Imperative упражнения. Повелительное и сослагательное наклонение в английском языке. Употребление you в повелительном наклонении

На данном уроке мы познакомимся с повелительным и сослагательным наклонениями в английском языке, научимся их строить и употреблять.

В английском языке есть четыре наклонения (рис. 1):

изъявительное (the Indicative Mood),

повелительное (the Imperative Mood),

сослагательное (the Subjunctive Mood) и

условное (the Conditional Mood).

Рис. 1. Наклонения ()

Сегодня мы остановимся на повелительном и сослагательном наклонениях, но для начала вспомним, что такое «наклонение». Определение понятия «наклонение», которое дает нам словарь, может показаться весьма запутанным. На самом деле, все не так сложно. Наклонение показывает, как то, что мы говорим, относится к действительности. Именно это мы сегодня и обсудим.

Думаю, каждому из вас хоть раз в жизни говорили: «Покажи дневник», «Купи хлеб», «Не опаздывай». Все это - типичные примеры повелительного наклонения . То есть, с помощью повелительного наклонения можно выразить просьбу или приказ, дать совет, сделать предложение или предостеречь.

Ответвление 1. Особые случаи употребления повелительного наклонения

Очень часто простой формы повелительного наклонения бывает недостаточно, чтобы передать всю эмоциональную окраску высказывания. Для усиления повелительного предложения (будь то просьба или приказ) используют вспомогательный глагол do , хотя форма предложения утвердительная. При переводе могут появиться такие усилительные частицы как «же», «да» или «ну».

Например:

Do stay and help me! - Ну , останься же и помоги мне!

Do open the door! - Да откройте же дверь!

Do forgive me. - Ну простите меня! (Рис. 2)

Если мы хотим смягчить наш приказ или превратить его в вежливую просьбу, необходимо добавить слово please - пожалуйста. Please можно поставить в конец или в начало повелительного предложения.

Например:

Sit down, please . - Присаживайтесь, пожалуйста .

Please listen to me. - Пожалуйста , выслушай меня.

Don’t tell him my secret, please . - Не рассказывай ему, пожалуйста , мой секрет.

Если же мы, наоборот, хотим придать повелительному предложению оттенок эмоционального раздражения, перед смысловым глаголом необходимо поставить местоимение you . В данном случае оно будет переводиться как «эй ты», «а ну-ка», либо с помощью усилительных частиц «же», «да», «ну».

Например:

You get out of here! - А ну-ка , убирайся отсюда!

You leave me alone! - Да оставь же ты меня в покое! (Рис. 3)

You come here to me. - Эй, ты , подойди-ка ко мне.

Рис. 3. Оставьте меня в покое! ()

Обращаются, как правило, к некоему 2-му лицу единственного или множественного числа (ты или вы), поэтому в предложениях данного типа нет подлежащего. Сказуемое употребляется в форме инфинитива без частицы to .

to speak - говорить Speak ! - Говори(те)!

to do - делать Do ! - Делай(те)!

Отрицательная форма , которая выражает запрет совершения действия, образуется с помощью вспомогательного глагола do и отрицательной частицы not . Чаще всего используют сокращенную форму don’ t .

Например:

Don’ t speak ! - Не разговаривайте!

Don’ t read this anecdote! - Не читайте этот анекдот!

Don’ t do anything! - Ничего не делайте!

Ответвление 3. Do’ s and Don’ ts

Приведем несколько примеров повелительного наклонения, которое очень часто встречается в так называемых « Do’ s and don’ ts» - нормах и правилах, получивших свое название от do - делать, и don’t - не делать.

