Русская духовная миссия. Иерусалимская Православная Церковь

Мы специально попытались определить типичную схему еврейской истории, чтобы создать предпосылки для более глубокого ее понимания. Тем не менее остается много нерешенных вопросов. Сейчас нам необходимо ввести еще одну дихотомию, которая сопутствует этой истории и делает ее единственной в своем роде. Мы неоднократно упоминали о миссии Израиля. Какова же эта миссия? Каковы в ней ставки? Существует ли какой-нибудь тщательно разработанный план, в рамках которого эта миссия разворачивается?

Миссия Израиля двояка. О ней говорится в книге Шмот. Когда Моше должен был подготовить народ к принятию Торы, Ашем воззвал к нему и сказал:

«… так скажи дому Яакова и возвести сынам Израиля:

Вы видели, что Я сделал египтянам; вас же Я носил на орлиных крыльях и принес вас к Себе. И вот, если вы будете слушаться голоса Моего и соблюдать Мой завет, то будете Моим самым дорогим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Шмот 19:3—6).

«Царство священников» — эти слова определяют отношения Израиля с другими народами мира. «Святой народ» — определение внутренних условий, которые обеспечивают успех этих отношений. Если Израилю удастся выполнить свою миссию, результатом явится кидуш Ашем — освящение Имени Б-га. Это означает, что степень осознания Б-жественного Присутствия в мире зависит от выполнения Израилем его миссии. Освящение Имени Б-га означает, что все признают Всевышнего Творцом и Хранителем вселенной и Автором исторической драмы. Если Израилю удастся освятить Имя Б-га, цель драмы будет достигнута и смысл его существования как народа оправдан.

Если же Израиль не выполнит своего предназначения, результатом явится хилуль Ашем — осквернение Имени Б-га. Человечество утратит способность воспринимать Б-жественный свет и станет утверждать свою независимость с намерением восстать против Б-га. Пользуясь дарованной им свободной волей, люди будут отрицать само существование Всевышнего.

Ответственность за любую из этих возможностей лежит непосредственно на Израиле. Именно для этого и был создан еврейский народ. Добиваясь успеха, он приближает момент конечного искупления всего человечества. Если он терпит крах, то расплачивается первым. Это имели в виду наши мудрецы, когда говорили, что выжить Израилю среди других народов — подобно чуду, как одной овце выжить среди семидесяти волков. Когда Израиль не соответствует своему предназначению, провидческая рука Б-га скрывается и овца отдается на растерзание волкам.

Конечное вознаграждение Израиля — возможность выполнить принятую на Синае миссию и довести человечество до высшего совершенства. Наказание его состоит в том, что он переживает неслыханную трагедию: вместо того, чтобы стать «царством священников», еврейский народ будет вызывать враждебность и даже ненависть. Но в итоге это наказание обратится в благо для него. Израиль подобен оливе — дереву, плоды которого нужно давить, чтобы получилось масло. Точно так же Израиль подвергается преследованиям, чтобы достичь совершенства и чтобы его огонь сиял и впредь.

В этом смысле судьба Израиля уникальна. Любой народ достигает вершины своего развития и в конце концов угасает. Израиль, в отличие от всех других народов, не может угаснуть и уйти в небытие. Его непрерывное существование является неотъемлемой частью Б-жественного Плана. Он немало претерпевает от других народов, но страдания эти возмещаются, и, пройдя через них, Израиль продолжает жить.

Другими словами, продвижение Израиля к большей степени зависимости от Б-га и Б-госознанию тесно связано с таким же процессом у остального человечества. Не только сыны Израиля, но и люди во всем мире страдают, когда еврейскому народу не удается выполнить свою миссию, т.е. когда он отказывается от заповеданных Б-гом законов и принимает идеалы других народов. Но страдания Израиля выражаются в том, что он становится козлом отпущения за грехи других, а несчастья человечества — в том, что цивилизация постепенно приходит в упадок; в фатальной погоне за материальным благосостоянием каждая цивилизация сеет семена собственной гибели. И все-таки Израиль неуклонно движется к своей цели, а грехи других народов еще больше убеждают евреев в превосходстве их исконного Б-жественного идеала.

