Роо «академия русской символики «марс. Международная военно-историческая ассоциация Морское инженерное училище императора николая

Координаты : 59°42′32″ с. ш. 30°24′00″ в. д.  /  59.709° с. ш. 30.4° в. д.  / 59.709; 30.4 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1998 году Эта статья о высшем учебном заведении, существовавшем до 1998 года. О ныне существующем вузе см.

Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина основано 8 апреля 1948 года.

После объединения с ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского - Военно-морской инженерный институт.

После объединения ВМИИ и ВМИРЭ имени А. С. Попова - Военно-морской политехнический институт.

Названия училища

  • 1948-1964 - 2-е Высшее военно-морское инженерное училище (2-е ВВМИУ)
  • 1964-1974 - Ленинградское Высшее военно-морское инженерное училище (ЛВВМИУ)
  • 1974-1998 - Ленинградское Высшее военно-морское инженерное училище (ЛВВМИУ имени В. И. Ленина)
  • с 29 августа 1998 года - Военно-морской инженерный институт
  • Военно-морской политехнический институт

История училища

  • 8 апреля 1948 г.- Подписан приказ МВС СССР № 23 об образовании 2-го Военно-морского инженерного училища (в/ч 62750) по подготовке специалистов по паросиловым и дизель-электрическим КЭУ ВМФ с местом базирования в г. Пушкине Ленинградской области.
  • Июль-август 1948 г. - Начало формирования в Ленинграде учебного контингента ВМИУ на базе ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского. Первым начальником 2-го ВМИУ был назначен капитан 1 ранга Д. Г. Жмакин .
  • 1 октября 1948 г. - Начались учебные занятия с курсантами первого курса ВМИУ на базе ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского.
  • 28 декабря 1948 г. - Постановление СМ СССР 2-е ВМИУ отнесено к категории Высших учебных заведений ВМФ и ему присвоено наименование 2-е Высшее военно-морское инженерное училище.
  • 31 октября 1949 г. - Первое заседание Ученого совета 2-го ВВМИУ
  • 23 февраля 1950 г. - На основании Директивы ПС ВМС СССР от 8 февраля 1950 года училищу вручено Боевое Красное Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР, подписанная 28 октября 1949 года.
  • 12 октября 1953 г. - Во 2-м ВВМИУ впервые начала работать Государственная Экзаменационная комиссия.
  • 21 марта 1954 г.- Первый выпуск 2-го ВВМИУ (тех, кто поступал в ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского).
  • 1 сентября 1954 г. - Начались занятия на новом - топливном отделении
  • 5 ноября 1956 г. - Открытие в училище памятника В. И. Ленину
  • 1 октября 1957 г. - На основании директивы ГК ВМФ от 26 сентября 1957 года на дизельном факультете начата подготовка инженеров-механиков по эксплуатации корабельных газотурбинных установок.
  • 6 октября 1957 года состоялся первый выпуск техников-топливников, а 5 ноября - первый выпуск техников-механиков дизелистов. Подготовка техников-топливников и техников-механиков дизелистов проходила до 1958 года.
  • 25 апреля 1959 г. - В училище переведён паросиловой факультет из ВВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского.
  • 29 июля 1959 г. - На основании директивы ГШ ВМФ от 6 июля 1958 года открыто отделение заочного обучения, а топливный факультет переведен с 1 сентября 1959 года в Военную академию тыла и транспорта .
  • 27 апреля 1960 г. - На основании директивы Министра обороны СССР от 11 апреля 1960 года создано специальное отделение.
  • 1 сентября 1962 г. - На основании директивы МО СССР от 29 мая 1962 года созданы 10-месячные курсы повышения квалификации для офицеров-механиков, выпускников средних технических заведений.
  • 1 сентября 1963 г. - На основании приказа ГШ ВМФ от 19 февраля 1963 г. на дизельном факультете созданы 10-месячные курсы офицерского состава для подготовки специалистов из числа лиц, окончивших гражданские институты и призванных в ряды ВМФ. На основании директивы ГШ ВМФ № ОМУ /3/7296 от 8 августа 1963 года организовано отделение подготовки техников-водолазов с 3-годичным сроком обучения.
  • 16 апреля 1964 г. - На основании директивы ГШ ВМФ № ОМУ /3/701556 от 16 апреля 1964 года 2-му ВВМИУ присвоено наименование «Ленинградское Высшее военно-морское инженерное училище».
  • 1 сентября 1964 г. - На основании директивы ГШ ВМФ № ОМУ/3/702051 от 18 июля 1964 года специальное отделение ЛВВМИУ преобразовано в специальный факультет (для подготовки иностранных курсантов и слушателей).
  • Декабрь 1966 г. - На основании директивы ГШ ВМФ от 14 ноября 1966 года, из штата ЛВВМИУ исключены курсы по переподготовке офицерского состава.
  • 23 марта 1971 г. - Приказом № 7 /ВАК Министерства высшего и среднего специального образования СССР Ученому совету ЛВВМИУ разрешено принимать к защите кандидатские диссертации.
  • 24 января 1974 г. - Постановлением СМ СССР № 66 от 24 января 1974 года училищу присвоено имя В.И Ленина.
  • 1 сентября 1977 г. - На основании директивы ГШ ВМФ от 10 августа 1977 г. закрыто отделение подготовки техников-водолазов.
  • Май 1992 г. - Создано военно-патриотическое подразделение «Гвардейский флотский экипаж».
  • Ноябрь 1992 г. - Состоялся первый выпуск офицеров для ВМФ РФ.
  • Апрель-Май 1993 г. - В ВВМИУ им. В. И. Ленина из Севастопольского ВВМИУ переведен химический факультет.
  • 1 сентября 1993 г. - В соответствии с директивой ГШ ВМФ РФ от 25 декабря 1992 года в ВВМИУ им. В. И. Ленина созданы электротехнический и химический факультеты, в которых началась подготовка специалистов для обслуживания ЯЭУ.
  • 25 июня 1994 г. - Состоялся первый выпуск офицеров инженеров-химиков для ВМФ.
  • 29 мая 1995 г. - На основании решения Президиума ВАК РФ от 26 мая 1995 года приказом ВАК РФ в ВВМИУ им. В. И. Ленина создан докторский диссертационный совет. На него же возложены права по приему кандидатских диссертаций. Кандидатский диссертационный совет прекратил своё существование.
  • 1 сентября 1996 г. - Возобновились учебные занятия на специальном факультете ВВМИУ им. В. И. Ленина
  • С 1997 г. - ВВМИУ им. В. И. Ленина перешло на учебные планы и программы полностью идентичные аналогичным гражданским ВУЗам России.
  • 1 сентября 1997 г. - училищу передан учебный центр и городок в поселке Низино Ленинградской области , ранее принадлежавший Пушкинскому Высшему инженерно-строительному училищу.
  • 29 августа 1998 года - Правительство РФ приняло постановление № 1009, которым определено создание Военно-морского инженерного института (г. Пушкин, Ленинградской области) на базе ВВМИУ имени Ф. Э. Дзержинского (г. Санкт-Петербург) и ВВМИУ (г. Пушкин, Санкт-Петербург).

