Православный календарь на август года. Календарь церковных и православных праздников в августе

Август

Какие православные праздники отмечают в августе текущего года можно узнать в церковном календаре (дата, число). Когда будут постные дни и дни памяти святых, церковные праздники в августе. Точные даты таких праздников как день иконы Божией Матери, начало и конец Успенского поста, когда будет Медовый и Яблочный спас - Преображение Господне и другие церковные даты.

1 августа
Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Почтение памяти святого Серафима (имя от рождения - Прохор). Праздник в честь обретения его мощей. Прославление святого состоялось в 1903 году.
Макрина. Преподобной Макрины Каппадокийской. Посвящен сестре святителя Василия Великого - Макрине (Фекле). Жила в IV веке. Обладала даром чудотворений.
Благоверного князя Романа (Олеговича) Рязанского. Праздник святого Рязанского князя Романа - защитника Родины и христианской веры во времена татарского ига. Был приговорен к мученической смерти за отказ в принятии татарской веры в 1270 году. Прославление святого началось сразу после его кончины.
Преподобного Паисия Печерского. Чествование памяти инока Киево-Печерского монастыря Паисия. Святые мощи находятся в Дальних (Феодосиевых) пещерах.
Блаженного Стефана Лазаревича Нового (Высокого) и матери его благоверной княгини Милицы (во Святом Крещении Евфросинии), Сербских.
Преподобного Дия Константинопольского.
Пророка Илии. Приурочен одному из величайших пророков - святому Илии (IX век до н.э.). Считается, что он был взят на Небо в огенной колеснице живым. Ему молятся во время засухи о даровании дождя. В России он считается покровителем ВДВ и ВВС. В народе этот праздник называется Ильин день.
Преподобного Авраамия Галичского, Чухломского, игумена

2 августа
Обретение мощей преподобномученика Афанасия Брестского, игумена. В честь обретения святых мощей игумена Афанасия в мае 1649 года. Они почивают в Брестском Симеоновском монастыре.

3 августа
Преподобных Симеона Палестинского, Христа ради юродивого, и Иоанна, спостника его. Церковь празднует память двух сирийцев - святого подвижника Симеона и его спостника Иоанна (VI век).
Онуфрий Молчаливый. Преподобных Онуфрия Молчаливого и Онисима затворника, Печерских. Посвящен святому Онуфрию (XII ст.) и Онисиму (XII-XIII вв.), которые подвизались в ближних Антониевых пещерах.

4 августа
Марьи добрый день. Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. Память исцеленной Господом от грехов, верной ученицы Спасителя - святой Марии Магдалины. Благодаря ей появился обычай дарить пасхальные яйца в праздник Воскресения Христа.
Преподобного Корнилия Переяславского.
Перенесение мощей священномученика Фоки, епископа Синопского

5 августа
Почаевской иконы Божией Матери. Почитание чудотворной Почаевской иконы Богородицы. Была подарена в 1559 году дворянке Анне Гойской Константинопольским митрополитом Неофитом, а в 1597 - передана ею инокам монастыря. Икона хранится в Украине в Успенском соборе Почаевской Лавры.
Трофим Бессонник. Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников.

6 августа
Борис и Глеб. Мучеников благоверных князей Бориса (во Святом Крещении Романа) и Глеба (во Святом Крещении Давида). Чествование памяти братьев Ярослава Мудрого Бориса и Глеба (в крещении Роман и Давид). Святые были убиты властолюбивым братом Святополком как конкуренты на киевский престол. Их мощи обладают даром исцеления.
Мученицы Христины Тирской.
Преподобного Поликарпа Печерского, архимандрита.

7 августа
Анна Летняя
Святых жен Олимпиады, диаконисы и преподобной Евпраксии девы, Тавеннской
Преподобного Макария Желтоводского, Унженского

8 августа
Ермолаев день. Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, пресвитеров Никомидийских.
Преподобного Моисея Угрина, Печерского.
Преподобномученицы Параскевы Римской.

9 августа
Пантелеймон Целитель. Великомученика и целителя Пантелеимона
Преподобного Германа Аляскинского
Блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского

10 августа
Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница).
Прохоры-Пармены. Апостолов от 70-ти Прохора, Никанора, Тимона и Пармена диаконов.

11 августа
Преподобномучеников Серафима (Богословского) и Феогноста (Пивоварова), иеромонахов.
Калинник. Мученика Каллиника Киликийского.
Преподобных Константина и Космы Косинских, Старорусских.
Мученицы Серафимы девы.

12 августа 2016г
Силуан и Сила. Апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника.
Мученика Иоанна Воина.
Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого.

