Написать 5 мюзиклов название композитор. Самые известные мюзиклы. История возникновения нового музыкального жанра

Летним теплым вечером или дождливым днем предлагаем вам окунуться в смесь музыки, песен, танцев ,комедии и драмы . Поднять себе настроение или, может, чуточку погрустить. Представляем вам 5 самых знаменитых мюзиклов мира :

«Моя прекрасная леди» (My Fair Lady) (1956)

В основу этого мюзикла легла пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион» , в которой рассказывается, как главная героиня, цветочница Элиза Дулиттл, становится очаровательной леди. Такое превращение состоялось из-за спора профессора фонетики и его друга-лингвиста.
Премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года. Его перевели на одиннадцать языков, в том числе на иврит, и он с успехом шел в более чем двадцати странах. Мюзикл получил 6 наград "Тони". Было продано более пяти миллионов копий с записью оригинального бродвейского состава, а в 1964 году на экраны вышел одноименный фильм Джорджа Кьюкора. Warner Brothers заплатили рекордную сумму – 5,5 млн. долларов – за права экранизации мюзикла.

«Нотр-дам де Пари» (Notre-Dame de Paris)(1998)

Мюзикл поставлен по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Впервые он был показан в Париже 16 сентября 1998 года и попал в Книгу рекордов Гиннеса как имевший самый успешный первый год работы.

"Кошки" (Cats) (1981)

Основой для "Кошек" послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота "Книга Старого Опоссума о практичных кошках", опубликованный в 1939 году в Англии. Это сборник ироничных зарисовок кошачьих характеров и привычек, за которыми легко угадываются различные человеческие типажи.
В театре "Кошки", созданном дизайнером Джоном Нэйпьером, нет занавеса, зал и сцена представляют собой единое пространство, причем действие разворачивается не фронтально, а по всей глубине. Сцена оформлена как свалка и представляет собой горы живописного хлама, декорация оснащена сложной электроникой. Актеры перевоплощены в грациозных кошек при помощи многослойного грима, расписанных вручную трико, париков из шерсти яка, меховых воротников, хвостов и блестящих ошейников.
За время своего существования мюзикл был поставлен более сорока раза, его посетило более 50 миллионов зрителей в тридцати странах, переведен на 14 языков, а общая сумма сборов в настоящий момент перевалила за 2,2 миллиарда долларов. Среди наград "Кошек" – премия Лоуренса Оливье и премия, вручаемая газетой "Ивнинг Стандарт" в номинации "Лучший мюзикл", семь премий "Тони", французская премия Мольера. Записи и лондонского, и бродвейского оригинального состава были удостоены "Грэмми".

"Призрак оперы" (The Phantom of the Opera) (1986)

"Призрак оперы", созданный по мотивам одноименного романа французского писателя Гастона Леру. Это мрачная и романтическая история о сверхъестественном существе, обитавшем в подземелье под Парижской Оперой.
Она стала вторым после "Кошек" по длительности демонстрации спектаклем за историю Бродвея, где его посмотрели 10,3 миллиона человек.
Более 65000 спектаклей "Призрака" было сыграно в 18 странах, в том числе в Японии, Австрии, Канаде, Швеции, Германии и Австралии. Постановки "Призрака оперы" получили более 50 престижных премий, среди которых были три премии Лоуренса Оливье и 7 премий "Тони", 7 наград "Драма Деск", награду "Ивнинг Стандарт". "Призрак Оперы" завоевал симпатию у более чем 58 млн. зрителей со всего мира. Только в Нью-Йорке его посмотрели уже почти 11 млн. человек, а во всём мире – свыше 80 млн.

"Мама Миа" (Mamma Mia) (1999)

Идея о создании оригинального мюзикла на основе песен ABBA принадлежит продюсеру Джуди Креймер. Более 27 млн. – общее количество зрителей по всему миру, посетивших мюзикл "Мама Миа". Каждый день во всём мире мюзикл "Мама Миа" посещают более 20 000 человек.
За восемь лет проката мюзикл был поставлен более чем в 130 крупных городах. Альбом с записью первой постановки "Мама Миа" стал "платиновым" в США, Австралии и Корее; дважды "платиновым" в Великобритании и "золотым" в Германии, Швеции и Новой Зеландии.

Приятного вам просмотра!

Наверное, это первый фильм, который любой человек вспоминает при слове «мюзикл». Причём любопытно, что песни, которые звучали в нём, не были, в основном, написаны специально для этой картины и исполнялись ранее, в том числе, в других фильмах и мюзиклах. Исполнитель главной роли Джин Келли был одновременно и одним из режиссёров фильма, что позволило ему с его суперзвёздным статусом сделать фильм именно так, как он хотел. Естественно, песни он тоже исполнил сам. А вот для красавицы Дебби Рейнольдс (между прочим, мать «принцессы Леи», Кэрри Фишер) на всякий случай была нанята профессиональная певица: Рейнольдс и сама хорошо пела и танцевала, но рисковать было нельзя. В результате фильм навсегда занял почётное место среди лучших киномюзиклов в истории.

Если говорить о кинематографической ценности, то среди всех названных картин этот шедевр Ларса фон Триера, конечно, главный. Рискованный, экспериментальный (музыкальные номера снимались сотней видеокамер под разными углами), жестокий, он сразу стал событием везде, кроме консервативной Америки, где фон Триера вообще никогда не жаловали. Не помогло даже приглашение в камео Джоэла Грея, известного по роли конферансье в «Кабаре». Певица Бьорк написала для фильма свои лучшие песни и исполнила их вместе с Катрин Денёв. Голливуд фильм показательно проигнорировал, не дав ему даже «Оскар» за лучшую песню, но, к счастью, умным людям Голливуд не указ. Фильм получил самую престижную кинонаграду в мире, «Золотую пальмовую ветвь», и хотя Бьорк с тех пор отказывается даже разговаривать с фон Триером, приз в Каннах за лучшую женскую роль она тоже получила благодаря ему.

