«Бдительный»: история службы. «Бдительный»: история службы Адмирал горшков на бпк бдительный

«Бдительный»: история службы

Испытания и первый поход

Торжественный спуск со стапеля в пла­вучий док «Балтика» головного кораб­ля проекта 1135 «Бдительный» состоялся на ПСЗ «Янтарь» 28 марта 1970 года. Пос­ле монтажа нового обтекателя он сошел на воду и встал у достроечной набереж­ной. Швартовные испытания механизмов и устройств завершились к сентябрю.

5 октября на корабле поселился воен­ный экипаж. Немедленно начались интен­сивные занятия по изучению матчасти. Командиром «Бдительного» был назначен один из опытнейших на флоте офицеров-противолодочников капитан 3 ранга Ген­надий Михайлович Генералов. Ранее он командовал СКА-33, БО-342 и СКР про­екта 35а «Гангутец». Командиры боевых частей также подбирались очень тщатель­но - ведь им предстояло осваивать прин­ципиально новую технику.

Сразу после подъема Военно-морско­го флага, состоявшегося 5 декабря 1970 года, «Бдительный» впервые вышел в море. Правда, не обошлось без некото­рых неприятностей: из-за несовершен­ства первой маршевой редукторной при­ставки на холостом ходу швартовный ко­нец намотался на винт. В дальнейшем эту приставку модернизировали, и она могла работать на холостых оборотах в течение получаса (режим «стоп-винт»). Но первый раз в море пришлось выходить с намо­танным на винт канатом, а именные часы от командующего флотом вместо коман­дира получил водолаз, которому доста­лось незапланированное погружение в ледяную декабрьскую воду.

Ходовые испытания проводились с 26 по 31 декабря в Гданьском заливе и Юж­ной Балтике, а испытания буксируемой гидроакустической станции - в районе Лиепаи, где позволяет глубина моря. На мерной линии «Бдительный» развил проектную скорость в 32 узла. Газотурбин­ная установка работала нормально, но однажды брызги со льдом забили возду­хозаборник ГЭУ у носовой надстройки, и ВПК (напомним, поначалу «буревестники» классифицировались как большие проти­володочные корабли) потерял ход. Для выхода из создавшегося положения к воз­духозаборнику подвели паропровод. На последующих кораблях во избежание это­го явления побортно установили «крылья» с дверями.

В течение всех госиспытаний на кораб­ле находились военная и сдаточная (то есть состоявшая из заводских специалис­тов) команды, представители контраген­тов, НИИ и других организаций. Присут­ствовал на борту и главный конструктор проекта Н.П.Соболев.

В целом испытания прошли вполне ус­пешно, но все же головной заказ есть го­ловной заказ. По возвращении на завод приемная комиссия и личный состав вы­сказали около 3000 замечаний. Их в экст­ренном порядке устранили, и в соответ­ствии с планом 31 декабря 1970 года ко­рабль был сдан флоту - правда, без при­ема оружия.

16 марта 1971 года «Бдительный» офи­циально включили в состав 128-й бригады ракетных кораблей ДКБФ. В том же месяце в присутствии заместителя глав­нокомандующего флотом, начальника во­оружения ВМФ адмирала П.Г.Котова со­стоялись первые испытания ПЛУР «Ме­тель» в Гданьском заливе. При этом ад­мирал, желая посмотреть вблизи разво­рот пусковой установки, при повороте ко­рабля едва не вылетел за борт. Спас ад­мирала матрос, подхватив его на леерах. В дальнейшем для отладки и испыта­ний ракетного оружия -«Метели» и «Осы» - ВПК решили отправить на Фео­досийский полигон. Переход с Балтики через Атлантику и Средиземное море на Черное занял 20 дней - с 1 по 20 июня. Формально корабль еще не сдал курса боевой подготовки, но потребность в нем была столь велика, что руководство ВМФ пошло на определенный риск. Для обес­печения работы новейшей ГЭУ через во­енкоматы были призваны из запаса в ка­честве матросов и старшин около 30 специалистов-газотурбинистов, электриков, мотористов, рабочих Южного турбинного завода из Николаева. Но риск оправдал­ся: переход завершился успешно, а тур­бины зарекомендовали себя отлично.

В нейтральных водах над кораблем, естественно, постоянно висела авиация НАТО - новейший корабль вызвал огром­ный интерес у «вероятного противника». На Западе «Бдительный» получил кличку « Krivak ». В зарубежных средствах массо­вой информации появились провокацион­ные сведения, будто новый советский корабль вооружен ударными ракетами с ядерными боевыми частями, способными поражать береговые объекты. Эти дей­ствия были направлены на подрыв дове­рия балтийских стран- Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии - к Советскому Союзу. Однако очень быстро выяснилось, что эта информация - не более чем оче­редная «утка».

Старший на переходе командир 12-й дивизии капитан 1 ранга В.А.Лапенков и командир корабля капитан 2 ранга Г.М.Ге­нералов 20 суток не сходили с мостика. Наконец, 20 июня 1971 года «Бдительный» прибыл в Севастополь, где его встречал командующий Черноморским флотом ад­мирал В.С.Сысоев.

В течение следующего месяца на Фе­одосийском полигоне проводились интен­сивные испытания ПЛРК «Метель» и ЗРК «Оса». Последний, как уже упоминалось, был установлен без отработки углов кач­ки и мер против забрызгивания. Эти за­дачи пришлось решать непосредственно на корабле.

Зенитная стрельба велась по мишени М-6. «Метель» комплектовалась ракетоторпедой без боевого зарядного отделе­ния, стрельба отрабатывалась по подвод­ной лодке-мишени, обшитой деревом. Управляли стрельбой лейтенанты Пронькин и Качанович (ныне контр-адмирал). Во время испытаний в Феодосии на корабль прибыл новый старпом - В.Г.Егоров (в дальнейшем командующий Балтийским флотом, а ныне губернатор Калининград­ской области). Следует отметить, что ко­рабли типа «Бдительный» стали первой ступенькой в служебной лестнице для многих офицеров и адмиралов.

4 августа 1971 года в Севастополе со­стоялся показ корабля руководителям партии и правительства. «Бдительный» посетили генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, главком ВМФ С.Г.Гор­шков, руководство флота и судострои­тельной промышленности. Генсек осмотрел БПК, но особого интереса не проявил. Иное дело главком. Сергей Георгиевич всегда был в курсе состояния дел на каждом новом корабле, хотя их тогда ежегодно строились десятки. На «Бди­тельном» за период испытаний он побы­вал дважды. В этот раз для высоких гос­тей была проведена показательная стрельба двумя ракетоторпедами «Ме­тель».

Акт об успешном завершении государ­ственных испытаний ракетного оружия - ПЛРК «Метель», системы «Старт» и ЗРК «Оса-М» - был подписан 30 сентября 1971 года. На этом основании главноко­мандующий ВМФ принял решение отпра­вить корабль на боевую службу в Среди­земное море. Такого еще не бывало. Формально «Бдительный» не сдал даже курс К-1, но проведенные за полгода ис­пытания показали высокий уровень под­готовки экипажа, который в течение всего периода постройки постоянно осваивал свой корабль. Представители науки и промышленности занимались не только «железом», но и обучением тех, кому будет доверено новейшее оружие. Заня­тия отличались глубокой теоретической проработкой всех вопросов, а у каждого офицера, старшины и матроса имелась секретная тетрадь с конспектами по уст­ройству корабля и по матчасти своей спе­циальности.

Приказ о приеме курсовых задач К-1 и К-2 был подписан командующим Балтий­ским флотом адмиралом В.В.Михайлиным 7 ноября, во время боевой службы. «Бди­тельный» выводился в первую линию и объявлялся по флоту «отличным кораб­лем». Триумф первого года карьеры го­ловного «буревестника» завершился ви­зитом в польский порт Гдыня (5 - 9 ок­тября 1971 года). Это была его первая внешнеполитическая миссия по демонст­рации флага.

