Су 33 палубный истребитель чертежи. Проекты и модификации

В нашей сентябрьской публикации, касающейся вопросов отставания 279-го истребительного авиационного полка, базирующегося на тяжёлом авианесущем ракетном крейсере «Адмирал Кузнецов», от французской и американской палубной авиации, мы подробно рассмотрели все сильные и слабые стороны данного авиакрыла: сильные заключаются в отличных конструктивных ЛТХ палубных истребителей Су-33 и МиГ-29К, которые на голову превосходят западные «Супер Хорнеты» и «Рафали» благодаря возможностям сверхманевренного боя, слабые – значительное отставание в области БРЭО данных боевых (на «Сушке» до сих пор установлена устаревшая БРЛС с антенной решёткой Кассегренна, дальность обнаружения цели типа истребитель с ЭПР 3 м 2 – 110 км, на МиГ-29К – БРЛС «Жук-М» с аналогичной дальностью обнаружения).

Но РЛС истребителя МиГ-29К имеет преимущество над Н001 Су-33,- она имеет режим «воздух-земля-корабль», а поэтому МиГ-29К – истребитель многоцелевой, способный выполнять подавление ПВО и противокорабельные операции, круг задач Су-33 ограничивается завоеванием господства в воздухе на большом удалении, причём в дальнем воздушном бою он находится на техническом уровне истребителя-перехватчика Су-27. Поставки этой машины в 279-й ИАП также затягиваются, не говоря уже о более современном МиГ-29КУБ. Командование морской авиацией ВМФ России очень долго определялось с будущим составом авиаполка, казалось, Су-33 будет полностью списан со счетов, но 20 марта 2015 года РИА Новости сообщили радостную информацию.

Командующий морской авиацией Игорь Кожин заявил о начале программы модернизации Су-33, после чего они будут переданы в распоряжение 279-го ИАП и продолжат службу на авианосце «Адмирал Кузнецов» до 2025 года. Также было отмечено, что Су-33 сформируют дальний рубеж ПВО АУГ ВМФ, а МиГ-29К – средний, ближний же обеспечат корабельные ЗРК («Кинжал», «Оса-МА», «Кортик»).

Су-33 – боевая машина славного семейства Су-27, а поэтому модернизационный задел у него практически неограниченный. У ОКБ «Сухого» и авиастроительной корпорации «Иркут» есть большой опыт по усовершенствованию данного семейства истребителей. Одним из примеров может послужить и китайский проект палубного J-15S. Это двухместная модификации Су-33, разработанная на основе советских чертежей и документов, а также планера Т-10К, которые были куплены в Украине в 2001 году, до уровня готовности первую одноместную модификацию J-15 удалось довести лишь через 9 лет, специалисты «Шеньян» долго осваивали механизацию складывающегося крыла. На данном этапе J-15S имеет перспективное бортовое РЭО, современную БРЛС, а за счёт ввода в состав экипажа оператора систем и интеграции тактической связи от Су-30МКК, палубный истребитель J -15 S получил возможности мини-ДРЛО и воздушного командного пункта.

Наши модернизационные возможности на шаг опережают китайские

Из тактико-технических характеристик Су-33 известно, что при заправке топливных баков на 70% (6500 кг топлива), а также при облегчённом снаряжении подвесок вооружением «воздух-воздух» (в качестве перехватчика, а это около 1 тонны: 2 ракеты Р-27ЭР и 2 х Р-73), взлётная масса составляет 26940 кг. Тяга двух ТРДДФ АЛ-31Ф 3-й серии составляет 12800 кгс на чрезвычайном режиме, значит тяговооружённость самолёта составит 0,95, чего может быть недостаточно для ведения высокоманевренного ближнего боя.

Для увеличения тяговооружённости у нас есть «козырь» в виде более совершенных и мощных двигателей, предназначенных для Су-35С и Т-50 ПАК-ФА. Одним из двигателей считается модификация АЛ-31Ф-М1, тяга каждого составляет 13500 кгс, общая – 27000 кгс, при оснащении данным двигателем тяговооружённость возрастает до 1,0. На страничке разработчика двигателей серии АЛ-31Ф ФГУП ММПП «Салют» уже размещали фото двигателя, установленного в силовом блоке хвостовой части Су-33, т.е. работы в этой области ведутся основательно.

