Сборник идеальных эссе по обществознанию. Помогите с написанием сочинения по тексту Сухамлинского:(1) Есть старинная украинская легенда. (2)Был у матери единственный сын. (З) Женился он Старинная украинская легенда. Сборник идеальных эссе по обществознани

Есть старинная украинская легенда. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привел сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу:«Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.
Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу:«Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу:«Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери:«Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын:«Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке».
Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало:«Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
3арыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...
Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.
Сыновняя благодарность... Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. Неблагодарный сын, неблагодарная дочь - в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков...

1)Есть старинная украинская легенда. 2)Был у матери единственный сын. 3)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. 4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. 5)Привёл сын молодую жену в родной дом. 6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». 7)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. 8)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. 9)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

10)Но мало показалось снохе и этого. 11)Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. 12)Пересели её в сарай». 13)Переселил сын мать в сарай. 14)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

15)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. 16)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». 17)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. 18)Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». 19)Идут к реке каменистым берегом. 20) Споткнулась мать о камень. 21)Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? 22)Почему не смотришь под ноги? 23)Так мы до вечера будем идти к реке».

24)Пришли, разделись, искупались. 25)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. 26)Трепещет материнское сердце. 27)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на остры й утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? 28)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

29)Зарыдал сын, схватил материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. 30)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

31)И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. 32)Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. 33)Не вернулась домой и мать. 34)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. 35)И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

36)Такова легенда, созданная народной мудростью. 37)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

38)Сыновняя благодарность… 39)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. 40)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. 41)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.

(По В.А.Сухомлинскому)

Показать текст целиком

В данном тексте В.А.Сухомлинский поднимает проблему материнской любви.

Автор обращается к актуальной нравственной проблеме. Выдающийся педагог рассказывает старинную украинскую легенду. Он описывает историю о молодом человеке, который убил свою мать ради любви к красавице-жене. Но сын опомнился только после того, как уронил материнское сердце. Мать не осуждала его за жестокий поступок, а,напротив, посоветовала присесть, отдохнуть. Именно тогда сын «понял, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать». В.А.Сухомлинский отмечает, что «огромной и неисчерпаемой была материнская любовь».Огромное желание матери видеть сына счастливым помогло ей вернуться к жизни и воссоединиться с сыном.

Я полностью разделяю мнение В.А.Сухомлинского. Наши матери готовы на любые жертвы ради своих детей, их любовь настолько чиста и искренна, что в трудную минуту они помогут,не прося ничего взамен. Мать никогда не предаст, она всегда будет заботиться о своих детях, переживать из-за их неудач и безумно радоваться ,

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 1 из 3 К2

1)Есть старинная украинская легенда. 2)Был у матери единственный сын. 3)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. 4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. 5)Привёл сын молодую жену в родной дом. 6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». 7)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. 8)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. 9)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

10)Но мало показалось снохе и этого. 11)Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. 12)Пересели её в сарай». 13)Переселил сын мать в сарай. 14)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

15)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. 16)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». 17)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. 18)Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». 19)Идут к реке каменистым берегом. 20) Споткнулась мать о камень. 21)Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? 22)Почему не смотришь под ноги? 23)Так мы до вечера будем идти к реке».

24)Пришли, разделись, искупались. 25)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. 26)Трепещет материнское сердце. 27)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на остры й утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? 28)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

29)Зарыдал сын, схватил материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. 30)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

31)И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. 32)Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. 33)Не вернулась домой и мать. 34)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. 35)И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

36)Такова легенда, созданная народной мудростью. 37)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

38)Сыновняя благодарность… 39)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. 40)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. 41)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.

(По В.А.Сухомлинскому)

Показать текст целиком

В данном тексте В.А.Сухомлинский поднимает проблему материнской любви.

Автор обращается к актуальной нравственной проблеме. Выдающийся педагог рассказывает старинную украинскую легенду. Он описывает историю о молодом человеке, который убил свою мать ради любви к красавице-жене. Но сын опомнился только после того, как уронил материнское сердце. Мать не осуждала его за жестокий поступок, а,напротив, посоветовала присесть, отдохнуть. Именно тогда сын «понял, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать». В.А.Сухомлинский отмечает, что «огромной и неисчерпаемой была материнская любовь».Огромное желание матери видеть сына счастливым помогло ей вернуться к жизни и воссоединиться с сыном.

