружение размещалось в пулеметной башенке на шесть пулеметов, надстроенной над корпусом, а также в спонсонах, расположенных в его торцах, выступавших за колеса. В спонсонах могло размещаться как пулеметное, так и артиллерийское вооружение. Предусматривалось, что экипаж танка составит 15 человек. Перпендикулярно к корпусу располагался «лафет», основным предназначением которого было создание упора при стрельбе. По «лафету» экипаж попадал в боевые отделения танка.

Габариты «Царь-танка» поражали воображение – его длина составляла 17,8 метра, ширина – 12, высота – 9. Весил он 60 тонн. Эта машина стала самым большим по габаритам и самым нелепым танком в мировой истории.

Char 2C (FCM 2C)

Этот французский танк стал самым большим и тяжелым серийным танком за всю мировую историю танкостроения. Он был создан судостроительной компанией FCM в самом конце ПМВ, но участия в боевых действиях так и не принял. По замыслу конструкторов Char 2C должен был стать танком прорыва, который мог бы эффективно преодолевать немецкие траншеи. Французским военным эта идея понравилась, и 21 февраля 1918 года у FCM было заказано 300 машин. Однако пока судостроители разворачивали производство, война закончилась. Танк оказался нетехнологичным и недешевым, а изготовление каждой его единицы занимало много времени. В результате до 1923 года было изготовлено всего 10 машин. Так как французское правительство после ПМВ испытывало известные финансовые трудности, а Char 2C стоил очень дорого, было принято решение остановить его производство.

Char 2C весил 75 тонн, его экипаж составлял 13 человек. Он был вооружен одной 75-мм пушкой и 4-мя пулеметами. Двигатели танка «съедали» в среднем 12,8 литра на один преодоленный машиной километр, поэтому бака емкостью 1280 литров хватало максимум на 100–150 км пути, а на пересеченной местности это расстояние было и того меньше.

Char 2C состояли на вооружении французской армии до 1940 года. С началом боевых действий на территории Франции во время ВМВ батальон этих уже устаревших танков отправили к театру боевых действий. 15 мая 1940 года состав с материальной частью батальона попал в железнодорожную пробку при следовании к местам выгрузки в районе города Нешато. Так как выгрузить столь тяжелые танки с платформ не представлялось возможным, а к станции, на которой застрял состав, приближались немецкие войска, французские экипажи уничтожили свои бронированные машины и отступили. Однако, как вскоре выяснилось, уничтоженными оказались не все Char 2C. В частности, машина №99 попала в руки немцев неповрежденной и испытывалась ими на полигоне Куммерсдорф. Дальнейшая ее судьба неизвестна.

Немецкие солдаты позируют на фоне захваченного французского танка-гиганта Char 2C №99 «Шампань».
Рядом с танком лежат разобранные части его двигателя

K-Wagen

В конце марта 1917 года Инспекция автомобильных войск кайзеровской Германии поручила главному инженеру своего опытного отделения Йозефу Фольмеру создать танк, который по своим техническим параметрам был бы способен прорывать вражеские линии обороны.

В случае успешного и своевременного его завершения этот танк стал бы самым тяжелым танком ПМВ – его вес достигал бы 150 тонн. В качестве силовых установок для него были выбраны два шестицилиндровых бензиновых двигателя фирмы «Даймлер» мощностью по 650 л.с. каждый. Танк должен был вооружаться 4-мя 77-мм орудиями, размещенными в спонсонах и 7-ю 7,92-мм пулеметами MG.08. Из всех супертяжелых танков у K-Wagen был самый многочисленный экипаж – 22 человека. Длина танка достигала 12,8 метров, и если бы не российский «Царь-танк», он стал бы самым длинным сверхтяжелым танком в истории танкостроения. В проектной документации танк назывался Kolossal-Wagen, Kolossal или K. Общепринятым является использование индекса «K-Wagen».

В апреле 1918 года началась постройка этих машин, но быстрое окончание войны остановило все работы. Немецкие танкостроители почти закончили сборку первого экземпляра танка, а для второго были готовы бронекорпус и все основные агрегаты, кроме двигателей. Но войска Антанты приближались к немецким предприятиям, и все изготовленное было уничтожено самими производителями.

FCM F1

В начале 30-х годов французским военным функционерам стало ясно, что танк FCM 2C безнадежно устарел. Так как французская военная мысль считала, что будущие войны будут носить такой же позиционный характер, как и ПМВ, в Париже решили, что армии необходимы новые тяжелые танки прорыва.

В феврале 1938 года Консультационный совет по вооружениям во главе с генералом Дюфло определил основные тактико-технические характеристики будущего танка для объявления проектного конкурса. Совет выдвинул следующие требования к вооружению машины: одна пушка большого калибра и одно скорострельное противотанковое орудие. Кроме того, новый танк должен был снабжаться противоснарядным бронированием, выдерживающим попадание снарядов всех известных на тот момент противотанковых артиллерийских систем.

В конкурсе участвовали крупнейшие французские танкостроители (компании FCM, ARL и AMХ), однако начать создание прототипа смогла лишь компания FCM. Ее инженеры спроектировали танк с двумя башнями, расположенными по принципу линкоров на разных уровнях, чтобы они не мешали друг другу вести круговой обстрел. В задней (более высокой) башне должно было устанавливаться 105-мм орудие основного калибра. В передней башне – монтироваться 47-мм скорострельная противотанковая пушка. Толщина лобового бронирования машины составляла 120 мм. Предполагалось, что прототип будет готов к концу мая 1940 года, но этому помешало стремительное немецкое наступление во Франции. Дальнейшая судьба полуготовых прототипов неизвестна.

