Проектная работа "я и экология родного края". Экология родного края Негативное влияние мусора

МБОУ «Сизобугорская СОШ имени поэта Мажлиса Утежанова»

Научно-практическая конференция школьников:

«Экология и жизнь», посвящённый Году экологии.

Тема учебно-исследовательской работы:

«Экология родного села».

Выполнила ученица 4 «б» класса

Утегалиева Анита

Научный руководитель:

Исмурзаева Зульфия Дюсеновна

с.Сизый Бугор 2017

    Введение…………………………………………………………3-4

    Теоретическая часть:

Что такое экология?......................................................................5

Экологические проблемы села……………………………………6

Негативное влияние мусора………………………………………7

Борьба с мусором…………………………………………………8

3) Практическая часть:

Фотографии о состоянии села……………………………………..9

Субботники в школе……………………………………………….10

Задание для учеников 4-5 классов (рисунки)…………………….11

Исследование: как долго сохраняется мусор в воде и почве……12-13

4) Заключение…………………………………………………………… 14-15

5) Список литературы……………………………………………………16

Введение

Не бросайте, люди, мусор!
Может стать большим он грузом...
Дар природы берегите,
Ей внимание дарите!

Татьяна Цыганок

Велика наша Родина. Необъятны ее просторы. Но для каждого из нас она начинается с родного края. Наш край – Астраханская область, Володарский район, село с.Сизый Бугор.

Ведь у малой Родины, как у человека, главное – не число прожитых лет, а чем они были наполнены, какой след оставили, какие изменения и добрые дела свершены за отпущенное историей время.

Идут годы, меняется облик села, о перспективах развития родного села, её экологии, культуры на современном историческом этапе я расскажу в своей работе. Ведь в этих изменениях села, в её внешнем облике, культуре, экологии, сельскохозяйственном развитии просматривается неразрывная связь времен, преемственности поколений.

Экологическим проблемам в настоящее время уделяется особое внимание со стороны общественности, ученых, политиков. И это не случайно, так как глобальные экологические проблемы требуют глубины экологических знаний, ответственного отношения к окружающей среде.

Психическое и физическое самочувствие человека, его настроение, деловая активность, здоровье в решающей степени зависят от состояния окружающей среды. От состояния экологической среды, каждого, даже маленького населенного пункта, зависит экологическое состояние нашего Отечества.

«Мы создаем города, села, а они создают нас»,- утверждал Аристотель.

Мы, молодое поколение, растущее в таких экологических условиях, когда видим, что в селе остаётся всё меньше и меньше островков живой природы, воспринимаем с большой болью и обидой. Душа радуется при виде чистоты нашего села. Но порой, мы часто огорчаемся из-за беспорядка. Поэтому я считаю, что в настоящее время тема «Экология родного края» очень важна.

2017 год – Год экологии. Экологическая проблема – это очень важный этап в развитии человечества. Она определяет судьбу человеческого мира. Люди, покоряя природу, в значительной степени разрушали равновесие экологических систем. «Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу» - сказал французский океанолог Жак Ив Кусто. В некоторых местах экология дошла до кризисного состояния.
Никто не может оставаться равнодушным к загрязнению окружающей среды. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», - говорит народная пословица.
Загрязнение окрестности, уменьшение природных ресурсов ставит перед человечеством большие задачи. Будущее нашей планеты зависит от чистоты экологии. Чтобы добиться всего этого необходимо, чтобы человек все сам осознал и сделал шаг по охране природы.
Экологическая культура и школа стоят в тесной взаимосвязи. Перед нами стоит задача получить знания по экологии. Чтобы достичь успехов, нужно вести последовательную работу, используя настоящие факты.
Экология, как наука, не включена в школьную учебную программу. Поэтому экологические проблемы приходится изучать на факультативных занятиях.
На уроках окружающего мира, мы обращаем внимание на проблемы взаимосвязи общества и природы, на методы развития урожайности сельской культуры и на изучение свойства адаптации живых организмов на экологические факторы.

Цель исследовательской работы : изучить экологию родного села. Принять активное участие в улучшении экологической обстановки.

Актуальность исследовательской работы.

Важно, чтобы каждый человек понимал проблемы окружающей среды, старался сделать её пригодной для своего проживания, нанести ей как можно меньше вреда. Свою тему исследовательской работы я считаю наиболее актуальной в наше время. Современный человек не может сегодня быть полностью освобождённым от природы.

На страницах своей учебно-исследовательской работы я старалась рассмотреть (насколько позволяют мне мои возможности) и показать, с экологической точки зрения, проблему окружающей среды в нашем селе, связанные с экологическим неграмотным поведением людей. Каждый человек должен вести себя по отношению к природе так, чтоб не нарушились природные связи. Меня раздражает одно: прежде чем мы уничтожим себя, мы уничтожим планету.

Объект исследования : село с.Сизый Бугор

Задачи исследования:

1.Развивать и умение выражать своё отношение к литературным произведениям.

2.Развить интерес и уважительное отношение к экологическим проблемам своей местности.

3.Воспитание любви к природе.

Методы исследования : подбор и поиск необходимого материала; анализ материала; подведение результатов.

Научно-практическая значимость . Материалы моего исследования можно использовать для проведения внеклассных мероприятий, в конкурсной работе.

Обоснование выбора темы: Название темы говорит само за себя. Мы предлагаем окунуться в проблему нашего села.

Гипотеза: Выяснить, влияет ли загрязнение территории на экологию села?

Начало работы: весна 2017 г.

Конец работы : работа продолжается.

2) Теоретическая часть:

- Что такое экология?

Экология – наука об охране окружающей среды.

Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834-1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания.

Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия.

Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии - науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.

Мне кажется, что сегодня понятие «экология» ближе всего к изначальному пониманию греческого термина «oikos (обиталище)+ 1оgоs (учение)» как науке о собственном доме, т.е. о биосфере, особенностях её развития и роли человека в этом процессе.

Добавлю от себя: и его поведения в этом доме.

Экологические проблемы села.

Какие же экологические проблемы мною выявлены в селе?

Наше село отличается красотой домов, заборов, магазинов…
Дома ухожены, заборы покрашены, вдоль улиц, у некоторых, посажены цветы и фруктовые деревья. По традиции люди подметают, убирают свой двор и улицу. Но «цивилизация» отложила и плохой след. В настоящее время мы часто наблюдаем мусор, к которому люди стали привыкать. Это пластиковые бутылки, плёнка, мешки с мусором. Неряшливый вид придают разбитые дороги. На каждой улице есть заброшенные дома, которые являются местом скопления мусора, тайно вывезенного нерадивыми хозяевами.

Свою работу я начала с анкеты, адресованную школьникам, в которой одним из вопросов был следующий: «Какой бы вы хотели видеть природную среду в родном селе?». У всех был один ответ: чистая вода, чистый воздух, плодородные почвы, отсутствие опасных загрязняющих веществ.

А какова реальная ситуация?

Кратко охарактеризовав нынешнее состояние окружающей среды и сравнив с тем, что мы хотели иметь, вывод будет таким: «То, что мы имеем, явно отличается от того, что мы хотим».

