Способы добывания, сохранения огня и разведения костра. Памятка по разведению костра и правила поведения при лесных пожарах Способы добывания огня

Информационный час

Тема: «Правила разведения костров»

Цель занятия : создать условия для ознакомления учащихся с правилами разведения костров, содействовать пониманию опасности костров.

Задачи:

Ознакомить учащихся с целями разведения костров, различными видами костров;

Формировать навыки правильного выбора места для безопасного разведения костров;

Формировать навыки учащихся по соблюдению правил пожарной безопасности и предотвращению различного травматизма;

Способствовать предупреждению возникновения пожаров в лесах.

Форма проведения : информационный час.

Ход урока

Учитель приветствует учащихся и призывает их быть собранными и внимательными, чтобы успешно усвоить новый материал. Желает учащимся интересной и плодотворной работы, обеспечивает положительный эмоциональный настрой и психологическую готовность к предстоящему общению.

Актуализация знаний

1. Какие природные комплексы являются «лёгкими» нашей планеты?

А) горы; Б) лес; В) болото; Г) пустыня.

2. Перечислите причины лесных пожаров.

А) брошенные окурки, спички;

Б) брошенные стеклянные бутылки, осколки;

В) удар молнии;

Г) не затушенные костры;

Д) сжигание сухой травы;

Е) неисправности выхлопной системы транспортных средств.

3. Лесные пожары, в зависимости в каких ярусах леса распространяется огонь, делятся на:

А) низовые; Б) верховые; В) подземные.

4. Скорость распространения лесного пожара зависит от:

А) площади загоревшегося леса;

Б) влажности окружающей среды;

В) ветра.

5. Перечислите ваши действия при обнаружении лесного пожара.

А) позвонить дежурному МЧС по телефону 101;

Б) если огонь небольшой - постараться потушить его своими силами;

В) быстро покинуть опасное место, ни кому не сообщать о пожаре;

Г) выходить из зоны пожара в наветренную сторону, перпендикулярно кромки пожара;

Д) при выходе из зоны пожара использовать рельеф местности (поляны, реки, озёра, ручьи, заболоченные места).

Введение

А теперь отгадайте загадку

Туристы в лагерь свой придут,

Его под вечер разведут,

Он будет долго полыхать,

Своим теплом их согревать (костер)

Для чего нужен в лесу костер? (ответы детей)

Сообщение темы и постановка задач

Правильно, без него нельзя решить проблему обогрева и сушки одежды, приготовления пищи и освещения во время автономного существования в природных условиях. Но костер костру рознь. Один из видов костра хорош для сушки одежды, другой - для приготовления пищи. Чем же они различаются? Какие виды и типы костров бывают? Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего сегодняшнего занятия «Правила разведения костров».

План:

1.выбор и подготовка места для костра, правила разведения костра, заготовка дров.

2.виды костров

3.действия в случае пожара.

Первый пункт нашего урока выбор и подготовка места для костра? Почему так важно уметь выбрать место для костра? (ответы детей).

Потому что в худшем случае при неправильном подборе места может начаться пожар.

Где можно разводить костер? Как вы думаете?

А как вы думаете, где нельзя разводить костры? (ответы детей).

Для поддержания огня следует позаботиться о дровах. Их можно заготовить засветло не только для приготовления пищи, освещения и обогрева лагеря.

Разведение костров может производиться с различными целями: для подачи сигнала бедствия, приготовления еды, сушки одежды, выполнения каких-либо ритуальных действий (праздники Масленицы, Купалы), но чаще всего их разжигают во время краткосрочного отдыха на природе. Наиболее опасен последний вариант.

Костер "шалаш", он же "пионерский", «пирамида».

Такой костер разводят, когда требуется получить много тепла за короткое время - быстро обогреться, просушить вещи. Костер очень жаркий и прожорливый, требует много дров. Дает много света, очень хорош, когда надо осветить лагерь.

Костер "Звезда" («Звёздный»).

Экономичный, долго горящий костер. Удобен для приготовления пищи и ночлега нескольких человек. Люди укладываются вокруг костра и периодически придвигают "свои" бревна к центру.

Костёр «колодец» (поленья сложены срубом). Даёт низкое и широкое пламя. Долго горит. Дает много тепла, годится и для приготовления пищи и обогрева, расход дров ниже, чем у "шалаша", но тоже высокий. Быстро дает много углей. Растопка ставится "шалашом", вокруг нее строится "колодец".

