Установка пво с 500 новые

Россия «втихую» успешно провела испытания зенитно-ракетной системы (ЗРС) нового поколения С-500 «Прометей», заявил источник в разведывательном сообществе США телеканалу CNBC. Как сообщает НСН ,

источник на условиях анонимности рассказал, что эти испытания С-500 стали рекордными — ракета пролетела 299 миль (480 км), поразив цель. Таким образом, предыдущий показатель дальности действия ЗРС был превышен на 50 миль (80 км).

Американский разведчик, тем не менее, не стал уточнять время и место проведения ракетных испытаний. В статье CNBC отмечается, что, по утверждениям российской стороны, С-500 базируется на земле и способна перехватывать не только самолеты-невидимки вроде F-22 и F-35, но и беспилотные летательные аппараты (БПЛА), гиперзвуковые ракеты и другую авиацию.

Россия, напомним, не признает, что С-500 готова и проходит испытания: в заявили, что «Прометей» поступит на вооружение Воздушно-космических сил лишь после завершения испытаний, то есть ориентировочно — к 2020 году.

Военный и политический эксперт фонда «Народная дипломатия» полагает, что предшествовавшие С-500 зенитно-ракетные системы зарекомендовали Россию как производителя самых лучших в мире средств борьбы с авиацией и ракетами.

Он добавил, передает ФАН , что любая информация по поводу С-300 и С-400 автоматически превращается в «стратегический фактор, влияющий на международные отношения и баланс сил в регионах». Поэтому, отметил Простаков, пристальное внимание Вашингтона к С-500 «понятно», ведь по данным можно предположить, что в распоряжении РФ оказался мощнейший в мире зенитно-ракетный комплекс.

Кроме того, комплексы-предшественники С-500 создали России репутацию производителя лучших зенитно-ракетных систем вооружения в мире. Любая информация о появлении в каких-либо странах комплексов С-300 и С-400 становится стратегическим фактором, влияющим на расклад сил в регионах и международные отношения, подчеркнул эксперт.

«Беспокойство США появлением у России подобного оружия — следствие боязни утратить репутацию сильнейшей военной державы, которая не имеет достойного противника. Созданный во многом благодаря пропаганде в медиа и массовой культуре, подобный образ при столкновении с российским оружием рискует просто рассыпаться»,

— заявил специалист.

Простаков добавил, что России достаточно уделять внимание и средства на работу оборонно-промышленного комплекса, чтобы подобные С-500 «Прометей» вооружения создавались и модернизировались регулярно, надежно защищая страну от внешней агрессии.

С-500 «Прометей» — зенитный ракетный комплекc, разрабатываемый в России как новое поколение систем ПВО, в котором предполагается применить принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей.

Основная задача комплекса сводится к борьбе с боевым оснащением баллистических ракет средней дальности: силами С-500 возможен самостоятельный перехват таких ракет, а при необходимости и межконтинентальных баллистических ракет «на конечном участке траектории» и в полете.

Кроме того, С-500 в перспективе способен уничтожать орбитальные платформы противника.

Ранее CNBC уже сообщал о других, якобы неудачных, испытаниях российских ракет. 22 мая стало известно, со слов осведомленных источников, знакомых с разведданными США, работы по созданию ракеты велись с начала 2000-х годов, а тестовые запуски «ракеты Путина» проводились с ноября 2017-го по февраль 2018 года.

Самый короткий полет продолжался всего 4 секунды, заявили источники, после преодоления дистанции в 8 км ракета рухнула наземь. Наиболее продолжительное испытание длилось около двух минут — ракета преодолела 35 км, но после контроль над ней был утерян, и ракета упала на землю. При этом американцы утверждают, что угрозы для экологии и людей не возникло, потому что энергетическая ядерная установка не была повреждена.

Ядерный реактор в ракете должен был запускаться только после выхода ракеты на необходимую траекторию с помощью другого, неядерного двигателя. За две минуты полета установка не начала свою работу, и поэтому катастрофы не случилось, говорится в статье.

