Сокращение ядерного вооружения. Разоружение в современном мире: договоры, конвенции, результаты. Ядерный арсенал России и США

Исходя, из того что Российской Федерации является правопреемницей СССР, то и является полноправным участником ратифицированных СССР международных договоров.

В конце июля 1991 г. в Москве подписывается Договор СНВ-1. Можно смело утверждать, что по своему охвату, степени детализации, сложности решенных в нем проблем -- это первый и последний Договор такого рода. Предмет договора: МБР, БРПЛ, ПУ МБР, ПУ БРПЛ, ТБ, а также боезаряды МБР, БРПЛ и ядерные вооружения ТБ. Стороны договорились сократить свои стратегические вооружения до уровня 1600 развернутых носителей и 6000 боезарядов на них. При этом наполовину должно быть сокращено количество наших тяжелых МБР. Были введены ограничения и на неразвернутые средства. Впервые был установлен предел на суммарный забрасываемый вес баллистических ракет. Он не должен превышать 3600 т.

Весьма сложным оказалось согласование порядка зачета СНВ, особенно вооружений ТБ. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, следует подчеркнуть, что в конечном счете здесь был принят условный засчет -- тяжелый бомбардировщик засчитывался как одна единица в число носителей, а все ядерные бомбы и ракеты малой дальности на нем -- как один ядерный боезаряд. Что касается КРВБ, то они засчитывались так: для СССР в пределах 180 ТБ -- по 8 боезарядов на каждом бомбардировщике, для США в пределах 150 ТБ -- по 10 боезарядов, а сверх этих оговоренных количеств за каждым ТБ засчитывалось то количество КРВБ, для которого он реально оснащен.

Сокращения вооружений должны осуществляться поэтапно в течение 7 лет со дня вступления Договора в силу. Сразу необходимо отметить, что Договор вступил в силу через три с половиной года после его подписания в декабре 1994 г. Для столь длительной задержки были причины (останавливаться на них нет, к сожалению, возможности). В декабре 2001 г. стороны завершили сокращения своих вооружений до согласованных уровней, предусмотренных Договором СНВ-1. Сокращения вооружений осуществлялись путем их ликвидации или переоборудования по детально разработанным процедурам. Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов; Изд-во 3-е, перераб. и доп. / И.И. Лукашук. - М.:Волтерс Клувер, 2005. - 432 с.

Контроль за соблюдением обязательств по Договору СНВ-1 включает использование НТСК; 14 различных видов инспекций; непрерывное наблюдение на объектах по производству мобильных МБР; обеспечение доступа к телеметрической информации, передаваемой с борта баллистических ракет при их пусках, включая обмен магнитными лентами с записанной телеметрической информацией; меры доверия, способствующие эффективности контроля. Для содействия осуществлению целей и положений Договора СНВ-1 создана и поныне функционирует Совместная комиссия по соблюдению и инспекциям (СКСИ).

Надо сказать, что в дальнейшем в переговорном процессе произошли важные сдвиги.

Еще до вступления Договора СНВ-1 в силу, был подписан (в январе 1993 г.) Договор о дальнейшем сокращении и ограничении СНВ, получивший наименование Договор СНВ-2. Этот Договор на девяносто процентов, если не более, базируется на положениях Договора СНВ-1, и потому он был подготовлен в предельно короткие сроки, примерно в течение полугода. Толстых, B.JI. Курс международного права: учебник / B.JI. Толстых. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 1056 с

Договор СНВ-2 предусматривал сокращение СНВ сторон до уровня в 3000-3500 боезарядов, с подуровнем в 1700-1750 боезарядов на БРПЛ. Достоинством этого Договора можно считать договоренность о реальном засчете вооружений на всех ТБ. Вместе с тем, его особенностями, а многие специалисты считали недостатками, были требования ликвидации МБР с РГЧ, а также полной ликвидации всех наших тяжелых МБР. Предусматривалась возможность переориентации (без каких-либо обязательных процедур) до 100 ТБ на выполнение неядерных задач. По существу, осуществлялся вывод их из засчета. Снимались по существу все ограничения на возможность понижения числа боеголовок на баллистических ракетах.

Все это, как считалось, давало явные преимущества США и в результате предопределило весьма острые дискуссии при ратификации этого Договора в Государственной Думе. В конечном счете, Государственная Дума ратифицировала Договор СНВ-2, а Конгресс США до конца эту процедуру не довел (не был ратифицирован Протокол к Договору СНВ-2, подписанный 26 сентября 1997 г. в Нью-Йорке, о продлении сроков сокращения вооружений). С выходом США из Договора по ПРО вопрос о введении в действие Договора СНВ-2 был окончательно снят. МИД России 14 июня с.г. выступил с официальным заявлением о том, что в дальнейшем мы не считаем себя связанными обязательством соблюдать этот Договор.

С приходом в США к власти администрации Дж.Буша-младшего наметилось резкое изменение отношения американской стороны к выработке соглашений в области контроля над вооружением. Была провозглашена линия на осуществление сокращений вооружений в одностороннем порядке, без выработки юридически обязывающих документов, без соответствующего контроля. Совершенно очевидно, что такой подход, если бы он был принят, привел бы к разрушению переговорного процесса. Этого нельзя было допускать.

В таких условиях на свет и появился Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов России и США, который был подготовлен в рекордно короткие сроки и подписан 24 мая текущего года в Москве. Этот Договор сразу же вызвал острые дебаты. Сторонники Договора, видят предусмотренные в нем сокращения до уровня 1700-2200 развернутых боезарядов как шаг, направленный на дальнейшее укрепление стратегической стабильности. Считают достижением и то, что он носит юридически обязывающий характер. Противники Договора о СНП подчеркивают, что он по существу является лишь документом о намерениях. В нем не определен предмет договоренности, нет правил зачета ядерных боезарядов, процедур сокращения, положений о контроле. Сокращения по новому Договору должны завершиться в 2012 г. В то же время он сохраняет в силе Договор СНВ-1, срок действия которого истекает на 3 года раньше -- в 2009 г. И не ясно, как будет функционировать новый Договор в течение этих трех лет?

Конечно, все эти вопросы справедливы. Но нельзя игнорировать того, что снижение уровня боезарядов на развернутых носителях с 6000 ед. (по Договору СНВ-1) до 1700-2200, это шаг, способствующий укреплению безопасности и стабильности.

К концу 1990-х гг. процесс ядерного разоружения между странами существенно затормозился. Главная причина -- слабость российской экономики, которая не могла поддерживать количественные параметры стратегических сил на том же уровне, что и советская. В 2002 г. был заключен Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП), вступивший в силу 1 июня 2003 г. Договор состоит из 5 статей, стратегические носители в нем не упоминаются. Согласно договору, стороны обязались к 31 декабря 2012 г. довести количество стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц. Однако в договоре нет четкого понятия, что понимается под термином «стратегический ядерный боезаряд», а потому непонятно, как их считать. Подписывая Договор СНП, стороны так и не договорились, что же они собираются сокращать, а поэтому и мер контроля этот договор не предусматривает. После подписания этого договора настал многолетний период застоя в разоруженческой сфере, и вот наконец-то в 2009-2010 гг. стали проявляться определенные позитивные тенденции. Толстых, B.JI. Курс международного права: учебник / B.JI. Толстых. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 1056 с

5 апреля 2009 г. в г. Праге (Чехия) Президентом США была озвучена инициатива о будущем без ядерного оружия и возможных путях его достижения. В ходе своего выступления Барак Обама не только отметил существующие вызовы режиму нераспространения ядерного оружия, среди которых наличие тысяч единиц ядерного оружия, продолжающиеся испытания ядерного оружия, черный рынок торговли ядерными секретами и ядерными материалами, угроза попадания ядерного оружия в руки террористов и др., но и обозначил траекторию, которой необходимо придерживаться для построения мира без ядерного оружия. Во-первых, это уменьшение роли ядерного оружия в стратегиях национальной безопасности государств. Начинать работу в этом направлении необходимо с сокращения стратегических вооружений. Для того чтобы ввести глобальный запрет на проведение ядерных испытаний, администрация Обамы будет незамедлительно и активно добиваться ратификации США Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и призывает подключиться к этому процессу другие страны. Для перекрытия каналов, по которым поступают элементы, необходимые для создания ядерных бомб, необходимо добиваться заключения нового договора, который подконтрольным образом запретит производство расщепляющихся материалов, предназначенных для использования в государственных арсеналах ядерного оружия.

Во-вторых, для укрепления ДНЯО необходимо принять ряд принципов:

  • 1. В срочном порядке необходимо изыскать дополнительные ресурсы для усиления полномочий международных инспекций;
  • 2. Необходимо определить реальные и немедленные последствия для стран, нарушающих правила или пытающихся выйти из ДНЯО без уважительных причин.

Нарушители норм ДНЯО должны быть наказаны. 6 апреля 2010 г. была принята новая ядерная доктрина США, которая позволяет США применить ядерное оружие в отношении ряда государств, в частности тех, которые не выполняют обязательств по ДНЯО. Причем эти страны названы конкретно - Северная Корея и Иран;

3. Необходимо создать новую основу для гражданского ядерного сотрудничества, включающую международный банк ядерного топлива, чтобы все страны, которые отказались от ядерного оружия имели доступ к мирной энергии без увеличения риска распространения. Парамузова, О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка / О.Г. Парамузова. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2006. - 388 с.

