Противолодочный корабль керчь. Большой противолодочный корабль «Керчь

В Севастополе началась утилизация большого противолодочного корабля БПК «Керчь» - бывшего флагмана Черноморского Флота . С огромного корабля уже снимают оборудование и вооружение. Крупнейшая боевая единица ВМФ РФ выведена из строя без единого выстрела.

С июня по ноябрь 2014 года «Керчь» проходила восстановительный ремонт, после которого должна была вновь сменить ракетный крейсер «Москва» на посту флагмана. «Москву» намеревались отправить на капремонт в Североморск.

Утром 4 ноября во время ремонтных работ на БПК произошел странный пожар. Якобы, загорелся электрообогреватель пустого матросского кубрика.

Огонь повредил ряд кормовых отсеков. Крупнейшая боевая единица российского флота была выведена из строя без единого выстрела. Конкретных виновных так и не нашли.

По результатам работы комиссии, расследовавшей ЧП, было принято решение о списании корабля, причем уже в 2015 году. Позднее утилизацию поврежденного судна отложили, объявив о его переводе в резерв как корабль подготовки плавсостава и плавучий штаб ЧФ.

Севастопольская общественность бурно требовала оставить «Керчь» в качестве музея. Он действительно мощен и очень красив, а места в бухте более чем достаточно. Именно так поступили с артиллерийским крейсером «Михаил Кутузов», который стал одной из главных достопримечательностей Новороссийска.

Музейная «Керчь» могла превратиться в важнейший объект военно-патриотического кластера Севастополя . Поток туристов на борт такого корабля гарантирован, причем в любое время года. Если швартовка у причала дорого стоит, его можно поставить на якорной банке. Многочисленные владельцы прогулочных катеров рассчитывали хорошо заработать на доставке посетителей к трапам БПК.

Однако не сложилось. В штабе флоте совершенно неожиданно отказались от идеи подготовки плавсостава. Предложения по музею вообще не стали обсуждать. Судно резко поставили на демонтаж и выгрузку вооружения и оборудования. Официальное пояснение - «утилизируем в связи с нецелесообразностью дорогостоящего ремонта и модернизации».

Похоже, «Керчь» очень спешат отправить «на иголки». Так моряки называют порезку на металлолом. Фото умирающего корабля уже появилось на интернет-форумах. Единственное утешение - по планам командования, имя «Керчь» когда-нибудь присвоят одному из новых кораблей ВМФ России .

…Построенная 43 года назад, «Керчь» была последней из «великолепной семерки» советских БПК проекта 1134 «Беркут-Б». Все они исключены из состава ВМФ РФ и проданны для разборки на металл.

Семь «букарей» проекта 1134Б стали вершиной эволюции советских противолодочных кораблей дальней морской зоны: по факту это мощнейшие ракетные крейсеры с громадным боекомплектом, газотурбинными силовыми установками и гипертрофированными противолодочным вооружением. Их полное водоизмещение достигало 9000 тонн, а высокие мореходные качества и значительный запас топлива позволяли пересечь по диагонали Атлантический океан!

Помимо уникальных боевых возможностей, это корабельное семейство отличалось высокими стандартами обитаемости. Проще говоря, хорошими условиями судового быта. Экипаж имел весьма сносный для Союза уровень комфорта, что особенно важно в условиях длительного несения службы в сложных климатических зонах.

Высокие оценки «великолепная семерка» получала не только от наших моряков, но и со стороны зарубежных экспертов. Так, американцы считали «букарей» наиболее удачным и эффективным проектом советской ПЛО дальней морской зоны. Кроме развитых противолодочных средств, на борту каждого было установлено четыре (!) зенитно-ракетных комплекса.

Такой корабль действительно мог стать уникальным флотским музеем. Севастопольский бизнес готовился серьезно вложиться в проект. Инициативная группа появилась в Москве. Увы, последний БПК пошел «на иголки».

Единственным, кому была уготована по-настоящему героическая судьба, стал большой противолодочный корабль «Очаков». Два десятилетия ржавел ветеран у заводских пирсов Севастополя. Но дождался «Крымской весны» - и закрыл собой гирло бухты Донузлава.

