Тяжелый танк TOG II*. История. Тяжелый танк TOG Боевая установка немцев тог 2

TOG 1 маневрирует во дворе завода Фостера в Линколне. На борту установлен инклинометр, определяющий угол наклона.

В сентябре 1939 британский Генеральный Штаб инициировал разработку нового перспективного танка А20. Это событие не прошло мимо сера Альберта Стерна - человека-легенды в британском танкостроении. Ранее он являлся секретарём Первого в Мире Комитета Сухопутных Кораблей и во многом благодаря его дальновидности и воле Британия в 1916 году начала первое в мире серийное производство танков. Авторитет сэра Альберта был чрезвычайно велик, но, к сожалению, его самомнение было ещё больше. Он считал, что он и только он знает, каким должен быть новый успешный танк. Через 6 недель после начала работ над А20 Альберт Стерн выступил с инициативой возглавить создание своего, единственно правильного проекта. С этой целью он собрал вокруг себя своих именитых единомышленников, которые участвовали с ним в создании первого танка, ставшего его и их триумфом. Это были Ви.Джи. Уилсон, сэр Виллиам Триттон, Хэрри Рикардо, сэр Эрнст Свинтон, сэр Юстас Теннисон Д’Эйнкорт и другие. Используя своё влияние, он сумел заручиться поддержкой Кабинета Министров и сформировал Комитет Создания Специальной Машины (SVDC). Учитывая прославленный состав ветеранов танкостроения, этот комитет получил неформальное прозвище Старая Банда (The Old Gang).

Поговаривали, что Генштаб не был в восторге от творческого порыва сэра Артура, и поэтому пришлось надавить на некоторых людей, чтобы они присоединились к недавно созданному Комитету. Большинство участников, к тому времени, были уже в преклонном возрасте, и отошли от дел. Впрочем, Рикардо и Уилсон ещё продолжали свои инженерные изыскания.

Старая Банда, опираясь на опыт Первой Мировой, была твёрдо уверена, что новым танкам, в конечном счёте, придётся действовать в условиях развитой системы траншей противника. На их взгляд мировое танкостроение пошло явно не той дорогой, поэтому их танк вернёт заблудших на путь истинный. Естественно, заказ был выдан фирме Виллиам Фостер и Ко., в городе Линколн, которая выпускала первые танки в 1916 году. Предприятие принадлежало участнику Старой Банды Виллиаму Триттону.

В декабре 1939 инженеры Фостреа подготовили эскиз будущего танка.

Артур Стерн настоял на том, что новая машина должна иметь электромеханическую трансмиссию. Ещё в 1916 он безуспешно пытался внедрить эту схему на первые танки, но только в 1940-м ему представился шанс на реванш. Прототип оснащался 12-цилиндровым V-Образным дизелем Паксман на 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. Механическая энергия дизеля передавалась на электрогенератор, который питал током два бортовых электродвигателя, которые приводили в движение ведущие колёса и гусеницы. Коробки передачь не было, а вместо неё реостатом менялось напряжение на каждом электродвигателе, что позволяло регулировать скорость и направление движения танка.

Разработку электрического привода поручили другому ветерану Си. Эйч. Метцу из фирмы Метц и МакЛиллан, хотя за производство отвечала Английская Электрическая Компания.

К маю 1940 заказ увеличили до двух прототипов, которые получили соответствующие названия TOG 1 и TOG 2. Напомним, что TOG - это аббревиатура от The Old Gang - Старая Банда.

В феврале 1940 началсь непосредственная работа над танком TOG - изготовили деревянный макет и заказали некоторые узлы и агрегаты. С первого взгляда дизайн поражал своей архаичностью. Это была узкая, высокая и длинная неповоротливая конструкция, повторявшая концепцию самых ранних танков. Внешне архаичность усиливалась ромбовидной формой корпуса, траками из никелевой стали времён Первой Мировой и пулемётными спонсонами по бокам. Впрочем, пулемётные спонсоны не перешли на прототип, но более современным танк от этого не стал. В лобовом листе разместили 75мм французскую гаубицу, а сверху башню от танка Матильда. Броня должна была выдерживать попадания 47мм бронебойных снарядов, но в последующем её толщина постоянно пересматривалась. На прототипе бортовая броня имела 65мм толщину.

После первых заводских испытаний во дворе предприятия машина была отправлена на полевые испытания, состоявшиеся 27 сентября 1940.

Определив вес правой половины будущего танка - 36 тонн 711,2 кг, конструкторы прикинули, что общий вес машины составит на данном этапе разработок более 73 тонн. Цифра получалась внушительная, и это учитывая, что получена она расчетным путём, на пока ещё полностью не воплощённой в металл конструкции, без реального веса брони, без вооружения, топлива, боеукладки и экипажа. Скорость достигала 13.67 км/ч.

6 октября 1940 состоялась первая официальная демонстрация проекта перед участниками Комитета Создания Специальной Машины (SVDC). Уиллсон на демонстрацию не пришёл, поскольку у него со Стерном сложились весьма натянутые отношения на профессиональном уровне. Причина была в том, что Стерн не имел вообще никакого технического образования, но позволял себе категоричные высказывания о работе специалистов.