При этом Президент США заявил, что его администрация будет стремиться к взаимодействию с Ираном на основе взаимных интересов и взаимного уважения. США поддерживают право Ирана на мирную ядерную деятельность при условии строгих проверок со стороны МАГАТЭ. Однако пока эти проверки не осуществляются в полном объеме, деятельность Ирана представляет угрозу для соседей Ирана, для США, а также американских союзников. До тех пор пока угроза со стороны Ирана будет сохраняться, США будут продолжать осуществление планов по созданию эффективной системы противоракетной обороны (ПРО). В случае устранения иранской ядерной угрозы, США прекратят осуществление программы ПРО; 5. Настоятельно необходимо совместно добиваться того, чтобы террористы никогда не смогли приобрести ядерное оружие. В связи с этим Б. Обама объявил о новых международных усилиях направленных на то, чтобы обеспечить охрану всех уязвимых ядерных материалов во всем мире в течение четырех лет. Все страны должны развивать партнерские отношения для обеспечения надежной охраны этих потенциально опасных материалов и наращивать свои усилия по уничтожению черного рынка, выявлению и перехвату материалов в пути их следования, использованию финансовых инструментов для ликвидации каналов этой опасной торговли. Начать необходимо с глобального саммита по ядерной безопасности.

США как единственная ядерная держава, применившая ядерное оружие, не имеет морального права бездействовать, ввиду чего Президент США четко и с убежденностью провозгласил приверженность Америки делу мира и безопасности в мире без ядерного оружия. При этом Президент США особо подчеркнул, что он хорошо понимает, что эта цель не будет достигнута быстро, возможно, этого не случится, пока он жив, но всему мировому сообществу потребуется терпение и настойчивость в разрешении этого сложного вопроса.

Со своей стороны РФ всегда поддерживала и взаимодействовала с авторами инициатив, направленных на достижение всеобщего и полного разоружения (Гуверовская инициатива, Комиссия Эванса-Кавагути и др., в основе которых лежат предложения, направленные на укрепление ДНЯО, решение проблем глобальной безопасности на многосторонней основе). Россия рассматривает полную ликвидацию ядерного оружия как конечную цель постепенного, поэтапного процесса всеобщего и полного разоружения. Эта цель может быть достигнута только на основе комплексного подхода при благоприятных международных условиях, т.е. при сохранении стратегической стабильности и соблюдении принципа равной безопасности для всех без исключения государств с учетом существующей неразрывной взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями, о чем было сказано Президентом РФ Д.А. Медведевым на 64-й сессии ГА ООН. 5 февраля 2010 г. указом Президента РФ была утверждена новая Военная доктрина РФ, в которой напрямую закреплено, что создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием, являются основными внешними военными опасностями для России.

РФ также считает, что для укрепления международной безопасности необходимо сформулировать конкретные параметры, при которых возможно дальнейшее продвижение по пути ядерного разоружения. Речь идет о таких условиях, как урегулирование региональных конфликтов, устранение стимулов, подталкивающих государства к приобретению или сохранению ядерного оружия, контролируемое прекращение наращивания обычных вооружений и попыток «компенсировать» ими сокращение ядерных систем, надежное обеспечение жизнеспособности ключевых разоруженческих и нераспространенческих инструментов, предотвращение размещения оружия в космосе. Не теряет актуальности и российская инициатива о сосредоточении ядерного оружия в пределах национальных территорий ядерных государств. Ее реализация привела бы к максимальному расширению территории районов, где полностью отсутствует ядерное оружие. Россия считает, что уже в обозримой перспективе к российско-американским усилиям по сокращению стратегических ядерных арсеналов должны плавно присоединяться все государства, обладающие ядерным оружием, включая ядерные государства,

находящиеся вне рамок ДНЯО.

Важным этапом в процессе ядерного разоружения должно стать скорейшее вступление в силу ДВЗЯИ. Россия приветствует изменившуюся позицию США по отношению к этому договору и настойчиво призывает все государства, и в первую очередь те, от которых зависит вступление этого Договора в силу, подписать и ратифицировать его без промедления. Соблюдение добровольного моратория на ядерные испытания, при всей важности данной меры, не может заменить юридических обязательств в этой области. Важным шагом на пути укрепления режима нераспространения ядерного оружия должен стать скорейший запуск на Конференции по разоружению переговоров по разработке Договора о запрещении производства расщепляющегося материала для целей ядерного оружия (ДЗПРМ). Сидорова Е. А. Международно-правовой режим нераспространения ядерного оружия и правовые проблемы его укрепления. Дисс. к.ю. н. -М.,2010.

На первом плане остаются задачи по недопущению попадания ядерных материалов и соответствующих технологий в руки негосударственных субъектов, прежде всего террористов. Необходимо наращивать многостороннее сотрудничество в этом вопросе опираясь на резолюцию СБ ООН 1540 от 28 апреля 2004 г.

Ввиду того, что в мире стремительно возрастает потребность в энергии, удовлетворить которую способен мирный атом, Россия полагает, что движение в сторону «глобального ноля» невозможно без построения современной устойчивой к распространению архитектуры международного сотрудничества в мирной ядерной сфере, опирающейся на жесткие инструменты проверки нераспространенческих обязательств по ДНЯО 1968 г., а также многосторонние подходы к ядерному топливному циклу. РФ считает важной задачей добиваться повышения эффективности системы гарантий МАГАТЭ и универсализации Дополнительного протокола о гарантиях, которые должны стать обязательными нормами проверки соблюдения принятых обязательств по ДНЯО и всеобщим стандартом в области ядерного экспортного контроля. Сегодня полным ходом претворяются в жизнь российские * инициативы о развитии глобальной инфраструктуры ядерной энергетики и создании международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла. Серьезным шагом вперед стало одобрение Советом управляющих МАГАТЭ российского предложения по созданию под эгидой МАГАТЭ гарантийного запаса низкообогащенного урана.

29 марта 2010 г. на сессии Комиссии ООН по разоружению выступил постоянный представитель РФ при ООН В.И. Чуркин, который детально изложил официальную позицию России в отношении ядерного разоружения и нераспространения, а 4 мая 2010 г. на очередной Обзорной конференции по рассмотрению действия ДНЯО, выступил заместитель Министра иностранных дел РФ С.А. Рябков, подробно осветивший проделанную Россией работу в рамках ДНЯО. В частности, было отмечено, что РФ ведет последовательную работу по сокращению своего ядерного арсенала. Полностью реализованы обязательства по таким разоруженческим соглашениям, как Договор 1987 г. о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и Договор 1991 г. о сокращении стратегических наступательных вооружений. РФ считает необходимым планомерно двигаться вперед по пути реального ядерного разоружения, как этого требует ст. VI ДНЯО. Осознавая особую ответственность как ядерной державы и постоянного члена СБ ООН, Россия в духе доброй воли продолжает глубокие, необратимые и проверяемые сокращения стратегических наступательных вооружений. Одним из важных шагов на этом пути стало подписание 8 апреля 2010 г. Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических

наступательных вооружении.

Положениями нового Договора предусматривается, что каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через семь лет после его вступления в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали: 700 единиц для развернутых МБР, БРПЛ и ТБ; 1550 единиц для боезарядов на развернутых МБР, БРПЛ и ТБ; 800 единиц для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ (ст. I и II Договора). Данный уровень закрепляет в юридическом поле Договора развернутые и неразвернутые ПУ, а также ТБ, что позволяет ограничить «возвратный потенциал» сторон (возможность резкого наращивания числа развернутых боезарядов в кризисной ситуации) и создает дополнительный стимул для ликвидации или переоборудования сокращаемых средств СНВ. При этом в Договоре предусматривается, что каждая из сторон имеет право самостоятельно определять состав и структуру своих СНВ.

Таким образом, РФ в очередной раз наглядно продемонстрировала свое стремление к масштабным сокращениям СНВ. Теперь необходимо обеспечить скорейшую ратификацию Договора и вступление его в силу, а также гарантировать последовательное и неуклонное выполнение всех без исключения заложенных в Договоре обязательств. Парамузова, О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка / О.Г. Парамузова. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2006. - 388 с.

По мнению специалистов в области ядерного разоружения и нераспространения ядерного оружия, как только Договор СНВ-3 вступит в силу, дальнейшим предметом переговоров сторон должны стать нестратегическое ядерное оружие (НЯО) и противоракетная оборона (ПРО). Представляется, что в отрыве от них дальнейшее продвижение по пути сокращений СНВ будет крайне затруднительно.

Для НЯО отсутствует какой-либо международно-правовой механизм, требующий их контроля и сокращения. Осуществляемые в начале 1990-х гг. сокращения НЯО проводились СССР/РФ и США на добровольных началах в одностороннем порядке. Официальных данных о количестве нестратегических ядерных боезарядов нет. По оценкам неправительственных экспертов в настоящее время США имеют около 1300 ядерных боезарядов этого класса, а Россия около 3000. Опасность дальнейшего сохранения НЯО объясняется тем, что, во-первых, запасы НЯО будут вносить некий дестабилизирующий фактор в российско-американские отношения и тормозить любые кардинальные изменения в сфере разоружения; во-вторых, запасы НЯО будут затруднять вовлечение других ядерных государств в процесс контролируемого сокращения ядерного оружия; и, в-третьих, отсутствие контроля над НЯО будет источником сомнений у неядерных стран в приверженности США и России своим обязательствам по ДНЯО. Сидорова Е. А. Международно-правовой режим нераспространения ядерного оружия и правовые проблемы его укрепления. Дисс. к.ю. н. -М.,2010.