Есть такие места, как памятники антисанитарии, которые вызывают стыд за своих сельчан. На фотографии все, что осталось от здания детского сада, клуба.

Я провела исследование и зафиксировал места с антисанитарным состоянием: территория бывшего клуба, поля, берега, кладбище.

В настоящее время поле превратилась в свалку мусора: навоза, пластмассовых бутылок, бытового мусора. Это настоящий рассадник различных болезней.

Люди сами, не подумав о последствиях, лишают себя прекрасного места отдыха.
Удастся ли восстановить его? Я думаю, что это возможно. Ведь некоторые жители села пытаются расчистить берег, восстановить прежний вид. Это ещё один пример того, что стихийных свалок допускать нельзя. Возвратить прежнюю природу почти невозможно.

Всё в наших руках.

Негативное влияние мусора.

Мусор – это твердые бытовые отходы (упаковочная пластиковая тара, алюминиевые банки, стекло, очистки и отходы пищевого сырья, бумага и т.д.), отходы промышленных предприятий, последствия выгула собак на газонах и др. Мусором завалены некоторые закоулки села, обочины автомобильных дорог…

Откуда берётся мусор?

Основные источники мусора:

Человек

Транспорт

Магазины

Безусловно, большее внимание нужно обратить на человека. Идя по улицам, мы, не задумываясь, бросаем бумажки, окурки сигарет, любой ненужный мусор, очищая свои карманы. Еще ужаснее видеть картину, когда мусор выбрасывают из окон домов или транспорта. Ученые подсчитали, что если каждый человек бросит хотя бы по одной бумажке в день, то наши улицы будут покрыты плотным слоем бумаги.

Влияние на здоровье жителей села.

Разлагающийся мусор выделяет огромное количество токсичных веществ, являющихся причиной многих заболеваний. Изменения в растительных сообществах, опосредованное влияние на фауну нашего края. Эрозия почв, снижающая плодородие и способствующая изменению структуры почвы. Приведу некоторые факты образования ядовитых веществ, как следствия разложения органических и минеральных составных мусора. При сжигании таких веществ, а так же под действием ультрафиолетовых лучей образуются вещества, которые являются очень ядовитыми. Сплавы, содержащие кобальт, отрицательно влияют на содержание гемоглобина крови. Мусор, содержащий продукцию электронной промышленности, может нарушать функцию печени, а их пары разрушают слизистые оболочки. Металлические покрытия, содержащие кадмий, разлагаясь, вызывают разрушение нервной системы. Гальванотехника, сплавы, припои содержат олово, которое также отрицательно действует на нервную систему. Ртутные батареи, лампы, различные виды красок могут вызвать психические расстройства и глухоту.Борьба с мусором.

Основными способами борьбы с мусором являются: повышение культуры населения села. У нас в школе созданы специальные экологические программы, участие в акциях, в субботниках, классные часы… Усиление контроля за чистотой улиц, введение административных наказаний за несоблюдение правил поведения на улицах и установление урн и мусоросборников на территории села. Одним из путей окончательного решения проблемы мусора является сжигание его. Многие жители села пользуются этим методом. Но этот метод экологически вредный, т.к. при горении многие вещества образуют большое количество ядовитых соединений, вызывающих ряд заболеваний, в том числе и онкологических.

Другой метод - вторичная переработка сырья. Но данный метод для наших сел является чем-то из области фантастики.

Самый эффективный метод на сегодняшний день - это агитационная работа. Ведь не зря говорят, что «чисто не там, где прибирают, а там, где не мусорят». А значит нужно довести до сознания каждого жителя необходимость содержать своего родного села в чистоте.

Практическая часть:

Фотографии о состоянии села

на март 2017 г.

Субботники в школе.

«Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая!»

На школьном субботнике

На школьном субботнике
Отличные работники.
Прибрать сегодня село
Пришли и стар и молод.

Собрались пенсионеры
Чистить улицы и поля.
– Вам помощники нужны?
Предложения слышны.

Это вышел первый класс
На уборку в первый раз.
Только слышится: – Давай!
На работу налетай!

Кто-то мусор собирает,
Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится,
Всюду радостные лица.

На школьном субботнике
Все дворники, все плотики.
Даже беспокойный житель
Помогать пришёл сегодня.

Никто ни с кем не ссорится,
У всех работа спорится.
Четвёртый класс решил на «пять»
Село к празднику прибрать.

Н. Анишина

Задание для школьников 4-5 классов:

Как вы представляете «Экологию родного села».

(рисунки)

Исследование: как долго сохраняется мусор в воде и почве.

Свалки являются рассадником крыс, мышей, многочисленных насекомых.

Известно, что скорость разложения обычной бумаги в природных условиях около 2-х лет, металлической консервной банки – около 90, полиэтиленового пакета – около 200 лет, а стеклянной банки – около 1000 лет, а большинство пластиков не разлагаются.

Эти цифры я могу подтвердить своим исследованием: как долго сохраняется мусор в воде и почве.

Поместим мусор из разных материалов: бумага, пластик, метал, фрукт.

В емкость с водой

В емкость с почвой

Посмотрим, что происходит с мусором:

Опустился на дно

Остался на поверхности

Остался на поверхности

Через неделю

Без изменений

Без изменений

Разбухнет

Начала распадаться

Следующая неделя

Произошли изменения

Без изменений

Разложился

Через неделю

Без изменений

Без изменений

Разбухнет

Небольшие изменения

Через неделю

Незначительные изменения

Без изменений

Сильные изменения

Сильные изменения

Страшно подумать, что ожидает нас в скором будущем: мы окажемся заложниками самих себя, мы окружим себя горами мусора.

Заключение

Зелёный мир - такой я хочу видеть планету и свою малую родину. Природа – наше общее достояние и общий дом. В последнее время в этом доме становится жить всё труднее и неуютнее. Всё в нашем многосложном мире взаимосвязано, природа хрупка и ранима, а последствия грубого, безумного отношения к животному и растительному миру могут быть катастрофическими. А ведь планета у нас одна, одна на всех землян и другой не будет. Каждый житель несёт ответственность перед всем человечеством за сохранение природы для нынешнего и будущего поколений.

Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет,пластмасса – 500 лет.

Можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку; старые игрушки отдать в детский сад.

Каким я вижу своё село через 10-20 лет?

Весна, утро, парный воздух, зыбкий солнечный свет, белизна стволов берез, пение птиц, летом на клумбе села море цветов и счастливый смех детей.

Жил на свете мудрец, который знал ответы на все вопросы. Решили ученики посрамить учителя. Один из них взял в ладони бабочку. И решили спросить мудреца: что у них в руках: мертвое или живое? Если ответит «мёртвое», то мы выпустим бабочку, а если ответит «живое», то сожмем ладони, и она умрет. Таким образом, в любом случае он окажется неправ. Но мудрец ответил своим ученикам…Что же он ответил им? ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ.

Давайте же помнить об этом: наше будущее – в наших руках.

