Тип лос анджелес. Лучшие рипы от jumo aka end. класса «Los Angeles»

История атомных киллеров субъекта «Лос-Анджелес» возникла в 1906 году, когда в зал Иммиграционной службы острова Эллис(Нью-Джерси)ввалилась дом эмигрантов из Российской Империи – Авраам, Рахиль и их шестилетний сын Хаим.

Малец очутился не промах – когда подрос, зачислился в Военно-морскую академию и стал четырехзвездочным адмиралом ВМС США. Итого Хайман Риковер прослужил на флоте 63 года и предназначался бы еще, не влипни на получении взятки в 67 тыс. долларов(сам Риковер до гроба отпирался, заявляя, что эта «ерунда» никак не воздействовала на его решения).

В 1979 году после крупной аварии на атомной электростанции «Три-Майл-Айлэнд» Хайман Риковер, будто эксперт, был вытребован в Конгресс для дачи свидетельских свидетельств. Проблема звучал прозаически: «В глубине океанов передвигаются сто атомных субмарин ВМС США – и ни одной аварии с деятельной полосой реактора за 20 лет. А у тут развалилась стоящая на дрожу новоиспеченная АЭС. Может быть адмирал Риковер знает какое-то колдовское слово»?

Ответ престарелого адмирала был прост: никаких секретов дудки, надобно итого лишь вкалывать с людами. Индивидуально водиться с всяким специалистом, глупцов залпом отстранять от работы с реактором и выгонять с флота. Всем возвышенным чинам, кто по каким-то причинам мешает кухарить индивидуальный состав в соответствии с этими принципами и саботирует выполнение моих инструкций, объявлять беспощадную войну и тоже выгонять их с флота. Безжалостно «грызть» подрядчиков и инженеров. Безопасность и надежность – вот основные течения работы, иначе даже самые мощные и нынешние субмарины будут топиться кипами в миролюбивое времена.

Принципы адмирала Риковера(безопасность и надежность превыше итого)возлегли в основу проекта «Лос-Анджелес» - самой бессчетной серии в истории атомного подводного флота, заключающейся из 62 многоцелевых атомных подлодок. Направление «Лос-Анджелесов»(или «Лосей» - кличка ладей на советском флоте)– война с надводными кораблями и субмаринами противника, заслон авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Скрытное минирование, поиск, особенные операции.

Если взимать за основу всего табличные характеристики: «скорость», «глубина погружения», «количество торпедных аппаратов», то на фоне отечественных «Тайфунов», «Антеев» и «Щук», «Лос-Анджелес» выглядит будто бесталанное корыто. Однокорпусный стальной гроб, поделенный на три отсека – любая пробоина станет для него летальной. Для сравнения, крепкий корпус отечественной многоцелевой АПЛ пр. 971 «Щука-Б» поделен на шесть герметичных отсеков. А у гигантского ракетоносца проекта 941 "Акула" их вообще 19!

Итого четыре торпедных аппарата, размещенные под углом к диаметральной плоскости корпуса. В итоге «Лось» не может бить на абсолютном ходу – иначе торпеду запросто сломает набегающим потоком воды. Для сравнения, «Щука-Б» владеет 8 носовых ТА и способна применять свое оружие во всем диапазоне рабочих глубин и скоростей.
Рабочая глубина погружения «Лос-Анджелеса» итого 250 метров. Четверть километра – неужели этого капля?Для сравнения, рабочая глубина погружения «Щуки-Б» - 500 метров, предельная – 600!

Каноническое изоображение АПЛ субъекта "Лос-Анджелес"


Скорость ладьи. Изумительно, однако тут у американца все не настолько ахово – в подводном положении «Лось» способен разгоняться до 35 узлов. Итог более чем достойный, итого на шесть узлов крохотнее, чем у невообразимой советской «Лиры»(проект 705). И это без использования титановых корпусов и адовых реакторов с металлическим теплоносителями!

С иной сторонки, возвышенная максимальная скорость ввек не была самым величавым параметром подводной ладьи – уже на 25 узлах акустики ладьи перестают что-либо слышать из-за гула набегающей воды и субмарина становится «глухой», а на 30 узлах ладья грохочет настолько, что ее слышно на дружком гробе океана. Возвышенная скорость – здоровое, однако не излишне величавое качество.

