Детская экология. Экологическое воспитание детей: зачем это нужно Что рассказать детям об экологии

Оксана Ляскина
Из опыта работы «Экологическое развитие детей младшего возраста»

Экологическое развитие детей младшего возраста

(из опыта работы )

В настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии . Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родной области, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране – одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

В дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания . Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

В настоящее время идет поиск путей экологического воспитания детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание – это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии , которые он усвоил в процессе обучения.

Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания – умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового. Но, получив необходимую сумму знаний и имея желание поступать правильно, человек не всегда реализует свои потенциальные возможности в реальной жизни.

В результате исследований Л. С. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н, Николаевой, А. М. Федотовой и других признано, что экологическое воспитание дошкольников – это формирование у детей бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте . Установлено, что в дошкольном возрасте возможно сформировать дифференцированное представление о живом и неживом. Необходимо прививать детям доброту, ответственность по отношению к природе и людям, живущим рядом.

Часто из – за отсутствия таких знаний ребята не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать так, чтобы эта работа стала привлекательной для детей .

Основная цель моей работы :

Создание благоприятных условий для .

Для достижения цели наметила следующие задачи :

1. Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе; обогащать представления детей о растениях , животных, человеке, а так же об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Учить обращать внимание, рассматривать, обследовать, прислушиваться, называть, что увидел, передавать особенности голосом, в движениях. Узнавать объекты и явления в природе, на картинках, различать их, называть.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе обращения с природой : доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

4. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями уголка природы.

5. Воспитывать любовь к родному краю, умение правильно вести себя в природе;

Работу по экологическому воспитанию надо начинать с младшего возраста . Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические и физиологические особенности детей данного возраста . Это значит, что воспитатель должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниям что – то новое.

Первый уровень ознакомления детей с природой является самым низким. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями, процессами, трудовыми операциями) вне связи друг с другом. При организации педагогического процесса на этом уровне дети приобретают определенную сумму знаний о строении и свойствах живых и неживых объектов, овладевают необходимыми трудовыми операциями. Только на первом уровне процесс обучения строится в группах младшего возраста . Это объясняется как малым жизненным опытом , так и особенностями мышления детей , которое в этом возрасте является наглядно – действенным.

За основу своей работы взяла общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой и парциальную программу, по которой работает наше дошкольное учреждение «Люби и знай свой край» .

Из программы я выбрала разделы, с учетом возрастных особенностей детей , которые способствуют расширению у детей элементарных экологических знаний .

В каждом разделе я выбрала темы наиболее знакомые детям этого возраста . С учетом возрастных особенностей разработала конспекты занятий , план работы с родителями . А итогом нашей работы были экологические досуги , развлечения , создание тематических альбомов и продуктивная деятельность детей .

Работа по экологическому воспитанию проводится в разных формах : индивидуальная, подгрупповая, фронтальная форма занятий, прогулки, дидактические игры экологического содержания . Ведущей деятельностью детей младшего дошкольного возраста является ИГРА .

В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании .

В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой . Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников , применением новых видов игровой деятельности.

В ходе экологического воспитания детей младшей группы использую различные методы : наглядные (наблюдение, демонстрация) ; практические (игра, труд) ; словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт ) .

Для поддержания интереса детей к деятельности я использую :

Стихи и загадки;

Игровые приемы;

Иллюстративно – наглядный материал;

Метод моделирования;

Игры «Хорошо – плохо» ;

Сказки познавательного характера, потому что сказки более приятны и доступны детям для развития познавательных способностей.

Одним из условий познавательного развития детей в ДОУ является правильная организация и экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию , но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.

Эколого- развивающая среда – это понятие , которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе детей .

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.

Эколого- развивающая среда в детском саду должна способствовать :

познавательному развитию ребенка ;

эколого-эстетическому развитию ;

оздоровлению ребенка;

формированию нравственных качеств;

формированию экологически грамотного поведения;

экологизации различных видов детской деятельности.