Однако установление контроля над НЯО невозможно без полного вывода его с территории Европы ввиду того, что развернутое НЯО в Европе рассматривается российскими военными как стратегическое, поскольку оно находится в достаточной близости от границ РФ. Поэтому Россия будет стремиться увязать свою готовность рассматривать вопросы НЯО с согласием стран НАТО и ЕС принять к рассмотрению российское предложение по разработке Договора о европейской безопасности. Кроме того, существуют технические сложности установления контроля, которые обусловлены тем, что он должен быть установлен непосредственно над ядерными боеприпасами, а не средствами доставки.

Осуществление дальнейших шагов по сокращению ядерных вооружений неизбежно приведет и к вопросу по ПРО. Односторонние действия США по созданию системы ПРО вызывают опасения России в отношении ее влияния на выживаемость российских стратегических сил. При подписании Договора СНВ-3 Россия выступила с Заявлением относительно противоракетной обороны, в котором было отмечено, что новый Договор может быть действенным и жизнеспособным только в условиях отсутствия качественного и существенного количественного наращивания возможностей систем противоракетной обороны США, которые могут, в конечном счете, привести к возникновению угрозы для российских стратегических сил. Дело в том, что замена США принятых предыдущей администрацией планов по развертыванию элементов ПРО в Чехии и Польши сняли остроту вопроса всего лишь на время, так как новый четырехэтажный адаптированный план построения ПРО США в Европе предусматривает развертывание к 2020 г. системы, способной перехватывать и МБР. Поэтому сегодня имеет смысл воспользоваться нынешней позитивной ситуацией для возобновления усилий по укреплению мер доверия и развитию сотрудничества в области ПРО. Первым шагом в этом направлении, по мнению РФ, могли бы стать работы по совместной оценке возможностей «третьих» стран в области создания баллистических ракет с тем, чтобы выработать общую точку зрения на возникающие угрозы. Этому, в частности, способствовало бы открытие Центра обмена данными систем раннего предупреждения (ЦОД). 4 июня 2000 г. РФ и США подписали соответствующий меморандум, касающийся создания совместного ЦОД, который должен был начать действовать с момента подписания до 2010 г., но работа по созданию ЦОД столкнулась с организационными проблемами, и в результате ЦОД так и не начал работать несмотря на всю важность для сотрудничества и формирования взаимоотношений России и США.

Взаимодействие России и США по поиску комплексных решений обозначенных выше проблем позволит создать реальные условия для дальнейшего этапа сокращения ядерных вооружений.

Серьезные озабоченности мирового сообщества в связи с существующими вызовами, связанными с нераспространением ядерного оружия и необходимостью международных действий по их предотвращению, нашли отражение в резолюции СБ ООН 1887, принятой единогласно 24 сентября 2009 г. Резолюция содержит два основных вывода: во-первых, современные вызовы в сфере распространения ядерного оружия могут и должны решаться на основе ДНЯО, который прошел проверку временем и утвердился в качестве единственной универсальной основы для взаимодействия в этой чувствительной сфере; во-вторых, серьезную тревогу вызывает опасность попадания ядерных материалов в руки террористов, а значит нужно укреплять международную «страховочную сетку», позволяющую на дальних подступах купировать подобные риски.

12-13 апреля 2010 г. в г. Вашингтоне (США) состоялся саммит по ядерной безопасности, в котором приняли участие представители 47 стран, включая Россию. Цель встречи - обсуждение путей повышения физической ядерной защиты и предотвращения опасности ядерного терроризма. На саммите стало известно, что от значительных запасов высокообогащенного урана отказалась Канада. От всех запасов урана отказались Чили и Мексика. Такое же намерение высказал Президент Украины В. Янукович, заявивший, что все запасы высокообогащенного урана будут вывезены в РФ до 2012 г. Президент РФ Д. Медведев объявил о закрытии реактора-наработчика оружейного плутония в г. Железногорске.

В ходе саммита госсекретарь США X. Клинтон и глава МИД России С. Лавров подписали Протокол к двустороннему межправительственному соглашению 2000 г. об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области. Данное соглашение было подписано председателем Правительства РФ и Вице-президентом США 29 августа и 1 сентября 2000 г. В соответствии со ст. XIII Соглашения, оно должно было применяться временно с даты его подписания и вступить в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении сторонами своих внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. К сожалению, соглашение так и не было реализовано по некоторым техническим причинам. Подписанный X. Клинтон и С. Лавровым протокол должен устранить эти технические помехи, вследствие чего станет возможным практическая реализация соглашения. Само соглашение является конкретизацией совместного Заявления Президента РФ и Президента США о принципах обращения и утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны от 2 сентября 1998 г.

В соответствии с согласованными в Заявлении принципами утилизации такого плутония, Соглашение предусматривает его утилизацию в качестве ядерного топлива существующих ядерных реакторов, реакторов, которые могут появиться в будущем, а также посредством иммобилизации с высокорадиоактивными отходами или любыми другими взаимосогласованными способами (ст. III Соглашения). Соглашение не предусматривает каких-либо ограничений на тип смешанного уран- плутониевого топлива. В соответствии со ст. II Соглашения каждая из сторон должна утилизировать не менее 34 метрических тонн утилизируемого плутония. Реализация этого Соглашения также наглядно продемонстрирует приверженность РФ и США дальнейшему развитию процесса ядерного разоружения, поскольку помимо фактического ограничения и сокращения ядерных стратегических наступательных вооружений, необходимо что-то делать и в отношении плутония, который высвобождается в результате этого процесса, что является важным вкладом в осуществлении ст. VI ДНЯО.

Завершился Вашингтонский саммит подписанием совместной декларации, в которой оговорены дальнейшие действия по разоружению. Следующий саммит намечен на 2012 г, который пройдет в Южной Корее.

Иран не был приглашен на саммит по ядерной безопасности в Вашингтон и в качестве альтернативы 17-18 апреля 2010 г. Тегеран провел у себя конференцию по ядерному разоружению и нераспространению, проходившую под девизом -- «Ядерная энергия всем, ядерное оружие -- никому». В конференции приняли участие представители из более чем 50 стран, включая РФ, которые изложили свои национальные подходы и приоритеты в области нераспространения оружия массового уничтожения и ядерного разоружения. Кроме того, с докладами выступили представители экспертного сообщества и профильных неправительственных организаций.

По итогам конференции был принят документ, в котором изложены основные положения прошедших обсуждений. Было, в частности, сказано о необходимости ядерного разоружения в качестве главного приоритета человеческого общества, а также полного уничтожения этого бесчеловечного оружия в течение определенного промежутка времени; реализации обязательств по разоружению, взятых на себя ядерными государствами на основе ДНЯО и заключительных документов конференций по рассмотрению ДНЯО 1995 и 2000 гг., полного осуществления программы «13 шагов по разоружению»; заключения всеобщей Конвенции и соблюдения недискриминационного и правового подхода к проблеме полного запрета на распространение, производство, передачу, накапливание, использование или угрозу использования ядерного оружия для достижения мира, свободного от ядерного оружия, с учетом опыта заключения двух конвенций: Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. и Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г., а также предоставления гарантий безопасности неядерным странам до достижения всеобщего разоружения; осуществления дальнейших программ по созданию районов свободных от ядерного оружия в различных регионах мира, особенно на Ближнем Востоке; соблюдения принципов неизменности, открытости и правдивости при осуществлении международного контроля за реализацией двухсторонних и многосторонних соглашений по сокращению ядерного оружия.

В документе также подчеркнуто право государств на мирное использование ядерной энергии и необходимость развития международного сотрудничества в данной сфере на основе обязательств, сформулированных в ст. IV ДНЯО; выражена серьезная обеспокоенность относительно ослабления режима нераспространения ядерного оружия по причине применения двойных и дискриминационных стандартов со стороны некоторых ядерных держав и, особенно, сотрудничества этих ядерных стран с государствами, не являющимися сторонами ДНЯО и игнорирование ими факта наличия у них ядерного арсенала.

Принимая во внимание важность данной Конференции и достигнутых на ней результатов, Иран предложил направить итоговый документ форума Генеральному секретарю ООН, а также другим международным органам и организациям. С учетом внимания, проявленного участниками Конференции к обсуждавшейся на ней теме, а также с целью мониторинга реализации задач, поставленных Конференцией, в соответствии с пожеланиями большинства ее участников, было решено провести второе заседание Конференции по разоружению и международной безопасности во второй половине апреля 2011 г. в Тегеране.

Таким образом, на основании вышеперечисленных инициатив и реальных шагов, осуществляемых ядерными странами можно предположить, что построение безъядерного мира -- не утопия. Продвижение к нему возможно при условии принятия действенных, систематических, последовательных правовых мер в области разоружения и нераспространения ядерного оружия. Если мировое сообщество не будет сообща стремиться к миру без оружия, то тогда он навсегда и останется вне досягаемости. Парамузова О.Г. Ядерная безопасность в условиях современного международного правопорядка / О.Г. Парамузова. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2006.

Неделя разоружения (Disarmament Week) проводится ежегодно с 24 по 30 октября, что предусмотрено в Заключительном документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи 1978 года.