Я хочу призвать всех жителей:

    поддерживать чистоту не только в своем доме, но и в своем дворе, на своей улице, в местах общего пользования;

    бережно относиться к земле, не засорять почву неорганическими бытовыми отходами (стеклом, полиэтиленом, железными баками и т.п.);

    не допускать необоснованной вырубки деревьев, кустарников;

    каждому жителю села посадить хотя бы одно дерево;

    активно участвовать в весенних и осенних уборках территории села;

Я хочу продолжить свою исследовательскую работу.

Родилась я в селе Сизый Бугор,
Что стоит у реки Бушма.
Как красиво здесь,
Как мне здесь мило всё,
Без неё даже жить не могу!
Выйду из дома-
Берег откроется
Даль чудесная видится мне
А весной, когда всё просыпается,
Часто там, у людей на виду,
Скворцы ходят так важно,
И на них я часами гляжу.
Очень жаль мне, конечно, что речка
зарастает сплошь мусором по берегам!
Рыбы меньше уже в реке водится,
Но вороне всё ни по чем!!!
Как же хочется родному селу
Пожелать развиваться, расти,
Чтобы в будущем наши потомки
Красоту эту видеть могли!!!

Список литературы

    Алексеева. Учебник «Экология»- М, Просвещение,2002 г. – 98 с.

    Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Просвещение, 1981.- 254 с.

    Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: Агенство "Фаир", 1998. - 320 с.

  1. http://socfil.narod.ru
  2. http://works.tarefer.ru

В.И.Литвинова МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №11, г. Томск
Слово "экология" прочно вошло в нашу жизнь. Мы наблюдаем экологизацию всех сфер жизни, она включает в себя разные аспекты - философские, экономические, географические, социальные, этические и др. Отсюда появилась экология родного края, области, города, дома, души, "экологический паспорт", "экологически чистые продукты" и т.п. Вспомним, что такое экология. "Эко" - то, что находится вне, вокруг нас. Есть перевод с греческого: "ойкос" - дом, жилище, местопребывание и "логия" - изучаю. Экология - наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Проще говоря, экология изучает среду, которая окружает любое живое существо, в том числе и человека, а сам термин имеет более широкий смысл.
В последнее время появилось много изданий на экологическую тему, в том числе о Томской области. Этот материал можно использовать для работы с детьми на занятиях по экологии, ведь Томск - это наша среда обитания, а значит, на нас влияет состояние природы Томской области. Томские экологи предлагают много способов защиты природы. Например, одним из мероприятий по улучшению окружающей среды является благоустройство и озеленение населенных мест - создание парков, скверов, садов, бульваров, уличного и внутриквартального озеленения, защитных зеленых зон вокруг промышленных предприятий. Необходимо и видовое разнообразие насаждений. Об этом заботятся Горзеленхоз, "Ботанический сад", цветоводы. Город с каждым годом становится краше. Как уберечь труд людей от вандализма? Один из выходов - воспитывать людей красотой.
Равновесие в природе легко нарушить, жизнь живых существ очень хрупка. Мы видим это и в своей жизни: из-за загрязнения воздуха и воды люди болеют. Природные ресурсы истощены. Как сохранить то немногое, что еще осталось? Как рационально использовать? Как сохранить и улучшить свою среду обитания? Знания об этом нужно дать детям доступно их чувственному, эмоциональному и умственному развитию. Необходимо заложить базовый минимум экологических знаний для последующего экологического обучения в школе.
Несколько лет я разрабатывала тему: "Экология родного края". В Томской области много природных зон, полезных ископаемых, многообразен мир растений и животных. Можно найти много тем для экологических исследований на занятиях с детьми. Например, в Томской области много залежей глины, песка, гравия. Свойства этих объектов неживой природы можно вволю поисследовать - и полепить из глины, и поиграть с водой у фонтана, и "ловить" воздух в мыльные пузыри, и попытаться обточить камни, имитируя приливную волну, а делать "куличи" из песка можно круглый год - для этого есть специальный стол-песочница. Для всех этих опытов есть много места в Зимнем саду, не каждый педагог захочет "такое" устроить в групповой комнате. В своей работе я использую программы С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой,
Н. Кондратьевой (программа "Мы"), другие пособия по экологии, адаптированные для работы в Зимнем саду. Одни из лучших, на мой взгляд, - "Экология для детей", "Эколобок", "Мурзилка" Л.Н. Ерда- кова. Его издания о среде обитания очень помогают в работе. Темы, представленные в его пособиях, можно развивать бесконечно, равнодушных детей на занятиях не бывает. Занятия проводятся в Зимнем саду, на участках ДОУ. Территория ДОУ очень интересна: есть небольшие фрагменты "дикой" природы, есть несколько сосен, под которыми каждый год растут маслята, есть участок с березами и небольшая лужайка, где растут то подберезовики, то белянки, то сыроежки или свинушки. Эти темы, конечно, тоже исполь-зуются на занятиях. В Зимнем саду представлены разные виды комнатных растений, есть "Живой уголок", где живут ежик, морская свинка, кролик, хомячок, черепахи, попугаи, рыбки, улитки и другие живые существа. Ситуации с животными проигрываются на занятиях: нельзя приносить из леса ежей, потому что мы не сможем найти им много насекомых для питания, ежи зимой спят, а в Зимнем саду жарко и шумно - не уснешь. Детей пытаемся заставить вести себя тихо, ведь Зимний сад - это маленький лес, от шума все зверюшки и букашки (паучки, улитки и др.) попрячутся, и они никого не увидят. Дети гордятся Зимним садом, это видно, когда они приводят родителей и показывают им любимую зверюшку.
Вся программа "Экология родного края" разбита на блоки:
"Неживая природа". Сюда входят темы: "Вода", "Воздух", "Почва", "Камни и минералы", "Космические тела", "Солнце", "Луна", "Созвездия и лунный календарь", "Космические путешествия".
II. "Живая природа и ее взаимосвязь с неживой". Здесь мы знакомимся с биологическими объектами Томской области, города, Зимнего сада, их жизненными циклами; экосистемами пресных водоемов, болота, тайги, др. лесов. В течение учебного года
много практической работы в Зимнем саду по уходу за животными и растениями, посадкам растений для себя, для детского сада, озеленения территории ДОУ. Сюда входит и тема "Человек как живое существо".
"Экология нашей среды обитания". Здесь мы проводим экологические исследования города, детского сада, дома, работаем с "Экологическим паспортом", "Красной книгой", говорим об охране природы.
"Наша планета в опасности". Здесь мы говорим о загрязнении воды, воздуха, почвы; о поведении человека в природе, на улице, дома; проводим экологические мероприятия, праздники и развлечения.
Дети на занятиях узнают об экосистемах Томской области, других районов Сибири и земного шара, ведь ни для кого не секрет, что где бы мы ни жили, мы все равно влияем на природу всего мира. Об этом в последнее время все чаще пишут ученые и передовые люди нашего времени. Обострение экологических проблем в нашей стране и за рубежом ставит под угрозу существование людей во всем мире. Уже не только природа Земли требует охраны, но и человечество - как частичка этой природы. Нужна интенсивная просветительская работа по формированию у населения экологической культуры природопользования. В системе образования основы экологического сознания и культуры закладываются в дошкольном детстве. Но существующие программы - в основном, ознакомительные с окружающим миром. Педагоги формируют у детей гуманное отношение к живым существам, это, безусловно, положительное отношение к природе, но уже недостаточное. Нужно экстренное изменение сознания людей и отношения к природе.
Несколько лет назад вышла из печати "Красная книга Томской области". Это официальный справоч-ник, составленный томскими экологами. Оказывается, на территории Томской области нуждаются в охране 180 редких и исчезающих видов животных, растений, грибов из-за сокращения их численности в результате деятельности человека, а некоторые виды могут исчезнуть. Несмотря на различные мероприятия по сохранению природы Томской области, проводимые сотрудниками "Облкомприроды", экологическими организациями и "Обществом по охране природы", культура населения низкая. Примеров этому много, не будем на них сейчас останавливаться.
Дошкольное детство - это начало формирования личности человека, его отношения к себе и к окружа-ющему миру. Как маленький человек научится относиться к окружающему его миру, так во взрослой жизни будет применять приобретенные знания. Дети инстинктивно тянутся к природе, к живым существам. В этот период своего развития они все познают своими органами чувств, пытаются осознать сущее. Поэтому важно сформировать у детей осознанно-правильное отношение к природным объектам и явлениям, которые окружают его. Трудно полюбить то, чего не знаешь. Чем больше дети узнают о природных объектах нашего города, области, тем бережнее будут относиться к ним, тем лучше начнут понимать свои потребности в чистой и здоровой среде и пище. Здесь важна роль педагога - как он преподнесет эти знания, такими эти знания останутся если не в памяти ребен- ка, то где-то в подсознании. У наших детей сейчас благотворное время для осознания себя в окружающем мире, когда они подрастут, у них появятся обя-занности, учеба в школе, работа, увлечения. Занятия проводятся разными способами: это и беседа, и практические занятия, и наблюдение, и общение с живыми объектами. Дети обсуждают на занятиях, в каком доме им бы хотелось жить, какой должен быть двор возле дома, какая квартира и пр. Во время такой беседы не педагог учит детей, как и где им жить, а дети высказывают свое внутреннее желание, потребность в экологичной, эстетичной и гармоничной с природой жизни. Дети учатся не бездумно относиться к окружающим их вещам природы и быта, а находить целесообразность их использования, например: сажать деревья в городе для чистого воздуха; старые вещи, еще годные к носке, можно отдать другим; пластиковую посуду можно использовать повторно и т.д. Дети приобретают практические навыки и умения. Например, сеют семена растений. Сначала они узнают что внутри "спит" маленькое растение; потом - как "разбудить" и вырастить его - согреть руками, посадить в землю, полить, поставить в светлое теплое место, а если сделать не так, то семечко не проснется. Дети на занятиях знакомятся с жизнью природных объектов, например, с жизнью деревьев. Как растут, стареют, что с ними происходит, когда они состарятся и упадут на землю. К деревьям можно прикасаться, они теплые даже зимой. Дерево может помочь в трудные минуты жизни: тополь заберет грусть, береза подарит радость, исцелит. Ребенок учится находить помощь у растений. "Посмотри на цветок, удивись, порадуйся", - эти слова и нам могут помочь. Так налаживается гармоничная связь ребенка с природой. Идет воспитание через природные объекты: какой красивый мох, шишка под ногами - не будем брать, пусть останутся здесь, здесь они красивые, здесь они на месте, это чей-то дом, чья- то еда. Все в природе целесообразно, если убрать одно звено пищевой цепочки, то может произойти эколо-гическая катастрофа. В процессе общения с живыми существами восстанавливается душевное равновесие, здоровье ребенка. Особенно интересно детям знакомиться с природными зонами томского района - их глаза загораются. Если быть внимательным, то можно много увидеть и узнать о том, что не где-то в Африке, а недалеко, в соседнем лесу, например, увидеть хорька, зайца. Дети начинают фантазировать, включая себя в различные ситуации. Это своего рода тренинг правильного экологического поведения.
Или работа с "Экологическим паспортом" - на нем нанесены все деревья и кустарники, растущие на участках ДОУ, значки птиц, насекомых, растений и других живых существ, обитающих или иногда появляющихся на территории детсада. Дети подсказывают, какую птицу или букашку еще нужно обозначить на "Экологическом паспорте".
Родители помогают знакомить детей с уникальными местами города, области - это заказники, особо охраняемые территории, памятники природы (озера, родники и др.), Сибирский ботанический сад, университетская роща, потом рассказывают о своих поездках. Мы вместе обсуждаем, как хорошо отдохнуть на природе и не навредить ей. Это традиционные места отдыха томичей, сбора дикоросов. Никакой милиции, экологических инспекций не хватит охранять эти места. Нужна добрая воля людей, экологическая куль-
тура и экологическое мировоззрение. Как мы справились с этой задачей покажет недалекое будущее.
В результате четырех лет экологического воспитания и образования дети должны отличать живую природу от неживой; знать о жизни и потребностях живых организмов, об экосистемах Томской области; научиться гуманно относиться к животным уголка природы, ухаживать за растениями Зимнего сада; обладать элементарной экологической культурой: не бросать мусор, не ломать деревья и проч.