Рис. 4. По газонам не ходить ()

1. Keep off the grass . - По газонам не ходить. (Рис. 4)

2. Keep right . - Придерживайтесь правой стороны.

3. Please, do not disturb . - Просьба не беспокоить.

4. Please, do not feed the animals. - Просьба не кормить животных.

5. Mind your head . - Не ударьтесь головой.

6. Mind your step . - Смотрите под ноги.

7. Do not leave bags unattended . - Не оставляйте вещи без присмотра.

8. Do not lean out of the window . - Не высовывайтесь из окна.

Эти устойчивые выражения, наряду с такими, как

No Smoking ” (Не курить) “No Parking ” (Не парковаться) “No Exit ” (Выхода нет) “No Talking ” (Не разговаривать) “Beware of the Dog ” (Осторожно! Злая собака)

будут особенно полезны для тех, кто собирается выезжать за границу.

Так что “good luck” вам!

Если необходимо обратиться к 3-му лицу единственного или множественного числа (он, она, они), то используют глагол let , который зачастую переводится как «пусть».

Между глаголом let и инфинитивом смыслового глагола ставят существительное в именительном падеже (например, mother, students, Mr Brown) или личное местоимение в объектном падеже (him, her, it, them). Выбор существительного или местоимения зависит от того, кто должен совершить действие.

Например:

Let him play . - Пусть играет.

Let them try it again. - Пусть попробуют еще раз.

Let father cook breakfast. - Пусть папа приготовит завтрак. (Рис. 5)

Рис. 5. Приготовление завтрака ()

При обращении к 1-му лицу множественного числа (мы) перед инфинитивом смыслового глагола употребляется форма let’ s (= let us), которая служит для выражения приглашения к совместному действию. Let’s может переводиться как «давайте» либо совсем опускаться при переводе.

Например:

Let’ s do it together. - Давайте сделаем это вместе.

Let’s go to the party. - Пойдем на вечеринку.

Let’ s hurry . - Поспешим.

Отрицательная форма образуется с помощью отрицательной частицы not , которая ставится перед смысловым глаголом.

Например:

Let her not do it. - Пусть она этого не делает.

Let’ s not quarrel . - Давайте не будем ссориться.

Еще один способ образовать отрицательную форму - это использовать don’ t перед глаголом let , но тогда отрицание будет направлено именно на слово let, которое полностью сохранит свое значение как «позволять», «разрешать».

Например:

Don’ t let her do it. - Не позволяй ей этого делать.

Don’ t let him play here. - Не разрешайте ему здесь играть. (Рис. 6)

Рис. 6. Иллюстрация к примеру ()

Если повелительное наклонение выражает просьбу, приказ или совет, то сослагательное наклонение , или Subjunctive Mood, - это наклонение, которое выражает предполагаемое или желательное действие. То есть, событие рассматривается не как реальное, а как возможное или, скорее, ожидаемое в воображении говорящего.

Например:

I wish I were young again. - Хотел бы я быть снова молодым.

If only she were happy… - Если бы только она была счастлива...

Как вы могли заметить, после местоимений I и she употреблен глагол were , хотя в прошедшем времени с этими местоимении он имеет форму was . В этом и состоит основное отличие сослагательного наклонения от изъявительного наклонения.

Ответвление 2. «Если бы да кабы во рту выросли грибы»

Наверняка каждый из вас слышал (или говорил) фразу «Если бы да кабы во рту выросли грибы» . Так вот, это тоже пример сослагательного наклонения. Особый интерес представляет перевод этого идиоматического выражения на английский язык. Рассмотрим несколько вариантов.

1. If my aunt had been a man, she’d have been my uncle (Дословно: будь моя тетя мужчиной, она была бы моим дядей).

2. If the sky fall, we shall catch larks (Дословно: если небо упадет, мы будем ловить жаворонков, или же: Когда небо обвалится, всем по жаворонку достанется).

3. If wishes were horses beggars might ride (Дословно: если бы желания были лошадьми, нищие могли бы ездить верхом).

4. If ifs and ans were pots and pans (Дословно: если бы все «если» и «ответы» на них были кастрюлями и сковородками).

Как мы видим, каждое из идиоматических выражений подразумевает то, что не стоит мечтать о несбыточном. Ваша тетя не станет вашим дядей, небо не упадет на землю, а желания не превратятся в лошадей. Точно так же грибы никогда не вырастут во рту.