Создавая эколого- развивающую среду , необходимо учитывать период обучения, сезонность.

Модель экологической предметно- развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты : уголок природы, уголок по экспериментированию, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства, уголок по театрализованной деятельности.

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей . Ребенок младшего дошкольного возраста видит окружающий его мир «глазами и руками» . Потребность действовать с предметами, играть с ними неукротима : ребенок всё хочет взять в руки, опробовать предмет в действии. Маленький ребенок познает мир по принципу : что вижу, с чем действую, то и познаю.

В группе имеется уголок для экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком . Так же, при помощи родителей собрано много материала на развитие тактильных ощущений ; жёлуди, шишки, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. С помощью упражнений в сенсомоторном уголке помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов и как следствие развитию творческих способностей и проявлений.

Познакомить детей с природой , воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под моим руководством с удовольствием поливают цветы в соответствии с обозначениями на горшках (на горшках наклеены знаки о мере потребности растения в солнце, воде, правилах ухода) наблюдают, ухаживают за ними. Дети нашей младшей группы стараются запомнить трудные названия растений, правила ухода.

Работа в уголке природы формирует практические умения взаимоотношения с природой, обогащает представления детей о растениях , развивают эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний. Для закрепления материала был сделан лепбук по теме «Комнатные растения»

На подоконнике расположен мини огородик, где в пластиковых нарядных бутылках растут лук, петрушка, укроп, фасоль. В нашем природном уголке также есть макет «Деревушка Коровкино» , в котором расположены макет деревянного домика, забора и фигурки домашних животных. Наши дети с увлечением играют с фигурками животных, обыгрывают различные ситуации. Хотя бы такое общение очень важно для ребенка. Поэтому в образовательной деятельности я широко использовала наглядные пособия, предметы, которые ребенок может взять в руки.

С целью обогащения знаний детей я в своей работе по экологическому воспитанию использую художественную литературу природоведческого содержания.

Это помогает мне учить детей глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми младшего возраста .

Театрализованная деятельность продолжает знакомить детей с окружающим миром , развивает интерес к миру животных, доставляет детям радость. Свои знания они переносят в самостоятельную театрализованную деятельность, используя при этом настольный, кукольный театр, уголок для ряженья. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей , пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память , внимание.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста . Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка , для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому в своей работе широко использую разнообразные игры : дидактические, экологические , настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные.

Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному. Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей . Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.) . Самые первые наблюдения я организовывала с детьми : за изменениями температуры – на улице тепло, холодно, жарко; за осадками – идет снег, дождь и т. д. При этом я не просто констатировала факты, а использовала различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и значительное внимание уделяю работе с родителями . Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного . В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую , как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (экологические игры , посещение открытых мероприятий)

Мой опыт работы показал , что работу всегда надо начинать с проведения анкетирования, индивидуальных бесед. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей , поэтому все работы детей вывешиваются , выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами , поделками, рисунками других детей . Ну а самое главное в экологическом воспитании это личная убеждённость педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей , воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у коллег, родителей и дошкольников.

Результатом моей работы по формированию экологических представлений у младших дошкольников явились положительные результаты. Повысился уровень экологической культуры и знаний у детей ; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей сформировалось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе все связано между собой. Малыши с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают интересующие их вопросы. Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам. Родители принимали активное участие в создании условий для экологического воспитания детей : оформление и разбивка цветников на участке; приобретение растений в уголок природы, развивающих игр .

Опыт моей работы показывает , что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию младших дошкольников , в интересной, занимательной форме, поможет детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру.

Список литературы :

1. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М., 2005.

2. Кондратьева Н. Н. «Мы» Программа экологического образования детей / Н . Н. Кондратьева и др. – СПб., 2003-240 с.