13 августа
Предпразднство Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Евдокимов день. Праведного Евдокима Каппадокиянина.
Священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, и с ним преподобномученика Сергия Петроградского (Шеина), архимандрита, мучеников Юрия и Иоанна Петроградских

14 августа
Успенский пост. Начало Успенского поста 14 - 27 августа. Многодневный пост. Установлен в честь церковного праздника Успения Пресвятой Богородицы. Продолжительность поста - 14 дней.
Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Медовый Спас (Первый Спас - Маковия). Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Первый из трех августовских праздников Всемилостивому Спасу. Установлен в честь знамений от икон Спасителя, Богородицы и честного креста во время битв святого благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами в 1164 году. Народное название события - Первый Спас, Медовый, Мокрый.
Семи мучеников Маккавеев, матери их мученицы Соломонии (Саломии) и учителя их мученика Елеазара.

15 августа
Степан Сеновал. Перенесение мощей первомученика апостола от 70-ти Стефана, архидиакона и обретение мощей праведных Никодима, Гамалиила и сына его Авива.
Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца.

16 августа
Антон Вихровей. Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.
Преподобных Исаакия исповедника, Далмата и Фавста.

17 августа
Семи отроков, иже во Ефесе: святых Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия,Ексакустодиана (Константина) и Антонина.

18 августа
Предпразднство Преображения Господня
Евстигней Житник. Мученика Евсигния Антиохийского

19 августа
Яблочный спас. Преображение Господне. Двунадесятый неподвижный праздник. Установлен в честь памяти о следующем событии, описанном в Евангелии: Преображении Иисуса Христа перед тремя ближайшими его учениками во время молитвы на горе.

20 августа
Попразднство Преображения Господня. Продолжение праздника Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день в храмах проходит богослужение, читаются молитвы.
Обретение мощей святителя Митрофана (в схиме Макария), епископа Воронежского.
Преподобномученика Дометия Персянина, иеродиакона, и двух учеников его.
Преподобного Меркурия Печерского, епископа Смоленского.
Преподобных Пимена Многоболезненного, Печерского и Пимена, игумена, постника Печерского.

21 августа
Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
Святителя Емилиана, епископа Кизического.

22 августа
Собор Соловецких святых. В этот день православная церковь поминает святых Соловецкого монастыря. Празднование установлено в 1993 году.
Матфей Змеесос. Апостола Матфия

23 августа
Священномучеников Лаврентия, архидиакона, Сикста II, папы Римского, Феликиссима и Агапита, диаконов, мученика Романа, Римских.
Блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского.

24 августа

Евпатий Коловрат. Священномученика Евпла Катанского (Сицилийского), архидиакона. В честь мученика Евпла, пострадавшего за веру в Христа при императорах Диоклитиане и Максимиане.
Преподобномучеников Феодора и Василия Печерских.
Преподобного Феодора, князя Острожского, Печерского.

25 августа
Преподобномучеников Белогорских. День памяти архимандрита Варлаама и братии Белогорского монастыря, убитых красноармейцами в 1918 году. Прославление произошло в 1998 г., а клику святых они были причислены в 2000-м.
Фотя Поветенный. Мучеников Фотия, Аникиты и многих с ними.

26 августа
Отдание праздника Преображения Господня. Последний из дней попразднства Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этот день в храме проходит богослужение, читаются некоторые из молитв, которые произносятся в сам праздник.
Преподобного Максима Исповедника.
Тихон Страстной. Святителя Тихона, Задонского чудотворца, епископа Воронежского. Церковь чтит память Воронежского епископа Тихона (мирское имя - Тимофей). В этот день в 1783 году он ушел из жизни, а в 1861-м произошло прославление святителя.

27 августа
Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Подготовка к Великому празднику - Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (народное название - Третий Спас).
Михей Тиховей. Пророка Михея (из 12-ти пророков)
Перенесение мощей преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского. Церковь вспоминает перенесение святых мощей родоначальника монашества в Русской земле - Феодосия. К лику святых причислен в 1108 году.
Преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского

28 августа
Успение Пресвятой Богородицы. Двунадесятый непереходящий праздник. Установлен в честь успения (смерти) Божией Матери в I веке н.э.

29 августа
Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Продолжение праздника Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В этот день в храмах проходит богослужение, читаются молитвы.
Третий Спас. Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В этот день в 944 году Образ Спасителя был перенесен из Едессы и поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы в Константинополе. Народное название праздника - Третий Спас, Спас на холсте.
Мученика Диомида врача

30 августа
Священномученика Мирона Кизического, пресвитера
Преподобного Алипия, иконописца Печерского

31 августа
Преподобного Иоанна Рыльского.
Фрол и Лавёр - лошадники. Мучеников Флора и Лавра.

По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это Юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с Григорианским. Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.

Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все праздники с переменными датами отсчитываются от Пасхи и перемещаются во времени «светского» календаря вместе с ней.

Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.

Далее представлены наиболее значимые для православного христианина события - так называемые Двунадесятые праздники и Великие праздники. Хотя православная церковь отмечает праздники по «старому стилю», отличающемуся на 13 дней, даты в Календаре для удобства указаны согласно общепринятому светскому календарю нового стиля.