Из сказанного вытекает еще одно следствие: приблизить искупление можно одним из двух путей. Оно не может не совершиться — это главное обещание Б-га миру. Но желание Всевышнего — чтобы человечество, особенно Израиль, заслужило искупление добродетельными поступками. В противном случае оно придет через страдания. Но оно придет.

Мы видим, что история человечества развивается по определенному плану, в котором еврейский народ играет важную роль. Хотя финал «предопределен», сценарий еще не закончен. Таким образом, ставки очень высоки. Мы не можем изменить финал драмы (который, впрочем, будет благополучным), но мы можем повлиять на способ его приближения. Сознавая это, Израиль и человечество должны отнестись к этой миссии очень серьезно, особенно по мере того, как космическая драма идет к концу.

    Русская Духовная Миссия (двухэтажное здание слева на снимке) и Свято Троицкий собор на Русских постройках. Ф … Википедия

    РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ - учреждение, созданное Рус. Правосл. Церковью с целью обеспечения нужд рус. паломничества в *Палестине и упрочения контактов с братскими церквами правосл. Востока. Поскольку *святые места находились под контролем мусульман, христианским… … Библиологический словарь

    Вид северного подворья Российской духовной миссии в Пекине, 1850 год Русская духовная миссия в Пекине церковно политическое представительство … Википедия

    Русская Палестина собирательное название земельных владений и недвижимости, принадлежавших Российской империи, а затем СССР на Ближнем Востоке в XIX XX веках. Содержание 1 История 2 В настоящее время … Википедия

    Русская Православная Церковь заграницей (сокращённо РПЦЗ; другие названия Русская Зарубежная Церковь, Русская Православная Церковь за ру … Википедия

    РУССКАЯ БИБЛЕИСТИКА - изучение Свящ. ПИСАНИЯ библеистами Рус. Правосл. Церкви, а также внецерковными рус. и советскими историками. 1. Зарождение православной Р.б. связано с первыми опытами создания церковно–славянских *рецензий (свт.*Алексий (Бяконт) Московский, 14… … Библиологический словарь

    Русская Православная Церковь заграницей; РПЦЗ; Русская Зарубежная Церковь, Русская Православная Церковь за рубежом, Карловацкая церковь; англ. The Russian Orthodox Church Outside of Russia; ROCOR; фр. Église orthodoxe russe hors frontières) … … Википедия

    Русская Православная Церковь заграницей; РПЦЗ; Русская Зарубежная Церковь, Русская Православная Церковь за рубежом, Карловацкая церковь; англ. The Russian Orthodox Church Outside of Russia; ROCOR; фр. Église orthodoxe russe hors frontières) … … Википедия

    Русская Православная Церковь заграницей; РПЦЗ; Русская Зарубежная Церковь, Русская Православная Церковь за рубежом, Карловацкая церковь; англ. The Russian Orthodox Church Outside of Russia; ROCOR; фр. Église orthodoxe russe hors frontières) … … Википедия

Книги

  • Русская православная церковь заграницей. 1918-1968 (комплект из 2 книг) , . Предлагаемый вниманию читателей труд графа А. А. Соллогуба является ценным вкладом в литературу Русского Зарубежья. Им восполняется несомненно существующей в этойлитературе пробел. А. А.…
  • Русская духовная миссия в Иерусалиме , Дмитриевский А.. Серия"Библиотека Русской Палестины"продолжается очередным томом трудов Алексея Афанасьевича Дмитриевского - блестящего историка-византиниста, создателя школы русской исторической литургики.…

Изра́иль (ивр. ‏ישראל‏‎‎ ‎, араб. إسرائيل‎ ‎‎), официальное название - Государство Изра́иль (ивр. ‏מדינת ישראל‏‎‎ ‎, араб. دولة اسرائيل ‎‎) - государство в Юго-Западной Азии. Население, по данным Центрального статистического управления Израиля на сентябрь 2014 года, составляет 8,25 млн человек, территория - 22 072 км². Занимает 97-е место в мире по численности населения и 147-е по территории. Столица - Иерусалим. Государственные языки - иврит, арабский.

Крупнейшие города

Православие в Израиле

Христианство в Израиле - третья (по числу верующих) после иудаизма и ислама религия в стране.