Основное оружие любой субмарины – скрытность. В этом параметре заключен тяни резон существования подводного флота. Скрытность определяется в первую очередность уровнем собственных гулов подлодки. Степень собственных гулов АПЛ субъекта «Лос-Анджелес» не попросту отвечал мировым стандартам. Подлодка субъекта «Лос-Анджелес» сама задавала мировые стандарты.
Причин выдающейся малошумности «Лосей» было несколько:

Однокорпусная конструкция. Уменьшалась площадь смачиваемой поверхности, и, будто следствие, гул от трения о воду при движении ладьи.

Качество изготовления винтов. К слову, качество изготовления винтов советских АПЛ третьего поколения тоже возросло(а их шумность уменьшилась)после детективной истории с покупкой высокоточных металлорежущих станков фирмы Toshiba. Выведав о затаенной сделке между СССР и Японией, Америка закатила подобный буза, что маломочная Toshiba чуть не потеряла доступа на американский базар. Поздно!На просторы Мирового океана уже вышли «Щуки-Б» с новоиспеченными винтами.

Кое-какие специфические моменты, таковские, будто рациональное размещение оборудования внутри ладьи, амортизация турбин и силового оборудования. Абрисы реактора владеют большущую степень натуральной циркуляции теплоносителя – это позволило отказаться от насосов большенный производительности, а, выходит, снизить шумность «Лос-Анджелеса».

Подлодке капля быть бойкой и скрытной – для успешного выполнения задач необходимо владеть конкретное зрелище об облегающей обстановке, научиться ориентироваться в глаже воды, находить и опознавать надводные и подводные мишени. Длинное времена, едиными оружиями наружного обнаружения были перископ и гидроакустический пост с анализатором в облике уха матроса-акустика. Давай еще гирокомпас, демонстрирующий, где же Норд под этой чертовой водой.


У «Лос-Анджелеса» все намного занимательнее. Американские инженеры сразились ва-банк – из назализованный части ладьи демонтировали все оборудование, вводя торпедные аппараты. В итоге, всю носовую доля корпуса занимает сферическая антенна гидроакустической станции AN/BQS-13 диаметром 4,6 метра. Также, в состав гидроакустического комплекса подлодки входит конформная антенна бокового обзора, заключающаяся из 102 гидрофонов, деятельный высокочастотный гидролокатор для обнаружения натуральных препятствий(подводных скал, ледяных пустотелее на поверхности воды, мин и т.д.), а также двумя буксируемыми бездейственными антеннами длиной 790 и 930 метров(с учетом длины троса).

Иные оружия сбора информации вводят в себя: аппаратуру измерения скорости звука на неодинаковых глубинах(абсолютно необходимое оружие для аккуратного определения расстояния до мишени), радар AN/BPS-15 и систему радиотехнической рекогносцировки AN/WLR-9(для работы на поверхности), перископ всеобщего обзора(молодчик 8)и перископ атаки(молодчик 15).
Впрочем, никакие крутые датчики и гидролокаторы не поддержали АПЛ «Сан-Франциско» - 8 января 2005 года ладья, выступающая на 30 узлах(≈55 км/ч), врезалась в подводную утесу. Один-одинехонек моряк погиб, еще 23 получили ранения, а шикарная антенна в назализованный части очутилась раздолбана вдрызг.


Астения торпедного вооружения «Лос-Анджелесов» в некоторой степени компенсируется машистым ассортиментом боеприпасов – итого на борту ладьи 26 дистанционно управляемых торпед Mk.48(калибр 533 мм, масса ≈ 1600 кг), противокорабельных ракет SUB-Гарпун, противолодочных ракетоторпед SUBROC, крылатых ракет «Томагавк» и «умных» мин «Кэптор».

Для увеличения бранный эффективности, в назализованный части всякого «Лос-Анджелеса», начиная с 32-ой по счету ладьи, стали устанавливать еще 12 отвесных пусковых шахт для хранения и запуска «Томагавков». Кроме того, доля подлодок оснащены контейнером Dry Deck Shelter для хранения снаряжения боевых пловцов.

USS Greeneville(SSN-772)с закрепленным на её корпусе Dry Deck Shelter


Модернизация проводилась не «для галочки», а исходя из реального боевого эксперимента – «Лос-Анджелесы» регулярно привлекаются для нанесения ударов по береговым мишеням. «Лоси» в крови по самые рога – в списках изничтоженных круглее Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия…

Заключительные 23 ладьи строились по измененному проекту «Улучшенный Лос-Анджелес». Субмарины этого субъекта были особенно приспособлены для деяний в возвышенных широтах под ледовым куполом Арктики. У ладей демонтировали рубочные рули, заменив их на убираемые рули в назализованный части. Винт был заключен в профилированную кольцевую насадку, что еще вяще снизило степень гулов. Частичной модернизации подверглась радиоэлектронная «начинка» ладьи.
Заключительная ладья серии «Лос-Анджелес», получившая звание «Шайенн», была возвещена в 1996 году. В то времена, когда достроились заключительные ладьи серии, первые 17 единиц, отслужив возложенный срок, уже двигали на слом. «Лоси» до сих пор составляют основу подводного флота США, на 2013 год в строю все еще будут 42 подлодки этого субъекта.

