Лиственные и хвойные деревья. Подготовьте сообщение на тему «Лиственница — необычное хвойное дерево » Сообщение по биологии на тему лиственница

Задать вопрос
Войти
34Исаев ВалерийБиология13 июля 10:02
Подготовьте сообщение на тему «Лиственница - необычное хвойное дерево ».

Ответ или решение1


себя маленьким и хрупким.

Если для произрастания лиственницы будут сложены благоприятные условия, то дерево вырастает до 50 метров в высоту. Ствол такого огромного дерева достигает в диаметре одного метра. У молодых деревьев форма кроны напоминает конус. У взрослых деревьев крона более рыхлая, она вся просвечивается, чтобы лучи солнца могли свободно проникать сквозь нее.

Плодоносит лиственница шишками красноватого цвета. Внутри каждой шишки вызревают семена, причем всхожесть их чрезвычайно низкая. Обильное плодоношение повторяется каждые 7 лет. Семена вызревают очень долго.

Лиственница хвойное дерево относится к семейству сосновых. Этот вид деревьев довольно популярен и растут они преимущественно в северной части России. Возраст лиственницы составляет 300-400 лет. хотя встречаются отдельные экземпляры, возраст которых превысит 800 лет. Из собственного опыта можно сказать, что дерево очень статное и величественное. Рядом со взрослой лиственницей ощущаешь
себя маленьким и хрупким.

Если для произрастания лиственницы будут сложены благоприятные условия, то дерево вырастает до 50 метров в высоту. Ствол такого огромного дерева достигает в диаметре одного метра. У молодых деревьев форма кроны напоминает конус. У взрослых деревьев крона более рыхлая, она вся просвечивается, чтобы лучи солнца могли свободно проникать сквозь нее.

Плодоносит лиственница шишками красноватого цвета. Внутри каждой шишки вызревают семена, причем всхожесть их чрезвычайно низкая. Обильное плодоношение повторяется каждые 7 лет. Семена вызревают очень долго.

Лиственница спокойно переносит низкие температуры, в условиях крайнего севера дерево выдерживает температуру до -60 градусов. А вот сильный ветер дерево может не перенести. Поскольку у дерева поверхностная корневая система, то ветроломы могут быть губительны для лиственницы.

«Урок Круговорот воды в природе» - А без воды не проживёт и нескольких суток. Водой заполнены ручьи, реки, озёра, моря, океаны. Государство создаёт заповедники, заказники, используют очистные сооружения. Общее количество воды на Земле не уменьшается. Вода в природе существует в трёх состояниях: Жидком, твёрдом, газообразном. Вода занимает? поверхности земного шара.

«Искусственные водоёмы» - Имени Москвы; Волго-Балтийский; Беломорско-Балтийский; Волго-Донской; Обращение Президента Российской Федерации. Цели урока: Тема урока: Пруд – небольшой искусственный водоём. Загрязнение стоковыми водами. Поместите капельку на ступеньку понимания изученного на уроке материала. Последствия создания водохранилища.

«Формы рельефа» - Разработано учителем ср.школы № 237 Самариной Ю.К. Плоские. Внутренние силы. Горы. Основные формы рельефа Земли. Низкие до 1000 м. Высокие более 2000 м. Внутренние силы – создают неровности земной поверхности. Выветривание Ветер Ледники Текучая вода Морской прибой. Внешние силы - выравнивают неровности земной поверхности.

«Зона степей 4 класс» - Семьянская Анна Владимировна (учитель начальных классов). Рассказ ботаника. Хозяин лесной Просыпается весной. Закрепление изученного материала. Проверка знаний. Рассказ с экологической точки зрения. Цепи питания, сложившиеся в степи. Рассказ зоолога. Работа над новой темой. Хомяки, растения, степная гадюка.

«Ледяные пустыни» - Арктика и Антарктика. Камнеломка. Арктика. Большую часть Антарктики занимает мате - рик Антарктида. Различают песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые пустыни. Выполнила: Баранова Елена Учащаяся лицея № 62, 3 «Г» класс. Зимой температура снижается до?55, ?60 °C, Летом средняя температура 0 °C.

