Чему и как учить будущих офицеров армии россии. "Армия учит тому, что инициатива наказуема": солдат о службе в ВМФ С чего начинается служба

Ежегодно в Украине появляются новые законы, касающиеся политики, экономики, бюджета. Не минула эта участь и воинскую часть. Как известно, в Министерстве обороны может появиться новое постановление о том, что солдаты Мариупольской воинской части должны будут сами готовить себе еду, в то время как сейчас этим занимаются профессиональные повара, дабы предоставить будущим защитникам родины возможность заниматься своими прямыми обязанностями – обучаться стрельбе, правильному построению, тактике ведения боя, физической подготовке, оказанию первой медицинской помощи пострадавшему, и в целом военному искусству.

Однако, бесплатная рабочая сила никогда не бывает лишней. К тому же, как рассказал офицер пресс-центра Восточного территориально-регионального командования МВС Украины Александр Лихобабин , основную пищу всё равно готовят повара, но если в армию приходит молодой солдат, у которого уже есть соответствующее образование его вполне могут назначить на должность помощника. Также солдат должен уметь готовить кашу в полевых условиях, поскольку как сказал министр обороны – Михаил Ежель: «Армия – это структура, которая не привязана к котлу, а совсем наоборот – котёл всегда идёт вслед за армией». Поэтому в воинской части ещё молодые и не опытные юноши должны обучиться многому. Кстати, если в Украине сейчас пытаются внедрить новые изменения в Министерство обороны, то в России наоборот отменяют требования, согласно которым военнослужащий должен варить кашу и чистить картошку. Заниматься этим обязаны, по мнению российской военной реформы, профессиональные повара, а солдаты должны оттачивать военное мастерство и владеть боевыми навыками, чтобы в случае необходимости суметь защитить не только свою державу, но и не бросить в беде товарища.

А вот что думают мариупольцы по поводу будущих нововведений, рассказали они сами. Наши украинские ребята в большинстве случаев считают, что каждый уважающий себя мужчина должен уметь готовить , но вот совмещать искусство приготовления пищи с нелёгким армейским трудом довольно непросто. Однако, как известно, каждую неделю назначается дежурный по кухне, который выполняет соответствующие обязательства, так что любой солдат в той или иной мере связан с общепитом. Также мнения мариупольцев разделились на том, действительно ли нужна армия. Одни считают её школой жизни, а другие — пустой тратой времени.

Так чему же наших ребят учат в армии:

Мнение 1. Курить и использовать ненормативную лексику
Мнение 2. Уставным отношениям между военнослужащими
Мнение 3. Выживать, а также знать воинскую дисциплину и беспрекословно выполнять приказы командира
Мнение 4. Самостоятельности
Мнение 5. Военному искусству, повышению физической подготовки, снижению болевого порога, как физического, так и психологического, а также надеяться и рассчитывать только на свои силы.
Мнение 6. Разбирать и собирать оружие, мыть полы и преодолевать полосу препятствий.

Из всего вышеперечисленного следует, что армия — это не так уж и плохо, но как настоящая школа жизни, она в значительной мере меняет человека: он становится более жёстче, мужественнее, сильнее, и увереннее в себе. Настоящий мужчина должен испытать на себе военное искусство, и не только для того, чтобы уметь защищать свою родину от нападок чужестранцев, но и потому, что слабаков в нашем мире не любят, а особенно если к их числу относятся мужчины. Раньше ведь на парня, который не служил, даже косо смотрели и не брали на флот. Конечно, мир изменился, но порядки остались те же, если не считать того, что в 21 веке многие стремятся избежать армии при помощи одного универсального средства – денег, да только не пожалеют ли они о своём поступке спустя время….

При подготовке некоторых фактов материала был использован официальный сайт Мариуполя лайфсити.ком

Анна Кондратьева

В современном мире очень сложно найти ответы на многие наболевшие вопросы. Чтобы найти ответ на интересующий вас вопрос , просто зайдите в интернет.

В армии существует несколько видов обучения. Самый распространённый – обучение, что называется, боем, то есть в боевых частях, когда человеку дают технику или оружие и говорят: используй. Солдат в таком случае до чего-то доходит сам, что-то ему подсказывают те, кто мучается с той же техникой или оружием уже некоторое время. В этом отношении распространена практика преемственности: перед тем, как уволиться, солдат готовит себе замену в том деле, которым занят.

Абсолютно во всех частях практикуется курс молодого бойца, продолжительностью около месяца, предназначенный для того, чтобы натаскать солдат в строевой подготовке к присяге, обучить армейской дисциплине и другим основам солдатской жизни.

В армии существуют также учебные части, в просторечье «учебки». Здесь солдат обучают по узкой специализации в течение полугода. Иногда – одиннадцать месяцев (в разведывательных учебных частях). За такой срок солдат даже при низком качестве обучения приобретает некоторые базовые навыки в своём ремесле. После завершения обучения в такой части солдат отправляют в обычные войска, как правило, по приобретённой ими в учебке специализации.

Очень важно, что далеко не все солдаты проходят учебные части. Подавляющее большинство сразу отправляется в действующие войска. Единственной возможной для них формой подготовки оказывается передача опыта от призыва к призыву. Только после полугода обучения и ещё полугода самостоятельной практической работы солдат оказывается достаточно подготовлен для несения службы на ответственной должности.

У заключившего контракт солдата имеется возможность получить повышение, отправившись для дополнительной подготовки на курсы офицеров или прапорщиков. Но занятие это довольно бессмысленное, потому что реально кроме муштры и очередной порции унижений ничего не даёт. Поэтому это действо сложно даже назвать учёбой.

У офицеров вопрос обучения поставлен гораздо серьёзней. Офицерами становятся либо после окончания гражданского высшего учебного заведения, где есть военная кафедра, дающая некоторую базовую подготовку, либо после специального высшего военного учебного заведения. Теоретически, выпускники военных вузов лучше подготовлены, нежели выпускники гражданских – не просто же так их гоняют целых пять лет. И уж тем более они лучше себе представляют, что такое реальный воинский коллектив, так как сами провели в нём приличный кусок жизни. Однако и те, и другие в войсках довольно быстро адаптируются к армейским условиям, усваивают необходимые навыки командования и некоторые технические умения. И тем, и другим приходится многое осваивать практически с нуля.