Одна из лучших музыкальных киносказок, да ещё и с песнями, которые написал и исполнил сам Дэвид Боуи. В фильме он исполнил роль главного злодея, который, в общем, совсем не злодей, а одинокий и даже влюблённый романтик. Волшебный мир, волосатые чудища, замки с искривлённым пространством – всё это оживает под удивительную музыку Боуи и живёт до сих пор.

Песни группы АВВА давно превратились из поп-хитов 70-х в достояние общечеловеческой культуры. Поэтому когда на их материале был поставлен мюзикл, это было не коммерческим трюком (хотя и им тоже), а просто признанием очевидного: АВВА уже не просто АВВА. Поэтому, хотя голливудские звёзды в сочетании с песнями шведского квартета поначалу смотрятся диковато, к этому быстро привыкаешь и начинаешь получать законное удовольствие.

Казалось, что к началу XXI века голливудский мюзикл уже давно был умершим жанром, и работать с ним отваживались только экспериментаторы вроде фон Триера. Но Баз Лурман доказал всем, что это не так. Его масштабная постановка об истории любви в декорациях скандально известного французского кабаре оказалась очень своевременной и невероятно успешной. Голливуд понял, что нужно развивать жанр.

Огромный по размаху цветной блокбастер в своё время составил достойную конкуренцию «Унесённым ветром». Хотя бы потому, что читателей у сказки про Оза было всё равно больше. А ещё в фильме снялась величайшая актриса Голливуда Джуди Гарленд, и до сих пор в неё невозможно не влюбиться, когда она исполняет свои партии в этом фильме. В США этот фильм всегда называют в десятке самых значимых картин за всю историю, да и во всём мире зрители всех возрастов по-прежнему с удовольствием пересматривают эту картину.

Один из величайших мюзиклов в истории. Мелодии Мишеля Леграна уже давно стали народными, никто уже и не помнит ни их автора, ни фильм, ни роль, после которой Катрин Денёв стала суперзвездой, ни триумф фильма в Каннах. Но музыка из «Шербурских зонтиков» звучит повсюду, где есть любовь, грусть и романтика. Ради неё и смотрят эту картину по много раз, плача над судьбами таких молодых и таких несчастных героев.

По меркам сегодняшнего зрителя киномюзикл длиной в три часа, да ещё с очень непритязательным и неторопливым сюжетом, даже включая тему нацизма, смотрится тяжеловато. Потому что это зрелище для большого экрана, которому нужно посвятить весь вечер. Увидеть на этом большом экране очаровательную Джули Эндрюс, покориться красоте её голоса – и не только голоса. Тогда и станет понятно, почему оскаровский комитет вручил картине награды не только в «музыкальных» номинациях, но счёл её лучшим фильмом с лучшей режиссурой 1966-го года.

Образ Одри Хепберн никак не вяжется с продавщицей цветов из «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Но актрисе удалось «укротить» на время свои непередаваемые грацию и изящество, чтобы потом вновь «выпустить» их на волю. Так возник один из её известнейших фильмов, где, как ни странно, самой Хепберн спеть почти не дали, хотя она серьёзно к этому готовилась. Зато много лет спустя, при издании фильма на DVD, найденные фонограммы с её голосом стали доступны широкой публике.

Молодой Джон Траволта, который прекрасно танцует и чуть менее прекрасно поёт, - главное украшение этого мюзикла. Образ юного хулигана, сердце которого оказывается больше, чем он ожидал, покорил всех девушек планеты, за исключением прогрессивных советских зрительниц: они фильм просто не увидели.

Стиль, стиль и ещё раз стиль – вот что сделало мюзикл «Кабаре» в постановке Боба Фосси таким великим. Страстные и сложные отношения героев Лайзы Минелли и Майкла Йорка развиваются в Берлине начала 30-х годов. Пространство мрачное, давящее, несколько извращённое, дерзкое. И сюжет под стать ему. Это не миленькая сказка о любви, а суровая история о нескольких переплетённых личных трагедиях, где равное значение имеют аборт, иудейский обряд и люди, таинственно исчезающие из зала, где героиня исполняет свои зонги.

История Дэмьена Шазелла – живое воплощение американской мечты. От скромной короткометражки «Одержимость» про репетицию барабанщика под руководством дирижёра-садиста – к одноимённому полному метру, о котором сразу заговорили в кинематографических кругах. И следом за этим – невероятно стильный мюзикл с голливудскими звёздами, который уже рассматривается как кинособытие года. Элегантный, умный, точный, не шоу на экране, а серьёзное кино с музыкальными номерами. Это история, которая делается у нас на глазах.

Один из самых известных мюзиклов в мире много лет не удавалось перенести на киноэкраны. Поэтому смотрели эту версию очень придирчиво, насмехаясь над вокалом Джерарда Батлера, обыгрывающего недостатки своего голоса драматическим талантом. Зато Эмми Россам в главной роли справилась со своими партиями просто филигранно, на уровне хорошей оперной певицы. И хотя в США фильм провалился в прокате, в историю он всё же вошёл. Дорогая и временами очень интересная постановка.

Женщины на грани нервного срыва, мертвец в соседней комнате и много песен, шуток и танцев – вот и весь мюзикл Франсуа Озона. Который при этом остаётся самой известной работой этого режиссёра, и практически нет зрителя, который бы этот фильм не смотрел хотя бы несколько раз. Потому что всё в нём совершенно, включая, конечно, лучших французских актрис разных поколений.

Вуди Аллен и мюзикл – вещи несовместные. Равно как и, например, Тим Рот, Эдвард Нортон, Натали Портман и многие другие звёзды, которые не очень вяжутся с песенной культурой. На это шутник Аллен и рассчитывал. И, как всегда, оказался прав: фанаты режиссёра приняли фильм очень благосклонно.

