Бой миноносца стерегущий 10.03 1904. Эскадренный миноносец «Стерегущий»: основные характеристики, командиры, история гибели, память. Шла Русско-Японская войн

Осматривавший "Стерегущего" перед буксировкой японский мичман Ямадзаки докладывал: "В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь. С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу. В кормовой части убитых было немного - только на самой корме лежал один труп. Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение Ямазаки сделал вывод: "Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию".

Все были убиты. Живыми были найдены только четыре человека из экипажа. Японцы попытались отбуксировать миноносец, но огонь береговых батарей и приближавшихся со стороны Порт-Артура русских кораблей заставил их отказаться от своих планов и затопить "Стерегущего".

Мужество экипажа русского миноносца настолько потрясло врага, что в Японии его команде был воздвигнут памятник - стела из чёрного гранита со словами: "Тем, кто больше жизни чтил Родину".

Вскоре после этих событий газета "Новое время" опубликовала версию событий, которая очень скоро превратилась в легенду. Суть её сводилась к тому, что, не желая попасть в руки врага и отдать ему российский корабль, оставшиеся в живых моряки Василий Новиков и Иван Бухарев приняли решение потопить судно и открыли кингстоны затопления. Вместе с телами убитых и раненых миноносец "Стерегущий" с развевающимся Андреевским флагом ушел под воду на глазах японцев. Легенда так ярко отражала дух российских моряков, что в неё поверили практически все. Но оказалось, что на "Стерегущем" вовсе не было кингстонов, а Василий Новиков как раз и есть один из четырёх спасшихся и взятых в плен матросов. За этот бой он был удостоен двух Георгиевских крестов. После войны Новиков вернулся в родную деревню Еловку. А в 1919 году был расстрелян односельчанами как помогавший колчаковцам. Такая вот судьба.

Как появился памятник "Стерегущему"? Существует версия, что по окончании русско-японской войны скульптор Константин Изенберг преподнес императору Николаю II сувенир – чернильницу, оформление которой воспроизводило героический и трагический момент гибели “Стерегущего”. Царю понравилось и он приказал поставить памятник “Стерегущему” по этой модели. Морской генеральный штаб представил царю доклад, в котором опроверг миф, распространённый через прессу. Но Николай II ответил: "Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий". Архитектурную часть работы выполнил А.И. фон Гоген.

110 лет назад, во время Русско-японской войны в неравном бою с превосходящими силами противника погиб русский миноносец «Стерегущий» . Геройская гибель миноносца сделала его имя легендарным. Оно прославлялось в стихах и песнях, а памятник, посвященный подвигу экипажа миноносца и по сей день украшает Санкт-Петербург.

Событие это произошло 26 февраля (старый стиль) 1904 года. Получив приказ провести разведку побережья, эскадренные миноносцы «Решительный» (командир - капитан 2 ранга Федор Боссе) и «Стерегущий» (командир - лейтенант Александр Сергеев) успешно выполнили задачу и на рассвете, около 6 часов утра, возвращались в Порт-Артур. Согласно полученной инструкции командирам миноносцев надлежало «в случае встречи с неприятельскими крейсерами или транспортами» произвести «внезапную атаку», но с миноносцами противника «без особой нужды» в бой не вступать, «стараясь избегать столкновений в целях выполнения основного задания-разведки».

Неожиданно наткнувшись на четыре японских миноносца, к которым вскоре присоединились два вражеских крейсера, командиры русских кораблей приняли решение уклониться от сражения и прорываться к Порт-Артуру. Яростно отстреливаясь от врага, русские истребители (как называли тогда миноносцы), пошли на прорыв. Однако выполнить этот замысел удалось лишь «Решительному». Упустив один из русских миноносцев, японцы сосредоточились на «Стерегущем», который, будучи окруженным со всех сторон, был вынужден принять неравный бой.

Позже вдова лейтенанта А.Сергеева и отдельные публицисты корили капитана «Решительного» за то, что он, спасая свой экипаж, оставил «Стерегущего» на верную гибель. Однако вице-адмирал С.О.Макаров полностью поддержал действия капитана Ф.Боссе, отметив в рапорте, что повернуть «Решительному» на выручку - «значило погубить вместо одного миноносца два». «В этих условиях выручить "Стерегущий" было невозможно», - констатировал прославленный флотоводец. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Федор Боссе был оправдан и «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт» удостоен ордена Св. Георгия IV степени, а все моряки «Решительного» также были отмечены наградами.