Интересно, что кадровые офицеры в своих высших военных учебных заведениях проходят нечто очень похожее на срочную службу для простых солдат. Только все здесь на курсе одного призыва, поэтому среди них сразу выделяются свои лидеры, занимающие сержантские посты. Они могут вести себя с сокурсниками очень нелицеприятно, пытаясь насадить нечто подобное дедовщине в войсках. Не стоит забывать и старшие курсы, которые по отношению к молодым уж точно воспроизводят элементы дедовщины.

В наше время качество человеческого материала чрезвычайно снизилось, особенно в морально-нравственном и интеллектуальном отношениях. Соответственно снизилось и качество человеческого материала в армии, причём, даже в большей мере, нежели на гражданке, так как большинство умных людей предпочитает невоенные учебные заведения. Военные же вузы всё в большей степени превращаются в приёмник людей, не сумевших никуда больше поступить. Но есть и приятные исключения, впрочем, являющиеся таковыми только в сравнении с другими аналогичными заведениями современной России; советским они всё равно в подмётки не годятся. Многие военные на высоких постах откровенно говорят, что они своих детей в эти военные вузы отдавать не собираются, потому что, когда они сами начинали служить, атмосфера в них была значительно человечней. Они даже признают, что при нынешнем раскладе сами не пошли бы учиться на военных. Уже одно это заставляет задуматься.

Часто условием занятия определённой воинской должности является прохождение доподготовки. Обычно она ничего не даёт и представляет собой череду беспробудных пьянок с другими «повышающими» квалификацию офицерами. Реально доподготовка есть не что иное, как пустая формальность. Большинство прибывших для её прохождения уже имеют реальный опыт работы по данной должности, им требуется просто формальное основание быть назначенными на такую должность. Если же опыта нет, офицеру в этом диком калейдоскопе пьянок вперемешку с занятиями удаётся усвоить только отдельные моменты, комплексного же законченного знания он не получает. Его он получит уже будучи на должности, в процессе повседневной работы.

В целом, можно констатировать чрезвычайно слабую подготовку кадров в вооружённых силах. Но не следует слишком драматизировать на этот счёт. Современная военная подготовка достаточна для использования устаревшей техники, адекватна ей. Обучение методам ведения боевых действий также соответствует потребностям общества: войскам даётся так называемая «контртеррористическая» подготовка, ориентированная на проведение локальных операций. На этом я останавливался в главе, посвящённой контрактникам.

Власти пытаются параллельно сохранить и внедрить высокоточное и высокоэффективное вооружение. Информации о качестве подготовки военнослужащих для его использования и планирования операций с его применением у меня нет. Разве что можно сослаться на книги Максима Калашникова , где он констатирует очень слабый уровень такой подготовки и говорит о том, что поколение советских высших офицеров, умевших планировать и претворять в жизнь грандиознейшие операции планетарного масштаба, умирает, не оставляя достойных преемников. Современных высших офицеров не учат воевать с лучшими армиями планеты с комплексным применением новейших вооружений. Я так понимаю, что советские офицеры учились этому не в военных вузах, а на практике, передавая свой реальный опыт преемникам. Теперь этот институт преемства разрушается.

Что касается собственно оперирования высокоэффективным современным вооружением, то очевидно, что через преемство опыт его использования передать невозможно в виду незначительного (годичного) срока службы срочников. Власти пытаются найти панацею в контрактниках, но, как было показано выше, они вряд ли оправдают ожидания. В результате неопытным командирам глобальных операций придётся командовать неопытными же исполнителями.

Важнейшей проблемой военного образования в России стала модернизация системы подготовки офицерских кадров. В обучение и воспитание курсантов военных училищ были внесены изменения. Но до сих пор добавляются новые разделы, все время расширяется перечень плановых тем. При этом в программах много ненужного, в то время как многие вопросы остаются за рамками обучения.

Разумная инициатива не должна быть наказуема

Ни одной программой военного обучения не предусмотрена выработка у будущих офицеров инициативы, умения генерировать собственные варианты решения . Конечно, знать основополагающие закономерности, принципы и правила ведения боевых действий нужно, но очень часто командирам в бою приходится принимать решения, полагаясь исключительно на свою сообразительность.

Учебный процесс – это тоже искусство, для которого требуются талантливые люди

Воспитанию инициативы и самостоятельности офицеров уделялось пристальное внимание с момента образования регулярной русской армии . Офицерам предоставлялась инициатива в действиях сообразно «случаю» и «обыкновению» противника. За «нерассуждение» в бою офицер подвергался суровому наказанию. Особо подчеркивалось, что в воинском Уставе «порядки писаны, а времен и случаев нет», поэтому в военных действиях нужно иметь «рассуждение», сообразуясь с обстоятельствами, а не держаться Устава, «яко слепой стены».

К сожалению, эти способности офицерами стали понемногу утрачиваться. «После войны на оперативно-тактических занятиях и учениях было принято говорить, что решение того или иного командира соответствует или не соответствует требованиям устава , – свидетельствует генерал армии Гареев. – Но решение по определенной задаче не может и не должно соответствовать уставам или иным теоретическим положениям. Оно может быть жизненным только в том случае, если учитывает все оттенки сложившихся условий, соответствует конкретной обстановке и обеспечивает наиболее эффективное выполнение поставленной задачи

Самый страшный враг рационального военного искусства – это шаблон и догматизм. Сила военного искусства – в творчестве, новаторстве, оригинальности, а следовательно, в неожиданности решений и действий для противника ».

Будущему офицеру нужны фундаментальные знания истории военного искусства. Но не для возведения в ранг догм, а для осмысления и творческого приложения к современным условиям. Хотя классические теории войны в разработках Сунь-цзы, Вегеция, Макиавелли, Клаузевица, Свечина, Гарта и требуют адаптации к нынешней эпохе, фундаментально они остаются справедливыми. Логика войны и стратегического мышления столь же универсальна и бесконечна, как и сама человеческая природа.