Возвращаясь к нашему изначальному тары-бары-раста-бару – что же все-таки вышло у американцев –никчемная жестяная «лохань» с заниженными характеристиками или высокоэффективный подводный бранный комплекс?

Безукоризненно с точки зрения надежности, «Лос-Анджелесы» ввели до сих пор никем не побитый рекорд – за 37 лет деятельной эксплуатации на 62 ладьях этого субъекта не было зафиксировано ни одной капитальной аварии с повреждением деятельной полосы реактора. Традиции Хаймана Риковера живы до сих пор.

Что дотрагивается боевых характеристик, демиургов «Лосей» можно немножко похвалить. Американцам удалось возвести в круглом благополучный корабль с упором на величественнейшие характеристики(скрытность и оружия обнаружения). Ладья, бесспорно, была важнейшей в мире в 1976 году, однако к половине 1980-х, с появлением в составе ВМФ СССР первых многоцелевых АПЛ проекта 971 «Щука-Б», американский подводный флот вновь очутился в положении «догоняющего». Осознавая кое-какую ущербность «Лося» перед «Щукой-Б», в Штатах возникла разработка проекта «СиВулф» - грозного подводного крейсера по цене $3 млрд. долларов за штуку(итого осилили постройку трех «СиВулфов»).

В круглом, беседа о ладьях субъекта «Лос-Анджелес» это не столько беседа о технике, сколько беседа об экипажах этих субмарин. Человек – мера всему. Собственно благодаря подготовке и скрупулезному обслуживанию техники, американским морякам удалось за 37 лет не затерять ни одной ладьи этого субъекта.

Post scriptum. В апреле 1984 года отсой адмирал Хайман Риковер получил на свое 84-летие классный гостинец – наименованный в его честь 7000-тонный бранный подводный корабль субъекта «Лос-Анджелес».

На перископной глубине

Атомные подводные лодки типа "Лос-Анджелес"