Что касается употребления сослагательного наклонения, то оно используется в следующих случаях.

1. При описании нереальных или воображаемых ситуаций (например, в условиях или сравнениях).

Например:

My sister looked at me as if she knew everything. - Моя сестра посмотрела на меня, словно она всё знает.

Как видите, в таких предложениях мы используем союз as if (словно, как будто), из-за которого в придаточном предложении мы будем ставить глагол в Past Simple, несмотря на то, что главное предложение может быть и в Present Simple, и в Past Simple.

He is so angry as if he hated all the world. - Он такой злой, словно ненавидит весь мир. (Рис. 7)

Но если же в придаточном предложении нам встретится глагол «быть», то запомните, что он всегда будет иметь форму were для любого числа и лица.

They spoke to her so respectfully as if she were the Queen. - Они говорили с ней так почтительно, словно она королева.

2. При описании нереальных желаний, сожалений.

Главное предложение состоит из подлежащего и глагола wish (хотеть, желать), а подчиненное - из подлежащего и смыслового глагола в Past Simple, если мы хотим выразить свои желания или сожаления относительно настоящего момента времени.

Например:

I wish I knew your address. - Хотел бы я знать твой адрес.

I wish I had more time to have rest. - Хотела бы я иметь больше времени для отдыха.

She wishes she were at home now and not at work. - Она хотела бы быть сейчас дома, а не на работе.

Мы видим, что и в нереальных желаниях в подчиненном предложении может использоваться глагол to be только в форме were.

And now let’s do some exercises to understand the use of the Imperative and the Subjunctive Mood better.

А теперь давайте сделаем несколько упражнений, чтобы лучше понять особенности использования повелительного и сослагательного наклонений.

Exercise 1

Put the words in brackets into the gaps. Mind the positive or the negative forms of the Imperative Mood.

1.___ late for the meeting. (not/to be) → Don’t be

2. ___ in this river. (not/to swim) → Don’t swim

3. ___ your coat. It may get colder. (to take) → Take

4. ___ me later, please. (to call) → Call

5. ___ bags unattended. (not/to leave)→ Don’t leave

Exercise 2

Put the verb in brackets into the necessary form of the Subjunctive Mood.

1. I wish you ___ football. It makes people stronger. (to play) → played

2. I wish I ___ enough money to buy iPhone 5. (to have) → had

3. He wishes he ___ in Rome now. (to be) → were

4. I wish I ___ your telephone number. (to remember) → remembered

5. We wish we ___ on a hike now. (to be) → were

Список литературы

  1. Афанасьева О. В. Серия «Новый курс английского языка для российских школ». 5 класс. - М: Дрофа, 2008.
  2. Фомина И. Н., Фомина Л. В. Английский язык в алгоритмах. - Днепропетровск, 2007.
  3. Пахотин А. Всё о модальных глаголах и сослагательном наклонении в английском языке. - М: Издатель Карева, 2005.
  4. Дубровин М. И. Иллюстрированный путеводитель по английской грамматике. - М: «Начала-Пресс», 1992.
  1. English4up.ru ().
  2. Uroeducation.com.ua ().
  3. Alleng.ru ().
  4. Alleng.ru ().

Домашнее задание

Раскройте скобки, поставив глагол в нужной форме.

1) He spoke French as if he (to be) a Frenchman. 2) I wish he (to have) a driving license. 3) She spoke as if she (to know) everyone there. 4) I wish it (not to snow) in our region. 5) Why do you always treat me as if I (to be) a child of 12? 6) I wish I (to have) something to read. 7) You look as if you (to want) to go away. 8) We wish it (not to rain) so often. 9) I wish I (to have) a camera. 10) I wish I (to be) a good artist.