Но вернемся к «Стерегущему». Отражая атаки противника, «Стерегущий» не оставлял надежды прорваться в Порт-Артур, однако, когда японский снаряд повредил два смежных котла, миноносец стал быстро терять ход. В ходе боя «Стерегущий» получил множество повреждений, а его экипаж понес тяжелые потери. Лейтенант Сергеев был тяжело ранен, но не покинул мостика. Истекая кровью, он продолжал командовать боем. «Истребитель не должен попасть в руки врага!» - такими были последние слова умирающего лейтенанта. Тем временем, новые вражеские попадания сделали в миноносце пробоины, в которые хлынула вода... Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». К 7 часам утра все было кончено - на воде качался лишь разрушенный остов миноносца, лишившийся труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников.


«В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд - в правый якорь, - сообщалось в рапорте японского офицера. - С обоих бортов снаружи следы от попаданий десятков больших и малых снарядов, в том числе пробоины близ ватерлинии, через которые при качке в миноносец проникала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении с разбросанными осколками предметов. В пространстве до передней трубы валялось около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки - картина ужасная, в том числе один, видимо офицер, на шее у него был надет бинокль. Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка и исковеркана палуба. Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико (...) Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя. (...) Положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию»
.

Волны взрывая, летит «Стерегущий»

В туче снарядов навстречу врагам,

И перед смертью с волною бегущей

Шлет он прощанье родным берегам.

Круг замыкает японская стая,

Пушки все реже бросают ответ.

Вот и последняя бомбой подбита.

Бой угасает. Защитников нет.

Лезут японцы. Их жадные взоры

Ищут нетронутый пулей мундир.

Возле орудий лежат командоры.

В рубке убитый лежит командир...

(«Гибель "Стерегущего"» , матросская песня)

Досталось в этом бою и японцам. В один из вражеских миноносцев попало восемь снарядов, в другой - около тридцати. На обоих кораблях были убитые и раненные.

Изрешеченный «Стерегущий» было решено захватить как трофей, отбуксировав его на японскую базу. Однако врагу русский миноносец так и не достался. Преследуемые русскими крейсерами «Баян» и «Новик», вышедшими на подмогу «Стерегущему», японцы приняли решение бросить заполнявшийся водой миноносец. Брошенный японцами «Стерегущий» еще около получаса держался на воде, пока наконец в 9 часов 20 минут не ушел на дно Желтого моря.

Из 49 членов экипажа «Стерегущего» в живых остались только четыре человека: Ф.Юрьев, И.Хиринский, А.Осинин и В.Новиков, поднятые японцами на борт. «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество и защищали его прекрасно, - отмечал, обращаясь к русским морякам японский морской министр адмирал Ямамото. - Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы» . По возвращении на Родину из японского плена все четверо были награждены Георгиевскими крестами.

Героический подвиг «Стерегущего» произвел сильное впечатление на современников. В 1911 году, в присутствии Императора Николая II, в Александровском парке, располагающимся рядом с Петропавловской крепостью в Санкт-Петербурге, состоялось торжественное открытие памятника, посвященного экипажу миноносца-героя. Скульптурная композиция изображает двух матросов, открывающих кингстоны, так как согласно легенде моряки Василий Новиков и Иван Бухарев затопили плененный корабль, чтобы он не достался врагу.

Легенда эта родилась благодаря газетчикам, сообщившим, что двое русских моряков, запершись в трюме, решили вырвать добычу из рук японцев, для чего открыли кингстоны и затопили корабль. Однако, как отмечает историк флота Н.Н.Афонин , на миноносцах данного класса кингстонов не было, и, как удалось выяснить специальной комиссии, не сдавшийся врагу корабль ушел на дно от полученных повреждений. Но когда эта легенда была опровергнута документами, памятник «Стерегущему» был уже отлит и готовился к открытию. Пришлось запрашивать Императора, можно ли открывать памятник, посвященный вымышленному подвигу двух моряков. Резолюция Государя гласила: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"» .

Между тем, красивое предание о гибели «Стерегущего» получило широкое распространение в народе и нашло отражение в картинах, стихах и песнях.

Но, чу! В миноносце послышались стоны -

Грозные стоны железных болтов.