  • 2002 - Начаты разработки облика ЗРС. В НПО "Алмаз-Антей" подготовлена инженерная записка о создании ЗРС 5-го поколения, обозначены основные ТТХ системы.
  • 2004 - Начаты два комплекса научно-исследовательских работ с шифрами "Властелин" и "Самодержец".
  • 2007 - НПО "Алмаз" получил статус разработчика С-500 (постановление ВПК).
  • 2008 - Переименование концерна "Алмаз-Антей" в ГСКБ.
  • 2009 - Первые разработки комплекса С-500: ракета сверхдальнего эшелона 40Н6 готова к испытаниям.
  • 2010 - Утвержден технический проект ЗРС С-500 / 55Р6М.
  • 2012 - Завершен эскизный этап проектирования. Внешний вид машины впервые представлен на показе техники в Бронницах. Начало испытаний некоторых элементов перспективной системы и старт производства опытных образцов.
  • 2013 - В настоящее время разрабатывается ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей". Находится на конечной стадии разработки. Создание прототипов системы и выход на испытания.
  • 2015 - Планируемое завершение разработки и испытаний ЗРК С-500 и принятие комплекса на вооружение (планы 2010 года или ранее).
  • 2017 - Начало серийного производства системы С-500 и закупка 10 комплексов С-500.

Основные характеристики С-500

  1. Дальность обнаружения с вероятностью 0.95:
    а) боевого блока баллистической ракеты - 1300 км;
    б) корпуса баллистической ракеты - 2000 км.
  2. Конструктивная дальность действия:
    min - 30 км;
    max - 300 км
  3. Цели:
    а) одновременно сопровождаемых воздушно-космических целей - 5-20 шт;
    б) одновременно сопровождаемых и управляемых противоракет: 5-10 шт
  4. Рабочий диапазон длин волн: 10 см
  5. Среднеквадратическая ошибка определения точки падения БР - 15 км
  6. Максимальная ошибка целеуказания - 2 км

Пояснения по С-500

  • Перехват баллистических ракет с дальностью более 3500 км, как на средних так и на близких расстояниях
  • Защита от систем радиообнаружения и наведения, современных систем постановки помех
  • Уничтожение:
    а) гиперзвуковых крылатых ракет;
    б) самолетов и БПЛА (5 махов и выше);
    в) низкоорбитальных спутников и космических средств поражения;
    г) ударных гиперзвуковых БПЛА;
    д) орбитальных платформ

МАРС на С-500

Многофункциональная адаптивная радиолокационная станция дециметрового диапазона контейнерного типа. Назначение - обнаружения баллистических и аэродинамических целей.

Система управления С-500

  1. пункт боевого управления
  2. РЛС дальнего обнаружения
  3. зенитные ракетные комплексы
  4. опционально придаваемые средства

Модификации С-500

  • НИР "Самодержец" и "Самодержец-А-А" - научно-исследовательская разработка создания межвидовых унифицированных средств ПВО 2-го ЦНИИ МО России в 1990-е годы
  • НИР "Властелин" и "Властелин-ТП" - научно-исследовательская разработка создания новой системы ПРО и ПВО в 2008-2010 годах
  • С-500 и 55Р6М "Триумфатор-М" - базовый вариант зенитной-ракетной системы
  • С-1000 - модификация ЗРС С-500

Габариты и размеры

  1. Масса полная - 54000 кг
  2. Масса груза - 33000 кг
  3. Мощность двигателя - 550 лошадиных сил
  4. Угол подъема - 30 градусов

Сравнение ЗРК С-500, С-400 и "Пэтриот"

С-500 С-400 "Пэтриот"
Дальность обнаружения
цели, км
600-750 600 70-180
Дальность действия дальнего
эшелона, км
200 / 600 - -
Дальность поражения
аэродинамической цели, км
- 2 - 400 0-80
Высота поражения цели, км 40 - 50 0,005 -30 0,06 - 24
Высота поражения средства
сверхдальнего эшелона, км
до 100 - -
Дальность поражения тактических
баллистических целей, км
- 7 - 60 3 - 20
Количество одновременно
обстреливаемых целей, шт
- 36 125
Количество одновременно
наводимых ракет, шт
- 72 6
Время развертывания системы
из походного состояния, мин
10 5 - 10 25