По данным исследовательского центра Pew Research Center в 2010 году в Израиле проживало 150 тыс. христиан, которые составляли 2 % населения этой страны. Энциклопедия «Религии мира» Дж. Г. Мелтона оценивает долю христиан в 2010 году в 2,2 % (162 тыс. верующих). Крупнейшим направлением христианства в стране является католицизм.

В 2000 году в Израиле действовало 197 христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 72 различным христианским деноминациям.

Рон Просор - посол Израиля в Организации Объединённых Наций: «Израиль - единственное место на Ближнем Востоке, где христианское население не сокращается, а растет. С момента создания Израиля в 1948 году, его христианское население выросло более чем на 1000 процентов. Израильские христиане заседают в нашем парламенте и в наших судах, вплоть до Верховного суда страны».

Численность православных и верующих древних восточных церквей в Израиле оценивается в 30 тыс. человек (2010 год). Территория Израиля входит в юрисдикцию Иерусалимской православной церкви . На территории Израиля данной церкви принадлежит 17 храмов.

Русская православная церковь в Израиле объединяет 2 тыс. верующих. Церковь представлена структурами Русской духовной миссии в Иерусалиме и Русской православной церкви заграницей. С 1935 года в Иерусалиме действует представительство Румынской православной церкви .

Иерусалимская Православная Церковь

Юрисдикция Иерусалимской Православной Церкви (ИПЦ) в настоящее время простирается на территорию Израиля, Иордании и Палестины; автономная часть - Синайская Архиепископия с монастырём святой великомученицы Екатерины на Синайской горе в Египте. На территории Израиля находятся Птолемаидская митрополия (кафедра: г. Акко) и Назаретская митрополия (кафедра: г. Назарет) ИПЦ.

Русская Православная Церковь

Представительством Русской Православной Церкви в Иерусалиме и в Святой земле является Русская духовная миссия в Иерусалиме, включающая представительства Московского Патриархата (РДМ РПЦ) и Русской Православной Церкви Заграницей (РДМ РПЦЗ).

Русское подворье в Иерусалиме

Сохранившиеся южные ворота Русских построек, вид с площади перед мэрией Иерусалима. Слева на снимке здание Русской Духовной Миссии Московского Патриархата, на заднем плане - Свято-Троицкий собор

Ру́сское подво́рье или Ру́сские постро́йки (ивр. ‏מִגְרַשׁ הָרוּסִים‏‎ - миграш hа-русим) - один из старейших районов в центре Иерусалима недалеко от Старого города, часть Русской Палестины. Здесь находятся Свято-Троицкий собор, Русская Духовная Миссия в Иерусалиме Московского Патриархата и несколько подворий для приёма паломников. Общая площадь участка - 68000 м² (6.8 га).

Построено в период с 1860-го по 1872-е годы усилиями Палестинского комитета для размещения и нужд русских православных паломников на Святой земле. По состоянию на 1872 год включало в себя: Троицкий собор, здание Русской Духовной Миссии, Елизаветинское и Мариинское подворья, здание Русской больницы и Российского Императорского консульства в Иерусалиме. В 1889 Елизаветинское и Мариинское подворья, Русская больница были переданы Императорскому Православному Палестинскому Обществу, которое также расширяет Русское подворье своими самостоятельными проектами: в 1889 году строительством Нового (Сергиевского подворья) и в 1905 году строительством Николаевского подворья.

В 1964 году все здания Русского подворья, за исключением Свято-Троицкого собора, здания Русской Духовной Миссии и Сергиевского подворья, были проданы советским правительством государству Израиль по так называемой «Апельсиновой сделке». Законность сделки остается спорной. Идут переговоры о возвращении построек Русского подворья России.

В 2008 году Сергиевское подворье, которое занимало министерство сельского хозяйства Израиля и местное природоохранное общество, было возвращено России и передано ИППО. Окончательно освобождено от арендаторов в 2012 году.