26 октября «Бдительный» вернулся в Балтийск. С этого момента 128-ю брига­ду можно было считать «колыбелью» сто­рожевых кораблей проекта 1135. Через нее затем прошли все «буревестники», построенные на заводе «Янтарь». На «Бдительном» отрабатывалась вся орга­низация эксплуатации, ремонта, боевой подготовки и использования корабля. В последующем все вновь построенные еди­ницы сразу после приема в состав ВМФ действовали по отработанной схеме: про­хождение курса боевой подготовки в пол­ном объеме и, зачастую, боевая служба.

Следует отметить, что в те годы, в раз­гар холодной войны, отношение государ­ства к военному флоту было очень вни­мательным. В течение всех испытаний, а порой еще и продолжительное время пос­ле них на корабле находились предста­вители науки и промышленности. Уже сданный флоту корабль опекали, помо­гали морякам, выявляли недостатки и модернизировали различные системы, устройства. Любую возникавшую техни­ческую проблему решали сообща. Моря­ки знали, что они нужны стране, народу, а это, в свою очередь, способствовало воспитанию у них чувства патриотизма и ответственности. Макаровская заповедь «в море - дома» объективно становилась нормой.

За освоение новой техники командир «Бдительного» Г.М.Генералов был на­гражден орденом Красной Звезды. Госу­дарственные награды и премии получили также многие офицеры, ученые, инжене­ры и рабочие-кораблестроители.

В боевом соединении «Бдительный» оказался в самой гуще событий: недавно была сформирована 12-я дивизия, имев­шая своей задачей противостоять амери­канскому господству на Балтике. Совет­ский ВМФ впервые начал практику бое­вых служб на большом удалении от своих баз, чтобы в случае необходимости пре­дотвратить любую попытку ракетно-ядер­ной атаки СССР атомными подлодками потенциального противника на пределе досягаемости их баллистических ракет. Он прибыл кстати.

Хроника службы СКР «Бдительный»

18.7 - 29.11.1972: боевая служба в Средиземном море в составе КУГ-1 вме­сте с ВПК «Бодрый». Впервые отрабаты­валась новая тактика поиска ПЛАРБ но­вейшими кораблями. Имели три контакта с иностранными ПЛ. Входили в состав 5-й ОПЭСК ВМФ СССР. Совершили деловой заход в югославский порт Дубровник вмес­те с крейсером «Октябрьская револю­ция».

28.3 - 18.4.1974: боевая служба в Се­верном море в составе 7-й ОПЭСК.

8.9 - 1.10.1974: боевая служба в Се­верном море.

5-9.10.1974: визит в Гдыню (ПНР) вместе с БПК «Сильный» и крейсером «Свердлов» под флагом Командующего ДКБФ.

14 - 24.4.1977: участие в учениях «Север-77».

28.6.1977: переклассифицирован из БПК 2 ранга в СКР.

18.8.1977 - 2.2.1978: боевая служба в Средиземном море в составе 5-й ОПЭСК в Атлантике и Карибском море. Разведка сил НАТО, поиск ПЛАРБ. Дважды (17.12 -22.12.1977 и 25.12.1977- 14.1.1978) за­ходил в Гавану.

28.6 - 7.8.1978: участие в учениях «Балтика-78».

1-6.9.1978: официальный визит в Данию под флагом заместителя команду­ющего ДКБФ вице-адмирала И.М.Капи­танца.

2-6.10.1978: слежение за ВМС НАТО в Балтийском море.

3- 10.10.1979: официальный дружес­кий визит в Варнемюнде (ГДР).

18.4-27.6.1980: боевая служба в со­ставе 5-й ОПЭСК в Средиземном море. Заход в алжирский порт Аннаба (11 - 17.6.1980), учения «Атлантика-80».

27.9- 1.10.1980: скрытный переход из балтийских проливов в Норвежское море в ходе операции по защите и обороне ТАВКР «Киев» и БПК «Славный».

15.4 - 11.5.1981: официальный дружест­венный визит в Гавану и Сьенфуэгос (Куба). Участие в учениях «Хирон-20» совместно с кубинскими ВМС с 25 по 27.4.1981.

25.5 - 25.7.1982: боевая служба в Сре­диземном море в составе 5-й ОПЭСК. Деловой заход в Аннабу (Алжир, 22 - 29.6), проводка ПЛ К-503 через Гибрал­тарский пролив.

24.7- 1.8.1983: эскортирование ТАВКР «Киев» из Средиземного моря в Балтий­ское.

12.2.1984-25.1.1986: ремонт и модер­низация на ПСЗ «Янтарь».

24.4.1986: выход в море под флагом за­местителя главнокомандующего ОВС Вар­шавского Договора адмирала Н.И.Ховрина.

1 - 28.6.1987: учения ОБЭСК-78, заход в Росток (ГДР) и Гдыню (ПНР). Завоеван приз командующего Балтийским флотом.

12 - 24.7.1988: официальный дружест­венный визит в Щецин (ПНР).

26.8-10.9.1988: участие в тактичес­ких учениях под руководством командую­щего ДКБФ вице-адмирала В.П.Иванова.

20 - 27.12.1988: сопровождение ТАКР «Калинин» с Балтики на Северный флот.

18.5-3.6.1989: учения ОБЭСК-89.

6-10.10.1989: официальный визит в Росток (ГДР) под флагом командующего ДКБФ вице-адмирала В.П.Иванова.

15.1 - 15.7.1990: боевая служба в цен­тральной и юго-восточной Атлантике.

6 - 25.6.1991: официальный визит в Антверпен (Бельгия) с командующим БФ вице-адмиралом В.П.Ивановым на борту.

5.11-26.12.1991: боевая служба в северной Атлантике и сопровождение ТАВКР «Адмирал Кузнецов» от Гибралта­ра до 64° с.ш.

Июнь 1993: маневры НАТО на Балтике « BALTOPS -93». Это были первые в исто­рии совместные военно-морские учения НАТО и России, и участие в них стало по­следним походом «Бдительного».

В 1993 году на СКР не прибыло моло­дое пополнение. Численность экипажа сократилась, что послужило причиной рез­кого падения боеспособности корабля. «Бдительный» медленно «умирал» и 31 июля 1996 года был исключен из состава ВМФ. Попытки сохранить головной «Бу­ревестник» в качестве плавучего музея не увенчались успехом.

Командиры корабля: Г.М.Генералов (1970-1973), В.Г.Булавчик (1973-1976), Н.Н.Новожилов (1976-1978), Л.Н.Шевченко (1978-1982), А.И.Сузый (1982- 1986), В.Ю.Седан (1986-1989), И.В.Белоглазое (1989- 1990), А.В.Егоров (1990- 1994), П.В.Хилько (1994- 1995), В.А.Совран(1995- 1996).

Завершает список командиров СКР «Бдительный» капитан 2 ранга Ермолаев (1996 г.). Ему пришлось нести тяжкое бре­мя «похорон» корабля - списание аппара­туры и техники, утилизацию корпуса. Увы, этот процесс не обошелся без неприятнос­тей. Выявилась недостача оборудования, и командиру пришлось расплачиваться за огрехи своих предшественников.

Проект 1135 с кодовым названием «Буревестник» разрабатывался Северным ПКБ с 1964 по 1966 гт. и предусматривал создание большого противолодочного корабля, основным вооружением которого должны были стать ракето-торпеды 84-Р комплекса «Метель» (УРПК-4). Особенностью корабля являлось наличие, наряду с гидроакустической станцией «Титан-2», расположенной в носовом обтекателе, станции с буксируемой антенной «Вега». При этом из-за относительно небольшой дальности действия гидроакустических станций корабли этого проекта планировалось использовать парами: один поисковый, второй ударный.