3. Николаева С. Н. Юный эколог . Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 2 -4 лет . - /Мозаика- синтез, 2010.

4. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми младшего возраста . Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1983.

5. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка // Дошкольное воспитание. -2000.

6. Рыжова Н. А. Экологические игры в детском саду . - М. ; Изд. Дом «Карапуз» , 2001 - 432 с.

Уровень цивилизации стремительно рвется ввысь по принципу - больше, любой ценой, быстрее, переступив закон, не смотря ни на что. И что мы получаем в итоге? Окружающей природе все труднее приходится справляться с нашествием человечества, загрязняется атмосфера выхлопными газами автотранспорта и дымящих труб, не давая возможности получить и глоток свежего воздуха.

Вырубка человеком лесов приводит к утрате привычной среды обитания животными и птицами, что приводит к их гибели. Почва и вода заражены стоками и отходами производств, удобрениями, нефтепродуктами, уничтожающими все живое. Природа не успевает восстанавливаться, залечивать раны, которые люди наносят бездумными и варварскими методами, ради сиюминутной выгоды искажая лицо Земли.

Экология – не детская проблема

Можно и нужно объяснять ребенку правила грамотного отношения к окружающей среде и последствия неграмотного природопользования. Можно написать массу рекомендаций и трудов по воспитанию у подрастающего поколения экологической сознательности.

Но разве будет это эффективно, если самые родные и близкие люди, которым он верит и подражает, жгут костры, разбрасывают мусор, уничтожают редкие растения? Может, стоит, в первую очередь, начать с самого себя, и тогда любое занятие на тему экологии упадет на благодатную почву.

Может быть и ребенок, вооруженный знаниями, сможет изменить отношение взрослых к окружающему миру, и с возрастом его убеждения только окрепнут и это будет другое поколение – относящееся с любовью к своей родине – планете Земля.

Экологичность ребенка

Ребенок, в отличие от взрослого, с самого рождения не отделяет себя от окружающего мира и жадно тянется ко всему живому, и мышление разрушителя экосистемы у него абсолютно отсутствует. Крайне необходимо не разрушить это хрупкое сознание единства с природой, привить такие ценности, как бережливое отношение к природе.

Ведь формирование человека с экологическими взглядами возможно только с ранних лет. Именно этот период характеризуется у человека формированием представления об окружающем его мире и осознания существующей в природе взаимосвязи.

Важно на самом начальном этапе преподнести ребенку личный опыт общения с природой, так как в нежном возрасте дети реализуют ценности и нормы, усвоенные от взрослых. Взрослый – первоначальный образец экологически культурного человека.

Стремление приблизиться к благам цивилизации изолировало большую часть населения планеты от природы. Мир изменился, и наши дети живут в бетонных джунглях среди пластика, стекла, металла и асфальта.

Но стремление приблизиться к живому еще близко каждому человеку, поэтому мы стремимся привнести в дома и офисы, квартиры и служебные помещения частицу природы в виде комнатных растений, аквариумов, домашних животных и птиц.

А во время отдыха предпочитаем слушать пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и шелест листвы. Любой удобный момент используется для прогулки за город, в зоопарк, сквер, или тенистый двор.

Можно использовать каждый такой момент для привлечения детей к экологическому воспитанию , красоте и таинствам природы, чтобы с самого раннего детства маленький человек чувствовал общность с ней. Каждому родителю известно, что чистый и свежий воздух – благо для ребенка, необходимость для здорового развития.

Приобщение малыша к богатому миру окружающей среды позволяет взрослому сознательно развивать его личностные качества, желание и интерес к познанию природы, сочувствие к тяготам жизни животных, сострадание.

Такое воспитание раскроет для вашего малыша уникальность и причудливость жизненных форм в природе, привьет необходимость ее сохранения, научит бережно и уважительно обходиться с природой.

Такой воспитательный метод поможет вам вырастить из вашего ребенка не эгоиста и не даст ему чувствовать себя «пупом Земли», то есть, у него будет шанс не заболеть болезнью современности – «эгопупизмом».