Также существует техническая возможность установки на Су-33 более мощных двигателей АЛ-31Ф-М2/М3, а также АЛ-41Ф1 («Изделие 117С»), суммарная тяга таких «дуэтов» будет 28200, 30600 и 28000 кгс соответственно, т.е. тяговооружённость будет в пределах 1,04 – 1,13 . Данные варианты силовых установок позволят морской «Сушке» стать на шаг ближе к поколению 4++. АЛ-31Ф-М3, оснащённый 3-хступенчатым компрессором низкого давления с более широкими лопатками и степенью повышения давления 4,2, разрабатывается «Салютом» ещё с 2002 года, тягу двигателя удалость довести до 15300 кгс, что практически соответствует 15876 кгс американских ТРДДФ Pratt & Whitney F119-PW-100 , установленных на F-22A “Raptor”.

Китайцы пока не могут приблизится к созданию двигателя подобной мощности, обладающему к тому же нормальным ресурсом работы, их двигатели быстрее изнашиваются за счёт низкого качества литья лопаток турбины методом направленной кристаллизации (НК). Варианты двигателей оснащены отклоняемым вектором тяги, поэтому Су-33 получит все возможности сверхманевренности, которые присущи Су-30СМ и МиГ-29ОВТ.

Второе важное новшество при модернизации Су-33 – обновление радиолокационного комплекса и БРЭО кабины пилота и систем обнаружения и оповещения, включая систему РЭБ.

Палубные истребители-перехватчики используют устаревший радиолокационный прицельный комплекс РЛПК-27 на основе РЛС Н001 «Меч», данный комплекс не может похвастаться высокой помехозащищённостью, дальностью обнаружения современных истребителей 4++ — 5-го поколений на удалении свыше 50-70 км, также без усовершенствования данного комплекса до версии РЛПК-27ВЭ (РЛС Н001ВЭ), Су-33 не способен к применению ракет с АРГСН Р-77 и более современного вооружения класса «воздух-воздух».

Как и у всей линейки «Фланкеров», носовой радиопрозрачный обтекатель Су-33 «Flanker-D» имеет диаметр, подходящий для различных модификаций «Тихомировских» радаров с диаметром антенной решётки 1076 мм, поэтому КУВ может быть усовершенствован установкой наиболее современных бортовых РЛС Н011М «Барс» (антенная решётка 980 мм) и Н035 «Ирбис-Э» (АР 900мм), парадокс, но ни в одном печатном, либо электронном издании не встречалось информации о возможном применении этих комплексов в составе Су-33.

После введения подобных новшеств, некогда устаревший Су-33 сможет не только сравниться с заокеанскими палубными истребителями F/A-18E/F, но и значительно превзойти их в области дальнего воздушного боя, перехвата, а также нанесения ударов по наземным и морским целям. БРЛС «Ирбис-Э» может также частично снять необходимость в палубном самолёте ДРЛО типа Як-44, о котором так часто спорили «гурманы» военно-аналитических форумов, ведь дальность обнаружения станции – 400 км (истребители противника) и 150-220 км (крылатые ракеты). Учитывая, что сейчас у флота только один авианосец, боевой потенциал эскадрильи из 12-14 Су-33 должен быть на уровне многоцелевых истребителей Су-35С, а поэтому очень важной частью планов, озвученных Командованием морской авиации, должна стать доработка пассивных локационных систем самолёта, а также оборудование приборной панели лётчика.

Сейчас кабина пилота представлена одним небольшим монохромным МФИ, стандартным ИЛС, а также нашлемной системой целеуказания, синхронизированной с ОЛС-27К. Оптико-локационная станция имеет достаточные для ведения воздушного боя характеристики(дальность обнаружения в ЗПС – 50, в ППС-15), но возможна и замена на более современную ОЛС-35 с вдвое увеличенными показателями. Бедное индикаторная оснастка кабины должна быть заменена по примеру кабины Су-35С, там в распоряжении лётчика два огромных широкоформатных цветных ЖК МФИ, на которые выводится вся необходимая навигационная и тактическая информация, а также имеется небольшой МФИ под блоком ИЛС и на правой верхней части панели(на последнем выводится авиагоризонт, на первом навигационная информация), следует отметить, что кабина Су-35С исключает наличие механических приборов и оценивается наибольшей «оцифрованностью», как кабины МиГ-35 и Як-130.

Поскольку палубное авиакрыло предусматривает боевые действия на большом удалении от авиабаз и какой-либо помощи с континента, безопасность лётчика и живучесть боевой машины должны быть на высоте, т.е. самолёт должен быть оснащён самыми лучшими системами оповещения. Такие изделия известны нам с 2007 года. Устанавливаются они на многоцелевые фронтовые истребители МиГ-35, это: СОАР – станция обнаружения атакующих ракет в оптическом диапазоне, обнаруживает атакующие ракеты по дымовому следу ракетного двигателя и силуэту, установлено две камеры СОАР – НС-ОАР и ВС-ОАР(нижней и верхней полусферы), система отличается матрицами высокого разрешения, способными обнаружить любую угрозу, от ЗУР ПЗРК до ЗУР комплекса «Patriot» и ракет «воздух-воздух».

