Невидимые нити в зимнем лесу - Всероссийский экологический фестиваль «Береги свою планету!» - Конкурсные работы - Каталог статей - ДИА "CREATIV". Невидимые нити в зимнем лесу Невидимые нити в зимнем лесу 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

Подготовила

учитель начальных классов

Козикова Наталья Сергеевна

г.Козьмодемьянск

2013

Тема: Невидимые нити в зимнем лесу.

Цель: познакомить учащихся с природными связями в зимнем лесу.

Задачи:

Образовательные: систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях, их образе жизни, об экологических связях.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, устанавливать логические взаимосвязи.

Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Тип урока: комбинированный урок.

Планируемые результаты: узнать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу; научиться приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока на тему: «Невидимые нити в зимнем лесу» Плешаков А.А. Окружающий мир. 2класс, М.: Просвещение, 2011.Рабочая тетрадь.

Ход урока.

I . Организационный момент

Ученик:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский

II . Актуализация знаний

Я приглашаю вас, ребята в зимний лес,

Где много всяких сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где косолапый мишка спит в берлоге,

Где в ледяном дворце живет сама

Красавица, волшебница – зима.

(Пофантазируйте. Что вы могли увидеть в зимнем лесу?)

Как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья?

Лиственные деревья сбросили листву, а хвойные – стоят з елёные.

Как зимуют кустарники и травы?

— Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все.

Какие травы уходят под снег зелёными?

— Зелёными уходят под снег земляника, копытень, а также

озимая пшеница, рожь.

— Почему они не замерзают?

Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы

А теперь поговорим о жизни птиц зимой.

— Дети, а все ли птицы остаются зимовать? Почему?

— Как называются птицы, которые улетают осенью в теплые края?

— Почему они улетают?

Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие)

— Назовите зимующих птиц. (Синица, воробей, дятел, голубь, синица, снегирь, сорока, ворона)

— Птицы, которые питаются насекомыми улетели в тёплые края. Остаются зимовать сороки, синицы, воробьи, поползень, дятел, клёст. Они продолжают вести активный образ жизни. воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

— Какие птицы прилетают к нам зимовать с севера?

— Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели. Ягоды рябины для них – лучшее лекарство.

Ребята тоже приготовили сообщения о зимующих птицах.

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

Свиристели- прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Крылья у нее черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. За это их и прозвали свиристелями.

Зима – трудное время в жизни животных.

— Ребята, как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

Можно сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала – для синиц.

В лесу можно встретить разных зверей и птиц. Но всех ли мы встретим зимой? Давайте посмотрим на картинки и фотографии и назовём тех животных, которых не встретишь в зимнем лесу.

/Дети выходят по очереди и выбирают картинки/

Почему мы не встретим зимой медведя, барсука и ежа? (они впадают на зиму в спячку)

О том, как зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

А о ком будет первое сообщение вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

а) Отгадайте загадку:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе.

Орешки я грызу.

Белка . К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом. К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок — вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

б)Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Медведь . Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся. Берлогу – яму, выкопанную где – нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

Тяжелы рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость-

Хмурый и сердитый…

— Лось – лесной великан. Все его достигает до 400 кг. Такому зверю нужно много еды. Медленно бредёт лось среди кустов и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. Весь этот корм малопитательный. Учёные подсчитали: за сутки лось может съесть больше 1700 веточек! Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду.

в)За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара.

Лиса. Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Серый, зубастый,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Волк – сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им

трудно бегать, и часто волки остаются голодными.

г)У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

Заяц. У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах, Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов

Физкультминутка «Зайцы»

Куда спрятался зайчик?

Отгадайте загадку

Что за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель)

А кого мы еще встретим у елочки?

Без крыльев,

А быстрее птицы

С дерева на дерево перелетает.

(Белка)

Какая птица зимой птенцов выводит?

(Клёст)

Среди леса

Кузнецы куют.

(Дятлы)

— Существует ли связь между этими животными?

Все они находятся на ели или прячутся под лапами ели.

Животные прячутся среди ветвей ели, находят пищу.

Сообщение темы и цели урока

— Сегодня мы посмотрим эту связь. Как мы назовем тему нашего урока?

«Невидимые нити в зимнем лесу»

— Что мы называем невидимыми нитями?

Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду.

Связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные.

Постановка проблемы и открытие нового.

Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

— С кем же дружит ель? Давайте откроем учебники на с.36 – Представьте, что мы выходим на поляну, посредине которой растёт красавица–ель.

Прочитаем в учебнике рассказ, который называется «С кем дружит ель?»

/Хорошо читающий ученик читает рассказ./

— Рассмотрите рисунок-схему.