Образуйте повелительное наклонение от следующих глаголов:

to run, to jump,

to read, not to cry,

not to go away, to forgive,

to print, not to be angry,

Повелительное наклонение выражает просьбу, приказ. В повелительном наклонении глагол без частицы to стоит в начале предложения.

to take - брать

Take my pen. - Возьми мою ручку.

Отрицательная форма повелительного наклонения образуется при помощи вспомогательного глагола to do, отрицательной частицы not и инфинитива без to. Вместо do not обычно употребляется сокращенная форма don’t:

Don"t go. - Не ходи.

Упражнение 18. Поставьте глагол в отрицательную форму повелительного наклонения.

2. Smoke in this room.

3. Close your books.

4. Open the window.

5. Read this letter.

6. Translate this text.

Сводная таблица местоимений

Упражнение 19. Выберите местоимение.

1. Don’t write to (he, him).

2. I see (she, her) in the classroom

3. He speaks English to (we, us) and (we, us) speak English to (he, him).

4. Thank (they, them).

5. They write to (we, us), and we write to (they, them).

6. Answer (they, them).

Упражнение 20. Переведите предложения на английский язык

1. Дайте нам наши сумки.

2. Покажите ему его комнату.

3. Поблагодарите их.

4. Не посылайте им писем.

5. Это его брат.

6. Он дает нам свои книги.

7. Мне нравится (like) их музыка.

8. Ваши дети дома?

9. Не порежьтесь (cut).

10. Это текст. Переведите его.

11. Не берите (take) эти книги. Они нужны (need) мне.

12. Я знаю (know) его и его жену.

13. Это ваш сад (garden)? - Да. - Он мне очень нравится.

14. Мне нравится он и его собака.

15. Нам нужен (need) этот карандаш (pencil).

16. Возьмите его письмо и прочтите его.

17. Мы знаем вас и вашу семью.

18. Их студенты в Японии сейчас.

19. Посмотри на себя.

20. Чья это собака? - Наша.

21. Не пишите эти упражнения.

22. Возьмите их сумку.

23. Покажите нам наш автомобиль.

Упражнение 21. Прочитайте текст и расскажите о мистере Пристли.

Mr. Priestly is our teacher of English. He knows two languages and he speaks and writes them well.

He is not a young man, but he is not old.

He is a good-looking man, tall and handsome. He speaks quietly and pleasantly, but there is strength under his quietness, and every student in his class knows this. He is quiet and pleasant because he is strong. Strength is generally quiet, weakness often is not.

His students come to his study for their lessons.

Mr. Priestly gives us words to learn, exercises to do, texts read. He asks us questions and we answer them well.

Our teacher likes us and we like him.

Упражнение 22. Найдите английские эквиваленты следующих слов и словосочетаний в тексте:

учитель английского языка; говорит на них хорошо; иг старый; красивый человек; говорит спокойно и любезно; в его спокойствии чувствуется сила; каждый студент; знает это; спокойный, приятный; сила; как правило (обычно); слабость; часто; кабинет; приходят в его кабинет; дает нам учить слова; дает нам выполнять упражнения; дает нам читать тексты; задавать вопросы; отвечать на вопросы.

Упражнение 23. Расскажите о своем любимом учителе.

Запомните слова к упражнениям и тексту

1. apple (n) - яблоко

2. air (n) - воздух

3. bag (n)- сумка

4. ball (n)-мяч

5. bike (п) - велосипед

6. саг (n) - автомобиль

7. city (n) - город

8. clean (а) - чистый

9. club (n) - клуб

10. coat(n) - пальто

11. соте (v) - приходить

12. country (n) - деревня, страна

13. desk (n) - письменный стол

14. dictionary (n) - словарь

15. dress (n) - платье

16. drive (v) - водить машину

17. every (рт) - каждый

18. exercise (n) - упражнение

19. family (n) - семья

20. flat (n) - квартира

21. friend (n) - друг

22. friendship (n) - дружба

23. garden (n) - сад

24. generally (add)- обычно, как правило

25. good-looking (а)- красивый, приятный (о внешности)