Я полностью разделяю мнение В.А.Сухомлинского. Наши матери готовы на любые жертвы ради своих детей, их любовь настолько чиста и искренна, что в трудную минуту они помогут,не прося ничего взамен. Мать никогда не предаст, она всегда будет заботиться о своих детях, переживать из-за их неудач и безумно радоваться ,

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 1 из 3 К2

Есть старинная украинская легенда. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты, привел ее в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в комнаты, посели ее в сенях». Посе­лил сын мать в сенях. Боялась мать показываться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Но и этого снохе показалось мало. Говорит она му­жу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме! Пересели ее в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила она из своего убежища.

Отдыхала однажды ночью молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне».

Не дрогнул сын, околдо­вала его невиданная красо­та жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупа­емся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Спот­кнулась мать о камень. Рас­сердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Поче­му под ноги не смотришь? Так мы до вечера будем идти».

Пришли, разделись, иску­пались. Сын убил мать, вы­нул из ее груди сердце, положил на кленовый лис­ток, несет. Трепещет ма­ленькое материнское серд­це. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушибся?»

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так горячо, преданно и бес­корыстно, как родная мама.

И столь огромной и неисчерпаемой была любовь материнская, столь глубоким и всесильным было жела­ние материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растер­занная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не верну­лась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и до­линами, вышли на широкий простор и стали двумя вы­сокими курганами.

Такова легенда, созданная народной мудростью.

Сыновняя благодарность... Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли обо всем добре, сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой - любовь и благодарность детей...

Каждый день начинается для меня детской радостью. Я вижу в детских глазах восхищение красотой раскры­вающейся розы, изумление перед чем-то необычным в окружающем мире - удивительной формы облачком в синем небе, пестрой бабочкой среди листьев, - удо­вольствие от подарка, полученного из родительских рук, наслаждение от веселой игры.

Мы все делаем для того, чтобы дети были счастли­вы. И при виде радостных, безмятежных детских лиц мое сердце наполняется удовлетворением. Но вместе с ним почему-то закрадывается и тревога.

Меня тревожит вопрос: зажигает ли наш факел люб­ви к детям ответные искорки благодарности в их сердцах? Чувствует ли ребенок, что блага его жизни - результат большого труда родителей, заботы многих «не родных», но любящих его людей? Ведь без них, без их труда и забот он просто не мог бы жить на свете. Но как часто ему это и в голову не приходит!

Здесь таится большая опасность - вырастить челове­ка эгоистичного, считающего, что все должны работать на него, что главное - его личные нужды, а все ос­тальное - второстепенное. Чтобы предупредить такую опасность, важно пробуждать и развивать в ребенке чувство признательности, благодарности.

Как достичь этого? Я вижу лишь один путь: учить де­тей делать добро для нас - родителей, воспитателей, вообще людей старших поколений. За добро ребенок должен платить добром!

Детское счастье эгоистично по своей природе: блага, созданные для ребенка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Ему кажется, что мать и отец для того и существуют, чтобы приносить ему радости, удовольствия.

Нередко мы сталкиваемся с парадоксальным на пер­вый взгляд фактом: в хорошей трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдают им все силы своего сердца, дети иногда вырастают равнодушными, бессердечными. Но никакого парадокса здесь нет: так происходит потому, что ребенок знает лишь радости потребления. А они не могут сами по себе развить нравственное чувство. Оно возникает лишь тогда, когда мы приобщаем детей к высшей человеческой радо­сти - радости творения добра для других людей. Только это, поистине бескорыстное и поэтому подлинно человеческое переживание является силой, облагора­живающей юное сердце.

Самое главное, по-моему, в том, чтобы учить ре­бенка видеть и чувствовать, понимать и переживать всем сердцем, что он живет среди людей и что самая глубокая человеческая радость - жить для людей.

Воспитание в младшем возрасте - от 6 до 10 лет - я бы назвал школой сердечности. Наши педагоги стре­мятся воспитать у каждого ребенка этого возраста сердечную чуткость к окружающему, ко всему, что создает человек, что служит ему, и, конечно, прежде всего к самому человеку. Это начинается с детской заботы о творении красоты. Все прекрасное несет в себе чудодейственную воспитывающую силу. И важно, чтобы создание красоты и создание добра сливались у детей в единый акт.

