Именины Максима по церковному календарю: даты празднования. Имя Максим в православном календаре (Святцах)

Мужское имя Максим популярное во многих странах мира. И это не удивительно, день ангела Максима отмечается несколько раз в год. С латинского языка имя переводится как максимальный, величественный, большой. Как правило, обладатели этого имени очень веселы и энергичны, умны и решительны.

Происхождение имени

Имя берёт своё начало в Древнем Риме , когда-то этим именем называли знатную родовую династию (Maximus). Существует и родственное название – Максимилиан. Эти два имени близкие по звучанию и значению, но считается, что имя Максим - это упрощённая форма Максимилиана. Но все же они совершенно не зависят друг от друга, соответственно и даты дня ангела разные.

В православных святцах есть мужское имя Максим, в католичестве же есть имена Максимус и Максимилиан. В России было особо популярно в XIX веке среди простого населения. Второе рождение имя получило после 1970 годов. В странах Европы, особенно в Голландии, распространён женский вариант имени – Максима, в России оно как-то не прижилось.

Ещё в детстве для характера Максима свойственны неторопливость и тщательность . Мальчик очень рано становится самостоятельным. Хотя к родителям сильно привязан, особенно к матери, которую нежно и трепетно любит всю жизнь. Растёт юноша аккуратным и хозяйственным, он без напоминания уберётся в комнате, заправит кровать и займётся выполнением домашнего задания. Не любит оставаться один, одиночество его угнетает.

Как правило, он отлично учится. Благодаря своему живому воображению и стремлению открывать, узнавать что-то новое, ему под силу любые предметы. Особенно нравятся уроки химии и физики. Но всё же, если становится отличником, то у него проявляется и зачастую ставит себя выше других в классе. Да, он всегда готов помочь однокласснику, но иногда делает это неохотно. Главное хобби – чтение, в подростковом возрасте его привлекают приключенческие романы и книги о великих героях и походах.

Обычно, ещё в школе, определяется в своей будущей профессии и старательно движется к цели. У него прекрасно развита интуиция . Природа заложила в его характер такое чудесное качество, как умение без слов понимать людей. Он достаточно редко ошибается в людях. Часто эти навыки использует для достижения своих целей.

Из Максима может получиться отличный профессиональный юрист, психолог, политик. Помимо этого, он способен проявить себя в научной деятельности, например, став учёным, врачом. Часто увлекается творчеством. Если он будет дальше продолжать двигаться и развиваться, то из него получится хороший художник или музыкант. Так или иначе, любая работа, которую он выберет, станет для него смыслом жизни.

Его честолюбивую натуру влечёт успех и слава. Он склонен планировать всё до самых мелочей . Позволить себе в чём-то оступиться или ошибиться - не имеет права.

С женщинами он истинный романтик. Если влюбляется по-настоящему, то это точно на всю жизнь. Со своей избранницей интеллигентен и предупредителен. Но скоро не женится, предпочитая сначала проверить свои чувства временем. Но если он все же решится на этот шаг, то становится внимательным и заботливым мужем. Но все же семья будет на втором месте после работы. Детей очень любит, особенно дочерей, которых балует. А вот жена должна быть сильной женщиной, на которую он сможет положиться и бесконечно ей доверять.

Таким образом, можно отметить главные черты этого имени:

  • гордость;
  • интуиция;
  • нежность;
  • работоспособность.

Имя Максим: именины

Несколько раз в год празднуется день ангела этого имени по православному календарю. Но основной считается та дата, которая будет наиболее ближе ко дню рождения. Это и будет его день ангела. Святому, которому посвящена дата, считается небесным покровителем. Ещё издавна повелось, что день ангела по календарю намного важнее и значимее, чем день рождение. Поэтому его желательно почитать и отмечать.

Именины Максима по церковному календарю, рассмотрим далее.

Именины зимой:

Именины весной:

  • март — 4, 19;
  • апрель — 2, 23;
  • май — 4, 11, 13, 27.

Именины летом:

  • июнь -1, 30;
  • июль — 4;
  • август — 12, 13, 24, 26.

Именины осенью:

  • сентябрь — 2, 6, 18, 28;
  • октябрь — 8, 22;
  • ноябрь — 5, 10, 12, 20, 24.

В истории известно много носителей имени , поэтому и покровителей так много. Это и преподобные, и епархии, и мученики. Наиболее известные и почитаемые православной церковью:

  • святой мученик Максим Адрианопольский почитается 4 марта;
  • мученик Максим Грек почитается 3 февраля;
  • мученик Максим Кизический почитается 19 февраля;
  • мученик Максим Римский почитается 24 августа;
  • мученик Максим Доростольский, Озовийский - 11 мая;
  • преподобный Максим Афонский почитается 26 января;
  • митрополит Киевский, святитель Максим почитается 19 декабря.

В последнее время мы можем наблюдать, как постепенно возвращается традиция празднования именин. Для православных людей день ангела имеет особое значение, они в обязательном порядке отмечают его. В этот праздник люди вспоминают о святых, имена которых они носят, и молятся им. В православной традиции это торжество называют тезоименитством. В день ангела Максима его родственники должны просить Бога о его благополучии и здоровье.

На Руси детям давали имена во время крещения, причем они подбирались в соответствии с некоторыми правилами. Обычно малыша называли в честь святого, которого вспоминали в тот день, когда он появился на свет или когда его крестили. Получается, что имя ребенку давали, опираясь на святцы (православный календарь). Но время шло, и люди, особенно городские жители, постепенно стали отказываться от этой традиции. Они предпочли называть детей так, как им нравится. Также нередко ребенка называли именем какого-то родственника. А некоторые люди, в семье которых долгое время не происходило пополнения, молились какому-либо святому с просьбой о потомстве. И когда ребенок рождался, они называли его в честь своего небесного помощника.

Как узнать дату своего дня ангела?