Ф.Сагайдаков

Усиленно наращивая гонку вооружений, военно-политическое руководство США тратит крупные суммы на строительство атомных подводных лодок. В конце 1971 года американская фирма "Ньюпорт ньюс шипбилдинг энд драй док" разработала проект многоцелевой атомной подводной лодки (ПЛА) "Лос-Анджелес". Она, как сообщает зарубежная печать, предназначается для решения следующих задач: борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника; охрана ПЛАРБ и авианосных ударных соединений; защита морских и океанских коммуникаций; минные постановки.
После оснащения таких лодок крылатыми ракетами большой дальности стрельбы (с обычной или ядерной боевой частью) они смогут наносить удары по береговым объектам.
Головная лодка была заложена в январе 1972 года, а в ноябре 1976-го она вступила в строй. В начале 1983 года в ВМС США находилось 20 лодок и ассигнованы средства на строительство еще 21, из которых 15 находятся в различных стадиях постройки. Отмечается, что в настоящее время стоимость одной ПЛА составляет 800 млн. долларов.
По пятилетней кораблестроительной программе (1984-1988 финансовые годы) планируется выделить ассигнования еще на 21 ПЛА (1984-й - три, 1985-й - четыре. 1986-й - четыре, 1987-й - пять, 1988-й - пять).
Большое внимание при создании атомных подводных лодок типа "Лос-Анджелес" было уделено оснащению их эффективным вооружением. На лодке установлены четыре торпедных аппарата для стрельбы торпедами Мк48, противолодочными ракетами САБРОК и противокорабельными УР "Гарпун" и КР "Томагавк", а также для пуска имитаторов Мк30. Они могут использоваться и для постановки мин Мк57.
В 1981 года разрабатывается система вертикального пуска КР "Томагавк" для установки на ПЛА типа "Лос-Анджелес", а также проект модернизации этой лодки, предусматривающий размещение 12 вертикальных ПУ в районе носовой цистерны главного балласта вне прочного корпуса. По сообщениям иностранной печати, это не должно снизить эффективность борьбы с подводными лодками, поскольку стрельба будет вестись не из торпедных аппаратов, а также вызвать значительные изменения корпусных конструкций и повлиять на ходовые качества.
На лодке типа "Лос-Анджелес" с бортовым номером SSN719 вертикальные ПУ будут установлены в 1985 году после ввода ее в строй. Начиная с SSN723 все лодки будут оборудоваться 12 вертикальными ПУ в процессе их постройки, а на ПЛА SSN688 - 718 такие пусковые установки будут размещаться в процессе их капитального ремонта.
Атомная подводная лодка "Лос-Анджелес" имеет однокорпусную архитектуру на большей части длины и в отличие от всех предыдущих серий не имеет двухкорпусной конструкции в районе отсеков вспомогательных механизмов. Запас плавучести составляет 15 проц. Стандартное водоизмещение "Лос-Анджелес" на 2400 т больше, чем, например, "Стёрджен", что объясняется установкой более мощной ядерной энергетической установки (ЯЭУ) и нового радиоэлектронного оборудования, увеличенным боезапасом, а также другими факторами. Корпусные конструкции изготовляются из стали HY-80/100 с нижним, пределом текучести 70 кг/мм2. Корпус представляет собой цилиндрическую оболочку, заканчивающуюся в корме и носу конусами с полусферическими вершинами. Через носовой конус под углом к диаметральной плоскости проходят трубы четырех торпедных аппаратов. Прочный корпус делится поперечными переборками на три отсека: центральный, реакторный и турбинный.
Первый отсек разделен тремя палубами. В нем на верхней палубе размещается центральный пост управления, на второй - жилые помещения команды, на третьей - помещения торпедных аппаратов и запасных торпед, а в трюме - аккумуляторная батарея и цистерны. В кормовой части имеются помещения для вспомогательных механизмов и цистерны. Во втором отсеке находится паропроизводящая установка с реактором S6G, а в третьем - паротурбинная установка и другое механическое оборудование.
По данным зарубежной печати, большое внимание при проектировании ПЛА было уделено снижению ее шумности. В качестве ЯЭУ использована стандартная по составу для всех серийных атомных лодок турборедукторная установка, состоящая из паропроизводящей установки с реактором S6G и двух турбин, передающих через редуктор вращение семилопастному гребному винту. Реактор разработан фирмой "Дженерал электрик". По сравнению с ранее использовавшимися серийными реакторами типа S5W * фирмы "Вестингауз" он может передавать на вал более чем вдвое увеличенную мощность и имеет больший процент естественной циркуляции теплоносителя первого контура. Это позволяет повысить надежность и уменьшить шумность за счет отказа от насосов большой производительности, упрощает электрооборудование и контрольную аппаратуру. Срок его службы между перезарядками около десяти лет.
На ПЛА установлены усовершенствованная система анализа и контроля состава воздуха CAMS-11, использующая масс-спектрометр, управляемый ЭВМ (программируется на различные газовые составы внутриотсечного воздуха), а также инфракрасные датчики-анализаторы содержания углекислого газа. Система, по замыслу ее разработчиков, должна обеспечивать нормальный атмосферный состав в отсеках в течение 90 сут. На ее базе предполагалось создать систему CAMS-ИВ, которая должна автоматически контролировать и управлять всеми средствами вентиляции и регенерации. ЭВМ регулирует содержание кислорода в отсеках лодки, непосредственно воздействуя на кислородную установку, работу скруббера, температурный режим установки дожигания водорода и окиси углерода, а также контролирует состояние древесно-угольных фильтров.
При создании ПЛА типа "Лос-Анджелес" было уделено большое внимание разработке высокоэффективных радиоэлектронных средств. К ним, в частности, относится гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, созданный на базе AN/BQQ-2, который включает сферическую антенну AN/BQS-13 (диаметр 4,57 м), конформную шумопеленгаторную ГАС, буксируемую антенну, размещаемую на корпусе лодки в кожухе (рис. 2), и другие гидроакустические системы. Обслуживается он четырьмя операторами.
На ПЛА типа "Лос-Анджелес" установлены специальный навигационный комплекс MINI SINS, РЛС AN/BPS-15, станция спутниковой связи AN/WSC-3, ГАС миноискания AN/BQS-15, ЭВМ AN/UYK-7, система управления стрельбой Мк117 и другое радиоэлектронное оборудование.
По мнению американских военных специалистов, дальнейшее совершенствование атомных подводных лодок типа "Лос-Анджелес" пойдет по пути улучшения радиоэлектронного оборудования на базе единой системы управления и контроля, которой будут оснащаться как строящиеся лодки, так и перспективные.
Разрабатывается корабельная мультиплексная система передачи данных AN/USQ-82 (V), которая позволит объединить информацию, поступающую от систем оружия и освещения обстановки, а также от общекорабельных, и передавать ее по мультиплексному кабелю. Ее предполагается устанавливать на ПЛА типа "Лос-Анджелес" начиная с номера SSN751. В иностранной печати сообщается, что в конце 80-х начале 90-х годов она будет совершенствоваться в направлении широкого использования распределенной обработки информации, стандартных модулей и волоконной оптики, что существенно повысит надежность кабелей и позволит исключить из состава оборудования преобразователи данных.