Дети переступили порог школы, стали первоклассни­ками. С первых дней школьной жизни исключительное значение мы придаем связи с родителями. Еженедель­но мы, учителя начальных классов и директор школы, беседуем с матерями и отцами, советуем и сами слу­шаем людей, умудренных жизненным опытом. Мы со­обща думаем, что должен делать ребенок, чтобы сердце его стало чутким к окружающему, чтобы он научился жить для людей. Мы договариваемся с родителями первоклассни­ков об осеннем Празднике розы (ученики 2-4 клас­сов уже знают о нем). Это и семейный и вместе с тем школьный праздник. Но у него есть особенность, ха­рактерная для многих на­ших детских праздников: они проводятся не в школе.

В них нет излишней парадности, за которой, к сожа­лению, порой мало искренних детских чувств и много искусственного. Наши детские праздники проводятся главным образом в семье, но готовим детей к ним в школе.

Осенний Праздник розы - это день, когда каждый первоклассник сажает дома на приусадебном участке розовый куст. Мы даем ребенку саженец розы - возьми, посади, ухаживай, создай красоту, принеси ра­дость матери, отцу, дедушке, бабушке.

Труд этот в общем несложный: за два года надо принести несколько ведер воды, перенести с одного места на другое несколько лопат земли. Но главное - это память, постоянная забота, настойчивость в дости­жении доброй, красивой цели. А всему этому надо учить.

Первоклассник сажает куст розы. Часто приходится напоминать ему: полей, прикрой от холода, разрыхли землю... Однообразный труд не очень-то радует, а результат-благоухающий цветок - в детском пред­ставлении невообразимо далек. Ребенок еще не умеет терпеливо ждать, настойчиво подготовляя и проклады­вая путь к решению поставленной задачи.

Но вот появились первые зеленые листочки на кус­тике - в детских глазах загораются огоньки радости. Наступает длительная полоса нового однообразного труда. Снова и снова приходится поливать и рыхлить землю, собирать удобрения.

Наконец неожиданно для ребенка появляется пер­вый бутон. Потом второй, третий... Они раскрываются, блестят на солнце алые, розовые, синие, голубые ле­пестки. Еще больше разгораются огоньки радости в детских глазах. И она ни с чем не сравнима. Это не та радость, которую доставляет родительский подарок, веселый досуг, предвкушение удовольствий от пред­стоящей экскурсии.

Это радость творения добра для самых дорогих лю­дей - матери, отца, бабушки, дедушки. И такое добро особенно трогает потому, что оно одновременно и красота. Ребенок ждет не дождется, когда бутон рас­цветет. А если случилось, что кто-нибудь сорвал цве­ток, - для детского сердца нет большего горя. Но тот не настоящий человек, кто никогда не пережил такого горя...

Для меня самое большое счастье - видеть сияющие детские глаза в те мгновенья, когда малыш срезает розу и несет ее матери. Ребячий взгляд озарен чистым сиянием человечности.

Дети приобретают новое видение мира. В цветущих ветвях яблони, в созревающих гроздьях винограда, в задумчивых цветах хризантемы они видят воплощение человеческого труда, забот, чувства добра и красоты. У них не поднимется рука сломать ветку, сорвать цве­ток просто, зазря.

Прошли два года школьной жизни. Пышно расцвел куст, посаженный в первом школьном году. Посажено еще несколько кустов. В семье родилась хорошая тра­диция - ко дню рождения матери, отца, бабушки, де­душки дети преподносят им цветы. Хорошо, если день рождения приходится на весну, лето или раннюю осень. А если на зиму - тогда приходится выращивать цветок в школьной теплице или дома у печки делать теплячок. Сколько волнений приходится пережить ребенку, пока появится бутон, пока он раскроет свои лепестки. . .

Педагоги добиваются, чтобы дети были захвачены заботой о живом и красивом, о цветущем и расцве­тающем. Пусть ребенок думает о маленькой яблоньке, которой холодно под порывами осеннего ветра. Пусть его тревожит: а не подкрадывается ли в холодную зимнюю ночь к яблоньке серый заяц, не грызет ли кору? На рассвете он пройдет в сад, попробует на ощупь тоненький ствол яблоньки, укутает ее соломой. Его будет волновать то, что весенний приморозок по­вредил цветы персиковых деревьев, что буря сломала ветку на яблоне.

