Православный паломник. Лазарь четверодневный. несколько фактов о воскресшем лазаре и его дальнейшей судьбе


После воскрешения Лазарь прожил еще 30 лет. Он был епископом на Кипре и проповедовал христианство.

Мощи епископа Лазаря после его смерти положили в Мраморный ковчег, на котором было написано: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». В IX веке византийский император Лев Мудрый повелел перенести мощи Лазаря в Константинополь. А в городе Китион (ныне Ларнака) был построен храм в честь друга Христова Лазаря.

Церковь была построена на самой гробнице святого. Этот храм является местом паломничества верующих.

Храм был построен примерно в 890 году. Английский консул в Сирии Александр Драмонд, посетивший Кипр в 1745 году, с восхищением написал о церкви Лазаря: «Никогда я не видел ничего подобного!»

Иконостас церкви считается образцом искуснейшей резьбы по дереву. В храме хранится несколько древнейших византийских икон. Прямо под иконостасом сохранилась маленькая, высеченная в скале церковка – туда ведут ступеньки с правой части иконостаса. В ней покоятся два саркофага. В одном из них когда-то был погребен Лазарь.

Вокруг храма до сих пор есть несколько построек существовавшего здесь много лет назад монастыря. В одной из них сейчас находится музей. На территории церкви сохранилось и небольшое кладбище, с потрясающей красоты резными каменными саркофагами.

Звон колоколов храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Жизнь горожан тесно связана с этим храмом: здесь крестят детей, проходят венчания, огромное количество верующих собирается здесь на воскресные и праздничные службы.

Первым христианским архиепископом, а после смерти и небесным покровителем города стал Лазарь, воскрешенный Христом. Самая же известная могила в Ларнаке - гробница Святого Лазаря. Она находится в церкви Святого Лазаря , которая была построена примерно в 900 году. Церковь Св. Лазаря и его могилу можно увидеть в центре города.

Праведный Лазарь. Воскрешение в Вифании, в небольшом селении к юго-востоку от Иерусалима праведного Лазаря, брата Марфы и Марии, которого сам Господь называл своим другом, сильно возмутило иудеев. Подвергаясь смертельной опасности, после убиения святого первомученика Стефана, святой Лазарь был отведен на побережье моря, посажен в лодку без весел и удален из пределов Иудеи. Божественным произволением святой Лазарь вместе с учеником Господним Максимином и святым Келидонием, слепым исцеленным Господом приплыл к берегам Кипра. Имея до воскрешения тридцать лет "от роду", он прожил на острове еще более тридцати лет. Здесь святой Лазарь встретил святых апостолов Павла и Варнаву. Ими он был возведен в епископы города Китии (Китиона, у евреев называвшегося Хетим). Руины античного города Китиона обнаружены при археологических раскопках и доступны для осмотра.

С именем праведного Лазаря связано следующее предание. Прибыв на остров жарким летним днем, и обходя окрестности Китиона в поисках пристанища, праведный Лазарь захотел утолить жажду. Не найдя поблизости источника он попросил кисть винограда у трудившейся около своего дома женщины. Та отказала святому в его скромной просьбе, сославшись на неурожай и засуху. Уходя, праведный Лазарь сказал: "Так пусть же в наказание за ложь твою виноградник засохнет и превратится в соленое озеро". С тех пор в пяти километрах к западу от Ларнаки киприоты показывают паломникам и туристам Соленое озеро и славятся своим гостеприимством. С декабря по март здесь зимуют сотни белых и розовых фламинго. С автодороги ведущей в город и аэропорт открывается великолепный вид на горы, отражающиеся в озере, среди которых господствует вершина Святого Креста с монастырем Ставровуни.

Праведный Лазарь очень желал встретиться с Божией Матерью, но по причине гонений на него не мог покинуть остров. Получив от Пресвятой Богородицы послание и послав за Ней из Китиона корабль, он ожидал Ее прибытия. Покинув пределы Палестины, Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. В "Сказаниях о земной жизни Пресвятой Богородицы", изданных Русским на Афоне Пантелеимоновым монастырем, так описываются дальнейшие события: "Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер, и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не слушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро промчался между многочисленными островами архипелага и, без повреждения и малейших потерь, пристал у берегов Афонской горы". По воле Божией Самой Приснодевой было положено начало монашеской жизни на Святой горе. Возвращаясь в Иерусалим, Божия Матерь посетила Кипр, благословила созданную апостолами местную Церковь и передала святому Лазарю сшитый ее руками архиерейский омофор.

После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях Китиона, в месте позже получившем название "Ларнакс" - "гроб, саркофаг". На мраморной гробнице святого выполнили надпись: "Четверодневный Лазарь, друг Христов".


По преданию у места захоронения святого Лазаря в 392 году обретена Кипрская икона Божией Матери. На ней Пресвятая Богородица пишется сидящей на троне с Богомладенцем, а по сторонам стоят два ангела с ветвями в руках. Празднество иконе совершается 3 мая/ 20 апреля (ст. ст.). Копии с иконы разошлись по многим странам. В России известен Кипрский образ Богородицы хранившийся в Московском Успенском соборе. В селе Стромынь, Московской области 22/ 9 июля (ст. ст.) и в 1-ю Неделю Великого поста совершается празднество чудотворной Кипрской иконе.

Мощи праведного Лазаря обретены в 898 году, при Византийском императоре Льве IV Мудром (886-911 гг.) и перенесены в город Константинополь, где для них устроена серебряная рака, а ранее в честь святого был построен храм при императоре Василии I Македонянине (867-886 гг.). В день перенесения честных мощей святого с Кипра в Константинополь 30/ 17 октября (ст. ст.) празднуется его память. Позже франкскими крестоносцами мощи взяты в портовый средиземноморский город Марсель.

