Воскресенская церковь в селе молоди. Молодивоскресенская церковь. Сельский населённый пункт, исторически значимое место

Вот уже более пятисот лет история села Молоди неразрывно связана с храмом Воскресения Христова .

Первое упоминание о Воскресенском храме в Молодях встречается у Карамзина при описании . Но сам храм стоял на погосте около селения гораздо раньше.

Церковь Воскресения Христова в селе Молоди в XVII веке, когда она принадлежала боярам Соковниным, относилась к разряду так называемых кладбищенских. Она и построена была на окраине кладбища. Вполне возможно, что именно здесь, в основном, были похоронены воины, героически защищавшие родину в битве при Молоди. Кладбищенские церкви строились, чтобы совершать в них исключительно заупокойные и поминальные службы, а также панихиды.

В отцовском имении в Молодях жили сыновья царского сокольничего Соковнина - Алексей и Федор. Именно при них деревня разрослась и поглотила Воскресенскую церковь, стоявшую на окраине старинного погоста вдали от населенных пунктов.

После смерти сокольничего Соковнина и его сыновей вместе с церковью и погостом досталось не менее знаменитому в российской истории персонажу - графу Федору Алексеевичу Головину

Граф Головин был очень состоятельным человеком. На собственные средства рядом с усадебным домом в Молодях он возвел каменный храм Воскресения Христова взамен деревянной церкви. По некоторым данным, строительство заняло около трех лет. Начало его датируется 1703 годом, а в 1706 году (незадолго до смерти графа) возведение храма в общих чертах было закончено. История ни имени архитектора, ни каких-либо иных подробностей строительства не сохранила.

Конечно, церковь, построенная Головиным, выглядела значительно скромнее, чем сейчас, - отсутствовали обе колокольни, придающие сегодня храму узнаваемый облик. Не было и обоих приделов. Откуда именно бил звонарь в колокола, собирая прихожан на молитву, - не совсем понятно; вероятно, имелась некая колокольня, которую при строительстве двух новых разобрали.

После смерти знатного вельможи Головина имение досталось представителям обширного русского дворянского рода Салтыковых. Никакой информации о перестройках или ремонте, которые, возможно, пережил храм Воскресения Христова в XVIII веке, до нас не дошло. Известно лишь, что Алексей Иванович Салтыков был погребен рядом с храмом. До наших дней сохранилась усыпальница генерала во дворе храма. Она представляет собой кубическое строение, увенчанное крышей в виде пирамиды. По четырем сторонам украшают ее белокаменные двухколонные портики и угловые пилястры. Сегодня усыпальница отреставрирована и предстает в своем изначальном виде.

После смерти Алексея Ивановича Салтыкова в 1781 году, Молоди достались поэту и директору Российской академии наук Сергею Герасимовичу Домашневу, соратнику Екатерины II.

Переделки братьев Домашневых

Братья Сергей и Иван Домашневы были людьми набожными и всерьез взялись за ремонт уже изрядно обветшавшего храма. Но ремонтом дело не ограничилось. С западного фасада к храму зеркально прильнули две трехъярусные одинаковые колокольни, выстроенные в классическом стиле. Собственно они и придают храму тот узнаваемый и неповторимый облик, который можем наблюдать сегодня, если поедем по Старой Симферопольской дороге - дублеру трассы «Дон».

Колокольнями братья Домашневы не ограничились, а пристроили к основному зданию церкви с двух сторон приделы: один освятили во имя апостолов Петра и Павла, а второй - во имя святителя Стефана Сурожского. Была также пристроена просторная трапезная, а на кровле - пирамидальное завершение купола. С южной и северной стороны к храму были пристроены два солидных притвора, украшенных античными колоннадами.

В таком виде Храм Воскресения Христова в Молодях и дожил до нашего времени.

В 1961 году Воскресенскую церковь в селе Молоди закрыли, все иконы, иконостасы и церковную утварь изъяли, следы их затерялись. Разобрали даже ограду и уничтожили старинные надгробия на кладбище. В здании храма открыли сельский клуб с кинотеатром.

Сегодня Воскресенский храм живет обычной жизнью. Прихожане любят его, и здесь всегда многолюдно, хотя население поселка не превышает тысячи человек.


Саша Митрахович 29.06.2018 08:26


Не отличается изысканными формами и представляет собой типичный «восьмерик на четверике». В 1786 году значительно увеличили площадь церкви, пристроив обширную трапезную и две симметричные колокольни.