«Свойства полезных ископаемых» - Наиболее известные полезные ископаемые: Использование: дороги, стекло. Основные свойства: в виде крупинок, сыпучий. 2. Каменный уголь. Использование: кирпич, посуда. 4. Основные свойства: очень мелкая взвесь бурого, желтого, белого цвета. Использование: керосин, бензин, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт.

Всего в теме 29 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лиственница -это загадочное дерево Работу выполнила: ученица 1 «а» класса Сахно Кира руководитель работы: учитель начальных классов Честикова Ирина Сергеевна Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Мураши

Введение В первом классе на одном из уроков окружающего мира мы изучали хвойные и лиственный деревья. В рабочей тетради по названию мы определяли хвойные и лиственные деревья. Меня заинтересовало такое дерево, как лиственница: я думала, что это лиственное дерево, а оказалось – хвойное. Я поставила перед собой вопрос: почему лиственница называется лиственницей?

Цель: Выяснить особенности дерева лиственницы. Задачи: Узнать по литературным источникам об особенностях лиственницы, её применении, условиях произрастания. Сравнить лиственницу с лиственными и хвойными деревьями. Провести исследование хвои лиственницы. Проанализировать результаты, сформулировать выводы.

Гипотеза Предположим, что лиственница – это лиственное дерево.

Условия произрастания лиственницы Лиственница – одна из самых распространённых пород хвойных деревьев. Лиственницы могут вырастать до 50 м в высоту. Живут они 300–450 лет, хотя встречаются и 800-летние деревья. Распространены они в холодных областях Северного полушария. В Сибири и на Дальнем Востоке России лиственничные леса занимают огромные площади. Лиственница выдерживает температуру до –65 ºС. Она даже была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как «самое морозоустойчивое дерево»!

Применение Благодаря прочности и долговечности лиственничная древесина широко используется - от строительных работ до химической промышленности. Ценное лекарственное растение, обладает хорошо выраженными лечебными свойствами: антимикробным, противовирусным, успокаивающим.

Респондент Назначение Мама «От кашля» -отвар из молодых побегов лиственницы. Бабушка «При гнойных ранах»-настой из молодой хвои. Папа «При зубной боли, ангине»- смола. Тетя «При варикозе»-компресс из свежей хвои. Дедушка «При диареи»-настой из коры дерева. Лечебные свойства

Сравнение лиственницы с хвойными и лиственными деревьями План Береза Сосна Лиственница Название листа ЛИСТ ХВОЯ ХВОЯ Сброс листвы Осенью сбрасывает Не сбрасывает круглый год Осенью сбрасывает Наличие смолы Отсутствует Наличие смолы Наличие смолы Размножение Плод с семенами Шишка с семенами Шишка с семенами Применение в строительстве Для строительства не подходит В строительстве В строительстве

Вывод По сравнительной характеристике мы видим, что у лиственницы больше совпадений с хвойным деревом. С лиственным деревом одно совпадение – сброс листвы осенью. Значит лиственница – это хвойное дерево, которое сбрасывает хвою осенью.

Экспериментальная часть

Сравнение длины хвоинок

Количество хвоинок в пучке

Сравнение мягкости хвоинок

СОСНА ЕЛЬ ЛИСТВЕННИЦА Длина хвоинок 6-7см 1-2см 3-4см Мягкость очень жесткая жесткая мягкая Количество хвоинок в пучке 2 1 20 Изучение хвои

Вывод Узнали об условиях произрастания лиственницы по литературным источникам Изучили лечебные свойства лиственницы Определили сходство и различие лиственницы с хвойными и лиственными деревьями Провели наблюдения за хвоинками разных хвойных пород деревьев.

«Итак, лиственница, если это дерево хвойное, то почему «лиственница»? Причём тут листья?». В отличие от других хвойных пород лиственница на зиму сбрасывает хвою, так же, как лиственные деревья теряют листья. Отсюда и название. Наша гипотеза не подтвердилась. Лиственница – это хвойное дерево.