Над гробницей святого Лазаря на Кипре в IX веке построен каменный храм в честь праведного Лазаря. В начале 1970 годов (а именно в 1972) во время проведения реставрационных работ в храме, под алтарем были обнаружены каменные гробницы, в одной из которых обретена часть мощей святого Лазаря. Для них был специально изготовлен серебряно-вызолоченный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница), с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Мощи святого Лазаря постоянно выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. По специально устроенному в основании храма проходу, вход в который находится в южной части солеи, паломники по нескольким ступеням спускаются в невысокую, полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. У восточной стены, при входе в это подземное помещение расположен святой источник, заключенный в трубу. Здесь находятся каменные гробницы прямоугольной формы, с тяжелыми крышками, относящиеся к римскому периоду. Существует обычай приносить к гробнице и к иконе святого Лазаря в храме, в благодарность об исцелении отлитые из воска фигурки людей и частей тела и они во множестве стоят в этом месте. Свечная мастерская находится на соседней улице, в нескольких десятках метров, к северо-востоку от храма Лазаря. В ней изготавливаются восковые фигурки и разные свечи. Среди них выделяются огромные праздничные свечи, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Храм в честь праведного Лазаря сложенный из массивных каменных блоков, неоднократно перестраивался, но в основе своей сохранил трехнефную базилику IX века. Снаружи храм за свою многовековую историю претерпел некоторые изменения. Полностью разобраны три главы венчавших храм. С юга к нему пристроена большая открытая галерея. У юго-восточной стены устроена высокая, четырехъярусная колокольня. В убранстве храма особенно выделяется многоярусный резной деревянный иконостас, поставленный в XVIII веке. На северном столбе в центре храма висит икона Божий Матери "Одигитрия" в окладе, написанная в в XVIII веке в России. С юга и запада храм Лазаря окружают двухэтажные корпуса. Часть западного корпуса занимает небольшой церковно-археологический музей, рассказывающий об истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы праведного Лазаря и других святых, церковные облачения и утварь. Здесь же хранится редкий образ святого Лазаря написанный в XII веке. На иконе он изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось изображение святого Лазаря. Правой рукой он благословляет (императора), а в левой держит Евангелие. Настоятель храма архимандрит Лазарь.

Также особое внимание стоит обратить на иконостас, состоящий из 120 икон, представляющий собой прекрасный образец старинной резьбы по дереву. Наиболее ценной считается икона, датируемая 1734 годом, на которой святой Лазарь изображен в сане Епископа Китиона. Кроме того, в церкви находится маленький музей, содержащий великолепные предметы византийского религиозного искусства, включая древние образцы резьбы по дереву, иконы и церковную утварь. А рядом с собором находятся захоронения ряда европейцев, живших в городе в 17-18 веке. Сам святой Лазарь считается покровителем Ларнаки, и празднование его Воскресения проходит в городе с большим размахом. Происходит это за неделю до православной Пасхи.

Адрес: Plateia Agiou Lazarou
Время работы церкви и музея: сентябрь-март: 08.00-12.30, 14.30-17.00, апрель-август: 08.00-13.30, 15.30-18.30
Вход бесплатный

Накануне Вербного воскресения, в день воскресения Лазаря, в Ларнаке большой праздник.
Если зайти в церковь слева, то после входа сразу направо есть табличка TOMB AGIOS LAZARIOS. Посетители могут спуститься в гробницу, увидеть саркофаг и родничок со святой водой. Мощи находятся в храме. Спускайтесь в подземелье, обязательно возьмите в собой пустую посуду (пластмассовую бутылочку), наберите святую воду.
В интернете видел фотографии, на которых мужчина залазил в середину гроба и утверждал, что там место благодатнее. Так делать нельзя, потому что быстрее в гроб ляжет.

Особенно интересно побывать на венчании. Киприоты в костюмах, дамы в платьях, и весь пол в цветах.

Рядом с церковью находится музей Agios Lazaros Church.
Часы работы музея: Пн.-Воскр. 8.00 - 12.30 и 15.30 - 18.30, тел.: 24 652498.

В рамках работы Русского православного образовательного центра в Ларнаке при храме святого Лазаря по вторникам и субботам, с апреля по октябрь в храме святого Лазаря в 9:00 проводит бесплатную экскурсию по храму Зыкова Наталья Владимировна и рассказывает об истории православия на Кипре. А также она поможет организовать паломничество в любой монастырь Кипра. У них даже есть уже специально разработанные маршруты, вмещающие множество святынь. Связаться с ними можно по тел. на Кипре +357 24 622548, моб. +357 99 831916.

Где находится церковь Святого Лазаря?

Карта, как пройти к храму Святого Лазаря:


Стрелкой указан городской пляж и набережная Finikoudes.

Во сколько начинаются богослужения по воскресеньям?

В 6:30 утра. Литургия ведется на греческом языке.






В этот день мы празднуем воскрешение святого праведного Лазаря Четверодневного, друга Христова. Он был по рождению иудей, по вероисповеданию - фарисей, сын фарисея Симона, как где-то говорится, родом из Вифании. Когда же Господь наш Иисус Христос совершал Свой земной путь ради спасения человеческого рода, Лазарь стал Его другом таким образом. Поскольку Христос часто беседовал с Симоном, ибо и тот чаял воскресения мертвых, и много раз приходил в их дом, то Лазарь вместе с двумя своими сестрами, Марфой и Марией, полюбился Ему как родной.


Приближались спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью. Иисус пребывал за Иорданом, прежде воскресив из мертвых дочь Иаира и сына вдовы (наинской). Друг же Его Лазарь, тяжело заболев, умер. Иисус, хотя и не был там, говорит ученикам: Лазарь, друг наш, уснул, а через некоторое время снова сказал: Лазарь умер (Ин. 11: 11, 14). Позванный сестрами его, Иисус, оставив Иордан, пришел в Вифанию. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати (Ин. 11, 18). И встретили Его сестры Лазаря, говоря: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат наш. Но и теперь, если Тебе угодно, Ты воздвигнешь его, ибо (все) можешь» (ср.: Ин. 11, 21-22). Иисус спросил иудеев: где вы положили его? (Ин. 11, 34). Тогда все пошли ко гробу. Когда же хотели отвалить камень, Марфа говорит: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе (Ин. 11, 39). Иисус, помолившись и прослезившись над лежащим, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон (Ин. 11, 43). И тотчас вышел умерший, его развязали, и он пошел домой.