Православный календарь на 2016 год:

Непереходящие праздники:

07.01 - Рождество Христово (двунадесятый)
14.01 - Обрезание Господне (великий)
19.01 - Крещение Господне (двунадесятый)
15.02 - Сретение Господне (двунадесятый)
07.04 - Благовещение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
21.05 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
22.05 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
07.07 - Рождество Иоанна Предтечи (великий)
12.07 - Святых перв. апостолов Петра и Павла (великий)
19.08 - Преображение Господне (двунадесятый)
28.08 - Успение Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
11.09 - Усекновение главы Иоанна Предтечи (великий)
21.09 - Рождество Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
27.09 - Воздвижение Креста Господня (двунадесятый)
09.10 - Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
14.10 - Покров Пресвятой Богородицы (великий)
04.12 - Введение во храм Пресвятой Богородицы (двунадесятый)
19.12 - Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Дни особого поминовения усопших

05.03 - Вселенская родительская суббота (суббота перед неделей о Страшном Суде)
26.03 - Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста
02.04 - Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста
09.04 - Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста
10.05 - Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)
09.05 - Поминовение усопших воинов
18.06 - Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
05.11 - Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)

О ПРАВОСЛАВНЫХ ПРАЗДНИКАХ:

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

В богослужении Православной Церкви двенадцать великих праздников годового богослужебного круга (кроме праздника Пасхи). Подразделяются на Господские, посвященные Иисусу Христу, и Богородичные, посвященные Пресвятой Богородице .

По времени празднования двунадесятые праздники разделяются на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Первые постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, вторые каждый год падают на разные числа, в зависимости от даты празднования Пасхи .

О ТРАПЕЗЕ В ПРАЗДНИКИ:

По церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления , случившиеся в среду и пятницу, поста нет.

В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.

В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла , Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.

О ПОСТАХ В ПРАВОСЛАВИИ:

Пост - форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела на пути к спасению в рамках религиозного воззрения; добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром. Телесный пост - ограничение в пище; душевный пост - ограничение внешних впечатлений и удовольствий (уединение, молчание, молитвенное сосредоточение); духовный пост - борьба со своими «телесными похотями», период особо напряжённой молитвы.

Самое главное - нужно осознавать, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства и праведности. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост , - учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления». Пост - не цель, а средство отвлечься от услаждения своего тела, сосредоточиться и подумать о своей душе; без всего этого он становится всего лишь диетой.

Великий Пост, святая Четыредесятница (греч. Tessarakoste; лат. Quadragesima) - период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи , важнейший из многодневных постов. В связи с тем что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни. Он включает 6 седмиц, или 40 дней, поэтому называется также св. Четыредесятницей .

Пост для православного человека - это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище . Пост телесный необходим для совершения поста духовногои душевного, все они в своем объединении образуют пост истинный , способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища - мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: "Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа". В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя - дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки - с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея - за две недели до Великого Поста.
3. Сырная - неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) - неделя после Пасхи.
5. Троицкая - неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Однодневные посты , кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни - Агиасмы - крещенской Святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня - 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда "нашего ради спасения" пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

МНОГОДНЕВНЫЕ ПОСТЫ:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей - 48 дней.
Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы - Святки, Мытаря и фарисея, масленицу . После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после "Недели мытаря и фарисея" ("неделя" по-церковнославянски означает "воскресенье"). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник - пища с маслом, среда, пятница - холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в "Неделю мясопустную" - воскресенье перед масленицей.
В следующую седмицу - сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы - прощеное воскресенье. Этот день еще называют "Неделей сыропустной".
Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста - полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу - холодная пища без масла, вторник, четверг - горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг - пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).
Светлая седмица (неделя после Пасхи) - сплошная - скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом - сплошная.

2. Петров или Апостольский пост.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный - 6 недель. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник - горячая пища без масла, среда и пятница - строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни - рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу - горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница - дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого со всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница - холодная пища без масла, вторник и четверг - горячая пища без масла, суббота и воскресенье - пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг - горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница - горячая пища без масла.
Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова "сочиво" и происходит название этого дня - сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы - крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.

1 АВГУСТА - обретение мощей прп. Серафима Саровского (1903) . Преподобный Серафим Саровский – святой старец-пустынножитель, затворник и провидец, затворник и провидец, один из наиболее почитаемых русских святых. Он родился в купеческой семье в г. Курске. В 1778 г. поступил в число послушников Саровской пустыни, спустя восемь лет пострижен в монашество. Добровольно удалясь в затвор, проводил время в строгом посте, трудах и молитве. По выходе из затвора приложил особые заботы к устроению Дивеевской обители. Множество людей стекалось к его келье, чтобы открыть ему тайны своей совести, свои скорби и нужды, и каждый получал утешение. «Христос Воскресе, радость моя!» - такими словами встречал преподобный Серафим всякого гостя.
Исцеляет многоразличные болезни.