И все - таки: Почему лиственница сбрасывает хвою? Ответ: Чтоб не замерзать зимой, потому что растет в суровых условиях.Когда она сбрасывает хвоинки, избавляется от лишней влаги, которая зимой «холодит»

В своей работе я использовала книги: «Книга о деревьях»(Ивченко И.С) «Лиственный лес»(Скребцова М) «Расскажите детям о деревьях» (Виктор Мороз) «Деревья» (Ирина Токмакова) «Большая книга о лесах и деревьях» (Рене Меттле)


2. Класс: 3 «В»

3 Дата:10.10.15

4.Тема урока: «Лиственница»

5 . Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли хвойных деревьев (лиственница) в жизни

Человека,ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине людей

6.Образовательные ресурсы: ПК учителя, медиапроектор,текст, раздаточный материал

Название этапа

Форма работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация учебной деят-ти

Включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой на работу.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

Слайд №1

Мотивирует обучающихся к учебной деятельности, контролирует готовность к уроку.

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.

- Регулятивные:

контроль

- Личностные:

самоопределение к деятельности

-Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний. Постановка целей урока

Формулирование цели, задач и темы урока.

Работа в парах.

Это дом. Огромный дом.

Места всем хватает в нём.

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку.

О каком доме идёт речь стихотворении?

Какова тема нашего урока?Учитель: а я расскажу вам легенду, чтобы уточнить тему урока

«Однажды стая птиц совершала свой перелет в теплые края. Одна из птиц отстала от стаи, так как у нее было сломано крыло. Раненная птица порхала от дерева к дереву, ища убежища от холода. Береза, качавшаяся на ветру, не обратила внимания на мольбы птицы. Так же поступила и ива, печалившаяся о каком-то своем тайном горе, склонившись над ручьем. И устремленный вверх гордый дуб не снизошел до маленькой птички у своего подножья. Наконец птица достигла ели, которая любезно приняла ее. Рядом простерла свои ветви сосна, чтобы еще лучше укрыть птицу от подступающего холода, а можжевельник предложил птице горсть своих ягод. Лесной дух разгневался на гордые деревья и заставил их заплатить за свою жестокость. Когда вслед за первыми морозами подул ветер, он содрал с березы, ивы и дуба все их листья. С тех пор они всегда обречены, страдать от зимних морозов, в то время как милосердные деревья вечно сохраняют свое зеленое убранство».

О каких деревьях будем говорить?(О хвойных деревьях)

Создаёт проблемную ситуацию, ситуацию познавательных противоречий, побуждает учащихся к принятию темы и цели урока.

Принимают проблемную ситуацию, вступают в дискуссию, озвучивают тему и цель урока, формулируют свои вопросы.

- Регулятивные:

целеполагание, прогнозирование

- Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем

- Познавательные:

анализировать, доказывать

3.Проблемное объяснение урока

Наблюдение, постановка опыта, самостоятельная работа, коллективная форма работы.

На какие вопросы о хвойных деревьях нам надо ответить?

*представители хвойных(сосна, ель кедр, лиственница)

*где растёт то дерево, которое нас интересует(на севере, высоко в горах, в тайге)

*какую пользу приносят(в медицине,в строительстве)

*что интересного узнаем(морозостойкое,не гниёт, а окаменевает, символ России)

Какое дерево представляет интерес?

-(У детей на столах текст).

Организует повторение знаний, определяет типичные недостатки.

Демонстрируют знания, умения.

Познавательные:

Структурирование знаний,

Осознанное построение речевого высказывания в письменной форме

Коммуникативные:

Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные:

Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий

Личностные

развитие учебно – познавательной мотивации

4. Музыкальная физкультминутка для глаз

Слайды № 5, 6, 7.

5. Открытие нового знания

Частично – поисковая деятельность, работа коллективная

Что за диковенное дерево!»-таким восклицанием начинает рассказ Александр Солженицын свой рассказ о лесной красавице.И в самом деле, если говорить о ней, то придётся всё время начинать со слова «САМОЕ».

А теперь двигаем красную полоску и читаем по одной строке.

САМОЕ распространённое дерево в России

САМОЕ стойкое и выносливое

Убираем синюю полосу

САМОЕ северное и морозоустойчивое

САМОЕ прочное

Убираем зелёную полоску

САМОЕ необычное из всех хвойных Рисунок лиственницы

(вроде, хвойное, а листву сбрасывает)

Создаёт проблемную ситуацию, организует подводящий диалог, включает учащихся в работу побуждает к обсуждению текста

Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, включаются в подводящий диалог, следят за логикой рассуждения, работают в группах постоянного состава, открывают и фиксируют новое знание, вступают в диалог.