Награды

  • Ноябрь 1963 г. - 2-е ВВМИУ награждено Красным Знаменем ВМФ СССР «За образцовый военный городок».
  • 29 октября 1967 г.- За успехи в подготовке специалистов для ВМФ Социалистической республики Вьетнам ЛВВМИУ награждено памятным Красным Знаменем МО СРВ.
  • 16 октября 1972 г. - На основании постановления бюро ЦК ВЛКСМ от 11 октября 1972 г. комсомольская организация ЛВВМИУ награждена памятным Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ «Лучшей комсомольской организации ВМФ» в честь 50-летия шефства комсомола над флотом.
  • 13 декабря 1972 г. - На основании постановления ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и СМ СССР № 845-285 от 13 декабря 1972 г. ЛВВМИУ награждено почетным Знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и СМ СССР в честь 50-летия образования СССР.
  • 27 августа 1975 г. - училище за активную шефскую работу награждено почетной грамотой ЦК ДОСААФ
  • Апрель 1978 г. - училище награждено Почетной Грамотой ЦК ВЛКСМ в честь 108-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина
  • 11 октября 1978 г. - училище награждено Почетной Грамотой ЦК ВЛКСМ в честь 60-летия образования ВЛКСМ.
  • 22 апреля 1980 г. - училище награждено Почетной Ленинской Грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и СМ СССР в честь 110-годовщины со дня рождения В. И. Ленина.
  • 9 сентября 1985 г. - За большую и плодотворную подготовку специалистов для Социалистической Республики Вьетнам решением Государственного Совета СРВ ЛВВМИУ имени В. И. Ленина награждено орденом СРВ «За военные заслуги» 2 степени.
  • 29 октября 1985 г. - училище награждено Красным Знаменем ЦК Союза молодых коммунистов Кубы за 21 ноября 1991 г. высококачественную подготовку специалистов для ВМФ Республики Куба
  • 2 июня 1992 г. - В знак признания заслуг перед вооруженными силами Республики Куба, в ходе подготовки национальных кадров решением Государственного Совета Республики Куба от 17 июня 1991 г. училище награждено высшим военным орденом Республики Куба - орденом имени Антонио Масео .

Начальники училища

  • 1948-1952 - контр-адмирал Жмакин Дмитрий Георгиевич
  • 1952-1959 - вице-адмирал Степанов Михаил Петрович
  • 1959-1975 - вице-адмирал-инженер Румянцев, Николай Иванович
  • 1975-1983 - вице-адмирал Лапшин, Борис Александрович
  • 1983-1992 - вице-адмирал Коковин, Василий Александрович
  • 1992-1998 - контр-адмирал Халиуллин, Юрий Михайлович

Выдающиеся выпускники

  • Барсков, Михаил Константинович - вице-адмирал, заместитель Главнокомандующего ВМФ по вооружению, кораблестроению и эксплуатации (1989-2003);
  • Бартенев, Александр Владимирович - городской голова Феодосии ;
  • Малахов, Иван Павлович - губернатор Сахалинской областис августа 2003 по август 2007 года.

Напишите отзыв о статье "Высшее военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина"

Ссылки

  • Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина.// Ломоть В. К. (Ред.). Краткий исторический очерк. Изд. 2 1990. Твердый переплет. 192 с.