Это неслыханное чудо возбудило у иудеев зависть, и они решили убить Иисуса; но Тот снова, уклонившись от них, ушел. Первосвященники же задумали убить и Лазаря, так как многие, видя его, уверовали во Христа. Но Лазарь, узнав об их замысле, удалился на остров Кипр и жил там, а впоследствии апостолами был поставлен епископом города Китий (Китий - город на южном берегу острова Кипр, близ нынешнего местечка Ларнака); пожив свято и богоугодно, он через тридцать лет после того, как ожил, снова умер и был погребен на Кипре, совершив (при этом) многие чудеса. Предание говорит, что после воскрешения он хранил строгое воздержание и что (епископский) омофор подарила ему Пречистая Матерь Божия, сделав Своими руками. Император Лев Мудрый после одного божественного видения перенес честные и святые мощи Лазаря с Кипра в Константинополь, в созданный царем храм во имя этого святого, с почестями положив их в драгоценной раке справа от входа, напротив святого алтаря. И теперь еще честные его мощи пребывают там, источая какое-то неизъяснимое благоухание.


Праздновать же в сегодняшний день воскрешение Лазаря установили святые и богоносные отцы наши, а скорее святые апостолы, после сорокадневного поста для очищения намереваясь священнодействовать святые Страсти Господа нашего Иисуса Христа. Поскольку они считали воскрешение Лазаря первым и основным поводом для злоумышления иудеев против Христа, то и поместили здесь это необычайное чудо, которое описывает один евангелист Иоанн (Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех, уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем - около 41 г.; Марком - 46 г.; Лукой - 61-62 г. Праведный Лазарь преставился в 63 г. по Р. Х.), в то время как другие евангелисты опускают, - ведь (при них) Лазарь был еще жив, и его можно было реально видеть. Ибо тогда необходимо было доказать (По Софронию, Иоанн Богослов написал свое Евангелие в противовес ереси евионитов, утверждающих, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии), что Христос - Сын Божий и Бог, что Он воскрес и будет воскресение мертвых, в чем лучше всего убеждал Лазарь. - Говорят, будто для (уверения в этом) и все Евангелие (от Иоанна) было написано, так как другие евангелисты вовсе не упоминают о безначальном рождении Христа.
Лазарь ничего не поведал о находящемся в аду, поскольку ему или не пришлось видеть тамошнего, или повелено было молчать об увиденном.
Отсюда и любой человек, недавно умерший, называется лазарем, и погребальная одежда называется таинственным словом лазарома (Лазарома (евр.) - погребальная одежда, плащаница, которой у евреев обычно обвивали тела усопших.), - чтобы напоминать о первом Лазаре. Ибо как тот по слову Христа восстал и вновь ожил, так и этот, хотя и умер, но будет жить вечно, воскреснув при последней трубе.
Христе Боже, молитвами друга Твоего Лазаря помилуй нас. Аминь.


Вифания


Местечко Вифания, как во времена Христа, так и сегодня, расположено на единственной центральной дороге, которая поднимается от Иерихонской Долины и ведёт в Иерусалим. Таким образом, все кто хотел попасть в Иерусалим или Иерихон, должны были обязательно пользоваться этой дорогой.
Христос часто ходил по ней, но то была не единственная причина. Вифания была родиной Его любимого друга Лазаря и сестёр его Марии и Марфы. Здесь Спаситель был приглашён в дом Симона прокажённого; «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его возгнегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее о том, что она сделала» (Ср.ев.Мф.26,6-13).
Но важнейшее событие связывающего Господа с Вифанией является чудо воскрешения Его друга Лазаря.

Во время своей земной жизни Господь более спокойно и счастливо, по человеческому, нигде не проводил время, как только в Вифании, в семействе, состоящем из трёх лиц: Марфы, Марии и их брата Лазаря; «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». (Ср.ев. Ин.11,5).Из сказаний св. Евангелистов известно о сем благочестивом семействе.
Вера этих сестёр в Иисуса Христа была настолько пламенна и искренна, что когда заболел их брат Лазарь, они первым долгом известили Иисуса Христа о его болезни, уповая только на Него одного, что Он может дать облегчение их брату. Но Господь пришёл в Вифанию, когда Лазарь почил и лежал во гробе уже четыре дня. Господь пришёл, чтобы явить Свою Славу.
Изначально могила Лазаря представляла собой обычную еврейскую семейную могилу, высеченную в скале. Могила Лазаря расположена на глубине 3м, к ней ведут 27 ступеней.
В византийскую эпоху (IV-VII вв/), могила Лазаря – место паломничества- была обнесена стеной. До двенадцатого века могила существовала почти без изменений, над ней находилась базилика Лазарион. В тринадцатом веке она была заброшена и практически забыта. Триста лет спустя, на его развалинах мусульмане построили мечеть, внутри которой находится могила Лазаря.
На месте дома, в котором жило семейство Лазаря, воздвигнут греко-православный женский монастырь. Напротив монастыря находится место встречи Христа с Марфой и Марией.
После убиения св.архидиакона Стефана, когда настало гонение на иерусалимских христиан, св.Лазарь был изгнан из Иудеи и пущен в море на лодке без вёсел. По Божьему произволению лодка приплыла к острову Кипр, где в городе Кидонии св.Лазарь начал проповедовать Христа, как апостол, и был рукоположен в сан епископа апостолом Варнавой.
Проживая на острове Кипр, св.Лазарь пламенно желал видеть Пресвятую Богородицу, которую он не видел уже долгое время, а сам опасался прибыть в Иерусалим для свидания с Нею. Пресвятая Богородица, уразумевши о сем желании св.Лазаря, написала к нему послание, в котором, утешая его, повелела ему прислать за Нею корабль, на котором она могла бы прибыть к нему на остров Кипр, а ему воспрещала приходить в Иерусалим для Неё.
Прочитав это послание, св.Лазарь очень обрадовался, а также и удивился такому смирению Пресвятой Богородицы; нимало не медля, снарядил и послал за Ней корабль. Пресвятая Богородица вместе с апостолом и евангелистом Иоанном и некоторыми другими спутниками на этом корабле отправились в плавание к острову Кипр. На пути, вследствие противных ветров, Матери Божией пришлось пристать к Афонской горе. После недолгого пребывания на сей горе Богородица приплыла на корабле к о.Кипр. Здесь Она встретилась с Лазарем, скорбевшим о Её долгом путешествии, поведала ему о Своём пребывании на Афонской горе и поднесла ему дары, специально для него собственноручно сделанные Ею,- омофор и наруковицы. Недолго пробыв на Кипре, Богородица возвратилась в Иерусалим.
После пребывания Богородицы св.Лазарь четверодневный епископствовал на о.Кипр около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников, в чём ревностно ему помогали его сёстры - Мария и Марфа. Где, когда и как окончили свою жизнь свою сёстры Лазаря, неизвестно. Сам же Лазарь почил в мире на о.Кипр.
При императоре Льве Философе (886-911) мощи св.Лазаря четверодневного были перенесены с Кипра в Царьград.