Курсанты военных училищ должны получать такие знания, которые давали бы им возможность в короткий срок освоить любую военную специальность . Учитывая, что концепция вооруженной борьбы и военная техника кардинально меняется в течение 5–10 лет, будущий офицер должен уметь учиться, самостоятельно овладевать знаниями.

Пример в этом показал Александр Суворов, который к 20 годам самостоятельно изучил и досконально знал все походы Македонского, Ганнибала, Цезаря, Конде и других известных тогда полководцев. В дальнейшем он освоил семь иностранных языков, в том числе турецкий и финский, прекрасно овладел математикой и другими науками. И не проиграл ни одного сражения.

В военном вузе педагоги должны делать все возможное, чтобы курсанты напрочь забыли школьную подготовку в виде «натаскивания» на сдачу ЕГЭ . Будущих офицеров необходимо учить мыслить самостоятельно, а не готовить из них начетчиков, как это делается в школе. Курсантов необходимо ориентировать на самостоятельный поиск нужного решения проблемных вопросов, а не на умение находить нужный вариант из представленного их набора.

Большую помощь в развитии творческого мышления оказывает изучение естественно-научных дисциплин, и прежде всего математики и информатики. В основе всех концепций вооруженной борьбы будущего лежит использование информационных технологий. Поэтому без знания информатики, без умения применять алгоритмические методы решения задач оптимального планирования и управления невозможно становление будущего командира. Каждый курсант должен проводить расчеты с использованием электронных таблиц, работать с базами данных, создавать алгоритмы и писать программы на языках программирования высокого уровня.

Немаловажную роль в становлении будущего командира играет изучение гуманитарных наук, в первую очередь педагогики и психологии. От командира требуется умение убеждать людей.

Боевая, политическая и физическая подготовка

Важнейшее значение имеет боевая подготовка . Основной метод обучения должен быть наглядный, а не словесный, как в большинстве военных вузов в настоящее время. Основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, но еще лучше – один раз сделать, чем сто раз увидеть.

Для качественной подготовки необходимы постоянные стажировки курсантов в воинских частях. В настоящее время стажировка проводится лишь на последнем году обучения курсантов. В результате после окончания училища офицеры нуждаются в дополнительной подготовке и адаптации к особенностям службы в воинской части. Стажировка в воинских частях по окончании каждого курса в военном вузе будет способствовать не только более качественной подготовке будущих офицеров, но и позволит командирам воинских частей заранее подобрать резерв для замещения вакантных офицерских должностей.

Кроме того, тесное взаимодействие военных вузов с воинскими частями позволяет решить многие проблемы в обучении и воспитании курсантов. К сожалению, этот огромный потенциал большинство военных вузов не использует.

Не менее важной является политическая подготовка . На всем протяжении истории русской армии офицеров пытались вовлечь в политику, привлечь на свою сторону, исходя из разнообразных убеждений и верований.

Царская власть запретила офицерам обращаться к политике. При производстве в офицеры давалась подписка следующего содержания (текст ее так и оставался неизменен до 1917 года): «Я, нижеподписавшийся, даю сию подписку в том, что ни к каким масонским ложам и тайным обществам, Думам, Управам и прочим, под какими бы названиями они ни существовали, я не принадлежал и впредь принадлежать не буду, и что не только членам оных обществ по обязательству, чрез клятву или честное слово не был, да и не посещал и даже не знал об них, и чрез подговоры вне лож, Дум, Управ, как об обществах, так и о членах, тоже ничего не знал и обязательств без форм и клятв никаких не давал ».

Такие клятвы пагубно сказались на политической подготовке офицеров и были одной из причин растерянности офицерского корпуса в ходе событий Февраля–Октября 1917 года. Политическое размежевание офицеров стало возможным лишь как следствие их политического невежества, а их практические действия нередко определялись сложившейся политической конъюнктурой, а не идейными позициями.

«Погоня за оставлением армии вне политики и общественных взглядов представляется ныне не чем иным, как плодом канцелярских мудрствований », – утверждал царский генерал-майор Владимир Воронецкий, до июля 1916 года возглавлявший штаб 13-го армейского корпуса.

Роль политической подготовки офицерского корпуса обусловливается следующими обстоятельствами .

Во-первых , армия является инструментом власти. Офицерский корпус не может блуждать в политических потемках: он должен быть политически просвещен и сопричастен к тем государственным задачам, которые решает власть. Офицер должен быть активным носителем государственной и национальной идеи.

Во-вторых , политическая подготовка войны, политический аспект самой войны требуют высокой политической квалификации не только высшего, но и старшего и младшего офицерства.

В-третьих , сама война требует от офицера умения управлять и направлять энергию масс на достижение победы, а без идеологии справиться с этой задачей невозможно.

В-четвертых , попытки политических партий использовать офицерство в борьбе за власть, требуют не только политической бдительности, но и политической прозорливости, умения за действиями отдельных партий, групп и лиц видеть общее благо государства.

В-пятых , офицерство следует рассматривать, как важнейший кадровый резерв государства.

Поэтому важнейшим направлением обучения курсантов военных училищ должна стать политическая подготовка. При этом политическая подготовка курсантов есть нечто большее, чем просто сумма занятий и семинаров. Это – сложный и многогранный методический комплекс, позволяющий решать многие вопросы становления будущего офицера. Просто информировать о политических вопросах – лишь полдела. Необходимо вступать в дискуссию по спорным положениям. Лишь тогда будущий офицер станет компетентным в принятии политических решений и сможет убеждать и воспитывать военнослужащих срочной службы, которые могут быть членами различных политических партий и движений.

Сейчас физическое здоровье российских граждан значительно снизилось. Опыт чеченских войн показал слабый уровень физической подготовки и многих офицеров Вооруженных сил. Об уровне подготовки солдат и вообще не стоит говорить. Поэтому в военных училищах необходимо заняться вопросами укрепления и поддержания здоровья курсантов . Большую пользу принесло бы включение в программу обучения занятий боевыми искусствами. Такие программы есть в Китае, Корее, Японии. Был такой опыт и у нас, когда, например, бокс входил в программу суворовских училищ, а дзю-дзюцу – юнкерских училищ.