Как связана жизнь животных с елью?

Животные питаются семенами ели.

— Прячутся среди ветвей ели, под ними.

— Клесты строят зимой на ели гнёзда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов.

— Но существует также и связь между животными – «друзьями» ели.

Как животные помогают друг другу? Прочитаем в учебнике рассказ на с.38/Хорошо читающий ученик читает рассказ./

Так, в питании клеста есть особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сорвать их на деревьях. Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на первый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.

На примере только одной ёлочки мы убедились, что она служит и укрытием для животных, и обеспечивает их питанием.

Подумайте, а почему можно назвать их друзьями ели?

— Они связаны цепью питания, разносят семена.)

Как вы думаете, если бы у ели не было таких друзей, смогли бы семена попасть в землю?

Оказывается шишки ели раскрываются сами, как только февральское или мартовское солнце начнет их пригревать, и из них высыпаются легкие крылатые семена, которые подхватывает ветер и разносит в разные стороны.

Итак, мы на примере только одной елочки убедились, что она связана невидимыми нитями с животными, т.к. она служит им укрытием, обеспечивает их питанием.

Закрепление изученного .

Откройте свои рабочие тетради на с. 20 и выполните задание 1 /Ученики выполняют задание/

Викторина

      Какие птицы дружат с елью?

      Какие звери дружат с елью?

      Кто отсыпается в снегу под пушистыми ветвями ели?

      У какой птицы клюв приспособлен для вылущивания семян из шишек?

Физкультминутка для глаз «Елочка»

Что будет если…

Вырубить все ели.

Совсем недавно прошёл праздник – Новый год. В этот праздник принято приносить в дом ель. А теперь представьте, что нашу ёлочку кто-то срубил бы себе на праздник. Что бы произошло? /Учитель снимает изображение ели с доски/ (Животные остались бы без дома, пищи, укрытия.)

А как же быть? (Надо ставить искусственную ель или наряжать дерево на природе.) Берегите ели!

Вырубая ели, мы лишаем животных дома, крова, корма.

Подведение итогов урока

Вот и подошёл к концу наш урок. Что нового вы узнали?

Что мы называем невидимыми нитями?

Существуют ли они в зимнем лесу?

Понравилась ли вам наша сегодняшняя «прогулка»? Все кому понравилась, могут «посадить» свою маленькую ёлочку, прикрепив её на доску. (У ребят на партах лежат бумажные елочки, и желающие могут подойти к доске и прикрепить к ней свою ёлочку.)

VIII . Домашнее задание.

Используемая литература:

    Плешаков А.А., Учебник «Окружающий мир», 2 ч. – Москва:«Просвещение», 2011 г.

    Казакова О.В., Н. А. Сбоева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 2 класс» — М. «Просвещение», 2006 г

    Плешаков. А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса.2 ч.«Окружающий мир» М.: «Просвещение», 2011 г.

План - конспект урока «Окружающий мир»

по теме «Невидимые нити в зимнем лесу»

МБОУ Балыксинская СОШ

Тема раздела

Тема урока

Невидимые нити в зимнем лесу.

Тип урока

Комбинированный.

Цель урока

Обобщение и систематизация знаний о зимних изменениях в живой и неживой природе.

Задачи урока

Познакомить детей с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы.

Сформулировать понятия: зимние явления в природе.

Обогатить знания детей о природных связях.

Ожидаемый результат

Извлекает из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе;

Анализирует рисунок и схему в учебнике;

Соотносит их между собой.

Прослеживает по схеме связи между елью и лесными животными;

Моделирует связи в зимнем лесу с помощью различных методов схем;

Рассказывает по схемам (моделям) об изученных невидимых нитях;

Этапы урока

Действия учителя (типичные фразы диалога)

Действия учеников

(предполагаемые)

Мотивация к учебной деятельности

Мы внимательны. Нам нравится сравнивать и обобщать. Улыбнитесь друг другу. Пожелаем всем удачи - за работу! В добрый час!

Подготовка рабочего места к уроку.

Актуализация знаний

Давайте вспомним……

В некотором царстве, в некотором государстве жили - были……

Нет - нет, не царь с царицей…..

Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем рядом с нами, вокруг нас. Это царства природы.

Давайте с вами отправимся в путешествие по царству живой и неживой природы.

Какие царства живой природы вы знаете?

Какие основные царства неживой природы вы знаете?

Ответы учащихся

Животные, растения, птицы, бактерии, грибы.

Камни, солнце, тучи, вода.

Постановка и решение учебной задачи

Скажите существует ли связи в природе?

Давайте с вами повторим связи в природе, по другому назовём их невидимые нити.

