Запятая между сложносочиненными предложениями с союзом и. В каких случаях ставится запятая перед и после "и"

Cтраница 1 из 2

Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом «И»

Союз «и» может соединять, во-первых , однородные члены предложения, во-вторых , простые предложения в составе сложного.

Чтобы правильно поставить запятую перед союзом «и», необходимо отличать структуру сложносочиненного предложения от простого предложения с однородными сказуемыми или подлежащими. Поэтому сначала напомним определения простого и сложносочинённого предложений.

Например: Чудилось, будто корчуют сразу весь лес и земля стонет от боли . (союз «и» одиночный)

Он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. (союз «и» повторяется)

К сожалению, разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения , знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные , приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.

Поэтому мы предлагаем вам еще один путь усвоения данной пунктограммы, который был обозначен Николенковой Н.В.: идти от "внешних" признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов «и» . Мы считаем, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.

Перейдите на вторую страницу по этой теме

Разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения, знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные, приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно.

К примеру, многими хорошо усваивается правило, что при наличии "где-то там в предложении" общего второстепенного члена запятая не ставится. Проблема лишь в том, что угадать этот общий член не все в состоянии. Поэтому появляются объяснения: "В предложении *Ей стало холодно и она надела шубу есть общий член - *она ". Механическое использование правила (во многих современных пособиях, особенно использующих таблицы для объяснения правил, применен именно механический способ) не помогает. Закрепление примера "в лесу было холодно и дул ветер " не поможет в случае необходимости расставить знаки в предложении "*в романе использованы подлинные воспоминания людей 40-х годов и описание становится ярче и красочнее ".

Наш подход к преподаванию практики русского языка (работа над орфографией и пунктуацией) категорически не допускает использования абстрактных схем и моделей. Мы утверждаем, что подлинная грамотность возможна только при понимании структуры русского языка, для безошибочной расстановки знаков препинания нужно хорошо разобраться в теории, надо знать синтаксис.

В данной работе мы предложим такой вариант подхода к разбираемому правилу, для которого придется обратиться к разделам "Простое предложение", "Сложносочиненное предложение", "Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными". Желательно, чтобы у повторяющего правило были также знания об обособленных членах предложения, вводных словах, вставных конструкциях .

Итак, представьте, что перед вами предложение, где использован "и", к примеру: 1. *Наступил декабрь и люди начал готовиться к Новому году ; 2. *Катенька решила преподнести подруге роскошный подарок и купила подарочное издание "Трех мушкетеров" ; 3. *Она знала, что Аня с детства любит романы Дюма и ей приятно будет получить богато иллюстрированную книгу . Один из трех наших примеров содержит ошибку, чтобы исправить её, нужно понять в первую очередь, что соединяет "и" и какое правило надо вспомнить . А вариантов, на самом деле, практически только два.

"И" может связывать однородные члены предложения и однородные придаточные, в обоих случаях логика постановки знака совпадет;

"И" может оказаться между частями сложносочиненного предложения, тогда следует пользоваться иным правилом.

Осложняет такое легкое с виду правило возможность для сочинительного союза "И" быть одиночным и повторяющимся. В этом случае надо пользоваться не основным вариантом правила, а совсем иными его пунктами.

Такой традиционный подход большинству пишущих представляется несколько затруднительным, ведь путь от начала анализа до постановки запятой и впрямь слишком долог: разобрать, что соединяет союз; выбрать нужный раздел правила (на однородность или сложносочиненное предложение); выбрать раздел внутри самого правила. Хотя бы об одном из шагов забывают, поэтому и встречаются ошибки.

Мы попробуем идти от "внешних" признаков организации предложения, то есть от количества использованных союзов "и". Как нам кажется, это позволит немного упростить работу по правильной расстановке знаков препинания.

Сначала расскажем о знаках при одиночном использовании союза "и" в предложении.