Разоружение - комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит "принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений", к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности".

Единственный многосторонний переговорный форум международного сообщества для выработки соглашений по вопросам разоружения - Конференция по разоружению (Conference on Disarmament). Создана в январе 1979 года. По данным на 2007 год, насчитывает 65 государств-участников.

Поскольку решения Конференции по разоружению принимаются строго на основе консенсуса, с 1997 года орган испытывал трудности в согласовании основной программы работы по причине отсутствия согласия участников по вопросам разоружения.

Ядерное оружие

Ядерное оружие начали производить в 1945 году. С тех пор было изготовлено более 128 тысяч зарядов. Пик гонки вооружений пришелся на 1986 год, когда совокупный мировой ядерный арсенал достиг 70481 заряда. По окончании "холодной войны" начался процесс сокращения. В 1995 году общее количество зарядов составляло 43200, в 2000 году - 35535.

По данным на 1 января 2007 года, в составе стратегических ядерных сил России находился 741 стратегический носитель, способный нести 3084 ядерных зарядов.

Важнейшие договоры о сокращении вооружений

Советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество противоракетных систем СССР и США до двух у каждой стороны - вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (в 1974 году СССР и США был подписан дополнительный протокол, ограничивший количество противоракетных систем до одной у каждой стороны). Не имеет силы с 14 июня 2002 года, когда США в одностороннем порядке вышли из него.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-1). Подписан 26 мая 1972 года. Ограничивал количество баллистических ракет и пусковых установок СССР и США на уровне, достигнутом к моменту подписания документа, а также предусматривал принятие на вооружение новых баллистических ракет, размещаемых на подводных лодках, строго в том количестве, в котором были ранее списаны устаревшие баллистические ракеты наземного базирования.

Советско-американский Договор об ограничении стратегических вооружений (Договор ОСВ-2). Подписан 18 июня 1979 года. Ограничивал количество пусковых установок и вводил ограничение на размещение ядерного оружия в космосе.

Советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (Договор о РСМД). Подписан 7 декабря 1987 года. Стороны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (от 1000 до 5500 километров) и меньшей (от 500 до 1000 километров) дальности. Помимо этого, стороны в течение трех лет обязались уничтожить все пусковые установки и ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5500 километров. Это был первый в истории случай достижения согласия в вопросе о реальном сокращении вооружений.

К июню 1991 договор был выполнен полностью: СССР уничтожил 1846 ракетных комплексов, США - 846. Заодно была ликвидирована технологическая оснастка для их производства, а также оперативные базы и места обучения специалистов (всего 117 советских объектов и 32 - американских).

Советско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1). Подписан 30-31 июля 1991 года (в 1992 году был подписан дополнительный протокол, зафиксировавший присоединение Беларуси, Казахстана и Украины). СССР и США в течение семи лет обязались сократить собственные ядерные арсеналы до 6 тысяч боезарядов у каждой стороны (вместе с тем, в реальности по правилам зачета боезарядов, находящихся на тяжелых бомбардировщиках, СССР мог иметь около 6,5 тысячи боеголовок, США - до 8,5 тысячи).

6 декабря 2001 года РФ и США заявили о выполнении обязательств: российская сторона располагала 1136 стратегическими носителями и 5518 боезарядами, американская - 1237 стратегическими носителями и 5948 боезарядами.

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Подписан 3 января 1993 года. Предполагал запрет на использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями и предусматривал сокращение к январю 2003 года количества ядерных боеголовок до 3500 единиц у каждой стороны. В силу не вступил, так как в ответ на выход 14 июня 2002 года США из Договора по ПРО РФ вышла из СНВ-2. Заменен Договором о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП).

Российско-американский Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП, известен также как Московский договор). Подписан 24 мая 2002 года. Ограничивает количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 у каждой стороны. Остается в силе до 31 декабря 2012 года и может быть продлен по согласованию сторон.

Многосторонний Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Открыт для подписания 1 июля 1968 года и насчитывает более 170 государств-участников (к таковым не относятся, в частности, Израиль, Индия, Пакистан и Северная Корея). Устанавливает, что государством, обладающим ядерным оружием, считается то, которое произвело и взорвало такое оружие до 1 января 1967 года (то есть СССР, США, Великобритания, Франция, Китай).

Со времени подписания ДНЯО удалось добиться уменьшения общего количества ядерных зарядов с 55 тысяч до 22 тысяч.

Многосторонний Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Открыт для подписания 24 сентября 1996 года и насчитывает 177 государств-участников.

Обычные виды вооружений

Основные документы:

1980 - Конвенция о конкретных видах обычного оружия (КОКВОО) запрещает определенные виды обычных вооружений, которые считаются наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие.

В 1995 году в результате пересмотра Конвенции о конкретных видах обычного оружия (также известной как Конвенция о бесчеловечных видах оружия) появился Протокол-2 с поправками, вводящий более жесткое ограничение на определенные способы применения, типы (самодезактивирующиеся и поддающиеся обнаружению) и передачу противопехотных мин.

1990 - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) ограничивает численность различных видов обычных вооружений в регионе, простирающемся от Атлантического океана до Уральских гор.

Вместе с тем группа государств посчитала принятые меры недостаточными и разработала документ о полном запрете на все противопехотные мины - Конвенцию о запрещении использования, накопления, производства и передачи противопехотных мин, - открытую для подписания в 1997 году. По данным на 2007 год, к конвенции присоединились 155 государств.

Применение конвенций привело к уничтожению запасов, разминированию районов в некоторых государствах и уменьшению количества новых жертв. Не менее 93 государств сейчас официально являются очищенными от мин и не менее 41 из 55 государств-производителей прекратили выпуск этого вида вооружений. Государства, не являющиеся членами ни одной из конвенций, объявили односторонний мораторий на использование и передачу противопехотных мин.

Химическое и биологическое оружие

Основные документы:

В 1925 году подписан Женевский протокол "О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств". Протокол представлял собой важный шаг в создании международно-правового режима ограничения применения бактериологического оружия на войне, но оставлял за скобками их разработку, производство и хранение. К 2005 году членами Протокола являлись 134 государства.

В 1972 году принята Конвенция о биологическом и токсинном оружии (КБТО), наложившая всеобъемлющий запрет на данные виды вооружений. В 1975 году вступила в силу. По данным на апрель 2007 года, подписана 155 государствами.

В 1993 году принята Конвенция о химическом оружии (КХО), наложившая всеобъемлющий запрет на данный вид вооружений. В 1997 году вступила в силу. По данным на август 2007 года, подписана 182 государствами. Является первым многосторонним договором, запрещающим целый класс оружия массового уничтожения и предусматривающим механизм международной проверки уничтожения данного вида вооружений.

По данным на август 2007 года, странами - участниками КХО уничтожено 33 процента запасов химического оружия (процесс должен быть завершен до 29 апреля 2012 года). В руках государств - участников КХО находится 98 процентов мировых запасов боевых отравляющих веществ.

В РФ в целях выполнения обязательств по КХО в 2001 году утверждена Федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в РФ". Начало реализации Программы - 1995 год, окончание - 2012 год. Предусматривает как уничтожение всех запасов боевых отравляющих веществ в РФ, так и конверсию или ликвидацию соответствующих производственных мощностей.

На момент начала реализации Программы в РФ находилось около 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. По завершению второго этапа выполнения международных обязательств по КХО - 29 апреля 2007 года - в РФ было уничтожено 8 тысяч тонн боевых отравляющих веществ (20 процентов имеющихся). К концу декабря 2009 года, когда определено завершить третий этап выполнения международных обязательств по уничтожению химоружия, Россия уничтожит 45 процентов всех запасов химического оружия, т.е. - 18,5 тысячи тонн.

Согласно трактовке Соединенных Штатов, договор о сокращении стратегических наступательных вооружений уменьшает количество развернутых боеголовок, которые установлены на ракетоносителях и готовы к запуску. Общий арсенал ядерного вооружения России и США содержит и другие наименования оружия. В дополнение к развернутому стратегическому ядерному оружию обе страны используют тактическое ядерной оружие, которое предназначено для применения в наземных военных операциях, обладает меньшей мощностью и имеет меньшую дальность действия.

В настоящее время общий запас ядерного оружия США составляет около 11000 боеголовок, включая почти 7000 развернутых стратегических боеголовок; более 1000 единиц тактического ядерного оружия и почти 3000 единиц стратегических и тактических боеголовок, которые не установлены на системы доставки. (США также обладают тысячами единиц компонентов ядерных боеголовок, которые могут быть смонтированы в полноценное оружие).

На настоящий момент российский ядерный арсенал включает около 5000 единиц развернутого ядерного оружия, около 3500 единиц операционного тактического ядерного оружия и более 11000 стратегических и тактических боеголовок в запасе. Все это составляет общий запас из 19500 единиц ядерных боеголовок. В отличие от Соединенных Штатов, Россия обладает этими запасами частично, так как демонтирование боеголовок является очень дорогим. Также в отличие от США Россия продолжает производить ограниченное количество новых ядерных боеголовок, в основном, потому что ее боеголовки имеют намного меньший срок эксплуатации и должны быть заменены с большей частотой.