Для советской публики не может быть вопроса, какая Мэри Поппинс лучше: они единодушно отдают предпочтение советской в исполнении Натальи Андрейченко и отказываются смотреть диснеевский мюзикл, который обожает весь мир. Но те, кто преодолел себя, не могут потом отделаться от навязчивых мотивчиков песен в исполнении Джули Эндрюс и её партнёров по фильму. Игривые, остроумные, а иногда невероятно грустные, они просты и прекрасны, как и сама эта экранизация.

Тим Бёртон заставил петь всех: Джонни Деппа, Хелену Бонем Картер (она ещё и снималась беременная), Сашу Барона Коэна, Алана Рикмана – кровавый, мрачный и очень милый при этом мюзикл про перерезание горла бритвой и «худшие пирожки во всём Лондоне», которые готовятся из человечинки. Даже та публика, которая смотрела этот мюзикл на Бродвее, несколько опешила, но потом приняла фильм как родной.

Для Джуди Гарленд этот фильм, ремейк картины 1937-го года с великим Адольфом Менжу в главной роли, был очень личным, так как во многом перекликался с деталями её собственной биографии. Поэтому ей было очень тяжело приходить на съёмки: говорят, она иногда заставляла группу ждать себя по несколько дней, срывая сроки и рискуя оказаться выброшенной из проекта. Студия не простила актрису: вскоре после выхода фильма она осталась без работы. Но ещё долго исполняла песни из этого мюзикла на своих концертах.

После четверти века успешных постановок на Бродвее «Чикаго» обрёл образцовую киноинтерпретацию с помощью главного современного специалиста по этому жанру Роба Маршалла. Рене Зелльвегер, Кэтрин Зета-Джонс и Ричард Гир пели за своих героев сами, хотя вокальных данных для этого им явно не хватало, что вызвало отрицательную реакцию у ряда зрителей. Но Киноакадемия открыто поддержала фильм, вручив ему сразу 6 «Оскаров» и вписав его в историю американского кино. Так он там и остался.

Гангстерский боевик. Но есть две особенности. Первая: все гангстеры тут поют. Вторая: их всех играют маленькие дети, у которых автоматы стреляют пирожными. Смотреть этот мюзикл Алана Паркера невероятно весело, а юная Джоди Фостер здесь явно выделяется среди остальных, тоже талантливых актёров. Её femme fatale даже в детской одежде остаётся опасной и сексуальной.

Превратить главный фильм Федерико Феллини «8½» в мюзикл кажется, на первый взгляд, полным абсурдом, и поэтому у картины Роба Маршалла немало противников, как, правда, и у всех остальных его работ. Дэниел Дэй-Льюис совсем не похож на утончённо-циничного Марчелло Мастроянни, да и акценты у Маршалла несколько смещены. Тем не менее, для любого ценителя кино этот фильм представляет собой особую важность как признание одного режиссёра в любви к творчеству другого. Очень красочное, изобретательное признание.

Музыку для «Вестсайдской истории» написал великий Леонард Бернстайн, один из лучших дирижёров ХХ века, знаток классической музыки, просветитель и просто выдающийся человек. Может быть, поэтому мюзикл настолько совершенно звучит, что его слушают и сегодня, он выдержал множество постановок в разных странах. Сюжет – история о Ромео и Джульетте, перенесённая на улицы Нью-Йорка 50-х годов, где вместо враждующих семей показаны уличные банды. Фильм считается образцовой постановкой этого мюзикла, он получил 10 «Оскаров» и относится к лучшим образцам жанра.

Тот случай, когда киномюзикл на полвека обогнал Бродвей: до сценического воплощения этот сюжет «дозрел» лишь к 1980-му году. Между тем, для своего времени, начала 30-х годов, сюжет был очень острым и политическим, хотя бы потому, что напрямую говорил о суровой действительности Великой депрессии. Поскольку звук в кино только появлялся, фонограмму к мюзиклу записали заранее, и артистам нужно было лишь действовать синхронно с ней. Впоследствии Голливуд сделал эту практику повсеместной.

Мюзикл является в котором удивительным образом переплетаются песни, музыка, диалоги и хореография. Это сравнительно молодой на который оказали большое влияние оперетта, бурлеск, водевиль и т. д. Благодаря своей зрелищности мюзикл считается одним из самых коммерческих театральных жанров, а из-за сложности постановочного процесса на него тратится намного больше средств.

История возникновения нового музыкального жанра

Исходной точкой этого жанра принято считать 1866 год, когда на Бродвейской сцене прошла постановка первого мюзикла - “Черный крюк” (Black Crook), в котором сплелись мелодрама, романтический балет и другие жанры. С этого времени список мюзиклов постоянно пополнялся новыми спектаклями. Из сказанного выше следует, что родиной этого жанра является Америка. В начале 19-го века американские композиторы Дж. Керн, Дж. Гершвин, Кол Портер придали жанру мюзикла истинно американскую окраску: в ритмах мелодий проглядывались нотки джаза, либретто стали более сложными, в текстах песен появились американские обороты и др. В 1932 году дело дошло до высоких наград. Джорджу Гершвину за мюзикл “Я пою о тебе” была вручена Наиболее известными спектаклями, которые входят в список мюзиклов, безусловно, являются “Вестсайдская история” (композитор Л. Бернстайн) по мотивам шекспировской трагедии “Ромео и Джульетта” и "Иисус Христос - суперзвезда” на музыку композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Этот талантливый композитор также является автором других не менее, а может, и более знаменитых мюзиклов: “Кошки” и “Призрак Оперы”.