Невидимые нити - связи в природе

Подумайте, как человек может нарушить эти связи?

Сегодня я приглашаю Вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, Вы узнаете из загадки:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

По каким признакам мы узнаем приход зимы?

Вспомним зимние месяцы.

А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни растений и животных. Как зимуют деревья?

Как зимуют кустарники и травы?

Почему они не замерзают?

Здесь мы видим связь живой природы и неживой.

Как зимуют звери?

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

(Руки на пояс, поворот вокруг себя) слайд 11

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движение руками)

Как зимуют птицы?

Зима - трудное время в жизни животных, поэтому человек

подкармливает их.

Ребята, как вы можете помочь птицам перенести трудное время?

Вы уже помогаете птицам, сделаны кормушки, и корм птицам заготовлен.

Отгадай загадки

Среди леса

Кузнецы куют.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета.

Без крыльев,

А быстрее птицы

С дерева на дерево перелетает.

Какая птица зимой птенцов выводит?

Что за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Ребята, как вы думаете, что общего у этих животных?

Связаны между собой различные животные.

Связаны между собой растения и животные, а человек с ними.

Связь живой и неживой природы.

Человек может истребить животных, загубить природу. Вырубить лес. Нанести непоправимый вред экологии.

Холодно, температура воздуха ниже нуля

Реки покрылись льдом, а земля - снегом,

Часто идет снег,

День короткий,

Птиц не слышно,

Декабрь, январь, февраль.

Лиственные деревья сбросили листву, а хвойные - стоят зелёные.

Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют.

Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.

Заяц - ночной житель. День проводит в укромных местах: под поваленными деревьями, в кустах, под лапами ели. В сильные морозы роет в снегу норы до полутора метров глубиной. Кормится тонкими веточками осины, ивы, берёзы. С веток, более толстых, сгрызает только кору, ест сухую траву.

Лисица ловит зайцев, но главная её пища - грызуны, прежде всего серые полёвки, которые медлительнее, чем полёвки рыжие и мыши. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.

Отдыхает лисица обычно прямо на снегу, в открытых логовах - где-нибудь посреди поля на возвышении. Тут лисице безопаснее.

Хорошо видно всё, что происходит вокруг.

Волк - сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери - кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им

трудно бегать, и часто волки остаются голодными.

Самый заметный зверёк в лесу - белка. В лесу, где много дуплистых деревьев, белка живёт в дупле. Если их нет, строит гнездо. Главный корм белок - семена хвойных деревьев. Белка ещё отыскивает под снегом зимний склад сойки, то раскопает шишку, ещё осенью оброненную клестом. В голодные годы белка

ест древесные почки, особенно еловые. Ест зимние запасы: жёлуди, лесные орехи, грибы.

Птицы, которые питаются насекомыми улетели в тёплые края. Остаются зимовать сороки, синицы, воробьи, поползень,дятел, клёст. Они продолжают вести активный образ жизни. воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ челове-

ка. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

Можно сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала - для синиц.

Все они находятся на ели или прячутся под лапами ели.

Животные прячутся среди ветвей ели, находят пищу.

Работа по теме урока

«Невидимые нити в зимнем лесу»

Откройте учебник страница 36-ая.

Что мы называем невидимыми нитями?

Сегодня мы посмотрим эту связь.

Ель - одно из самых интересных и красивых деревьев нашего леса.

Рассмотрите рисунок.

Как связана жизнь животных с елью?

Но существует также и связь между животными - «друзьями» ели. Так, в питании клеста есть особенность: срывая шишку ели,он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Бро-

шенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сорвать их на деревьях.

Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на пер-

вый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.

Ребята, как вы думаете, а существует ли связь между этими животными.

В питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из нее только часть семян, а затем шишку бросает.

Как вы думаете, подберет кто-нибудь из лесных жителей, брошенные клестом шишки?

Итак, мы на примере только одной елочки убедились, что она

связана невидимыми нитями с животными, т.к. она служит им укрытием, обеспечивает их питанием.

А теперь выполним задание в рабочей тетради. Стр. 20-ая, упражнение 1.

Открывают учебник.

Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в природе повсюду.

Связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные.

Животные питаются семенами ели.

Прячутся среди ветвей ели, под ними.

Клесты строят зимой на ели гнёзда и выкармливают еловыми семенами своих птенцов.

Белка - это облегчит ей поиск пищи.

Мыши, полевки - они не могут сорвать их сами.

Выполнение задания в рабочей тетради.

Рефлексия учебной деятельности

Что вас заинтересовало на уроке?

Кто был самым внимательным и организованным?

Домашняя работа: стр. 21 упражнение 2.(рабочая тетрадь)

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о зимних изменениях в живой и неживой природе.