После молниеносного триумфа немецких танковых войск во Франции архаичность и практическая бесполезность танка TOG стала более чем очевидна. Наступила эпоха высокоманёвренных и подвижных танков, а TOG никак не отвечал новым требованиям времени. Несмотря на то, что TOG безнадёжно устарел, даже не появившись, работы над ним продолжались. В ходе испытаний выявилось, хотя это было изначально понятно, что танк совершенно неманёвренный, из-за того, что корпус узкий, а опорная поверхность гусениц длинная, но с этим ничего нельзя было сделать в силу самой конструкции машины. Это усугублялось тем, что, как и первые британские танки, TOG I вообще не имел подпружиненной подвески - опорные катки малого диаметра просто жёстко крепились к корпусу. Электромоторы постоянно перегревались. На испытаниях вплоть до 28 мая 1941 машина постоянно была вынуждена останавливаться, чтобы электромоторы не сгорели и могли остыть.

TOG 1 с башней от Матильды

После испытаний, закончившихся в июне 1941, TOG претерпел ряд изменений. Полсе провала с электромеханической трансмиссией, её заменили гидравлической, работы над которой продолжались два года. В мае 1943, машина переименованная в TOG 1A совершила первый выезд. Новое оборудование изготовила Hydraulic Coupling and Engineering Company. После месяца интенсивных испытаний в районе города Линколн, машина вернулась на завод для очередной доработки. В июле были выданы заказы на новые узлы и агрегаты. С того времени танк TOG 1A оставался на предприятии, где весной 1944 в него внесли небольшие изменения. Как только модифицированный TOG 1A был готов, его отправили в Чобхем на огромном 100-тонном транспортёре Пикфордз. Больше о нём ничего не слышали, но в войсках это чудо не появилось.

Заказ на TOG 2 был выдан 6 мая 1940. Точно не известно, зачем на ранней стадии разработок потребовался ещё один дизайн TOG, но скорее всего это связано с вооружением. Механика TOG 2 была идентична TOG 1, а явное отличие просматривалось в гусеницах. Траки времён Первой Мировой так и остались неизменными, подпружиненная подвеска тоже не появилась, но корпус переделали так, что верхняя ветвь гусеницы миновав заднее ведущее колесо опускалась в туннель, через который шла вперёд и на выходе из туннеля поднималась, чтобы попасть на передний ленивец. Опустить гусеницу в туннель пришлось, чтобы расширить корпус под погон большей башни. На деревянном макете боевого отделения была 3-х дюймовая гаубица в лобовом листе, справа от водителя, а по бортам спонсоны для пары пулемётов Besa с каждой стороны. Коробчатая башня TOG 2 напоминала увеличенную версию башни от танка Черчилл Mark III. Вооружение башни состояло из 3-дюймовой гаубицы и 2-фунтовой противотанковой пушки справа и пулемёта Besa слева. Согласно сохранившимся записям броня тоже была внушительно по тем меркам. На макет ставились 63мм чугунные бортовые листы.

Когда 16 марта 1941 танк сделал первый выезд, то на нём ещё стояла гаубица в корпусе, бортовые спонсоны и башня были из дерева, но даже тогда вес машины превышал 48 тонн. Быстро выявились обычные мелкие проблемы, однако перегрев электродвигателей не отмечен, как на TOG 1. К концу марта вместо деревянной башни установили чугунный балласт и вес танка достиг 62 тонн. В мае 1941 деревянную башню вернули и отправили TOG 2 на испытания в Фарнборо. Когда в июне машина вернулась в Линколн, то ей заказали новые траки. Теперь они имели выступы с сетчатым рисунком для лучшего сцепления с грунтом и изготавливались из марганцевой стали. После этого танк сфотографировали со стальной башней ещё большего размера и 3-дюймовой зенитной пушкой (QF 3 inch 20 cwt anti-aircraft). Машина была покрашена в трёхцветный камуфляж.

TOG 1*

В сентябре 1941 в конструкция танка были внесены значительные изменения и поэтому машину переименовали в TOG 2*. От орудия в лобовом листе и бортовых споносонов уже отказались, а бронирование пересмотрели. Главная передача подверглась дальнейшим переделкам, но главное, на танк решили поставить торсионную подвеску, хотя не реализовывали это до апреля 1943. Работа над TOG 2* явно затягивалась, а требования боя на войне быстро менялись. Поэтому конструкторы решили вооружить танк 17-фунтовой пушкой в башне, разработанной Messrs Stothert and Pit из города Бэс. В 1944 эту башню установили на танк А30 Челленджер.

Полноразмерный макет передней части танка TOG 2. В лобовом листе стоит 3-дюймовая гаубица, в башне 3-дюймовая гаубица и 2-фунтовая противотанковая пушка, в боковых спонсонах по 2 пулмёта Беса.

В 1942 конструкторы вдруг решили развернуть гусеницы с заду наперёд, как на танке А20, и теперь выступающая часть на каждом звене была сзади.