Здания Русских построек:

  • Свято-Троицкий собор - главный храм Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Московского Патриархата
  • Русская Духовная Миссия Московского Патриархата - часть здания занимает Мировой суд Иерусалима
  • Сергиевское подворье

Хождение игумена Даниила

Храм Гроба Господня

  • Кувуклия (часовня Гроба Господня)
  • Камень помазания
  • Голгофа. Глава праотца Адама по Голгофой
  • Правв. Никодим и Иосиф Аримафейский (гробницы в одноименных пределах)
  • Свт. Григорий Чудотворец (десница)
  • Икона Божией Матери, перед которой молилась прп. Мария Египетская
  • «Скорбящая» икона Божией Матери
  • «Вифлеемская» икона Божией Матери,
  • Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма)
  • Гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям)
  • Гробницы прав. Иосифа Обручника, Иоакима и Анны
  • «Иерусалимская» икона Божией Матери
  • Гробницы Пророков Аггея и Малахии на склоне горы Елеон

Монастыри

Лавра Саввы Освященного

Монастырь был основан преп. Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой.

Адрес: территория Западного берега реки Иордан, Иудейская пустыня, долина Кедрон

Проезд: Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит - кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Мужской монастырь Архангела Михаила (Яффа)

Православный греческий монастырь во имя святого Архистратига Михаила (монастырь святых Архангелов) в старой Яффе на берегу Средиземного моря относится к юрисдикции Иерусалимского патриархата. В монастыре находится резиденция архиепископа Иоппийского, а также русская и румынская общины, имеющие право с санкции архиерея-настоятеля монастыря совершать таинства крещения, венчания и отпевания в отношении лиц, имеющих израильское гражданство.

Обитель издавна принимала русских паломников, прибывавших в Святую Землю из Одессы. Далее православные греки сопровождали верующих в Иерусалим.

Адрес: Израиль, Тель-Авив-Яффо, линия А-Мазалот (Netiv Hamazalot Alley).

Проезд: Проезд транспортом до монастыря невозможен. Только пешая прогулка. Ориентир - старый порт Яффо, идти параллельно набережной на север в сторону колокольни францисканской церкви Св.Петра.

Горненский монастырь

Го́рний или Го́рненский Казанский монастырь - православный русский женский монастырь в ведении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Русская Православная Церковь). Расположен в Эйн-Кареме, 7 км. на юго-запад от Старого города Иерусалима (Израиль).

Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, т.е. находящейся на горах.

В обители около 60 сестёр. Настоятельница монастыря с 1991 года - игумения Георгия (Щукина).

Адрес:

Проезд : Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

Храмы

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня (Храм Воскресения Христова) – иерусалимский храм, расположенный на месте распятия, погребения и воскресения Иисуса Христа; является центром христианского паломничества. Ежегодно в субботу, накануне православной Пасхи, в храме на Гроб Господень сходит Благодатный огонь. В эти пасхальные дни в туда прибывает рекордное количество паломников. Храм Гроба Господня - одно из самых священных мест для христиан всего мира, здесь находятся такие святыни как Голгофа, Камень Помазания, Гроб Господень. Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Расположение: Старый город Иерусалима, Христианский квартал.

Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Holy Sepulchre Church.

Телефон: 972-2-6273314; 972-2-6284203. Факс: 972-2-6276601.

Как добраться: совершая экскурсию по улице Виа Долороза или автобусами фирмы "Эгед" №№ 3, 13, 19, 20, 30, 41, 99 до Яффских ворот Старого города и далее пешком до Храма.

Храм Рождества Христова (Вифлеем)

Храм Рождества Христова - христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI-VII вв. - это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.

Адрес: Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq)

Проезд: По Хевронскому шоссе в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300 Далее прямо, а на развилке налево. Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Елеон)

Храм Успения Богородицы (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата. Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2×2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход.

Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Адрес : Израиль, Иерусалим, Гефсимания

  • Гефсиманский сад

Гефсима́ния - местность у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме). Гефсиманский сад - место моления Иисуса Христа в ночь ареста: согласно Новому Завету, Иисус и его ученики регулярно посещали это место - что и позволило Иуде найти Иисуса в эту ночь. В Гефсиманском саду растут восемь очень древних олив.

В настоящее время это небольшой сад (47 × 50 м) в Гефсимании; в евангельские времена так называлась вся долина, лежащая у подошвы Елеонской горы и гробницы Богородицы.