TOG II

В октябре 1940 года был создан первый экземпляр опытного британского танка TOG І. Его название, расшифровывающееся как «The Old Gang» (англ. – «старая банда»), намекало на солидный возраст и опыт его создателей. Старые принципы танкостроения проявились в компоновке и внешнем виде этой боевой машины, а также в ее характеристиках. TOG І имел компоновку, типичную для времен ПМВ, и обладал низкой скоростью в 5 миль/ч (8 км/ч). Орудия и пулеметы, первоначально размещенные в спонсонах, со временем заменили башней от танка Matilda II , монтируемой на крыше корпуса. Его гусеницы, так же как и у других танков времен ПМВ, охватывали корпус, а не размещались по бокам от него, как у современных танков. Так как вес машины составлял 64,6 тонны, к сверхтяжелым танкам ее отнести сложно. Танк несколько раз модернизировали вплоть до 1944 года, но в серию он так и не пошел.

В 1940 году параллельно с TOG І началось создание TOG ІІ. В металле он был реализован к весне 1941 года. Этот танк сделали более тяжелым, чем предыдущую модель – он весил 82,3 тонны. Благодаря большой длине, независимой торсионной подвеске, а также тому, что привод каждой гусеницы осуществлялся отдельным электродвигателем, этот танк обладал повышенной проходимостью. Электродвигатели питались от генератора, приводимого в движение дизельной силовой установкой. Поэтому, несмотря на большой вес, танк мог преодолевать стены высотой 2,1 метра и рвы шириной 6,4 метра. Его отрицательными качествами была низкая скорость (максимум 14 км/ч) и уязвимость гусениц, конструкция которых безнадежно устарела. Танк получил специально сконструированную башню, в которой размещалось единственное танковое орудие калибра 76,2 мм и пулемет. В дальнейшем продолжались модернизации конструкции, появились проекты TOG ІІ(R) и TOG III, но ни один из них так и не был запущен в серийное производство.

Pz.Kpfw VIII Maus

В декабре 1942 года на аудиенцию к Гитлеру был вызван Фердинанд Порше, конструкторы фирмы которого закончили проект сверхтяжелого танка Maus (нем. – «мышь»). Через год, 23 декабря 1943 года, первый прототип танка вышел из ворот танкостроительного предприятия «Алкетт» (Альмеркише Кеттенфабрик ГмбХ), входившего в государственный концерн Рейхсверке. Это был самый тяжелый изготовленный танк за всю историю мирового танкостроения – его вес достигал 188 тонн. Лобовая бронеплита достигала толщины 200 мм, а кормовая – 160 мм. Несмотря на то, что танк обладал огромной массой, в процессе его испытаний выяснилось, что он очень маневрен, легко управляем и обладает высокой проходимостью. Танк подвергся доработке, прошел полигонные испытания, и был изготовлен его второй экземпляр. Но во второй половине 1944 года у Германии закончились средства для обеспечения регулярных поставок даже серийных танков, не говоря уже о запуске в производство новых дорогостоящих машин.

В середине апреля 1945 года Куммерсдорфский полигон был захвачен советскими войсками. Оба экземпляра танка, которые были выведены из строя во время боев за полигон, отправили в СССР. Там из двух поврежденных машин была собрана одна целая, которая и по сей день экспонируется в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.


Pz.Kpfw VIII Maus Porsche Type 205/1 с башней Круппа на заводе в Беблингене, 9 или 10 апреля 1944 года

A39 Tortoise

С начала 1943 года в Великобритании началась разработка нового танка прорыва. Проект получил название Tortoise (англ. – «сухопутная черепаха»), так как предусматривал, что будущий танк будет иметь толстую броню, мощное вооружение и вряд ли сможет обладать высокой скоростью. В результате конструкторских изысканий на свет появился целый ряд проектов машин с индексом «АТ», так никогда и не пошедших в серию. В конце концов конструкторы и заказчики от Комитета по развитию спецтехники Министерства снабжения Великобритании остановились на модели АТ-16, которая получила официальный индекс «А39». В феврале 1944 года к изготовлению было заказано 25 единиц, которые должны были изготовить к сентябрю 1945 года. Однако в мае 1945 года боевые действия в Европе закончились, и комитет сократил заказ до 12 машин. В феврале 1946 года заказ еще раз уменьшили вдвое, и в результате были изготовлены только 5 машин. Агрегаты же шестого экземпляра A39 использовали как источник запчастей.


Сверхтяжелая штурмовая самоходная артиллерийская установка (по британской классификации – танк)
А39 проекта «Tortoise»

На самом деле Tortoise являлся не танком, а САУ, так как у А39 не было башни, а 94-мм пушка размещалась прямо в лобовой части боевой рубки. Однако по британской классификации САУ не могла быть настолько тяжелой (вес А39 достигал 89 тонн), и было решено классифицировать ее как танк. Слева от орудия находился пулемет BESA (английская версия чехословацкого ZB-53), а еще два таких пулемета были установлены в башенке на крыше машины. САУ не пошла в крупную серию, так как на фоне современных ей тяжелых советских танков (после войны Британия рассматривала СССР как основного потенциального противника) она была устаревшей и по подвижности (максимальная скорость – 19 км/ч), и по вооружению, хотя ее мощное лобовое бронирование толщиной в 228 мм впечатляло современников.


Самый тяжелый танк Великобритании А39 проекта «Tortoise» в музее Bovington Tank Museum

Pz.Kpfw. E-100

T28-T95 (Turtle)

За океаном тоже не сидели сложа руки. В сентябре 1943 года в США начались работы над собственным танком прорыва. Штаты готовились вступить в войну в Европе и опасались, что преодолеть «Атлантический вал», выстроенный немцами на побережье, а затем и Линию Зигфрида, будет непросто. Но, как это часто бывает, армейские функционеры спохватились довольно поздно (видимо, забыв учесть, что создание принципиально новых танков – это длительный процесс).