Живая природа - главное достояние нашей Земли, в ее недрах развивалось и за ее счет существует человеческое общество. Она удовлетворяет наши пищевые потребности и обеспечивает главные условия жизни людей на планете - состав воздушной среды, защиту от космического излучения, чистоту вод, плодородие почв, смягчение климата.

Для человека растительный мир выступает как растительные ресурсы. Эти ресурсы, особенно леса, в Башкортостане значительны. Леса занимают около39% территории края. В соседнем Татарстане площадь лесов составляет всего17% территории. Запасы древесины позволяют развивать лесную, лесохимическую и другие отрасли промышленности.

Весьма важна водоохранная роль лесов. В них накапливается больше снега, которым питаются реки. Особенно важны для нас горные леса, питающие реки, предохраняющие склоны гор от размыва. Если истощить леса, то можно нанести непоправимый урон не только Башкортостану, но и соседним областям, поскольку иссякнут реки, вытекающие на равнины.

Леса являются источником жизни многочисленных растительноядных животных, в тесной связи с которыми существуют и хищные животные.

Из отрицательных качеств, несколько снижающих ценность лесных ресурсов республики, отметим их неравномерное распределение. Около 70% площади лесов приходится на Горный Башкортостан, где лесистость достигает более 80%. В результате интенсивной вырубки площадь лесов Башкортостана сократилась за последнее столетие вдвое. Из-за распашки пострадала степная растительность. Степные участки страдают и от неумеренного выпаса скота.

Различные животные, населяющие территорию республики, представляют для нас животные ресурсы. Как и растительность, животный мир значительно истощен человеком. Давно исчезли дикие лошади, сайгаки, бобры, благородные олени. Уменьшилась численность медведя, выдры, норки. Иногда считают, что хищные животные приносят ущерб.