Костёр «таёжный» образуют несколько бревен длиной 2—3 метра, горит он долго, не требует частой подкладки дров. На нем можно готовить еду, сушить вещи и ночевать рядом без палатки. Несколько часов горит ровным пламенем, затем тлеет и даёт сильный жар.

Костёр «нодья». Даёт сильное широкое пламя. Греет со всех сторон. Долго горит.

Физкультминутка

Теперь давайте представим, что мы идем по лесу.

Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Я пою и ты поешь — раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)

Мы идем и мы поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)

Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шагаем на месте.)

Действия в случае загорания сухой травы или веток

Малые очаги пожара тушить, забрасывая песком, землей, заливая водой, затаптывая ногами. При косвенных признаках пожара оглядеть местность с возвышенной точки, установить очаг и. направление распространения пожара;

Почувствовав запах дыма, подойдите ближе, определите: что горит, в какую сторону дует ветер, какова опасность распространения пожара, наличие детей в зоне движения огня. Решайте сразу — будете ли вы пытаться тушить пожар или поспешите за помощью, т. к., переоценив свои возможности, вы рискуете потерять время и дать огню набрать силу. Сообщите о случившемся по ближайшему телефону или через посыльного в пожарную охрану.

Заливайте огонь водой из ближайшего водоема, засыпайте землей. Используйте для тушения пучки веток от деревьев лиственных пород или деревца длиной 1,5-2 метра, мокрую одежду, плотную ткань. Наносите скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая пламя; прижимайте ветви при следующем ударе поэтому же месту и, поворачивая, охлаждайте их таким образом. Затаптывайте небольшой огонь ногами, не давайте ему перекинуться на стволы и кроны деревьев. При распространении огня по кронам деревьев валите не тронутые пожаром деревья на его пути (кроной от места пожара).

Знакомство со статьями 15.29, 15.57, 15.58 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

1.Статья 15.29. Hарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках.

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках либо запрета на их посещение, не повлекшее причинение ущерба, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати пяти базовых величин.

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, повлекшее уничтожение или повреждение леса либо торфяников, если в этих действиях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от двадцати пяти до пятидесяти базовых величин.

2.Статья 15.57. Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов.

Незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках - влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.

3.Статья 15.58. Разведение костров в запрещенных местах.

Разведение костров в запрещенных местах, за исключением нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двенадцати базовых величин.

Закрепление новых знаний

Решение проблемных ситуаций (работа по вариантам).

Ситуация 1. Тебе необходимо посушить одежду. Ты ее повесишь поближе или подальше от огня костра?

Ситуация 2 . Случайно твоя шапка упала в костёр или лежит возле огня. Что надо сделать, чтобы она не сгорела: вытащить ее рукой или палкой?

Ситуация 3. Из костра выпал уголек. Что надо сделать: залить его водой, чтобы остудить, и бросить обратно в костёр или оставить догорать у костра?

Проверка знаний

1. На разведение костра была использована последняя спичка. Что необходимо сделать, чтобы сохранять добытый огонь длительное время:

а) постоянно поддерживать костер, организуя дежурство;

б) изготовить веник из сухих растений и поджечь;

в) наполнить ведро прогоревшими углями и поддерживать их тление;

г) поджечь сухой трухлявый пень;

д) наполнить ведро еловыми или сосновыми шишками и поджечь?

2. Каким должно быть место для разведения костра:

б) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 м;

в) место для разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега?

3. Какие основные обстоятельства для обеспечения безопасности вы будете учитывать при разведении костра:

а) костер должен быть защищен от сильного ветра ветками, палаткой, стенкой из камней и т. п.;

б) костер, разведенный в укрытии, выделяет угарный газ;

в) для обогрева разводится широкий костер, а для приготовления пищи — конусообразный?

4. Вас одиннадцать человек и вам нужно не только приготовить пищу, но и высушить мокрые вещи, согреться. Какой тип костра для этого вы выберете?

А) Костер "Звезда" («Звёздочка»). Б) Костер "шалаш".

В) Костер «таежный». Г) Костер "колодец".

Д) Костер "шалаш", он же "пионерский", «пирамида.

Подведение итогов

Понимать, любить и беречь природу, заботиться о ней, умножать ее бесценные богатства — долг каждого. Ведь любовь к природе — это частичка любви к Родине. Верным другом и защитником природы призван быть отдыхающий. Он обязан не только сам охранять ее, но и учить этому других. Бережно относитесь к лесу. Не рубите деревья и кустарники на шесты и колья для палаток, не ломайте ветви для устройства шалашей, подстилки и прочего. Для разведения костров используйте только валежник. Отходы и мусор сжигайте или закапывайте в землю.