В качестве основного вооружения на танк планировали установить 105-мм пушку Т5Е1. Начальная скорость ее снаряда, как считали военные функционеры, была достаточной для того, чтобы пробивать бетонные стены ДОТов. Пушка должна была размещаться в лобовом бронелисте машины – к такому решению пришли, чтобы уменьшить силуэт Т-28. На самом деле новая машина была не танком, а САУ прорыва – американские военные это со временем осознали, и машину переименовали в САУ Т-95. Как это любят делать американцы, заодно ей присвоили и прозвище «Turtle» (англ. – «черепаха»). САУ снабдили электрической трансмиссией, разработанной для установки на танки Т1Е1 и Т23.

Проектные изыскания и бюрократические проволочки привели к тому, что решение об изготовлении прототипов приняли лишь в марте 1944 года. Но военные забраковали готовый проект и заказали три машины, лобовое бронирование которых должно было достигать 305 мм, что в полтора раза превышало запланированные ранее 200 мм. После внесенных изменений вес машины вырос до 86,3 тонны. Чтобы уменьшить давление на грунт и увеличить проходимость САУ, ее гусеницы решили сделать двойными. В результате новый проект был готов только к марту 1945 года, когда боевые действия в Европе и на Тихоокеанском фронте приближались к концу. Первый прототип был отгружен на Абердинский полигон тогда, когда надобность в нем уже давно отпала, – 21 декабря 1945 года. Изготовление второго экземпляра закончили 10 января 1946 года.

В результате длительных испытаний, проводившихся в 1947 году, американские военные вновь переименовали Т95 в танк прорыва Т28, так как, по их мнению, САУ столько весить не могла. Почти одновременно с этим они пришли к выводу, что низкая скорость машины не отвечает современным условиям ведения войны. В результате от Т28 (Т95) отказались, но, возможно, американским бюрократам просто надоело ломать голову над классификацией этой машины.

«Объект 279»

Было бы несправедливым обойти вниманием СССР – страну, которую можно по праву назвать самой «танковой» державой XX века. В прошлом столетии советскими предприятиями было произведено наибольшее количество танков и спроектировано наибольшее количество их моделей. Однако сверхтяжелыми танками в стране Советов не увлекались. До начала ВМВ на них просто не хватало средств, а во время войны – еще и времени. Так, летом 1941 года на ленинградском Кировском заводе разработали проект сверхтяжелого танка КВ-5, вес которого достигал бы 100 тонн, но в августе к Ленинграду приблизились немецкие войска, и работы над этим проектом были прекращены.

После окончания ВМВ, с появлением кумулятивных боеприпасов, всем танковым конструкторам стало понятно, что нерационально создавать боевые машины тяжелее 60 тонн. При таком большом весе их невозможно сделать быстрыми и маневренными, а, значит, несмотря на самое мощное бронирование, их быстро подобьют. Но на горизонте маячил призрак ядерной войны, и конструкторы начали разрабатывать машины, которые должны были вести боевые действия в невиданных доселе условиях.

В 1957 году в КБ Ж. Я. Котина ленинградского Кировского завода под руководством Л. С. Троянова был создан удивительный танк. Хотя он весил всего 60 тонн и по массе не может претендовать на звание супертяжелого танка, зато по уровню бронирования – вполне. Толщина стенок его литой башни по периметру составляла 305 мм. При этом толщина лобовой брони достигала 269 мм, бортов – 182 мм. Такая толщина брони была получена благодаря оригинальной форме корпуса, больше похожего на летающую тарелку, чем на танк. Необычному изделию присвоили индекс «Объект 279». Экспериментальную бронированную машину вооружили 130-мм нарезной пушкой М-65 с системой продува ствола. Из всех реализованных в металле сверхтяжелых танков калибр основного орудия «Объекта 279» является самым большим.

Машина была снабжена сложной системой нерегулируемой гидропневматической подвески и двойными гусеницами. Такое техническое решение позволило уменьшить давление на грунт, увеличить проходимость танка, но серьезно ухудшило его маневренность. Этот фактор, а также сложность машины в обслуживании послужили причиной того, что проект не пошел дальше создания и испытаний прототипа.


«Объект 279» в экспозиции Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке

В данной статье речь пойдет о наверняка самом неординарном танке в игре World of Tanks, занимающем далеко не последнее место в списке необычных тяжелых бронированных машин из когда-либо созданных, а также о его истории создания. Конечно же это TOG II* !

Британцы, как и советы, немцы и американцы, активно принимали участие в гонке вооружений. Основываясь на опыте Первой мировой войны, у конструкторов возникло предположение, что и Вторая мировая будет такой же позиционной, с широким использованием траншей и укреплений, а значит понадобятся и танки, способные их преодолевать.

К 1940 году были разработаны танки TOG 1 и TOG 2 – две машины, созданные полностью руководствуясь устаревшими взглядами на войну. Это были тяжелые танки, сконструированные для прорыва обороны, позиционной войны, преодоления пересеченной местности и окопов противника, поддержки пехоты и расправы над вражескими оборонительными сооружениями. А уже в начале 1941 был готов прототип.

Представленный в нашей игре TOG II* - это 90-тонный монстр, обслуживаемый экипажем из 6 человек. Кроме командира машины в экипаж также входил механик-водитель, штурман, наводчик и двое заряжающих.

От предшественника TOG II также отличало и наличие боковой защиты гусениц, открытых теперь лишь спереди и сзади, что значительно понизило шансы на повреждение траков. Ну и вооружение для своего времени было впечатляющим – главное орудие калибром 76.2 мм, использующее 17-фунтовые снаряды QF, а также противопехотный коаксиальный пулемет BESA калибром 7.92 мм.