Вторая система – СОЛО – станция обнаружения лазерного облучения, необходимая для пеленгации облучения лазерными дальномерами истребителей и ЗРК противника, естественно, в состав оборонительного комплекса улучшенного Су-33 должна входить более совершенная СПО, которая будет сигнализировать об облучении РЛС противника, определять её тип и режим работы(обзор, сопровождение, либо захват). Установленная сейчас на Су-33 СПО-15ЛМ «Берёза» способна лишь выявлять условное направление облучения, степень угрозы и класс, но не имеет возможности точно определять тип облучающей РЛС, точное направление и относительное удаление, на что способна даже устаревшая американская СПО TEWS, установленная на большинство модификаций истребителя F-15.


На изображении индикаторная панель СПО «Берёза», лампочная индикационная панель неспособна предоставить пилоту полный спектр информации об угрозах для самолёта
Монохромный круглый МФИ американской СПО «TEWS» имеет гораздо больше информативных возможностей для оповещения лётчика об угрозах

На вооружении американских АУГ, как известно, состоит и увеличивается авиапарк самолётов РЭБ F/A-18G «Гроулер», которые могут вызывать серьёзные проблемы ведения воздушного боя с авиацией НАТО, особенно на большой дальности, у нас подобных разработок для авиации «Кузнецова» пока не внедрялось, но возможность оснащения обновлённых Су-33 комплексами РЭП «Хибины» вполне реализуема, данный комплекс включает в себя один большой контейнер групповой радиоэлектронной борьбы в составе звена/эскадрильи, подвешиваемый на подфюзеляжные (центральные пилоны), а также 2 контейнера индивидуального РЭП (при одиночных ударных операциях). Способности радиопротиводействия данной системы высоки и не позволяют РЛС противника селекционировать количество истребителей в плотно летящем звене на большом удалении.

В статье был описан самый эффективный, на мой взгляд, метод усовершенствования палубных истребителей-перехватчиков Су-33, но на самом деле существует целый ряд других возможностей по наращиванию потенциала данного самолёта, о которых можно рассуждать и писать бесконечно.

Данный самолёт не мог быть выведен из состава ВМФ России не только из-за его совершенных тактических возможностей, включая боевой радиус на высоте до 1450 км, но и из-за относительной молодости боевых машин : самый старший борт был произведён в 1993 году, самый новый – в 1998. И сколько не ходило слухов о консервации и полной замене Су-33 на МиГовскую серию, история доказала, морской «Фланкер» остаётся на страже дальнего рубежа ВМФ России.

/Евгений Даманцев /

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Су-33 палубный истребитель, разработанный в конце 1980-ых годов специально для ВМФ, и состоящий на вооружении российской армии. Относится к 4-му поколению реактивных истребителей.

Фото Су-33 в хорошем качестве.

История создания Су-33

Самолет изначально создавался в ОКБ Сухого (под руководством конструктора Симонова) по заданию и для нужд ВМФ СССР. Работы по его проектированию начались в 1984 году, основой послужил многоцелевой истребитель Су-27 . Перед разработчиками стояла задача создать самолет, способный эффективно атаковать корабли противника, действуя с палубы авианесущего крейсера.

В 1987-88 годах проводились опытные полеты первых двух прототипов машины. В конце 1989 года Су-33 проходили испытания на авианесущем крейсере «Тбилиси» с отработкой посадки и взлета. В следующем году истребитель пошел в серийное производство.

После 2000 года ОКБ Сухого выполнило модернизацию (Су-33М) 19-ти произведенных самолетов, в результате которой Су-33 получили новые двигатели с увеличенным ресурсом, были оснащены системой спутниковой навигации и высокоточными прицельными системами. Был произведен и еще ряд дополнительных усовершенствований, повышающих ударные возможности самолета, однако точные их подробности раскрыты не были.


Фото Су-33: вид снизу.

Особенности Су-33

Су-33 приспособлен для действий с палубы авианосца и, в сравнении со своим прототипом Су-27, имеет следующие особенности конструкции:

  • складывающиеся крылья для компактности машины и возможности размещения на борту большего числа самолетов;
  • конструкция крыла усовершенствована для повышения летных характеристик;
  • конструкционное решение с передним горизонтальным оперением повышает подъемную силу и устойчивость самолета;
  • для наращивания боевого радиуса машины и времени полета предусмотрена штанга дозаправки в воздухе;
  • оснащен специальными навигационными системами, предназначенными для маневров при посадке на палубу;
  • усиленные шасси повышают возможности маневрирования на палубе;
  • применена специальная антикоррозионная защита элементов конструкции машины с целью увеличения срока эксплуатации;
  • способен взять большое количество ракет типа «воздух-воздух» в один боевой вылет.