TOG 2 с 57мм пушкой

Наконец, в мае 1943 продолжились испытания танка TOG 2*. Особых проблем не возникло и было решено, что, в общем, машина готова, хотя её вес достиг почти 80 тонн. К 27 мая 1943 TOG 2* уже вёл себя на испытаниях полностью безупречно, однако, Военный Офис не проявил желания заказать танк. Согласно правилам, машине надлежало пройти ещё официальные испытания в Чобхеме, но уже было совершенно ясно, что TOG 2*сильно опоздал со своим появлением.

TOG 2 с 57мм пушкой

Пытаясь хоть как-то пристроить своё архаичное детище, конструкторы планировали сделать укороченную на 1,82см версию танка, названную TOG 2R (Revised) и даже обговаривали идею TOG 3. Однако, ничего это уже не было реализовано. TOG изначально создавался для войны, которая закончилась более 20 лет назад. Старая Банда стремясь повторить в TOG свой триумф по сути создавала танк для Первой Мировой войны. То, что эпопея с анахронизмом Стерна затянулась аж до 1944 говорит не только о личном крахе Артура Стерна и его Старой Банды, но и о том, что вместо того, чтобы создавать действительно нужные для Британии танки, очень многие её инженеры практически всю войну занимались изначальной ерундой. Танк TOG хорошо демонстрирует почему и как во время войны в Британском танкостроении сложилась бедственная ситуация.

TOG 1 с башней от Матильды. Сзади на борту виден инклинометр.

Heavy Tank TOG
тяжёлый танк TOG
экипаж

6-8 человек (TOG 2*)

Командир
водитель
помощьник водителя
наводчик
заряжающий
заряжающий

боевая масса 71.16 тонн (TOG 1)
89.6 тонн (TOG 2*)
длина 10.1346м
ширина 3.1242 м
высота 3.048 м
длина ствола 682.7774 см, 65 калибров
вооружение 6-фунтовая пушка (TOG 2)
17-фунтова пушка (TOG 2*)
толщина брони наибольшая:50мм + 25мм дополнительные бронелисты
наименьшая: 25мм
двигатель Paxman Ricardo, V12, 600 л.с.
в раннем варианте с электротрансмиссией
снаибольшая скорость 13.67 км/ч
запас хода около 80 км
преодолеваемый ров 3.6576 м

танк TOG 2* с 17-фунтовой пушкой

источники

David Fletcher -- The Greate Tank Scandal -- HMSO, 1989

Peter Chamberlen and Chris Ellis -- British and American Tanks of World War Two -- Silverdale Books, 2004

Британский тяжелый танк TOG
После многочисленных дискуссий, проходивших в британском министерстве снабжения после нападения Гитлера на Польшу (сентябрь 1939 года) относительно будущей войны с применением танков было принято решение поручить разработать Уильяму Триттону новейший тяжелый танк. Триттон имел большой опыт создания танков в Первую мировую войну(1916-1918 года). Позже Генштаб обнародовал свои требования к новой машине: танк с гусеницами, охватывающие весь корпус, для преодоления местности, изрытой воронками, с бронированием, защищающим от огня 37-мм и 45-мм противотанковых пушек и 105-мм гаубиц на дальности 100 ярдов. Танк должен был быть вооружен 40-мм пушку и пулеметы «Беза» с круговым обстрелом. Дальность хода танка должна составлять до 50 миль и средняя скорость 5 миль/час. Экипаж состоял из 8 человек. И в обязательном порядке танк должен был перевозиться по железной дороге.
К концу 1939 года, когда в Европе уже бушевала война, было готов эскизный проект компании «Фостер». Но к тому времени возникла масса сложностей с запчастями к двигателю нового танка. Имя новому танку дали «TOG» (the old gang – старая команда). Ввиду высокого веса танка TOG на него предложили установить электрическую трансмиссию. Первый танк TOG появился в октябре 1940 года. Танк оказался очень тяжелым-50 тонн веса и средняя скорость его составляла 8,5 миль/час. По всему виду танк напоминал танки Первой мировой войны.

Во время разработки танка TOG проект изменили и в его башню установили 2-х фунтовую пушку а в лобовом листе корпуса танка установили 75-мм гаубицу. Ходовая часть танка имела жесткую подвеску без амортизаторов и по своей компоновке напоминала ту подвеску, которая применялась на танках Первой мировой войны.
Первые испытания показали, что электрическая подвеска не выдержит нагрузки танка а двигательную установку перегрели и сломали. Дело в том, что на танке TOG 1 дизельный двигатель сам не вращал гусеницы, он вращал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, которые вращали гусеницы. Эта, инновационная идея оказалась слишком сложной для британских конструкторов и приводила с деформации гусениц и колес. Позже на танк TOG1 была установлена гидравлическая трансмиссия, которая так же оказалась ненадежной.


В ходе постройки танка TOG 1 создавалась доработанная модель с понижением верхних ветвей гусениц для уменьшения высоты силуэта танка. Танк TOG 2 был создан в марте 1941 года в единственном экземпляре и в башне его была установлена 57-мм пушка, хотя, дальше макета с деревянной башней и пушкой не дошло.
Чуть позже появился танка TOG 2 R – доработанный вариант танка с торсионной подвеской опорных катков. В то время, когда танка TOG2 проходил полевые испытания, в производство запустили танк . И интерес к танку TOG исчез, но в январе 1942 года на этот танк установили 76-мм пушку для испытаний. Это был первый британский танк с 76-мм пушкой. После некоторых доработок башню танка и созданный для нее электропривод поворота «Метадайн» установили на танке .