Один российский «Очаков» лег на дно, не выпустив в море целый отряд кораблей ВМС Украины !..

На этом судьба уникальных отечественных БПЛ проекта «Беркут-Б» закончилась. Севастопольцы отказывается понимать, почему высокие чины ВМФ так безапелляционно отказались отдавать «Керчь» под плавучий музей. Он нужен городу русских моряков.

Неужели «металлоломные» деньги решают все?

Большой противолодочный корабль «Керчь» - это третий из известных семи судов проекта 1134 Б, которые создавались в Николаеве (на Украине). Длительное время эти БПК были самыми мощными надводными агрегатами (до создания впоследствии проектной серии под номером 1155). Предназначено судно для участия в поисково-ударных группах по выявлению и ликвидации вражеских атомных подводных лодок в любых частях океана. Свое название корабль получил в честь одноименного города-героя. Последнее время он приписан к Черноморскому флоту в составе РФ. Является одним из двух кораблей первого ранга. Вторым является крейсер под названием "Москва".

Строительство

По факту на начало 2011 года шесть из семи кораблей проекта (1971-1979 год), вошедшие в состав советского флота, были исключены из подразделений, а также подчинения ВМФ России и демонтированы на металлолом. Действующим на ЧФ остался только уникальный большой противолодочный корабль (пр. 1134 Б) «Керчь».

Постройка судна началась в 1971 году, под строительным индексом 2003. Впервые на воду корабль спустили в июле семьдесят второго года, а в эксплуатацию он вошел в конце 1974-го. На палубе военного плавсредства, которое включили в состав семидесятой бригады 30-й дивизии противолодочной защиты Черноморского флота, был водружен советский флаг. Официальным портом приписки стал город Севастополь, в 1999 году бортовой номер изменен на 733.

Характеристики

Ниже приведены основные технические параметры флагмана ЧФ:

  • штатное/максимальное водоизмещение - 6700/8565 тонн;
  • длина/ширина/осадка - 173,5/18,55/6,35 метров (по максимуму);
  • силовые агрегаты - четыре ГТД ДН-59 совмещенные с парой моторов ГТД ДС-71;
  • показатель мощности - сто две тысячи восемьсот лошадиных сил;
  • скоростные параметры (маршевые/полные) - 18/33 узла;
  • длительность хода при 32 узлах - 2 760 миль;
  • движитель - 2*ВФШ;
  • автономность - полтора месяца по запасам провизии, тридцать дней - по топливо-водным резервам;
  • экипаж - четыреста тридцать человек.

Отечественный большой противолодочный корабль «Керчь» несколько раз менял бортовые номера. Последний индекс - 713.

1976-1985 годы

На первое боевое задание судно вышло в Средиземное море (начало 1976 года). Своим присутствием БПК доказывал военное участие во время конфликта Израиля с Ливаном. Летом того же года корабль вернулся в порт приписки. Затем были еще выходы в акваторию Средиземноморья (1977-1978, 1979 год).

В 1978 году за свои достижения большой противолодочный корабль «Керчь» был награжден специальным правительственным призом по ракетной специализации, а еще через несколько месяцев - вымпелом Минобороны «За храбрость и боевую доблесть».

Через два года судно удостоилось переходящего Красного знамени Военсовета КЧФ. Осенью 1981 года флагман выдвинулся в полигон боевой подготовки (акватория Севастополя). На борту присутствовал советский маршал Москаленко К. С. Осенью 1982 г. корабль принимал участие в морских учениях «Щит-82», через два года - в соревнованиях «Союз-84». Летом 1884 года судно отправилось с официальным визитом в Варну (братский болгарский порт).

Первый ремонт и усовершенствование

По окончанию визита и заправки кораблю не судилось выйти по графику на очередное боевое задание. Один из членов экипажа не проверил наличие и объем масла, запустил основной механизм, в результате чего силовая установка сломалась. Судно было доставлено в доки для проведения ремонтных работ.

