Немецкий крейсер нюрнберг. Из истории крейсера "адмирал макаров". Легкий крейсер "Нюрнберг"

Боргезе Валерио

Чёрный князь людей-торпед

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Боргезе Валерио

На старинном братском кладбище в Севастополе высится памятник 12-метровая фигура скорбящего матроса с надписью: «Родина - сыновьям». На стеле значится: «Мужественным морякам линкора «Новороссийск», погибшим при исполнении воинского долга 29 октября 1955 года. Верность военной присяге была для вас сильнее смерти». Фигура матроса отлита из бронзы винтов линкора…

Об этом корабле и его таинственной гибели мало кто знал до конца 80-х, когда о нем разрешили писать, и судьба его, как мы увидим, связана с темой нашей книги.

Линкор, носивший в последние годы имя «Новороссийск», был построен в Италии в 1914 году и его первое название было «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»). В 1933–1937 годах уже старенький линкор капитально отремонтировали и осовременили. В годы Второй мировой он ничем особым себя не проявил, а в феврале 45-го в результате воздушного налета союзников получил значительные повреждения в носовой части, принял много воды и затонул. Вскоре его подняли, снова отремонтировали и ввели в строй.

По разделу между союзниками итальянского флота в 1949 году линкор достался Советскому Союзу и через шесть лет уже под новым именем прошел еще один ремонт и модернизацию.

28 октября 1955 года в 17.30 «Новороссийск» возвратился из рейса и встал на левый якорь и швартовую бочку в Севастопольской бухте почти напротив Графской пристани. А через 8 часов под носовой частью линкора грянул мощный взрыв. Все, что было потом, многократно описывалось в печати. Для нас интересны выводы специальной правительственной комиссии, которые нашли, что наиболее вероятная причина гибели - взрыв немецкой донной мины, оставшейся на грунте со времен войны. Второй, менее вероятной причиной посчитали диверсию.

Комиссия установила, что взрыв сопровождался двойным сотрясением корпуса. Вахтенные соседних кораблей видели в носовой части вспышку огня, прошедшего до середины корпуса. Затем черный дым из-под носовой части поднялся до мостиков, то есть взрыв был на корабле, а не на дне от мины… Взрыв пробил не только днище, но и второе дно, три промежуточных палубы и даже палубу полубака.

Характер разрушений корпуса и днища не был похож на те, что получались при подрыве на донных минах, зато весьма смахивал на разрушения от взрывов зарядов, заложенных итальянскими подводными диверсантами под корпуса таких кораблей, как английские линкоры «Куин Элизабет» и «Велиэнт»…

Под «Новороссийском» водолазы обнаружили две воронки. Дно воронок вдавленный плотный грунт без ила. Если бы мина взорвалась на грунте, то он бы оказался не вдавлен, а разворочен! В одной воронке нашли лист железа. Откуда он взялся, так и не выяснилось.

Донные мины имеют срок годности 6–8 лет и их дееспособность зависит от работы электробатарей. В 1955 году на Черном море провели эксперимент на минных батареях и убедились, что оставшиеся мины - небоеспособны…

Короче: многое, если не все, говорит в пользу взрыва заряда, прикрепленного к днищу или подвешенного под ним.

А теперь интересные детали, неизвестные до поры до времени широкой общественности. Во время приемки советскими моряками в Италии в 1949 году в итальянской печати появились призывы к патриотам Италии не допустить, чтобы корабль плавал под чужим флагом, и взорвать его. Адмирал Левченко, возглавлявший приемку, был лично предупрежден о возможности диверсии.

Вскоре после гибели «Новоросисйска» слетели со своих постов начальник разведки Черноморского флота генерал-майор Намгаладзе и командир ОВРа (охраны водного района) контр-адмирал Галицкий. А вот наш герой - командир отряда боевых пловцов князь Валерио Боргезе в начале ноября 1955 года получил орден. За что?

…В 1964 году наши моряки некоторое время находились в Алжире, передавая алжирцам боевые катера. Там же в это время работали итальянские офицеры, обучавшие алжирских боевых пловцов своему ремеслу. И один из итальянцев хвастался, что у него есть орден за потопление «Новороссийска»!

Так итальянцы отомстили русским за свое поражение в подводной войне на Черном море.

А начиналось все в 30-х годах, когда Муссолини был на коне, покровительствовал подводникам и особенно молодому князю Валерио Боргезе, нарисовавшему дуче радужную картину победоносной подводной войны и торжества идей итальянского фашизма во всем Средиземноморье. Прошли годы, и князь создал мощную военную организацию, на счету которой - более тридцати кораблей и судов общим водоизмещением 265 тыс. тонн, потопленных в Средиземном и Черном морях с помощью миниподлодок и управляемых человеком торпед. Он умер в 1974-м в Кадисе, Испания, и до самой смерти был непримиримым антисоветчиком и маэстро диверсий. Все-таки все сходится к тому, что гибель «Новороссийска» - дело рук его людей.

Итак, Черный князь людей-торпед раскрывает свои тайны…

Н. Непомнящий

Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

Глава XXIV Московский князь Георгий и Тверской князь Михаил В часы последние свои… Князь Дмитрий занемог. И на пути в Переяславль был вскоре у Волок. Постригся и монахом стал, молил грехи у Бога. А смерть стояла, как и знал, совсем уж у порога. Властолюбивый князь Андрей

Из книги Чрезвычайные происшествия на советском флоте автора Черкашин Николай Андреевич

Из книги Италия. Враг поневоле автора Широкорад Александр Борисович

автора Боргезе Валерио

Глава X ПЕРВЫЙ УСПЕХ ЧЕЛОВЕКОУПРАВЛЯЕМЫХ ТОРПЕД. ГИБРАЛТАР, 20–21 СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА Мероприятия по воссозданию флотилии после потерь на Мальте. Командир Тодаро. Новость: «боевой пловец». «Чимиче» и «Баулетта». «Шире» снова идет в Гибралтар. Веско и Каталано топят два

Из книги Боргезе. Черный князь людей-торпед автора Боргезе Валерио

Боргезе. Черный князь людей-торпед ПРОЛОГ Длинная стальная сигара «Шире» пересекает фарватер и зарывается в зыбь открытого моря как раз в тот момент, когда красный диск солнца касается горизонта. На капитанском мостике командир подводной лодки принц Джунио Валерио

Из книги Десять лет и двадцать дней. Воспоминания главнокомандующего военно-морскими силами Германии. 1935–1945 гг. автора Дёниц Карл

Приложение 3 ПРИЧИНЫ СБОЕВ В РАБОТЕ ТОРПЕД Штаб командования ВМС Берлин9 февраля 1942 годаДокладная записка № 83/а/42. Секретно.Рассылка: Согласно поименному списку.Предмет: Расследование причин отказов в работе торпед.Предыдущие документы: Докладная записка штаба ВМС. МРА

Из книги Между Гитлером и Сталиным [Украинские повстанцы] автора Гогун Александр

3.7. Борьба людей антисоветских против людей советских Председатель Совнаркома, Наркомпроса, Мининдела! Эта местность мне знакома, как окраина Китая! Эта личность мне знакома! Знак допроса вместо тела. Многоточие шинели. Вместо мозга - запятая. Вместо горла - темный

автора Хмыров Михаил Дмитриевич

48. ВАСИЛИЙ I ЯРОСЛАВИЧ, князь костромской, потом великий князь владимирский «мезиный» (меньшой) сын Ярослава II Всеволодовича, великого князя киевского и владимирского, от второго брака с Ростиславой-Феодосией Мстиславовной (в иночестве Евфросиния), дочерью Мстислава

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

139. МИХАИЛ II ЯРОСЛАВИЧ, князь тверской и потом великий князь владимирский сын Ярослава III Ярославича, князя тверского и великого князя владимирского, от второго брака с Ксенией Юрьевной (Георгиевной), княжной тарусской (см. 113), причтенной православною церковью к лику

Из книги Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови автора Хмыров Михаил Дмитриевич

193. ЮРИЙ III (ГЕОРГИЙ) ДАНИЛОВИЧ, князь московский, потом великий князь владимирский сын св. Даниила Александровича, князя московского, от брака с неизвестною.Родился в Москве в 1281 г.; по смерти отца провозглашен жителями Переславля-Залесского князем их и присутствовал тут

Из книги Десятая флотилия МАС автора Боргезе Валерио

ПЕРВЫЙ УСПЕХ ЧЕЛОВЕКОУПРАВЛЯЕМЫХ ТОРПЕД ГИБРАЛТАР, 20 – 21 СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА После гибели Моккагатта я был временно назначен командиром 10-й флотилии MAC. Весьма почетная для меня должность, имея в виду, что я только что был произведен в чин капитана 3-го ранга, но и очень

Из книги Святые заступники Руси. Александр Невский, Довмонт Псковский, Дмитрий Донской, Владимир Серпуховской автора Копылов Н. А.

Князь Дмитрий Иванович и князь Михаил Александрович в борьбе за великокняжеский ярлык Каменный кремль очень пригодился москвичам. 17-летний Дмитрий стал проявлять себя как решительный и самостоятельный князь. Сначала, как мы видели, он сумел не только отстоять свои права

автора Харпер Дж.

Использование торпед на больших кораблях Линейные корабли и линейные крейсеры обеих сторон имели такую мощную артиллерию и днем представляли собою такую заметную цель, что торпедная «дуэль», естественно, являлась бы для обоих чрезвычайно невыгодной. С другой стороны,

Из книги Правда об Ютландском бое автора Харпер Дж.

