Эскадренный броненосец император александр ii. Броненосцы типа "Император Александр II". Общая оценка проекта

Месть королевы Анны — всеми узнаваемое название корабля великого пирата . На этом судне известный флибустьер достиг апогея своей пиратской карьеры. Захват данного корабля, ранее именовавшегося «Конкорд», пришелся на 1717 год, до этого момента это было купеческое, 14-пушечное судно французов, с водоизмещением чуть больше чем 200 тонн. Достоверно неизвестно почему Тич дал кораблю такое довольно странное название, по одной из версий — это была дань воспоминаниям прошлого, ведь ранее, во времена правления королевы Анны, Эдвард состоял на военной службе.

После захвата Тич проявил редкое и несвойственное ему в будущем добродушие: он отдал капитану свой шлюп и всех имевшихся у него (Тича) на тот момент невольников, с которыми горе-капитан успешно добрался к водам Мартиники.

Переименование корабля в «Месть королевы Анны » было только малой долей предстоящих изменений судна. Черная Борода прорезал дополнительные отверстия для пушек и увеличил их количество в общей сумме до 40 штук! Даже небольшая кучка пиратов на шхуне нагоняла страху на купеческие суда, то что уж говорить о кровожадном разбойнике, чей корабль по огневой мощи уступал лишь .

Блокада Чарльстона в мае 1718 года — это наиболее известный успешный момент капитана Тича на корабле «Месть королевы Анны». Концом же славноизвестного судна стала не великая морская битва, а банальная посадка корабля на мель в июне 1718 года у берегов Северной Каролины.

В апреле 2012 года от археологов прозвучало заявление в котором речь шла об обнаружении судна, которое в дальнейшем планируется поднять с морского дна.

Реконструкция пиратского корабля Черной Бороды

1. Кормовой фонарь. 2. Флаг Черной Бороды. 3. Бизань-рея. 4. Рея. 5. Бизань-мачта. 6. Грот-мачта. 7. Палуба юта. 8. Квартердек. 9. Миньон (4 фунта). 10. Дополнительный орудийный порт. 11. Вертлюжная пушка (1 фунт). 12. 8-фунтовая пушка. 13. Сейкер (6 фунтов). 14. Палубные бимсы. 15. Шкафут. 16. Основной орудийный порт. 17. Срезанный бак. 18. Фок-мачта. 19. Шпринтовый марсел. 20. Бушприт. 21. Место носовой фигуры (потеряна в шторм еще до захвата корабля пиратами). 22. Кат-балка. 23. Нос. 24. Якорь (один из трех). 25. Бухта троса. 26. Кабестан. 27. Кубрик экипажа. 28. Люк кубрика. 29. Балласт (камни и запасные орудийные стволы). 30. Запасы воды. 31. Трюм (археологи нашли здесь следы золотого песка). 32. Рундук с боеприпасами. 33. Крюйт-камера. 34. Насос. 35. Трап. 36. Кабестан. 37. Хранилище рома и арсенал. 38. Склад сушеной провизии. 39. Каюта капитана. 40. Каюта Черной Бороды. 41. Кормовые окна. 42. Кормовая галерея.

Вокруг пиратских приключений всегда шли споры – что в них правда, а что вымысел. Многое вещи и до наших дней скрываются под пеленой тайны и неизвестности, однако есть и такие, которые историкам всё же удалось найти. К этим немногим уникальным вещам относится флагманский корабль Чёрной Бороды "Месть королевы Анны" (Queen Anne`s Revenge)!

Более чем два с половиной века назад, флагманский, пиратский корабль "Месть Королевы Анны" затонул вблизи берегов Северной Каролины. Эдвард Тич, капитан корабля, покинул его вместе со своей командой в июне 1718 года...
Но..., обо всем по порядку.

Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода был лихим капитаном морских разбойников. Когда его команда приступала к абордажу, капитан невозмутимо курил и пропускал струйки дыма через бороду: создавая демонический образ "морского дьявола", он надеялся, что капитаны кораблей, из страха, будут сдаваться ему без боя.

Но, капитан без корабля - это нонсенс. Что же можно сказать о легендарном, флагманском, корабле Чёрной Бороды, под названием "Месть Королевы Анны" ... А вот что: перед тем, как стать пиратским судном, этот корабль назывался "Конкорд".

Этот корабль был построен в 1710 году, и имел красивое название "Конкорд". Сперва на нем плавали испанцы, потом судно было куплено Францией, ну а последним хозяином, который сделал "Конкорд" настоящей легендой, стал великий и знаменитый пират Черная Борода (Эдвард Тич). Случилось это в 1717 году, "Конкорд" тогда плыл своим обычным маршрутом под командованием французских работорговцев (именно для этих целей корабль и служил), как ни с того ни с сего на горизонте появились два лёгких шлюпа под завязку набитых пиратами. Есть мнение, что французы могли бы легко разнести оба пиратских судна в пух и в прах, однако все уже были наслышаны о Черной Бороде и его расправах, поэтому моряки были сильно запуганы. По первому приказу пиратов команда "Конкорда" сложил оружие.

Эдвард Тич переименовал корабль в "Месть Королевы Анны". Это было трехмачтовое судно длиною 36 метров и шириною 8 метров. Водоизмещение составляло приблизительно 300 тонн, а а из артиллерии - корабль нес на своём борту 26 пушек. Тич его усовершенствовал, после чего судно стало нести аж целых 40 орудий! Команда на "Месть королевы Анны" была собрана из 150 отъявленных головорезов.

Вместе со своей командой, в следующие несколько лет он пиратствовал в Карибском море и у восточных берегов Америки, ограбив в общей сложности 40 кораблей. Насколько он был свиреп, можно судить по легендам. Так, согласно одной из них, он заставил своего пленника съесть собственные уши, а по другой - пленнику, не желавшему отдать свое кольцо, отрубил палец.

Признаться, для историков такое название корабля "Queen Anne"s Revenge" (Месть королевы Анны) звучит весьма загадочно. Кроме того, современники Тича свидетельствуют, что он частенько именовал себя "Мстителем испанских морей". За кого он мстил англичанам? За казненную королеву Анну, вторую жену короля Генриха VIII? И тем самым намекал, что он носитель старинной английской фамилии Болейн? Французский историк Жан Мерьен выдвинул предположение, что настоящее имя его было Эдвард Дэммонд. Возможно это так, возможно нет, пока это является очередным белым пятном в истории.