2 АВГУСТА - память пророка Илии (IX в. до Р. Х.). Русские люди почитали Илию с глубокой древности, построили в честь святого пророка немало храмов. Далеко за пределами Карелии известна своей красотой деревянная Ильинская церковь, построенная в 1798 году. Каждый год к Ильинскому погосту в Водлозерском национальном парке в Ильин день съезжаются сотни людей. Древний храм воспринимается сегодня не только как шедевр плотницкого мастерства, как выдающийся исторический и архитектурный памятник, он - главная православная святыня национального парка.
Пророку Илие молятся во время засухи. В Ильин день часто бывают бури и грозы.

3 АВГУСТА - память прпп. Симеона и Иоанна (ок. 590) . Преподобные Симеон и Иоанн жили в Сирии и с детства были друзьями. Они приняли иночество в Иерусалиме, куда пришли из Сирии на поклонение святым местам. Затем они неразлучно подвизались на протяжении 29 лет вблизи мертвого моря. Затем, по внушению Божию, прп. Симеон оставил пустыню, чтобы послужить спасению людей и принял высокий подвиг - юродство Христа ради, а прп. Иоанн, оставшись в пустыне, глубоко чтил своего духовного брата и всех, обращавшихся к нему, посылал к «юродивому Симеону». Прославленный даром прозорливости, чудотворений и исцелений, прп. Симеон мирно скончался. Прп. Иоанн тоже преставился в своей пустыне. Оба они скончались в один и тот же день.

4 АВГУСТА - память мироносицы равноапостольной Марии Магдалины (I). Уроженка города Магдалы на берегу Генисаретского озера, Мария была молода и красива. До встречи с Господом вела распутную жизнь, но Христос исцелил ее, изгнав семь бесов, после этого Мария стала Его верной ученицей. Она находилась на Голгофе, когда распинали Иисуса, вместе с Богородицей и апостолом Иоанном, была она и среди жен-мироносиц. Марии первой явился Христос после Воскресения.
В России Мария Магдалина издревле почиталась покровительницей девочек-сирот. В прошлом веке по всей стране действовало множество общин, которые открывали и опекали воспитательные дома и училища для бедных и осиротевших девочек.
Ей молятся об исцелении бесноватых, в том числе одержимых блудным бесом.

5 АВГУСТА - празднование явления Почаевской иконы Божией Матери . Чудотворный образ защитил Почаевскую лавру (ныне – Тернопольская область Украины) от нашествия турок, осадивших обитель в 1675 году. Над храмом явилась Сама Богородица с небесными ангелами, державшими обнаженные мечи. Ныне икона известна всему православному миру, она находится в иконостасе Успенского собора и каждое утро на лентах опускается вниз, чтобы верующие могли приложиться к чудотворной святыне.
Перед этой иконой молятся об исцелении от слепоты, застарелых и неизлечимых недугов, об освобождении пленных, вразумлении грешников.

6 АВГУСТА. Сегодня - день Бориса и Глеба , благоверных князей, сыновей князя Владимира, первых русских мучеников-страстотерпцев. В 1015 году они были убиты Святополком, прозванным Окаянным, который не пожелал делить наследство со своими братьями. Святополк был наказан Богом - его войско потерпело поражение в войне с братом Ярославом, а сам Святополк погиб.
Память обоих святых мучеников чтится на Руси с древних времен, о чем свидетельствует множество древних монастырских и приходских церквей, возведенных в их честь. Летописи полны сказаниями о чудесных исцелениях, совершившихся у мощей святых князей, и о победах, одержанных с их помощью.

8 АВГУСТА - память преподобномученицы Параскевы , пострадавшей за веру во Христа в царствование римского императора Антония Пия (138-161). Многих язычников обратила она к истинной вере. Ее память свято чтится в России. Святая - помощница в семейной жизни, женская заступница. В Эссойле в наши дни с помощью православных финнов восставлена деревянная часовня во имя св. Параскевы.

9 АВГУСТА - память великомученика и целителя Пантелеимона (305) . Искусный врач, живший в Никомидии и пострадавший за святую веру в 305 году, один из самых почитаемых святых-целителей. Пантелеимон означает «всемилостивый», он всем оказывал милосердие, бесплатно леча страждущих, утешая узников и щедро раздавая нуждающимся свое имущество. После своего Крещения Пантелеимон исцелял всякие болезни не столько аптекарскими средствами, сколько призыванием имени Господа. В Петрозаводске, на Древлянке возводится храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона.
Ему молятся при всевозможных недугах.

10 АВГУСТА - праздник великой русской святыни, чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (Путеводительница). Икона эта, по преданию, написана апостолом и евангелистом Лукой еще при жизни Пресвятой Богородицы. О времени появления ее в России сведения разнятся. Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар в 1239 г. Смоленская икона Божией Матери пользуется великим почитанием среди православного люда. Ныне эта икона находится в Успенском соборе г. Смоленска. Списки с нее распространены в огромном количестве по церквам и домам верующих. Чудотворных и особо чтимых копий насчитывается более 30.

12 АВГУСТА - день памяти святого мученика Иоанна Воина (IV) , защитника несправедливо осужденных и обиженных, помощника голодных.
Также в этот день отмечается обретение мощей прп. Германа , первым из подвижников поселившегося на Соловецком острове вместе с прп. Зосимой, основавшим знаменитый монастырь.