Учитель подводит учащихся к осознанию достижения поставленных целей. Учащиеся формулируют правила безопасного поведения в лесу.

Рефлексия.

В заключение учитель просит продолжить предложения (на выбор)

На уроке я узнал (а), что...

Меня особенно удивило...

Я понял (а), почему...

Я бы хотел (а) узнать...

Я учился (училась)...

Я могу рассказать, научить…

Список использованных источников:

1.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Вангородский С.Н., Латчук В.Н.

2.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. (2011, 207с.).

3.Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Фролов М.П., Юрьева М.В. и др. (2012, 144с.).

Входя в лес, надо помнить, что разведение костров разрешается не всегда и не везде.

Как правильно разжигать костер:

Костер: Без него сложно представить любой поход. В первую очередь необходимы начинающему путешественнику. Иногда от умения развести огонь зависит даже жизнь человека. Для начала необходимо знать, как выбрать место для костра, как подготовить площадку, как заготовить дрова и растопку, и, самое главное, как разжечь огнь при любых погодных условиях и в любое время года

Выбор места: Перед тем как разводить костер, необходимо выбрать для него место (лучше укрытое от ветра и дождя каким –либо естественным укрытием, например, скалой). Желательно, чтобы это место было поблизости от воды. Главным условием является соблюдение правил противопожарной безопасности.

Не разводите огонь под кронами или между выходящими на поверхность крупными корнями. Нельзя также устраивать костры среди хвойного сухостоя и молодняка, а также на участках с сухой травой или на россыпях камней, между которыми скапливается много горячего лесного мусора.

Подготовка площадки: Расчистите участок диаметром метр-полтора от лесного мусора: травы, сухих листьев. Лучше даже снять верхний слов дерна, обнажив почку на участке большем, чем займет сам костер и по возможности обложить это место камнями. Делается это для того, чтобы избежать случайного распространения огня на сухую растительность, приводящего к лесному пожару. Очень опасно разводить костер в непосредственной близости от сухой травы и в сухом хвойном лесу, где пламя может быстро распространиться даже при слабом ветерке. Огонь, разведенный на торфяной почве легко зажигает слой торфа под дерном и потушить такой пожар очень трудно, так как пламя может появиться из-под земли лишь через несколько дней.
А если на земле лежит неглубокий снег? Расчисти место до земли. Глубокий снег плотно утопчи, сделай настил из сырых бревен и веток.

Топливо: его правильный подбор очень важен для костра. Сухие дрова из лиственных пород деревьев не дают дыма, тогда как сырая или гнилая древесина выделяет мало тепла, зато очень дымит. Древесина живой березы –слишком влажна. Мелкий сухой хворост дает сильное пламя, полностью выгорая за несколько минут. Дрова из лиственных деревьев с тяжелой плотной древесиной (дуб)

Растопка : это легковоспламеняющиеся материалы, используемые для быстрого розжига огня. Для этого применяют бересту, сухие щепочки, гнилушки из дупла, смолистые куски коры хвойных деревьев и так называемые « зажигательные палочки», которые делают из смолистых щепочек пней хвойных деревьев.

Растопку складывают в виде маленькой пирамидки, у основания которой оставляют небольшое отверстие, куда и вносят зажженную от прута зажигательную палочку.

После того как пирамидка разгорится, к ней подкладывают все более и более толстые куски дерева- сухие сучья, сухой валежник. Чтобы костер не погас от сильного ветра или дождя, его разжигают под каким либо укрытием: нависающем камнем, скалой.

Сырые дрова следует складывать вокруг костра, чтобы они быстрее просохли.

Добывание огня: спички обязаны остаться сухими для этого спички головкой до четверти длины обмакиваются в расплавленный воск и упаковываются вместе с кусочком «терки» в герметичный пакет или пенальчик. А еще огонь можно добыть с помощью увеличительного стекла, линзы от очков и других стекляшек. С помощью солнышка поджигают подготовленный мох, птичий пух, смолистая кора, измельченная листва.

Ввиду начала пожароопасного сезона обращаем внимание на меры пожарной безопасности.