Примечания

Отрывок, характеризующий Высшее военно-морское инженерное училище имени В. И. Ленина

Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, – насколько то было в его власти, – не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчить движение своих войск.
Но, кроме того, со времени выказавшихся в войсках утомления и огромной убыли, происходивших от быстроты движения, еще другая причина представлялась Кутузову для замедления движения войск и для выжидания. Цель русских войск была – следование за французами. Путь французов был неизвестен, и потому, чем ближе следовали наши войска по пятам французов, тем больше они проходили расстояния. Только следуя в некотором расстоянии, можно было по кратчайшему пути перерезывать зигзаги, которые делали французы. Все искусные маневры, которые предлагали генералы, выражались в передвижениях войск, в увеличении переходов, а единственно разумная цель состояла в том, чтобы уменьшить эти переходы. И к этой цели во всю кампанию, от Москвы до Вильны, была направлена деятельность Кутузова – не случайно, не временно, но так последовательно, что он ни разу не изменил ей.
Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их; но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода.
Но генералам, в особенности не русским, желавшим отличиться, удивить кого то, забрать в плен для чего то какого нибудь герцога или короля, – генералам этим казалось теперь, когда всякое сражение было и гадко и бессмысленно, им казалось, что теперь то самое время давать сражения и побеждать кого то. Кутузов только пожимал плечами, когда ему один за другим представляли проекты маневров с теми дурно обутыми, без полушубков, полуголодными солдатами, которые в один месяц, без сражений, растаяли до половины и с которыми, при наилучших условиях продолжающегося бегства, надо было пройти до границы пространство больше того, которое было пройдено.
В особенности это стремление отличиться и маневрировать, опрокидывать и отрезывать проявлялось тогда, когда русские войска наталкивались на войска французов.
Так это случилось под Красным, где думали найти одну из трех колонн французов и наткнулись на самого Наполеона с шестнадцатью тысячами. Несмотря на все средства, употребленные Кутузовым, для того чтобы избавиться от этого пагубного столкновения и чтобы сберечь свои войска, три дня у Красного продолжалось добивание разбитых сборищ французов измученными людьми русской армии.
Толь написал диспозицию: die erste Colonne marschiert [первая колонна направится туда то] и т. д. И, как всегда, сделалось все не по диспозиции. Принц Евгений Виртембергский расстреливал с горы мимо бегущие толпы французов и требовал подкрепления, которое не приходило. Французы, по ночам обегая русских, рассыпались, прятались в леса и пробирались, кто как мог, дальше.
Милорадович, который говорил, что он знать ничего не хочет о хозяйственных делах отряда, которого никогда нельзя было найти, когда его было нужно, «chevalier sans peur et sans reproche» [«рыцарь без страха и упрека»], как он сам называл себя, и охотник до разговоров с французами, посылал парламентеров, требуя сдачи, и терял время и делал не то, что ему приказывали.
– Дарю вам, ребята, эту колонну, – говорил он, подъезжая к войскам и указывая кавалеристам на французов. И кавалеристы на худых, ободранных, еле двигающихся лошадях, подгоняя их шпорами и саблями, рысцой, после сильных напряжений, подъезжали к подаренной колонне, то есть к толпе обмороженных, закоченевших и голодных французов; и подаренная колонна кидала оружие и сдавалась, чего ей уже давно хотелось.
Под Красным взяли двадцать шесть тысяч пленных, сотни пушек, какую то палку, которую называли маршальским жезлом, и спорили о том, кто там отличился, и были этим довольны, но очень сожалели о том, что не взяли Наполеона или хоть какого нибудь героя, маршала, и упрекали в этом друг друга и в особенности Кутузова.
Люди эти, увлекаемые своими страстями, были слепыми исполнителями только самого печального закона необходимости; но они считали себя героями и воображали, что то, что они делали, было самое достойное и благородное дело. Они обвиняли Кутузова и говорили, что он с самого начала кампании мешал им победить Наполеона, что он думает только об удовлетворении своих страстей и не хотел выходить из Полотняных Заводов, потому что ему там было покойно; что он под Красным остановил движенье только потому, что, узнав о присутствии Наполеона, он совершенно потерялся; что можно предполагать, что он находится в заговоре с Наполеоном, что он подкуплен им, [Записки Вильсона. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ] и т. д., и т. д.
Мало того, что современники, увлекаемые страстями, говорили так, – потомство и история признали Наполеона grand, a Кутузова: иностранцы – хитрым, развратным, слабым придворным стариком; русские – чем то неопределенным – какой то куклой, полезной только по своему русскому имени…