Опасность неприятельских торпед избегнута В 19 ч. 22 мин. было замечено, что 11-я полуфлотилия германских эскадренных миноносцев, а через три минуты вслед за ней и 17-я полуфлотилия выпустили торпеды (всего их было 21). Немедленно после атаки эсминцы противника повернули и

Из книги Правда об Ютландском бое автора Харпер Дж.

Уклонение от торпед Разбирая первый отход германского флота в 18 ч. 35 мин., Черчилль заявляет. «Джеллико, которому грозила опасность от идущих на него торпед, повернул от них согласно давно принятой им тактике…» Это чистейшее измышление самого господина Черчилля. Он

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Потомки графа А.Х. Бенкендорфа. часть 3.

IV Поколение:

Дети князя Сципионе Боргезе и Анны-Марии де Феррари.

1.2.2.1. княжна Санта Боргезе (1897-1997).

фото Санты Боргезе. 1915 год

Дочь Сципионе Боргезе и Анны Марии Феррари родилась в Париже 1 ноября 1897 года. Ее полное имя Санта Людмила Александра Елизавета.
Писать о ней достаточно сложно. С одной стороны, она прожила долгую жизнь и с ней наверняка связана масса событий. С другой стороны, она,родившаяся в знатной и богатой семье и впоследствии вышедшая замуж за также знаменитого и богатого представителя итальянской знати, Санта вела жизнь богатой аристократки, посвящая свое время благотворительности, меценатству, активной общественной деятельности. Живя и воспитываясь в семье князей Боргезе, она великолепно разбиралась в искусстве, активно помогала продвижению молодых и талантливых художников и писателей... Здесь имеет смысл привести некоторые из ее деяний в этих направлениях.
В молодые годы она была активным членом ассоциации культурного развития юга Италии, наименее развитой части страны. Во время геноцида армян в Оттоманской империи, когда множество беженцев оказалось в Италии, Санта организовала выставку ковров и изделий армянских умельцев, чтобы привлечь внимание итальянцев к армянской проблеме. В 1958 году совместно с Генри Миллером она пишет книгу о скульпторе Бенвенуто Буфано (1890-1970), итальянце, живущим и работающим в Калифорнии. Она же на свои средства издает книгу на английском и итальянском языках. Рассказ о ее жизни - это большой перечень заметных и не очень заметных культурно-просветительских и меценатских дел. После ее кончины ее родственники создают фонд ее имени. Цели фонда - поддержка молодых и талантливых людей искусства, то чем она активно занималась при жизни.

фото Санты Герколани. 1930-е г.

В 1925 году она выходит замуж за графа Асторре Герколани (1877-1944), сына принца Альфонсо Герколани (1850-1922) и его супруги Альбертины ди Монтальто (1850-1883) . Свадьба состоялась в фамильном замке Изола Гарда, на острове озера Гарда. В семье рождается семеро детей: Андреа (1926-2004); Альбертина (1927-?); Адриано (1929-2005); Ардуино (1931-?); Альвизе (1931-2009); Алмерико (1935-1995); Анна (1940-?).
Умерла Санта в Риме 13 апреля 1997 года. Она прожила 100 лет, более чем кто-либо другой из потомков Анны Бенкендорф.

1.2.2.2. княжна Ливия Боргезе (1901-1969).

фото Ливии Боргезе. 1913 год.

Дочь Сципионе Боргезе и Анны Марии Феррари родилась в Париже 4 марта 1901 года. Большая часть жизни Ливии связана с замком Изола Гарда на острове озера Гарда в северной Италии. Остров и замок на острове она унаследовала в 1927 году после смерти отца. На скале острова установлена таблица с именем владелицы.

Табличка в замке Изола Гарда.

свадебное фото графини Ливии Кавацца. 1920 г.

Ливия в 1920 году выходит замуж за графа Алессандро Кавацца (1895-1969), который был крупным предпринимателем, занимался сельским хозяйством. Под его руководством на острове и в его окрестности были посажены рощи оливковых деревьев и виноградники. Налажено производство оливкового масла, широко известного и за пределами Италии. Производится вино, развито животноводство. Пока муж активно занимается сельским хозяйством, Ливия не менее активно занимается чудесным парком, расположенном около замка. Здесь она продолжает дело своей матери Анны Марии, любившей и ухаживающей за парком. Сажаются экзотические деревья и цветы, создается оригинальная структура парка.

парк в замке Изола Гарда.(современный вид)

В семье графов Кавацца было трое детей: Новелло (1922-2009); Паоло Эмилио (?- 2009); Камилло (1931-1981). Умерла Ливия Кавацца в Болонье 9 марта 1969 года.

Дети князя Ливио Боргезе и Виктории Кеун.

1.2.3.1. Князь Флавио Боргезе (1902-1980).

Фото Флавио Боргезе и его брата Джунио Викторио. 1913 год.

Князь Флавио Боргезе родился 2 мая 1902 года в Смирне, был сыном князя Ливио Боргезе, и его супруги Виктории Кеун. Известно о нем очень мало. По некоторым сведениям, он был активным членом фашисткой партии, как и его младший брат, Джунио Валерио. В 1927 году женился на Анжеле Патерно, княгине ди Сперлинга дей Манганелли (1902-1973). В семье было трое детей: Камилло (р.1927 г.), Маркантонио (р.1928 г.), Витториа (р. 1934 г.)
Князь Флавио Боргезе умер в Катанье 28 марта 1980 года.

1.2.3.2. Князь Джунио Валерио Боргезе (1906-1974).

фото князя Джунио Валерио Боргезе. 1940-е г.

Князь Джунио Валерио Боргезе родился 6 июня 1906 года в Риме, был сыном князя Ливио Боргезе и его супруги Виктории Кеун. Писать о нем не очень просто. С одной стороны, он убежденный фашист (его прозвали "Черным князем") ; с другой стороны, мужественный воин, исключительно опытный военный моряк. Постараемся в рассказе избежать каких-либо политических оценок деятельности Джунио Валерио Боргезе и проследим его жизненный путь.
Перед молодым аристократом были открыты все пути. Он выбрал карьеру военного моряка. В 1928 году заканчивает Военно-морскую академию и в 1933 году получает назначение командиром подводной лодки. В этот период он встречает свою любовь - русскую эмигрантку Дарью Васильевну Олсуфьеву (1909-1963), дочь графа Василия Алексеевича Олсуфьева (1872-1924) и его супруги Ольги Павловны Шуваловой (1882-1939) .

Свадьба князя Джунио Витторио Боргезе и Дарьи Олсуфьевой. 1931 г.

По существующим тогда правилам военно-морской офицер итальянского флота мог жениться только с разрешения короля. Бюрократическая волокита затягивала получение этого разрешения, и в 1931 году Валерио вступил в брак, не дожидаясь формального разрешения. Последовало "положенное" наказание-арест. Но учитывая отличные данные морского офицера, арест продлился несколько суток. Отметим здесь, что семья получилась любящая и Дарья всегда оставалась надежным тылом своего мужа.
Во время гражданской войны в Испании, подводная лодка Валерио воевала на стороне Франко. По возвращении в Италию на приеме Валерио знакомится с Муссолини. Он становится активным сторонником дуче и его любимцем.

фото князя Джунио Витторио Боргезе и итальянского маршала Р. Грациани.

Основная деятельность морского офицера Валерио Боргезе развернулась во время Второй Мировой Войны. Он становится командиром флотилии подводных пловцов -диверсантов. Люди- торпеды "черного князя" нанесли большой урон военно-морским базам и судам членам антигитлеровской коалиции.
В 1950 году Валерио Боргезе" выпустил книгу "Десятая флотилия МАС", где он подробно рассказал о своих боевых операциях на Средиземном море. Книга переведена на русский язык и здесь нет необходимости пересказывать его военную историю. После окончания войны, Валерио некоторое время скрывался, не желая попасть в руки новых итальянских властей. Последние весьма беспощадно наказывали тех, кто в той или иной степени сотрудничал с фашистским режимом. И весьма часто это бывали внесудебные наказания. Он сдался англичанам, которые передали его итальянцам. На суде, как военному преступнику, ему грозили или смертная казнь, или пожизненное заключение, И здесь кипучую деятельность развернула его жена Дарья. Все их средства были потрачены на лучших адвокатов. Суд ограничился несколькими годами заключения.

суд на князем Боргезе. 1947 г.

В 1954 году Валерио вышел из тюрьмы. Ни жизненный опыт, ни тюрьма не охладили его пыла, и он остался убежденным фашистом. Сначала он вступил в неофашистскую партию. Но будучи не удовлетворен ее малой активностью, организовал свою собственную.
Здесь сделаем небольшое отступление и вернемся к его семье. У Валерио и Дарьи было четверо детей: Елена (1932-2004), Паоло (1933-1999), Ливио (1940-1989) и Андреа (р.1942).

фото Дарьи Олсуфьевой-Боргезе. 1930-е г.

В 1963 г. трагически в автомобильной катастрофе погибает Дарья Олсуфьева- Боргезе. Она занималась литературной деятельностью и Валерио в ее честь создал фонд, премирующий наиболее значительные литературные работы о Риме.
Валерио не смирился с поражением фашизма. В 1970 году со своими соратниками совершает попытку фашистского переворота в Италии. После подавления путча он скрывается в Испании. Умер Валерио Боргезе в Кадисе, Испания, 28 авг 1974 г. Он был захоронен в Риме. Но итальянское правительство запретило какие-либо торжества по этому поводу. После бегства Валерио в Испанию все его имущество было конфисковано и его дети были вынуждены покинуть Италию.