Кроме того, Су-33 оснащен специальным контейнером, позволяющем ему производить дозаправку в полете других самолетов.

Палубный истребитель Су-33 в полёте.

Палубный истребитель Су-33, фото с авиасалона МАКС-2005.

Су-33 развивает скорость до 2300 км/ч, имеет потолок 17 км, а его дальность полета доходит до 3000 км.

Вооружение Су-33

Система управления вооружением (СУВ-23К) рассчитана на действия против воздушных, морских и наземных целей в любых метеоусловиях.

Боевая нагрузка самолета составляет до 6,5 т, узлов подвески вооружения - 10. В разных вариантах загрузки вооружением он может нести:

  • управляемые ракеты «воздух-воздух» средней (Р-27) и малой (Р-73) дальности по 4-6 штук каждого вида;
  • неуправляемые ракеты разных типов, предназначенные для поражения наземных целей и кораблей, размещаются в блоках по 4, 20 и 80 штук;
  • неуправляемые бомбы (в том числе кассетные) 500, 250 и 100 кг по 8, 28 и 32 шт. соответственно.

Также самолет вооружен стандартной 30-мм пушкой ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов.

На опытных экземплярах Су-33 предусматривалась также возможность подвески управляемых ракет «воздух-поверхность» типа «Москит».

Палубный истребитель Су-33 (Су-27К), фотография с авиасалона МАКС-2005.

Су-33 (Су-27К), фото с авиасалона МАКС-2005.

Производство и служба Су-33

С 1990 года было построено 26 самолетов Су-33, однако 4 машины за это время были утеряны в различных авиапроисшествиях. К настоящему моменту в ВС России эксплуатируются 18 этих истребителей, еще 4 находятся на хранении и консервации.

Су-33 используются для подготовки пилотов палубной авиации на расположенном в Крыму специальном полигоне НИТКА.

На 2016 год 14 машин входят в состав авиационной группы ТАВКР «Адмирал Кузнецов», остальные Су-33 остаются на базе в Североморске.

Су-33 (Су-27К), фото с авиасалона МАКС-2005.

Су-33, фото с авиасалона МАКС-2003.

Су-33 является палубным истребителем, который был разработан и изготовлен на территории РФ. Данная модель самолета является 4-м поколением истребителей, которые были разработаны в конструкторском бюро имени Сухого. Данная машина была изготовлена под чутким руководством главного конструктора М.П. Симонова.

История создания корабельного истребителя Су-33

Новый истребитель был сконструирован на базе старой модели истребителя Су-27. Истребитель Су-33 по плану конструкторов должен иметь все достоинства предыдущей версии истребителя. Заказчиком данной машины было командование ВМФ России во главе с генералом Кузнецовым. Он выдвигал требования к новому истребителю. Главной задачей он считал, чтобы машина могла эффективно уничтожать надводные цели.

После учета всех требований и доработок проект нового Су-33 был готов зимой 1985 года. В начале 86 года в конструкторском бюро Сухого была начата сборка прототипа. Его сначала изготовляли с обычным крылом, а не складным. Новую модель собрали в 1987 году, рабочее название нового самолета было Т-10К-1. В этом же году летом новый истребитель осуществил свой первый полет.

Самолет был собран из деталей и агрегатов, которые разрабатывались в опытном цехе бюро, а некоторые детали были взяты с серийной модели Су-27. Через полгода после первого взлета была изготовлена еще одна модель нового летательного аппарата. Второй прототип уже имел складывающееся крыло, как и планировалось с начала. Он имел также отличие в оперении, поскольку оно было горизонтальным. Первый отрыв от земли вторая модель осуществила зимой 87 года, но в сентябре 88-го эта модель потерла крушение из-за неисправности гидросистемы.

В октябре 1989 года был изготовлен авианосец «Кузнецов», который мог принимать истребители на свою палубу, но он был еще не до конца укомплектован. Он имел полный комплекс приспособлений для взлета и посадки самолетов, но еще не имел радиолокационной системы. Самолеты-истребители могли только отрабатывать полеты над палубой, но на очень низкой высоте, иногда они касались палубы колесами. На конец октября 89 года было решено совершить первую посадку самолета Су-33 на палубу авианосца имени Кузнецова. Первая посадка прошла успешно, и в этот же день был произведен взлет с палубы. За штурвалом нового истребителя был испытатель В. Пугачев. Все летные испытания истребителя Су-33 завершились в ноябре 1989 года.