В лесу недопустимо:

- пользоваться открытым огнем;

- выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах, а также стерню на полях, в лесу;

- разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках, в местах с сухой травой, под кронами деревьев, а также на участках поврежденного леса;

- употреблять на охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов;

- оставлять промасленный или пропитанный горючими веществами обтирочный материал;

- заправлять горючим баки двигателей, использовать неисправные машины, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

- оставлять бутылки или осколки стекла, так как они способны сработать как зажигательные линзы.

Виновные в нарушении этих правил несут дисциплинарную,

административную или

уголовную ответственность.

Правила поведения при лесном пожаре

Действия населения в зоне лесного пожара:

- окунитесь в ближайший водоем или накройтесь мокрой одеждой;

- для преодоления нехватки кислорода дышите через мокрый платок или смоченную одежду, пригнитесь к земле;

- определите направление ветра и распространение огня;

- выбрав маршрут выхода из леса в безопасное место, выходите только в наветренную сторону и вдоль фронта огня;

- приняв решение о тушении небольшого пожара, пошлите за помощью в населенный пункт;

- при небольшом пожаре заливайте огонь водой из ближайшего водоема, сметайте пламя 1,5-2 м пучком из веток лиственных деревьев, мокрой одеждой, плотной тканью;

- небольшой огонь на земле затаптывайте, не давайте ему перекинуться на деревья, не уходите, пока не убедитесь, что огонь потушен.

Телефоны службы спасения: 01, 112 (сотовая связь).

Предупреждение пожаров – основа нашей безопасности.

ПАМЯТКА

по разведению костра

правила поведения при лесных пожарах.

Выполнил: преподаватель ОБЖ Коваль А.П.

2012 г

Данный методический материал для проведения урока составлены по технологии "Развитие критического мышления", такие формы работы очень интересны для учеников и дают отличный результат качества обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ в 6 «В» классе.

Учитель: Богородская Марина Александровна

Технология: «Развитие критического мышления»

Тема урока: «Разведение костра с помощью спичек. Место для костра. Типы костров».

Цели урока:

Научиться выбирать и готовить место для костра, ознакомить учащихся с видами растопки, устройством костровища, правилами и способами разжигания костра, различными типами костров и обязательными правилами противопожарной безопасности;

Развитие критического мышления учащихся;

Воспитание бережного отношения к лесу.

Ход урока

1.Организационный момент

Представляем стихотворение "Костёр" русского поэта Саши Чёрного из замечательного цикла стихов "Детский Остров":
Эй, ребятишки,
Валите в кучу
Хворост колючий,
Щепки и шишки,
А на верхушку
Листья и стружку…
Спички живей!
Огонь, как змей,
С ветки на ветку
Кружит по клетке,
Бежит и играет,
Трещит и пылает…
Шип! крякс!

Давайте руки –
И будем прыгать вкруг огня.
Нет лучше штуки –
Зажечь огонь средь бела дня.
Огонь горит,
И дым глаза ужасно ест,
Костер трещит,
Пока ему не надоест…
Осторожней, детвора,
Дальше, дальше от костра –
Можно загореться.
Превосходная игра…
Эй, пожарные, пора,
Будет вам вертеться!
Лейте воду на огонь.
Сыпьте землю и песок,
Но ногой углей не тронь –
Загорится башмачок.
Зашипели щепки, шишки…
Лейте, лейте, ребятишки!
Раз, раз, еще раз…
Вот костер наш и погас.

I.Вызов

Без чего нельзя решить проблему обогрева и сушки одежды, приготовления пищи и освещения во время автономного существования в природных условиях, например когда вы заблудились в лесу или ваше транспортное средство потерпело крушение в безлюдной местности? (ответы учащихся. )

Ну конечно же, без костра. Но костер костру рознь. Один из видов костра хорош для сушки одежды, другой – для приготовления пищи. Чем же они различаются? Какие виды и типы костров бывают?

  1. Постановка вопроса.

Большинству людей кажется, что разжигание костра не представляет собой особого труда. Но даже в хорошую погоду не каждый сможет сделать это быстро, а уж разжечь костер в дождь превратится в проблему для многих. Не все знают, что существует разные виды костров. Как выбрать тот, который тебе будет наиболее полезен в данной ситуации?

–Итак, что же вы знаете о костре? С чем ассоциируется у вас это слово?