Северный придел, устроенный в трапезной,освятили во имя апостолов Петра и Павла, а южный был назван в честь святителя Стефана Сурожского Чудотворца. С северной и южной сторон появились два новых одинаковых притвора, к ним пристроили крытые галереи, опирающиеся на колонны, фронтонные завершения которых были украшены типманами с фресками на библейские сюжеты.

Стены основного здания храма украшены незатейливыми пилястрами, над окнами - небольшие овальные ниши. Пилястры украшают также грани четырехугольных колоколен. Здесь ниши второго яруса значительно больше, чем над окнами основного здания, и расписаны они фигурами святых.

Основной купол и купола колоколен венчают пирамидальные завершения, покрытые железом и выкрашенные в зеленый цвет.

Особого внимания заслуживают четыре мозаичные иконы - две на южной колокольне и две на северной. Еще четыре иконы на этих башнях написаны масляными красками, но время показало их недолговечность - краска не выдержала погодных условий и серьезно облупилась по всей поверхности. Особенно пострадала фреска на южной стене второго яруса южной колокольни, на которой изображен Святой Патриарх Московский Гермоген.

А вот четыре мозаичные иконы выглядят прекрасно, одна из них - на западном фасаде южной колокольни - образ свт. Николая Чудотворца. На северной стороне этой колокольни - образ Иоанна Златоуста. Петр, митрополит Московский, изображен на западной стене северной колокольни.


Саша Митрахович 29.06.2018 08:36

П ервое упоминание о церкви Воскресения в Молодях встречается в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, при описании битвы русских войск под предводительством князя Михаила Воротынского с войском крымского хана Девлет-Гирея в 1572 г. С тех времён существовал деревянный храм. В 1646 году деревня принадлежала дворянину Прокофию Фёдоровичу Соковнину. При Соковниных погост в Молодях слился с деревней, появилось село Молоди. В это же время владельцами села выстроено новое деревянное здание церкви.

В 1699 г. царём Петром I Молоди было пожаловано боярину Ф. А. Головину. С 1703 по 1706 гг. велось строительство нового каменного храма. Следующая крупная перестройка, после которой церковь приобрела современный вид, проведена в 70–80-х годах XVIII века. Размеры храма были значительно увеличены, в трапезной разместились два новых придела, были вновь отстроены две башни-колокольни. С северной и южной части здания появились два одинаковых притвора с фронтонными завершениями. После смерти хозяина села Молоди А.И. Салтыкова, в конце 1770 годов у ограды храма с восточной стороны, в нескольких метрах от алтаря, была построена усыпальница. Кирпичное, прямоугольное здание с невысокой шатровой кровлей в виде пирамиды стало последним прибежищем помещика. Новый владелец села Молоди С. Е. Коротков в честь своего небесного покровителя устроил в Воскресенской церкви придел во имя святителя Стефана Сурожского.

В середине XIX века селом владела А.Д.Бестужева. Последним владельцем был А. И. Бородин. В 1913-1916 годах в его запущенной усадьбе семья художника Л. О. Пастернака снимала дачу.

В 30-е годы ХХ века настоятелем храма был уроженец с. Молоди священник Михаил Рыбин. В 1938 г., по сфабрикованному обвинению в антисоветской агитации, о. Михаил был арестован и приговорён к расстрелу. 17 февраля приговор был приведен в исполнение на подмосковном Бутовском полигоне. Память священномученика Михаила совершается в день его мученической кончины – 17 февраля.

После ареста настоятеля храма священника Михаила Рыбина Воскресенский храм был закрыт и использовался как зернохранилище. В 1946 году, по настоятельным просьбам верующих, в стенах храма вновь начались богослужения.

Последним священником, служившим в советское время в молодинском Воскресенском храме, стал Василий Михайлович Лебедев (в будущем архиепископ Мелхиседек). В 1955 г. о. Василий был назначен настоятелем Воскресенского храма. В 1961 году был переведён настоятелем в храм Рождества Пресвятой Богородицы г. Орехово-Зуево.

С уходом настоятеля богослужения в молодинском храме прекратились. 19 июня 1961 года местная власть вынесла постановление об изъятии здания церкви у общины верующих. Храм закрыли, и вся церковная утварь, иконы и иконостасы были бесследно утрачены. К южному приделу пристроили кинобудку, а к северному – котельную с кирпичной трубой. Пространство храма приспособили под сельский клуб.