В такой заботе - живой источник человеческой чут­кости, отзывчивости, участливости. Мы стремимся к тому, чтобы у каждого из детей был свой домашний уголок красоты. Летом, весной, осенью - в саду, зи­мой - в комнате. Родители сначала трудятся вместе с детьми, помогая им создать свой уголок, а потом по­степенно как бы отходят в сторону, трудятся одни дети.

У Ивана Ивановича, рабочего ремонтно-технической станции, трое детей, учеников 5-8 классов. Мать и отец посоветовали им создать уголок красоты в пло­довом саду. Небольшую делянку обсадили диким ви­ноградом. Его заросли об­разовали тенистую беседку. Рядом цветут астры, хри­зантемы. Вокруг беседки - сиреневая аллея. Целое ле­то в уголке красоты все цветет. Ребята с радостью встречают в своем уголке родителей, возвращающих­ся с работы. Здесь для них замечательное место отды­ха. И дети гордятся: это они создали условия для отдыха.

Через один-два года пос­ле начала обучения школь­ник закладывает сад благо­дарности. Сажает яблони - матери, отцу, бабушке и де­душке; виноградные кус­ты - матери, отцу, бабушке, дедушке. Саженцы для сада получают в школе - здесь ежегодно выращивается несколько тысяч саженцев. Нелегко побуждать детей ухаживать за плодовыми деревьями. Успех дела за­висит от настойчивости и жизненной мудрости роди­телей, от единства усилий школы и семьи. Проходит два-три года, и на деревь­ях, посаженных, как кажет­ся ребенку, очень и очень давно, завязываются первые плоды. Он знал, что плоды когда-то будут, но их появле­ние - всегда радостная неожиданность. Теперь ни учите­лям, ни родителям не приходится напоминать школьнику, что надо поливать, подкармливать растения, - он и сам об этом не забывает. С нетерпением ожидает того дня, когда созреют яблоки и виноград, когда мож­но снять плоды и понести счастливо взволнованной ма­тери.

Для нас, педагогов, большая радость видеть, как у детей развивается сознание, что уставшие на работе мать и отец нуждаются в отдыхе. Что тишина, покой, чистота и красота в доме - это то, что дает необходи­мый отдых и переживание хорошей радости. Дети не только умом, но и сердцем чувствуют, что их дурное поведение, плохие успехи в учении причиняют боль матери и отцу, а это равносильно злому, бессердечно­му поступку.

«Мне надо учиться отлично по всем предметам, - сказал Коля Б., ученик 4-го класса, - у моей мамы больное сердце». Ребенку хочется, чтобы мать была спокойной. Он знает, что своим трудом поможет обе­речь сердце матери.

Стремление детей хорошо учиться (особенно ма­леньких детей) имеет нередко своим источником желание принести матери и отцу радость. А оно про­буждается лишь тогда, когда ребенок уже раньше на чем-то другом испытал радость творения добра для родителей.

Как важно, чтобы дети научились чувствовать ду­шевное состояние товарища, распознавать чужое горе, переживать его как свое личное. Эта сердечная чут­кость зависит от того же: от добра, сделанного ребен­ком для товарища. Мы учим маленьких детей делать добро товарищам. Первоклассник Сережа не пришел сегодня в школу. Учитель знает - у Сережи тяжело больна бабушка, и рассказывает об этом ученикам. В детских сердцах пробуждается сочувствие, жалость. Товарищи идут к нему домой, помогают выполнить за­дание, идут в аптеку за лекарствами для бабушки. Де­сятки таких уроков чуткости, отзывчивости, участли­вости получает каждый ребенок.

Детство должно стать для ребенка естественной шко­лой сердечности. Это одна из самых сложных и тонких воспитательных задач семьи и школы. Мы призваны облагородить сердце нового гражданина, одухотворить его порывы и желания высшей человеческой красо­той - чуткостью, отзывчивостью, участливостью. С пер­вых шагов сознательной жизни маленького человека надо помнить, что он станет не только производителем материальных и духовных ценностей, но и сыном пре­старелых родителей, мужем, отцом.