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы.
  2. Сформулировать понятия: зимние явления в природе.
  3. Обогатить знания детей о природных связях.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Проверочная работа по теме «Жизнь города и села».

1. Какой город является главным в нашей области?

2. В моем краю растут...

а) Кактусы, кипарисы.

б) Ель, береза, осина.

в) Ягель, клюква, ива.

г) Ковыль.

3. Какие учреждения дополнительного образования ты посещаешь?

а) Музыкальная школа.

б) Художественная школа.

в) Спортивная школа.

г) Дом детского творчества.

4. Какие машины работают в сельском хозяйстве?

5. Закончи предложения:

    Театр, цирк, музей, библиотека – ................. учреждения. Школа, гимназия, училище, техникум, колледж, университет – ................. учреждения.

6. Кто что делает? Соедини стрелками.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Какое сейчас время года?

Что произошло в неживой природе поздней осенью?

Расскажите о своих наблюдениях за деревьями и кустарниками, которые произошли поздней осенью.

Как изменились травянистые растения? Почему?

Как похолодание повлияло на жизнь животных?

Какая же погода бывает поздней осенью? Как она отражается на здоровье людей?

Как охраняют себя люди от простудных заболеваний?

Вывод. Закончился листопад. Травы пожухли и завяли, исчезли цветы. Только хвойные деревья стоят в зеленом уборе. А вот лиственница сбросила хвою, она у нее нежная. Изменилась и жизнь людей осенью. Почему же наступает другое время года? Почему не может быть вечного лета, например?

4. Новый материал.

Много чудес приготовила нам природа-волшебница. Одно из них смена времен года.

Каждый год один сезон правильно сменяет другой.

Назовите времена года в том порядке, как они следуют друг за другом.

Есть ли резкая граница смены времен года?

Какие времена года резко отличаются друг от друга?

Вывод. На земле выделяются 4 времени года. Главные из них зима и лето, т.к. они резко отличаются друг от друга. Весна и осень- переходные времена года.

В чем же причина смены времен года? Это происходит из-за наклона земной оси и из-за вращения Земли вокруг Солнца. Земля движется вокруг Солнца медленно, ровно год – 365 дней. Земная ось наклонена, поэтому одна часть земного шара находится ближе к Солнцу, там будет теплее – лето. В той части, которая дальше от Солнца, холоднее, там – зима. Если оба полушария освещены одинаково, то наступает весна или осень. Но всегда в обоих полушариях разные времена года.

Рисунок 1

О каком времени года мы будем говорить? Послушайте отрывок из сказки.

«...Дом был сделан изо льда: и двери, и окна, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блистало. На постели вместо перины лежал снег пушистый.»
(В. Одоевский «Мороз Иванович».)

Из какой сказки, кто вспомнил?

А этот отрывок, узнаете?

«Не трещите морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы,
Не грызите кору!
Полно воронье замораживать
Человечье жилье выхолаживать!...»

(С. Маршак «Двенадцать месяцев».)

О каком времени года будем говорить?

Как догадались?

Какие еще сказки о зиме помните? Какие стихи о зиме знаете? Прочтите.

О чем говорится в этих произведениях? Что их объединяет? Какие зимние явления описывают авторы? (Вьюги, бураны, поземка, метель...)

Не только русские писатели, поэты воспевали это время года, но и художники и композиторы писали гениальные произведения о зиме.

(На доске репродукция картины К. Юона «Русская зима».)

Рисунок 2

Посмотрите, перед вами репродукция картины К. Юона, нравится? Какие краски выбрал художник, почему? Какое настроение передает автор? Почему так решили? К. Юон назвал картину «Русская зима», как думаете, почему?

А П.И. Чайковский, великий русский композитор, любуясь красотами природы и стремясь передать свои настроения музыкой, написал пьесы для фортепиано. Он объединил их в альбом и назвал его «Времена года». В альбоме 12 небольших пьес, которые отражают в музыке каждый месяц года.

Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль.)

В народе декабрь называют – «студень» или «лютень». Почему? Январь – «сечень». Он рассекает зиму на две части. Февраль – «кривые дороги», «бокогрей» – за то, что часты оттепели, плохо ездить на санях, отсюда и «кривые дороги». У Чайковского свои названия месяцев. Декабрь – «Святки», январь – «У камелька» (у камина или очага для обогрева), февраль – «Масленица». Как вы думаете, почему так названы месяцы у Чайковского?

Послушайте пьесу «Декабрь. Святки». Понравилась. Чем?

Какие главные приметы зимы вы можете назвать? (Похолодание, снежный покров...)