Договоры о контроле над стратегическим ядерным оружием

ОСВ-1

Начавшись в ноябре 1969 года, переговоры об ограничении стратегического наступательного вооружения привели в 1972 г. к договору об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), который запрещает создание противоракетной обороны территории страны. Также было заключено Временное соглашение, по которому стороны обязуются не начинать строительство дополнительных стационарных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования. Стороны также обязуются ограничить пусковые установки баллистических ракет подводных лодок (БР ПЛ) и количество современных подводных лодок с баллистическими ракетами числом находящихся в боевом составе и в стадии строительства на дату подписания соглашения. Это соглашение не затрагивает тему стратегических бомбардировщиков и боеголовок и позволяет обеим странам самостоятельно принимать решения относительно увеличения количества применяемого оружия путем добавления боеголовок в МБР и в баллистические ракеты на подводных лодках. По данному договору Соединенные Штаты не могут иметь более 1054 шахтных пусковых установок МБР и 656 пусковых установок баллистических ракет с подводной лодки. Советский Союз был ограничен количеством 1607 МБР шахтных и 740 пусковых установок с подводных лодок.

ОСВ-2

В ноябре 1972 года Вашингтон и Москва договорились о заключении договора, являющегося продолжением ОСВ 1. Договор ОСВ-2, подписанный в июне 1979 года, первоначально ограничивал количество советских и американских пусковых установок МБР, БП ПЛ, и тяжелых бомбардировщиков до 2400.

Также были обозначены различные ограничения на развернутые стратегические ядерные силы. (В 1981 году договор предлагал сократить количество ракетоносителей до 2250). Условия этого договора потребовали от Советского Союза сократить количество ракетоносителей на 270 единиц. В то же время количество военных мощностей США было ниже установленной нормы и могло быть увеличено.

Президент Джимми Картер отозвал Договор из Сената, где он находился на стадии ратификации после того, как советские войска вошли в Афганистан в декабре 1979 года. Этот Договор так и не вступил в силу. Тем не менее, поскольку стороны не заявили о намерении отказаться от ратификации Договора, Вашингтон и Москва продолжали в целом соблюдать его положения. Однако 2 мая 1986 г. президент Рональд Рейган сказал, что будущие решения о стратегическом ядерном вооружении будут приниматься на основании возникающей угрозы, а не на условиях договора ОСВ.

СНВ-1

Договор о сокращении стратегического оружия был впервые предложен в начале 1980-х Президентом Рейганом и окончательно подписан в июле 1991 года. Основными положениями Договора СНВ-1 являются сокращение количества стратегических носителей до уровня 1600 единиц и количества боезарядов, размещенных на этих носителях, до 6000 единиц. Договор обязывал уничтожить остальные носители. Их уничтожение было подтверждено с помощью инспектирования объектов и регулярного обмена информацией, а также с использованием технических средств (например, спутников). Ввод договора в действие был отложен на несколько лет по причине распада Советского Союза и усилий по сосредоточению ядерного оружия Белоруссии, Украины и Казахстана на территории России. Сокращение вооружения по условиям договора СНВ-1 были проведены в 2001 году. Этот договор действителен до 2009 года, если стороны не продлят срок его действия.

СНВ-2

В июле 1992 года президенты Джорж Буш - старший и Борис Ельцин договорились о внесении изменений в договор СНВ-1. Договор СНВ-2, подписанный в январе 1993 года, обязывал стороны сократить стратегические арсеналы до уровня 3000-3500 единиц боеголовок и запретил использование наземных ракет с несколькими боеголовками. СНВ 2 работал с боеголовками по тому же принципу, что и СНВ-1, а также как и предыдущий договор требовал уничтожения ракетоносителей, но не боеголовок. Первоначально январь 2003 был назначен датой исполнения договора. В 1997 году дата была перенесена на декабрь 2007 года, потому что Россия была не уверена в своих возможностях уложиться в первоначальных срок. Договор так и не вступил в силу, поскольку Россия увязала его ратификацию с одобрением нью-йоркских протоколов к договорам СНВ-2 и ПРО, подписанными в 1997г. В 2001 г. администрация Буша взяла твердый курс на развертывание масштабной системы противоракетной обороны территории США и отказ от Договора ПРО.

Структура договора СНВ-3

В марте 1997 года президенты Клинтон и Ельцин договорились о структуре договора СНВ-3 для последующих переговоров, условия которого включали сокращение стратегических боеголовок до уровня 2000-2500 единиц. Существенным моментом является то, что в этом договоре оговаривалось уничтожение стратегических ядерных боеголовок для обеспечения необратимости процесса сокращения вооружения, включая предпосылки для предотвращения резкого увеличения количества боеголовок. Переговоры должны были начаться после того, как СНВ-2 вступит в силу, что так и не произошло.

Московский договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (SORT).

24 мая 2002 года Президенты Джорж Буш-младший и Владимир Путин подписали договор, по которому Соединенные Штаты и Россия должны сократить свои стратегические арсеналы до 1700 - 2200 боеголовок. Хотя стороны не договорились о правилах подсчета боеголовок, администрация Буша дала понять, что США произведут сокращение только боеголовок, задействованных на ракетоносителях, и не будет считать боеголовки, списанные с активной службы и отправленные на хранение как сокращенные. Россия не согласилась с таким подходом к трактовке договора и надеется на переговоры о правилах подсчета сокращенных боеголовок. Ограничения по договору такие же, как по СНВ-3, но SORT не требует уничтожения ракетоносителей в отличие от СНВ-1 и СНВ-2, или уничтожения боеголовок, как предписано в СНВ-3. Этот договор еще должен быть одобрен Сенатом и Думой.

Договоры о контроле над стратегическим оружием.

Количество используемых боеголовок

Ограничивает количество ракет, а не боеголовок

Ограничивает количество ракет и бомбардировщиков, не ограничивает боеголовки

Количество используемых ракетоносителей

США: 1,710 МБР и баллистических ракет на подводных лодках;

СССР: 2,347 МБР и баллистических ракет на подводных лодках;

Не оговаривает

Не оговаривает

Не оговаривает

Срок действия истек

Не вступил в силу

Не вступил в силу

Не рассматривался

Подписан, ожидает ратификации.

Дата подписания

Не относится

Дата вступления в силу

Не относится

Не относится

Не относится

Срок исполнения

Не относится

Срок окончания действия

Не относится

Меры по контролю над нестратегическим ядерным оружием

Договор по ядерным силам средней дальности (Intermediate-Range Nuclear Forces (INF) Treaty)

Подписанный 8 декабря 1987 года, этот Договор требует от США и России подотчетного уничтожения всех наземных баллистических и крылатых ракет с радиусом действия от 500 до 5500 километров. Отличительный своим беспрецедентным режимом проверок, Договор по ядерным силам средней дальности лег в основу компонента проверок последовавшего договора СНВ-1 по сокращению стратегических ядерных вооружений. Договор по ядерным силам средней дальности вступил в силу 1 июня 1988 года, и обе стороны завершили сокращения к 1 июня 1992 года, когда в общей сложности оставалось 2692 ракеты. Договор стал многосторонним после распада Советского Союза, и на сегодняшний день участниками Договора являются США, Россия, Беларусь, Казахстан и Украина. Туркменистан и Узбекистан также являются сторонами соглашениями, но не принимают участия в заседаниях по Договору и инспекциях на объектах. Действие запрета на ракеты средней дальности носит неограниченный характер.

Президентские инициативы по ядерной безопасности

27 сентября 1991 года Президент Буш объявил о намерении США о сворачивании почти всего тактического ядерного вооружения США, чтобы Россия поступила таким же образом, тем самым сокращая риск ядерного распространения при распаде Советского Союза. Буш в частности заявил, что США уничтожат все артиллерийские снаряды и ядерные баллистические боеголовки ракет ближнего действия и снимут все нестратегические ядерные боеголовки с поверхности кораблей, подводных лодок и базирующихся на земле военно-морских самолетов. Советский лидер Михаил Горбачев отплатил тем же 5 октября, пообещав уничтожить все ядерное артиллерийское снаряжение, ядерные боеголовки для тактических ракет и все ядерные фугасы. Он также пообещал свернуть все советское тактическое военно-морское ядерное вооружение. Однако остаются серьезные вопросы о выполнении этих обещаний с российской стороны, и существует большая неопределенность относительно текущего состояния российских тактических ядерных сил.

5 февраля 2018 года истек срок выполнения основных ограничений, которые накладывались на Россию и США, подписанным ими договором СНВ-3. Полное название подписанного документа – Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, СНВ-III. Данный двусторонний договор регулировал дальнейшее взаимное сокращение арсенала развернутых стратегических ядерных вооружений и пришел на смену договору СНВ-I, который истек в декабре 2009 года. Договор СНВ-3 подписали 8 апреля 2010 года в Праге президенты двух стран Дмитрий Медведев и Барак Обама, он вступил в силу 5 февраля 2011 года.

вопроса

Стоит отметить, что страны задумались о сокращении стратегических наступательных вооружений еще в конце 1960-х годов. К тому моменты и СССР, и США накопили такие ядерные арсеналы, которые позволяли не просто по несколько раз обратить в пепел территорию друг друга, но и уничтожить всю человеческую цивилизацию и жизнь на планете. К тому же ядерная гонка, которая являлась одним из атрибутов холодной войны серьезно била по экономике двух стран. На наращивание ядерного арсенала тратились огромные денежные средства. В этих условиях между Советским Союзом и США в 1969 году в Хельсинки начались переговоры с целью ограничения ядерных запасов.