Изучение боевых искусств способствует также воспитанию собранности, внимательности, умению не упускать из виду детали, проникать в замыслы противника . Используемые в боевых искусствах методы психофизического воспитания употребляются и с целью развития определенных морально-волевых качеств, навыков саморегуляции, позволяющих противостоять стрессам и перегрузкам военной службы. Занятия боевыми искусствами способствуют развитию активности, целеустремленности.

Нас учат те, кого мы выучили сами

Определяющая роль в подготовке будущих офицеров принадлежит руководству . К сожалению, Департамент образования Минобороны РФ, когда его возглавляла Екатерина Приезжева, сделал немало для развала . Ликвидировали многие военные академии и вузы, в семь раз сократили профессорско-преподавательский состав. Перешли на трехуровневую болонскую систему, что повлекло снижение качества подготовки (кстати, министр обороны генерал армии Сергей Шойгу ее уже отменил).

Важнейшую роль в подготовке будущих офицеров играют преподаватели военных училищ. При этом уровень подготовки самих преподавателей за последние годы резко снизился . Это связано с отсутствием у некоторых преподавателей боевого опыта, а порой и службы в войсках. Один мой знакомый по военному училищу прошел «боевой путь» от лейтенанта до полковника, сидя за одним столом в одном помещении и обучая курсантов уставам Вооруженных сил. Другой сослуживец по Военной академии при написании кандидатской диссертации по эксплуатации боевого ракетного комплекса ходил в Центральный музей Вооруженных сил, чтобы посмотреть, как этот комплекс выглядит вживую.

Поэтому имеет смысл проводить ротацию офицеров-преподавателей и офицеров из войск , направляя первых в длительную командировку в войска для обновления и пополнения знаний, а наиболее подготовленных офицеров из войск откомандировывать в военные училища на преподавательскую работу. Например, в США после войны в Персидском заливе получившие боевой опыт офицеров были направлены на преподавательскую работу в Университет национальной обороны, военные колледжи и учебные центры в фортах Ливенворт, Нокс, Бенин и другие.

В наших гражданских вузах сейчас больше времени уделяется изучению фундаментальных наук, а узкоспециальные дисциплины выносятся в программу специальных курсов и семинаров. Это способствует тому, что каждый студент может сделать выбор в изучении специальных дисциплин, сообразуясь со своими способностями и наклонностью, что дает выпускникам базу для овладения любой специальностью по профилю вуза.

Такой опыт, думается, полезен и для Минобороны. Увеличение времени на изучение фундаментальных наук за счет некоторого сокращения узкоспециальных дисциплин и более гибкое их распределение способствовали бы скорейшему росту числа военных специалистов, используемых в различных областях деятельности.

#призыв #служба #армия

Начало новой жизни — новые заботы, новые трудности. Подготовка обмундирования — ваша обязанность. Подъем и отбой: отрабатывание первых команд, практическая подготовка. Зарядка в армии. Что о ней нужно знать новобранцу. Адаптация к армейским будням. Строевые занятия: тренировка не помешает Принятие присяги. Первое важное событие в жизни солдата. Распределение по местам службы. Получение вооружения и военной техники

Немного про первые дни. Лично мне они в армии запомнились рукоделием — шитьем, зарядками, подъемами и отбоями.

Пришивание первых в жизни погон молодыми солдатами — занятие не для слабонервных. Надо было видеть, как вчерашние маменькины сынки, никогда не державшие в руках иголку, осваивали премудрость нанесения знаков отличия на обмундирование! Перешивать приходилось вкривь и вкось пришитые эмблемы, не тем концом закрепленные петлицы, не той стороной повернутые погоны. Надо сказать, первый урок солдатского мастерства удался на славу — всем стало ясно, что солдатский труд — это действительно труд, тяжелый и не всегда приятный. Сегодня с этим все гораздо проще — знаки различия вам пришивать уже не придется.

Вот и прошел заполненный заботами и хлопотами день и наступил вечер, а с ним и отбой — время отхода ко сну. И если вы думаете, что нам дали спокойно заснуть, то глубоко заблуждаетесь. На подъем и отбой курсантам в учебках отводится всего по 45 секунд, что очень дисциплинирует, координирует и заставляет почувствовать дух солдатского единения. Причем для правильного выполнения этих элементов распорядка дня существует тренировка:. Порой раз по пятнадцать за день. Поначалу это действительно тяжело — новые пуговицы намертво удерживаются новыми же петлями, руки не слушаются, напряжение мешает думать, вещи попадают не на свое место и при подъеме их уже невозможно найти… Масса причин для того, чтобы не уложиться в положенный норматив. Расслабьтесь! Это просто в вас воспитывают необходимые для защиты Родины качества.

Отнеситесь к этому, как к соревнованию или к тренировке. Пусть сержант думает, что он воспитывает вас. А вот и нет! Вы делаете это для себя. И когда вы настроитесь на правильное восприятие этих ритуалов, только тогда начнете получать удовольствие от борьбы со временем и не окажетесь в числе отстающих. Что в современной армии не очень приятно.

Кроме морального настроя, рекомендую подготовиться и практически. Предварительно ослабьте пуговицы, попробуйте аккуратно подрезать петли так, чтобы пуговицы легко застегивались и расстегивались. Вы уже как минимум не будете последним. Выполнение нормативов по подъему — не издевательство над солдатами. Можете мне поверить. Это — необходимость, от которой может зависеть ваша жизнь и жизнь ваших товарищей и командиров. Хорошо обученный солдат через минуту готов вступить в бой с противником. И может оказаться, что промедления даже в полминуты будет достаточно, чтобы враг вошел в расположение вашего подразделения. Додумать, что будет после этого, я предоставляю вам самим. А теперь решайте, справедливо или нет требуют от вас выполнения норматива при подъеме.