Водоизмещение, т:
- надводное 6000
- подводное 6900
Главные размерения, м:
- длина 109,7
- ширина 10,1
- осадка 9,9
Мощность ЯЭУ, л.с. 35 000
Скорость подводного хода, уз. 32-35
Глубина погружения, м 450
Экипаж, человек:
- офицеры 12
- унтер-офицеры и рядовые 115
Основные ТТХ оружия ПЛА типа "ЛОС-АНДЖЕЛЕС"
Характеристики Торпеда Мк48 Противолодочная ракета SABROC Противокорабельные ракеты Мины
Гарпун Томагавк Мк57 Мк67
Вес, кг:
общий
BB

1600
.

1853
.

667
225

1400
454

930
154

754
.
Габариты, м:
длина
диаметр

5,8
0,53

6,25
0,34

4,6
0,53

6,4
0,53

3,0
0,5

4,0
0,5
Скорость, число М 50 уз. 1,0 0,85 0,7 - -
Дальность стрельбы, км 46 50 110 500 - -
Глубина постановки, м - - - - 300 100

Зарубежное военное обозрение №12 1988

Атомных киллеров типа «Лос-Анджелес» началась в 1906 году, когда в зал Иммиграционной службы острова Эллис (Нью-Джерси) вошла семья эмигрантов из Российской Империи – Авраам, Рахиль и их шестилетний сын Хаим. Малец оказался не промах – когда подрос, поступил в Военно-морскую академию и стал четырехзвездочным адмиралом ВМС США. Всего Хайман Риковер прослужил на флоте 63 года и служил бы еще, не попадись на получении взятки в 67 тыс. долларов (сам Риковер до конца отпирался, заявляя, что эта «ерунда» никак не влияла на его решения).


В 1979 году после крупной аварии на атомной электростанции «Три-Майл-Айлэнд» Хайман Риковер, как эксперт, был вызван в Конгресс для дачи свидетельских показаний. Вопрос звучал прозаически: «В глубине океанов движутся сто атомных субмарин ВМС США – и ни одной аварии с активной зоной реактора за 20 лет. А у тут развалилась стоящая на берегу новая АЭС. Может быть адмирал Риковер знает какое-то волшебное слово»?

Ответ престарелого адмирала был прост: никаких секретов нет, нужно всего лишь работать с людьми. Лично общаться с каждым специалистом, дураков сразу отстранять от работы с реактором и выгонять с флота. Всем высоким чинам, кто по каким-то причинам мешает готовить личный состав в соответствии с этими принципами и саботирует выполнение моих инструкций, объявлять беспощадную войну и тоже выгонять их с флота. Безжалостно «грызть» подрядчиков и инженеров. Безопасность и надежность – вот основные направления работы, иначе даже самые мощные и современные субмарины будут топиться пачками в мирное время.

Принципы адмирала Риковера (безопасность и надежность превыше всего) легли в основу проекта «Лос-Анджелес» - самой многочисленной серии в истории атомного подводного флота, состоящей из 62 многоцелевых атомных подлодок. Назначение «Лос-Анджелесов» (или «Лосей» - прозвище лодок на советском флоте) – борьба с надводными кораблями и субмаринами противника, прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Скрытное минирование, разведка, специальные операции.

Если брать за основу только табличные характеристики: «скорость», «глубина погружения», «количество торпедных аппаратов», то на фоне отечественных «Тайфунов», «Антеев» и «Щук», «Лос-Анджелес» выглядит как бездарное корыто. Однокорпусный стальной гроб, разделенный на три отсека – любая пробоина станет для него смертельной. Для сравнения, прочный корпус отечественной многоцелевой АПЛ пр. 971 «Щука-Б» разделен на шесть герметичных отсеков. А у гигантского ракетоносца проекта 941 "Акула" их вообще 19!