I. Основная формулировка: одиночный союз "И", который соединяет два однородных члена или две однородных придаточных части, не требует постановки запятой. Если "И" соединяет две части сложносочиненного предложения, запятая обычно ставится, хотя есть ряд исключений. Сама формулировка предполагает, что именно в случае одиночного "и" необходимо провести синтаксический разбор предложения.

Очевидно, сначала надо вспомнить, как выявить однородные члены и однородные придаточные с одной стороны и ССП с другой. Два однородных компонента всегда выполняют синтаксически одинаковую функцию в предложении, они отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову (члену предложения), от которого вопрос к ним и задается. Между собой однородные члены и однородные придаточные связаны сочинительной связью, которая в нашем случае выявляет себя при помощи сочинительного союза "и". К примеру, однородными окажутся сказуемые в примере: 31 декабря люди с утра штурмуют магазины и докупают последние новогодние подарки . Соединенные одиночным "и", они не разделяются запятой. Однородные придаточные представлены в таком примере: Я был рад, что завтра наступит Новый год и (что) мне подарят обещанного щенка . Оба придаточных отвечают на вопрос (чему?), относятся к сказуемому главной части, поэтому запятой перед "и" нет.

II. Много проблем доставляет пишущим такое построение предложения, когда при однородных компонентах есть осложняющие предложение конструкции, которые необходимо дополнительно выделить. В этом случае нам надо отдельно применить два разных правила – обособить вставной компонент постановкой двух выделяющих знаков (запятых или тире), а о знаке перед "и" подумать отдельно. Сравните предложения:

1. Мама пришла домой, еле волоча неподъемные сумки с продуктами, и стала готовить праздничный ужин.

2. Мама вернулась с работы только в 10 вечера и, вынув приготовленные с вечера закуски, начала сервировать праздничный стол.

И в первом, и во втором примере "И" соединяет однородные сказуемые и не требует постановки знака препинания. Запятые до и после "и" объясняются включением в наши примеры обособленных обстоятельств, которые необходимо было выделить. То же самое может быть при однородных придаточных, если в одном из них есть обособленный член или придаточное предложение: Когда наступило 31 декабря и, перебрав все пакеты с подарками, я не обнаружил ничего для друга Васи, денег на покупку еще одного подарка не осталось . Второе придаточное начинается обособленным обстоятельством, которое мы отделили от "и".

ГРУБЕЙШЕЙ ошибкой окажется такое смешение правил, которое приведет к пропуску закрывающей обособленный член запятой или к постановке открывающей запятой не в том месте, например: *Мы разложили под елкой подарки, и открыв дверь в гостиную, пригласили детей . В предложении допущены целых две ошибки: запятая перед "и" не нужна, так как союз стоит между однородными сказуемыми, а после "и" необходимо её поставить, чтобы открыть деепричастный оборот. К сожалению, такой тип ошибки встречается очень часто.

III. Следует специально оговорить использование "и" в предложении с двумя деепричастными оборотами. Во-первых, они сами могут оказаться однородными, тогда запятая перед "и" не нужна: Дети, волнуясь и перебивая друг друга, пытались рассказать Деду Морозу о своих успехах в школе . Другой случай расстановки знаков будет в предложении с двумя однородными сказуемыми, к каждому из которых относится деепричастный оборот, в этом случае "вокруг союза" будут две запятые: одна закрывающая оборот, другая открывающая новый: Я пришел домой, старательно пряча купленные подарки, и, войдя в свою комнату, положил свертки на верхнюю полку шкафа .

IV. Запятая будет стоять перед "и", когда союз соединяет две части сложносочиненного предложения. В каждой части будет своя грамматическая основа, то есть своя комбинация подлежащего и сказуемого (или будет присутствовать лишь один главный член), например: На улице пошел снег, и Москва превратилась в сказочную страну . Ошибки в этом случае чаще всего связаны с непониманием структуры предложения, с неумением отличить простое предложения от сложного. Мы бы рекомендовали тщательно находить главные члены, думать о пропущенных членах предложения, то есть проводить синтаксический анализ. При соблюдении этого условия расстановка знаков препинания будет правильной. Рассмотрим, к примеру, такое предложение: Пробили куранты, и 2006 год наступил . Постановка запятой здесь логична и вряд ли требует пояснения. Но ведь такой же структурой обладает предложение Удар курантов, и 2006 год наступает . Просто в последнем примере перед нами не двусоставное предложение (первая его часть), а назывное, но предложение остается сложным.