Лучшие мюзиклы: список по версии AFI

В 2006 году Американский институт киноискусства опубликовал перечень лучших американских мюзиклов за последние 100 лет. Представляем вашему вниманию этот список:

  1. “42-ая улица” - (1933 г.).
  2. “Цилиндр” (1935 г.).
  3. “Плавучий театр” (1936 г.).
  4. “Волшебник из страны Оз” (1939 г.).
  5. “Янки Дудел Денди” (1942 г.).
  6. “Встретишь меня в Сент-Луисе?” (1944 г.).
  7. “Увольнение в город” (1949 г.).
  8. “Американец в Париже” (1951 г.).
  9. “Поющие под дождем” (1952 г.).
  10. “Театральный фургон” (1953 г.).
  11. “Семь невестушек для семерых братьев” (1954 г.).
  12. “Ребята и куколки” (1955 г.).
  13. “ Король и я” (1956 г.).
  14. “Вестсайдская история” (1961 г.).
  15. “Моя прекрасная леди” (1964 г.).
  16. “Звуки музыки” (1965 г.).
  17. “Смешная девчонка” (1968 г.).
  18. “Кабаре” (1972 г.).
  19. “Весь тот джаз” (1979 г.).
  20. “Красавица и чудовище”(1991 г.).

Несмотря на то что, по мнению многих, золотой век мюзиклов остался позади, за последние 13 лет в Голливуде было снято немало прекрасных фильмов в данном жанре. Вот список мюзиклов, которые считаются лучшими в 21-ом веке.

  1. “Танцующая в темноте” (2000 г.).
  2. “Мулен Руж” (2001 г.).
  3. “Чикаго (2002 г.).
  4. “Призрак оперы” (2004 г.).
  5. “Богема” (2005 г.).
  6. “Зачарованная” (2007 г.).
  7. “Мамма Мия” (2008 г.).
  8. “Бурлеск” (2010 г.).
  9. “Отверженные” (2012 г.).
  10. “Богиня” (2013 г.).

Французские мюзиклы: список лучших спектаклей

Вплоть до 1958 считался исключительно американским жанром, однако в этом году в Лондоне с триумфом прошел спектакль “Отверженные” по мотивам произведения В. Гюго. Автором музыки был Клод Мишель Шонберг. Другое произведение этого композитора “Мисс Сайгон” по мотивам оперы “Мадам Баттерфляй” имело успех на Парижской сцене. Список мюзиклов включает постановки “Стармания-Стармания” (Мишель Берже), “Ромео и Джульетта” (Жерар Пресгюрвик), “Нотр-Дам де Пари” (Риккардо Коччанте), "Моцарт" (Кунце и Левай) и др.

Русские мюзиклы

Наиболее популярным мюзиклом в России на протяжении многих лет была и остается прекрасная рок-опера “Юнона и Авось”. Это, пожалуй, самое сильное произведение композитора А. Рыбникова. Сегодня лучшими русскими мюзиклами считаются “Норд-Ост”, “Метро”, в последние годы на российской сцене ставятся переведенные на русский язык произведения “Нотр-Дам де Пари”, “Чикаго”, “Кошки” и т. д.

1. "Моя прекрасная леди" (My Fairy Lady) (1956)

Фредерик Лоу (автор музыки) и Алан Джей Лернер (автор либретто и песенных текстов), проанализировав драматический материал пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион", решились на написание мюзикла. Сюжет мюзикла во многом повторяет пьесу Шоу, историю преображения главной героини из вульгарной цветочницы в очаровательную молодую леди.

Профессор фонетики Генри Хиггинс заключает со своим коллегой-лингвистом, полковником Пикерингом, пари – он берется превратить лондонскую цветочницу по имени Элиза Дулиттл в настоящую леди. Элиза перебирается в дом профессора, обучение дается нелегко, но, в конце концов, она начинает делать успехи. На посольском балу Элиза с блеском выдерживает экзамен. Концовка мюзикла оптимистична – Элиза возвращается к своему учителю Хиггинсу.

Бродвейская премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года. Лондонская премьера состоялась в апреле 1958 года. Роль Хиггинса исполнил Рекс Харрисон, а Элизой стала Джули Эндрюс. Шоу сразу же стало пользоваться бешеной популярностью, билеты были распроданы на полгода вперед. Однако ошеломляющий успех мюзикла был для его создателей полной неожиданностью.

Мюзикл был сыгран на Бродвее 2 717 раз, в Лондоне – 2 281. Его перевели на одиннадцать языков, в том числе на иврит, и он с успехом шел в более чем двадцати странах. Мюзикл получил 6 наград "Тони". Было продано более пяти миллионов копий с записью оригинального бродвейского состава, а в 1964 году на экраны вышел одноименный фильм Джорджа Кьюкора. Warner Brothers заплатили рекордную сумму – 5,5 млн. долларов – за права экранизации мюзикла. Роль Элизы досталась Одри Хепберн, а Рекс Харрисон успешно перебрался с театральных подмостков на большой экран. Фильм был номинирован на премию "Оскар" и получил восемь из 12 статуэток.

Мюзикл "Моя прекрасная леди" по-прежнему любим публикой и благодаря продюсеру Камерону Макинтошу и режиссеру Тревору Нанну шоу можно посмотреть и сейчас в Лондоне.

2. "Звуки музыки" (The Sound of Music) (1959)

В 1958 году американские сценаристы Ховард Линдсей и Рассел Круз вместе с продюсером Ричардом Холлидеем и его женой, актрисой Мэри Мартин, объединились для работы над спектаклем по немецкому кинофильму "Семья фон Трапп". В картине рассказывалось об австрийской семье, которая, спасаясь от преследования нацистов, была вынуждена покинуть родину и отправиться в Америку. История не была придуманной – в основе фильма лежала книга, написанная непосредственной участницей описанных событий Марией фон Трапп.

Мэри Мартин была звездой музыкального театра, и хотя на этот раз речь шла о драматическом спектакле, она не могла отказать себе в удовольствии выступить и в качестве певицы. Первоначально для музыкального оформления постановки авторы собирались использовать народные песни и религиозные гимны из репертуара семьи фон Трапп. Однако Мэри хотелось исполнить песню, написанную специально для нее. В этом Мартин помогли композитор Ричард Роджерс и либреттист Оскар Хаммерстайн. Они сочинили совершенно новые музыкальные номера, превратив пьесу в мюзикл "Звуки музыки".