Это матросы открыли кингстоны,

Вьются воронки с обоих бортов.

Вздрогнуло судно, и, плавно качаясь,

Медленно шел «Стерегущий» ко дну.

Гордо Андреевский стяг, развеваясь,

Отдал салют за родную страну.

Кто это были матросы-герои,

Знает об этом один только Бог.

Но знают наверное, что было их двое.

Дух им воинственный в этом помог.

(«Гибель "Стерегущего"» , матросская песня).

Но и без этой легенды подвиг «Стерегущего» не перестает быть подвигом. Как справедливо отмечал в 1910 г. капитан 2-го ранга Е.Н.Квашин-Самарин, «всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу "Стерегущего" материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг "Стерегущего" даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец "Стерегущий", потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа!»

В 1962 году честь «Стерегущего» был назван небольшой остров в архипелаге Северная Земля. По существующей во флоте традиции, имя «Стерегущего» и его командира - лейтенанта Сергеева, неоднократно в дальнейшем присваивалось кораблям советского и российского флота.

Помилуй нас, Бог Всемогущий,

И нашей молитве внемли!

Так истребитель погиб «Стерегущий»

Вдали от родимой земли.

Командир прокричал: «Ну, ребята!

Для вас не взойдет уж заря.

Героями Русь ведь богата:

Умремте ж и мы за Царя!»

И вмиг отворили кингстоны

И в бездну морскую ушли

Без ропота, даже без стона,

Вдали от родимой земли.

И чайки туда прилетели,

Кружатся с предсмертной тоской,

И вечную память пропели

Героям в пучине морской.

В том сила России грядущей:

Герои бессмертны у ней.

Так миноносец живет «Стерегущий»

В сердцах всех российских людей.

(Песня «Гибель Стерегущего» ).

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Пылкий, даже бесшабашный, он азартно играл в карты, нередко проигрывая все до последней копейки. Если влюблялся, то - безумно. Ввязывался в дела рискованные и сомнительные. Такова была сила жажды новых впечатлений. Он искал их, находил, но никак не мог эту жажду утолить. Таким был Сергей Исаевич Уточкин - пионер русской авиации.

Среди персонажей русского фольклора мало кто может потягаться в популярности с Бабой-ягой. Несмотря на то, что Ягу причисляют к нечистой силе, во многих сказках она выступает в положительной роли: поит, кормит, укладывает спать своих гостей, а затем указывает им правильный путь и одаривает волшебными предметами. Судя по старым сказкам, Баба-яга жила не только в центре, но и в удалённых уголках Руси…

Вряд ли кто-то всерьёз задумывался о том, почему в европейском фольклоре смерть обычно приходит с косой. Как ни странно, но ответить на этот вопрос может специалист по военной истории Средневековья, описав грозное оружие простолюдинов, созданное из обычной крестьянской косы.

Какие самые распространённые билеты в наши дни? Вариантов масса: концертный, спортивный, проездной, военный, лотерейный, казначейский и ещё много-много разных. Какие-то из них продаются за деньги, другие выдаются по службе или учёбе, третьи - вручаются самой судьбой.

Когда мы говорим о троглодитах, перед глазами сразу встаёт картинка - обросшее шерстью звероподобное существо с низким лбом, нависающими надбровными дугами и массивной дубиной в ру… то есть лапе. А между тем потомки троглодитов, точнее трогодитов, живут и сегодня. И лица у них вполне человеческие…

«Некрасова я знал хорошо, а лучше бы и не знал. Тяжёлый был человек, хотя и не без дарования, если бы не карты, вино, женщины, поджоги и убийства. Без этого и творить не мог. Придёт, бывало, в клуб, метнёт фальшивую талию, выиграет и сейчас же бежит. - Не могу, говорит, у меня вино, карты, женщины. И всё это меня дожидается». Этот отрывочек из пародии Аркадия Бухова, напечатанной в 1928 году, гораздо ближе к истине, чем увесистые тома панегириков, посвящённые Николаю Алексеевичу Некрасову.

Романы Жюля Верна «20000 лье под водой» и «Таинственный остров» - книги всем известные и всеми читаемые. Один из главных героев этих произведений - загадочный капитан Немо, инженер, изобретатель, учёный-океанолог, создатель фантастического подводного корабля «Наутилус». А вот интересно, были ли прототипы у данного литературного персонажа? Постараемся ответить на этот вопрос.