Приведу свой пример, который убедит вас, что подниматься в армии желательно как можно быстрее. В один из дней курсант, спавший со мной по соседству, надел мои сапоги. Мне, естественно, пришлось надевать оставшиеся — его. Понял я, что на мне чужая обувь, сразу, но возможность переобуться появилась только через несколько минут. В течение которых я стесал ноги его сапогами на пару размеров, В результате — распухшая нога, поход в санчасть…

Утро в армии начинается с зарядки. Для того чтобы ощутить, что это такое, немедленно необходимо прикрепить к каждой ноге по паре килограммов дополнительного груза и попробовать пробежаться хотя бы на небольшое расстояние. Я думаю, что вы сразу почувствуете всю «прелесть» такой легкой пробежки в армейских сапогах. Прибавьте к этому ощущения от неразношенной обуви, неправильно намотанных портянок. Для остроты ощущений представьте себе три шеренги таких же, как и вы, парней и попробуйте пробежаться в такой компании еще раз. Это один из обязательных элементов обычной армейской зарядки.

Первая наша зарядка была весьма необычной. Нам приказали не отставать от сержанта на протяжении одного километра. Чисто психологически этот прием сработал на все сто, к концу этого бесконечного километра мы в полной мере почувствовали, что никто нянчиться с нами не будет, что армия — это не дом родной и трудности будут встречаться на каждом шагу.

Смею уверить, в армии все очень быстро встает на свои места. Сержант бежал быстро. И это было настолько мучительно, что, преодолевая последние триста метров, я мог думать только об одном: «Когда же это все закончится?!»

Вот наконец-то мы пересекли финишную черту, но какое же это было жалкое зрелище! С хрипом и стонами хватали мы воздух, а рот был полон противной липкой слюной. В довершение ко всему сержант решил «порадовать» нас и пообещал: «Завтра бежим три километра».

«Мама дорогая! — подумалось мне. — Я тут помираю после такого расстояния, ноги ватные, весь в поту, такое ощущение, что легкие рвутся в клочья, а завтра опять мучения, но в десятки раз страшнее». С такой мыслью я провел сутки.

Утро следующего дня не сулило ничего хорошего. Мозг свербила мысль: «Что делать? Как избежать этого кошмара?»

Но, хочешь — не хочешь, ты обязан быть в строю и делать то, что тебе приказывают. Через некоторое время бега строем я определил для себя, что ни за что не сойду с дистанции, чего бы это ни стоило. «Я подожду, я потерплю, — твердил я себе. — Еще несколько шагов, еще, еще…». Иногда очень хотелось остановиться и сказать: «Все, не могу, мне нельзя уже, я устал, мои легкие, мои ноги не выдержат этого». Мне очень хотелось сделать именно так.

Но так как я принял для себя установку не быть последним, то старался ее придерживаться, хотя мне это удавалось с большим трудом… Минуты и секунды кажутся бесконечными, каждый шаг отдается во всем теле.

Не знаю, как бы я поступил, пробежав полтора-два километра. Мне казалось, что я уже совсем не могу двигаться. Думаю, что подобное состояние было не только у меня, потому как где-то после километра бега один из курсантов вышел из строя и сказал, что он больше не может. Сейчас я понимаю, что темп наш в тот день и был рассчитан на такое развитие событий. Для того чтобы наглядно показать, что бывает с теми, кто готов быть последним.

Сержант остановил взвод и сказал: «Я все понял. Ты побежишь со мной эти три километра и еще пару дополнительных». Урок я усвоил, и, слава богу, не на собственном примере. Я добежал до конца и запомнил первую армейскую истину. «Ты не должен быть последним» — гласит она.

Завершающий этап трехкилометрового пробега проходил в совершенно другом, не столь напряженном темпе. Урок окончился. Через два дня таких забегов объявили, что на следующий день нам предстоит преодолеть уже 6 километров. Я не переживал. Я знал, что я добегу, что темп, выбранный сержантом, не превосходит человеческие возможности. Я не буду последним. А значит, не буду Наказан.

Кто-то, читая эти строки, подумает, что это — издевательство над солдатами, что коварные старослужащие специально придумывают это для того, чтобы досадить молодым солдатам. Это не так. Все несколько сложнее. Я определился в свое время, что на войне выживает не только тот, кто лучше стреляет и дерется. Это, конечно, тоже немаловажные умения. Но шансов выжить больше у того, кто обладает выносливостью, кто лучше бегает на длинные дистанции. Что такое захват чужого окопа? Это перемещение со всей амуницией по неровной местности иногда по нескольку сот метров. И если у тебя сбилось дыхание, ты, несмотря на свои внушительные габариты, не сможешь нанести мало-мальски грамотного удара. Ты труп. В еще не начавшейся атаке.

Отступление — это не всегда погрузка в машины и переезд к другому месту дислокации или марш в направлении другого укрепленного района. Зачастую это непрерывное передвижение в течение нескольких суток то в одну, то в другую сторону. Это изнурительное занятие — выход из окружения и прорыв к своим. В войне при прочих равных условиях побеждают не здоровые «качки», а поджарые, выносливые марафонцы. И потому беговая подготовка призвана спасти ваши жизни. Помните об этом и тренируйтесь. Это может очень пригодиться.

Кроме всего прочего, в первые дни очень сильно бьет по боевому духу осознание того факта, что ты здесь — на долгое время. После пяти-шести дней, проведенных в новых условиях, обычно начинаешь думать, что в армии жить тяжело и жизнь такая будет длиться практически бесконечно. Так происходит не только ё армейском коллективе. Вспомните — наверняка вам приходилось какое-то время делать нелюбимую работу. При этом вы повторяете: «Когда же закончатся эти грядки (посуда, стирка, уроки)?» Самый простой способ отвлечься от этих дум — не смотреть в конец поля, а монотонно выполнять работу, какой бы нудной она ни была. Просто начинать и просто доводить до конца. И тогда время будет проходить гораздо быстрее. Можете попробовать. Так и с армией. В начале срока службы бесконечно далеким кажется день, когда вы отправитесь домой.