Каждый Максим именины отмечает в какой-то свой, определенный день. Заглянув в православный календарь, человек может обнаружить напротив своего имени много дат. Это не значит, что он должен праздновать день ангела несколько раз в году. Необходимо выбрать ту дату, которая идет сразу после вашего дня рождения. Именины Максим по церковному календарю отмечает 19 февраля, 23 апреля, 4 марта, 12, 24 августа, 11, 13, 27 мая, 18, 28 сентября, 10 ноября, 22 октября, 5 декабря, 26 августа, 3 февраля, 29 января, 24 ноября. Вы сами видите, как много дат.

Максим Кавсокаливит

Необходимо хотя бы немного знать и о святых, носивших это имя. Например, биография преподобного Максима Кавсокаливита, несомненно, заслуживает внимания. Он появился на свет в Мизии, а если конкретнее, в городе Лампсаке, располагавшемся на побережье Мраморного моря. С малых лет в нем проявлялась склонность к праведной жизни. Чуть позже он принял послушание, а его духовным учителем стал знаменитый на всю страну старец по имени Марк. Жил Максим в то время на горе Ган.

Скитания и явление Святой Марии

После смерти Марка он стал странствовать и навещать монахов, поселившихся в пустыни. Немало времени он провел в Константинополе. Однажды ему явилась Святая Мария, она сказала: «Отправляйся на Афон, Максим». Именины его тезки, следовательно, должны также стать днем памяти Божьей Матери. На Афоне блаженный стал послушником у преподобного Афанасия. Однажды, находясь на вершине горы, он снова увидел Святую Марию, которая предстала перед ним во всем своем величии. Максим поспешил поведать об этом одному старцу, который отнесся к этому с недоверием и предположил, что его таким образом искушает дьявол. Исходя из образа жизни святого, скорее всего, его можно назвать юродивым.

Всю свою жизнь он скитался по миру. Когда он где-нибудь останавливался, то делал себе жилище из травы. Снова отправляясь в путь, Максим сжигал этот шалаш. Так он получил прозвище Кавсокаливит, то есть уничтожающий хижины. Святой все время молился, и можно с уверенностью сказать, что его жизнь была в высшей степени угодна Богу. Так и любой Максим, именины отмечающий в день преподобного, должен стараться быть праведным человеком.

Жизнь в пещере, предсказания будущего и чудеса

Однажды, когда блаженный жил на Афоне, туда пришел преподобный Григорий Синаит, тоже славившийся праведностью и смирением. После непродолжительного общения с Максимом он сказал, что у него создалось впечатление, будто на землю спустился ангел. Григорий посоветовал ему перестать скитаться и найти себе постоянное жилище. Тогда блаженный нашел себе подходящую пещеру недалеко от хижины старца Исайи. Не секрет, что преподобный Максим мог предвидеть будущее. Не раз к нему приходил царь Иоанн V Палеолог, чтобы получить предсказания и мудрый совет. Также частым его гостем стал Иоанн VI Контакузин, которого всегда удивляли точные прогнозы святого. Поэтому каждый Максим, именины которого приходятся на день памяти преподобного, должен надеяться, что он поможет и ему. Один проигумен оставил записи о блаженном, сохранившиеся до настоящего времени. Из них можно узнать, что он сам стал свидетелем некоторых чудес. Например, однажды он видел, как Максим перелетел, словно птица, с одного участка на другой. Кроме того, святой предсказал ему дальнейшую судьбу и все те мучения, которые он понес во имя веры. Умер Максим, когда ему было 95 лет. Шел 1354 год.

Его еще при жизни многие почитали как святого, а после смерти он официально был канонизирован. Люди молятся ему и не перестают удивляться чудесам и исцелениям, которые происходят по его воле.

Как отмечать день ангела

Именины Максима по православному календарю — это не только застолье и веселые посиделки с друзьями и родственниками. Необходимо также вспомнить своего небесного покровителя и попросить его о защите от всех горестей и невзгод. Нередко человек, молящийся от всего сердца, получает настоящее благословение от своего святого. Покровитель простирает над ним руки, и на человека снисходит благодать. Кто знает, может быть, в именины с вами произойдет настоящее чудо?

Максим, как и Юлий, не требует обращения к антропонимике - науке об именах. Юлий - рожденный в июле, Максим - максимальный или, что больше подходит человеку, величайший.

Знаменитые Максимы

С величайшими все как-то сложно, а из великих вспоминается мгновенно Максим Горький. Люди старшего поколения могут назвать Максима Перепелицу, необычайно популярного, как и Иван Бровкин, киногероя. Любителям кинематографа вспомнится Макс фон Сюдов. И абсолютно всем знаком пулемет «Максим».

К сожалению, ни один из них не имеет никакого отношения к такому празднику, как Горький при крещении был наречен Алексеем (Максим - псевдоним), о регистрационных данных Перепелицы можно только догадываться, а имя великого шведского артиста Сюдова может лишь засвидетельствовать свою интернациональность. Пулемет назван в честь фамилии своего создателя.

Количество небесных покровителей у Максима

Детей нарекают в наше время, руководствуясь личным выбором, но крестят почти всех. Потому что таким образом ребенок получает небесного покровителя, и редкий родитель откажется от этой защиты. При крещении малышу подбирают имя тезки святого, день памяти которого совпадает или находится близко с днем церковного обряда.

Заглянув в «Святцы» - церковный календарь - можно узнать, когда именины Максима или кого-нибудь другого. У тезки Горького таких дней в каждом году 31. Это впечатляет. В каждом месяце их по 2-3. Неохваченным остался только июнь, зато на ноябрь выпадает 5 Все эти праздники, кроме основного, носят название «малых именин».

Такое обилие объясняется тем, что в церковный календарь внесены даты не только православных святых, но и великих подвижников христианства вообще. В Древнем Риме имя Максим было популярно, существовала династия, носящая его. До тех пор пока христианство не стало официальной государственной религией, ее последователи подвергались гонениям. Перенесшие пытки, принявшие мучительную смерть, благодарными потомками они причислялись к лику святых. Поэтому отмечать именины Максима - это в первую очередь отдавать дань уважения святым, носящим это имя.