Результатом грандиозного эксперимента, проводившегося в университете Тускеджи на протяжении сорока лет, стал шок. И дело вовсе не в громких научных открытиях - их не было вовсе. Тускеджийский эксперимент вписал одну из самых позорных страниц в историю Соединённых Штатов Америки.

«Тем, кто больше жизни чтил Родину»

надпись на памятнике Стерегущему

Э тот памятник находится в Александровском парке, а бой состоялся в этот день.
26 февраля миноносец, посланный на разведку, столкнулся с японской эскадрой и вступил в бой. Миноносец героически сражался, а затем был захвачен японцами. По легенде, два оставшихся в живых матроса, закрылись в машинном отделении миноносца и затопили корабль, но это лишь легенда от лондонской "Таймс". Под КАТ напишу о бое, подвиге и памятнике подробно. Напишу и о судьбе матросов со "Стерегущего" и даже покажу одного из якобы "погибших" героических матросов...

Во время русско-японской войны, рано утром 10 марта (26 февраля) 1904 года два эскадренных миноносца "Стерегущий" и "Решительный", вели ночную разведку.

Возвращаясь в Порт-Артур, они наткнулись на четыре японских "истребителя миноносцев" "Сазанами", "Акебоно", "Синономе" и "Усугумо".

Командующий флотом вице-адмирал С.Макаров приказал разведчикам беречь суда и в бой "без особой нужды" не вступать. Наши корабли решили проскочить или обойти строй японских кораблей, надеясь на скорость хода, наглость и удачу.

Но японцы открыли яростный огонь. «Решительный» шел первым. Ему и его капитану повезло, не смотря на серьезные повреждения, он смог вывести миноносец из под огня и уйти под защиту своих береговых батарей, а затем пройти к Порт-Артуру.

А вот у «Стерегущего» сразу возникли проблемы. Один из первых японских снарядов, сразу же вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость.

Вскоре восстановить ход удалось, но время было потеряно.

К месту схватки в это время уже спешили еще два японских крейсера: «Токива» и «Читосе».

Командир «Стерегущего» лейтенант А. Сергеев (справа на фото), решив что уйти от преследования точно не получится, принял неравный бой.

Упустив «Решительный», все японские корабли сосредоточили огонь на «Стерегущем», устроив на корабле настоящий ад. Снаряды просто снесли все надпалубные постройки включая мачту, кромсали все живое.

Вооружение корабля состоявшее из 75-мм орудия и трех 47-мм пушек не могли всерьез противостоять целой эскадре, разве что, соперничать с японцами собственной отчаянной храбростью и мужеством.

Вскоре смертельно раненный командир миноносца лейтенант А.Сергеев отдал последний приказ: «...Деритесь так, чтобы каждый выполнил свой долг перед Родиной до конца, не помышляя о позорной сдаче неприятелю родного корабля». Видя, как падает прислуга при орудиях, мичман Кудревич стал сам стрелять из орудия но и он был сражен взрывом.

Орудия «Стерегущего» вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа. Все командиры погибли. Из всего экипажа в живых осталось только четверо нижних чинов. За это время ему удалось нанести значительные повреждения четырём японским миноносцам, особенно «Акебоно».

Миноносец встал, когда в борт попал еще один снаряд и хлынувшая через пробоину вода залила топки. Ликвидировав пробоину и задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где и стали свидетелями последних минут неравного боя.

В 7 ч 10 мин орудия нашего миноносца окончательно замолчали. На воде качался лишь разрушенный остов миноносца, без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами его героических защитников. Японские корабли, прекратив огонь, собрались вокруг флагманского миноносца "Усугумо".

В ходе боя японские "Усугумо" и "Синономе" отделались незначительными повреждениями, то в "Сазанами" попало восемь снарядов, а в "Акебоно" - около тридцати, были на миноносцах убитые и раненые. Разгоряченный боем командир "Сазанами" капитан-лейтенант Цунемацу Кондо предложил захватить неприятельский миноносец как трофей и просил поручить эту операцию ему.

Когда японцы попытались взять русский миноносец на буксир, он затонул. По легенде, двое уцелевших матросов открыли кингстоны и затопили миноносец. Но скорее всего они просто сняли свои же заплаты у пробоины от снаряда.