Всего четыре торпедных аппарата, расположенные под углом к диаметральной плоскости корпуса. В результате «Лось» не может стрелять на полном ходу – иначе торпеду попросту сломает набегающим потоком воды. Для сравнения, «Щука-Б» имеет 8 носовых ТА и способна применять свое во всем диапазоне рабочих глубин и скоростей.
Рабочая глубина погружения «Лос-Анджелеса» всего 250 метров. Четверть километра – неужели этого мало? Для сравнения, рабочая глубина погружения «Щуки-Б» - 500 метров, предельная – 600!


Каноническое изоображение АПЛ типа "Лос-Анджелес"


Скорость лодки. Удивительно, но здесь у американца все не так плохо – в подводном положении «Лось» способен разгоняться до 35 узлов. Результат более чем достойный, всего на шесть узлов меньше, чем у невероятной советской «Лиры» (проект 705). И это без использования титановых корпусов и страшных реакторов с металлическим теплоносителями!

С другой стороны, высокая максимальная скорость никогда не была самым важным параметром подводной лодки – уже на 25 узлах акустики лодки перестают что-либо слышать из-за шума набегающей воды и субмарина становится «глухой», а на 30 узлах лодка грохочет так, что ее слышно на другом конце океана. Высокая скорость – полезное, но не слишком важное качество.

Главное оружие любой субмарины – скрытность. В этом параметре заключен весь смысл существования подводного флота. Скрытность определяется в первую очередь уровнем собственных шумов подлодки. Уровень собственных шумов АПЛ типа «Лос-Анджелес» не просто соответствовал мировым стандартам. Подлодка типа «Лос-Анджелес» сама задавала мировые стандарты.
Причин исключительной малошумности «Лосей» было несколько:

Однокорпусная конструкция. Уменьшалась площадь смачиваемой поверхности, и, как следствие, шум от трения о воду при движении лодки.

Качество изготовления винтов. К слову, качество изготовления винтов советских АПЛ третьего поколения тоже возросло (а их шумность уменьшилась) после детективной истории с покупкой высокоточных металлорежущих станков фирмы Toshiba. Узнав о тайной сделке между СССР и Японией, Америка закатила такой скандал, что бедная Toshiba чуть не лишилась доступа на американский рынок. Поздно! На просторы Мирового океана уже вышли «Щуки-Б» с новыми винтами.

Некоторые специфические моменты, такие, как рациональное размещение оборудования внутри лодки, амортизация турбин и силового оборудования. Контуры реактора имеют большую степень естественной циркуляции теплоносителя – это позволило отказаться от насосов большой производительности, а, следовательно, снизить шумность «Лос-Анджелеса».

Подлодке мало быть быстрой и скрытной – для успешного выполнения задач необходимо иметь конкретное представление об окружающей обстановке, научиться ориентироваться в толще воды, находить и опознавать надводные и подводные цели. Долгое время, единственными средствами внешнего обнаружения были перископ и гидроакустический пост с анализатором в виде уха матроса-акустика. Ну еще гирокомпас, показывающий, где же Север под этой чертовой водой.


У «Лос-Анджелеса» все намного интереснее. Американские инженеры сыграли ва-банк – из носовой части лодки демонтировали все оборудование, включая торпедные аппараты. В результате, всю носовую часть корпуса занимает сферическая антенна гидроакустической станции AN/BQS-13 диаметром 4,6 метра. Также, в состав гидроакустического комплекса подлодки входит конформная антенна бокового обзора, состоящая из 102 гидрофонов, активный высокочастотный гидролокатор для обнаружения естественных препятствий (подводных скал, ледяных полей на поверхности воды, мин и т.д.), а также двумя буксируемыми пассивными антеннами длиной 790 и 930 метров (с учетом длины троса).

Другие средства сбора информации включают в себя: аппаратуру измерения скорости звука на различных глубинах (совершенно необходимое средство для точного определения расстояния до цели), радиолокатор AN/BPS-15 и систему радиотехнической разведки AN/WLR-9 (для работы на поверхности), перископ общего обзора (тип 8) и перископ атаки (тип 15).
Впрочем, никакие крутые датчики и гидролокаторы не помогли АПЛ «Сан-Франциско» - 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу. Один моряк погиб, еще 23 получили ранения, а шикарная антенна в носовой части оказалась разбита вдребезги.


