Страны опек экспортируют в основном. Организация стран- экспортеров нефти (опек): организационная характеристика и цели функционирования. Что такое опек простыми словами

Цели и задачи ОПЕК

Все двенадцать государств пребывают в глубочайшей зависимости от заработков собственной нефтяной индустрии. Наверное, единствен ная из государств, представляющая исключение, это Эквадор, кото рая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых материалов. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

ОПЕК организована государствами нефтеэкспортерами для исполнения последующих главных целей и задач:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств – членов;
  • Определение более действенных коллективных и личных средств охраны их интересов;
  • Внедрение нужных средств и методов обеспечивания устойчивости расценок на крупном рынке нефти;
  • Охрана интересов государств – изготовителей нефти методом обеспечивания им стойких прибылей;
  • Обеспечивание действенного, постоянного и выгодного снабжения нефтью государств – покупателей;
  • Обеспечивание охраны среды;
  • Совместная работа со государствами, которые не считаются членами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации крупного рынка нефти.

Сейчас члены организации держут под контролем приблизительно две третьих разведанных запасов нефти на планете. ОПЕК гарантирует 40% мировой добычи и половину крупного экспорта этого ценного сырья. Организация согласовывает политику нефтедобычи и крупное ценообразование на сырую , также устанавливает квоты на размеры производства нефти. И невзирая на расхожее мнение, что время ОПЕК прошло, она как и раньше остается одним из более авторитетных глобальных инвесторов в нефтяной отрасли, характеризующих ее предстоящее становление.

Совместные трудности становления всех государств ОПЕК

Потому что большая часть, если не все из стран-участников ОПЕК считаются развивающимися государствами со схожим муниципальным приспособлением, со схожей культурой, идеологией, политикой, то конечно, что они все на тернистом пути становления встречают одинаковые преграды. В основном, эти все преграды соединены с закоренелым складом ума народа данных государств. Так как очень нелегко перейти к новому виду публичного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и обыкновений, которые укреплялись в сознании народа веками.

Одним из главных недочетов ОПЕК состоит в том, что она соединяет воединыжды державы, интересы которых часто обратны. Саудовская Аравия и др державы Аравийского полуострова относятся к количеству малонаселенных, но владеют огромными припасами нефти, большими вложениями в следствии рубежа и поддерживают очень тесные дела с западными нефтяными компаниями. Для иных входящих в ОПЕК государств, к примеру Нигерии, свойственны высочайшая численность народонаселения и бедность, они продадут дорогие программы финансового становления и имеют гигантскую задолженность.

2-ой, казалось бы, простой неувязкой считается очевидная «куда деть средства». Так как не всегда просто верно воспользоваться хлынувшим на страну дождем нефтедолларов. Монархи и правители государств, на которые обвалилось достояние, рвались применять его «во популярность личного народа» и потому затевали разные «стройки века» и прочие сходственные планы, которые никак невозможно именовать осмысленным инвестицией денег. Исключительно позже, как скоро прошла эйфория от первого счастья, как скоро немного охладился пыл вследствие падения тарифов на нефть и понижения муниципальных заработков, средства муниципального бюджета стали расходоваться наиболее уместно и хорошо.

Третьей, неувязкой считается компенсация научно-технической отсталости государств ОПЕК от основных государств мира. Так как к моменту сотворения организации некие из государств, входящих в ее состав, еще не отделались от пережитков феодального строя! Решением таковой трудности имела возможность быть убыстренная индустриализация и урбанизация. Введение новейших технологий в создание и, в соответствии с этим, жизнь жителей нашей планеты не прошло безо всяких следов для народа. Главными шагами индустриализации были неких зарубежных фирм, к примеру АРАМКО в Саудовской Аравии, и интенсивное вербование частного капитала в промышленность. Это производилось методом многосторонней гос поддержки частному сектору экономики. К примеру, в этой же Аравии было сотворено 6 особых банков и фондов, которые оказывали помощь бизнесменам под гарантии страны.

4 неувязкой считается недостающая государственных кадров. Оказывается сотрудники в государстве оказались неподготовленными к введению свежих технологий и оказались неспособными обслуживать прогрессивные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, также иных заводах и предприятиях. Решением данной проблем стало вербование зарубежных профессионалов. Это было не так просто, как может показаться на первый взгляд. Так как скоро это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием сообщества.