на девушке изумительной, невиданной красоты. (4) Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (5)Привёл сын молодую жену в родной дом. (6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: (7)«Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». (8)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. (9)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. (10)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Сочинение по тексту Сухомлинского

Материнская любовь…Как много о ней сказано, написано, спето…Что может быть на свете сильнее этого чувства? Она, как и материнская молитва, помогает детям в самые трудные моменты жизни. Но всегда ли дети с благодарностью относятся к своим матерям? Каково бывает отношение детей к своей матери? Всегда ли взрослые дети с благодарностью относятся к своей матери? Эти вопросы всегда волновали поэтов, писателей, педагогов, психологов. Проблема сыновней благодарности является очень актуальной в современном обществе. Часто матери одиноко доживают свои дни в пустой квартире или в доме престарелых.
Над этой вечной проблемой размышляет автор текста Василий Александрович Сухомлинский. Он приводит старинную украинскую легенду о материнском сердце, которое и после смерти матери трепетало и убивалось по сыночку. Неблагодарный сын в угоду жене-красавице предает свою мать, убивая ее, но разве можно убить материнскую любовь? Автор с трепетом говорит о силе и нежности материнских чувств и осуждает сыновнее бессердечие и неблагодарность. Это самый страшный порок, осуждаемый в обществе.
Я не раз задумывался о том, почему так происходит. Родители любят своих детей, души в них не чают, отдают им последнее, а дети вырастают холодными, бездушными, бессердечными, забывают о своих родителях или, того хуже, отбирают у них последнее, избивают и даже убивают их. Проблема взаимоотношений между родителями и детьми – вечная.
Не случайно одна из библейских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». Эта пятая заповедь учит почитать родителей, любить их, быть к ним почтительными, не оскорблять, помогать во всем, заботиться о них, особенно в старости.
Наша русская литература во все времена поднимала эту важную проблему.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим княжну Марью Болконскую, живущую в имении Лысые горы со своим отцом – Николаем Андреевичем Болконским. Отец стар, строг с ней, часто брюзглив и груб. Но княжна Марья покорно переносит поведение своего отца, его издевки и насмешки над ней, потому что бесконечно его любит и понимает, что причина его несправедливого к ней отношения – бессилие перед старостью. Она умная, романтичная и религиозная девушка, абсолютно цельная личность. Ее отношение к отцу – пример безграничной христианской любви и преданности.
Текст Сухомлинского задел за живое, заставил задуматься о том, что я очень люблю свою маму и буду благодарен ей за все лучшее, что она мне дала.

Старая украинская легенда так рассказывает о появлении Спаса:

«Когда-то в былинные времена породил Батька Небесный с Матерью Землёю в час ночной грозы народ казачий, да и дал им землю великую от Севера до Юга, от моря и до моря, от восхода до заката, от Дуная до Дона и Кубани. Да и заповедь дал им - не ходить с той земли никуда и никому её не отдавать. А чтобы справны были они, да сгуртованы до кучи, дал им умений разных с неба. Да и повелел им Свет сторожить, а с тьмой сражаться, и между собой неправды не допускать».
Так появились ремесла разные, а с ними и Спас. И с тех пор и несли роды казачьи дары Божии. Само название - Спас - не является общепринятым самоназванием тех знаний и умений, которые были разлиты в казачьей среде, и о которых речь будет идти ниже. Оно было распространено не повсеместно. Параллельно бытовало и другое название – Стос, от особого замолва – молитвы, позволяющей войти в «инакое» состояние сознания. Где – то это знание называли на древний лад кудью. А в большинстве своём, наши предки вообще обходились без самоназваний и брали учить учеников «уму – разуму», либо вообще просто «науке». Подобное положение вещей, а именно отсутствие общепринятого названия, дало дополнительный повод современным критикам отрицать существование Спаса у наших предков.

Каких - либо письменных источников, позволящих утверждать, что Спас - это законченная выстроенная система, нет. Вся история нашего народа такова, что знания, хранящиеся в народной среде о Боге, мире и человеке,подвергались уничтожению неоднократно. Этим ознаменовался приход христианства на Русь, когда все языческое мировоззрение пытались вырвать с корнем, но деревня нашла способ примирить одно с другим, что в итоге привело к слиянию языческого и христианского мировосприятия в народном сознании. Разве не убедительны доказательства этому, что мы до сих пор с удовольствием справляем Масленицу, а дети обходят "цыганские ворота" (не поняли - спросите у детей), которые по народному поверью являются клязей (входом в "иное").

Революция нанесла непоправимый удар по деревне, пытаясь вытравить из сознания народа не только прошлые устои, но и Бога, как такового.