Описание палубного истребителя Су-33

Данная модель изготовлена как продольный триплан, точно так же, как и Су-27. Для посадки на палубу корабля эта машина имеет тормозной гак, который крепится к нижней части центральной балки. Крыло имеет стреловидную форму, оно состоит из трех секций и двух щелевых закрылок. Для уменьшения габаритов самолета на палубе авианосцев он оснащен складными крыльями, которые поворачиваются к углу в 135 градусов, все повороты крыла осуществляет гидравлическая система.

Данный тип конструкции крыла значительно уменьшает занимаемое место самолетом как в ангаре, так и на палубе. Из-за использования самолета в достаточно суровых климатических условиях была увеличена стойкость конструкции к коррозии. Также конструкторы продумали защиту всех бортовых систем от перепада температур и от влажности.

В новой машине Су-33 были учтены все недостатки, которые были в предыдущей модели палубного истребителя. Во-первых, была значительно уменьшена высота оперения по вертикали, а также использовали усиленное шасси, которое позволяет производить более эффективную посадку на палубу. Что касается шасси, то тут тоже были произведены изменения. Колеса в этой машине стали меньше, чем у его предшественника. Передняя стойка шасси имеет двойное колесо, которое может поворачиваться на 60 градусов. Такой поворот колес повысил маневренность самолета на палубе авианосца. Также было увеличено давление в колесах истребителя. При аварийных ситуациях предусмотрено катапультное кресло, оно тоже было улучшено по сравнению с Су-27. Оно помогает летчику выдерживать большие перегрузки при маневрах.

Силовая установка Су-33

Палубный истребитель этой модели оснащен двумя двигателями ТРДДФ АЛ-31К мощностью в 13 300 кгс каждый. Эти модели являют собою турбореактивные двухконтурные агрегаты с форсажными камерами. На Су-33 можно установить дополнительный подвесной бак с топливом. Данный самолет имеет возможность дозаправляться прямо в воздухе, причем роль заправщика может выполнить другой Су-33. В воздушном режиме заправки истребитель может получить до 6 тонн топлива.

В новом истребителе было установлено более качественное и современное бортовое оборудование. Была устранена вся механическая система управления, на замену которой пришел автоматический навигационный комплекс, обеспечивающий управление всеми основными системами. Он предусматривает автоматическую регулировку тяги двигателей, корректирует полет к заданной точке, а также возможна автоматическая посадка за счет использования системы «Резистор-К-42», которая устанавливается на авианосцах.

Особенности эксплуатации истребителя Су-33

Данный самолет имеет возможность взлета с палуб разной длины разбега. Стандартные авианосцы имеют три взлетные полосы, длина которых отличается: две из них имеют 105 метров, а еще одна 195 метров. Заходом самолета на посадку руководит команда специалистов на мостике корабля, она управляет траекторией и движением самолета. После того как самолет произведет касание палубы, он своим гаком цепляется за трос на палубе, который должен произвести остановку самолета. При такой посадке пилот испытывает большую перегрузку. После того как самолет коснется палубы, пилот должен включить двигатели на максимум мощности. Это делается для того, чтобы при обрыве троса аэрофинишера или незацеплении гака пилот имел возможность взлететь с палубы авианосца и произвести вторую попытку посадки.

Особенности палубного истребителя Су-33

Несмотря на то, что новая модель Су-33 и изготовлена на базе Су-27, она все же имеет множество преимуществ.

    Во-первых, было улучшено качество работы крыльев при взлете и посадке, этого смогли достичь за счет увеличения площади крыла.

    Для более безопасного и короткого взлета самолета было увеличено тяговооруженние машины. Усиленные стойки помогают самолету и пилоту более комфортно проходить перегрузки.

    Новое навигационное оборудование обеспечивает безопасность и точность посадки, имеет возможность сотрудничать с оборудованием авианосца для более точного захода на посадку.

    Складные крылья позволяют разместить большее количество истребителей на борту авианосца. А защищенные детали самолета позволят прослужить этой машине значительно дольше.

    Взлетная масса самолета увеличена до 33 тонн, за счет этого удалось увеличить массу боевой нагрузки до 6,5 тонн. Увеличенная боевая нагрузка позволила подвесить на один самолет-истребитель Су-33 сразу 12 ракет типа «воздух – воздух» и до шести ракет модели Р-73.