Россия и ОПЕК

Начиная с 1998 года Россия считается наблюдателем в ОПЕК. За этот период времени стороны приобрели положительный навык партнерства. Сформировался многообещающий формат постоянных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и сотрудниками из государств, входящих в данную компанию.

Сейчас ОПЕК просто идет на контакт не только лишь с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с вузами Рф, которые готовят проф кадры свежего уровня чтобы достичь желаемого результата .

Мир стоит перед опасностью «длительного нефтяного упадка» и обязан быть готов к тому, что стоимости на нефть станут высокими на протяжении долгого периода, сказал Международный валютный . Это - самое внезапное из официальных предостережений, которые до сего времени звучали в масштабах длительных мониторингов для энергетических поставок.

Наша родина уделяет существенное внимание ситуации на нефтяных рынках не только лишь в контактах со государствами ОПЕК, но и во содействии с ключевыми странами-потребителями. Для Рф, это, сначала, европейские державы (в пределах 90 процентов экспорта нефти). Так, в масштабах Энергодиалога Рф и Евросоюза державы условились, а именно, вместе проанализировать вопрос о воздействии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

Все державы ОПЕК присутствуют в глубочайшей зависимости от прибылей собственной нефтяной индустрии. Наверное, единственная из государств, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает значительные прибыли от туризма, леса, реализации газа и прочих сырьевых которые были использованы. Для других государств ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого невысокого - 48 процентов в истории с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

Из этого идет, что в отсутствии внешнего рынка говорить о развитии государств ОПЕК нет толку. Экспорт сырья, являясь главным источником заработка государств, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из данного следует, что экономика стран-участников картеля напрямую находится в зависимости от глобальных тарифов на углеводородное сырье.

Вроде как, стоимости на нефть обязаны покрывать производственные и главные опасности изготовителей. Если взглянуть под другим углом, расценки не могут оказывать негативного воздействия на становление мировой экономики и, а именно, обязаны разрешать осуществление вложений в становление нефтяной индустрии

ОПЕК и ВТО

Значение энергетики для финансового становления нереально переоценить, но этой неувязкой нередко третируют на уровне масштабных институтов, а нормы интернациональной торговли в энергетическом секторе фактически не срабатывают. Старания ВТО, к примеру, сначала концентрируются на преодолении барьеров для импорта, на тот момент как в области энергетики лимитирования в основном дотрагиваются экспорта.

В отличие от иных продуктов ископаемые виды горючего неповторимы. Они гарантируют огромную часть энергии во всем мире, хотя являют из себя окончательный ресурс. Опаски, связанные с нехваткой ресурсов, принуждают главных инвесторов принимать конструктивные меры, чтоб обеспечить доступ к источникам энергии. Может быть предстоящее обострение геополитических столкновений, в специфики с учетом мониторингов профессионалов о подъеме спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 г., 80% данного роста обязаны покрыть ископаемые виды горючего.

Значимость ископаемых видов горючего для удовлетворения возрастающего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости данных ресурсов для стран-экспортеров. Заключительные оценивают энергетику как принципиальный инструмент личного становления - во всех качествах данного понятия. Вследствие этого они нередко предпринимают шаги, противоречащие основам независимой торговли. Исключительность энергетики возрастает в связи растущей озабоченности, связанной с экологией. Страны, бравшие на себя обещания по сокращению выбросов, употребляют для производства другой энергии дотации и , что противоречит основам независимой торговли и ВТО.

Нормы интернациональной энергетической торговли обязаны избегать последних подходов - как внедрения всех основ вольной торговли, так и однобокого муниципального либо регионального регулирования.

Смогли развить свою экономику благодаря реализации основного ресурса. Но динамический рост показателей был бы невозможен, если бы развивающиеся государства не объединились.

Группы нефтедобывающих стран

Прежде чем выяснять, какие существуют организации, регулирующие добычу сырой нефти и условия ее реализации, необходимо понять, какие государства в них входят. Так, основными экспортерами нефти являются те страны, где она добывается. При этом государства, являющиеся мировыми лидерами, добывают более миллиарда баррелей ежегодно.