В армии я усвоил простую истину. Здесь надо просто жить. Не подсчитывайте дни, оставшиеся до демобилизации, — с таким настроем они будут тянуться очень долго. Живите. Радуйтесь жизни. Она и в армии прекрасна. Вы найдете массу новых хороших друзей, научитесь тому, что в той, прежней жизни никогда не научились бы, начнете лучше разбираться в людях, поймете, кто чего стоит в критических ситуациях. Дышите полной грудью. И никогда не думайте, что вы — самый несчастный из всех живущих на Земле. Это не так. Через пару месяцев службы вы и сами придете к осознанию Этого факта. Моя задача — рассказать вам об этом заранее.

И после окончания службы вы долгие годы, с большой вероятностью, будете тепло вспоминать своих армейских друзей и; быть может, командиров.

Теперь еще хотелось бы рассказать о тех, кто вешается, стреляется, убегает. Я через пару недель после начала службы заступил в наряд с одним пареньком, который сразу же сказал мне, что уже написал домой 37 писем и ночью, во время наряда, напишет еще 12. «Мне тут так плохо, — жаловался он. — Меня все обижают. Но если мне станет совсем плохо, я убегу и спрячусь. А сержанту ведь попадет».

Я представил, какая жизнь ждет этого курсанта после того, как попадет Сержанту, и понял, кто эти люди, убегающие, стреляющиеся, вешающиеся, в основной массе своей. Я считаю, что они заранее запрограммированы на то, чтобы не бороться с трудностями, а уходить от них. Наверно, это вопрос специалистов, а я не имею такого образования, но в силу своего жизненного опыта, думаю, что в большинстве своем это — в той или иной степени больные люди. С того дня я понял, что мне не грозит ни побег из армии, ни попытка самоубийства. Я успокоился и стал служить.

Здесь я могу столкнуться с непониманием и ненавистью со стороны тех людей, которые потеряли своих близких в армии. Повторяю — это мое мнение, которое может быть отлично от правильного. Рассказывая о способах выживания в армии, я забочусь в первую очередь о тех, кому еще предстоит служить. Простите, если своими строками я причинил кому-либо боль.

Я еще раз хочу повторить правило, которое вы уже знаете или о существовании догадывались. В армии лучше не выделяться. Так безопаснее. Придерживайтесь золотой середины. В этом случае вы не приобретете врагов и достаточно спокойно прослужите весь срок. То, что я раздаю здесь советы, вовсе не означает, что сам всегда применял их на практике. Жизнь зачастую сложнее и многообразнее самой стройной теории, и не всегда в каком-то конкретном случае можно поступить в полном соответствии с правилами, но общего закона старайтесь все-таки придерживаться.

Есть категория призывников, которые хотят изменить армию и сделать ее лучше, добрее, честнее и потому идут на конфликт с существующей системой. Ни одному из них еще не удалось ее сломать. Случающиеся исключения, к сожалению, лишь подтверждают это правило. Доказательством тому служит сегодняшнее положение армии. В некоторых случаях система гнется, иногда сгибает, а случается, что и ломает. Причем, как правило, ломает тех, кто пытается с большей силой воздействовать на нее. Помните и об этом. Не хотелось бы, чтобы система сломала вас. А потому будьте гибкими, насколько возможно.

Из того, что мне не очень нравилось вначале, хочется упомянуть строевые занятия. Задача вроде бы простая — научить солдат ходить строем, синхронно поднимая и опуская ноги. Причем поднимать ноги надо на определенную высоту, не задевая шагающего впереди товарища и не подставляя свои ноги под удар идущего сзади. Для этого нас часами муштровали на плацу, тренируя в удержании ноги на весу. Занятие на самом деле не настолько легкое, как может показаться на первый взгляд. Рекомендую потренироваться. Опять же предварительно надев сапоги. Думаю, что вы получите несказанное «удовольствие» уже после первых тридцати секунд. В нашем подразделении время удержания ноги на весу зависело от наличия садистских наклонностей у сержанта. Желаю вам хорошего сержанта.

И вот наконец истек срок карантина, вы выучили текст присяги, усвоили новые знания и приобрели необходимые навыки. Теперь в вашей жизни грядет особое событие — день принятия присяги. Произнеся ее слова, каждый должен расписаться в том, что он действительно это сделал. С этого момента он становится полноценным солдатом, которому уже можно доверить оружие, послать в караул и судить за невыполнение приказов командиров и другие провинности.

В принципе, все это должно происходить не позднее двух месяцев со дня прибытия в воинскую часть, но реально обычно хватает двух недель для усвоения основ маршировки, основных обязанностей солдата, значения Военной присяги, Боевого Знамени воинской части и воинской дисциплины. До этого момента молодых солдат содержат вместе и не допускают совместного их проживания со старослужащими. Такой период адаптации позволяет не так сильно травмировать психику молодого пополнения и спокойно довести его до подписания слов о том, что он обязуется защищать Отечество. После подписания он начинает защищать Родину вместе с дедами, которые уже готовы показать, как эта самая Родина защищается.

Принятие военной присяги, как всякие торжественные армейские мероприятия, обставлено со всей возможной ритуальной атрибутикой. Например, вас будут приводить к Военной присяге перед Государственным, флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части.

Руководит мероприятием командир воинской части, и именно он издает приказ, в котором указывает место и время приведения к Военной присяге. До этого с вами будет проводиться разъяснительная работа о значении Военной присяги и требованиях законодательства по вопросам защиты Отечества.

В назначенное время воинская часть при Боевом Знамени и Государственном флаге Российской Федерации и с оркестром выстраивается в пешем строю в парадной форме с оружием. Обычно командир части начинает это мероприятие с напоминания о значении Военной присяги и той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведенных к Военной присяге на верность своему Отечеству.

После этого вас по очереди начнут вызывать из строя для чтения текста Военной присяги, после чего остается расписаться в специальном списке в графе против своей фамилии и стать на свое место в строю.

Затем следует поздравление и исполнение Государственного гимна. В военном билете и учетно-послужной карточке военнослужащего делается отметка начальника штаба воинской части с указанием даты приведения вас к присяге. Все.