    Система дозаправки позволяет увеличить дальность полета, причем штанга дозаправки расположена перед пилотом левее кабины. Это позволяет более эффективно контролировать процесс заправки.

Модернизация Су-33

По статистическим данным на октябрь 2010 года конструкторское бюро имени Сухого приступило к летным тестам новой модернизированной модели истребителя Су-33. К сожалению, еще нет данных о том, какие именно новшества имеет эта модель машины. Регулярно производится ремонт и модернизация палубных истребителей. За последние два года модернизацию прошли четыре машины Су-33, после чего они были отправлены в Североморск. Ремонт и усовершенствование самолетов проводится в Комсомольске, с 2002 года здесь было модернизировано 19 палубных истребителей этой модели. На сегодняшний день в армии Российской Федерации находятся на боевой службе 22 палубных истребителя данного образца.

Истребитель Су-33 был принят на вооружение летом 1998 года. Всего для ВМФ РФ было изготовлено 26 машин такого типа, но за годы эксплуатации было потеряно 4 самолета. В скором времени данные истребители будут заменены на более прогрессивные и надежные машины марки МиГ-29. В планах военного командования РФ в 2015 году Су-33 будет снят с эксплуатации.

В начале 1940 года остро встал вопрос о пополнении ВМФ такими единицами, как авианосцы. Но начать воплощать эту идею удалось только после окончания второй мировой войны. Авианосный флот решили построить на основе уже имеющегося корабля проекта 1143. В апреле 1978 года была уже готова проектная документация по созданию авианосца. Предполагалось, что на авианосец будут садиться самолеты Як-41, Су-27К, Су-25К и вертолёт Ка-27.

В апреле 1984 года ММЗ кулон начал разработку, постройку и испытание корабельного истребителя Су-27К. Он обеспечивал поддержку флота в любых погодных условиях. Он мог подниматься на 27 км, что давало возможность бороться с вертолетами противолодочной обороны, транспортниками, самолетами радио разведки; применялся самолёт для сопровождения самолетов берегового базирования. Летом 1987 первый опытный образец был готов к полетам.

После первых полетов выяснилось, что летные характеристики ухудшились, но некоторые модификация крыла и ПГО позволили добиться уменьшения скорости захода на посадку. В 1989 году был произведен первый этап испытания. Самолет обкатывали на обычной взлетно-посадочной полосе. В ноябре 1989 года впервые самолет совершил посадку на палубу.

Кдекабрю 1990 года были завершены все ЛКИ испытания самолета, в ходе которых были определены основные технические, летно-тактические и боевые характеристики. В марте 1991 года начались государственные испытания, которые продлились до 1994 года. В это время уже было построено 24 серийных Су-27К. Следующей ступенькой в развитии знаменитого Су стала постройка более новой модификации самолета Су-33.

Этот самолет уже был построен по интегральной аэродинамической схеме и дополнен передним горизонтальным оперением. Оно было выполнено складным, это позволяло экономить место. Переднее оперение позволило увеличить несущие свойства планера и улучшить характеристики при больших углах атаки. Крылья трапециевидной формы, с удлинением возле фюзеляжа, плавно переходили в корпус. Для экономии места крылья сделаны складывающимися.

Самолет Су-33 внутри

Установлено два двухконтурных форсажных двигателя АЛ-31Ф. Также самолет может дозаправляться в воздухе. Если установить систему УПАЗ-1, то он сам способен заправлять в воздухе другие самолеты. Навигационная система ПНК-10 обеспечивает вычисление координат в пространстве, позволяет автоматически корректировать координаты на основе данных спутников. Бортовая РЛС позволяет предупредить о сканировании самолетом противника. В самолете используется система предупреждения об облучении СПО-15ЛМ. На крыльях используются станции активных помех.

Су-33 стал первым отечественным серийным самолетом, способным сесть на палубу авианосца. Самолет является самым мощным и дальнобойным истребителем корабельного базирования в мире.

Самолет типа СУ-33УБ является учебно-боевой машиной, которая оснащена реактивными двигателями. Самолет создан специально для палубного базирования на авианосцах. Данная машина относится к четвертому поколению истребителей.

Особенности самолета СУ-33УБ

Самой главной особенностью данного аппарата можно считать расположение пилотов. Ни одна учебная машина не имеет расположения пилотов по принципу «плечо к плечу». Но именно из-за этого размещения пилотов управление осуществляется более эффективно и синхронно, а это очень важно при посадке на палубу корабля. Новшеством можно назвать и то, что пилоты добираются до кабины через нишу переднего шасси по специальному трапу.