В 12 м и 13 м годах Кутузова прямо обвиняли за ошибки. Государь был недоволен им. И в истории, написанной недавно по высочайшему повелению, сказано, что Кутузов был хитрый придворный лжец, боявшийся имени Наполеона и своими ошибками под Красным и под Березиной лишивший русские войска славы – полной победы над французами. [История 1812 года Богдановича: характеристика Кутузова и рассуждение о неудовлетворительности результатов Красненских сражений. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ]
Такова судьба не великих людей, не grand homme, которых не признает русский ум, а судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов.
Для русских историков – странно и страшно сказать – Наполеон – это ничтожнейшее орудие истории – никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, – Наполеон есть предмет восхищения и восторга; он grand. Кутузов же, тот человек, который от начала и до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменяя себе, являет необычайный s истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, – Кутузов представляется им чем то неопределенным и жалким, и, говоря о Кутузове и 12 м годе, им всегда как будто немножко стыдно.
А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 1812 году.
Кутузов никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Он писал письма своим дочерям и m me Stael, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами и никогда не противоречил тем людям, которые хотели ему что нибудь доказывать. Когда граф Растопчин на Яузском мосту подскакал к Кутузову с личными упреками о том, кто виноват в погибели Москвы, и сказал: «Как же вы обещали не оставлять Москвы, не дав сраженья?» – Кутузов отвечал: «Я и не оставлю Москвы без сражения», несмотря на то, что Москва была уже оставлена. Когда приехавший к нему от государя Аракчеев сказал, что надо бы Ермолова назначить начальником артиллерии, Кутузов отвечал: «Да, я и сам только что говорил это», – хотя он за минуту говорил совсем другое. Какое дело было ему, одному понимавшему тогда весь громадный смысл события, среди бестолковой толпы, окружавшей его, какое ему дело было до того, к себе или к нему отнесет граф Растопчин бедствие столицы? Еще менее могло занимать его то, кого назначат начальником артиллерии.
Не только в этих случаях, но беспрестанно этот старый человек дошедший опытом жизни до убеждения в том, что мысли и слова, служащие им выражением, не суть двигатели людей, говорил слова совершенно бессмысленные – первые, которые ему приходили в голову.
Но этот самый человек, так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою деятельность не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны. Очевидно, невольно, с тяжелой уверенностью, что не поймут его, он неоднократно в самых разнообразных обстоятельствах высказывал свою мысль. Начиная от Бородинского сражения, с которого начался его разлад с окружающими, он один говорил, что Бородинское сражение есть победа, и повторял это и изустно, и в рапортах, и донесениях до самой своей смерти. Он один сказал, что потеря Москвы не есть потеря России. Он в ответ Лористону на предложение о мире отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа; он один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны, что все сделается само собой лучше, чем мы того желаем, что неприятелю надо дать золотой мост, что ни Тарутинское, ни Вяземское, ни Красненское сражения не нужны, что с чем нибудь надо прийти на границу, что за десять французов он не отдаст одного русского.

Н. Г. Кузнецова от 15 декабря 1951 года в здании Морского кадетского корпуса, который был основан в 1916 году [ ] .

Первым начальником училища в апреле 1952 года был назначен инженер-контр-адмирал М. В. Королёв . К началу первого учебного года - 1 октября 1952 года - было создано два факультета. 30 апреля 1953 года в училище из Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского был переведён дизельный факультет.

Строительство главного здания учебного корпуса было завершено в 1960 году . Архитектурный ансамбль включает пять четырёхэтажных зданий, соединенных колоннадами с внутренними оранжерейными двориками. По размерам и объёму внутренних помещений учебный корпус является одним из крупнейших зданий (полный объём внутренних помещений - более 200 000 кубических метров) Севастополя.

Училище являлось основным центром подготовки офицерских инженерных кадров для океанского атомного флота . Учебное заведение обладало сильнейшим профессорско-преподавательским составом. Материально-техническая база подготовки корабельных инженеров-энергетиков для атомного флота СССР включала собственный исследовательский реактор ИР-100 , натурный бортовой комплекс ядерной энергетической установки подводной лодки 2-го поколения , полномасштабные тренажеры, исследовательские тепло-гидродинамические стенды, мощный вычислительный центр.

В училище велись научные исследования актуальных проблем корабельной ядерной энергетики, гидравлики , теплофизики на кафедрах и в научно-исследовательских лабораториях. Проводились научно-технические конференции, выездные сессии АН СССР по теплофизическим и гидродинамическим аспектам проблемы безопасности корабельных ядерных энергетических установок, заседания Научного совета АН по гидрофизике океана. С 1965 года в училище выходил «Сборник трудов СВВМИУ».

В 1985 году в училище был переведён химический факультет Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени С. М. Кирова.

За 40 лет из его стен было выпущено более 11 000 офицеров-инженеров; многие из выпускников были награждены правительственными наградами, удостоены государственных премий. Выпускники Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища на службе в ВМФ участвовали в ликвидации последствий аварий на атомных подводных лодках . Более двух десятков выпускников удостоены адмиральских званий .

Училище прекратило своё существование в 1992 году, после распада СССР , и было включено в состав . До присоединения Крыма к Российской Федерации инфраструктура Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища (здание морской практики, полигон живучести, водолазный полигон) была разрушена, частично пребывала в аварийном состоянии.

На базе СВВМИУ был образован факультет по подготовке специалистов для атомной энергетики Украины. 2 августа 1996 года постановлением Кабинета Министров Украины № 884 факультет был преобразован в (СИЯЭиП), которому передана инфраструктура ядерного реактора ИР-100 . В конце марта 2014 года ядерный реактор ИР-100 был остановлен и законсервирован . как Институт ядерной энергии и промышленности .

Согласно Федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя до 2020 года предусмотрены средства для реконструкции учебного корпуса, который связан с работами в области энергетики .

В декабре 2017 года боевое знамя Севастопольского ВВМИУ передано на хранение в музей Черноморского флота .

В первой части, основанной на мемуарах В.П. Костенко «На “Орле” в Цусиме», хочется рассказать о том, как проходило обучение инженеров-кораблестроителей в Кронштадтском Морском Инженерном училище перед Русско-японской войной.

Особенности обучения

Все зачисленные в училище поступали на полное казенное иждивение. Первокурсники обоих отделений слушали лекции совместно, а разделение корабельщиков и механиков начиналось со второго курса.
Все принятые были обязаны по окончании училища прослужить во флоте 4 ½ года в покрытие расходов по их образованию и содержанию за 3 специальных курса.

Училище было закрытым учебным заведением, и присутствие воспитанников на всех лекциях было обязательным. Проверка успеваемости производилась периодически на очередных репетициях и на весенних переходных экзаменах после окончания учебного года (по двенадцатибалльной системе).