По правилам есть несколько ситуаций, когда постановка запятой между частями ССП перед "и" не нужна.

Запятая не ставится, если:
обе части имеют общий второстепенный член, чаще всего это обстоятельство места или времени, реже дополнение: У Снегурочки были большие серые глаза и белые косы опускались до пояса . На елке в школе дети читали стихи и Дед Мороз вручал им подарки .

Объединены два безличных предложения, имеющие в своем составе синонимичные члены: "Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой", - советовали врачи внезапно потерявшему голос Деду Морозу .

Общим для соединенных сочинительным союзом "и" двух частей может оказаться придаточное предложение: Пока Дед Мороз спасал Снегурочку, Волк и Лиса украли с елки огоньки и праздник опять оказался под угрозой . Данный пример обычно при самостоятельной работе оказывается очень каверзным, ведь достаточно сложно угадать, общим или нет будет придаточное для двух частей. Мы советуем проверять так: если часть после "и" имеет оттенок следствия, вывода, то есть в нее можно вставить "поэтому", лучше рассмотреть её как отдельную часть и поставить запятую. Заметим, что в сочинениях таких примеров будет больше, чем фраз с общим придаточным, сравните: Когда Онегин приезжает в деревню, он недолго радуется новизне, и (+вскоре, потом) хандра быстро возвращается к нему .

Части ССП имеют общее вводное слово. Чаще всего в самостоятельных сочинениях это слово, указывающее на одинаковый для обеих частей источник сообщения: По словам странницы Феклуши, люди в этой стране с песьими головами и огненного змия для скорости стали запрягать . Общим может быть вводное слово, указывающее на степень достоверности обоих высказываний (она у них окажется одинаковой): К счастью, Новый Год бывает лишь один раз в 365 дней и подарки в таком количестве приходится покупать нечасто .

Две соединенных союзом "и" части сложной конструкции могут иметь общую объединяющую их третью часть. Она включает в себя смысл обоих частей и соединена с ними бессоюзной связью: "Это было похоже на чудо: за занавесом оказалась сцена и на ней в вальсе кружились маленькие балеринки", - рассказывала Машенька о балете "Щелкунчик", который посмотрела в Новый Год .

Если частями ССП оказываются два неопределенно-личных предложения, то запятая между ними не ставится, если мыслится один и тот же производитель двух действий: "Женщин в этом городе мучают и не дают им возможности самостоятельно выбирать путь в жизни " - так начиналось сочинение "Образ Катерины в "Грозе".

Более редкими случаями, когда запятая между частями ССП не ставится, являются объединение двух вопросительных предложений, побудительных, восклицательных или назывных: "Кто Вы и откуда приехали? "- спросил у иностранца Берлиоз . "Пусть кончится зима и наступят теплые деньки!" - загадываю я всегда в новогоднюю ночь .

Задание . Ниже даны предложения, в том числе и реальные примеры из сочинений , где используется один "и". Расставьте знаки и объясните. Найдите предложения, где возможны оба варианта (то есть можно поставить запятую и опустить знак).

1. В комедии "Горе от ума" впервые были применены все знакомые тогда писателям направления в литературе – классицизм, сентиментализм, романтизм – и проведена попытка воспользоваться новым направлением, то есть реализмом.

2. Когда Маша осмотрела квартиру утром 1 января после весёлой встречи Нового года с однокурсниками, елка лежала на боку и большая часть игрушек оказались разбитыми.

3. Первокурсник Коля не радовался Новому году получив "двойки" по всем основным предметам в зимнюю сессию и провел праздничную ночь за внимательным изучением учебников и конспектов.