Корабли проекта 1135 «Буревестник» - видео

Не исключалась также возможность взаимодействия кораблей с противолодочной авиацией, в частности, с вертолетами ПЛО берегового базирования (своего вертолета ПЛО корабли не имеют). С 1979 г. корабли проекта 1135 классифицируются как сторожевые. Всего с 1982 г. судостроительными заводами им. А. А. Жданова в г. Ленинград, «Янтарь» в г. Калининград и «Залив» в г. Керчь построен 21 сторожевой корабль проекта 1135.
Сторожевые корабли проекта 1135 имеют полубачную архитектуру со сравнительно высоким надводным бортом, что позволяет им хорошо держаться в море при сильном волнении. Благодаря наличию системы стабилизации с бортовыми килями и выдвижными управляемыми рулями успокоения качки, возможно использование оружия при волнении моря до 5 баллов, а буксируемой антенны гидроакустической станции - до 4 баллов.
Корпус корабля - с двойным дном, целиком выполнен из стали. Для обеспечения непотопляемости разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. Надстройки выполнены из легких магниево-алюминиевых сплавов и конструктивно разделены на три блока. Имеется оборудование для действий в условиях применения оружия массового поражения.
Главная энергетическая установка - газотурбинная двух-вальная. На каждый вал работают одна основная (форсажная) турбина М8К мощностью 18 000 л.с. и одна маршевая М62 (для экономичных скоростей хода) мощностью 6000 л.с. Благодаря наличию специальной маршевой редукторной приставки, каждый из маршевых газотурбинных двигателей может работать на оба валопровода, что позволяет повысить экономичность энергетической установки на 25% и довести дальность плавания 14-узловым ходом до 3950 км. Наибольшая скорость хода составляет 30 узлов. Электроэнергетическая система состоит из пяти дизель-генераторов мощностью 500 кВт каждый. Напряжение в сети - 380 В.
При проектировании главной энергетической установки и корабля в целом особое внимание уделялось снижению акустического поля корабля и уровня помех при работе гидроакустической станции. Комплекс реализованных на корабле мероприятий, таких как размещение главных механизмов на подвесных платформах с применением двухкаскадной амортизации, вибродемпфирующего покрытия, малошумные гребные винты и т. п., создал условия для получения хороших акустических характеристик, по величине которых корабли проекта 1135 в свое время были лучшими надводными кораблями в советском флоте.

Основное вооружение корабля проекта 1135 состоит из ракетного противолодочного комплекса «Метель» (УРПК-4) с автономной радиокомандной системой управления «Муссон». Поворотная четырехконтейнерная пусковая установка комплекса «Метель» смонтирована на палубе полубака в носовой части корабля. Благодаря возможности наведения ее в горизонтальной плоскости, атака подводной лодки производится без дополнительного маневрирования кораблем. Стрельба из пусковой установки ведется одиночными ракетами или двухракетным залпом по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля и внешних источников целеуказания (надводные корабли, вертолеты, гидроакустические буи). Дальность стрельбы ракеты 84-Р - около 50 км, ее боевая часть представляет собой самонаводящуюся торпеду АТ-2УМ, которая в расчетной точке отделяется от ракеты, приводняется на парашюте, осуществляет циркуляционный поиск цели, наводится на цель системой самонаведения и поражает ее.


Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение - обе они находятся в кормовой части корабля. Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения - 20 штук.
Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вай-гач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.

К противолодочному вооружению относятся также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата и две двенадцатиствольные 213-мм бомбометные установки РБУ-6000. Поиск подводных лодок осуществляется с помощью гидроакустической станции с подкильной антенной «Титан» или «Титан-2» и станции с буксируемой антенной «Вега».
Зенитное вооружение включает два зенитных ракетных комплекса «Оса-МА» и две спаренные 76-мм артиллерийские установки АК-726.
Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение - обе они находятся в кормовой части корабля.
Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения - 20 штук.

Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вайгач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.
Совершенствование вооружения некоторых кораблей проекта 1135 было осуществлено в конце 80-х годов в ходе их модернизации. Так, корабли «Легкий», «Пылкий» и «Летучий» были модернизированы по проекту 11352. При этом на них демонтировали РБУ-6000, установили две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран» и внесли соответствующие изменения в состав радиоэлектронного вооружения. Сторожевик «Жаркий» модернизирован по проекту 11353 с установкой нового гидроакустического комплекса с подкильной и буксируемой антеннами «Звезда-М1».

Тактико-технические характеристики корабля проекта 1135 «Буревестник»

Водоизмещение, т:
стандартное 2810
полное 3200

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 123 (113)
ширина наибольшая (по КВЛ) 14,2 (13,2)
осадка при полном водоизмещении 4,57

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная (форсажная + маршевая)
форсажных ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М8К - 36 000
маршевых ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М62 - 12 000

Скорость хода наибольшая, узлов 30

Дальность плавания, мили:
ходом 14 узлов 3950
ходом 30 узлов 630

Вооружение:
Противолодочные ракетные комплексы:
тип комплекса «Метель» или «Раструб-Б»
количество ПУ х направляющих 1 х 4 (КТ-106У)
боекомплект 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

Зенитные ракетные комплексы:
количество х тип комплекса 2 х «Оса-МА»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (ЗИФ-122)
боекомплект 40 ЗУР 9МЗЗ

You have no rights to post comments

Российского флота занимают особое место. Разительно отличаясь от своих предшественников не только изящным обликом, но и системами вооружения и средствами обнаружения подводных лодок противника, передовой энергетикой и высоким уровнем автоматизации, эти корабли вывели дальнюю противолодочную оборону страны на качественно новый уровень. Удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех морских и океанских театрах, их возможности не исчерпаны и по сей день. Обладая современным ракетным, зенитным, торпедным и артиллерийским вооружением, СКРы проекта 1135 стали многофункциональными, самыми ходовыми и любимыми у военных моряков. Не случайно они были выпущены самой крупной серией.

Новейшие фрегаты индийских ВМС типа "Тальвар", по праву считающиеся одними из совершенных в мире, представляют собой глубокую модернизацию все тех же "Буревестников", созданных советскими корабелами в 70-е годы.

Проект 1135 «Буревестник» возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы проекта 1123, БПК 1 ранга проектов 1134А и 1134Б, БПК 2 ранга проекта 61, проявившие себя с наилучшей стороны. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана вместе с крейсерами и БПК.

Главная задача сторожевых кораблей - уничтожение кораблей и подводных лодок противника и обеспечение противолодочной, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений кораблей и судов.

Основные ТТХ сторожевого корабля пр.1135:
Водоизмещение:
стандартное 2810 т
полное 3200 т
Длина:
наибольшая 123 м
по ватерлинии 113 м
Ширина:
наибольшая 14.2 м
по ватерлинии 13,2 м
Осадка/высота борта при полном водоизмещении:
носом 7,2/12,2 м
кормой 4,12/7,1 м
на миделе 4,28/9,56 м
Энергетическая установка: 2 ГТУ по 17.000 л.с. форсажный режим (маршевый - по 6.000), 2 винта фиксированного шага
Скорость: 32 узла (экономический ход - 14узлов)
Дальность плавания: 1290 миль (30 узлов), 5000 миль (14 узлов)
Автономность: 30 суток
Вооружение: УРПК-5 "Раструб" (4 ПУ); 2 х 2 ПУ ЗРК "Оса" (40 ракет 9M-33); 2 х 76-мм универсальных АК-726; 2 х 4 533-мм ТА; 2 х 12 РБУ-6000; 20 мин, 4 ПУ дипольных отражателей РК-16.
На кораблях проекта 1135М орудийные спаренные установки АК-726, заменены на артустановки АК-100 и стоит РЛС управления артогнём МР-114 "Лев"
РЛС: навигационные РЛС "Дон-2" или "Миус" и "Волга" или МР-212/201 "Вайгач-У", РЛС обнаружения воздушных целей МР-310У "Ангара-М", РЛС управления огнем "Муссон" (ПКР), МПЗ-301 "База" (ЗРК), МР-105 "Турель" (АУ)
ГАК: подкильная ГАС МГ-332 "Титан-2", буксируемая ГАС МГ-325 "Вега", система звукоподводной связи МГ-26, эхолот НЭЛ-5
Экипаж: 197 человек, в том числе
23 офицера,
27 старшин,
147 матросов.