На "Мести королевы Анны" Тич отправился курсировать в окрестностях острова Сент-Винсент, где захватил большой английский торговый корабль, находившийся под командованием Кристофа Тейлора. Пираты сняли с этого корабля все, что могло им понадобиться, и, высадив экипаж на остров, подожгли корабль.

Дефо пишет, что через несколько дней Тич встретил сорокапушечный корабль "Скарборо", с которым он вступил в бой. Бой длился несколько часов и удача стала склонятся к Тичу. Вовремя сообразив, что в открытом бою они проиграют, капитан "Скарборо" решил воспользоваться быстроходностью своего корабля. Он прекратил бой и, подняв все паруса, повернул на Барбадос, к месту своей стоянки. Ощутимо уступая "Скарборо" в скорости, корабль Тича прекратил преследование и направился в сторону испанской Америки. К сожалению, ни в судовом журнале, ни в письмах Тич о столкновении со "Скарборо" ничего не сообщает, так что достоверность этой информации лежит целиком на совести Дефо.

В декабре-январе 1718 года, Эдвард Тич, пополнив экипаж (теперь на борту "Мести королевы Анны" было около трех сотен головорезов), Тич, курсируя у островов Сент Киттс и Краб, захватил несколько британских шлюпов. А в конце января прибыл в залив Окракок, к городу Бат (Северная Каролина). Хитрый капитан понимал, что этот городок (в то время его население было немногим более 8 тысяч человек) является великолепным убежищем для кораблей, идущих из Атлантики в залив Пимлико, а сражающиеся колонисты согласны были платить Тичу за пиратскую добычу больше, чем профессиональные скупщики на Багамах.

Вскоре, Черная Борода награбил столько, что под его началом было уже 4 корабля, естественно флагманом стала "Месть королевы Анны". Под его командованием было совершено более 35 разбойных нападений, из которых даже не все были на море. Последнее врем Тич активно начал "работать на суше", а немного позже даже совершил блокаду гавани Чарльстона (это был мая 1718 года). А уже в начале лета того же года судно село на мель по близи Северной Каролины. Есть мнение что Эдвард Тич поступил так осознанно, так как корабль стал слишком узнаваем...

После того, как Эдвард Тич потерял "Месть Королевы Анны", его корабли продолжали разбойничать на протяжении всего лета и осени 1718 года. Известно, что в сентябре того же года он с командой организовал грандиозную пирушку, собравшую множество пиратов.

Во время этой пирушки, так как все знали, что завтра будут атакованы вражескими шлюпами, кто-то спросил у капитана, знает ли его благоверная, где спрятаны его сокровища, потому как что всякое может сотвориться во время боя. Капитан ответил "Только я и морской дьявол знаем это местоположение и последний, кто останется в живых, заберет себе все". Позднее пираты из его отряда, которые были схвачены в результате боя, рассказывали историю, идеально невероятную: при выходе в море с целью заняться морским разбоем они отметили посреди экипажа необычного человека, тот, что в течение нескольких дней то прогуливался по палубе, то спускался в трюм, и никто не знал, откуда он появился; потом незнакомец исчез незадолго до того, как судно потерпел крушение. Пираты верили, что это был сам Дьявол.

Броненосцы типа «Император Александр II»

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

2 × 305-мм/30 орудия.

Артиллерия среднего калибра

4 × 229-мм/35; 8 × 152-мм/35.

Противоминная артиллерия

8 × 47-мм; 8 × 37-мм пятиствольных; 2 × 63,5-мм десантных.

Торпедное вооружение

5 × 381-мм торпедных аппаратов.

Построенные корабли

Серия броненосцев Российского флота состоящая из двух кораблей: и . Это были первые броненосцы для Балтийского моря. До них был лишь . Предназначением этих кораблей было уничтожение всех остальных типов и господства на море. Основная цель их создания: предохранительные меры, так как германский флот активно наращивал свою мощь и мог уничтожить балтийский флот России.

Общие сведения

Полное водоизмещение кораблей этого типа 9244 т (по начальному проекту 8636 т); длина по ватерлинии 101,78 м; ширина 20,4 м; осадка носом 7,15 м, кормой 7,85 м, средняя 7,5 м; по проекту высота надводного борта в носу 5,46 м, на миделе и в корме 7,5 м; нагрузка на 1 см осадки 16,15 т; метацентрическая высота 1,12 м. Единственное отличие «Александра II» от «Николая I» заключалось в том что «Александр II» имел большую осадку в корме, и был на 254 т. легче «Николая I».

История создания

Предпосылки к созданию

Основной причиной для создания новых боевых кораблей стало сильное усиление флота Германии в Балтийском море. Германия интенсивно строила верфи и порты, в которых уже строился флот способный противостоять флоту России.

На совещании 26 апреля 1881 года была принята двадцатилетняя программа развития флота Российской Империи. Тогда было принято, что основную силу балтийского флота будут составлять 16 первоклассных броненосцев и 13 новых крейсеров . 23 сентября 1881 года, резолюцию, и выделение необходимых огромных денежных сумм одобрил Александр III.

Строительство и испытания

«Император Александр II» в Балтийском море. 1918 год

Летом 1885 кораблю «Император Александр II» дали имя, а 18-го числа, почти через два года после реального начала строительства, состоялась официальная закладка, на которой присутствовал император Александр III. На воду корабль был спущен 14 июля 1887 года; на торжественной церемонии также присутствовал император.

Летом 1889 недостроенный корабль начал свою первую кампанию. На тот момент на нём находилось 406 нижних чинов и 23 офицера и с капитан 1 ранга П. Юрьев. Броненосец отправился в Кронштадт, там его 7 сентября поставили в Константиновский док, а 11-го он закончил кампанию. Позже корабль вышел на несколько дней из дока для завершения швартовых испытаний, а потом на всю зиму вернулся в док для установки брони и проведения других работ.

18 сентября 1890 года были проведены испытания механизмов. Машины развили 8289 л.с., обеспечивая кораблям с водоизмещением 8750 тонн скорость 15,25 уз. 22 и 29 сентября испытали артиллерию. Контр-адмирал С. О. Макаров по итогам стрельб сделал вывод о возможности увеличения углов горизонтального наведения 305-мм орудий до 110° на борт, для этого требовалось немного переделать мостик. Необходимые работы были проведены на протяжении месяца.

