Каинская епархия русской православной цервки, новосибирская митрополия. Митрополит тихон в бердске прочел доклад о "духовных скрепах" и рассказал о положительных сторонах сталина

Дата рождения: 2 июня 1948 г. Страна: Россия Биография:

Родился 2 июня 1948 г. в Воронеже. После 8 класса средней школы трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Завершив среднее образование, поступил на заочное отделение техникума, который успешно закончил, затем служил в армии. После демобилизации алтарничал в Покровском храме Переславля-Залесского.

4 декабря 1978 г. рукоположен во диакона. В том же году назначен заведующим отделом «Церковная жизнь» редакции .

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. () утвержден в должности настоятеля (игумена) мужского монастыря во имя Архистратига Михаила села Козиха Новосибирской области.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. () Преосвященным Владимирским и Суздальским, главой , с освобождением от управления Новосибирской епархией.

Образование:

Московская духовная семинария.

1981 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия)

Место работы: Владимирская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Владимирская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

Византийский писатель Никита Акоминат (Хониат) и его труды (кандидатская диссертация).

Родился 2 июня 1948 года в Воронеже в семье фронтовиков, в Святом Крещении был наречен Леонидом (в миру Леонид Григорьевич Емельянов). После окончания восьмого класса он трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Затем поступил в техникум, который успешно закончил. После службы в армии алтарничал в Покровском храме г. Переславля-Залесского.

В 1977 году окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1981 году - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 4 декабря 1978 года рукоположен в диакона. 10 октября 1976 года зачислен в штат Издательского отдела Московской Патриархии, а в 1978 году назначен заведующим отделом «Церковной жизни» редакции журнала Московской Патриархии.

19 марта 1981 года принял монашеский постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона, епископа Воронежского и поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рукоположен в иеромонаха. В 1983 году окончил аспирантуру при Московской Духовной академии. В 1983 году возведен в сан игумена, а в 1984 - архимандрита. До 1986 года архимандрит Тихон трудился в Издательском отделе Московской Патриархии.

С 1987 по 1990 год архимандрит Тихон был наместником Московского Свято-Данилова монастыря. 19 августа 1990 года хиротонисан в епископа Новосибирского и Барнаульского.

Святительство Владыки Тихона в Сибири проходило уже в новых условиях. Перед Церковью встали сложнейшие задачи восстановления и строительства храмов, налаживания жизни монастырей епархии, возрождения традиций образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского и церковно-общественного служения.

С первых дней своего служения на Новосибирской кафедре Владыка Тихон заботился о пополнении числа священнослужителей, миссионеров, преподавателей приходских школ. Активное храмостроительство, массовое открытие новых приходов, Духовной семинарии в Томске и Богословского института в Новосибирске, православных гимназий - вот далеко не полный перечень того, что делалось по благословению и при непосредственном участии Владыки в эти годы.

Владыка Тихон управлял Новосибирской епархией до июля 1995 года, когда был назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, председателем Издательского совета и главным редактором Издательства Московской Патриархии.


Митрополит Тихон на встрече со студентами НСМПБИ

С 28 августа 1995 года - настоятель храма во имя Всех Святых на Соколе в г. Москве. В сан архиепископа возведен 25 февраля 2000 года.

Награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного князя Владимира I степени, преподобного Сергия Радонежского II степени, святого благоверного князя Даниила Московского II степени, Патриаршим крестом. Также Владыка награжден правительственной наградой - медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Литература:

75 лет Новосибирской епархии. Издано Вознесенским кафедральным собором г. Новосибирска

Новосибирская епархия: история и современность. Издательский дом "Новинвест плюс", Новосибирский филиал Российского фонда культуры, Новосибирск, 2006.

В 1985 г. закончил Павлово-Посадскую среднюю школу №,1 а в 1988 СПТУ № 34. С детства посещал храм Вознесения Господня г. Павловский Посад, в котором пел на клиросе.

В 1988-1990 гг. проходил срочную службу в рядах Советской армии.

С 1990 г. помогал восстанавливать Покровско-Васильевский храм г. Павловского Посада, в котором исполнял послушание пономаря и различные другие послушания. Впоследствии этот храм был преобразован в Покровско-Васильевский мужской монастырь.

В 2000 г. заочно окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию на тему «Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь».

15 апреля 2006 г. ко дню празднования Святой Пасхи Святейшим Патриархом Алексием II удостоен права ношения наперсного креста.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 года (журнал № 155) избран епископом Шатурским, викарием Московской епархии.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 44) назначен правящим архиереем новообразованной Енисейской епархии .

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 15) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Енисейска.

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 35) назначен Преосвященным Челябинским и Златоустовским, главой Челябинской митрополии .

8 июня 2014 г. за Литургией в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2016 г. (журнал № 114) присвоен титул «Челябинский и Миасский» (в связи с образованием Златоустовской епархии).

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 108) назначен Преосвященным Новосибирским и Бердским, главой Новосибирской митрополии , с освобождением от управления Челябинской епархией .

Новости

Встреча состоялась 2 ноября в зале приемов Правительства Новосибирской области и приурочена празднованию Дня народного единства.

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон уверен: поиски врагов в Церкви, деление христиан на группы и партии происходит оттого, что люди не ищут в жизни главного, единого на потребу. Об этом главном, его поисках и о том, как рассказывать о нем людям - в интервью с владыкой Тихоном.

20 лет в Новосибирске

Когда я приехал в Новосибирск, в 1990 году, в епархии было два храма - кафедральный собор в центре города и сельский храм в пригороде. На три миллиона человек было четыре священника, с ними боролись атеисты на госбюджете. В советские времена в Новосибирской области было 200 тысяч идеологических работников.

Советская власть старалась держать народ в невежестве, невозможно было изучать богословие, выпускать церковную литературу. Не было и воскресных школ. Люди просто не знали ничего о Боге, боялись крестить детей, венчаться, потому что об этом сразу сообщали по месту работы.

Мой предшественник, владыка Гедеон, 18 лет был на одном месте, что в те времена было большой редкостью. Тогда на одном месте было сложно задержаться где-то, мотали по всему Советскому Союзу, как только светские власти чувствовали, что человек обжился, завел знакомства, начал какую-то работу, его сразу переводили. Епископы, которые служили на Новосибирской кафедре в 60-е годы, оставались здесь полгода, год, от силы - два. Среди моих предшественников были люди выдающиеся. Митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Павел (Голышев), митрополит Никифор (Асташевский), митрополит Варфоломей (Городцов). В тех условиях они делали главное - сохраняли веру.

В советские годы вся церковная жизнь епархии фактически проходила в одном Вознесенском кафедральном соборе. Маленькое деревянное здание вмещало все - и школу регентов, и школу для священнослужителей, и монашескую общину. Вот из этого зародыша духовная жизнь и начала восстанавливаться.

Сейчас в нашей митрополии 164 прихода. А до революции на этой территории было около 300 приходов. Новосибирская епархия - молодая, она была образована в 1924 году, часть приходов тогда взяли от Томской, от Омской, часть - из Барнаульской епархии. Новосибирск вырос во время войны за счет военных заводов, сюда привозили в эвакуацию предприятия и людей. С течением времени город разросся, а в области население уменьшилось.

В Новосибирской епархии сейчас - около 60 приходов, но не все они имеют храмы, люди молятся во временных помещениях, молитвенных домах. Церковная жизнь - не только в храмах. Ежегодно из Новосибирска отправляется поезд «За духовное возрождение России». В 20 вагонах едут около 200 человек - священнослужители, врачи, соцработники, артисты. В составе поезда - вагон-храм и 9 вагонов медицинского центра «Здоровье», есть диагностическое оборудование. «Поезд здоровье» принадлежит железной дороге, целый год вместе с нашим вагоном-храмом он курсирует по многим епархиям на Алтай и в Кузбасс, и в Омск. Многим людям оказывает помощь. Участие врачей-специалистов в проекте очень ценно, ведь в глуши нет хороших больниц.