(Жития святых славных и всехвальных Апостолов. – М., Лествица, 2005).

Иконография праздника

Изображать Воскрешение Лазаря начали еще первые христиане на стенах римских катакомб. Сложившийся в Византии канон выводит на первый план, во-первых, житейскую реальность события, а во-вторых - его глубинный смысл, связанный с самой сущностью христианской веры. Этому канону следовали и русские художники.
В русской иконографии этой темы насчитывается несколько изводов, различающихся главным образом положением фигур и гробницы Лазаря. Как правило, изображается темный проем пещеры и юноши, держащие крышку гроба. Воскрешенный в белых пеленах - легкий, как бестелесная душа; ему еще предстоит привыкнуть к вернувшейся жизни. Марфа и Мария, благоговейно склоняющиеся к ногам Спасителя. Свидетели - среди них те, кто теперь уверует, и недруги, еще больше укрепившиеся в желании расправиться с Иисусом. Апостолы - это ведь ради их веры, равно как и для самого Лазаря, совершено Христом чудо воскрешения! И, наконец, Он - спокойный, отрешенно-задумчивый, простирающий руку жестом надежды и сострадания.
Светлой сосредоточенностью, осознанием величия происходящего и того, что еще грядет, проникнуты лучшие русские иконы Воскрешения Лазаря - такие, например, как новгородская икона конца XV века или современная ей икона московской школы из Кирилло-Белозерского монастыря.

(«Шедевры русской иконописи», 2008).

Тропарь на воскрешение праведного Лазаря, глас 1:
Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Тропарь Лазарю Четверодневному, еп. Китийскому:
Яко велико сокровище и богатство некрадомо / к нам прииде из Кипра, Лазаре, / Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, / подая чтущим тя исцеления даром, / избавляя от бед и от всякаго вреда, / верою взывающих ти: / спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.


С субботы шестой недели Великого поста до Пасхи богослужения Православной Церкви посвящены событиям, предварявшим спасительные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа, самим Его страданиям и смерти.

Евангелие от Иоанна (XI, 1-44) рассказывает, как Христос в последние дни своей жизни воскресил умершего Лазаря. Господь любил Лазаря и его семейство, часто бывал у него. Но вот Лазарь заболел и умер. Четыре дня прошло со дня его смерти. Господь пришел к гробовой пещере и сказал: Отнимите камень. Когда камень был убран, Иисус возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазаре! гряди (иди) вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус, обратившись к окружющим Его, сказал: Развяжите его, пусть идет.

Весть об этом чуде мгновенно разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи принимают окончательное решение убить Иисуса. Наступает власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.

Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх. XXIII, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи охватывают время евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после Крещения Своего и продолжал до Своего Вознесения. Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин. XI, 45).

Лазарь был еврей и фарисей, сын Симеона фарисея (Мф. XXVI, 6), родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин. XI, 3. 5. 11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Ин. XI, 4. 15). Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: что сотворил!; яко человек сей много знамения творит. Аще оставим его тако, вси уверуют в него: и приидут римляне и возмут место и язык наш (Ин. XI, 47-48). Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин. XI, 49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин. XI, 53). Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин. XII, 10).

Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.

Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.

Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоан Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.

По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех - в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и Человечество. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию. Марфа и Мария - сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа Всемогущим и Сыном Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, как елика аще просиши от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко ты еси Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждь, како любляше его; не можаше ли сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в Мя, не умрет во веки. Наконец как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу Небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. "Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, - говорит Церковь, - глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное преобразование пакибытия".

Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь. Как же человек вопрошал: где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного». Как говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения:

Рыдаеши, Иисусе - сие смертного существа:

Оживлявши друга Твоего, сие божественный крепости, воскресения.

Чтением апостольским на Литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета - царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом (Евр. XII, 28; XIII, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскресения Лазаря.

Храм друга Христова Лазаря четверодневного - один из двух трехкупольных храмов, которые существуют сегодня на Кипре. Другой находится около Фамагусты. Это храм монастыря Святого Варнавы. Эти две церкви принадлежат к редкому архитектурному типу и очень отличаются от других многокупольных храмов. Построен был храм в конце IX века (около 890 г.) Львом VI Мудрым, императором Византии. Весь из камня с тремя нефами, центральным и боковыми, и тремя куполами, сооруженными на среднем нефе. Эти три купола были впоследствии снесены. По преданию они были снесены во время турецкой оккупации, когда приплывший в порт Ларнаки турецкий офицер, приняв купола Храма за купола мечети, преклонил колени и молился. Впоследствии он приказал "укоротить" купола. Согласно другой версии, куполам был нанесен ущерб землетрясением, дата которого неизвестна; однако в 1734 г. когда русский монах Василий Барский посетил храм, купола уже были разрушены. К концу Франкского периода (1191 - 1571 г.г.), а по другому мнению около 1750 г. (когда реставрационные работы были выполнены под руководством епископа Китайского Макариоса I) была воздвигнута аркада, которую мы видим сегодня на южной стороне храма.

Во дворе храма святого Лазаря

Гробница в подклете храма Одной из главных святынь Православного Кипра является храм святого праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Китион, Китий - древнее название Ларнаки. Собственно, "ларнак" - означает, переводе с греческого, "саркофаг". В этом храме почивают мощи святого, а в подземной крипте находится гробница, в которой был некогда погребен праведный Лазарь. Там же, в крипте, расположен и святой источник. Мощи праведного Лазаря были обретены в 9 веке здесь, в городе Китионе, где они лежали в земле в мраморном ковчеге, на котором было написано: "Лазарь четверодневный, друг Божий". Тогда же над мощами был построен и храм в старинном редком архитектурном стиле.