Теперь вы — солдаты, принявшие присягу, которая налагает на вас ответственность. В том числе и уголовную. Надеюсь, что я вас не запугал. Я в свое время читал присягу и, как видите, к ответственности не привлекался. Надо понимать, что это действительно не пустые слова, а ваша клятва. И если бы в свое время до вас эту клятву не произносили миллионы солдат, то такой страны, как Россия, уже не существовало бы. И непонятно, что было бы с вами, с вашими родителями, дедами и прадедами. А пока все мы даем клятву Родине в том, что будем защищать ее за то, что она в свое время защищала и будет защищать нас в дальнейшем. Это универсальный механизм, который может не нравиться в момент прохождения службы, но, безусловно, полезен до и После нее.

Надо отметить, что день приведения к Военной присяге является для воинской части нерабочим днем и проводится как праздничный день. Что предполагает раздачу дополнительно к рациону празднично-выходных яиц.

Списки, в которые вы попадете, как лицо, приведенное к Военной присяге, будут храниться в штабе воинской части в особой папке пронумерованными, прошнурованными и опечатанными сургучной печатью, а потом будут сданы в архив. Чтобы при случае напомнить вам, что клятву вы произносили и подпись ставили. Помните об этом.

После этого церемониала готовьтесь к тому, что вам назначат место, в котором вы будете проходить службу. Теоретически прибывшее пополнение распределяется по подразделениям после изучения деловых качеств каждого военнослужащего и с учетом состояния его здоровья, профессии, специальности, полученной до поступления на военную службу по призыву, характеристики и заключения о профессиональной пригодности, выданных в военном комиссариате и многих других деталей. Но, я думаю, что. скорее всего вам предстоит занять место, освободившееся после ухода из подразделения демобилизованных «дедов». Хотя у нас проводились тесты на определение уровня интеллекта, результатов которых я не видел, но крестики и цифирки исправно ставил.

Распределение опять же сопровождается церемонией с духовым оркестром, гимном, построением на плацу, речью о боевом пути части, ее героях и наградах, об успехах в боевой подготовке подразделений и о той почетной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих. Затем предоставляется слово одному-двум военнослужащим, заканчивающим военную службу по призыву, и одному-двум вновь прибывшим военнослужащим. Этот ритуал должен подчеркнуть преемственность поколений, вдохновить вас на то, чтобы служить «как дед служил…». Не рекомендую выступать от имени молодого поколения, а уж тем более обещать что-либо совершенно выдающееся. Прежде чем говорить какие-либо слова, необходимо знать, возможно ли их сдержать. В худшем случае вас запомнят и будут припоминать ваши обещания, произнесенные публично, очень долгое время.

У меня в свое время был случай, когда африканские студенты, работавшие у нас в стройотряде, перед началом работы произнесли пламенную речь, о том, что они не посрамят чести представителей своей родины и будут ударно трудиться на стройке. После чего в течение ближайших двух недель они разъехались кто куда: один из них со словами «Касасира ладошка натер» отправился, видно, лечить натруженные руки, другой — к неожиданно появившейся в Москве сестре, третий объяснил свой отъезд тем, что «очень жарко у вас». Но африканцы были люди, присяги нам не дававшие и потому свободные. У вас все будет не так.

Вы стали полноценной частью армии со всеми вытекающими последствиями.

Теперь вам надо получить оружие — не будете же вы защищать родину с пустыми руками?

Все, что связано с оружием, в армии бюрократизируется сверх всякой меры. Любая манипуляция с автоматом записывается в журнал. И это правильно — иначе просто невозможно избежать хищения оружия. Поэтому, взяв оружие, не выпускайте его из рук. Пропажа оружия — тяжкое военное преступление и наказывается чрезвычайно жестоко. Помните, об этом. Тщательно оформляйте и сдачу оружия. В этой ситуации лучше перестраховаться.

Приведу пример неправильного использования вооружения.

В бытность молодым лейтенантом я услышал рассказ, правда-неправда, сказать не могу, но смеялся долго. Служили на одной дальней сибирской «точке» офицеры-летчики, согнанные туда со всех уголков матушки-России, Почему «согнанные» — так это у нас практика такая: «залетел» на водке — на «точку»; «залетел» на «аморалке» — тоже на «точку»; промотал имущество — если не в тюрьму, то на «точку». Так и собираются асы воздушной империи в одном месте, а оттуда уже разлетаются подобные истории.

Итак, прислали как-то на «точку» майора, следом приказ — разжаловать до капитана, а за что — никто не знает. Да и он молчит, при этом не пьет, не курит, в карты не играет и жена еще не ушла. Неделю молчит, вторую, личный состав уже беспокоиться начал — что-то слишком благовоспитанный. Через месяц, в День рождения (Военно-воздушных Сил) удалось снять завесу с этой тайны. Оказывается, служил майор в Поволжье, был командиром вертолетного экипажа. Полетели как-то по заданию, чуть-чуть подпили. А поскольку «чуть-чуть» — понятие в армии растяжимое, то можно только догадываться, сколько же было выпито, после чего «героям» захотелось искупаться. Благо внизу, под «крылом самолета», среди лесисто-болотистой местности, где и приземлиться-то нормальному вертолету негде, протекала небольшая речушка. Так как, в такие минуты, было бы сказано — а сделано будет, опустили вертолет над этой самой речкой, как раз на высоту веревочной лестницы. Попрыгали все в воду и давай резвиться. Жарко, от воды прохладой веет. Не выдержал наш майор — перевел вертолет на автопилот и тоже сиганул вниз. Время быстро бежит, через часик керосин выработался, вертолет полегчал, видимо, и приподнялся. Еще минут через тридцать экипаж до лестницы достать уже не смог. А еще через час-другой, по случаю выработки оставшегося керосина, вертолет совершил один из элементов высшего пилотажа — посадку на воду, с дальнейшим погружением в нее. При этом экипаж наблюдал за всем происходящим уже со стороны.