  1. Индивидуальная работа (1-2 минуты) – каждый ученик записывает в тетрадь все, что знает о костре.
  2. Обмен информацией в группах (парах) знаниями или информацией о кострах.
  3. Оглашение каждой группой фактов , все факты (сведения), записываются учителем в кластер (cluster- пучок, куст), одновременно устанавливая причинно-следственные связи. При составлении схемы происходит обсуждение мнений других групп, и ставятся пометки. Если есть сомнения: значок?, если сомнений нет, то значок +

И, конечно, всегда есть вопросы, которые требуют дополнительного уточнения. Вот на это и следует обратить пристальное внимание в последующем изучении данного материала.

II.Стадия осмысления

  1. Учащиеся работают с текстом (по листу), используя метод инсет (insert- пометки на полях).

Разведение костра

Принцип разведения костра сам по себе не сложен. Сначала зажигается растопка - какой-то материал, способный на небольшое время дать достаточно крупное пламя, чтобы от него занялись совсем тонкие сухие ветки толщиной со спичку. Затем подкладывают сучья побольше, приближающиеся по толщине к карандашу. Когда разгорятся и эти, кладут следующие, толщиной в палец. Так, постепенно кладут в костер все более и более толстые дрова. Понятно, что все дрова должны быть обязательно сухими.

На растопку обычно идет бумага, реже - береста. Надо только помнить, что снимать для растопки бересту с берез, растущих возле бивака, недопустимо. Бересту обычно запасают впрок, когда во время перехода находят гнилое или упавшее дерево. Опытные туристы часто обходятся без бумаги или бересты. В качестве растопки они употребляют либо очень тонкую лучину (почти стружку), которую берут из середины сухого полена, расколотого вдоль, либо то, что туристы называют паутинкой, - мелкие сухие веточки ели. Их почти всегда можно найти на крупной ели, если заглянуть под свисающие ветви у ствола.

Растопку обычно укладывают прямо на землю, а сверху на нее кладут веточки или лучинки из первой партии топлива, но не всю заготовленную паутинку или лучину, а только часть их, так, чтобы растопка не оказалась заваленной ими. Действительно, в такой укладке есть смысл: веточки или лучинки, лежащие в наклонном положении, легче разгораются. Растопку следует поджигать снизу - тогда она прогорит вся, до конца. Если зажечь растопку сверху, то нередко прогорает только ее верхняя часть, а затем пламя гаснет: огонь вниз распространяется очень плохо.

Виды костров

В справочниках и руководствах принято делить костры на дымовые, жаровые и пламенные. Дымовые костры используются для сигнализации и для отпугивания комаров, слепней, гнуса; жаровые - для приготовления пищи, просушки вещей, для согревания людей, если они ночуют без палатки у костра; пламенные - для освещения бивака и приготовления пищи.

Существует несколько основных видов таких костров (рис.24).

Рис. 24. Виды костров: 1 - "колодец"; 2 - "шалашик" ("конус");
3 - "звездный"; 4 - "таежный"; 5 - "таежный-2"; 6 - "таежный-3";
7 - "три бревна".

"Колодец". Два полена кладут на угли параллельно, на некотором расстоянии друг от друга; поперек них - еще два и т. д. Такая конструкция по внешнему виду, действительно, напоминает колодезный сруб. Она обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья обычно равномерно горят по всей длине.

"Шалашик" , или "конус". Поленья укладывают на угли наклонно к центру. При этом они частично опираются друг на друга. При такой конструкции костра дрова выгорают в основном в своей верхней части, но зато, благодаря близкому соседству их горящих частей, пламя получается мощным, жарким и концентрированным. Этот костер бывает выгоден, если нужно вскипятить воду или быстро приготовить что-нибудь в одном ведре, кастрюле, чайнике. Если же надо повесить на огонь не одну посудину, а несколько и, кроме того, желательно, чтобы все было готово одновременно, тогда "шалашик" не подходит. Тут лучше воспользоваться каким-нибудь другим видом костра, хотя бы тем же "колодцем".

"Звездный" . Поленья укладывают на груду углей с нескольких сторон по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре, и по мере сгорания дров их продвигают ближе к центру.

"Таежный" . Этот костер обязательно упоминается в туристских справочниках и руководствах. Однако, если взять разные справочники, окажется, что в них под этим названием описываются совсем разные конструкции, костров. Вот главные из них:
1. Костер складывают из длинных поленьев в два ряда, по два-три полена в каждом ряду. Оба ряда пересекаются под некоторым углом. При этом верхний ряд кладут так, чтобы он пересекался с нижним над грудой углей. Место горения приходится на пересечение обоих рядов.
2. Около углей кладут толстое полено; остальные кладут на него одним концом. Груда углей оказывается под ними.
3. Три-четыре полена укладывают на угли вплотную или почти вплотную друг к другу. Горение идет по всей длине поленьев, преимущественно в местах их соприкосновения.