Интересно что все эти подробности мы знаем из журналов того временем. Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. «Таймс» ссылался на текст "японского донесения".

Стал ли известным этот подвиг и в мире и в россии не напечатай о нем Таймс? Боюсь что нет. Были подвиги и более серьезные, о которых мы не знаем.

Благодаря известности в Англии и Европе, это сообщение было многократно перепечатано и в русских изданиях. Но как теперь уже доказано все это не было правдой. Матросов затопивших корабль было четверо. И все они выжили.

Прибыв на миноносец японцы взяли в плен раненного в обе ноги машинного квартирмейстера Федора Юрьева и сильно обожженного кочегара Ивана Хиринского, которые взрывом были выброшены за борт, а также находившихся на корабле кочегара Александра Осинина и трюмного машиниста Василия Новикова. Вот эти двое и помогли кораблю затонуть.

В 10 ч 45 мин четырех русских моряков переправили на японский крейсер. На нем они и были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. "Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, - говорилось в нем,- и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искренне хвалю вас, вы - молодцы!"

Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения после окончания войны на родину. После этого для русских моряков начался период мытарств по госпиталям и лагерям для военнопленных.

Новиков (после возвращения из плена) рассказывал в подробностях как он спустился в трюм и помог кораблю затонуть, потом бросил в воду сигнальные флаги и покинул корабль, бросившись в воду. Как его взяли в плен он не помнил.

По возвращении на Родину, Новиков был награжден сразу Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 2 степени № 4183, а 16 мая (в день открытия памятника "Стерегущему") был всемилостивейше пожалован императором знаком отличия 1 степени № 36.

На фото Василий Николаевич Новиков перед боем и с семьей в д. Еловка 1918 г. Фотографии (С) из фондов Кемеровского областного краеведческого музея.

После войны Новиков вернулся в Еловку, в 1921 г. без суда расстрелян односельчанами, как помогавший колчаковцам.

Когда выяснилось, что на корабле не было кингстонов и пожертвовавших собой ради затопления судна матросов не было, в России создали авторитетную комиссию для выяснения обстоятельств боя. Был сделан запрос в Японию и получены необходимые документы. Комиссия пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а сообщения о подвиге двух моряков, пожертвовавших собой ради затопления судна, всего лишь легенда.
Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий» .

В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага.

Памятник "Стерегущему" был поставлен в Петербурге в Александровском парке у Петропавловской крепости.

Позже у либерастической общественности этот памятник служил объектом насмешек. Впрочем, эта же либерастическая общественность поздравляла японского императора с победой над своей страной и любой факт героизма гражданина России всегда опровергала в принципе (все измеряя по себе).

Автор памятника скульптор Константин Васильевич Изенберг. В 1911 году памятник был торжественно открыт. Модель памятника, которую лично утверждал император Николай II, находится в музее "Дома Офицеров" на Кирочной.

Памятник примечателен тем что раньше это был фонтан. Из кингстонов на матросов лилась настоящая вода, что без сомнения привлекало к нему боле внимания. Фонтаном памятник перестал быть в советские времена в 1971 году.

Миноносец «Стерегущий»

Миноносец «Стерегущий», построенный в Петербурге на Невском заводе и собранный в Порт-Артуре, относился к типу «Сокол». Головной корабль серии был построен в Великобритании, на заводе «Ярроу» в Лондоне в 1895 г. В России серия миноносцев строилась на Невском, Ижорском заводах, на верфи Крейтона в Охте с 1897 по 1907 гг. Всего было построено 32 единицы, из них 17 разборных. Миноносец имел следующие характеристики: водоизмещение – 258 т, длина наибольшая – 57,9 м, ширина – 5,67 м, осадка – 2,5 м. Мощность двух паровых поршневых машин тройного расширения составляла 3800 и.л.с. Корабль имел два гребных винта и на испытаниях развил скорость около 27 узлов. Вооружение: два однотрубных 381 мм торпедных аппарата, одно 75 мм и три 47 мм орудия. Экипаж по штату состоял из 4 офицеров и 48 матросов.