26. hat (n)-шляпа

27. handsome (а) - красивый (о внешности мужчины)

28. homework (n) - домашняя работа

29. hour (n)-час

30. hurt (v) - ушибиться

31. know (v) - знать

32. learn (v) - учить, узнавать

33. lesson (n) - урок

34. letter (n) - письмо

35. magazine (n) - журнал

36. milk (n) - молоко

37. newspaper (n) - газета

38. often (adv) - часто

39. parents (n)-родители

40. park (n)-парк

41. party (n) - вечеринка, партия

42. place (n) - место

43. pleasant (а) - приятный

44. pleasantly (adv) - приятно, любезно

45. potato (n) - картофель

46. quietly (add) - спокойно

47. quietness (n) - спокойствие

48. room (n) - комната

49. shelf (n) - полка

50. son (n)-сын

51. speak (v) - говорить

52. strength (n) - сила

53. tail (n) - хвост

54. tall (а) - высокий

55. university (n) - университет

56. want (v) - хотеть

57. water (n) - вода

58. weakness (n) - слабость

59. word (n) - слово

60. young (а) - молодой

Подлежащие в таких предложениях отсутствует . Просьба, приказание, совет и т.д. обычно бывают обращены ко 2-му лицу единств. и мн. числа. Предложение произносится с понижением тона на последнем ударном слоге.

Tell me about it.

Расскажи(те) мне об этом.

Go to the blackboard!

Иди(те) к доске!

Come to see us tonight.

Приходи(те) к нам сегодня вечером.

Отрицательная форма выражающая запрещение совершить действие, образуется при помощи вспомогательного глагола do и отрицательной частицы not . Вместо do not обычно употребляется сокращение don’t [ dount ]:

Don’t talk !

Не разговаривай(те)!

Don’t open the door.

Не открывай дверь.

Don’t listen to him.

Не слушай(те) его.

Don’t smoke here!

Не курите здесь!

Don’t be angry with me.

Не сердись на меня.

Don’t cross the street here!

Не переходите улицу здесь!

Усиленная форма. Вспомогательный глагол do может употребляться и в утвердительной форме повелительного наклонения для эмоционального усиления просьбы:

Do sit down.

Да садись же.

Do come to see us tonight.

Непременно приходи к нам вечером.

Do come and help me.

Ну, придите же и помогите мне!

Do turn the TV set off .

Да выключите же телевизор!

Do forgive me, I didn’t mean to hurt you.

Ну простите меня, я не хотел вас обидеть.

Вежливая форма. Если в конце или начале повелительного предложения стоит слово please пожалуйста , то приказание смягчается и превращается в вежливую просьбу:

Употребление you. Предложение адресовано 2-му лицу. Хотя местоимение you , указывает на это лицо, обычно в побудительном предложении не упоминается; его наличие придает побудительному предложению оттенок эмоционального раздражения:

You stop talking!

А ну-ка, прекрати(те) болтовню!

You leave me alone!

Да оставьте же вы меня в покое!

You take your hands off me!

Ну-ка убери от меня свои руки!

Если употребляются два глагола, то между ними ставится and :

Наречия always всегда и never никогда ставятся перед смысловым глаголом.

В тексте форму повелительного наклонения обычно узнают по отсутствию подлежащего , словарной форме (инфинитив) глагола и обычно следующему за ним прямому дополнению :

При обращении к 3-му лицу используется глагол let. Между let и инфинитивом глагола ставится существительное в общем падеже или личное местоимение в объектном падеже (him, her, them, и т.д.), указывающее на лицо, которое должно совершить действие. Глагол let произносится без ударения:

Let him do it himself.

Пусть он сам это сделает .

Let her stay here.