Несмотря на успешные испытания, на корабле существовало множество недоделок, и официальная достройка затянулась ещё на год - её закончили в декабре 1891, а отдельные работы были полностью окончены летом 1893-го.

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса формировали 85 шпангоутов, набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм. Корпус имел три палубы, простиравшиеся на всю длину корабля (верхнюю, батарейную и жилую), а вне машинных и котельных - носовую и кормовую платформы.На носу и корме верхняя палуба была немного покатой, это было сделано для того чтобы обеспечить стрельбу на близких дистанциях. Между 12 и 74 шпангоутами сделали двойное дно, высота которого поднималась до третьего . В корпусе были предусмотрены 10 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки, для обеспечения непотопляемости.

Таранный форштевень сделали из трёх частей общий вес которых был 18,8 т. Оконечность тарана выделялась от плоскости носового перпендикуляра на 2 м и находилась на глубине 2,7 м. Ахтерштевень весил 6,4 т, рулевая рама - 6,2 м, сам руль - 9,2 м. Площадь руля составляла 15,8 м².

По проекту корпус должен был весить 2935 т. Но при спуске вес корпуса составил 3183 т, то есть имел перегрузку почти 250 т.

Бронирование

Схема бронирования «Императора Николая I»

Броневой пояс был сделан из сталежелезных плит высотой 2,6 м. и простирался по всей ватерлинии, по проекту над водой он возвышался на 1 м. В средней части пояса надводная часть имела толщину 356 мм, а подводная часть к нижней кромке плавно утончалась до 203 мм. К носу и корме надводная часть плит постепенно утончалась до 305, 254 и 203 мм. Плиты устанавливались на шельф, образованный верхней частью шпангоутов и стрингером, и имели тиковую подкладку толщиной 254 мм. Крепление осуществлялось болтами, проходившими через борт и подкладку и вкручивающихся в сами бронеплиты.

Над поясом находилась броневая палуба (она же жилая палуба), состоявшая из двух слоёв железных листов. Нижние листы имели толщину 19 мм, а верхние - 44,5 мм, что в сумме давало толщину бронепалубы 63,5 мм. Люки бронепалубы закрывались железными бронекрышками толщиной 63,5 мм, а по периметру этих люков были сооружены броневые комингсы толщиной 50,8 мм.

Барбет установки главного калибра защищался 254-мм плитами общей высотой 6 м и массой 301,2 т. Над барбетом находился «башенный купол» толщиной 63,5 мм и весом 39,5 т, он защищал от осколков орудия и прислугу.

Казематы 229-мм орудий с носа и кормы защищались 152-мм траверсными переборками, а со стороны борта - 76-мм бронеплитами (общий вес защиты 125 т). 152-мм и 47-мм орудия, стоявшие на батарейной палубе, были лишены защиты, не считая усиленной бортовой обшивки толщиной 50,8 мм.

Боевая рубка общим весом 62,1 т. имела стенки толщиной 203 мм и крышу из 63-мм.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами и 12 огнетрубными котлами («Император Александр II») и 16 огнетрубными котлами («Император Николай I»), которые располагались в четырёх котельных и двух машинных отделениях.

Паровая машина Балтийского завода («Император Александр II») вертикальная, трехцилиндровая, двойного расширения пара с рабочим давлением 6,3 атмосферы, с цилиндром высокого давления диаметром 1520-мм, двумя цилиндрами низкого давления диаметрами по 2130-мм и ходом поршня 1060-мм имела мощность 4250 л.с. и частоту вращения 86 об/мин. при полной скорости хода в 15 узлов и передавала вращение на один четырёхлопастный винт Грифитса диаметром 580-мм и фиксированным шагом 7,0 метра.

Паровая машина Франко-Русского завода («Император Николай I») вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 6,68 атмосферы, с цилиндром высокого давления, цилиндром среднего давления и цилиндром низкого давления имела мощность 3945 л.с. при полной скорости хода в 14,5 узла и передавала вращение на один четырёхлопастный винт Грифитса диаметром 580-мм и фиксированным шагом 7,0 метра.

Паровой котёл цилиндрический, огнетрубный, пролетного типа, четырёхтопочный. При неработающей машине питание котлов реализовалось с помощью паровой донки. Наибольшее рабочее давление пара в котле 60 фунтов на кв. дюйм (0,42 МПа), длина котла 20 футов (6,1 метра), а диаметр 5 футов 6 дюймов (около 1,7 метра). Помимо главных котлов на броненосце имелись и вспомогательные котлы. Полный запас топлива (угля) включал 847-970 тонн, что позволяло броненосцу пройти более 3000 миль при скорости хода в 10 узлов.

Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 60 В и включала 4 динамо-машины «Сименса» мощностью по 1,2 кВт каждая, которые работали на палубное освещение, включавшее 321 лампу накаливания мощностью по 15 Вт и 2 динамо-машины «Грамма» мощностью по 7,2 кВт каждая для питания двух прожекторов «Манжена».

Экипаж и обитаемость

Экипаж на этих кораблях составлял чуть более чем 600 человек, а офицерский состав был около 30 человек.

Вооружение

Главный калибр

Главным калибром броненосцев была пара 12-ти дюймовых (305 мм) орудий, модели 1877 года. На «Александре II» орудия были установлены в установках, а на «Николае I» они располагались в башнях. Гидравлические механизмы обеспечивали наведение и заряжание орудий, но можно было осуществлять все необходимые операции вручную при выходе их из строя. Углы вертикального наведения составляли от −2° до +15°, горизонтальное осуществлялось в секторе 220°. Скорость горизонтального наведения равнялась 120° в минуту.

Вспомогательная артиллерия

Вспомогательный калибр представлял собой четыре 229 мм. орудия и восемь 152 мм. орудий. По углам цитадели располагались 152 мм. орудия, что бы увеличить дуги огня спереди и сзади. У 229-мм орудия углы вертикальной наводки 3° вниз и 15° вверх. Общий боезапас включал 360 снарядов: 244 фугасных, 100 бронебойных и 16 картечных. 152-мм орудие имело такие же углы вертикальной наводки. Общий боекомплект включал 1280 снарядов: 880 фугасных, 336 бронебойных и 64 картечных. На батарейной палубе на станках системы Дуброва устанавливались пушки 229-мм и 152-мм, причём первые имели броневую защиту, располагаясь в индивидуальных казематах, а вторые прикрывались только усиленной бортовой обшивкой.