Этот танк был просто слоном даже по меркам тяжелых бронированных машин того времени. Будучи 10 метров длиной и шириной в 3 метра, данный танк был просто огромным по сравнению с любым другим. Башня танка A30 Challenger, используемая в данном танке, также имела около 3 метров в высоту, а в движение она приводилась при помощи двух электромоторов. При таком огромном корпусе танк должен был быть обеспечен и приличной броней. В качестве брони использовалась закаленная сталь, которая поднимала эффективность ровно настолько, насколько и его боевую массу. Ну а необходимость в таком высоком уровне бронирования возникла из-за старомодного подхода к бронированию – вместо использования наклонных листов, повышающих шанс на рикошет и непробитие, корпус был полностью прямолинейным и конструкторы рассчитывали лишь на крепкую броню, тем самым лишь усугубляя ситуацию.

В качестве движущей силы использовался дизельно-электрический 12-цилиндровый двигатель Paxman-Ricardo, развивающий мощность до 600 лошадиных сил, передавая вращение на ведущие катки через электро-механическую трансмиссию. Изначально в TOG II использовалась неподрессоренная подвеска, однако в модификации TOG II* были пересмотрены некоторые моменты конструкции и установлена торсионная подвеска. Не смотря на это, танк был не способен развивать скорость выше 14 километров в час, а передвигаться без дозаправки мог не дальше 80 километров.

Испытания длились с 1941 по 1943 год, когда армия Великобритании уже была обеспечена достаточным количеством танков американского производства и больше не нуждалась в подобных тяжелых танках. К тому же и тактика ведения боев к этому времени изменилась и необходимы были скорее средние танки, широко конструируемые британскими разработчиками. Американские Шерманы и их английские модификации вроде Sherman Firefly показали себя в этой войне гораздо лучше громоздких чудищ из прошлого.

Единственный сохранившийся сегодня прототип данного танка представлен в Бовингтонском танковом музее.

Официальное обозначение: TOG \ TOG 2
Альтернативное обозначение: «The Old Gang»
Начало проектирования: 1939 г.
Дата постройки первого прототипа: 1940 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа

Длительный период отсутствия в составе Королевского Танкового Корпуса (Royal Tank Corps — RTC) танков тяжелого типа, вызванный острым финансовым кризисом, завершился лишь в конце 1930-х гг. Наличие подобных машин, оснащенных толстым бронированием и мощным вооружением, способных буквально пробить оборону противника, было вызвано новыми опасениями “окопной войны”, призрак которой будоражил умы британских штабистов более 20 лет. Учитывая эти особенности нетрудно догадаться, что потребовали от конструкторов чиновники из военного ведомства.

Ещё до начала 2-й мировой войны стало ясно, что многобашенная схема утратила былую актуальность. Танки вроде А1Е1 или Т-35 при наличии огромного количества стволов обладали тонким бронированием, и потому на роль “пехотных” совершенно не подходили. На разработку принципиально новых машин тратить усилия и средства совершенно не хотелось. Отсюда был сделан вывод, что RTC совершенно необходим аналог древнего Mk.VIII “Liberty”, но выполненный на качественно новом уровне. Обсуждение требований к танкам для боевых действий в Европе состоялось в июле 1939 года. Весьма примечательно, что в дискуссии участвовал британский министр снабжения и сэр Альберт Стерн, возглавлявший Департамент снабжения танками в годы Первой мировой войны. Очевидно, оба достопочтенных джентльмена полагали, что немцы будут наносить удар непременно по “линии Мажино”, укрепления которой позволяли выдержать длительную осаду. А тут не обойтись без опыта старших товарищей. Итог был вполне закономерным – 5 сентября сэр Альберт Стерн получил предложение сформировать комитет и заняться вместе с танковыми специалистами выработкой требований к тяжелому танку. В комитет также вошли сэр Ю.Теннисон Д’Энкур, генерал Суинтона, мистера Рикардо и майор Уолтера Вильсона. Кроме того, Стерн предложил сэру Уильяму Тритону из фирмы Foster оказать содействие в разработке новой машины. Все эти люди в 1914-1918 гг. принимали непосредственное участие в проектировании и постройке знаменитых “ромбов”, ходовая часть которых как нельзя лучше подходила для преодоления полевых препятствий.

В скором времени комитет запросил Генеральный Штаб британской армии выдать им требования на тяжелый танк, на что было получено предложение посетить Францию и ознакомиться с конструкцией танков союзников. Заодно предполагалось узнать мнение офицеров штаба британского экспедиционного корпуса. Очевидно, желание военных не сильно разошлось с мнением комитета о том, каким должен быть тяжелый танк. В качестве примера “маячил” французский танк B1bis, обладавший всеми необходимыми качествами, но не обладавший достаточно сильным вооружением. Впрочем, компоновка этой машины повторяла технические решения поздних “ромбов”, у которых в передней части корпуса когда-то планировали устанавливать орудие. Так что неудивительно, что ортодоксы танкостроения решили совместить старое и новое, опередив своих союзников.

В октябре 1939 года комитет, которому было присвоено официальное название “Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения”, получил наконец полноценное техническое задание. Конструкция танка предусматривала удлиненный корпус и гусеничный движитель, полностью охватывающий его по высоте и длине. Бронирование корпуса должно было надежно защищать от попадания снарядов 37-мм противотанковых орудий и 105-мм полевых гаубиц на дальности 100 ярдов (91 метр). Собственное вооружение танка можно было условно разделить на два вида: пушка в лобовом листе корпуса предназначалась для разрушения полевых укреплений, а две 40-мм пушки и два 7,92-мм пулемета BESA в бортовых спонсонах предполагалось использовать для “зачистки” вражеских окопов. Скорость ограничивалась 5 миль\ч (8 км\ч), а запас хода не превышал 50 миль (82 км). Столь низкие ходовые качества стали следствием концепции “пехотного танка” – считалось, что машины такого типа не должны были “убегать” от пехоты. К переднему краю фронта танк доставлялся бы по железной дороге.