Мученики и праведники, носящие это имя

Праведники и мученики, Христа ради юродивые - они все упомянуты в «Святцах». Особого внимания заслуживает преподобный М. Грек, даты памяти которого - 3 февраля и 4 июля (день канонизации и день обретения мощей). Он перевел на русский язык Псалтырь и Книгу

Однако не обо всех святых, упомянутых в месяцеслове, существуют исчерпывающие данные. Некоторые даты, на которые приходятся именины Максима по церковному календарю, указывают, кроме имени, только то, что он был мученик (мч). Есть в этом перечне и два Максимилиана - Константинопольский и Мелитинский, патриарх и страстотерпец за веру.

Именины Максима, дата которых приходятся на 19 марта, 2 апреля, 13 мая, 5 и 10 ноября, заставят носителей имени, дни ангела которых выпадают на эти числа, затратить определенное время, чтобы узнать о своих небесных покровителях хоть что-нибудь. Но эти знания дорогого стоят. Иногда, прожив уже конкретный отрезок времени, задавшись вопросом о том, что представляет собой твой ангел-хранитель, человек может и на свою участь посмотреть по-новому.

Разве не интересно узнать, кто такие юродивые Христа ради? Это люди, сознательно обрекшие себя на бродяжничество, холод и голод, это странствующие монахи и подвижники религии. Например, Максим Тотемский, дата памяти которого приходится на 29 января. Будучи настоятелем церкви, он сознательно стал юродивым Христа ради. Без постоянного куска хлеба и одежды он вел такой образ жизни в течение 40 лет, дожил до глубокой старости и был канонизирован православной Церковью. В любом случае, заглянув в церковный календарь и узнав все про именины Максима, носитель имени никак не расстроится по поводу количества своих тезок среди христианских святых.

Дни, на которые выпадает поминовение двух праведников

Здесь есть митрополиты, философы, писатели и переводчики, но подавляющее большинство представляют великомученики и страстотерпцы. Это говорит о силе человеческого духа, о любви к Господу, о том, что иметь такого небесного покровителя совсем неплохо. Поэтому и возникает вопрос об ангеле-хранителе, о том, что могут означать для тебя Максим (или «величайший») может о себе рассказать многое. Есть даты, на которые выпадают дни памяти двух святых: 3 и 12 февраля, 23 апреля, 26 августа. Это значит, что Максим, крестившийся в этот день, получает двух небесных покровителей.

Максим - имя латинского происхождения, переводится как «величайший» («maximus»).

День памяти:

Святые с именем Максим

Преподобный Максим Кавсокаливит (? – ок.1354)

Преподобный Максим Кавсокаливит родился в городе Лампсаке в христианской семье. С самого детства святой особенно молился Пресвятой Богородице, которая впоследствии особо ему помогала. В возрасте 17 лет, когда Максим узнал, что родители собираются женить его, покинул семью и принял монашеский постриг. Некоторое время он проходил послушание у знаменитого своими подвигами аскета, старца Марка с горы Ган (Фракия).

После того как духовный учитель скончался, Максим отправился в путешествие в Константинополь. Все более возрастая духовно, святой испугался излишнего внимания к себе других людей. Такое благоговейное отношение к монаху могло спровоцировать прелесть, и тогда святой решил притвориться безумным. Днем он юродствовал около Влахернской церкви Пресвятой Богородицы в Константинополе, так что проходящие мимо насмехались над ним, а по ночам слезно молился Божией Матери.

В 1310 году, покинув столицу Византийской империи, святой прибыл на Афон и стал монахом Великой Лавры. Здесь Максим продолжил аскетическое делание. Особенное внимание он уделял умной (безмолвной) молитве, так что через какое-то время он творил ее беспрерывно.

Фото Владимира Орлова

Однажды во сне преподобному явилась Богородица и приказала ему подняться на вершину горы, чтобы получить новые заповеди. Три дня монах слезно молился, чтобы искушение (а это несомненно было искушение) его миновало. Наконец святому явилась сама Божия Матерь, утешила его и дала особую власть над нечистыми духами. Максим после видения с радостью рассказал о случившемся одному старцу, но последний не поверил ему и обвинил в прелести. Со смирением приняв его слова, преподобный с тех пор еще более скрывал свои духовные подвиги, вновь надев на себя маску безумца. В любое время года он ходил босым, не имея постоянного жилища.

Кельи Великой Лавры.
Фото Mätes II/Wikimedia Commons/GFDL

Когда на Святую Гору прибыл преподобный Григорий Синаит (1268–1346) - знаменитый монах и духовный учитель, он встретился с преподобным Максимом и после продолжительной беседы с ним был поражен высотой его жизни. Он просил его прекратить скитания и юродство, посоветовал принимать людей, помогая и укрепляя их в вере. Святой покорился словам Григория и избрал для себя пещеру, в которой прожил более 14 лет. Монахи неоднократно замечали особенное состояние, которое переживал преподобный во время молитвы: по некоторым свидетельствам в эти мгновения от него исходил свет.

Максим Кавсокаливит. Миниатюра из рукописи

Со всех сторон к Максиму стекались люди, которые получали от него утешение, совет, молитвенную помощь. Зная о прозорливости праведника, его посещали византийские императоры-соправители Иоанн Палеолог и Иоанн Кантакузин.

К концу жизни преподобный Максим поселился в маленькой келье поближе к Лавре, где мирно скончался в возрасте 95 лет. Сразу после его кончины афонские монахи стали почитать почившего как святого.

Другие известные святые с именем Максим:

Мученик Максим Воин (пострадал ок. 361 года) был телохранителем императора Юлиана Отступника. Во время своего визита в Антиохию языческий правитель, желая разоблачить тайных христиан, приказал своим воинами демонстративно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках города. Святой и его друг Еввентий отказались исполнять приказ. На следующий день их привели к императору, перед которым они еще раз открыто отказались исполнять то, что им было велено. Юлиан был в ярости и велел мучить воинов. Их казнили ночью - тайно, чтобы никого не вдохновлять их примером.

