Арун Пракаш, отставной адмирал ВМФ Индии и бывший начальник службы, настроен еще более критично. Приоритет – Украина. Индия отказывается от российского оружия Индия выбирает Украину

Скандальная история с продажей бракованной партии палубных истребителей МиГ-29К, которые Россия поставляла военно-морскому флоту Индии в период с 2004 по 2010 годы, получила продолжение. В августе 2016 года Newsader, ссылаясь на государственный доклад индийских контролеров, рассказывал о грандиозной неудаче, постигшей индийский ВМФ : практически все закупленные у Москвы самолеты, предназначенные для использования на авианосцах, оказались непригодны не только для боя, но и для обычных вылетов. По словам автора публикации Defense-Aerospace, системы купленных у России военных самолетов оказались буквально "пронизаны проблемами". Особенно удручающим этот вывод звучит в связи с тем, что МиГ-29К и МиГ-29КУБ приняты на вооружение в качестве единственной ударной военно-воздушной силы для авианесущего флота Индии.

Как выясняется из опубликованного накануне материла Defense News , ВМФ Индии потерял надежду на принципиальное исправление проблемы и поэтому фактически решил отказаться от использования МиГ-29К. Проблема не только в том, что каждая их посадка на палубу выглядит буквально как "авиакатастрофа" (именно такую формулировку применяет автор DN), после которой приходится снимать двигатель и отправлять самолет в мастерскую. Индийских чиновников возмущает и тот факт, что Россия отказалась проводить бесплатное обслуживание и ремонт своего некачественного товара: этот шаг индийские партнеры Москвы расценили как нарушение деловой этики. Теперь Нью-Дели объявил мировой тендер на закупку палубной авиации. Предложением заинтересовались ведущие западные державы.

Как рассказывает DN, военно-морской флот Индии продолжает сталкиваться с острой проблемой ремонта и техобслуживания 45 самолетов МиГ-29К российского производства. Эти машины, поставленные Россией по контракту, остаются единственными палубными истребителями на авианосце "Викрамадитья". Об этом заявил высокопоставленный чиновник ВМФ Индии, высказывание которого приводит издание.

"Требуется, чтобы МиГ-29К был надежен в ходе выполнения операций. Сейчас его приземление на палубу авианосца выглядит практически как жесткая посадка. Истребитель нуждается в частом ремонте. Из-за таких посадок постоянно проявляются структурные дефекты", — сказал чиновник.

Между тем, в пакет услуг по договору стоимостью $2,2 млрд. не входило техническое обслуживание самолета, отмечает издание.

"Сегодня они полностью зависят от России во всем, что касается обслуживания, — сказал официальный представитель министерства обороны Индии в ВМФ. — Индийское Министерство обороны неоднократно прорабатывало эти вопросы с русскими. Хотя русские отправили команды специалистов, мы не увидели никаких решений".

Арун Пракаш, отставной адмирал ВМФ Индии и бывший начальник службы, настроен еще более критично.

"Правда в том, что индийский военно-морской флот фактически профинансировал развитие этого самолета (который сейчас использует также и российский военно-морской флот — DN). Если бы у русских была хоть какая-то совесть, они бы гарантировали, что каждый недостаток будет устранен без доплаты", — цитирует его издание.

По словам официального представителя Минобороны, индийская государственная компания Hindustan Aeronautics Limited (HAL) не может исправить ситуацию, объяснив, что без технической помощи со стороны производителя "едва ли представляется возможным вносить изменения" в машины.

Сейчас HAL изыскивает у ВМФ Индии средства для того, чтобы провести капитальный ремонт 113 двигателей на МиГах, занимаясь в том числе поиском запчастей для них.

По данным официального представителя МО, правительство предпочло бы заключить соглашение с ВМФ, Россией и HAL о проведении структурных усовершенствований истребителей МиГ-29К.

DN поясняет, что корнем всех проблем остается все та же жесткая посадка на палубу, из-за которой постепенно разрушается весь самолет: каждый раз после приземления на авианосец приходится целиком снимать силовую установку истребителя МиГ-29К.

Как подчеркивает DN, фактически речь идет о том, что каждая такая посадка для МиГа — это "практически авиакатастрофа".

"После каждой посадки оператора компоненты самолета ломаются либо прекращают работу. После такого мы вынуждены отправлять истребитель в мастерскую для ремонта или замены части, которую зачастую приходится завозить из России", — рассказал Пракаш.