6 декабря начальник противовоздушной обороны ВВС России генерал-майор Виктор Гуменный в эфире радио «Эхо Москвы» заявил о том, что в следующем году российская армия получит зенитно-ракетные комплексы С-500 с характеристиками, позволяющими противостоять самому современному сверхскоростному гиперзвуковому оружию. Первыми новые ЗРК получат части войск ПВО, обеспечивающие оборону Москвы, центральных и частично южных районов страны. ЗРК С-500 придут на смену стоящим на вооружении комплексам С-400 и С-200. При этом система С-500 является не просто модернизацией С-400, а стала совершенно новой разработкой.

Мобильные ЗРК С-400
на марше
rg.ru

Характеристики С-500

С-500 – новейшее поколение зенитных ракетных систем с дальностью поражения целей до 600 км, в которых реализован принцип раздельного решения задач по уничтожению баллистических и аэродинамических целей. Главной функцией ЗРК С-500 является борьба с баллистическими ракетами средней дальности с радиусом действия до 3500 км. Кроме того, комплексы могут поражать и межконтинентальные ракеты на финальной стадии полета, а в некоторых случаях – и в средней части их траектории, обладая дальностью обнаружения целей на расстоянии до 2000 км и высотой поражения 50–40 км. ЗРК С-500 способен обнаружить и поразить одновременно до двадцати скоростных воздушных целей – таких как баллистические или крылатые ракеты , самолеты, беспилотные летательные аппараты . При этом поражаемые цели могут быть высокоскоростными со скоростью полета 5М и выше. Кроме того, системы С-500 обладают высокой мобильностью и могут быть развернуты в точке прибытия всего за 10 минут.


ЗРК С-500 характеристики. Инфографика
russiandefence.net

По своим характеристикам ЗРК С-500 превосходит и разработанные за рубежом сходные зенитно-ракетные комплексы. Американский ЗРК РАК-3 (последняя модификация знаменитого комплекса «Патриот») при дальности действия до 80 километров имеет высоту поражения целей всего в 24 км, в то время как ракеты комплекса С-500 при определенных условиях могут иметь дальность полета до 100 км и сбивать даже низколетящие спутники. Обладая превосходными характеристиками, ЗРК С-500 является межвидовым оперативно-тактическим оружием пятого поколения с элементами стратегического оружия, способного решать задачи воздушно-космической обороны. На данный момент ВС США не имеют на вооружении комплекса, который объединял бы в себе возможности систем ПВО и ПРО.

Идея проекта С-500 возникла еще в 2002 году, когда специалистами были конструктивно определены контуры будущей зенитно-ракетной системы. Разработка проекта началась в 2009 году, а сроки завершения конструкторских работ планировались на 2012 год. Предполагалось, что уже в 2015 году С-500 начнет производиться серийно и поступать в войска, однако разработчику системы, научно-производственному объединению ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» пришлось неоднократно переносить дату начала производства. Ранее концерн сообщал о планах увеличения производственных мощностей и уже приступил к строительству двух новых заводов в Нижнем Новгороде и Самаре, необходимых для реализации проекта С-500. Стоит отметить, что руководство концерна несколько менее оптимистично определяет сроки начала поставок новых ЗРК в войска, сделав прогноз на 2017–2019 годы. Однако эти планы не противоречат

В российском ОПК наметилось ускорение. Главнокомандующий Воздушно-космическими силами России генерал-полковник Виктор Бондарев заявил , что войска ВКС в ближайшее время примут на вооружение перспективную зенитную ракетную систему С-500.

Концерн «Алмаз-Антей», создающий зенитно-ракетное вооружение дальнего и сверхдальнего действия, работает ритмично, не выходя из графика. «Мы каждый год получаем по пять комплектов зенитных ракетных систем С-400, новые РЛС — эти темпы нас устраивают, идет дальнейшее развитие, мы с промышленностью не стоим на месте, ускоренными темпами разрабатывается новейший комплекс С-500 и в ближайшее время он поступит на вооружение войск противовоздушной обороны», — сказал главнокомандующий на торжественных мероприятиях, посвященных Дню противовоздушной обороны.