Преподобный Максим Исповедник (580 –662) - знаменитый монах, богослов и философ родился в Константинополе. Святой тщательно изучал догматическое богословие знаменитых отцов Церкви, в частности учение о Христе. Когда на территории империи вспыхнуло новое еретическое движение - монофелитство, представители которого утверждали, что во Христе была только одна, божественная, воля, единственным, кто выступил против него, стал преподобный Максим. За открытую оппозицию «официальному» богословию (которому следовал Константинопольский Патриарх Павел II), святой предстал перед судом, на котором был объявлен еретиком и после избиения был отправлен в ссылку на территорию современной Грузии. Здесь через четыре года преподобный Максим скончался. Но после его смерти ересь монофелитства была осуждена - во многом благодаря трудам святого.

Преподобный Максим Грек (1470 1556) - родился в Греции. Получив прекрасное светское образование, святой стал монахом на Горе Афон, откуда по запросу царя Василия III прибыл в Москву для осуществления перевода духовных книг. Преподобный, видя болезни общественной и духовной жизни на Руси, выступил с их открытой критикой. Между ним и царем произошел личный конфликт, и монах на Соборе 1525 года был приговорен к заточению в Иосифо-Волоцкий монастырь. Долгие годы Максим провел в темнице в крайне суровых условиях. Скончался преподобный в Троице-Сергиевом монастыре, куда был переведен в конце жизни. Канонизация его состоялась только в 1988 году.

  • Преподобный Максим, находясь на Горе Афон, долгое время не заводил постоянного жилища. Он строил себе хижину из веток, а затем сжигал ее и переходил на другое место. Потому и получил от братии прозвище Кавсокаливит - «сжигающий хижины».
  • Имя Максим было популярно среди простых сословий в России в XIX веке. Женская версия имени - Максима - распространена в странах Западной Европы, особенно в Нидерландах.
  • Во время суда над Максимом Исповедником обвинители спросили святого, что он будет делать если вся Церковь примет богословскую точку зрения Константинопольского Патриарха. Богослов ответил: «Если вся вселенная начнет причащаться с Патриархом, я не причащусь с ним. Дух Святой анафематствовал через апостолов даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое проповеди» (ред. – Священного Писания).
  • Во время своего заточения в Иосифо-Волоцком монастыре преподобный Максим Грек написал углем на стене своей темницы канон Святому Духу.
  • Преподобный Максим Грек слушал лекции в университетах Болоньи, Падуи, Милана, в парижской Сорбонне. Святой в совершенстве знал древнегреческий, латынь, французский и итальянский языки.

Пре-по-доб-ный Мак-сим Ис-по-вед-ник ро-дил-ся в Кон-стан-ти-но-по-ле око-ло 580 го-да и вы-рос в бла-го-че-сти-вой хри-сти-ан-ской се-мье. В юно-сти он по-лу-чил раз-но-сто-рон-нее об-ра-зо-ва-ние: изу-чил фило-со-фию, грам-ма-ти-ку, ри-то-ри-ку, был на-чи-тан в древ-них ав-то-рах и в со-вер-шен-стве вла-дел бо-го-слов-ской диа-лек-ти-кой. Ко-гда пре-по-доб-ный Мак-сим по-сту-пил на го-судар-ствен-ную служ-бу, зна-ния и доб-ро-со-вест-ность поз-во-ли-ли ему стать пер-вым сек-ре-та-рем им-пе-ра-то-ра Ирак-лия (611-641). Но при-двор-ная жизнь тя-го-ти-ла его, и он уда-лил-ся в Хри-со-поль-скую оби-тель (на про-ти-во-по-лож-ном бе-ре-гу Бос-фо-ра - ныне Ску-та-ри), где при-нял ино-че-ский по-стриг. Сво-им сми-рен-но-муд-ри-ем он вско-ре при-об-рел лю-бовь бра-тии и был из-бран игу-ме-ном мо-на-сты-ря, но и в этом сане по сво-ей необык-но-вен-ной скром-но-сти он, по соб-ствен-ным его сло-вам, "оста-вал-ся про-стым мо-на-хом". В 633 го-ду по прось-бе од-но-го бо-го-сло-ва, бу-ду-ще-го свя-ти-те-ля Иеру-са-лим-ско-го пат-ри-ар-ха (па-мять 11 мар-та), пре-по-доб-ный Мак-сим оста-вил оби-тель и уехал в Алек-сан-дрию.

Свя-той Со-фро-ний стал из-ве-стен к то-му вре-ме-ни как непри-ми-ри-мый про-тив-ник мо-но-фе-лит-ской ере-си. По-сле то-го, как IV Все-лен-ский Со-бор (451 г.) осу-дил мо-но-фи-зи-тов, ис-по-ве-до-вав-ших од-ну (Бо-же-ствен-ную) при-ро-ду в Гос-по-де Иису-се Хри-сте, ере-ти-ка-ми-мо-но-фе-ли-та-ми бы-ло вве-де-но по-ня-тие еди-ной Бо-же-ствен-ной во-ли и еди-но-го (Бо-же-ствен-но-го) дей-ство-ва-ния, что при-во-ди-ло к при-зна-нию от-верг-ну-то-го мо-но-фи-зит-ско-го лже-уче-ния. Мо-но-фе-лит-ство на-шло мно-го-чис-лен-ных сто-рон-ни-ков в Ар-ме-нии, Си-рии, Егип-те. Ересь, уси-ли-ва-е-мая на-цио-наль-ной враж-дой, ста-ла се-рьез-ной угро-зой цер-ков-но-му един-ству Во-сто-ка. Борь-ба Пра-во-сла-вия с ере-ся-ми осо-бен-но ослож-ни-лась тем, что к 630 го-ду три пат-ри-ар-ших пре-сто-ла на пра-во-слав-ном Во-сто-ке ока-за-лись за-ня-ты-ми мо-но-фи-зи-та-ми: Кон-стан-ти-но-поль-ский - Сер-ги-ем, Ан-тио-хий-ский - Афа-на-си-ем, Алек-сан-дрий-ский - Ки-ром.