Дети графа Филиппа Хоёс-Венскхейм и княгини Паолы Боргезе.

1.2.4.1. граф Виктор Хоёс-Венскхейм (1900-1925).
1.2.4.2. граф Ласло Хоёс-Венскхейм (1901-1934).
1.2.4.3. графиня Илона Хоёс-Венскхейм (1907-1995).

Семья графов Хоёс была очень богатой: у них были дома в Будапеште, родовая усадьба в Кёрешладань-Пустафаш с многими десятинами пахотной земли. Граф Филипп был директором кредитного банка земляных угодий. Старший сын, Виктор родился 9 октября 1900 года в Венгрии, его брат Ласло 1 декабря 1901 года в Италии, их сестра Илона - 4 мая 1907 года в Вене. Мальчики были больны гемофилией, но несмотря на это выросли и получили профессию. Семья Хоёс купила виллу на Naphegy в 1913 году. Они приехали в Будапешт, чтобы их сыновья получили образование. Виктор учился в университете им. Пазмань, получив диплом врача общей медицины. Это не медицинский институт, но то время в этом университете существовало много кафедр. Ласло учился в Политехническом институте имени József nádor, в 1925 году получил диплом инженера-оптика.Они были венграми по духу. Их отец любил свою Родину и эту любовь и привязанность сумел передать сыновьям. Недалеко от Будапешта есть городок Дёмрё, уроженка которого, графиня Ханна Телеки (1901-1988), дочь графа Тибора Телеки (1871-1942) и его супруги, графини Алисы Сечени (1871-1945), стала невестой Виктора Хоёса. Свадьба состоялась 14 ноября 1924 года. Как счастлива невеста и как серьезен жених.

свадьба графа Виктора Хоёса и Ханны Телеки. 1924 г.
Справа от жениха - его сестра Илона, и брат Ласло.

Сзади жениха стоит пожилая женщина(перо головного убора жениха касается ее лица). Это мать Виктора - Паола. Ей 48 лет и прошло уже 20 лет после того как она позировала скульптору Лигети. Скульптура гордой аристократки и фотография печальной женщины. Мать не молодит знание того, что ее сыновья неизлечимо больны. Ее старшему сыну Викору оставалось жить меньше полгода. Сразу же после свадьбы он с молодой женой уезжает в Швейцарию, потому что там - лучшие клиники и врачи. Но, несмотря на все их усилия, в мае 1925 года Виктор умирает. Его жена вдовеет два года и выходит замуж за двоюродного брата Виктора, графа Белу Хоёса (1901-1978). Они были очень дружны с сестрой Виктора и Ласло - Илоной.

О Ласло почти нет никаких сведений. Он остался одиноким и умер 11 сентября 1934 года, 33 лет от роду. Похоронен вместе с братом и отцом в родовом имении в Пустафаш. Можно добавить, что когда дети графа Филиппа и графини Паолы были живы, родители купили виллу на проспекте Андраши (сейчас там посольство России) у своего родственника Апппони Шандора за 384 тысяч корон. В 1929 году она была продана в чужие руки. Когда умер второй сын - граф и графиня Хойос покинули Будапешт и поселились в своем имении у могил своих сыновей. С 1935 года они зарегистрированы как постоянные жители Кёрёшладань. Граф покончил жизнь самоубийством - принял мышьяк - в 1942 году, хотя его имя еще значилось в телефонном справочнике Будапешта за 1943 год. Улица Dezső,9. Телефон: 351-385. Графиня Паола передала имение в руки брата мужа и покинула Венгрию навсегда.

фото графа Карлф Палффи и графини Илоны Хоёс. 1929 г.

Графиня Илона Хоёс вышла замуж за графа Кароля Палффи (1900-1979), сына графа Яноша Непомука Палффи (1872-1953) и его супруги Фердинанды Вюрмбранд-Ступпах (1872-1954). В браке родилось четверо детей: Ласло (1931-1991), Тереза (1934-2003), Ференц (р.1937 г.), Мария (р.1941 г). Супруги Палффи постоянно проживали в Чехословакии.

фото графини Илоны Палффи. 1980-е гг.

В июне 1943-го графиня Паола передала права на владение виллой своей дочери - Илоне Палффи. Но имя Илоны не значится в справочниках ни за 1944, ни за 1945, ни за 1946 год. Вилла сохранилась во время обстрела советскими пушками с горы Геллерт. В 1947 году один из будапештских жителей заявил права на жительство по адресу: улица Dezső, 9. Суд в августе 1947 года отклонил эту просьбу. Но в октябре принял положительное решение в пользу гражданина Kotsis. Наступали советские времена. В доме стал жить преподаватель политехнического института с женой и двумя родственниками. Пользовался правами владельца недолго - дом национализировали в 1952 году. По всей видимости, Илона тоже была привязана к Венгрии. Илона прожила долгую жизнь и умерла в 1995 году.

Дети князя Родольфо Боргезе и княгини Дженовеффы Боргезе.

1.2.5.1.Стефано Боргезе (1911-1978).

фото князя Стефано Боргезе.

Старший сын Родольфо Боргезе и Дженовеффы Боргезе родился 31 августа 1911 года в Сан-Доменико ди Фиесоли, в Италии. Его полное имя Стефано Джузеппе Пьерфилиппо Паола Мария Александр, князь Сабуччи, князь Кассано и пр.пр.
Вполне возможно, что его след в истории был бы связан только с большим количеством дворянских титулов, если бы он не увлекся бейсболом. Эта американская игра была знакома итальянцам уже в конце 19 столетия. Но придя к власти в 1922 году Бенито Муссолини крайне неодобрительно отнесся к "проявлению всякого американизма". И только в 1943 году, когда американские войска вошли в Италию появилась возможность возрождения этой достаточно популярной игры.

фото князя Стефано Боргезе. 1940-е гг.

В декабре 1948 года Стефано выступает с инициативой создания итальянской федерации бейсбола. Он возглавляет федерацию несколько лет. С 1953 по 1971год он- президент Европейской ассоциации бейсбола.
Стефано принадлежит честь возрождения этой игры в Европе и он проводит несколько чемпионатов. По американской традиции его "бейсбольное" имя сокращается до Стено. Теперь он известен как Стено Боргезе- первый президент Европейской ассоциации бейсбола. В 1971 году он отходит от руководства ассоциацией и 29 января 1978 года в Риме заканчивает свой жизненный путь. Построенному в 1991 году в районе виллы Боргезе бейсбольному стадиону присваивается имя Стено Боргезе. О личной жизни Стефано и о его возможных наследниках информации не найдено.

стадион имени Стено Боргезе.


Дата рождения: 06.06.1906
Гражданство: Великобритания

Летом 1943г. итальянцы терпели поражение на всех фронтах. На фоне ряда неудач особенно ощутимой для Италии стала утрата господства на Средиземном море. Надводный флот, оставив Таранто, ушел на северные базы и потерял контроль над обширнейшей акваторией. Абсолютное численное превосходство противника сковывало действия больших кораблей, уделом которых стали операции оборонительного характера. В это тяжелое время князя Валерио Боргезе назначили командиром 10-й флотилии МАС*, на которую командование итальянских ВМС возлагало особые надежды. За три последних года штурмовые средства этого соединения - противолодочные торпедые и взрывающиеся катера, человекоуправляемые торпеды, миниатюрные подлодки - доставили немало неприятностей англичанам. На боевом счету 10-й флотилии числилось два линкора, два крейсера, один эскадренный миноносец и множество торговых судов. Боргезе не изменил традициям: никогда еще флотилия не совершала таких частых боевых походов, как в период с мая по сентябрь 1943 года. Только в результате одного нападения человекоуправляемых торпед на вражеские корабли, стоявшие на рейде у Гибралтара, были уничтожены три из них - "Пэт Харрисон", "Махсуд" и "Камерата".

Интересна предыстория этого нападения. В 1943г. противолодочная оборона Гибралтара была усилена настолько, что использовать подводную лодку в качестве носителя торпед, как это делали раньше, не представлялось возможным. Пуск торпед был произведен с курсировавшего в этих водах испанского торгового судна "Ольтерра", с виду совершенно безобидного.

Еще в начале войны судно "Ольтерра", принадлежавшее богатому генуэзцу, затонуло в нейтральных испанских водах. Около полутора лет судовладелец не проявлял ни малейшего интереса к полуразбитой посудине.

Однако после таинственного разговора с князем Боргезе его отношение к своей собственности, брошенной было на произвол судьбы, в корне изменилось. Судовладелец начал переговоры с одной из испанских компаний о подъеме затонувшего судна. По словам хозяина, судно должно было перейти к какому-то испанскому обществу на взаимовыгодных условиях. При взгляде со стороны это казалось правдой - после того, как судно отремонтировали, на нем был поднят испанский флаг. Ни в день подводной атаки 8 мая 1943г., ни после нее англичане не могли предъявить никаких претензий к экипажу "Ольтерра". Объяснялось все просто. Команду судна укомплектовали бойцами 10-й флотилии, которых по одежде и нарочито развязным манерам было не отличить от матросов торгового флота. Если бы на судно вдруг пожаловали с досмотром, в грузовых трюмах не удалось бы обнаружить ничего подозрительного - только детали какиго-то оборудования, провоз которых был оформлен по всем правилам. Детали эти были ничем иным, как частями управляемых торпед, которые накануне атаки были собраны прямо на "Ольтерра", в небольшой мастерской. Ночью, под покровом темноты торпеды покинули "Ольтерра" через специально вырезанное ниже ватерлинии отверстие в борту. А наутро, после успешного завершения операции их пилоты снова превратились в матросов, лениво прогуливавшихся по палубе испанского торгового судна. Подлинную причину гибели кораблей в Гибралтаре англичане так и не установили...