Каждая поездка является еще и миссионерской: в этом году 2 тысячи человек , в основном, младенцы. В нашей митрополии сейчас высокая рождаемость. Священники оказывают местным жителям не только духовную помощь, на дальних станциях живут люди бедные, им нужна и одежда, и обувь, книги и лекарства, да и просто очки, наконец. Все это собирают по храмам, а в поездке - раздают. Акция «За духовное возрождение России» очень масштабная, ее готовят несколько организаций, среди них - Администрация нашей области, Западно-Сибирская железная дороги и Новосибирская митрополия. Туда, где нет железной дороги, ежегодно по Оби ходит корабль-церковь. По трассам курсируют два автопоезда, один из них - по колониям, работает с осужденными.

В приходе Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Академгородке готовят сестер милосердия при гимназии Преподобного Сергия Радонежского, там организованы курсы. Эта инициатива распространилась по школам. Старшеклассники с удовольствием на этих курсах учатся, до 200 человек каждый год, многие потом идут в медицину.

- Красноярский владыка рассказывал, что у них бездомные не замерзают. А у вас?

В этом году не было ни одного случая. В Новосибирске работают пункты обогрева, есть епархиальный комплексный центр на 200 человек. Принимаем бездомных, меняем одежду, проводим санобработку. Договорились с больницей, туда их берут на обследование. Пока бездомные в стационаре, наши соцработники восстанавливают им документы, пенсии, пристраивают их в государственные заведения, в которые их без документов не брали, и бездомные становятся полноправными гражданами.

Мы стараемся, чтобы те из них, кто может работать, работали. Трудятся они дворниками. Утром автобус их развозит, вечером забирает. Они зарабатывают деньги, правда, небольшие. Часть оставляют себе, часть идет на питание. Многие организации нам помогают - продуктами, одеждой, обувью, постельным бельем. Государство бесплатно предоставило помещения, а еще у нас на зиму есть палатки, живут те бездомные, которые не прошли медосмотр. Они же свободные люди, мы не можем насильно им помогать, только кормим. Правда, чтобы было больше места, там стоят только койки, и этой зимой бездомные пока получали «завтрак в постель».

Церковь и дефекты воспитания

Работаем мы в особых условиях. - это свобода не только для Церкви. Мы видим и пропаганду потребительского образа жизни. Человек стал объектом коммерции, а бизнес имеет к людям свой интерес, нам ведь не только хлеб и молоко предлагают купить.

Я всегда удивляюсь, когда у нас говорят о дефектах воспитания, адресуют эти претензии Церкви, которая ни средств массовой информации не имеет, ни финансовых возможностей для борьбы с пороком. Официальные организации почему-то всегда молчат в таких случаях. Если молодежь умирает от , полиция за помощью обращается к Церкви. А Министерство культуры, Министерство образования и Минздрав - ни при чем.

Сейчас любят говорить о духовности и нравственности. Я спрашиваю у чиновников - где у нас в регионе можно купить книгу по духовно-нравственному воспитанию? Только в храмах. В Новосибирске на центральной улице вообще нет ни одного книжного магазина! Представьте, 1 сентября. Первый урок, в школах, задает тон на весь год. В этом году тема была - «Сколько дней до Олимпиады в Сочи». А ведь можно было провести урок Российской истории! Когда спрашивают с Церкви, это, по меньшей мере, смешно. Да, мы стараемся делать что-то, но таких возможностей, как у государства, у Церкви нет. Если мы с государством будем действовать врозь, то духовных инвалидов будет больше, чем нормальных людей.

- А «Основы православной культуры» в школах Новосибирска и области?

Да, конечно, но проблемы тут есть. Позиция местного министерства образования нам непонятна, кажется, что оно ведет какую-то двойную игру. Они говорят: «Предмет „Основы православной культуры“ выбрали 20% учащихся». Мы интересуемся: «В каких школах? Кто ведет?» Для нас это важно. Не отвечают! И на родительские собрания не зовут нас. А ведь согласно письму министерства образования мы должны присутствовать на родительских собраниях при выборе модуля: «Условия свободного выбора модуля - присутствие священников на родительских собраниях».

Если родители спросят, что из себя представляет модуль , должен быть священнослужитель, чтобы всё им объяснить. Но в школах даже не пытаются узнать о предмете, заочно отвергают: «У нас светская школа, и у нас будет „Светская этика“». Я сам видел протоколы родительских собраний: «Наш район выбрал „Светскую этику“. Наша школа выбрала „Светскую этику“». То есть, никакого свободного, сознательного выбора модуля родителями (законными представителями) и школьниками - нет.

Мы поставили эти вопросы в городе перед управлением образования и мэрией. Из 200 школ нас, в 2012 году, пригласили на родительские собрания только в 46. А когда начинали вводить этот курс, не приглашали вообще! Ввели «Светскую этику», почти в 100% школ. А когда мы начали участвовать в процессе выбора, ОПК выбрали 20% школ.

- Почему?

Идеологические работники советских времен, никуда не делись, и в системе образования они есть. У них была установка, что религия - идеологический враг, она и осталась. Слово «светская» они понимают как «советская». Слышать не хотят о духовной культуре. Даже в элитных школах в кабинетах директоров до сих пор висит портрет Ленина. Новосибирск - это «красный пояс», у нас и на последних выборах в городе Новосибирске победили коммунисты.

Дела церковные

Сейчас духовная литература доступна, но уровень людей, которые называют себя православными, все так же далек от идеала, в церковной среде встречаются какие-то совершенно дремучие предрассудки.

Естественно, перегибы бывают. Люди, которые ходили в храм в советские времена, были воспитаны своими бабушками, и были более церковными людьми. Когда массово открылись храмы, потребовалось много священников, а времени на их подготовку не было. Брали тех, кто был, они проходили краткие курсы, и их рукополагали. Как на войне - сразу в бой. Разве можно за полгода подготовить батюшку? Да и жизненный опыт должен быть, и пастырский, и возраст. Пришел большой процент малоподготовленных людей, которые совершают требы, но как духовные руководители не имеют опыта.

Не у каждого молодого священника был духовный руководитель, а пример тут необходим. Даже я застал еще старцев, прошедших через тюрьмы, лагеря , которые прошли подвиг мученичества, исповедничества. Сейчас очень не хватает таких духовных руководителей.

- Сбылись ли ожидания, которые были у Вас 20 лет назад?

Делателей сейчас мало. Открывается новый храм, и народ туда идет во множестве, а ведь каждому нужно объяснить, для чего нужна Церковь. Для этого не хватает времени и возможностей. У священников большие семьи. Да и призвание есть не у каждого.

Священнику служение, пастырское дело надо любить, это же не просто профессия, этим надо жить. Служение не должно надоедать, должно только вдохновлять. Смотрите, Патриарх Алексий, Пимен, Патриарх Кирилл - все они подвижники, они всегда в пути. Служение для них - это жизнь. Когда у человека работа и жизнь - это одно и то же, тогда ему хорошо на свете. Это не всем понятно. А у нас не всегда хватает сил на работу с молодыми пастырями, а у них - на воспитание прихожан. Мне как-то один грек высказывал: «Приезжают ваши паломники, они себя ведут нехорошо, неблагоговейно». Я говорю: «Представьте, батюшка, мне на дальний приход 16 часов поездом ехать, не везде успеваю. А среди паломников много просто туристов».

Сейчас учредил новые епархии - это очень правильно. Теперь епископы близко к селам. Конечно, и с этими молодыми епископами тоже надо работать. Но Церковь - это школа.

- Какие проблемы возникают в работе со священниками и как Вы их решаете?

Необходимо рассматривать конкретный случай. Иметь милость и снисхождение. Но бывает, что и строгость надо проявить. Но нужно, чтобы строгость не перешла в суровость, не оттолкнуть человека. А снисхождение чтобы не переросло во всепрощение. Для того и нужен пастырский опыт, чтобы понимать, кто перед тобой и какого духовного возраста этот человек. И тогда уже решать, как с ним правильно поступить. Может быть, не наказать его надо, а утешить. Ведь многие люди живут в скорбях и трудностях. Кому-то нужно материально помочь, кого-то - словом поддержать. Люди приходят с самыми тяжелыми проблемами, жизненно важными. Жениться или не жениться? Уходить с этой работы или нет?