Ежедневно по окончании дневных занятий воспитанникам разрешалось отлучаться из училища до 11 часов вечера. По субботам же воспитанники имели право выезжать в Петербург до 11 часов вечера воскресенья.

Механики со второго года уходили в плавание по Балтийскому морю на судах учебного отряда Инженерного училища, а первый курс практиковался в Кронштадте на старой канонерской лодке «Туча».

На последнем — четвертом курсе кораблестроители и механики посвящали весь учебный год составлению дипломных проектов по специальности. Защита проектов и выпускные экзамены происходили при участии особой комиссии, назначаемой Главным Морским штабом.

Производство оканчивающих и их выпуск во флот проходил в торжественной обстановке в «царский день» 6 мая. Судостроители получали звание «младшего помощника судостроителя» с одной звездочкой на узком серебряном погоне, соответствовавшее чину мичмана флотских офицеров, и назначались на имевшиеся вакансии в военно-морские порты на постройку и ремонт кораблей. Механики выпускались во флот со званием «младшего инженер-механика».

В училище лекции начинались в 8 часов утра, и до 3 часов проходили ежедневно 6 лекций, а после 6 часов вечера начиналась работа в мастерских и лабораториях.

Так как лекции и собеседования с преподавателями обязательны, то учебные курсы обыкновенно усваиваются до репетиций и на подготовку к проверке времени почти не требуется.

Обязательная и хорошо организованная летняя трехмесячная практика закрепляет знания, накопленные при прослушанных теоретических курсах.

На отпуски и отдых за год уходит не более полутора месяцев, а на учебу остается 10 ½ месяцев.

При побудке в 6 ½ часов утра и окончании рабочего дня в 11 часов вечера ежедневно получается более 16 часов времени на лекции, занятия, чтение и прогулку.

Нельзя также не отметить то влияние, какое оказывает тесная связь с жизнью флота, порта и заводов. Флот воспитывает молодые кадры для себя. Курсанты в порту имеют доступ на все строящиеся, вооружаемые и готовые корабли, стоящие на рейде.

Воспитанники училища имели возможность в свободное время посещать новые корабли, изучать их внутреннее расположение и оборудование, получать последние сведения от личного состава. Эта живая и непосредственная связь с повседневной жизнью флота вовлекала как кораблестроителей, так и механиков еще со школьной скамьи в круг жизни флота и заставляла проникаться его актуальными задачами.

Судовые механики и офицеры всегда внимательно знакомили нас со всеми новинками в оборудовании кораблей. Это общение с личным составом флота втягивало молодое поколение специалистов в круг текущей жизни и интересов морских сил.

Вступительные экзамены

Из 50 державших конкурсные экзамены <на кораблестроительное отделение> было зачислено 5 человек. Не попавшие по конкурсу на кораблестроительное отделение могли при желании поступить на механическое. Механиков было принято 32 человека из 80 державших экзамены.

Практика после первого года обучения

Летом, после переходных экзаменов, кораблестроители выезжали в Петербург на трехмесячную производственную практику и распределялись по адмиралтейским заводам. По окончании летней практики производился проверочный экзамен комиссией инженеров Петербургского порта, после чего воспитанникам предоставлялся месячный отпуск.

Ежедневно в 9 часов утра мы отправлялись через Николаевский мост по левому берегу Невы на адмиралтейские заводы. Одна группа, работавшая на практике первый год, оставалась на заводе Нового адмиралтейства, а два других курса шли на верфь Галерного острова.

В первый год практики мы должны были за три месяца изучить постройку деревянных килевых шлюпок в шлюпочной мастерской, а затем ознакомиться с расположением и оборудованием всех цехов по холодной и горячей обработке листовой и профильной стали, идущей на постройку корабельных корпусов.

Далее в программу входило изучение плазовых работ и сборки корпуса на стапеле. К концу практики требовалось представить подробный письменный отчет, иллюстрированный копиями чертежей, эскизами от руки, рисунками и фотографиями. Для сбора всех сведений, копий чертежей и технических данных мы могли обращаться к инженерам в конторах строителей, к конструкторам в чертежных и к мастерам на постройках, а также ко всем рабочим у станков и сборщикам на стапелях.

Практика после второго года обучения

В 1902 г. <после второго года обучения> наши практические занятия сложились иначе. Нас прикомандировали к постройке броненосца «Орел», и мы попали к Михаилу Карловичу Яковлеву. Шла подготовка к спуску корабля, мы получили возможность видеть насалку фундамента, подготовку полозьев и сборку салазок между корпусом корабля и полозьями. Особый интерес представляла сборка копыльев в носу и корме.

До конца лета мы должны были изучить все внутреннее расположение броненосца, его вентиляционные и осушительные системы, затопление погребов и кренование корабля от кингстонов. Яковлев часто проверял наше знание всех схем корабельных систем. Этот второй год практики весьма расширил наше представление о всех взаимно связанных устройствах корабля и полнее осветил будущие обязанности корабельного инженера на постройке.

В течение лета нам также удалось ознакомиться с постройкой всех кораблей на других петербургских заводах. Мы присутствовали на спуске миноносцев с Охтенского завода Крейтона и посетили Невский завод, на котором были заложены легкие крейсера «Жемчуг» и «Изумруд», строившиеся по чертежам крейсера «Новик», заказанного в Германии на заводе Шихау в Данциге.

Практика после третьего года обучения, подготовка дипломных проектов

Прибыв на летнюю практику весной 1903 г. <после третьего года обучения>, мы получили задания на составление дипломных проектов, утвержденных руководителем по проектированию инженером Невражиным.