Специалисты все страны делят на несколько групп:

Члены ОПЕК;

США и Канада;

Североморские страны;

Прочие крупные государства.

Мировое лидерство принадлежит первой группе.

История создания ОПЕК

Международную организацию, которая объединяет основных экспортеров нефти, нередко называют картелем. Она создана несколькими странами, чтобы стабилизировать цены на основной сырьевой ресурс. Называется эта организация ОПЕК (англ. OPEC - The Organization of the Petroleum Exporting Countries).

Основные страны-экспортеры нефти, которые относились к развивающим государствам, объединились еще в 1960 году. Произошло это историческое событие на сентябрьской конференции в Багдаде. Инициатива была поддержана пятью странами: Саудовской Аравией, Ираком, Ираном, Кувейтом и Венесуэлой. Это произошло после того, как 7 крупнейших транснациональных компаний, занимающихся нефтедобычей, которых еще называли «Семь сестер», снизили в одностороннем порядке закупочные цены на нефть. Ведь именно в зависимости от ее стоимости они были вынуждены платить ренту за право разработки залежей и налоги.

Но новые независимые государства хотели контролировать добычу нефти на своей территории и следить за эксплуатацией ресурсов. А с учетом того, что в 1960 годах предложение этого сырья превышало спрос, то одной из целей создания ОПЕК было предотвращение дальнейшего снижения цен.

Начало работы

После создания международной организации страны-экспортеры нефти начали к ней присоединяться. Так, на протяжении 1960 годов численность государств, вошедших в ОПЕК, выросла вдвое. К организации присоединились Индонезия, Катар, Ливия, Алжир, В то же время была принята декларация, закрепляющая нефтяную политику. В ней говорилось о том, что страны имеют право осуществлять постоянный контроль над своими ресурсами и следить, чтобы они использовались в интересах их развития.

Основные экспортеры нефти в мире в 1970 годах полностью взяли под свой контроль добычу горючей жидкости. Именно от деятельности ОПЕК стали зависеть цены, устанавливаемые на сырой ресурс. В этот период к организации присоединились и другие страны-экспортеры нефти. Список расширился до 13 участников: в него вошли также Эквадор, Нигерия и Габон.

Необходимые реформы

Достаточно сложным периодом стали 1980 годы. Ведь в начале указанного десятилетия цены невиданно возросли. Но уже к 1986 году они снизились, установилась цена около 10 долларов за баррель. Это было существенным ударом, пострадали все страны-экспортеры нефти. ОПЕК удалось стабилизировать стоимость сырья. В это же время был налажен диалог с государствами, которые не входят в эту организацию. Также были установлены квоты на добычу нефти для членов ОПЕК. В картели был согласован механизм ценообразования.

Значимость ОПЕК

Для понимания тенденций на мировом рынке нефти важно знать, как менялось влияние ОПЕК на ситуацию. Так, в начале 1970 годов странами-участницами контролировалось лишь 2% национальной добычи этого сырья. Уже в 1973-м государства добились того, что под их контроль перешло 20% нефтедобычи, а к 1980 годам им подвластно стало более 86% всей выработки ресурса. С учетом этого страны-экспортеры нефти, которые вошли в ОПЕК, стали самостоятельной определяющей силой на рынке. к тому моменту уже утратили свои силы, ведь государства по возможности национализировали всю нефтяную промышленность.

Общие тенденции

Но далеко не все страны-экспортеры нефти входили в состав специализированной Так, например, в 1990-х годах правительство Габона приняло решение о необходимости выхода из ОПЕК, в тот же период Эквадор временно приостановил участие в делах организации (с 1992-го по 2007 год). Россия, которая занимает лидирующие позиции по объему добычи этого ресурса, в 1998 году стала наблюдателем в картели.

В настоящее время члены ОПЕК в общей сложности осуществляют 40% мировой нефтедобычи. При этом они владеют 80% доказанных резервов этого сырья. Организация может менять необходимый уровень увеличивая или уменьшая его по своему усмотрению. В то же время большинство государств, занимающихся разработкой залежей этого ресурса, работают на полную мощность.