В оскресенский храм был вновь передан верующим в 1991 году. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия новым настоятелем назначался священник Константин Лебедев – сын своего предшественника по месту служения архиепископа Мелхиседека (Лебедева). Петропавловский придел Воскресенского храма тщанием о. Константина стал первым после многолетнего перерыва в Московской епархии, где совершено великое освящение престола.

17 июля, в сороковой день после кончины архиепископа Мелхиседека (Лебедева), в Воскресенском храме села Молоди Чеховского района митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию и панихиду по новопреставленному архипастырю. У врат храма Владыку митрополита встречал глава Чеховского района С. В. Юдин. Перед богослужением Его Высокопреосвященство возложил цветы к могиле новопреставленного архиепископа Мелхиседека. Владыке Ювеналию в этот день сослужили благочинные церковных округов Московской епархии: Одинцовского - архимандрит Нестор (Жиляев), Щелковского - протоиерей Андрей Ковальчук, Подольского - протоиерей Олег Сердцев, Чеховского - священник Константин Александров, духовенство Московской и Брянской епархий. За богослужением молился епископ Великолукский и Невельский Сергий.

После сугубой ектении Владыка митрополит вознес молитву о мире на Украине. Затем была совершена заупокойная ектения по почившему архиепископу Мелхиседеку.

По окончании Божественной литургии Владыка митрополит обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом:

«Ваше Преосвященство, всечестные отцы, дорогие возлюбленные братья и сестры!

Сорок дней тому назад преставился Высокопреосвященнейший архиепископ Мелхиседек. И мы на третий день после его кончины совершили его погребение здесь, где он с 1955 по 1961 годы был настоятелем. Жизнь Владыки Мелхиседека очень многому учит каждого из нас: и архиереев, и священнослужителей, и мирян. На всех этапах своей жизни он был верным сыном Святой Христовой Церкви и нашего Отечества. Рожденный в Московской области, он много лет совершал в разных храмах пастырское служение, а призванный на архиерейское служение, показал ревность в исполнении своего епископского долга, совершая богослужения и управляя епархиями в нашем Отечестве и за его пределами. Когда ему исполнилось 75 лет он, по состоянию своего здоровья, представил Святейшему Патриарху и Священному Синоду прошение о почислении на покой - и опять на территории Московской области он смиренно продолжал свою жизнь в молитве и благочестии. Господь сподобил его дожить до девяноста лет, показывая, что человек, живущий в молитве и благочестии, получает и долголетие. Я повторяю, что его жизнь и служение многих нас назидает, и я очень рад, что в сороковой день по его кончине мы в этом храме совершили Божественную литургию, за которой горячо молились о упокоении его души. Нашу молитву мы завершим совершением панихиды. Перед этим мне хотелось бы поблагодарить всех, кто почтил память Владыки. Особенно я благодарю отца Александра Ганабу, который в течение многих лет духовно и материально опекал Владыку, а в эти скорбные для нас, но святые дни он принял на себя все заботы и попечения о упокоении Владыки и молитвы о нем. Храни Вас всех Господь, дорогие возлюбленные братья и сестры. В этот воскресный день я поздравляю всех вас с праздником, а причастников и причастниц - с принятием Святых Христовых Таин».

Затем Владыка Ювеналий совершил панихиду, а на месте погребения архиепископа Мелхиседека, за алтарем Воскресенского храма - заупокойную литию по новопреставленному архипастырю.

При взгляде в окно мне сразу вспоминается Стивен Кинг со своим ""Туманом""... А ведь как хорошо лето начиналось.

Молоди - село в Чеховском районе Московской области.
Как добраться: до станции Колхозная Курского направления. Ехать чуть больше часа. 56-й километр шоссе Москва - Симферополь М2 "Крым".

Село известно двумя вещами: усадьбой и битва при Молодях - крупным сражением, произошедшем в 1572 г, в котором сошлись в бою русские войска под предводительством воеводы князя Михаила Воротынского и армия крымского хана Девлета I Гирея. Несмотря на более чем двукратное численное превосходство, 40-тысячная крымская армия была обращена в бегство и почти полностью перебита.
1.

По своему значению битва при Молодях сопоставима с Куликовской и другими ключевыми битвами в российской истории. Победа в битве позволила России сохранить независимость и стала поворотной точкой в противостоянии Московского государства и Крымского ханства, которое отказалось от притязаний на Казанское и Астраханское ханства и впредь потеряло большую часть своей мощи.

Идем по платформе в сторону от Москвы, спускаемся по лестнице, поворачиваем налево, переходим пути и оказываемся в поселке. Население поселка - 860 человек. Идем 350м прямо.
2. Встречаются как новые строящиеся дома

3. Так и более старые

4.