- Вы считаете, что полномочны решать такие проблемы?

Мы даем совет. Тот, кто пришел - верующий человек. Конечно, можно отмахнуться и сказать: «Идите, с опытным старцем поговорите». Мне кажется, что священник в таких случаях, в первую очередь, должен напомнить о вечности. О том, что по сравнению с вечностью, с Царствием Небесным жизнь скоротечна, а многие проблемы, которые кажутся нам очень важными, на самом деле преходящие. И наша задача - не столько пытаться решить проблемы мирской жизни, сколько молиться о их разрешении.

Отцы-молитвенники достигали величайшего состояния духа, могли даже вызвать дождь, как , или, наоборот, засуху установить. У них спрашивали: «Почему вы не управляете природой?». Они отвечали: «Господь лучше нас это делает». Если сам пастырь не является молитвенником, если он этого не понял, то, конечно, и его пастве будет плохо. Он не сможет сказать слово утешения. Мы приходим в храм, исповедуемся, и грех прощается, но навык греха остается, а искореняется он только подвигом.

Владыка приехал незамедлительно

- К Вам легко попасть на прием?

Когда я только приехал в 90-е годы, приходило много мирян. Человек по 30 ждали приема. Тогда началось массовое открытие приходов и приезжали бабушки, чтобы узнать, как оформить приход. И я старался всех принимать. Заранее даже не записывались. Были очень трогательные, я бы сказал, братские отношения с прихожанами. Помню, бабушка одна пришла: «Картошка не нужна? Есть картошка? Не принести ли?». А еще раньше, когда машин почти ни у кого не было, и по епархии ездили только поездом, была традиция встречать и провожать архиерея на вокзале.

Сейчас, в основном, приходят священники. Но, конечно, заранее должны позвонить и записаться, чтобы я себе в календаре пометил, в какое время приму. Но священник из провинции может в любое время прийти, приму, может быть, ему придется подождать в приемной, но приму его обязательно.

- А если мирянин придет?

Мы стараемся, чтобы с мирянами работали священники. Мой учитель, владыка Питирим, митрополит Волоколамский, говорил: «Каждый должен заниматься своим делом. Патриарх работает с епископами, епископы работают со священниками, священники - с народом».

Я считаю, что моя задача - научить священников работать с паствой. Сейчас в епархии тысячи людей, принимать всех и со всеми работать, лично у меня не получится. Но если мне приходит письмо о какой-то серьезной конфликтной ситуации на приходе, я вызываю всех участников или еду сам на этот приход. Стараюсь, если не в этот же день, то на следующий. Всегда. Однажды я встретил в нашей прессе фразу: «Владыка приехал незамедлительно». Надо стараться остановить конфликт вовремя. Правильное решение принять бывает непросто, но духовный опыт и опыт управления епархией подсказывают, как поступить. Конечно, всего не успеешь, ведь кроме приема посетителей нужно еще и совершать богослужения, и письма разобрать, и другие документы.

Работа - отдых - работа

- А отдыхаете как?

Беру домой документы, сижу с ними по вечерам. Принимаю участие в мероприятиях. Даже не столько потому, что я хочу отдохнуть, но на Рождественский фестиваль, Пасхальный - нужно пойти. Приезжают к нам какие-то коллективы, вот хор Сретенского монастыря, например, приезжал. По возможности все мероприятия епархиальные посещаю.

Стараюсь сделать так, чтобы жизнь и работа были одним целым. Если это как-то делить, суета получится. Святые отцы священническую деятельность называли не работой, а послушанием.

Когда хочется что-то посмотреть и почитать, выбираю серьезную классику, особенно если что-то историческое. Как-то смотрел постановку «Александр Невский» кантата-оратория по старому фильму на музыку Прокофьева. Просто замечательно! Зал был полон, артистам аплодировали стоя.

Сибиряки - народ патриотичный. Когда в 90-е появилось множество сект, во всех вузах висели приглашения на сектантские лекции. И вы знаете, не стали ходить студенты на лекции к сектантам - чужое!

С вузами мы сотрудничаем. На день памяти святых братьев Кирилла и Мефодия всегда проводим мероприятия Дня славянской письменности и культуры. Во многих вузах есть богословские кружки, есть и в Новосибирском университете. Самый большой епархиальный отдел - отдел образования и просвещения. 12 человек, они и со школами работают и другими светскими образовательными учреждениями.

Машины и роскошь

- На какой машине Вы ездите?

Машина у меня хорошая, но она не личный транспорт, а - церковный. Народ нам доверяет, мы - не бюджетная организация, у государства ничего не берем. Люди нам приносят эти деньги, чтобы поддержать церковную жизнь. Когда я приехал в Новосибирск, Епархиальное управление находилось в частном домике без фундамента, на окраине города.

А если о роскоши говорить… Помню, один из наших диаконов сказал: «Архиереям дарят очень дорогие букеты цветов». Да, у архиереев много, чего есть, а в храме - иконостас золоченый. Конечно, можно и из фанеры сделать иконостас и служить. Но люди хотят, чтобы это было на соответствующем уровне. Почему мы должны только рестораны красивые делать? На украшение церкви люди дают деньги. Если бы нам давало государство те деньги, если бы деньги которые должны пойти на учителей, на украшение храма ушли, тогда понятны были бы эти вопросы. Если есть возможность, то мы украшаем храмы, поскольку это символ Небесного Царства.

Поэтому, я думаю, что завидовать нечему. Есть возможность - епархия покупает автомобиль. А когда возможности не было, жили просто. Почитайте, как жил в Ленинграде во время Великой Отечественной войны - ездил на трамвае по храмам, ночевал на хорах в кафедральном соборе, питался, как и все, 100 граммов хлеба по карточке.

Мы опекаем , помогаем больным и ветеранам. У нас есть подсобное хозяйство в Шилово. Стали возрождать это село. С чего начинать? Конечно, с храма, раз пришла Церковь. Построили храм. Есть у них в селе памятник погибшим селянам, там много имен. Штукатурка отлетела, краска поблекла. Отремонтировали памятник, дорожку к нему заасфальтировали. Люди приносят деньги, а мы их перераспределяем! У наших сотрудников зарплаты копеечные, основные средства направляем на социальную работу и строительство храмов.

Некоторые думают, если все священники будут ходить в рубище, Новосибирск начнет процветать. В нашем регионе очень много бизнесменов, которые имеют миллионы и миллиарды, но никого это не интересует. Если священник стремится к личному богатству и роскоши, то он мыслит как светский человек и желтые СМИ должны не критиковать, а приветствовать его и одобрять как своего человека.

Многие жили бы лучше, если бы не пили, не курили и на пороки деньги не тратили. Ведь многие из-за этого бедствуют. В деревнях даже лук не сажают под окнами, идут за ним в магазин. Три коровы на тысячу дворов. Перестройка началась, они все развалили, растащили - свои же фермы, технику, и сидят теперь - бедные. И завидуют. А мы, «богатые», пришли, что-то ремонтируем, строим. Открыли в селе школу детского творчества, для молодежи - досуговый центр. А местные говорят: «Вот видите, сколько у церкви денег!» Собрание в школе было, я спрашиваю у тех кто не посещает храм: «Бабушки, а вы сколько денег принесли в церковь?» Все молчат. Если ничего не приносите, зачем считать?

Семейная история: жизнь под вишней

Я вырос верующей семье. Дедушка, Тимофей Николаевич, был расстрелян 1931 году в Липецкой области.

Тогда многих верующих уничтожали под маркой коллективизации, в том числе сельское духовенство и крестьян, бабушка рассказывала, что расстреливали именно тех, кто ходил в церковь. Мой дед пел на клиросе. Он всегда первый приходил в воскресенье в храм. Весь пост обязательно читал Библию. В воскресенье вечером в их селе единомышленники собирались на общую молитву. У них в деревне был богословский кружок. В храме нет службы - а они собираются на молитву. Вот именно этих людей и убивали - носителей православной культуры.