Данные переговоры привели к подписанию первого договора между странами – ОСВ-I (ограничение стратегических вооружений), который был подписан в 1972 году. Подписанный СССР и США договор закреплял количество средств доставки ядерного для каждой из стран на том уровне, на котором они находились на тот момент времени. Правда, к тому моменту и в США, и в СССР уже начали оснащать свои баллистические ракеты разделяющимися головными частями с блоками индивидуального наведения (они несли сразу несколько боеголовок). В результате именно в период разрядки отношений начался новый, ранее невиданный, лавинообразный процесс наращивания ядерного потенциала. В то же время договор предусматривал принятие на вооружение новых МБР, размещаемых на подлодках, строго в том количестве, в котором ранее были списаны баллистические ракеты наземного базирования.

Продолжением данного договора стал договор ОСВ-II, подписанный странами 18 июня 1979 года в Вене. Данный договор запрещал выводить ядерное оружие в космос, также он установил ограничения на максимальное количество стратегических носителей: пусковых установок МБР, пусковых установок БРПЛ, самолетов стратегической и ракет (но не собственно ядерных боезарядов) ниже существующего уровня: до 2400 единиц (в том числе до 820 пусковых установок МБР, оснащенных разделяющейся головной частью). Помимо этого стороны обязывались к 1 января 1981 года уменьшить количество носителей до 2250. Из общего количества стратегических систем лишь 1320 носителей могли быть оснащены головными частями с боевыми блоками индивидуального наведения. Накладывал договор и другие ограничения: он запрещал проектирование и развертывание баллистических ракет, базирующихся на плавсредствах (за исключением подлодок), а также на морском дне; мобильных тяжелых МБР, крылатых ракет с РГЧ, ограничивал максимальный забрасываемый вес для баллистических ракет подводных лодок.


Следующим совместным договором о сокращении стратегических наступательных вооружений стал бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности от 1987 года. Он поставил под запрет разработку и развертывание баллистических ракет с дальностью полета от 500 до 5500 км. В соответствии с данным договором страны в течение трех лет должны были уничтожить не только все баллистические ракеты наземного базирования данных типов, но и все пусковые установки, включая ракеты как в европейской, так и в азиатской части Советского Союза. Этим же договором впервые вводилась универсальная классификация баллистических ракет по дальности.

Следующим договором стал СНВ-1, подписанный CCCР и США 31 июля 1991 года в Москве. Он вступил в силу уже после распада Советского Союза – 5 декабря 1994 года. Новый договор был рассчитан на 15 лет. Условия подписанного соглашения запрещали каждой из сторон иметь на боевом дежурстве более 1600 единиц средств доставки ядерного оружия (МБР, БРПЛ, стратегические бомбардировщики). Максимальное количество самих ядерных зарядов было ограничено 6000. 6 декабря 2001 года было объявлено о том, что страны полностью выполнили обязательства по данному договору.

Подписанный еще в 1993 году договор СНВ-2 сначала длительное время не могли ратифицировать, а затем от него просто отказались. Следующим действовавшим соглашением стал договор о сокращении наступательных потенциалов СНП, который ограничивал максимальное число боезарядов еще в три раза: от 1700 до 2200 единиц (по сравнению с СНВ-1). При этом состав и структура попадавших под сокращение вооружений определялись государствами самостоятельно, в договоре этот момент никак не регламентировался. Договор вступил в силу 1 июня 2003 года.

СНВ-3 и его итоги

Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) вступил в законную силу 5 февраля 2011 года. Он сменил договор СНВ-1 и отменил действие Договора СНП от 2002 года. Договор предусматривал дальнейшее масштабное сокращение ядерных арсеналов России и США. Согласно условиям договора к 5 февраля 2018 года и в дальнейшем суммарное количество вооружений не превышало 700 развернутых МБР, БРПЛ и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, 1550 зарядов на этих ракетах, а также 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков (ТБ). Именно в договоре СНВ-3 впервые было введено понятие «неразвернутые» носители и пусковые установки, то есть не находящиеся в боевой готовности. Они могут использования для обучения или испытаний и не имеют боеголовок. В договоре также отдельно был зафиксирован запрет на базирование стратегических наступательных вооружений за пределами национальных территорий двух государств.


Договор СНВ-3 помимо ограничения непосредственно ядерного оружия подразумевает двусторонний обмен телеметрическими данными, которые были получены во время испытательных пусков. Обмен телеметрической информацией о пусках ракет осуществляется по взаимному согласованию и на паритетной основе не более чем по пяти пускам в год. При этом производить обмен информацией о числе носителей и боеголовок стороны обязаны два раза в год. Также отдельно была прописана инспекционная деятельность, в инспекции могут принимать участие до 300 человек, кандидатуры которых согласуются в течение месяца, после чего им выдаются визы на два года. При этом сами инспекторы, члены инспекционных делегаций и летных экипажей, а также их самолеты во время проведения инспекций на территории двух стран пользуются полной неприкосновенностью.

В 2018 году ожидается продление договора СНВ-3, так как его срок истекает только в 2021 году. Как отмечал в январе 2018 года посол США в России Джон Хантсман, доверие между государствами в вопросе сокращения вооружений в настоящее время не утеряно – Вашингтон и Москва успешно работают над реализацией СНВ-3. «Мы работаем в позитивном направлении в отношении СНВ-3, я называю его «момент воодушевления», после 5 февраля работа не остановится, работа будет более интенсивной. Тот факт, что мы подходим к этой дате достижения целей, внушает доверие», – отметил посол.

Как отмечает ТАСС, на 1 сентября 2017 года Российская Федерация располагала 501 развернутым носителем ядерного вооружения, 1561 ядерным боезарядом и 790 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками МБР, БРПЛ и ТБ. США располагали 660 развернутыми носителями, 1393 боезарядом и 800 развернутыми и неразвернутыми пусковыми установками. Из опубликованных данных следовало, что для России, для того чтобы вписаться в лимит по СНВ-3, необходимо было сократить 11 боезарядов.

Ядерный арсенал России и США

На сегодняшний день основу современных стратегических вооружений продолжает составлять ядерное оружие. В некоторых случаях к нему также относят высокоточное оружие с обычными боеголовками, которое может применяться для уничтожения стратегически важных объектов противника. По назначению оно делиться на наступательное (ударное) и оборонительное вооружение. В состав стратегических наступательных вооружений (СНВ) входят все наземные комплексы МБР (как шахтные, так и мобильные), стратегические атомные ракетные подводные лодки (АРПЛ), а также стратегические (тяжелые) бомбардировщики, которые могут выступать носителями стратегических крылатых ракет класса «воздух-поверхность» и атомных авиабомб.

Тополь-М мобильная версия


Россия

Под действие договора СНВ-3 в составе Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) попадают следующие МБР: РС-12М «Тополь»; РС-12М2 «Тополь-М»; РС-18 (по натовской кодификации – «Стилет»), РС-20 «Днепр» (по натовской кодификации «Сатана»), Р-36М УТТХ и Р-36М2 «Воевода»; РС-24 «Ярс». По данным ТАСС, в настоящее время в составе российской группировки РВСН находится около 400 МБР с боевыми блоками различных типов и различной мощности. Таким образом, здесь сосредоточено более 60 процентов оружия и боезарядов стратегических ядерных сил Российской Федерации. Заметным отличием от США является наличие в наземном компоненты ядерной триады – мобильных комплексов. Если в США МБР располагаются исключительно в стационарных шахтных установках, то в РВСН, наряду с шахтным базированием, используются и подвижные грунтовые ракетные комплексы на базе многоосных шасси МЗКТ-79221.

В 2017 году РВСН пополнились 21 новой баллистической ракетой. В дальнейших планах – выведение из эксплуатации МБР «Тополь» с заменой их на более современные и совершенные МБР «Ярс». При этом Москва рассчитывает продлить срок службы стоящих на вооружении РВСН наиболее тяжелых МБР Р-36М2 «Воевода» как минимум до 2027 года.

Морская составляющая российской ядерной триады представлена, по состоянию на 1 марта 2017 года, 13 атомными подводными лодками с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту. Основу составляют 6 подводных ракетоносцев проекта 667БДРМ «Дельфин», которые вооружены баллистическими ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и их модификацией «Лайнер». Также в строю по-прежнему находятся три АПЛ более раннего проекта 667БДР «Кальмар» и одна лодка проекта 941УМ «Акула» – «Дмитрий Донской». Она же является самой большой подводной лодкой в мире. Именно на «Дмитрии Донском» проводились первые испытания новой российской МБР, попадающей под действие договора СНВ-3 – ракеты Р-30 «Булава», которую выпускают в Воткинске. Помимо перечисленных подлодок боевую вахту в настоящее время несут и три атомных субмарины нового проекта 955 «Борей», вооруженные «Булавой», это лодки: К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах». Каждая из этих подлодок несет на борту до 16 МБР. Также по модернизированному проекту «Борей-А» в России строится еще 5 таких ракетоносцев.

АПЛ проекта 955«Борей»


Основу воздушной части ядерной триады в России составляют два стратегических бомбардировщика, попадающих под действие договора СНВ-3. Это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 (16 штук) и почетный ветеран – турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95МС (около 40 развернутых). По оценкам специалистов, эти турбовинтовые самолеты можно будет успешно использовать вплоть до 2040 года.