В свободное вечернее время летней практики мы начали проработку вопросов, подлежавших теоретическому и конструктивному решению в дипломных проектах, а на заводах и в технических бюро старались собрать предварительные сведения и заводские данные о весах разных корабельных конструкций и вооружения в обоснование своих проектных предположений. Требовалось также дать техническое обоснование выбранных типов кораблей, их вооружения и основных элементов.

Увлекшись этим проектом, я не воспользовался отпуском в 1903 г., а по окончании летней практики поступил в проектное бюро Балтийского завода и проработал в нем еще полтора месяца до начала осенних занятий в Кронштадте. Эта добавочная практика открыла мне доступ к заводскому техническому архиву и позволила собрать для проекта ценные материалы.

Когда начались очередные занятия на четвертом курсе, у меня вчерне уже определился весь проект, был составлен теоретический чертеж формы корпуса, общее расположение и основные конструктивные чертежи. Оставалось произвести все теоретические расчеты остойчивости при больших углах наклонения и расчеты непотопляемости при повреждениях.

Выпускные экзамены и защита дипломных проектов

В училище начался период переходных экзаменов, а наш выпускной курс кораблестроителей должен, кроме того, провести защиту дипломных проектов. Поэтому я из училища никуда не выхожу и ежедневно засиживаюсь в проектировальном классе до 12 часов ночи.

Защита назначена после всех выпускных экзаменов на 4 мая. 6 мая состоится производство, после чего всем новым кораблестроителям положено явиться по назначению и немедленно приступить к работе.

Наконец, кончилась вся экзаменационная горячка. Вчера состоялась защита наших проектов, на которой присутствовали специально приглашенные инженеры Кронштадтского порта. Вся наша группа в составе семи человек признана достойной производства и выпуска в состав корпуса корабельных инженеров флота. Мы получаем звание «младших помощников судостроителя» и являемся гражданскими чинами флота, как и морские врачи.

Уже сейчас мы приблизительно знаем, кто и куда попадет для дальнейшей службы. Я и Кутейников будем зачислены в Петербургский порт на адмиралтейские заводы. Мы сразу попадем на постройку новых кораблей. А двое из нашего выпуска останутся в Кронштадте. Остальные будут направлены в Севастополь и в порты финляндского побережья.

Морское инженерное училище

(см. Военно-морское высшее училище).

  • - имени Ф. Э. Дзержинского, готовит офицеров-инженеров для службы на кораблях ВМФ по специальностям инженер-механик, инженер-электрик, инженер-кораблестроитель...
  • - имени М. В. Фрунзе, старейшее военно-морское учебное заведение по подготовке кадров для ВМФ. Ведёт свою историю от Школы математических и навигацких наук, создано Петром I в Москве...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - 1) инженерные боеприпасы, машины, механизмы и другие средства инженерной техники, а также инженерное имущество, применяемые при выполнении задач инженерного обеспечения боевых действий и состоящие на вооружении или...

    Словарь военных терминов

  • - определенная номенклатура вспомогательных и расходных средств инженерного вооружения. К И.и. относятся: конструкции инженерных сооружений промышленного и войскового изготовления...

    Пограничный словарь

  • - Расположенный в укрытии или в лесу склад инструментов, принадлежностей и материалов для инженерных работ по укреплению позиций...

    Архитектурный словарь

  • - см. Средства инженерного вооружения...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - среднее учебное заведение для подготовки юношей к обучению в высших военно-морских училищах. Были созданы Тбилисское, Ленинградское и Рижское...

    Морской словарь

  • - журнал, издаваемый кавказским отделением Имп. рус. технического общества с 1901 г. в г. Тифлисе, а с 1904 г. в Москве, по 4 раза в год. Редакторы М. В. Карпович и Г. П. Педерий...
  • - так называется устраиваемое при постепенной атаке крепостей вблизи фронта атаки, но вне выстрелов с крепости, место для хранения необходимых при саперных работах инструментов и материалов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - имеет целью: а) приготовление офицеров на службу в строевые части инженерных войск и б) служить подготовительным заведением в И. академию...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Техническое училище морского ведомства...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Морской кадетский корпус...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - высшее учебное заведение ведомства путей сообщения, открытое в Москве 14 сент. 1896 г., на основании Высочайшего повеления 23 марта того же года, для подготовки по преимуществу практических деятелей по...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Инженерное училище...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - им. адмирала С. О. Макарова, втуз, готовящий инженеров-судоводителей, судовых инженеров-механиков и электромехаников, радиоинженеров, а также инженеров-гидрографов, океанологов и метеорологов. Свою...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Наука о постройке укреплений, обороне, атаке, о различных технических сооружениях...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Морское инженерное училище" в книгах

Глава II Инженерное училище

Из книги Достоевский автора Гроссман Леонид Петрович

Глава II Инженерное училище Но, жизнь любя, к ее минутным благам Прикованный привычкой и средой, Я к цели шел колеблющимся шагом… Некрасов В Михайловском замке«Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испортили нашу будущность, - вспоминал под конец жизни

Военно-морское училище

Из книги автора

Военно-морское училище Поскольку в январе 1943 года я уже прошёл приписку и был признан годным к военной службе, проблема моего призыва в ряды действующей армии встала на повестку сегодняшнего дня. Я уже проводил на фронт всех своих одноклассников из ссылки. На участке

Глава VI. Поступление в Кронштадтское Морское Инженерное училище

автора

Глава VI. Поступление в Кронштадтское Морское Инженерное училище В сентябре 1900 г. я был принят на первый курс кораблестроительного отделения Инженерного училища. Из 50 державших конкурсные экзамены было зачислено 5 человек. Не попавшие по конкурсу на кораблестроительное

Глава VIII. Морское Инженерное училище в период завязки русско-японской войны

Из книги На «Орле» в Цусиме: Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904–1905 гг. автора Костенко Владимир Полиевктович

Глава VIII. Морское Инженерное училище в период завязки русско-японской войны 18 января 1904 г. Уже три дня в нашем училище царит необычайное возбуждение. Со всех сторон до нас доносятся слухи о нарастающих грозных событиях. Все говорят о том, что мы накануне войны с Японией.