  • Гора Блаженств

Гора Блаженств названа так потому, что именно здесь произнёс Иисус свою нагорную проповедь, в которой каждая её часть начиналась со слова Блаженны. Тут же он избрал 12 апостолов.

Святое место встретит вас чудесным садом, замечательным видом с горы и большой стоянкой для машин. Отсюда открывался вид на Геннисаретское озеро - это его часто называют Галилейским морем, а древние евреи звали Кинерет - Арфа, по характерному очертанию берега. В тридцатые годы францисканцы проводили здесь археологические раскопки. Обнаружили остатки маленькой однонефной церкви конца IV столетия, украшенной по обычаю того времени мозаиками. Остатки прилегающих зданий свидетельствовали о находившемся здесь, вероятно в византийское время, монастыре, подтверждая догадку, что именно этот холм традиционно почитали древние христиане как место Нагорной проповеди.

Современная церковь была построена в 1937 году по проекту итальянского архитектора Берлуччи.

Это место на северо-западном берегу Кинерета (Моря Галилейского). Из Тверии и Кирьят Шмоны туда можно попасть по 90-й дороге. Если ехать из Тверии на север по 90-й дороге, то после перекрёстка Кфар-Нахум с правой стороны на горе будет виден купол церкви, окружённый зеленью деревьев. Поворачивая на просёлочную дорогу 8177, подъезжаете к воротам.

Вход или въезд на территорию оплачивается с расчёта 1 шекель на человека.

  • Гора Свержения

Эта гора упоминается в Евангелии от Луки (4,28-30) в рассказе о первой проповеди Христа в синагоге Назарета. Господь прочитал пророчество Исайи о Мессии и прямо сказал, что ныне это пророчество исполнилось на Нем, тем самым открыв Свое мессианское достоинство.

Находится она за чертой города Иерусалима, прежде пешком до нее было около часа ходьбы. Можно только представить себе страсти в толпе, ведшей Господа на эту гору.

Гора - достаточно высокая (около 400 метров над уровнем моря), возвышается над деревней Иксал, пологой стороной обращена к Назарету, а крутой ее склон спускается в Долину Изрэельскую. С горы открывается превосходная панорама: вдали можно увидеть вершину горы Кармил, внизу перед тобой зеленеющая Изрэельская долина, на восток гора Фавор.

  • Гора Фавор

Фавор - отдельно стоящая гора высотой 588 метров в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее, в 9 км к юго-востоку от Назарета, в Израиле. В христианстве традиционно считается местом Преображения Господня (по версии некоторых исследователей Иисус Христос преобразился севернее, на горе Хермон). На вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический; каждый из них полагает, что построен на месте Преображения.

Впервые Фавор упоминается в Библии как граница земель трех колен Израилевых: Завуллонова, Иссахарова и Нефаллимова (Нав.19:22). Позднее, во времена Судей, Варак, сопровождаемый пророчицей Деворой, сошёл с 10-ю тысячами войска с горы Фавор к потоку Киссону и разбил войско Сисары, военачальника асорского царя Иавина (Суд.4:1-24). Здесь погибли братья Гидеона от руки царей мадиамских Зевея и Салмана (Суд.8:18-19).

  • Гробница Пресвятой Богородицы

Гробница Богородицы - величайшая христианская святыня, где, согласно Священному преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Расположена в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в Кедронской долине, в Иерусалиме. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы . Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.

Традиция, определяющая Иерусалим как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу. Над гробницей в долине Кедрон в 326 году императрицей Еленой была построена первая церковь, существовавшая в неизменном виде до XI века, но затем разрушенная. В 1161 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками, а после смерти была погребена в крипте храма. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

  • Мамврийский дуб

Мамврийский дуб - древнее дерево (возраст около 5 000 лет) в двух километрах на юго-восток от Мамре, где, согласно книге Бытия, жил Авраам. Библия сообщает, что «явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного» (Быт.18:1). В тексте нигде не упоминается дуб, сказано лишь, что Авраам предложил трём ангелам, явившимся ему в образе путников: «отдохните под сим деревом» (Быт.18:4).