12 разборных миноносцев Невского и Ижорского завода были доставлены в Порт-Артур в марте – ноябре 1900 г. Сборка осуществлялась на косе Тигровый хвост силами специалистов Невского завода. «Стерегущий» был спущен на воду 9 июня 1902 г. С началом Русско-японской войны 27 января 1904 г. он использовался в дозорах и сторожевой службе на внешнем рейде Порт-Артура, а также в проходе у Золотой горы и за месяц боевых действий совершил 13 выходов в море. 28 января на рейде «Стерегущий» столкнулся с миноносцем «Боевой», 11 февраля участвовал в перестрелке с японскими миноносцами.

24 февраля в Порт-Артур прибыл назначенный командующим флотом вице-адмирал С.О. Макаров. Он принял решение немедленно усилить разведку, для чего вызвал к себе командиров миноносцев «Решительный» капитана второго ранга Ф.Э. Боссэ и «Стерегущий» – лейтенанта А.С. Сергеева. Им было поручено произвести подробный осмотр побережья Квантунского полуострова и островов Элиот и Блонд. Вечером 25 февраля оба миноносца вышли в море. Около 21:00 с шедшего головным «Решительного» обнаружили отблески прожектора у входа в Талиенванскую бухту. Командир «Решительного» отдал приказ увеличить ход, решив атаковать противника. Миноносцы набрали скорость, и из дымовых труб кораблей вырвалось пламя, которое заметил противник. Японские корабли принялись с помощью прожекторов осматривать окрестности. «Решительный» и «Стерегущий», сбросив ход до малого, воспользовались темнотой и укрылись в тени острова Наньсаньшаньдао. Но достигнуть цели похода – острова Элиот – до восхода Луны они не успевали. Командиры решили вести наблюдение за противником, предположив, что обнаруженные корабли – это авангард очередной операции по заграждению фарватера у Порт-Артура. Наблюдение продлилось до трех часов ночи, но вражеские корабли обнаружены не были, и русские миноносцы отправились обратно.

Через три часа хода, на подходе к мысу Ляотешань, прямо по курсу сигнальщики обнаружили четыре силуэта. Это был отряд японских истребителей («Усугумо», «Синономе», «Акебоно», «Сазанами»), возвращавшийся после ночной вылазки на порт-артурский рейд. Русские корабли резко повернули в море и попытались скрыться в темноте, но противник заметил их, изменил курс и увеличил ход. «Решительный» со «Стерегущим» попробовали обойти строй вражеских истребителей с фланга, но неприятель лег на параллельный курс и открыл огонь. «Решительный», шедший головным, оказался в более выгодном положении, чем «Стерегущий», по которому вели огонь три «японца». Корабли, ожесточенно отстреливаясь, отходили к Порт-Артуру. В правый борт «Решительного» попал снаряд, он разорвался в угольной яме и повредил паропровод. К счастью, миноносец не полностью потерял ход, машинной команде удалось справиться с повреждением. В этот момент открыли огонь береговые батареи Порт-Артура, но после трех выстрелов замолчали.

«Стерегущий»

Японские корабли не стали преследовать «Решительный» и сосредоточили огонь на «Стерегущем», положение которого быстро стало безнадежным. «Стерегущий» продолжал отстреливаться и смог повредить «Акебоно», вынужденного на некоторое время выйти из боя. В 06: 40 японский снаряд, разорвавшийся в угольной яме «Стерегущего», повредил два смежных котла. Миноносец быстро терял ход. Следующий снаряд попал в кочегарку № 2, поступающая в пробоину вода залила топки. Кочегары едва успели задраить горловины и выйти на верхнюю палубу. На мостике осколком снаряда в начале боя был смертельно ранен командир миноносца лейтенант А.С. Сергеев. Ведя огонь из носового орудия, погиб мичман К.В. Кудревич. Старший офицер Н.С. Головизнин, командовавший спуском вельбота, был убит, инженер-механик В.С. Анастасов взрывом снаряда был выброшен за борт и погиб. Бой закончился в 07:10.

В бою в «Сазанами» попало семь или восемь снарядов, в «Акебоно» – 27. В официальной японской истории Русско-японской войны на море «Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи» сказано, что японские потери составили 1 убитого и 7 раненых. «Стерегущий» лишился труб, мачты, был разбит мостик. Борта и палуба были искорежены разрывами снарядов. Через 15 минут после окончания боя к борту «Стерегущего» подошел вельбот с «Сазанами», и на палубу подбитого миноносца поднялись мичман Хирата Ямадзаки и пятеро матросов. Японский офицер писал: «Вообще, положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию». На изуродованном корабле были обнаружены оставшиеся в живых кочегар А. Осинин и трюмный машинист В. Новиков, а из воды подобраны матросы И. Хиринский и Ф. Юрьев; пленных отправили на «Сазанами». Тем временем японцы завели буксирный трос, рассчитывая увести трофей. В 08:10 «Сазанами» начал буксировку, но «Стерегущий» из-за поврежденного рулевого управления не мог идти на буксире, и вскоре трос оборвался.