Военное ведомство, видимо желая перестраховаться, выдало ТТЗ сразу двум фирмам – Foster и Harland & Wollf. На стороне первой работал тот самый Комитет, который применительно для себя использовал аббревиатуру TOG , что означало “The Old Gang” (старая банда). Это же название применялось и к танку, хотя также использовалосьобозначение TOG 1 (TOG №1 ). Кроме того, техническое задание предусматривало установку дизельного двигателя.

Таким образом, эскизный проект TOG, предъявленный в декабре 1939 года, представлял собой соединение передовых технических идей и явных анахронизмов. “Старая банда” не стала отказывать себе в удовольствии разработать многокатковую ходовую часть с жесткой подвеской без упругих элементов. Это значительно упрощало конструкцию и снижало её вес. Тем не менее, проектная масса танка оценивалась в 50 тонн без спонсонов, вооружения и боекомплекта, а мощный дизельный двигатель ещё не появился. Вместо него предложили использовать V-образный 12-цилиндровый дизель Pacsman-Ricardo мощностью 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. Экипаж танка состоял из 8 человек: командир, водитель, артиллерист переднего орудия, заряжающий и четыре танкиста в спонсонах.

Уже на этой стадии проектирования стали очевидны сразу два просчета. Прежде всего, схема вооружения явно не соответствовала реалиям современной войны. Бортовые спонсоны пришлось убрать, а на крыше корпуса теперь предполагалось установить башню с круговым вращением. Второй крупной проблемой стала трансмиссия. Учитывая массу танка схема с планетарным механизмом, предложенная вначале У.Вильсоном, была неприемлема и тогда к работе пришлось привлечь фирму English Electric Company, которая занялась разработкой электрической трансмиссии оригинальной схемы, которая заключалась в следующем. На танке TOG двигатель вращал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, вращавших гусеницы. Штурвал управления был связан с потенциометром, изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях и разница в скорости вращения гусениц приводила к повороту машины.

В доработанном виде проект был принят к реализации в феврале 1940 года и в октябре фирма Foster закончила сборку первого опытного образца. Разработчикам удалось уложиться в 50 “сухих” тонн, однако корпус по-прежнему сохранял вырезы под спонсоны, а на крыше устанавливалась башня от пехотного танка “Matilda II”. Всё вооружение TOG состояло из 75-мм в лобовом листе корпуса и спаренной установки 40-мм пушки и одного 7,92-мм пулемета в башне. Чтобы компенсировать возросшую нагрузку на грунт пришлось также ввести широкие гусеничные траки.

Испытания прототипа танка TOG продолжались долго и трудно. На ходовые тесты танк поступил 27 сентября, а 6-го ноября состоялся его показ представителям армии и Министерства Снабжения (Ministry of Supply — MoF). Масса танка с башне от “Matilda II” и без спонсонов составила 64555 кг. В процессе испытаний силовую установку постоянно преследовали проблемы с перегревом, устранить которые не представлялось возможным. Не удивительно, что двигатель и трансмиссию в конце концов вывели из строя. Ещё одной проблемой стала низкая адаптированность конструкции трансмиссии под установку на танк, работа которой приводила к деформации гусениц и направляющих колес.

Вместе с тем, по основным ходовым качествам TOG вполне устраивал министерство. Основной испытательный цикл был завершен в июне 1941 года, но MoF настояло на продолжении работ по TOG. Для исправления выявленных недостатков на прототипе установили трансмиссию гидравлического типа, после чего танк получили обозначение TOG 1А . Этот вариант тоже оказался неудачным из-за большой инерционности гидравлических пар, делавших управление ненадежным. И всё же, тесты с гидравлическим приводом начались в мае 1943 года, а через месяц танк вернули на завод для дальнейших доработок. Последние данные о TOG 1A относятся к апрелю-маю 1944 г., когда модернизированный прототип прошел дополнительную серию тестов. После этого танк отправили в Чобхэм, где его следы теряются.

Несмотря на то, что позиционная война на Западном фронте давно закончилась капитуляцией Франции и необходимость в подобном танке отпала сама собой, под влиянием сэра У.Черчилля и некоторых других чиновников, горевших желанием непременно пустить в дело новый “ромб”, работы по TOG продолжались. Заказ на доработанный прототип TOG 2 (TOG №2 ) был получен 6 мая 1940 г. Чтобы улучшить технические показатели требовались более радикальные меры, направленные в первую очередь на снижение массы. В итоге обновленная модель получила ходовую часть меньшей высоты, причем спонсоны были оставлены, но пушку в лобовом листе корпуса всё же демонтировали. Теперь основное вооружение, состоявшее из 57-мм орудия, должно было размещаться в башне новой конструкции. Пушки и пулеметы в спонсонах сохранялись, но сами спонсоны так и не были установлены. Впрочем, сразу получить новую башню тоже не удалось, поэтому вместо неё временно установили деревянный макет более простой формы с муляжом орудия. Дизель-электрическая трансмиссия была сохранена, несмотря на проблемы с перегревом, которые постоянно преследовали TOG 1. Изменения заключались в следующем.