Путь пре-по-доб-но-го Мак-си-ма из Кон-стан-ти-но-по-ля в Алек-сан-дрию ле-жал через Крит, где и на-ча-лась его про-по-вед-ни-че-ская де-я-тель-ность. Там он столк-нул-ся с епи-ско-па-том, при-дер-жи-вав-шим-ся ере-ти-че-ских взгля-дов Се-ве-ра и Несто-рия. В Алек-сан-дрии и ее окрест-но-стях пре-по-доб-ный про-вел око-ло 6 лет. В 638 го-ду им-пе-ра-тор Ирак-лий вме-сте с пат-ри-ар-хом Сер-ги-ем, стре-мясь умень-шить ве-ро-ис-по-вед-ные раз-но-гла-сия, из-дал указ, так на-зы-ва-е-мый "Эк-фе-сис" - "Из-ло-же-ние ве-ры", ко-то-рый окон-ча-тель-но по-веле-вал ис-по-ве-до-вать уче-ние об од-ной во-ле при двух при-ро-дах Спа-си-те-ля. За-щи-щая пра-во-сла-вие, пре-по-доб-ный Мак-сим об-ра-щал-ся к лю-дям раз-лич-ных зва-ний и со-сло-вий, и бе-се-ды эти име-ли успех. "Не толь-ко клир и все епи-ско-пы, но и на-род, и все мир-ские на-чаль-ни-ки ощу-ща-ли в се-бе ка-кое-то неодо-ли-мое вле-че-ние к нему", - сви-де-тель-ству-ет его жи-тие.

В кон-це 638 го-да умер пат-ри-арх Сер-гий, а в 641 го-ду - им-пе-ра-тор Ирак-лий. Им-пе-ра-тор-ский пре-стол за-нял же-сто-кий и гру-бый Кон-станс II (642-668), от-кро-вен-ный сто-рон-ник мо-но-фе-ли-тов. Уси-ли-лись на-пад-ки ере-ти-ков на пра-во-сла-вие. Пре-по-доб-ный Мак-сим ушел в Кар-фа-ген и про-по-ве-до-вал в нем и окрест-но-стях еще 5 лет. Ко-гда ту-да при-был пре-ем-ник пат-ри-ар-ха Сер-гия пат-ри-арх Пирр, по-ки-нув-ший Кон-стан-ти-но-поль из-за при-двор-ных ин-триг, по убеж-де-ни-ям мо-но-фе-лит, меж-ду ним и пре-по-доб-ным Мак-си-мом в июне 645 го-да про-изо-шел от-кры-тый дис-пут, на ко-то-ром Пирр все-на-род-но при-знал свои за-блуж-де-ния и по-же-лал да-же вру-чить па-пе Фе-о-до-ру пись-мен-ное от-ре-че-ние от них. Пре-по-доб-ный Мак-сим вме-сте с Пир-ром от-пра-ви-лись в Рим, где па-па Фе-о-дор при-нял по-ка-я-ние быв-ше-го пат-ри-ар-ха и вос-ста-но-вил его в сане.

В 647 го-ду пре-по-доб-ный Мак-сим вер-нул-ся в Аф-ри-ку. Там на со-бо-рах епи-ско-пов мо-но-фе-лит-ство осуж-да-лось как ересь. В 648 г. вме-сто "Эк-фе-си-са" вы-шел но-вый указ, со-став-лен-ный по по-ру-че-нию Кон-стан-ти-на Кон-стан-ти-но-поль-ским пат-ри-ар-хом Пав-лом - "Ти-пос" - "Об-ра-зец ве-ры", ко-то-рый за-пре-щал вся-кие рас-суж-де-ния рав-но как об од-ной во-ле, так и о двух во-лях при при-зна-нии двух при-род Гос-по-да Иису-са Хри-ста. То-гда пре-по-доб-ный Мак-сим об-ра-тил-ся к сме-нив-ше-му па-пу Фе-о-до-ра рим-ско-му па-пе Мар-ти-ну I (649-654) с прось-бой вы-не-сти во-прос о мо-но-фе-лит-стве на со-бор-ное об-суж-де-ние всей Церк-ви. В ок-тяб-ре 649 го-да был со-бран Ла-те-ран-ский Со-бор, на ко-то-ром при-сут-ство-ва-ло 150 за-пад-ных епи-ско-пов и 37 пред-ста-ви-те-лей пра-во-слав-но-го Во-сто-ка, сре-ди ко-то-рых на-хо-дил-ся и пре-по-доб-ный Мак-сим Ис-по-вед-ник. Со-бор осу-дил мо-но-фе-лит-ство, а его за-щит-ни-ки, Кон-стан-ти-но-поль-ские пат-ри-ар-хи Сер-гий, Па-вел и Пирр, бы-ли пре-да-ны ана-фе-ме.

Ко-гда Кон-станс II по-лу-чил опре-де-ле-ние Со-бо-ра, он при-ка-зал схва-тить и па-пу Мар-ти-на, и пре-по-доб-но-го Мак-си-ма. Этот при-каз был вы-пол-нен через пять лет, в 654 го-ду. Пре-по-доб-но-го Мак-си-ма об-ви-ни-ли в из-мене оте-че-ству и за-клю-чи-ли в тюрь-му. В 656 го-ду он был со-слан во Фра-кию, а за-тем сно-ва при-ве-зен в кон-стан-ти-но-поль-скую тюрь-му. Пре-по-доб-но-го вме-сте с дву-мя его уче-ни-ка-ми под-верг-ли же-сто-чай-шим пыт-кам: каж-до-му от-ре-за-ли язык и усек-ли пра-вую ру-ку. За-тем их со-сла-ли в Кол-хи-ду. Но тут Гос-подь явил неиз-ре-чен-ное чу-до: все они об-ре-ли спо-соб-ность го-во-рить и пи-сать. Пре-по-доб-ный Мак-сим пред-ска-зал свою кон-чи-ну († 13 ав-гу-ста 662 го-да). В гре-че-ских про-ло-гах 13 ав-гу-ста ука-зы-ва-ет-ся пе-ре-не-се-ние его мо-щей в Кон-стан-ти-но-поль; оно мог-ло быть при-уро-че-но к кон-чине пре-по-доб-но-го. Воз-мож-но, что уста-нов-ле-ние па-мя-ти на 21 ян-ва-ря свя-за-но с тем, что 13 ав-гу-ста празд-ну-ет-ся от-да-ние празд-ни-ка Пре-об-ра-же-ния Гос-под-ня. Над мо-ги-лой пре-по-доб-но-го Мак-си-ма но-ча-ми воз-жи-га-лись три чу-дес-но яв-лен-ных све-тиль-ни-ка и со-вер-ша-лось мно-же-ство ис-це-ле-ний.