Минно-торпедное вооружение

Всего было пять подводных торпедных аппаратов. Две выдвижных не поворотных торпедных трубы находились у форштевня: предполагалось, что залп из них будет производиться непосредственно перед таранным ударом. Перед бронёй барбетной установки находились ещё два аппарата, они наводились в пределах от 30° до 100° относительно диаметральной плоскости. Пятый аппарат был не поворотным и распологался в корме, его выдвижная труба проходила через ахтерштевень. Все эти аппараты стреляли 19-футовыми 381-мм торпедами Уайтхеда.

9244 тонн Длина 101,78 м Ширина 20,4 м Осадка 7,5 м Бронирование Пояс по ватерлинии до 356 мм,
казематы - 152 мм,
палуба - 63,5 мм,
барбет - 254 мм,
рубка - 203 мм Двигатели 2 вертикальных машины тройного расширения, 12 цилиндрических котлов Мощность 8289 л. с. (6 МВт) Движитель 2 Скорость хода 15,27 узла (28,28 км/ч) Вооружение Артиллерия 2 × 305-мм орудия,
4 × 229-мм орудия,
8 × 152-мм орудий,
10 × 47-мм пятиствольных орудий,
8 × 37-мм пятиствольных орудий,
2 × 63,5-мм десантных орудия Минно-торпедное вооружение 5 × 381-мм торпедных аппаратов

«Импера́тор Алекса́ндр II» - первый броненосец , построенный для Балтийского флота по принятой в 1881 году 20-летней судостроительной программе. До него в России был построен только один корабль этого класса - «Пётр Великий ».

Фактически начат строительством в эллинге Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 17 ноября 1883 г. (здесь и далее даты даны по старому стилю), официально заложен 18 июня 1885 г., спущен на воду 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1891-го, а фактически - летом 1893 года.

Основные характеристики

Мощность машин 8289 л.с.; максимальная скорость 15,27 уз; дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 8-уз ходом - 4440 миль, 15-уз - 1770 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз - 520 м; полный поворот совершается за 7 мин 32 с.

Вооружение: два 305/30-мм, четыре 229/35-мм, восемь 152/35-мм орудий, десять пятиствольных 47-мм и восемь пятиствольных 37-мм скорострельных пушек Гочкиса, два 63,5-мм десантных орудия Барановского, пять 381-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: борт 356-203 мм (сталежелезные плиты), палуба 63,5 мм (железо), барбет 254 мм, казематы 229-мм орудий 152-76 мм, боевая рубка 203 мм.

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса формировали 85 шпангоутов , набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм. Корпус имел три палубы, простиравшиеся на всю длину (верхнюю, батарейную и жилую), а вне машинных и котельных отделений - носовую и кормовую платформы. К носу и корме верхняя палуба имела некоторую покатость, чтобы обеспечить стрельбу на близкие дистанции (со снижением орудий). Между 12 и 74 шпангоутами имелось двойное дно, по высоте поднимавшееся до третьего стрингера . Для обеспечения непотопляемости в корпусе были предусмотрены 10 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки.

Полный вес залпа корабля на нос составлял 1276,4 кг (по два 305-мм, 229-мм и 152-мм орудия), на корму - 541 кг (по два 229-мм и 152-мм орудия), на траверз - 1398,8 кг (два 305-мм, два 229-мм и четыре 152-мм орудия).

Минное вооружение

Всего на корабле было пять подводных торпедных аппаратов . Две выдвижных неповоротных торпедных трубы находились у форштевня : предполагалось, что залп из них будет производиться непосредственно перед таранным ударом. Перед бронёй барбетной установки находились ещё два аппарата, наводившихся в пределах от 30° до 100° относительно диаметральной плоскости. Последний аппарат был неповоротным и находился в корме, его выдвижная труба проходила через ахтерштевень . Все эти аппараты стреляли 19-футовыми 381-мм торпедами Уайтхеда . На момент вступления корабля в строй наиболее совершенными были торпеды образца 1889 года, имевшие длину 5,7 м, вес 429,4 кг, заряд взрывчатого вещества 81,8 кг, наибольшую скорость 24,7 уз и дальность хода до 550 м.

В систему палубного (рабочего) освещения входили 279 ламп накаливания во внутренних помещениях и 42 на верхней палубе и мостиках.

Все шлюпки, за исключением спасательных ялов , устанавливались на рострах и верхней палубе. Ялы находились на специальных балках в носовой части корабля и были готовы к немедленному спуску. Для подъёма личного состава из шлюпок вдоль каждого борта крепился деревянный выстрел длиной 13,7 м и диаметром 25,4 см. На стоянке они «выстреливались», то есть ставились перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды.

В якорное устройство входили два основных адмиралтейских якоря (4,91 т без штока), два запасных системы Мартина и два верпа. Адмиралтейские якоря поднимались цепями диаметром 63,5 мм. Якоря Мартина стояли у бортов на срезе за носовыми 152-мм орудиями, а верпы - за кормовыми 229-мм.

История службы

Строительство и испытания

Подготовительные работы начались в мае 1883 года, а само строительство было начато 17 ноября в деревянном эллинге Петербургского Нового адмиралтейства. Строителем корабля был назначен подполковник Н. А. Субботин . Металл, необходимый для постройки корпуса, был заказан на Путиловском, Ижорском и Александровском заводах. Главные машины, котлы, трубопроводы водоотливной системы изготавливал Балтийский завод, артиллерию - Обуховский, броню, заклёпки, иллюминаторы и многие другие вещи - уже упоминавшийся Ижорский, паровые машины, насосы и эжекторы водоотливной системы, торпедные аппараты , каркас барбетной установки главного калибра - Металлический, кингстоны, дельные вещи, деревянный рангоут , паруса и шлюпки - Кронштадтский Пароходный, штевни и рулевую раму - Путиловский, электрооборудование - фирма «Сименс и Гальске»; ряд заказов получили и другие отечественные предприятия. Заграничные поставки были невелики: помимо тика, использовавшегося для подкладки под броню, в Англии заказали паровой привод рулевой машины, шпили, брашпиль и два якоря системы Мартина (уже после их доставки в Россию было решено оснастить корабль классическими адмиралтейскими якорями собственного производства).