USS San Francisco (SSN-711) после столкновения с подводным препятствием


Слабость торпедного вооружения «Лос-Анджелесов» в некоторой степени компенсируется широким ассортиментом боеприпасов – всего на борту лодки 26 дистанционно управляемых торпед Mk.48 (калибр 533 мм, масса ≈ 1600 кг), противокорабельных ракет SUB-Гарпун, противолодочных ракетоторпед SUBROC, крылатых ракет «Томагавк» и «умных» мин «Кэптор».

Для увеличения боевой эффективности, в носовой части каждого «Лос-Анджелеса», начиная с 32-ой по счету лодки, стали устанавливать еще 12 вертикальных пусковых шахт для хранения и запуска «Томагавков». Кроме того, часть подлодок оснащены контейнером Dry Deck Shelter для хранения снаряжения боевых пловцов.
Модернизация проводилась не «для галочки», а исходя из реального боевого опыта – «Лос-Анджелесы» регулярно привлекаются для нанесения ударов по береговым целям. «Лоси» в крови по самые рога – в списках уничтоженных целей Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия…


USS Greeneville (SSN-772) с закрепленным на её корпусе Dry Deck Shelter


Последние 23 лодки строились по измененному проекту «Улучшенный Лос-Анджелес». Субмарины этого типа были специально приспособлены для действий в высоких широтах под ледовым куполом Арктики. У лодок демонтировали рубочные рули, заменив их на убираемые рули в носовой части. Винт был заключен в профилированную кольцевую насадку, что еще больше снизило уровень шумов. Частичной модернизации подверглась радиоэлектронная «начинка» лодки.
Последняя лодка серии «Лос-Анджелес», получившая название «Шайенн», была построена в 1996 году. В то время, когда достроились последние лодки серии, первые 17 единиц, отслужив положенный срок, уже отправлялись на слом. «Лоси» до сих пор составляют основу подводного флота США, на 2013 год в строю все еще находятся 42 подлодки этого типа.

Возвращаясь к нашему изначальному разговору – что же все-таки получилось у американцев –никчемная жестяная «лохань» с заниженными характеристиками или высокоэффективный подводный боевой комплекс?

Чисто с точки зрения надежности, «Лос-Анджелесы» установили до сих пор никем не побитый рекорд – за 37 лет активной эксплуатации на 62 лодках этого типа не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с повреждением активной зоны реактора. Традиции Хаймана Риковера живы до сих пор.

Что касается боевых характеристик, создателей «Лосей» можно немножко похвалить. Американцам удалось построить в целом удачный корабль с упором на важнейшие характеристики (скрытность и средства обнаружения). Лодка, несомненно, была лучшей в мире в 1976 году, но к середине 1980-х, с появлением в составе ВМФ СССР первых многоцелевых АПЛ проекта 971 «Щука-Б», американский подводный флот вновь оказался в положении «догоняющего». Осознавая некоторую ущербность «Лося» перед «Щукой-Б», в Штатах началась разработка проекта «СиВулф» - грозного подводного крейсера по цене $3 млрд. долларов за штуку (всего осилили постройку трех «СиВулфов»).

В целом, разговор о лодках типа «Лос-Анджелес» это не столько разговор о технике, сколько разговор об экипажах этих субмарин. Человек – мера всему. Именно благодаря подготовке и тщательному обслуживанию техники, американским морякам удалось за 37 лет не потерять ни одной лодки этого типа.

Post scriptum. В апреле 1984 года отставной адмирал Хайман Риковер получил на свое 84-летие классный подарок – названный в его честь 7000-тонный боевой подводный корабль типа «Лос-Анджелес».

Тактико-технические характеристики

Тип «Лос-Анджелес
Водоизмещение: надводное 6082 т.; подводное 6927 т.
Размерения: длина 110,34 (362 фута); ширина 10,06 м. (33 фута); осадка 9,75 м. (32 фута)
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением S6G, тающий две паровые турбины, передающие вращательный момент мощностью 26 095 кВт (35 000 л.с.) на один вал.
Скорость: надводного хода 18 уз., подводного хода 32 уз.
Глубина погружения: рабочая 450 м. (1475 футов) и предельная 750 м. (2460 футов)
Торпеды аппараты: центральной части корпуса четыре 21 -дюймовых (533-мм) торпедных аппарата для 26 единиц оружия, включая торпеды Мк 48, ракеты «Гарпун» с подводным стартом и ракеты «Томагавк«; кроме того (начиная с SSN-719) 12 пусковых вне прочного корпуса для КРМБ «Томагавк» (в настоящее время образцы TLAM-C и TLAM-D).
Радиоэлектронное вооружение: РЛС обнаружения надводных целей BPS-15, ГАК BQQ-5 или поисковый и управления стрельбой низкочастотный пассивно-активный ГАК BSY-1, гидрофоны ГАК BDY-1/BQS-15, буксируемая акустическая антенна ГАС ТВ-18 и система обнаружения и уклонения от минной и ледовой опасности МИДАС.
Экипаж: 133 человека.