Пре-по-доб-ный Мак-сим Ис-по-вед-ник оста-вил Церк-ви боль-шое бо-го-слов-ское на-сле-дие. Его эк-зе-ге-ти-че-ские тру-ды со-дер-жат объ-яс-не-ния труд-ных мест из Свя-щен-но-го Пи-са-ния, тол-ко-ва-ния мо-лит-вы Гос-под-ней и 59-го псал-ма, схо-лии к со-чи-не-ни-ям свя-щен-но-му-че-ни-ка († 96; па-мять 3 ок-тяб-ря) и свя-ти-те-ля († 389, па-мять 25 ян-ва-ря). К эк-зе-ге-ти-ке от-но-сит-ся так-же объ-яс-не-ние бо-го-слу-же-ния, оза-глав-лен-ное "Ми-с-та-го-гия" ("Вве-де-ние о та-ин-стве").

К дог-ма-ти-че-ским тру-дам пре-по-доб-но-го от-но-сят-ся: из-ло-же-ние его дис-пу-та с Пир-ром, несколь-ко трак-та-тов и пись-ма к раз-ным ли-цам. В них со-дер-жит-ся из-ло-же-ние пра-во-слав-но-го уче-ния о Бо-же-ствен-ной сущ-но-сти и ипо-ста-си, о Бо-го-во-пло-ще-нии и об обо-же-нии че-ло-ве-че-ской при-ро-ды.

"Ни-что в обо-же-нии не есть про-из-ве-де-ние при-ро-ды, - пи-сал пре-по-доб-ный Мак-сим в пись-ме к сво-е-му дру-гу Фа-лас-сию, - ибо при-ро-да не мо-жет по-нять Бо-га. Един-ствен-но лишь ми-лость Бо-жья об-ла-да-ет спо-соб-но-стью да-вать обо-же-ние су-ще-ствам... Че-ло-век (об-раз Бо-жий) в обо-же-нии упо-доб-ля-ет-ся Бо-гу, он ра-ду-ет-ся изоби-лию все-го, что при-над-ле-жит ему по при-ро-де, по-то-му что бла-го-дать Ду-ха тор-же-ству-ет в нем и по-то-му что Бог дей-ству-ет в нем" (пись-мо 22). Пре-по-доб-но-му Мак-си-му при-над-ле-жат и ан-тро-по-ло-ги-че-ские тру-ды. Он рас-смат-ри-ва-ет при-ро-ду ду-ши и ее со-зна-тель-но-лич-ное су-ще-ство-ва-ние по-сле смер-ти че-ло-ве-ка. Сре-ди нрав-ствен-ных со-чи-не-ний осо-бен-но важ-ны "Гла-вы о люб-ви". Пре-по-доб-ный Мак-сим на-пи-сал так-же три гим-на в луч-ших тра-ди-ци-ях цер-ков-ной гим-но-гра-фии, ве-ду-щих на-ча-ло от свя-ти-те-ля Гри-го-рия Бо-го-сло-ва.

Бо-го-сло-вие пре-по-доб-но-го Мак-си-ма Ис-по-вед-ни-ка, ос-но-ван-ное на ду-хов-ном опыт-ном зна-нии ве-ли-ких от-цов-пу-стын-ни-ков, ис-поль-зу-ю-щее ис-кус-ство диа-лек-ти-ки, вы-ра-бо-тан-ное до-хри-сти-ан-ской фило-со-фи-ей, бы-ло про-дол-же-но и раз-ви-то в тру-дах пре-по-доб-но-го († 1021; па-мять 12 мар-та) и свя-ти-те-ля († ок. 1360; па-мять 14 но-яб-ря).

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь преподобному Максиму Исповеднику

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ вселе́нныя свети́льниче,/ мона́шествующих богодухнове́нное удобре́ние,/ Макси́ме прему́дре,/ уче́ньми твои́ми вся просвети́л еси́, цевни́це духо́вная.// Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Православия наставник, учитель и чистоты, светильник вселенной, архиереев украшение, Максим премудрый, учениями твоими ты всех просветил, лира духовная; моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Максиму Исповеднику

Свет трисия́нный, все́льшийся в ду́шу твою́,/ сосу́д избра́н показа́ тя, всеблаже́нне, явля́юща Боже́ственная конце́м,/ неудобопости́жных разуме́ний ты сказу́яй, блаже́нне,/ и Тро́ицу всем, Макси́ме, возпропове́дуяй я́сно,// Пресу́щную, Безнача́льну.

Перевод: Свет Трисиянный, вселившийся в душу твою, явил тебя, всеблаженный, избранным сосудом: ты открываешь Божественное концам земли, непостижимое для разума излагая, Максим , и всем провозглашая ясно, Сверхсущественную, Безначальную.

Ин кондак преподобному Максиму Исповеднику

Тро́ицы рачи́теля и вели́каго Макси́ма,/ науча́юща я́сно ве́ре Боже́ственней,/ е́же сла́вити Христа́, во дву́ естества́х, во́лях же и де́йствах су́ща,/ в пе́снех досто́йных, ве́рнии, почти́м, взыва́юще:// ра́дуйся пропове́дниче ве́ры.