Дедушку расстреляли, а бабушка Екатерина Степановна осталась с четырьмя дочерьми - две девочки по 15 лет, 12-летняя мама моя и полуторагодовалый младенец. Жили они под вишней. Дом у них был кирпичный - развалили, вещи увезли, скот забрали, землю отобрали. К соседям бабушка не просилась, знала, что тот, кто пустит их к себе, будет расстрелян как подкулачник или сочувствующий. Жили так: бабушка натянула нижнюю рубашку на 4 вишни. Прямо на земле они и сидели, и спали, а уже снег выпал. Пришел сосед, Матвей Егорович, бабушка его всю жизнь потом поминала. Подошел к ним и говорит: «Степановна, замерзать будешь?» Она: «А что делать?» Сосед говорит: «Иди ко мне, в баню. У меня уже пять семей живут». Стали жить у соседа в бане, а чтобы с голоду не умереть, ходили колоски собирать.
Как-то хозяин приходит и говорит: «Меня вызывают. Наверное, расстреляют», - и точно, расстреляли.

А по селам тогда ходили продотряды, искали кулаков. А у них уже ничего не было, у кулаков этих. Уполномоченные отбирали последние крохи - узелки с чечевицей, с пшеницей. Даже детские куклы подлежали конфискации, кукол у девчонок забирали, самодельных, соломенных. Бабушка рассказывала: «Я дала кусок хлеба полуторагодовалой дочке, думала, у ребенка забрать не посмеют. А начальник продотряда подошел и отнял хлеб. С винтовками пришли в баню, дверь сняли. Мы, вышли вслед им смотрим. А они сели на сани и чувствуют, что мы на них смотрим. Начальник, видно, почувствовал этот взгляд. Повернулся, поглядел на нас и тот кусок хлеба бросил на сани, со словами: «Подыхайте!»

Жестокость была - неимоверная. Сейчас об этом не говорят. Представьте, рыли ямы посреди села, и сбрасывали туда целыми семьями тех, кто от голода умер. 450 семей в селе Мосоловка Липецкой области, там жили и наши родственники. Те, которые не пошли в колхоз. Никто не расстреливал, сами умирали. Те, кто выжил, просто сходили с ума.

Жалко, что исторического осмысления того времени у нас нет. Почему не хотят изучать историю? Если люди будут знать историю Церкви, по-другому будут относиться к ней. Видно, не хотят этого. В том же селе у сельского храма купола срубили и сделали сельсовет. Над входом на арке было написано «Нам не нужен Христос, а нужен колхоз». Вот такая была идеологическая работа.

Батюшка, к доске!

- Вы с детства решили стать священником?

Я ничего не решал, жизнь так складывалась. Бабушка нас воспитывала. Она окончила 4 класса церковно-приходской школы. Хорошо знала все, что можно было за 4 года изучить: и катехизис, и немножко Священное Писание, читала правила и акафисты. Очень любила, паломничество. В 1964 году бабушка меня впервые взяла в , к святыням, мне тогда 16 лет было.

Мы с детства причащались и исповедовались. Лет с 9-10 меня мама уже одного посылала в храм на исповедь и Причастие. У бабушки было житие Алексия, человека Божия, мы вечерами читали, больше духовных книг не было, только акафисты, от руки переписанные. Каждый воскресный вечер бабушка приходила к нам, и мы обязательно читали акафист нараспев. Она много знала монашеских кантов: о Святой Земле, об Иоанне Предтече, о самарянке.

- Как это уживалось с советской действительностью, со школой? Вы скрывали веру?

Конечно, было сложно. В школе знали, что мы верующие, и относились строго. Я помню, в первом классе, учительница говорит: «Дети, будем проверять вас на педикулез». Мы головы нагнули, если цепочка или ниточка на шее - видно. Учительница записывает: «Верующая семья». Потом учителя приходили на дом, смотрели, есть ли иконы. Если есть, значит, с этой семьей серьезную идеологическую работу проводили. И уже через несколько лет все ученики крестики сняли.

Я помню, одна учительница меня все время «батюшкой» звала. «Батюшка, к доске!» Специально натравливали неверующих учеников на верующих, осмеивали. Храмов тогда было мало, и учителя из разных школ дежурили в храмах по очереди. Увидят ребенка, спрашивают: «Из какой ты школы?» Сообщают в школу, чтобы приняли меры.

Бабушка моя знала многих духовных людей, они приходили к ней. Тогда верующие собирались, в основном, на поминках, чтобы помолиться вместе. Сестра моя с детства была активной верующей, ездила в паломничества, и к пустынникам кавказским ездила в Сухуми. А ей было только 12 лет. Когда в школе узнали, что сестра ходит по покойникам Псалтирь читать, вызвали ее на педсовет, говорят: «Почему ты читаешь по покойникам?» Она отвечает: «У нас религия разрешена. Верить не запрещается».

Они говорят: «Нам гороно (городской отдел народного образования) запрещает. Сестра говорит: «Давайте поедем в гороно, я поговорю с ними». В 12 лет к ней прикрепили одну учительницу, чтобы она ее от церкви отучала. Учительница эта приняла крещение под ее влиянием, она крестной матерью стала у нее. Сейчас сестра в Москве живет, за священником замужем. Три сестры у меня - Вера, Надежда, Любовь. Вторая сестра монахиня, иконописец. А третья - учительница истории, сейчас уже на пенсии.

В советское время, конечно, сложно было. Но вот что интересно - в школе из одноклассников никто никогда не посмеялся, с уважением к верующим относились. Народ-то православный! Боролись с Церковью, но о нашей семье, например, сказать ничего плохого не могли. Отец мой был беспартийным, но в советские времена он на нас немного роптал, что мы ходим в церковь, надо инженерами быть, а мы - молимся. Но мама и бабушка не обращали на это внимания. Отец с матерью на фронте, познакомились, а на войне атеистов нет. Мама говорила: «Я на фронте всегда носила крестик, никогда не снимала». И когда я уходил в армию, мама меня благословила и крест дала. Я его до сих пор храню и ношу.

- Вы были пионером, комсомольцем?

Пионером был, мы не понимали, что это за организация. Все, вроде, пионеры. В комсомол, мы никто не вступали, ни я, ни сестры мои. Отца за это вызывали в райком партии, но он не был коммунистом, что с него взять?

Когда я на заводе работал, меня все в комсомол приглашали: «Тебя заставим вступить. В армии все равно вступишь». Но я не стал вступать, и все. Это же политическая организация. Говорю: «А вдруг - что-то в стране изменится?» - «Да ты что? Как это - изменится? Да тебя надо проверить!»

В армии на соседней койке комсорг спал, говорил: «Надо вступать. Я тебя выдвину». В воскресный день пришел замполит, он ему говорит: «Есть у нас кандидаты в комсомол». А тот отвечает: «Пока я замполит, ни одного человека в комсомол не приму». Прошла для меня служба в армии безболезненно. Служил я во внутренних войсках, в Москве.

- С призванием священника вы определились уже после армии?

Это интересная история. Моя сестра в 69-м году дружила со студентом Московской Духовной Академии, он приезжал к нам, в Воронеж. Сказала: «Готовьте вопросы о духовной жизни». Я думаю, какие вопросы? Нам бабушка все рассказала, я все знаю.

А поговорил с этим студентом и почувствовал, какая глубина! И мне в душу запали особенно его слова: «В Церкви нет кадров, молодежь не хочет сан принимать». Помню, в храм приходишь, а там одни бабушки стоят. Одни бабушки, даже дедушек мало было. И я подумал: 300 миллионов человек строят коммунизм. А я - верующий человек, и должен вместе с ними атеистическое общество строить? И решил - после армии пойду трудиться в храм.

Если Церковь - хранительница истины, кто-то же должен ей служить?

По выходным в увольнение я приходил к сестре с мужем. У них была большая библиотека духовной литературы, и я начал читать. Почти каждое воскресенье читал с утра до вечера. И для меня духовная жизнь по-новому открылось. После армии я поехал к отцу Кириллу Павлову в Троице-Сергиеву Лавру, он был духовник всей нашей семьи. Приехал, говорю: «Отец Кирилл, я хотел бы в Церковь. Не хочу на светскую работу».