16 ноября 1959 года состоялась премьера на Бродвее. Режиссером спектакля был Дэвид Джей Донахью. Главную роль, разумеется, исполнила Мэри Мартин, роль капитана фон Траппа – Теодор Бикель. Публика, влюбленная в Мэри Мартин, изо всех сил стремилась попасть на мюзикл, что обеспечило ему великолепные сборы.

"Звуки музыки" были сыграны 1443 раза и удостоены 8 премий "Тони", включая награду за "Лучший мюзикл", а оригинальный альбом был отмечен "Грэмми". В 1961 состоялось турне мюзикла по США, и в этом же году шоу открылось в Лондоне, где шло более шести лет, став, таким образом, самым "долгоиграющим" американским мюзиклом в истории Уэст-Энда.

В июне 1960 года студия 20th Century Fox приобрела права на экранизацию за 1,25 миллион долларов. Сюжет фильма несколько отличался от истории, рассказанной в пьесе, однако именно в такой версии "Звуки музыки" обрели мировую известность. Мировая премьера фильма состоялась в Нью-Йорке, 2 марта 1965 года. Картина была выдвинута на премию "Оскар" в 10 номинациях, из которых выиграла пять.

Экранизация не стала последней страницей в истории мюзикла, он по-прежнему любим публикой и ставится по всему миру. В 90-х годах шоу можно было посмотреть в Великобритании, Южной Африке, Китае, Нидерландах, Швеции, Исландии, Финляндии, Перу, Израиле и Греции.

3. "Кабаре" (Cabaret) (1966)

Литературной основой для этого легендарного спектакля послужили цикл рассказов "Берлинские истории" Кристофера Ишервуда о Германии начала 30-х годов и пьеса "Я – камера" Джона Ван Друтена. Мюзикл рассказывает о романе молодого американского писателя Клиффа Брэдшоу и певицы из берлинского кабаре "Кит-Кэт Клуб" Салли Боулз.

В Берлин 1930-х годов забрасывает судьба молодого англичанина Брайана Робертса, начинающего писателя, вынужденного подрабатывать уроками. Знакомство с американкой Салли, певичкой из кабаре, дарит Брайану свежие, незабываемые ощущения. Писатель и певица полюбили друг друга, но им суждено пережить разлуку. Салли отказывается ехать с любимым в Париж, Клифф покидает Берлин с разбитым сердцем. Кабаре, последнее пристанище духа свободы, заполняют люди со свастиками на рукавах…

Премьера состоялась 20 ноября 1966 года. Постановку осуществил знаменитый бродвейский режиссер Гарольд Принс, Джон Канцер написал музыку, песенные тексты – Фред Эбб, либретто – Джо Мастерофф. В оригинальный состав исполнителей входили Джоэл Грей (конферансье), Джилл Хэворт (Сaлли), Берт Конви (Клифф) и др.

Постановка выдержала 1 165 представлений и получила 8 премий "Тони", в том числе – в номинации "Лучший мюзикл". В 1972 году вышел фильм "Кабаре" Боба Фосси с Джоэлом Греем (конферансье), Лайзой Минелли (Сaлли) и Майклом Йорком (Брайен). Фильм получил восемь "Оскаров".

В 1987 году Джоэл Грей снова исполнил роль конферансье в возобновленной версии шоу. В 1993 году в Лондоне, а затем, спустя пять лет, на Бродвее, открылась совершенно новая постановка "Кабаре", созданная режиссером Сэмом Мендесом. Эта версия спектакля также была удостоена многочисленных наград. Мюзикл пережил около 2377 представлений и 37 предварительных просмотров и был закрыт 4 января 2004 г.

4. "Иисус Христос Суперзвезда" (Jesus Christ Superstar) (1971)

"Иисус Христос" был задуман Эндрю Ллойдом Веббером (написал музыку) и Тимом Райсом (либретто) не как традиционный мюзикл, а как полноценная опера, написанная современным музыкальным языком, с соблюдением всех оперных традиций (ария героя, хор, ария героини и т.д.). В отличие от традиционных мюзиклов, в "Иисусе Христе" нет драматических кусков – всё построено на вокале и речитативах. Соединение рок-музыки с классическими мотивами, использование современной лексики в текстах, их высокое качество, так называемый принцип sung-through (вся история рассказывается исключительно посредством песен, без использования не поющихся диалогов) – сделало "Иисуса Христа – Суперзвезду" настоящим хитом.

Mюзикл "Иисус Христос – Суперзвезда" повествует о последних семи днях жизни Иисуса из Назарета, увиденных глазами его ученика Иуды Искариота, разочарованного в том, чем стало учение Христа. Сюжет охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до его казни на Голгофе.

Впервые опера была услышана в виде альбома в 1970 году, на котором главную роль исполнил Иен Гиллан, являющийся вокалистом "золотого состава" Deep Purple, роль Иуды исполнил Мюррей Хед, Марии Магдалины – Ивонн Эллимен На бродвейской сцене мюзикл впервые был показан в 1971 году. Некоторые критики считают, что Иисус был изображён в образе первого хиппи на земле. Бродвейская постановка продержалась только 18 месяцев.

Новая постановка мюзикла была создана в лондонском театре в 1972 году, роль Иисуса исполнил Паул Николас, Иуды – Стефан Тэйт. Эта постановка была более успешной, шла на сцене восемь лет и стала самым "долгоиграющим" мюзиклом. Американский режиссёр Норман Джуисон снял художественный фильм по мотивам произведения в 1973 году. В 1974 фильм получил "Оскара" за лучшую музыку. Помимо великолепной музыки и вокала, фильм интересен необычной трактовкой темы Христа, которая представляет собой альтернативу ортодоксальному христианству.

Один из самых известных мюзиклов, называемый также рок-оперой, породил множество споров и стал культовым произведением для целого поколения хиппи, не потеряв своей актуальности и сегодня. "Иисус Христос – Суперзвезда" был переведён на разные языки, неоднократно ставился и ставится уже более 30 лет на сценах Австралии, Новой Зеландии, Венгрии, Болгарии, Франции, Швеции, Америки, Мексики, Чили, Панамы, Боливии, Германии, Японии и Великобритании.