Пусть она останется здесь.

Let them speak .

Пусть они скажут . Дайте им сказать.

Let Victor open the window.

Пусть Виктор откроет окно.

При обращении к 1-му лицу множественного числа (мы ), то есть тогда, когда речь идет о призыве или приглашении к совместному действию, употребляется форма let us , которая обычно сокращается до let’s , что переводится как " давайте " (в переводе это слово может вообще опускаться):

Let ’s go .

Пойдем . Пошли .

Let "s hurry . We are late.

Поспешим . Мы опаздываем.

Let ’s go to the cinema tonight.

Пойдёмте сегодня вечером в кино.

При выражении говорящим желания самому совершить действие после let употребляется местоимение me (хотя нужно отметить, что эта форма вообще не имеет повелительного значения):

Let me come in.

Позвольте мне войти .

Let me think .

Дай(те) подумать . (Дайте я подумаю)

Let me do it myself.

Разрешите мне сделать это самому.

Отрицательная форма образуется либо при помощи постановки отрицательной частицы not перед смысловым глаголом, либо при помощи do not (don’t) - тогда отрицание направлено на глагол let , который в этом случае полностью сохраняет свое значение как " разрешать, позволять ":

Let him not do it.

Don’t let him do it.

Пусть он не делает этого.

Не позволяйте ему делать этого.

Don’t let him smoke here.

Не разрешайте ему курить здесь.

Let ’s not argue about it.

Давайте не будем спорить об этом.

Never, about your friends.(never – никогда; to forget – забывать; about – о; friends – друзья)

Упражнение №2

Составьте предложения из предложенных слов

  • Pass, please, the, me, salt
  • Switch off, the, a book, and read, TV
  • English, speak, please, in class
  • To ask, put, your hand up, a, question
  • Sweets, don’t, at school, eat

Упражнение №3

Распределите предложения по двум столбикам

What parents say

What teachers say

1.Write the date in your notebook.

2.Listen to the instructions.

3.Put your pyjamas on.

4.Turn off the TV.

5.Play nicely with your brother.

6.Turn to page 15.

7.Tidy your bedroom.

8.Don"t hit your sister!

9.Don"t run in the corridor!

10.Share the colours with your classmates.

11.Put your hand up.

12.Clean your teeth.


Каждый день мы говорим кому-то сделать что-то:

«Принеси мне чай. Закрой дверь. Позвони ему. Напомни мне купить хлеб».

Как вы видите, в этих предложениях нет действующего лица, так как мы обращаемся непосредственно к человеку.

Обычно такие предложения выражают просьбу, приказ, совет. Это и есть Imperative Mood (повелительное наклонение).

В статье я расскажу о способах образования повелительного наклонения в английском языке и научу вас составлять утвердительные и отрицательные.

Из статьи вы узнаете:

Что такое повелительное наклонение в английском языке?

Наклонение показывает, как говорящий рассматривает действие - реальным, желаемым, требуемым и т.д.

Повелительное наклонение (Imperative Mood) выражает побуждение, требование к действию (мы повелеваем, чтобы кто-то сделал что-то). Это может быть:

  • Просьба
    Например: Принеси мою книгу, пожалуйста.
  • Приказ или инструкция
    Например: Сядьте.
  • Совет или предложение
    Например: Расскажи ему.
  • Запрет
    Например: Не ходи туда

Мы используем такие предложения для того, чтобы сказать человеку делать или не делать что-либо. Как правило, в таких предложениях мы не называем человека (ты, она, вы и т.д.), так как он понимает, что мы обращаемся к нему.

Образуются такие предложения в английском очень просто. Давайте рассмотрим это.

Как образуется повелительное наклонение в английском языке

Мы не называем человека, поэтому такие предложения начинаются сразу с действия (глагола). Глагол мы используем в начальной форме, никак не изменяя его: не добавляем окончания и частицу to.