Если сравнивать конструкцию данного самолета с моделью Су-33, то тут тоже имеется много отличий. Во-первых, кили машины СУ-33УБ были увеличены, как и площадь крыльев, оперения машины. Крылья складывались таким образом, что они имели такую же ширину, как и оперение аппарата. Это привело к тому, что данная машина стала требовать больше места в ангаре корабля.

Особенностью является и сечение передней части корпуса, поскольку она изготовлена полностью круглой, это можно объяснить формой станции радиолокации типа «Жук». Также было изменено расположение системы «Визор», которую закрепили по осям симметрии.

История создания и испытаний истребителя Су-33УБ

Аппарат типа Су-33УБ является глубокой модификацией самолета Су-33, который использовали для авианосцев. Началом создания новой машиной можно считать 1989 год. Именно тогда конструкторское бюро Сухого приступило к проекту учебной машины, которую планировалось использовать для обучения строевых пилотов-корабельщиков. При проектировании практически сразу было решено изготовить тандемную машину. Это решение было принято за счет того, что машина с таким расположением пилотов может выполнять задания более эффективно и быстро.

Новый образец был построен на авиазаводе в Комсомольске, но окончательная компоновка систем была закончена в Москве.

Впервые самолет Су-33УБ совершил отрыв от взлетной полосы весной 1999 года на Жуковском аэродроме. Характеристики данного аппарата значительно превосходят зарубежные аналоги, например, такие самолеты, как F-14D и «Боинг» F/A-18E/F.

Основой успеха самолета Су-33УБ можно считать новый бортовой комплекс, который позволяет производить разнообразные военные операции. Кроме того, вся аппаратура создана специально для работы в морских условиях. Что касается данной модели истребителя, то она имеет отличные характеристики при посадке и взлете с наземных аэродромов с достаточно короткими взлетными полосами.

Особенности конструкции самолета Су-33УБ

Схема корпуса продумана как интегральный триплан, который отличается великолепными аэродинамическими качествами. Если сравнить аэродинамику данной машины с аэродинамикой самолета Су-33, то новая машина имеет показатели выше на 10%. За счет повышения аэродинамических качеств удалось уменьшить расход топлива на 20%.

При конструировании данной машины было использовано большое количество композиционных материалов, но основные детали все же были изготовлены из сплавов алюминия. Так, из алюминиевых сплавов изготовлены крылья самолета, что значительно повышает их живучесть в боевых условиях. Кроме того, данная конструкция достаточно легкая, но надежная. Применение легких сплавов и композиционных материалов позволило снизить общую массу машины до массы одноместных истребителей. На самолете использовано большое количество бронированных преград, которые повышают живучесть аппарата.

Силовая установка самолета представлена двумя двигателями модели ТРДДФ, но при дальнейшей модификации они могут быть заменены на более новые и эффективные установки. Под крылом самолета расположена система ПТБ. Данная модель истребителя имеет возможность дозаправки в воздухе.

Креном и тангажом самолета управляет новая автоматическая система типа ЭДСУ. Она способна проводить контроль всех аэродинамических поверхностей, флаперонов, закрылков, оперения хвоста, а также управлять работой двигателей. За счет этого оборудования сокращается время на балансировку и значительно увеличивается сила подъема машины.

Первым истребителем отечественного производства, который был оснащен системой генерирования кислорода в кабине пилотов, стал именно самолет Су-33УБ. Данная система обеспечивает кабину пилотов и азотом, это значительно снизило зависимость самолета от наземного обслуживания.

Что касается БРЭО, которым оснащен самолет, то оно отвечает требованиям 5-го и 6-го поколения. Данная система имеет размеры и массу значительно меньше, чем предыдущие ее версии, и при этом способна выполнять больше функций при меньшей затрате времени. На самолете имеется многоканальный комплекс, который проводит мониторинг всех систем и предоставляет пилотам полную информацию об обстановке в воздухе.

Для обнаружения противника самолет Су-33УБ оборудован тепловизорами и лазерными дальномерами, которые могут заметить цель и указать расстояние до нее.

Еще одной положительной особенностью конструкции можно назвать применение в кабине пилотов системы «темной кабины». В машине типа Су-33УБ было сокращено количество управляющих органов, что позволило упростить управление машиной для обучения. Кабина пилотов оснащена цветными дисплеями, на которые выводится полная информация о работе систем и о состоянии вокруг самолета. Проектировалась также система прицельного индикатора на лобовом стекле самолета. Что касается облуживания аппарата, то оно значительно упростилось в сравнении с предыдущими версиями истребителей.