Образ в подклете храма у гробницы Мощи Святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 г. На саркофаге была надпись "Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа".

Иконостас храма святого Лазаря Иконостас, который мы видим ныне, датируется 18 веком. Выполнен он с удивительным мастерством и является одним из самых лучших образцов резьбы по дереву на Кипре. В иконостасе 120 икон, в основном, 18 века, византийского письма. Есть и старинные иконы.

Ковчег с мощами святого Лазаря

Рака со святыми мощами Лазаря Четверодневного

Икона Воскресения (Сошествие во ад) перед иконостасом Ин.11:17-44. Воскрешение Лазаря вспоминается Церковью в субботу 6-й недели (Лазареву субботу) Великого поста. Сие чудо было одним из величайших чудес Господа Иисуса Христа: оно яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе и владычестве Его над смертью, и вместе служило живым знамением общего нашего воскресения и прообразом воскресения Самого Господа.

Святой епископ Лазарь с сестрами Марфой и Марией Одержимые завистью иудейские начальники хотели убить святого Лазаря, и он вынужден был уехать на остров Кипр, где был рукоположен во епископа. По воскресении своем, он жил еще 30 лет, много потрудившись в распространении христианства на Кипре. И здесь мирно скончался. По преданию, святой Лазарь, будучи епископом (его рукоположили апостолы Павел и Варнава), удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее Пречистыми руками.

Икона в храме святого праведного Лазаря

Икона Николая Чудотворца

Образ Божией Матери Киккская

Притецем, людие, со дерзновением к Милостивой Царице Богородице, и умиленно воззовем к Ней: ниспосли, Владычице, милости Твоя богатыя, сохраняя во здравии и благоденствии грешныя рабы Твоя. Болящия исцели, скорбящия утеши и бедствующим помози. И сподоби нас, Премилостивая, благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити и Небесное Царствие унаследовати. Град наш избави от всякаго злаго обстояния, ограждая Твоим милостивым заступлением. Мирови мир даруй и спасение душам нашим испроси. (тропарь)

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие!
Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердной Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благоговение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспивавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому образу Твоему.

О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руки, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, Христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к родшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Чтимый образ "Воскрешение праведного Лазаря"

Древняя икона святого Лазаря Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (Ин.11:3.). Во время Своей земной жизни, Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом (Ин.11:11.), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе1). После сего события о Лазаре в Св. Писании упоминается еще один только раз, и именно, когда за 6 дней до Пасхи Господь пришел опять в Вифанию, то там был и воскрешенный Лазарь (Ин.12:1-2). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя сие, первосвященники тогда же положили убить и Лазаря (Ин.12:9-11.).

Икона святого Лазаря с житием

Пасхальный день Церковь святого Лазаря считается одной из красивейших на острове. Самую первую церковь на это месте построил сам святой Лазарь. Нынешний же Храм ведет свое летоисчесление с конца IX века. С давних пор христиане, совершавшие паломничество в Святую Землю, считали обязательным посещение Храма. Главная христианская святыня Ларнаки - церковь св. Лазаря - находится на площади Агиу Лазару в двух кварталах к западу от набережной. Это место почитаемо христианами всего мира: здесь находится гробница и часть мощей св. Лазаря Четверодневного, епископа Китийского - того самого, которого Христос воскресил из мёртвых спустя четыре дня после кончины.

– одна из многочисленных православных достопримечательностей в городе Ларнака, . Строительство храма датируется серединой IX века и носит имя праведного святого. В соответствии с православным преданием, после того, как Иисус воскресил Лазаря, тот ушёл из Иудеи и выбрал новым местом проживания остров Кипр. Вскоре после прибытия апостолы Иисуса - Варнава и Павел поставили Лазаря епископом поселения Китион. Именно так ранее назывался город Ларнаки. Праведный Лазарь прожил 63 года и скончался на Кипре. Сегодня на месте его захоронения и возвышается Церковь.

Надо отметить, что вследствие постоянных военных притеснений в сторону Кипра, правителям города не раз приходилось перевозить мощи праведника. В результате, некоторую их часть отдали Франции, другую часть Константинополю, а голова осталась на Кипре.

Сегодня Церковь имени Лазаря - одна из трёх, сохранившихся до наших дней на острове, византийских церквей. Планировка её имеет форму прямоугольника, дополненную трёхсторонним полукруглым выступом на фасаде.

Внутренне помещение разделено на несколько частей с довольно широкими и массивными колоннами и арками. Первоначально храм имел колокольню, располагавшуюся с восточной стороны. Однако в период правления Римско-католической церкви к зданию пристроили небольшой, но достаточно видный портик, выполненный в неоготическом стиле. Кроме того, в годы турецкого владычества церковь использовалась в качестве мечети, вследствие чего колокольню полностью уничтожили. Новую колокольню возвели лишь в 1857 году.

Также сравнительно новым элементом храма является её иконостас, выполненный в 1780-х годах. Также не один раз подвергалось изменениям и внутреннее устройство церкви. В 1792 году, во время реконструкции здания, под алтарём обнаружили саркофаг с останками, идентифицированными как мощи праведного Лазаря.

Посетить Церковь Святого Лазаря можно с экскурсией или самостоятельно. Храм располагается на площади Айу Лазару. Неподалёку имеется автобусная остановка Финикудес, до которого едет практически любой общественный транспорт города.

Фото достопримечательности: Церковь Святого Лазаря

Главная христианская святыня Ларнаки - церковь св. Лазаря (Agios Lazaros) - находится на площади Агиу Лазару (pi. Agiou Lazarou) в двух кварталах к западу от набережной. Это место почитаемо христианами всего мира: здесь находится гробница и часть мощей св. Лазаря Четверодневного, епископа Китийского - того самого, которого Христос воскресил из мертвых спустя четыре дня после кончины.

Воскрешение Лазаря

Иисус Христос любил Лазаря и называл его своим другом. Он часто бывал в доме его сестер Марии и Марфы в небольшом селении в Вифании. Когда Лазарь умер, Иисус с учениками находился в Иудее. Почувствовав смерть друга, он сказал ученикам: «Лазарь, друг наш; уснул, но я иду разбудить его» (Ин 11:14). И они отправились в Вифанию, где нашли пещеру, в которой был похоронен Лазарь. Далее Евангелие от Иоанна повествует следующее: «Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит: ибо четыре дня; как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (Ин 11:39-46). Воскрешенный Лазарь прожил еще три десятка лет, проповедуя Слово Божие. А на Кипре он оказался потому, что после воскрешения стал гоним на своей родине.