Схема такого предложения:

Действие + остальные члены предложения

Wake up!
Просыпайся!

Read this article.
Прочитай эту статью.

Answer his question.
Ответь на его вопрос.

Вежливая форма

Если вы хотите звучать вежливо, нужно поставить слово please (пожалуйста) в начале или конце предложения.

Please , help me.
Пожалуйста, помоги мне.

Give me a pen, please .
Дай мне ручку, пожалуйста.

Использование let в повелительном наклонении

Очень часто в повелительном наклонении используется глагол let. Let в таких предложениях означает позволение, призыв или приглашение. Он переводится как «разрешите, позвольте, давайте, пусть».

После let мы ставим того, о ком идет речь: позвольте (кому?) мне, ей, ему, им, нам и т.д. Далее следует само действие (глагол).

Схема такого предложения:

Let + кому + действие + остальные члены предложения

me
him
Let her help
us think
them
it

Let me look at the documents.
Позвольте мне взглянуть на документы.

Let him go home.
Разрешите ему пойти домой.

Примечание: Сочетание let с us (сокращенно let"s) побуждает к совместному действию и переводится как «давай, давайте».

Let us (let’s) begin.
Давай начнем.

Let us (let"s) try againg.
Давайте попробуем еще раз.

Употребление you в повелительном наклонении

Если в начале повелительного предложения поставить you, то оно приобретет оттенок раздражения или грубого приказа (показывающего превосходство).

Схема такого предложения:

You + действие + остальные члены предложения

Усиление повелительного наклонения


В повелительных предложениях мы можем использовать усилитель do , который будет переводится как «обязательно, непременно, да и т.д.»

Его мы ставим в самом начале предложения перед действием. Схема такого предложения:

Do + действие + остальные члены предложения

Do call him.
Обязательно позвони ему.

Do join us.
непременно присоединяйся к нам.

Do sit down.
Да садись же.

Образование отрицательной формы повелительного наклонения в английском

Когда мы хотим запретить либо просим не делать что-то, мы используем отрицание.

Образуется отрицание в повелительном наклонении с помощью вспомогательного глагола do и отрицательной частицы not.

Обычно используется сокращение: do + not = don"t . Его мы ставим на первое место в предложении.

Схема такого предложения:

Don’t + действие + остальные члены предложения

Итак, теперь вы знаете, как правильно использовать повелительное наклонение. А теперь давайте потренируемся делать это.

Задание на закрепление

Переведите следующие предложения на английский язык. Свои ответы оставляйте в комментариях.

1. Откройте ваши книги.
2. Подожди меня, пожалуйста.
3. Ты, ну-ка, выключи музыку.
4. Скажи ему правду.
5. Давай закончим это.
6. Не плачь.
7. Обязательно посмотри этот фильм.

Подлежащие в таких предложениях отсутствует .

Усиленная форма. Вспомогательный глагол do может употребляться и в утвердительной форме повелительного наклонения для эмоционального усиления просьбы:

Употребление you. Предложение адресовано 2-му лицу. Хотя местоимение you , указывает на это лицо, обычно в побудительном предложении не упоминается; его наличие придает побудительному предложению оттенок эмоционального раздражения:



Если употребляются два глагола, то между ними ставится and :

Наречия always всегда и never никогда ставятся перед смысловым глаголом.

При выражении говорящим желания самому совершить действие после let употребляется местоимение me (хотя нужно отметить, что эта форма вообще не имеет повелительного значения):

Отрицательная форма образуется либо при помощи постановки отрицательной частицы not перед смысловым глаголом, либо при помощи do not (don’t) - тогда отрицание направлено на глагол let , который в этом случае полностью сохраняет свое значение как "разрешать, позволять ":


Упражнения

Упражнение 10.1

Выразите просьбу по модели: John, shut the door, please.

1) Bob to give you a call after five.

2) Ask Mary to buy her a present.

3) Tell Nelly to take the book to the library.