Приводным двигателем двух основных генераторов являлся дизель¬ный двигатель, который был связан с генераторами механически. Гене¬раторы питали током электродвигатели каждого борта. Изменение ско¬рости движения машины осуществлялось педалью подачи топлива дизель¬ного двигателя. Ручным рычагом изменения сопротивления тока, пита¬ющего электродвигатель и генератор, обеспечивалась дополнительная регулировка скорости движения машины. Поворотом руля, связанного с потенциометром, изменялось сопротивление тока в обмотках возбужде¬ния двух генераторов. В результате поворота руля в ту или иную сто¬рону увеличивалась выходная мощность электродвигателя противополож¬ного борта (противоположного поворота руля) из-за увеличения в его обмотках напряжения. Другой электродвигатель, питаясь от своего ге¬нератора, передавал мощность на ведущее колесо другого борта, помо¬гая осуществлять поворот. Это являлось одним из способов независи¬мого реверсирования одного из электродвигателей и осуществления раз¬ворота танка на месте (разворот вокруг своей оси). Для осуществления поворота с радиусом равным ширине танка, затормаживалась одна из гусениц с помощью пневматических тормозов.

Прототип пехотного танка TOG 2 совершил первые заводские “пробежки” 16-го марта 1941 года. Никаких особых замечаний дальнейшие испытания не выявили, однако время было безнадежно упущено. Танк обладал максимальной скоростью 14 км\ч и запасом хода до 112 км. Благодаря своей ходовой части TOG 2 мог преодолевать вертикальные стенки высотой до 2,1 м и рвы шириной до 6,4 метров, что безусловно являлось впечатляющим результатом.

Шесть месяцев спустя в конструкцию танка решили внести новые изменения, в связи с чем его название изменилось на TOG 2* Наиболее важной доработкой стало использование торсионной подвески, обеспечившей лучшие ходовые качества. В дополнение к этому на танк наконец установили новую башню и 76,2-мм пушку. Испытания, начавшиеся в апреле 1943 года, подтвердили, что TOG 2* является самым тяжелым (больше 81 тонны) и самым мощным британским танком, но концепция, в соответствии с которой он был построен, давно устарела. Даже несмотря на сильное бронирование TOG уступал по динамическим качествам и вооружению не только немецкому “Tiger”, но даже более слабому Pz.Kpfw.IV с длинноствольной 75-мм пушкой. Маневренная война для таких машин была губительна.

Тем не менее, в 1942 году начались работы по проектированию модификации TOG 2R (R – revised, исправленный), на котором намеревались сократить длину ходовой части за счет окончательного отказа от спонсонов, при сохранении торсионной подвески, 76,2-мм башенного орудия и башни с электроприводом. Дальнейшее развитие тяжелого пехотного танка привело к появлению проекта TOG 3 . Впрочем, ни один из них так и не был реализован.

В отличии от TOG 1A судьба TOG 2*оказалась более счастливой. После войны танк отправили на склад, откуда в скором времени его извлекли, отремонтировали и передали танковому музею в Бовингтоне. Кстати, двигатель Paxman на нем остался “родной”, хотя танк сейчас не на ходу.

Источники:
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американские танки Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель 2003-04-03
P.Chamberlain and C.Ellis «British and American Tanks of World War Two, The Complete Illustrated History of British, American, and Commonwealth Tanks 1933-1945», 1969
David Fletcher «The Great Tank Scandal — British Armour in the Second World War», Part 1, HMSO 1989

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ПЕХОТНОГО ТАНКА

TOG и TOG 2* образца 1941 г.

Heavy Tank TOG
1941 г.
Heavy Tank TOG 2*
1943 г.
БОЕВАЯ МАССА 64555 кг 81284 кг
ЭКИПАЖ, чел. 8 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 10130 ?
Ширина, мм 3120 2080
Высота, мм ? 3050
Клиренс, мм ? ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка в корпусе, две 40-мм пушки в спонсонах и два-четыре 7,92-мм пулемета BESA (по проекту) одна 76,2-мм пушка OQF 17pdr и один 7,92-мм пулемет BESA
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические и телескопические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 62 мм
борт корпуса — 62 мм
корма корпуса — ?
крыша — 25 мм (?)
днище — 12 мм
лоб башни — 62 мм
борт башни — 62 мм
лоб корпуса — 62 мм
борт корпуса — 62 мм
корма корпуса — ?
крыша — 25 мм (?)
днище — 12 мм
лоб башни — 63 мм
борт башни — 40 мм
ДВИГАТЕЛЬ Packsman-Ricardo 12TP, дизельный, 12-цилинжровый, жидкостного охлаждения, рабочим объёмом 3579 см.куб., мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯ электрического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ((на один борт) 24 опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 6 км\ч среднетехническая

12 км\ч максимальная

6 км\ч среднетехническая

14 км\ч максимальная

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 80 км 112 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 2,10
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м 6,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

TOG 1 маневрирует во дворе завода Фостера в Линколне. На борту установлен инклинометр, определяющий угол наклона.

В сентябре 1939 британский Генеральный Штаб инициировал разработку нового перспективного танка А20. Это событие не прошло мимо сера Альберта Стерна - человека-легенды в британском танкостроении. Ранее он являлся секретарём Первого в Мире Комитета Сухопутных Кораблей и во многом благодаря его дальновидности и воле Британия в 1916 году начала первое в мире серийное производство танков. Авторитет сэра Альберта был чрезвычайно велик, но, к сожалению, его самомнение было ещё больше. Он считал, что он и только он знает, каким должен быть новый успешный танк. Через 6 недель после начала работ над А20 Альберт Стерн выступил с инициативой возглавить создание своего, единственно правильного проекта. С этой целью он собрал вокруг себя своих именитых единомышленников, которые участвовали с ним в создании первого танка, ставшего его и их триумфом. Это были Ви.Джи. Уилсон, сэр Виллиам Триттон, Хэрри Рикардо, сэр Эрнст Свинтон, сэр Юстас Теннисон Д’Эйнкорт и другие. Используя своё влияние, он сумел заручиться поддержкой Кабинета Министров и сформировал Комитет Создания Специальной Машины (SVDC). Учитывая прославленный состав ветеранов танкостроения, этот комитет получил неформальное прозвище Старая Банда (The Old Gang).