В прошлом году доклад независимого аудиторского агентства, контролера и генерального ревизора Индии показал, что МиГ-29К был принят в состав флота, несмотря на многочисленные несоответствия и аномалии.

"С момента введения в строй в феврале 2010 года 40 двигателей (62 процента) двухмоторных истребителей МиГ-29К были изъяты из эксплуатации по причине конструктивных дефектов", — говорится в отчете (подробности которого представлены ниже).

В начале прошлого года индийский военно-морской флот вышел на мировой рынок для закупки 57 многоцелевых истребителей, которые будут использоваться на будущих авианосцах. Как указывает DN, по сути Индия отказывается от истребителей МиГ-29К. Интерес уже проявили ряд ведущих западных производителей — американский "Боинг" с его Super-Hornet, французский Dassault с его Rafale M, шведский Saab с его Gripen Maritime. Впрочем, и русские не отказались от участия в тендере: они по-прежнему готовы предложить Индии свои МиГ-29K, несмотря на историю гигантского провала.

Должностные лица из ВМС Индии и Минобороны не стали комментировать судьбу программы закупок.

В ноябре прошлого года два палубных российских самолета потерпели крушение во время выполнения военной операции в Сирии, где Россия проводит интервенцию с сентября 2015 года на стороне режима Башара Асада. Один самолет упал в воду, не долетев до палубы. Другой свалился в море прямо с палубы во время посадки: не выдержал тормозной трос.

В прошлом году российские эксперты прогнозировали такое развитие событий. В частности, газета ВЗГЛЯД уже тогда писала, что "аналогичные самолеты будут базироваться и на российском авианосном крейсере "Адмирал Кузнецов"", поэтому "можно предположить, что с аналогичными недочетами в конструкции столкнется и российский вариант МиГ-29КР". Как выяснилось позже, это опасения были верны, если учесть, что было потеряно два самолета.

"Пронизаны проблемами": подробности разгромного доклада

Согласно упомянутому выше докладу, основными изъянами машин оказались проблемы с планером самолетов, двигателем РД-33МК и электродистанционной системой управления. В целом работоспособность МиГ-29К (главный показатель эффективности) оценивалась на уровне от 15,93 процента до 37,63 процента, а МиГ-29КУБ — в пределах от 21.30 процента до 47,14 процента. Данный факт означает существенное сокращение срока эксплуатации, который изначально заявлялся производителем в пределах 6 тыс. часов.

При этом 40 из 65 (то есть 62 процента) поставленных двигателей РД-33 МК признаны негодными, поскольку дефекты в механизмах серьезно снижали безопасность полетов. В конечном итоге к августу 2015 года общее количество вышедших из строя и выведенных из эксплуатации авиадвигателей из РФ составило 46 единиц. Был сделан вывод о том, что надежность РД-33 МК оказалась под вопросом.

Не меньше нареканий вызвали и планеры самолетов, которые выходили из строя прямо во время палубных операций. Недостатки не исчезли даже после многочисленных ремонтных и модификационных изменений, которые вносились российскими производителями по требованию индийской стороны. Докладчики пришли к выводу, что указанная проблема негативно влияет на возможность продолжительного развертывания самолетов.

Электродистанционная система управления также оставляла желать лучшего: ее надежность в период с 2012 по 2014 годы индийские специалисты оценивали крайне невысоко — в пределах от 3,5 до 7,5 процентов.

Претензии выдвигались и к тренировочной программе-симулятору, призванной научить индийских пилотов летать на российских самолетах: специалисты пришли к выводу, что он совершенно непригоден для выполнения поставленных задач.

Общее количество самолетов указанного выше типа, которое решили приобрести индийские вооруженные силы, составляет 45 единиц. Указанные самолеты эксплуатируются в Индии с сентября 2014 года. Перспективы их эксплуатации пока не вполне ясны в свете выявленных отклонений.

Отметим, что в настоящее время в рамках западных санкций США и их союзники ввели запрет на поставку в РФ товаров военного и двойного назначения.

Материал подготовил

Рынок транспортной авиации Индии оказался практически утерянным для Российской Федерации. Индийское издание The Calcutta Telegraph сообщает о первом прибывшем для ВВС этой страны самолете С-17 производства американской компании Boeing. На протяжении 10 лет машины производства США должны полностью вытеснить российские Ил-76. В прошлом году наша страна проиграла тендеры на поставку самолета Ил-78 и вертолетов Ми-26.