Как видим, во всех трех случаях укладка дров в костер совершенно различная. Однако кое-что общее между ними есть. Всегда используется принцип взаимного разогревания горящих поверхностей, разделенных лишь узкими щелями. За счет этого жар усиливается, и между бревнами возникает достаточно сильная вертикальная тяга, хотя они и лежат очень близко друг к другу.

Говоря о типах костров, выше везде указывалось, что эти костры складываются из поленьев. Но, конечно, точно такие же костры можно сложить и из нерасколотых стволов различной толщины.

Выбор и заготовка дров

В предыдущих разделах про дрова было сказано только одно: они должны быть сухими. Поговорим теперь о них более подробно. Лучшие дрова - из хвойных деревьев. У бывалых путешественников принято отдавать предпочтение сосне и кедру, так как они мало искрят. Однако это имеет существенное значение только в том случае, если предстоит ночевка не в палатке, а рядом с огнем, так что юные туристы могут считать, что ель ничуть не хуже сосны и кедра. Хорошо горят также сухая лиственница и пихта. Последняя, правда, часто "стреляет" угольками. Из лиственных пород лучше других - береза, но даже она считается хуже хвойных деревьев. Это нередко удивляет тех, кто имел раньше дело с печным отоплением: при покупке дров всегда отдают предпочтение березовым. Дело в том, что покупные дрова предварительно просушивают. Да к тому же их и после покупки обычно не сразу пускают в дело, а складывают в поленницу, где они еще подсыхают. В этих условиях береза, действительно, экономичнее сосны и ели. Иначе обстоит дело в лесу, где дрова идут в огонь немедленно. Сухостойная береза почти всегда гнилая, тем более упавшая, которая обычно вообще превращается в труху. Ни гнилье, ни труха на костер, понятно, не годятся. А вот хвойные породы значительно меньше подвержены гниению - этому препятствует смола.

Разведение костра под дождем

Начнем с самого простого - со спичек. Чтобы развести костер под дождем, надо иметь сухие спички. В группе обязательно должны быть спички в непромокаемой упаковке. Это помимо тех расхожих спичек, которые лежат в кармане у кострового или у дежурных. Существует много способов герметизации спичек. Но, прежде всего, надо решить, какую проводить герметизацию - полную или неполную.

Для неполной герметизации коробку спичек кладут в полиэтиленовый пакет и несколько раз оборачивают его вокруг коробки. Для полной герметизации в том же самом полиэтиленовом пакете заваривают горловину с помощью утюга или паяльника. Неполная герметизация вполне достаточна для защиты спичек от дождя. Но если спички каким-то образом попадут в воду, то она не поможет. Полная герметизация гарантирует сохранность спичек во всех случаях, но она существует, естественно, только до первого случая применения спичек. Чтобы воспользоваться заваренными в полиэтиленовый пакет спичками, нужно его разорвать. Таким образом, полная герметизация надежнее, а неполная - удобнее в обращении.

Держат эти спички не где-нибудь в рюкзаке, а всегда при себе. Если турист идет в штормовке, они лежат в нагрудном кармане; снимая штормовку, он тут же перекладывает спички в брюки или в карман рубашки.

  1. Сведения заносятся в таблицу:

Используя ключевые слова и фразы, заполните таблицу.

III. Стадия рефлексии

1.Беседа с классом по вопросам:

Что из того, что вы прочитали, вам было уже знакомо?

Что из прочитанного оказалось новой информацией?

Что вызвало у вас сомнение или с чем вы были не согласны?

Давайте озвучим вопросы, которые возникли при чтении и постараемся на них ответить.

2.Возвращение к кластеру, дополнение новой информацией.

3.Практическая работа (5 мин):

Задание 1. Сложить костры следующих типов: «шалаш», «колодец», «звездный», «таежный».

Раздаточный материал:

Инструктаж по ОТ.

5.Синквейн (рефлексия)

Повторение правила построения стихотворения:

Например:

Костер

Жаркий, огненный

Греет, дымит, освещает

Нужно уметь разжигать костер

Огонь

Правила чтения синквейна:

Выступающий выходит перед классом, представляется, садится на стул, читает синквейн, после чего все должны ему похлопать.