Познавательные:

Структурирование знаний, осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания, смысловое чтение

Регулятивные:

Планирование, коррекция, волевая саморегуляция

Личностные:

Самоопределение к деятельности, развитие учебно – познавательной мотивации

6. Физкульт минутка

Слайд № 9

7. Самостоятельная работа в группах

Дети разбиваются на группы «ботаники», «Исследователи», «Экологи»

Дети распределяются по группам-разбирают полоски

Красные-экологи,зелёные-ботаники, синие-исследователи

На столах материал для работы каждой группы

Организует ситуацию выбора.

Используют приобретённые знания в практической деятельности. Самооценка.

Познавательные:

Умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи

Личностные:

Уточнение собственных возможностей

Регулятивные:

Формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

1.группа «Ботаники»Лиственница – это хвойное дерево. Ствол у лиственницы ровный, кора – внизу грубая, с множеством трещин темно-коричневого цвета, с оттенком серого. Ветви расположены в сторону-вниз (показывает на иллюстрации). Хвоинки растут пучками из одной почки. Хвоя остается мягкой и нежной, независимо от возраста. Цвет её меняется от нежно-зеленого весной до зеленого летом и желтого осенью. Поздней осенью хвоя у лиственницы опадает, а весной снова появляется из почек. Шишки у лиственницы нежные, мягкие, мелкие, овальные. Цвет серовато-коричневыйЛиственница принадлежит к быстрорастущими долговечным породам: некоторые живут 700-900лет

2.группа «Исследователи»Учёные насчитывают 20 видов пород, самые известные:европейская,американская, сибирская. Древесина сибирской лиственницы считается самой лучшей.В России до середины 19 века законом было запрещено продавать древесину сибирской лиственницы частнным лицам.Она шла на строительство кораблей,мостов.причалов и шпал.На лиственничных сваях стоит Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.Постройки из лиственницы стоят веками.Археологи находили древние строения,. которые простояли под землёй тысячи лет, а древесина окаменела, но не разрушилась.Смола дерева-защищает от кариеса зубы и укрепляет дёсны. В современной медицине из древесины производят препараты для лечения сердца, астмы и сахарного диабета.Малоизвестный факт: символ России не берёза, а лиственница.Ещё она морозостойкая, выдерживает минус 60-65 градусов мороза

3группа «Экологи»

О какой экологической проблеме говорится в стихотворении? .

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели,

Красные гроздья рябины глядели…

Да, Некрасов написал о вырубке леса. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности. (слайд 25)

    Очень опасно разведение костров в лесу. Одна маленькая искра или тлеющий уголёк могут вызвать пожар. Народная пословица гласит: « Из одного дерева можно сделать миллион спичек, одной спичкой можно сжечь миллион деревьев» .Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время. Нельзя разводить его без надобности. Лучше разводить костёр на старом кострище. Уходя, надо обязательно погасить костёр.

    Никто не должен забывать, что он в лесу в гостях, и обязан выполнять определённые правила:

не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить. Входить в лес другом, хозяином, но не жестоким, не равнодушным, а заботливым, внимательным, чутким. И тогда лес вам отплатит добром!!!

Составление памятки « Как вести себя в лесу»

Организует систематизацию и обобщение совместных достижений.

Ориентируются в информации, демонстрируют знания, выявляют границы применимости нового знания.

Познавательные:

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по закреплению, уточнению известных знаний и способов действий

Регулятивные:

Контроль, оценка, коррекция

Личностные:

Самоопределение

9. Рефлексия и самооанализ

Беседа

-

Дополните высказывания:

Я сорвал цветок…..(и он увял)

Я поймал мотылька……..(и он умер у меня на ладони)

И тогда я понял……(что прикоснуться к красоте можно только сердцем.)(Рюрик Ивнев)

Задумайтесь над этими словами, и решите как вы можете помочь природе?

Вот и подошло к концу наше занятие

На все ли вопросы мы получили ответ?

А теперь, кому понравилось занятие прикрепите смай лика с улыбкой на нашу лиственницу, а кому не понравилось скучного смайлика

Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, степень её результативности.

Регулятивные:

Оценка своих достижений на уроке

Личностные:

Самоопределение

Познавательные:

Рефлексия мотивации, способов деятельности общения