Индия до последнего времени оставалась надежным партнером России в области покупки вооружений. Индийцы платили миллиарды долларов нашей стране за военную технику. Но в ноябре прошлого года РФ проиграла тендер на поставку 15 вертолетов Ми-26. Их должны заменить американские СН-47 Chinook от компании Boeing. Вместо покупки шести самолетов-заправщиков Ил-78 индийцы предпочли приобрести Airbus A330. Общая сумма ущерба нашей стране оценивается свыше миллиарда долларов.

Потеря индийского рынка может негативно сказаться на военных контрактах России с другими странами. Вполне возможно, что некоторые государства могут задаться вопросом о целесообразности покупки нашей техники, если даже ее давний покупатель решил сменить поставщика.

Как сообщает индийская пресса, отказ от российских машин вызван их техническими характеристиками. Хоть стоят они и дешевле западных образцов, но дороже обходятся в обслуживании. Как говорит доктор военный наук, генерал армии и бывший главнокомандующий ВВС СССР и России Петр Дейнекин , надежность нашей техники не вызывает сомнений:

— Наша авиационная техника по надежности не уступает иностранным образцам. Это распространяется и на самолеты Ил-76 и Ил-78, и на вертолеты Ми-26. Во всяком случае, их послепродажное обслуживание не должно быть дороже обслуживания американских машин. Возможно, мы отстаем в оперативности устранения дефектов, которые всегда неизбежны.

Но и американский дримлайнер показывал себя не с лучшей стороны. Он нанес ущерб многим компаниям, которые покупали его. Да, они оперативно устраняют дефекты, выявляемые в ходе освоения машин. Но тоже проходят определенный путь, прежде чем достигнут необходимых параметров по надежности.

Возможно, сейчас индийской стороне, с которой у нас давно установились хорошие отношения в области авиатехники, предложили не самую лучшую модель. У Ил-76 есть хорошая модификация с прекрасными экономными двигателями ПС-90, с удлиненным фюзеляжем, с современными средствами навигации. Так что экономические причины возможны.

Но я не встречал машин надежней, чем производства фирмы Илюшина. Это самые надежные воздушные суда, начиная с Ил-14, затем Ил-18, затем Ил-76, Ил-86, Ил-96. Не зря на самолетах Илюшина летает наш президент.

Американский С-17 — тоже распространенная в авиационном мире машина. Но не стоимость постпродажного обслуживания могла стать причиной отказа индийской стороны от покупки наших самолетов.

Что касается танкера Ил-78, то он себя прекрасно показал в эксплуатации. Первые машины поступили к нам на вооружение в середине 1980-х, на смену М-4. От Ил-78 наши самолеты заправлялись при патрулировании к берегам Америки. Недавно наши стратегические воздушные корабли Ту-95 летали без посадки по плану дежурства в воздухе более 42 часов. А сверхзвуковые Ту-160 летали с дозаправкой от Ил-78 более 22 часов. На мой взгляд, это прекрасные показатели надежности наших самолетов. Другим подтверждением качества наших танкеров считаю полет Ту-160 в Венесуэлу.

Ми-26 — это вообще царь-вертолет. Он даже американские тяжелые вертолеты Chinook эвакуировал на внешней подвеске. Когда тот после поломки нуждался в эвакуации, ни одна машина, ни один воздушный кран не мог его поднять. С этой задачей справился только Ми-26. Он прекрасно себя показывает при выполнении любых заданий.

«СП»: — Возможно, иностранные машины более современные, чем наши?

— Понятие «старые» для самолетов не существует. Главный критерий для воздушного корабля — его пригодность к летной эксплуатации. К примеру, американцы до сих пор успешно используют самолет B-52, которому уже около 50 лет. Ему просто дают новую навигацию и прочее оборудование. А что касается С-17, то он ровесник нашего Ил-76. Переделанный в танкер А-330, может, и моложе нашего Ил-78, но наш самолет подтвердил свою надежность десятилетиями эксплуатации. Это хороший танкер и транспорт.

Так что причина отказа индийцев не в надежности. Мы принимали участие в авиа-шоу на разных континентах. Наши машины показали высокую надежность, совершая перелеты на очень большие расстояния, хорошо зарекомендовали себя в климатических зонах от наших суровых зим до жарких тропиков ЮАР, Малайзии и Чили. Только сочувствую индийцам, которые отказываются от своих исторических партнеров.

Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин истинную причину отказа Индии от наших летательных аппаратов видит в слабости России на международной арене:

— При выборе приоритетов поставок очень сложных машин, как самолеты и вертолеты, играет роль система взаимоотношений между странами и приоритеты в геополитике, которые выбирает то или иное государство. За последние два десятилетия Россия устранилась с мировой арены и заняла позицию абсолютного безразличия и нейтралитета по отношению к происходящему на планете. Даже те жалкие потуги, которые совершаются в отношении горячих точек имеют налет равнодушия. Наши государственные деятели будто говорят: «Да, мы, конечно, против, но, по большому счету, нам всё равно». У России нет идеологической модели развития и, как следствие, нет геополитической стратегии.

Россия перестала представлять себя как евразийская держава, как это делал Советский Союз. РФ смирилась с ролью региональной державы, за которую еще надо побороться.

У нас нет стратегии, поэтому мы никому ничего не можем пообещать. Ведь сами не знаем, чего хотим и куда двигаемся. И это состояние неопределенности совершенно не устраивает такие государства, как Индия.

Эта страна входила в Движение неприсоединения, но больше симпатизировала СССР. Она не ориентировалась на советский блок из-за нашего оголтелого атеизма. Сейчас проблема отрицания религии снята в современной России, но на нас по-прежнему нельзя ориентироваться из-за отсутствия геополитических приоритетов. Раз мы ничего не предлагаем странам мира в глобальном плане, то индийской стороне ничего не остается, как соглашаться на американские машины и терпеливо дожидаться, когда к России вернется сознание, и она задаст четкие ориентиры для своих союзников.

«СП»: — Для продвижения своих интересов в Индии России не хватает только политической воли, или ресурсов у нас тоже нет?

— Когда мы говорим о продвижении геополитических интересов, то ресурсы и не нужны. Речь идет о мировоззренческих приоритетах, о создании вместе с нашими соседями культурно-цивилизационного кода. Наш народ и народы стран-соседей ждут, когда российское руководство сформулирует геополитическую концепцию РФ как евразийской державы. В силу своего размера Россия не сможет стать национальным государством. Хотя западные стратеги и советуют нам расчленить страну и по кусочкам войти в Европу. Некоторые наши политики придерживаются такого же мнения. Но, по крайней мере, это некоторая определенность. Сейчас же мы зависли над пропастью между двумя краями: ноги затекли, сил держаться нет. Но выбрать тот или иной путь мы никак не можем. И глядя на такое раскоряченное состояние, индийцы не вдохновляются. Махнув на нас рукой, они начинают покупать американские самолеты и вертолеты.

Фото: Максим Брянский/Коммерсантъ

Руководство Военно-морских сил Индии недовольно российскими палубными истребителями МиГ-29К, используемыми на единственном индийском авианосце "Викрамадитья". По мнению индийских чиновников, истребители слишком часто ломаются, а каждая посадка на палубу требует последующего сервиса, сообщает Defense News.

Всё дело в том, что техническое обслуживание самолётов не было включено в контракт на поставку, заключённый с Россией в 2004–2010 годах. И теперь индийские военные считают, что палубные истребители недостаточно "прочные". С 2010 года, по данным индийских военных, было заменено 40 авиационных двигателей из-за обнаруженных дефектов, а это 62 процента от общего количества.

В настоящее время Военно-морские силы Индии сообщили о подготовке нового тендера на поставку 57 многоцелевых палубных самолётов. Официально тендер ещё не объявлен, однако мировые производители уже показали свой интерес для участия в нём. Это американский Boeing F/A-18E/F SuperHornet, французский Dassault Rafale M, шведский Saab в морской версии Gripen и российский МиГ-29К.

Стоит отметить две особенности получаемой из Индии информации. Индия - это страна с традиционно плохой культурой военно-технического обслуживания и мировой лидер по потерянным самолётам. При этом техническое обслуживание и ошибки пилотирования - основная причина такого большого количества авиационных происшествий и катастроф. Кроме того, известна любовь индийских чиновников перед очередным тендером "сбивать цену" и негативно отзываться об уже поставленной технике, ожидая более выгодного предложения.

Представитель АО "РСК МиГ" Анастасия Кравченко сообщила, что опубликованная информация о якобы выявленных серьёзных проблемах в ходе эксплуатации самолётов МиГ-29К/КУБ ВМС Индии не соответствует действительности.