5. "Чикаго" (Chicago) (1975)

11 марта 1924 года в городе Чикаго, штат Иллинойс, в газете Chicago Tribune вышла статья журналистки Морин Даллас Уоткинс о некоей актрисе варьете, убившей своего бойфренда. Поскольку рассказы о преступлениях на сексуальной почве были особенно популярны у читателей, 3 апреля 1924 года вышла еще одна статья Уоткинс. На этот раз речь шла о замужней женщине, застрелившей своего любовника. Шумиха, сопровождавшая эти и другие криминальные истории, произвела сильнейшее впечатление на Морин. Позднее, оставив газету, она отправилась изучать драму в Йельский университет. Именно там, в качестве учебного задания, ею была написана пьеса "Чикаго".

30 декабря 1926 года спектакль "Чикаго" открылся на Бродвее. Пьеса выдержала 182 представления, в 1927 году был снят одноименный фильм, а в 1942 вышла картина "Рокси Харт" режиссера Уильяма Вельмана с Джинджер Роджерс в главной роли.

Боб Фосси, знаменитый хореограф и бродвейский режиссер, не смог пройти мимо такого сюжета. Для реализации проекта Фосси привлек композитора Джона Кандера, либреттистов Фрэда Эбба и Боб Фосси. Партитура "Чикаго" представляет собой блестящую стилизацию под американские шлягеры конца 20-х годов, а по способу подачи музыкального материала и его тематике "Чикаго" очень близок к водевилю.

Это история танцовщицы кордебалета Рокси Харт, хладнокровно убившей своего любовника. Попав в тюрьму, Рокси знакомится с Вельмой Келли и другими убийцами. Выпутываться Рокси помогают надзирательница тюрьмы, Матрона Мама Мортон, и пронырливый адвокат Билли Флинн. Суд признает Рокси невиновной, однако это не приносит ей радости. В финальной сцене мюзикла конферансье объявляет о дебюте "дуэта двух искрящихся грешниц", королев криминального мира Чикаго, Вельмы Келли и Рокси Харт. Они пробились в шоу-бизнес.

Премьера мюзикла состоялась в театре "46 Улица" 3 июня 1975 года с Гвен Вердон в роли Рокси, Читой Ривера в роли Вельмы и Джерри Орбахом в роли Билли. "Чикаго" открылось в Уэст-Энде только в 1979 году. Эта постановка не имела ничего общего со спектаклем Боба Фосси. Спустя 898 представлений на Бродвее и 600 показов в Уэст-Энде шоу было закрыто. В 1996 году шоу было возобновлено под руководством Уолтером Бобби и хореографа Энн Ринкинг. Четыре спектакля, сыгранных в Сити-центре, были приняты с таким энтузиазмом, что продюсеры шоу решили перенести его на Бродвей. Состав включал в себя саму Ринкинг в роли Рокси, Бебе Ньювирт в роли Вельмы, Джеймса Нотона в роли Билли Флинна и Джоэла Грея в роли Эймоса. "Чикаго" был удостоен шести премий "Тони", а также премии "Грэмми" за лучший альбом.

В 1997 году мюзикл открылся в Лондонском театре Adelphi. Лондонское "Чикаго" было удостоено премии Лоуренса Оливье как "Лучший мюзикл", а Уте Лемпер – как "Лучшая актриса мюзикла". Спектакль в обновленном виде шел в Канаде, Австралии, Сингапуре, Гонконге, Голландии, Аргентине, Германии, Швеции, Мексике, Японии, Швейцарии, Австрии, Португалии и России.

В конце 2002 года киностудия "Мирамакс" выпустила экранизацию мюзикла с Кэтрин Зета-Джонс (Вельма), Рене Зелльвегер (Рокси) и Ричардом Гиром (Билли Флин), снятую режиссером и хореографом Робом Маршаллом. Фильм "Чикаго" был с энтузиазмом встречен публикой и отмечен премией "Золотой Глобус" в категории "Лучший мюзикл или комедия". Кроме того, картина была выдвинута на премию "Оскар" в 12 номинациях, из которых выиграла шесть.

6. "Эвита" (Evita) (1978)

В октябре 1973 года Тим Райс ехал в машине и случайно услышал окончание какой-то радиопередачи. Передача была об Эвите Перон, жене аргентинского диктатора Хуана Перона, и этот сюжет заинтересовал поэта. Тим Райс счел, что история жизни Эвы вполне может стать темой для нового мюзикла. Его соавтор Ллойд Веббер отнесся к этой идее без энтузиазма, но, подумав, всё же согласился.

Райс подробно изучил биографию главной героини своего будущего мюзикла, походив по лондонским библиотекам и съездив в Аргентину, где и написал большую часть сюжетной линии. В "Эвите" сочетаются различные музыкальные стили, в партитуру включены латиноамериканские мотивы. Тим Райс вводит в мюзикл рассказчика, некоего Че (прототип которого – Эрнесто Че Гевара).

Летом 1976 года на первом фестивале в Сидмонтоне гостям были представлены первые демонстрационные записи нового мюзикла Эндрю Ллойда Веббера и Тима Райса. Вскоре на студии "Олимпик" началась запись альбома. Партию Эвиты исполнила актриса Жюли Ковингтон, Че стал молодой певец Колм Уилкинсон, Перона исполнил Пол Джонс. Альбом имел бешеный успех. Уже через три месяца после его выхода в свет количество проданных копий составляло 500 тысяч, и даже в Аргентине, где диск был запрещен, каждое уважающее себя семейство считало необходимым его приобрести.