После модернизации БПК "Керчь» был оборудован новыми комплектами вооружения:

  • ракетным комплексом«Раструб»;
  • зенитками «Шторм-Н»;
  • устройством связи «Цунами»;
  • системами «Циклон» и «Подберезовик»;
  • салютными сорокапятимиллиметровыми орудиями.

В ходе ремонта на судне произошло возгорание в офицерской столовой. Пожар начали гасить только через двадцать минут, но корабль удалось спасти, обошлось без жертв. Летом 1989 года «Керчь» посетила Стамбул, а в августе отправилась снова в Варну.

1993-2011 годы

Выполняя швартовку, большой противолодочный корабль «Керчь» врезался в бетонный причал Севастопольской бухты. В результате были получены серьезные деформации кормы, потребовалось становиться на четырнадцать дней ремонта. В июне-июле 1993 года судно находилось на последнем в двадцатом веке задании, где произошел контакт с американскими атомными субмаринами.

По результатам 1993 года военное плавательное средство завоевало приз Главного комитета ВМФ России по ракетному оснащению. А уже в следующем году большой противолодочный корабль (БПК «Керчь») находился в походе по Средиземному морю, который длился семнадцать суток. Судно обеспечивало визит Бориса Ельцина в Грецию. В дальнейшем были переходы в Варну, Канны и Мессину. В 2005 году были проведены текущие ремонтные работы в Новороссийске. В их ходе произвели замену турбогенератора, выполнили некоторые корпусные работы, устранили шесть миллиметров биения валовой лини и починили донную и забортную арматуру.

«Керчь» - большой противолодочный корабль (262-Б, "Старый Оскол" - новое судно, которое, кстати, вот-вот сойдет с верфей на смену старожилу), с которым связано несколько неординарных историй. Кроме того, что он перенес несколько пожаров и таран с бетонным пирсом, судну довелось в 1992 году выходит в плавание после развала СССР под флагом уже не существующей страны.

Летом 2011 года БПК проводил наблюдение на протяжении двух недель за американским ракетным крейсером «Монтерей». За период нахождения в режиме постоянной готовности судно прошло свыше ста восьмидесяти тысяч морских миль. В результате проведения противолодочных и сопутствующих операций, имелась возможность поддержания связи с иностранными атомными субмаринами на протяжении восьми часов. С подлодками на дизельном топливе этот период составил около сорока часов.

Во время запланированного ремонта в 2014-2015 году на флагмане снова произошел пожар. На этот раз большой противолодочный корабль «Керчь» пострадал весьма серьезно. Рассматривается вопрос о его дальнейшей утилизации. Однако неравнодушные люди пытаются воспрепятствовать этому и сделать из судна музей. Корабль находится также под шефством Юго-Восточного округа Москвы, белгородской и волгоградской администрации.

Заключение

За долгую историю СССР было построено множество военных судов, которые на то время считались прогрессивными и современными. К сожалению, десятилетия не могли не отразиться на состоянии кораблей. Многие из них были утилизированы и порезаны на металлолом.

Пока этой участи избежал БПК «Керчь», история создания и эксплуатации которого дает право с уверенностью утверждать - это один из эффективных флагманов Черноморского флота. Очередной пожар на судне серьезно повредил оснащение, в связи с чем, возникает вопрос, что делать с кораблем дальше? Хочется надеяться, что ему найдут достойное применение - если не на боевом поприще, то в качестве музейного экспоната.

Большой противолодочный корабль "Керчь" был заложен 30.04.1971 г. на заводе имени 61 коммунара в Николаеве (заводской № 2003) и 25.05.1971 г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду 21.07.1972 г., вступил в строй 25.12.1974 г.и 23.01.1975 г. включен в состав КЧФ.
Причиной пожара на большом противолодочном корабле (БПК) "Керчь" Краснознамённого Черноморского флота, по предварительной версии, послужило возгорание электронагревательного прибора в кубрике, сообщил РИА Новости источник в силовых структурах Севастополя.

Пожар на БПК "Керчь" начался 4 ноября около 5 часов утра. Произошло возгорание в машинном отделении. Пожар распространился на площади 80 квадратных метров. Для тушения огня к кораблю подошли три противопожарных катера, прибыли дополнительные аварийно-спасательные группы. Пожар удалось локализовать и потушить к 10 часам утра. Учитывая сильную задымленность помещений, был эвакуирован экипаж корабля, остались лишь пожарные команды и разведчики для обхода мест возгорания.