Современный ядерный арсенал США состоит из шахтных МБР Minuteman-III (насчитывается 399 развернутых пусковых установок МБР и 55 неразвернутых), баллистических ракет на подводных лодках Trident II (212 развернутых и 68 неразвернутых), а также крылатых ракет и авиационных бомб с ядерной боевой частью, носителями которых являются стратегические бомбардировщики. Ракета Minuteman-III на протяжении длительного времени является основой американских сил ядерного сдерживания, она состоит на вооружении с 1970 года и является единственной МБР наземного базирования на вооружении американской армии. Все это время ракеты постоянно модернизировались: замена боевых блоков, силовых установок, систем управления и наведения.

Тестовый запуск МБР Minuteman-III


Носителями МБР Trident II являются атомные подводные лодки класса «Огайо», каждая из которых несет на своем борту по 24 таких ракеты, оснащенных разделяющимися головными частями индивидуального наведения (не более 8 боевых блоков на ракету). Всего в США было построено 18 таких субмарин. При этом 4 из них уже переоборудованы в носители крылатых ракет, модернизация ракетных шахт позволила разместить на них до 154 крылатых ракет «Томагавк» по 7 в шахте. Переоборудовано 22 шахты, еще две используются как шлюзовые камеры для стыковки мини-подлодок или специальных модулей для выхода боевых пловцов. С 1997 года это единственный тип американских ПЛАРБ, состоящих на вооружении. Основным их вооружением является МБР Trident II D-5. По оценкам американских специалистов, эта ракета является самым надежным оружием в составе стратегического арсенала США.

Также Пентагон включил в число развернутых стратегических бомбардировщиков – 49 машин, в том числе 11 малозаметных стратегических бомбардировщиков Northrop B-2A Spirit и 38 «старичков» Boeing B-52H, еще 9 B-2A и 8 B-52H числятся неразвернутыми. Оба бомбардировщика могут использовать как крылатые ракеты с ядерными боеголовками, так и атомные бомбы свободного падения и управляемые авиабомбы. Еще один американский стратегический бомбардировщик B-1B, разработанный в 1970-е годы специально для нанесения ракетных ударов по территории Советского Союза, с 1990-х годов переоборудуется в носителя обычных вооружений. К моменту окончания действия СНВ-3 армия США не планирует использовать его в качестве носителя ядерного оружия. По данным на 2017 год в составе американских ВВС насчитывалось 63 бомбардировщика B-1B Lancer.

Малозаметный стратегический бомбардировщик Northrop B-2A Spirit

Взаимные претензии сторон

Заместитель госсекретаря США Джон Салливан рассказал, какое условие должно выполняться, чтобы США соблюдали договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению СНВ (речь о договоре СНВ-3) и договор о ликвидации ракет средней и малой дальности РСМД. По словам Салливана, США «хотят соблюдать соглашения по контролю над вооружениями, однако для этого их «собеседники» должны быть «настроены таким же образом», – передает его слова агентство «Интерфакс». Стоит отметить, что в январе 2018 года Госдеп подтвердил выполнение Россией условий, подписанного в 2010 году договора СНВ-3, однако США по-прежнему продолжают обвинять Россию в нарушении договора о РСМД. В частности в Вашингтоне считают, что в Екатеринбурге в ОКБ «Новатор» была создана новая крылатая ракета наземного базирования – сухопутная модификация знаменитого «Калибра». МИД России в свою очередь отмечает, что приводимая в пример крылатая ракета наземного базирования 9М729 соответствует условиям договора.

В то же время, по словам председателя комитета Госдумы РФ по обороне Владимира Шаманова, Москва испытывает серьезные сомнения по поводу выполнения Вашингтоном взятых на себя обязательство по СНВ-3. Шаманов отметил, что Россия так и не получила подтверждения переоборудования пусковых установок ракет Trident II и тяжелых бомбардировщиков B-52М. Основные вопросы российской стороны, касаются переоборудования части американских стратегических наступательных вооружений. Как отметил Владимир Путин в ходе встречи с руководителями ведущих российских СМИ 11 января 2018 года, США должны верифицировать проводимые изменения, чтобы Россия могла убедиться в отсутствии возвратного потенциала по некоторым носителям. Отсутствие у Москвы подобных доказательств вызывает озабоченность. По словам посла России в США Анатолия Антонова, по данному вопросу с американской стороной продолжается диалог.

Источники информации:
http://tass.ru/armiya-i-opk/4925548
https://vz.ru/news/2018/1/18/904051.html
http://www.aif.ru/dontknows/file/chto_takoe_snv-3
Материалы из открытых источников

На протяжении последних 50 лет центральным звеном российско-американского взаимодействия были отношения в военно-стратегической области и в непосредственно связанной с нею сфере международного контроля над вооружениями, в первую очередь, ядерными. Похоже, что отныне двусторонний, а, следовательно, и многосторонний контроль над ядерными вооружениями становится памятником истории.

Сегодня США не намерены связывать себе руки какими бы то ни было соглашениями по вопросам ограничения и сокращения вооружений.

В военной политике США происходят заметные перемены по причинам более глубинным, нежели необходимость борьбы с транснациональным терроризмом. Давно забыты нератифицированные ими договоры СНВ-2 и ДВЗЯИ (о ядерных испытаниях). Вашингтон объявил о выходе из Договора по ПРО. Резко (почти на 100 млрд. долл.) увеличен бюджет Пентагона. Принята новая ядерная доктрина, предусматривающая модернизацию стратегических наступательных вооружений, создание проникающих ядерных боезарядов малой мощности, которые допускается применять в сочетании с высокоточным обычным оружием, а также возможность использования ядерного оружия против неядерных государств.

Помимо политической составляющей – продолжения линии США на глобальное военно-политическое доминирование в ХХI веке – этот курс имеет также технологическое и экономическое измерения, связанные с интересами американских военно-промышленных корпораций, а также намерением американского руководства через массированные финансовые вливания в крупные военно-технологические программы обеспечить повышение научно-технического уровня американской промышленности.

По оценкам ряда наших экспертов, изменения военной политики Вашингтона не представляют непосредственной угрозы для национальной безопасности России, во всяком случае, на ближайшие 10-15 лет, впредь до реального развертывания американцами стратегической системы ПРО. Однако эти изменения, прежде всего прекращение действия Договора по ПРО ставят под сомнение международный режим контроля над вооружениями, могут вызвать новый виток гонки вооружений, дать дополнительный импульс процессу распространения ОМУ и средств его доставки.

Тактическая линия России в отношении действий США, как представляется, была верной: руководство России не ударилось в панику, не встало на путь риторических угроз и не заявило о стремлении соревноваться с США в области наступательных и оборонительных вооружений. Вместе с тем очевидно и то, что сделанные американцами шаги относятся к разряду стратегических и потому требуют от нас стратегических решений относительно собственной ядерной политики.

Важными при определении нашей дальнейшей линии, как представляется, являются следующие факторы.

Несмотря на серьезное улучшение международной обстановки и сведение к минимуму вероятности возникновения крупных войн и военных конфликтов между ведущими государствами, кардинального уменьшения роли ядерного оружия в их политике не наблюдается. Напротив, беспрецедентные по масштабам сентябрьские террористические акты и меняющиеся приоритеты угроз ведут, если судить по новой ядерной доктрине США, к снижению порога применения ядерного оружия с возникновением возможности плохо контролируемой эскалации. Этому же способствует дальнейшее распространение ОМУ и средств его доставки, а также возрастающая региональная нестабильность.

В каком бы направлении ни развивались политические отношения между Москвой и Вашингтоном, пока в их арсеналах остается ядерное оружие, военные ведомства вынуждены будут разрабатывать планы его применения друг против друга, хотя бы «на крайний случай».

Особенность периода после окончания холодной войны заключается в непредсказуемости развития военно-политической обстановки в мире. В этой ситуации США продолжают модернизировать свои ядерные силы и сохраняют способность к их быстрому наращиванию; при этом вопрос о заключении с Россией новых юридически обязывающих и контролируемых договоренностей о необратимых сокращениях СНВ продолжает оставаться открытым.

Накопленный в США технологический задел и результаты натурных испытаний отдельных компонентов ПРО свидетельствуют о возможности уже в среднесрочной перспективе развернуть вполне работоспособную ограниченную систему борьбы с ракетами, плотность которой можно будет в дальнейшем постоянно наращивать.

Исходя из этого, у России не остается другого выбора, кроме как оставаться в обозримой перспективе мощной ядерной державой. Действующие же в настоящее время планы развития российских СЯС, с одной стороны, были рассчитаны на вступление в силу Договора СНВ-2 и сохранение Договора по ПРО, а с другой стороны, ориентированы на их превращение в подобие американской «триады» с усилением вклада морской и авиационной составляющих в ущерб наземной группировке МБР.

В новой стратегической ситуации, создаваемой США, становится необходимым безотлагательный пересмотр наших планов в области СЯС в сторону максимального продления сроков эксплуатации наземной группировки МБР с РГЧ ИН; поддержания планируемого боевого состава морской части «триады», а также авиационной составляющей, способной решать как ядерные, так и неядерные задачи. Ни с военной, ни с экономической точки зрения было бы неоправданным сохранение старых планов, разрабатывавшихся для качественно иной обстановки. Повышается также актуальность развития информационно-управляющих систем стратегических ядерных сил России.