Тактико-технические характеристики:
Обозначение ……………….. Британский тяжелый танк TOG;
Экипаж танка………………….. 6-8 человек (командир танка, механик-водитель, наводчик, два заряжающих, помощник механика-водителя);
Вес танка……………………………. 179 200-142 320 фунтов;
Длина………………………. 33 футов дюйма;
Высота………………….. 10 футов;
Ширина………………… 10 футов 3 дюйма;
Вооружение танка………………… одна 17-фунтовая пушка (76-мм пушка у TOG2*), одна 6-фунтовая пушка (57-мм пушка у TOG2)
Дальность хода………………………… 50 миль;
Глубина преодолеваемого брода………………….
Максимальная скорость……………………….. 8,5 миль/час;
Тип подвески………………….. жеская;
Двигательная установка……………………… дизель «Пакерман-Рикардо».;
Бронирование……………… 50 мм + 25-мм накладки.

9-07-2016, 19:58

Всем привет и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня у нас в гостях самая странная и самая уникальная машина мира танков, медленный, неповоротливый и очень длинный танк – это TOG II гайд.

Данный агрегат назвать новым никак нельзя, он в World of Tanks уже очень давно и всем известно, что это премиум танк шестого уровня Великобритании. Кроме того, что TOG 2 купить сейчас нельзя и он обладает льготным уровнем боев (6-7), тут имеется еще множество интересных нюансов, о которых сейчас и поговорим.

ТТХ TOG 2

Первое, о чем хочется сказать и это хорошая новость – данный агрегат наделен очень большим для своего уровня запасом прочности и неплохим базовым обзором в 360 метров.

Если же рассматривать остальные общие TOG 2 характеристики, то тут все очень печально. Начнем с того, что мы имеем просто невероятно сарайные размеры. Машина высокая и катастрофически длинная, к тому же брони у нас нет, так что все, начиная с шестого уровня способны пробить этого британца практически в любую проекцию.

Касательно подвижности, ей танк TOG 2 World of Tanks тоже обделили. Невероятно низкая максимальная скорость, никакая динамика, а полное отсутствие маневренности говорит о том, что закрутить нас проще простого.

Другими словами, в этом ключе преимуществом этого танка является только его запас прочности, неплохой обзор и льготный уровень боев.

Орудие TOG II*

Однако совсем никаких преимуществ быть не может и единственным плюсом этой машины по праву можно назвать вооружение, оно действительно отличное.

Главное, за что любят TOG 2 орудие – его высокое бронепробитие, то есть голдовые снаряды нам не нужны практически совсем, машина способна фармить.

Далее, у нас нет большой альфастрайка, приличная скорость атаки компенсирует этот момент и в итоге у нас получается примерно 1800 единиц урона в минуту, без учета досылателя и умений экипажа, а это весьма неплохой результат.

Даже параметры точности TOG 2 танк имеет неплохие. Нам дали комфортный разброс, быстрое время сведения и неплохую стабилизацию (не удивительно при такой скорости движения). Кстати, пушка склоняется вниз на 10 градусов, это еще один плюса.

Преимущества и недостатки TOG II*

Рассмотрев общие характеристики данной машины и параметры ее орудия, все сильные и слабые стороны видны сразу невооруженным глазом. На самом деле, TOG II* World of Tanks имеет массу преимуществ, но те немногочисленные минусы настолько весомы, что на них нельзя не обращать внимания.
Плюсы:
Отличные показатели бронепробития;
Высокая скорострельность и хороший ДПМ;
Неплохая точность и время сведения;
Большой запас прочности;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Льготный уровень боев;
Минусы:
Слабое бронирование;
Огромные габариты;
Очень плохие показатели подвижности.

Оборудование для TOG 2

Исходя из того, что нивелировать наши недостатки при помощи установки дополнительных модулей нельзя, стоит сконцентрироваться на усилении имеющихся преимуществ. Таким образом, на TOG 2 оборудование подбирается по следующему принципу:
1. – позволит повысить наносимый урон в минуту.
2. – повышение дальности обзора очень важный нюанс, так что выбор очевиден.
3. – хотя сводимся мы и так довольно быстро, улучшить данный параметр не будет лишним.

Как обычно, последнему пункту есть неплохая альтернатива – . С этим модулем комплексно повысятся сразу несколько характеристик, так что все логично.

Обучение экипажа TOG II*

Еще один крайне важный момент для любого танка – это выбор умений для экипажа. Данный случай не совсем стандартный, ведь в нашем распоряжении аж 6 членов экипажа, но не стоит теряться, на TOG 2 перки подбираются следующим образом:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , ;
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для TOG 2

В плане расходников все стандартно, вполне удачно можно обходиться джентльменским набором из , и . Но если вопрос с запасом серебра стоит не особо остро и для вас важны выживаемость и комфорт в бою, лучше возите на TOG 2 снаряжение премиумное, а огнетушитель можно заменить на ПУДИНГ.