Домашнее задание индивидуально по вопросам, которые вызывают сомнение.

Текст «Костры»

  1. Место для костра
  1. Готовится в стороне от деревьев, кустов (не ближе 4-6 метров)
  2. Очищается от лесного мусора: травы, сухих листьев, шишек
  3. Лучше даже снять верхний слой дерна
  4. Обложить это место камнями
  5. Опасно разводить костер близко от сухой травы и в сухом хвойном лесу, на торфяной почве
  6. А если снег? Расчисти место до земли. Глубокий снег плотно утопчи, сделай настил из сырых бревен и веток.
  1. Разжигание костра
  1. Типы костров
  1. «Шалаш».
  2. «Колодец» хорош в сырую погоду.
  3. «Звездный»
  4. «Таежный»
  5. «Нодья»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Инструктаж по ОТ.

  1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.
  2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев
  3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.
  4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.
  5. Запрещается разводить костер на торфянике.
  6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.
  7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.
  8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
  9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

Инструктаж по ОТ.

  1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.
  2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев
  3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.
  4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.
  5. Запрещается разводить костер на торфянике.
  6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.
  7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.
  8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
  9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

Инструктаж по ОТ.

  1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.
  2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев
  3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.
  4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.
  5. Запрещается разводить костер на торфянике.
  6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.
  7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.
  8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
  9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

Инструктаж по ОТ.

  1. Не разводить костер вблизи стволов и на корнях деревьев.
  2. Не разводить костер под низкими кронами деревьев
  3. Нельзя разводить костер в хвойных молодняках.
  4. Нельзя разводить костер в зарослях сухого камыша или другой травы.
  5. Запрещается разводить костер на торфянике.
  6. Нельзя приближаться к огню в нейлоновой и другой легковоспламеняющейся одежде.
  7. Нельзя работать возле огня с распущенными волосами.
  8. Категорически запрещается подбрасывать в огонь порох и другие взрывчатые вещества, добавлять в огонь бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости.
  9. Имейте при себе лопату, чтобы в случае перекидывания огня на ближайшую траву, листву, опавшую хвою и т.д. засыпать его землей.

Например:

Вода

Прозрачная чистая

Поит убивает льется

Вода источник жизни Земли

Жидкость

Правила составления Синквейна

  1. 1 существительное
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4. 4 слова – твое отношение к теме
  5. 1 слово- синоним к 1-му слову

Например:

Вода

Прозрачная чистая

Поит убивает льется

Вода источник жизни Земли

Жидкость

«V» - знал(а)

«+» - новое Разжигание костра

  1. Начинается с заготовки растопки: бересту, сухие щепочки, гнилушки из дупла, сухой мох, сухая трава, стружки, лучины, смолистые куски коры хвойных деревьев и так называемые «зажигательные палочки» из смолистых пней хвойных деревьев.
  2. Подготовленную растопку укладывают под сложенный шалашиком или колодцем мелкий сухой хворост и поджигают
  3. После этого в костер добавляют сухие сучья, сухой валежник лучше хвойных деревьев или хвойный сухостой.
  1. Типы костров
  1. Костры бывают дымовые, жаровые и пламенные. Дымовой, чтобы отогнать комаров и мошкару и для подачи сигнала о своем местонахождении. Пламенный - осветить место привала, подогреть пищу, вскипятить воду. Жаровой – для приготовления пищи, просушки вещей.
  2. «Шалаш». Этот тип костра удобен, если нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле.
  3. «Колодец» хорош в сырую погоду.
  4. «Звездный» требует постоянного присмотра, иначе погаснет, пожаробезопасен.
  5. «Таежный» не требует частого подкладывания дров.
  6. «Нодья» складывается из трех больших бревен длиной 2 – 2,5 метров. Два бревна нужно положить вплотную, сверху на них укладывается растопка, после того как растопка хорошо разгорится положить третье бревно. Такой костер может гореть несколько часов.

Урок ОБЖ в 6- м классе

Т ем а " Разведение костра. Типы костров "

Цели и задачи занятия:

Познакомить детей с разными видами костров;
- научить учащихся правильно разводить костры;
- развивать умение работать в группах,
- воспитывать бережное отношение к природе.
-по окончании изучения темы учащиеся должны владеть навыками разведения костра.