Поговаривали, что Генштаб не был в восторге от творческого порыва сэра Артура, и поэтому пришлось надавить на некоторых людей, чтобы они присоединились к недавно созданному Комитету. Большинство участников, к тому времени, были уже в преклонном возрасте, и отошли от дел. Впрочем, Рикардо и Уилсон ещё продолжали свои инженерные изыскания.

Старая Банда, опираясь на опыт Первой Мировой, была твёрдо уверена, что новым танкам, в конечном счёте, придётся действовать в условиях развитой системы траншей противника. На их взгляд мировое танкостроение пошло явно не той дорогой, поэтому их танк вернёт заблудших на путь истинный. Естественно, заказ был выдан фирме Виллиам Фостер и Ко., в городе Линколн, которая выпускала первые танки в 1916 году. Предприятие принадлежало участнику Старой Банды Виллиаму Триттону.

В декабре 1939 инженеры Фостреа подготовили эскиз будущего танка.

Артур Стерн настоял на том, что новая машина должна иметь электромеханическую трансмиссию. Ещё в 1916 он безуспешно пытался внедрить эту схему на первые танки, но только в 1940-м ему представился шанс на реванш. Прототип оснащался 12-цилиндровым V-Образным дизелем Паксман на 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. Механическая энергия дизеля передавалась на электрогенератор, который питал током два бортовых электродвигателя, которые приводили в движение ведущие колёса и гусеницы. Коробки передачь не было, а вместо неё реостатом менялось напряжение на каждом электродвигателе, что позволяло регулировать скорость и направление движения танка.

Разработку электрического привода поручили другому ветерану Си. Эйч. Метцу из фирмы Метц и МакЛиллан, хотя за производство отвечала Английская Электрическая Компания.

К маю 1940 заказ увеличили до двух прототипов, которые получили соответствующие названия TOG 1 и TOG 2. Напомним, что TOG - это аббревиатура от The Old Gang - Старая Банда.

В феврале 1940 началсь непосредственная работа над танком TOG - изготовили деревянный макет и заказали некоторые узлы и агрегаты. С первого взгляда дизайн поражал своей архаичностью. Это была узкая, высокая и длинная неповоротливая конструкция, повторявшая концепцию самых ранних танков. Внешне архаичность усиливалась ромбовидной формой корпуса, траками из никелевой стали времён Первой Мировой и пулемётными спонсонами по бокам. Впрочем, пулемётные спонсоны не перешли на прототип, но более современным танк от этого не стал. В лобовом листе разместили 75мм французскую гаубицу, а сверху башню от танка Матильда. Броня должна была выдерживать попадания 47мм бронебойных снарядов, но в последующем её толщина постоянно пересматривалась. На прототипе бортовая броня имела 65мм толщину.

После первых заводских испытаний во дворе предприятия машина была отправлена на полевые испытания, состоявшиеся 27 сентября 1940.

Определив вес правой половины будущего танка - 36 тонн 711,2 кг, конструкторы прикинули, что общий вес машины составит на данном этапе разработок более 73 тонн. Цифра получалась внушительная, и это учитывая, что получена она расчетным путём, на пока ещё полностью не воплощённой в металл конструкции, без реального веса брони, без вооружения, топлива, боеукладки и экипажа. Скорость достигала 13.67 км/ч.

6 октября 1940 состоялась первая официальная демонстрация проекта перед участниками Комитета Создания Специальной Машины (SVDC). Уиллсон на демонстрацию не пришёл, поскольку у него со Стерном сложились весьма натянутые отношения на профессиональном уровне. Причина была в том, что Стерн не имел вообще никакого технического образования, но позволял себе категоричные высказывания о работе специалистов.

После молниеносного триумфа немецких танковых войск во Франции архаичность и практическая бесполезность танка TOG стала более чем очевидна. Наступила эпоха высокоманёвренных и подвижных танков, а TOG никак не отвечал новым требованиям времени. Несмотря на то, что TOG безнадёжно устарел, даже не появившись, работы над ним продолжались. В ходе испытаний выявилось, хотя это было изначально понятно, что танк совершенно неманёвренный, из-за того, что корпус узкий, а опорная поверхность гусениц длинная, но с этим ничего нельзя было сделать в силу самой конструкции машины. Это усугублялось тем, что, как и первые британские танки, TOG I вообще не имел подпружиненной подвески - опорные катки малого диаметра просто жёстко крепились к корпусу. Электромоторы постоянно перегревались. На испытаниях вплоть до 28 мая 1941 машина постоянно была вынуждена останавливаться, чтобы электромоторы не сгорели и могли остыть.

TOG 1 с башней от Матильды

После испытаний, закончившихся в июне 1941, TOG претерпел ряд изменений. Полсе провала с электромеханической трансмиссией, её заменили гидравлической, работы над которой продолжались два года. В мае 1943, машина переименованная в TOG 1A совершила первый выезд. Новое оборудование изготовила Hydraulic Coupling and Engineering Company. После месяца интенсивных испытаний в районе города Линколн, машина вернулась на завод для очередной доработки. В июле были выданы заказы на новые узлы и агрегаты. С того времени танк TOG 1A оставался на предприятии, где весной 1944 в него внесли небольшие изменения. Как только модифицированный TOG 1A был готов, его отправили в Чобхем на огромном 100-тонном транспортёре Пикфордз. Больше о нём ничего не слышали, но в войсках это чудо не появилось.