5.

Поворачиваем направо и идем еще метров 500.
6.

7.

8. Памятник погибшим на войне односельчанам.

9. Река какбэ предлагает улучшить демографическую обстановку

10. Сама река

11. Остатки мостков?

12.

От усадьбы до наших дней сохранилось немногое.
Церковь Воскресения Христова . Кирпичная церковь типа "восьмерик на четверике", сооруженная в 1703-1706 на средства Ф. А. Головина. В 1786 перестроена на средства С. Г. и И. Г. Домашневых.
13.

Порталы северного и южного фасадов основания получили высокие фронтоны и четырехколонные тосканские портики, значительно выступающие за плоскость фронтонов. Таким же портиком украсилась и новая трапезная. Закрыта в 1961, занята кинотеатром. Возвращена верующим в 1991.
14.

Ремонт был, видимо, достаточно давно, наружные иконы уже сильно обветшали
15. Николай Чудотворец

16. Митрополит Петр

17 Здесь, увы, разобрать надпись уже невозможно.

18.

19.

20. Апостол Павел

21. Часовня на территории храма

22.

Чуть в глубине от храма, стоят в руинах хозяйственные постройки усадьбы.
23.

24.

25.

Основное здание усадьбы находится ничуть не в лучшем состоянии.
26.

Усадьба Молоди известна с первой половины XVII в. В 1646 г. её приобрёл П.Ф. Соковнин. Путём выгодных брачных союзов Соковнины выбиваются "из грязи в князи" и занимают высокие посты при дворе царя Алексея Михайловича. Дальнейшему процветанию этого рода повредила приверженность старообрядчеству. Всем известные раскольницы - боярыня Морозова и княгиня Урусова прежде носили фамилию Соковнины.
27.

В 1699 г. Пётр I жалует вотчину Фёдору Головину. 1775 - 1778 гг. - новый строительный период, когда был обновлён весь архитектурный ансамбль усадьбы: господский дом, службы, церковь. Эти работы проводятся при других владельцах - Салтыковых.
28.

Стоять усадьбе, судя по всему, осталось уже недолго.
29.

30.

31.

32. Рядом пасутся козы

33.

34. Усталый сторож

35. Фотографии майские – все цветет

36.

Первое упоминание о церкви Воскресения в Молодях встречается в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, при описании битвы русских войск под предводительством князя Михаила Воротынского с войском крымского хана Девлет-Гирея в 1572 г. Как описывает Н.М.Карамзин, битва произошла «1 августа, в пятидесяти верстах от столицы у Воскресения в Молодях» (Том 9, гл.4). С тех времён существовал деревянный храм. В середине XVII века церковь Воскресения Христова стояла на погосте в Молодях. В 1646 году деревня принадлежала новокрещённому Федоту Измет-ильдееву, сыну Резанову, и приближённому к царской семье дворянину Прокофию Фёдоровичу Соковнину. При Соковниных погост в Молодях слился с деревней, появилось село Молоди. В это же время владельцами села выстроено новое деревянное здание церкви. Новый храм располагался рядом с их усадьбой, по-видимому недалеко от современного храма.
После смерти Прокофия Соковнина вотчина с селом Молоди перешла во владение его четверых детей. Дочери – Феодосия (боярыня Морозова) и Евдокия (княгиня Урусова) – вошли в историю, как ревнительницы старой веры, сочувствующие бунтарскому духу старообрядческих общин, несогласных с церковными реформами патриарха Никона. Бывали ли сёстры в селе Молоди, доподлинно не известно. Можно лишь предполагать, что часть своего детства, они провели в подмосковной вотчине своих родителей.
В 1699 г. царём Петром I Молоди было пожаловано выдающемуся деятелю русской истории петровского времени боярину Фёдору Алексеевичу Головину.

В 1703 г. началось строительство каменной церкви. 14 мая 1706 г. по благословению митрополита Стефана (Яворского), патриаршего местоблюстителя, был выдан антиминс к освящению вновь построенного храма. Следующая крупная перестройка, после которой церковь приобрела современный вид, проведена в 70–80-х годах XVIII века, по-видимому, помещиком Алексеем Ивановичем Салтыковым. По проекту неизвестного архитектора размеры храма были значительно увеличены.