Он отвечает: «У меня знакомый, отец Иоанн Беляков в Переславле-Залесском, у него пономаря нет». И написал мне рекомендательное письмо в храм Покрова, что на родине святого Александра Невского, которого я с детства очень почитал.

Первый раз на церковную службу я вышел в день памяти святителя Митрофана Воронежского и Александра Невского.В храме со многими церковными людьми познакомился. И город мне понравился. А летом настоятель благословил поступать в семинарию, в 1974 году. Семинарию окончил, зачислили в Академию. Академию окончил, ректор вызывает: «Вы зачислены в аспирантуру». А с 1976 митрополит Питирим взял меня к себе в центральное издательство. Прошел я путь от референта до первого зама. В 1986 году перевели в , и до 90-го года в монастыре трудился.

Ничего не придумывайте

В Данилове монастыре, где я был одним наместником с 1987 по1990 год, было много проблем, шла стройка. Я поехал за советом к отцу Кириллу (Павлову). В монастыре были службы длинные, знаменный распев. Я говорю: «Как быть с этим?» А он отвечает: «Ничего не придумывайте. В Троице-Сергиевой Лавре устав ввели отцы-исповедники, которые прошли лагеря и тюрьмы. Сделайте, как в Троице-Сергиевой Лавре». И мы сделали. Это был очень хороший духовный настрой. Хоровую традицию, мы взяли у . Сейчас наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Он - монах из Троице-Сергиевой Лавры и старается поддерживать эту традицию.

Слова духовные

- Расскажите о людях, с которыми вам довелось общаться. Кого вы могли бы назвать своими учителями?

Даже на заводе, где я в молодости работал, многие попадались люди очень интересные, порядочные, мастера хорошие. Работал со мной иностранец, Рамон, из детей-испанцев, которых в 36-м году сюда привезли, когда республика пала. Он был мастер-краснодеревщик, и слесарь хороший, и станочник. Первую декаду месяца на заводе работы не было. Детали появлялись только в середине месяца, и тогда до конца месяца - штурмовщина. А в начале месяца - шашки, шахматы, домино. И только Рамон, выкладывает весь свой инструмент, все протирает, прочищает и на белой бумаге по порядку раскладывает.

Я в 16 лет казался себе профессионалом. Подхожу и говорю Рамону: «Что ты возишься со своим инструментом?». Ему тогда лет 40 было. Он очень серьезно на меня посмотрел и отвечает: «Молодой человек, я люблю красоту. Если вы любите уродство, я не запрещаю». Эти слова сильно врезались в мою память. Сейчас, когда вижу защитников уродства в литературе, в культуре, воспитании, я сразу вспоминаю его слова. Мне кажется, это - слова духовные.

Бог дал мне возможность со многими духовными людьми общаться - в издательстве с митрополитом Питиримом, с , в Тбилиси, когда шло строительство Даниловского монастыря, с митрополитом Зиновием, со старыми монахами Троице-Сергиевой Лавры. Многие монахи были духовно опытными, очень интересными людьми. Даже многие молодые иноки. В советское время в Церковь приходили люди особые. Общение с ними возвышало, наполняло светлыми мыслями, укрепляло в духовном мужестве. Вера ведь не просто так дается, это подвиг. Конечно, отрицательные примеры всегда были, но ведь можно на отрицательных примерах делать положительные выводы, правда?

Монашество

Мама моя родилась в 15 км от Задонска. Святителя Тихона Задонского в нашей семье очень почитали, всегда на день памяти ездили в Задонск. А имя Тихон мне дали, можно сказать, случайно.

Конечно, мне было очень непросто принять решение стать монахом. В то время, когда я уже заканчивал Академию, надо было определяться. Я у мамы спросил: «С кем бы посоветоваться?» Отец Кирилл ничего не говорит. Мама сказала, что есть в Липецкой области один духовный батюшка, он на память святителя Тихона бывает в Задонске. И тот батюшка мне сказал: «Твой путь - монашеский». И я сразу ему поверил. Он говорит: «Приезжай ко мне, когда будет время». Позже в разговорах с ним я понял, что все, что у меня до этого было - это начальная школа духовной жизни. Хотя я всю жизнь в храм ходил, исповедовался, причащался. С лаврским духовником отцом Кириллом у меня не было бесед о духовной жизни. А здесь я встретил старца.

О старчестве, об этом явлении в Церкви очень хорошо пишет И. М. Концевич в книге «Оптина пустынь и ее время». Мне кажется, он лучше всех рассказал о старчестве, разъяснил этот феномен.

- Что Вы почувствовали в тот день, когда стали епископом?

Старец-духовник говорил мне: «Будут предлагать тебе епископство, ты обязательно соглашайся. Если откажешься, еще хуже будет. Конечно, когда давал присягу, воспринял это, как послушание Церкви. Кто-то должен быть епископом. Но я бы наверное себе не простил, если бы сам напросился. Священноначалие посчитало, нужно, значит нужно. Стараюсь в меру сил. После хиротонии почувствовал, что сан архиерея - это большая ответственность.

Свобода - в смирении

Почему мы православные, не можем найти общего языка? Каждый за свое стоит, и все спорят, вешают ярлыки - модернисты, традиционалисты… Почему так происходит?

Вместо того, чтобы себя познавать, начинаем искать врагов. Мир духовный и материальный - антиподы. И, если в материальной жизни в этом обществе потребления принято собирать, в духовной жизни, чтобы приобрести дух, надо раздавать. «Даждь кровь, прими дух» - говорили святые отцы. Богатый юноша к Спасителю пришел, говорит: «Я все заповеди соблюдаю», а Он отвечает: «Раздай имение!» - и юноша отошел от Господа со скорбью. Мы зависимы от мира, привязаны к материальному. И церковные люди тоже. Не может мертвец мертвеца спасти, или слепой слепого вести не может. Поэтому у нас и раздор, потому что мы ищем не то.

Мы ищем Бога через гордый разум, а Бог приходит через смирение. Что такое смирение? Один батюшка шутил: «Я смиренный, когда меня никто не трогает». Но смирение - не умение себя сдержать, а воздействие благодати Святого Духа. Человек должен переродиться под действием Святого Духа. Помните, с Никодимом Господь говорит о новом рождении? А мы хотим на старом построить новое. Я сам должен измениться. Себя держать в руках и над собой работать, свои недостатки все искоренять через покаяние. И, конечно же, молиться - в первую очередь, без этого ничего не получится.

Почему? Об этом мы читаем у святых отцов. Например книга-сборник «Восторгнутые класы в пищу души» отца Паисия Величковского. Самая замечательная аскетическая книга, как издатель я могу сказать.

А взаимные упреки наши - от низкого уровня духовной жизни.

Общество единодушных

Полюбить Христа может только молитвенник. Прийти Христос может только к молитвеннику. Очистить душу и полюбить других людей может только молитвенник. А без дел вера - мертва. Да, я верю, что Христос есть, что Он пришел, что Он спас мир. Но Он не просто Учитель, Он - аскет, молитвенник, труженик. Он показал, как жить. А если мы не таковы, винить кого? Про алкоголиков и наркоманов говорят - они зависимые. Мы тоже все в зависимости, только от других вещей - один машины любит, другой пищу, одежду, еще что-то.

Чадо Божие - это свободный человек. А мы разумом привязаны к миру, физиологией в него вросли, вот, в чем сложность. Святые отцы пишут: «Молитва - это начало и конец духовного пути, начало и конец духовной культуры». Поэтому мы и собираемся в храме. Это - наше. Помолившись вместе, мы многого можем достигнуть. Когда храм освящаем, читаем молитву, что храм созидается по образу тела человека. Каждый из нас должен быть храмом Божиим, в котором совершается богослужение.

Господь создал Церковь. Он пришел и собрал единодушных людей. Даже небольшая группа людей, если они единодушны, многое могут сделать, потому, что с ними - Бог, а одному человеку достигнуть спасения невозможно.