Рассмотрим противоположное - положительное воздействие человека на растительный и животный мир. Это воздействие выражается в охране, рациональном использовании и восполнение растений и животных. В этом направление сделано и делается многое.

1. Созданы три заповедника - Башкирский Государственный заповедник, Шульганташ и Южно-Уральский. На территории этих заповедников охраняются редкие виды животных и растений.

2. Организованно 15 государственных охотничьих заказников и 12 заказников по охране лекарственных растений. 148 природных объектов объявлены памятниками природы.

3. Решаются охраны, и восстановления лесов - создаются полезащитные лесонасаждения, проводятся посадки лесов, ведется работа по предотвращению лесных пожаров, создаются школьные лесничества и зеленые патрули.

4. Многое сделано для охраны и восполнения животных: поселены ценные животные - американская норка, марал, выхухоль, ондатра, речной бобр. Растет поголовья лося.

5. Взяты под охрану многие животные, например бурый медведь, марал, косуля и др.

6. Проводится зарыбление озер, водохранилищ и прудов.

7. Ведется борьба с браконьерами, которые нарушают сроки и места охоты, а также рыбной ловли.

Предстоит сделать еще многое. Необходимо отказаться от потребительского отношения к лесным ресурсам. При это следует заметить принцип "сколько нужно" на иной - "сколько можно". Лесные ресурсы называются возобновимым и исчерпаемым. Мы можем заготавливать древесину лишь в пределах годичного прироста лесов, а не сколько вам нужно. "Вырубил дерево, посади два", - говорят лесоводы, но, к сожалению, до настоящего времени в республике высаживается в среднем 20 тыс. га, а вырубается 27 тыс. га.

Все наши мероприятия хорошо помогут живой природе края только в том случае, если каждый из нас прочно осознает важность бережного отношение к лесу, лугам, птицам, животным. Общаясь с природой, убеждайте себя: "Это наш общий, а значит и мой лес, моя река, озеро. Я должен беречь все это. Кто же сохранит этот мир если не я".

Сама жизненная практика подсказывает: экология природы без экологии души немыслима. Мы жутко истребляем растительный покров земли, гордых и независмых животных, всю красоту, которой и только держится жизнь.

Природа предстает перед нами во всей своей красе и величии. Мы любуемся ею, она бескорыстно дарит нам радость.

Но почему же тогда встречаются ребята, которые разоряют птичие гнезда, засоряют родники или речки, ломают деревья? А то и жестоко распровляются с кошкой или собакой…

Как надо воспитовать нынешнее подрастающее поколение, поколение 21 века? Как развивать экологическое сознание, бережное отношение к природе? Это сложная задача. Не так-то выработать в человеке экологические привычки. Ведь нам не понятно поведение тех, кто срывает цветок и не задумывается над тем, что этот цветок гибнет. Что необходимо сделать, чтобы леса, поля, реки, наши братья меньшие-звери и птицы не страдали от жестоких рук браконьеров? Как остановить от непродуманных действий? В конечном счете пострадает сам человек-частичка природы.

Какие пути, формы и методы используется для воспитания человека неравнодушного, который будет настоящим сторожем и хозяиномприрдных богаств нашей планеты?

Ущащиеся должны получать ответы на вопросы: почему нельзя бросать мусор везде, где можно в лесу разжечь костер, почему нужно сажать цветы и почему нельзя ломать ветви деревьев и другие.

Дорогие ребята и гости! Наша конференция посвещена одному из самых актуальных вопросов нашего времени-взаимоотношению человека с природой. (рассказать 1 лист и реферат).

Вашему вниманию предлогаются выступления на темы: Экоглогическое состояние нефтяной отрасли в нашего края, Охрана и рациональное использование растительного и животного мира, Экологические проблемы нашего края, Охрана экологической среды-дело каждого.

Литература

1. В.Н. Кузнецов. "Экология России" Хрестоматия. АО "МДС".

Страница 4-5.

2. Хисматов М.Ф., Сухов В.П. "География Башкортостана". Учебник для 9го класса. - Уфа: Китап. Страница 41-43.

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ

ЭКОЛОГИЯ РОДНОГО ГОРОДА

Секция «ЭКОЛОГИЯ»

Житкевич Лолита Викторовна

9-А класс

Руководитель

Коммунальное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Алчевск Луганской обл. Украина

Полноценная жизнь общества невозможна без учета экологической составляющей в любой сфере деятельности. Каждый человек, независимо от своего возраста и положения в обществе, осознает свою зависимость от здоровой и безопасной окружающей среды. Я проживаю в городе Алчевске, для которого экология - один из самых проблемных вопросов. И не только из-за техногенной катастрофы на сетях теплоснабжения в 2006 году, после которой об Алчевске заговорили во всем мире, когда учащихся на месяц эвакуировали в другие города Украины, чтобы мы не замерзли в школе и дома. Это все-таки уже в прошлом. А беспокоит меня настоящее и в еще большей степени - будущее города. Мне в нем жить, в нем будут жить мои будущие дети, и хочется, чтобы они жили долго. И горько слышать, когда приезжие шутят в наш адрес: «Алчевск – город молодых» – то есть до старости здесь не доживают или «Когда Жиловка смеется, Лиман плачет и наоборот» – то есть разные районы города задыхаются в дыму из заводских труб в зависимости от направления ветра. Но это действительно так. Поэтому вопросы экологии волнуют всех жителей города и можно наверняка сказать, что это самый актуальный вопрос нашей жизни. Однако ничего нового я не открою, новизну в работе найти трудно, хотя осмысление ситуации и попытки найти какие-то решения ее, я считаю, уже началом изменения сознания. А если это произойдет у всех жителей города, то ситуация обязательно изменится к лучшему.


Но для начала немного о нашем регионе, о Луганской области. Луганщина – один из самых неблагоприятных по экологическим условиям регионов Украины. На территории области из 1500 предприятий и организаций угольной, металлургической, химической и нефтехимической промышленности и энергетики расположено 106 предприятий только угольной промышленности . В течение года выбросы одного предприятия в среднем составляют около 2 тысяч тонн в год. Такие высокие показатели формируются в основном за счет выбросов метана и породных отвалов, которые склонны к горению. Ведь в области находится 537 породных отвалов, из них 66 – действующие и недействующие, которые горят. Также остро стоит вопрос о последствиях закрытия шахт – из 109 шахт, ликвидируемых по всей Украине, 40 шахт закрыли только в Луганской области, а это вызывает ощутимое ухудшение экологической обстановки. Основным источниками загрязнения атмосферы остается угольная отрасль, объемы выбросов которой в среднем составляют до 200 тысяч тонн ежегодно, или до 40% валового объема выбросов области. Второе место занимает энергетическая отрасль – 156 тысяч тонн, или 30% от областного объема. Что касается выбросов предприятий металлургической промышленности, то они составили 87 тысяч тонн, или 17%, а производство кокса и продуктов нефтепереработки – 23 тысячи тонн, или 5% от всех выбросов области. 123 предприятия используют в технологическом процессе около сорока тыс. тонн разнообразных сильнодействующих веществ. В атмосферу выбрасываются ежегодно около 500 тыс. тонн загрязненных веществ трехсот наименований, более трех четвертей их – не очищены. Высокий удельный вес промышленности в хозяйственном комплексе области, недостаточное оснащение предприятий пыле-, газоулавливающими устройствами привело к снижению в воздушном бассейне содержания кислорода и повышению количества токсических веществ, воздух перенасыщен сернокислыми газами, двуокисью азота , окисью углерода, фенолом, аммиаком , коксовым газом и т. п.. Пылегазоочистительное оборудование на заводах изношено либо устарело, и ядовитые газы уходят прямиком в небо.