Серийное производство комплексов С-400 и С-500 развернуто на Нижегородском машиностроительном заводе имени 70-летия Победы, специально построенном для выпуска как этих двух комплексов, так и перспективных разработок «Алмаза-Антея». Строительство завода обошлось в 45 млрд. рублей.

О том, что ЗРС С-500 совсем уже на подходе, свидетельствует и начало подготовки специалистов для работы на этих комплексах. Обучение проходит на базе Военной академии воздушно-космической обороны имени маршала Г. К.Жукова.

Мобильная ЗРС С-500 «Прометей» начала создаваться в концерне «Алмаз-Антей» в 2004 году. После проведения НИР в 2007 году была открыта ОКР. Ее промежуточный результат был получен в 2009 году, когда начались испытания сверхдальней ракеты

С-500 — это, по сути, два комплекса, каждый из которых решает свои задачи. И каждый из них имеет свое ракетное вооружение и аппаратную часть. Один сегмент осуществляет противоракетную оборону, второй — противовоздушную, то есть уничтожает аэродинамические цели.

И в этом смысле С-500 существенно отличается от американской системы THAAD (Terminal High Altitude Area Defense), имеющей только одну ракету, которая должна бороться как с аэродинамическими, так и с баллистическими целями. Такой универсализм приводит к тому, что вероятность поражения баллистической ракеты средней дальности составляет лишь 10−15%. И нижний порог по дальности поражения аэродинамических целей слишком большой, то есть ракета плохо работает по низколетящим целям. Тут у США значительный пробел, поскольку архаичный ЗРК «Патриот» прикрыть ближнюю зону не в состоянии.

У С-500 для решения задач ПВО и ПРО используются не только различные ракеты, но и две разных РЛС с активной фазированной антенной решеткой.

Часть использующихся в системе ракет позаимствована у ЗРС С-400. Три ракеты разработаны специально для «Прометея». Самой мощной, которая предназначена для борьбы с аэробаллистическими целями, является 40Н6М, имеющая дальность, равную 600 км. Дальность ракеты THAAD в 3 раза меньше — 200 км.

Еще две новые ракеты разработаны в КБ «Факел» для баллистических целей. Это 77Н6-Н и 77Н6-Н1. Их характеристики не разглашаются. Известно лишь, что они справляются не только с баллистическими ракетами средней дальности, но и с МБР на конечном участке их траектории. И не только с самими ракетами, но и с отделившимися боевыми блоками малой заметности, эффективная площадь рассеяния которых не превышает 0,1 кв.м. При этом скорость поражаемых целей может достигать 7 км/с.

Известно и то, что 77Н6-Н и 77Н6-Н1 унифицированы с противоракетой системы ПРО Москвы А-135 «Амур» 53Т6М, которая не имеет в мире аналогов. У нее непревзойденная энергонасыщенность. Уникальные динамические характеристики. Ее максимальные продольные перегрузки — 210g, поперечные — 90g. Дальность пуска — до 100 км, высота перехвата — до 30 км. Однако генеральный конструктор разработки А.Г.Басистов утверждает, что возможности ракеты существенно выше. После окончания государственных испытаний он сказал: «Система показала значительные запасы по всем параметрам. Скоростные противоракеты Люльева 53Т6 могут осуществлять поражение баллистических целей на дальностях в 2,5 раза больших и на высотах в 3 раза больших, чем мы сейчас аттестовали. Система готова выполнить задачи и по поражению низкоорбитальных спутников, и другие задачи».

При этом следует учитывать, что ракеты 77Н6-Н и 77Н6-Н1 — это не копирование, а развитие базовой ракеты.

При сравнении скоростных характеристик ракет С-500 и THAAD видно, что российские быстрее в 3,5 раза. Их максимальная скорость равна 3600 м/с, у американских — 995 м/с.