Знаменитый режиссер Хэл Принс начал работу над постановкой. Новой Эвитой стала Элейн Пейдж, на роль Че пригласили знаменитого рок-певца Дэвида Эссекса. Премьера "Эвиты" состоялась 21 июня 1978 года. Спектакль имел огромный успех и получил награду Уэст-Эндского театрального общества в номинации "Лучший мюзикл 1978 года", Элейн Пейдж получила награду за лучшую актерскую работу в мюзикле. Диск с записью оригинального лондонского состава "Эвиты" стал золотым в первые недели после поступления в продажу.

Восьмого мая 1979 года "Эвита" открылась в Лос-Анджелесе. Через четыре месяца после американской премьеры, 21 сентября 1979 года, тем же составом, спектакль был впервые сыгран на Бродвее. "Эвита" завоевала сердца публики и получила 7 премий "Тони".

После успеха на Бродвее мюзикл был поставлен в огромном количестве стран: в Австралии, Испании, Мексике, Австрии, Японии, Израиле, Корее, ЮАР, Венгрии. К съемкам фильма приступили через двадцать лет после рождения "Эвиты". Режиссура была доверена Алану Паркеру, Эву Перон сыграла Мадонна, на роль Че пригласили звезду испанского кино Антонио Бандераса, Перона – британского актера Джонатана Прайса. Специально для фильма была написана новая песня – "Ты должен любить меня", принесшая ее авторам "Оскар".

7. "Отверженные" (Les Miserables) (1980)

Роман "Отверженные" Виктора Гюго приобрел свое второе рождение в мюзикле, созданном композитором Клодом-Мишелем Шонбергом и либреттистом Аленом Бублилем. Работа над мюзиклом продолжалась два года и, наконец, был записан двухчасовой эскиз будущего мюзикла. При участии либреттиста Жана-Марка Нателя этот эскиз был превращен в концепт-альбом, который был выпущен в 1980 году и разошелся тиражом в 260 000 копий. Визитной карточкой мюзикла стала гравюра, изображающая маленькую Козетту.

Сценическая версия была представлена парижанам 17 сентября 1980 года во Дворце спорта. Спектакль посетило более полумиллиона человек. Морис Баррье исполнил роль Жана Вальжана, Жак Мерсье – Жавера, Роз Лоранс – Фантины, Мари – Эпонины, Фабьенн Гюйон – Козетты.

В 1982 году молодой постановщик Петер Фераго, которому очень понравился концепт-альбом "Отверженных", обратил на него внимание британского продюсера Камерона Макинтоша. Макинтош превратил проект в шоу самого высокого класса. Над созданием новой версии мюзикла "Отверженные" работала сильная команда: постановщиками стали Тревор Нанн и Джон Кээд, английский текст сочинял Герберт Крецмер в тесном сотрудничестве с самими создателями мюзикла. Спектакль был поставлен в театре "Барбикан" под эгидой Королевской Шекспировской Компании. Премьера новой версии мюзикла состоялась 8 октября 1985 года. Самой "долгоживущей" постановкой мюзикла "Отверженные" гордится Palace Theatre в Лондоне. Всего в этом театре спектакль был показан более шести тысяч раз.

В1987 году "Отверженные" пересекли Атлантику и водворились на Бродвее, начав таким образом свое триумфальное шествие по миру. Несмотря на то, что мюзиклу исполнилось уже более двадцати лет, он не сходит со сцены и продолжает пользоваться большой популярностью во всём мире. "Отверженные" были переведены на множество языков: японский, иврит, венгерский, исландский, норвежский, немецкий, польский, швецкий, голландский, датский, чешский, испанский, мавританский, креольский, фламандский, финский, португальский. Всего мюзикл "Отверженные" увидели жители двухсот городов тридцати двух стран мира. Творение Алана Бублиля и Клода-Мишеля Шонберга посмотрели более 20 млн. зрителей по всему миру.

8. "Кошки" (Cats) (1981)

Основой для "Кошек" послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота "Книга Старого Опоссума о практичных кошках", опубликованный в 1939 году в Англии. Это сборник ироничных зарисовок кошачьих характеров и привычек, за которыми легко угадываются различные человеческие типажи.

Эндрю Ллойд Веббер начал сочинять песни на стихи Элиота в начале 70-х. К 1980 году у композитора накопилось достаточно музыкального материала, который и было решено переработать в мюзикл. Шоу о кошках было обречено на успех: англичане известны своей любовью к этим животным. Команда мюзикла состояла из талантливых людей – продюсера Камерона Макинтоша, режиссера Тревора Нанна, театрального художника Джона Напьера и хореографа Джиллиан Линн.

Когда дело дошло до сценического воплощения вебберовских песен, основной проблемой, с которой столкнулись создатели мюзикла, стало отсутствие сюжета. К счастью, благодаря вдове Т. С. Элиота, Валери, в распоряжении авторов были письма и черновики поэта, откуда они по крупицам выуживали идеи для сюжетной канвы спектакля.

К актерам мюзикла предъявлялись особые требования – они должны были не только хорошо петь и обладать идеальной дикцией, но и быть чрезвычайно пластичными. В Великобритании набрать труппу из 20 человек оказалось непросто, поэтому в состав исполнителей вошли и премьер Королевской балета Уэйн Слип, и поп-певец Пол Николас, и актриса Элейн Пейдж, и молодая певица и танцовщица Сара Брайтман.

В театре "Кошки", созданном дизайнером Джоном Нэйпьером, нет занавеса, зал и сцена представляют собой единое пространство, причем действие разворачивается не фронтально, а по всей глубине. Сцена оформлена как свалка и представляет собой горы живописного хлама, декорация оснащена сложной электроникой. Актеры перевоплощены в грациозных кошек при помощи многослойного грима, расписанных вручную трико, париков из шерсти яка, меховых воротников, хвостов и блестящих ошейников.