14 АВГУСТА - праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня ; празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пречистой Богоматери и Честного Креста во время сражения св. благоверного князя Андрея Боголюбского с волжскими болгарами в 1164 г., в котором враги были побеждены.
Народ окрестил этот праздник Медовым Спасом – к этому времени пчела переставала доставлять мед и можно было выламывать соты, а значит, и попробовать мед нового сбора. Церковь в этот день освящает мед и цветы.
Сегодня начинается Успенский пост, который продлится до 28 августа - двунадесятого праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост - строгий: вкушение рыбы разрешается лишь 19 августа - в день двунадесятого праздника Преображения Господня.

15 АВГУСТА – православные люди вспоминают сегодня блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557) . Не только горожане, но и цари мирились со словами правды этого юродивого. Гроб с Василием, скончавшимся в этот день ровно 445 лет назад, несли царь Иоанн Грозный и митрополит Макарий. Через два года на месте его захоронения был заложен Покровский собор в память покорения Казани, известный ныне как храм Василия Блаженного.

16 АВГУСТА - память преп. Антония Римлянина (1147), Новгородского чудотворца . Родился в Риме у православных родителей, в 19 лет осиротел, раздал все имущество нищим, принял постриг и поселился на скалистом морском берегу. По преданию, однажды небольшая часть скалы, на которой стоял и молился преподобный, оторвалась, и, стоя на ней, он переплыл море до русских пределов, через Неву и Ладогу, и достиг в 1106 году Великого Новгорода. С благословения святителя Никиты основал в Новгороде монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и дал ему общежительный устав. Преподобный Антоний Римлянин считается основоположником монашества в Новгороде. Скончался в 1147 году, а прославлению его честных мощей содействовал архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Кирилл, получивший от них исцеление.

17 АВГУСТА - день памяти семи воинов-отроков Ефесских (Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антонин) (ок. 250). Сии отроки гонителями христиан были закрыты в пещере, где и пробыли более 170 лет, потом были открыты, пробудились от чудесного сна своего, рассказали о себе и своих мучениях и чрез несколько дней скончались. Чудо это было засвидетельствовано в V в. К их предстательству обращаются больные, измученные долгой бессонницей, и родители, молящиеся о своих незасыпающих младенцах.

19 АВГУСТА - ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ . Великий двунадесятый праздник Русской Православной Церкви. В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам, что Ему надлежит пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвел трех апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми. Два пророка Ветхого Завета – Моисей и Илия – явились Господу на горе и беседовали с Ним, а глас Бога Отца из светлого облака, осенившего гору, свидетельствовал о Божестве Христа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17, 5). Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него – Единородного Сына Божия. Преображение - это начало обновление человеческой души, познание Святой Троицы, откровение Божие о тайне Его вездесущия. Нетварный свет, исходящий из недр Божества, пронизывает всю вселенную и освящает нашу дорогу к Богу.
В народе праздник Преображения называется Яблочным Спасом . Церковью с апостольских времен установлено освящать в этот день созревшие овощи и фрукты с произнесением при этом особых молитв. Связан этот обычай с тем, что Божие благословение почивало на всех созданиях Божиих только до тех пор, пока человек, преступивший заповедь Божию, не внес в состав своего существа нечистоту. Через человека осквернилось и все живое. Проклятье Божие нависло над делами его рук. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем человек входит в соприкосновение. Победить враждующую против нас природу может только истинно верующий во Христа Спасителя. Освящая и благословляя начатки плодов земных, Святая Церковь снимает с них древнюю печать проклятия. Церковь молит Господа, чтобы Он даровал вкушающим плоды вместе с освящением тела и освящение души, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами плоды богато умножал. Кроме того, наши предки поставляли себе в обязанность в сей день наделять всех бедных плодами, а больным посылать в дом. Не исполнившие сего старого обычая почитались людьми, недостойными общения.

20 АВГУСТА – Обретение мощей свт. Митрофана , епископа Ворожнежского (1832) . Престольный праздник Свято-Митрофаниевской мужской пустыни Важеозерского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Располагается на другой стороне Важеозера в 5 км от обители. Скит с церковью во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, построен в 1904 г. предпоследним настоятелем Спасо-Преображенского Геннадиево-Никифоровского монастыря игуменом Митрофаном (1889-1911 г.г.) на месте, почитаемом местными жителями, как святом. Там с незапамятных времен стояла деревянная часовня.

21 АВГУСТА - перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566) . Преподобные Зосима и Савватий в 1429 году основали мужской монастырь на Соловецком острове Белого моря. Это был крупный духовный центр русского православия и важный оборонительный пункт, отбивающий нападения шведов, финнов, англичан.
В годы советской власти Соловецкий монастырь стал лагерем для политзаключенных. Первыми из них были архиереи и сотни православных священников. Все священнослужители и последователи православной веры были расстреляны в конце двадцатых годов. В 1991 году Соловецкий архипелаг был целиком возвращен Церкви.