Приказ о закреплении вооружения и военной техники за солдатами отдает командир части. Номер приказа и фамилии лиц, за которыми закрепляются вооружение и военная техника, вносятся в специальные формуляры. Наименование стрелкового оружия, его серия, номер и дата выдачи записываются в ваш военный билет и в ведомости закрепления оружия за личным составом.

Теперь вы, и только вы, отвечаете за то, чтобы ваше оружие в нужный момент выстрелило, а не дало осечку. И потому рекомендую особо тщательно относиться к поддержанию его в образцовом состоянии. Возможно, это когда-нибудь спасет вам жизнь.

До вручения вооружения и военной техники с пополнением проводятся занятия по изучению их боевых возможностей, а также требований техники безопасности. Вот это как раз не просто формальность. Отнеситесь к этому с повышенным вниманием — слишком много солдат погибает при неосторожном обращении с оружием или техникой.

Наиболее распространены смертельные случаи при перезарядке или чистке автомата, при включении автомобиля или другой самоходной техники. Бывает, что в подобных ситуациях перед машиной или позади нее оказываются люди, которые получают травмы из-за халатности водителя. В результате гроб одному, тюрьма — другому.

Я как-то наблюдал стройбатовца, который решил проверить, много ли бензина осталось в бочке, а чтобы лучше было видно, поджег спичку и поднес к отверстию в емкости. Пары бензина в бочке взорвались, сорвали верхнюю крышку, и этим кругом снесло неудачливому солдатику голову наполовину. Зрелище, Надо сказать, жуткое. Жил он после этого еще дня три.

Есть, конечно, кроме трагических и анекдотические случаи. Например такой: один боец спал в автомобильном парке на карданном вале припаркованного КамАЗа. Нашли его, когда машину запустили.

Теперь приведу истории, которые рассказали мне очевидцы. Поэтому попытаюсь сохранить стиль изложения рассказчиков.

Учебное стрельбище. Надо сказать, грибов на территории полигона — прорва, а потому местные жители непрерывно лезут сквозь все оцепления. Итак, солдаты уже изготовили к стрельбе, как с НП замечают на поле продвигающуюся короткими перебежками бабуленцию с корзиной. Естественно, срочно играется отбой, бабку отлавливают и доставляют к командиру.

— Бабка, мать-перемать, ты что, не знаешь, что тут стрельбы! Тебя ж убить могли!

— Ииии…, милай, что ж я, совсем глупая, — возражает бабка. — Я ж слушаю, а ежли стрелять начнут, то сразу за те фанерки спрячусь, — и показывает на ростовые мишени в поле…

Случилась эта страшная история в Сибири, есть там маленький военный городок Н… На территории этой военной части началось уничтожение устаревшей военной техники, в основном авиационной. Были среди нее и твердотопливные ракетные ускорители. Для тех, кто не знает, поясню — небольшие ракеты крепят к самолету, чтобы обеспечить быстрый взлет с короткой полосы или с палубы, ну в общем-то это больше для старых моделей авиатехники.

Прибыли в эту часть два юных дарования — свежеиспеченные прапорщики. Знаний особых нет, но любовь к технике и развлечениям огромная. Особенно нравилось на мотоцикле по взлетной полосе гонять — в общем «Горячие головы-3».

Однажды в ясный, солнечный денек взяли они этот самый ускоритель да и закрепили на мотоцикле «Урал», между люлькой и мотоциклом. Сами тоже пристегнулись. На пробный «вылет» пригласили подружек, но они решили со стороны посмотреть. И так разогнались они немножко и… включили зажигание!!! К сожалению, мощность ускорителя «летчики» не учли.;Раздался грохот, и они вместе с мотоциклом исчезли.

Конечно, ЧП начали расследовать, в предполагаемом направлении полета поисковые группы направили. Приглашенные эксперты долго что-то считали и выдали, что если бы ускоритель стоял вертикально, то мотоциклисты взлетели бы на 6 км, а так не знаем мол… Так, к сожалению, и не нашли ни ребят, ни мотоцикла.

Этот случай — совсем уж анекдотический и вряд ли в действительности имел место, но раз уж я о нем вспомнил, то, пожалуй, расскажу и вам, сохранив стиль изложения. Тем более что он все-таки поучителен.

У нас тут на севере зимой снега выпадает немало, поэтому по приходу весны, накопившись на крышах, он естессно становится прямой угрозой для жизни людей и «прапорщиков»…

Ну и вот, значица, пришла весна… Начало усе потихоньку подтаивать — снег, лед, сердца девушек, продавщицы в пивных ларьках… Жисть, как говорится начиналась… Начали оттаивать и сердца , которые служат в ентом сеймом училище, поэтому, заботясь за жизнь учащихся, подполковник приказал парочке солдатиков взять лопаты и с помощью них сбросить накопившийся за зиму на крыше снег… Сказано — сделано. Проявив еще большую заботу об учащихся, этот же самый подполковник приказал майору привязать солдатиков, выполняющих столь важное задание, веревкой, чтобы, в случае их падения, можно было, значица, их спасти… Сказано — сделано. Привязали. И все вроде было сначала нормально — ан нет… Заходит майор к подполковнику и говорит, что, мол, ЧП произошло — упал один из солдатиков и ногу сломал…

Подполковник; «Я же приказал их привязать!»

Майор: «Дык, привязан он был… Только веревку мы длинную взяли…»

Естессно, крик и оскорбления в сторону майора… Ну, ладно — надо ж парня в больницу везти… Подгоняют ГАЗ-66 ну и, значица, грузят паренька в кузов… И вроде уже все должно быть нормально — ан нет… Заходит майор к подполковнику и говорит, что, мол, еще одно ЧП произошло — этот паренек вторую ногу сломал…

Подполковник: «Как это могло произойти???» Далее следует отборная брань, коснувшаяся и родственников майора, и его самого.

Майор: «Дело в том, что, когда в машину грузили, мы забыли от парня веревку отвязать…»

Вам надо запомнить, что законы в армии, многие установки, правила, нормы, законы писаные, и неписаные, какими бы нелепыми на первый взгляд они не казались, начертаны кровью. И мне не хотелось бы, чтобы вашей кровью была написана новая страница этих законов.

Другие материалы