Ни к нам, ни к нашим партнёрам не поступало заявлений о проблемах с эксплуатацией российских самолётов марки МиГ. Особенно странно видеть эту информацию после успешного окончания военно-морских учений "Малабар-2017" в Бенгальском заливе, в которых МиГ-29К/КУБ, эксплуатировавшиеся с борта авианосца "Викрамадитья", показали хорошие результаты. Кроме того, необходимо отметить, что авианосные корабли проектов "Викрамадитья" и "Викрант" предназначены для базирования российской авиационной техники, в т.ч. МиГ-29К/КУБ. Все авиационно-технические средства корабля, РЛС и другие палубные системы российского производства могут быть использованы исключительно для семейства самолётов МиГ, - заявила она.

Что касается замены самолётов, то это повлечёт за собой переоборудование кораблей с полной заменой всех систем "взлёта и посадки", что потребует значительного времени и финансовых затрат. При этом в период доработки корабли не будут эксплуатироваться.

По словам представителей МиГа, вызывает вопросы реальный уровень осведомлённости источника индийских СМИ о современном состоянии ВМС Индии: "Напомним, что выполнение контракта на поставку истребителей МиГ-29К/КУБ ВМС Индии завершилось в прошлом году и все самолёты были приняты Министерством обороны этой страны".

Высокопоставленные руководители ВВС Индии утверждают, что совместная с Россией программа FGFA по созданию истребителя 5-го поколения не отвечает желаемым требованиям. Один из высших офицеров ВВС Индии добавил, что «индийские ВВС не стремятся продолжать программу FGFA». Об этом пишет издание Defense News.

Предложенная программа FGFA не соответствует требованиям по малой радиолокационной заметности российско-индийского самолета по сравнению с американским истребителем F-35, объяснил высокопоставленный индийский военный. По его мнению, в этой программе необходимы существенные структурные изменения, которые не могут быть обеспечены с помощью существующих российских прототипов.

В программе FGFA также нет понятия модульного обслуживания двигателя, что делает обслуживание будущего парка истребителей FGFA «дорогим и неприятным», считают индийские специалисты, на которых ссылается американское издание. Другой высокопоставленный представитель ВВС Индии пояснил, что модульное обслуживание двигателя требуется для быстрого и удобного обслуживания самолетов FGFA без предварительного предупреждения предприятия-изготовителя.

Однако россияне, по мнению индийцев, предложили немодульные механизмы для FGFA и его обслуживания, и значительная часть работ может быть выполнена только на заводе-изготовителе.

В «Рособоронэкспорте» предельно категорично отреагировали на распространенную американским СМИ информацию. «В настоящее время действует российско-индийское межправительственное соглашение, и есть обязательства, в соответствии с которыми совместный проект по созданию самолета реализуется сторонами по согласованным этапам и срокам», — сказали «Коммерсанту» в компании.

Индийский эксперт Вайджидер Тхакур, в прошлом командир эскадрильи ВВС Индии, специалист по вопросам обороны, утверждает, что на аналоге FGFA, известном в России как Су-57, установлен двигатель АЛ-41Ф.

Но истребитель FGFA должен быть оснащен двигателем под названием «изделие 30». Он на 30% легче АЛ-41Ф, имеет гораздо большую тягу, лучшую топливную экономичность. «Изделие 30» гораздо более надежный двигатель и характеризуется более низкой стоимостью жизненного цикла, примерно на треть», - сказал Тхакур в разговоре с «Газетой.Ru». Однако на сегодня «изделия 30» еще нет на оснащении даже российских истребителей.

Не имея на вооружении американских истребителей, ВВС Индии едва ли имеют возможность иметь мнение по сравнительным долгосрочным эксплуатационным расходам российских и американских самолетов, добавил Тхакур.

Как известно, в 2007 году Россия и Индия подписали соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения FGFA (Fifth-Generation Fighting Aircraft). Ключевым параметром соглашение было производство самолетов на территории Индии, подразумевающее трансфер технологий уникальной российской разработки. Предполагалось, что стартовым заказчиком этого самолета станут военно-воздушные силы Индии, а в дальнейшем он будет поставляться третьим странам. До недавнего времени Индия планировала построить 144 истребителя FGFA. Ранее количество необходимых самолетов этого типа оценивалось в 210 с лишним единиц.

«Безусловно, реализация программы FGFA встречается с определенными техническими трудностями. Ни для кого это не секрет. Но тут дело вовсе не в сложностях технического характера. Не так давно Индия подписала с Францией контракт стоимостью €7,98 млрд на поставку 36 истребителей «Рафаль». Каждый самолет обошелся Нью-Дели в €94 млн. А бюджет индийских ВВС предполагает ежегодное выделение всего лишь €2,5 млрд на закупку летательных аппаратов», - пояснил «Газете.Ru» заместитель директора .