15 июня 1885 г. кораблю было присвоено имя, а 18-го числа, почти через два года после реального начала строительства, состоялась официальная закладка, на которой присутствовал император Александр III . На воду корабль был спущен 14 июля 1887 года; на торжественной церемонии также присутствовал император.

25 августа 1889 г. достраивающийся корабль начал свою первую кампанию. К этому времени на нём находилось 406 нижних чинов и 23 офицера во главе с капитаном 1 ранга П. Юрьевым. Броненосец перешёл в Кронштадт , где его 7 сентября поставили в Константиновский док, а 11-го он закончил кампанию. 12 октября корабль вышел на несколько дней из дока для завершения швартовых испытаний, после чего на всю зиму вернулся в док для установки брони и проведения других достроечных работ.

28 августа 1890 г. во время съёмки с якоря «Император Александр II» столкнулся со шведским пароходом «Олаф», ударившемся кормой в борт русского корабля. «Швед» получил сильные повреждения, но остался на плаву. На «Александре II» была вдавлена обшивка правого борта в районе кормы, сорвалась с петель и утонула крышка торпедного аппарата, продавился спонсон кормовой пушки Гочкиса. Выход пришлось отменить, и броненосец вернулся в гавань для исправления повреждений, что было окончено к 9 сентября.

Испытания механизмов провели 18 сентября 1890 года. Машины развили 8289 л.с. (на 211 л.с. меньше проектных 8500 л.с.), обеспечив кораблю при водоизмещении 8748 тонн скорость 15,27 уз. 22 и 29 сентября испытали артиллерию. По итогам стрельб контр-адмирал С.О. Макаров сделал вывод о возможности увеличения углов горизонтального наведения 305-мм орудий до 110° на борт, для чего требовалось несколько переделать мостик . Необходимые работы были проведены в течение месяца.

Несмотря на успешные испытания, на корабле имелось ещё множество недоделок, поэтому официально достройка затянулась ещё на год с лишним - её окончили в декабре 1891 года, хотя отдельные работы продолжались ещё дольше и были полностью завершены лишь летом 1893-го.

Заграничный поход

Первую свою «настоящую» кампанию 1894 года «Император Александр II» провёл в составе Практической эскадры Балтийского флота, пройдя в сумме 1039 миль. Плавания посвящались боевой подготовке и изучению портов и побережья Балтики, где, возможно, кораблю пришлось бы вступить в бой с врагом.

5 мая 1895 года «Александр II» под командованием капитана 1 ранга К. П. Никонова начал очередную кампанию. 10 мая броненосец погрузил боезапас, после чего участвовал в походе Практической эскадры. В начале июня корабль ушёл в Кронштадт для подготовки к плаванию в Германию на торжественное открытие Кильского канала . Помимо него, Россию на торжествах должны были представлять броненосный крейсер «Рюрик» и канонерская лодка «Грозящий» под общим командованием контр-адмирала Н. И. Скрыдлов .

В 1896 г. корабль начал кампанию 2 июля. Он вместе с броненосцем «Наварин» , минным крейсером «Посадник» и миноносцами №№ 119 и 120 должен был отправиться на Средиземное море. Поход начался 3 августа.

14 сентября на подходе к Италии броненосец попал в свой первый сильный шторм. При силе ветра до 10 баллов и 7-балльном волнении крен временами достигал 30°, причём за минуту «Александр II» делал до 15 размахов на борт.

К концу 1896 года Средиземноморская эскадра была усилена броненосцами «Император Николай I» и «Сисой Великий» , а также крейсером 2 ранга «Вестник». В январе следующего года к ней присоединились ушедшие с Балтики вместе с «Александром II», но задержавшиеся в пути минный крейсер «Посадник» и миноносцы №№ 119 и 120. Всем этим кораблям вместе с эскадрами других держав пришлось участвовать в блокаде о. Крит, необходимость в которой возникла из-за вспыхнувших на острове столкновений между греческим и турецким населением, грозивших перерасти в войну между Грецией и Турцией.

Летом 1897 года корабль ушёл на Мальту для постановки в док. Во время выгрузки боеприпасов 229-мм снаряд сорвался с совка и серьёзно повредил ногу одному из комендоров , которую пришлось ампутировать в береговом госпитале. 2 июня броненосец был введён в док, где простоял до 21 числа. За это время подводная часть была очищена от обрастания, а сгнивший деревянный фальшкиль заменён новым.

Ходовые испытания, проведённые в июне 1905 года, показали удовлетворительную работу машин, но выявили дефекты новых котлов (впрочем, новыми назвать их можно весьма условно: готовы они были ещё в начале 1901 года, после чего длительное время хранились под открытым небом), в которых имелись течи. Котлы прочеканили, хотя этой меры хватило ненадолго. Основательный ремонт котлов выполнили лишь к весне 1911 года, после чего скорость корабля составила 12,7 уз.

С 1907 года корабль опять находится в Учебно-артиллерийском отряде, которым командовал контр-адмирал Н. К. Рейценштейн . В конце года с введением новой классификации кораблей «Александр II» стал числиться линкором , хотя, конечно, таковым по сути не был. В то же время были переделаны элеваторы орудий: флот переходил на новые, более длинные снаряды. В последующие годы броненосец продолжал готовить комендоров. С 1904 по 1909 год им командовали капитаны 1-го ранга А. А. Эбергард , Г. В. Петров и С. Ф. Васильковский, с 1909-го - А. М. Лазарев.

В апреле 1909 года при очередном доковании был освидетельствован корпус. Обнаруженные небольшие дефекты на прочность никак не влияли, и уже отслуживший 22 года корабль смог бы оставаться в строю ещё много лет, однако ввиду его безнадёжного устаревания для него был установлен предельный срок службы: 1917 год.

7 мая 1917 года матросский комитет переименовал старый броненосец в «Зарю Свободы». 25 октября корабль перешёл в Петроград , чтобы при необходимости своим огнём не пропустить в город верные временному правительству войска. На зиму корабль вернулся в Кронштадт , где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа . На следующий год броненосец пошёл на слом .