Но народ выстоял, а с ним и знания, которые передавались от поколения к поколению, из уст в уста. Конечно, все эти катаклизмы не могли пройти бесследно, и "наука" стала более разрозненной, а где-то и обмельчала.

Но Спас жив, пока живы его немногочисленные носители.

Еще со времен язычества устроение Мира рассматривается как совокупность и неразделимое взаимодействие трех миров, называемых Правь, Явь и Навь. Явь - видимый мир, мир, в котором мы живем. Навь - мир духов, который разделяют на мир Слави и мир Нави. Мир Слави - это мир душ ушедших предков и мир, где обитают служебные духи. Мир Нави - это мир, где находятся враждебные человеку духи. Правь - это мир Богов. Все эти миры, так или иначе, проявлены в человеке. Для защиты от недоброжелательных духов используют обережный Спас, для защиты от болезни, которую рассматривают как живое персонифицированное существо, применяется лечейный Спас. Бойцовый Спас защищает воинов в ратной сечи.

Человек, по воззрениям наших предков, также триедин, как и мир, который его окружал. В христианской традиции - это дух, душа и тело. В ведизме понятие «триглава» включает не только устроение миров, но и устроение нашей души. «Личина наша, - учили предки, - Триглав представляет. Живут в нас три брата: старший, средний и младший. Старший брат - Дух, частица Божия, средний - Душа, а младший - чувства, телу присущие. В повседневном быту старший брат спит, средний руководит, а младший и вовсе доверчивый дурак. Нет между ними ладу. Только сплотив братьев, то есть овладев тремя главами, получаешь силы разного рода - земли, неба, огня и воды». Сплочение по-другому называли - настроение. В слове "настроение" заложен глубокий смысл, указывающий на единство братьев: «нас трое» - светло и радостно человеку.

Сравнивают триглав души также с тремя сестрами, имя которым: Жива, Смага и Тяма. Жива тель творит - это то, что движется. Смага - чувства огненные, а Тяма - разума сила, то, что двигаться заставляет. Выделяют еще душу-птицу, которая покидает тель во сне, имя ее Ведогонь. Обособленно стоит душа - след, которую называют «Образом». Когда мы говорим «сделано с душой», «вложил душу» - мы говорим о душе - следе, об Образе. Остается она в делах рук наших, наших творениях, в следе на сырой земле. Злые люди могут нанести вред человеку, используя предметы, созданные им, землю из следа, волосы, фотографию - на чем и основана парциальная магия.

Наряду с триединством, имеет место и четырехмерное устроение человека. Тело было дано матерью, душа дана Дживой, дух - отцом, а совесть - Родом. Четыре стороны света, четыре стихи - огонь, земля, вода и воздух. Тело человека так подразделяется в соответствии со стихиями: ноги - земля, живот - вода, грудная клетка - огонь, горло и голова - воздух. Подобное деление - не просто теория, на нем основаны многие практические работы в Спасе.

Основа Спаса - это мифологическое мировоззрение, которое лишает восприятие очевидности, и постепенно подталкивает к без-умию как единственному способу подняться над логическим мышлением.

Только в таком состоянии можно приблизиться к тому, чтобы увидеть Мир целостностным, а также свой путь в этом Мире. Ведь в представлении предков человеческая жизнь - это дорога, а сам человек - ходок, совершающий восхождение в Горний Мир (вспомните выражение "жизненный путь") . Спас же воспринимается «дорогой бездорожной ко Господу», то есть прямой и краткой. Возвращение Домой - это высшая цель любого человека, и пока она не будет выполнена, мы будем вновь и вновь воплощаться на этой земле. Поэтому в Спасе уделялось столько внимания устроению мира, в котором душа должна выполнить своё предназначение на это воплощение, собрав все уроки, раскиданные для неё на этом жизненном пути.

И как только Душа начнет просыпаться, тут же открываются особые способности, которые лишь "цветы на обочине дороги", но никак не самоцель в традиции Спаса. Однако и они делают нашу жизнь более яркой, возвращают детскую способность верить в сказки.

Стремясь вернуться в Спас (именно вернуться, а не вернуть его людям, как говорят многие), мы стремимся вернуть чудеса и сказку в свою жизнь, сделать ее более насыщенной и полной.