4. По словам Белинского "Евгений Онегин" есть энциклопедия русской жизни начала 19 века и роман Пушкина открывает новую страницу в истории русской литературы.

5. "Надо сделать прививки от гриппа и желательно избегать контактов с больными", - советовал с экрана пожилой врач кашляя и чихая через каждые 5 минут.

6. Сотрудники банка закончили работать уже в полдень решив приступить к встрече Нового года немедленно и повесив на дверь объявление "Технический перерыв" радостно откупорили шампанское.

7. С героем романа Лермонтова постоянно случаются необычные происшествия и он оказывается главным героем какой-нибудь романтической истории.

8. Для Наташи Ростовой весь мир воплощал только радость и зла в этом мире не находилось вовсе.

9. "Как это было прекрасно: вокруг тебя как будто поют ангелы и ты хочешь запеть с ними вместе!" - так описывает свои прежние переживания от посещения храма Катерина.

10. На Шереметьевской улице строится новая развязка для автотранспорта и возводится многоэтажный торговый комплекс с подземными гаражами.

11. Для школы построенной на месте бывшего пустыря и для расположенного напротив здания детского сада отгорожена часть парка, чтобы дети могли гулять на охраняемой территории и учителя меньше волновались за их безопасность.

12. Зачем же Пушкин придает "Капитанской дочке" форму мемуаров частного человека и как эта форма соотносится с жанром этого произведения?

13. В новогоднюю ночь люди ложатся спать поздно и проснувшись уже в обеденное время с трудом доедают не съеденные ночью деликатесы.

14. Традиции встречи Рождества оказались утраченными в советскую эпоху и многим еще непонятно, как встречать этот праздник и чем рождественская ночь должна отличаться от новогодней.

15. Еще месяц и Обломов вновь погрузился в прежнюю спячку, из которой его вывела любовь к Ольге и в которую вернул разрыв с ней.

16. К счастью на улице мороз и можно не волноваться за оставленные на ночь на балконе продукты.

17. Маша вернулась домой получив первую в своей студенческой жизни "пятерку" и тут же стала помогать маме накрывать праздничный стол.

18. Для начинки лучше использовать белые грибы и можно добавлять заготовленные с лета сушеные подосиновики.

19. Когда князь Андрей встречает в салоне Анны Павловны Пьера, он сразу меняется внешне и читатель может в первый раз обнаружить разницу между подлинной сущностью героя которая раскроется только к середине романа и маской надеваемой им для выхода в свет.

20. В романе "Война и мир" исторически достоверно показана эпоха начала 19 века и выявлены наиболее острые противоречия этого времени.

* Дополнительным заданием для готовящихся к теоретическому экзамену по русскому языку может быть такое: выделить главные члены в отмеченных сложносочиненных предложениях и в однородных придаточных. Охарактеризовать придаточные, сделать полный синтаксический разбор этих предложений.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

Class="clearfix">

Все мы хорошо помним ещё со школы, что в предложении перед союзами а и но всегда ставится запятая, причём неважно, сложное это предложение или простое с однородными членами. С союзом и всё гораздо сложнее. Попробуем разобраться.

В самом общем виде правило выглядит так: в простом предложении с однородными членами запятая перед и не ставится , если этот союз одиночный : Я помню дачу и качели… Если союз и повторяется , запятая ставится между однородными членами перед союзом: Я помню дачу, и качели, и костёр над рекой… В сложном (сложносочинённом) предложении запятая перед союзом и , как правило, ставится : Я помню дачу, и ещё в памяти остались мои детские качели…

Таким образом, суммируем: в сложном предложении между его частями перед союзом и запятая ставится, в предложении с однородными членами ставится, если союз и повторяется . Чтобы избежать ошибки, достаточно правильно определить, какое перед нами предложение – простое с однородными членами или сложное, сложносочинённое. Для этого надо посмотреть, сколько в предложении грамматических основ (грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое). Если одна – предложение простое, две и больше – сложное. В наших примерах в предложении Я помню дачу и качели… одно подлежащее – я, и одно сказуемое – помню , то есть одна грамматическая основа, значит, предложение простое (дачу и качели – однородные дополнения). В предложении Я помню дачу, и ещё в памяти остались мои детские качели… две грамматические основы (я помню ; качели остались в памяти ), значит, предложение сложное.