Характеристики «Прометея» раскрыты лишь частично. Известно, что дальность обнаружения баллистической ракеты составляет 2000 км, боевого блока с ЭПР 0,1 кв.м. — 1300 км. При этом максимальная ошибка при определении конечной точки траектории, то есть места падения баллистической ракеты, не превышает 15 км. Дальность обнаружения аэродинамических целей — 800 км.

В то же время нет данных по количеству сопровождаемых и одновременно обстреливаемых целей. Но известно, что эти параметры выше, чем у ЗРС С-400 «Триумф». То есть больше 20 при сопровождении и 10 при одновременном обстреле. И эти цифры необходимо умножить на 8 — столько боевых машин комплекса объединены в единую систему, управляемую из командного пункта.

Еще одно достоинство «Прометея» — использование новейших средств связи, относящихся к шестому поколению. Они гарантированно исключают возможность радиоперехвата, а также нечувствительны к внешним помехам. В то же время новейшая аппаратура радиоэлектронной борьбы, использованная в мобильных комплексах, расположенных на пятиосных колесных платформах, позволяет с высокой эффективностью нейтрализовать противорадиолокационные ракеты противника. Также ракеты С-500 оснащены аппаратурой подавления РЭБ уничтожаемых целей.

В заключение необходимо остановиться на причинах, благодаря которым российские ЗРС С-500, превосходят по возможностям современные американские мобильные комплексы THAAD. Основная причина заключается в прагматичности американцев. Более четверти века назад они решили, что после выигрыша в холодной войне, у них во веки веков не будет достойных противников. А для усмирения «недостойных» вполне достаточно и созданного на тот момент вооружения. Поэтому было резко сокращено финансирование новых разработок в военной сфере, и большинство тем было свернуто. В результате США на три десятилетия остались с устаревшим ЗРК «Патриот». А вместо комплексов ближней зоны использовали и по-прежнему используют ПЗРК «Стингер», который начал эксплуатироваться в начале 80-х годов. «Стингеры» установлены на джипы и громко названы ЗРК «Авенджер».

Правда, работы по созданию ПРО в США все же продолжились, хоть и в невысоком темпе. На создание мобильного комплекса THAAD ушло почти 20 лет. Но при этом следует учесть, что в США практически не существовало опыта создания крупных мобильных ракетных систем. Все сухопутные МБР у них шахтного базирования. Противоракетная техника тоже была изначально «зарыта в землю». Самая последняя из таких систем — Ground-Based Midcourse Defense (GBMD) — прикрывает ограниченное пространство. И включает в себя всего лишь 30 ракет, правда, очень мощных — трехступенчатых. Ограниченное количество ракет связано, прежде всего, с чрезвычайной их дороговизной.

А в Советском Союзе это направление развивалось бурно. Тут следует упомянуть не только МБР «Тополь», но в первую очередь мобильный ЗРК-75, который был принят на вооружение в 1957 году. Так что у концерна «Алмаз-Антей» накоплен громадный опыт, благодаря которому с российскими современными средствами ПВО и ПРО крайне непросто конкурировать кому бы то ни было в мире.

Существенно лучше у американцев обстоят дела по средствам ПРО, устанавливаемым на эсминцы. Самые совершенные ракеты морской системы Aegis — SM-3 — имеют дальность полета, равную 700 км, и «космическую» высоту перехвата — 250 км. При этом скорость несколько не дотягивает до характеристик российских ракет — 2700 м/с против 3600 м/с.

Но, разумеется, Aegis, в отличие от С-500, не предназначена для борьбы с аэродинамическими целями — самолетами и крылатыми ракетами. В России задачи ПРО в чистом виде решает система А-135 «Амур», базирующаяся в московском регионе. О ее ракете ближнего действия уже было сказано выше. Что же касается дальней ракеты, то она в настоящий момент проходит испытания. И будет включена в новую систему ПРО Москвы А-235 «Нудоль». Ориентировочно ракета имеет дальность в 1500 км, а максимальная высота поражения целей — 750 км. Кстати, «ближняя» ракета для обновленной системы ПРО будет мобильной. И это позволяет сделать предположение, что она будет общей и для ЗРС-500.