"На момент возгорания электронагревательного прибора в помещении никого не оказалось, и огонь перекинулся на машинное отделение", - сообщил собеседник агентства.

По его слова, на БПК "Керчь" сейчас работает комиссия по расследованию причин пожара.

"Пятьдесят офицеров и заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков сейчас проводят разбор. Это серьезное происшествие, так как корабль стоял на 14-м причале Северной стороны Севастополя, рядом находились малые корабли и другие плавсредства. Предстоит выяснить множество вопросов, в том числе рассматривается человеческий фактор", - отметил источник.

БПК "Керчь" был принят в состав ВМФ в 1974 году. Водоизмещение составляет 8500 тонн, скорость 32 узла, дальность плавания до 8 тысяч миль, экипаж 365 человек. На корабле полный спектр вооружения, базируется вертолет Ка-25ПЛ.

В 1976 году в течении 6 месяцев выполнял задачи боевой службы в Средиземном море, командир - капитан 2-го ранга Ю.Г. Гусев. Неоднократно участвовал в различных океанских и морских учениях, боевых службах в Средиземном море.

10.08 - 14.08.1984 г. - нанес визиты в Варну (Болгария);
28.06 - 02.07.1989 г. - в Стамбул (Турция);
11.08 - 15.08.1989 г. - в Варну (Болгария).

В конце 80-х годов на нем было модернизировано радиолокационное вооружение (установка нового радара).

После вывода из состава флота ПКР "Москва" с 27.04.1994 г. и до момента вступления в строй из ремонта ГРКР "Москва" ("Слава") 12.06.1997 г. являлся флагманом Черноморского флота.

В ноябре 1998 года под флагом заместителя командующего флотом по вооружению и эксплуатации вооружения контр-адмирала А.Ковшаря совершил официальный визит в Канны (Франция) и в Мессину (Италия).

В настоящий момент находится в составе 30 дивизии надводных кораблей ЧФ. Шефство над кораблем осуществляют: Юго-Восточный округ г. Москвы, г. Белгород, г. Волгоград.

Большой противолодочный корабль «Керчь» является третьим в серии из семи кораблей проекта1134Б (проектный шифр «Беркут-Б», по кодификации НАТО - Kara class), которые были построены на ССЗ имени 61 Коммунара в городе Николаеве, Украина. До появления больших противолодочных кораблей проекта 1155 они были самыми сильными надводными противолодочными кораблями в составе флота.

Назначение БПК проекта 1134Б: Действие в составе поисково-ударных групп по поиску и уничтожению атомных ракетных подводных лодок в удаленных районах океана.

На 2011 год шесть из семи кораблей проекта, вошедших в состав ВМФ СССР в период с 1971 по 1979 года, были исключены из состава ВМФ Российской Федерации и проданы для разборки на металл. На вооружении Черноморского флота остался только БПК «Керчь».

БПК «Керчь» был заложен 30 апреля 1971 года, под строительным номером 2003. Спущен на воду 21 июля 1972 года. Введен в эксплуатацию 25 декабря 1974 года. В этот же день на корабле был поднят Советский военно-морской флаг, а также был включён в состав 70-й бригады противолодочных кораблей 30-й дивизии противолодочных кораблей Краснознамённого Черноморского флота. Портом приписки является Севастополь. С 1999 года имеет бортовой номер 713.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 8565 тонн, стандартное 6700 тонн. Длина 173,4 метра, ширина 18,5 метра, осадка 5,74 метра. Скорость полного хода 32 узла. Дальность плавания 5200 миль при 20 узлах. Автономность 30 суток по запасам топлива и воды, 45 суток по запасам провизии. Экипаж 429 человек (51 офицер; 63 мичмана).

Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта

Вооружение: 2 х 4 ПУ ПЛРК «Метель», 2 ПУ ЗРК «Шторм», 2 ПУ ЗРК «Оса-М», 2 х 2 76-мм артустановки АК-726, 4 х 6 30-мм артустановки АК-630, 2 х 5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2 х 12 РБУ-6000, 2 х 6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.