Благодаря знатному происхождению перед молодым князем Валерио Боргезе были открыты все дороги. Он выбрал море, став курсантом Королевского военно-морского училища. В 1933 году Валерио Боргезе отправился в свой первый дальний поход к берегам Северной Америки на учебном парусном судне "Колумб". По окончании учебы Боргезе ожидала блестящая карьера офицера-подводника.

В 1937 году субмарина "Ириде" под командованием князя Боргезе вошла в итальянский легион, который, помогая Франко, действовал против республиканского флота Испании. По возвращении на родину участники войны в Испании были приглашены на торжественный завтрак, устроенный в их честь морским министерством. Здесь князю Боргезе представилась возможность лично познакомиться с дуче - Муссолини - и блеснуть своим знанием методов ведения подводной войны. В скором времени князь получил под свое командованием новую подводную лодку "Аметиста".

Командир "Аметисты" был не только знатоком подводного оружия, но и дипломированным водолазом. Поэтому когда перед командованием флота встал вопрос, какую же из подводных лодок сделать первой плавучей базой управляемых торпед, выбор пал именно на "Аметисту". Учения с использованием нового оружия начались в январе 1940 года. После того как три торпеды были закреплены на палубе подводного корабля, "Аметиста" вышла в море, направляясь в залив Специи. Спуск торпед на воду прошел незаметно для "противника". Пилоты провели свои суденышки через восточные ворота порта и "атаковали" стоявший на рейде корабль "Куарто". Эта операция произвела огромное впечатление на Боргезе, который тут же проникся исключительным уважением к новому торпедному оружию.

10 июня 1940 года Италия вступила в войну на стороне Германии, и итальянскому флоту пришлось испытать на себе всю тяжесть английского превосходства на море. Начало боевых действий застало Боргезе на должности командира подводной лодки "Веттор Пизани". Это был старый корабль, доживавший свой век. Каждое погружение такой лодки могло стать последним: через многочисленные щели внутрь корпуса поступала вода, отказывались работать изношенные механизмы. Через пару месяцев, когда корабль пришел в полную негодность, его решили подарить школе подводного плавания в Пола, а командиру Валерио Боргезе предложили пройти курс специальной подготовки у немцев на Балтийском море.

Подготовка эта носила сугубо практический характер. Из Мемеля (Клайпеды), где находилась школа немецких подводников, курсанты почти сразу же отправлялись в десятидневный поход по Атлантике. Здесь им предстояло принять участие в боевых действиях против крупных конвоев противника. Сперва Валерио Боргезе прикомандировали к плавучей базе подлодок, но впоследствии он был включен в состав команды одного из боевых кораблей.

По возвращении в Италию Боргезе ожидал получить под свое командование океанскую субмарину, однако судьба распорядилась иначе. В морском генеральном штабе молодого офицера-подводника принял адмирал де Куртен, от которого Боргезе получил предписание следовать в Специю в качесте командира подводной лодки "Ширё".

Субмарина "Ширё" оказалась кораблем самой современной постройки, переоборудованным для транспортировки управляемых торпед. Выглядела она несколько странно, напоминая то ли баржу, то ли лихтер. Однако вскоре Боргезе, к тому времени уже успевший сменить девять подводных кораблей, привык к "Ширё". Командование имело на эту лодку особые виды - она должна была нанести удар по английской эскадре, находившейся в Гибралтаре. Другой лодке под названием "Годар" было поручено совершить нападение на военно-морскую базу англичан в Александрии. Обе операции планировалось провести практически одновременно. Первой в боевой поход отправилась "Гондар" и, не успев нанести противнику никакого ущерба, оказалась потопленной им. Экипаж субмарины был взят в плен.

24 сентября 1940г., еще не зная о печальном конце "Гондар", князь Валерио Боргезе вывел свою лодку в Средиземном море. "Ширё" находилась всего в 50 милях от Гибралтара, когда Боргезе получил приказ возвращаться в Ля Маддалена, так как накануне планируемого нападения английский флот неожиданно покинул гибралтарскую базу. Неужели работа "Интеллидженс сервис"? Сам командир "Ширё" считал уход английских кораблей простым совпадением.

За первой неудачной попыткой нанести англичанам удар новым оружием последовала вторая. В безлунную октябрьскую ночь "Ширё" вновь взяла курс на Гибралтар. Этим боевым походом была начата трехлетняя "война в войне" - так один из участников событий окрестил действия итальянских штурмовых отрядов 10-й флотилии МАС в Гибралтарском проливе. Путь к месту назначения принес Боргезе обычные для военного времени острые ощущения: встречу с плавучей миной, которая была своевременно уничтожена пулеметной очередью, сильнейший шторм и атаку с воздуха у самого входа в пролив. 29 октября, избавившись от преследования английских эсминцев, лодка наконец пробралась в Гибралтар. Начать действовать можно было лишь с наступлением ночи, и "Ширё" пришлось лечь на грунт.

Перед Боргезе стояла нелегкая задача - выбрать оптимальное место старта управляемых торпед. С одной стороны, это место должно было находиться как можно ближе к берегу, с другой - на достаточном удалении от маршрута следования английских сторожевых кораблей. После долгих раздумий командир "Ширё" решил углубиться в бухту Альхесирас и высадить пилотов торпед у самого устья реки Гуадарранке.

Ночью, в подводном положении лодка скрытно проникла в бухту, что само по себе являлось большим успехом. Немногие командиры субмарин отважились бы на подобный маневр - до сих пор он не удавался никому. Причиной было сильное течение, способное увлечь подводный корабль в один из водоворотов, которыми изобиловала коварная бухта. Впрочем, опасность для "Ширё" представляли не только водовороты и многочисленные мели. Неожиданно над самой лодкой прошел английский эсминец. Он был так близко, что команда подводного корабля различила шум его винтов без помоши гидрофона. Англичанин направлялся из бухты в пролив и шел пересекающимся курсом. Удивительно, но факт: "Ширё", которая продолжала движение, удалось остаться незамеченной. Недаром Боргезе приказал остановить практически все шумящие механизмы и обернуть ряд металлических деталей ветошью.

Наконец лодка оказалась в нужной точке бухты. На этом, однако, миссия Боргезе не завершилась. Штаб подводного флота возложил на командира "Ширё" личную ответственность за успех операции в Альхесирасе. Основываясь на последних разведданых о наличии кораблей в базе, Боргезе распределил цели между участниками операции. Объектами нападения двух управляемых торпед должна была стать пара линкоров, третий удар планировалось нанести по авианосцу или крейсеру, если тот окажется более удобной мишенью. Спустив все три торпеды на воду, субмарина легла на обратный курс...

Князь Валерио Боргезе, получивший сведения об исходе операции, был раздосадован. Вторая попытка, тщательно, до мелочей, продуманный план действий и... снова неудача. Одна из торпед взорвалась слишком далеко от английского корабля, повредив металлические сети, которые прикрывали вход в гавань. Экипажи двух других торпед и вовсе не смогли атаковать противника из-за серьезных технических неполадок.

Все-таки итальянский князь-подводник преподал англичанам, абсолютно уверенным в неприступности бухты Альхесирас, неплохой урок. Британская пресса старалась успокоить общественное мнение. С той же целью распространялись слухи, что злополучная торпеда была выпущена не из самой бухты, а из пролива. Тем не менее экипажи стоявших в гавани английских кораблей чувствовали себя, как на раскаленных углях. В каждом движении воды матросам мерещился след человекоуправляемой торпеды, и тогда в воду уходила очередная серия бесполезно потраченных глубинных бомб. Неудивительно, что начальник морского генерального штаба адмирал Каваньяри посчитал боевое задание выполненным, а Боргезе и экипаж его субмарины премировали отдыхом в одном из лучших горных отелей Италии. Разумеется, отдых с ежедневными лыжными прогулками и вечеринками был не единственной наградой - командиру лодки, которая первой проникла в Гибралтар, была торжественно вручена золотая медаль "За воинскую доблесть".

В ноябре 1940г. князь Валерио Боргезе был принят самим дуче в знаменитом Палаццо Венеция. Аудиенция у Муссолини была непродолжительной - по всему было видно, что дуче чем-то расстроен. Причиной, вероятно, послужило только что полученное им известие о неудаче итальянских войск в Албании. Тем не менее, Муссолини отнесся к Боргезе с должным вниманием - с интересом выслушал доклад о недавней операции в Гибралтаре и не скрывал своего одобрения действиям командира "Ширё".

Успехи Боргезе не остались незамеченными и в штабе флота. После гибели командира 10-й флотилии МАС, в которую было объединено несколько штурмовых отрядов с различным вооружением, это место занял князь Валерио Боргезе (лето 1941г.). Правда, числился он "временно испольняющим обязанности", но относился к новой работе с полной ответственностью. Отдав командование надводными силами в надежные руки Сальваторе Тодаро, бывшего командира субмарины "Каппеллини", Боргезе полностью посвятил себя подводному отряду, поскольку считал, что в организации действий управляемых торпед еще существует множество нерешенных проблем. Не была обойдена вниманием нового командира и техническая сторона наступательных планов. Боргезе добился, чтобы на вооружение 10-й флотилии МАС поступили самые современные акустические мины и небольшие зажигательные бомбы, которые было бы удобно использовать в акватории противника.