В этот же день празднуется память иконы Божией Матери «Толгская» (1314) . Эта икона появилась при выдающихся обстоятельствах. В 1314 г. еп. Ярославский Прохор проводил объезд своей епархии. За семь верст от Ярославля он приказал пристать к правому возвышенному берегу реки. Проснувшись в полночь, он был поражен ярким светом. На противоположном берегу, где в Волгу впадает река Толга, он увидел огненный столп и идущий к нему через всю реку мост. Взяв свой жезл, он один перешел по этому мосту реку и увидел стоящую в столпе на недосягаемой высоте икону Богоматери с Младенцем на руках. Помолившись, епископ вернулся на место ночлега. Утром служители не могли отыскать жезл, и Преосвященный указал им искать его за Волгой. Слуги переправились через реку и нашли жезл, сверху которого лежала икона Богоматери. Епископ переплыл Волгу, помолился и начал рубить лес для церкви, ему помогали узнавшие о явлении иконы жители Ярославля. Вскоре церковь была выстроена и освящена. В тот же день епископ благословил быть при церкви мужской обители и поставил ей игумена.

Перед этой иконой молятся об избавлении от засухи, бездождия, а также при болезнях ног и бесновании.

22 АВГУСТА - память апостола Матфия (ок. 63 ). Родом из Вифлеема. Он получил воспитание под руководством святого Симеона Богоприимца. Первоначально св. Матфий был избран в число 70-ти апостолов, а по Вознесении Господа по жребию был причислен к лику 12-ти апостолов вместо Иуды Искариотского. Святой Матфий проповедовал Евангелие в Иудее, Эфиопии и Македонии. Проповедуя, он творил множество чудес, исцелял слепых, хромых, прокаженных, изгонял злых духов и воскрешал умерших.

23 АВГУСТА - память блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского (1515) . Молитвами исцелял больных, подавал зрение слепым от рождения; за веру Христову
Ему молятся при болезни глаз.

24 АВГУСТА - день кончины иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) , подвижника наших дней (1979) .

26 АВГУСТА - второе обретение мощей святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца (1991) . В связи со слабым здоровьем на 45 году жизни вынужден был оставить управление епархией и в 1769 году поселился в Богородицком монастыре города Задонска, живя в самой простой обстановке и подвизаясь в подвигах любви и самоотречения. Святитель Тихон - великий учитель христианской жизни, обладая даром прозрения, многое предсказал из грядущих судеб России (наводнение в Петербурге 1777 года, победу в Отечественной войне 1812 года и др.). Скончался в 1783 году, от его мощей подавались бесчисленные исцеления.

27 АВГУСТА - перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского (1091) , основателя монашества на Руси. Промыслом Божиим его святые мощи сохранились во время татаро-монгольского нашествия.

28 АВГУСТА - УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ. Успением праздник называется потому, что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а в основном называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня Она была воскрешена Господом и вознесена на небо. Пресвятая Богородица предстоит Престолу Божию как Царица Неба и земли и усердная Заступница и Ходатаица за весь человеческий род.
Конец Успенского поста - строгого, двухнедельного. Этот летний пост не бывает тягостным, хотя и выпадает в период напряженных и неотложных полевых работ. В это время вполне хватает свежей растительной пищи. С тихой грустью заканчивается праздник Успения, чтобы уступить место завтрашнему дню, когда ожидается столь светлый и величественный праздник, посвященный Иисусу Христу и называемый третьим Спасом. Этот день - величание нерукотворного образа Спасителя.

29 АВГУСТА - перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944). Согласно преданию, больной правитель сирийского города Эдессы Авгарь послал своего художника ко Христу, чтобы сделать Его портрет, но изображение не удавалось. Тогда Христос омыл лицо водой и отер платом (убрусом), на котором отразился чудесно Его лик. Этот убрус Он отдал художнику. Перенесенный в Эдессу убрус с нерукотворным образом Спасителя излечил больного Авгаря и позднее на протяжении нескольких веков сохранял город. 15 августа 944 года эдесскую святыню встретили у Золотых ворот Константинополя и с почетом поместили во Влахернском храме. Святой Лик стал для византийцев, а затем и для новообращенных русских истинным образом Христа. На протяжении XII-XVII веков и позднее на Руси было создано огромное количество икон Святого Лика. Под княжеским стягом с изображением Нерукотворенного Спаса бились на поле Куликовом войска Дмитрия Донского. Нерукотворенный Образ был главным наставником русских иконописцев: молитвой к нему начиналось их ученичество.
В народе этот праздник получил наименование Третьего Спаса или «Спаса на полотне». В некоторых местах России Третий Спас именовали еще хлебным , а кое-где и ореховым (поспевали орехи).