Получив донесение о бое миноносцев, адмирал С.О. Макаров отдал приказ крейсерам «Новик» и «Баян» идти на выручку, а когда прорвавшийся «Решительный» доложил о бедственном положении «Стерегущего», командующий перенес свой флаг на «Новик». Выйдя в море, крейсера с предельной дистанции открыли огонь по противнику, к ним присоединились и береговые батареи. Командир «Сазанами» приказал покинуть «Стерегущий», который затонул в 09:20.

Четыре моряка со «Стерегущего» были доставлены в Сасебо на борту крейсера «Токива». Там они получили письмо от имени морского министра Японии адмирала Ямамото. Он выразил уважение к подвигу русских моряков и пожелал скорейшего выздоровления и возвращения на Родину. А в Порт-Артуре после боя командира «Решительного» обвиняли, что он бросил «Стерегущий» в беде. С.О. Макаров, однако, пришел к выводу, что в сложившейся обстановке спасти «Стерегущий» было нереально, и признал действия Ф.Э. Боссе правильными. «Повернуть ему на выручку – значило погубить вместо одного миноносца два» – написал адмирал.

Известие о бое «Стерегущего» дошло до России, и газета «Новое время» со ссылкой на некого английского корреспондента сообщила, что в момент начала буксировки «Стерегущего» японцами двое матросов, запершись в машинном отделении, открыли кингстоны и погибли, затопив корабль. Публикация получила очень большую известность и с незначительными изменениями появлялась в различных изданиях.

Скульптор К.В. Изенберг, вдохновленный этой историей, создал модель памятника «Двум неизвестным морякам-героям» и представил ее на конкурс. В августе 1908 г. проект был одобрен императором Николаем II, и 26 апреля 1911 г. памятник «Стерегущему» торжественно открыли. Историческая часть Морского генерального штаба, проведя анализ информации и опросив оставшихся в живых моряков «Стерегущего», пришла к выводу, что история с затоплением корабля двумя неизвестными матросами неправдоподобна. Действительно, на миноносцах этого типа кингстонов затопления в машинном отделении не было. Царю направили доклад, в котором говорилось, что выдумка не может быть увековечена в памятнике, на что Николай II ответил: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца "Стерегущий"». Памятник, установленный в Санкт-Петербурге на Каменноостровском проспекте, сохранился до наших дней.

Историк флота старший лейтенант Е.Н. Квашнин-Самарин в 1910 г. писал: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего»материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг "Стерегущего" даже и без недосказанного мифа… Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец "Стерегущий", потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа!».

Из книги Техника и вооружение 2012 08 автора Журнал «Техника и вооружение»

Сухопутный миноносец По материалам РГЖ подготовили к печати А. Кириндас и М. ПавловВ начале 1930-х гг. для военных специалистов стало очевидно, что одним из эффективных средств противотанковой обороны являются минные заграждения. В нашей стране также проводились

Из книги Эскадренные миноносцы типа “Касатка”(1898-1925) автора Афонин Николай Николаевич

МИНОНОСЕЦ “ДЛЯ НУЖД ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА” Резкое обострение политической обстановки на Дальнем Востоке в конце XIX века, вызванное прорывом на политическую арену Японии, заявившей о себе победоносной войной с Китаем 1894–1895 годов, кардинально изменило всю морскую политику

Из книги Первые русские миноносцы автора Мельников Рафаил Михайлович

5. "Взрыв"-первый мореходный миноносец Миноносец "Взрыв" стал первым мореходным кораблем, построенным специально для действия самодвижущимися минами Уайтхеда. Его постройкой Россия делала выдающийся шаг в судостроении, начав продолжающуюся и до наших дней эру

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Эскадренный миноносец типа „Гневный" Первые эсминцы появились в середине 1890-х годов, когда понадобились корабли, способные догнать и уничтожить артиллерийским огнем вражеские миноносцы. Новый класс боевых кораблей начал быстро эволюционировать. И если для первых