Тактика игры на TOG 2

Учитывая специфичные стороны данной машины, а именно: габариты, медлительность и слабую броню, играть на ней непросто. Но не стоит забывать о многочисленных минусах, так что шансы у нас все же хорошие.

На TOG 2 тактика ведения боя заключается больше от игры на второй линии, так как танковать даже одноклассников мы неспособны. Зато точное, бронебойное и скорострельно орудие весьма неплохо работает на дистанции.

Стоит также понимать, что сражаться с превосходящим числом соперников не стоит, но TOG II* танк WoT без труда можем перестрелять любого одноклассника 1 на 1, пользуясь все тем же преимуществом в скорострельности и повышенном запасе прочности.

В остальном главное понимать, что в наших руках машина одного направления, выбрав которое, назад вы вернуться не сможете, как бы ни хотели. Немаловажным моментом является то, что нас очень любит фокусить артиллерия, от нее британский тяжелый танк TOG 2 страдает неимоверно сильно и выбирая позиции, нужно учитывать этот факт.

Разумеется, мы наиболее комфортно чувствуем себя на городских картах, ведь тут проще спрятать этот длинный сарай и арте сложнее накинуть. Но в любых ситуациях нужно анализировать ситуацию в бою, следить за мини-картой и старайтесь не оставаться в одиночестве. Без поддержки союзников, TOG 2 танк World of Tanks сильно уязвим, ведь его можно закрутить.

Официальное обозначение: TOG \ TOG 2
Альтернативное обозначение: «The Old Gang»
Начало проектирования: 1939 г.
Дата постройки первого прототипа: 1940 г.
Стадия завершения работ: построено два прототипа

Длительный период отсутствия в составе Королевского Танкового Корпуса (Royal Tank Corps — RTC) танков тяжелого типа, вызванный острым финансовым кризисом, завершился лишь в конце 1930-х гг. Наличие подобных машин, оснащенных толстым бронированием и мощным вооружением, способных буквально пробить оборону противника, было вызвано новыми опасениями “окопной войны”, призрак которой будоражил умы британских штабистов более 20 лет. Учитывая эти особенности нетрудно догадаться, что потребовали от конструкторов чиновники из военного ведомства.

Ещё до начала 2-й мировой войны стало ясно, что многобашенная схема утратила былую актуальность. Танки вроде А1Е1 или Т-35 при наличии огромного количества стволов обладали тонким бронированием, и потому на роль “пехотных” совершенно не подходили. На разработку принципиально новых машин тратить усилия и средства совершенно не хотелось. Отсюда был сделан вывод, что RTC совершенно необходим аналог древнего Mk.VIII “Liberty”, но выполненный на качественно новом уровне. Обсуждение требований к танкам для боевых действий в Европе состоялось в июле 1939 года. Весьма примечательно, что в дискуссии участвовал британский министр снабжения и сэр Альберт Стерн, возглавлявший Департамент снабжения танками в годы Первой мировой войны. Очевидно, оба достопочтенных джентльмена полагали, что немцы будут наносить удар непременно по “линии Мажино”, укрепления которой позволяли выдержать длительную осаду. А тут не обойтись без опыта старших товарищей. Итог был вполне закономерным – 5 сентября сэр Альберт Стерн получил предложение сформировать комитет и заняться вместе с танковыми специалистами выработкой требований к тяжелому танку. В комитет также вошли сэр Ю.Теннисон Д’Энкур, генерал Суинтона, мистера Рикардо и майор Уолтера Вильсона. Кроме того, Стерн предложил сэру Уильяму Тритону из фирмы Foster оказать содействие в разработке новой машины. Все эти люди в 1914-1918 гг. принимали непосредственное участие в проектировании и постройке знаменитых “ромбов”, ходовая часть которых как нельзя лучше подходила для преодоления полевых препятствий.

В скором времени комитет запросил Генеральный Штаб британской армии выдать им требования на тяжелый танк, на что было получено предложение посетить Францию и ознакомиться с конструкцией танков союзников. Заодно предполагалось узнать мнение офицеров штаба британского экспедиционного корпуса. Очевидно, желание военных не сильно разошлось с мнением комитета о том, каким должен быть тяжелый танк. В качестве примера “маячил” французский танк B1bis, обладавший всеми необходимыми качествами, но не обладавший достаточно сильным вооружением. Впрочем, компоновка этой машины повторяла технические решения поздних “ромбов”, у которых в передней части корпуса когда-то планировали устанавливать орудие. Так что неудивительно, что ортодоксы танкостроения решили совместить старое и новое, опередив своих союзников.