(1)Есть старинная украинская легенда. (2)Был у матери единственный сын. (3)Женился он на девушке невиданной красоты. (4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. (5)Привёл сын молодую жену в родной дом. (6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: (7)«Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». (8)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. (9)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. (10)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

(11)Но мало показалось снохе и этого. (12)Говорит она мужу: (13)«Чтобы и духом матери не пахло в доме. (14)Пересели её в сарай». (15)Переселил сын мать в сарай. (16)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

(17)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. (18)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: (19)«Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». (20)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. (21)Говорит он матери: (22)«Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». (23)Идут к реке каменистым берегом. (24)Споткнулась мать о камень. (25)Рассердился сын: (26)«Что ты, мама, спотыкаешься? (27)Почему не смотришь под ноги? (28)Так мы до вечера будем идти к реке».

(29)Пришли, разделись, искупались. (30)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. (31)Трепещет материнское сердце. (32)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: (33)«Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? (34)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

(35)Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. (36)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

(37)И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. (38)Не мог после этого сын возвратиться к жене- красавице, постылой стала она ему. (39)Не вернулась домой и мать. (40)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. (41)И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

(42)Такова легенда, созданная народной мудростью. (43)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

(44)Сыновняя благодарность… (45)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. (46)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. (47)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь — в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.

(По В. Сухомлинскому)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите под каждой буквой соответствующую цифру.

«Воспроизводя старинную легенду, Сухомлинский использует (А) _______, свойственные народной речи («единственный сын» в предложении 2, «невиданной красоты» в предложении 3, «горькими слезами» в предложении 35). Много в тексте и (Б) ______ («показаться на глаза», «духом не пахло», «облил слезами»). Используется также такое синтаксическое средство, как (В) _______ (предложения 32, 37). Особую образность тексту придаёт (Г) ______ («упало… материнское сердце… встрепенулось и прошептало»)».

Список терминов:

  1. фразеологизмы
  2. оксюморон
  3. олицетворение
  4. ряды однородных членов
  5. постоянные эпитеты
  6. бессоюзие
  7. антитеза
  8. гипербола
  9. диалектизмы

1)Есть старинная украинская легенда. 2)Был у матери единственный сын. 3)Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. 4)Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. 5)Привёл сын молодую жену в родной дом. 6)Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». 7)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. 8)Боялась мать показаться злой снохе на глаза. 9)Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

10)Но мало показалось снохе и этого. 11)Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. 12)Пересели её в сарай». 13)Переселил сын мать в сарай. 14)Только по ночам выходила мать из тёмного сарая.

15)Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. 16)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». 17)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. 18)Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». 19)Идут к реке каменистым берегом. 20) Споткнулась мать о камень. 21)Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? 22)Почему не смотришь под ноги? 23)Так мы до вечера будем идти к реке».

24)Пришли, разделись, искупались. 25)Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. 26)Трепещет материнское сердце. 27)Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на остры й утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? 28)Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

29)Зарыдал сын, схватил материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. 30)Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.

31)И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. 32)Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. 33)Не вернулась домой и мать. 34)Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. 35)И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов…

36)Такова легенда, созданная народной мудростью. 37)Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.

38)Сыновняя благодарность… 39)Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о добре, сделанном для них матерью и отцом. 40)И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем радость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. 41)Неблагодарный сын, неблагодарная дочь – в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.

(По В.А.Сухомлинскому)

Показать текст целиком

В данном тексте В.А.Сухомлинский поднимает проблему материнской любви.

Автор обращается к актуальной нравственной проблеме. Выдающийся педагог рассказывает старинную украинскую легенду. Он описывает историю о молодом человеке, который убил свою мать ради любви к красавице-жене. Но сын опомнился только после того, как уронил материнское сердце. Мать не осуждала его за жестокий поступок, а,напротив, посоветовала присесть, отдохнуть. Именно тогда сын «понял, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать». В.А.Сухомлинский отмечает, что «огромной и неисчерпаемой была материнская любовь».Огромное желание матери видеть сына счастливым помогло ей вернуться к жизни и воссоединиться с сыном.

Я полностью разделяю мнение В.А.Сухомлинского. Наши матери готовы на любые жертвы ради своих детей, их любовь настолько чиста и искренна, что в трудную минуту они помогут,не прося ничего взамен. Мать никогда не предаст, она всегда будет заботиться о своих детях, переживать из-за их неудач и безумно радоваться ,

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 1 из 3 К2