То есть, по словам эксперта, «Рафаль», и это без всякого преувеличения, сожрал весь бюджет ВВС Индии и в том числе средства, выделяемые на создание истребителей 5-го поколения.

В этом случае может сложиться такая ситуация, считает специалист, что ВВС Индии и вовсе останутся без машин 5-го поколения. А они гораздо раньше могут появиться на вооружении ВВС Китая и даже, к немалому удивлению индийской стороны, ВВС Пакистана.

Наконец, если индийская сторона сворачивает военно-техническое сотрудничество с Российской Федерацией, считает Константин Макиенко, то Москва имеет полное право относиться к Нью-Дели не как к приоритетному стратегическому партнеру в регионе, а как к обычному, ординарному партнеру в сфере ВТС. А это может означать только одно — активизацию военно-технического сотрудничества России с основным геополитическим соперником Индии Пакистаном.

А Исламабад вполне заинтересован в интенсификации подобного сотрудничества. С высокими тактико-техническими характеристиками советского/российского оружия пакистанцы ознакомились еще во время афганской войны.

То есть у Дели не должно вызывать сильного удивления возможное появления на вооружении ВВС Пакистана, к примеру, российских истребителей Су-35. Также в свое время ВВС Индии отказались от МиГ-35 в пользу «Рафаля». Если же Пакистан купит эти легкие фронтовые истребители, но теперь уже в гораздо более модернизированном варианте, то этот факт должен восприниматься в Нью-Дели также без особого изумления и потрясения.

Индия имеет полное суверенное право отказаться от всех совместных с Москвой проектов, считает Константин Макиенко. Кремль обладает таким же суверенным правом переориентироваться в вопросах ВТС на Пакистан, убежден эксперт.

«На мой взгляд, не стоит сильно драматизировать ситуацию, складывающуюся в сфере российско-индийской программы FGFA, - рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в российской авиастроительной отрасли. — Пока даже нет точной информации кто и что в Индии сказал, где сказал, при каких обстоятельствах. Неизвестны даже воинское звание и должность автора озвученной информации».

По словам специалиста, Индия в настоящее время пытается реализовать в области военной авиации массу программ: это и закупка «Рафалей», и конкурс на однодвигательный истребитель, и начало работ по легкому истребителю 5-го поколения, и предстоящая модернизация машин Су-30МКИ с целью загрузки предприятий, а также модернизация «Ягуаров» и МиГ-29.

И это, подчеркивает эксперт, программы только в сфере военной авиации. А кроме того, есть еще и авиация ВМФ — Нью-Дели предстоит сделать выбор палубного самолета для своего третьего авианосца. А там уже вовсю идет борьба между «Рафалем» и американским F/A-18. Взамен Соединенные Штаты предлагают Индии помощь в создании легкого истребителя 5-го поколения.

Такое количество индийских программ в сфере ВВС и авиации ВМС великовато даже для Соединенных Штатов. Вряд ли все это с стороны Нью-Дели может быть реализовано. Денег на все сразу может не хватить.

Так что острые заявления ВВС Индии по программе FGFA вполне можно рассматривать как некую борьбу интересов, полагает источник «Газеты.Ru» в авиационной отрасли. За каждой деталью военного самолета в Индии стоит своя группа лоббистов. Так что в этом плане очередной информационный вброс — это, в некотором смысле, нормальное явление.

Информация о практически оформленном решении министерства обороны Индии отказаться от совместного с Россией проекта разработки и производства истребителя пятого поколения. Заголовки статей недвусмысленно дают понять, что причина отказа – технологическое отставание России.

Как и бывает в подобных случаях, для каждой аудитории в этом новостном сообщении есть своя изюминка, создающая нужный эффект восприятия. Для западной аудитории это демонстрация превосходства над «агрессивной», но отсталой Россией.

Для российской публики, в первую очередь скептически настроенной по отношению к властям, это очередной повод заявить о несостоятельности нынешних руководителей государства. Для их оппонентов из пропрезидентского лагеря и консервативных, национально ориентированных сил это весомый удар по самолюбию.

Кроме того, есть еще граждане других стран, сотрудничающих либо подумывающих о сотрудничестве с Россией в военно-технической сфере. Для них основной посыл очевиден. Если столь крупный импортер оружия, как Индия, посчитал бесперспективными разработки ведущих авиастроителей России, то что же говорить об этих и других менее технологичных и, судя по выводам журналистов, безоговорочно устаревших вооружениях с лейблом "Made in Russia"?