В октябре 1939 года комитет, которому было присвоено официальное название “Комитет по разработке специальной машины министерства снабжения”, получил наконец полноценное техническое задание. Конструкция танка предусматривала удлиненный корпус и гусеничный движитель, полностью охватывающий его по высоте и длине. Бронирование корпуса должно было надежно защищать от попадания снарядов 37-мм противотанковых орудий и 105-мм полевых гаубиц на дальности 100 ярдов (91 метр). Собственное вооружение танка можно было условно разделить на два вида: пушка в лобовом листе корпуса предназначалась для разрушения полевых укреплений, а две 40-мм пушки и два 7,92-мм пулемета BESA в бортовых спонсонах предполагалось использовать для “зачистки” вражеских окопов. Скорость ограничивалась 5 миль\ч (8 км\ч), а запас хода не превышал 50 миль (82 км). Столь низкие ходовые качества стали следствием концепции “пехотного танка” – считалось, что машины такого типа не должны были “убегать” от пехоты. К переднему краю фронта танк доставлялся бы по железной дороге.

Военное ведомство, видимо желая перестраховаться, выдало ТТЗ сразу двум фирмам – Foster и Harland & Wollf. На стороне первой работал тот самый Комитет, который применительно для себя использовал аббревиатуру TOG , что означало “The Old Gang” (старая банда). Это же название применялось и к танку, хотя также использовалосьобозначение TOG 1 (TOG №1 ). Кроме того, техническое задание предусматривало установку дизельного двигателя.

Таким образом, эскизный проект TOG, предъявленный в декабре 1939 года, представлял собой соединение передовых технических идей и явных анахронизмов. “Старая банда” не стала отказывать себе в удовольствии разработать многокатковую ходовую часть с жесткой подвеской без упругих элементов. Это значительно упрощало конструкцию и снижало её вес. Тем не менее, проектная масса танка оценивалась в 50 тонн без спонсонов, вооружения и боекомплекта, а мощный дизельный двигатель ещё не появился. Вместо него предложили использовать V-образный 12-цилиндровый дизель Pacsman-Ricardo мощностью 450 л.с., который планировалось форсировать до 600 л.с. Экипаж танка состоял из 8 человек: командир, водитель, артиллерист переднего орудия, заряжающий и четыре танкиста в спонсонах.

Уже на этой стадии проектирования стали очевидны сразу два просчета. Прежде всего, схема вооружения явно не соответствовала реалиям современной войны. Бортовые спонсоны пришлось убрать, а на крыше корпуса теперь предполагалось установить башню с круговым вращением. Второй крупной проблемой стала трансмиссия. Учитывая массу танка схема с планетарным механизмом, предложенная вначале У.Вильсоном, была неприемлема и тогда к работе пришлось привлечь фирму English Electric Company, которая занялась разработкой электрической трансмиссии оригинальной схемы, которая заключалась в следующем. На танке TOG двигатель вращал электрогенератор, питавший два бортовых двигателя, вращавших гусеницы. Штурвал управления был связан с потенциометром, изменявшим напряжение на бортовых электродвигателях и разница в скорости вращения гусениц приводила к повороту машины.

В доработанном виде проект был принят к реализации в феврале 1940 года и в октябре фирма Foster закончила сборку первого опытного образца. Разработчикам удалось уложиться в 50 “сухих” тонн, однако корпус по-прежнему сохранял вырезы под спонсоны, а на крыше устанавливалась башня от пехотного танка “Matilda II”. Всё вооружение TOG состояло из 75-мм в лобовом листе корпуса и спаренной установки 40-мм пушки и одного 7,92-мм пулемета в башне. Чтобы компенсировать возросшую нагрузку на грунт пришлось также ввести широкие гусеничные траки.

Испытания прототипа танка TOG продолжались долго и трудно. На ходовые тесты танк поступил 27 сентября, а 6-го ноября состоялся его показ представителям армии и Министерства Снабжения (Ministry of Supply — MoF). Масса танка с башне от “Matilda II” и без спонсонов составила 64555 кг. В процессе испытаний силовую установку постоянно преследовали проблемы с перегревом, устранить которые не представлялось возможным. Не удивительно, что двигатель и трансмиссию в конце концов вывели из строя. Ещё одной проблемой стала низкая адаптированность конструкции трансмиссии под установку на танк, работа которой приводила к деформации гусениц и направляющих колес.

Вместе с тем, по основным ходовым качествам TOG вполне устраивал министерство. Основной испытательный цикл был завершен в июне 1941 года, но MoF настояло на продолжении работ по TOG. Для исправления выявленных недостатков на прототипе установили трансмиссию гидравлического типа, после чего танк получили обозначение TOG 1А . Этот вариант тоже оказался неудачным из-за большой инерционности гидравлических пар, делавших управление ненадежным. И всё же, тесты с гидравлическим приводом начались в мае 1943 года, а через месяц танк вернули на завод для дальнейших доработок. Последние данные о TOG 1A относятся к апрелю-маю 1944 г., когда модернизированный прототип прошел дополнительную серию тестов. После этого танк отправили в Чобхэм, где его следы теряются.