Самый большой по количеству построенных по одному проекту кораблей с ядерными энергетическими установками тип «Лос-Анджелес» соединил в себе скоростные преимущества лодок типа «Скипджек» и возможности современного вооружения лодок типов «Пёрмит» и «Стерджен». Значительное увеличение размеров стало главным образом результатом установки нового реактора S6G с водяным охлаждением под давлением, конструкция которого основывалась на реакторе D2G, установленном на атомных крейсерах типов «Бейнбридж» и «Тракстан».

Перезагрузка реактора осуществляется раз в десять лет. Первоначально лодки были оснащены поисковым и управления стрельбой пассивно-активным ГАК BQQ-5. Начиная с подводной лодки ВМС США «Сан Хуан» (SSN-751) устанавливался ГАК BSY-1. Две подводные лодки ВМС США «Аугуста» и «Шейен» были оснащены ГАК BQG-5D с протяженными бортовыми гидрофонами. На всех лодках устанавливалась активная ГАС BQS-15 ближнего действия для ледовой разведки. Другие средства обнаружения включали систему МИ-ДАС (Mine and Ice Detection Avoidence System - система обнаружения и уклонения от минной и ледовой опасности), впервые установленную на лодке «Сан Хуан», кроме того, все последующие лодки имели шумопоглощающее покрытие и горизонтальные рули, перенесенные с ограждения рубки в носовую часть корпуса.


Советский «Виктор».
Благодаря своим электронным системам этот тип лодок должен был стать исключительно эффективным для противолодочных действий, хотя во время первоначального развертывания советских лодок типа «Альфа I» в районы патрулирования, они, используя свое превосходство в скорости подводного хода, были способны с легкостью уходить от преследовавших их лодок типа «Лос-Анджелес» у побережья Исландии. При действиях против советских атомных лодок обычных проектов успех полностью зависел от возможностей обнаружения и сопровождения. Современный ГАК BQQ-5 позволял одновременно установить контакт и поддерживать его длительное время с двумя советскими АПЛ типа «Виктор».
Этот тип лодок отличает мощное вооружение, включающее тактические ракеты класса «подводная лодка - берег» «Томагавк» (Tomahawk Tactical Land Attack Missile - TLAM) с дальностью полета 900 и 1700 км (559 и 1056 миль). В настоящее время используются модификации ракеты TLAM-C с моноблочной боеголовкой массой 454 кг (1000 фунтов) и TLAM-D, доставляющая полезную нагрузку на расстояние до 900 км. Стандартная моноблочная боеголовка, снаряженная обычным ВВ. может быть заменена 318-килограммовой (692-фунтовой) боевой частью с кумулятивным зарядом. Для того, чтобы преодолеть проблему, связанную с нехваткой помещений для хранения боезапаса, начиная с подводной лодки ВМС США «Провиденс» (SSN-719), все лодки оснащаются вертикальными пусковыми системами, а пусковые шахты ракет «Томагавк» располагаются вне прочного корпуса позади носовых гидрофонов ГАК. Несмотря на то, что ракеты «Томагавк» могут нести ядерные заряды, они не снаряжаются ими на постоянной основе.

Кроме того, лодки могут также вооружаться 21-дюймовыми (533-мм) торпедами Мк 48 с активно-пассивным самонаведением или наведением по проводам. Самонаведение используется на дальностях до 50 км (31 миля) или 38 км (23 мили) образцами с наведением в режимах эхопеленгования или шумопеленгования соответственно. Торпеды имеют 267-килограммовую (588-фунтовую) боеголовку, боекомплект лодок типа «Лос-Анджелес» составляет 26 единиц Мк 48. Другой вариант загрузки боезапаса - 14 торпед и 12 тактических ракет «Томагавк» класса «подводная лодка - берег» Ракеты запускаются из четырех пусковых шахт, расположенных в центральной части корпуса. Лодки типа «Лос-Анджелес» уже принимали участие в операциях в Ираке, Косово и Афганистане. Кроме того, лодки продолжают также действовать под льдами; в середине 2001 г. подводная лодка ВМС США «Скрэнтон» (SSN-756) совершила всплытие в арктических льдах. Из состава флота выведено 11 лодок этого типа.