Основные экспортеры

Сейчас членами ОПЕК являются 12 стран. Некоторые государства, занимающиеся разработкой сырьевой базы, работают независимо. Например, это такие крупнейшие экспортеры нефти, как Россия и США. На них не распространяется влияние ОПЕК, им организация не диктует условия добычи и реализации этого сырья. Но они вынуждены смиряться с мировыми тенденциями, которые задают страны-участницы картели. На данный момент Россия и США занимают лидирующие позиции на мировом рынке наряду с Саудовской Аравией. По уровню добычи горючей жидкости на каждое государство приходится более 10%.

Но и это еще не все основные страны-экспортеры нефти. Список десятки лидеров включает в себя также Китай, Канаду, Иран, Ирак, Мексику, Кувейт, ОАЭ.

Сейчас в более чем 100 различных государствах есть залежи нефти, в них ведутся разработки месторождений. Но объемы добываемых ресурсов, конечно, несопоставимо малы по сравнению с теми, которыми владеют крупнейшие страны-экспортеры нефти.

Другие организации

ОПЕК является самым значительным объединением нефтедобывающих государств, но не единственным. Так, например, в 1970 годах было организовано Международное энергетическое агентство. Его членами сразу стали 26 стран. МЭА регулирует деятельность не экспортеров, а основных импортеров сырья. Задачей этого агентства является разработка механизмов взаимодействия, которые необходимы в кризисных ситуациях. Так, именно разработанные им стратегии позволили несколько снизить влияние ОПЕК на рынке. Основные рекомендации МЭА заключались в том, чтобы страны создавали разрабатывали оптимальные маршруты перемещения сырья на случай введения эмбарго и проводили другие необходимые организационные мероприятия. Это поспособствовало тому, что диктовать условия на рынке теперь могут не только крупнейшие экспортеры нефти.

Организация стран-экспортеров нефти, основанная в 1960 году рядом стран (Алжир, Эквадор, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла) с целью координации действий по объему продаж и установления цен на сырую нефть.

Благодаря тому, что ОПЕК контролирует примерно половину мирового объема торговли нефтью, она способна значительно влиять на уровень мировых цен. На долю нефтяного картеля,который в 1962 году зарегистрирован в ООН в качестве полноправной межправительственной организации, приходится около 40% мировой добычи нефти.

Краткая экономическая характеристика государств - членов ОПЕК (в 2005 году)

--
Алжир Индонезия Иран Ирак Кувейт Ливия Нигерия Катар Саудовская Аравия ОАЭ Венесуэла
Население (тыс. человек) 32,906 217,99 68,6 28,832 2,76 5,853 131,759 824 23,956 4,5 26,756
Площадь (тыс. км 2) 2,382 1,904 1,648 438 18 1,76 924 11 2,15 84 916
Плотность населения (человек на км 2) 14 114 42 66 153 3 143 75 11 54 29
ВВП на душу населения ($) 3,113 1,29 2,863 1,063 27,028 6,618 752 45,937 12,931 29,367 5,24
ВВП в рыночных ценах (млн $) 102,439 281,16 196,409 30,647 74,598 38,735 99,147 37,852 309,772 132,15 140,192
Объем экспорта (млн $) 45,631 86,179 60,012 24,027 45,011 28,7 47,928 24,386 174,635 111,116 55,487
Объем экспорта нефти (млн $) 32,882 9,248 48,286 23,4 42,583 28,324 46,77 18,634 164,71 49,7 48,059
Текущий баланс (млн $) 17,615 2,996 13,268 -6,505 32,627 10,726 25,573 7,063 87,132 18,54 25,359
Подтвержденные запасы нефти (млн баррелей) 12,27 4,301 136,27 115 101,5 41,464 36,22 15,207 264,211 97,8 80,012
Подтвержденные запасы природного газа (млрд куб. м) 4,58 2,769 27,58 3,17 1,557 1,491 5,152 25,783 6,9 6,06 4,315
Объем добычи сырой нефти (1,000 барр/день) 1,352 1,059 4,092 1,913 2,573 1,693 2,366 766 9,353 2,378 3,128
Объем добычи природного газа (млн куб. м/день) 89,235 76 94,55 2,65 12,2 11,7 21,8 43,5 71,24 46,6 28,9
Мощности по переработке нефти (1,000 барр/день) 462 1,057 1,474 603 936 380 445 80 2,091 466 1,054
Поизводство нефтепродуктов (1,000 барр/день) 452 1,054 1,44 477 911 460 388 119 1,974 442 1,198
Потребление нефтепродуктов (1,000 барр/день) 246 1,14 1,512 514 249 243 253 60 1,227 204 506
Объем экспорта сырой нефти (1,000 барр/день) 970 374 2,395 1,472 1,65 1,306 2,326 677 7,209 2,195 2,198
Объем экспорта нефтепродуктов (1,000 барр/день) 464 142 402 14 614 163 49 77 1,385 509 609
Объем экспорта природного газа (млн куб м) 64,266 36,6 4,735 -- -- 5,4 12 27,6 7,499 --