Несмотря на то, что позиционная война на Западном фронте давно закончилась капитуляцией Франции и необходимость в подобном танке отпала сама собой, под влиянием сэра У.Черчилля и некоторых других чиновников, горевших желанием непременно пустить в дело новый “ромб”, работы по TOG продолжались. Заказ на доработанный прототип TOG 2 (TOG №2 ) был получен 6 мая 1940 г. Чтобы улучшить технические показатели требовались более радикальные меры, направленные в первую очередь на снижение массы. В итоге обновленная модель получила ходовую часть меньшей высоты, причем спонсоны были оставлены, но пушку в лобовом листе корпуса всё же демонтировали. Теперь основное вооружение, состоявшее из 57-мм орудия, должно было размещаться в башне новой конструкции. Пушки и пулеметы в спонсонах сохранялись, но сами спонсоны так и не были установлены. Впрочем, сразу получить новую башню тоже не удалось, поэтому вместо неё временно установили деревянный макет более простой формы с муляжом орудия. Дизель-электрическая трансмиссия была сохранена, несмотря на проблемы с перегревом, которые постоянно преследовали TOG 1. Изменения заключались в следующем.

Приводным двигателем двух основных генераторов являлся дизель¬ный двигатель, который был связан с генераторами механически. Гене¬раторы питали током электродвигатели каждого борта. Изменение ско¬рости движения машины осуществлялось педалью подачи топлива дизель¬ного двигателя. Ручным рычагом изменения сопротивления тока, пита¬ющего электродвигатель и генератор, обеспечивалась дополнительная регулировка скорости движения машины. Поворотом руля, связанного с потенциометром, изменялось сопротивление тока в обмотках возбужде¬ния двух генераторов. В результате поворота руля в ту или иную сто¬рону увеличивалась выходная мощность электродвигателя противополож¬ного борта (противоположного поворота руля) из-за увеличения в его обмотках напряжения. Другой электродвигатель, питаясь от своего ге¬нератора, передавал мощность на ведущее колесо другого борта, помо¬гая осуществлять поворот. Это являлось одним из способов независи¬мого реверсирования одного из электродвигателей и осуществления раз¬ворота танка на месте (разворот вокруг своей оси). Для осуществления поворота с радиусом равным ширине танка, затормаживалась одна из гусениц с помощью пневматических тормозов.

Прототип пехотного танка TOG 2 совершил первые заводские “пробежки” 16-го марта 1941 года. Никаких особых замечаний дальнейшие испытания не выявили, однако время было безнадежно упущено. Танк обладал максимальной скоростью 14 км\ч и запасом хода до 112 км. Благодаря своей ходовой части TOG 2 мог преодолевать вертикальные стенки высотой до 2,1 м и рвы шириной до 6,4 метров, что безусловно являлось впечатляющим результатом.

Шесть месяцев спустя в конструкцию танка решили внести новые изменения, в связи с чем его название изменилось на TOG 2* Наиболее важной доработкой стало использование торсионной подвески, обеспечившей лучшие ходовые качества. В дополнение к этому на танк наконец установили новую башню и 76,2-мм пушку. Испытания, начавшиеся в апреле 1943 года, подтвердили, что TOG 2* является самым тяжелым (больше 81 тонны) и самым мощным британским танком, но концепция, в соответствии с которой он был построен, давно устарела. Даже несмотря на сильное бронирование TOG уступал по динамическим качествам и вооружению не только немецкому “Tiger”, но даже более слабому Pz.Kpfw.IV с длинноствольной 75-мм пушкой. Маневренная война для таких машин была губительна.

Тем не менее, в 1942 году начались работы по проектированию модификации TOG 2R (R – revised, исправленный), на котором намеревались сократить длину ходовой части за счет окончательного отказа от спонсонов, при сохранении торсионной подвески, 76,2-мм башенного орудия и башни с электроприводом. Дальнейшее развитие тяжелого пехотного танка привело к появлению проекта TOG 3 . Впрочем, ни один из них так и не был реализован.

В отличии от TOG 1A судьба TOG 2*оказалась более счастливой. После войны танк отправили на склад, откуда в скором времени его извлекли, отремонтировали и передали танковому музею в Бовингтоне. Кстати, двигатель Paxman на нем остался “родной”, хотя танк сейчас не на ходу.

Источники:
П.Чемберлен и К.Элис «Британские и американские танки Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель 2003-04-03
P.Chamberlain and C.Ellis «British and American Tanks of World War Two, The Complete Illustrated History of British, American, and Commonwealth Tanks 1933-1945», 1969
David Fletcher «The Great Tank Scandal — British Armour in the Second World War», Part 1, HMSO 1989

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛОГО ПЕХОТНОГО ТАНКА

TOG и TOG 2* образца 1941 г.

Heavy Tank TOG
1941 г.
Heavy Tank TOG 2*
1943 г.
БОЕВАЯ МАССА 64555 кг 81284 кг
ЭКИПАЖ, чел. 8 6
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 10130 ?
Ширина, мм 3120 2080
Высота, мм ? 3050
Клиренс, мм ? ?
ВООРУЖЕНИЕ одна 75-мм пушка в корпусе, две 40-мм пушки в спонсонах и два-четыре 7,92-мм пулемета BESA (по проекту) одна 76,2-мм пушка OQF 17pdr и один 7,92-мм пулемет BESA
БОЕКОМПЛЕКТ ?
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптические и телескопические прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 62 мм
борт корпуса — 62 мм
корма корпуса — ?
крыша — 25 мм (?)
днище — 12 мм
лоб башни — 62 мм
борт башни — 62 мм
лоб корпуса — 62 мм
борт корпуса — 62 мм
корма корпуса — ?
крыша — 25 мм (?)
днище — 12 мм
лоб башни — 63 мм
борт башни — 40 мм
ДВИГАТЕЛЬ Packsman-Ricardo 12TP, дизельный, 12-цилинжровый, жидкостного охлаждения, рабочим объёмом 3579 см.куб., мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯ электрического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ((на один борт) 24 опорных катка, переднее направляющее и заднее ведущее колесо, крупнозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 6 км\ч среднетехническая

12 км\ч максимальная

6 км\ч среднетехническая

14 км\ч максимальная

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 80 км 112 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. ?
Высота стенки, м 2,10
Глубина брода, м ?
Ширина рва, м 6,40
СРЕДСТВА СВЯЗИ ?