Положительный опыт общения с природой, совмещенный с познанием и положительными переживаниями, вызовет у вашего ребенка только добрые эмоции, подарит устойчивую психику и душевное равновесие. А это является основой психического здоровья - фактором, укрепляющим организм и обеспечивающим физическое здоровье ребенка.

Несколько фактов о детях и экологии

  • Неблагополучные экологические факторы окружающей среды становятся причиной более 60% случаев острых респираторных заболеваний, и именно они становятся причиной ежегодной гибели детей в количестве более 2-х миллионов.
  • Техногенные нагрузки комбинированного типа, особенно радиационно-токсические, выступают в качестве «факторов риска» в процессе развития дисфункций головного мозга у дошкольников.
  • В детских садах городских территорий, где отмечается повышенный уровень пестицидных и комбинированных нагрузок окружающей среды, выявлен наибольший процент детей с нарушениями физического развития.
  • У подростков, проживающих в городах с высоким уровнем загрязнения, отмечается повышенное артериальное давление.

Перечень заболеваний различного характера, вызванных у детей плохой экологией, достаточно внушительный. И родители, в первую очередь, обязаны позаботиться о здоровье своего ребенка в моральном и физическом плане. Экологическое воспитание каждого гражданина Земли станет гарантом будущего всего человечества в целом.

Приобщение ребенка к тайнам природы можно проводить, как в естественных условиях во время прогулки, так и при помощи книг, детских передач, фильмов, игр, при посещении зоопарков, музеев естественной природы, при выращивании комнатных растений и заботе о домашних питомцах.

Удивительный и разнообразный мир комнатных растений вызовет интерес ребенка, вовлечет его в процесс наблюдения, заботы, сопереживания, разовьет в нем эстетические и нравственные качества.

Купите собачку, котенка, попугая…

Редкий ребенок не просит в свой день рождения друга в виде домашнего животного, которое способно принести радость не только малышу, но и всем членам семьи. Этот пушистый или пернатый друг очень похож на нас - может ходить и плавать, лазать и бегать, есть, пить и любить, привязываться.

С любым питомцем удивительно интересно общаться, так как специфическое позитивное влияние на ребенка нельзя недооценивать. Многообразие современного рынка домашних животных может удовлетворить самый взыскательный вкус и пристрастия.

Хомячки, морские свинки, попугаи, рыбки, тараканы, черепахи, муравьи – все станут в вашем доме частицей живой природы, от самых традиционных кошек и собак до самых экзотических и редких рептилий.

Просматривая телепередачу и читая книгу, прогуливаясь в парке и наблюдая за муравейником в лесу, или гуляя в зоопарке, какой бы момент времени вы не выбрали для экологического воспитания детей , вы можете быть уверены, что урок пойдет на пользу.

Наверняка ваши дети не сломают ветку и не пнут щенка, не раздавят жука и не сорвут цветок, не выбросят мусор мимо урны. Прививая ребенку моральные нормы экологического воспитания, вы можете быть уверены, что маленький человек и большая природа будут вам благодарны за свое здоровое будущее.

И ваша игра с экологической направленностью станет гарантом взрослого, ответственного и бережливого отношения к природе Гражданина Земли.

Прежде, чем рассказать детям обэкологии, надо сначала поговорить с ними о природе.Природа - это солнце, звёзды, воздух, вода... Это деревья, птицы, звери, бабочки... И человек - это тоже часть природы.

Но природа - это не беспорядочный набор живых и неживых предметов и явлений.

Природа - это единый дом, в котором все нужны друг другу: от огромного Солнца до самой маленькой мошки.

А экология - это наука о законах жизни природы.

В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме.

Главный закон экологии - всё связано со всем.

Природе нужны зайчики и волки,ядовитые грибы и съедобные, красивые бабочки и кусачие комары.