Святой Лазарь - епископ Цитиума (Ларнаки)

Воскрешение Лазаря в Вифании возмутило иудейских первосвященников и фарисеев. Они жаждали его смерти, чтобы уничтожить живое свидетельство чудотворной силы Христа. Согласно одной из версий, Лазарь был отведен на морское побережье у Яффы, посажен в лодку без весел и отдан на волю волн. Божественным произ-волением лодку течение прибило к южному берегу Кипра, недале-ко от Цитиума (так при римлянах называлась Ларнака). По другой версии св. Лазарь, спасаясь от расправы, вынужден был бежать и вместе с учеником Господним Максимином и св. Келидонием, слепым, исцеленным Христом, отправился на Кипр, до которого от Палестины всего 105 километров.

Эти события произошли в 33 году. А через 12 лет, во время Первого миссионерского путешествия, апостол Павел и апостол Варнава, проповедуя на Кипре, посетили Цитиум. Здесь они встретили св. Лазаря и рукоположили его в епископы Цитиума. Возможно также, что в сан епископа он был возведен позже, в 46 году, апостолами Варнавой и Марком, когда они после размолвки с апостолом Павлом вернулись на Кипр.

В течение 18 лет (45 - 63 гг. н.э.) св. Лазарь был первым епископом Цитиума. С его пребыванием на Кипре связаны различные предания. По одному из них после воскрешения св. Лазарь никогда не улыбался. И только однажды заметив, что кто-то крадет горошек, улыбнулся и сказал: «Глина крадет глину».

Согласно другому преданию - «Сказанию о Земной жизни Пресвятой Богородицы», изданному в XIX веке русским монастырем св. Пантелеймона на Святой Горе Афон в Греции, Пресвятая Богородица по просьбе св. Лазаря посетила Кипр. Св. Лазарь, говорит предание, очень хотел увидеть Богородицу, но опасаясь расправы, не мог вернуться в Палестину и был вынужден остаться на острове. Божия Матерь решила сама побывать у Лазаря и, покинув пределы Палестины, в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. «Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер^ и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не кушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся I в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро I промчался между многочисленными островами архипелага и без повреждения и малейших потерь пристал у берегов Афонской горы. Когда корабль приблизился к Святой Горе, языческие храмы рухнули, а идолы возвестили о прибытии на Афон Богородицы. Все, кто видел это чудо, уверовали и приняли христианство, а Афон с тех пор стал земным уделом Богородицы».

На обратном пути в Иерусалим Божия Матерь исполнила просьбу св. Лазаря посетить Кипр и благословила созданную апостолами местную Церковь.

После кончины, последовавшей в 63 году, св. Лазарь был погребен в городском некрополе, позже получившем название «Ларнакс» - что в переводе с греческого языка означает «гроб, саркофаг». Надпись на мраморной гробнице святого гласила: «Четверодневный Лазарь, друг Христов». Могила св. Лазаря издревле почиталась христианами. В раннехристианский период над ней была построена маленькая часовня.


Обретение мощей святого Лазаря

Через несколько столетий часовня разрушилась, и местонахождение гробницы св. Лазаря и его мощей было утрачено.

Мраморный саркофаг с мощами был обнаружен в 890 году при проведении строительных работ на месте античного некрополя Ларнаки. Византийский император Лев VI Мудрый приказал доставить мощи в Константинополь, разрешив оставить на месте саркофаг. Это было обычным делом - византийские императоры собирали в столице мощи всех важнейших святых. Но жители Цитиума оставили в городе небольшую часть мощей. Впрочем, некоторые историки до сих пор отрицают это.

В Константинополе святыня хранилась в серебряной раке в храме св. Лазаря, возведенном еще до обретения мощей императором Василием I Македонянином (877 - 886 гг.).

Дата переноса мощей праведного Лазаря в Константинополь стала праздничным днем в церковном календаре: его память празднуется 30 октября (по новому стилю). После разграбления Константинополя в 1204 году крестоносцы вывезли «константинопольскую» часть мощей в Марсель.

Церковь святого Лазаря

Император Лев VI Мудрый в 890 году выделил средства на строительство нового храма над местом обретения мощей св. Лазаря. В возведенной церкви сохранялась гробница и часть мощей святого.

Первоначально церковь св. Лазаря представляла собой трехнефную, трехкупольную базилику, построенную в классическом византийском стиле. Но впоследствии она неоднократно перестраивалась: купола церкви несколько раз разрушались землетрясениями и затем отстраивались по новым проектам.

В период венецианского правления церковь принадлежала монастырю монашеского Ордена бенедиктинцев, о чем сегодня у северного входа в храм напоминает пятикрестная эмблема - так называемый «Иерусалимский крест», а в небольшой часовне, примыкающей к алтарю, до сих пор сохранившийся маленький католический алтарь.

После захвата Кипра турками в 1571 году, когда города острова грабились и разрушались захватчиками, а многие христианские святыни либо вывозились, либо прятались местными жителями в укромных местах, хранившаяся в Ларнаке часть мощей св. Лазаря на долгое время бесследно исчезла. Сам храм св. Лазаря при оттоманском правлении был превращен в мечеть, и три главы, венчавшие его, полностью разобраны. Но в 1589 году православные христиане выкупили храм св. Лазаря у турок. В этом не было ничего необычного: таким способом в период османского владычества Кипрской Церкви удалось вернуть многие храмы и монастыри.

Пока храм св. Лазаря находился на окраине города, то он функционировал как монастырь. Но к началу XVIII века город разросся, и церковь, оказавшись в его черте, становится православным кафедральным собором Ларнаки. За весь период турецкого владычества она была единственной на Кипре церковью, где был разрешен колокольный звон. При этом за неимением колокольни (их строить турки разрешили только в 1856 году) колокола были прикреплены к деревянным столбам, стоящим на постаментах.