Перевод: Троицы ревнителя великого Максима, научающего ясно вере Божественной, которая состоит в прославлении Христа в двух природах, волях и действиях, достойными молитвенными песнопениями, верующие, почтим, взывая: «Радуйся проповедник веры».

Величание преподобному Максиму Исповеднику

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Макси́ме,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Молитва преподобному Максиму Исповеднику

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Макси́ме! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упа́сл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Канон святому преподобному Максиму Исповеднику

Пе́снь 1

Ирмо́с: Пои́м Го́сподеви, прове́дшему лю́ди Своя́ сквозе́ Чермно́е мо́ре, я́ко Еди́н сла́вно просла́вися.

Припев: Преподо́бне о́тче Макси́ме, моли́ Бо́га о на́с.

Всю́ мне́ богодухнове́нную от медото́чнаго и сла́дкаго твоего́ иска́пай язы́ка, боже́ственный Макси́ме, благода́ть Ду́ха.

Огнь горя́щь яви́лся еси́ на е́реси, блаже́нне: я́ко бо тро́стие, сия́ изнури́л еси́ ре́вностию Ду́ха.

Безслове́сное предложи́ся от злочести́вейшаго произволе́ния единово́льное уче́ние, словесы́ же твои́ми, о́тче, обличи́ся.

Богоро́дичен: Ве́сь жела́ние, из утро́бы Твоея́, Богоневе́сто, благоизво́ливый роди́тися, и Сла́дость е́сть, и Све́т незаходи́мый.

Пе́снь 3

Ирмо́с: Ты́ еси́ утвержде́ние притека́ющих к Тебе́, Го́споди, Ты́ еси́ све́т омраче́нных, и пое́т Тя́ ду́х мо́й.

Велича́йший Макси́м, благочести́выя Христо́вы ве́ры всеи́стинно пропове́дник же и му́ченик показа́ся кро́вию.

Макси́ме блаже́нне, ты́ поще́нием бы́л еси́ боголе́пное любому́дрия и чи́стое жили́ще.

Излия́ язы́к тво́й реку́ Христо́вых уче́ний благоче́стне, Макси́ме всеблаже́нне, прему́дрости пита́тель.

Богоро́дичен: Да стезю́, Влады́ко, ко святы́ни веду́щую, пока́жеши на́м, во утро́бу всесвяту́ю всели́лся еси́.

Конда́к, гла́с 8

Тро́ицы рачи́теля и вели́каго Макси́ма, науча́юща я́сно ве́ре Боже́ственней, е́же сла́вити Христа́, во дву́ естества́х, во́лях же и де́йствах су́ща, в пе́снех досто́йных, ве́рнии, почти́м, взыва́юще: ра́дуйся, пропове́дниче ве́ры.

Седа́лен, гла́с 5

Гоне́ния претерпе́в за ве́ру, отгна́л еси́, о́тче, вся́ку е́ресь, отсе́чен же с руко́ю язы́к, Макси́ме, испове́дания благоле́пный от руки́ Творца́ прия́л еси́ вене́ц, блаже́нне. Его́же ны́не непреста́нно моли́ поми́ловатися душа́м на́шим.

Богоро́дичен: По Бо́зе в Тво́й, Богоро́дице, прибе́г смире́нный покро́в боже́ственный, припа́дая, молю́ся: поми́луй, Пречи́стая, я́ко превзыдо́ша главу́ мою́ греси́, и бою́ся, Влады́чице, му́к, и трепе́щу. Моле́ние сотвори́, Чи́стая, к Сы́ну Твоему́ от си́х изба́вити мя́.

Крестобогоро́дичен: Из Безнача́льнаго Отца́ рожде́ннаго, напосле́док Тя́ пло́тию Ро́ждшая, на Кресте́ ви́сяща зря́щи, Христе́, — увы́ Мне́, любе́знейший Иису́се! — вопия́ше, — ка́ко сла́вимый я́ко Бо́г от а́нгел, от беззако́нных ны́не челове́ков, Сы́не, хотя́, распина́ешися? Пою́ Тя́, Долготерпели́ве.

Пе́снь 4

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ та́инство, разуме́х дела́ Твоя́ и просла́вих Твое́ Божество́.

Земноро́дных тя́ почита́ют, и небе́сных чи́ни чудя́тся, любо́вию бо му́дрости показа́лся еси́, о́тче, я́ко безпло́тен.

Су́ров у́бо мучи́тель, но терпе́ние твое́ непрекло́нно, те́м ты́ у́бо ублажи́лся еси́, вселука́вый же изве́ржеся.

Состра́ждет тебе́, Макси́ме, ученико́в дво́ица преблаже́нная, твои́м страда́нием приобщи́вшеся, те́мже и по́честей ра́вно получи́ша.

Тече́нием твоея́ кро́ве напая́ема, Це́рковь Христо́ва прозяба́ет оте́ческаго преда́ния Боже́ственное се́мя твои́м уче́нием, преподо́бне.

Богоро́дичен: Изба́вльшеся Рождество́м Твои́м грехо́внаго до́лга, Всенепоро́чная, ра́достное пе́ние возсыла́ем Тебе́, Богоневе́сто.

Пе́снь 5

Ирмо́с: У́тренююще, вопие́м Ти́: Го́споди, спаси́ ны, Ты́ бо еси́ Бо́г на́ш, ра́зве Тебе́, ино́го не ве́мы.

Ра́зум земноро́дных собра́в и небе́сных, впра́вду филосо́ф имену́ется Макси́м.

Прему́дрости безме́рным жела́нием Христа́ твоего́ подо́бник изря́днейший яви́лся еси́, сла́вный Макси́ме.

Гне́вом изгна́н бы́л еси́ мучи́теля, обре́л же еси́, блаже́нне, Иису́са утеше́ние.

Богоро́дичен: Тя́ Богоро́дицу неве́дущии, Богома́ти, Све́та да не у́зрят, ро́ждшагося из Тебе́, Пречи́стая.

Пе́снь 6

Ирмо́с: Ри́зу мне́ пода́ждь све́тлу, одея́йся све́том, я́ко ри́зою, многоми́лостиве Христе́ Бо́же на́ш.