Дуб представляет собой засохшее дерево, ствол которого поддерживают металлические подпорки. Увядание началось в конце XIX века, последний зелёный лист на нём наблюдали в апреле 1996 года. Это связывают с ростом числа паломников, которые отрывают от дерева куски коры.

  • Место Крещения Иисуса Христа в реке Иордан

Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 км от Иерихона и в 5 км от впадения Иордана в Мертвое море.

Сейчас это святое место находится в пограничной зоне: граница с Иорданией проходит по середине реки. Паломников туда не возят; лишь раз в году, на праздник Крещения Господня, на этом месте совершается праздничное богослужение. Но если приехать к Иордану со стороны Иордании, то есть возможность омыться в священных водах на самом месте Крещения Господа; там же поблизости показывают остатки раннехристианского храма, а в стороне, в пустыне, находится могила преподобной Марии Египетской.

Современное оборудованное для паломников место омовения в священных водах находится неподалеку от места, где Иордан вытекает из Генисаретского озера.

  • Галилейское море (Тивериадское озеро)

На его берегах Господь избрал своих учеников из числа рыбаков, призвал их к апостольскому служению. Здесь же Он проповедовал, сотворил множество чудес и явился апостолам после Своего Воскресения.

Тивериадское озеро расположено в Иорданской рифтовой долине, северной части Сирийско-Африканского разлома, значительно ниже окрестностей (разница высот - около 550 м). Как и Мёртвое море, Тивериадское озеро - результат этого разлома. Имеет форму закруглённого вытянутого ромба.

Побережье озера является одним из самых низких участков суши на Земле - в среднем, на 213 м ниже уровня моря. Это самое низкое пресноводное озеро на Земле. Уровень воды подвержен изменениям в течение года в зависимости от осадков и потребления воды. Максимальная глубина - 45 м, площадь - в среднем 165 км². На западном побережье расположен город Тверия.

  • Сионская горница

Сионская горница - место совершения Тайной вечери, дом на горе Сион, недалеко от дома первосвященника Каиафы, где после воскрешения Лазаря состоялось тайное совещание против Иисуса Христа (Мф. 26, 3-4)

В Сионской горнице Иисус Христос совершил Тайную вечерю со своими учениками (Лк. 22, 7 и далее). Предание гласит, что в ней же на учеников, собравшихся вместе в день Пятидесятницы, видимым образом сошел Святой Дух (Деян. 2, 1-4). Именно в этом доме, где Богом были утверждены церковные таинства и сама Новозаветная Церковь, апостолы и их первые ученики «преломляли хлеб» - совершали Божественную литургию. Поэтому Сионская горница и называется матерью всех христианских церквей.

Помещение Сионской горницы, как на первом, так и на втором этаже, всегда было разделено на две части. Ближайшая от входа часть послужила собственно горницей Тайной вечери; в соседней же, несколько возвышенной, совершилось Сошествие Святого Духа, в нижнем этаже полагали явления Спасителя по Воскресении, помещения эти, свободно сообщались друг с другом. Но когда мусульмане устроили там мечеть, внизу, под горницей Сошествия Святого Духа, они поставили каменный саркофаг, обозначавший место погребения Давида, и воспретили вход во весь нижний этаж; наверху также разделили обе комнаты глухой стеною. Во время войны 1948 г. в купол над горницей Сошествия Св. Духа попал снаряд, и вход туда прекратился совсем. Позже мечеть отошла в демаркационную полосу, и всякое богослужение в ней прекратилось.

С образованием Израильского государства "гробница Давида" стала местом поклонения евреев: на богатые ковры, ее украшающие, каждый год существования государства возлагается ими золотая или вызолоченная корона. Поблизости устроена синагога.

Верхнее же помещение, столь драгоценное для христиан, пустое и безмолвное, доступно для посещения свободно и бесплатно.