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Эскадренный миноносец «Новик» Поражение в Русско-японской войне существенно подорвало как могущество, так и авторитет Российского флота. Военно-морские силы страны оказались в весьма плачевном положении: кораблей в строю имелось недостаточно, а вновь построенные

Из книги Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879-1945 гг.) автора Патянин Сергей Владимирович

Миноносец 1-го класса “Котака” Водоизмещение 203 т. Длина 50,3м. Ширина 5,8 м. Осадка 1,7 м. Механизмы: 2 локомотивных котла, 2 паровые машины “компаунд”. Мощность и скорость: 1217 л.с., 19 уз. Запас топлива: 30 т (уголь). Артиллерия: четыре 37-мм. Торпеды: шесть 381-мм (2 х 2,2н). Экипаж: 28

Из книги автора

Миноносец 3-го класса № 26 (бывший китайский “Yu Tui” № 1) Водоизмещение 66 т. Длина 33,65 м. Ширина 3,5 м. Осадка 1,1 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина “компаунд”. Мощ­ность и скорость: 338 л.с., 13,8 уз. Запас топлива 5 т (уголь). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: два 356-мм (н).

Из книги автора

Миноносец № 27 (бывший китайский “Yu Tui” № 3) Водоизмещение 74 т. Длина 33,65 м. Ширина 4,3 м. Осадка 1,1 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина “компаунд”. Мощность и скорость: 442 л.с., 15,5 уз. Запас топлива 5 т (уголь). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: два 356-мм (н). Экипаж: 16

Из книги автора

Миноносец 3-го класса № 28 (бывший китайский № 17) Водоизмещение 16 т. Длина 8 м. Ширина 2,68 м. Осадка 0,6 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина “компаунд”. Мощность и скорость: 91 л.с., 10,5 уз. Артиллерия: одно 37-мм. Торпеды: один 356-мм (н).Бывшая китайская миноноска № 17

Из книги автора

Миноносец 1-го класса“Fukuryu” (бывший китайский “Fu Lung”) Водоизмещение 120 т. Длина 42,75м. Ширина 5 м. Осадка 1,55-2,3 м. Механизмы: 1 локомотивный котел, 1 паровая машина “компаунд”. Мощность и скорость: 1015 л.с., 20 уз. Запас топлива 14 т (уголь). Артиллерия: две 37-мм. Торпеды: два 356-мм (2н).

Из книги автора

Миноносец 1-го класса “Сиратака” Водоизмещение 127 т. Длина 46,5 м. Ширина 5,1 м. Осадка 1,4 м. Механизмы: 2 котла Шихау, 2 паровые машины тройного расширения. Мощность и скорость: 2600 л.с., 28 уз. Запас топлива 30 т (уголь). Артиллерия: три 47-мм. Торпеды: три 356-мм (3x1). Экипаж: 26

Из книги автора

Миноносец “Kawasemi” (бывш. китайский “Hu Ngo” № 8) Водоизмещение 97 т. Длина 40,9 м. Ширина 4,88 м. Осадка 2,2 м. Механизмы: 1 котел Нормана, 1 паровая машина тройного расшире­ния. Мощность и скорость: 1200 л.с., 23 уз. Запас топлива 18/28 т (уголь). Артиллерия: одно 47-мм, одно 37-мм. Торпеды: три

Из книги автора

Эскадренный миноносец “Сацуки” Водоизмещение: нормальное 350 т, полное 480 т. Длина 64 м. Ширина 6,4 м. Осадка 1,8 м. Механизмы: 4 котла Ярроу, 2 паровые машины тройного расшире­ния. Мощность и скорость: 5700 л.с., 26 уз. Запас топлива 80 т (уголь). Дальность плавания 1200 миль (10 уз).

Из книги автора

Эскадренный миноносец “Yamasemi” (бывший китайский “Chien Kang”, бывший “Fu Ро”) Водоизмещение: нормальное 390 т, полное 435 т. Длина 59,9 м. Ширина 6,5 м. Осадка 1,8 м. Механизмы: 4 котла Шихау, 2 паровые машины тройного расширения. Мощность и скорость: 6000 л.с., 32 уз. Запас топлива 80 т (уголь).