В 1983-1984 годах сторожевой корабль «Жаркий» был модернизирован по проекту 11353 на заводе им. А.А.Жданова с размещением нового ГАК «Звезда-МГ» для отработки. При этом его стандартное водоизмещение увеличилось более чем на 350 тонн.

В 1983 году был разработан проект 11352 с размещением на кораблях ПКРК «Уран». Однако реализация его из-за срывов сроков создания нового поколения тактических ПКР затянулась до начала 1990-х годов. До развала СССР и обвального сокращения ВМФ удалось провести модернизацию только двух кораблей: «Ленинградский комсомолец» и «Пылкий». На них место снятых РБУ-6000 были установлены по две счетверённые ПУ ПКР «Уран», вместо РЛС «Ангара» установлена «Фрегат-МА», вместо ГАС «Титан-2» – ГАС «Титан-2Т». Правда прошедшие модернизацию корабли плавали без ПКР из-за их неготовности (на западе они именовались «Modified Krivak-I class»).

Данным материалом я открою давно запланированную серию отчетов и заметок, посвященных кораблям проекта 1135 (шифр "Буревестник"). До недавнего времени в металле их оставалось четверо плюс один(разных модификаций), но 1 (2 корпуса) корпус летом-осенью ушли, как говорится, на небо... Запись задумывалась как рассказ об СКР "Ладный", но походу поисков переформатировалась в более обширный обзор
Автор не ставит целью энциклопедическую точность повествования .


2. Согласно данным свободной энциклопедии, кораблей проекта 1135 заводы ССЗ «Янтарь» (Калининград) и ССЗ "Залив" (Керчь) построили в количестве 17 шт, (а со всеми модификациями - 40 корпусов, 1 корпус разобрали в 1995 году)Вот только представители проекта 1135: СКР "Бдительный", СКР "Бодрый", СКР "Свирепый", СКР "Сильный" (без фото), СКР "Достойный"(без фото)

2.2 СКР "Деятельный", СКР "Ретивый", СКР "Беззаветный"(навал в Черном море, об этом отдельно),

2.3 СКР "Задорный", СКР "Безукоризненный", СКР "Ладный"

2.4 СКР "Порывистый"

На основе кораблей проекта 1135 (шифр "Буревестник") были выпущены различные модификации.
- 1135М (Krivak-II class) - модернизация проекта 1135 с водоизмещением 3 000 тонн. Вместо АК-726 установлены 100мм АК-100 с РЛС управления «Лев», заменена ГАС на «Титан-2Т»
- 11351 (Krivak-III class) - пограничный сторожевой корабль, шифр - «Нерей». Вместо комплекса ПЛУР размещена одна 100мм АУ АК-100, вместо всего кормового комплекса вооружения была размещена ВПП с ангаром для вертолёта и 30мм автоматы АК-630 с РЛС управления «Вымпел». Также была размещена новая подкильная ГАС «Платина-С» и буксируемая ГАС «Бронза».
- 11352 (Modified Krivak-I class) - модернизация проекта 1135. Заменены - РБУ-6000 на ПКРК «Уран», РЛС «Ангара» на «Фрегат-МА», ГАС «Титан-2» на ГАС «Титан-2Т».
- 11353 (Modified Krivak-I class) - модернизация проекта 11352 с водоизмещением 3150 т. Заменены ГАК на «Звезда-МГ».
- 11356 - экспортный проект на базе 11351.
- 11356 - проект на базе 11356 для ВМФ ВС России

3. Как я писал выше, до наших дней дожили 4 (5) корпуса корабля в разных модификациях. Ну почти дожили. В этом году от нас на небеса ушел СКР "Дружный". В начале 2000-х г.г. его купили и переоборудовали в торгово-развлекательный комплекс, но по своему новому назначению он так и не работал, встав с 2003 года у берегов Химкинского водохранилища

3 марта 2016 года, Химкинское водохранилище. Автор: Pantikapey

3.1 Не найдя покупателя, готового выложить за корабль 120 млн. рублей, хозяин решил сдать его на слом... Видимо у страны есть деньги на войны, но нет денег на историю, что печально. Как корабль выглядел до распила, можно посмотреть в этой записи у alexdoomer2009 . Исходя из фотографий alexdoomer2009, состояние корабля было близким для создания музея на его базе.

Видео как его пилили. Я смотреть не могу...

4. СКР "Пылкий" обрел не надолго новую жизнь путем модернизации корабля по проекту 11352: ему заменили РБУ-6000 на ПКРК «Уран», РЛС «Ангара» на «Фрегат-МА», ГАС «Титан-2» на ГАС «Титан-2Т». В 2012 году он был конвертован.

3 октября 2012 г.

5. В ходе моих поисков по сети.. нашелся еще один корабль из "Буревестников", который ушел на небо в 2016 году. Это СКР "Неукротимый". На корабле в 2008 году случился пожар, а в 2012 году он затонул прямо у причала в Балтийске.

5.2 В октябре 2016 года корабль "укротили" до состояния иголок.

8 октября 2016 г.

6. Из всех 17 кораблей "чистого" проекта 1135 в боевом состоянии дожил до настоящего времени СКР "Ладный" (Черноморский флот).

23 февраля 2016 года.

6.1 Сейчас ему устанавливают турбины, снятые с конвертованного БПК "Керчь".

7. Еще один корабль из стаи "Буревестников" служит так же на Черноморском флоте. Это сторожевой корабль модернизированного проекта 1135М - СКР "Пытливый". Отличается от СКР "Ладный" установленными артустановками 100мм АК-100 с РЛС управления «Лев» взамен 76мм АК-726, так же заменена ГАС на «Титан-2Т».

9 мая 2015 г.

8. Так же согласно данным свободной энциклопедии пограничных вариантов "Буревестников" проекта 11351 (шифр "Нерей) осталось на ходу или на воде - 4 корпуса. Это ПСКР "Дзержинский":


2015 года (?) Фото

Вооружение

Ракетное вооружение

  • 1х4 - ПУ ПЛРК УРПК-4 «Метель»;
  • 2х2 - ПУ ЗРК 4К33 «Оса-М».

Артиллерийское вооружение

  • 2x2 - 76-мм АУ АК-726;
  • 2x1 - 45-мм/69 орудий 21КМ.

Минно-торпедное вооружение

  • 2×12 - РБУ -6000 «Смерч-2»;
  • 2×4 - 533-мм ТА ЧТА-53-1135;
  • 10-18 мин заграждения.

Радиотехническое вооружение

  • РЛС МР-310А «Ангара-А»;
  • НРЛС «Волга»;
  • СОКС МИ-110Р, МИ-110К;
  • ГАК МГС-400К, МГ-332 «Титан-2», МГ-325 «Вега»;
  • РЭБ МП-401С «Старт-С», ПК-16 (4 ПУ КЛ-101);
  • БИУС «Требование-М».