Вернёмся к сложносочинённому предложению. В каких же случаях запятая перед и в нём не ставится ? Таких случаев несколько, а именно:

1) Если части сложносочинённого предложения объединены каким-то общим элементом: общим второстепенным членом, общим вводным словом, словосочетанием, предложением или общим придаточным предложением:

Сегодня утром ветер стих и . (Предложение сложносочинённое, Сегодня утром - общий второстепенный член для обеих частей; запятая перед и не ставится.)

Когда рассвело, ветер стих и наступила долгожданная тишина . (Предложение с разными видами связи; для частей 2 и 3, которые соединены сочинительной связью, придаточное предложение Когда рассвело является общим, значит, запятая перед и не ставится.)

2) Если каждая часть сложносочинённого предложения является вопросительным, побудительным или восклицательным предложением:

О чём говорится в этой передаче и для кого она предназначена? (Части - вопросительные предложения. Сравните: О чём говорится в этой передаче? Для кого она предназначена?)

Как прекрасна эта картина и сколько воспоминаний она навевает! (Части - повествовательные восклицательные предложения.)

Скрипач, играй и радуйся, народ! (Части - побудительные восклицательные предложения.)

3) Если части сложносочинённого предложения – это назывные или безличные предложения:

Летний вечер и лёгкая прохлада. (Части – назывные предложения.)

В доме натоплено и на веранде тепло. (Части – безличные предложения.)

Союз «и» является самым распространенным в русском языке. И хоть на первый взгляд правила пунктуации, связанные с ним, кажутся очень легкими, на самом деле это не так. Далеко не всегда понятно, уместна или нет запятая перед данным союзом, есть множество подводных камней, даже если речь идет о синтаксической единице простой конструкции. Итак, когда ставить запятую перед «и»? Рассмотрим данный вопрос подробно.

Простое предложение. Ситуации, когда запятая не уместна

Когда ставится запятая перед «и» в простых предложениях? Союз «и» в простом предложении чаще всего используется для соединения однородных членов. И если их только два, то запятой они не разделяются. Вот пример: «Зимой и летом - одним цветом».

Кроме того, союзами «и» могут соединяться разные группы однородных членов. И тогда, несмотря на повторы, на письме это никак не выделяется. Например: «В доме, под дряхлыми и грязными столом и диваном лежали груды мусора».

Еще бывают ситуации, когда два тесно связанных по смыслу однородных члена соединяются при помощи «и» с третьим - однородным грамматически, но несущим уже другую смысловую нагрузку. В таких предложениях запятая будет ошибкой. Вот пример подобной конструкции: «Она переступила порог и вошла в комнату и одетой легла на постель».

Простое предложение. Ситуации, когда запятая уместна

Как уже отмечалось выше, в предложениях простого типа союз «и» употребляется для связи членов, которые являются однородными. Так когда ставится запятая перед «и»? Ниже - ряд таких ситуаций:


Сложносочиненное предложение. Запятую ставим

Когда ставится запятая перед «и» в предложениях сложносочиненного типа? В большинстве сложных синтаксических единиц с союз «и», соединяющий их части, отделяется на письме запятой. Например: «Дул сильный ветер, и парусник буквально летел по волнам».

В данном случае и ему подобных союз разделяет две законченных мысли, которые вполне могут существовать как отдельные предложения, отчего общий смысл бы не изменился. Именно этот момент и нужно учитывать прежде всего, когда возникает вопрос: «Нужна запятая или нет?» Если сложносочиненное предложение можно безболезненно разделить на два и более, то да - запятая требуется. Вот пример, когда повторяющимся союзом «и» соединены три части сложносочиненной синтаксической конструкции: «И листья падали, кружась, и дождик капал грустный, и журавли прощальный посылали крик». Это классическая ситуация, когда без запятой не обойтись. Исключений здесь быть не может.