Русский путешественник В. Григорович-Барский во время своего пребывания на Кипре и посещении церкви св. Лазаря в 1727 году описывает ее как огромный, высокий храм, сооруженный на большие деньги, «как какой-нибудь царский дворец». Барский пишет, что в храме под алтарем в небольшой пещере находится гробница, в которой ранее хранились мощи св. Лазаря. Где были сами мощи в это время, он выяснить не смог, но отметил, что эта гробница в большом почете у христиан.

В. Григорович-Барский сделал и зарисовки церкви св. Лазаря. Как мы уже говорили, его рисунки кипрских церквей - золотой фонд для современных реставраторов. Но, к сожалению, церковь св. Лазаря на этих рисунках изображена уже в своем нынешнем виде. Незадолго до его посещения церковь была перестроена и отреставрирована. С юга к ней пристроили большую открытую галерею. А четырехъярусная колокольня у юго-восточной стены церкви была возведена уже в 1857 году.

Несмотря на поздние перестройки, сегодня церковь св. Лазаря представляет собой один из наиболее ярких образцов византийской архитектуры на Кипре.

Главное украшение интерьера церкви - многоярусный резной деревянный иконостас, выполненный в XVIII веке, один из самых впечатляющих образцов резьбы по дереву на Кипре. Работа над изготовлением иконостаса заняла у выдающегося кипрского мастера Хаджисавваса Талиадороса девять лет - с 1773 по 1782 годы. 120 икон для иконостаса были написаны в 1793 - 1797 годах.

Необходимо отметить также несколько замечательных икон в храме св. Лазаря. На правой колонне у южного входа висит великолепная икона «ХрИстос воскрешает Лазаря». На северном столпе в центре храма находится написанная в XVIII веке в России икона Божией Матери «Одигитрия».

На южной стене храма, у самой алтарной преграды, висит большая, очень хорошего письма икона - Лазарь в сане епископа Китийского. Он изображен на ней в епископском кресле, по бокам - его сестры Мария и Марфа.

В 1972 году, когда шли реставрационные работы, в пещере под алтарем, под тем самым пустым саркофагом, который, возможно, имел в виду В. Григорович-Барский, был найден другой саркофаг, в котором сохранилась часть мощей св. Лазаря. Для мощей был специально изготовлен позолоченный серебряный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница) с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Сегодня мощи св. Лазаря выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны.

Вход в подземную часть храма к гробнице св. Лазаря находится в южной части солеи. Несколько каменных ступеней ведут в невысокую полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. Здесь стоят два каменных саркофага, в одном из них находились мощи св. Лазаря. На его восточной стороне и сегодня можно разобрать надпись «Друга» греческими буквами.

У восточной стены при входе в подземное помещение течет святой источник.

В благодарность за исцеление к гробнице и иконе св. Лазаря в храме приносят отлитые из воска фигурки людей и частей тела. Купить свечи можно на соседней улице в свечной мастерской, к северо-востоку от храма св. Лазаря. В ней изготавливают восковые фигурки и свечи: от обычных до огромных, праздничных, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Византийский музей церкви святого Лазаря

Слева от храма, в помещениях бывшего монастыря, расположен небольшой церковный музей, посвященный многовековой истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы, церковные облачения и утварь. Здесь хранится редкий образ св. Лазаря, написанный в XII веке, и где святой изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось I изображение св. Лазаря, правой рукой благословляющего императора, а в левой держащего Евангелие.

Справа от храма находится небольшой церковный магазин. Здесь кроме традиционного, коммерческого набора икон и сувениров можно купить уникальный диск с записью кипрской духовной музыки, сделанной в храме св. Лазаря.

Церковь св. Лазаря сыграла значительную роль в социальной жизни Ларнаки. С XVIII века до середины XX века она являлась религиозным, национальным и образовательным центром города. Как пишет кипрский историк Н. Кириазис в книге «Город Ларнака в свете исторических документов»: «Не многие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность, какую явила церковь св. Лазаря. Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся». Столетиями посещение этой церкви было обязательной частью паломничества на Святую землю. Об этом свидетельствуют как многочисленные средневековые источники, так и католический монастырь Терра Санта в Ларнаке, основанный специально для паломников.

Храм св. Лазаря и сегодня важнейший духовный центр города. Крещения и бракосочетания наполнены здесь особым значением. Каждый приходящий ощущает себя в нем частью православной культуры.

При церкви действует Русский Православный центр.

Св. Лазарь считается покровителем Ларнаки. В субботу накануне Вербного воскресенья город празднует Воскресение Лазаря. По улицам города следует Крестный ход, участники которого несут иконы святого.

Когда меня спрашивают, какие достопримечательности Кипра следует посмотреть в первую очередь, я всегда отвечаю: церковь святого Лазаря, потому что:

  • Церковь святого Лазаря считается одной из красивейших на острове.
  • Самую первую церковь на это месте построил сам святой Лазарь. Нынешний же Храм ведет свое летоисчесление с конца IX века. С давних пор христиане, совершавшие паломничество в Святую Землю, считали обязательным посещение Храма.
  • здесь хранятся мощи святого Лазаря
  • расположена церковь в центре Ларнаки и добраться до нее самостоятельно не составляет особого труда, даже если Вы живете в другом городе. В последнее время на Кипре стали развивать автобусное сообщение, а кроме того есть т.н. сервис-такси. В любом отеле вам без проблем его вызовут, стоит только сказать на рецепции, что вы хотите куда-то поехать на сервис-такси.
    Прежде, чем начать занудствовать, напишу еще что-нибудь полезное:
  1. Храм святого Лазаря открыт:
    с апреля по август с 8-00 до 12-30 и с 15-30 до 18-30
    с сентября по март с 8-00 до 12-30 и с 14-30 до 17-00.
  2. В большинстве кипрских храмов разрешено фотографировать . Исключение составляют церкви, входящие в мировое наследие UNESCO, и монастыри.
  3. На Кипре в храм женщина может входить в храм с непокрытой головой . А вот голые плечи и ноги желательно прикрыть. Равно, как и мужчинам входить в храм в шортах тоже не стоит . У многих храмов, особенно у тех, куда приезжают многочисленные экскурсии, рядом со входом стоят вешалки со специальными накидками.
  4. По воскресеньям по церкви святого Лазаря проводятся бесплатные экскурсии на русском языке.