По возвращении на подводный корабль Боргезе стал разрабатывать план третьего похода в Гибралтар, рассчитывая на настоящий успех. 10 сентября 1941г. подводная лодка "Ширё" в очередной раз вышла из Специи и ровно через неделю прибыла в порт Кадиса, отшвартовавшись у танкера "Фульгор". Здесь субмарина должна была принять на борт экипажи человекоуправляемых торпед. Часы ожидания не пропали даром: команда лодки успела отдохнуть, принять освежающий душ, пополнить съестные припасы и угоститься превосходным коньяком.

Атака, предпринятая 25 сентября в бухте Альхесирас, дала неплохие результаты. Жертвами управляемых торпед стали три английских судна (танкеры "Денби Дейл", "Фиона Шелл" и вооруженный теплоход) общим водоизмещением 30 000 тонн. У экипажа одной из торпед была реальная возможность уничтожить еще одно судно противника, увеличив потопленный тоннаж, но торпедисты Каталано и Джаннони не стали этого делать по соображениям морального характера. Джаннони уже успел присоединить заряд к винтам стоявшего на рейде большого парохода, когда Каталано различил выцветшее название на корме - "Полленцо", Генуя. По всему видно, англичане захватили это судно и использовали его в качестве военного транспорта. Однако ни у одного из торпедистов не поднялась рука отправить на дно пароход с итальянским именем и происхождением.

Подрывной заряд был снят с корпуса "Полленцо", и вскоре ему нашлось другое применение - теплоход "Дюрхэм" водоизмещением 10 000 тонн.

После операции в Гибралтаре командование осыпало экипаж "Ширё" и пилотов-торпедистов дождем воинских званий и наград. Разумеется, были отмечены и боевые заслуги Валерио Боргезе, который получил чин капитана 2 ранга. Операции итальянских подводников в Гибралтарском проливе вызвали неподдельный интерес у самого короля, который удостоил князя-подводника личной аудиенции. Долгая и обстоятельная беседа с героем дня только разожгла королевское любопытство. Через несколько дней Его Величество, одетый в штатское, в сопровождении единственного телохранителя отправился в поместье Сан-Россоре, где находилась школа пилотов управляемых торпед. С небольшого плота он наблюдал за учебными занятиями и пришел в восторг от возможностей нового оружия.

Итальянцы не были одиноки в своих попытках атаковать Средиземноморский флот Британии. Английские корабли подвергались частым нападениям немецких субмарин, которые одерживали одну победу за другой. В ноябре 1941 года немецкая подводная лодка успешно атаковала авианосец "Арк Ройял", а буквально через несколько дней меткий торпедный залп другой германской субмарины отправил на дно линкор-флагман "Бархэм", на борту которого находилось более 800 человек. К концу ноября 1941г. на средиземноморском театре боевых действий наметился явный перевес сил в пользу Италии. Против пяти итальянских линкоров, бороздивших воды Средиземного моря, английский флот мог выставить только два -"Вэлиент" и "Куин Элизабет". Зная это, можно хотя бы отдаленно представить тот резонанс, который получила успешная боевая операция итальянской лодки "Ширё", сумевшей вывести из строя последние средиземноморские линкоры англичан.

29 декабря 1941г. "Ширё" с победой вернулась из Александрии в Специю. Из 27 дней похода двадцать два она провела в открытом море, преодолев расстояние в три с половиной тысячи миль. Боргезе ликовал: ценой плена шести пилотов управляемых торпед потоплен танкер, а главное, серьезно повреждены два 32 000-тонных английских линкора, опора английских сухопутных войск в Средиземноморье. Успех был тем более значительным, что в Александрии ожидали возможных диверсий со стороны итальянцев - на подходах к александрийскому порту была выставлена сложная система заграждений, с завидной регулярностью сбрасывались глубинные бомбы.

Англичан явно преследовал злой рок. Вслед за "Вэлиент" и "Куин Элизабет" Британия лишилась еще пары мошных кораблей - "Рипалс" и "Принц Уэльский", уничтоженных японской морской авиацией в водах Индонезии. Эти катастрофические потери на долгое время ослабили флот "владычицы морей",которая сумела оправиться от них и восстановить былой приоритет лишь через несколько месяцев, да и то с помощью Соединенных Штатов. Чтобы залатать брешь в военно-морских силах Англии, Уинстону Черчиллю пришлось перебросить к североафриканскому берегу часть авианосцев и самолетов, которые прежде вели боевые действия у британского побережья.

За операцию в Александрии король пожаловал князю Валерио Боргезе одну из высших военных наград Италии - орден "Савойский крест". Его Величество оценил успех подводной лодки "Ширё" и штурмового отряда, находившегося на ее борту, как "блестящий". Через пару месяцев, согласно предписанию военно-морского министерства, князь Валерио Боргезе оставил командование лодкой "Ширё", возглавив подводный отряд 10-й флотилии МАС.

Весной 1942г. итальянцы начали подготовку к решающему штурму острова Мальта - ключевой позиции, от которой, по мнению многих, зависел исход борьбы в Средиземном море. Момент для штурма был выбран удачно, поскольку продолжительная осада окончательно подорвала силы английского гарнизона. Штаб итальянских ВМС возложил операцию по захвату Мальты на специальное десантное соединение, которым командовал адмирал Тур. В помощь десантному отряду кораблей был выделен дивизион торпедных катеров 10-й флотилии, размещенный в Аугусте, и несколько боевых пловцов группы "Гамма", которая подчинялась Боргезе. Предваряя высадку десанта на мальтийское побережье, 10-й флотилия провела тщательную разведку системы обороны острова - имеются ли там пулеметные гнезда, артиллерийские батареи, заграждения из колючей проволки. Отряды 10-й флотилии продолжали активно поддерживать войска Тура до конца боев за Мальту. Вопреки ожиданиям, значительных побед одержано не было.

В марте 1942г. немецкое командование, натолкнувшись на мощное сопротивление противника в Крыму, было вынуждено прибегнуть к помощи союзников, чтобы силами итальянских ВМС замкнуть кольцо блокады вокруг Севастополя с моря. По просьбе фюрера в черноморские воды вышла флотилия итальянских катеров и несколько субмарин-"малюток" типа "СВ". Итальянские корабли внесли свою лепту в штурм осажденного города, заняв позиции на подступах к Севастополю и на главных морских коммуникациях.

19 мая экспедиционная автоколонна 10-й флотилии, разместившаяся на железнодорожных платформах, прибыла из Специи в Симферополь. Дальше колонна двинулась своим ходом по направлению к Форосу и через трое суток достигла места назначения. Прежде всего нужно было разгрузить автотягачи и спустить катера на воду. Для этого от места стоянки колонны - ореховой рощи - был проложен рельсовый путь к берегу моря. 31 мая группа итальянских войск находилась в полной боевой готовности и была проинспектирована командующим объединенными вооруженными силами в Крыму генералом фон Манштейном. Спустя несколько дней катера 10-й флотилии приступили к патрулированию отведенного им района действий.

Бойцы 10-й флотилии нередко появлялись в самых "горячих" точках морских битв. В середине июня в Севастополь должен был прибыть небольшой конвой. На борту единственного транспорта водоизмещением 13 000т, эскорт которого состоял из двух сторожевиков и эсминца, находились боеприпасы. Севастопольцы их так и не получили. Виной тому была успешная атака конвоя одним из катееров 10-й флотилии, предпринятая 13 июня 1942г. Точный торпедный залп причинил транспорту серьезные повреждения. Судно выбросилось на берег, став мишенью для немецкой авиации, которая не замедлила разделаться с ним.

29 июня итальянские моряки помогли немцам в высадке демонстративного десанта у Балаклавы. Оттянув на себя часть советских войск, он ослабил основной рубеж обороны. Этот тактический ход полностью себя оправдал - 1 июля в Балаклаву вошла румынская армия.

9 июля, когда Севастополь уже был занят немцами, разгорелся бой за форт Горки у мыса Феолент. Его защитники надежно укрылись в скалах. Каждая попытка немцев атаковать Горки пресекалась массированным пулеметным огнем. Единственным уязвимым местом форта являлись его галереи - они выходили прямо на морской берег. Нескольким бойцам 10-й флотилии удалось проникнуть в галереи с моря, инсценировав высадку многочисленного десанта. Фактор неожиданности сыграл свою роль. Совместными усилиями итальянского и немецкого подразделений оборона несгибаемого форта была прорвана.

Как вдохновителю многих диверсионных операций итальянского флота, Боргезе предстояло уставить полезные контакты с зарубежными коллегами. Летом 1942г. Боргезе отправился в длительную заграничную поездку, путешествуя по столицам европейских государств в самый разгар войны.

Прежде всего командир подводного отряда побывал в Берлине и Париже, где ему предстояло наладить тесное сотрудничество с немцами. Без этого не могли стать реальностью грандиозные планы Боргезе относительно применения штурмовых средств на просторах Атлантики и в южноафриканских водах. В германской столице князь заключил ряд соглашений, одно из которых предусматривало обучение немецких офицеров в школе подготовки личного состава 10-й флотилии МАС.