Конечно, нельзя не признать, что по целому ряду технологических направлений, в том числе и в ВПК, Россия испытывает определенные трудности. Этот секрет Полишинеля особо не замалчивается даже на высшем уровне российского руководства.

Однако безапелляционность подобных новостей наводит на мысль о несколько иной подоплеке, нежели простое информирование о срыве военного контракта.

Что-то не так

Изначально данная новость появилась 21 октября на страницах американского издания Defense News. В статье сообщается, что командование индийских ВВС выразило претензии министерству обороны страны в отношении перспектив совместной с Россией разработки истребителя пятого поколения.

По данным не названного Defense News источника, индийские военные считают, что проект FGFA заведомо уступает американскому самолету F-35. В частности, претензии предъявлены к конструкции двигателя, низким показателям стелс-технологий и неоптимальности профиля самолета.

На основании этой негативной оценки представители ВВС якобы рекомендуют индийскому руководству выйти из совместного проекта с Россией.

А теперь рассмотрим ситуацию шире.

Во-первых, западные, индийские и российские СМИ, опубликовавшие данную новость, ссылаются исключительно на Defense News. Ссылок на какие-либо другие источники и тем более на официальные индийские власти не приводится.

Во-вторых, американское издание ссылается на анонимных представителей ВВС Индии, недовольных российским проектом. Единственным названным лицом является отставной офицер, а ныне эксперт В. Такур (Vijainder K Thakur), который как раз и не поддержал основную мысль статьи, а, напротив, упомянул о положительных аспектах российско-индийского проекта и, в частности, о перспективах установки на будущих самолетах более совершенного двигателя.

В-третьих, незамеченным осталось мнение главы индийской компании Hindustan Aeronautics Limited (HAL) Суварны Раджу (T. Suvarna Raju), изложенное на страницах другого издания – индийского Business Standard. HAL является основным партнером с индийской стороны и рассматривает разработку нового истребителя как прекрасную возможность для Индии получить самые современные технологические решения в сфере производства военных самолетов.

Ищи, кому выгодно

Для того, чтобы развеять зарождающиеся сомнения в соответствии изложенной Defense News информации реальной ситуации, обратимся к более ранним сообщениям того же издания на эту тему.

9 августа этого года, то есть всего два месяца назад, Defense News публиковал статью, в которой указывалось, что Индия склоняется продолжить совместный с Россией проект разработки истребителя пятого поколения. В материале приводились слова индийских военных и экспертов, поддерживающих разработку FGFA.

Кстати, среди них был и уже упоминавшийся В. Такур.

Двойное толкование индийской позиции трудно допустить,

ведь материал содержал прямую цитату официального представителя минобороны Индии, сообщившего, что специальный комитет под руководством отставного маршала ВВС Индии Симхакутти Вартхамана (Simhakutty Varthaman) рекомендовал МО продолжить проект.

И вот по прошествии столь малого времени оказалось, что мнение индийских военных полностью поменялось. Учитывая, что власти Индии известны достаточной медлительностью в принятии масштабных решений, сложно предположить, что судьба проекта стоимостью в несколько миллиардов долларов меняется столь быстро.

Так что же могло стать причиной появления подобного материала? Осмелюсь предположить, что причина нынешнего ажиотажа вокруг российско-индийского сотрудничества в авиационной сфере не связана с реальными разногласиями партнеров, которые, стоит признать, имели место на протяжении всех 10 лет реализации проекта FGFA. Реальная причина в другом.

Это банальная конкурентная борьба за одного из крупнейших импортеров оружия.

Подобные попытки дискредитации России со стороны США наблюдаются все чаще. Если в Европе основной упор Вашингтон делает на «защиту» европейского рынка от энергетической, газовой зависимости от Москвы, а под шумок продвигает свой сланцевый газ, то в Индии помимо поставок энергоресурсов (куда тоже хотят вклиниться США) цель – подмять под себя многомиллиардный рынок оружия.

И, надо сказать, в последние несколько лет американцы в этом сильно преуспели. Они уже занимают второе место по поставкам вооружений в Индию.

Но на кону еще большие контракты. Например, полным ходом идет обсуждение поставок американских беспилотников MQ-9 Reaper (или Predator B) более чем на 2 млрд долларов, а за ними, возможно, и более мощных Predator C Avenger уже на 8 млрд.