Одной из самых ожидаемых новинок в области российского вооружения и техники является перспективный зенитный ракетный комплекс С-500, также известный под шифрами «Триумфатор-М» и «Прометей». По известным данным, пока этот проект находится на стадиях конструкторских работ и еще не продвинулся дальше проверок отдельных компонентов. Тем не менее, работы продолжаются, и вскоре дадут новые результаты. Как стало известно не так давно, оборонная промышленность начала сборку определенных компонентов будущего зенитного комплекса.

Долгожданные и интереснейшие сведения о ходе проекта С-500 в конце февраля раскрыл вице-премьер Дмитрий Рогозин в интервью для издания «Коммерсантъ». Высокопоставленный чиновник, курирующий оборонную промышленность, рассказал о последних работах и успехах в этой области. Среди прочего он упомянул текущие работы в сфере зенитных систем. Не углубляясь в детали, Д. Рогозин огласил сведения о работах в рамках двух последних проектов зенитных систем.

По словам вице-премьера, не так давно открытый и запущенный Нижегородский машиностроительный завод теперь занимается изготовлением продукции в сфере противовоздушной обороны. Он уже «приступил к производству финальных систем типа С-500 и С-400 на автомобильном шасси». Кроме того, предприятие собирает компоненты подобных систем, базирующиеся на колесных полуприцепах.

Из последних заявлений вице-премьера может следовать, что один из важнейших проектов последнего времени дошел до стадии производства опытной техники. Таким образом, в ближайшем будущем должны будут стартовать испытания С-500, по результатам которых комплекс, пройдя доводку, сможет попасть на вооружение. В недавнем прошлом руководство военного ведомства указывало, что такие системы начнут службу в 2020 году. Выходит, что на проверки и необходимые доработки «Прометея» остается не так уж много времени.

По известным данным, современного проекта началась в первых годах прошлого десятилетия. К 2005 году специалисты концерна «Алмаз-Антей» изучили текущее положение дел и возможности в отношении дальнейшего развития зенитных средств. Вскоре появилось решение о запуске проекта, ведущая роль в котором отдавалась ГСКБ «Алмаз-Антей». Также к работам планировалось привлечь множество других организаций оборонной промышленности, которым следовало поручить создание и выпуск отдельных комплектующих.

Согласно разным источникам, к 2010 году был создан технический проект нового ЗРК. Уже к этому времени были изготовлены и испытаны некоторые компоненты будущего комплекса. Для проведения определенных проверок предприятия-участники программы построили набор различных макетов и имитаторов.

Тогда же, в 2010 году, в открытой печати появился индекс новой системы – 55Р6М. Современные обозначения С-500 и «Прометей» стали известны позже, только весной 2012 года. Почти одновременно с этим было объявлено о планах по будущему серийному производству новой техники. Специально для сборки ракет и прочих средств перспективного комплекса предлагалось построить два новых завода. Часть компонентов для современных и перспективных ЗРК планировалось собирать в Кирове, прочие – в Нижнем Новгороде. Согласно изначальным планам, оба завода должны были заработать уже в 2015 году.

По ряду причин, как нередко случается со сложнейшими проектами, сроки реализации отдельных этапов и всего проекта в целом неоднократно смещались. Так, насколько известно, первые испытания полноценных компонентов комплекса изначально планировалось провести еще в конце прошлого десятилетия, а к 2014-15 году «Прометей» мог бы поступить на вооружение. Впоследствии планы серьезным образом изменились. К примеру, уже в 2013-м принятие на вооружение перенесли на 2017-18 годы.

Впрочем, и эти планы не оправдались. По определенным причинам, испытания ракет нового комплекса начались только летом 2014 года, что заметным образом сместило дальнейшие этапы проекта. Примерно год назад заместитель министра обороны Юрий Борисов указал, что теперь поставка опытного образца ЗРК С-500 запланирована на 2020-й.