Мы развиваем молодежное движение. Не только летние лагеря создаем, но и реабилитационные центры для наркоманов - это тоже молодежная деятельность. Бывшие наркоманы - во многом наши помощники. Общество православных спортсменов у нас есть, проводим соревнования по разным видам спорта. Работаем и в тюрьмах, и в армии, и в больницах - везде нас ждут люди.

Но в светском обществе, хотя многие приняли Крещение, все нуждаются в воцерковлении. Не хватает всем церковности. В храм они ходят, а духовного перерождения не происходит, нет духовной культуры. Нужна не только богослужебная деятельность Церкви, но и внебогослужебная. Ни батюшки, ни архиереи не должны здесь себя жалеть. Надо с народом встречаться, надо в народ идти. Господь не ходил по дворцам, Он все время был с народом.

Когда в 90-е годы открывали первые воскресные школы, я сам этим занимался. В нижнем храме Вознесенского собора проводил беседы. Сначала собирались одни пожилые прихожане, сидели они прямо на полу, чтобы быть поближе, и я с ними говорил. Самая лучшая беседа - это ответы на вопросы, потому что свой вопрос есть у каждого, а потом можно о Священном Писании что-то рассказать, о жизни Спасителя, о церковной истории. Я думаю, что начинать мероприятия в Епархии должен, конечно, сам архиерей, а священники - подхватывать. Так мы и стараемся делать.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

2 июня Новосибирскому и Бердскому митрополиту Тихону (в миру — Леониду Григорьевичу Емельянову) исполнилось 70 лет. Коллектив газеты «Честное слово» хотел бы поздравить нашего епископа и посвятить ему сегодняшний выпуск «Духовного пространства Сибири». Когда статью посвящают биографии конкретного человека, то всегда начинают «издалека». Не изменим этой традиции и мы

Воронеж — малая родина

Родители будущего владыки Тихона познакомились на фронте. Его мама Екатерина Тимофеевна Ларина ушла на фронт добровольцем в 1942 году, и в госпитале № 01640, где служила санитаркой, встретила Григория Степановича Емельянова. Вместе с госпиталем они исколесили половину Европы. Куда только госпиталь не кидало! Курская, Винницкая, Киевская области. Польский Пшемышль, германские Биртультау и Беслау, Прага. Только в 1945 году семья обосновалась в Воронеже. Здесь в 1948 году и родился Леонид Емельянов — в будущем митрополит Тихон.

В 2004 году родители владыки Тихона переезжают из Воронежа в Москву, к детям. А семейный дом передают Церкви. Сейчас на этом месте выстроен храм великомученика Георгия Победоносца. Вот как вспоминала об этом мама владыки Екатерина Тимофеевна Емельянова: «После войны я прожила в Воронеже около шестидесяти лет. Нам, вернувшимся с фронта военным, райисполком выделил участок земли, пустовавший по соседству с домом моей мамы. В трудных послевоенных условиях построили деревянный дом «столбянку». Затем выстроили просторный кирпичный дом. На строительство дома Комбанк выделил кредит 10 тысяч рублей. Со временем провели воду, газ. Фруктовые деревья я посадила не только во дворе, но и на улице по двум сторонам… Время летит быстро: смотрим, наша старшая дочь собирается на пенсию, моему супругу скоро девяносто, и мне тоже девятый десяток, трое наших детей живут в Москве, дочь Надежда оказалась в чужой стране — Эстонии, а мы вдвоем в большом доме без помощников… Семейный совет решил: нас, стариков, дети забирают к себе в Москву…»

Во время освящения закладного камня храма Георгия Победоносца сестра новосибирского владыки Любовь Григорьевна сказала: «Это дом, где прошло мое детство. Я здесь родилась. И мои сестры Вера, Надежда и брат владыка Тихон (в миру Леонид) родились здесь. Прихожу сюда, как домой, и очень волнуюсь. Где стояла моя кровать — там алтарь… Бабушка (мамина мама) жила в доме по соседству. Именно она научила нас читать по-церковнославянски, прививая веру, водила в храм. Родителям было некогда, они на работе, в делах, а бабушка… К ней приходили старушки — в доме звучали духовные песнопения…

Родители уехали из Воронежа. Конечно, было трудно расставаться, старым людям особенно — они вросли здесь корнями: каждое дерево, каждый гвоздик, каждый кирпичик им знаком. Но сейчас они спокойны и говорят: «Ведь там идет молитва, это для нас — самое главное».

Через год после передачи дома Церкви, в 2005 году, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий направил владыке Тихону такое письмо: «Ваше превосходительство, дорогой Владыко! Позвольте от всего сердца поблагодарить Ваше Высокопреосвященство и Вашу благочестивую семью за щедрый дар Воронежской и Борисоглебской епархии. Закончилась длительная процедура оформления, в Вашем доме совершается Божественная Евхаристия.

Родительский дом, ставший для Вас первым училищем веры и благочестия на пути к архипастырскому служению, отныне становится основанием для воплощения веры, надежды и любви христианской — храма Божиего.

Воистину надмирное и в высшей степени христианское дело — отдавая, приобретать!.. Вы и Ваша семья обрели множество благодарных молитвенников в лице прихожан храма святого великомученика Георгия Победоносца и, я верю, неветшающее сокровище в обителях Отца Небесного.

Молю Господа нашего Иисуса Христа, да хранит Он Вас и Ваших близких в мире, здравии и благоденствии. Его небесное благословение, присно пребывая с Вами, да укрепит и утешит Вас в трудах на благо Святой Церкви и на всех путях жизни Вашей. Доброго здравия и крепости сил душевных и телесных Вашим досточтимым родителям. С любовью о Господе, Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский».

Еще не закончив школу, Леонид Емельянов пошел работать на станкостроительный завод, где трудилась его мама. Стал фрезеровщиком высшего разряда. Закончил вечернюю школу. Отслужил в армии. После увольнения в запас был алтарником Покровского храма Переславля-Залесского.

На свое 65-летие в интервью нашей газете митрополит Тихон рассказывал:

— В 50-х годах очень сильно закручивали гайки. Да что говорить, даже в Новосибирске, в здание больницы у Нарымского сквера, которое сейчас разобрали, привозили на расстрел до 1954 года…

Конечно, я с большой теплотой вспоминаю бабушку. Она действительно вложила в наше воспитание часть своей души. Она имела настоящий талант воспитателя, была очень доброй. Ее житейские наставления я помню до сих пор. Например, она говорила: с кем поведешься, от того и наберешься — не дружите с дураками. Известно ведь, что очень многие через не самых лучших знакомых, друзей приобретают различные пороки. Еще она говорила, например: не ссорьтесь до последнего слова, оставляйте последнее слово для примирения. Бабушка была очень мудрой женщиной, все ее любили. Четыре ее зятя никогда с ней не ругались. Я как-то спрашиваю: «пап, почему вы не ругаетесь?» Он, улыбаясь, говорит: «Ну у нас же не теща, у нас патриарх». Вот так они ее ценили.

Первое паломничество в Троице-Сергиеву лавру мы тоже совершили с бабушкой. В храме тяжело ведь было детям стоять, мы были маленькие, службу не понимали. А храм у нас в Воронеже был очень посещаемый, всегда было много народу на праздники. Стоим, духота, а она нас ставила в самый центр. Я говорю: «Бабушка, хочется присесть, давай выйдем на улицу». А она говорила: «Потерпи, нужно мужество, надо себя переломить, надо уметь набираться терпения». Сейчас понимаешь — служба-то всего полтора часа идет. А вот тогда казалось это просто бесконечностью.

Чтобы не болтался по улицам, мама устроила меня в 16 лет работать на завод, на станок (учеником фрезеровщика). Я окончил вечернюю школу и поступил сразу в техникум. Мне дали его закончить и забрали в армию. Я попал в Москву и решил после армии не идти на светскую работу, решил посвятить себя церковной деятельности. Моя сестра в это время уже вышла замуж за выпускника Московской духовной академии, ее муж, впоследствии — отец Борис, стал священником, у него была хорошая библиотека. У нас в Воронеже-то тогда ничего, никаких книг практически не было, все погибло во время войны, а в Москве многое сохранилось.