  • Силоамская купель

В старом городе иерусалима найдена Силоамская купель, упоминаемая в Евангелии от Иоанна: Христос посоветовал слепому умыться в ней, после чего несчастный прозрел. Уникальной находкой мир обязан ремонтной бригаде, чинившей канализационную трубу. Углубившись в землю, рабочие увидели две ступени древнего сооружения и вызвали археологов. Вскоре обнаружилась часть бассейна длиной около 68 метров, были также найдены монеты I века до н. э. Археологи пришли к выводу, что это и есть знаменитая Силоамская купель, где посещавшие Иерусалим паломники должны были совершить омовение. Бассейн снабжался водой из так называемого тоннеля Езекии, построенного во время осады Иерусалима ассирийцами. После разрушения римлянами Второго Храма в 70 году н. э. купель скорее всего пришла в запустение и была похоронена под песчаными наносами. Уникальность нынешней находки заключается в том, что это практически единственное архитектурное сооружение, сохранившееся со времен Христа, если не считать Via Dolorosa.

Где остановиться

Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 4 дома паломников, вместимостью от 10 до 22 человек. Поселение в паломнические дома Горненского женского монастыря в Иерусалиме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии .

В паломнических домах имеется кухня, где паломники могут приготовить чай (питаются паломники в монастырской трапезной); душ и туалет находятся на этаже.

Адрес: Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем

Проезд: Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»).

  • Дом паломника в Вифлееме

В свете наметившейся стабильности и дальнейшего урегулирования ситуации в Палестине, Русская Православная Церковь открыла в Вифлееме дом паломника "Pilgrim Residence", выражая надежду на возможность дальнейшего мирного сосуществования народов Святой Земли.

Молитва – основа всей жизни христианина. А у святых мест в Израиле она обретает особую силу. Множество паломников со всего мира приезжают сюда, чтобы укрепиться в вере и соприкоснуться с таинствами Святой Земли. Если вы еще не склонялись в молитве у , не проходили тесными улочками старого города, не вдыхали воздух Гефсимании, обязательно сделайте это.

История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме

Впервые о необходимости учреждения в Иерусалиме представительства Русской Православной Церкви заговорили еще в XIX веке. Тогда на территории Палестины русские паломники были лишены политической защиты. Не было в Израиле ни священников, ни школ для просвещения паствы. У людей не было возможности молиться на родном языке, не говоря уже о нормальном бытовом обслуживании и о том, что, перейдя через пустыню, многие оказывались буквально без гроша в кармане. По всей Европе и на Ближнем Востоке православные переходили в католичество, и к концу века вся Европа уже была католической. Православные святые места оказались под угрозой: их попросту продавали тем, у кого был толстый кошелек. Так, церкви постепенно переходили в ведомство турецких властей.

В феврале 1847 года Император Николай I своей резолюцией утвердил основание Русской духовной миссии в Иерусалиме. Первым ее начальником был назначен архимандрит Порфирий (Успенский), имевший опыт пребывания и служения на Востоке. Он уже посещал Святую Землю и был знаком с тяготами православной общины, поэтому после назначения он тут же активно приступил к просветительской деятельности.

Просветительская работа духовной миссии не раз омрачалась событиями, которые мы до сих пор помним из учебников истории. Так, из-за того, что турецкие власти передали ключи от храма Рождества Христова представителям католической церкви, в 1853-1856 годах развязалась Крымская война. По окончании войны деятельность Миссии была восстановлена, близ Вифлеема был построен православный храм, стали основываться школы и проводиться богослужения на русском языке.

«Апельсиновая Сделка»

В XX веке переломным моментом в развитии Русской духовной миссии стала так называемая «апельсиновая сделка» 1964-го года, в результате которой значительная часть земель с церквями была продана СССР. В период охлаждения взаимоотношений с Израилем советские власти приняли решение продать свое имущество на Святой Земле, но практичные израильтяне не хотели покупать церкви, которые нельзя было использовать в иных целях. Непроданным остался и Горненский монастырь, в котором жили монахини. Однако в самом центре Иерусалима были проданы многие исторические здания, в том числе Елизаветинское, Николаевское, Вениаминовское подворья и Французский дом.

Название «апельсиновая» эта сделка получила оттого, что за эти земли Израиль рассчитался с советскими властями яффскими апельсинами и текстилем. Хрущев, видимо, посчитал, что советскому народу нужно прежде всего кушать и одеваться, а духовное наследие на тот момент имело, на его взгляд, наименьший приоритет.