30 АВГУСТА - день памяти прп. Алипия, иконописца Печерского . Прп. Алипий с молодых лет подвизался в Киево – Печерском монастыре. Он научился писать иконы у греческих мастеров и стал первым русским иконописцем. Преподобный писал иконы даром; если же ему все-таки платили за труд, то он одну часть тратил на материалы для иконописи, другую раздавал нищим и лишь самую малость оставлял себе. Св. Алипий был удостоен от Бога дара чудотворений еще при жизни: многие иконы, написанные им, прославились как чудотворные. Последнюю икону – в честь Успения Богородицы – за прп. Алипия написал Ангел, когда сам он лежал в предсмертной болезни. Скончался преподобный, молитвенно осеняя себя крестным знамением.
Ему молятся при проказе.

31 АВГУСТА - память мучеников Флора и Лавра. Они были родными братьями. По приказу правителя работали на постройке языческого храма и в это время обратили ко Христу более 300 человек. Сам храм освятили во имя Христово и поставили в нем крест. В Мегреге Олонецкого района сохранилась удивительной красоты часовня Флора и Лавра, взятая под охрану государством, но погибающая из-за полного безразличия к этому памятнику деревянного зодчества.

— Обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
— Собор Курских святых.
— Иконы Божией Матери Умиление Серафимо-Дивеевская.

День Ильи-пророка или Ильин день. Этот святой является одним из самых популярных в народе, его называли заявителем святого божьего закона. Илья карал грешников, насылая на их поля град. А к трудолюбивым и благочестивым крестьянам святой проявлял отцовскую заботу: поливал благодатным дождем посевы, истреблял вредителей.

Согласно преданиям, Илия-пророк выражает Божий гнев. Его карающая справедливая десница наказывала духов тьмы, а особенно злых демонов. Поэтому нечистая сила боится его как огня.

Будущий пророк появился на свет в городе Фесвии (Фисвы) за девять веков до рождения Иисуса Христа. В момент отцу Илии было видение, в котором небесные ангелы пеленали и кормили малыша огнем. Оно стало пророческим — мальчик вырос и стал светочем веры. Илия ушел жить в пустыню, где много молился и соблюдал строжайший пост. Позднее он был призван на пророческое служение и начал борьбу с нечестивыми поступками и уходом от истинной веры.

Также в этот день:

— Обретение мощей Афанасия Брестского.
— Икон Божией Матери Галичская, «Знамение» Абалацкая, Оршанская.

— Пророка Иезекииля.
— Преподобных Симеона Палестинского и Иоанна.
— Священномученика Петра Голубева, пресвитера.

— Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины.
— Перенесение мощей священномученика Фоки.
— Преподобного Корнилия Переяславского.

— Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников.
— Почаевской иконы Божией Матери.

— Мученицы Христины.
— Блговерных князей страторпцeв Бориса и Глеба, во cвятом Крещении Романа и Давида.
— Собор Смоленских святых.

— Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.
— Преподобного Макария Желтоводского, Унженского.

— Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократa, иереев Никомидийских.
— Преподобного Моисея Угрина.

— Великомученика и целителя Пантелеймона.
— Преподобного Германа Аляскинского.

— Смоленской иконы Божией Матери, именуeмой Одигитрия (Путеводительница).
— Собор Тамбовских святых.

— Мученика Каллиника Киликийского.
— Мученицы Серафимы.
— Преподобных Корстантина и Космы Косинских.

— Mученика Иоанна Воина.
— Обретение мощей преподобного Германа Соловецкого.
— Празднование иконы Божией Матери Оконская.

— Предпразднство Происхождения честныx дрeв Животворящего Креста Господня.
— Священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского, и ижe c ним убиенных священномучеников арxимадрида Сергия и мученики Юpия и Иоанна.
— Прaведного Евдокима Каппадокиянина.

Начинается Успенский пост, который продлится до 28 августа. По церковному преданию Богородица узнала о времени своего перехода из этого мира и готовилась к нему постом и усиленной молитвой, хотя и не нуждалась в очищении души, так как вся ее жизнь была образцом святости.

Православные постятся, подражая подвигу Пресвятой Богородицы, желая хотя бы отчасти уподобиться ее чистоте.

Также в этот день:

— Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня.
— Медовый Спас.

— Перенесение из Иерусалима в Константинопoль мощей первoмч. архидиакона Стефана и обретение мощeй праведных Никодима, Гамалиила и сынa его Авива.
— Блаженного Василия, Московского чудотворца.
— Ачаирской иконы Божией Матери.

— Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.
— Преподобного Космы отшельника.

— Семи отроков, ижe во Ефесе.
— Преподобномученицы Евдокии Римляныни.

— Предпразднство Преображения Господня.
— Преподобномученика Иова Ущельского.
— Священномучеников Арфира и Фавия.
— Мученика Евсигния Антиохийского.

Преображение Господне. Этот день считается одним из главных праздников христиан, когда происходит благословение церкви.

Впервые праздник начали отмечать в 4 веке, когда на горе Фавор построили храм, который освятили именно в честь Преображения.