По прибытии в Париж Боргезе явился в штаб немецкого подводного флота. Штаб во главе с адмиралом Деницем уютно разместился в Булонском лесу, в одном из старинных французких дворцов. Стиль работы адмирала Деница стал самым сильным впечатлением Боргезе от поездки в Париж. Правила, которые устанавливал Дениц, всегда распространялись и на него самого. (Князь был поражен, застав Деница завтракающим в компании своих подчиненных. Меню из-за ограничений военного времени было скромным и одинаковым для всех - немного овощного супа, ломтик сыра и черный хлеб.) Дениц тоже проникся доверием к Боргезе, который казался скорее хладнокровным, чем увлекающимся, скорее сдержанным, чем откровенным, и уж во всяком случае человеком трезвым и расчетливым. Князь из союзной державы был немедленно допущен у секретным архивам штаба для получения всей необходимой информации.

Из Парижа Боргезе выехал в Бордо. Здесь, на французской земле располагалась база итальянских подводных лодок, действовавших в Атлантике. Боргезе посетил эту удаленную базу неслучайно. В то время все мысли командира отряда 10-й флотилии были заняты разработкой тактики действий малых лодок у североамериканского побережья. Самостоятельно пересечь океан такие субмарины не могли, поэтому предстояло тоработать механизм их доставки к берегам Америки на борту больших океанских подлодок. Этим и занялся Боргезе. В распоряжение гостя были предоставлены подводная лодка "Леонардо да Винчи" и сверхмалая субмарина типа "СА" водоизмещением всего 12 тонн.

Маневры двух лодок в водах Бордо являли собой совершенно необычную картину. Сперва "Леонардо да Винчи" вывезла на себе "малютку" в открытое море, после чего погрузилась на небольшую глубину. По команде лодка "СА", освободившись от специальных захватов, благополучно всплыла. Оставалась самая ответственная часть операции - принять "малютку" на борт после нескольких часов самостоятельного плавания. Боргезе сомневался в успехе этого маневра и, как оказалось, напрасно. По его приказу "малютка" точно вошла в специаьное гнездо на палубе "Леонардо да Винчи". Проект Боргезе оказался осуществимым.

Решив вопросы принципиального характера, итальянский князь-подводник совершил заключительный тур Сан-Себастьян - Мадрид - Лиссабон в расчете привлечь новых партнеров. Лиссабон, сытый, цветущий и танцующий, казалось, находился где-то вне Европы, в которой бушевала война. В лиссабонском порту бок о бок стояли транспортные суда воюющих держав. Именно туда, переодевшись в синюю спецовку грузчика, направился Боргезе - разумеется, не из чистого любопытства. Возможно ли организация диверсий против судов противника? После тщательного осмотра порта Боргезе мог ответить на этот вопрос утвердительно...

1 мая 1943г. князь Валерио Боргезе был назначен командиром 10-й флотилии МАС, которая к тому времени сильно разрослась и представляла собой мощное боевое соединение. Отряды флотилии действовали в различных районах Средиземного моря - в Гибралтарском проливе, у берегов Сицилии и Сардинии, в турецких портах Мерсин и Александретта. Известие о заключении перемирия 8 сентября 1943г. было для Боргезе как гром среди ясного неба. Оно застало князя за подготовкой очередной впечатляющей операции - атаки кораблей в нью-йорксом порту, которой так и не суждено было осуществиться. По условиям мирного договора 1947 года штурмовые средства итальянского флота подлежали уничтожению, а весь личный состав - демобилизации.

* - Флотилия малых штурмовых средств.

Благодаря знатному происхождению перед молодым князем Валерио Боргезе были открыты все дороги. Он выбрал море, став курсантом Королевского военно-морского училища. В 1933 году Валерио Боргезе отправился в свой первый дальний поход к берегам Северной Америки на учебном парусном судне "Колумб". По окончании учебы Боргезе ожидала блестящая карьера офицера-подводника.


Летом 1943г. итальянцы терпели поражение на всех фронтах. На фоне ряда неудач особенно ощутимой для Италии стала утрата господства на Средиземном море. Надводный флот, оставив Таранто, ушел на северные базы и потерял контроль над обширнейшей акваторией. Абсолютное численное превосходство противника

сковывало действия больших кораблей, уделом которых стали операции оборонительного характера. В это тяжелое время князя Валерио Боргезе назначили командиром 10-й флотилии МАС*, на которую командование итальянских ВМС возлагало особые надежды. За три последних года штурмовые средства этого соединения

Противолодочные торпедые и взрывающиеся катера, человекоуправляемые торпеды, миниатюрные подлодки - доставили немало неприятностей англичанам. На боевом счету 10-й флотилии числилось два линкора, два крейсера, один эскадренный миноносец и множество торговых судов. Боргезе не изменил традициям: ни

когда еще флотилия не совершала таких частых боевых походов, как в период с мая по сентябрь 1943 года. Только в результате одного нападения человекоуправляемых торпед на вражеские корабли, стоявшие на рейде у Гибралтара, были уничтожены три из них - "Пэт Харрисон", "Махсуд" и "Камерата".

Интересн

а предыстория этого нападения. В 1943г. противолодочная оборона Гибралтара была усилена настолько, что использовать подводную лодку в качестве носителя торпед, как это делали раньше, не представлялось возможным. Пуск торпед был произведен с курсировавшего в этих водах испанского торгового судна "Оль

терра", с виду совершенно безобидного.

Еще в начале войны судно "Ольтерра", принадлежавшее богатому генуэзцу, затонуло в нейтральных испанских водах. Около полутора лет судовладелец не проявлял ни малейшего интереса к полуразбитой посудине.

Однако после таинственного разговора с князем Боргезе его

отношение к своей собственности, брошенной было на произвол судьбы, в корне изменилось. Судовладелец начал переговоры с одной из испанских компаний о подъеме затонувшего судна. По словам хозяина, судно должно было перейти к какому-то испанскому обществу на взаимовыгодных условиях. При взгляде со ст

ороны это казалось правдой - после того, как судно отремонтировали, на нем был поднят испанский флаг. Ни в день подводной атаки 8 мая 1943г., ни после нее англичане не могли предъявить никаких претензий к экипажу "Ольтерра". Объяснялось все просто. Команду судна укомплектовали бойцами 10-й флотилии,

которых по одежде и нарочито развязным манерам было не отличить от матросов торгового флота. Если бы на судно вдруг пожаловали с досмотром, в грузовых трюмах не удалось бы обнаружить ничего подозрительного - только детали какиго-то оборудования, провоз которых был оформлен по всем правилам. Детали

эти были ничем иным, как частями управляемых торпед, которые накануне атаки были собраны прямо на "Ольтерра", в небольшой мастерской. Ночью, под покровом темноты торпеды покинули "Ольтерра" через специально вырезанное ниже ватерлинии отверстие в борту. А наутро, после успешного завершения операции и

х пилоты снова превратились в матросов, лениво прогуливавшихся по палубе испанского торгового судна. Подлинную причину гибели кораблей в Гибралтаре англичане так и не установили...

Благодаря знатному происхождению перед молодым князем Валерио Боргезе были открыты все дороги. Он выбрал море, ста

в курсантом Королевского военно-морского училища. В 1933 году Валерио Боргезе отправился в свой первый дальний поход к берегам Северной Америки на учебном парусном судне "Колумб". По окончании учебы Боргезе ожидала блестящая карьера офицера-подводника.

В 1937 году субмарина "Ириде" под командование

м князя Боргезе вошла в итальянский легион, который, помогая Франко, действовал против республиканского флота Испании. По возвращении на родину участники войны в Испании были приглашены на торжественный завтрак, устроенный в их честь морским министерством. Здесь князю Боргезе представилась возможнос

ть лично познакомиться с дуче - Муссолини - и блеснуть своим знанием методов ведения подводной войны. В скором времени князь получил под свое командованием новую подводную лодку "Аметиста".

Командир "Аметисты" был не только знатоком подводного оружия, но и дипломированным водолазом. Поэтому когда п

еред командованием флота встал вопрос, какую же из подводных лодок сделать первой плавучей базой управляемых торпед, выбор пал именно на "Аметисту". Учения с использованием нового оружия начались в январе 1940 года. После того как три торпеды были закреплены на палубе подводного корабля, "Аметиста"

вышла в море, направляясь в залив Специи. Спуск торпед на воду прошел незаметно для "противника". Пилоты провели свои суденышки через восточные ворота порта и "атаковали" стоявший на рейде корабль "Куарто". Эта операция произвела огромное впечатление на Боргезе, который тут же проникся исключительны

м уважением к новому торпедному оружию.

10 июня 1940 года Италия вступила в войну на стороне Германии, и итальянскому флоту пришлось испытать на себе всю тяжесть английского превосходства на море. Начало боевых действий застало Боргезе на должности командира подводной лодки "Веттор Пизани". Это был

старый корабль, доживавший свой век. Каждое погружение такой лодки могло стать последним: через многочисленные щели внутрь корпуса поступала вода, отказывались работать изношенные механизмы. Через пару месяцев, когда корабль пришел в полную негодность, его решили подарить школе подводного плавания

в Пола, а командиру Валерио Боргезе предложили пройти курс специальной подготовки у немцев на Балтийском море.

Подготовка эта носила сугубо практический характер. Из Мемеля (Клайпеды), где находилась школа немецких подводников, курсанты почти сразу же отправлялись в десятидневный поход по Атлантике

Здесь им предстояло принять участие в боевых действиях против крупных конвоев противника. Сперва Валерио Боргезе прикомандировали к плавучей базе подлодок, но впоследствии он был включен в состав команды одного из боевых кораблей.

По возвращении в Италию Боргезе ожидал получить под свое командова

ние океанскую субмарину, однако судьба распорядилась иначе. В морском генеральном штабе молодого офицера-подводника принял адмирал де Куртен, от которого Боргезе получил предписание следовать в Специю в качесте командира подводной лодки "Ширё".