Инженерное обустройство

Из книги Благоустройство территории вокруг коттеджа автора Казаков Юрий Николаевич

Инженерное обустройство Занимаясь обустройством загородного коттеджа и надворных построек, необходимо предусмотреть автономные системы отопления, канализации, водоснабжения, газоснабжения, электрификации. При строительстве новых, расширении и реконструкции

Инженерное оборудование

Из книги Летние кухни на садовом участке автора Страшнов Виктор Григорьевич

Инженерное оборудование Для создания комфортных условий при приготовлении пищи необходимо создать в летней кухне элементарные «системы» инженерного оборудования, включающие электроосвещение, плиту (или печь), водоснабжение и отвод использованной воды.Прежде всего

Инженерное обеспечение теплицы

Из книги Парники и теплицы. Строим и выращиваем автора Калюжный С. И.

Инженерное обеспечение теплицы Обогрев Для обеспечения нормальных условий культурам в теплице необходимо поддерживать на определенном уровне температуру воздуха и влажность.Минимальная температура в теплице составляет 18 °C. Используется обычно обогрев одного из

МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ

Из книги Академик корабельной науки автора Яновская Жозефина Исааковна

МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ Широко раскинулась Русь. Необъятны ее просторы. Но было время, когда эта великая держава не имела выхода к морю. За владение морем боролся Иван Грозный. «России нужна вода», - говорил Петр I. И он поставил целью своей жизни отвоевать для России воду и

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Из книги Армии Древнего Китая III в. до н.э. - III в. н.э. автора Попов И М

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО Великая Китайская стенаПервая централизованная китайская империя Цинь с самого своего основания в 221 г. до н. э. была вынуждена защищать свою огромную территорию от внешних врагов с севера, прежде всего от внезапных нападений стремительной

Инженерное обеспечение

Из книги Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне автора Военное дело Коллектив авторов --

Инженерное обеспечение Инженерное оборудование морских театров военных действий в годы войны требовало больших сил и средств, несмотря на то что оно велось в ограниченных по сравнению с довоенным периодом масштабах. В 1941–1942 гг. в основном осуществлялось

ВРЕМЯ РЕФОРМ. МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ

автора Зуев Георгий Иванович

ВРЕМЯ РЕФОРМ. МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ В конце 60-х годов XIX века в России началась реорганизация военно-учебных заведений. Менялась структура военной школы, методы преподавания и воспитания учащихся. Одновременно с этим в очередной раз изменялось и их название. Все кадетские

«…ИМЕНОВАТЬ ВПРЕДЬ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ МОРСКИМ КАДЕТСКИМ КОРПУСОМ»

Из книги Историческая хроника Морского корпуса. 1701-1925 гг. автора Зуев Георгий Иванович

«…ИМЕНОВАТЬ ВПРЕДЬ МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ МОРСКИМ КАДЕТСКИМ КОРПУСОМ» В 90-х годах XIX века началась бескомпромиссная борьба за передел мира, за колонии и сферы влияния, за территории, отдаленные от метрополий на тысячи километров. Германии, Англии, Франции и России срочно

Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище

Из книги автора

Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище В начале 50-х годов Советский Союз принял программу ускоренного строительства и обновления Военно-Морского Флота, подготовленную высшим руководством Военно-Морского Флота. Адмирал Флота Советского Союза

Военно-инженерное искусство

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Ленинградское высшее инженерное морское училище