История Преображения Господня описывается в Евангелие от Матфея, Луки и Марка. Все три повествования имеют схожесть друг с другом. Иисус взял с собой трех учеников, с которыми он пошел на гору Фавор, чтобы обратиться к Богу. Во время произношения молитвы лицо Божьего Сына посветлело и озарилось лучами солнца. Явились в это время также пророк Моисей и Илия, которые беседовали с ним о будущих страданиях. Именно это событие и называется Преображением Господним. Оно олицетворяет собой соединение в Божьем сыне всего человеческого и Божественного.

Также в этот день отмечают Яблочный Спас.

— Попразднство Преображения Господня.
— Обретение мощей cвятителя Митрофана, епископа Воронежского.
— Преподобного Антония Оптинского.

— Святителя Емилиана исповедника, eпископа Кизического.
— Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
— Святого Мирона чудотворца.

— Апостола Матфия.
— Собор Соловецких Святых.

— Блаженного Лаврентия, Христа рaди юродивого, Калужского.
— Собор новомучеников и исповедников Соловецких.

— Mученика архидиакона Евпла.

— Мучеников Фотия и Аникиты и многиx с ними.
— Священномученика Александра, епископа Команского.
— Мучеников Памфила и Капитона.

— Отдание праздника Преображения Господня.
— Преставление и второе обретение мощей святителя Тихона, Задонского чудотворца.
— Мучеников Ипполита, иринея, Авундия и мученицы Конкордии.

— Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.
— Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского.
— Пророка Михея.
— Празднование икон Божией Матери Беседная и Нарвская.

Успение Пресвятой Богородицы. Согласно преданиям, мать Иисуса Христа Мария прожила 72 года.

Однажды во время молитвы Архангел Гавриил рассказал Божией Матери о ее предстоявшей кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением: «Сын твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных примет тебя, матерь свою, в небесное царство, чтобы ты жила и царствовала с ним бесконечное время».

Перед смертью у своего ложа Дева Мария увидела всех апостолов и учеников своего сына, которых чудесным образом собрал Святой Дух в Иерусалиме. Таким образом Богородица смогла проститься с ними. Она попросила их радоваться, а не горевать. Ведь «смерть Ее — всего лишь краткий сон, а она отходит к своему Божественному Сыну».

В этот момент комнату наполнил свет, кровля дома открылась, и сошел в горницу Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась к Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. После этого Мария радостно предала свою душу в руки Господа.

Богородицу вознесли на небо, и когда ученики Иисуса пришли в пещеру, где была захоронена Мария, ее тела там уже не было — лежали лишь похоронные ризы. Так как человеческая смерть не коснулась Марии, кончину Богородицы называет успением.

— Попразднство Успения Богородицы.
— Хлебный Спас, именуемый также как Ореховый Спас или Спас на холсте.
— Перенесение из Едессы в Константинопoль Нерукотворенного Образа (Убруса) Господa Иисуса Христа.

— Преподобного Пимена Угрешского.
— Арматийской иконы Божией Матери.

— Mучеников Флора и Лавра.
— Иконы Божией Матери Всецарица.

Последний месяц лета не за горами, а еще так много нужно успеть сделать, чтобы лето 2016 запомнилось только самыми яркими эмоциями: можно отправиться в или , а то и вовсе уехать за границу. Но кроме развлечений, наши читательницы на форуме часто интересуются, какие церковные праздники в августе 2016 года. Поэтому считаем нужным опубликовать календарь церковных праздников на август 2016, чтобы вы не упустили из виду ни один важный православный праздник.

Церковные праздники в августе 2016 в Украине: календарь

Для наглядности публикуем весь календарь церковных праздников на август 2016, а дальше расшифруем самые важные праздники и то, как обычно проводят эти дни.

Православные праздники в августе 2016 года

1 августа 2016 года - Обретение св. мощей Серафима Саровского, чудотворца.
2 августа 2016 года - день Пророка Илии.
4 августа 2016 года - Мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. Собор Смоленских святых.
5 августа 2016 года - Праведного воина Федора Ушакова. Икон Божией Матери «Почаевская» и «Всех Скорбящих Радость».
6 августа 2016 года - Благоверных князей Бориса и Глеба.
7 августа 2016 год а - Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
9 августа 2016 года - Великомученика и целителя Пантелеймона.
10 августа 2016 года - Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» - Путеводительница и Серафимо-Дивеевской «Умиление».
14 августа 2016 года - Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Медовый Спас .

Церковные праздники в августе 2016 в Украине

20 августа 2016 года - Святителя Митрофана Воронежского.
22 августа 2016 года - Апостола Матфея.
26 августа 2016 года - Икон Божией Матери «Умягчение злых сердец».

Церковные праздники в августе 2016 года

29 августа 2016 года - Иконы Божией Матери «Феодоровская».
29 августа 2016 года - Перенесение Нерукотворного Образа Господня.
31 августа 2016 года - Иконы Божией Матери «Всецарица».

Теперь вы знаете, какие церковные праздники в августе 2016 года. Но поскольку лето все же продолжается, также рекомендуем ознакомиться с подборками статей по летней тематике в нашем специальном разделе " ".