Субмарина "Ширё" оказалась кораблем самой современной

постройки, переоборудованным для транспортировки управляемых торпед. Выглядела она несколько странно, напоминая то ли баржу, то ли лихтер. Однако вскоре Боргезе, к тому времени уже успевший сменить девять подводных кораблей, привык к "Ширё". Командование имело на эту лодку особые виды - она должна б

ыла нанести удар по английской эскадре, находившейся в Гибралтаре. Другой лодке под названием "Годар" было поручено совершить нападение на военно-морскую базу англичан в Александрии. Обе операции планировалось провести практически одновременно. Первой в боевой поход отправилась "Гондар" и, не успев

нанести противнику никакого ущерба, оказалась потопленной им. Экипаж субмарины был взят в плен.

24 сентября 1940г., еще не зная о печальном конце "Гондар", князь Валерио Боргезе вывел свою лодку в Средиземном море. "Ширё" находилась всего в 50 милях от Гибралтара, когда Боргезе получил приказ возвр

ащаться в Ля Маддалена, так как накануне планируемого нападения английский флот неожиданно покинул гибралтарскую базу. Неужели работа "Интеллидженс сервис"? Сам командир "Ширё" считал уход английских кораблей простым совпадением.

За первой неудачной попыткой нанести англичанам удар новым оружием по

следовала вторая. В безлунную октябрьскую ночь "Ширё" вновь взяла курс на Гибралтар. Этим боевым походом была начата трехлетняя "война в войне" - так один из участников событий окрестил действия итальянских штурмовых отрядов 10-й флотилии МАС в Гибралтарском проливе. Путь к месту назначения принес Б

оргезе обычные для военного времени острые ощущения: встречу с плавучей миной, которая была своевременно уничтожена пулеметной очередью, сильнейший шторм и атаку с воздуха у самого входа в пролив. 29 октября, избавившись от преследования английских эсминцев, лодка наконец пробралась в Гибралтар. Нач

ать действовать можно было лишь с наступлением ночи, и "Ширё" пришлось лечь на грунт.

Перед Боргезе стояла нелегкая задача - выбрать оптимальное место старта управляемых торпед. С одной стороны, это место должно было находиться как можно ближе к берегу, с другой - на достаточном удалении от маршрут

а следования английских сторожевых кораблей. После долгих раздумий командир "Ширё" решил углубиться в бухту Альхесирас и высадить пилотов торпед у самого устья реки Гуадарранке.

Ночью, в подводном положении лодка скрытно проникла в бухту, что само по себе являлось большим успехом. Немногие командир

ы субмарин отважились бы на подобный маневр - до сих пор он не удавался никому. Причиной было сильное течение, способное увлечь подводный корабль в один из водоворотов, которыми изобиловала коварная бухта. Впрочем, опасность для "Ширё" представляли не только водовороты и многочисленные мели. Неожида

нно над самой лодкой прошел английский эсминец. Он был так близко, что команда подводного корабля различила шум его винтов без помоши гидрофона. Англичанин направлялся из бухты в пролив и шел пересекающимся курсом. Удивительно, но факт: "Ширё", которая продолжала движение, удалось остаться незамечен

ной. Недаром Боргезе приказал остановить практически все шумящие механизмы и обернуть ряд металлических деталей ветошью.

Наконец лодка оказалась в нужной точке бухты. На этом, однако, миссия Боргезе не завершилась. Штаб подводного флота возложил на командира "Ширё" личную ответственность за успех о

перации в Альхесирасе. Основываясь на последних разведданых о наличии кораблей в базе, Боргезе распределил цели между участниками операции. Объектами нападения двух управляемых торпед должна была стать пара линкоров, третий удар планировалось нанести по авианосцу или крейсеру, если тот окажется боле

е удобной мишенью. Спустив все три торпеды на воду, субмарина легла на обратный курс...

Князь Валерио Боргезе, получивший сведения об исходе операции, был раздосадован. Вторая попытка, тщательно, до мелочей, продуманный план действий и... снова неудача. Одна из торпед взорвалась слишком далеко от

английского корабля, повредив металлические сети, которые прикрывали вход в гавань. Экипажи двух других торпед и вовсе не смогли атаковать противника из-за серьезных технических неполадок.

Все-таки итальянский князь-подводник преподал англичанам, абсолютно уверенным в неприступности бухты Альхесира

с, неплохой урок. Британская пресса старалась успокоить общественное мнение. С той же целью распространялись слухи, что злополучная торпеда была выпущена не из самой бухты, а из пролива. Тем не менее экипажи стоявших в гавани английских кораблей чувствовали себя, как на раскаленных углях. В каждом д

вижении воды матросам мерещился след человекоуправляемой торпеды, и тогда в воду уходила очередная серия бесполезно потраченных глубинных бомб. Неудивительно, что начальник морского генерального штаба адмирал Каваньяри посчитал боевое задание выполненным, а Боргезе и экипаж его субмарины премировали

отдыхом в одном из лучших горных отелей Италии. Разумеется, отдых с ежедневными лыжными прогулками и вечеринками был не единственной наградой - командиру лодки, которая первой проникла в Гибралтар, была торжественно вручена золотая медаль "За воинскую доблесть".

В ноябре 1940г. князь Валерио Борге

зе был принят самим дуче в знаменитом Палаццо Венеция. Аудиенция у Муссолини была непродолжительной - по всему было видно, что дуче чем-то расстроен. Причиной, вероятно, послужило только что полученное им известие о неудаче итальянских войск в Албании. Тем не менее, Муссолини отнесся к Боргезе с дол

жным вниманием - с интересом выслушал доклад о недавней операции в Гибралтаре и не скрывал своего одобрения действиям командира "Ширё".

Успехи Боргезе не остались незамеченными и в штабе флота. После гибели командира 10-й флотилии МАС, в которую было объединено несколько штурмовых отрядов с различн

ым вооружением, это место занял князь Валерио Боргезе (лето 1941г.). Правда, числился он "временно испольняющим обязанности", но относился к новой работе с полной ответственностью. Отдав командование надводными силами в надежные руки Сальваторе Тодаро, бывшего командира субмарины "Каппеллини", Борге

зе полностью посвятил себя подводному отряду, поскольку считал, что в организации действий управляемых торпед еще существует множество нерешенных проблем. Не была обойдена вниманием нового командира и техническая сторона наступательных планов. Боргезе добился, чтобы на вооружение 10-й флотилии МАС п

оступили самые современные акустические мины и небольшие зажигательные бомбы, которые было бы удобно использовать в акватории противника.

По возвращении на подводный корабль Боргезе стал разрабатывать план третьего похода в Гибралтар, рассчитывая на настоящий успех. 10 сентября 1941г. подводная лод

ка "Ширё" в очередной раз вышла из Специи и ровно через неделю прибыла в порт Кадиса, отшвартовавшись у танкера "Фульгор". Здесь субмарина должна была принять на борт экипажи человекоуправляемых торпед. Часы ожидания не пропали даром: команда лодки успела отдохнуть, принять освежающий душ, пополнить

съестные припасы и угоститься превосходным коньяком.

Атака, предпринятая 25 сентября в бухте Альхесирас, дала неплохие результаты. Жертвами управляемых торпед стали три английских судна (танкеры "Денби Дейл", "Фиона Шелл" и вооруженный теплоход) общим водоизмещением 30 000 тонн. У экипажа одной из

торпед была реальная возможность уничтожить еще одно судно противника, увеличив потопленный тоннаж, но торпедисты Каталано и Джаннони не стали этого делать по соображениям морального характера. Джаннони уже успел присоединить заряд к винтам стоявшего на рейде большого парохода, когда Каталано разли

чил выцветшее название на корме - "Полленцо", Генуя. По всему видно, англичане захватили это судно и использовали его в качестве военного транспорта. Однако ни у одного из торпедистов не поднялась рука отправить на дно пароход с итальянским именем и происхождением.

Подрывной заряд был снят с корпус

а "Полленцо", и вскоре ему нашлось другое применение - теплоход "Дюрхэм" водоизмещением 10 000 тонн.

После операции в Гибралтаре командование осыпало экипаж "Ширё" и пилотов-торпедистов дождем воинских званий и наград. Разумеется, были отмечены и боевые заслуги Валерио Боргезе, который получил чин

капитана 2 ранга. Операции итальянских подводников в Гибралтарском проливе вызвали неподдельный интерес у самого короля, который удостоил князя-подводника личной аудиенции. Долгая и обстоятельная беседа с героем дня только разожгла королевское любопытство. Через несколько дней Его Величество, одетый

в штатское, в сопровождении единственного телохранителя отправился в поместье Сан-Россоре, где находилась школа пилотов управляемых торпед. С небольшого плота он наблюдал за учебными занятиями и пришел в восторг от возможностей нового оружия.

Итальянцы не были одиноки в своих попытках атаковать Ср

едиземноморский флот Британии. Английские корабли подвергались частым нападениям немецких субмарин, которые одерживали одну победу за другой. В ноябре 1941 года немецкая подводная лодка успешно атаковала авианосец "Арк Ройял", а буквально через несколько дней меткий торпедный залп другой германской

субмарины отправил на дно линкор-флагман "Бархэм", на борту которого находилось более 800 человек. К концу ноября 1941г. на средиземноморском театре боевых действий наметился явный перевес сил в пользу Италии. Против пяти итальянских линкоров, бороздивших воды Средиземного моря, английский флот мог

выставить только два -"Вэлиент" и "Куин Элизабет". Зная это, можно хотя бы отдаленно представить тот резонанс, который получила успешная боевая операция итальянской лодки "Ширё", сумевшей вывести из строя последние средиземноморские линкоры англичан.