Однотипные корабли

«Свирепый», «Сильный» и др. - всего 21 ед.

Бдительный - сторожевой корабль ВМФ СССР и ВМФ РФ проекта 1135 . 21.7.1968 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде и 20.12.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.3.1970, вступил в строй 31.12.1970 и 20.2.1971 включен в состав ДКБФ. 14.6-29.7.1972, находясь в зоне военных действий при несении боевой службы на Средиземном море, выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 5 - 9.10.1973 и 20 - 24.7.1974 нанес визиты в Гдыню (Польша), 4-9.1.1979 и 5 - 9.10.1989 - в Росток (ГДР), 19-27.7.1980-в Щецин (Польша), 15-21.4.1981-в Гавану (Куба) и 15- 20.6.1991 - в Амстердам (Нидерланды). В 1987 г. завоевал приз ГК ВМФ по противолодочной подготовке (в составе КПУГ), а в 1988 г. - приз ГК ВМФ по зенитной подготовке (в составе КУГ). В июне 1993 г. участвовал в учениях стран НАТО на Балтийском море. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 31.7.1996 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.7.1997 расформирован и в конце 1997 г. продан фирме с Вирджинских о-вов для разделки на металл.

Предистория

Сторожевые корабли типа «Бдительный» (или «буревестники», как их еще называют по кодовому наименованию проекта) в истории отечественного флота занимают особое место. Разительно отличаясь от своих предшественников не только стремительным и изящным силуэтом, но и принципиально иными системами вооружения и средствами обнаружения, передовой энергетикой и высоким уровнем автоматизации, эти этапные в своем классе корабли вывели дальнюю противолодочную оборону на качественно новый уровень. В целом удачная конструкция обеспечила им долгую активную службу на всех морских и океанских театрах.

Краткая история развития сторожевых кораблей проекта 1135 "Буревестник"

Строительство кораблей серии велось на 3 судостроительных заводах (ССЗ имени А.А. Жданова (Ленинград); ССЗ "Янтарь" (Калининград); ССЗ "Залив" (Керчь)) в трёх основных модификациях - проекты 1135 (21 ед., 1968-1981), 1135М (11 ед., 1973-1981) и 1135.1 (в варианте пограничного сторожевого корабля, 7 ед., 1981-1990), отличающихся водоизмещением и вооружением.

Проект 1135 "Буревестник" возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы проекта 1123, БПК 1 ранга проектов 1134А и 1134Б, БПК 2 ранга проекта 61, проявившие себя с наилучшей стороны. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана вместе с крейсерами и БПК.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта "1135 Буревестник" было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - "длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем". Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом же корабль и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих "одноклассников", что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК 28 июня 1977 г. эти корабли были переклассифицированы из больших противолодочных II ранга в сторожевые корабли.

Статус на 2007 г. Корабли пр.1135 широко использовались на всех флотах в качестве основного боевого корабля морской зоны. Они были распределены по флотам следующим образом: 7 - на Балтике, 5 - на Севере, 4 - на Тихом океане и 5 - на Чёрном море (один впоследствии переведён на БФ).

Предшесвенники

Новым шагом в развитии и становлении больших противолодочных кораблей, сориентированных на борьбу не только с многоцелевыми подводными лодками, но и для поиска и уничтожения атомных ракетных подводных лодок стратегического назначения, явились корабли проекта 1134-А . Головной корабль «Кронштадт», построенный на заводе «Северная верфь» в Ленинграде, вступил в строй в 1969 году.

Ударный ракетный комплекс П-35, который имелся в проект, был заменен комплексом управляемого ракетного оружия «Метель». Противолодочный комплекс «Метель» состоял из двух счетверенных ненаводящихся пусковых установок с 8 ракетами. Дополнительно к этому на корабле размещались две 12-ствольные реактивные бомбовые установки РБУ-6000, две реактивные бомбовые установки РБУ-1000 и два пяти-трубных калибра 533 мм торпедных аппарата.

Одновременно было усилено зенитное ракетное оружие пут< установки комплекса «Шторм» в составе 2 спаренных наводящих пусковых установок (боекомплект 96 ракет). Кроме этого, на корабле предусматривались два спаренных 57-мм автомата АК-725 (позднее дополнительно были установлены 430-мм автомата АК-630).

Для хранения вертолета предусматривался стационарный ангар, частично расположенный в корпусе и снабженный подъемным устройством. Размещение на корабле противолодочного ракетного комплекса «Метель», гидроакустического комплекса «Титан-2» при наличии постоянного базирования вертолета значительно усиливали боевой потенциал корабля в борьбе с подводными лодками.

Для обнаружения воздушных и надводных целей на корабле были установлены две радиолокационные станции: РЛС «Восход» и РЛС «Ангара-А». Автоматизированное управление оружием осуществлялось с помощью боевой информационно-управляющей системы БИУС «Корень». Водоизмещение корабля нормальное составляло 6400 т, полное - 7800 т, длина - 158,5 м, ширина - 16,9 м, осадка - 7,8 м, скорость полного хода - 34 уз., дальность плавания экономическим ходом -10 500 миль. Экипаж - 360 человек.

Всего по проекту -А было построено 9 кораблей, которые получили следующие названия: «Адмирал Исаков», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Макаров», «Хабаровск», «Адмирал Октябрь-ский», «Адмирал Исаченков», «Маршал Тимошенко», «Василий Чапаев», «Адмирал Юмашев».

В дальнейшем в связи с настоятельной необходимостью наращивания сил противолодочной борьбы было принято решение о строительстве противолодочных надводных кораблей с усиленным составом вооружения. Проект нового корабля был разработан Северным проектно-конструкторским бюро в Ленинграде и получил наименование 1134-Б. Головной корабль «Николаев» был принят в состав флота в сентябре 1971 года. Большой противолодочный корабль проекта 1134-Б предназначался для действий в составе поисково-ударных групп по поиску и уничтожению атомных ракетных подводных лодок в удаленных районах океана.

комплекс Оса

Отличительной особенностью корабля по сравнению с проектом 1134-А являлось: усиление зенитного вооружения за счет увеличения запаса ракет для, дополнительного размещения двух пусковых установок (40 ракет), замены двух спаренных 57-мм артустановок АК-725 на две спаренные 76-мм артустановки АК-726; усиление гидроакустического вооружения путем дополнительно¬го принятия буксируемой станции «Вега»; установка боевой информационно-управляющей системы (БИУС) «Аллея».

На БПК «Азов» был установлен ЗРК «Форт» (24 ракеты) вместо одной кормовой ракетной установки ЗРК «Шторм». Большой противолодочный корабль проекта 1134-Б имел нормальное водоизмещение - 8000 т, полное - 9700 т, длину - 173,2 м, ширину - 18,6 м, осадку - 6,7 м, скорость полного хода - 34 уз., дальность плавания экономическим узловым ходом - 9000 миль, автономность - 30 суток. Экипаж - 340 человек, из них 43 офицера.

Всего по проекту 1134-Б было построено 7 кораблей, которые получили следующие названия: «Николаев», «Очаков», «Керчь», «Азов», «Петропавловск», «Ташкент» и «Таллин».

Описание конструкции

Фома носовой оконечности - бульбообразная. Это способствует уменьшению волнообразования и сопротивления воды движению судна. Нос - клиперский. Это форма дает более стремительную форму и уменьшает заливаемость палубы. Форма кормовой оконечности - транцевая.

Основные помещения

Основные помещения находятся в надстройке на полубаке, состоящей из трех частей; В первой и самой большой на нижнем ярусе расположены каюты командира и его заместителя, флагманская, а так же просторная кают-компания с буфетной. Ярусом выше - главный командный пост (ГКП), ходовая и штурманская рубки, посты ПВО, ПЛО, БИП. Во второй части сосредоточены агрегатные помещения станции управления огнем "Турель" и ЗРК "Оса".