Основные цели ОПЕК

Основными целями создания Организации являются:

  • Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.
  • Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
  • Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
  • Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
  • cтрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией. Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Организационная структура ОПЕК

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров, в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

История развития и деятельности ОПЕК

Задачей ОПЕК с 1960-х годов являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Существенные коррективы в расстановку сил внесла внезапно начавшаяся в октябре 1973 г. война между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем, с другой. При поддержке США Израилю удалось довольно быстро вернуть утраченные территории и уже в ноябре подписать соглашения о прекращении огня с Сирией и Египтом.

17 октября 1973г. ОПЕК выступила против политики США, введя эмбарго на поставки нефти в эту страну и увеличив на 70% отпускные цены для западноевропейских союзников Соединенных Штатов. В одну ночь баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. (В январе 1974 г. ОПЕК поднял цену за один баррель до $11,65). Эмбарго было введено в тот момент, когда уже около 85% американских граждан привыкли добираться до рабочего места на собственном автомобиле. Хотя президент Никсон ввел жесткие ограничительные меры по использованию энергоресурсов, ситуацию спасти не удалось, и для западных стран наступил период экономического спада. На пике кризиса цена галлона бензина в США поднялась с 30 центов до $1,2.

Реакция Wall Street была мгновенной. Естественно, на волне суперприбылей акции нефтедобывающих компаний пошли вверх, однако все остальные акции в период с 17 октября до конца ноября 1973 г. потеряли в среднем 15%. Индекс Dow Jones за это время снизился с 962 до 822 пунктов. В марте 1974 эмбарго против США было снято, однако эффект, который оно произвело, сгладить не удалось. За два года, с 11 января 1973 г. до 6 декабря 1974 г. Dow упал почти на 45% - с 1051 до 577 пунктов.

Доходы от продажи нефти для основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд международного развития ОПЕК - многосторонний финансовый институт в области развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван содействовать сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающи­мися странами. Международные институты, чья деятельность приносит пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций фонда.

Однако к концу 70-х потребление нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти, высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

Несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое. После этого на нефтяном рынке в течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть. Однако когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти – до 18 млн барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. Ее результатом стало то, что в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза – с 27 до 12 долл. за баррель.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции “Буря в пустыне”, завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны. Несмотря на постоянное перепроизводство нефти в большинстве стран ОПЕК и возросшую конкуренцию со стороны других нефтедобывающих стран, цены на нефть на протяжении 1990-х годов оставались относительно стабильными по сравнению с теми колебаниями, которые они испытывали в 1980-х годах.

Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть. Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября 1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти, вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти, и произошло понижение на нее цен. Усилия, предпринятые странами-членами и нечленами ОПЕК в 1998 году, вне всякого сомнения, сыграли важнейшую роль в предотвращении дальнейшего обвала мирового нефтяного рынка. Не будь предпринятых мер, и цена на нефть, по оценке некоторых экспертов, могла бы упасть до 6-7 долларов за баррель.

Проблемы развития стран ОПЕК

Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.

Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.

Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.

Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.

Таким образом, все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого - 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.

ОПЕК - международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене.

ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде 10-14 сентября 1960.

В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в картеле.

Целью ОПЕК являются:

· Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.

· Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.

· Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.

· Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран-производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

· Сотрудничество со странами, не являющимися членами ОПЕК, в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Министры энергетики и нефти государств членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.

Организационная структура ОПЕК

Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.