Последние сообщения официальных лиц могут быть поводом для оптимизма. После неоднократного изменения графика работ промышленности все же удалось запустить новые этапы программы. Как рассказал несколько недель назад Д. Рогозин, Нижегородский машиностроительный завод уже занялся сборкой некоторых компонентов перспективного комплекса. Очевидно, речь идет о наземных средствах зенитной системы, таких как самоходная пусковая установка, машины управления и связи и т.д.

Если в настоящее время промышленность строит такую технику, то основания для негативных прогнозов пока отсутствуют. Завод-изготовитель и смежные предприятия вполне способны завершить нужные работы в установленный срок и передать опытный образец «Прометея» / «Триумфатора-М» на испытания к 2020 году. Таким образом, после ряда переносов и определенных проблем того или иного характера, важнейший проект С-500 все же будет доведен до желаемого финала.

Учитывая время, необходимое для проведения испытаний, можно представить, когда промышленности удастся запустить полномасштабное серийное производство новой техники, а войска начнут получать заказанные образцы. Если опытный С-500 отправится на полигон к 2020 году и не столкнется с серьезными проблемами, то освоение серийной техники сможет стартовать уже в первой половине двадцатых годов. Требуемое количество комплексов, по понятным причинам, пока остается неизвестным. Речь может идти, как минимум, о нескольких десятках комплектов.

Официальные лица неоднократно упоминали некоторые подробности будущей организации серийного производства. Так, ракеты для комплекса С-500 планируется выпускать на Кировском машиностроительном предприятии, начавшем работу всего два года назад. Окончательная сборка машин с наземными средствами комплекса будет осуществляться в Нижнем Новгороде, где в недавнем прошлом так же были построены новые производственные мощности. В роли поставщиков тех или иных компонентов в программе «Триумфатор-М» будут участвовать различные другие предприятия из состава концерна ВКО «Алмаз-Антей».

Большая часть сведений о технических характеристиках и облике комплекса С-500 пока не раскрывалась. Более того, остается неизвестным даже точный внешний вид системы и ее отдельных компонентов. При этом прозвучавшие заявления отдельных лиц, а также опубликованные документы позволяют составить примерную картину и понять, что именно в будущем получат российские вооруженные силы.

Из известных данных следует, что целью проекта С-500 «Прометей» является создание нового зенитного комплекса, условно относимого к пятому поколению, и способного решать широкий круг боевых задач. Комплекс должен будет бороться как с аэродинамическими, так и с баллистическими целями. Следует ожидать, что в последнем случае ЗРК сможет атаковать баллистические ракеты малой или средней дальности. При этом он должен получить зенитные ракеты большой или сверхбольшой дальности.

По разным оценкам, ЗРК С-500 сможет атаковать цели на дальностях до 350-400 км. Также существуют и более смелые прогнозы, согласно которым дальность стрельбы некоторых используемых ракет будет значительно выше. Одновременно с этим в состав комплекса могут не включать ракеты малой и средней дальности, из-за чего работа на таких рубежах будет возлагаться на другие зенитные системы. Очевидно, что, являясь комплексом для объектовой противовоздушной обороны, С-500 будет работать совместно с другими системами, имеющими иные характеристики.

В связи с особыми задачами в состав перспективного комплекса должна входить радиолокационная станция обнаружения с высокими характеристиками. Согласно разным оценкам, при работе в качестве средства противовоздушной обороны комплекс С-500, используя штатную РЛС обнаружения с активной фазированной антенной решеткой, сможет находить цели на дальностях не менее 500-600 км. В случае с работой по баллистическим целям предполагаемая дальность обнаружения может достигать 1500-2000 км. Впрочем, официальные лица пока не упоминали реальные характеристики РЛС комплекса.

По очевидным причинам, в состав комплекса войдет отдельный командный пункт, задачей которого будет сбор информации от собственных средств обнаружения с последующей ее обработкой и выдачей команд пусковым установкам. Следует ожидать, что средства управления ЗРК С-500 смогут выдавать информацию о тактической обстановке другим потребителям, а также получать актуальные данные со стороны.