Ядерный баланс с США в относительно широком диапазоне общего числа боезарядов и боевых возможностей (речь не идет о несбыточном восстановлении паритета) по-прежнему обеспечивал бы особые стратегические отношения с США и политически весомую роль России в мире. При этом поддерживалась бы заинтересованность США в продолжении диалога по наступательным и оборонительным вооружениям, по всему комплексу политических и экономических взаимоотношений. Повышается также актуальность развития информационно-управляющих систем стратегических ядерных сил России.

По дипломатической линии необходимо сделать все возможное для сохранения переговорного режима контроля над вооружениями, включая задачу заключения нового договора с США по СНВ.

Вместе с тем анализ показывает, что США скорее всего не пойдут на полномасштабный договор, предусматривающий необратимые и контролируемые сокращения стратегических вооружений, на чем изначально настаивала российская сторона. Кроме того, вопреки ранее неоднократно дававшимся заверениям о том, что разрабатываемая американская система ПРО будет ограниченной (способной перехватывать лишь несколько десятков боеголовок), фиксировать подобные ограничения Вашингтон явно пока не склонен. Если за этим стоят планы США по активному использованию космических систем, то становится тем более очевидным, что будущая американская система ПРО потенциально может угрожать и России.

Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП), заключенный в мае 2004 г. в Москве, не удовлетворяет принципиальным требованиям о необратимости и контролируемости сокращений и, кроме того, не предусматривает ограничений на способности системы ПРО. По существу он означает, что США реально не сокращают ни стратегические носители, ни ядерные боезаряды к ним. Условно разделив свои СНВ на оперативно развернутые и резервные, они лишь переводят часть ныне развернутых средств в оперативный резерв, нарастив тем самым возвратный потенциал. Это значит, что в любой момент времени американцы могут нарастить свои оперативно развернутые стратегические вооружения практически до нынешнего уровня. Мы же, с учетом особенностей наших стратегических наступательных вооружений, остающихся сроков их службы, распада ранее существовавшей кооперации изготовителей и ряда других факторов, вынуждены реально сокращать свои СНВ. При этом экономические затраты на их ликвидацию и утилизацию для нас достаточно значимы.

В этих условиях США, особенно с учетом создания в недалеком будущем противоракетного потенциала, получают абсолютное стратегическое доминирование в мире, возможность без всяких оглядок действовать с позиции силы в решении любых международных вопросов, в том числе и по отношению к России.

С нашей стороны целесообразно вести дело к подписанию нового соглашения, включающего в себя следующие принципиальные элементы:

Согласованный предельный уровень по боезарядам (в интервале 1700-2200 ед.), достигаемый в течение 10 лет, в сочетании со свободой размещения боезарядов на носителях и необратимостью сокращений СНВ;

Сохранение мер контроля, установленных по Договору СНВ-1, в «облегченном» режиме;

Фиксация положений об ограниченности будущей ПРО, о которой говорит американская сторона, путем установления предельного согласованного количества боеголовок, которое будет способна перехватить такая ПРО;

Запрет на развертывание систем космического базирования;

Обеспечение транспарентности и усиленного режима мер доверия в области стратегических вооружений.

При таком варианте Россия в значительной степени сохраняла бы самостоятельность своей ядерной политики и одновременно добивалась приемлемых для нас ограничений на развитие стратегических наступательных и оборонительных вооружений.

В случае, если и на этой основе не удастся выйти на соглашение, то можно было бы предложить американцам подписать совместное заявление о готовности сторон в ближайшее время завершить консультации (переговоры) по проблеме стратегических вооружений. Такое решение позволило бы нам более тщательно и всесторонне провести анализ складывающейся ситуации, в том числе с учетом долговременных последствий выхода США из Договора по ПРО, а также просчитать различные варианты развития наших СЯС в новых условиях, не ограничиваемых договорными обязательствами.

Одновременно с этим целесообразно выдвинуть глубоко продуманные и хорошо аргументированные наши предложения по сотрудничеству с США в области ПРО, не подрывающему стратегическую стабильность, в том числе по совместному созданию и использованию глобальных информационных систем, а также по новому поколению мер доверия в области ядерных вооружений – как стратегических, так и тактических. Политический выигрыш такого шага для России очевиден.

В частности, можно было бы предложить осуществить совместную разработку российско-американской информационной системы космического базирования (сейчас американцы сами работают над такой низкоорбитальной системой, получившей наименование «СБИРС-Лоу», которая для нас является одним из самых критичных компонентов будущей американской системы ПРО). Эту нашу идею можно мотивировать новым характером российско-американских отношений, готовностью США к сотрудничеству наших двух стран, в том числе и в области ПРО, укреплением доверия и тем, что будущая система ПРО, по заявлениям президента США, не будет направлена против России. Отношение американцев к нашему предложению наглядно продемонстрирует, насколько справедливы заявления американских официальных лиц об отсутствии российской направленности разрабатываемой в США системы ПРО.

Одновременно было бы крайне желательно вовлечь американское руководство в более широкий политико-стратегический диалог. В этих целях можно было бы внести предложение о необходимости совместно искать пути минимизации рисков, исходящих из объективно существующей ситуации взаимного ядерного сдерживания.

В случае, если американцы вообще не проявят заинтересованности к выработке какой бы то ни было взаимоприемлемой договоренности, учитывающей интересы безопасности России, у нас, по всей вероятности, не останется иного выбора, как перейти к самостоятельной ядерной политике. В новой ситуации Россия могла бы самостоятельно определять количественный и качественный состав своих ядерных сил, сделав традиционный упор на наземные МБР, и прежде всего с РГЧ ИН, что обеспечит ей возможность гарантированного сохранения потенциала ядерного сдерживания США при любом варианте развития военно-политической обстановки. Экономические возможности для этого, как показывают оценки, у нас существуют.

В этих условиях следует взвесить целесообразность возобновления работ по средствам, обеспечивающим эффективное противодействие американской ПРО, включающее различные способы как ее преодоления, так и нейтрализации. Важно также наметить комплекс мер активной и пассивной защиты отечественных СЯС. По оценкам, это наиболее экономичный путь противодействия планам США в области ПРО. К тому же здесь у нас есть и солидный задел, который целесообразно было бы востребовать.

При выработке долгосрочной линии России в ядерной области как представляется, нам необходимо исходить из следующих очевидных положений:

Прежнее понимание стратегической стабильности, основанной преимущественно на ядерном балансе России и США, устарело, и в этом смысле Договор по ПРО утратил качество «краеугольного камня» стратегической стабильности;

Доктрина взаимного ядерного сдерживания, основанная на способности сторон к взаимному гарантированному уничтожению, фундаментальным образом противоречит провозглашенному принципу партнерства в двусторонних отношениях;

Договор по ПРО устарел и в том смысле, что он был составной частью стратегического взаимоотношения СССР и США эпохи холодной войны, своего рода инструментом управления гонкой ядерных вооружений в период острой конфронтации двух сверхдержав;

Хотя ставка на ядерное сдерживание провозглашена в военных доктринах ведущих стран мира, должно быть ясно, что ядерное оружие – это не оружие XXI века: оно неизбежно будет обесценено развертыванием систем ПРО, высокоточного обычного оружия и другими новейшими военными технологиями. Надо быть готовым к тому, что США в определенный момент поставят вопрос о полной ликвидации ядерного оружия – хотя бы в пропагандистских целях. В этом смысле «ядерное величие» через некоторое время не сможет обеспечивать статус великой державы кому бы то ни было. Более того, те страны, которые будут продолжать делать упор на ядерное оружие, могут оказаться через некоторое время в моральном проигрыше.

Речь поэтому идет о том, чтобы, учитывая эти стратегические парадигмы развития мировой военной политики, которые носят объективный характер и не зависят от воли тех или иных политических деятелей, просчитать наиболее оптимальную ядерную политику России по существу на переходный период – от ядерного к постядерному (безъядерному) миру. Даже если такой переход затянется на десятки лет, осмысленная линия поведения в этом вопросе нужна уже сейчас – хотя бы с учетом длительности жизненных циклов современных систем ядерных вооружений (от 10 до 30 лет и более).

Одновременно можно было бы предложить американцам начать широкий политический диалог о переводе партнерства из декларативной фазы в реальную. Например, предложить им заключить новое широкомасштабное соглашение политического характера, аналогичное «Основам взаимоотношений СССР и США» (1972 года), но отвечающего уже новым реальностям, вызовам и угрозам международной безопасности и новому партнерскому уровню двусторонних отношений. (Понятно, что Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений, принятая в Сочи 6 апреля 2008 г., не решает этой задачи.) Именно в такого рода документ можно было бы внести положение о необходимости совместно искать выход из ситуации взаимного ядерного сдерживания, подтвердив ранее взятые на себя обязательства вести дело к полной ликвидации ядерного оружия. Это обязательство, в частности, могло бы быть конкретизировано договоренностью о начале консультаций о путях совместного и сбалансированного поэтапного движения к безъядерному миру и условиях его поддержания.

Если в этой области начнется предметный диалог, то взаимные озабоченности сторон относительно наступательных и оборонительных вооружений отойдут на второй план, если не будут сняты вообще. И тогда взаимоотношения сторон в военно-стратегической области перестанут, наконец, быть доминантой двустороннего взаимодействия, уступив место сотрудничеству в других областях, в большей мере отвечающих вызовам и угрозам ХХI века