Ни для кого не секрет, что в Луганской области расположены 7 экологически опасных объектов общегосударственного значения. Только за 9 месяцев прошлого года в атмосферу было выброшено почти 400 тысяч тонн загрязняющих веществ. Значительное влияние на загрязнения атмосферы оказывают промышленные предприятия, которые расположены в черте города. Самую сильную нагрузку на воздушный бассейн оказывают предприятия Луганска – до 30% от всех стационарных выбросов, Краснодонского угольного района – 22%, Алчевска – 21%, что связано с металлургическим производством, и Лисичанска – 7%, за счет производства нефтепродуктов.

О том, что в городе занимаются решением экологических проблем, говорится и пишется в газетах очень часто. Мол, все под контролем. Но стоит посмотреть, например, на наш снег и становится все ясно без всяких цифр.

Вместо белоснежных сугробов на улицах лежит снег, смешанный с сажей, причем серым, а потом и черным он становится на второй-третий день после выпадения. Иногда с неба падает рыжая пыль, от которой отмыться крайне сложно. Снег припорошен сажей не только в непосредственной близости от производства, но и на детских площадках , рядом со школами, больницами и железнодорожным вокзалом. В мои домашние обязанности входит ежедневно вытирать пыль с подоконников, где она собирается черным слоем – при закрытых окнах, а многие хозяйки вытирают ее и утром и вечером.

Возможно, причиной этого является то, что 25% промышленной продукции Луганской области производ ится на территории Алчевска. Однако экологическая ситуация в Алчевске катастрофическая. Чем мы дышим - тому, кто не испытал на себе, трудно даже представить. Предельно допустимые концентрации (ПДК) превышаются по многим ингредиентам; выбросы в атмосферу в год составляют более 1 тонны на одного жителя и свыше 2 тыс. тонн на 1 кв. км. Варианты сокращения выброса вредных веществ в атмосферу двумя градообразующими предприятиями – металлургическим и коксохимическим заводами рассматривают не только руководители заводов, но и экологи всех уровней. Ведь в санитарно-защитной зоне оказались четыре школы и одно лечебное учреждение. Но корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (стратегический инвестор меткомбината) организовал дополнительную «индустриальную зону» - запустил кислородно-конвертерный цех с производством стали 8-10 млн. тонн в дополнение к объему производства уже имеющегося завода. В сумме это более 15 млн. тонн, что составит не менее 40% всей стали, производимой ныне в Украине. При этом заработная плата на местных предприятиях - одна из самых низких в отрасли; она, к примеру, в семь раз ниже, чем на заводах в Польше и Венгрии, которые Алчевск обеспечивает металлом.


Практически на всей территории области среда проживания для человека оценивается как критическая. В области самая низкая на Украине продолжительность жизни, 85% детей рождается с различными патологиями и отклонениями, в нашем городе самым распространенным заболеванием, особенно у детей, являются бронхит и другие болезни органов дыхания. Поэтому Луганщину необходимо признать зоной чрезвычайного экологического бедствия.

Я уже не говорю о воде, которую мы пьем. В подземном водоносном горизонте скопилось около 5 млн. тонн минеральных солей и свыше 230 тонн амино- и нитросоединений. Высокая степень загрязнения природной среды при большой плотности населения (500 чел. на 1 кв. км.) приводит к высокому уровню заболеваемости. Ч астота случаев онкозаболеваний и туберкулеза в городе вдвое превышает среднеобластные показатели. С экологической точки зрения ситуация с водными ресурсами еще хуже, чем состояние воздушного бассейна. Из 284 очистных сооружений сточных вод, что имеются в области, 172 не отвечают санитарно-гигиеническим нормам , поэтому сбросы загрязненных сточных вод в Алчевске увеличились в 5 раз.

Конечно, сложно совместить желание развивать промышленность – а наши заводы это зарплата жителей города, их основной источник дохода – и уменьшить выбросы в атмосферу при производстве металла, но что-то делать же нужно! И хотя говорит мэр города: «Выбросы на тонну продукции ПАО «АМК» в прошлом году уменьшило с 28 кг до 25», все равно загрязненность воздуха в городе колоссальная, и существенно ситуация не меняется.

Мы с моей руководительницей раздобыли данные городской санитарно–эпидемиологической станции и лаборатории гидрометеослужбы о степени загрязнения воздуха. Для оценки качества атмосферного воздуха применяются отношения средних за год концентраций примесей к их среднесуточным предельно допустимым концентрациям (ПДК), а также индекс загрязнения атмосферы – ИЗА. ИЗА – суммарный индекс загрязнения атмосферы, который рассчитывается по пяти наиболее распространенным вредным веществам (пыли, диоксиду серы, оксиду углерода, диоксиду азота и формальдегиду или фенолу).

Состояние атмосферного воздуха города Алчевска проанализировано по 4 показателям (взвешенные вещества, оксид углерода СО, диоксид азота NO 2 и диоксид серы SO 2 ) за период с 1996 по 2011 г. г. Изменение максимально–разовых и среднесуточных концентраций загрязняющих веществ в атмосфере г. Алчевска за период с 1996 по 2011 г. г. представлены в графическом виде на рисунках 1 и 2.

font-size:10.0pt;line-height:150%;color:#0D0D0D">Годы

Рисунок 1 – Максимально–разовые концентрации загрязняющих веществ

font-size:14.0pt; line-height:150%;color:#0D0D0D">Рисунок 2 – Среднесуточные концентрации загрязняющих веществ

На основании проанализированных данных можно сделать вывод о превышении норм ПДК по всем четырем показателям с тенденцией роста, причем максимально–разовые показатели дают наибольшее превышение норм ПДК по взвешенным веществам, а среднесуточные – по диоксиду серы.

Для расчета ИЗА в г. Алчевске мы воспользовались данными городской санитарно–эпидемиологической станции и лаборатории гидрометеослужбы. Расчет ИЗА произведен по пяти показателям (взвешенные вещества, оксид углерода СО, диоксид серы SO 2 , диоксид азота NO 2 и фенол) за период с 2006 по 2011 г. г.

В Алчевске зафиксирован наивысший в Луганской области объем вредных выбросов в атмосферу. Он превышает норму на одного человека в 4 раза.