Ход занятия:

1.Сообщение темы и цели занятия

Сл.1 Сегодня у нас не обычное занятие. Тема нашего занятия на экране «Разведение костра. Типы костров»

Сл.2 .Сейчас мы отправимся в волшебный лес, который научит нас правильно разводить костры, познакомит нас с видами и типами костров. И конечно же,придя в лес, мы не должны забывать о бережном отношении к природе.

2.Изучение нового материала.

1. Функции костра.

Порой бывает очень важно вовремя развести костер.

Как вы думаете, для чего нужен костер?

Давайте посмотрим, правильно- ли вы предполагали.

Сл.3

Сл.4

Функции костра многогранны:

    приготовление пищи;

    сушка одежды;

    освещение;

  • отпугивание насекомых и зверей;

    подача сигнала.

Сл.5

2. Место для костра.

Итак, вы собираетесь разжечь костер . С чего же нам начать?

    найти поляну, защищенную от ветра;

    очистить место для костра от сухой травы, листвы и обложить его камнями;

    на глубоком снегу, болоте сделать настил.

Сл.6

3. Разведение костра.

Заготовить растопку (мелкие сухие веточки, сухая трава, березовая кора)

Положить растопку на землю;

Поджечь костер 2-3 спичками;

Положить на растопку ветки по толще;

Соблюдать правила пожарной безопасности.

Сл.7

4.Что нельзя делать, разводя костер?

Не разводить костер возле деревьев;

Не использовать для костра живые деревья;

Не разводить костер на торфяных болотах;

Не оставлять без присмотра горящий костер.

Сл.8.

6. Виды костров.

Выбирать тип и вид костра надо по обстоятельствам.

Общее правило: дрова необходимо запасти заранее и побольше.

Костры бывают трех основных видов:

Пламенные- для освещения места привала и варки пищи.

Жаровые - для приготовления пищи, просушки вещей, у него можно согреться, если ночуешь у костра.

Дымовые -чтобы отогнать комаров и мошкару, а также для подачи сигнала о своем месторасположении.

Сл.9 фото

Сл.10

7.Типы костров (практическая часть)

Знакомясь с типами костров, мы будем их складывать практически из палочек лежащих на ваших столах .

Представим,что наши палочки, это поленья, а то и древна.

Итак:

1. Колодец - 2 полена положи параллельно на некотором расстоянии; поперек них- еще два. Такая конструкция обеспечивает хороший доступ воздуха к огню, и поленья равномерно будут гореть по всей длине. Этот костер хорош в сырую погоду.

Сл.11.

2. Звездный - поленья уложите по радиусам от центра. Горение происходит преимущественно в центре, и по мере сгорания дров подвигай их к середине. Этот тип костра требует постоянного присмотра, иначе он погаснет.

Сл.12.

3. Шалаш - короткие сухие дрова укладываются наклонно к центру, они частично опираются друг на друга. При такой конструкции дрова выгорают в основном сверху, а пламя получается жарким. Этот тип костра удобен, если тебе нужно вскипятить воду или что-то приготовить в одном ведре или кастрюле. Если нужно использовать несколько посудин, то лучше применить «колодец».

Сл.13.

4 .Таежный - складывается из нескольких бревен, уложенных вдоль или под острым углом друг к другу. Он не требует частой подкладки дров.

Сл.14.

5. Нодья - этот костер складывается из 3-х больших бревен, длиной 2-2,5 м. Два бревна (чем толще, тем лучше) положи вплотную, добиваясь минимального зазора между ними. На эту щель кладут растопку. После того, как растопка хорошо разгорится, сверху положи третье бревно. Желательно, чтобы это бревно было толще нижних, так как оно прогорит быстрее. Нодья из толстых бревен может гореть несколько часов.

Каждый из этих типов костров может быть и жаровым, и пламенным. Это зависит не только от того, как костер сложен, но и от качества дров:

- смолистые они или нет;

- совершенно сухие или с сыроватой корой.

Какие вы запомнили типы костров?

Сложите у себя сейчас какой-нибудь тип костра, скажите название и для чего он нужен.

Сл.17.

10. Хитрости для кострового.

При отсутствии мелких сухих веток для разжигания хорошо использовать “лапшу” из резины, срезанной с каблуков обуви;

Отсыревшие спички лучше всего сушить на голове: там наименьшая влажность;

Не нужно стараться развести костер одной спичкой, надежнее поджигать растопку двумя сложенными вместе спичками, а иногда даже тремя.

11. Рефлексия

-Как вы думаете, в какой жизненной ситуации нам могут пригодиться навыки полученные на нашем занятии?