Премьера мюзикла состоялась 11 мая 1981 года в Лондоне, а через год спектакль открылся на Бродвее. До самого своего закрытия 11 мая 2002 года спектакль шел в Лондоне с большим успехом, заслужив звание самой "долгоиграющей" театральной постановки в истории английского театра (более 6 400 представлений). Мюзикл "Кошки" побил все мыслимые рекорды и в Соединенных Штатах. В 1997 году, после 6 138 представлений, мюзикл был признан бродвейским долгожителем номер один. За 21 год лондонскую постановку посмотрело более 8 миллионов человек, а ее создатели заработали 136 миллионов фунтов стерлингов.

За время своего существования мюзикл был поставлен более сорока раза, его посетило более 50 миллионов зрителей в тридцати странах, переведен на 14 языков, а общая сумма сборов в настоящий момент перевалила за 2,2 миллиарда долларов. Среди наград "Кошек" – премия Лоуренса Оливье и премия, вручаемая газетой "Ивнинг Стандарт" в номинации "Лучший мюзикл", семь премий "Тони", французская премия Мольера. Записи и лондонского, и бродвейского оригинального состава были удостоены "Грэмми".

9. "Призрак оперы" (The Phantom of the Opera) (1986)

Рождение мюзикла началось в 1984 году, когда британский композитор Эндрю Ллойд Веббер взял в жены молодую актрису и певицу Сару Брайтман. В расчете на голос Сары, Ллойд Веббер сочинил "Реквием", однако ему хотелось показать талант супруги в более масштабном произведении. Этим произведением стал мюзикл "Призрак оперы", созданный по мотивам одноименного романа французского писателя Гастона Леру. Это мрачная и романтическая история о сверхъестественном существе, обитавшем в подземелье под Парижской Оперой.

Сара Брайтман исполнила роль главной героини – Кристины Дааэ. Главную мужскую партию исполнил Майкл Кроуфорд. Роль возлюбленного Кристины, Рауля, в премьерном составе исполнил Стив Бартон. Либретто создали Ричард Стилгоу и Эндрю Ллойд-Веббер, песенные тексты – Чарльз Харт. Театральный художник Мария Бьорнсон придумала знаменитую маску Призрака и настояла на том, чтобы пресловутую падающую люстру опускали на зрителей, а не на сцену.

Премьера мюзикла состоялась 9 октября 1986 года в театре Ее Величества, в присутствии членов королевской семьи. Премьера первой бродвейской постановки "Призрака" состоялась в нью-йоркском театра "Маджестик" в январе 1988 года. Она стала вторым после "Кошек" по длительности демонстрации спектаклем за историю Бродвея, где его посмотрели 10,3 миллиона человек.

Более 65000 спектаклей "Призрака" было сыграно в 18 странах, в том числе в Японии, Австрии, Канаде, Швеции, Германии и Австралии. Постановки "Призрака оперы" получили более 50 престижных премий, среди которых были три премии Лоуренса Оливье и 7 премий "Тони", 7 наград "Драма Деск", награду "Ивнинг Стандарт". "Призрак Оперы" завоевал симпатию у более чем 58 млн. зрителей со всего мира. Только в Нью-Йорке его посмотрели уже почти 11 млн. человек, а во всём мире – свыше 80 млн. Доходы от продажи билетов на "Призрак оперы" превысили 3,2 миллиарда долларов.

10. "Мама Миа" (Mamma Mia) (1999)

Идея о создании оригинального мюзикла на основе песен ABBA принадлежит продюсеру Джуди Креймер. Основу мюзикла составляют 22 песни группы. Поскольку в оригинале все песни исполняли женщины, в качестве отправной точки была предложена история о матери и дочери, о двух поколениях. Необходимо было придумать историю, достойную знаменитых хитов шведского квартета. На помощь пришла писательница Катерина Джонсон, написавшая рассказ о семье, живущей на греческих островах. История представляет для зрителя не меньший интерес, чем песни. Кэтрин смогла логически выстроить песни в единую сюжетную линию, песни разбиты на диалоги и окрашены новыми интонациями. Музыку написали Бенни Андерсон и Бьорн Ульвеус, режиссер – Филлида Ллойд.

"Мама Миа" – современная, ироничная, романтическая комедия, в которой фигурируют две основные линии: история любви и взаимоотношения двух поколений. Сюжет спектакля представляет собой переплетение комедийных ситуаций, которые подчеркивает жизнерадостная музыка ABBA, оригинальные костюмы и остроумные диалоги героев. Суть проекта выражена и в характерном логотипе "Мама Миа" – образе счастливой невесты. Эта картинка стала международно признанным брендом.

Молодая девушка Софи собирается выйти замуж. Она хочет пригласить на свадьбу своего отца, чтобы он отвел ее к алтарю. Но она не знает, кто он, так как ее мать Донна никогда не рассказывала о нём. Софи находит дневник матери, в котором та описывает отношения с тремя мужчинами. Софии решает отправить приглашения всем троим. Всё самое интересное начинает происходить, когда на свадьбу приезжают гости… Мама выходит замуж одновременно с дочкой.

Первое испытание мюзикл "Мама Миа" прошел 23 марта 1999 года, когда состоялся предпремьерный показ в Лондоне. Тогда реакцию зрителей можно было описать одним словом – восторг: люди в зале не сидели на своих местах ни минуты – они танцевали в проходах, подпевали и хлопали. Премьера состоялась 6 апреля 1999 года.

После лондонской постановки мюзикл "Мама Миа" параллельно ставится еще в 11 разных местах мира. Сборы от проката 11 мировых постановок составляют более 8 млн. долларов США в неделю. Более 27 млн. – общее количество зрителей по всему миру, посетивших мюзикл "Мама Миа". Каждый день во всём мире мюзикл "Мама Миа" посещают более 20 000 человек.

1,6 миллиардов долларов США – кассовые сборы от проката "Мама Миа" по всему миру.

За восемь лет проката мюзикл был поставлен более чем в 130 крупных городах. Альбом с записью первой постановки "Мама Миа" стал "платиновым" в США, Австралии и Корее; дважды "платиновым" в Великобритании и "золотым" в Германии, Швеции и Новой Зеландии.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!