Александрии в Специю. Из 27 дней похода двадцать два она провела в открытом море, преодолев расстояние в три с половиной тысячи миль. Боргезе ликовал: ценой плена шести пилотов управляемых торпед потоплен танкер, а главное, серьезно повреждены два 32 000-тонных английских линкора, опора английских с

ухопутных войск в Средиземноморье. Успех был тем более значительным, что в Александрии ожидали возможных диверсий со стороны итальянцев - на подходах к александрийскому порту была выставлена сложная система заграждений, с завидной регулярностью сбрасывались глубинные бомбы.

Англичан явно преследова

л злой рок. Вслед за "Вэлиент" и "Куин Элизабет" Британия лишилась еще пары мошных кораблей - "Рипалс" и "Принц Уэльский", уничтоженных японской морской авиацией в водах Индонезии. Эти катастрофические потери на долгое время ослабили флот "владычицы морей",которая сумела оправиться от них и восстано

вить былой приоритет лишь через несколько месяцев, да и то с помощью Соединенных Штатов. Чтобы залатать брешь в военно-морских силах Англии, Уинстону Черчиллю пришлось перебросить к североафриканскому берегу часть авианосцев и самолетов, которые прежде вели боевые действия у британского побережья.

За операцию в Александрии король пожаловал князю Валерио Боргезе одну из высших военных наград Италии - орден "Савойский крест". Его Величество оценил успех подводной лодки "Ширё" и штурмового отряда, находившегося на ее борту, как "блестящий". Через пару месяцев, согласно предписанию военно-морског

о министерства, князь Валерио Боргезе оставил командование лодкой "Ширё", возглавив подводный отряд 10-й флотилии МАС.

Весной 1942г. итальянцы начали подготовку к решающему штурму острова Мальта - ключевой позиции, от которой, по мнению многих, зависел исход борьбы в Средиземном море. Момент для шт

урма был выбран удачно, поскольку продолжительная осада окончательно подорвала силы английского гарнизона. Штаб итальянских ВМС возложил операцию по захвату Мальты на специальное десантное соединение, которым командовал адмирал Тур. В помощь десантному отряду кораблей был выделен дивизион торпедных

катеров 10-й флотилии, размещенный в Аугусте, и несколько боевых пловцов группы "Гамма", которая подчинялась Боргезе. Предваряя высадку десанта на мальтийское побережье, 10-й флотилия провела тщательную разведку системы обороны острова - имеются ли там пулеметные гнезда, артиллерийские батареи, загр

аждения из колючей проволки. Отряды 10-й флотилии продолжали активно поддерживать войска Тура до конца боев за Мальту. Вопреки ожиданиям, значительных побед одержано не было.

В марте 1942г. немецкое командование, натолкнувшись на мощное сопротивление противника в Крыму, было вынуждено прибегнуть к

помощи союзников, чтобы силами итальянских ВМС замкнуть кольцо блокады вокруг Севастополя с моря. По просьбе фюрера в черноморские воды вышла флотилия итальянских катеров и несколько субмарин-"малюток" типа "СВ". Итальянские корабли внесли свою лепту в штурм осажденного города, заняв позиции на подс

тупах к Севастополю и на главных морских коммуникациях.

19 мая экспедиционная автоколонна 10-й флотилии, разместившаяся на железнодорожных платформах, прибыла из Специи в Симферополь. Дальше колонна двинулась своим ходом по направлению к Форосу и через трое суток достигла места назначения. Прежде в

сего нужно было разгрузить автотягачи и спустить катера на воду. Для этого от места стоянки колонны - ореховой рощи - был проложен рельсовый путь к берегу моря. 31 мая группа итальянских войск находилась в полной боевой готовности и была проинспектирована командующим объединенными вооруженными силам

и в Крыму генералом фон Манштейном. Спустя несколько дней катера 10-й флотилии приступили к патрулированию отведенного им района действий.

Бойцы 10-й флотилии нередко появлялись в самых "горячих" точках морских битв. В середине июня в Севастополь должен был прибыть небольшой конвой. На борту единст

венного транспорта водоизмещением 13 000т, эскорт которого состоял из двух сторожевиков и эсминца, находились боеприпасы. Севастопольцы их так и не получили. Виной тому была успешная атака конвоя одним из катееров 10-й флотилии, предпринятая 13 июня 1942г. Точный торпедный залп причинил транспорту с

ерьезные повреждения. Судно выбросилось на берег, став мишенью для немецкой авиации, которая не замедлила разделаться с ним.

29 июня итальянские моряки помогли немцам в высадке демонстративного десанта у Балаклавы. Оттянув на себя часть советских войск, он ослабил основной рубеж обороны. Этот такти

9 июля, когда Севастополь уже был занят немцами, разгорелся бой за форт Горки у мыса Феолент. Его защитники надежно укрылись в скалах. Каждая попытка немцев атаковать Горки пресекалась массированным пулеметным огнем. Еди

нственным уязвимым местом форта являлись его галереи - они выходили прямо на морской берег. Нескольким бойцам 10-й флотилии удалось проникнуть в галереи с моря, инсценировав высадку многочисленного десанта. Фактор неожиданности сыграл свою роль. Совместными усилиями итальянского и немецкого подразде

лений оборона несгибаемого форта была прорвана.

Как вдохновителю многих диверсионных операций итальянского флота, Боргезе предстояло уставить полезные контакты с зарубежными коллегами. Летом 1942г. Боргезе отправился в длительную заграничную поездку, путешествуя по столицам европейских государств в

самый разгар войны.

Прежде всего командир подводного отряда побывал в Берлине и Париже, где ему предстояло наладить тесное сотрудничество с немцами. Без этого не могли стать реальностью грандиозные планы Боргезе относительно применения штурмовых средств на просторах Атлантики и в южноафриканских в

одах. В германской столице князь заключил ряд соглашений, одно из которых предусматривало обучение немецких офицеров в школе подготовки личного состава 10-й флотилии МАС.

По прибытии в Париж Боргезе явился в штаб немецкого подводного флота. Штаб во главе с адмиралом Деницем уютно разместился в Було

нском лесу, в одном из старинных французких дворцов. Стиль работы адмирала Деница стал самым сильным впечатлением Боргезе от поездки в Париж. Правила, которые устанавливал Дениц, всегда распространялись и на него самого. (Князь был поражен, застав Деница завтракающим в компании своих подчиненных. Ме

ню из-за ограничений военного времени было скромным и одинаковым для всех - немного овощного супа, ломтик сыра и черный хлеб.) Дениц тоже проникся доверием к Боргезе, который казался скорее хладнокровным, чем увлекающимся, скорее сдержанным, чем откровенным, и уж во всяком случае человеком трезвым и

расчетливым. Князь из союзной державы был немедленно допущен у секретным архивам штаба для получения всей необходимой информации.

Из Парижа Боргезе выехал в Бордо. Здесь, на французской земле располагалась база итальянских подводных лодок, действовавших в Атлантике. Боргезе посетил эту удаленную б

азу неслучайно. В то время все мысли командира отряда 10-й флотилии были заняты разработкой тактики действий малых лодок у североамериканского побережья. Самостоятельно пересечь океан такие субмарины не могли, поэтому предстояло тоработать механизм их доставки к берегам Америки на борту больших океа

нских подлодок. Этим и занялся Боргезе. В распоряжение гостя были предоставлены подводная лодка "Леонардо да Винчи" и сверхмалая субмарина типа "СА" водоизмещением всего 12 тонн.

Маневры двух лодок в водах Бордо являли собой совершенно необычную картину. Сперва "Леонардо да Винчи" вывезла на себе "

малютку" в открытое море, после чего погрузилась на небольшую глубину. По команде лодка "СА", освободившись от специальных захватов, благополучно всплыла. Оставалась самая ответственная часть операции - принять "малютку" на борт после нескольких часов самостоятельного плавания. Боргезе сомневался в

успехе этого маневра и, как оказалось, напрасно. По его приказу "малютка" точно вошла в специаьное гнездо на палубе "Леонардо да Винчи". Проект Боргезе оказался осуществимым.

Решив вопросы принципиального характера, итальянский князь-подводник совершил заключительный тур Сан-Себастьян - Мадрид - Ли

ссабон в расчете привлечь новых партнеров. Лиссабон, сытый, цветущий и танцующий, казалось, находился где-то вне Европы, в которой бушевала война. В лиссабонском порту бок о бок стояли транспортные суда воюющих держав. Именно туда, переодевшись в синюю спецовку грузчика, направился Боргезе - разумее

тся, не из чистого любопытства. Возможно ли организация диверсий против судов противника? После тщательного осмотра порта Боргезе мог ответить на этот вопрос утвердительно...

1 мая 1943г. князь Валерио Боргезе был назначен командиром 10-й флотилии МАС, которая к тому времени сильно разрослась и пре

дставляла собой мощное боевое соединение. Отряды флотилии действовали в различных районах Средиземного моря - в Гибралтарском проливе, у берегов Сицилии и Сардинии, в турецких портах Мерсин и Александретта. Известие о заключении перемирия 8 сентября 1943г. было для Боргезе как гром среди ясного неба

Оно застало князя за подготовкой очередной впечатляющей операции - атаки кораблей в нью-йорксом порту, которой так и не суждено было осуществиться. По условиям мирного договора 1947 года штурмовые средства итальянского флота подлежали уничтожению, а весь личный состав - демобилизации.