Третья объединяет трубу и помещение кормового ЗРК. Служебные и жилые помещения находятся на главной палубе под полубаком. Здесь расположены каюты офицеров и мичманов камбуз и матросская столовая. По главной палубу проходит сквозной коридор от юта в нос, раздваиваясь вокруг шахт ЗРК. В кормовой части находится помещение БУГАС "Вега" с оригинальным подъемно - опускным устройством ПОУКБ-1 Эта разработка Зеленодольского ПКБ обеспечивает открытие и закрытие транцевой крышки, погружение в воду, буксировку, подъем и установку на штатное место тела буксируемой ГАС на ходу корабля не менее 9 узлов.

Пост энергетики и живучести (ПЭЖ) размещен ниже главной палубы в носовом машинном отделении по правому борту, как бы "задом наперед". Это создает некоторые неудобства: молодые матросы зачастую путают борт. Пост аварийного управления (ПУА) - в кормовом машинном отделении. Первоначально все корабли имели наружный трап на полубак, но в 80-х годах. После нескольких случаев падения матросов, трапы на балтийских СКРах демонтировали.

Рангоут представлен одной фок-мачтой ажурной конструкции с решетчатым реем и сильно оттянутой в корму стеньгой, тоже ажурной. Здесь размещаются антенны радиотехнических устройств и связи, ходовые антенна РЛС "ангара" с двумя параболическими рефлекторами. Следует отметить, что рангоут хорошо гармонирует с изящным силуэтом корабля и придает ему стремительность и легкость.

Конструктивные особенности корабля

По архитектуре корпус корабля проекта 1135 выделялся удлиненным полубаком, округлыми обводами, клиперским форштевнем, большим развалом шпангоутов в носовой оконечности, плоской низкой кормой и строительным дифферентом на нос. Набор корпуса смешанный, Характерная особенность обводов - малые углы заострения ватерлиний. В технологическом отношении особенностью нового корабля было применение нетрадиционных конструкционных материалов - алюминиевых сплавов АМГ для всех надстроек, дымовой трубы и мачты, а также титана для сложных по своей конфигурации обтекателей подкильной и буксируемой гидроакустических станций

Корпус - из стали марки МК-35.

Палубные надстройки и внутренние переборки помещений изготовлены из алюминиево-магниевого сплава АМГ-61. Во избежание коррозии от возникновения гальванопар соединение легких выгородок со стальным корпусом предусматривалось на биметаллических вставках вместо клепаных соединений. Надстройка основного типа находится на полубаке и состоит из трех отдельных частей.

Спереди к первой части надстройки примыкают отсеки РБУ и ЗРК "Оса".

13 стальных переборок делят корабль на 14 водонепроницаемых отсеков.

Судовые устройства

Спасательные средства - 20 надувных аварийных плотиков ПСН-10. Они штатно размещены на надстройке и могут принять весь личный состав корабля. Это новшество позволило заменить жесткие металлические плотики, использовавшиеся ранее. Кроме того, имеются шлюпка ял-6 и дизельный катер.

Энергетическая установка (СЭУ)

Характеристика главного двигателя

Газотурбинная энергетическая установка СКР проекта 1135 включает в себя два агрегата М7К, каждый из которых состоит из одной маршевой газовой турбины ДО63 и одной форсажной ДК59. Маршевые двигатели мощностью по 6000 л. с. монтируются на подвесных платформах. Форсажные мощностью по 18 000 л. с. подключаются на валопроводы через шинно-пневматические муфты. Все турбины имеют газовый реверс. Новшеством стала маршевая редукторная приставка, позволяющая работать на оба вала как обоим маршевым двигателям, так и каждому двигателю в отдельности. Это улучшило экономичность ГЭУ на 25%.

Время пуска турбин из холодного состояния - не более трех минут. Полный запас топлива - 450 - 550 т, но возможен его сверхнормативный прием в перегруз. Расход топлива на одну милю на технико-экономическом ходу (14 узлов) - 100 кг, на оперативно-экономическом (17 уз.) - 143 кг, на полном (32,2 узла) - 390 кг. В среднем суточный расход топлива в походе - около 25 т. Дальность плавания полным ходом-1290 миль, оперативно-экономическим - 3550 миль, технико-экономическим - 5000 миль. Срок службы газовых турбин Д063 - 12 лет, ДК59 - 25 лет; ресурс до капремонта - 20 000 часов.

Размещение газотурбинных агрегатов - попарное, в двух смежных отсеках. Газоходы выведены в одну трубу. Воздухозаборники находятся в кормовой части надстройки. Управление ГЭУ - дистанционное.

При проектировании "Буревестника" особое внимание уделялось снижению физических полей корабля и уровня помех работе ГАС. Исследования в этом направлении выполнялись совместно Северным ПКБ и ЦНИИ имени А.Н. Крылова. По их результатам на "одиннадцать-тридцать пятых" применены двухкаскадная амортизация главных механизмов, вибродемпфирующие покрытия, установлена система пузырькового облака "Пелена". В результате СКР проекта 1135 имели для своего времени очень низкий уровень акустического поля и были самыми малошумными надводными кораблями советского ВМФ.

Валопровод и движитель

Движителем называют такое судовое устройство, которое, используя работу двигателя, создает в воде упор - силу, способную двигать судно в заданном направлении.

У судов типа "Буревестник" движителем являются гребные винты - четырехлопастные, малошумные, переменного шага, с обтекателем. Вес каждого 7650 кг, диаметр 3,5 м. Число оборотов гребного вала - 320 об/мин. В 80-х годах на балтийских кораблях установили новые пятилопастные винты, но улучшения характеристик это не дало. В конце концов вернули прежние, четырехлопастные.

Судовые электроэнергетические системы

Изначально судовая электростанция состоит из пяти дизель-генераторов ДГАС-500/1МШ мощностью 500 кВт каждый. Имелись также три хладомашины МХМ-180. В дальнейшем они были заменены. В результате чего в составе электроэнергетической системы корабля предусматриваются две электростанции мощностью по 1600 кВт, в состав каждой из которых входят два дизель-генератора мощностью 800 кВт каждый, два трансформатора напряжением 380/220 В, один главный распределительный щит и один пульт системы автоматизированного управления электроэнергетической системой корабля "Ангара-11356". Система управления "Ангара-11356" - это новая разработка на современной элементной базе, которая отрабатывалась на головном корабле.

Электроэнергетическая система корабля проекта 11356 в сравнении с системами кораблей типа проекта 1135 имеет ряд преимуществ: - наличие двух перемычек на 380 В между электростанциями вместо одной, что повышает надежность и живучесть системы; - внедрение в сеть освещения стандартизированного напряжения 220 В вместо 127 В; - наличие двух щитов питания с берега, вместо одного; - применение новой современной микропроцессорной системы управления "Ангара-11356".

Кроме того, на корабле применены новые типы автоматических выключателей, новые типы электродвигателей и другое современное электрооборудование. По техническому уровню, структуре, качеству электроэнергии и некоторым другим параметрам электроэнергетическая система корабля идентична электросистемам современных зарубежных кораблей типа "Bremen", "Norfolk" и другим.

Вооружение

Противолодочное оружие

Главное оружие СКР проекта 1135-противолодочные управляемый ракетный комплекс УРПК-4 "метель" с автономной системой управления "Мусон". Комплекс состоит из твердотопливной телеуправляемой ракеты 85Р с боевой частью - самонаводящейся противолодочной торпедой, пусковых установок, корабельной системы наведения и предстартовой автоматики. Разработчики комплекса - МКБ " Радуга" (г. Дубна, главный конструктор А.Я. Березняк) и ВНИИ "Альтаир" (главный конструктор Г.Н. Волгин).