Возрождение

Но времена СССР остались позади, а Русская духовная миссия продолжает нести свое служение в Израиле по сей день. В 1997 году она отметила свое 150-летие. В связи с этим событием Святую Землю посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 году он вновь прибыл туда с визитом для участия в праздновании 2000-летия Рождества Христова. На большой праздник собрались представители всех поместных православных церквей.

В 2007 году Иорданское Королевство передало Российской Федерации участок земли у места Крещения Господня на реке Иордан, где был обустроен Странноприимный дом. И в том же году представители двух объединившихся частей Русской православной церкви совершили свое первое совместное богослужение на Святой Земле.

В настоящее время в ведении Русской духовной миссии в Израиле находятся следующие храмы и монастыри:

Троицкий собор в Иерусалиме;

Храм в честь святой мученицы царицы Александры (Домовый храм РДМ в Иерусалиме);

Подворье в честь равноапостольной Марии Магдалины в Тверии;

Подворье в честь Святых Праотцов в Хевроне;

Подворье в честь святого пророка Божия Илии на горе Кармель в Хайфе;

Подворье св. Иоанна Предтечи в Иерихоне;

Дом паломника в Тверии («Дом со сводами» - гостиница).

Так что, несмотря на все сложности, с которыми сталкивалась Русская духовная миссия на протяжении более 160-ти лет своего исторического развития, деятельность ее продолжается. Сегодня Миссия является представительством Русской православной церкви при Патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Иордании и Палестинской автономии.

Изначально главными задачами Миссии были объединение, помощь и просвещение единоверцев. Сегодня, помимо этого, перед ней стоит важная задача по сохранению духовной атмосферы евангельской истории, которая формирует сознание православного христианина.

Паломничество по Святой Земле

На сегодняшний день основной деятельностью Русской духовной миссии является духовное просвещение паломников. Православные из России, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран ближнего и дальнего зарубежья стремятся совершить паломничество в Израиль, ведь это уникальная возможность соприкоснуться со святынями христианства и укрепить свою веру. Каждый, кто там побывал, отмечает красоту и силу этих мест, имеющих высокую значимость для истинно верующего.

Первой ступенью программы является подвиг паломничества в храме Гроба Господня и Троицком соборе Миссии. Богомольцы приезжают на 8, 10 или более дней, чтобы посетить Иерусалим, Вифлеем, Галилею, Назарет, монастыри Иудейской пустыни и совершить восхождение на гору Синай. Существуют также расширенные программы с посещением Святых Мест в Иордании с возможностью ступить на место Крещения Господня. Чтобы совершить программу паломничества, можно обратиться напрямую к представителям Русской духовной миссии в Иерусалиме.

Воскресная Школа

Для живущих в Израиле православных христиан очень важно иметь возможность посещать воскресные службы на родном языке и приводить в церковь детей. Вопрос о духовном воспитании детей в Израиле очень важен, особенно для тех, кто живет в нехристианском окружении. Многие дети родились в Израиле и посещают израильские учебные заведения, но, наряду со светским образованием, для них важно сохранить православную веру и русскую культуру.

В марте 2009 года в Горненском женском монастыре Русской духовной миссией была организована . Большая часть прихожан – это русскоязычные православные верующие, среди которых много семей с детьми, которым очень интересно постигать азы православия.

Занятия в школе проходят каждую субботу. Помимо изучения Закона Божьего, прихожане также посещают кружки по пятницам, где учатся рукоделию, узнают об истории России, принимают участие в театральных постановках. А с 2014 года там стали проводиться занятия по русской литературе, что помогает воспитанникам сохранять свою языковую и культурную среду. Работа Воскресной школы помогает прихожанам изучить историю, укрепиться в вере и стать частью православной семьи.

В заключение

Хочется пожелать тем, кто еще не был в Израиле, непременно посетить Святые Места если не в рамках программы паломничества, то хотя бы самостоятельно. Ведь ничто так не укрепит вашу веру, как соприкосновение с многовековой историей, общение с настоятелями монастырей и молитвы в самом сердце духовной колыбели. Об уникальности этих мест рассказывают множество паломников по всему миру. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Игумен Феофан (Лукьянов)

Исполняющий обязанности начальника Русской Духовной Миссии в Израиле.