По известным данным, с точки зрения мобильности комплекс «Прометей» будет похож на существующие С-300П и С-400. Все средства должны будут монтироваться на специальных колесных шасси высокой грузоподъемности, отличающихся высокими характеристиками подвижности на шоссе и бездорожье. Согласно разным данным, носителями оборудования из состава С-500 могут стать автомобили марок БАЗ и МЗКТ. В прошлом на различных выставках и иных подобных мероприятиях неоднократно фигурировали изображения специальных шасси, оснащенных агрегатами из состава зенитных комплексов.

Ожидается, что зенитные управляемые ракеты большой и сверхбольшой дальности будут отличаться соответствующими габаритами, из-за чего их пусковая установка должна иметь соответствующие размеры. В связи с этим в качестве носителя специальной аппаратуры могут использоваться брянские и минские машины, имеющие не менее четырех осей. Так, брянские автостроители создали шасси БАЗ-69096 с колесной формулой 10х10. Белорусское предприятия, в свою очередь, разработало похожую машину МЗКТ-792911 с шестью ведущими мостами.

Перспективный зенитный комплекс С-500 «Прометей» является новым представителем отечественного направления систем большой дальности, предназначенных для объектовой ПВО. При этом в ходе создания такого комплекса были учтены актуальные угрозы и возможные пути развития ударных систем будущего. Все это позволяет примерно представить, какую именно роль будут играть новые комплексы в обновленной системе противовоздушной и противоракетной обороны.

Отечественная ПВО и в прошлом, и сейчас имеет эшелонированную архитектуру и включает комплексы с разными характеристиками, обеспечивающими многократное прикрытие заданных районов. ЗРК С-500, отличаясь повышенными характеристиками, способен дополнить существующие системы большой дальности в их зоне ответственности, а также расширить возможности ПВО, увеличив максимальный радиус поражения цели. Возможность перехвата баллистических ракет оперативно-тактического класса, малой и средней дальности заметным образом увеличивает потенциал системы ПВО и ПРО в целом.

Ранее упоминалось, что первые серийные комплексы С-500 будут развернуты вблизи Москвы. Их задачей станет прикрытие главных административных и военных объектов, а также всего центрального промышленного района. По всей видимости, «Прометеи» планируется использовать вместе с существующей системой стратегической ПРО Москвы и, возможно, они будут работать вместе с существующими средствами обнаружения и управления. В дальнейшем позиционные районы «Прометеев» должны будут появиться и в других районах страны. С их помощью армия сможет прикрыть базы военно-морского флота, ракетных войск стратегического назначения и т.д., крупные города и промышленные районы.

Количество систем С-500, планируемых к заказу и постановке на вооружение, пока остается неизвестным. Согласно текущим планам министерства обороны, вооруженные силы до конца текущего десятилетия должны получить и поставить на дежурство 56 дивизионов ЗРК С-400. 46 таких комплектов уже передано заказчику и отправлено в части, а оставшиеся 10 будут построены и сданы в самое ближайшее время. Вскоре после этого армия получит первые серийные С-500. Какой именно подход к перевооружению будет использоваться – пока не уточнялось. Вероятно, новый «Прометей» сначала будет дополнять имеющиеся С-400. Замену последних стоит ждать только в отдаленном будущем.

К перспективному зенитному ракетному комплексу С-500 предъявляются особые требования, что известным образом сказывается на сложности работ. Результатом этого были несколько переносов сроков начала испытаний и производства. Впрочем, все основные проблемы были преодолены, и промышленность запустила новый этап программы. Как стало известно в конце февраля, к настоящему времени в Нижнем Новгороде началась сборка наземных компонентов «Прометея».

После долгих лет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ новый образец вооружения для противовоздушной обороны приблизился к испытаниям и последующему принятию на вооружение. Все говорит о том, что актуальные планы о начале эксплуатации в 2020 году будут выполнены. Вооруженные силы получат самый совершенный на данный момент комплекс ПВО и ПРО, а страна благодаря этому повысит свою обороноспособность.

По материалам:
https://kommersant.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
https://iz.ru/
http://rg.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-373.html