А вы любите зиму? Почему? Тогда приглашаю вас в гости к зиме.

5. Физкультурная минутка.

Игра-разминка «Снег» (движения придумывает учитель).

«На еловых лапах – снег, снег,
Пни в пушистых шляпах, снег, снег,
Заискрилось поле, снег, снег,
Белое раздолье, снег, снег,
По лугам, полянам, снег, снег,
На катке стеклянном- снег, снег,
И летит, кружится снег, снег,
Нам румянит лица снег, снег,
Вьется белым роем снег, снег,
Ловим мы в ладони снег, снег.

(По И. Лешкевичу.)

6. Явления в неживой природе.

Продолжение работы над новым материалом.

Перечислите, какие развлечения придумывают себе дети зимой? А из чего же лепят снеговиков? Может, кто-нибудь знает, как образуется снег? Я напомню вам тайну рождения снежинок.

Водяные пары поднимаются высоко – высоко, где царит сильный холод. Здесь из водяного пара образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не снежинки. Они очень малы. Но шестигранный кристаллик растет и, наконец, становится крупной звездочкой. Форма их самая разная, но все они симметричны.

7. Практическая работа.

Покажите, какие снежинки вы приготовили к уроку. Сверните свою снежинку пополам. Видите, стороны совпали. Сверните еще раз пополам, опять совпадение. Это и доказывает, что снежинки имеют правильную форму.

8. Продолжение работы над новым материалом.

Снежинки прилипают друг к другу, собираются хлопьями и медленно опускаются на землю. Слой за слоем ложится снег.

Когда снег идет густо мы говорим о снегопаде. Это очень красивое явление при тихой безветренной погоде.

(На доске открываются карточки с названиями.)

Что такое метель? (Снегопад при ветре, когда «хоровод» снежинок косо падает и несется у земли.)

Когда особенно часты метели, вьюги? (В феврале.)

Кто помнит, что такое наст? (Снежная ледовая корка.)

Когда образуется снежная ледовая корка мы наблюдаем гололед.

Как уберечься в гололед от травм? (От него дороги и дорожки посыпают песком с солью. Лучше, чтобы вместо соли была зола.)

А какие еще явления можно наблюдать в природе? Отгадайте.

«В белом бархате деревня.
И заборы, и деревья.
И как ветер нападет,
Этот бархат упадет.» (Иней.)

« И не снег, и не лед,
А серебром деревья укрывает.» (Изморозь.)

Обобщение.

Так какие же явления зимой происходят в неживой природе? А как вы думаете, с животными с наступлением зимы происходят перемены или нет? Какие, вы знаете?

9. Явления в живой природе.

Игра. Выбери тех птиц, которые могли бы прилететь на зимнюю полянку.

Предлагается отбор из многих иллюстраций только зимующих птиц. (Снегирь, свиристель, синица, чечетка, воробей, ворона, голубь.)

Что страшнее для них голод или холод? Как мы можем помочь птицам?

Давайте дома сделаем для птиц кормушки. Кто знает из чего можно их сделать? (Для изготовления кормушек можно использовать пакеты из-под сока, молока, коробки. А для синиц подвешивают сеточки с кусочками сала, которое они очень любят.)

Игра. Подчеркните названия тех птиц, которые улетают от нас на зиму (раздаются индивидуальные карточки).

  • Журавль .
  • Соловей .
  • Грач .
  • Голубь.
  • Дятел.
  • Глухарь.
  • Ласточка .
  • Скворец .
  • Кукушка .

Вывод. Таким образом, у нас остаются не все птицы, которых мы видим летом, а еще некоторые прилетают – снегири, синицы, свиристели. В холодные дни птицы ищут корм на протяжении всего дня. Где зимой добыть еду? Эту нелегкую задачу птицы лесов и полей решают по-разному. Кто разыскивает в складках коры пауков и жуков, кто раскапывает в поле снег, стараясь добраться до земли, а кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена. Что еще едят птицы? Крошки хлеба, крупу, остатки каши, семечки мы можем положить в кормушки для птиц.

А вы знаете как звери борются с холодом? (Ответы детей.)

Обобщение. Одни впадают в спячку – медведи, барсуки, хомяки, ежи. Все кто засыпают, впадают в спячку, к осени увеличивают запасы жира. Все оседлые звери и птицы увеличивают меховой или перьевой покров. Белки, мыши. Полевки устраивают теплые зимние дома. Лоси, косули, зайцы, волки, лисицы, тетерева, глухари, куропатки находят дом в толще снега.

Как зимуют некоторые звери узнаем из сообщений детей.

(Заранее подготовленные дети делают сообщения.)