Общая оценка проекта

С «Императора Александра II» фактически начинается история строительства русских эскадренных броненосцев : «Пётр Великий» был построен намного раньше и не имел «потомков», к тому же по концепции был океанским монитором . Опыта практического использования броненосных кораблей русский флот не имел, да и другие флоты этим похвастаться не могли: фактически за весь период, прошедший с момента окончания Крымской войны , похоронившей парусный флот, произошло лишь одно сражение с участием броненосцев - битва при Лиссе . В этом бою был успешно применён таран, в то время как артиллерийская канонада оказалась малоэффективной, из чего практически во всех странах был сделан вывод о важнейшей роли таранного удара. Исходя из этого проектировались новые корабли, в число которых попал и «Император Александр II».

Таранная тактика предполагала концентрацию артиллерийского огня в носовом секторе, чтобы во время сближения успеть повредить неприятельский корабль и тем самым помешать ему самому осуществить таран, отразить атаку или уклониться от удара. Поэтому в нос на «Александре» могли стрелять оба 305-мм и по два 229-мм и 152-мм орудия. На борт огонь был сильнее, но ненамного - на две шестидюймовки. Кормовой сектор считался маловажным, соответственно и огонь там был существенно слабее - по два 229-мм и 152-мм орудия. «На бумаге» это выглядело хорошо, но ориентация на таранную тактику оказалась ошибочной, а в «нормальном» линейном бою ориентированные на неё корабли были слабоваты. Естественно, это целиком относится и к «Александру II».

Противоминное вооружение вполне соответствовало тому периоду, а с появлением более крупных миноносцев могло быть без особых затруднений усилено путём замены 37-мм и 47-мм пушек на более крупные орудия. В действительности этого не произошло, но такой нужды и не возникало.

Торпедные аппараты , как и мины заграждения , были абсолютно бесполезным и даже вредным элементом вооружения крупного артиллерийского корабля, но в те годы их установка считалась обязательной, и лишь русско-японская война заставила от них отказаться.

Бронирование корпуса было вполне адекватным эпохе. Более того, после появления скорострельных пушек среднего калибра с мощными фугасными снарядами «Александр II» за счёт полного пояса по ватерлинии даже в какой-то мере выигрывал у более современных кораблей, имевших небронированные оконечности: обширные затопления из-за разрушения небронированного борта ему не грозили (естественно, пока сам пояс находился над водой, а для этого требовалось, чтобы корабль не был сильно перегружен). Правда, общая площадь бронированного борта была невелика и ещё более уменьшалась из-за традиционной перегрузки, и в случае плотного обстрела из скорострельных орудий броненосец довольно быстро превратился бы в решето. Этот недостаток, однако, был свойственен всем его современникам и был преодолён только в начале XX века с появлением высокопрочной брони, закалённой по методу Круппа.

Значительно хуже обстояло дело с защитой артиллерии. Правда, на момент проектирования барбетная установка главного калибра не была очень большим недостатком: на малых дистанциях боя, обусловленных характеристиками тогдашних орудий и прицельных приспособлений, траектория снарядов является достаточно настильной, и вероятность поражения барбета сверху, где броня отсутствует или представлена противоосколочным щитом, невелика. Однако к моменту фактического вступления в строй ситуация уже начала меняться, что в полной мере проявилось в русско-японскую войну . Ещё печальнее выглядит ситуация с защитой средней артиллерии. 229-мм пушки более-менее бронированы лишь с носовых и кормовых углов, а с борта их защищает всего лишь 76-мм броня, ну а шестидюймовки и вовсе лишены какой-либо защиты, кроме усиленной обшивки борта, которая сможет остановить только осколки. Появление скорострельной среднекалиберной артиллерии обрекало их в бою на быстрый выход из строя.

9244 тонн Длина 101,78 м Ширина 20,4 м Осадка 7,5 м Бронирование Пояс по ватерлинии до 356 мм,
казематы - 152 мм,
палуба - 63,5 мм,
барбет - 254 мм,
рубка - 203 мм Двигатели 2 вертикальных машины тройного расширения, 12 цилиндрических котлов Мощность 8289 л. с. (6 МВт) Движитель 2 Скорость хода 15,27 узла (28,28 км/ч) Вооружение Артиллерия 2 × 305-мм орудия,
4 × 229-мм орудия,
8 × 152-мм орудий,
10 × 47-мм пятиствольных орудий,
8 × 37-мм пятиствольных орудий,
2 × 63,5-мм десантных орудия Минно-торпедное вооружение 5 × 381-мм торпедных аппаратов

«Импера́тор Алекса́ндр II» - первый броненосец , построенный для Балтийского флота по принятой в 1881 году 20-летней судостроительной программе. До него в России был построен только один корабль этого класса - «Пётр Великий ».

Фактически начат строительством в эллинге Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 17 ноября 1883 г. (здесь и далее даты даны по старому стилю), официально заложен 18 июня 1885 г., спущен на воду 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1891-го, а фактически - летом 1893 года.

Основные характеристики

Мощность машин 8289 л.с.; максимальная скорость 15,27 уз; дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 8-уз ходом - 4440 миль, 15-уз - 1770 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз - 520 м; полный поворот совершается за 7 мин 32 с.

Вооружение: два 305/30-мм, четыре 229/35-мм, восемь 152/35-мм орудий, десять пятиствольных 47-мм и восемь пятиствольных 37-мм скорострельных пушек Гочкиса, два 63,5-мм десантных орудия Барановского, пять 381-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: борт 356-203 мм (сталежелезные плиты), палуба 63,5 мм (железо), барбет 254 мм, казематы 229-мм орудий 152-76 мм, боевая рубка 203 мм.

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса формировали 85 шпангоутов , набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм. Корпус имел три палубы, простиравшиеся на всю длину (верхнюю, батарейную и жилую), а вне машинных и котельных отделений - носовую и кормовую платформы. К носу и корме верхняя палуба имела некоторую покатость, чтобы обеспечить стрельбу на близкие дистанции (со снижением орудий). Между 12 и 74 шпангоутами имелось двойное дно, по высоте поднимавшееся до третьего стрингера . Для обеспечения непотопляемости в корпусе были предусмотрены 10 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки.

Полный вес залпа корабля на нос составлял 1276,4 кг (по два 305-мм, 229-мм и 152-мм орудия), на корму - 541 кг (по два 229-мм и 152-мм орудия), на траверз - 1398,8 кг (два 305-мм, два 229-мм и четыре 152-мм орудия).