Сложносочиненное предложение. Случаи, когда запятая перед союзом «и» не нужна

Многие не очень искушенные в грамматике люди думают, что если предложение сложное, то его части всегда разъединяются каким-нибудь знаком препинания. Но это не соответствует истине. Запятая перед «и» в сложносочиненных синтаксических единицах не ставится при следующих обстоятельствах:


Предложения с подчинительной связью

В каких случаях ставится запятая перед «и» в Начать следует с того, что «и» - сочинительный союз, и связывать части, находящиеся в подчинительных отношениях, он не может. Встречается он в синтаксических конструкциях данного типа, лишь связывая несколько И запятая между ними не нужна, если придаточные являются однородными и имеют общую главную часть. Например: «Брат заявил, что думает поменять работу и что этот завод у него уже сидит в печенках».

Если же однородной зависимости нет, то запятую следует применить. Например: «Брат заявил, что думает поменять работу, и мать обрадовалась». В данном случае имеем сложную конструкцию смешанного типа, включающую в себя и подчинительную, и сочинительную связи.

Также запятые уместны между однородными придаточными частями, соединенными повторяющимся союзом «и». К примеру: «Такой безудержный смех охватил парочку, что и коленки затряслись, и из глаз полились настоящие слезы».

Включаем логику

Даже если вы не знаете правил, которых существует очень большое количество, то можно просто подумать логически. Здесь есть две закономерности:

  • Запятая практически всегда есть на месте пауз (произносим предложение вслух).
  • Запятой разделяются между собой части с разным смысловым содержанием (думаем логически).

Вдумчивый и внимательный подход к делу обязательно даст хорошие результаты! И поможет избежать ошибок.

Заключение

Правил, которые указывают, перед «и», а в каких - нет, очень много. И выучить все, наверное, невозможно. Но даже двоечник сможет написать предложение без ошибок, если произнесет его вслух (или про себя) и подключит логику. Тогда у него не будет возникать вопроса: «Когда ставится запятая перед "и"?» Будьте внимательны и старайтесь избегать ошибок.

Сочинительный соединительный союз и может связывать:

  • однородные члены предложения;
  • простые предложения в составе сложноподчиненного;
  • однородные придаточные в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Если однородные члены предложения связываются одиночным союзом и, запятая между ними не ставится.
Например:У меня есть два брата и три сестры.

Если однородные члены предложения связываются повторяющимся союзом и, запятая между ними ставится. При этом запятая ставится перед вторым из повторяющихся союзов.
Например:В магазине мы купили хлеб и колбасу, и масло, и картофель.

Если перед однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом и, есть член предложения без союза, то запятая ставится уже перед первым повторяющимся союзом.
Например:В магазине мы купили и хлеб, и колбасу, и масло, и картофель.

Внимание! Запятая не ставится в таких выражениях, как и папа и мама, и бабушка и дедушка и подобных, так как оба слова можно заменить одним, например родители.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Если союз И связывает простые предложения в составе сложносочиненного, то перед ним всегда ставится запятая.
Например: Началась весна, и все дороги размыло.

Запятая не ставится в том случае, если обе части сложного предложения имеют общий второстепенный член.
Например: Утром в лесу просыпаются птицы и выходят на охоту дикие звери (и птицы просыпаются, и звери выходят на охоту утром).

Знаки препинания при однородных придаточных

В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными придаточные могут соединяться между собой однородным соподчинением (т. е. они присоединяются к главному одинаковыми союзами и отвечают на одинаковые вопросы). Такие придаточные могут между собой соединяться союзом и, при этом второй подчинительный союз опускается. Запятая перед союзом и не ставится.
Например:[Сосед сообщил мне], (что дети уже пришли из школы) и (отец вернулся из командировки).