После недавнего значительного сокращения контракта на поставку Индии французских истребителей Rafale борьба за потенциальный контракт на поставку около 100 самолетов вновь разгорелась не на шутку. Помимо французов активность проявляют шведы, русские и американцы.

Одним из главных требований индийской стороны к будущим поставщикам истребителей является передача технологий производства.

Программа индийского премьера Нарендры Моди «Делай в Индии» вынуждает зарубежных производителей делиться секретами.

В этой связи определенное преимущество есть как раз у России, ведь на территории Индии уже производятся танки Т-90 и начинается сборка вертолетов Ка-226Т.

Америка решила ответить симметрично.

Сначала Обама, а теперь и Трамп продвигают индийцам F-16 от Lockheed Martin и F/A-18E/F Super Hornet от Boeing. Причем F-16 должны потеснить российские «МиГ» и «Су» на земле, а Super Hornet – стать основным палубным самолетом для будущего индийского авианосца, проект постройки которого обсуждается в индийском руководстве.

Надо отдать должное предпринимательской жилке заокеанских производителей. Чтобы потрафить индийскому премьеру и вписаться в программу передачи технологий, американцы предлагают полностью перенести один из заводов по производству F-16 в Индию.

Правда, они не акцентируют особо внимание на том, что завод работал в основном на экспорт и после завершения контракта на поставку самолетов Ираку будет вынужден снизить производство. Вместо того, чтобы решать вопрос с загрузкой предприятия, его владельцы посчитали, что выгоднее его просто продать Индии и получать взамен немалые лицензионные отчисления.

При чем тут FGFA? Конечно, F-16 и F/A-18 не дотягивают до требований самолетов пятого поколения. Но у Штатов в рукаве есть еще один козырь. Это F-35, активно продвигаемый союзникам в Европе и Азии. Понятно, что, несмотря на пафосные заявления о привилегированном партнерстве, о передаче этой технологии Индии речь идти не будет. Однако уже упомянутое развертывание производства F-16 и F/A-18 могло бы скрасить индийское недовольство.

Если ответ на вопрос, кому выгодна подобная статья в Defense News, становится ясен, то стоит подумать, а почему об этом заговорили именно сейчас. Но и тут особых проблем не возникает. 25 октября Дели посетил госсекретарь Тиллерсон.

Понятно, что в преддверии его визита создать определенный негатив в отношении конкурентов – заманчивая идея. То, что в ходе переговоров будут обсуждаться перспективы военно-технического сотрудничества, едва ли для кого-то стало неожиданностью.

Более того,

США активно демонстрируют, против кого они хотят дружить с Индией.

Выступление Тиллерсона за несколько дней до турне по странам Азии не оставляет сомнений в том, что Вашингтон хочет привлечь Индию в сколачиваемый им в Азии антикитайский блок.

Наступая на больную для Дели мозоль индийско-китайских противоречий, Тиллерсон, фактически отказавшись от дипломатического этикета, открыто озвучил задачу американско-индийского партнерства как противодействие китайской экспансии.

В этой связи наряду с попытками дискредитировать российское оружие стоит ожидать активизации кампании против России как надежного партнера Индии.

Логика тут проста. Россия в последние годы активно сближалась с Китаем, а тот, в свою очередь, укрепляет союз с Пакистаном. Следовательно, необходимо убедить Индию, что Россия играет на стороне двух главных противников Дели.

И как после этого можно покупать оружие и расширять партнерство с такой страной? В этой связи Вашингтон готов предложить себя в качестве наиболее удачной альтернативы, благо в отношениях с Пекином, Москвой и Исламабадом у американцев достаточно проблем, чтобы Индия могла оттолкнуться от формулы «враг моего врага – мой друг».

Подводя итог вышеизложенному, можно с уверенностью сказать, что на наших глазах разворачивается очередная сцена из уже ставшего привычным спектакля под названием «Продвижение американских интересов» всеми доступными средствами.

Появление статьи в Defense News не случайно и носит явно заказной характер. Заявление о резком изменении позиции в отношении российско-индийского проекта разработки истребителя пятого поколения, скорее всего, связано не с душевными колебаниями руководства индийских ВВС, а с банальным заказом.

Косвенным подтверждением этого может служить и тот факт, что обе статьи с диаметрально противоположными выводами написал один и тот же автор, использовавший одни и те же слова индийских экспертов сначала со знаком плюс, а через два месяца – со знаком минус.

В очередной раз цель оправдывает средства, и для победы в конкурентной борьбе используется искусственно раздуваемый скандал. И что же это, если не элемент информационной войны?