Минное вооружение

Всего на корабле было пять подводных торпедных аппаратов . Две выдвижных неповоротных торпедных трубы находились у форштевня : предполагалось, что залп из них будет производиться непосредственно перед таранным ударом. Перед бронёй барбетной установки находились ещё два аппарата, наводившихся в пределах от 30° до 100° относительно диаметральной плоскости. Последний аппарат был неповоротным и находился в корме, его выдвижная труба проходила через ахтерштевень . Все эти аппараты стреляли 19-футовыми 381-мм торпедами Уайтхеда . На момент вступления корабля в строй наиболее совершенными были торпеды образца 1889 года, имевшие длину 5,7 м, вес 429,4 кг, заряд взрывчатого вещества 81,8 кг, наибольшую скорость 24,7 уз и дальность хода до 550 м.

В систему палубного (рабочего) освещения входили 279 ламп накаливания во внутренних помещениях и 42 на верхней палубе и мостиках.

Все шлюпки, за исключением спасательных ялов , устанавливались на рострах и верхней палубе. Ялы находились на специальных балках в носовой части корабля и были готовы к немедленному спуску. Для подъёма личного состава из шлюпок вдоль каждого борта крепился деревянный выстрел длиной 13,7 м и диаметром 25,4 см. На стоянке они «выстреливались», то есть ставились перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды.

В якорное устройство входили два основных адмиралтейских якоря (4,91 т без штока), два запасных системы Мартина и два верпа. Адмиралтейские якоря поднимались цепями диаметром 63,5 мм. Якоря Мартина стояли у бортов на срезе за носовыми 152-мм орудиями, а верпы - за кормовыми 229-мм.

История службы

Строительство и испытания

Подготовительные работы начались в мае 1883 года, а само строительство было начато 17 ноября в деревянном эллинге Петербургского Нового адмиралтейства. Строителем корабля был назначен подполковник Н. А. Субботин . Металл, необходимый для постройки корпуса, был заказан на Путиловском, Ижорском и Александровском заводах. Главные машины, котлы, трубопроводы водоотливной системы изготавливал Балтийский завод, артиллерию - Обуховский, броню, заклёпки, иллюминаторы и многие другие вещи - уже упоминавшийся Ижорский, паровые машины, насосы и эжекторы водоотливной системы, торпедные аппараты , каркас барбетной установки главного калибра - Металлический, кингстоны, дельные вещи, деревянный рангоут , паруса и шлюпки - Кронштадтский Пароходный, штевни и рулевую раму - Путиловский, электрооборудование - фирма «Сименс и Гальске»; ряд заказов получили и другие отечественные предприятия. Заграничные поставки были невелики: помимо тика, использовавшегося для подкладки под броню, в Англии заказали паровой привод рулевой машины, шпили, брашпиль и два якоря системы Мартина (уже после их доставки в Россию было решено оснастить корабль классическими адмиралтейскими якорями собственного производства).

15 июня 1885 г. кораблю было присвоено имя, а 18-го числа, почти через два года после реального начала строительства, состоялась официальная закладка, на которой присутствовал император Александр III . На воду корабль был спущен 14 июля 1887 года; на торжественной церемонии также присутствовал император.

25 августа 1889 г. достраивающийся корабль начал свою первую кампанию. К этому времени на нём находилось 406 нижних чинов и 23 офицера во главе с капитаном 1 ранга П. Юрьевым. Броненосец перешёл в Кронштадт , где его 7 сентября поставили в Константиновский док, а 11-го он закончил кампанию. 12 октября корабль вышел на несколько дней из дока для завершения швартовых испытаний, после чего на всю зиму вернулся в док для установки брони и проведения других достроечных работ.

28 августа 1890 г. во время съёмки с якоря «Император Александр II» столкнулся со шведским пароходом «Олаф», ударившемся кормой в борт русского корабля. «Швед» получил сильные повреждения, но остался на плаву. На «Александре II» была вдавлена обшивка правого борта в районе кормы, сорвалась с петель и утонула крышка торпедного аппарата, продавился спонсон кормовой пушки Гочкиса. Выход пришлось отменить, и броненосец вернулся в гавань для исправления повреждений, что было окончено к 9 сентября.

Испытания механизмов провели 18 сентября 1890 года. Машины развили 8289 л.с. (на 211 л.с. меньше проектных 8500 л.с.), обеспечив кораблю при водоизмещении 8748 тонн скорость 15,27 уз. 22 и 29 сентября испытали артиллерию. По итогам стрельб контр-адмирал С.О. Макаров сделал вывод о возможности увеличения углов горизонтального наведения 305-мм орудий до 110° на борт, для чего требовалось несколько переделать мостик . Необходимые работы были проведены в течение месяца.

Несмотря на успешные испытания, на корабле имелось ещё множество недоделок, поэтому официально достройка затянулась ещё на год с лишним - её окончили в декабре 1891 года, хотя отдельные работы продолжались ещё дольше и были полностью завершены лишь летом 1893-го.

Заграничный поход

Первую свою «настоящую» кампанию 1894 года «Император Александр II» провёл в составе Практической эскадры Балтийского флота, пройдя в сумме 1039 миль. Плавания посвящались боевой подготовке и изучению портов и побережья Балтики, где, возможно, кораблю пришлось бы вступить в бой с врагом.

5 мая 1895 года «Александр II» под командованием капитана 1 ранга К. П. Никонова начал очередную кампанию. 10 мая броненосец погрузил боезапас, после чего участвовал в походе Практической эскадры. В начале июня корабль ушёл в Кронштадт для подготовки к плаванию в Германию на торжественное открытие Кильского канала . Помимо него, Россию на торжествах должны были представлять броненосный крейсер «Рюрик» и канонерская лодка «Грозящий» под общим командованием контр-адмирала Н. И. Скрыдлов .

В 1896 г. корабль начал кампанию 2 июля. Он вместе с броненосцем «Наварин» , минным крейсером «Посадник» и миноносцами №№ 119 и 120 должен был отправиться на Средиземное море. Поход начался 3 августа.

14 сентября на подходе к Италии броненосец попал в свой первый сильный шторм. При силе ветра до 10 баллов и 7-балльном волнении крен временами достигал 30°, причём за минуту «Александр II» делал до 15 размахов на борт.