Высший орган ОПЕК - Конференция министров государств, входящих в организацию, действует также Совет директоров , в котором каждая страна представлена одним делегатом. Она, как правило, привлекает к себе самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на мировом нефтяном рынке.

Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как правило, - это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики). Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.


Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. В структуру секретариата ОПЕК входят три департамента. Генеральный секретарь (с 2007 г.) - Абдалла Салем аль-Бадри.

Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.

Межминистерский комитет по мониторингу был основан в Марте 1982 на 63 (внеочередной) встречи конференции. Комитет занимается мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем.

Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.

Фонд международного развития ОПЕК

В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами. Помощью Фонда могут пользоваться международные финансовые институты, оказывающие помощь развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны. Фонд ОПЕК предоставляет займы на льготных условиях в основном трех видов: для проектов, программ и поддержки платежного баланса. Финансовые средства Фонда формируются за счет добровольных взносов государств-членов и прибылей, полученных за счет кредитных и инвестиционных операций Фонда.

Его ценовое значение является средним арифметическим cпотовых цен для сортов нефти, производимых участниками организации.

Счёт для ИП и ООО.

Треть государств на планете располагают разведанными запасами нефти, пригодными для добычи и переработки в промышленных масштабах, но далеко не все торгуют сырьём на внешнем рынке. Определяющую роль в этой сфере мировой экономики играют всего полтора десятка стран.Ведущими игроками на рынке нефти являются крупнейшие экономики-потребители и немногие государства-производители.

Нефтедобывающие державы каждый год суммарно извлекают из недр более одного миллиарда баррелей сырья. На протяжении десятилетий общепринятой эталонной единицей измерения жидкого углеводорода является условная бочка - американский баррель, который равняется 159 литрам. Суммарные общемировые запасы по разным оценкам специалистов составляют от 240 до 290 миллиардов тонн.

Страны-поставщики специалистами разделяются на несколько групп:

  • государства-члены ОПЕК;
  • страны Северного моря;
  • североамериканские производители;
  • прочие крупные экспортеры.

Наибольший сегмент мировой торговли занимает ОПЕК. На территории двенадцати государств-участников картеля залегает 76% разведанных объемов этого невозобновляемого ресурса. Члены международной организации ежедневно извлекают из недр 45% мирового объема легкой нефти. Аналитики IEA – Международного энергетического агентства – полагают, что в ближайшие годы зависимость от стран ОПЕК будет только расти в связи с сокращением запасов у независимых экспортеров. Государства Ближнего Востока поставляют нефть покупателям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Северной Америке и Западной Европе. https://www.сайт/

Одновременно как поставщики, так и покупатели стремятся к диверсификации логистической составляющей торговых сделок. Объемы предложений традиционных производителей подходят к своему верхнему пределу, поэтому некоторые крупные покупатели, в первую очередь КНР, все чаще обращают внимание в сторону так называемых стран-изгоев: например, Судана и Габона. Игнорирование Китаем международных норм не всегда встречает понимание в международном сообществе, однако, во многом оправдано для обеспечения экономической безопасности.

Рейтинг ведущих экспортеров нефти

Абсолютными лидерами по экспорту нефти являются рекордсмены по извлечению сырья из недр: Саудовская Аравия и Российская Федерация. Последнее десятилетие список крупнейших продавцов нефти выглядит следующим образом:

  1. Саудовская Аравия неизменно занимает верхнюю строчку с самыми обширными доказанными запасами и ежедневным экспортом 8,86 млн. баррелей, это почти 1,4 млн. т. В стране около 80 обширных месторождений, крупнейшими потребителями являются Япония и Соединенные Штаты.
  2. Россия поставляет 7,6 млн. барр. в сутки. В стране доказанных запасов черного золота более 6,6 млрд. т, что составляет 5% от общемировых запасов. Основными покупателями являются страны ближнего зарубежья и ЕС. Учитывая разработку перспективных месторождений на Сахалине, ожидается увеличение экспорта Дальневосточным покупателям.
  3. ОАЭ экспортирует 2,6 млн. барр. Ближневосточное государство обладает 10% запасов нефти, основными торговыми партнерами являются страны АТР.
  4. Кувейт – 2,5 млн. барр. Небольшое государство располагает десятой частью от мировых запасов. При существующих темпах добычи, ресурсов хватит минимум на столетие.
  5. Ирак – 2,2 - 2,4 млн. барр. Располагается на втором месте по имеющимся запасам сырья, разведанных залежей более 15 млрд. т. Эксперты же заявляют, что нефти в недрах в два раза больше.
  6. Нигерия - 2,3 млн. барр. Африканское государство на протяжении многих лет стабильно занимает шестую позицию. Разведанные запасы составляют 35% от всего объема найденных залежей на черном континенте. Удачное географическое положение позволяет транспортировать сырье как в Северную Америку, так и в страны Дальневосточного региона.
  7. Катар – 1,8 - 2 млн. барр. Доходы от экспорта на душу населения самые высокие, что делает эту страну богатейшей в мире. Объемы разведанных запасов превышают 3 млрд. т.
  8. Иран - более 1,7 млн. барр. Объем запасов – 12 млрд. т, что составляет 9% богатств планеты. Ежедневно в стране извлекается около 4 млн. баррелей. После отмены санкций поставки на внешний рынок будут возрастать. Невзирая на снижение цен, Иран намерен экспортировать не менее 2 млн. барр. Основными покупателями являются КНР, Южная Корея и Япония. оффбанк.ру
  9. Венесуэла - 1,72 млн. барр. Крупнейшим торговым партнером являются США.
  10. Норвегия - более 1,6 млн. барр. Скандинавская страна обладает самыми обширными запасами среди стран ЕС – полтора миллиарда тонн.
  • Крупными экспортерами, объем ежедневных продаж которых превышает 1 млн. баррелей в сутки, являются Мексика, Казахстан, Ливия, Алжир, Канада, Ангола. Менее миллиона в день экспортируют Британия, Колумбия, Азербайджан, Бразилия, Судан. Всего в числе продавцов значатся более трех десятков государств.

Рейтинг крупнейших покупателей нефти

Список крупнейших покупателей сырой нефти остается стабильным на протяжении многих лет. Однако в связи с активизацией в Соединенных Штатах добычи сланцевой нефти и ростом экономики Китая в ближайшие годы лидер может поменяться. Объемы суточных закупок следующие:

  1. США ежедневно приобретают 7,2 млн. баррелей. Треть ввозимой нефти арабского происхождения. Импорт постепенно снижается за счет расконсервации собственных месторождений. В конце 2015 года в отдельные периоды чистый импорт снижался до 5,9 млн. барр. в день.
  2. КНР импортирует 5,6 млн. барр. По объему ВВП является крупнейшей экономикой мира. Стремясь обеспечить стабильность поставок, госкомпании инвестируют огромные средства в нефтедобывающие отрасли в Ираке, Судане и Анголе. Географический сосед Россия также рассчитывает увеличить долю поставок на китайский рынок.
  3. Япония . Японская экономика ежедневно нуждается в 4,5 млн. барр. нефти. Зависимость местной нефтеперерабатывающей промышленности от внешних закупок составляет 97%, в недалеком будущем составит 100%. Основным поставщиком является Саудовская Аравия.
  4. Индия ввозит в сутки 2,5 млн. барр. Зависимость экономики от импорта составляет 75%. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее десятилетие закупки на внешнем рынке будут увеличиваться на 3 – 5% в год. По закупкам «черного золота» в ближайшей перспективе Индия может опередить Японию.
  5. Южная Корея – 2,3 млн. барр. Основными поставщиками являются Саудовская Аравия и Иран. В 2015 году впервые были осуществлены закупки в Мексике.
  6. Германия – 2,3 млн. барр.
  7. Франция – 1,7 млн. барр.
  8. Испания – 1,3 млн. барр.
  9. Сингапур – 1,22 млн. барр.
  10. Италия – 1,21 млн. барр.
  • Более полумиллиона баррелей в сутки закупают Голландия, Турция, Индонезия, Таиланд и Тайвань. //www.сайт/

По оценкам IEA в 2016 году спрос на жидкие углеводороды увеличится на 1,5%. В будущем году рост составит 1,7%. В долгосрочной перспективе спрос также будет неуклонно расти и не только за счет увеличения количества транспортных средств, использующих двигатели внутреннего сгорания. Современные технологии требуют все больше синтетических материалов, производным которых является нефть.