Белка запасает на зиму орехи, шишки, грибы. Если они кончаются, белочка не унывает. Как пригреет солнышко она снова будет сыта.

Заяц не имеет постоянного убежища. К зиме у него отрастает густая и длинная шерсть на брюхе, а вокруг ноздрей появляются пушистые волосы – все это его защищает от холода во время неподвижного пребывания на снегу. Питается он зимой мелкими ветками, корой деревьев и кустарников. Меняет летнюю шубку на зимнюю.

Медведь к осени жиреет, линька заканчивается. Его мех становится длинным и пушистым. Убежище на зиму он устраивает где-нибудь в сухом месте, в углублении, под вывернутыми корнями деревьев, пней, в расщелинах скал. Зимой он впадает в состояние зимнего сна, не нуждаясь в пище и питье. Зимой у медведицы рождаются детеныши.

Как вы думаете, связана ли жизнь растений и животных зимой? Как?

10. Невидимые нити в зимнем лесу.

Сегодня рассмотрим эту связь на примере ели и животных. Откройте учебник на странице 139 (работа по иллюстрации в учебнике, отвечаем на вопросы учебника).

Дополнение. Мы установили, что существует связь между животными и «друзьями» ели. Например: клест срывает шишку, выедает часть семян и бросает ее. Шишки подбирают на снегу белки, дятлы, лесные мыши, полевки, т.е. между животными тоже происходит невидимая связь.

Вывод. Елочки служат укрытием для животных и обеспечивают их питанием. Таким образом, животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев. Растения обеспечивают животных пищей.

Какие зимние праздники вы знаете?

Новый год – это праздник нововведение Петра 1. Он повелел отмечать праздник украшенной елкой. Человек стремясь украсить свой дом на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев.

Что это влечет за собой? Что можно сделать, чтобы не вредить природе?

11. Обобщение. Итог урока.

Как зимуют животные? Как зимуют растения? Что надо делать нам, людям, чтобы помочь животным зимой?

12. Домашнее задание.

  1. В рабочей тетради выполнить задание №1, 2 стр. 26.
  2. В учебнике стр. 136-137, читать, отвечать на вопросы.

Вспомним

  1. Что мы назвали невидимыми нитями? На какие группы мы их разделили?
  2. Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу?

С кем дружит ель?

Отправимся на поиск невидимых нитей в зимний лес.

Вот перед нами красавица-ель. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. А живёт до 500 лет! Густо покрывают ствол ветви с зелёной хвоей. На многих из них мы увидим шишки, а в них обнаружим семена.

Для лесных животных ель - кормилица и защитница.

Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. А то, что они не съедят, уронят, подберут на снегу лесные мыши.

В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнёзда вьют, птенцов выводят! Холод им не страшен, если корма достаточно.

У многих елей ветви почти до самой земли дотягиваются. За этим зелёным занавесом и заяц может спрятаться от ветра и хищного зверя.

  • Проследите по схеме связи между елью и лесными животными.
  • Используя свои знания о зимней жизни птиц и зверей, приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу (8).

Как животные друг другу помогают

Посмотрим, как поживает наша старая знакомая - сойка. В своих кладовых она припрятала много желудей и теперь разыскивает их и поедает. Но вот беда: сойка не умеет доставать жёлуди из-под глубокого снега. Что же ей делать?

На помощь приходит белка. Для неё кладовые сойки - чудесная находка. Ловко раскопав глубокий снег, белка съедает часть желудей. После неё на разрытое место прилетает хозяйка кладовой и доедает то, что осталось.

Но это ещё не все лесные хитрости.

Белке помогают прокормиться... клесты. Оказывается, клёст выедает из шишки только небольшую часть семян. Затем бросает шишку, и она достаётся белке.

Но не только белкам невольно помогают клесты! Брошенные ими шишки нередко подбирает дятел. А ещё чаще их находят и доедают полёвки и лесные мыши.

Вот как тесно связаны между собой разные животные в зимнем лесу!

Поиграем!

    Придумайте и разыграйте с ребятами сценки из жизни зимнего леса, исполнив роли различных животных. Можете использовать для игры костюмы и маски.

Подумаем!

  1. Как нарушилась бы жизнь леса, если бы вдруг исчезли все дубы? все сосны и ели? все белки? все клесты? все сойки?
  2. Какие связи мы изучали на уроке? Выбери правильные ответы: а) связи между неживой и живой природой; б) связи между растениями и животными; в) связи между различными животными; г) связи между природой и человеком.

Проверим себя

  1. Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?
  2. Жизнь каких животных зависит от ели?
  3. Как связаны между собой сойка и белка в зимнем лесу?
  4. Как клёст помогает прокормиться другим животным леса?
Тема раздела: Природа.