4) Tell the secretary to type papers today.

5) Ask Peter to buy some bread to me.

Упражнение 10.2

Раскрывая скобки, поставьте местоимения в нужном падеже:

1.Let (we) discuss these questions this morning.

2. Let (he) translate the letters from German into Russian.

3. Let (I) go to see him after classes this evening.

4. Let (they) give the books to the library in time.

5. Let (she) revise all the words from Lesson Two.

6. Let (we) read a book about our city.

Упражнение 10.3

Переведите на английский язык:

1) Не ешь столько мороженого.

2) Не выходи на улицу без шапки.

3) Останься посмотреть телепрограмму с на­ми.

4) Попроси Ника принести словарь.

5) Пригласи их в гости.

6) Переходите улицу только на перекрестке.

7) Проводи меня домой.

8) Не ссорься с родителями.

9) Не перебивай меня.

Контрольные упражнения и тесты

Упражнение 10.4

Дайте ответные реплики по образцу: "Your friend wants to come at five today". "Let him come. "

1. He would like to read this book.

2. Your son wants to go to the cinema today.

3. Your daughter wants to watch TV tonight.

4. My son"s friends want to play chess at my place.

5. Your children want to go to the country for the week-end.

Упражнение 10.5

Составьте предложения согласно образцу, используя данные слова:

Образец: Let"s go for a walk, shall we?

to open, to close, to go to the seaside, to go by bus olley-bus), to have a game of chess, to ring up, to go the cinema (theatre, country), to have a look at

Упражнение 10.6

Выразите просьбу:

1) Ask Nick not to speak so loudly.

2) Ask your mother not to get up early tomorrow.

3) Tell Ann not to read at lunch.

4) Tell not to send him a telegram.

5) Tell Susie not to e so late.

6) Ask Janet not to waste money on sweets.

Упражнение 10.7

Переведите предложения на английский язык:

1) Вели ей подать кофе.

2) По­проси ее перевести письмо.

3) Спроси полицейского, где почта.

4) Подумайте, прежде чем отвечать.

5) Не ешьте много на ночь.

6) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Упражнение 10.8

1) Давайте откроем окно в комнате.

2) Пусть он расскажет своим английским друзьям о России.

3) Разрешите мне помочь вам с переводом телеграммы.

4) Пусть они прочитают и обсудят эту книгу.

5) Пусть дети тоже проведут следующую субботу и воскресенье за городом.

6) Давайте возьмем такси (taxi), хорошо?

7) Пусть он встретит делегацию (delegation).

8) Давайте не пойдем на лекцию по немецкой литературе сегодня вечером.

9) Разрешите мне взять свои книги.

Test – минимум 10

1. Сделайте высказывания отрицательными:

1) Let him read !

2) Call up John!

4) Let them play the game!

5) Answer the phone!

6) Go to school!

8) Let her choose the code!

2) Let’s press the key !

1) Пусть она покажет шефу свой доклад.

2) Прочитайте детям эту книгу.

3) Принесите мне эту игру.

4) Давайте пошлем им это сообщение.

5) Купите ей пирожное.

6) Пусть они приедут позже.

Тест 10

1. Замените местоимения, используя подсказку в скобках:

1) Let"s buy a cake (she)

2) Let"s write a letter (he)

3) Let"s choose a code (they)

4) Let"s go to the library (she)

5) Let"s help him (I)

2. Переведите на английский язык:

1) Позвони маме.

2) Пусть он разбудит нас рано утром.

3) Да­вайте сходим куда-нибудь сегодня вечером.

4) Разрешите мне взять мою ручку.

5) Давай купим новую машину.

6) Давайте возьмем такси.

7) Иди сюда.

8) Пусть он принесет хлеб.

9) Давайте открое окно в комнате.

10) Пусть Саша пойдет в магазин.

11) Пусть мой брат расскажет эту историю.

12) Не пей холодный сок.