К концу 1896 года Средиземноморская эскадра была усилена броненосцами «Император Николай I» и «Сисой Великий» , а также крейсером 2 ранга «Вестник». В январе следующего года к ней присоединились ушедшие с Балтики вместе с «Александром II», но задержавшиеся в пути минный крейсер «Посадник» и миноносцы №№ 119 и 120. Всем этим кораблям вместе с эскадрами других держав пришлось участвовать в блокаде о. Крит, необходимость в которой возникла из-за вспыхнувших на острове столкновений между греческим и турецким населением, грозивших перерасти в войну между Грецией и Турцией.

Летом 1897 года корабль ушёл на Мальту для постановки в док. Во время выгрузки боеприпасов 229-мм снаряд сорвался с совка и серьёзно повредил ногу одному из комендоров , которую пришлось ампутировать в береговом госпитале. 2 июня броненосец был введён в док, где простоял до 21 числа. За это время подводная часть была очищена от обрастания, а сгнивший деревянный фальшкиль заменён новым.

Ходовые испытания, проведённые в июне 1905 года, показали удовлетворительную работу машин, но выявили дефекты новых котлов (впрочем, новыми назвать их можно весьма условно: готовы они были ещё в начале 1901 года, после чего длительное время хранились под открытым небом), в которых имелись течи. Котлы прочеканили, хотя этой меры хватило ненадолго. Основательный ремонт котлов выполнили лишь к весне 1911 года, после чего скорость корабля составила 12,7 уз.

С 1907 года корабль опять находится в Учебно-артиллерийском отряде, которым командовал контр-адмирал Н. К. Рейценштейн . В конце года с введением новой классификации кораблей «Александр II» стал числиться линкором , хотя, конечно, таковым по сути не был. В то же время были переделаны элеваторы орудий: флот переходил на новые, более длинные снаряды. В последующие годы броненосец продолжал готовить комендоров. С 1904 по 1909 год им командовали капитаны 1-го ранга А. А. Эбергард , Г. В. Петров и С. Ф. Васильковский, с 1909-го - А. М. Лазарев.

В апреле 1909 года при очередном доковании был освидетельствован корпус. Обнаруженные небольшие дефекты на прочность никак не влияли, и уже отслуживший 22 года корабль смог бы оставаться в строю ещё много лет, однако ввиду его безнадёжного устаревания для него был установлен предельный срок службы: 1917 год.

7 мая 1917 года матросский комитет переименовал старый броненосец в «Зарю Свободы». 25 октября корабль перешёл в Петроград , чтобы при необходимости своим огнём не пропустить в город верные временному правительству войска. На зиму корабль вернулся в Кронштадт , где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа . На следующий год броненосец пошёл на слом .

Общая оценка проекта

С «Императора Александра II» фактически начинается история строительства русских эскадренных броненосцев : «Пётр Великий» был построен намного раньше и не имел «потомков», к тому же по концепции был океанским монитором . Опыта практического использования броненосных кораблей русский флот не имел, да и другие флоты этим похвастаться не могли: фактически за весь период, прошедший с момента окончания Крымской войны , похоронившей парусный флот, произошло лишь одно сражение с участием броненосцев - битва при Лиссе . В этом бою был успешно применён таран, в то время как артиллерийская канонада оказалась малоэффективной, из чего практически во всех странах был сделан вывод о важнейшей роли таранного удара. Исходя из этого проектировались новые корабли, в число которых попал и «Император Александр II».

Таранная тактика предполагала концентрацию артиллерийского огня в носовом секторе, чтобы во время сближения успеть повредить неприятельский корабль и тем самым помешать ему самому осуществить таран, отразить атаку или уклониться от удара. Поэтому в нос на «Александре» могли стрелять оба 305-мм и по два 229-мм и 152-мм орудия. На борт огонь был сильнее, но ненамного - на две шестидюймовки. Кормовой сектор считался маловажным, соответственно и огонь там был существенно слабее - по два 229-мм и 152-мм орудия. «На бумаге» это выглядело хорошо, но ориентация на таранную тактику оказалась ошибочной, а в «нормальном» линейном бою ориентированные на неё корабли были слабоваты. Естественно, это целиком относится и к «Александру II».

Противоминное вооружение вполне соответствовало тому периоду, а с появлением более крупных миноносцев могло быть без особых затруднений усилено путём замены 37-мм и 47-мм пушек на более крупные орудия. В действительности этого не произошло, но такой нужды и не возникало.

Торпедные аппараты , как и мины заграждения , были абсолютно бесполезным и даже вредным элементом вооружения крупного артиллерийского корабля, но в те годы их установка считалась обязательной, и лишь русско-японская война заставила от них отказаться.

Бронирование корпуса было вполне адекватным эпохе. Более того, после появления скорострельных пушек среднего калибра с мощными фугасными снарядами «Александр II» за счёт полного пояса по ватерлинии даже в какой-то мере выигрывал у более современных кораблей, имевших небронированные оконечности: обширные затопления из-за разрушения небронированного борта ему не грозили (естественно, пока сам пояс находился над водой, а для этого требовалось, чтобы корабль не был сильно перегружен). Правда, общая площадь бронированного борта была невелика и ещё более уменьшалась из-за традиционной перегрузки, и в случае плотного обстрела из скорострельных орудий броненосец довольно быстро превратился бы в решето. Этот недостаток, однако, был свойственен всем его современникам и был преодолён только в начале XX века с появлением высокопрочной брони, закалённой по методу Круппа.

Значительно хуже обстояло дело с защитой артиллерии. Правда, на момент проектирования барбетная установка главного калибра не была очень большим недостатком: на малых дистанциях боя, обусловленных характеристиками тогдашних орудий и прицельных приспособлений, траектория снарядов является достаточно настильной, и вероятность поражения барбета сверху, где броня отсутствует или представлена противоосколочным щитом, невелика. Однако к моменту фактического вступления в строй ситуация уже начала меняться, что в полной мере проявилось в русско-японскую войну . Ещё печальнее выглядит ситуация с защитой средней артиллерии. 229-мм пушки более-менее бронированы лишь с носовых и кормовых углов, а с борта их защищает всего лишь 76-мм броня, ну а шестидюймовки и вовсе лишены какой-либо защиты, кроме усиленной обшивки борта, которая сможет остановить только осколки. Появление скорострельной среднекалиберной артиллерии обрекало их в бою на быстрый выход из строя.