А ещё дождь, снег, и чистый воздух.

Но человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба.

Много-много лет люди брали у природы всё, что хотели, не задумываясь о последствиях.

Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания.

Вместо лесов появились пустыни, высохли озёра и реки, и даже целое море - Аральское.

Природе плохо и ей надо помочь.

Леса, луга, реки, озёра - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля.

Надо жить в мире и согласии со своими соседями.

Ко всему, что движется, и растёт нужно относится бережно.

Помни простые правила поведения в природе:

  • Не лови и не приноси домой здоровых детёнышей лесных зверей и птиц.
  • Береги лягушек, жаб, головастиков, они поедают большое количество насекомых, с которыми человеку приходится бороться.
  • Не убивай никаких змей - они тоже нужны природе. (Если, конечно, никому не грозит смертельная опасность).
  • Не лови бабочек, стрекоз, жуков, они тоже нужны природе.
  • Не разоряй в лесу муравейники, муравьи - санитары леса.
  • Не ломай веток на деревьях.
  • Не оставляй за собой мусор на природе.

Если все люди будут относится хорошо к окружающему их миру природы, то Земля будет кормить человека ещё много-много веков.

Расскажите своим детям об экологии и сами не забывайте об этом, если хотите пить чистую воду, купаться в озёрах и реках, дышать чистым воздухом, питаться здоровой пищей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Самые редкие животные в мире.

Рыжий волк (Canis rufus) сильно пострадал от предрассудков фермеров восточной части США, где он обитает. По мнению фермеров, волк – причина абсолютно всей порчи скота. На самом же деле эти выводы были многократно преувеличены. Такое интенсивное истребление привело к практически полному исчезновению рыжих волков. Из трех подвидов этого вида два уже вымерли, остался лишь Critically endangered. Этот подвид занесён в Международную Красную книгу. К началу 21 века численность рыжего волка ограничивалась 270 особями.

Флоридская пума (Puma concolor coryi) – единственная пума, занесенная в Красную книгу. Основная причина вымирания, конечно же, - человек и его деятельность. Этот подвид обитает в США (штат Флорида).

Дальневосточный леопард (Panthera pardus orientalis ) – еще одно редкое животное. Как у большинства исчезающих видов, причиной упадка численности этих прекрасных зверей стала деятельность человека. Люди, поселившиеся на землях дальневосточных леопардов, вытеснили их, а зверей, не пожелавших уйти, истребили. Вот и результат: численность дальневосточных леопардов сократилась до 30 особей в России и около 10 в Китае.

Яванский носорог (Rhinoceros sondaicus) встречается только в природе. Содержать этих животных в неволе ещё никому не удалось. Да и, вероятно, уже никому не удастся, ведь яванских носорогов осталось меньше 60-ти особей, а нелегальная охота на них продолжается…

Золотистый лемур (Hapalemur aureus), долгое время не встречался исследователям, пока в 70-х годах учёные не наткнулись на одну популяцию этих животных. Впоследствии было обнаружено ещё несколько популяций, но общее число всех золотистых лемуров, эндемиков Мадагаскара, не превышает 130 особей. Эти лемуры зависят от бамбука, поэтому его вырубка наносит большой вред этим зверькам.

Квинслендский вомбат (Lasiorhinus krefftii) – ночное растительноядное млекопитающее. Уничтожение естественной среды обитания привело к тому, что квинслендские вомбаты остались только в охраняемой зоне – Национальном парке Квинсленда – в количестве около 113 особей.

Голубой ара (Cyanopsitta spixii) больше не встречается в дикой природе. Все оставшиеся представители этого вида содержатся в неволе у частных коллекционеров. Последний дикий самец исчез не так давно – в 2000 г. Попытки восстановить численность голубых ара в их естественной среде не удалась во многом из-за того, что причина уменьшения численности птиц не устранена - браконьеры, вырубка лесов и африканские пчёлы, занявшие дупла для гнездования голубых ара. Тем не менее, работы по спасению вида продолжаются. В 2007 г в неволе содержалось 90 птиц, а в 2010 уже 105.