Над кораблём шефствуют: Юго-Восточный административный округ Москвы, администрация Белгорода, администрация Красноармейского района Волгограда.

05 января 1976 года вышел на первую боевую службу в Средиземное море, которая длилась в течении 6 месяцев под командованием капитана 2-го ранга Ю.Г. Гусева. Неоднократно участвовал в различных океанских и морских учениях, боевых службах в Средиземном море.

В 1978 году корабль был награждён призом ГК ВМФ СССР по ракетной подготовке, а в следующем году отмечен вымпелом министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

В 1980 году «Керчь» была награждена переходящим Красным знаменем Военного совета КЧФ.

16 октября 1981 года на корабле совершил выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя заместитель министра обороны СССР Маршал Советского Союза К. С. Москаленко.

С 03 по 20 сентября 1983 года участвовал во флотских учениях в районе Керченского пролива под флагом Главкома ВМФ СССР.

С 01 по 9 августа 1984 года с официальным визитом находился в болгарском порту Варна. После завершения визита и принятия на борт боезапаса, топлива и продовольствия, корабль должен был выйти в море на очередную боевую службу, но за сутки до выхода один из мичманов, не проверив наличие масла, провернул главные механизмы, отчего главная энергетическая установка корабля вышла из строя и вместо «Керчи» на боевую службу пришлось отправлять БПК «Николаев» (бортовой номер «Керчи» - 707 - был нанесён на борт «Николаева», так как именно он был указан в заявке на прохождение турецких проливов), а БПК «Керчь» был поставлен в док «Севморзавода» для проведения среднего ремонта и модернизации.

В ходе ремонта и модернизации на корабле были заменены ГТУ, установлены новые комплексы ПЛРК УРК-5 «Раструб» и ЗРК «Шторм-Н», комплекс космической связи «Цунами-БМ» системы «Циклон-Б» и 45-мм салютные орудия; РЛС «Восход» заменена на РЛС «Подберёзовик».

При модернизации в 1988 году произошло возгорание холодильника в офицерском буфете. Пожар обнаружили только через 25 минут, но надстройка загореться не успела и удалось отстоять корабль и избежать жертв. После ремонта, с 23 июня по 2 июля 1989 года корабль нанёс официальный визит в порт Стамбул, а с 11 по 15 августа - официальный визит в Варну.

С 04 по 16 февраля 1992 года корабль вышел на очередную боевую службу уже под Военно-Морским флагом несуществующей страны, и, будучи флагманом 5-й ОПЭСК, участвовал в совместных учениях с кораблями 6-го флота США.

При выполнении швартовки 01 марта 1993 года врезался в бетонную стенку 14-го причала Севастопольской ВМБ и получил очень серьёзные повреждения кормы, для ликвидации которых встал на двухнедельный ремонт.

С 16 июня по 10 июля 1993 года БПК «Керчь» находился на своей последней в XX веке боевой службе. За время похода дважды (21 и 23 июня) был зафиксировал контакт с атомными ПЛ США. По итогам 1993 года корабль завоевал Приз ГК ВМФ РФ по ракетной подготовке.

В 1994 году «Керчь» выходила в семнадцатисуточный поход в Средиземное море для обеспечения визита Президента России Б. Н. Ельцина в Грецию. Задачи обнаружения иностранных ПЛ в походе не решались.

После вывода из состава флота ПЛК «Москва» с 27 апреля 1994 года и до момента вступления в строй из ремонта ГРКР «Москва» 12 июня 1997 года являлся флагманом Черноморского флота.

В ноябре 1998 года «Керчь» под флагом заместителя командующего ЧФ контр-адмирала А. В. Ковшаря (бывшего командира корабля) посетил с официальными визитами Канны (Франция) и Мессину (Италия).

В 2005 году прошел текущий ремонт на Новороссийском судоремонтном заводе. В ходе ремонта был заменён один из турбогенераторов, выполнен ряд корпусных работ, отремонтирована донно-забортная арматура, устранено 6-мм биение левой валолинии.