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

С 1798 года - по настоящее время (в 1798 - 1827 гг. - Училище корабельной архитектуры; в 1827 - 1856 гг. - Учебный морской рабочий экипаж; в 1856 - 1867 гг. - Инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства; в 1867 - 1872 гг. – Инженерное училище Морского ведомства; в 1872 - 1896 гг. - Техническое училище Морского ведомства; в 1896 - 1898 гг. - Морское техническое училище императора Николая I; в 1898 - 1917 гг. - Морское инженерное училище им. императора Николая I).
Училище корабельное архитектуры при Санкт-Петербургском адмиралтействе организовано на основании доклада Комитета об учреждении училищ для учеников штурманских и корабельной архитектуры, утвержденного 20 августа 1798 года . Подчинялось обер-сарваеру Санкт-Петербургского порта. По штату предусмотрено 122 чина, в т.ч. 100 учеников. Учеников по окончании курса и сдаче выпускного экзамена выпускали "штурманских в штурмана офицерского ранга, а корабельных, галерных, ластовых и машинных в подмастерья того художества, в коем они окажут свои успехи".
На основании первого Устава училища, утвержденного 4 марта 1803 года императором Александром I, оно подчинялось генерал-интенданту Интендантского департамента. Готовило корабельных мастеров, подмастерьев, механиков, гидравликов и учителей по разным частям. Принимались дворянские, обер-офицерские и солдатские дети в возрасте 12-14 лет, умеющие читать и писать.
Преобразовано в Учебный морской рабочий экипаж на основании Положения, утвержденного 27 января 1827 года императором . Подчинялся Главному штабу е.и.в. по военным поселениям. С 1842 года передан в ведение Инспекторского департамента Главного морского штаба е.и.в. По штату: 27 офицеров, 96 унтер-офицеров, лекарь, 2 фельдшера, 3 писаря, 17 барабанщиков, 50 матросов и 800 учеников, всего 996 человек. Состоял из кондукторских (готовивших корабельных кондукторов в корпус корабельных инженеров, а затем также в корпуса инженеров-механиков, инженеров военных поселений, инженеров морской строительной части, инженеров путей сообщения и морской артиллерии) и мастерских рот (готовивших мастеров (унтер-офицеров) в рабочие экипажи).
Расформирован 6 апреля 1856 года приказом . Кондукторские роты получили название Инженерного и артиллерийского училища Морского ведомства. Подчинялось непосредственно инспектору Корпуса корабельных инженеров до декабря 1857 года, затем Инспекторскому департаменту Главного морского штаба е.и.в. 8 мая 1867 года получило название Инженерного училища Морского ведомства. Причислено к разряду высших специальных учебных заведений с 4-годичным курсом обучения и приемом на конкурсной основе лиц всех сословий в возрасте 15-18 лет.
17 июня 1872 года переведено приказом в Кронштадт и объединено со Штурманским и артиллерийским училищем с переименованием в Техническое училище Морского ведомства. По штату, введенному в действие приказом с 1 мая 1873 года: 20 офицеров, священник, псаломщик, врач, 4 фельдшера, смотритель по хозяйственной части, 5 унтер-офицеров, 3 барабанщика, 3 горниста и 220 воспитанников, всего 260 чел. Готовило корабельных инженеров, инженеров-механиков, штурманов и морских артиллеристов. Штурманский и артиллерийские отделы были закрыты в 1883-1884 годы.
Переименовано 25 июня 1896 года к столетию со дня рождения Николая I в Морское техническое училище императора Николая I.
24 сентября 1898 года приказом управляющего в связи со столетним юбилеем получило наименование Морское инженерное Училище императора Николая I.
В состав администрации Морского инженерного училища входили: старший ротный командир, старший и младший офицеры, инспектор классов и его помощник.
Штатные преподаватели гражданского ведомства утверждались и производились в чины аналогично преподавателям средних учебных заведений . При Морском инженерном училище действовали хозяйственные и дисциплинарный комитеты. Последний под председательством начальника училища и состоял из: инспектора классов, его помощника, священника, батальонного командира и младших офицеров. В его задачи входил надзор за нравственностью воспитанников, обсуждение проступков юнкеров, наложение взысканий.
Морское инженерное училище состояло из двух отделов: кораблестроительного и механического. Принимались на конкурсной основе молодые люди 16-20 лет, окончившие полный курс средних учебных заведений. Обычный прием состоял из 5 человек для кораблестроительного отдела и 40 - для механического отдела.
В задачи Морского инженерного училища входили общеобразовательная, военно-воспитательная и строевая подготовка офицеров инженерных войск. Курс обучения был разделен на 4 класса, 1 общий и 3 специальных. Учебный план утверждался военным министром и включал в себя военные науки (фортификация, ж.-д. дело, артиллерия, тактика, военная топография и другие); общеобразовательные (закон божий, математика, иностранные языки и другие); все отрасли военно-служебной подготовки.
Окончившие курс были обязаны прослужить на действительной службе по 1,5 года за каждый год нахождения в специальных классах. После 10-месячного плавания в звании корабельных гардемарин и практического экзамена на судах выпускались с чином в Корпус корабельных инженеров и мичмана в инженер-механики флота.
Распоряжением Временного правительства переведено в сентябре 1917 года из Кронштадта в Петроград. При расформировании после Октябрьской революции военно-морских учебных заведений Морское инженерное училище продолжило свою деятельность. В октябрt 1918 года в Училище все было сокращено, кроме "старшего выпуска". Переходный период продолжался с 1917 по 1922 год.

Существует в настоящее время.


Название статьи: {title} Категория темы: Автор (ы) статьи: А.И. Калинин, Т.Ю. Просянкина Источник статьи: Российская государственность Дата написания статьи: {date} Статьи, использованные при написании этой статьи: ПСЗ II. Т. 31. № 30478; ПСЗ III. Т. 16. № 12511; Т. 17. № 15602; РГАВМФ. Ф. 227,434; Собр. законов и постановлений, до части мор. управления относящихся, за 1827 г. СПб., 1828; Там же, за 1857 г. СПб., 1857; Собр. узаконений, постановлений и другим распоряжений по мор. ведомству за 1872 г. СПб., 1873; Там же, за 1873 г. СПб.,1874; Там же, за 1898 г. СПб., 1899; Пароменский A.M. Ист. очерк Мор. инж. училища имп. Николая I. 1798-1898. СПб., 1898, 1900, 1911. Вып. 1-3; Усик Н.П., Полях Я.И. Высшее военно-мор. инж. ордена Ленина училище им. Ф.Э. Дзержинского: Ист. очерк. Л., 1990; Иванов А.Е. Высшие уч. заведения России в кон. XIX - нач. XX в. М, 1991; Волков С.С. Рус. офицерский корпус. М., 1993.