Отец Борис мне сказал, что Церкви не хватает кадров. Я решил: почему я, верующий человек, должен вместе со всеми строить коммунизм, безбожное общество? Я же верю в Бога, и надо стараться послужить Ему. Тогда это считалось особенно непочетным, особенно для молодого человека. В храмах стояли в основном одни бабушки. Когда я в Воронеже появлялся в храме, все удивлялись тому, что на службу пришел молодой человек. Хотя, конечно, молодежь тогда ходила в храм, но совсем немного, все-таки боялись. Я тогда подумал: вот это как раз и нужно, необходимо тогда было иметь мужество, чтобы ходить в храм. И в Евангелии есть слова Иисуса Христа: Кто Меня постыдится, того и Я постыжусь перед Отцом Небесным.

После армии я взял письмо у архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры, у которого тогда уже окормлялась вся наша семья. Он направил меня в Переславль-Залесский, где я прислуживал год в Покровском храме. После этого я поступил в семинарию, и началась моя церковная жизнь — отметил митрополит Тихон.

В 1974 году будущий владыка поступает в Московскую духовную семинарию. 10 октября 1976 года он был зачислен в штат Издательского отдела Московского Патриархата.

4 декабря 1978 года архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) был рукоположен в диакона и назначен заведующим отделом церковной жизни редакции «Журнала Московской Патриархии».

19 марта 1981 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона, епископа Воронежского; в тот же день ректором МДА архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен во иеромонаха.

В 1981 году оканчивает Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1983 года по 1986 год является первым заместителем главного редактора Издательского отдела РПЦ — архиепископа Питирима (Нечаева); руководил возведением нового здания для Издательского отдела и приходского дома при храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (место постоянного служения архиепископа Питирима и других клириков Издательского отдела).

4 июля 1984 года возведен в сан архимандрита. В 1986 году жил в Троице-Сергиевой лавре, затем перешел в московский Данилов монастырь (был помощником эконома, а затем экономом). 12 мая 1987 года назначен наместником Данилова монастыря, за участие в его восстановлении награжден Патриаршим крестом.

Всего четыре священника

25 января 1990 года начинается епископское служение. Постановлением Священного Синода РПЦ определен быть епископом Новосибирским и Барнаульским. 19 августа 1990 года в Богоявленском соборе Москвы состоялась его епископская хиротония, которую совершили Патриарх Московский Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), епископ Истринский Арсений (Епифанов) и епископ Подольский Виктор (Пьянков). Вот что об истории Новосибирской епархии в 2013 году рассказывал владыка Тихон нашей газете:

— Я приехал в Новосибирск в 1990 году. В области было всего (!) два храма. Один в городе — это наш Вознесенский кафедральный собор, и в области, в Новолуговом — храм святителя Николая. Было еще несколько молитвенных домов. В городе было всего четыре священника. А боролись с ними 200 тысяч атеистических сотрудников общества «Знание». 200 тысяч, представьте себе!

Я приехал из Москвы, где участвовал в восстановлении Данилова монастыря, в Москве уже работали воскресные школы, возрождались и другие церковные структуры. Но в Новосибирской области практически не было ничего. И вот в 1991 году Новосибирск решил посетить Патриарх Алексий II. Это, конечно, способствовало тому, что нам стали помогать местные власти. Но главным образом не хватало кадров. А в храме тогда было очень много молодых людей, которые хотели принять священнический сан. Мы открыли для них курсы. У нас был небольшой зал, в котором помещалось 40 человек. Почти все они приняли сан. Стратегия была таковой — в каждом районе города и в каждом районном центре области открыть молитвенный дом или храм. Конечно, мне пришлось поездить, познакомиться с главами администраций. С некоторыми из них у меня до сих пор хорошие, именно дружеские отношения.

Проблема с кадрами начала решаться очень быстро. Тогда мы практически каждое воскресенье рукополагали одного в дьяконы, другого в священники. За пять лет, к 1995 году, мы открыли 90 приходов. Потом меня призвали обратно в Москву. В 2000 году я снова возвратился в Новосибирск. За последние 13 лет мы укрепили церковную экономику, и это открыло нам большие возможности для социального служения.

Сегодня у нас более 30 отделов в епархиальном управлении, которые занимаются различными направлениями церковной деятельности. Прежде всего, это работа с социально незащищенными людьми, с людьми, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах.

Сегодня у епархии и под нашим попечительством существует 17 реабилитационных центров для наркоманов. Всего в России таких центров 40. Из них три у государства. У нас есть 18 летних детских лагерей, в которых ежегодно отдыхает около 2000 ребятишек. Мы окормляем 50 детских домов и интернатов. Окормляем все колонии, 30 медицинских учреждений. Наши сестры милосердия бесплатно ухаживают за больными. Есть два центра, в которых оказывают помощь людям без определенного места жительства, мы называем эти центры богадельнями. Там живут и инвалиды, которым негде жить и которые не могут за собой ухаживать. Помогают богадельни, особенно суровой сибирской зимой, людям, которым негде жить. За эту зиму от обморожения спасли тысячу человек. В Омске 20 человек замерзли насмерть. У нас, слава Богу, ни одного.

Наш центр помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, за этот год оказал 70 тысяч социальных услуг. За год мы потратили десятки миллионов только на социальную работу.

Конечно, и строительство храмов продолжается. Каждый год по области открываются по 5—10 храмов, отметил митрополит.

Что касается современной жизни Новосибирской епархии, то 31 января 2018 года митрополит Тихон рассказал о том, что в митрополии идет «большая стройка».

«В городе у нас сейчас в процессе строительства находится 48 храмов, 16 часовен и 82 других объекта. Конечно, средств, как всегда, не хватает, и поэтому — там немножко делаем, там немножко. Но потихоньку каждый год какую-то стройку мы заканчиваем.

Самая большая стройка — это наша духовная семинария в городе Обь. В основном учебном корпусе уже все сделано. В прошлом году также было сделано общежитие, в которое уже переселились студенты. После этого сразу увеличился набор. Раньше жили по 12 человек в комнатах, теперь по четыре человека. У нас там же не только семинария, но еще и пансион, подготовительное отделение. Пансион — это когда ребятишки приходят после девятого класса. Точнее, 10—11-й классы они учатся в общеобразовательной школе в Оби, а живут и питаются у нас в семинарии и тоже готовятся к поступлению. Сейчас доделываем административное помещение, где будет большой спортзал, тренажерный зал, зал самоподготовки с библиотекой, актовый зал и большая трапезная на сто человек.

Я спросил у ребят: «Какой зал вам нужен первым?» Они все сказали: «Спортзал!» Ну, молодые ребята… им, конечно, хочется, чтобы можно было после учебы пойти размяться».

Цивилизационный выбор молодежи

Митрополит Тихон в начале 2018 года рассказывал новосибирской прессе и о том, что уже в этом году в центре города планируется открыть Дом молодежи. Первый подобный проект в России.

— Да, работы с молодежью много, она очень важна для нас, поколения сменяются очень быстро. И для православной молодежи тоже должен быть свой досуг. В прошлом году у нас провели форум моды. Вы знаете, например, мусульмане, особенно в Чечне, тоже проводят такие форумы мусульманских женщин. Красивые платья, интересно, что они возрождают свои традиции. Конечно, не все будут это носить, но даже в целях сохранения традиций, мне кажется, это очень важно. Все-таки это говорит о национальной идентичности. Вот, мол, так вот женщина-чеченка должна выглядеть. А дальше уже могут быть различные варианты. Мы здесь решили сделать нечто подобное.

Если вернуться к Дому молодежи, то мы уже несколько лет потихоньку, когда есть деньги, занимаемся отделочными работами. На днях будем ставить двери, уже есть полы. В здании будет часовня, она уже расписана. В здании будет небольшое бесплатное кафе, где молодые люди могут попить чай, кофе после занятий. Будут и молодежные кружки.