Тема урока: Невидимые нити в зимнем лесу.

Цели урока: познакомить учащихся с природными связями в зимнем лесу.

Задачи:
Образовательные: систематизировать и расширять представление учащихся о животных, растениях, их образе жизни, об экологических связях.

Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, рассуждать, устанавливать логические взаимосвязи.

Воспитательные: воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.

Тип урока: комбинированный урок.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока на тему: «Невидимые нити в зимнем лесу»

План урока

1. Организационный момент – 5 минут

2. Основная часть – 35 минут

1) Проверка домашнего задания – 15 минут
2) Физкультминутка – 3 минуты
3) Знакомство с новым материалом – 10 минут
4) Закрепление пройденного материала – 7 минут

3. Заключительная часть – 5 минут

Ход урока

I. Организационный момент.
- Добрый день! Начинаем наш урок!
Я приглашаю Вас в гости к очень красивому времени года, а
какое это время года, Вы узнаете из загадки:

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? слайд 2

Все кругом бело-синее,
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем, слайд 4
Уснул до первых вешних дней.

Как вы думаете, когда наступает зима?

По каким признакам мы узнаем приход зимы?
холодно, температура воздуха ниже нуля слайд 5
реки покрылись льдом, а земля - снегом,
часто идет снег,
день короткий,
птиц не слышно,
морозы

Все правильно! По календарю зима 1 декабря. Ученые счита-
ют началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается
низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий
в году.

II. Проверка домашнего задания.

А сейчас мы посмотрим, как зима отразилась на жизни
растений и животных. Как зимуют деревья?
- Лиственные деревья сбросили листву, а хвойные – стоят слайд 6
зелёные.
- Как зимуют кустарники и травы?
- Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все.
- Какие травы уходят под снег зелёными?
- Зелёными уходят под снег земляника, копытень, а также
озимая пшеница, рожь.
- Почему они не замерзают?
- Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче
растениям перенести зимние морозы.

Здесь мы видим связь живой природы и неживой.

Как зимуют звери?

Заяц - ночной житель. День проводит в укромных местах: под
поваленными деревьями, в кустах, под лапами ели. В сильные
морозы роет в снегу норы до полутора метров глубиной.
Кормится тонкими веточками осины, ивы, берёзы. С веток,
более толстых, сгрызает только кору, ест сухую траву. слайд 7

Лисица ловит зайцев, но главная её пища – грызуны, прежде
всего серые полёвки, которые медлительнее, чем полёвки рыжие
и мыши. Лисью охоту на грызунов называют мышкованием.
Отдыхает лисица обычно прямо на снегу, в открытых логовах –
где-нибудь посреди поля на возвышении. Тут лисице безопаснее.
Хорошо видно всё, что происходит вокруг.

Волк – сильный, умный хищник. Его добычей становятся не
только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно волки
охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно пресле-
довать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им
трудно бегать, и часто волки остаются голодными.

Лось – лесной великан. Все его достигает до 400 кг. Такому
зверю нужно много еды. Медленно бредёт лось среди кустов и
молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит повален-
ную осину, обгладывает кору. Весь этот корм малопитатель-
ный. Учёные подсчитали: за сутки лось может съесть больше
1700 веточек!
Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег.
А потом снова за еду.

Самый заметный зверёк в лесу – белка. В лесу, где много дуп-
листых деревьев, белка живёт в дупле. Если их нет, строит
гнёздо. Главный корм белок – семена хвойных деревьев. Подсчи-
тано: чтобы насытиться зверёк должен за день опустошить
двадцать восемь еловых шишек или 380 сосновых. Белка ещё
отыскивает под снегом зимний склад сойки, то раскопает
шишку, ещё осенью оброненную клестом. В голодные годы белка
ест древесные почки, особенно еловые. Ест зимние запасы: жё-
луди, лесные орехи, грибы.

Как зимуют птицы?
- Птицы, которые питаются насекомыми улетели в тёплые
края. Остаются зимовать сороки, синицы, воробьи, поползень,
дятел, клёст. Они продолжают вести активный образ жизни. слайд 8
воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ челове-
ка. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая
их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы, синицы собирают
оставшиеся плоды и семена растений.

Какие птицы прилетают к нам зимовать с севера?
- Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири
и свиристели. Ягоды рябины для них – лучшее лекарство.
Зима – трудное время в жизни животных, поэтому человек
подкармливает их.