Заказ на TOG 2 был выдан 6 мая 1940. Точно не известно, зачем на ранней стадии разработок потребовался ещё один дизайн TOG, но скорее всего это связано с вооружением. Механика TOG 2 была идентична TOG 1, а явное отличие просматривалось в гусеницах. Траки времён Первой Мировой так и остались неизменными, подпружиненная подвеска тоже не появилась, но корпус переделали так, что верхняя ветвь гусеницы миновав заднее ведущее колесо опускалась в туннель, через который шла вперёд и на выходе из туннеля поднималась, чтобы попасть на передний ленивец. Опустить гусеницу в туннель пришлось, чтобы расширить корпус под погон большей башни. На деревянном макете боевого отделения была 3-х дюймовая гаубица в лобовом листе, справа от водителя, а по бортам спонсоны для пары пулемётов Besa с каждой стороны. Коробчатая башня TOG 2 напоминала увеличенную версию башни от танка Черчилл Mark III. Вооружение башни состояло из 3-дюймовой гаубицы и 2-фунтовой противотанковой пушки справа и пулемёта Besa слева. Согласно сохранившимся записям броня тоже была внушительно по тем меркам. На макет ставились 63мм чугунные бортовые листы.

Когда 16 марта 1941 танк сделал первый выезд, то на нём ещё стояла гаубица в корпусе, бортовые спонсоны и башня были из дерева, но даже тогда вес машины превышал 48 тонн. Быстро выявились обычные мелкие проблемы, однако перегрев электродвигателей не отмечен, как на TOG 1. К концу марта вместо деревянной башни установили чугунный балласт и вес танка достиг 62 тонн. В мае 1941 деревянную башню вернули и отправили TOG 2 на испытания в Фарнборо. Когда в июне машина вернулась в Линколн, то ей заказали новые траки. Теперь они имели выступы с сетчатым рисунком для лучшего сцепления с грунтом и изготавливались из марганцевой стали. После этого танк сфотографировали со стальной башней ещё большего размера и 3-дюймовой зенитной пушкой (QF 3 inch 20 cwt anti-aircraft). Машина была покрашена в трёхцветный камуфляж.

TOG 1*

В сентябре 1941 в конструкция танка были внесены значительные изменения и поэтому машину переименовали в TOG 2*. От орудия в лобовом листе и бортовых споносонов уже отказались, а бронирование пересмотрели. Главная передача подверглась дальнейшим переделкам, но главное, на танк решили поставить торсионную подвеску, хотя не реализовывали это до апреля 1943. Работа над TOG 2* явно затягивалась, а требования боя на войне быстро менялись. Поэтому конструкторы решили вооружить танк 17-фунтовой пушкой в башне, разработанной Messrs Stothert and Pit из города Бэс. В 1944 эту башню установили на танк А30 Челленджер.

Полноразмерный макет передней части танка TOG 2. В лобовом листе стоит 3-дюймовая гаубица, в башне 3-дюймовая гаубица и 2-фунтовая противотанковая пушка, в боковых спонсонах по 2 пулмёта Беса.

В 1942 конструкторы вдруг решили развернуть гусеницы с заду наперёд, как на танке А20, и теперь выступающая часть на каждом звене была сзади.

TOG 2 с 57мм пушкой

Наконец, в мае 1943 продолжились испытания танка TOG 2*. Особых проблем не возникло и было решено, что, в общем, машина готова, хотя её вес достиг почти 80 тонн. К 27 мая 1943 TOG 2* уже вёл себя на испытаниях полностью безупречно, однако, Военный Офис не проявил желания заказать танк. Согласно правилам, машине надлежало пройти ещё официальные испытания в Чобхеме, но уже было совершенно ясно, что TOG 2*сильно опоздал со своим появлением.

TOG 2 с 57мм пушкой

Пытаясь хоть как-то пристроить своё архаичное детище, конструкторы планировали сделать укороченную на 1,82см версию танка, названную TOG 2R (Revised) и даже обговаривали идею TOG 3. Однако, ничего это уже не было реализовано. TOG изначально создавался для войны, которая закончилась более 20 лет назад. Старая Банда стремясь повторить в TOG свой триумф по сути создавала танк для Первой Мировой войны. То, что эпопея с анахронизмом Стерна затянулась аж до 1944 говорит не только о личном крахе Артура Стерна и его Старой Банды, но и о том, что вместо того, чтобы создавать действительно нужные для Британии танки, очень многие её инженеры практически всю войну занимались изначальной ерундой. Танк TOG хорошо демонстрирует почему и как во время войны в Британском танкостроении сложилась бедственная ситуация.

TOG 1 с башней от Матильды. Сзади на борту виден инклинометр.

Heavy Tank TOG
тяжёлый танк TOG
экипаж

6-8 человек (TOG 2*)

Командир
водитель
помощьник водителя
наводчик
заряжающий
заряжающий

боевая масса 71.16 тонн (TOG 1)
89.6 тонн (TOG 2*)
длина 10.1346м
ширина 3.1242 м
высота 3.048 м
длина ствола 682.7774 см, 65 калибров
вооружение 6-фунтовая пушка (TOG 2)
17-фунтова пушка (TOG 2*)
толщина брони наибольшая:50мм + 25мм дополнительные бронелисты
наименьшая: 25мм
двигатель Paxman Ricardo, V12, 600 л.с.
в раннем варианте с электротрансмиссией
снаибольшая скорость 13.67 км/ч
запас хода около 80 км
преодолеваемый ров 3.6576 м

танк TOG 2* с 17-фунтовой пушкой

источники

David Fletcher -- The Greate Tank Scandal -- HMSO, 1989

Peter Chamberlen and Chris Ellis -- British and American Tanks of World War Two -- Silverdale Books, 2004