Нелетающий попугай какапо (Strigops habroptilus) – представитель ночных токовых птиц, обитающий в Новой Зеландии (её эндемик). Эти птицы становятся крайне редкими в основном из-за завезённых хищников (крыс, кошек и других) и копытных, а также деятельности человека. Несмотря на то, что вольерное содержание какапо переносят хорошо, разводить их в неволе трудно, так как эти птицы не образуют пар. На сегодняшний день существует около 62 какапо.

Японский, или красноногий ибис (Nipponia nippon). Эти птицы настолько редкие, что даже определить их численность и природоохранный статус очень сложно. Известно, что в начале 20 века их было около 100. Дальнейшие сведения (ближе к 50-м годам) говорили о резком снижении численности (примерно 27 птиц). Данные 60-х годов свидетельствуют о продолжающейся тенденции к снижению числа особей. Новых данных о японских ибисах нет, поэтому принято считать, что сегодня в мире существуют от 6 до 20 особей этих птиц.

Деятельность человека и его неосторожное вмешательство в природные экосистемы стали причиной гибели тысяч видов животных по всему миру. Тенденция такова: в год исчезают значительно большее количествовидов животных, чем открываются учёными.

Малышковый возраст, пожалуй, самый любопытный возраст, когда мир кажется большим, широким, просторным, а в нём помещается столько удивительных вещей.

Книги издательства «Самокат» познакомят малыша с разными экосистемами. Из них ребеночек сможет узнать, что за пределами его густо населенного места обитания есть и другой мир. Вернее, миры, ведь экокнижек от Катрин Вилле целых четыре!

Данная серия от «Самоката» – прекрасная новость для тех родителей, которые очень пекутся о сохранности окружающей среды. И всё дело в том, что серия иллюстраций от Катрин Вилле – это 100% экопродукт. Издатели с гордостью рассказывают нам, что тираж одной только книжки позволил спасти от уничтожения целых 11 больших деревьев.

Мой маленький сад. Катрин Вилле

Катрин Вилле в своих книгах знакомит маленького читателя с четырьмя экосистемами. Давайте, сначала заглянем в лес.

Чтобы мы не заблудились среди могучих сосен и дубов, с нами в ознакомительное путешествие отправляются целых три провожатых: лиса, белка и барсук.

Первым делом зверята рассказывают, где они живут – вооон среди этих деревьев и мхов. Белки живут, например, в дуплах, лисы и барсуки – в глубоких норах.

В лесу очень-очень интересно, потому что каждый уголок этого места – разный. В лесу можно встретить и дубы, и клены, и акации, и ели, и можжевельник, и ольху. Попробуй, разгадай, что это за листья, от какого оно дерева? Родители могут пояснить, как важны нам деревья. Но ведь не только нам – плодами и семечками, которые дают деревья, питаются разные звери и птицы.

А что звери кушают ещё? Правильно, грибы и ягоды. Но, исследуя мир, нужно быть очень внимательным, ведь как грибы, так и ягоды могут приносить не только пользу и наслаждение, они бывают и опасными для здоровья, ядовитыми.

Вместе с белкой мы отправляемся в небольшое лесное путешествие дальше и замечаем большую шишку! Посмотрите, как белка рада встрече – она обнимает шишку, чьи семечки – её любимое лакомство. Помимо шишек в лесу можно найти и желуди, и шиповник, и каштаны.

Но, чшш.. что это за шум? Кто это говорит оттуда, со следующей страницы? Ага… целый отряд невиданных зверьков и насекомых! Малышу будет очень интересно познакомиться с зайцем и енотом, с совой и летучей мышью. И ещё узнать много интересных вещей со страниц экологической книги.

Это не конец текста, жмите на цифру 2, чтобы перейти к просмотру следующей страницы.