Я долго не могла решиться на съемку в храме. Боялась, что здоровый штатив с фотоаппаратом, установленный прямо перед иконостасом, и парочка суетящихся вокруг неизвестных личностей, вряд ли, приведут священника в восторг. Поэтому мы с мужем робко начали съемку с хОров, потом осмелели и перебрались вниз, поближе к иконостасу. Но прежде чем начать снимать, я все-таки пошла к священнику, испросить разрешения. Батюшка невозмутимо кивнул головой и единственное о чем попросил нас, закончить до закрытия, до которого было еще 3 часа. Более того, уж не знаю, за какие такие красивые глаза, но в виде исключения, моему мужу было разрешено провести съемку в алтарной части, расположенной за иконостасом. Но тут на все про все было выделено всего 5 минут. Муж, ворошиловский стрелок, с честью выдержал испытание и снял панораму. Я даже не подозревала, что в алтарную часть может быть доступ простому смертному. Знала только, что женщин туда не пускают ни при каких условиях. Так что у нас всех есть прекрасная возможность заглянуть туда одним глазком.

Ну а теперь, похваставшись эксклюзивным материалом, можно смело начинать

Историю церкви святого Лазаря.

"Ларнака - третий по величине город Кипра, уступает только Никосии и Лимассолу" - гласит всезнающая Wikipedia. При этом она скромно умалчивает, что городов на острове всего-то "раз, два и обчелся", целых 4 штуки: столица Никосия, "русский" город Лимассол, Ларнака и Пафос. Любимая молодежью Айя Напа статуса города до сих пор не получила.

Но еще более странно, что в Википедии ни слова не говорится о том, что Ларнака - один из старейших городов мира. Свое летоисчисление Ларнака ведет аж с 13 века до н.э. На протяжении своей истории город несколько раз менял свое имя. То он назывался Китион, то Цитиум, то СкАла, а теперь Ларнака.

Сюда, в древний Китион, после воскрешения из мертвых приплыл святой Лазарь Четверодневный, друг Христа. Апостолами Павлом и Варнавой был возведен в сан епископа. При нем Китион принял христианство. Святой Лазарь построил в городе небольшую церковь, где проводил службы. В этой же церкви он был вторично похоронен 30 лет спустя. Место получило название "Ларнакс", что означает "саркофаг". Позднее так стал называться и весь Китион. По второй версии город получил свое нынешнее название из-за римских гробниц-саркофагов в окрестностях города.

В 890 году византийский император Лев VI Мудрый начал на месте первой церкви строительство нового храма с условием, что часть мощей святого Лазаря из мраморного саркофага будет перенесена в Византию (нынешний Константинополь). Позднее, "благодаря" стараниям крестоносцев мощи оказались в Марселе. На этом их след обрывается. Куда они попали после Марселя, не известно. Однако в Марселе можно услышать легенду о том, что святой Лазарь был епископом Марселя и там же похоронен.

Древняя византийская церковь, построенная Львом VI, сохранилась и поныне. Разумеется, что на протяжении 12 веков храм неоднократно разрушался и перестраивался. Первоначально храм украшали три купола. Но во времена турецкого владычества купола были уничтожены. Существуют две версии объясняющие причину уничтожения куполов. Согласно первой, некий высокопоставленный турецкий офицер принял храм за мусульманскую мечеть и совершил в его сторону положенные молитвы. Когда он понял свою ошибку, то в ярости приказал снести купола. Согласно второй версии, купола были разрушены во время землятресения. Как бы то ни было, купола были построены вновь в XIX веке после окончания турецкого владычества.

Во время франкского владычества, в храме располагался бенедектинский монастырь. От католиков в 1571 году храм перешел к туркам, которые превратили его в мечеть. В 1589 году православным удалось выкупить храм у турков. Но каким-то образом до 1784 года за католиками сохранялась привилегия два раза в год проводить мессы в северном приделе храма. Об этом свидетельствуют сохранившийся по сей день небольшой алтарь, а также эмблема с пятью крестами над северным входом.

В 1750 году к храму святого Лазаря была пристроена открытая галерея, под каменными плитами которой находятся могилы. Об этом свидетельствуют плиты с надписями на греческом и других языках, вмурованные в южную стену храма. Четырехярусная колокольня была построена в 1857 году вместо старой колокольни, снесенной турками.

К сожалению, росписи храма не сохранились из-за высокой влажности воздуха в Ларнаке.

Прекрасный иконостас, украшеный богатой резьбой по дереву, появился в 18 веке. Резьбой занимался выдающийся мастер Хаджи Саввас Талиодорос, иконы для храма писал Хаджи Михаил. Работа над иконостасом продолжалась с 1773 по 1882 год. Иконостас украшают 120 икон разного размера, каждая из которых настоящий шедевр. Но особо ценится и почитается икона святого Лазаря, на которой он изображен в святительском одеянии.

За многовековую историю храму не удалось избежать пожаров. К сожалению, некоторые иконы безвозвратно погибли в огне. На фотографии внизу хорошо видны сгоревшие иконы в левом верхнем углу иконостаса.

Попав в храм, следует обратить внимание на принадлежащую критской иконописной школе икону, показывающую сцены мученичества св. Георгия, а также на икону русского письма XVIII века Богоматерь Одигитрия в богатейшем резном киоте. Обе иконы находятся в северном приделе.

В 70-х годах ΧΧ века в церкви святого Лазаря проводились реставрационные работы, во время которых были обнаружены каменные гробницы, расположенные под алтарной частью храма. В одной из них была обретена часть мощей святого Лазаря. Сейчас мощи в специальной серебряной раке выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны. Все желающие могут спуститься в подземелье, чтобы посмотреть на саркофаги. У самого входа в подземелье, называемое криптой, находится святой источник.

У киприотов есть обычай приносить в храм восковые фигурки людей или частей тела, отлитые из воска, в знак благодарности за исцеление от болезни. Некоторые фигурки небольших размеров, а некоторые, особенно руки и ноги, выполнены чуть ли не в натуральную величину. Примерно такую же традицию я наблюдала в одном из храмов Вильнюса в Литве. Только в Вильнюсе перед алтарем во множестве висели небольшие изделия из серебра.

В настоящее время иконостас храма святого Лазаря по праву считается самым красивым на острове, а святой Лазарь считается небесным покровителем Ларнаки