TOG II* создавался англичанами в период Второй мировой войны, работы над которыми были прекращены в 1944-ом. TOG сокращение от the old gang, что буквально переводится как «старая банда».

Машина массой более 80 тон вооружался 76-мм пушкой QF 17-pounder на 144 снаряда и пулеметом 7.92-мм BESA. Огромный корпус длиной более 10-ти метров, шириной и высотой чуть более 3-х. Двигатель в 600 л. с. обеспечивал семь с половиной лошадей на тонну.

TOG II* в World of Tanks Blitz

В игре — премиум танк 6 уровня. Причем тяжелый танк. На фоне выдуманных танков, Тог 2 является самым необычным и заметным. Его знают все, он приковывает внимание и вызывает ажиотаж. И в рандоме Тог можно встретить ну очень редко — гораздо реже, чем Хельсингов, Дракул, Вендикаторов и так далее. Но что это за зверь такой и стоит ли его покупать?

Минусов у сосиски огромное множество. Во-первых, это его подвижность. Это один из самых медленных танков в игре. На нем ну очень сложно держаться общего строя даже с ТТ, не говоря о более легких тимейтах. И если команда рванула через всю карту, сражаться придется в одиночестве.

Тог 2 — это тяжелый танк, при этом у него нет брони. Что-то конечно рикошетит от него, но это в редких случаях.

Сосиска обладает огромными размерами и спрятать его за укрытия будет сложно, а противникам попадать легко. И практически каждое попадание означает пробитие.

Но у TOG II есть и свои плюсы. Первое, это его прочность. А именно — 1500 единиц прочности. Это на порядок больше, чем у танков на уровне.

Второй плюс, это его пушка. При побитии ББ в 170 мм и урону в 150, орудие обладает скорострельностью в 12 выстрелов в минуту. А это дает примерно 1800 потенциального урона в минуту (ДПМ).

Еще один плюс — скорость поворота башни (более 30 гр/ сек). Для любого СТ, который захочет закрутить сосиску это станет неприятным сюрпризом.

Плюс к этому точность и скорость сведения. Есть множество противников, броня которых будет серьезной преградой для TOG II*. Но точность орудия позволяет выцеливать уязвимые места. Скорость сведения — 2,3 сек. Но на этом танке есть интересная особенность — медленная скорость передвижения оставляет орудие в постоянном полу сведении. Это сказывается на скорости сведения при остановках и точности при движении.

Тог 2 — не простой противник для любого танка. При перестрелке один на один высокий ДПМ (потенциальный урон в минуту) и огромная живучесть дают большие преимущества.

Тактика игры

TOG II — командный игрок. Он может перестрелять любого противника, но без поддержки команды легко попадает под перекрестный огонь. При слаженной игре сосиска становится эффективным тараном и подвижным щитом. Но в рандоме — очень часто остается без поддержки.

Или танк может превратиться в ДОТ — на узких направлениях стать непреодолимой преградой. Например, на городских картах, где противнику будет сложно его объехать.

Игра на этой машине очень ситуативная. Результат зависит от множества факторов. Основная тактика игры на этом танке — правильно выбрать направление движения. Создать момент на этой машине сложно — часто мы оказываемся вдалеке от основного поля боя. Но если идет перестрелка на небольшой дистанции, то мы можем смело выкатываться первыми, пробивая оборону противника.

Стоит ли покупать Тог 2

ИМХО причины, по которым его стоит купить. Первое, это создание коллекции в World of Tanks Blitz. Тог 2 является историческим танком, проект которого существовал в реальности. И если различные Хельсинги и Дракулы являются плодом фантазии разработчиков, то сосиска близка к исторической реальности. И что немаловажно для коллекционеров — это самый узнаваемый и самый необычный танк (и это на фоне Вендикаторов).

Эффективен ли он? При командной игре — да. Но для рандома слишком неоднозначный. Например, когда ты перестреливаешься с двумя-тремя противниками, остальная команда не спешит помогать.

Можно ли на нем фармить серебро? Вполне, но на нем стоит очень постараться, чтобы успеть надомажить.

В добавок, на 6 лвл есть машины, которые заслуживаю внимание. Например, Dicker Max или уже поднакопив голду, посмотреть машины более высокого уровня.

Покупать Тог 2 не стоит, рассматривая его как прем для активного фарма или поднятия статистики. В большинстве случаев причина для покупки — фан, коллекция и ничего большего.