Непреста́нно прино́сиши Бо́гу, богому́дре, мольбу́, душе́вных же и теле́сных страсте́й и тле́ния мя́ изба́вити.

Изсуши́ся ересе́й исто́чник му́тный ве́сь, сла́вне Макси́ме, загражда́емь шу́мом язы́ка твоего́.

Очи́сти мя́, Еди́не Бла́же, и исто́чник благода́ти, Христе́, се́рдцу моему́ Твоего́ преподо́бнаго моли́твами источи́.

Богоро́дичен: Красне́йший па́че все́х челове́к Сы́н Тво́й, Всечи́стая, добро́тою Божества́, а́ще и пло́ть на́с ра́ди бы́сть.

Конда́к, гла́с 6

Све́т Трисия́нный, все́льшийся в ду́шу твою́, сосу́д избра́н показа́ тя, всеблаже́нне, явля́юща Боже́ственная конце́м, неудобопости́жных разуме́ний ты́ сказу́яй, блаже́нне, и Тро́ицу все́м, Макси́ме, возпропове́дуяй я́сно, Пресу́щную, Безнача́льную.

И́кос:

Подража́тель яви́вся Спа́совых страсте́й и Того́ в души́ твое́й име́я, всеблаже́нне, восхожде́ния в се́рдцы твое́м возложи́л еси́, пребога́те. То́й же тебе́ подаде́ благода́ть с небесе́, сопроти́вил бо ся еси́ мучи́телем, му́дре, му́жески, Безнача́льную, и Боже́ственную, и Единосу́щную Тро́ицу пропове́дуя и облича́я злосла́вныя и богобо́рныя. Безчи́сленныя претерпе́л еси́ напа́сти, всехва́льне, язы́ка отре́зание богосло́внаго, преподо́бне, и твоея́ руки́ вку́пе. Не преста́л же еси́ ты́, со дерзнове́нием глаго́ля и утвержда́я ве́рныя боже́ственными твои́ми уче́нии, Тро́ицу все́м лю́дем пропове́дуя я́сно, Пресу́щную, Безнача́льную.

Пе́снь 7

Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше, о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.

Еди́но естество́ Тро́ицы, еди́но хоте́ние ре́кл еси́, еди́но де́йство, Бо́га же, вопло́щшагося во двою́ естеству́, хоте́нию же и де́йству пропове́дал еси́. Отце́в на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Не во́ли две́ разделя́емыя ра́зума проти́вностию, ка́чеством же па́че пропове́дал еси́, о́тче, есте́ственным ра́знствующия. Отце́в на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Сто́лп правосла́вия боже́ственная твоя́ словеса́, о́тче, держа́ще, Еди́наго от Тро́ицы во дву́х существа́х и во́лях почита́ем. Отце́в на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: Ю́наго нося́щи Младе́нца, пре́жде все́х веко́в Бо́га, Всенепоро́чная, из Тебе́ вопло́щшагося, не преста́й моля́щи спасти́ пою́щия: отце́в на́ших Бо́же, благослове́н еси́.

Пе́снь 8

Ирмо́с: Победи́тели мучи́теля и пла́мене благода́тию Твое́ю бы́вше, за́поведем Твои́м зело́ прилежа́ще, о́троцы вопия́ху: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Весьма́ возлюби́в Превозлюби́вшаго ро́д челове́ческий, кре́ст Тво́й взя́л еси́ и Тому́, блаже́нне, сраспя́лся еси́, — благослови́те, — поя́, — дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Устрани́вся вся́кия сла́сти, блаже́нне, смертоно́сныя, тебе́ соде́лал еси́ всего́ нескве́рно зерца́ло боже́ственное, поя́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Живоно́сну зарю́ от Еди́наго Божества́ Триипоста́снаго прие́м, яви́лся еси́ су́щим во тме́ со́лнце заблу́ждшим, — благослови́те, — поя́, — вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Богоро́дичен: Жи́зни Тя́ Ма́терь и Бо́га Роди́тельницу позна́вше, правосла́вною ве́рою вси́ блажи́м, Богороди́тельнице, благосло́вяще ку́пно Рождество́ Твое́, Чи́стая, и превознося́ще во ве́ки.

Пе́снь 9

Ирмо́с: Проявле́нное на горе́ законополо́жнику во огни́ и купине́, Рождество́ Присноде́вы, в на́ше ве́рных спасе́ние, пе́сньми немо́лчными велича́ем.

Еще́ твоя́, я́ко А́велева, кро́вь и во ве́ки богодохнове́нныя догма́ты гла́сом я́сным Христо́ве Це́ркви пропове́дует, Макси́ме всеблаже́нне и превели́кий.

Отсече́ся рука́, пи́шет же боже́ственным пе́рстом, я́ко тро́стию и черни́лом, отре́занным язы́ком и твое́ю кро́вию честно́ю ве́ру в сердца́х правосла́вную.

Ста́л еси́ пред престо́лом Боже́ственным с му́ченики, и́хже ре́вности и ве́ры приобщи́лся еси́, о́тче, и на́с усво́й Влады́це и твоя́ подража́тели соде́лай.

Богоро́дичен: Ты́ еси́, Богоро́дице, ору́жие на́ше и стена́, Ты́ еси́ заступле́ние к Тебе́ прибега́ющих, Тя́ и ны́не на моли́тву предлага́ем, да изба́вимся от враго́в на́ших.

Свети́лен

Труба́ яви́лся еси́ прему́дрости, благогла́сным язы́ком твои́м проти́вных ужаса́я полки́, Макси́ме, све́т мона́шествующих, те́мже, твои́ми пита́ющеся словесы́, ра́зум познава́ем су́щих.

Богоро́дичен: Све́т мы́сленнаго весе́лия возсия́ла еси́ в ми́ре, Богороди́тельнице Де́во, Изба́вителя и Влады́ку, те́мже помоли́ся души́ моея́ зе́ницы просвети́ти све́том све́тлости Боже́ственныя.