Пусковые установки КТ-106 имеют четыре контейнера и наводятся в горизонтальной плоскости, что позволяет производить атаку без дополнительного маневрирования. Стрельба УРПК-4 производится двухракетными залпами или одиночными ракетоторпедами по данным собственных ГАС и внешних источников целеуказания - кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 50 км. Система управления позволяет корректировать траекторию полета ракеты в зависимости от изменения текущего акустического пеленга на цель.

В качестве боевой части ракеты 85Р используется самонаводящаяся торпеда АТ-2УМ (разработчик - НИИ "Гидроприбор", главный конструктор В.С. Осипов). По команде корабельной системы управления торпеда в расчетной точке нахождения ПЛ отделяется от ракеты и приводняется на парашюте, затем заглубляется, проводит циркуляционный поиск системой самонаведения и поражает цель. Глубина погружения торпеды АТ-2УМ - 400 м. Скорость в режиме поиска - 23 узла, в режиме наведения - 40 узлов. Дальность хода - 8 км. Радиус реагирования активно-пассивной системы самонаведения торпеды - 1000 м, масса заряда ВВ - 100 кг.

Дальнейшим развитием УРПК-4 стал комплекс УРПК-5 "Раструб" с ракетоторпедой 85РУ, способной поражать не только подводные, но и надводные цели (так попытались скомпенсировать отсутствие на "буревестниках" противокорабельных ракет). При этом целеуказание может поступать со всех радиолокационных станций корабля. Боевая часть ракетоторпеды - торпеда УМГТ - по сравнению с АТ-2УМ имеет большие скорость хода и радиус реагирования ССН. Создание противолодочного комплекса "Метель" заставило американцев срочно отрабатывать приемы по уклонению от атак. По их мнению, наиболее эффективными методами были уход на глубину, близкую к предельной (что могло вызвать разрушение торпеды), или резкое всплытие аварийным продуванием всех ЦГБ одновременно с дачей полного хода. Так появился известный ныне по американским кинофильмам "прыжок дельфина" - стремительное "выпрыгивание" субмарины на поверхность.

В дополнение к комплексу УРПК "буревестники" получили по две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 "Смерч-2". Это широко распространенное в нашем флоте оружие, разработанное Московским ИТТ МОП (главный конструктор В.А. Масталыгин), принято на вооружение в 1961 году. РБУ-6000 представляет собой стационарную наводящуюся в двух плоскостях пусковую установку с двенадцатью стволами. Запас глубинных бомб РГБ-60 расположен под пусковой установкой в погребе. Заряжание пакета стволов производится с помощью дистанционно управляемого устройства, в которое бомбы из погреба подаются специальным подъемником. После загрузки последнего ствола РБУ автоматически переходит в режим наведения, а после израсходования всех бомб - снова в режим заряжания: пакет стволов опускается на угол 90° и разворачивается для заряжания очередного ствола по курсовому углу.

Зенитное оружие

Зенитные ракетные комплексы малой дальности "Оса" для сухопутной армии и "Оса-М" для ВМФ создавались в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27 сентября 1960 года. Разработка велась в НИИ-20 ГКРЭ (главный конструктор В.П. Ефремов) по единому ТТЗ и без существенных различий. Обе модификации ЗРК используют одну и ту же ракету 9МЗЗ.

В состав комплекса, помимо пусковой установки, входят средства сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд, а также РЛС обнаружения. Дальность обнаружения цели, летящей на высоте 3,5 - 4 км, составляет около 25 км, на больших высотах - до 50 км. Возможен прием целеуказания и от корабельной РЛС воздушного наблюдения. Координаты опознанной цели поступают в систему сопровождения для наведения антенного поста по пеленгу и допоиску по углу места. Совмещение режимов обнаружения и захвата сокращает время реакции комплекса на 6 - 8 с.

При стрельбе, после схода с направляющих, ракеты находятся в неуправляемом автоматическом режиме полета до их захвата станцией визирования ракет. Далее наведение на цель осуществляется с использованием командного метода управления по одному из вариантов: "трехтонка", или "половинное спрямление" по воздушным целям, "трехточка в режиме НЛЦ" по низколетящим целям и метод "фи" по надводным целям. При приближении ракеты к цели подается команда для взведения радиовзрывателя и снятия последней ступени предохранителя. По этой команде радиовзрыватель начинает излучать радиоимпульсы. При определенном уровне отраженных от цели сигналов происходит подрыв боевой части. Предельный радиус срабатывания - 15 м. В случае промаха подается команда отключения радиовзрывателя. Ракета выводится к уровню воды и самоликвидируется подрывом БЧ от часового механизма или разрушается при ударе о воду.

Ракета 9МЗЗ - одноступенчатая, с двухрежимным твердотопливным двигателем. Стартовый заряд - телескопический, маршевый - одноканальный. Ракета скомпонована по аэродинамической схеме "утка", то есть имеет рули в носовой части. Четыре крыла конструктивно объединены в крыльевой блок; последний установлен подвижно относительно корпуса и может свободно вращаться. Пусковая установка комплекса "Оса-М" - ЗИФ-122 - в походном положении убирается под палубу в погреб, в котором также находится боекомплект. Направляющие балки в опущенном состоянии располагаются вертикально. Ракеты размещаются на четырех барабанах по пять штук на каждом. При переходе в боевое положение подъемная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты, а после пуска второй пусковые балки автоматически становятся вертикально, поворачиваются к ближайшей паре барабанов, и подъемная часть ПУ опускается за очередной парой ракет. Время перезаряжания установки - 16 - 21 с, скорострельность - 2 выстр. /мин по воздушным целям, 2,8 - по надводным. Время переноса огня на другую цель - 12 с. Вес ПУ без боекомплекта - 6850 кг.

На "Бдительном" были установлены ЗРК "Оса-М" с заводскими номерами 4 и 5. В 1973 году на вооружение поступил усовершенствованный вариант ЗРК "Оса-М2", а в 1979-м - "Оса-МА". У последнего минимальная высота поражения уменьшилась с 60 до 25 м. В первой половине 80-х годов комплексы прошли модернизацию с целью повышения эффективности борьбы с низколетящими противокорабельными ракетами. Модернизированный ЗРК "Оса-МА-2" мог поражать цели на высотах от 5 м.

Артиллерия

Артиллерийское вооружение СКР проекта 1135 - арткомплекс АК-726-МР-105, состоящий из двух 76,2-мм спаренных автоматизированных артустановок АК-726 и системы управления стрельбой МР-105. Башни имеют легкое бронирование. Охлаждение стволов - забортной водой в перерывах между стрельбой. Подача боезапаса в приемники орудий осуществляется из подбашенного отделения элеваторами подачи отдельно для каждого автомата. В обоймах - по два патрона; подача их в подбашенное отделение на стеллажи артустановки производится вручную из корабель- ных артпогребов через окна в неподвижном барбете палубы (в перерывах между стрельбой). Управление механизмами наведения - дистанционное от приборов управления стрельбой МР-105 или ручное. Начиная с 22-го корабля серии вместо комплекса АК-726-МР-105 устанавливался АК-ЮО-МР-145 из двух 100-мм одноорудийных артиллерийских установок АК-100 и системы управления стрельбой МР-145. Последняя включает в себя двухдиапазонную РЛС сопровождения целей, телевизор, лазерный дальномер, аппаратуру селекции подвижных целей и помехозашиты. Она обеспечивает прием целеуказаний от общекорабельных средств обнаружения; точное измерение параметров движения воздушных, береговых и морских целей; выработку углов наведения для двух артустановок; корректировку стрельбы по морской цели по всплескам; автоматическое слежение за артиллерийским снарядом. Инструментальная дальность действия - 75 км. Вес системы - 8 т. Кожух артустановки АК-100 легко бронирован, охлаждение стволов - водяное. Подбашенное пространство герметизируется пенополиуретаном. В боекомплект входят снаряды для поражения воздушных, морских и береговых целей, а также в инертном исполнении (без заряда ВВ).

ТТХ артиллерийских систем

ТТХ РБУ-6000 «Смерч»

РБУ 6000 СМЕРЧ

Минно-торпедное оружие

На всех "буревестниках" установлено по два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата ЧТА-53-1135. Типы используемых торпед - СЭТ-65 или 53-65К. В кормовой части палубы имеются минные рельсы, на которые можно принять 16 мин ИГДМ-500, 12 КСМ или 14 КРАБ.

Бортовое навигационное оборудование

Штурманское оборудование состоит из гирокомпаса "Курс-5" или "Курс-10", эхолота НЭЛ-М2 "Молога", радиопеленгатора АРП-50, или "Румб", гидродинамического (МГЛ-50) или индукционного (ИЭЛ-1) лага, автопрокладчика АП-4, корабельного измерителя ветра КИВ-55, системы обеспечения совместного плавания "Огонь-50".

Средства внешней и внутренней связи и сигнализации

Установленная на кораблях радиоаппаратура обеспечивает надежное поддержание связи с берегом из любой точки Мирового океана во всех диапазонах. Она представлена передатчиками Р-653 "Щука" (СВ), Р-654 "Окунь" (КВ), радиоприемниками Р-678 "Брусника" (КВ) с оконечными устройствами, УКВ радиостанциями Р-619 "Графит", обеспечивающими слуховую телефонную, телеграфную, буквопечатающую и сверхбыстродействующую связь в открытом и засекреченном режиме. Приемный радиоцентр находится в надстройке; передающий пост связи - на главной палубе. Кроме того, на корабле имеются армейские радиостанции с автономными источниками питания Р-143 и Р-109 (или Р-105), а также радиостанции судоводителя "Рейд". Антенные устройства включают в себя коротковолновые штыревые антенны типа АР-6, АР-10, антенны УКВ и наклонную антенну "Луч". Первоначально были установлены оригинальные радиостанции направленного действия Р-622 "Кит" для связи с береговыми постами наблюдения, но они не прижились и были демонтированы. Для зрительной связи служат малые и большие сигнальные прожекторы, сигнальные и клотиковые огни, а также комплект флагов.

Средства обнаружение

Основные средства обнаружения подводных лодок - гидроакустические станции "Титан" и "Вега". Подкильная ГАС освещения подводной обстановки МГ-332 "Титан", имевшая ламповый генератор, была установлена только на головном "Бдительном", на серийных кораблях монтировались усовершенствованные "Титан-2" или "Титан-2Т" с генераторами на полупроводниковой базе. Все модификации ГАС обладают примерно одинаковыми параметрами и служат для обнаружения и определения координат ПЛ, а также выдачи данных в посты управления противолодочным оружием. Носовая подкильная антенна станции работает на частоте 18 кГц в круговом и секторном режимах; ее излучающая мощность - до 100 кВт. Посты ГАС расположены в 4-м отсеке, выгородка антенны заполнена пресной водой (45 т). Дальность обнаружения подлодки - до 20 км (при благоприятной гидрологии), мины или торпеды - 2 - 3 км. Буксируемая ГАС МГ-325 "Вега" создана специально для поиска вражеских подводных лодок при неблагоприятных гидроакустических условиях (под слоем скачка скорости звука). Она обеспечивает обнаружение ПЛ на дистанции до 15 км.

Кроме того, "буревестники" оснащались гидроакустическими станциями специального назначения. Опускаемая вертолетная ГАС МГ-329 "Ока" установлена только на кораблях проекта 1135М. Она служит для прослушивания пространства в режиме шумопеленгования. Используется лишь на "стопе" и опускается за борт из помещения по правому борту. ГАС МГ-7 предназначена для поиска подводных пловцов в якорном режиме. На корабле имеются два комплекта таких станций - носовой и кормовой. Их антенны хранятся на верхней палубе, а на стоянке опускаются на трос-кабеле в воду; одновременно открывается вахта наблюдения за подводной обстановкой и борьбы с подводными диверсантами.

ГАС звукоподводной связи МГ-26 "Хоста" (МГ-35 "Штиль") обеспечивает опознавание с подводных лодок и связь с ними в подводном положении в телеграфном и телефонном режимах.

Наконец, имеются станция МГС-407к для работы с выставленными радиогидроакустическими буями и аппаратура классификации КМГ-12 "Кассандра", осуществляющая накопление и регистрацию акустических сигналов. В форпике кораблей размещалась новинка - неакустическая станция обнаружения ПЛ по кильватерному следу МИ-110. Однако эффективность ее работы оказалась низкой, и поэтому применялась она мало.

Основа радиолокационного оборудования "буревестников" - станция дальнего обнаружения надводных и воздушных целей МР-310 "Ангара" - работает в диапазоне 10 см и имеет дальность действия до 200 км. Для управления артиллерийской стрельбой на кораблях проекта 1135 используется РЛС МР-105 "Турель". Ее рабочий диапазон - 3 см, дальность сопровождения целей - до 30 км.

На кораблях проекта 1135М установлена станция МР-145 "Лев" - дальнейшее развитие МР-105 с улучшенными параметрами и элементной базой. В качестве навигационных РЛС устанавливались станции "Дон", "Волга", затем "Вайгач". Наиболее распространенная модель - "Волга". Она работает в диапазоне 3 см, дальность действия - 60 миль.

Для обеспечения задач кораблевождения применяется также электронно-вычислительное устройство МР-226 "Побратим". Система опознавания "свой - чужой" "Кремний" с дополнительной аппаратурой "Никель" и "Хром" была сопряжена с РЛС обнаружения и имела режимы общего и индивидуального опознавания. В 1985 году ее заменили на систему "Пароль".

Вся информация от РЛС и ГАС поступает на планшеты надводной и воздушной обстановки боевого информационного поста (БИП), что существенно уменьшает время реакции в случае угрозы кораблю со стороны противника.

Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) включают в себя станцию поиска помех МП-401С "Старт-С", систему ПК-16, надувные уголковые отражатели и средства гидроакустического противодействия. ПК-16 представляет собой систему постановки ложных дезинформирующих, отвлекающих и уводящих целей в дальней зоне. Ее основа - четыре комплекта пусковых установок КЛ-101 из 16 направляющих калибра 82 мм. Боезапас - 128 неуправляемых турбореактивных снарядов. ПУ наводится только в вертикальной плоскости и выставляет пассивные помехи на дальности до 3500 м. В 80-х годах модернизированные корабли были оснащены системой РЭБ ПК-10, предназначенной для постановки ложных уводящих целей, срывающих оптические и радиолокационные каналы самонаведения в ближней зоне (около 1500 м). В ее состав входят ПУ КЛ-121.

Космическая навигация

Спутниковых систем определения координат (низкоорбитной СЧ-1 и среднеорбитной ГЛОНАС-ОР5), средств коррекции места корабля "Цикада", "Цикада-М", БРИЗ, БРИЗ-К, БРАСС МАРС-75.

Видео

Используемая литература и сайты

  • 1) Морская коллекция №6 2001 года, И. Селезнев.
  • 2) Устройство судна Е.Г. Фрид.
  • 3) https://www.atrinaflot . narod.ru/2_mainclassships/06_skr_1135/0_1135_2. htm
  • 5) https://army . lv/? id=462&s=713

Литература

  • С. С. Бережной Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000 . - Москва: Моделист-конструктор, 1996. - 32 с. - (Морская коллекция № 6 / 2000).