Учебный истребитель класса Су-33УБ был изготовлен только в одном экземпляре. Сначала планировалось поставить данный проект на серийное изготовление. Даже был заказ от китайских ВВС на 40 машин, но вскоре они отменили свой заказ, что привело к закрытию проекта.



Доброго времени суток, уважаемые коллеги!

Снова на связи Дмитрий Игнатычев — ваш проводник в мире масштабного моделирования!

Я продолжаю публиковать материалы по подготовке к созданию масштабной модели российского палубного истребителя Су-33. Данный этап крайне важен. Ведь если мы максимально хорошо подготовлены — мы сможем сделать модель высокой степени копийности. А для этого нам нужны: хороший базовый набор пластика, четкая и ясная схема окраски машины , подобранные соответственно краски, достаточная по уровню наполненности декаль. Если вы желаете создать максимально копийный оригиналу макет — придется заранее продумать установку конверсионных наборов.

В предыдущей статье, которую вы можете найти , мы выяснили с вами какие наборы подходят для создания масштабной модели палубного истребителя Су-33. Я надеюсь, вы решили для себя какой из них вам предпочтительнее приобрести.

Теперь пора переходить к следующему этапу подготовки.

НЕОБХОДИМО ВЫЯСНИТЬ СХЕМУ ОКРАСКИ ПРОТОТИПА

Процесс выяснения окраски я разделяю на 2 составляющие. Первое — это сбор максимально возможного фотоматериала. Вы должны найти фотоальбомы по данному самолету, перерыть поиск яндекса и гугла. Выкачивая оттуда все доступные фотографии. Желательно найти книги и сайты, посвященные истории создания прототипа. Сложите все это добро в одну папку на вашем компьютере. Ещё лучше будет перекинуть эту папку в вашу электронную книгу или планшетный компьютер. Если, конечно, он у вас есть. Лично я так и делаю. Значительно облегчает оперативный доступ к фотоматериалам. Всё это богатство вы сможете создать в своем воображении полноценный образ будущей модели, а также в процессе работы постоянно корректировать окрашивание модели и нанесение различных эффектов.

Затем наступает время второй составляющей процесса выяснения схемы окраски. Это нахождение официальной схемы окраски из фондов армии/флота, схемы окраски из существующих наборов моделей, а также схемы окраски из расширенного варианта декалей. Зачастую в них дается наиболее полная и приближенная к реальности модель окрашивания. Вот этим мы сейчас и займемся.

№1 ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / ЖУРНАЛЫ / КНИГИ

Палитра №1

Палитра №2

Палитра №3


Су-33 (Су-27К) 1-я эскадрилья 279-го североморского КИАП
Бортовой номер 64
Североморск. Серийный палубный образец. Один из первых самолетов подобного типа совершивший посадку на палубу авианесущего крейсера ТАКР Адмирал Кузнецов в 1996 г.
Источник: Русская сила

Палитра №4

Палитра №5

Палитра №6

Представленные выше 6 палитр я думаю в полной мере отражают все разнообразие оттенков окрасочной схемы наших палубных истребителей. Хотя цветовая гамма одинакова, но её составляющие все — таки отличаются в зависимости от частей и флотов.

На данный момент это самая лучшая отработанная схема окраски на просторах Рунета. Её автор Игорь Дворников. Её отличительная черта: это отработка наиболее известный и распространенных схем окраски Су-33 в 3х проекциях. Это по краске АКАН (для меня — это лучшая краска для российской авиации), краски FEDERAL STANDART (международная система модельных красок), и RGB (аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения). Все его на эту тему вы сможете сами найти в интернете. Я же покажу вам 2 варианта.


Су-33 Поздний вариант окраски Вид 1

Принадлежность к части этой машиной я пока не скажу. Ясно только что бортовой номер — 81


Су-33 Поздний вариант окраски Вид 2

И второй вариант схемы окраски.

Теперь я думаю вы обладаете всей полнотой информации по схеме окраски российского палубного истребителя Су-33. И сможете построить на этой базе великолепную масштабную модель.

А на сегодня всё. Удачи вам и прекрасных вам моделей.

В данном материале я не затронул еще один прекрасный источник окрасочной схемы для Су-33. Это декали от фирмы Бегемот. Наряду с самой декалью, там дается история наиболее известных прототипов Су 33, и их окрасочная схема. Так что, используя Бегемотовский труд, можно значительно облегчить себе труд. Хочешь построить реальный прототип, и не пролететь с вариантами окраски — покупай декали Бегемота сначала. И разбирайся с окраской потом. Я же в свою очередь в последующих материалах разберу окрасочные варианты от Бегемота более подробно.