Ребята, как вы можете помочь птицам перенести трудное время?
-Можно сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда слайд 9
корм, подвесить у форточки кусочек сала – для синиц.
(Обобщая ответы детей, учитель открывает на доске схему)
III. Физкультминутка
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя) слайд 11
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движение руками)

IV. Отгадай загадки

Среди леса
Кузнецы куют.
(Дятлы)

Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
(Заяц)
Без крыльев,
А быстрее птицы cлайд 12
С дерева на дерево перелетает.
(Белка)
Зимой на ветках яблоки.
Скорей их собери;
И вдруг вспорхнули яблоки -
Ведь это... (Снегири)
Что за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель)

Ребята, как вы думаете, что общего у этих животных?
- Все они находятся на ели или прячутся под лапами ели.
- Животные прячутся среди ветвей ели, находят пищу.

V. Работа по теме урока.

«Невидимые нити в зимнем лесу»
- Что мы называем невидимыми нитями?
- Невидимыми нитями мы назвали связи, которые есть в приро-
де повсюду.
Связаны между собой неживая и живая природа, растения и
животные, различные животные.

Сегодня мы посмотрим эту связь.
Ель – одно из самых интересных и красивых деревьев нашего
леса.

Рассмотрите рисунок.
Как связана жизнь животных с елью?
- Животные питаются семенами ели. cлайд 13
- Прячутся среди ветвей ели, под ними.
- Клесты строят зимой на ели гнёзда и выкармливают еловыми
семенами своих птенцов.

Но существует также и связь между животными – «друзьями»
ели. Так, в питании клеста есть особенность: срывая шишку ели,
он выедает из неё только часть семян, а затем её бросает. Брошенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом
шишки для лесных мышей и полёвок, которые не могут сами сорвать их на деревьях.
Вот так интересна жизнь зимнего леса, так сложны, хотя на первый взгляд и незаметны, связи в зимнем лесу.

На примере только одной ёлочки мы убедились, что она
служит и укрытием для животных, и обеспечивает их питанием.

Кто дружит с елью?
Белка. Клесты.
Заяц. Ласка.
Глухарь. Мыши.

Почему они дружат с елью?
- Ель даёт животным еду, укрывает их от непогоды.

Ребята, как вы думаете, а существует ли связь между этими животными.
-В питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку
ели, он выедает из нее только часть семян, а затем шишку бросает.

Как вы думаете, подберет кто-нибудь из лесных жителей, брошенные клестом шишки?
- Белка - это облегчит ей поиск пищи.
Мыши, полевки - они не могут сорвать их сами.

Подумайте, почему можно назвать их друзьями ели?
- Они связаны цепью питания, разносят семена.

Как вы думаете, если бы у ели не было таких друзей, смогли бы
семена попасть в землю?
Оказывается шишки ели раскрываются сами, как только февраль-
ское или мартовское солнце начнет их пригревать, и из них высыпаются легкие крылатые семена, которые подхватывает ветер и разносит в разные стороны.

Итак, мы на примере только одной елочки убедились, что она
связана невидимыми нитями с животными, т.к. она служит им укрытием, обеспечивает их питанием.

Какому празднику посвящена эта страничка?
-Как вы думаете, почему елочка не любит этот праздник?
- По обычаю, люди идут в лес и вырубают для празднования Нового года сотни, тысячи елочек. Человек, стремясь украсить слайд 14
свой дом всего лишь на несколько дней, губит целое дерево, много деревьев.
-Что это за собой влечет?

Какой сделаем вывод?
- Надо подумать над тем, стоит ли приобретать настоящую
елочку, не лучше ли оставить ее в лесу, а дом украсить искусственной? (Ф/м песня«Маленькой елочке не холодно зимой».)
-Берегите ели!
Вырубая ели, мы лишаем животных дома, крова, корма.

VI. Повторение о пищевых цепочках.
Выполнение задания в рабочих тетрадях с. 54
Напишите в клеточках названия животных, которые слайд 15
кортятся семенами ели

V. Итог.
-Что мы называем невидимыми нитями, слайд 16
-Существуют ли они в зимнем лесу?

VII. Домашнее задание.
1. Составить пищевую цепочку, начиная с семян ели.
2. Изготовить плакат в защиту елочки от вырубки.
3. Изготовить макет елочки из подручных материалов.

Используемая литература:
Плешаков А.А., Учебник «Мир вокруг нас», I ч. – Москва:
«Просвещение», 2009 г.
Казакова О.В., Н. А. Сбоева. Поурочные разработки по курсу
«Окружающий мир. 2 класс» - М. «Просвещение», 2006 г
Плешаков А. А. Зелёные страницы: книга для учащихся
Начальных классов- М.: «Просвещение», 2007 г.
Плешаков. А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса. 1 ч.
«Мир вокруг нас» М.: «Просвещение», 2009 г.