В 2006 году на «ФГУП 13 Судоремонтный завод ЧФ МО РФ» было проведено первое с 1991 года техническое обслуживание РЛС «Подберёзовик». В том же году корабль прошёл докование на «Севморзаводе», где был выполнен ремонт РЛС МР-700 «Подберёзовик».

В июне 2011 года БПК «Керчь» осуществлял двухнедельное слежение в акватории Черного моря за ракетным крейсером ВМС США «Монтеррей».

С июня 2014 по ноябрь 2015 года пройдёт плановый восстановительный ремонт, после чего сменит ГРКР на посту флагмана ЧФ на время его модернизации.

По сообщению от 04 июля 2014 года завершается дефектация (однако, 27 июля 2014 принимал участие в параде на День ВМФ).

Во время ремонта, на БПК «Керчь» произошло возгорание. По предварительной версии в кубрике. В настоящее время ведется расследование обстоятельств происшествия. Также комиссия ВМФ России рассматривает возможность утилизации корабля, поскольку ущерб от пожара слишком велик.

17 мая 2015 года большого противолодочного корабля состоялся концерт духовно-патриотической песни.

По сообщению от 18 февраля 2016 года корабль в плавучий музей. С такой инициативой выступили члены севастопольского отделения «Партии ветеранов России», которые предлагают не утилизировать корабль.

В конце прошлого года в Черноморском флоте РФ стало на один боевой корабль меньше. 4 ноября около 5 часов утра в машинном отделении Большого противолодочного корабля "Керчь" произошло возгорание. После этого печального случая стал обсуждаться вопрос о списании "Керчи", потому как его возраст достаточно солидный. Предполагалось и то, что он будет утилизирован, вновь ссылаясь на нецелесообразность дорогостоящего ремонта и модернизацию устаревшего Большого противолодочного корабля. Шли слухи и о том, что его можно переоборудовать в военный "морской" музей, потому что "Керчь" - один из последних кораблей времён холодной войны в составе флота. Но что будет с ним на самом деле и какова его судьба?

Своим видением дальнейшего хода развития событий поделился с корреспондентом "ИНФОРМЕРа" Председатель ро пп "Партия ветеранов России" в городе Севастополе Сергей Бинали .


"В июне этого года представителями нашей партии было отправлено официальное письмо на имя Президента РФ Владимира Путина. От нас исходило два предложения: сохранность БПК "Керчь"; создание музея на территории 30-ой береговой бронебашенной батареи.

На сегодняшний день у нас огромное количество наземных музеев, а надводных нет. Потому как легендарный Севастополь - это город русских моряков и воинской славы, нами было предложено сохранить, а не "попилить" на металлолом "Керчь". Ведь важно беречь свою история, а создать на корабле музей Черноморского флота РФ - это, на наш взгляд, лучший вариант решения.

К сожалению, если сегодня спросить на улице севастопольцев о знании подвигов пяти черноморцев во время Второй мировой войны, то вряд ли кто-то сможет с ходу назвать даже имена и фамилии этих героев. А в Севастополе улицы названы в честь этих юных ребят, имевших специальные звания рядового состава" , - приступил к разговору лидер партии.

По словам Сергея Анатольевича, реакция Администрации Президента РФ на их обращение была моментальна. Позже он был приглашён на прямую видеоконференцию с начальником Генерального штаба Вооружённых сил РФ, Первым заместителем Министра обороны РФ, генералом армии Валерием Герасимовым.


"С ним мы обсудили вопрос о создании на "Керчи" музея. Позже получили ответ от Министерства обороны РФ с окончательным решением.


Кроме этого, я встречался с теми, кто ранее служил на этом Большом противолодочном корабле. Обсуждали вопрос и с директором Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Александром Рудометовым. Полагаю, что совместными усилиями мы, на мой взгляд, подготовим много интересных предложений относительного этого надводного музея. Самое главное для нас, это поддержка Правительства Севастополя и самих жителей" , - отметил Бинали.

При просмотре видео, вы можете найти немного "тайн" о будущем корабле-музее.