На рисунке 3 приведены значения индекса загрязнения атмосферы ИЗА города Алчевска за период с 2006 по 2011 г. г. по данным городской санитарно–эпидемиологической станции и лаборатории гидрометеослужбы.

letter-spacing:-.2pt">Рисунок 3 – Значения ИЗА города Алчевска за период с 2006 по 2011 г. г.

По данным гидрометеослужбы состояние атмосферного воздуха г. Алчевска относится к категории «Повышенное загрязнение атмосферы», а по данным городской СЭС – к категориям «Высокое» и «Очень высокое загрязнение атмосферы». Такое разночтение данных можно объяснить следующими причинами.

Во–первых, у горСЭС и гидрометеослужбы посты располагаются в различных точках (рисунок 4). Посты гидрометеослужбы (на карте обозначены синими каплями) треугольником охватывают практически всю территорию города по обе стороны от промплощадок ПАО «АМК» и ПАО «Алчевсккокс». А посты горСЭС (на карте обозначены красными крестами) расположены практически на одной прямой и не охватывают всей территории города. Кроме того, необходимо учесть, что расположение постов горСЭС в юго–восточном направлении от источника выбросов является наиболее загрязненным, поэтому значения ИЗА по данным горСЭС более высокие, чем по данным гидрометеослужбы.

Во–вторых, гидрометеослужба выполняет мониторинг атмосферного воздуха по количеству проб на каждом посту регулярно, а наблюдения горСЭС по количеству проб можно отнести только к эпизодическим.


Рисунок 4 – Расположение постов гидрометеослужбы и горСЭС наблюдения за состоянием атмосферного воздуха

Я считаю, что для улучшения экологической ситуации в городе и регионе необходимо:

пересмотреть ПДК, ориентируясь на европейские нормы;

не допускать размещения в городе новых предприятий по производству металла;

привлекать к ответственности и наказывать по всей строгости закона руководителей и собственников предприятий, загрязняющих атмосферу, причем штрафы за невыполнение возложенных на них обязательств должны увеличиваться за каждый просроченный год.

Использованная литература

1. , Яцюк екологii та охорона навколишнього природнього середовища. - Львiв: Афiша, 20с.

2. Бровдій В. Світ, в якому ми хочемо жити / В. Бровдій, О. Гаца, Н. Куруц // Космос, Земля, Природа, Екологія, Людина / В. Бровдій, О. Гаца, Н. Куруц. - К., 1997. - С. 29-37.

3. В. Экология. Природа-Человек-Техника.: Учебник для студентов техн. направл. и специал. вузов / , .- Под общ. ред. ; М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

– 43 с.

4. Отчет Алчевского городского центра мониторинга окружающей природной среды «Разработка рекомендаций по организации и проведению мониторинга состояния окружающей среды г. Алчевска» – Алчевск, 2012. – 98 с.

5. Отчет ДонГТУ «Исследование и анализ влияния антропогенных факторов на окружающую природную среду и разработка рекомендаций для создания системы экологического мониторинга города Алчевска» - Алчевск, 2012. – 82 с.

6. , Денщик и самоорганизация: Шахтерские города Донбасса в период реструктуризации угольной промышленности: социальное и экологическое измерения.– Луганск: Альма-матер, 2001.

7. Белов. По публикациям из городских газет (страницы истории). Донецк: «Донеччина», 2008гс.

8. Официальный сайт Алчевского городского совета . http://www. al. /ru/

Это – фото снега двухдневной давности и ручьев, текущих после таяния снега в районе завода.


МКОУ «Солдатская основная общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области

Внеклассное мероприятие на тему

«Экология родного края»

Цель: формирование ответственного отношения к природе родного края.

Задачи:

  • Воспитать бережное отношение обучающихся к природе родного края;
  • Формировать экологическую культуру учащихся;
  • Пополнить знания обучающихся по экологии;
  • Воспитание чувства любви к своей малой родине и чувства самосознания.

Оборудование: Презентации, компьютер, газеты на экологическую тему, физическая карта России, глобус, выставка книг, памятка «Правила поведения в природе», запрещающие знаки.

Ход классного часа.

Ученик: Кромсая лед, меняем рек теченье

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но, мы еще придем просить прощенье

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды,

Всё меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

Учитель: Человек не одинок в этом мире. Вокруг него существует окружающая среда. Окружающая среда это и вода, которую мы пьем и из которой мы состоим это и воздух, которым мы дышим, это и почва, на которой мы выращиваем растения, это и животные, обитающие в природе.

Все это существовало задолго до появления человека, а с появлением человека вся эта совокупность объектов изменилась.

Самая страшная из катастроф - антропогенная, т.е. уничтожение человека человеком. Еще на заре 20 века В.И.Вернадский сказал, что человечество становиться экологической и даже космической силой. И каждый живущий на Земле может убедиться в верности этих слов: человечество сотрясает землю, изменяет её облик. И природа мстит людям за такую победу. Земля не государство, её разделить нельзя. Невозможно разделить природу. Она живет по своим законам: птицы, рыбы, звери, насекомые, ветры и воды движутся по Земле, как двигались они сотни и даже десятки тысяч лет назад, не спрашивая разрешения.

Воды на Земле много, но необходимой для жизни - пресной воды - около 3%.А ведь высокие урожаи, жизнь человека, всего живого и многое другое зависит от достатка чистой воды, качественной. И для этого приходится бурить скважины, углублять колодцы, рыть каналы, сооружать дорогостоящие системы очистки и, несмотря на это, люди страдают без воды.

(Приложение №1 Значение воды Бабухина Анастасия.)

Учитель: Леса являются хранителями подземной воды. Удивительная способность живого дерева - испарять влагу,1 гектар березового леса испаряет 47 тысяч литров воды в день.

Велика роль Мирового океана. Мы называем его «безграничным», неисчерпаемым. Но сегодня океан бессилен перед деятельностью человека, и не только потому, что миллионы тонн нефти при перевозке радужной пленкой покрывают водные поверхности океана.

Чистый воздух становится дефицитом на нашей планете. Забирая кислород для своих нужд и выбрасывая огромные облака углекислого газа и других газов, человек уничтожает человека в человеке. В Белоруссии в 100раз увеличилась заболевания щитовидной железы у детей в связи с загрязнением окружающей среды. Ведь всё человечество в противогазы не оденешь, всю атмосферу через фильтры не пропустишь и не отгородишь одну область от другой. Заражение атмосферы Чернобыльской АЭС дошло до Читы. На неделимой Земле самое неделимое - атмосфера, и загрязнение её - всеобщая беда человечества. Земля не только наша кормилица, это наш дом, это место, где мы живём, отдыхаем, познаем мир. Это тайник ВСЕЛЕННОЙ. Ритмы нашей планеты неразрывно связаны с ритмом жизни всего живого. И если мы, люди, не будем помнить главного - биосфера - целостное образование, а мы при нашей гордости и разумности лишь часть ее. И если мы хотим сохранить человечество, мы обязаны хранить природу Земли.

Помнить об этом наш долг. Помнить и включаться в работу по охране природы. Эта работа во имя человечества и человечности.

Ученик: Земля, какая она?