В селе Боровом на берегу Оби у нас также работает очень хороший молодежный лагерь. Это двухэтажное здание плюс десять домиков. Уже несколько лет мы проводим там молодежные смены, которые называем «трудовыми». Молодые люди приезжают туда со всей Сибири. Лагерь бесплатный.

Рассказывая о том, что в 2018 году на территории Троицкого сквера будет установлен памятник святому князю Владимиру, владыка Тихон сказал:

— Это тема цивилизационной идентичности. А князь Владимир положил начало цивилизационному выбору Руси, когда крестился сам, его дружина, а потом и простые люди. Русь принимает веру не откуда-то, а из тогдашнего центра цивилизации — тысячелетней Византийской империи. Наш известный филолог Леонид Григорьевич Панин, оценивая вклад князя Владимира в русскую культуру, сказал: «Произошло наложение византийской кальки на наш народ. И поэтому все у нас стало развиваться к мощнейшей Византийской империи. А с падением Византийской империи в XV веке многие ученые, художники, философы, мыслители переехали на Русь именно оттуда, неся православную культуру».

Князь Владимир — начало нашей цивилизации, и молодежь должна знать о его подвиге. 1030-летие Крещения Руси мы тоже будем широко отмечать, чтобы донести до молодежи эти исторические сведения, в том числе и те, откуда есть пошла русская земля. Это наши корни, и если молодой человек не привит к этим корням, он не может быть патриотом. Патриотизм мы не можем делить на царский, советский, демократический… Патриотизм — это любовь к своему народу, своей культуре, истории, ко всему наследию, которое мы за эту тысячу лет собрали для себя.

Невыдуманная нравственность

Иногда говорят, что для современного общества религия устарела. Но на самом деле она всегда молода, потому что мы — новые люди, мы современны и пришли в этот мир недавно, древними остаются только учения, традиции и заповеди. И церковь как раз напоминает нам о проверенном, верном пути.

— В любом веке мы наблюдаем одно и то же: как только цивилизация развивается до определенного высокого уровня, в обществе тут же происходит отход от нравственных ценностей, — рассказывал 10 лет назад тогда еще архиепископ Тихон Софии Голдберг, журналисту издания «Эксперт-Сибирь». — Гибель всех древних цивилизаций мы замечаем в первую очередь по признаку нравственного упадка. Религия всегда современна, но деградирует само человечество, так как религия мешает строительству потребительской цивилизации, потому что призывает к другому государству, к духовному, а оно — антипод материальным понятиям. Главный идол сегодняшнего дня — благосостояние общества. Само слово «религия» восходит к латинскому religare, «связь с Богом». И первая заповедь гласит: возлюби Бога. Но как Его полюбить, если мы Его не ощущаем, не видим? Через творения мы должны увидеть, что мир создан очень разумно, и полюбить высший творческий Разум. И тогда любовь к Богу станет преградой для любви к идолам — ложным богам. Но любовь, в свою очередь, подавляет свободу и делает человека зависимым от кого-то или чего-то — от Бога, от предмета, от другого человека. Самый опасный идол — это материальное благополучие, которому подвержены мы все. Идол — это не то, что вырубили из песчаника со скрещенными на животе руками. Это понятие духовное. Но вся соль нравственности заключается в том, чтобы понять, где же жизненная необходимость переходит в порочное излишество. Если человек не способен ощутить эту невидимую грань, он начинает деградировать. Помните, у Пушкина: «Там царь Кощей над златом чахнет»? Злато — это же символ благополучия, оно должно служить, давать благо жизни, но уже он служит злату и над ним чахнет, — отмечал владыка.

— Я думаю, что в христианстве правильнее всего определено понятие любви. Любовь — это самопожертвование. А на жертвенность человек, изнеженный материальными благами, как правило, не способен. Он — эгоист и потребитель. Потому что жертвовать, сострадать — это всегда очень болезненно. Церковь как раз напоминает об этих истинах современному человеку. Советская власть воспитывала общество даже не в атеистическом духе, а в духе невежества. Духовная литература не издавалась, священников было мало. Я приехал в Новосибирск в 1990 году — здесь был один храм на город и область, четыре батюшки и тысячи атеистических работников, которые на средства госбюджета боролись с этими четырьмя батюшками. Представьте себе, какой натиск выдержала церковь! И устояла. Почему? Потому что атеистическая и материалистическая идеология были формальны. В советское время было принято думать, что с церковью покончено, но, как оказалось, чуть не покончено-то было с обществом. Все демографические беды, которые мы испытываем сейчас, начались не сегодня, а с 1960-х годов, с хрущевских гонений. При Сталине с 1943 года было открыто 20 тысяч храмов, Хрущев закрыл 15 тысяч. И сразу в демографии и социальных показателях начался сбой. Увеличилось количество самоубийств, абортов, разводов, возросла преступность. Бороться с этим мало кто хочет. А церковь делает это на общественных началах.

В то же время церковь отделена от государства. Мы не вмешиваемся в политическую жизнь страны, и государство не вмешивается в дела Церкви. Но когда государство понимает, что Церковь приносит пользу, оно дает возможность ей влиять на общество. Мы уже в другом строе, уже не советском, но отношения между Церковью и властью далеко не идеальны. Конечно, хотелось бы, чтобы в школах преподавался если не Закон Божий, то хотя бы основы духовной культуры.

К Пасхе

Отдельно следует отметить, что митрополит Тихон пишет замечательные проповеди к великим христианским праздникам. Точнее будет сказать, что называются эти проповеди посланиями. Приведем ниже часть пасхального послания, которое написал владыка в этом году:

«Христос восстал из мертвых — восстаньте с Ним и вы! Христос во славе Своей — восходите и вы! Христос из гроба — освобождайтесь из уз греха. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому, — восклицает Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху.

«Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия», — слышим мы в праздничном каноне пасхального богослужения.

Радуясь победе Воскресшего Христа над смертью, надо помнить, что радость спасения пришла через Голгофу, через Крест. Поэтому Церковь Христова учит воспринимать земную жизнь нашу как крестный, пасхальный, спасительный из сени смертной исход в жизнь вечную, в невечерний день Царствия Христова.

В нынешнем году исполняется 100 лет с начала послереволюционных событий в нашей отечественной истории, когда наступила длительная эпоха мученического и исповеднического подвига. Крестный путь России в XX веке открывается нашему взору в подвигах святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. В чем величие их жертвенного подвига? — Святые новомученики и исповедники Церкви Русской сберегли для нас самое главное — веру во Христа, смертью смерть поправшего и даровавшего нам Своим Воскресением вечную жизнь, они сохранили Святую Веру Православную, Русскую Православную Церковь, Россию.

Мы молитвенно вспоминаем столетие со дня мученической кончины царской семьи, их слуг и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, показавших пример стояния в вере и жертвенного служения ближним даже до смерти. Мы прославляем исповеднический подвиг Святителя Тихона, Патриарха Московского, поставленного Промыслом Божиим у кормила Русской Церкви в эпоху огненных испытаний для Отечества нашего.

Новомученикам и исповедникам Церкви Русской довелось пережить тюрьмы, лагеря, неправедный суд, общественное унижение, неблагодарность, клевету и предательство. А они, страдая и умирая за веру во Христа и Евангельскую Правду, молились о спасении своих соотечественников, о спасении России, о спасении и вразумлении своих мучителей, со словами: «Телесная бо и сия мучения — веселие суть рабом Твоим, Господи».

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, пострадавший в 1922 году за защиту церковных святынь, перед расстрелом написал такие удивительные слова:

«Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя».

Подвиг Святых новомучеников и исповедников должен всегда оставаться в благодарной памяти народной, потому что они являлись не только лучшими сынами и дочерьми Святой Матери-Церкви, но и лучшими гражданами своего земного Отечества. Христианин является ответственным гражданином не за страх перед законом, а по своей совести. Это ясно из слов святого апостола Петра, который предупреждает последователей Христа: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4, 15-16). Поэтому если верующий во Христа гражданин страдает именно как христианин, то государство, карая его за веру и нравственные убеждения, поступает не как охранитель, а как разрушитель общественного и нравственного правопорядка. В таком случае потерпеть наказание и смерть за Христа — это не позор, а честь!»

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ,