Военный логист. «Управление и Оптимизация Производственного Предприятия. Современная военная логистика

Замечание 1

До середины XX века термин логистика в его современном понимании практически не использовался. Вместе с тем широкое распространение учение о логистике приобрело в военной сфере.

Именно в данной области зародились ключевые принципы логистической науки, которые актуальны по сей день.

Логистика Льва VI Мудрого

Как военная дисциплина логистика упоминается еще в начале X века нашей эры. Император Византии Лев VI Мудрый, царствовавший в 886 – 912 г.г., определял логистику как искусство управления перемещениями армии и ее снабжением.

В его военно-теоретическом труде «Тактика Льва» названы основополагающие дисциплины военной науки:

  • во-первых, стратегия – наука о планировании военных кампаний и о принципах военного руководства,
  • во-вторых, тактика – наука о боевом построении, вооружении и военных передвижениях.

Вместе с ними Лев VI Мудрый раскрывает сущность нескольких вспомогательных дисциплин: гоплитика (наука о вооружении), архитектоника (строительство защитных сооружений), военная медицина и логистика - наука снабжении войска, его структуре, нормах времени движения и постоя.

Логистика Антуана Анри Жомини

Основоположником науки логистики считают А.А. Жомини. Барон Антуан-Анри Жомини (1779 – 1869) – французский и русский военный теоретик швейцарского происхождения, французский бригадный генерал, российский генерал от инфантерии. С 1798 г. был на военной службе в швейцарской армии, с 1804 по 1812 г.г. в французской и с 1813 г. в русской армиях.

Жомини подразделял систему управления войсками на три ключевых аспекта: стратегию, тактику и логистику. Последнюю он определял как «планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск, а также определение места их дислокации, строительство дорог, укреплений». Таким образом, в своих трудах Жомини утверждал, что перевозки − не единственная сфера использования логистики, в ее ведении более широкий круг вопросов, включая планирование, управление и снабжение, а также строительство коммуникаций.

Существенным фактом является то, что Жомини не только дал максимально приближенную к ее современному значению трактовку понятия логистики, но и определил ее место в иерархии управления войсками.

Его труды оказали значительное влияние на развитие военно-теоретической мысли и принципы ведения войны и вплоть до начала XX века.

Современная военная логистика

В настоящее время наряду с гражданской сферой логистика продолжает использоваться и на военном поприще. Сегодня под логистикой в военной сфере понимают совокупность материально-технических ресурсов, необходимых для доставки боеприпасов и людей к месту боя, а также комплекс мероприятий по подготовке и осуществлению этого процесса.

В русском языке как синоним военной логистики используется термин «тыловое обеспечение», которое включает организацию и осуществление комплекса мероприятий тыла, направленных на поддержание в боеспособном состоянии вооруженных сил, обеспечение их всеми видами материально-техническими ресурсов, необходимых для выполнения поставленных перед ними задач.

Наибольшее развитие современная военная логистика получила в годы второй мировой войны в сфере материально-технического обеспечения армии США. Американский военный контингент, который вел боевые действия на Европейском континенте, благодаря использованию логистики своевременно и в полном объеме обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Согласованное взаимодействие фронтовых и тыловых снабженческих баз, военной промышленности и транспорта позволило эффективно снабжать армию оружием и продовольствием.

Замечание 2

К середине XX века успехи логистики в военной сфере создали предпосылки ее развития в хозяйственной практике западных стран. Именно военной логистике принадлежит ведущая роль в становлении и развитии современной экономической концепции логистики.

Несёт в себе более объёмный спектр значений, чем термин военная логистика по своей сути, поскольку связано не только с перемещением материальных средств, финансовыми и транспортными мероприятиями (подпадающими под определение термина логистика), но включает в себя такие сферы, не связанные с логистикой, как медицинское обеспечение, ремонтно-восстановительные службы, коммунально-эксплуатационная служба и так далее.

Тыловое обеспечение включает в себя организацию и осуществление мероприятий тыла по поддержанию в боеспособном состоянии войск (сил), обеспечение их всеми видами материальных средств и создание условий для выполнения поставленных перед ними задач.

Такая система снабжения давала римлянам огромное преимущество над варварами, которые использовали только продовольственные запасы, взятые каждым из дому, и то продовольствие, которое они находили на месте. Так, когда Юлий Цезарь приступил к завоеванию Бельгии , то он с войском в 50-60 тысяч воинов, а с нестроевыми - около 100 тысяч человек, расположился в укрепленном лагере на северном берегу реки Энм , где против него собрались все племена белгов (по свидетельству самого Цезаря - 300 тысяч человек, по оценке Дельбрюка - 30-40 тысяч). Войско Цезаря снабжалось водным путём, а белги вскоре начали ощущать голод. Они не могли атаковать римский лагерь и разошлись по своим селениям. Тогда Цезарь перешёл в наступление и покорил одно племя за другим .

Средние века

«Пожалуй, кое-кому покажется удивительным, что они содержат себя и своих людей на столь скудное жалованье и притом, как я сказал выше, столь долгое время. Поэтому я вкратце расскажу об их бережливости и воздержанности. Тот, у кого есть шесть лошадей, а иногда и больше, пользуется в качестве подъемной или вьючной только одной из них, на которой везет необходимое для жизни. Это прежде всего толченое просо в мешке длиной в две-три пяди, потом восемь-десять фунтов соленой свинины; есть у него в мешке и соль, притом, если он богат, смешанная с перцем. Кроме того, каждый носит с собой сзади на поясе топор, огниво, котелки или медный чан, и если он случайно попадет туда, где не найдется ни плодов, ни чесноку, ни луку, ни дичи, то разводит огонь, наполняет чан водой, бросает в него полную ложку проса, добавляет соли и варит; довольствуясь такой пищей, живут и господин, и рабы. Впрочем, если господин слишком уж проголодается, то истребляет все это сам, так что рабы имеют, таким образом, иногда отличный случай попоститься целых два или три дня. Если же господин пожелает роскошного пира, то он прибавляет маленький кусочек свинины. Я говорю это не о знати, а о людях среднего достатка. Вожди войска и другие военные начальники время от времени приглашают к себе других, что победнее, и, хорошо пообедав, эти последние воздерживаются потом от пищи иногда два-три дня. Если же у них есть плоды, чеснок или лук, то они легко обходятся без всего остального» .

Непосредственно же во время походов организовывались экспедиции для добычи продовольствия на вражеской территории - «загоны». Кроме этого во время «загонов» иногда захватывали пленников с целью их отправки в поместья.

Новое время

Во время Второй мировой войны для снабжения войск начал использоваться воздушный транспорт . Немцы использовали «воздушный мост » для снабжения десанта на Крите и окруженных группировок под Демьянском и Сталинградом . Американцы использовали трансконтинентальный «воздушный мост» по линии Бразилия - Нигерия - Судан - Египет .

Самыми яркими примерами военной логистики недавнего прошлого являются операции США в Ираке в 1991 году («Буря в пустыне ») и в 2003 году . Эффективная система снабжения сыграла важную роль в успехе этих операций.

Тыловое обеспечение в ВС СССР

К началу 1990-х годов тыловым обеспечением в ВС СССР , занималось ведомство под названием - Тыл ВС СССР в составе министерства обороны , возглавляемое начальником в генеральском звании в ранге заместителя министра обороны.

Организационно-штатные структуры (специализированные подразделения) тылового обеспечения присутствовали на всех уровнях от подразделений до объединений , начиная с уровня батальона .

К примеру на уровне мотострелкового/парашютно-десантного/танкового батальона или артиллерийского дивизиона , задачи тылового обеспечения решал взвод материального обеспечения (в зависимости от штата существовало другое название - взвод снабжения, сокращённо - вмо или вс). Вмо/вс состоял из автомобильного отделения, отделения хозяйственного обслуживания и отделения технического обслуживания. Существовал также штат батальона, где кроме взвода материального обеспечения имелся и взвод технического обслуживания (вто).

Задачами вмо/вс являлись:

  • Транспортировка к боевым порядкам батальона/дивизиона всего необходимого для выполнения боевой задачи (боеприпасы, топливо, продовольствие и так далее.)
  • Организация полевого питания и обслуживания военнослужащих (разворачивание полевых кухонь и столовых, пунктов обогрева личного состава, пунктов помывки личного состава и так далее.)
  • Ремонт в полевых условиях боевой техники, автомобильной техники и вооружения.

На уровне роты/батареи - все вопросы тылового обеспечения контролировали и решали старшина , заместитель командира роты/батареи по технической части (техник (старший техник) роты/батареи) и санинструктор .

Начиная с уровня батальона/дивизиона, существовала офицерская штатная должность , полностью отвечавшая за тыловое обеспечение - заместитель командира батальона по тылу. За техническое обеспечение ответственность нёс заместитель командира батальона по технической части (по вооружению).

Медицинское обеспечение осуществлялось медицинским пунктом (МП) батальона, представлявшим собой

Логистика произошла от греческого слова logistike - искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития логистики уходит в далекое прошлое. логистика наука гражданский запас

Первые должности логистов появились в Др. Афинах. В период Римской империи существовали служители логисты или логистики, которые занимались распределением продуктов, формированием запасов, обменом между провинциями. В Византии в 1 тысячелетии н.э. задачами логистики являлось вооружение армии, снабжение ее военным имуществом.

Первые научные труды по логистике появились во Франции в начале XIX их автор - А. Жомини - военный специалист.

Особенно бурное развитие логистика получила в период II мир войны, когда была применена для решения стратегических задач и четкого взаимодействия оборонной промышленности, снабжения баз и транспорта с целью своевременного обеспечения армии вооружением и продовольствием. В 60-ые г. логистика постепенно переходит из военной области в гражданскую, а потом в производство. В конце XX века логистическая наука включает в себя закупочную, транспортную, производственную, информационную, сбытовую логистику. Таким образом, логистика стремится максимально удовлетворить запросы потребителя с минимальными затратами для производителя.

Логистика - это наука о планировании, контроле и управлении транспортировкой, складированием и др. материальных и нематериальных операциях, совершаемых в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья и материалов, доведения продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачей хранения и переработки соответствующей информации и соответствующих финансовых потоков. Логистика - наука об управлении товародвижением.

Если обратиться к истории, то решающим фактором для возникновения логистики были армия и войны. Само существование логистики берет начало во французских вооруженных силах конца XVII века - в то время под логистикой понималась совокупность мер, направленных на обеспечение военных действий необходимым снаряжением, провиантом и боеприпасами.

В наши дни логистика определяется как движение сырья или товаров от места добычи до производства и от производства - до места сбыта. Совет Логистического Менеджмента дает следующую формулировку: «Логистика - это процесс планирования, осуществления и управления эффективным и оптимальным по затратам процессом движения и складирования сырья, данных о наличии товаров на складе, готовых товаров и сопутствующей информации от пункта производства до пункта потребления с целью удовлетворения требований потребителя."

Логистика как наука и практика в гражданской сфере начала формироваться в двадцатом столетии в США, а затем и на западе Европы. В генезисе логистики ХХ в. некоторые ученые выделяют следующие четыре исторических этапа: 1) период "фрагментаризации" (1920 - 1950), формулирования предпосылок становления логистической концепции, инструментов снижения общих затрат и управления материальными потоками; 2) период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950 - 1970), теории и практики логистики; поиска новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развития компьютерных информационных технологий как средства снижения затрат; 3) период развития (1970 - 1980) и применения логистики на практике, поиска путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции (распределении) на основе концепции бизнес-логистики, распространения логистических систем, философии всеобщего управления качеством и промышленной логистики. 4) период интеграции (1980 -1990) логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемой полной логистической цепи: закупки - производство - дистрибьюция - продажи для достижения цели бизнеса с минимальными затратами; управления наряду с материальными и сопутствующими информационными потоками, создания международных логистических систем, логистики как одного из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе. Другая группа зарубежных и отечественных ученых выделяет три периода развития систем товародвижения материальной продукции: 1) дологистический период (до 50-х годов), когда управление материальным распределением имело фрагментарный характер, а координация действий различных подразделений фирм была недостаточной; 2) период классической логистики (начало 60-х - конец 70-х годов), характеризующийся созданием на фирмах логистических систем вместо организации оптимальных перевозок; управлением фирмами процессом товародвижения на основе комплексного подхода, интеграции функций товародвижения с использованием теории компромиссов; 3) период неологистики, или логистики второго поколения (начало 80-х годов), для которого характерно расширение сферы действия компромиссов в концепции логистики, преобладание комплексного подхода к развитию систем логистики на основе всего предприятия исходя из общей цели - достижения максимальной эффективности работы всей фирмы. В середине 80-х годов комплексный подход получил новое развитие в виде концепции "общей ответственности"; специфика нового подхода состояла в выходе логистической системы за пределы экономической сферы и учете социальных, экологических и политических аспектов; критерий - максимальное соотношение выгод и затрат.

В современном мире логистика - это очень обширная сфера деятельности, от которой во многом зависит уровень жизни общества. Потребители привыкли ждать от логистики высококачественного сервиса и, собственно, вспоминают о ней лишь когда возникают проблемы с доставкой товаров или услуг. В условиях непрекращающейся борьбы за повышение производительности, бизнес прошел долгий путь по преодолению возникающих трудностей, одновременно улучшая логистику. Несмотря на то, что многие из этих изменений коснулись управления цепочками поставок и распределения, основная задача логистики осталась прежней: организация наиболее качественного обслуживания покупателя с наименьшими затратами.

Что же до глобальной экономики, то целью транснациональных корпораций является достижение максимальной эффективности процесса доставки товаров и услуг до потребителя, будь то частный покупатель или другая корпорация. Поэтому, несмотря на огромный прогресс, который предприятиям, да и целым странам, удалось достичь в развитии логистики, остается еще широкое поле деятельности для дальнейшей оптимизация этих процессов. На то есть несколько причин:

  • 1) Потребители ожидают и требуют более высокого уровня обслуживания;
  • 2) Появление Интернета размыло границу между потребителем и производителем;
  • 3) Благодаря Интернету обмен информацией между потребителями стал куда более интенсивным.

Во всем мире (особенно в США) потребители ждут от корпораций не только предоставления заказанных товаров. Помимо технической поддержки по использованию того или иного продукта, потребители ожидают от компаний предоставления дополнительных услуг. Эти дополнительные сервисы могут быть ориентированы непосредственно на потребителя, на продвижение товара или услуги, на более эффективное производство или на уменьшение временных затрат.

За последние 10 лет в логистике произошло больше изменений, чем за все годы со времен промышленной революции. Будучи отраслью с широкими возможностями, логистика указывает дальнейший путь развития процессов цепочки поставок, тем самым позволяя производству сосредоточиться на своих основных задачах. Традиционная цепочка поставки состоит из пяти звеньев: поставщик, производитель, дистрибьютор, розничный продавец и конечный потребитель. В некоторых отраслях электронная коммерция, вкупе с информационными технологиями, делают возможным прямое взаимодействие поставщика или производителя с потребителем. Тем предприятиям, которые хотят выжить в конкурентной борьбе и остаться на рынке, следует сосредоточить свои усилия на улучшении качества логистики в трех областях: обработка заказов, доставка и управление складами.

Цикл потребительского заказа длится с момента самого заказа и до получения покупателем товара. Этот цикл включает в себя получение заказа, проверку статуса заказа и сообщение об изменении этого статуса покупателю, оформление необходимых документов и доставку заказанного товара покупателю. Также в этот цикл входят проверка наличия товара на складе, проверка платежеспособности покупателя (в случае оплаты по банковской карте или через электронную платежную систему), выставление счета и получение денег. Раньше покупатель мог сделать заказ следующим образом: заполнить бумажную форму и передать ее продавцу, переслать ее по почте или продиктовать свой заказ по телефону клерку. По мере совершенствования технических средств, покупатель получил возможность отправить заполненную форму по факсу в представительство поставщика, оснащенное автоматической системой обработки заказов.

Сегодня компьютеры, электронная почта и Интернет позволяют значительно сократить цикл заказа и одновременно создать непрерывный процесс без использования бумажной документации, удобный как для потребителя, так и для компании. Многие корпорации уже разрабатывают "виртуальные организации" - целостные, состоящие из интерактивных частей, системы, охватывающие множество отделов и подорганизаций. Отдача от такой интеграции настолько велика, что обеспечивает этим компаниям существенные конкурентные преимущества - за счет наилучшего обслуживания клиента и минимизации времени исполнения заказа.

Пользуясь услугами интернет-провайдеров, потребители, будь то частные лица или корпорации, получают доступ к источникам информации, а также имеют возможность делать заказы напрямую у корпораций и общаться с другими пользователями Сети.

В качестве примера неэффективности традиционной системы заказа можно привести следующий: ранее от момента изготовления персонального компьютера и до продажи его в розничной сети проходило 47 дней. Внедренная компанией Dell модель продажи компьютеров через Интернет под названием make-to-order (создать на заказ), позволяла сократить временные затраты до одного дня. Выяснилось, что клиенты не заказывают модели с жесткими дисками емкостью в 1 Гб, а предпочитают 3 гигабайта, поэтому компания прекратила закупку дисков в 1 Гб. Компании-изготовители предложили излишки таких дисков другим производителям ПК по более низкой цене. Те накинулись на это предложение. Через 47 дней выяснилось, что никто не хочет покупать компьютеры с одногигабайтным винчестером. Такой вот дорогой ценой была доказана эффективность модели создания ПК на заказ.

Рынок бумажных изделий никуда не денется, потому что бумажная документация по-прежнему будет использоваться при доставке товаров покупателю, и покупатели по-прежнему будут читать бумажные газеты, книги и журналы. Тем не менее, как было продемонстрировано в предыдущем примере, бизнес вошел в эпоху использования цифровой информации и электронной обработки заказов, что позволяет предоставить клиентам дополнительные услуги в области маркетинга и коммуникаций.

А коль скоро затраты на производство являются лишь частью общих расходов цепочки поставок, успешные предприятия должны стремится снижать не только производственные затраты, но и расходы на доставку.

Россия внесла значительную лепту в развитие логистики. Еще в начале XX столетия петербургские профессора путей сообщения издали труд под названием «Транспортная логистика». На его основе были построены модели перевозки войск, их обеспечения и снабжения. Эти модели получили практическое применение при планировании и проведении ряда кампаний русской армии в ходе первой мировой войны.

В СССР в годы первых пятилеток на основе принципов транспортной логистики разрабатывались графики поставок грузов для важнейших строек, полярных и других экспедиций. В период Великой Отечественной войны службы военных сообщений организовывали движение фронтовых грузов всеми видами транспорта. В послевоенный период логистика получила дальнейшее развитие. В частности, в 1950 г. издан труд Б.Г. Бахаева «Основы эксплуатации морского флота». В этом труде сформулировано основное кредо логистики, суть которого сводилась к требованию рациональной организации перевозок и перевалок грузов в требуемом количестве и необходимого качества в заданный пункт назначения с минимальными издержками в обусловленный срок.

В конце 1970-х годов в Ленинграде была разработана логистическая технология, т. е. работа видов транспорта по методу транспортного узла, где осуществлялось их взаимодействие. Концепции отечественных ученых изучались западными специалистами. В настоящее время они положены в основу развития единой Европейской транспортной системы стран ЕС. В конце 1980-х годов в СССР была сделана попытка внедрить межотраслевую систему «Ритм», функционирующую на принципах логистики. Единая межотраслевая технология устойчивых перевозок железорудного сырья объединяла графики движения поездов, работу станций, предприятий - отправителей и получателей грузов по организации продвижения технологических маршрутов. Была разработана и внедрялась логистическая цепочка доставки каменного угля из Кузбасса на одну из ТЭЦ Москвы.

Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан прежде всего с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определили следующие два фактора:

  • 1. усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;
  • 2. создание гибких производственных систем.

Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей, сопровождавшийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Если в допереходный период решение о выпуске продукции предшествовало разработке сбытовой политики (стратегии), что фактически предполагало «подстраивание» организации сбыта под производство, то в условиях перенасыщения рынка императивом стало требование о формировании производственных программ в зависимости от объемов и структуры рыночного спроса.

Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции, в свою очередь, потребовало от фирм-изготовителей продукции адекватной реакции на эти условия, и результатом стало повышение качества обслуживания, и прежде всего сокращение времени выполнения заказов и безусловное соблюдение согласованного графика поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке.

Далее необходимо указать на усложнение проблем реализации при одновременном росте требований к качеству процесса распределения. Это вызвало у фирм-продуцентов аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала модификации существовавших моделей организации в сфере снабжения и сбыта. Активно развернулись работы по оптимизации отдельных направлений товародвижения. Решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партий поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д. Как известно, замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной. Появилась возможность для крупных предприятий перестраивать свою работу с массового производства на мелкосерийное с минимальными издержками, малые же фирмы обрели шансы повысить свою гибкость и конкурентоспособность. В свою очередь, работа по принципу «малыми партиями» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. Во многих случаях поставки больших объемов сырья, полуфабрикатов и конечной продукции стали не только не экономичны, но и просто не нужны. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях и возникла потребность в транспортировке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку в значительной мере покрывались за счет сокращения складских издержек.

Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого. К ним, вероятно, следует прежде всего отнести: -- использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач; ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения; унификацию правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизацию технических параметров путей сообщения, подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

Безусловно, важную роль в создании объективных возможностей для развития логистики сыграл технический прогресс в средствах связи и информатики. Он позволил на более высоком уровне проводить контроль всех основных и вспомогательных процессов товародвижения. Применение современных средств информационного отслеживания материальных потоков способствуют внедрению «безбумажной» технологии. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. С помощью «компьютерной логистики» на протяжении всей цепи обслуживания осуществляется анализ деятельности фирмы и дается оценка ее положения по сравнению с конкурентами. Сама же структура системы исходных данных, используемых для автоматического контроля, зависит от особенностей каждого предприятия, для которого составляется логистическая цепь с указанием всех узловых точек, входных и выходных путей к ним и соответствующих информационных потоков. Информационные системы обеспечивают также данные о емкости рынка и его насыщенности товарами.

Признание важности всех видов информации, ее внутренних и внешних потоков, контроля за ними и их использованием привело во многих корпорациях к изменению форм деятельности подразделений, ответственных за функционирование информационных систем.

Примерно в это же время были предприняты меры по регулированию международного товародвижения с целью упростить, минимизировать или устранить факторы, усложняющие прохождение товаропотоков, такие, как: различия в национальных стандартах на продукцию, большие расстояния в области передачи информации и перевозок, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовыми расчетами по ним, наличие импортных квот и экспортных ограничений, весьма жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Предмет, цель и задачи дисциплины.

2. Понятие логистики, история возникновения и этапы развития логистики.

3. Концепции логистики.

Термин появился первоначально в интендантской службе армии.

Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI.

В Византийской империи при дворе императора были «логистики», в обязанности которых входили управление и распределение полученных натуральных налогов. Есть сведения, что Наполеон применял в своей армии логистические принципы.

Термин логистика ввел в русский язык в началеXIX века борон Генрих Жомини. В обычном русском языке это слово означает науку о грузоперевозках.

Логистика - часть экономической науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения.

Более широкое определение логистики трактует ее как науку о планировании, управлении и контролем движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Логистика - это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. По сути, область применения логистики настолько специфична и нова, что в настоящий момент специалисты данной профессии на рынке труда очень нужны.

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны. Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы. Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности. [

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix» :

складские сооружения (отдельные складские постройки, центры дистрибьюции, складские помещения, совмещенные с магазином);

запасы (объем запасов по каждому наименованию, место нахождения запаса);

транспортировка (виды транспорта, сроки, виды тары, наличие водителей и т. д.);

комплектация и упаковка (простота и легкость с точки зрения логистического обслуживания с одновременным сохранением влияния на покупательскую активность);

связь (возможность получения как конечной, так и промежуточной информации в процессе товародвижения). [

Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков и изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Транспортная логистика это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту

Информационная логистика

Совокупность действий по эффективному распределению информационных потоков между цифровыми и традиционными носителями.

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Что такое Логистика? В настоящее время существует несколько десятков определений термина "ЛОГИСТИКА ". Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и другими потоками.
Ряд определений рассматривает логистику как науку:
"Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро- мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей".
Другая группа определений трактует логистику как хозяйственную деятельность:
"Логистика - это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств".

В 1991г. Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) разработал новую формулировку термина:
"Логистика - это процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов" .
Данное определение не охватывает абсолютно все специальные понятия, которые входят в функциональную область логистики, оно отражает необходимость в едином управлении товарно-материальными потоками от источника сырья и материалов до пункта распределения готового продукта.

    Этап становления.

«Интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП»

Объективные тенденции на рынке

К объективным экономическим факторам, ускорившим развитие логистики на этапе становления (60-е годы XX века), относятся: усиление внимания к покупателям, появление большого количества конкурентных товаров расширяющих задачи логистики , методов лучшего обслуживания потребителей, переход к рынку покупателя ставящие новые задачи логистике , что заставило искать новые пути координации спроса и предложения, а также методов лучшего обслуживания потребителей. Повышение разнообразия товаров привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах распределения, что потребовало поиска новых путей снижения этих затрат и решения логистикой задач современности .

Уровень разработки теории логистического управления и решения задач логистики.

Начала формироваться теория и практика логистического управления. Широкое распространение за рубежом получила философия маркетинга повлиявшая на задачи логистики . Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции для решения задач логистики . Пришло понимание того, что:

· существующие как бы обособленно потоки в хранении и транспортировании ГП могут быть увязаны единой системой управления;

· область физического распределения ГП имеет большой потенциал с точки зрения снижения затрат;

· объединение отдельных функций физического распределения ГП может дать существенный экономический эффект.

На этом этапе приходит понимание и формулирование ключевой концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл ее заключается в следующем: можно таким образом перегруппировать затраты в распределении ГП, что их общий уровень при продвижении товаров от производителя к потребителю уменьшится. Например, если переключить перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, то можно исключить необходимость создания промежуточных складов и соответствующие затраты на складирование, хранение и УЗ. При этом затраты на транспортировку возрастут, но общий уровень затрат в распределительной сети уменьшится.

Уровень охвата различных сфер деятельности предприятий

Логистический подход первоначально был использован в сфере обращения, охватив на этапе становления организацию хранения и транспортировки ГП. Транспорт и склад, прежде связанные лишь операциями погрузки и разгрузки, начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. То есть начинают совместно решаться задачи организации транспортно-складского процесса.

Сложность логистического управления

Этот этап характеризуется наименее совершенной формой логистического управления. Система управления действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения продукции. Задачи оптимизации физического распределения продукции решались и раньше. Например, оптимизировались частота и размер поставляемых партий; размещение и функционирование складов; транспортные маршруты и графики и т.д. Однако традиционно эти задачи решались обособленно, что не могло обеспечить значительного системного эффекта. Совместное решение отдельных задач по управлению МП, предпринятое на этапе становления, оказалось намного сложнее их обособленного решения, потребовало иных методов, иной подготовки специалистов, использования вычислительной техники и специализированного программного обеспечения.

По дисциплине ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА... : управление производством, управление логистикой , управление трудовыми ресурсами, ... управления сбытом продукции, производственной логистикой и снабжением производства материалами...