В трапезной разместились два новых придела, были вновь отстроены две башни-колокольни. С северной и южной части здания появились два одинаковых притвора с фронтонными завершениями. Внутри церковь вновь расписали масляными красками. После смерти хозяина села Молоди А.И. Салтыкова, в конце 1770 годов у ограды храма с восточной стороны, в нескольких метрах от алтаря, была построена усыпальница. Кирпичное, прямоугольное здание с невысокой шатровой кровлей в виде пирамиды стало последним прибежищем помещика. Новый владелец села Молоди Степан Егорович Коротков в честь своего небесного покровителя устроил в Воскресенской церкви придел «Во имя святого Стефана Сурожского Чудотворца».

В дальнейшем с середины XIX до середины XX века в храме проводились лишь ремонтные работы и незначительные перестроения. В середине XIX века селом владела А.Д.Бестужева. Последним владельцем был А. И. Бородин. В 1913-1916 годах в его запущенной усадьбе семья художника Л. О. Пастернака снимала дачу.
После Октябрьской революции 1917 года священнослужители, проводившие богослужения в уцелевших храмах, постоянно подвергались опасности быть арестованными и расстрелянными. Именно такая судьба постигла священника Михаила Рыбина, уроженца села Молоди. Родился он в 1877 году в семье крестьянина Федора Рыбина. В зрелом возрасте с 1919 года Михаил Федорович стал служить псаломщиком в храме. В 1925 году был рукоположен в сан священника. Последним местом служения отца Михаила стала церковь Воскресения Христова в его родном селе Молоди. 25 января 1938 года, по сфабрикованному обвинению в антисоветской агитации, священник Михаил Рыбин был арестован. 2-го февраля того же года «тройка» НКВД приговорила отца Михаила к расстрелу. 17 февраля приговор был приведен в исполнение на подмосковном Бутовском полигоне. Память священномученика Михаила совершается в день его мученической кончины – 17 февраля, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской – 7 февраля.

После ареста настоятеля храма священника Михаила Рыбина церковь Воскресения Христова в селе Молоди была закрыта и использовалась как зернохранилище. По окончании войны, в 1946 году, по настоятельным просьбам верующих, в стенах храма вновь начались богослужения.

Последним священником, служившим в советское время в Воскресенском молодинском храме, стал Василий Михайлович Лебедев (ныне находящийся на покое архиепископ Мелхиседек). Отец Василий родился в 1927 году в крестьянской семье в деревне Ново-Черкасово Шатурского района Московской области. В 1946 году поступил в Московскую духовную семинарию, по окончании которой был рукоположен во священника. В феврале 1955 года был назначен настоятелем храма Воскресения Христова в селе Молоди, где положил немало трудов, восстанавливая приходскую жизнь. В 1961 году отец Василий был переведён настоятелем в церковь Рождества Пресвятой Богородицы города Орехово-Зуево и назначен благочинным церквей Орехово-Зуевского округа Московской епархии. Однако с уходом настоятеля богослужения в молодинском храме прекратились.

19 июня 1961 года местная власть вынесла постановление об изъятии здания церкви у общины верующих. Храм закрыли, и вся церковная утварь, иконы и иконостасы были бесследно утрачены. К южному приделу пристроили кинобудку, а к северному – котельную с кирпичной трубой. Пространство храма приспособили под сельский клуб. Надгробия, находившиеся рядом с храмом, куда-то вывезли, а церковную ограду сняли.

Воскресенский храм был вновь передан верующим в 1991 году. Указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия новым настоятелем назначался священник Константин Лебедев – сын своего предшественника по месту служения архиепископа Мелхиседека (Лебедева). Отцу Константину пришлось немало потрудиться, чтобы возродить жизнь прихода, вернуть храму былую красоту и величие. При отце Константине были проведены масштабные ремонтные работы, воссоздано внутреннее убранство, восстановлены церковная ограда и усыпальница.

Петропавловский придел Воскресенского храма тщанием отца Константина стал первым после многолетнего перерыва в Московской епархии, где совершено великое освящение престола тремя архиереями: митрополитом Ювеналием, архиепископом Мелхиседеком и епископом Григорием. Воскресенский храм стал одним из центров возрождения православия в южном Подмосковье. В 2012 году протоиерей Константин преставился ко Господу, прослужив в Воскресенском храме 21 год.
Ныне, милостью Божией, молитвами и трудами верующих продолжается восстановление былого благолепия Воскресенской церкви, развивается приходская жизнь. Храм открыт ежедневно. Действует воскресная школа для детей, проводятся еженедельные занятия по изучению Священного Писания для взрослых. Богослужения совершаются в выходные и праздничные дни.