Земля рождает прозрачные ручьи и потоки, миллионы стеблей и колосьев, пускает птиц в облака, зверей- в леса. Земля принимает в себя все дожди, снега, туманы, мохнатые семена и гладкие зерна.

Могучей Волги плавные просторы,

Не знающие края ширь степей

Леса, поля, долины, реки, горы,

Весь светлый облик родины моей.

Наша планета названа землёй по недоразумению. На воду приходиться 4/5 территории, но она неравномерно распределена на планете. А она нужна людям, растениям, предприятиям. Но пресной воды становится всё меньше.

80% заболеваний связано с использованием недоброкачественной воды. Вода рек, морей, океанов сдержит десятки тысяч тонн различных вредных солей, ядовитых веществ, нефтепродукты.

Учение: Черные пятна.

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине.

Черные раскачиваются пятна

На крутой, разгневанной волне.

Стали люди сильные, как боги,

И судьба ЗЕМЛИ у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках,

Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век.

На ЗЕМЛЕ уж белых пятен нету,

Черные. Сотрешь ли, человек?

Учитель: Проблемы рационального использования ресурсов мирового океана могут быть решены только при условии тесного сотрудничества всех государств.

Моря и океаны, реки и озера составляют 80% поверхности суши. Морские растения обогащают воздух кислородом больше, чем растения суши. Тепло океана влияет на климат Земли. Океан- кухня погоды.

Ученик: Мне снится немая как камень Земля,

И небо, нагое, без птицы,

И море без рыб и без корабля, Сухие, пустые глазницы,

Учитель: Масштабы воздействия человека на природу постоянно увеличиваются.

Где же выход?

Учёные предлагают создать безотходные производства, чтобы не сбрасывать грязную воду в реки, на предприятиях строить очистные сооружения.

Ученик: Крик о помощи.

А природа опять то предельно проста,

То одета в цветастые перья….

Удивляет меня не её красота,

Удивляет ее терпенье.

И когда сквозь асфальт лепестков пятерня

Продирается после полуночи, Я не радуюсь силе ЗЕМЛИ.

Для меня это прежде всего- крик о помощи!

Учитель: «Чистота- залог здоровья». И нам страшно представить, во что превратилась бы наша планета с ее улицами, городами, если бы не вывозили мусор. Через 10-15 лет он покрыл бы нашу планету слоем толщиной 5 метров. Сжигать отходы нельзя, т.к. при этом загрязняются почва, воздух, вода и выделяется при этом очень много ядовитых газов. Говоря об охране окружающей среды, мы должны знать и о здоровье наших квартир в которых мы проводим большую часть нашей жизни.

(Приложение №2 Здоровье наших квартир Игин Никта.)

Учитель: Дороже золота, дороже серебра окружающая нас природа, и будущее нашей Земли зависит от нас!

Нам под ответственность дана

И вся Земля и вся страна.

Будущее нашей планеты ЗЕМЛИ, океанов, полей, морей, озер, рек в наших руках.

(Приложение №3 Исследовательская работа. Охрана окружающей среды от бытового мусора. Грибанова Марина)

Ученик: Стон ЗЕМЛИ.

Вращаясь в космосе в кругу своей орбиты,

Не год не два, миллиарды лет,

Я так устала, плоть моя покрыта

Рубцами ран, живого места нет.

Терзает смоль мою больную душу,

И яды травят воды чистых рек.

Все то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек,

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идёт моя руда.

А что мне стоит только штат Невада?

Его подземных взрывов череда,

Зачем друг друга люди так боятся?

Что позабыли о своей Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

ОЧНИТЕСЬ, ЛЮДИ, ПРИЗОВИТЕ СТРАНЫ, ЧТОБЫ МЕНЯ ОТ ГИБЕЛИ СПАСЛИ!

Учитель: Отношение к живому - сплошной противоречивый акт сознания, ума, чувства, воли человека. И только в человеческой душе есть место красоте. Человек становиться более нравственным благодаря тому, что им овладевает желание сохранять и охранять окружающую среду.

Спасти Природы чудные творенья

От бесхозяйственного истребленья,

Таков призыв! Таков у нас закон.

Но всё ж немногого достигнет он,

Пока к сознательности нет стремленья,

Внося в природу только разрушение.

Но мы хозяева своей Земли.

Использование верное нашли

Путем познания ПРИРОДЫ нашей милой.

Испокон веков верой и правдой природа служила человеку.

Сегодня радости и мудрости природы оборачиваются болью, богатства - утратой, доброта - жесткостью. Есть такое выражение «цветущий край».Так называют земли, где знания, опыт людей, их привязанность к природе поистине творят чудеса.

Находясь в лесу, на реке соблюдайте правила пожарной безопасности, не допускайте поломки кустарников, рубки деревьев, засорения местности, разорения муравейников, гнездовий птиц.

Ученик: Только берегите эту Землю

Берегите ЗЕМЛЮ! Берегите!

Бабочку на листьях повилики.

На тропинке - солнечные блики,

На камнях играющего краба.

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным простором,

Ласточку, мелькающую в поле!

Берегите Землю, берегите!

Учитель: Ребята, теперь обращаемся к вам. Когда бываете в лесу, на рыбалке, на отдыхе, в поле, берегите нашу природу, природу нашего родного села.

Будем наш край украшать, охранять,

Будет наш край хорошеть, расцветать.

На отдыхе (сценка)

Мы приехали на речку воскресенье провести,

Тут сидят и там сидят, отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли и поляночку нашли,

Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.

И как будто нам на зло - даже битое стекло.

Мы по бережку прошли, место новое нашли,

Но и тут до нас сидели тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

«ЭЙ, ребята!» - крикнул Дима,-

Вот местечко хоть куда,

Родниковая вода,

Чудный вид, прекрасный пляж,

Распаковывай багаж.

Мы купались загорали,

Жгли костер, в футбол играли,

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели,

И остались на полянке у потухшего костра

Две разбитых нами банки,

Две намокшие баранки

Словом мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести,

Но свободного местечка возле речки не найти.

И только в человеческой душе есть место красоте.

Природа требует награды

За драгоценные плоды,

И лишь одно природе надо,

Чтоб люди были к ней добры

Ученик : Крик души

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу - прислушайся ко мне,

Не убей последнего медведя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на Земле осталось что- то.

От чего щемит в моей груди.

Викторина:

Что такое экология?

Какие экологические проблемы существуют в нашем районе, селе?

Какие вы можете предложить меры по охране природы нашего села?

Какие меры по устранению экологических проблем принимаются в нашем селе, районе?

Какие редкие и охраняемые растения встречаются в нашем селе, области?

Каких охраняемых животных Курской области Вы знаете?

Каких охраняемых животных можно встретить в лесах нашего села?

Назовите особо охраняемые территории Курской области?

Что может сделать каждый из нас по улучшению экологического состояния нашего села?

Используемая литература

1 Энциклопедия »Википедия»

2Красная книга Российской Федерация.

3Красная книга Курского края

4 Природа и люди М., просвещение 1990 год